Eng Ru
Отправить письмо

Scarabeo 9 бурит на Вале Шатского. Вал шатского


Вал Шатского | Месторождения | Neftegaz.RU

Месторождение Вал Шатского - расположено в восточной части акватории Черного моря.

Относится к Западно-Черноморскому лицензионному участоку.

Его площадь составляет 8,6 тыс. кв. м.

На участке выделено 10 потенциальных структур, пять из которых представляются наиболее перспективными, поскольку заключают в себе 80% всех ресурсов участка в объеме около 860 млн т нефти по международной классификации.

На участке проведены сейсморазведочные работы, бурение первой поисковой скважины было намечено на 2011г.

Вал Шатского - погребенное поднятие мезозойских и палеоцен-эоценовых пород, прослеживается на протяжении 460 км в от структур Закавказской плиты в Абхазии до олигоцен-миоценового прогиба Сорокина. Ширина вала около 60 км.

Вал Шатского почти полностью находится в пределах современной глубоководной впадины.

Северо-восточный склон вала пологий и погружается под мощные олигоцен-миоценовые глины Туапсинского прогиба.

Юго-западный склон вала Шатского, обращенный к палеоген-среднемиоценовой Восточно-Черноморской впадине, крутой.

В восточной акватории давно выделена Алуштинско-Батумская зона магнитных аномалий /Шрейдер и др., 1997/, предположительно связываемая с внедрением интрузий основного и ультраосновного состава по разлому /Маловицкий и др., 1972/.

По данным сейсморазведки юго-западная флексура вала Шатского осложнена системой сбросов.

Амплитуда флексуры составляет 2-3 км.

Сопоставление данных магниторазведки и сейсморазведки показало, что пространственное положение системы сбросов совпадает с расположением наиболее интенсивных магнитных аномалий (рис. 1).

Таким образом, удалось установить истинное положение предполагавшегося ранее разлома (локализованной системы разломов) и проследив эту разломную систему на север, увязать с поперечными разломами, рассекающими Горный Крым, по которым внедрены интрузии габброидов первомайско-аюдагского комплекса, возраст которых оценивается как байосский /Спиридонов и др, 1989, Латышев и др., 2008/.

Байосские магматические породы известны и на Закавказской плите, что свидетельствует в пользу их распространения в море от Горного Крыма до берегов Грузии.

Магнитные аномалии ассоциируют с основными магматитами.

neftegaz.ru

Вал Шатского на Черном море

Вал Шатского на Черном мореВал Шатского – погребенное поднятие мезозойских и палеоцен-эоценовых пород, прослеживается на протяжении 460 км в восточной части глубоководной впадины Черного моря от структур Закавказской плиты в Абхазии до олигоцен-миоценового прогиба Сорокина, который на севере сочленяется с Горным Крымом. Ширина вала около 60 км. Вал Шатского также почти полностью находится в пределах современной глубоководной впадины. Лишь его восточное окончание – Гудаутский свод частично располагается на шельфе, а южная его часть на континентальном склоне.

 

Выделяются два структурно-тектонических этажа. Нижний этаж образован мезозойскими и палеоцен-эоценовыми породами, которые участвуют в строении вала Шатского. Вышележащий олигоцен-четвертичный комплекс перекрывает вал. Мезозойская структура вала Шатского представляет собой ряд обширных, но, обычно, пологих сводов, включая Гудаутский свод, Южно-Адлерский свод, Восточно-Черноморский свод и Северо-Черноморский свод Площади сводов от 700 км2 до 3600 км2. Своды разделены одновозрастными седловинами. Такая структура типична для мезозойских пород западной части Закавказской плиты. Своды включают более мелкие поднятия. Наиболее рельефно выражен структурный план на уровне кровли юрских отложений. Глубины залегания юрских отложений на вале Шатского составляют от 2.5 км в юго-восточной части вала, в верхней части Гудаутского свода, до 7 км в северо-западной части вала. Амплитуды сводов по кровле юры 500-600 м. Амплитуды отдельных поднятий в пределах сводов 100-300 м. Структурные планы более древних отложений осадочного чехла не изучены. В более молодых мезозойских и палеоцен-эоценовых комплексах структура вала сглаживается, исчезают локальные поднятия и своды. В структурном плане кровли эоцена остаются только Гудаутский и Северо-Черноморский своды.

Северо-восточный склон вала полого погружается под мощные олигоцен-миоценовые глины Туапсинского прогиба, протягивающегося вдоль Западного Кавказа. Юго-западный склон вала Шатского, обращенный к палеоген-среднемиоценовой Восточно-Черноморской впадине, крутой и имеет более сложное строение. В опубликованной литературе явно недостаточно данных по этому склону, относящемуся к пограничной зоне между валом Шатского и Восточно-Черноморской впадиной, которая вместе с Западно-Черноморской впадиной, являлись первоначальными синеклизами, предшествовавшими образованию единой Черноморской тектонической впадины. Еще М.В. Муратов в статье 1972 г. писал следующее: «Следует отметить, что в пределах земной коры глубоководной котловины Черного моря пока еще не выявлены глубинные разломы или какие-либо неоднородности, или элементы структуры, которые могли бы быть обнаружены при геофизических исследованиях и дать материал для решения вопроса о происхождении ее центральной части в связи с разломами». Эта цитата актуальна и в настоящее время, так как в ряде последующих работ, связанных с тектоникой и геодинамическими реконструкциями, эти элементы структуры подробно не описывались.    Имеющиеся геологические и геофизические материалы позволяют дать более отчетливое представление о сочленении вала Шатского и Восточно-Черноморской впадины. Это сочленение представляет интерес, как один из элементов геологической структуры Черного моря, связанный с разломами, которые влияли на образование и дальнейшее формирование Черноморской тектонической впадины.

www.oilngases.ru

Scarabeo 9 бурит на Вале Шатского

«Роснефть» приступила к бурению на шельфе Черного моря в 100 км от Новороссийска. По словам главы компании Игоря Сечина, ресурсный потенциал Западно-Черноморской площади (Вал Шатского) оценивается до 600 млн т нефти и 100 млрд куб. м газа. Проект реализуется совместно с итальянской компанией Eni.

Площадь Западно-Черноморского участка составляет 8,6 тыс. кв. км, глубина воды составляет от 600 м 2,25 км. Первая скважина, пробуренная на месторождении, будет глубоководной: полупогружная буровая установка Scarabeo 9 пробурит первую скважину на глубине воды в 2,125 км и 6,125 км от поверхности дна. Ранее компании провели на Западно-Черноморской площади сейсмические работы, выявившие порядка 10 перспективных структур. По информации «Роснефти», самыми крупными являются расположенные на глубинах воды в 1,2-2 км Северо-Черноморская, Мария и Склоновая.

Scarabeo 9 является одной из наиболее современных буровых установок, предназначенных для глубоководного бурения. Она была построена в 2009 г., имеет размеры 115 м в длину и 86,33 м в ширину. Буровая ходит под багамским флагом и принадлежит буровому подрядчику — итальянской компании Saipem. Scarabeo 9 может выполнять бурение на глубинах воды до 3,65 км и бурить до 15,24 км от поверхности дна.

Компании оценивают суммарные извлекаемые ресурсы Вала Шатского в 10 млрд баррелей н. э. «Роснефть» и Eni собираются инвестировать в совместный проект на Черном море порядка 50-55 млрд долларов США. Доля итальянской компании в СП составляет 33,33%, «Роснефти» принадлежит в нем 66,67%. Итальянцы берут на себя основную часть расходов на геологоразведку: Eni оплатит исторические затраты на уже проведенные ГРР. Компенсированы инвестиции итальянской компании будут из доходов с момента промышленной разработки на любом из планируемых проектов на Западно-Черноморской площади. Отметим, что у российской ВИНК нет обязательств по возврату финансирования в случае отсутствия добычи.

Согласно независимым оценкам, все работы по строительству первой скважины на Вале Шатском обойдутся итальянской Eni в сумму порядка 100 млн долларов. В мае 2017 г. глава «Роснефти» Игорь Сечин и исполнительный директор итальянской корпорации Eni Клаудио Дескальци подписали договор о разведочном бурении в акваториях Черного и Баренцева морей. Бурить в Арктике предполагается в ближайшее время. Глубоководное бурение является подсанкционным как со стороны США, так и Евросоюза. Итальянская компания Eni получила специальные разрешения от ЕС и итальянских властей на продолжение сотрудничества с российской ВИНК в этом направлении.

У «Роснефти» еще два участка в российской части Черного моря — Туапсинский прогиб и Южно-Черноморский лицензионный участок. Министерство энергетики России выражало надежды, что крупнейшая российская ВИНК выполнит заявленные планы на всех трех лицензионных участках. Однако, по информации представителей «Роснефти», эти два участка исследованы хуже, чем Западно-Черноморская площадь. ExxonMobil, заключившая аналогичное соглашение по лицензионному участку Туапсинский прогиб с извлекаемыми ресурсами в 1,5 млрд т у. т., получила отказ властей США в разрешении на бурение в этом черноморском проекте с «Роснефтью». Американская компания оценивала свои потери в 1 млрд долларов. На Южно-Черноморском лицензионном участке «Роснефть» в прошлом году выполнила инженерно-геологические изыскания на трех площадках, выбирая оптимальные условия для планируемого бурения первой поисковой скважины. Потенциал этого участка оценивается ВИНК в 374 млн т у. т. извлекаемых ресурсов.

Нина Маркова

Комментариев:

neftianka.ru

Российский шельф: Exxon, Eni... кто следующий?

Серия договоренностей между российскими и зарубежными нефтяными компаниями по шельфовым проектам в РФ пополнилась - о сотрудничестве сразу по трем проектам, в том числе Валу Шатского, "Роснефть" договорилась с Eni. При этом черноморский проект по соотношению запасы-инвестиции получается примерно вдвое-втрое дороже арктического.

МОСКВА, 25 апр - РИА Новости, Наталья Карнова. Серия договоренностей между российскими и зарубежными нефтяными компаниями по шельфовым проектам в РФ пополнилась - о сотрудничестве сразу по трем проектам, в том числе Валу Шатского, "Роснефть" договорилась с Eni. При этом черноморский проект по соотношению запасы-инвестиции получается примерно вдвое-втрое дороже арктического.

Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>

"Роснефть" призвала и российских нефтяников поторопиться принять участие в реализации шельфовых проектов, для которых власти РФ предоставляют налоговые льготы. Компания не исключила, что в ближайшее время будет объявлено о новых соглашениях.

Еще один игрок на шельфе

В среду "Роснефть" и итальянская Eni заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве при разработке Вала Шатского на шельфе Черного моря и Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море. Документ подписан президентом "Роснефти" Эдуардом Худайнатовым и главой Eni Паоло Скарони в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина.

Путин заверил, что правительство РФ будет делать все, чтобы поддержать подобные совместные проекты. "Речь идет о совместной работе на шельфе - это масштабные и долговременные работы, связанные с большими инвестициями", - отметил он.

Ранее Eni работала с российскими компаниями, в том числе, по газопроводу "Южный поток". По словам главы Eni, работа на шельфе Баренцева моря - это стратегический проект для компании, которая уже имеет опыт работы в этом регионе. Черное море он охарактеризовал как очень перспективное направление.

Активизация иностранных компаний в плане участия в проектах по освоению российских шельфовых месторождений началась после недавнего принятия властями РФ решения о стимулирующем налогообложении подобных проектов в течение 15 лет. Буквально через несколько дней "Роснефть" заключила пакет соглашений с американской ExxonMobil: стороны создадут два СП для проведения работ на Черном и Карском морях, кроме того "Роснефть" купит доли в трех проектах Exxon в США и Канаде.

"Роснефть" предложила многим нефтяным компаниям принять участие в работе на шельфе на тех же условиях, что и с ExxonMobil, то есть около 30% участия. Худайнатов не исключил, что в ближайшее время будет объявлено о новых соглашениях. В частности, перспективы сотрудничества обсуждаются с ЛУКОЙЛом .

Худайнатов призвал нефтяников быстрее определяться с участием в проектах на шельфе, но не прояснил параметров переговоров с другими возможными партнерами. "Следите за нами, у нас идет работа", - уклончиво сказал глава "Роснефти".

Вал Шатского дороже...

В случае с Eni речь идет о создании совместного предприятия (или нескольких) для освоения указанных участков, при этом доля итальянцев в СП составит 33,3%.

Сколько будет совместных предприятий, пока вопрос открытый. Скарони заявил о создании трех - для разработки каждого из участков. Однако позже Худайнатов уточнил, что количество СП стороны определят после изучения наиболее эффективных способов управления этими проектами. Возможно, ограничатся одним на все три проекта.

Суммарные извлекаемые ресурсы на двух участках в Баренцевом море - почти 26 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента, а Вала Шатского - 10 миллиардов баррелей. В целом объем инвестиций в Баренцево море составит 50-70 миллиардов долларов, в проекты на Черном море - 50-55 миллиардов долларов.

Если сравнить запасы и инвестиции, то получается, что добыча на Черном море обойдется Eni дороже. При этом разработка арктического шельфа считается более сложной и, соответственно, более затратной.

По соглашению, геологоразведку в рамках СП профинансирует итальянская компания. Худайнатов сообщил, что инвестиции в разведку в Баренцевом и Черном морях в рамках СП составят 2 миллиарда долларов.

Бурение на Вале Шатского запланировано на 2015-2016 годы, бурение Центрально-Баренцевского и Федынского участков - на 2020-2025 годы. Худайнатов при этом подчеркнул, что стороны заинтересованы завершить работы по геологоразведке ранее, чем предписано в лицензии.

Но и на него нашлись желающие

У одного из месторождений, по которому будет идти совместная работа с итальянцами - Вала Шатского - богатая история. Это бывший актив ЮКОСа, полученный "Роснефтью" в 2007 году. Подконтрольная государству компания ранее обсуждала возможность сотрудничества в рамках разработки Вала Шатского с американской Chevron, и в июне 2010 года даже было подписано соглашение о сотрудничестве.

Лицензия на месторождения, по условиям договора, должна была остаться в собственности "Роснефти", а Chevron брала на себя обязательства по привлечению финансирования в размере 1 миллиарда долларов на геологоразведку. Однако примерно через год, в июне 2011 года, Худайнатов сообщил, что "Роснефть" и Chevron прекратили сотрудничество по этому проекту, разойдясь в оценке перспективности месторождения.

В конце прошлого года глава "Роснефти" рассказал о переговорах с российскими компаниями по поводу Вала Шатского. Он упомянул ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" . Ранее сообщалось, что в качестве возможных партнеров рассматриваются также французская Total и уже упоминавшаяся Exxon.

Схема стандартная

Все основные параметры соглашения "Роснефти" и Eni те же, что и в случае с американцами: геологоразведку финансируют иностранные партнеры, они получают треть в СП по российскому шельфу, а "Роснефть" входит в проекты в третьих странах.

"Роснефть" и Eni в мае определят совместные проекты в третьих странах, а конкретные параметры сотрудничества будут обсуждаться в ближайшие месяцы. Пока лишь объявлено, что компании намерены совместно работать в первую очередь в Северной Африке, а впоследствии - в США, в частности на Аляске, и в Северной Европе.

С ExxonMobil "Роснефть" договорилась о получении 30% доли участия в ряде геологоразведочных и действующих проектов американской компании в Мексиканском заливе, месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти в Техасе (США) и Канаде.

Компании в обоих случаях намерены обмениваться технологиями. По оценкам начальника управления по обслуживанию крупных клиентов Пробизнесбанка Евгения Волкова, соглашение с Eni и договоренности с ExxonMobil увеличивают возможности использования "Роснефтью" передовых иностранных технологий добычи в сложных условиях, что благоприятно для капитализации этой российской компании.

Уверенность в грядущем подъеме котировок акций "Роснефти" выразил и Худайнатов. Однако в среду бумаги компании подешевели на 0,28% - до 207,8 рубля за акцию, тогда как индекс ММВБ вырос к закрытию на 0,31%. Волков не исключает, что такая динамика по "Роснефти" объясняется высокой ликвидностью инструмента - акции продают на фоне дефицита рублевой ликвидности в период налоговых платежей.

ria.ru

О бурении скважины на Чёрном море, "Роснефти", Ходорковском и либеральных экологах

Роснефть Scarabeo-9 шельф Чёрное море нефть

Планы компании "Роснефть" произвести разведочное бурение на Западно-Черноморском участке (Вал Шатского) Чёрного моря вызывают дискуссии среди специалистов, обывательскую настороженность и либеральную истерию всезнаек. Грозит ли нам катастрофа Мексиканского залива, тень Ходорковского и кто протестует против планов освоения шельфа, отчего умирали дельфины, буровая установка Scarabeo-9: что это? - поговорим ниже.

23 ноября ряд СМИ "взорвало" сообщение: полупогружная плавучая буровая установка (на фото) Scarabeo-9 вышла из румынского порта Констанца и готовится взять курс к берегам Краснодарского края. Тут же экологи, общественные деятели и прочие клеветники России принялись наперебой давать комментарии. Строя самые мрачные прогнозы и сравнивая платформу с "Глубоководным горизонтом". У далёких от нефтянки людей такие комментарии, вполне естественно, вызывают напряжение и вопросы. Ведь по принятой практике, небожители из высоких кабинетов редко пускаются в объяснения. Считая достаточными выпуск пресс-релизов на официальных сайтах. С нескольким десятков просмотров.

Начнём с того, что глубоководному бурению, как и добыче углеводородов в Чёрном море, не один десяток лет. С 21 мая по 11 июня 1975 года в Черном море проводилась необычная экспедиция: огромное океанское буровое судно (БС) США "Гломар Челленджер" впервые осуществляло глубоководное бурение в уникальной по своему геологическому строению впадине. В экспедиции участвовали 13 ученых разных специальностей (седиментологи, геохимики, геофизики, палеонтологи) из США, СССР, Швейцарии, ФРГ и Турции, большинство из которых до этого много лет посвятили исследованиям геологии Черного моря. Результаты экспедиции были опубликованы в монографиях и были востребованы нефтегазовым сектором. Пусть на небольших глубинах, но добыча нефти и газа ведётся в причерноморских странах.

Почему же планы компании "Роснефть" так возбуждают либеральную общественность? Ответ прост - первоначально лицензией на разведку и добычу углеводородов владела компания Ходорковского "ЮКОС". И тогда у либералов не было вопросов, гражданской активности и протестных действий. Ведь это Ходорковский, за которым стоят сами Ротшильды.

[Далее]

Роснефть Scarabeo-9 шельф Чёрное море нефть

Имевшие на Кавказе коммерческие интересы по добыче и транспортировке нефти с дореволюционных времён (компании БНИТО, "Мазут"). Тогда их не заботила экология и здоровье местных аборигенов.

В 2007 году ООО "Вал Шатского", владелец лицензии, было продано с аукциона. Компания "Лукойл", осуществляющая нефтедобычу на Каспии, проявила большой интерес к аукциону. Но разработка шельфа осталась под контролем и в интересах государственной компании. Тут надо понимать: если бы сегодня не "Роснефть", а "ЮКОС" занимался бурением разведочной скважины, подавляющее большинство "зелёных" и общественников из "Открытой России" Ходорковского, сохранили молчание.

Роснефть Scarabeo-9 шельф Чёрное море нефть

Так же, как молчит общество. Не одобряя и не протестуя. Попытки ангажированных общественников привлечь массы, бойкотировать заправки "Роснефти" и обращаться к Западу - выглядят искусственными и безрезультативными. Не помогает этому и усталость общества от новостей о выплатах топ-менеджменту, детях-мажорах и страшилки "мывсеумрём".

Дельфины. С ними сложней, чем с людьми. Весной было много сообщений о выбрасывающихся на берег дельфинах. Более сотни их насчитала природоохранная прокуратура. Здесь очень хотелось бы компетентного мнения о взаимосвязи с сейсморазведкой. Ответа на вопрос, почему Программа морских комплексных инженерных изысканий на лицензионном участке "Южно-Русский" в Арктике включает изучение воздействия на морских млекопитающих и установление радиуса безопасности в 500 метров. А Программа комплексных инженерных изысканий на лицензионном участке "Туапсинский прогиб" в 2017-2022 годах этого не учитывает. Но, как говорил выше, компания "Роснефть" не спешит на прямой диалог с обществом. Причисляя всех к тем самым "экологам" или же помнит о промысловой добыче дельфинов, запрещённой лишь в 1966 году.

Роснефть Scarabeo-9 шельф Чёрное море нефть

Ещё вызывает беспокойство поведение подводных грязевых вулканов и геологические риски сейсмоактивности. Тут остаётся надеяться, что они учтены при выборе места бурения.

Роснефть Scarabeo-9 шельф Чёрное море нефть

Как видно из схемы течений Чёрного моря, выделяются два огромных замкнутых круговорота, направленных против часовой стрелки. Они перемещают гигантские объёмы воды в восточной и западной частях моря. Разведочное бурение планируется в пределах этого течения и не пересекается с основным черноморским течением. Поэтому, при самом мрачном прогнозе, возможный разлив нефти вряд ли достигнет прибрежной зоны. По крайней мере, в это хочется верить.

Что представляет из себя буровая установка Scarabeo-9.

Роснефть Scarabeo-9 шельф Чёрное море нефть

Scarabeo-9 - одна из крупнейших морских буровых установок в мире. Она способна работать на глубине до 3600 метров, с глубиной бурения - 15 200 метров. Работает на глубинах в два раза больше, чем Deepwater Horizon. Буровое оборудование предоставлено норвежской инжиниринговой компанией Aker Solutions.

Scarabeo-9 имеет в длину 115 и ширину 78 метров. Валовая вместимость составляет 36 863, грузоподъемность 23 965 тонн и тоннаж 11 059 тонн. На судне работают восемь дизельных двигателей Wärtsilä 12V32. Оснащена двумя кранами. Один из которых, кран Yantai Raffles Shipyard, грузоподъёмностью 17 тысяч тонн.

Обслуживающий персонал - до 200 рабочих. Имеются вертолетная площадка (подходящая для вертолетов MИ-8, S-61 и EH-101), медицинские кабинеты, учебные классы и места для отдыха.

Стоимость установки составляет 750 миллионов долларов США. Суточный фрахт установки для работ в Чёрном море, оценивается в районе 300 тысяч долларов. Для сравнения, сутки работы этой установки при бурении разведочных скважин на шельфе Кубы, обходились в 510 тысяч долларов.

В 2016 году компания "ProFloat", на верфи Gran Canaria (Astican), провела оценку элементов плавучести буровых установок для UDW 6-го поколения, полупогружной буровой установки Scarabeo-9 компании "Saipem". Это произошло в процессе различных ремонтов, модернизации и повторной сертификации стояков для буровой установки в порту Лас-Пальмас. В результате выявленных скрытых неисправностей, был проведён ремонт 95 треснутых или сильно поврежденных элементов. Нам остаётся надеяться, что были выявлены все дефекты и неисправности.

Надо отметить, что буровая установка соответствует санкционным требованиям США, имея в составе менее 10 процентов частей американского производства. Основная проблема - в Соединенных Штатах производится одно из наиболее важных устройств для контроля скважины во время бурения на шельфе. Именно неисправность этогоу стройства была одной из причин взрыва Deepwater Horizon. Однако из-за эмбарго Соединенных Штатов первоначальному изготовителю оборудования не разрешается предоставлять запасные части или предметы для ремонта противовыбросового превентора. И здесь перекрестимся.

На данный момент буровая установка остаётся на рейде в порту Констанца, как бы нас не уверяли в обратном "зелёные". В начале декабря она должна прибыть в район бурения. Кроме иностранцев на платформе будут работать и российские специалисты, получившие вызов прибыть к месту работ. В целях информационной открытости огромным плюсом была бы организация тура на платформу для журналистов и блогеров. Как профильных, так и лидеров мнений. Не только лояльных и послушных, но и имеющих своё не предвзятое мнение. Но это вряд ли.

Поэтому, с береговой линии, омываемой человеческими страстями и страхами, желаю всем работникам установки и ответственным лицам безукоснительно следовать требованиям промышленной безопасности. Не гнаться за результатом, не играть с огнём и судьбой. Помнить о рекреационной востребованности Черного моря и имидже России. Участникам бурения и добычи - оправдать свои ожидания. И работать над получением технологий коммерческой добычи газогидратов.

И всем без исключения - пересмотреть фильм "Глубоководный горизонт". Он хоть и нудный, но поучительный.

Удачи всем нам!

far01.livejournal.com

Вал Шатского | Месторождения | Neftegaz.RU

Месторождение Вал Шатского - расположено в восточной части акватории Черного моря.

Относится к Западно-Черноморскому лицензионному участоку.

Его площадь составляет 8,6 тыс. кв. м.

На участке выделено 10 потенциальных структур, пять из которых представляются наиболее перспективными, поскольку заключают в себе 80% всех ресурсов участка в объеме около 860 млн т нефти по международной классификации.

На участке проведены сейсморазведочные работы, бурение первой поисковой скважины было намечено на 2011г.

Вал Шатского - погребенное поднятие мезозойских и палеоцен-эоценовых пород, прослеживается на протяжении 460 км в от структур Закавказской плиты в Абхазии до олигоцен-миоценового прогиба Сорокина. Ширина вала около 60 км.

Вал Шатского почти полностью находится в пределах современной глубоководной впадины.

Северо-восточный склон вала пологий и погружается под мощные олигоцен-миоценовые глины Туапсинского прогиба.

Юго-западный склон вала Шатского, обращенный к палеоген-среднемиоценовой Восточно-Черноморской впадине, крутой.

В восточной акватории давно выделена Алуштинско-Батумская зона магнитных аномалий /Шрейдер и др., 1997/, предположительно связываемая с внедрением интрузий основного и ультраосновного состава по разлому /Маловицкий и др., 1972/.

По данным сейсморазведки юго-западная флексура вала Шатского осложнена системой сбросов.

Амплитуда флексуры составляет 2-3 км.

Сопоставление данных магниторазведки и сейсморазведки показало, что пространственное положение системы сбросов совпадает с расположением наиболее интенсивных магнитных аномалий (рис. 1).

Таким образом, удалось установить истинное положение предполагавшегося ранее разлома (локализованной системы разломов) и проследив эту разломную систему на север, увязать с поперечными разломами, рассекающими Горный Крым, по которым внедрены интрузии габброидов первомайско-аюдагского комплекса, возраст которых оценивается как байосский /Спиридонов и др, 1989, Латышев и др., 2008/.

Байосские магматические породы известны и на Закавказской плите, что свидетельствует в пользу их распространения в море от Горного Крыма до берегов Грузии.

Магнитные аномалии ассоциируют с основными магматитами.

neftegaz.ru

Вал Шатского

Вал Шатского

Вал Шатского описывался в литературе еще более скупо. До выделения этого вала как единой структуры, выделялись отдельные его фрагменты – Восточно-Черноморское поднятие, Северо-Черноморское поднятие. Вал Шатского был выделен после проведения сейморазведки ОГТ.

О перспективах нефтегазоносности акватории публикаций немного. Очень осторожно о возможности присутствия сравнительно небольших залежей в миоценовых отложениях вблизи сводов складок Туапсинского прогиба было сказано в монографии 1985 года.

В последние годы перспективы нефтегазоносности Туапсинского прогиба и вала Шатского оцениваются более оптимистично. Результаты геохимических анализов проб, характеризующих высокий нефтегенерационный потенциал верхнеэоценовых и нижнемайкопских отложений в Восточно-Черноморском регионе приведены в статьях О.К. Баженовой и Н.П. Фадеевой с их коллегами. В пробах из грязевых вулканов встречены включения нефти. Обухов А.Н. и Журавлев Э.Ю. отмечают, что северо-восточный континентальный склон Черного моря по своему геологическому строению сходен со склонами Габона и Анголы Западной Африки, бассейном Кампос вблизи берегов Бразилии и очень перспективен для поисков месторождений УВ. Другие исследователи также указывают на высокий генерационный потенциал пород верхнего эоцена и нижнего майкопа, признаки высокой флюидонасыщенности разреза Туапсинского прогиба и вала Шатского и распространение в их пределах потенциальных коллекторов, покрышек и структурных и литологических ловушек.

    Таким образом, из приведенных выше данных об изученности северо-восточной акватории Черного моря следует:

1. Рассматриваемый регион представляет собой сочленение структур с континентальной корой и структур с субокеанической корой.

2. Изучение этой континентальной окраины представляет научный интерес в связи со специфическими особенностями, присущими геологическому строению и развитию континентальных окраин Средиземноморского подвижного пояса.

3. Изученность кайнозойских отложений вала Шатского и Туапсинского прогиба соответствует масштабу 1:200 000. Глубина сейсмических исследований, проведенных до 1998 года недостаточна для изучения глубоких горизонтов, связанных с мезозойскими отложениями, поэтому изученность меловых отложений отвечает кондициям масштаба 1:500 000. Средне-верхнеюрские образования изучены дискретно. Сведения о более древних образованиях очень скудны.

4. Недостаток сведений о литофациях разрезов вала Шатского и Туапсинского прогиба в значительной степени можно компенсировать в результате привлечения данных по прилегающей суше.

5. В настоящее время, с учетом существующих технологий, глубины Черного моря не являются препятствием как для поисков и разведки залежей углеводородов, так и для эксплуатации месторождений. Поэтому, учитывая развитую инфраструктуру региона и благопрятные климатические условия, исследования геологии и перспектив нефтегазоносности Черного моря необходимо продолжать.

www.oilngases.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта