Eng Ru
Отправить письмо

Назначение и классификация пассажирских станций. Виды станций


Виды станций, их назначение

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10Следующая ⇒

Промежуточные станции – наиболее распространенный вид раздельных пунктов на сети железных дорог. Их размещают на однопутных, двухпутных и многопутных линиях на расстоянии от 20 до 40 км между ними. Эти станции обеспечивают пропуск грузовых поездов без остановок, а также прием и отправление поездов, имеющих остановки (как правило, сборные и вывозные поезда).

Промежуточные станции бывают обычные и опорные. На последних, концентрируется грузовая и коммерческая работа по обслуживанию населенных пунктов района тяготения.

Характер работы промежуточных станций определяется организацией пропуска поездов различных категорий (пассажирские, обычные грузовые, ускоренные, соединенные), методами обработки сборных и вывозных поездов, с которыми прибывают (или отправляются) вагоны под погрузку – выгрузку, и обслуживанием подъездных путей промышленных предприятий.

Для выполнения перечисленных операций имеются соответствующие пути, погрузочно-выгрузочные механизмы; устройства связи, СЦБ и др. (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Схема промежуточной станции: I, II – главные пути; 3,4 – приемоотправочные; 5,6 погрузочно-выгрузочные; 7 – вытяжные; 8 – предохранительные тупики;  – пассажирское здание;  – платформы; , – грузовые склады;  – площадки

 

Участковые станции. Основное их назначение – обработка транзитных поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад, формирование и расформирование участковых и сборных поездов, выполнение пассажирских, грузовых и коммерческих операций. Схема узловой участковой станции представлена на рис. 3.2.

Сортировочные станции. Они располагаются в пунктах слияния нескольких железнодорожных направлений, в крупных промышленных центрах, в районах массовой погрузки и выгрузки грузов (вблизи речных и морских портов, добывающих бассейнов) и предназначены для массовой сортировки вагонов в прибывающих составах путем расформирования и формирования сквозных, участковых, сборных, участково-сборных, вывозных и передаточных поездов в соответствии с планом формирования. Сортировочные станции на сети железных дорог являются решающими опорными пунктами в организации вагонопотоков и в выполнении важнейших показателей перевозочной работы.

   

Рис. 3.2. Схема узловой участковой станции:  – пассажирское здание,  − пассажирские платформы,  – сортировочная горка малой мощности,  – локомотивный тупик,  – вытяжные пути, Тр1 – нечетный транзитный парк, Тр2 – четный транзитный парк, С – сортировочный парк, ЛХ, ВХ – локомотивное и вагонное хозяйство, ГД − грузовой двор, ПП – подъездной путь

 

Схема односторонней сортировочной станции дана на рис. 3.3.

   

Рис. 3.3 Схема односторонней сортировочной станции: П − парк прибытия, Г − сортировочная горка, С − сортировочный парк, О − парк отправления, Тр1 − нечетный транзитный парк, Тр2 − четный транзитный парк, ЛХ − локомотивное хозяйство, ВХ − вагонное хозяйство, ГД − грузовой двор

Грузовые станции. Основными операциями на них являются грузовые. Эти станции предназначены для приема к перевозке, взвешивания, кратковременного хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов, оформления перевозочных документов; приема, расформирования, формирования и отправления грузовых поездов, передач вагонов; производства маневров по подаче и уборке вагонов, обслуживания подъездных путей и организации транспортно-экспеди­цион­ного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. Схема грузовой станции, обслуживающей примыкающие подъездные пути, приведена на рис. 3.4.

Грузовые станции подразделяются:

■ на станции общего пользования;

■ станции примыкания подъездных путей;

■ портовые;

■ перегрузочные.

Разновидностями грузовых специализированных станций являются углепогрузочные, нефтеналивные, лесопогрузочные, зерновые.

Рис. 3.4. Схема грузовой станции, обслуживающей примыкающие подъездные пути: По1 − Приемо-отправочный парк, ПП1, ПО2 − приемо-отправочный парк, С − сортировочный парк, ПС − приемо-сдаточный парк, ГР − грузовой район

 

Пассажирские станции. Они расположены в крупных городах и промышленных центрах со значительным объемом пассажирских перевозок, предназначены для обслуживания пассажиров и выполнения операций с пассажирскими поездами различных категорий.

Все операции, выполняемые на пассажирских станциях, подразделяются на два основных вида – технические и по обслуживанию пассажиров.

Технические операции заключаются в приеме и отправлении пассажирских поездов, подготовке составов в рейс для перевозки пассажиров, техническом осмотре и снабжении составов транзитных поездов и пр.

Обслуживание пассажиров заключается в продаже билетов, организации отдыха пассажиров, в том числе с детьми, приеме, хранении и выдаче багажа и грузобагажа.

По характеру выполнения работы пассажирские станции делятся на три основных вида: собственно пассажирские, где производятся операции по обслуживанию и пропуску пассажирских поездов, а также все операции по оформлению проезда пассажиров и перевозки багажа и грузобагажа.

Технические пассажирские станции имеют пути и устройства для экипировки, ремонта, дезинфекции и отстоя пассажирских составов, начинающих и заканчивающих свое следование на этой станции. Объединенные пассажирские станции выполняют все операции как собственно пассажирских, так и технических станций.

В зависимости от объемов пассажирских, грузовых и технических операций и сложности выполняемых работ станции делятся на внеклассные, I (первого), II (второго), III (третьего), IV (четвертого) и V (пятого) классов. Классность станций устанавливается на основе оценки показателей достигнутого уровня объема работы в условных единицах – сумма баллов.

 

mykonspekts.ru

Классификация железнодорожных станций | Железная дорога

   По назначению и характеру работы станции подразделяются на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские.

Промежуточные станции предназначены для приема, отправ­ления и пропуска поездов, приема и выдачи грузов, обслужива­ния пассажиров. На отдельных промежуточных станциях, кроме того, осуществляют обслуживание подъездных путей промышлен­ных предприятий, формирование отправительских маршрутов, оборот составов пригородных поездов. Промежуточные станции, на которых концентрируется грузовая работа данного участка, называют опорными.

Участковые станции располагаются на границах участков желез­нодорожных линий. На таких станциях производится смена локо­мотивов и локомотивных бригад, техническое обслуживание подвиж­ного состава, расформирование и формирование участковых и сбор­ных поездов, грузовые и пассажирские операции.

Сортировочные станции предназначены для массового расформи­рования и формирования грузовых поездов. При этом выполняют операции по техническому и коммерческому обслуживанию соста­вов перед расформированием и при отправлении поездов, а также при смене локомотивов и локомотивных бригад. Кроме того, на сор­тировочных станциях осуществляют также грузовые операции, под­готовку вагонов под погрузку, обслуживание подъездных путей про­мышленных предприятий.

Грузовые станции служат, в основном, для выполнения операций по переработке грузов в значительных объемах. На таких станциях ведут прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузку, выгрузку, сорти­ровку и выдачу грузов; прием, отправление, расформирование и фор­мирование грузовых поездов; маневровую работу по подаче вагонов к погрузочно-выгрузочным фронтам и уборке их после грузовых опера­ций; обслуживание подъездных путей промышленных предприятий.

Пассажирские станции предназначены для обслуживания пасса­жиров. Основными задачами таких станций являются формирова­ние и своевременная подача составов на перронные пути вокзала для посадки пассажиров; отправление поездов по расписанию; оборот и экипировка составов пассажирских поездов.

        В зависимости от объема работы станции подразделяются на вне­классные, I, II, III, IV и V класса.

Класс станции устанавливается на основе показателей, характеризующих ее работу в условных едини­цах. Классностью станций определяются штат и должностные окла­ды станционных работников. К внеклассным и станциям I класса от­носятся крупные сортировочные, грузовые и пассажирские станции. Промежуточные, как правило, относятся к IV классу. Участковым и небольшим грузовым станциям присваиваются II и III класс. Класс­ность станций устанавливается по шкале баллов, начисляемых на вы­полняемые объемные показатели работы (погрузка, выгрузка вагонов; прием, отправление поездов; отправление пассажиров и др.).

Железнодорожные станции подведомственны Центрам организации работы станций (ДЦС), которые, в свою очередь, находятся в оперативном подчинении отделениям желез­ной дороги (территориальным регионам) и являются линейными предприятиями по организации перевозок грузов и пассажиров. Производственно-хозяйственная деятельность станций регламентируется рядом отраслевых докумен­тов (Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП), Инст­рукция по сигнализации на железных дорогах Российской Федера­ции (ИС), Правила перевозок грузов, Положение о железнодорож­ной станции, план формирования поездов (ПФП), график движе­ния (ГД), техническо-распорядительный акт станции (ТРА), технологический процесс работы станции (ТП), Правила техники безопасности и производственной санитарии, приказы и указания ОАО «РЖД», дороги и отделения).

rly.su

НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНЦИЙ И УЗЛОВ

НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНЦИЙ И УЗЛОВ

План лекции

1. Железнодорожные станции, их классификация

2. Виды станций, их назначение

3. Железнодорожные узлы

 

1. Железнодорожные станции, их классификация

Все железнодорожные линии делятся на перегоны или блок-участки. Пункты, которые делят железнодорожные линии на перегоны или блок-участки, называются раздельными. К ним относятся: разъезды, обгонные пункты, станции, узлы.

Станции – обеспечивают движение поездов по графику; отправление всех поездов в строгом соответствии с планом формирования поездов; исправными в техническом и коммерческом отношениях; обеспечивают безопасность движения при выполнении операций по приему, отправлению и пропуску поездов, производству маневров, размещению и креплению грузов, перевозимых на открытом подвижном составе; сохранность перевозимых грузов; безопасное обслуживание и перевозку пассажиров по железным дорогам.

В зависимости от функционального назначения станции подразделяются на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские.

На станциях выполняются следующие операции:

·прием, отправление и безостановочный пропуск пассажирских и грузовых поездов;

·маневры со сборными и вывозными поездами;

·маневры по подаче и уборке вагонов от грузовых фронтов;

·выгрузка, погрузка и хранение грузов, оформление грузовых документов и платежей;

·продажа билетов, посадка и высадка пассажиров, прием, выдача и хранение багажа и почты;

·сортировку вагонов по назначениям.

Для безопасного и своевременного выполнения указанной работы промежуточные станции имеют:

·путевое развитие;

·пассажирские здания, платформы, пешеходные тоннели или мостики;

·грузовой район, включающий склады, площадки, погрузочно-выгрузочные механизмы, автомобильные подъезды;

·устройства связи, СЦБ, электроснабжения, освещения, водоснабжения, канализации и теплоснабжения.

Также в зависимости от расположения устройств, путей и парков путей все станции делятся на типы:

а) станции поперечного типа располагаются на относительно небольшой, но широкой площадке, длина которой определяется длиной приемоотправочных путей с учетом стрелочных горловин. Приемоотправочные пути располагаются по одну сторону от главных путей;

б) станции с полупродольным расположением путей размещают там, где длина станционной площадки не позволяет разместить станцию продольного типа. По эксплуатационным показателям станции этого типа немного хуже станций продольного типа, так как у этих станций нет прямого выхода с путей одного направления на пути другого направления;

в) станции продольного типа требуют более протяженной площадки. На таких станциях приемоотправочные пути для противоположных направлений находятся по обе стороны от главных путей. При этом имеется прямой выход из одного парка в другой.

 

2. Виды станций, их назначение

Промежуточные станции – наиболее распространенный вид раздельных пунктов на сети железных дорог. Их размещают на однопутных, двухпутных и многопутных линиях на расстоянии от 20 до 40 км между ними. Эти станции обеспечивают пропуск грузовых поездов без остановок, а также прием и отправление поездов, имеющих остановки (как правило, сборные и вывозные поезда).

Промежуточные станции бывают обычные и опорные. На опорных станциях концентрируется грузовая и коммерческая работа по обслуживанию населенных пунктов района тяготения.

Характер работы промежуточных станций определяется организацией пропуска поездов различных категорий (пассажирские, обычные грузовые, ускоренные, соединенные), методами обработки сборных и вывозных поездов, с которыми прибывают (или отправляются) вагоны под погрузку – выгрузку, и обслуживанием подъездных путей промышленных предприятий.

Для выполнения перечисленных операций имеются соответствующие пути, погрузочно-выгрузочные механизмы; устройства связи, СЦБ и др. (рис. 1).

Рис. 1. Схема промежуточной станции: I, II – главные пути; 3,4 – приемоотправочные; 5,6 погрузочно-выгрузочные; 7 – вытяжные; 8 – предохранительные тупики; 1 – пассажирское здание; 2 – платформы; 3, 4 – грузовые склады; 5 – площадки.

Участковые станции. Основное их назначение – обработка транзитных поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад, формирование и расформирование участковых и сборных поездов, выполнение пассажирских, грузовых и коммерческих операций. Схема узловой участковой станции представлена на рис. 2.

Сортировочные станции. Они располагаются в пунктах слияния нескольких железнодорожных направлений, в крупных промышленных центрах, в районах массовой погрузки и выгрузки грузов (вблизи речных и морских портов, добывающих бассейнов) и предназначены для массовой сортировки вагонов в прибывающих составах путем расформирования и формирования сквозных, участковых, сборных, участково-сборных, вывозных и передаточных поездов в соответствии с планом формирования. Сортировочные станции на сети железных дорог являются решающими опорными пунктами в организации вагонопотоков и в выполнении важнейших показателей перевозочной работы.

Рис. 2. Схема узловой участковой станции:1 – пассажирское здание, 2 − пассажирские платформы, 3 – сортировочная горка малой мощности, 4 – локомотивный тупик, 5 – вытяжные пути, Тр1 – нечетный транзитный парк, Тр2 – четный транзитный парк, С – сортировочный парк, ЛХ, ВХ – локомотивное и вагонное хозяйство, ГД − грузовой двор, ПП – подъездной путь

Схема односторонней сортировочной станции дана на рис. 3.

Рис. 3 Схема односторонней сортировочной станции: П − парк прибытия, Г − сортировочная горка, С − сортировочный парк, О − парк отправления, Тр1 − нечетный транзитный парк, Тр2 − четный транзитный парк, ЛХ − локомотивное хозяйство, ВХ − вагонное хозяйство, ГД − грузовой двор

Грузовые станции. Основными операциями на них являются грузовые. Эти станции предназначены для приема к перевозке, взвешивания, кратковременного хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов, оформления перевозочных документов; приема, расформирования, формирования и отправления грузовых поездов, передач вагонов; производства маневров по подаче и уборке вагонов, обслуживания подъездных путей и организации транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. Схема грузовой станции, обслуживающей примыкающие подъездные пути, приведена на рис. 4.

Грузовые станции подразделяются:

■ на станции общего пользования;

■ станции примыкания подъездных путей;

■ портовые;

■ перегрузочные.

Разновидностями грузовых специализированных станций являются углепогрузочные, нефтеналивные, лесопогрузочные, зерновые.

Рис. 4. Схема грузовой станции, обслуживающей примыкающие подъездные пути: ПО1, ПО2 − приемо-отправочные парки, ПП1, ПП2 – подъездные пути, С − сортировочный парк, ПС − приемо-сдаточный парк, ГР − грузовой район.

 

Пассажирские станции. Они расположены в крупных городах и промышленных центрах со значительным объемом пассажирских перевозок, предназначены для обслуживания пассажиров и выполнения операций с пассажирскими поездами различных категорий.

Все операции, выполняемые на пассажирских станциях, подразделяются на два основных вида – технические и по обслуживанию пассажиров.

Технические операции заключаются в приеме и отправлении пассажирских поездов, подготовке составов в рейс для перевозки пассажиров, техническом осмотре и снабжении составов транзитных поездов и пр.

Обслуживание пассажиров заключается в продаже билетов, организации отдыха пассажиров, в том числе с детьми, приеме, хранении и выдаче багажа и грузобагажа.

По характеру выполнения работы пассажирские станции делятся на три основных вида: собственно пассажирские, где производятся операции по обслуживанию и пропуску пассажирских поездов, а также все операции по оформлению проезда пассажиров и перевозки багажа и грузобагажа.

Технические пассажирские станции имеют пути и устройства для экипировки, ремонта, дезинфекции и отстоя пассажирских составов, начинающих и заканчивающих свое следование на этой станции. Объединенные пассажирские станции выполняют все операции как собственно пассажирских, так и технических станций.

В зависимости от объемов пассажирских, грузовых и технических операций и сложности выполняемых работ станции делятся на внеклассные, I(первого), II (второго), III (третьего), IV (четвертого) и V (пятого) классов. Классность станций устанавливается на основе оценки показателей достигнутого уровня объема работы в условных единицах – сумма баллов.

 

Железнодорожные узлы

Железнодорожные узлы – это пункты слияния или пересечения нескольких линий, а также пункты расположения на одном направлении нескольких станций, технически связанных друг с другом, в которых помимо обычных участковых и других станционных операций осуществляется пропуск транзитных пассажирских и грузовых поездов и передача групп вагонов с одной линии на другую, перевозка пассажиров, переработка грузовых поездов с сортировкой вагонов на примыкающих направлениях, а также на отдельные станции узла и промышленные районы.

Железнодорожные узлы обычно классифицируют по следующим основным признакам:

·характеру эксплуатационной работы;

·экономико-географическому расположению;

·геометрическому начертанию их конструкций.

В связи с этим железнодорожные узлы имеют схемы: с одной станцией, тупикового типа, треугольного типа, узлы крестообразного типа и другие (рис. 5).

Система оперативного управления работой железнодорожного узла относится к сложным человеко-машинным системам, состоящим из многочисленных взаимодействующих элементов. Изменение в работе хотя бы одного элемента немедленно отражается на функционировании всей системы.

Рис. 5. Схема железнодорожного узла

Организация и управление работой узла требует рационального распределения ее между всеми элементами узла, организации своевременного подвода к узлу вагонов и системы передаточного движения поездов внутри узла, информационного обеспечения, взаимной ответственности транспортников и клиентуры за выполнение норм простоев вагонов, создание автоматизированных систем управления работой объектов узла.

Контрольные вопросы

1. Как классифицируются раздельные пункты?

2. Какие основные операции выполняются на станциях?

Какие типы станций вы знаете? Опишите их назначение.

4. Как станции различаются по классам?

5. Какие пункты называются железнодорожными узлами?

6. По каким признакам классифицируются узлы?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  Боровикова, М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте : учеб. для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта / М.С. Боровикова. − М.: Маршрут, 200 − 368 с.
  2.  Каликина, Т.Н. Технический комплекс железнодорожного транспорта и технологическое управление : учеб. пособие / Т.Н. Каликина, Т.А. Одуденко. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – 104 с.
  3.  Ковалев, В.И. Организация вагонопотоков на сети железных дорог России в условиях реформирования отрасли. – СПб.: Информ. центр «Выбор», 2002. – 144 с.
  4.  Кочнев Ф.П. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте : учеб. для студентов вузов / Ф.П. Кочнев. − М.: Транспорт, 1980. – 496 с.
  5.  Основы эксплуатационной работы железных дорог: учеб. пособие для студентов среднего проф. образования / В.А. Кудрявцев, В.И. Ковалев, А.П. Кузнецов [и др.] ; под ред. В.А. Кудрявцева. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. − 352 с.
  6.  Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [Текст]: (ЦРБ-756): Утверждены Минтрансом России 21.12. 2010 г. – М.: Техинформ, 2012. – 519 с.
  7.  Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации о железнодорожном транспорте в Российской Федерации № 18-ФЗ от 10 января 2003 г. – М.: «Книга сервис». – 200 – 96 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT1

refleader.ru

Глава XX пассажирские и технические пассажирские станции

1. Назначение и классификация пассажирских станций

Пассажирские станции предназначены для обслуживания пассажиров. На них выполняют следующие операции: прием и отправление пассажирских поездов, продажу билетов, посадку и высадку пассажиров, прием и выдачу багажа, грузобагажа, почтовых отправок, следующих в багажных и почтовых вагонах пассажирских поездов или в специальных почтово-багажных поез­дах. Для этого на станциях размещают пассажирские здания (вокзалы), приемо-отправочные (перронные) пути с платформами, багажные и почтовые здания с путями и платформами, различного рода пути для маневров и сто­янки поездов, вагонов, локомотивов, переходы в одном и разных уровнях для пассажиров и проезды для транспортировки багажа, почты, топлива, продуктов питания, устройства водоснабжения, канализации, освещения и др. Иногда на пассажирских станциях располагают технические парки с обустройствами для подготовки составов в рейс (экипировки, очистки, осмотра, ремонта, снабжения и др.), а также локомотивные депо.

По положению на сети дорог различаются пассажирские станции проход­ные, конечные и смешанные. Проходные станции пропускают сквозные (тран­зитные) поезда и обеспечивают посадку и высадку пассажиров, техническое

обслуживание, снабжение вагонов водой и топливом, погрузку и выгруз­ку багажа и почты, смену локомотивов и локомотивных бригад. Конечные станции обслуживают только начи­нающие и заканчивающие следование поезда. Операции на них, как прави­ло,— только посадка и высадка пас­сажиров, погрузка и выгрузка бага­жа и почты. На смешанных станциях выполняют операции, свойственные и проходным, и конечным станциям. По характеру выполняемых операций пассажирские станции разделяются на обслуживающие и дальнее, и при­городное движение и обслуживаю­щие только дальнее или только при­городное движение. К обслуживаю­щим только пригородное движение относятся некоторые проходные и ко­нечные станции в крупных го­родах, а также так называемые зон­ные станции на пригородных участках, где часть поездов заканчивает и начинает движение (станции оборота).

Пассажирские станции обычно находятся в районах крупных городов и обслуживают значительные размеры дальнего и пригородного движения. На отдельных станциях Московского, Ленинградского и ряда зарубежных узлов размеры дальнего движения превышают 50 пар поездов в сутки, а при­городного достигают 200—300 пар.

Различают тупиковые, сквозные и комбинированные схемы пассажир­ских станций. Сначала в России железные дороги строили изолированно друг от друга, и заканчивались они тупиковыми станциями (рис. 271, а), в состав которых входили пассажирские устройства и грузовые дворы. Многие из них сохранились до наших дней: Москва-Пассажирская Октябрьской дороги, Ленинград-Пассажирский-Московский, Москва-Пассажирская-Казанская, Одесса-Пассажирская и др. До сих пор тупиковые станции остались и за границей: в Париже, Лондоне, Берлине, Риме и других городах. В более поздний период, когда в России потребовалось соединить разрозненные линии, были построены сквозные станции (рис. 271, б, г), например, Тула, Курск, Смоленск, Харьков, Ростов-на-Дону и др. Одновременно появились и комбинированные станции, на которых одна часть путей — сквозные, а другая — тупиковые (рис. 271, в): Москва-Пассажирская-Курская, Киев-Пассажирский и др.

Каждый тип схем имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для пассажиров более удобны тупиковые станции, поскольку вход на их платформы и выход с них не требуют подъема и спуска, хотя путь по плат­форме несколько длиннее, чем на станциях сквозного типа. Однако тупиковым схемам присущи два существенных недостатка: во-первых, локомотивы при­бывших поездов вместе с почтовыми и багажными вагонами простаивают до тех пор, пока не кончится высадка пассажиров; во-вторых, все поездные и маневровые передвижения осуществляются через одну горловину, которая при больших размерах движения оказывается перегруженной и с трудом справляется с работой. Если тупиковая станция одновременно обслуживает конечные и сквозные поезда (например, Воронеж, Мичуринск), следование

последних через нее осложняется перестановками локомотивов и почтово-багажных вагонов. Это привело к тому, что практически новые станции тако­го рода для обслуживания конечного дальнего, местного и пригородного движения на головных участках крупных узлов проектируют лишь в особо трудных топографических и других местных условиях. В СССР новые тупи­ковые пассажирские станции сооружают очень редко в конечных пунктах новых линий, где пассажирское движение еще незначительно. При этом учитывают возможность превращения их в сквозные, для чего вокзалы рас­полагают сбоку путей (рис. 271, а — штриховая линия).

Сквозной тип пассажирской станции не всегда удобен для пассажиров, так как им приходится для перехода с платформы к вокзалу или наоборот подниматься на мост, но лишен недостатков в эксплуатации. При развитии такие станции из-за зажатости территории довольно часто превращают в комбинированные.

Моторвагонная тяга позволила улучшить использование тупиковых путей для пригородного движения, поскольку надобность в маневровой работе (перестановке вагонов и локомотивов) отпала.

studfiles.net

Назначение и классификация пассажирских станций

Назначение пассажирских станций

Пассажирские станции предназначены для обслуживания населения (пассажиров) крупных городов, промышленных центров и курортных районов страны. На них выполняются все виды операций с пассажирскими поездами и вагонами, пропуск транзитных пассажирских поездов, техническое обслуживание ( осмотр и устранение мелких неисправностей, экипировка пассажирских вагонов водой, углем) и подготовка составов к рейсу.

На сортировочных станциях выполняются операции по обслуживанию пассажиров, производится продажа билетов, прием и выдача багажа. Пассажирские станции работают по единой технологии, разработанной на основе взаимодействия пассажирских станций с графиком движения, внутристанционных процессов пассажирской и технической пассажирской станции.

Пассажирские станции отправляют:

- дальние (транзитные и своего формирования) пассажирские поезда

- местные поезда

- пригородные поезда

Техническиепассажирские станции (парки) обеспечивают ремонт и экипировку подвижного состава.

На пассажирских станциях для выполнения всех видов работ по обслуживанию пассажиров и пассажирских составов предусматриваются следующие устройства:

- пассажирские здания (вокзалы) и привокзальные площади

- пассажирские платформы

- предназначены для пропуска и накопления, посадки и высадки пассажиров из прибывших поездов и пропуска их к выходам в здание вокзала и на привокзальную площадь. Платформы бывают высокие (1100 мм над уровнем головки рельса) и низкие (200 мм над уровнем головки рельса). Длина пассажирских платформ определяется длиной принимаемого на этот путь поезда

- тоннели и пешеходные мосты предназначены для обеспечения безопасного прохода пассажиров к поездам и от поездов и установления хорошей связи привокзальной площади, вокзала и пассажирских платформ. Для разделения потоков прибытия и отправления пассажиров на станции, сооружают пешеходные тоннели, выходы из которых располагаются на платформах

- пути для приема и отправления поездов предназначены для пропуска и стоянки пассажирских поездов, обслуживают дальние и пригородные поезда, а также существуют специализированные для определенного вида движения (дальнего, местного и пригородного). Бывают сквозные(как правило для дальних поездов) и тупиковые (для пригородных поездов)

- маневровых операций

- отстоя вагонов

- для туристических поездов

- технические станции или парки для обслуживания, ремонта и экипировки составов

- локомотивное и вагонное хозяйства

- багажные и почтово-багажные устройства - предназначены для обслуживания почтово-багажных перевозок

- устройства автоматики, телемеханики и освещения

Классификация пассажирских станций

По характеру работы пассажирские станции бывают:

- Пассажирские - для выполнения операций по обслуживанию пассажиров

- Пассажирские технические– для выполнения операций по подготовке пассажирских составов

- Объединенные - выполняют работу пассажирских и технических станциий

- Зонные пассажирские станции предназначены для обслуживания пригородного движения.

Различают следующие типы схем пассажирских станций:

- Сквозного типа

- Тупикового типа

- Комбинированнного типа

По характеру выполняемой работы с поездами различной категории пассажирские станции бывают:

- Транзитные -пропускают транзитные поезда, обеспечивают посадку и высадку пассажиров, выполняют техническое обслуживание вагонов, производится смена локомотивов и локомотивных бригад.

- Конечные(где зарождаются и заканчиваются пассажиропотоки) - поезда заканчивают или начинают путь следования.

- Смешанные -обслуживают поезда всех категорий

 

10 Классификация станционных путей (специализация путей, полная, полезная длина пути, нумерация путей и стрелочных переводов)

Железнодорожные пути на станциях подразделяются на две группы: станционные пути и пути специального назначения.К станционным путям относятся пути в границах станции: главные, приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, ходовые, погрузочно-выгрузочные, выставочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные, а также прочие пути. К путям специального назначения относятся предохранительные и улавливающие тупики, а также подъездные пути к различным предприятиям и организациям.Главные станционные пути являются продолжением путей перегонов. Приемо-отправочные пути предназначены для приема и отправления поездов, сортировочные — для сортировки, накопления вагонов и формирования поездов по назначениям в соответствии с планом формирования. Вытяжные пути служат для маневровой работы по перестановке групп вагонов и целых составов, погрузочно-выгрузочные пути — для стоянки вагонов в процессе погрузки или выгрузки, а выставочные — для отстоя вагонов в ожидании погрузки, выгрузки или уборки для включения в составы. На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в группы, называемые парками.

Предохранительные тупики предназначены для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов, а улавливающие тупики — для остановки перед станцией потерявшего управление поезда или его части.Для перехода подвижного состава с одного пути станции на другой служат устройства по соединению и пересечению путей. Соединение путей между собой осуществляется стрелочными переводами, а пересечение путей — глухими пересечениями. Стрелочные переводы подразделяют на одиночные, двойные и перекрестные.Каждый путь на станциях, а на перегонах каждый главный путь, должен иметь номер. Запрещается устанавливать одинаковые номера путям в пределах одной станции. На станциях, имеющих отдельные парки, не допускается устанавливать одинаковые номера путей в пределах одного парка.

Главные пути на перегонах и станциях нумеруются римскими цифрами (I, II, III, ГУ) или арабскими цифрами [27]: по нечетному направлению — нечетными, по четному направлению — четными. При подходе к станции с одной стороны двухпутной линии, а с другой — двух однопутных линий главные пути в пределах станции нумеруются по двухпутному подходу. Если двухпутную линию пересекает или к ней примыкает одна или две однопутные линии, то главным путям однопутных линий присваивают соответственно номера III и IV. В случае примыкания или пересечения на станции двух двухпутных линий номера I и II присваиваются главным путям основного направления. При разветвлении главного пути (в связи с путепроводной развязкой или в обход депо, вытяжки и т.п.) соответствующие ответвления главного пути нумеруются римскими цифрами в зависимости от направления движения поездов: по нечетному направлению нечетными, по четному — четными.

Приемо-отправочные пути нумеруются арабскими цифрами, начиная со следующего номера за номером главного пути. При этом пути, предназначенные для приема четных поездов, нумеруются четными цифрами (4,6,8,10), а для приема нечетных поездов — нечетными цифрами (3, 5, 7,9) с увеличением номера по мере удаления от главных путей. На промежуточных станциях, а также на станциях, имеющих малое число приемо-отправочных путей с использованием их для приема как четных, так и нечетных поездов, эти пути нумеруются порядковыми номерами вслед за номерами главных путей от пассажирского здания в полевую сторону (3,4, 5,6,7).Пути отдельных парков, выделенные для приема и отправления поездов нумеруются порядковыми (четными или нечетными в зависимости от приема на них четных или нечетных поездов) арабскими цифрами. При этом каждый приемо-отправочный парк должен иметь буквенное обозначение.

Пути сортировочных парков нумеруются двумя арабскими цифрами, первая из которых — номер пучка, а вторая — номер пути в пучке.Остальные станционные пути, не входящие в состав парков, нумеруются также арабскими цифрами последовательно, начиная со следующего номера за последним номером парковых путей.На сортировочных и грузовых станциях, не имеющих пассажирского здания, нумерация путей в поперечном направлении производится слева направо (считая по ходу километров) или начиная от главных путей.Каждый стрелочный перевод должен иметь определенный номер. Стрелочные переводы нумеруются со стороны прибытия четных поездов порядковыми четными номерами, а со стороны прибытия нечетных поездов — порядковыми нечетными номерами с увеличением номера в направлении оси станции. На станциях, где с одной и той же стороны (при примыкании нескольких направлений) прибывают четные и нечетные поезда, стрелки нумеруются в соответствии с нумерацией поездов основного направления.

Стрелки на станциях, имеющих большое путевое развитие, нумеруются по отдельным паркам или группам путей, однородных по характеру работы.При нумерации стрелок по отдельным паркам каждому из них присваивается сотня номеров стрелок, указывающих номер парка (например, парку А присваиваются номера стрелок от 100 до 199, парку Б — 200—299 и т.д.).Стрелки, лежащие по стрелочной улице, а также спаренные стрелки и стрелки съездов должны иметь непрерывную нумерацию (например, 6, 8, 10, 12 и т.п.).Нецентрализованные стрелки нумеруются оставшимися свободными четными и нечетными цифрами в соответствующих горловинах.За границу, отделяющую четную сторону станции от нечетной, принимаются:• на раздельных пунктах с небольшим путевым развитием — ось пассажирского здания;• на станциях с большим путевым развитием в случае примерно центрального расположения пассажирского здания — его ось; при нецентральном расположении здания — поперечная ось станции, устанавливаемая центрально по отношению к путевому развитию;• при нумерации по отдельным паркам или однородным группам путей — середина этих парков или групп путей.

Указанная нумерация путей и стрелок обязательна для применения при сооружении новых станций, разъездов и обгонных пунктов и капитальном переустройстве существующих. Для эксплуатируемых и частично переустраиваемых раздельных пунктов существующая нумерация путей и стрелок может быть сохранена без изменения.

lektsia.com

Типы электрических станций.

Основы электроснабжения.

Работа современных предприятий нефтяной промышленности связана с потреблением электрической энергии, вырабатываемой электростанциями.

Система снабжения потребителей электроэнергией подразделяется на три взаимосвязанных части:

1) электрические станции, вырабатывающие электроэнергию путем преобразования в электричество энергии природных источников;

2) электрические сети, передающие электроэнергию от электростанций и распределяющие ее потребителям;

3) приёмники, преобразующие электрическую энергию в энергию других видов, так как электричество используется только как промежуточная форма энергии, удобная для передачи и преобразования.

 

Совокупность электростанций, электрических сетей и электропотребителей, связанная общностью производства, называется энергетической системой. На некоторых электростанциях вырабатывается не только электрическая, но и тепловая энергия. Поэтому энергосистема охватывает и установки производства, распределения и использования теплоты. Электрическая часть энергосистемы называется электрической системой.

 

Ту часть электрической системы, которая распределяет подведенную от электростанций электрическую энергию внутри предприятия и потребляет ее, т.е. преобразует электроэнергию в энергию других видов (тепловую, механическую, световую, химическую) называетсясистемой электроснабженияпредприятия.

 

Система электроснабжения включает в себя:

- источники питания предприятия электроэнергией,

- его электрические сети,

- аппаратуру управления и регулирования тока и напряжения,

- приемники электроэнергии.

Совокупность приемников электроэнергии на производстве, объединенная общим технологическим циклом, называется потребителем электроэнергии.

 

Источниками питания электрических систем служат электрические станции, которые в зависимости от вида используемой энергии природного источника делятся на тепловые, гидроэлектрические, атомные, а также приливные, ветряные, геотермальные, и пр.

Электрическая станция – это промышленное предприятие, вырабатывающее электроэнергию и обеспечивающее ее передачу потребителям по электрической сети. На электростанции происходит преобразование энергии какого-либо природного источника в механическую энергию вращения турбины и далее с помощью электрических генераторов – в электроэнергию.

 

Типы электрических станций.

Гидроэлектрическая станция (ГЭС) представляет собой совокупность сооружений, создающих напор воды, подводящих воду к турбинам и отводящих отработанную воду из здания станции. Технологическая схема ГЭС выгодно отличается от схем работы всех других электростанций простотой процессов и надежностью элементов.

На тепловых станциях (ТЭС) энергия, выделяемая при сгорании каменного угля, торфа, сланцев, газа, нефти и топлив других видов, преобразуется а электроэнергию по принципиальной технологической схеме (рис.1б). Добыча, доставка и подготовка топлива к сжиганию в котлоагрегатах – сложные и дорогие процессы. Тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива, передается воде для получения в котлоагрегате перегретого пара высокого давления (до 30 МПа) и температуры (до 650ºС).

Главные недостатки ТЭС – сложность процессов и низкий КПД. Лишь 30-40% теплоты, полученной при сгорании топлива, используется полезно. А остальная часть теплоты (70-60%) отдаётся охлаждающей воде при конденсации пара и дымовым газам. Эта энергия безвозвратно теряется. Но это в конденсационных станциях (КЭС). Существуют еще ТЭЦ – теплоэлектроцентрали. В них существует промежуточный отбор пара из турбины, который направляется потребителям или используется для получения горячей воды, идущей на нужды теплоснабжения. В ТЭЦ, таким образом, осуществляется комбинированные производство и отпуск двух видов энергии – электрической и тепловой. Полный КПД теплоцентралей, на которых в основном устанавливают агрегаты мощностью от 100 до 250 Мвт, составляет 60-75% в зависимости от типа турбин. Строительство ТЭЦ в России активно продолжается.

 

Атомные электростанции (АЭС) – это тоже тепловые паротурбинные станции, но использующие в качестве природного источника энергии топливо особого вида – ядерное горючее. В технологической схеме (рис.1в) роль котла выполняет атомный реактор. Теплота, выделяющаяся в реакторе при делении ядер урана или плутония, передается теплоносителю – тяжелой воде, гелию или др. От теплоносителя тепловая энергия передается парогенератору. Далее – та же схема преобразования энергии пара в механическую энергию паровой турбины и в электрическую энергию, что и на ТЭС.

В настоящее время преимущественное развитие имеют ТЭС. Это обусловлено меньшими удельными капиталовложениями и сроками строительства ТЭС. Технико-экономические показатели АЭС находятся между показателями ТЭС и ГЭС.

 

Таблица

Тип электростанции Удельные капиталовложения руб/кВт Себестоимость электроэнергии коп/кВтч Минимальные срок строительства, лет
ТЭС 0,72 2.5
ГЭС 0.14

 

Часто при освоении новых нефтяных месторождений, при разведочных работах, в начальный период эксплуатации для временного электроснабжения применяются дизельные, газотурбинные электростанции и энергопоезда.

Основной элемент дизельных электростанций (ДЭС) – дизель-генератор. В качестве первичных двигателей в основном применяются бескомпрессорные четырех и двухтактные дизели мощностью 5-1000 кВт, имеющие частоту вращения 375-15000 об/мин. Дизели комплектуются синхронными генераторами переменного тока. По назначению ДЭС делят на основные, резервные и аварийные.

 

Все электростанции укомплектованы генераторами, вырабатывающими электроэнергию на напряжении, которое называется генераторным. Генераторное напряжение от 6,3 до 38,5 кВ меньше напряжения линий электрической сети, наиболее рационального для передачи электрической энергии на значительные расстояния. Поэтому для преобразования генераторного напряжения в напряжение электропередачи (по ЛЭП) 500, 750 или 1050 кВ на станции сооружаются повышающие подстанции. Но поскольку ввод электроэнергии в города и промышленные предприятия осуществляется ЛЭП с напряжением 220, 110 и 35 кВ, мощные электродвигатели работают при напряжении 6 и 10 кВ, а номинальное напряжение большинства потребителей электрической энергии выбирают равным 220, 380 или 660 В, то снижение напряжения осуществляется в несколько ступеней с помощью понижающих подстанций. Основой повышающих и понижающих подстанций являются трансформаторы. Трансформаторы в системах распределения электроэнергии называют силовыми. Они имеют номинальную мощность от 10 кВ*А до 1 млн. кВ*А.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Типы станций метрополитена. Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах

Типы станций метрополитена

Станция мелкого заложения — обобщающее название нескольких типов подземных станций метрополитена, отличительной особенностью которых является минимальная глубина, непосредственно ниже точки промерзания грунта. Строительство такой станции может вестись открытым способом, т. е. в укрепленном котловане.

Выделяют следующие типы станций мелкого заложения:

— колонные трехпролетные — с двумя рядами поддерживающих колонн вдоль путей, их жаргонное название — «сороконожки»;

— колонные двухпролетные — с одним рядом колонн посередине платформы;

— односводчатые — то есть вообще без поддерживающих колонн с одним широким сводом над платформой и путями. Их стали строить совсем недавно;

— однопролетные — они похожи на односводчатые, т. е. без колонн, но не имеют красивых сводов, их потолок ровный, горизонтальный, опирается на вертикальные стены.

Станции глубокого заложения расположены глубже 20 метров. С вестибюлем такая станция связывается наклонным ходом с эскалаторами. Строительство такой станции ведется чаще всего через шахтный ствол, затем к станции проводятся тоннели, а на последнем этапе сооружается вестибюль с наклонным ходом.

Выделяют следующие типы станций глубокого заложения:

Станции без центрального зала. Такими были «Кировская», «Павелецкая»-радиальная, «Лубянка»… Не имея еще опыта возведения больших залов на большой глубине, инженеры ограничивались маленькими зальчиками у эскалаторов и несколькими довольно узкими проходами между платформами, прорубленными в массиве. Такие станции были надежными, но очень неудобными, и конечно, их пришлось перестроить.

Пилонная — почти такой же старый тип. Такая станция состоит из трех независимых залов — двух платформ и центрального, отделенных друг от друга рядом пилонов (столбов очень большого сечения) с проходами между ними. Эта конструкция лучше всего противостоит давлению толщи земли, однако узость проходов делает ее неудобной в часы пик.

Колонная — похожа на пилонную, только колонны уже пилонов. Первой в мире колонной станцией глубокого заложения стала открытая в 1938 году в Москве «Маяковская».

Односводчатая — по внешнему виду точно такая, как одноименная станция мелкого заложения. Станция состоит из следующих конструктивных элементов: свод, набранный из обжатых в породу омоноличенных железобетонных блоков, опорные тоннели с бетонной подушкой и обратный свод. В Москве только одна такая «глубокая» станция — «Тимирязевская», в Петербурге таких станций несколько.

Бывают еще станции закрытого типа, но в Москве их нет, зато много в Санкт-Петербурге. У таких станций боковых залов нет вообще, свод опирается на мощные пилоны, между которыми располагаются раздвижные двери. Искусство машиниста состоит в том, чтобы подогнать двери вагонов поезда к дверям станции. Порой случаются ошибки, и тогда пассажирам приходится проталкиваться в узкие щели.

Двухъярусная пересадочная односводчатая станция в России всего одна и не в Москве. Это станция «Спортивная» в Санкт-Петербурге. Предполагалось, что поезда в ней будут прибывать на два нижних и два верхних пути, объединенных одним центральным залом, что сделает удобной пересадку. Но к сожалению, в качестве пересадочной она сейчас не используется.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта