Закон рф 261 об энергосбережении и повышении энергоэффективности: Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ • Президент России

Содержание

Нормативные правовые акты

Местное законодательство


Постановление Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 756-П «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности»

Решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 11.04.2017 № 13/6-пр-2017 «Об утверждении форм отчетов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»

Формы отчетов об исполнении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, тарифы, на товары которых устанавливает региональная служба по тарифам Кировской области
Загрузить


Распоряжением Правительства Кировской области от 30.12.2010 №496 «О перечне обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»

Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме


Решение Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 07.

05.2010 № 16/7 О требованиях к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению региональной службы по тарифам Кировской области.


Постановление Правительства Кировской области от 29.09.2010 №71/486 «О создании межведомственного координационного совета по энергосбережению в Кировской области»

Распоряжение Правительства Кировской области от 04.05.2010 №141 «О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Кировской области»

План мероприятий разработан в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации».

План содержит перечень необходимых мероприятий для реализации названного закона в Кировской области, а также ответственных исполнителей и сроки, в течение которых они должны быть исполнены.
Распоряжением рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований области утвердить план мероприятий по энергосбережению на территории муниципального района или городского округа.

Загрузить

Федеральное законодательство


Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 № 1628 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»


Актуализированы правила
установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и
требования
к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов


Требования энергетической эффективности включают в числе прочего требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.


Требования энергетической эффективности теперь определяются путем установления базового уровня этих требований по состоянию на дату вступления в силу устанавливаемых требований энергетической эффективности и определения темпов последующего изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, направленного на повышение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.


К показателям, характеризующим удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, относятся:

  • удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию — для всех типов зданий, строений, сооружений;
  • удельный годовой расход электрической энергии на общедомовые нужды — для многоквартирных домов;
  • удельный годовой расход тепловой энергии на горячее водоснабжение — для многоквартирных домов;
  • удельный годовой расход энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха — для всех типов зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов.


Требования энергетической эффективности подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет с учетом новых технологических решений в сфере энергосбережения и энергетической эффективности.


Класс энергетической эффективности многоквартирного дома обозначается латинскими буквами по шкале от A++ до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового показателя.

Загрузить


Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 №161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ»

Утверждены требования к региональным и муниципальным
программам в области энергосбережения
Загрузить


Приказ Минстроя России от 28.08.

2020 N 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»


Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного или иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.

03.2019 № 275 «Об утверждении правил обработки, систематизации, анализа и использования информации содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 19»

Утверждены Правила обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов.
Загрузить


Приказ Министерства экономического развития Кировской области от 28.10.2019 № 707 «Об утверждении порядка предоставления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов»

Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2018 № 703-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации»

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.

02.2017 № 98/пр «Об утверждении примерных форм перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме»


Приказ Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации»

Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»

Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

Постановление Правительства РФ от 25.

01.2011 № 20 «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»


Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 №318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Постановление Правительства РФ от 15.

05.2010 №340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности». — Решение Региональной службы по тарифам Кировской области от 07.05.2010 №16/7 «О требованиях к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»


Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования»


Порядок разработан во исполнение статьи 23 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении…», которой установлено, что государственная информационная система создается и функционирует в целях предоставления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации, о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.


Создание государственной информационной системы и условий для ее функционирования осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации, который назван оператором данной системы.


Информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения, названные в ст.23 названного Закона, а также сведения, указанные в п.5 Постановления .


Оператор государственной информационной системы осуществляет обработку следующей информации:


а) данные о саморегулируемых организациях в области энергетического обследования, включенных в реестр саморегулируемых организаций;


б) сведения, полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов;


в) количество и основные результаты обязательных энергетических обследований;


г) данные о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению в топливно-энергетическом комплексе;


д) перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются


энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.


Постановлением также определен перечень информации, которую должны представить федеральные органы исполнительной власти, орган государственной власти каждого субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления по истечение 9 месяцев со дня официального опубликования рассматриваемого Постановления (07 марта 2011 года).

Загрузить


Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законодательство

Законодательство

Основополагающие документы:

Указ Президента РФ от 04.06.2008 №889 « О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», ставящий задачу снизить на 40% энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации;

Федеральный закон от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 31. 12.2009 N 1225 (ред. от 17.12.2010) «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №1830-р «План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 г. № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 03.12.2014 г. № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 03.12.2014 г. № 401 «Об утверждении Порядка предоставления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30. 06.2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности и отчетности о ходе их реализации»

Постановление Правительства РФ от 23.07.2018 N 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 N 486 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1221»

Федеральный закон от 19.07.2018 N 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Распоряжение Правительства РФ от 19. 04.2018 N 703-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации»

Эти документы определяют целостную систему правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии, а именно:

·       создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии;

·       поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения;

·       популяризация энергосбережения.

В Ханты-Мансийском автономном округе, в зоне ответственности АО «ЮРЭСК», приняты и действуют следующие подзаконные акты с учетом нового федерального законодательства в области энергосбережения и о повышения энергетической эффективности:

Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 июля 2011 года № 67 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

Постановление Правительства ХМАО — Югры от 09.10.2013 N 423-п (ред. от 22.06.2018) «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2018 — 2025 годы и на период до 2030 года».

Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 сентября 2011 года № 514 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по взаимодействию с Министерством энергетики Российской Федерации по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

 

Экологические инициативы Алтайского государственного университета

Устойчивое управление водными ресурсами

Канализационные системы столовых оборудуются локальными очистными сооружениями отработанных жиров в соответствии с «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29. 07.2013 №664.

Утилизация отходов осуществляется на договорной основе специализированной организацией, имеющей лицензию на сбор, транспортировку, переработку, утилизацию и размещение отходов I–IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 9.№ 9-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На всех вводах водопровода в здания установлены фильтры механической очистки воды. В случае аварии или инцидента на системах водоснабжения аварийный участок оперативно изолируется от общей системы водоснабжения. После ликвидации аварии отремонтированный участок тщательно промывают и только после этого включают в общий водопровод. В университете ведется постоянная работа по модернизации системы водоснабжения (замена трубопроводов, арматуры и др.) с использованием современных химически нейтральных, коррозионно-стойких материалов.

При строительстве, ремонте или реконструкции объектов Университета применяются водосберегающие методы работы, устанавливается энергоэффективное санитарно-техническое оборудование и арматура: унитазы с экономичным сливом воды, смесители с аэраторами, сенсорные сливные краны и др. ( уже заменено около 25% сантехнического оборудования), согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Повторное использование воды в университете осуществляется на гидропонных установках по выращиванию растений при биологических лабораториях.

Общий объем воды*: 84,75 тыс. м3/год.
Объем повторно используемой воды*: 1,1 тыс. м3/год.

*данные за 2018 г.

В университете организована централизованная подача питьевой воды по договору с водопроводной организацией. Качество воды соответствует требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Сброс сточных вод осуществляется в централизованную фекальную канализацию с последующей очисткой на городских очистных сооружениях.

Устойчивое управление энергопотреблением

В 2018 году Алтайский государственный университет сдал в эксплуатацию объект «Университи» (студенческий общежитий).

При проектировании и строительстве применялись действующие строительные нормы энергоэффективности и энергосбережения в соответствии с законодательством: п. 27.1 «Положения…», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г.№ 384-ФЗ; нормативно-технические документы, включенные в № 384-ФЗ от 30.12.2009, указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона.

По результатам проверок и лабораторий объект соответствует высокому классу энергоэффективности.

Алтайский государственный университет сформировал план капитального ремонта за счет средств федерального бюджета.

  1. Разработан проект устройства вентилируемого фасада с утеплением стен объекта «АГУ Общежитие № 4 по ул. Крупской, 103, г. Барнаул». Работы будут направлены на повышение энергоэффективности здания.
  2. Разработан проект по замене деревянных оконных блоков на блоки ПВХ с высоким классом энергоэффективности в учебных корпусах по адресам: г. Барнаул, пр. Ленина, 61, пр. Социалистический, 68, ул. Димитрова, 66, ул. Комсомольского, 100, пр. Красноармейский, 90.

Ведутся работы по подключению учебных лагерей «Чемал» и «Чарыш» к централизованной энергосистеме (согласно договора на технологическое присоединение к электрическим сетям № 20.0400.218.18 от 27.04.2018 и реализации договора на технологическое присоединение к электрические сети № 20.2200.688.19от 04.04.2019) и, как следствие, отказ от использования дизельных электрогенераторов.

Ежегодно в план ремонтных работ включаются мероприятия, направленные на снижение энергопотребления и повышение энергоэффективности. Ведется планомерная замена люминесцентных ламп на светодиоды (заменено около 60% ламп), заменена алюминиевая проводка на медную, установлены энергосберегающие алюминиевые радиаторы отопления. Приточные вентиляционные установки оснащены системами автоматики. В ванных комнатах и ​​кухнях установлены унитазы с экономным сливом воды, смесители с аэраторами и др. Трубы отопления утеплены современными теплоизоляционными материалами. Все вводы электроэнергии, тепла, холодной и горячей воды, газа оборудованы приборами учета. Счетчики тепловой энергии и горячего водоснабжения оснащены системой дистанционного учета с возможностью контроля параметров.

В 2012 году в университете проведено энергетическое обследование (энергоаудит) объектов университета. По результатам энергетического обследования получен энергетический паспорт рег. №CE-041-0542.

Университет ежегодно заполняет декларацию о потреблении энергии в электронном модуле «Сведения об энергосбережении и энергоэффективности» Министерства энергетики Российской Федерации.

Электроэнергия: 3929,14 тыс. кВтч/год;
Тепловая энергия: 13 740 Гкал/год;
Горячая вода: 19,9 тыс. м3/год;
Холодная вода: 84,75 тыс. м3/год;
Природный газ: 87,52 тыс. м3/год.

Управление отходами

В университете организован сбор пластиковых отходов, а также макулатуры для последующей переработки. Договор № 870 от 09.04.2018.

В университете реализуется программа по сбору и вывозу ТБО 1-1В класса опасности на полигоны, где они размещаются. Договор № ПО/01Ж/05/01137/2018/101-44/19от 09.04.2019.

Здания университета оборудованы дренажными системами. Ливневые воды отводятся с прилегающей территории Университета в централизованную систему ливневой канализации с последующей очисткой на городских очистных сооружениях.

Правовые аспекты энергоэффективности в России

Правовые аспекты энергоэффективности в России

Михаил Дивович, Генеральный директор, ЭКОТИМ

Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергоэффективности» принят 23 ноября 2009 г. . Этот закон заменил принятый в 1996 г. («Об энергосбережении»).

 Некоторые меры, требуемые новым законом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, уже были включены в прежнее законодательство. Следующие меры государственного регулирования были введены в действие старым Федеральным законом (1996 г.) и остались в числе тех, которые были сохранены в законе 2009 г.: энергетическое обследование предприятий, включая обязательное обследование, и государственный контроль за соблюдением требований законодательства в области энергоэффективности.

В ряде случаев прежние правовые нормы были адаптированы к действующему законодательству, конкретизированы и приобрели большее значение. Таким образом, требования старого закона о признании или обязательной сертификации продуктов энергопотребления были преобразованы в новом законе в требование о включении в техническую документацию и маркировку некоторых продуктов информации об их классе энергоэффективности (статья 10). Статья 17 ввела «Энергетический паспорт» по результатам энергетического обследования в качестве юридического термина вместе с правилами сбора и анализа данных «Энергетического паспорта». Статья 18 устанавливает требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования.

Некоторые общие статьи закона 1996 г. преобразованы в конкретные требования по обеспечению энергоэффективности различных типов зданий (статья 11), энергосбережения в многоквартирных домах и загородных поселках (статья 12). Энергосервисные контракты также были введены новым законом в 2009 году (статья 19).

Особенности нового закона и, особенно, законодательное введение договора энергоснабжения дали реальный старт всему сектору энергоэффективности, в то время как предыдущий закон, к сожалению, был лишь фальстартом.

Правоприменительная практика в области энергоэффективности еще только развивается, но как она пойдет, можно прогнозировать уже сейчас. Анализ структуры закона 2009 г. показывает его сходство с законами в области EHS (окружающая среда, здоровье, безопасность). Особенно это похоже на экологическое законодательство. Даже терминология выглядит идентично: экологическая эффективность/энергоэффективность; экологический паспорт / энергетический паспорт и др. Научные статьи по законодательству об энергоэффективности написаны признанными специалистами в области экологического права.

Итак, если закон об энергоэффективности будет действовать так же, как закон об окружающей среде, мы можем ожидать аналогичных результатов. Тогда энергоэффективность станет еще одним бесполезным бременем для предприятия и дополнительной возможностью для коррумпированности чиновников. Практика правоприменения также может следовать практике экологического права. Деятельность в области энергоэффективности может повторить судьбу природоохранной деятельности, которая сейчас страдает от формального, но ложного подхода.

Реализация закона об энергоэффективности вместо того, чтобы быть реальной и полезной деятельностью, наложит на предприятия дополнительную нагрузку в виде:

  • Дополнительная документация;
  • Проверки государственных органов;
  • Судебные разбирательства по наложению штрафов.

Государству гораздо легче формализовать эти виды деятельности, чем стимулировать реальное повышение энергоэффективности, которое действительно во многом зависит от политической воли руководства.

Теперь в области права EHS мы видим, что те же самые тенденции уже начались. Существует бремя разработки документации, которое является обязательным для предприятий. Систематические проверки обязательны для государственных служащих, а проверки неизбежно влекут за собой штрафы. Если бы должностное лицо не наложило штраф, у прокурора возникло бы подозрение, что он получил взятку. Это, конечно, полная противоположность реальной борьбе с коррупцией.

Настоящая энергоэффективность может быть достигнута цивилизованными средствами. Умный владелец или менеджер заинтересован без внешних стимулов использовать более дешевую энергию и экономить деньги. Он не нуждается в дополнительном административном контроле. Пока меры административного контроля, заложенные в законе об энергоэффективности, выглядят более-менее формально, со штрафами.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *