Eng Ru
Отправить письмо

1.10. Неполадки в работе трансформаторов. Какой уровень масла должен быть в расширительном баке неработающего трансформатора


Осмотр и текущее обслуживание маслонаполненных силовых трансформаторов

 маслонаполненный трансформатор

1.1 Внешний вид

Визуальный осмотр внешнего вида трансформатора может дать важную информацию о его состоянии. Например, неправильное расположение клапанов, подключение радиаторов, заклинившие индикаторы температуры и датчики уровней, шум масляных насосов или вентиляторов охлаждения. Утечки масла могут отражать возможность загрязнения маслом, потерю изоляции или проблемы окружающей среды. Внешний осмотр требует наличия персонала с опытом работы в этой области.

1.2 Датчики температуры подсоединенного к сети трансформатора

 датчики температуры

Проверьте все датчики температуры, когда трансформатор находится в сети. Температура датчика обмотки не должна более чем на 15 градусов превышать максимальную температуру масла. В обратном случае или один или оба датчиков неисправны. Проверьте максимальную температуру масла по датчику, следующему за гильзой индикатора масла с инфракрасной камерой. Сопоставьте данные с индикатором масла. Обнулите все значения температуры на датчиках, после того как запишите старые данные по максимальным температурам.Высокая температура может быть вызвана перегрузками, проблемами охлаждения, а также неполадками с сердечником, обмотками или соединениями.

 1.3 Датчики температуры и отсоединенный от сети трансформатор

Когда трансформатор отсоединен от сети и охладился до температуры окружающей среды, проверьте показания датчиков температуры масла и обмотки. Они должны выдавать одинаковые значения. В обратном случае один или оба датчика – неисправны. Проведите калибровку согласно предписанной процедуре. Также сравните показания с температурой на контрольном датчике масла, все три показания должны совпадать.

1.4  Расширительный бак

указатель уровеня масла в расширительном баке

Проверьте уровень масла в расширительном баке (см. рисунок 1 справа). Этот манометр показывает уровень масла, путем отображения его температуры. Сравните указанную температуру в расширительном баке с верхним пределом температуры масла. Они должны быть примерно одинаковыми. Настройте либо замените индикатор уровня масла в расширительном баке (если это не обходимо), но только после проведения проверки показаний верхней предельной температуры масла, по схеме, которая была приведена в предыдущем разделе (ссылка на него IEEE 62-1995™ [11], раздел 6.6.2). Если уровень атмосферных газов (азот, кислород, углекислый газ) либо, возможно, влажности, неожиданно возрастут в анализе растворенных газов, то в  диафрагме либо камере   Предварительно отключив трансформатор и выбрав безопасное расстояние, откройте контрольное отверстие в верхней части расширительного бака и посмотрите вовнутрь, подсвечивая себе фонариком. Если есть утечка, масло будет видно в верхней части диафрагмы, либо же внутри камеры. Закройте расширительный бак и проведите замену камеры либо диафрагмы при первой же возможности, предварительно запланировав перерыв в работе трансформатора. Если внутри реле Бухгольца нет газа, то трансформатор может быть повторно включен в работу после выпуска воздуха из камеры. Анализ растворенных газов должен быть выполнен немедленно для проведения проверки уровня содержания кислорода, азота и влаги. Тем не менее, трансформатор может спокойно функционировать до установки новой камеры, при этом, оператор должен «закрыть глаза» на анализ растворенных газов. Рекомендуется проведение анализа растворенных газов каждые 3 месяца, вплоть до установки новой камеры расширительного бака. После установки новой камеры, масло необходимо дегазировать, если уровень кислорода превышает показание 10 тыс. частиц/миллион. Кроме того, внимательно проверьте уровень влажности в анализе растворенных газов. Это необходимо для того, чтобы обеспечить уровень влажности ниже рекомендованного уровня для каждого конкретного напряжения трансформатора. Проверьте также осушитель в воздушном клапане; никогда не позволяйте ему обесцветиться более, чем на 2/3 перед заменой осушителя. Все усилия должны быть направлены на то, чтобы поддерживать уровень кислорода ниже, чем 2000 частиц/миллион, и обеспечивать как можно более низкую влажность.              

1.5. Воздухоочистительный фильтр трансформатора.

Воздухоочистительный фильтр трансформатора

Проверяйте воздухоочистительный фильтр, необходимый для поступления воздуха, вследствие изменений уровней масла в маслонаполненном трансформаторе. Проверяйте окраску силикагеля и заменяйте последний при снижении его уровня до одной трети рабочего цвета. На фото №2 представлен вышеупомянутый воздухоочистительный фильтр. Обратите внимание на розовый силикагель на дне под массой синего. Его розовая окраска указывает на то, что эта часть насыщена водой. Заметьте также, что в самом основании  видно масло, высотой в один дюйм.Часто, если масло чистое, то его уровень будет абсолютно невидим. Как правило, на стекло, вокруг абсорбирующего фильтра, наносится тонкая линия, показывающая, какой должен быть уровень масла.Сравнивайте уровень масла с индикаторной линией уровня и доливайте, при необходимости, ещё масло в фильтр. Обратите внимание на 1  1/4 дюймовую дыхательную трубку, идущую от воздухоочистительного фильтра к расширителю. Меньшая труба (1/2  дюйма или около того) не имела бы нужной пропускной способности для того, чтобы по ней достаточно быстро проходил воздух, в случае обесточения трансформатора  в зимний период. Трансформатор может охладиться настолько быстро, что от сжатия масла может образоваться перепад давлений достаточно большой для того, чтобы повредить баллон. Когда это происходит, и баллон разрушается, воздух втягивается в расширитель, образуя большой пузырь.

 1.6. Азот

 Если трансформатор имеет азотную подушку, то необходимо проверять манометр для поддержания в нём необходимого давления. Обратите внимание на фиксируемые показатели давления  датчика. Если они не меняются, возможно, датчик неисправен. Проверяйте сосуд с азотом, чтобы убедиться в хорошем его качестве.  Проверяйте, не фиксируются ли слишком высокие показатели подкачки азота, это признак утечки. Трансформаторы меньшего размера, такие, как станционные или повышающие в цепи генератора, могут не иметь баллона с азотом для восстановления предусмотренного его уровня.  Будьте особенно внимательны как к показателям манометра, так и к зафиксированным данным датчика.

 Манометр может быть несправен годами, и никто не заметит этого. Датчик будет выдавать похожие показатели, независимо от того зима это или лето, ночь или день. Тем временем, утечка азота (N2) может продолжаться до полной его потери. В таком случае, из-за появления воздушных масс, насыщенных кислородом и влагой, ухудшаются эксплуатационные качества масла и изоляции. Следите, не увеличивается ли уровень кислорода или влаги на манометре. Для обнаружения утечек азота (N2) используется специальное ультразвуковое оборудование по обнаружению утечки (Р-2000).

1.7 Утечки трансформаторного масла

Утечки трансформаторного масла

Проверьте весь трансформатор на утечки трансформаторного масла. Неплотные соединения возникают из-за износа прокладок, ультрафиолетового облучения,   из-за тепловой усадки прокладок и фланцев. Большинство  неплотных соединений могут быть восстановлены, применяя эпоксидную смолу или другой материал.

Фланцевые неплотные соединения могут быть восстановлены с этим способом, используя прорезиненную эпоксидную смолу, введенную во фланец под давлением. Очень маленькие неплотные соединения в сварных соединениях и баках могут быть устранены, правкой молотком с со специальным шаровым бойком, зачисткой с соответствующим растворителем, и применением "заплаток"  специальной эпоксидной смолы.

Некоторые неплотные соединения, вероятно, придется сварить. Сварка может быть произведена с трансформаторным маслом в трансформаторе, если доступен  квалифицированный, и хорошо осведомленный сварщик. Если выбрана сварка с трансформаторным маслом в баке, образцы масла должны быть взяты для анализа растворенных газов до  и после сварки. Сварка может привести к появлению газов  при анализе растворенных газов, и   должно быть определено, какие газы относятся сварке и какие к работе трансформатора.

1.8  Устройство сброса давления

Проверьте устройство сброса давления трансформатора, чтобы убедиться, что оно исправно. Если оно в работе, то флажок находится в вертикальном положении, и сигнализация с реле отключения находятся под напряжением.

Устройство сброса давления

Рисунок 3. – Устройство сброса давления

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:Не подавайте повторно питание на трансформатор после того, как сработало это устройство, и реле обесточило трансформатор, пока не проведены испытания и анализы, для выяснения причины отключения и она не устранена.

1.9. Масляные насосы.

Трансформатор может иметь масляные насосы, снабжённые индикаторами скорости циркуляции масла, а также клапанами изолирующими насос, которые нужны для того, чтобы можно было убедиться, что циркуляция масла происходит в заданном режиме. Мотор насоса может крутиться и в обратном направлении, в таком режиме индикаторы также показывают скорость циркуляции. Для того, чтобы убедиться, что мотор крутится в нужном направлении, используется амперметр, с помощью которого определяется сила тока в моторе. Затем показания сравниваются с максимально возможной силой тока, указанной на табличке с характеристиками мотора. В случае если мотор вращается в обратном направлении, сила тока будет гораздо меньше, чем указанная на табличке величина. Еще при техническом осмотре насосов используются анализаторы вибрации, которые применяют, если при работе насоса возникает необычный шум.Также производится лабораторный анализ масла, на предмет наличия в нём частичек металла, которые могут попадать в масло, отрываясь от металлических частей насоса, в частности от подшипников. Такой анализ производится, когда есть подозрение на неисправность подшипников. Анализ должен быть произведён сразу же, как только возникает подозрение на неисправность подшипников, потому что попадание определённого количества металлических частиц в масло, может повредить изоляцию трансформатора, что в свою очередь может привести к возгоранию масла в баке и взрыву трансформатора.

1.10 Вентиляторы и радиаторы.

вентиляторы охлаждения трансформатора

Необходимо осмотреть верхние и нижние клапаны радиаторов, чтобы убедиться, что они открыты. Затем нужно убедиться, что вентиляторы и радиаторы ничем не загрязнены, и удостовериться, что вентиляторы вращаются без каких-либо отклонений. Проверить лопасти вентиляторов на наличие поломок или налипшей грязи и убедиться, что радиаторы не заблокированы полностью или частично. Эффективность вентиляторов гораздо выше, если их лопасти очищены и вращаются в прохладном воздухе. Обычно вентиляторы гонят воздух сквозь радиаторы, а не напрямую. Проверить, не изменено ли направление вращения вентилятора, с помощью электрического реверсирования (то есть воздух, проходит в обратном направлении – сквозь радиатор на лопасти вентилятора). Это обозначает, что вентиляторы будут вращаться в тёплом воздухе, который сначала проходит сквозь радиаторы, из-за чего становятся менее эффективными. Приблизьте руку к радиатору, напротив вентилятора: вы должны почувствовать движение воздуха сквозь радиатор в сторону руки.Также направление вращения лопастей вентилятора можно определить визуально, наблюдая за ними в момент пуска или остановки, когда скорость вращения невысока и исправить направление, если это необходимо.

1.11 Реле Бухгольца

 газовое реле

Проверьте клапанный затвор в реле Бухгольца (газовом реле), чтобы убедиться, что он открыт. Пока трансформатор выключен, проверьте реле Бухгольца, поднимая смотровое стекло (в середине рис. 4, справа) и загляните внутрь. Если внутри есть газ, то масло будет вытесняться, и газ окажется сверху. Если имеется достаточно газа для смещения верхнего слоя масла, то должна быть активирована сигнализация. Маленький клапан в левом верхнем углу должен выпускать газ, что приводит реле в исходное состояние. Если в реле нового трансформатора найдено небольшое количество газа  (несколько месяцев после запуска), это, скорее всего, воздух, который остался внутри трансформатора и выходит. В этом случае нет причин для беспокойства.

 Если трансформатор находится в работе уже некоторое время (несколько лет), и газ найден в реле Бухгольца, то образцы масла должны быть отправлены в лабораторию для анализа растворенных газов и тщательного тестирования. Проконсультируйтесь с производителем и другими экспертами по трансформаторам. Очевидная причина пузырьков газа  должна быть определена и устранена до повторной подачи напряжения на трансформатор.

 1.12 Реле при внезапном повышении давления

 Реле при внезапном повышении давления

Пример реле показан на фото. Цель этого реле заключается в подаче сигнала при внезапном повышении давления внутри бака. Это реле очень чувствительно и срабатывает при малейшем повышении давления. Если происходит небольшое повышение давления из-за небольшого замыкания внутри бака, то это реле подаст сигнал. В отличие от этого, устройство для сброса давления (показано наверху на рисунке 5) функционирует при большом повышении давления внутри бака, вызванным сильным нагревом, приводящим к закипанию масла и появлению пузырьков. Проверьте клапанный затвор, чтобы убедиться в том, что он открыт.

 Пока трансформатор выключен, проверьте функциональность реле внезапного давления, медленно закрывая клапанный затвор. Оставьте его закрытым несколько секунд и снова резко откройте. Это должно активировать сигнализацию. Если сигнализация не срабатывает, то проверьте реле. В случае не функционирования, его следует заменить на новое.

1.13 Реле отказа диафрагмы

Реле отказа диафрагмы

На новых трансформаторах реле отказа диафрагмы находится на или рядом с верхней частью расширительного бака на масляной стороне диафрагмы. Это реле находится рядом с самой высокой точкой трансформатора. Оно служит для сигнализации отказа диафрагмы и попадания воздуха в масло.Реле может также служить дублером реле Бухгольца. Если реле Бухгольца переполнено газом и не может активировать сигнализацию или отключение, газ будет байпассировать реле Бухгольца и поступать вверх в расширительный бак и, в конечном итоге, к реле отказа диафрагмы (см. рисунок 6). Конечно, эти газы также обнаружатся при анализе растворенных газов (АРГ). Однако АРГ обычно берутся только раз в год, и проблема может быть не обнаружена до срабатывания этой сигнализации.Если включилась сигнализация отказа диафрагмы, то необходимо обесточить трансформатор и проверить реле Бухгольца на наличие газа, как описано в разделе 1.10. Открыть смотровое окно расширительного бака и с помощью ручного фонарика осмотреть и проверить наличие масла внутри диафрагмы. Удалить воздух/газ из расширительного бака, использую клапан отбора воздуха на верху расширительного бака. Если трансформатор новый и находится в работе только несколько месяцев то проблема, скорее всего, заключается в утечке воздуха из структурных частей трансформатора, как упоминалось в разделе 1.11.Во время очистки трансформатора откройте смотровое окно в верхней части расширительного бака, посмотрите внутрь диафрагмы, используя ручной фонарик. Если внутри диафрагмы обнаружится масло, то это означает наличие течи. В этом случае должна быть заказана и установлена новая диафрагма.

 Источники: Диагностика трансформаторов, Инструкция по эксплуатации, Стандарты и Методики.

Ещё по теме:

silovoytransformator.ru

Уровень - масло - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Уровень - масло

Cтраница 3

Уровень масла в расширителе должен быть не ниже контрольных отметок.  [31]

Уровень масла в редукторе должен проверяться на втором техническом осмотре и соответствовать меткам, нанесенным на масломерном щупе.  [32]

Уровень масла в трансформаторах тока ТФН при температуре окружающего воздуха 20 С должен соответствовать контрольной черте на корпусе маслоуказателя; при других температурах он не должен быть ниже дна головки расширителя. Приборы и реле присоединяют к вторичной обмотке трансформаторов тока с учетом полярности выводов. Если электрическая прочность масла или тангенс угла диэлектрических потерь ниже нормы, масло из трансформаторов тока ТФН сливают, а их сушат. При утечке не более 0 1 общего объема масла трансформаторы доливают сухим маслом до нормального уровня, при большей утечке их сушат. При обрыве в первичных или вторичных обмотках производят перемотку и проверку полярности.  [33]

Уровень масла в трансформаторах тока ТФН при температуре окружающего воздуха 20 С должен соответствовать контрольной черте на корпусе маслоуказателя; при других температурах он не должен быть ниже дна головки расширителя. Приборы и реле присоединяют к вторичной обмотке трансформаторов тока с учетом полярности выводов. Если электрическая прочность масла или тангенс угла диэлектрических потерь ниже нормы, масло из трансформаторов тока ТФН сливают, а их сушат. При утечке не более 0 1 общего объема масла трансформаторы доливают сухим маслом до нормального уровня, при большей утечке их сушат.  [34]

Уровень масла в баках должен находиться в пределах допустимых изменений уровня по шкале указателя уровня.  [35]

Уровень масла в баках должен находиться в пределах допустимых изменений уровня по шкале указателя уровня. Это имеет исключительно важное значение при гашении электрической дуги и охлаждении газов, образующихся в результате горения дуги. Высокий уровень масла в баке уменьшает объем воздушного пространства над поверхностью масла. В этих условиях при гашении дуги возможны сильный удар масла в крышку выключателя и опасное повышение давления внутри бака, что может вызвать деформацию и даже взрыв бака.  [37]

Уровень масла в баке контролируют по масломерному стеклу, сообщающемуся с баком. Масломерное стекло вверху и внизу имеет вентили.  [38]

Уровень масла контролируется при помощи маслоуказателей. Чаще всего замер уровня производится специальным стержнем ( который называют иногда щупом) по следу масла, оставляемого на шкале стержня. Чтобы предохранить шкалу от попадания на нее брызг масла, масломерный стержень помещают в металлическую трубку. Иногда замер уровня масла производится масломерными стеклами. В случае понижения уровня масла ниже допустимого предусматривается автоматическая подача звукового или светового сигнала, а также выключение главного двигателя компрессорной установки.  [39]

Уровень масла в корпусе шарикоподшипников контролируется по меткам верхнего и нижнего уровня на стекле маслсуказате-ля. Имеющиеся метки маслоуказателя действительны только для горизонтально установленного дизеля. В случае установки дизеля с уклоном, метки должны корректироваться на месте установки путем залива в масляную ванну 270 - 280 г масла для нанесения новой метки верхнего уровня и 170 - 180 г - для нанесения новой метки нижнего уровня.  [40]

Уровень масла в расширителе неработающего трансформатора ( реактора) должен находиться на отметке, соответствующей температуре масла трансформатора ( реактора) в данный момент.  [41]

Уровень масла в масляных выключателях, измерительных трансформаторах и вводах должен оставаться в пределах шкалы маслоуказателя при максимальной и минимальной температурах окружающего воздуха.  [42]

Уровень масла в картере проверяют масляным щупом, который находится с левой стороны двигателя и имеет метки П, Vz и О. Уровень масла ниже метки О не допускается.  [43]

Уровень масла в трансформаторе контролируют по масло-указателю, который устанавливают на расширителе, а при отсут - ствии расширителя - на стенке бака.  [44]

Уровень масла в картерах агрегатов трансмиссии тракторов желательно проверять через каждые 500 ч работы. Если при эксплуатации трактора в условиях неровной или холмистой местности уровень масла окажется ниже требуемого, то может ухудшиться подача масла к трущимся узлам.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

1.10. Неполадки в работе трансформаторов

Во время эксплуатации не исключено возникновение различного рода дефектов и неполадок трансформаторов, в разной степени отражающихся на их работе. С одним неполадками трансформаторы могут длительно оставаться в работе, при других – необходим немедленный вывод их из работы. В каждом случае возможность дальнейшей работы определяется характером повреждения. Неоперативность персонала, несвоевременное принятие мер, направленных на устранение порой незначительных дефектов, приводит к аварийным отключениям трансформаторов.

Причины повреждений заключаются в неудовлетворительных условиях эксплуатации, некачественном ремонте и монтаже трансформаторов. Не малую роль играют дефекты отдельных элементов конструкции современных трансформаторов, применение недостаточно высокого качества изоляционных материалов.

Типичными являются повреждения изоляции, магнитопроводов, переключающих устройств, отводов, маслонаполненных и фарфоровых вводов.

Повреждение изоляции. Главная изоляция часто повреждается из-за нарушения ее электрической прочности при увлажнении, а также при наличии мелких изъянов. В трансформаторах 220 кВ и выше повреждения связывают с появлением так называемого «ползущего разряда», представляющего собой постепенное разрушение изоляции местными разрядами, распространяющимися по поверхности под действием рабочего напряжения. На поверхности изоляции появляется сетка токопроводящих каналов. При этом сокращается расчетный изоляционный промежуток, что и ведет к пробою изоляции с образованием мощной дуги внутри бака.

К интенсивному тепловому износу витковой изоляции приводит набухание дополнительной изоляции катушек и связанное с этим прекращение циркуляции масла из-за частичного или полного перекрытия масляных каналов.

Механические повреждения витковой изоляции нередко происходят при к.з. во внешней электрической сети и недостаточной электродинамической стойкости трансформаторов, что само по себе является результатом ослабления усилия запрессовки обмоток.

Магнитопроводы повреждаются из-за перегрева вследствие разрушения лаковой пленки между листами и спекания листов стали; при нарушении изоляции прессующих шпилек; при возникновении короткозамкнутых контуров, когда отдельные элементы магнитопровода оказываются замкнутыми между собой и на бак.

Повреждение переключающих устройств ПБВ происходит при нарушении контакта между подвижными контактными кольцами и неподвижными токоведущими стержнями. Ухудшение контакта происходит при снижении контактного давления и образования оксидной пленки на контактных поверхностях.

Переключающие устройства РПН являются достаточно сложными устройствами, требующими тщательной наладки, проверки и проведения специальных испытаний. Причинами повреждения РПН являются нарушения в работе контакторов и переключателей; заклинивания механизмов контакторов; утрата механической прочности стальными деталями и бумажно-бакелитовым валом. Из года в год повторяются аварии, связанные с повреждением регулировочной обмотки в результате перекрытия внешнего промежутка защитного разрядника.

Повреждения отводов от обмоток к переключающим устройствам и вводам вызываются главным образом неудовлетворительным состоянием паек контактных соединений, а также приближением гибких отводов к стенкам баков; загрязнением масла проводящими механическими примесями, в том числе окислами и частицами металла из систем охлаждения.

1 В ряде энергетических систем устройства КИВ снабжаются сигнальными фазочувствительными приставками, дающими возможность сразу же после срабатывания или блокировки КИВ определять фазу трансформатора, на которой повредилась изоляция ввода или произошел обрыв проводов, соединяющих конденсатор ввода с суммирующим трансформатором КИВ. Повреждение сигнализируется загоранием соответствующей лампы на панели КИВ.

Результаты замера записываются в оперативный журнал, и ставится вопрос об отключении трансформатора для испытаний ввода.

В нормальных условиях эксплуатации регулярно, не менее 1 раза в смену, контролируется по прибору ток небаланса вводов.

Повреждения вводов 110 кВ и выше связаны в основном с увлажнением бумажной основы. Попадание влаги внутрь вводов возможно при некачественном выполнении уплотнений, при доливке трансформаторным маслом с пониженной диэлектрической прочностью. Заметим, что повреждения вводов, как правило, сопровождаются пожарами трансформаторов, приносящими значительный ущерб.

Характерной причиной повреждения фарфоровых вводов является нагрев контактов в резьбовых соединениях составных токоведущих шпилек или в месте подсоединения наружных шин.

Действия персонала при срабатывании газовой защиты трансформатора

Газовое реле находится ниже уровня масла в расширителе, поэтому оно нормально заполнено маслом. При медленном накоплении в верхней части реле газа газовая защита срабатывает на сигнал. Газовая защита срабатывает на отключение трансформатора при внутренних повреждениях, сопровождающихся бурным выделением газов и быстрым (толчкообразным) перемещением масла из бака в расширитель.

Во всех случаях срабатывания газовой защиты на сигнал или отключение производится осмотр трансформатора и газового реле. При этом проверяют уровень масла в расширителе, отсутствие течей, целость мембраны выхлопной трубы. Через смотровое окно проверяют наличие в корпусе реле газа, его окраску и объем. Отбирают пробу газа для химического анализа. Для отбора проб газа применяют переносные газоанализаторы, аспираторы различных конструкций, резиновые отсасывающие баллоны, металлические газосборники и другие устройства. Очень важно, чтобы при пользовании имеющимся на подстанции прибором персонал был заранее обучен приемам отбора проб. При неправильно отобранной пробе результаты анализа могут быть ошибочными.

По объему газа в реле судят о степени повреждения, а по составу газа – о его характере: разложение масла или твердой изоляции. Сильные перегревы тех или иных изоляционных материалов вызывают выделение газа вполне определенного состава. Например, присутствие в смеси газов большего количества окиси и двуокиси углерода является доказательством происходящего разложения твердой изоляции.

Предварительная оценка состояния трансформатора производится на основании проверки цвета и горючести газа. Бело-серый цвет газа свидетельствует о повреждении бумаги и картона, желтый – дерева, темно-синий или черный – масла.

Горючесть газа является признаком повреждения внутри трансформатора. К ее определению приступают лишь после отбора пробы газа на химический анализ, Если газ, выходящий из краника реле, загорается от поднесенной спички, трансформатор не может оставаться в работе или включаться в работе после автоматического отключения без испытаний и внутреннего осмотра. Если в газовом реле будет обнаружен воздух (негорючий газ без цвета и запаха), то его следует выпустить из реле. И при отсутствии внешних признаков повреждений (дифференциальная защита трансформатора не работала) трансформатор может быть включен в работу без внутреннего осмотра. Однако не следует спешить с вводом в работу трансформаторов высших классов напряжения (330 кВ) и выше, так как присутствие в масле пузырьков воздуха резко снижает диэлектрические свойства масла и может привести к перекрытию изоляционных промежутков в трансформаторе при рабочем напряжении. Включение таких трансформаторов в работу (если не нарушено электроснабжение потребителей) следует производить после выявления и устранения причины выделения воздуха.

На практике отмечены случаи ложного срабатывания газовой защиты на отключение трансформатора, вызванные неисправностью цепей вторичных соединений защиты1; прохождением сквозных токов короткого замыкания, когда электродинамическое взаимодействие между витками обмоток передавалось маслу; толчком масла в момент соединения двух объемов, давления в которых различны. Например, газовая защита срабатывала во время открытия крана на линии, соединяющей расширитель трансформатора с эластичным резервуаром, после очередной подпитки его азотом.

Характерным для всех случаев было отсутствие газа в реле. Оно оставалось заполненным маслом, поскольку никаких выделений газа в трансформаторе не происходило. Такие срабатывания защиты на отключения принято классифицировать как ложные. После установления причины отключения трансформаторы включались в работу. Неисправная газовая защита выводилась в ремонт.

Уровень масла в трансформаторе имеет исключительно важное значение как для нормальной работы трансформатора, так и его газовой защиты. Понижение уровня масла в трансформаторах с пленочной защитой приводило к созданию вакуума, разрушению диафрагмы выхлопной трубу и отключению трансформатора газовой защиты. На подстанциях без выключателей на стороне ВН понижение уровня масла в трансформаторе ив корпусе газового реле вызывает срабатывание газовой защиты, включение короткозамыкателя и отключение питающей линии.

При недостаточном уровне масла в расширителе и резком понижении температуры наружного воздуха или снижении нагрузки персоналу не разрешается переводить газовую защиту на сигнал, так как при дальнейшем понижении уровня масла может обнажиться и повредиться активная часть работающего трансформатора. Тем более недопустимо переводить газовую защиту «на сигнал» при быстром снижении уровня масла в трансформаторе, например, вследствие сильной течи. Необходимо устранить течь и принять меры к доливке масла в трансформатор. На время доливки отключающий элемент газовой защиты обычно переводится «на сигнал». Перевод газовой защиты «на отключение» должен производиться сразу же после окончания работ независимо от способа доливки. Включение трансформаторов в работу из резерва после ремонта производится с включенной «на отключение» газовой защитой.

1 В настоящее время применяются устройства контроля сопротивления изоляции оперативных цепей газовой защиты (КИГЗ).

Измерительный орган устройства включается последовательно с контактами газового реле. Если изоляция вторичных цепей исправна, т.е. ее сопротивление превышает 1 МОм, устройство не работает, так как ток на его входе ничтожен. При понижении сопротивления изоляции до 500 – 1000 кОм ток на входе возрастает до значения, достаточного для срабатывания исполнительного реле цепи сигнализации устройства. При действительном срабатывании газовой защиты при повреждении в трансформаторе устройство контроля КИГЗ блокируется и сигнал от него не поступает.

studfiles.net


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта