Содержание
Доклад об экономике России
Тенденции экономического развития
В настоящее время отмечается замедление роста мировой экономики после динамичного выхода из рецессии, которую вызвала пандемия. После активного возобновления роста во второй половине 2020 года темпы восстановления мировой экономики снизились в первом полугодии 2021 года на фоне новых вспышек COVID-19. Рост международной торговли утратил динамику на фоне замедления роста мировой экономики и сохранения проблем с поставками.
В первом полугодии 2021 года отмечалось активное восстановление экономики России, и, как ожидается, экономический рост составит 4,3% с потерей динамики во втором полугодии.
После того, как ограничения, введенные в связи с коронавирусной инфекцией, были частично отменены в конце 2020 года и начале 2021 года, потребительский спрос, подогреваемый сбережениями, накопившимися в течение 2020 года, и стремительным ростом кредитования, резко вырос во втором квартале. Кроме того, во втором квартале 2021 года отмечалась высокая инвестиционная активность, а профицит счета текущих операций достиг многолетнего максимума на фоне повышенных цен на сырьевые товары и низкого уровня выездного туризма и составил за период с января до конца сентября 2021 года 82 млрд долларов США.
Однако к началу осени стало очевидным наступление новой разрушительной волны эпидемии COVID-19, что в сочетании с относительно низким уровнем вакцинации создает угрозу и для экономики, и для здоровья населения. В третьем квартале темпы роста экономики замедлились на фоне новых мер по борьбе с коронавирусом и затухания всплеска потребительской активности.
В 2021 году в России произошло ускорение инфляции на фоне предпринимаемых усилий по сдерживанию высокого спроса, роста цен на сырьевые товары и проблем с поставками. Банк России был одним из первых центральных банков, приступивших к ужесточению денежно-кредитной политики в 2021 году после того, как в декабре 2020 года инфляция превысила установленный целевой ориентир. Начиная с марта, ключевая ставка повышалась шесть раз – в общей сложности на 325 базисных пунктов – и в конце октября составила 7,5%. Это позволило поддержать реальные рыночные процентные ставки на уровне, близком к нулю, и перейти от стимулирующей денежно-кредитной политике к нейтральной.
До сих пор российский банковский сектор проявлял устойчивость к воздействиям пандемии COVID-19, и в настоящее время восстановление экономики способствует улучшению балансов банков в то время, как стремительный рост кредитования стал замедляться.
За первые девять месяцев текущего года доходы федерального бюджета заметно увеличились: объем нефтегазовых доходов вырос на 60%, а поступления от НДС, НДФЛ и налога на прибыль организаций выросли примерно на 30% каждый. Общий дефицит бюджета (четырехквартальная скользящая средняя) сократился с 3,8% в конце 2020 года примерно до 1% в третьем квартале 2021 года. С учетом большого объема нефтегазовых поступлений Банк России, действуя от имени правительства, в период с января по ноябрь 2021 года купил иностранную валюту на сумму 35 млрд долларов США для зачисления в Фонд национального благосостояния в 2022 году.
Рынки труда также восстановились. Во втором квартале 2021 года количество объявлений о вакансиях, размещаемых работодателями, подскочило на 24% к аналогичному периоду прошлого года, а отношение числа безработных к количеству объявлений о вакансиях сократилось.
Реальная заработная плата, выросшая чуть больше чем на 2% в 2020 году, продолжала расти с января по конец августа текущего года со средней скоростью 2,5%.
Прогноз развития экономики
На фоне вступления в третий год пандемии COVID-19 в следующем году ожидается снижение роста мировой экономики до 4,3%. Согласно прогнозам, инфляция в 2022 году постепенно замедлится, однако ее темпы будут оставаться выше целевого ориентира в течение большей части года.
По прогнозам, в 2022 году темпы экономического роста в России составят 2,4% благодаря сохранению высокого уровня активности в нефтяном секторе, а затем замедлятся до 1,8% в 2023 году. Негативное влияние на динамику роста могут оказать периодически вводимые меры по борьбе с пандемией пока уровень вакцинации остается низким.
Неопределенность в отношении инфляции остается высокой. Если инфляция окажется более устойчивой, чем ожидается, или экономика столкнется с препятствиями, вызванными сворачиванием программы количественного смягчения в США, вероятно, придется дольше придерживаться более жесткой денежно-кредитной политики, что также окажет негативное влияние на прогноз роста экономики.
В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет зависеть от целого ряда факторов. В частности, в России по-прежнему отмечается довольно низкий потенциал роста, и, если эта проблема не будет решена, она будет ограничивать возможности страны в части достижения ею целей высокого уровня в области развития, а также увеличения доходов и повышения уровня жизни населения. Успех будет зависеть от укрепления принципов экономической политики и рыночных стимулов к тому, чтобы предприятия конкурировали между собой, внедряли инновации и создавали добавленную стоимость как внутри страны, так и за счет участия в глобальных цепочках создания добавленной стоимости.
Другим фактором, который будет оказывать влияние на экономику России в долгосрочной перспективе, является новая Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов, опубликованная Правительством РФ 29 октября 2021 года. Она открывает возможность ускорения «зеленого» экономического роста, представляя гораздо более амбициозный сценарий противодействия изменению климата, предусматривающий сокращение чистой эмиссии парниковых газов на 70% к 2050 году, а через 10 лет после этого — достижение чистой углеродной нейтральности.
Одновременно с экологизацией экономики эта стратегия предусматривает ускорение экономического роста и ставит целью достижение средних темпов роста не менее 3% в год. Эта амбициозная двойная задача ускорения экономического роста и экологизации экономики потребует принятия мер, направленных на устранение существующих препятствий для роста, и повышения конкурентоспособности экономики, наряду с ограничением издержек, связанных с «зеленым» переходом, и использованием всех возможностей, которые он может создать.
Специальная тема «Зеленая трансформация в России: пути, риски и эффективные меры экономической политики»
Неопределенность в отношении «зеленого» перехода мировой экономики по-прежнему высока, однако тот факт, что все больше стран заявляют о планах достижения углеродной нейтральности, повышает вероятность ускорения динамики этого процесса. Сегодня более 60 стран, на которые приходится свыше 80 процентов мирового ВВП, выразили желание достичь углеродной нейтральности в течение ближайших десятилетий. В ряде стран мира есть признаки конкретных изменений экономического курса. В этих условиях Россия заявила о своем стремлении стать углеродно-нейтральной к 2060 году.
В специальном разделе настоящего доклада представлены сценарии и возможные варианты действий, которые Россия может выбрать для разработки надлежащих подходов к управлению рисками в процессе «зеленой» трансформации экономики. В условиях неопределенности и изменения глобальной окружающей среды в стране нужна эффективная и обоснованная стратегия управления рисками, которые, в противном случае, могут привести экономику России к беспорядочной и дорогостоящей экологизации. Глобальный «зеленый» переход открывает для экономики новые возможности трансформации и тем самым создает потенциал для ускорения и диверсификации роста.
В докладе отмечается, что «зеленая» трансформация требует радикального пересмотра принципов государственной политики, чтобы добиться изменений в сложившемся характере принятия инвестиционных решений, а также в поведении компаний и домохозяйств. Главным фактором способствующим экологизации экономики, является углеродное ценообразование. Принимая различные формы – как правило, это налог или система выдачи платных разрешений – оно обеспечивает предоставление всем игрокам рыночных стимулов, чтобы они учитывали социальные издержки выбросов углерода.
Кроме того, для успешной трансформации потребуется более широкая диверсификация активов страны, включая человеческий капитал и возобновляемый природный капитал, а также сдвиг в сторону «зеленого» произведенного капитала. Для достижения этой цели можно использовать средства, полученные в результате введения углеродного ценообразования; однако в рамках общей программы реформ не менее важно инвестировать эти средства в более «мягкие» активы, такие, как институты, государственное управление, инновации и предпринимательство. Это станет частью повестки реформирования, создавая условия для появления более динамичного, конкурентоспособного и инновационного частного сектора, который возьмет на себя ведущую роль в создании российской экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов, способной конкурировать на международном уровне. В докладе Всемирного банка об изменении климата и развитии России, который готовится к публикации, будет проведен более широкий анализ с охватом задач и возможностей различных секторов экономики, факторов, способствующих «зеленой» трансформации на уровне экономики в целом, а также проблем инклюзивности и социальных аспектов «зеленого» перехода.
Вместе с настоящим Докладом об экономике России Всемирный банк выпускает специальный доклад, посвященный энергетическим субсидиям для российских потребителей, анализирующий, каким образом эти значительные ресурсы могут также приводить к увеличению выбросов и снижать экономическую эффективность. Согласно последним оценкам Всемирного банка, в 2019 году субсидии, предоставленные российским потребителям электроэнергии, газа и нефти, составили 1,4% ВВП. В случае перераспределения этих средств правительство смогло бы увеличить объем ВВП и обеспечить, чтобы, с одной стороны, не ухудшилось положение потребителей, а с другой стороны, сокращались бы выбросы парниковых газов, приближая Россию к достижению амбициозной цели – более экологичному развитию экономики.
Скачать полный текст доклада (PDF)
Потенциал экономического роста в России
Текст подготовлен на основе выступления академика Ивантера В.В. на Московском академическом экономическом форуме 15 мая 2019 года.
Бумажная версия статьи будет опубликована в 218 томе Научных трудов Вольного экономического общества России.
Скачать PDF-версию
В статье рассматриваются следующие вопросы:
- Почему Россия остро нуждается в более высоких темпах экономического роста
- На какие факторы можно разложить потенциал экономического роста
- Много ли в России свободных производственных мощностей и хватает ли стране трудовых ресурсов
- Каковы масштабы спроса на дополнительную продукцию
- Каковы успехи и недостатки современной экономической политики
- Что нужно делать для повышения темпов экономического роста
- Какую значение для экономического развития имеют отечественная наука и сектор высоких технологий
Ивантер Виктор Викторович:
Уважаемые коллеги, поскольку здесь не все экономисты, то я постараюсь обсудить проблемы роста без традиционного макроэкономического словоблудия и обливания слезами по поводу проблем.
Все наши проблемы будут в основном решены, если у нас получится серьёзно увеличить темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП). При этом иногда можно услышать, что валовый внутренний продукт неправильно отражает экономические результаты, и потому ориентироваться на динамику ВВП не нужно. Все это пустые разговоры, потому что валовый внутренний продукт, если отбросить подробности, – это сумма доходов в экономике.
Если в стране новых доходов, связанных с ростом ВВП, не появится, то решать проблемы страны можно будет единственным способом – за счет перераспределения: у кого-то забрать, кому-то дать. Мы такой опыт имели и в советское время, и в 90-е годы. Результаты, как известно, были негативными [1-3].
Значит, России нужен полноценный экономический рост. По большому счету, обеспечить реальный рост экономики могут только инвестиции. Инвестиции, оплодотворённые современными технологиями [4, 5].
Но дело в том, что в стоячую экономику никакой психически здоровый человек денег не вкладывает. Зачем вкладывать, если непонятно, кто купит дополнительную продукцию. Спроса-то нет! Следовательно, ситуация такова: с одной стороны, чтобы обеспечить более высокие темпы роста, нам нужно увеличивать норму накопления в экономике до 25% ВВП, а с другой стороны, частный бизнес вкладывать в стагнирующую российскую экономику не очень готов [6]. Значит, единственный способ заключается в том, чтобы государство взяло на себя инициативу и само начало вкладывать деньги. Например, в модернизацию инфраструктуры.
На рисунке 1 показан потенциал экономического роста в России. Этот расчет мы сделали у себя в Институте народнохозяйственного прогнозирования. В настоящее время мы оцениваем возможный годовой прирост ВВП в +4,8%. При этом прирост ВВП за счет увеличения спроса раскладывается следующим образом: прирост чистого экспорта – 0,8%, прирост валовых накоплений – 2,6%, прирост госпотребления – 0,3% и прирост потребления домашних хозяйств – 1,1%. Замечу, что ту часть приростов, которая не относится к накоплению, можно считать сегодняшним потенциалом безинвестиционного роста (рис. 1).
Рисунок 1. Наполнение экономического роста в 2019-2025 гг.
Что касается факторов предложения, то в этом случае прирост ВВП раскладывается так: вложения в инфраструктуру – 1% плюс, ввод жилья – 0,8%, увеличение эффективности экспорта – 0,7%, модернизация машиностроения – 0,8% и экономическая инерция (рост эффективности использования ресурсов) – 1,5%. Получаем те же самые 4,8% (рис. 2).
Рисунок 2. Экономический рост по направлениям в 2019-2025 гг.
Все это соответствует ориентиру, который был поставлен в послании Президента. Там было сказано, что к 2024-2025 году нам надо в полтора раза увеличить показатель ВВП в расчете на душу населения. Расчеты показывают, что для выполнения этой цели действительно нужны ежегодные темпы прироста ВВП по 4,5-5% [7, 8].
Теперь надо понять, а реалистично ли это? Что нужно, чтобы запустить экономический рост?
Для этого, прежде всего, нужны свободные мощности. Давайте оценим потенциал использования существующих в России производственных мощностей.
График на рисунке 3 показывает нам, что с 2008 года ввод мощностей существенно опережал рост валового внутреннего продукта. Если темп прироста ВВП в эти годы болтался вокруг нуля, то производственные мощности за это время увеличились почти 40%.
Рисунок 3. Динамика основных фондов и ВВП в сопоставимых ценах (2008 г.=100).
А на рисунке 4 показано, что из этого следует. Первое: если мы примем уровень загрузки мощностей, имевший место в 2008 году, за 100%, то в 2017 г. этот уровень составлял только 76% и к сегодняшнему дню остался практически на том же уровне.
Второе: даже если мы больше не будем вводить новые мощности, а просто начнем повышать степень использования существующих, то при темпе прироста ВВП, равном 5% в год, нам запаса этих мощностей хватит вплоть до 2023 г.
Рисунок 4. Загрузка основных фондов (в 2008 г. загрузка равна 100%).
Теперь надо понять, а есть ли в стране спрос на дополнительную продукцию? Давайте для начала оценим физический спрос. На рисунке 5 показано, что в 2018 году покупки автомобилей у нас упали до миллиона семисот тысяч штук по сравнению с двумя миллионами двумястами тысячами в 2014 году. Продажи микроволновых печей сократились почти на 600 тысяч штук, продажи стиральных машин и холодильников также сильно упали. Фактически это отложенный спрос. Чтобы покрыть этот спрос, надо наращивать выпуск как минимум в течение нескольких лет.
Иными словами, уже сейчас понятно, кто захочет купить новые автомобили и прочие товары длительного пользования.
Рисунок 5. Спрос на ключевые товары длительного пользования, тыс. шт.
В то же время нас как экономистов интересует не физический, а платёжеспособный спрос. Но платёжеспособность спроса определяется наличием в стране финансовых ресурсов. И вот здесь у нас проблемы точно нет. Объем финансовой ликвидности в нашей экономике по факту избыточен. И потенциально эту ликвидность вполне можно использовать для того, чтобы обеспечить деньгами неудовлетворенный физический спрос.
Но для запуска экономического роста нужен еще и третий фактор – труд. Без трудовых ресурсов мощности не заработают. Нередко говорят, что у нас, дескать, серьезный дефицит трудовых ресурсов. Но давайте посмотрим на ситуацию с интенсивностью труда. Доля персонала в обрабатывающих отраслях, работающего с низким уровнем интенсивности, равна примерно 20% (рис. 6). Замечу, что низкий уровень интенсивности – это такое интеллигентное выражение, а в действительности эти люди просто присутствуют на рабочем месте и ни черта не делают. Вот вам и резерв рабочей силы.
Рисунок 6. Доля работников обрабатывающих производств, работающих с низким уровнем интенсивности, %.
Еще один резерв – работники, занятые низкоквалифицированным трудом. Их можно достаточно быстро переобучить и переместить на рабочие места с гораздо более высокой производительностью. Таких работников у нас больше 25% (рис. 7). Это, правда, чуть лучше, чем в Турции и Болгарии, но всё равно очень много.
Рисунок 7. Доля работников занятых низкоквалифицированным трудом (без мигрантов), %.
Также хочу показать наши расчеты по поводу того, как повышение темпов экономического роста скажется на качестве жизни. По нашим оценкам, если мы используем имеющийся потенциал экономического роста, реальные располагаемые денежные доходы могут вырасти к 2025 году в среднем на 30%. При этом структура потребления домашних хозяйств (ПДХ) также станет более благоприятной: доля расходов на продовольствие снизится, а покупки автомобилей и жилья вырастут (табл.1).
Таблица 1. Структура потребления домашних хозяйств
Теперь еще один очень важный вопрос, а как запустить в действие весь этот потенциал роста?
На мой взгляд, в первую очередь надо тиражировать собственные успехи. Я готов назвать, по крайней мере, три крупнейших успеха, которые можно считать совершенно уникальными.
Первый успех был достигнут в отечественном сельскохозяйственном производстве. К настоящему времени мы превратились в крупнейших экспортеров продовольствия. Да, в нашей истории уже был период, когда аграрная продукция была важнейшей статьей российского экспорта. Императорская Россия тоже вывозила много продовольствия. Но при этом в стране время от времени случался голод. Иными словами, в те времена сельскохозяйственный экспорт в определенном смысле обострял внутреннюю ситуацию.
А сейчас мы экспортируем именно избыточную продукцию. Доказательство этому – позиция западных стран по поставкам продовольствия. Они развлекаются санкциями и все время пытаются запретить поставки в Россию той или иной продукции. Но в части поставок продовольствия западные страны никаких санкций против нас не вводят. Хотя в советское время они использовали этот рычаг очень активно.
Второй совершенно сумасшедший успех – это полноценная реанимация нашего оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Юрий Дмитриевич Маслюков, человек, который знал проблемы «оборонки» едва ли не лучше всех в стране, в 1998 году писал, что мы бо́льшую часть ОПК потеряли и потеряли навсегда. Но сейчас выяснилось, что ничего похожего: ОПК действительно удалось реанимировать.
Бывают, конечно, и проблемы. Например, в космосе не всё и не всегда летает. Но ведь в своё время и у Королёва с Челомеем не всё всегда летало. У них тоже случались серьёзные трудности.
Это уникальное достижение важно ещё и тем, что оборонно-промышленный комплекс – это именно тот сектор, который может обеспечить технологический рывок в стране. Правда, для этого надо ещё удачно провести так называемую конверсию. Мы во времена позднего СССР такую попытку уже делали, но она, прямо скажем, оказалась крайне неудачной [9]. Но если сейчас мы будем решать эту задачу более разумно и эффективно, то сможем получить серьёзнейший результат и, наконец, сократим технологическое отставание от передовых стран.
Третий успех, на который обязательно надо указать, – это целая группа замечательно реализованных в России мегапроектов. Например, зимняя Олимпиада-2014, при подготовке к которой совершенно выдающимся образом благоустроили город Сочи и его окрестности. Саммит АТЭС, который позволил кардинально улучшить инфраструктурную ситуацию во Владивостоке, построить там потрясающие мосты и дороги. Можно также вспомнить успешную подготовку наших городов к первенству мира по футболу, необычайно быстрое строительство очень нужного стране Керченского моста и так далее.
Теперь хочу сказать несколько слов о том, что мешает экономическому росту. А мешает ему бесконечное откладывание важных действий в экономике. Вот, например, в 2014 году, когда экономисты-академики встречались с президентом, обсуждался вопрос о проектном финансировании. Если бы у нас было масштабное проектное финансирование, оно могло бы значительно ускорить экономический рост. Президент одобрил эту идею. В рамках проектного финансирования, в частности, решается проблема отсутствия залогов под кредит, потому что залогом здесь является сам проект. Потому что если залога нет, то банки выдают кредиты не тем, кому они нужны, а тем, у кого деньги и так есть.
Прошло пять лет. Что у нас есть? У нас есть проектные офисы, у нас есть инструкции, у нас только проектного финансирования как не было, так и нет. Иными словами, важное и нужное решение приняли, но не выполнили.
Еще один похожий пример. Как я уже сказал, инфраструктурные проекты способны обеспечить очень значимый вклад в экономический рост. Но ведь о них надо не только говорить, их надо запускать… Уже больше дести лет ведутся разговоры о высокоскоростных железнодорожных магистралях (ВСМ). И никто до сих пор не знает, где и куда эти ВСМ у нас будут прокладывать? В Казань, в Сочи или в Питер? Или по-прежнему книга Радищева «О путешествии из Петербурга в Москву» останется у нас актуальной? Ну примите же, в конце концов, решение и начните строить.
И наконец, ещё одна принципиальная проблема – это проблема заработной платы. У нас не будет никакого экономического роста и никакого технического прогресса, если не будет роста заработной платы. Часто можно услышать разговоры о том, что будто бы есть какой-то закон о том, что заработная плата должна расти медленнее производительности труда… Хотелось бы знать, кто изобрёл такой закон и как его обосновал? На самом деле, это вопрос соотношений. На каких-то этапах рост зарплаты может опережать рост производительности труда, на каких-то – отставать. А в целом должно быть равновесие между зарплатой и производительностью. В этой связи хочу напомнить пример человека с малосимпатичными политическими взглядами, но очень успешного предпринимателя, Генри Форда I, который доказал, что вложения в высокую заработную плату – это эффективный способ и увеличения спроса, и повышения производительности труда.
Ещё я хотел бы сказать несколько слов о проблемах во взаимоотношениях российской науки, Российской академии наук и общества. В начале 1990-х годов возник политический миф о том, что если есть деньги, то любые технологии можно купить за рубежом. И тогда зачем нам собственное высокотехнологичное производство? И если всё можно прочесть в умных книгах, зачем нам своя наука? Важны только деньги.
Потом, однако, выяснилось, что купить можно не всё, а только то, что вам согласны продать. При этом продают рядовую технику, а передовые технологические достижения не хотят. Высокие технологии вам готовы продавать только тогда, когда у вас есть свои серьёзные достижения в этой сфере. То есть, рынок технологий – это такой закрытый клуб, куда попадают только те, кто может предложить собственные результаты [10, 11]. В космосе и ядерной энергетике у нас есть свои передовые технологии, поэтому там с нами готовы считаться. А в других сферах нас пытаются к высоким технологиям не подпускать. И чтобы их всё-таки иметь, надо полноценно развивать собственную науку, собственное проектное дело и собственное высокотехнологичное производство.
И в заключение о чтении умных заграничных книг. Мало же прочесть. Надо же понять, что там написано. А чтобы понять, что именно написано, надо этим самим заниматься. Вот ещё зачем нужна сильная национальная фундаментальная наука, без которой, повторю, доступа к самым высоким технологиям мы никогда иметь не будем.
Спасибо.
Бодрунов Сергей Дмитриевич:
Виктор Викторович, есть несколько вопросов. Вы на них ответите? По минуте на ответ, если можно.
Ивантер Виктор Викторович:
Да, первый вопрос такой: «Во всех секторах экономики фактически существует многоукладность. Все ведут себя, как хотят. О каком прогнозировании тогда можно говорить?»
Мой ответ таков: научное прогнозирование – это не угадывание будущего. Прогнозирование – это оценка последствий тех или иных возможных действий. Или бездействия. В рамках прогноза мы должны рассматривать разные сценарии и понимать, чем и почему один возможный сценарий будет отличаться от другого. Это дает возможность делать выбор в рамках экономической политики или корпоративной стратегии.
Второй вопрос: «Почему за период с 2006 г. по 2019 г. Россия в экономике не достигла уровня Португалии? Ведь наш Президент ставил именно такую цель»
Здесь бы я ответил так: кое в чем мы успехов всё-таки добились. Те, кто пьют портвейн, знают, что наш портвейн в последние годы стал очень качественным. Здесь мы реально близки к португальцам. Спасибо.
Библиографический список
1. Яременко Ю.В. Экономические беседы. – М.: ЦИСН, 1999. – 344 c.
2. Яременко Ю.В. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. – М.: Наука, 1999. – 414 с.
3. Сапир Ж., Некипелов А.Д., Кувалин Д.Б., Ивантер В.В. Российская трансформация: 20 лет спустя. – М.: Магистр, 2013. – 216 с.
4. Белоусов Д.Р., Блохин А.А., Борисов В.Н. и др. Структурно-инвестиционная политика в целях модернизации экономики России // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 4. – С. 3-16.
5. Борисов В.Н., Кувалин Д.Б., Почукаева О.В. Повышение эффективности машиностроительного фактора в регионах РФ // Проблемы прогнозирования. – 2018. – № 4. – С. 52-64.
6. Кувалин Д.Б., Моисеев А.К., Зинченко Ю.В. Российские предприятия в конце 2018 г.: взгляд на глобальные цели устойчивого развития и трудности с получением банковских кредитов // Проблемы прогнозирования. – 2019. – №3. – С. 135-148.
7. Широв А.А. О настройке экономической политики на рост // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2018. – Т. 214. – № 6. – С. 316-323.
8. Широв А.А. Возможности ускорения экономического роста в среднесрочной перспективе // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2017. – Т. 204. – № 2. – С. 73-77.
9. Яременко Ю.В., Рассадин В.Н. Бюрократическая конверсия // ЭКО. – 1993. – № 12 (234). – С. 3-13.
10. Комков Н.И. Научно-технологическое развитие: ограничения и возможности // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 5 (164). – С. 11-21.
11. Комков Н.И. Условия структурно-инновационной политики развития экономики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2017. – Т. 8. – № 1 (29). – С. 80-87.
Экономические перемены в России | Центр стратегических и международных исследований
Программа Россия и Евразия предлагает анализ быстрых экономических изменений в России и их последствий для политики США.
Ничто в современной России не изменилось так быстро и неожиданно, как экономическое положение. Когда Владимир Путин стал президентом, Россия фактически была банкротом, поскольку должна была больше денег Международному валютному фонду (МВФ), чем ее резервы в иностранной валюте. С тех пор Россия совершила виртуальную макроэкономическую революцию до такой степени, что стала одним из крупнейших кредиторов долга США в мире. Его номинальный долларовый ВВП увеличился более чем в шесть раз и может достичь более 2 триллионов долларов к 2010 году. Рост такого масштаба будет равняться почти десятикратному увеличению ВВП в течение десятилетия.
В начале 2009 года Министерство экономической торговли и развития опубликовало амбициозный план, в котором изложены экономические цели России до 2020 года. Если эти цели будут достигнуты, Россия станет крупнейшей экономикой Европы и пятой экономикой мира после США. , Китая, Японии и Индии.
Рассматривая российскую экономику, в первую очередь необходимо учитывать устойчивость существующих тенденций роста. Проводит ли российское правительство политику, которая может сдерживать экономический рост? Насколько коррупция облагает налогом экономическую экспансию? Как российские лидеры взвешивают компромиссы между инвестициями в модернизацию инфраструктуры, растущими потребностями в сфере социального обеспечения, военной модернизацией и т. д.? В большей степени развитие и распределение огромных энергетических ресурсов России обусловлено политическими или коммерческими факторами?
Фундаментальный вопрос, на который Соединенным Штатам необходимо ответить, касается степени, в которой экономический подъем России представляет собой возможность или угрозу для их интересов. В какой степени Соединенным Штатам следует поощрять более глубокую интеграцию и взаимозависимость? В сфере безопасности сегодняшняя политика США в отношении России в целом состоит из противоречивых тенденций взаимодействия и сдерживания. Однако эти тенденции весьма актуальны и при рассмотрении экономического будущего Российской Федерации.
Никогда в своей истории Россия не была более процветающей и интегрированной в глобальную экономику, чем сейчас. Казалось бы, это позитивное событие и достижение одной из основных целей политики США в отношении России после распада СССР. Однако, как и многие аспекты современной России, это явление вызывает в Вашингтоне большие споры, часто из-за противоречивого характера экономической информации. Этот проект призван прояснить интересы США в отношении российской экономики и помочь поместить их в более широкий контекст политики США в отношении России.
После десятилетия ошеломляющего экономического роста, подпитываемого ростом цен на сырьевые товары и дешевыми иностранными кредитами, российская экономика зарекомендовала себя как очень привлекательное место для иностранных инвестиций. К июлю 2008 года российские валютные резервы составили более 588,9 млрд долларов, а цены на нефть побили новые рекорды — более 147,27 долларов за баррель, а российские банки приобрели внешний долг на сумму 500 млрд долларов. Весной 2008 года казалось, что Россия лучше других переносит финансовый шторм. Однако по мере углубления кризиса стало очевидно, что Россию не миновать экономический спад. Заморозка кредитных рынков, быстрое падение цен на энергоносители и значительный отток инвесторов начали сказываться на российской экономике. Первоначальная реакция Кремля преуменьшила влияние кризиса на Россию, но вместо этого высмеяла американские регулирующие органы за то, что они не смогли предвидеть спад.
К концу 2008 года рубль значительно ослаб по отношению к доллару, а основной российский фондовый индекс чуть не рухнул. По мере замедления промышленного производства росла безработица и по всей стране стали возникать отдельные случаи гражданских беспорядков. Эти факторы в сочетании с растущей проблемой оттока капитала вынудили правительство принять меры, приняв широкий пакет экономических стимулов и вложив в экономику более 200 миллиардов долларов. Весной 2009 года цены на нефть поднялись с минимума, достигнутого ранее в этом году, и глобальные последствия кризиса ослабли. Тем не менее, эксперты прогнозируют, что Россия продолжит ощущать последствия кризиса в ближайшие годы, поскольку в 2009 году ожидается экономический спад на уровне 7–8 процентов.и лишь скромный рост в последующие годы. Глобальный финансовый спад высветил серьезные недостатки экономической политики Кремля и самой российской экономики. Скорость и траектория восстановления России в значительной степени зависят от готовности российских политиков диверсифицировать свои потоки доходов и провести столь необходимые экономические и денежные реформы.
Резюме совещаний рабочих групп доступны ниже.
«Цели экономики России до 2020 г.: мечты или реальность?» Презентация Михаила Дмитриева и Андерса Аслунда.
«Российский взгляд на США и их роль в экономическом развитии России» Презентация Сергея Гуриева.
«Российские углеводороды: двигатель экономики и инструмент внешней политики?» Презентация Адама Стулберга и Эдварда Чоу. Презентация Powerpoint доступна здесь.
«Коррупция: ограничение роста и угроза безопасности?» Презентация Михаила Алексеева и Роберта Легвольда. Доступна презентация Powerpoint.
«Русские дебаты о том, как распределить новое богатство», Презентация Клиффорда Гэдди и Барри Икеса.
«Российские Вооруженные Силы, военные расходы и военная промышленность», Презентация Кита Крэйна и Ольги Оликер.
Население, ВВП, инфляция, бизнес, торговля, ПИИ, коррупция
Скачать PDF
Краткие факты
- Население:
- 144,1 млн
- ВВП (ППС):
- 4,1 триллиона долларов
- -3,1% роста
- 0,8% 5-летний совокупный годовой рост
- 27 903 долл.
США на душу населения
- Безработица:
- 5,7%
- Инфляция (ИПЦ):
- 3,4%
- Приток ПИИ:
- 9,7 миллиарда долларов
Показатель экономической свободы России составляет 56,1, что ставит ее экономику на 113-е место среди самых свободных в Индексе 2022 года. Россия занимает 43-е место среди 45 стран европейского региона, а ее общий балл ниже средних региональных и мировых показателей.
За последние пять лет экономика России набирала силу в 2017 и 2018 годах, замедлялась в 2019 году, и стал отрицательным в 2020 году. Рост возобновился с восстановлением мировых цен на нефть в 2021 году. Пятилетняя тенденция медленного расширения экономической свободы пошатнулась. Поскольку увеличение свободы труда и денежной свободы опережает снижение верховенства права и свободы бизнеса, Россия зафиксировала общую потерю экономической свободы на 1,0 балла с 2017 года и вернулась в ряды «в основном несвободных» стран. Финансовое здоровье очень хорошее, но свобода инвестиций и финансовая свобода находятся на уровне наименее развитых стран.
ВОЗДЕЙСТВИЕ COVID-19: По состоянию на 1 декабря 2021 г. в России от пандемии был связан 271 091 случай смерти, а реакция правительства на кризис заняла 116-е место среди стран, включенных в этот Индекс, по жесткости. В 2020 году экономика сократилась на 3,1 процента. Владимир Путин был переизбран президентом в 2018 году на фоне обвинений в фальсификациях на выборах. Россия незаконно аннексировала Крымский полуостров Украины в начале 2014 года и продолжает разжигать нестабильность, поставляя оружие и войска в Донбасс на востоке Украины. Продолжающиеся экономические санкции Запада привели к утечке мозгов и бегству капитала. Экономика России сильно зависит от экспорта нефти и газа. В последние годы низкие цены на нефть, финансовое бремя аннексии Крыма и усилия по перевооружению вооруженных сил создали нагрузку на государственные финансы. Из-за ее действий на Украине, включая незаконную аннексию Крыма, заявка России на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития отложена на неопределенный срок.
Верховенство закона
Права собственности 36.8 Постройте график, используя этот показатель
Эффективность судебной системы 34.7 Постройте график, используя этот показатель
Честность правительства 29.7 Постройте график, используя этот показатель наследовать, сдавать в аренду, закладывать и продавать недвижимость. Конституция России признает право собственности. Государству принадлежит большая часть земли, но большинство построек находится в частной собственности. Судебная система России сильно предвзята в пользу государства. Коррупция и безнаказанность широко распространены, особенно в сфере государственных закупок, СМИ, национальной обороны и коммунальных услуг.
Государственный размер
Налоговое бремя 93.1 Постройте график с использованием этого показателя
Государственные расходы 62.6 Постройте график с использованием этого показателя
Финансовое состояние 99.3 Постройте график с использованием этого показателя а максимальная ставка корпоративного налога составляет 20 процентов. Другие налоги включают акцизы и налоги на добавленную стоимость. Общее налоговое бремя составляет 11,0 процента от общего внутреннего дохода. Государственные расходы за последние три года составили 35,3 процента от общего объема производства (ВВП), а профицит бюджета в среднем составил 0,3 процента ВВП. Государственный долг эквивалентен 190,3 процента ВВП.
Регулятивная эффективность
Свобода бизнеса 62.5 Постройте график, используя этот показатель
Свобода труда 57.3 Постройте график, используя этот показатель вовлечен в конфликт с правительством. Мобильность рабочей силы между регионами ограничена. Заработная плата и условия занятости сильно различаются. Трудовые нормы, которые есть в книгах, часто не соблюдаются. В 2019 году(последний год, за который имеются данные), Всемирный банк сообщил, что на субсидии приходится около 69 процентов государственного бюджета.
Открытые рынки
Свобода торговли 69.0 Постройте график, используя этот показатель
Свобода инвестиций 30,0 Постройте график, используя этот показатель
Финансовая свобода 30,0 Постройте график, используя этот показатель
Россия имеет 11 действующих преференциальных торговых соглашений.
Добавить комментарий