Закон об энергоснабжении 261 фз: Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (последняя редакция)

Содержание

Федеральный закон № 261-ФЗ об энергосбережении и энергоэффективности ред. от 13.07.2015 — Теплосоюз

Госрегулирование в вопросах повышения энергоэффективности и энергосбережения

Согласно принятому Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ будет осуществляться государственное регулирование в области повышения энергоэффективности и энергосбережения путем установления, в частности, требований к обороту тех товаров, в производстве которых использовались энергоресурсы (в т.ч. путем установления ограничений производства продукции с высокой энергоёмкостью).

Увеличение энергоэффективности при обороте товаров

Федеральный закон установил, что в техдокументации на импортируемые в РФ или производимые на территории РФ товары должен указываться класс их энергетической эффективности. Он также утвердил сроки выполнения этих требований (федеральный закон 261 ф3, гл.3, ст.10) ФЗ об энергосбережении утвердил промежутки времени (начиная с 01. 01.2011 года), в течение которых должны быть выведены из оборота электрические лампы накаливания (ФЗ РФ 261, гл.3, ст.10).

Мероприятия по энергосбережению, обязательные для осуществления государственными организациями

Согласно закона N 261 с 01.01.2010 года все учреждения, дотируемые из федеральных, региональных или муниципальных бюджетов, должны будут в течение 5 лет снизить потребление ТЭР не менее чем на 15% от использованного им в 2009 году каждого из видов ТЭР. Причем с уменьшением каждый год не менее чем на 3% (ФЗ 261, гл.7, ст.24 .

Проведение энергетических обследований. Получение «энергетического паспорта»

ФЗ также установил порядок проведения обязательного энергетического обследования, требования к муниципальным и региональным программам в области энергосбережения, требования к «энергетическому паспорту» (закон 261 фз, гл.4, ст.15, 16). Энергетическое обследование, согласно закона об энергосбережении, проводится в добровольном порядке, исключая организации с участием федерального, регионального или местного бюджета, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организаций, осуществляющих добычу, производство или транспортировку энергоресурсов (261 ФЗ об энергосбережении, гл. 4, ст.16).

Организация учета потребления энергоресурсов. Порядок расчетов за потребленные энергоресурсы

261й федеральный закон об энергосбережении утвердил обязанности по учету используемых энергоресурсов и сроки оснащения зданий и строений различного назначения приборами учета всех используемых видов энергоресурсов (261 ФЗ об энергосбережении, гл.3, ст.13). Он также установил требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений, а также порядок исполнения соответствующих обязанностей (закон 261 РФ, гл.3, ст.11).

Энергосервисные контракты

Закон об энергосбережении установил новый вид договоров — «энергосервисный договор (контракт)», обязывающий подрядчика к действиям по повышению энергэффективности использования ТЭР заказчиком. Контракт должен содержать обязательства подрядчика о величине экономии ТЭР, которая должна быть обеспечена им по исполнению контракта (федеральный закон об энергосбережении, гл.5, ст.19).

Изменения, внесенные Законом261-ФЗ в другие законодательные акты

Нормами, регулирующими энергосбережение, дополнен целый ряд законодательных актов. Так, например, ФЗ 261 устанавливает административную ответственность за нарушение данного закона в области повышения энергоэффективности, в частности штрафы за отсутствие энергетического паспорта. С этой целью в кодекс административных правонарушений внесены изменения (в 261 ФЗ статья 29 предполагает ответственность за нарушение законодательства об энергоэффективности). Кроме того, в комитет ГД РФ по энергетике был направлен проект закона, который предусматривает изменения в 261 ФЗ. Проект был принят в первом чтении 17.05.2011г.

ФЗ-261 об энергосбережении и энергоэффективности 

  • скачать текст ред. от 29.07.2017 Федеральный закон РФ N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
  • Показать текст закона
  • Обзор изменений федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»

Госрегулирование в вопросах повышения энергоэффективности и энергосбережения

Согласно принятому Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ будет осуществляться государственное регулирование в области повышения энергоэффективности и энергосбережения путем установления, в частности, требований к обороту тех товаров, в производстве которых использовались энергоресурсы (в т.ч. путем установления ограничений производства продукции с высокой энергоёмкостью).

 

Увеличение энергоэффективности при обороте товаров

Федеральный закон установил, что в техдокументации на импортируемые в РФ или производимые на территории РФ товары должен указываться класс их энергетической эффективности. Он также утвердил сроки выполнения этих требований (федеральный закон 261 ф3, гл.3, ст.10) ФЗ об энергосбережении утвердил промежутки времени (начиная с 01.01.2011 года), в течение которых должны быть выведены из оборота электрические лампы накаливания (ФЗ РФ 261, гл.3, ст.10).

Мероприятия по энергосбережению, обязательные для осуществления государственными организациями

Согласно закона N 261 с 01. 01.2010 года все учреждения, дотируемые из федеральных, региональных или муниципальных бюджетов, должны будут в течение 5 лет снизить потребление ТЭР не менее чем на 15% от использованного им в 2009 году каждого из видов ТЭР. Причем с уменьшением каждый год не менее чем на 3% (ФЗ 261, гл.7, ст.24 .

Проведение энергетических обследований. Получение «энергетического паспорта»

ФЗ также установил порядок проведения обязательного энергетического обследования, требования к муниципальным и региональным программам в области энергосбережения, требования к «энергетическому паспорту» (закон 261 фз, гл.4, ст.15, 16). Энергетическое обследование, согласно закона об энергосбережении, проводится в добровольном порядке, исключая организации с участием федерального, регионального или местного бюджета, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организаций, осуществляющих добычу, производство или транспортировку энергоресурсов (261 ФЗ об энергосбережении, гл.4, ст.16).

Организация учета потребления энергоресурсов.

Порядок расчетов за потребленные энергоресурсы

261й федеральный закон об энергосбережении утвердил обязанности по учету используемых энергоресурсов и сроки оснащения зданий и строений различного назначения приборами учета всех используемых видов энергоресурсов (261 ФЗ об энергосбережении, гл.3, ст.13). Он также установил требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений, а также порядок исполнения соответствующих обязанностей (закон 261 РФ, гл.3, ст.11).

Энергосервисные контракты

Закон об энергосбережении установил новый вид договоров — «энергосервисный договор (контракт)», обязывающий подрядчика к действиям по повышению энергэффективности использования ТЭР заказчиком. Контракт должен содержать обязательства подрядчика о величине экономии ТЭР, которая должна быть обеспечена им по исполнению контракта (федеральный закон об энергосбережении, гл.5, ст.19).

Изменения, внесенные Законом261-ФЗ в другие законодательные акты

Нормами, регулирующими энергосбережение, дополнен целый ряд законодательных актов. Так, например, ФЗ 261 устанавливает административную ответственность за нарушение данного закона в области повышения энергоэффективности, в частности штрафы за отсутствие энергетического паспорта. С этой целью в кодекс административных правонарушений внесены изменения (в 261 ФЗ статья 29 предполагает ответственность за нарушение законодательства об энергоэффективности). Кроме того, в комитет ГД РФ по энергетике был направлен проект закона, который предусматривает изменения в 261 ФЗ. Проект был принят в первом чтении 17.05.2011г.

Показать текст закона

Энергетический сектор экономики Модель российского права. ЛЭ 27 (№1. 2019)

Содержание

  • Аннотация
  • Ссылки
  • Ключевые слова

Том 27
Дата публикации 20. 02.2019
Страницы 116–122

Купить PDF — 6 долларов США

Энергетический сектор экономики Модель российского права. ЛиЭ 27 (№1. 2019)

Авторы статей:

Беседкина Наталья Ивановна, Ромашкова Ирина Ивановна, Танцура Татьяна Анатольевна

Беседкина Наталья Ивановна, к.б.н. кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия

Ромашкова Ирина Ивановна, к.б.н. кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия

Танцура Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

Аннотация

Авторы статьи рассматривают формирование энергетического сектора экономики с точки зрения системы норм права, регулирующих деятельность государства по формированию и развитию рыночного механизма в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), а также деятельность субъектов хозяйствования на энергетическом рынке и его инфраструктуре. Анализируется совокупность правовых норм, формирующих действующее энергетическое законодательство России, и некоторые практические вопросы, касающиеся законодательных требований по применению эффективного и безопасного светотехнического оборудования. В статье делается вывод о необходимости стабилизации энергетического права и обеспечения правового регулирования в развивающейся сфере общественных отношений в сфере энергетики. Авторы указывают на необходимость совершенствования законодательства в сфере производства энергоэффективного светотехнического оборудования с целью стимулирования развития научных исследований и правового обеспечения производства новых товаров, необходимых потребителям.

Ссылки

1. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 г. ФГБУН «Институт энергетических исследований РАН» и ФГБУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» // https://www.eriras .ru/files/fore-cast_2040. pdf дата обращения 14.06.2018. 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.11.2009., № 48, ст. 5836. 3. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ (в редакции от 23.04.2018) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.11.2009, № 48, ст. 5711. 4. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О газовом Снабжение Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, № 14, ст. 1667. 5. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) «Об электроэнергетике»// Собрание законодательства Российской Федерации, 31.03.2003, № 13, ст. 1177. 6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». // Собрание законодательства Российской Федерации, 08. 02.2010, № 31, ст. 4159. 7. Национальная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321. // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.05.2014, № 18 (часть III), ст. 2167. 8. Указ Президента России от 31.12.2015 № 683 «Стратегия национальной безопасности России» // Собрание Законы Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 1 (часть II), ст. 212. 9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2017 г. № 450 о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 // Собрание нормативных актов Российской Федерации, 24.04.2017, № 17, ст. 2572. 10. Постановление Правительства РФ о 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергоэффективности зданий и сооружений и требований к Правилам определения класса энергоэффективности многоквартирных домов» // Собрание законодательства Российской Федерации, 31.01.2011, № 5, ст. 742. 11. Постановление от 10 ноября 2017 г. № 1356 «Об утверждении требований к осветительным приборам и электрическим лампам, применяемым для целей переменного тока и освещения» // Собрание актов Российская Федерация, 20.11.2017, № 47, ст. 6992. 12. Онайгил С., Гюлер О. Определение энергосбережения с помощью систем управления освещением, реагирующих на дневной свет, на примере Стамбула// Building and Environment, 2003, Vol. 38, стр. 973–977.

Ключевые слова

  • энергия
  • энергетическое законодательство
  • осветительные приборы
  • осветительное оборудование
  • энергетический рынок
  • энергетические товары
  • стимулирование производства
  • альтернативные источники энергии
  • энергосбережение
  • энергосбережение

DOI: https://doi. org/10.33383/2018-090

обзор сообщества «Энергоэффективность и энергосбережение»

В 2009 г. принят Федеральный закон «Об энергосбережении и энергетической эффективности» от 23.11.2009 N261 -Утвержденные ФЗ требования к энергоэффективности, перечень объектов энергетического обследования, цели и сроки проведения энергетического обследования зданий, учреждений и промышленных предприятий.

Энергоаудит зданий и сооружений

Энергоаудит зданий и сооружений, проводимый с целью определения класса энергоэффективности здания и оценки соответствия требованиям программ энергоэффективности. «Законом об энергосбережении» предусмотрены следующие виды энергоаудита зданий:

-здания административные;

— здания и промышленные объекты;

— многоквартирные дома;

— жилые и общественные здания.

Основными задачами энергоаудита являются:

-получить объективные данные об объеме энергоресурсов;

-определение показателей энергоэффективности;

— определение потенциала энергосбережения и энергоэффективности;

-разработка перечня типовых, государственных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности и их стоимостной оценки;

-формирование энергетического паспорта объектов

Обязательные и добровольные энергоаудиты

Данные проверки проводятся с целью внедрения энергосберегающих технологий в жизнь, тем самым повышая энергоэффективность и снижая затраты на инфраструктуру. «Законом об энергосбережении» устанавливается обязательность проведения энергоаудита зданий и сооружений органов власти и топливно-энергетических предприятий и организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в период до 31.12.2012 с последующим периодическим энергоаудитом не реже одного раза в пять лет. За несоблюдение требований, установленных в Законе «Об энергосбережении», предусмотрен ряд мер наказания, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.

Кроме того, «Закон об энергосбережении» обязывает ответственных лиц (застройщика, собственника здания) обеспечивать соответствие сдаваемых в эксплуатацию зданий или отремонтированных после капитального ремонта зданий нормам энергоэффективности и требованиям их счетчиков устройств.

Контроль за соблюдением энерготехнических нормативов осуществляется органом энергетического государственного строительного надзора на основании проектной документации. Тело не определено, управление не выполняется. В остальных случаях энергоинспекция является добровольной. Энергоаудит не гарантирует эффекта от реализации предложенных мероприятий. Большинство руководителей государственных учреждений и собственников жилья в многоквартирных домах уже осознают дороговизну энергосберегающих мероприятий и проблемы с окупаемостью мероприятий, а также то, что реализовать рекомендованные мероприятия не так просто.

Подготовка технических отчетов и энергетического паспорта здания .

По результатам энергоаудита (здания организации или предприятия) технический отчет должен быть подготовлен исполнителем, но энергетический паспорт здания не требуется. Приказ Минросса России от 19.04.2010 № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту по результатам обязательного энергоаудита» содержит форму для заполнения, а также перечень сведений, которые должны быть включены в энергетический паспорт :

—          счетчики энергоресурсов;

—          объем потребляемых энергетических ресурсов и его динамика;

—          класс энергоэффективности объекта;

—          процент потери энергетических ресурсов;

—          потенциал энергосбережения и оценка возможного энергосбережения;

           список стандартных мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Кроме того, по согласованию с исполнителем, в технический отчет могут быть включены опытно-конструкторские работы, отличные от стандартов, и план их проведения с подробным обоснованием энергоэффективности предлагаемого мероприятия.

Работа энергоаудиторов СРО и их подходы к строительному энергоаудиту

В соответствии с «Законом об энергосбережении» деятельность по проведению энергоаудита вправе осуществлять только энергоаудиторские организации и физические лица, являющиеся членами СРО в области энергоаудита.

СРО образуются на базе некоммерческих партнерств, энергоаудиторских организаций и/или физических лиц при условии их соответствия следующим требованиям:

— объединение в составе не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности;

-наличие утвержденных документов: о приеме в СРО и прекращении членства, норм и правил проведения энергетического обследования, перечня мер дисциплинарного взыскания, норм раскрытия информации о деятельности СРО и деятельности ее членов;

-наличие компенсационного фонда, формируемого за счет взносов членов СРО в области энергоаудита.

Энергоаудит

При проведении энергоаудита проводится анализ состояния систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, технопарка, предприятия(объекта), оценка систем и средств (приборов) и соблюдение требований, выявление необоснованных потерь, оценка системы нормирования энергопотребления и энергопотребления, проверка энергетических балансов предприятия (объекта), расчет удельных энергозатрат на выпускаемую продукцию (или рабочие места), оценка целесообразности основных энергосберегающих мероприятий, реализуемых предприятием, формирование энергетический паспорт предприятия.

Практика и механизмы энергоаудита

На фоне поступательного увеличения количества объявленных конкурсов объем выделяемых государственных и муниципальных средств увеличился не так сильно и не увеличивался устойчиво.

Больше всего тендеров пришлось на госзакупки по энергоаудиту. Однако доля услуг данной категории в общем количестве заказов стабильно снижалась (с 86% в июле до 41% в сентябре-октябре). Роль энергоаудита в структуре затрат не так последовательно снижалась, в связи с тем, что в сентябре были проведены закупки для неотложных технологических мероприятий к началу отопительного сезона.

Доля в изменении количества и доли заказов, по которым по результатам обследований обеспечивается составление паспортов энергетических зданий. В начальный период энергоаудитной кампании энергетический паспорт в составе заказа использовался только в 30% тендеров на энергоаудит. В августе и особенно в сентябре значительно увеличилась доля обследований с выработкой паспортов — до 46%. В октябре внимание к паспортам со стороны заказчиков ослабло до 38% от количества тендеров, но осталось выше, чем в середине лета. Еще одной особенностью динамики заказов на энергетическое обследование являются явные различия в средних ценах работ, заканчивающихся оформлением паспортов, но не проведением аттестации.

В июле средняя цена обоих вариантов энергоэкспертизы была практически на одном уровне и в среднем по стране составляла чуть более 4 млн рублей за один заказ. Средняя цена заказа на экспертизу без разработки энергетического паспорта была почти на 5% выше средней цены заказа с разработкой энергетического паспорта. Весь последующий период стоимость одного договора на экспертизу с разработкой энергетических паспортов последовательно снижалась и к октябрю снизилась в среднем по стране почти в 10 раз.

На экспертизы, не предусматривающие выработку паспорта, существенное снижение цен было только в августе, и то в узком диапазоне. Интересно, что цена заказа без паспорта к октябрю превышала цену заказа с разработкой итогового документа почти в 2,4 раза. Более низкая стоимость госзакупок отражает более реалистичные для рынка стоимостные соотношения услуг, тогда как в сегменте заказов без паспорта представлено больше процессов совершенно иного рода.

Большая проблема в том, что пока нет методических рекомендаций по определению стоимости аудита. Цена теперь определяется по результатам запроса котировок, аукционов, а в случае стоимости работ до 100 тысяч рублей — по взаимному согласию.

В то же время на рынке энергоаудита постоянно выдвигаются демпинговые ценовые предложения. Предлагаемая энергоаудитором минимальная цена может составлять 20% — 25% от заявленной

Подробнее о формировании рынка энергетических экспертиз дает распределение договоров по регионам. Количество субъектов Федерации, в которых были объявлены конкурсы на энергоаудит без упоминания разработки энергетического паспорта, с августа по октябрь увеличилось с 48 до 70, то есть почти в 1,5 раза. Количество регионов, где проходят тендеры с выработкой паспортов, за этот же период увеличилось с 34 до 39., то есть всего 15%.

Упрощенная система обследований, не требующая разработки паспортов, распространена почти вдвое шире и в среднем в 2,5 раза дороже, чем услуги по оформлению энергетического паспорта проверяемых объектов.

Группу из десяти регионов, в которых зарегистрирована самая высокая индивидуальная цена энергоаудита, возглавляет Ямало-Ненецкий автономный округ, где торги по энергоаудит начинаются с цены в 15 раз выше, чем в Краснодарском крае и Тюменской области.

Таблица 1. Стартовая цена конкурса на энергоаудит в регионах

№          Название региона                                                                     Средняя цена энергоаудита

  1. Ямало-Ненецкий автономный округ                          185 млн руб.
  2. Краснодарский край                                                            11,5 млн рублей
  3. Тюменская область                                                                11,0 млн рублей
  4. Чувашская Республика                                                             6,5 млн рублей
  5. Ненецкий автономный округ                                       5,7 млн ​​рублей
  6. Республика Якутия                                                               3,5 млн. руб.
  7. Самарская область                                                                  3,0 млн рублей
  8. Москва                                                                                     2,9 млн руб.
  9. Мурманская область                                                            2,3 млн рублей

10.  Кемеровская область                                                                    261 тыс. руб.

11  Республика Мордовия                                                           256 тыс. руб.

12  Ростовская область                                                                           233 тыс. руб.

13  Кировская область                                                                      225 тыс. руб.

14  Санкт-Петербург                                                                     216 тыс. руб.

15. Республика Буратия                                                             207 тыс. руб.

16  Липецкая область                                                                  200 тыс. руб.

17. Тамбовская область                                                                        198 тыс.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *