Удмуртрегион труд: Главное о регионе — Удмуртская Республика

Главное о регионе — Удмуртская Республика

Удмуртская Республика

Удмуртская Республика входит в состав Приволжского Федерального округа. Население республики по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 1 517 472 человек.
Столица – город Ижевск, его население по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 642 024 жителей. Название города происходит от имени реки Иж (удм. Оӵ), на берегу которой был построен Ижевский завод.
Официально населенный пункт именовался в разное время как Ижевский завод (1760 – 1918), Ижевск (1918 – 1984, 1987 – настоящее время), Устинов (1984 – 1987).
Всего в Удмуртской Республике в настоящее время – 5 городских округов и 25 муниципальных районов. Около 70 % жителей республики сосредоточено в городах и поселках городского типа. Удмуртская Республика на западе и севере граничит с Кировской областью, на востоке – с Пермской, на юге – с Республиками Башкортостан и Татарстан.
В российском рейтинге качества жизни Удмуртия среди 83 регионов России занимает 33 место, а по обеспеченности объектами социальной сферы – 18 место.

Экономика

Удмуртская Республика – регион с развитой
промышленностью и многоотраслевым сельскохозяйственным производством. В
республике самая высокая в России концентрация оборонных предприятий, богатые
запасы нефти.

Основные отрасли промышленности – машиностроение, металлообработка, черная металлургия, деревообрабатывающая промышленность, радиоэлектроника. Энергетика представлена комплексом тепловых электростанций. Значительное количество предприятий республики связано с военно-промышленным комплексом России. 

Крупнейшие предприятия-налогоплательщики:  ОАО «Концерн «Калашников», ОАО «Ижевский
механический завод», ОАО «Ижевский мотозавод Аксион-холдинг», ОАО «Воткинский
завод», ОАО «Удмуртнефть», ОАО «Белкамнефть», ОАО «Ижевский электромеханический
завод «Купол», ОАО «Чепецкий механический завод», группы компаний «Ижевский
радиозавод», ОАО «Сарапульский
электрогенераторный завод», ОАО «Сарапульский радиозавод», ООО «Объединённая
автомобильная группа», ОАО «Ижнефтемаш», ОАО «Редуктор», Увадрев-Холдинг, ЗАО
«МД НП «Красная звезда» и др.

Удмуртия – один из базовых регионов, формирующих
продовольственную самостоятельность России. Находится  в десятке основных российских производителей
мясо-молочной продукции, производя более 2% российского молока, мяса, яиц. 

По продуктивности в животноводстве республика
среди регионов Приволжского федерального округа занимает: 1 место по
яйценоскости кур-несушек и 3 место по надою на фуражную корову.

Агрохолдинг «КОМОС ГРУПП» –
основной республиканский производитель мясо-молочных продуктов питания.
Продукция сертифицирована по международным стандартам качества и безопасности:
ISO (ИСО), HACCP (ХАСП),  FSSC 22000.

Под управлением ООО «КОМОС ГРУПП» работают 3 птицефабрики (ООО «Птицефабрика «Вараксино», ООО «Птицефабрика «Менделеевская», ООО «Удмуртская птицефабрика»), предприятие по переработке молока (ОАО «МИЛКОМ»), 2 свинокомплекса (ООО «Восточный», ООО «Кигбаевский бекон»), 2 хладокомбината (ОАО «Удмуртский хладокомбинат», ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие»)  и комбикормовый завод (ООО «Глазовский комбикормовый завод»).

В Удмуртии оказывается государственная поддержка
бизнесу и инвестиционной деятельности. 

В регионе действует
развитая инфраструктура поддержки малого бизнеса – сеть специализированных
организаций, оказывающих услуги по финансовой, консультационной,
образовательной и организационной поддержке. Малому и среднему бизнесу
оказывается и финансовая поддержка в виде субсидирования затрат по договорам
поручительства, по оплате первого лизингового платежа, по инновационным
разработкам.

В Удмуртии созданы
комфортные условия для инвестирования: сформировано прозрачное правовое поле,
инвестиционные проекты сопровождаются органами власти на всех этапах развития.
Предоставляются различные виды государственной поддержки: информационная,
консультационная, административная, финансовая. 

ОРВ в регионе

В Удмуртской Республике институт оценки регулирующего воздействия на региональном уровне внедряется с 2013 года, на муниципальном уровне с 1 января 2015 года.

Cогласно рейтингу по внедрению ОРВ, составленному Центром Общероссийского народного фронта по независимому мониторингу исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» в ноябре 2014 года, Удмуртская Республика заняла 3 место среди 83 субъектов России. Такой результат – следствие того, что в нашем регионе процедура ОРВ начала внедряться до срока, установленного Указом Президента Российской Федерации, предполагающего обязательность ее введения на территории субъектов РФ. 

В пилотном рейтинге субъектов Российской Федерации по качеству внедрения и проведения ОРВ/экспертизы за 2014 год, построенного экспертами Центра ОРВ Национального Исследовательского Университета Высшей Школы Экономики, Удмуртская Республика заняла 22-24 место, набрав 12 баллов (максимальное значение – 35 баллов) наряду с Краснодарским краем и Магаданской областью. Наш регион вошел в 2 «кластер», т.е. в число тех регионов, которые заметно продвинулись в части работы по созданию института ОРВ, сформировали заметный ресурсный задел для становления ОРВ и экспертизы, осуществляют подготовку качественных заключений.  

Cогласно рейтингу, составленному Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в феврале 2015 года, город Ижевск занял 17 место среди 80 административных центров субъектов Российской Федерации.

Человеком года Почты России в 2019 году была признана почтальон Екатерина Отараева из североосетинского поселка Бурон

Общество

Нижний Новгород. 12 июля. НТА-Приволжье – Человеком года Почты России в 2019 году была признана почтальон Екатерина Отараева из североосетинского поселка Бурон.

Как сообщает пресс-служба Почты России, 11 июля во время торжественной церемонии в Кремлевском Дворце генеральный директор Почты России Николай Подгузов вручил ей почетную премию в присутствии министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константина Носкова.

Также в ходе мероприятия, приуроченного ко Дню российской почты, были награждены победители конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»: «Лучший почтальон» и «Лучший водитель». В торжественной обстановке им вручили денежные призы и ключи от автомобилей – призов, предоставленных партнерами конкурса — компаний «ЯРко Групп» и «Столото».

За заслуги в развитии связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, многолетний плодотворный труд звания «Мастер связи» министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сотрудникам Почты России вручил Константин Носков.
Николай Подгузов вручил лучшим сотрудникам Почетные грамоты Почты России за активное участие в совершенствовании и развитии почтовой связи России.

«Почта не прекращала свою работу в самые тяжелые периоды нашей истории, во время войн и революций. И всегда почтовики являли собой образцы исключительного мужества и героизма при исполнении своего профессионального долга, — отметил генеральный директор Почты России Николай Подгузов. Но и в наши дни трудно переоценить роль почты. Именно она связывает самую большую в мире страну в единый информационный, культурный, цивилизационный организм. Именно почтальоны доставляют пенсии и социальные пособия 18 миллионам граждан. Именно наши сотрудники в удалённых и труднодоступных регионах часто берут на себя чужие заботы, умеют сопереживать и оказывать реальную помощь».

Регион: Н. Новгород

Все новости раздела «Общество»

Количество почтовых отделений с предварительной записью в Оренбуржье выросло в восемь раз

Регион: Оренбург

Закрепляющий за «Почтой России» исключительное право на доставку пенсий законопроект внесен в Госдуму

Регион: Нижний Новгород

Марка «Ижевск — город трудовой доблести» выйдет в почтовое обращение

Регион: Удмуртия

Сеть сельских почтовых отделений модернизируют в Оренбуржье

Регион: Оренбург

Восемнадцать сельских отделений «Почты России» в Нижегородской области модернизируют в этом году

Регион: Нижний Новгород

МЧС предупредило о повышенной вероятности природных пожаров в Нижегородской области

Регион: Нижний Новгород

ИА «НТА Приволжье»

Аналитика

«Места силы» и человекоподобные роботы: какая она — Пермь-300?

Интервью

Алексей Киселёв: «Мы на самом деле открыли существование кратера Тунгусского метеорита»

«Ассоциация лидеров МКД улучшит качество жизни нижегородцев»

«Сегодня Польшу интересует не Калининград, а Львов»

Республика Удмуртия (Удмуртия), Россия Путеводитель

История Удмуртии

Согласно археологическим раскопкам, первые люди начали селиться на территории современной Удмуртии в эпоху мезолита (7-10 тыс. лет назад). В последующие археологические эпохи на Западном Урале происходили процессы дифференциации древнего финно-угорского населения. Позднее, около тысячи лет назад, сформировался удмуртский этнос.

В X веке значительное влияние на древних удмуртов оказало их включение в состав государства Волжская Булгария. С 13 века южные удмурты находились под влиянием Золотой Орды, а затем — Казанского ханства. Крупнейшим ремесленным, культовым и административным центром северных удмуртов, сохранивших независимость в средние века, был Иднакар.

В 12-13 веках на реке Вятке появились первые русские поселения. К 15 веку северные удмурты вошли в состав Великого княжества Московского. В 1552 году, после завоевания Москвой Казанского ханства, северные и южные удмурты оказались в границах одного государства.

Еще исторические факты…

В 17-18 веках началось освоение этой территории, были построены первые предприятия, наиболее развитыми отраслями были металлургия и производство оружия. С 1731 года началось массовое обращение удмуртов в христианство.

До середины 18 века население Удмуртии занималось в основном земледелием и ремеслами. В конце 1750-х — начале 1760-х годов были построены крупнейшие промышленные предприятия — Ижевский и Воткинский заводы. В 1774-1775 годах удмурты участвовали в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева.

Во второй половине 19 века происходило бурное развитие промышленного производства, открывались новые фабрики, школы, гимназии. В 1889 году на юге территории нынешней Удмуртии были построены первые железные дороги. Железные дороги играли важную роль в экономическом развитии области. В 18 — начале 20 веков удмуртские земли входили в состав Вятской губернии.

4 ноября 1920 г. Образована Вотская автономная область. В 1921 году Ижевск стал областным центром. 1 января 1932 года она была переименована в Удмуртскую автономную область. 28 декабря 1934 года она стала Удмуртской АССР. В годы Великой Отечественной войны в Удмуртию были эвакуированы десятки промышленных предприятий из Киева, Харькова, Баку, Одессы, Подольска и других городов.

4 ноября 1990 года Верховный Совет Удмуртской АССР провозгласил суверенитет республики, область получила новое название — Удмуртская Республика или просто Удмуртия. Распад СССР вызвал глубокий кризис в экономике Удмуртии, особенно ударивший по машиностроительной отрасли, ориентированной на военное производство.

Сегодня статус национальной республики и оборонная направленность промышленности региона во многом определяют социально-экономическое и культурное своеобразие Удмуртской Республики.

Красивая природа Удмуртии

Hilly Landscape Udmurtia

Автор: Iliya Chirkov

Udmurtia Screens

9000.

02027.0003

Удмуртия расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, на территории, прилегающей к западному склону Урала. Протяженность территории с севера на юг около 297 км, с запада на восток — 200 км.

Климат умеренно-континентальный, с холодной малоснежной зимой и теплым летом. Средняя температура июля около плюс 18 градусов тепла, января — минус 14 градусов тепла.

Удмурты — коренное население области. Это один из древних восточно-финских народов северо-западной лесной зоны Урала. Общая численность удмуртов в мире составляет около 750 тысяч человек. Около 65% из них проживают в Удмуртской Республике. Государственные языки республики — русский и удмуртский.

Национальный состав по переписи 2010 года: русские (62,2%), удмурты (28%), татары (6,7%). Крупнейшие города Удмуртии: Ижевск (642 000), Сарапул (98 500), Воткинск (98 100), Глазов (94 000), Можга (49 700).

Основным полезным ископаемым республики является нефть. Разведанные промышленные запасы нефти составляют около 300 млн тонн при годовой добыче 10 млн тонн. Сегодня все крупные месторождения разрабатываются десятилетиями и находятся в стадии падающей добычи. В республике также добывают уголь и торф.

Удмуртия также имеет промышленные запасы известняка, доломита, песка строительного, щебня, глины для производства кирпича, камня строительного, песчано-гравийной смеси. Около 46 % территории покрыто лесами, половина из которых хвойные.

Крупнейшие реки Удмуртии — Кама и Вятка — берут начало на севере республики. С юго-востока и юга Удмуртию омывают Воткинское и Нижнекамское водохранилища, образовавшиеся на реке Каме в результате строительства плотин гидроэлектростанций.

Экономика Удмуртии

Удмуртская Республика — регион с развитой промышленностью и многоотраслевым сельскохозяйственным производством. Здесь самая высокая концентрация оборонных предприятий в России. Основные отрасли промышленности: машиностроение, металлообработка, черная металлургия, деревообработка.

В области производятся легковые автомобили и фургоны, бумагоделательные машины, мотоциклы, оборудование для нефтепромыслов, охотничье и спортивное оружие, химическое оборудование. Ижмаш (бывший Ижевский оружейный завод) — крупнейший в России производитель стрелкового оружия, созданный по указу императора Александра I в 1807 году. Лесозаготовки ведутся в северной и западной частях республики.

Земли сельскохозяйственного назначения занимают около 50% территории республики. Выращивают рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, овес, просо, горох, кукурузу, подсолнечник, лен, рапс, картофель, овощи, кормовые культуры.

Единственный аэропорт республики находится в Ижевске. Через территорию Удмуртии проходят несколько федеральных трасс: М7 (выезд на Ижевск и Пермь), Р320, Р321, Р322. Ведущую роль в межрегиональных связях Удмуртской Республики играет железнодорожный транспорт, осуществляющий основную часть межрегиональных перевозок грузов и пассажиров.

Udmurt Republic Pictures

Village в Удмурт Республике

Автор: Nadezda Shklyaeva

Pond в Udmurtia

Автор: Andreev Sergey

004 . Туризм Удмуртии

Туристский комплекс Удмуртии включает около 2,5 тыс. объектов. Многие из них связаны с жизнью и творчеством таких всемирно известных людей, как Петр Ильич Чайковский, Михаил Тимофеевич Калашников, Галина Алексеевна Кулакова, Надежда Андреевна Дурова.

Более 150 мест размещения туристов, 32 музея, более 2 тыс. памятников истории и культуры, природные парки, заповедники и памятники, спортивные комплексы. Развивается и сельский туризм. Прием туристов в сельской местности организован около 150 частными хозяйствами.

Основными сувенирами Удмуртии являются изделия народных промыслов: тканые сумки, гобелены, войлочные изделия, народные игрушки, резные деревянные сувениры, шкатулки, бересты, безделушки из уральских самоцветов.

Основные достопримечательности Удмуртии:

  • Музейно-выставочный комплекс имени Калашникова на центральной площади г. Ижевска,
  • Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай», расположенный недалеко от Ижевска, образцы древнерусской и удмуртской постройки,
  • Дом-усадьба Чайковского в Воткинске,
  • Сарапул — город, где можно ощутить атмосферу дореволюционной России; жемчужина Сарапула – вилла купца Башенина;
  • Исток реки Камы в селе Кулига Дебесского района,
  • Старообрядческие села на севере Удмуртии и музей Сибирский тракт (Игринский район), место, где можно почувствовать себя каторжником времен Российской Империи,
  • Кедровая роща в Заякино — памятник природы регионального значения,
  • Зуевые источники — самая южная точка Удмуртии, где Кама простирается почти до самого горизонта, сюда съезжаются паломники со всей России, чтобы посетить Святой и Гремячий источники с целебной водой,
  • Гора Байгурез — возвышенность на берегу реки Чепца, одно из красивейших мест Удмуртии с великолепным видом на окрестности,
  • Резиденция Бабы Яги в деревне Котловка Граховского района, на берегу реки Яги. Баба Яга — персонаж (лесная ведьма) русских народных сказок,
  • Свято-Успенский женский монастырь в селе Перевозное Воткинского района.

В Удмуртии несколько санаториев и лечебниц, самые крупные из них «Варзи-Ятчи», «Металлург» (находится в Ижевске) и «Ува». В 2000-х появились новые базы отдыха – горнолыжные базы «Чекерил» и «Нечкино».

Природные парки Удмуртской Республики:

  • Национальный парк «Нечкинский» на берегу Камы,
  • Природный парк «Шаркан» (Шарканский район),
  • Природный парк «Усть-Бельск» (Каракулинский район),
  • Государственный природный заповедник «Кокманский»,
  • Государственный природный ботанический заказник «Андреевский бор».

Удмуртская | Encyclopedia.com

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАЗВАНИЯ: Вотяки (бывшие)
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Россия
НАСЕЛЕНИЕ: 637 000 (2002)
ЯЗЫК: удмуртский; русский, татарский
РЕЛИГИИ: Восточное православие Христианство; родной удмурт религия

ВВЕДЕНИЕ

Удмурты — финно-угорский народ, населяющий Российскую Федерацию. Во многих источниках, особенно датированных до 1917 года, удмуртов принято называть вотяками . Традиционная родина удмуртов граничит на юге и востоке с рекой Камой, крупным притоком реки Волги, и на западе с рекой Вяткой, притоком Камы. Неясно, когда предки удмуртов мигрировали в эту область, но похоже, что удмурты предшествовали не только тюркским и славянским группам в этом районе, но даже другим финно-угорским группам, таким как марийцы.

Удмурты никогда не жили в рамках своего государства и на протяжении всей истории были подданными многочисленных империй и других государств. Вполне вероятно, что удмурты стали подданными волжских болгар — тюркской группы, образовавшей в начале VIII века первое государство в Поволжье, фигурирующее в исторических источниках. Удмурты впервые появляются в исторических источниках только в XII веке, в путевом отчете арабского путешественника Абу Хамида аль-Гарнати. С завоеванием Волжской Булгарии монголами в 1230-х годах удмурты оказались подданными Монгольской империи, а затем Золотой Орды. После распада Золотой Орды в начале 15 века Среднее Поволжье перешло под власть Казанского ханства, татаро-мусульманского государства. Именно в конце 14 — начале 15 веков группы северных удмуртов попали под власть России, сначала под власть Вятки, а затем под власть Москвы. Только в 1552 году, после завоевания Казани русскими, вся этническая территория удмуртов перешла под власть России, и удмурты остаются под властью России до наших дней. После большевистской революции 1917, советские власти, придерживаясь курса на предоставление хотя бы видимости культурно-территориальной автономии национальным меньшинствам бывшей Российской империи, создали Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (УдАССР), которая подчинялась Российской Советской Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). С распадом Советского Союза в 1991 году и превращением бывшей РСФСР в новую независимую Российскую Федерацию бывшая Удмуртская АССР остается зависимой от России, но была переименована в Удмуртскую Республику.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И РОДИНА

По данным Всероссийской переписи 2002 года в Российской Федерации проживало 647 000 удмуртов, из них 460 500 проживало в Удмуртской Республике. Около 120 000 удмуртов проживают в соседних регионах Татарстана, Башкортостана, Марийской республики, а также в Кировской, Пермской и Свердловской областях России. Кроме того, небольшие удмуртские общины расположены в Сибири (Красноярск край ), Казахстане, Средней Азии и на Украине. В Удмуртской Республике удмурты фактически составляют меньшинство, насчитывающее около 30% населения. Русские составляют около 60% населения, а татары 7%.

Республика Удмуртия занимает территорию 42 100 квадратных километров (16 250 квадратных миль). Перед Великой Отечественной войной большая часть Удмуртии была покрыта вечнозелеными и лиственными лесами. В результате серьезной вырубки лесов, имевшей место в более поздний советский период, леса Удмуртии сильно сократились, но они по-прежнему покрывают большую часть республики. Средняя температура января составляет от -15º до -14ºC (от 0º до 2ºF), а средняя температура июля составляет от 17º до 18ºC (от 64º до 66ºf). Удмуртию можно отнести к странам с прохладным континентальным климатом.

Столица Удмуртии — город Ижевск с населением около 700 000 человек. Ижевск был и остается преимущественно русским городом и важным центром российской военной промышленности.

Традиционная экономика удмуртов состоит из зернового земледелия, дополненного охотой, рыболовством и сбором продуктов леса. Зерновые и другие виды сельского хозяйства продолжают оставаться основой экономики сельских удмуртских общин, хотя производство играет важную роль в экономике Удмуртии в целом.

ЯЗЫК

Удмуртский язык относится к пермской подгруппе финно-угорской языковой семьи. Он тесно связан с языком коми, на котором говорят в Республике Коми Российской Федерации, и более отдаленно связан с финским и эстонским языками. Удмуртский язык делится на северную, центральную и южную группы диалектов, но все диалекты взаимно понятны, за исключением так называемого бесермского диалекта, на котором говорят в северной Удмуртии около 3000 человек по состоянию на 2002 г. Этот диалект, который некоторые лингвисты считают отдельный язык, существенно отличающийся от других удмуртских диалектов. Происхождение самих бесермийцев, как и их диалекта, также вызывает недоумение. Они не считают себя удмуртами и, похоже, произошли от тюркских мусульман, населявших этот регион как до, так и после монгольских завоеваний 13 века.

Большинство удмуртов свободно владеют своим родным языком, и почти все также свободно владеют русским языком, если не являются носителями русского языка. Свободное владение татарским языком также распространено в удмуртских общинах, расположенных в Татарстане и Башкортостане.

У удмуртов обычно есть имя, отчество (имя отца) и фамилия. С момента навязывания удмуртам христианства в 18 веке у большинства удмуртов русские имена типа Иван, Григорий и Сергей . Однако, особенно среди южных удмуртов, остающихся «некрещеными» до настоящего времени, часто встречаются мусульманские и тюркские фамилии (такие как Габдулла и Мухаммед ) и имена, а также удмуртские «языческие» имена.

ФОЛЬКЛОР

У удмуртов богатая фольклорная традиция, состоящая из героических легенд, сказок и особенно богатого корпуса песен. Значительную часть удмуртского фольклора составляют специфически религиозные жанры, такие как заговоры, заклинания, молитвы. Точно так же многие удмуртские песни связаны с определенными религиозными церемониями, а также с определенными праздниками и другими событиями, такими как свадьбы и похороны.

Особый интерес представляет цикл легенд, связанных с героической фигурой Эштерека, который обычно появляется как удмуртский герой, защищающий свой народ от татар. Более древний пласт исторических преданий описывает также сражения удмуртских богатырей против марийских завоевателей. Удмуртский фольклор сохранил многие мифологические черты, и многие духи и божества из родной удмуртской религии появляются в фольклоре как «некрещеных», так и удмуртов-христиан.

РЕЛИГИЯ

Сегодня большинство удмуртов, исповедующих религию, являются православными христианами, хотя значительное меньшинство удмуртов, особенно проживающих в южной Удмуртии, Татарстане и Башкортостане, сохранили свою формальную приверженность исконной удмуртской религии и обычно называют себя как «некрещеные» удмурты. На протяжении веков исконная религия удмуртов отнюдь не оставалась статичной, а на самом деле показала себя достаточно динамичной. Тем не менее, некоторые фундаментальные черты можно выделить как постоянные черты родной религии удмуртов. Исконная религия удмуртов имела и продолжает иметь общинную направленность, и многие обрядовые моления и жертвоприношения проводятся совместно со сходом аула. Кроме того, верования и права удмуртов тесно связаны как с земледелием, так и с земледельческим календарем и почитанием духов предков общины.

На вершине удмуртского пантеона находится Инмар, верховный бог. Сегодня удмурты-христиане используют этот термин и для обозначения христианского Бога. Традиционно считается, что Инмар обитает в небе. Двойник Инмара для земли — Му Кылдысин. Точно так же существует множество других духов, связанных с многочисленными природными особенностями и явлениями, такими как ветер, вода, леса и так далее.

Традиционно само удмуртское общество было структурировано по религиозному признаку. Удмуртское общество делилось примерно на 70 родов, причем род объединял не только родство, но и почитание духов-покровителей, известных как воршудс . Воршуд был и духом, и святыней, у которой члены рода совершали обряды и приносили жертвы.

БОЛЬШИЕ ПРАЗДНИКИ

Традиционные удмуртские праздники были тесно связаны с земледельческим календарем и включали застолья, песни и танцы, а также молитвы и подношения предкам и другим духам. Эта характеристика в равной степени справедлива как для «некрещеных» удмуртов, так и для обращенных в христианство, поскольку восточно-православные праздники сами были тесно связаны с земледельческим календарем; на этом уровне переход от родных к христианским праздникам существенно не изменил их празднования удмуртами. Точно так же удмурты в Башкортостане и Татарстане продолжают отмечать сельскохозяйственные праздники своих тюркских и мусульманских соседей, такие как татарский праздник Сабантуй . В Удмуртии особо важным удмуртским праздником является Гербер , праздник плуга, который проходит в конце июня. У «некрещеных» удмуртов этот праздник включает в себя жертвоприношение овцы полевым духам, а также пиршество, танцы и игры, особенно скачки.

В советское время власти не поощряли традиционные религиозные праздники удмуртов, как христианские, так и местные, и соблюдение санкционированных советских праздников стало широко распространенным явлением среди удмуртов. После распада Советского Союза удмурты продолжали отмечать некоторые из этих праздников, особенно Новый год (1 января) и День Победы (9 мая).).

РИТУАЛЫ ПЕРЕХОДА

Удмуртские обряды перехода и ритуалы жизненного цикла были тесно связаны с местными религиозными верованиями. Эти ритуалы и обряды продолжают широко соблюдаться как среди христиан, так и среди «некрещеных» удмуртов. В деревнях роды обычно происходили в семейной бане и сопровождались повивальной бабкой. Когда роды прошли успешно и для матери, и для ребенка, повивальная бабка совершала благодарственную молитву и давала ребенку временное имя, которое менялось по мере взросления ребенка. Удмурты обычно использовали амулеты для защиты ребенка, который, как считалось, особенно подвержен болезням, переносимым злыми духами.

Наиболее сложным из удмуртских обрядов перехода является свадебная церемония, которая традиционно включала в себя очень сложные ритуалы, обширные пиршества и другие празднества. Из всех местных обрядов перехода наиболее широко соблюдаются свадебные обряды, особенно в сельской местности, хотя широко соблюдаются и гражданские обряды советского происхождения, особенно в городах. Традиционные свадебные обряды удмуртов значительно различались от региона к региону. Для ритуалов была не только определенная одежда и еда, но и богатый репертуар песен, предназначенных специально для свадеб.

Удмуртские погребальные обряды предусматривали не только погребение умершего, но и серию поминальных пиршеств, обеспечивающих безопасный переход умершего из царства живых в царство духов предков. У «некрещеных» удмуртов и в меньшей степени у православных удмуртов умершего хоронили с погребальным инвентарем: едой, питьем, предметами домашнего обихода, орудиями труда.

В дополнение к этим основным ритуалам жизненного цикла, другим важным обрядом посвящения мужчин были церемонии, связанные с призывом на военную службу. Эти церемонии включали в себя молитвы о здоровье и безопасности юноши, готовящегося к призыву в русскую или советскую армию, и, очевидно, приобретали особое значение в военное время.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межличностные отношения удмуртов, включая приветствия, язык тела и жесты, существенно не отличаются от таковых в российском обществе в целом. Как в традиционном удмуртском обществе, так и в наше время удмурты уделяют большое внимание гостеприимству гостей, и между удмуртскими гостями и хозяевами существовал даже репертуар песен для пения.

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

Традиционное удмуртское общество было как изолированным, так и относительно бедным, и как в досоветский, так и в советский периоды удмуртские общины периодически подвергались голоду и эпидемиям. Северные удмурты традиционно были бедны и продолжают оставаться таковыми сегодня из-за более короткого вегетационного периода и плохой почвы северной Удмуртии. В городах, особенно в Ижевске, уровень жизни приближается к уровню жизни российского общества в целом. Очень немногие удмурты владеют собственными автомобилями, а зарплаты остаются низкими. В сельской местности уровень жизни особенно низок, а предметы потребления дороги и часто недоступны.

В удмуртских селах жители обычно живут в одно- или двухкомнатных деревянных домах и в значительной степени зависят от своего сада и домашнего скота в плане пропитания. Почти во всех деревнях есть электричество, но почти ни в одном доме нет водопровода. Как правило, воду добывают из колодцев или ручьев.

Так как очень немногие удмурты имеют собственные автомобили, они зависят от общественного транспорта. Более крупные города обслуживаются разветвленной железнодорожной и автобусной сетью, но в сельской местности автобусное сообщение очень неустойчиво, и многие небольшие или отдаленные деревни не обслуживаются каким-либо видом общественного транспорта. В этих случаях сельские жители передвигаются автостопом с проезжающими грузовиками или автомобилями, едут на лошадях или запряженных лошадьми повозках или просто ходят пешком из одной деревни в другую. Все путешествия в сельской местности зимой чрезвычайно затруднены.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

До Второй мировой войны размер семьи был большим. Хотя младенческая смертность была очень высока, женщина часто могла иметь шестерых или более детей, доживших до детства. В сельской местности воспитание детей было в значительной степени общественным делом, и дети обычно оказывались в большой расширенной семье. Начиная с позднего советского периода и по настоящее время уровень рождаемости среди удмуртов был относительно низким, в среднем менее двух детей на семью. В современном обществе брак и развод связаны с простыми гражданскими процедурами, и оба они легко достижимы. Первые браки заключаются в возрасте около 20 лет, но также высок процент разводов.

Традиционно и сегодня во многих сельских районах религиозные обряды, в том числе жертвоприношения, остаются важным элементом как семейной сплоченности, так и религиозной традиции. Семьи в сельской местности сохраняют свои собственные семейные святыни и церемонии, которые существуют наряду с более крупными общинными и даже региональными святынями.

ОДЕЖДА

Традиционная удмуртская одежда была функциональной и предназначалась как для сельскохозяйственных работ, так и для суровых зим. Летнюю одежду обычно шили из льна, но и шерстяную одежду носили круглый год. Зимой носили шерстяные одежды, а также вывернутые тулупы. Удмуртские народные костюмы носили в праздничных и торжественных случаях, и они значительно различались от региона к региону. Характерно, что народные костюмы северных удмуртов были в основном белого цвета и отличались сложной вышивкой. Южные удмурты носили более красочную одежду, и в отношении ткани и дизайна их одежда в определенной степени находилась под влиянием татарского народного костюма. Интересной особенностью удмуртского народного костюма было использование серебряных монет, которые скреплялись вместе в качестве нагрудных украшений и на головных уборах, чтобы показать достаток женской семьи. Элементы традиционной одежды все еще иногда носят, особенно пожилые женщины в сельской местности, но одежда большинства удмуртов сегодня ничем не отличается от одежды российского общества в целом.

ЕДА

Основным продуктом питания удмуртов были и остаются злаки, такие как рожь, овес, ячмень и, в меньшей степени, пшеница, из которых обычно запекали хлеб. Кроме того, в советское время картофель стал важной частью рациона удмуртов. Овощи, такие как капуста, морковь и лук, также играли важную роль в их рационе. Наиболее распространенными видами мяса являются свинина, курица, баранина и, в меньшей степени, говядина. Кроме того, знаменитые русские пельмени, pelmeni , по мнению удмуртов, имеет удмуртское происхождение и происходит от удмуртских слов пель (ухо) и нянь (хлеб). Среди распространенных напитков чай, пиво, водка и домашняя настойка под названием кумышка , которая является необходимым элементом праздничных мероприятий.

Современная столовая посуда ничем не отличается от общероссийской. Традиционная утварь, как правило, делалась из дерева, и особое внимание уделялось большим ложкам или ковшам с искусной и художественной резьбой, которые также использовались в религиозных ритуалах возлияния.

Обычно есть три раза в день, самый плотный прием пищи в середине дня.

ОБРАЗОВАНИЕ

До советской эпохи единственным видом образования, которое было доступно удмуртам, было то, что предлагалось в русских православных религиозных учреждениях; формального образовательного аппарата для «некрещеных» удмуртов не существовало, хотя есть сведения, что некоторые исламизированные удмурты в XIX в. обучались в медресе Бухары. В результате в удмуртских общинах была широко распространена неграмотность. В советский период значительно возросла грамотность, и удмурты получили доступ к советским учебным заведениям. Однако обучение на удмуртском языке ограничивалось начальными школами. В более поздний советский период удмуртский язык был исключен как средство обучения в самой Удмуртии, и его стали преподавать только как отдельный предмет в учебной программе, в остальном российской; однако удмуртский язык оставался средством обучения в удмуртских селах Татарстана и Башкортостана. Большинство удмуртов имеют эквивалент среднего образования. Как граждане России удмурты учатся в более крупных вузах за пределами республики в Казани, Уфе, Санкт-Петербурге и Москве. Совсем недавно удмуртские ученые получили возможность учиться также в Финляндии и Эстонии.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Богатейшим элементом культурного наследия удмуртов является их народная культура, которая имеет удивительно богатую коллекцию музыки, песен и других устных традиций. Однако в соответствии с советской национальной политикой после 1917 года советское правительство поощряло и финансировало создание формального «культурного» аппарата, который включал создание официальной литературы, включая поэзию, прозу и драму, а также музыку и изобразительное искусство. . Так, в Ижевске есть удмуртский театр и значительное издательство на удмуртском языке.

ТРУД

В сельской местности подавляющее большинство удмуртов занимается сельскохозяйственными работами, которые, как правило, организуются по коллективной системе. Эти коллективы известны под советским названием колхоз . Однако из-за ограниченного доступа к потребительским товарам много энергии тратится на приусадебные участки, где семьи выращивают собственный картофель, фрукты и овощи. Большая часть лета уходит на консервирование фруктов, овощей и мяса на зиму. Городские удмурты обычно имеют небольшие участки, расположенные в пригородах или в близлежащих сельских поселениях, и также затрачивают значительные силы на выращивание и заготовку пищи на зиму и весну.

СПОРТ

Традиционно во время праздников проводились такие виды спорта, как борьба и скачки. Сегодня среди удмуртов популярны такие зрелищные виды спорта, как футбол и хоккей.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ

В сельской местности религиозные праздники и свадьбы не только выполняли религиозные требования, но также были важными источниками развлечений и отдыха. Зимние виды спорта, такие как катание на коньках и беговые лыжи, сегодня являются популярными видами отдыха, а в городских районах кино, театры и концерты также являются популярными формами развлечения.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, РЕМЕСЛА И ХОББИ

Удмурты особенно известны своим мастерством в деревообработке и ткачестве. Хотя большинство образцов резьбы по дереву и ткачества носит функциональный характер, художественный уровень многих произведений остается очень высоким.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Многие социальные проблемы, от которых страдает российское общество в целом, особенно остро стоят в Удмуртии. Одной из главных социальных проблем является алкоголизм, эндемичный для всей России, но обостряющийся в сельской местности Удмуртии из-за бедности и отсутствия развлечений. Кроме того, уровень самоубийств в Удмуртии — один из самых высоких в Российской Федерации. Помимо этих социальных патологий, экономический кризис, последовавший за распадом Советского Союза, затронул удмуртов не меньше, чем остальную часть российского общества, что привело к высокому уровню безработицы и низкой и неравномерной заработной плате.

Еще одна проблема, стоящая перед коллективом удмуртов, — это проблема убыли населения; численность населения сократилась с 746 000 в 1989 г. до оценочных 637 000 в 2002 г. Хотя культурная ассимиляция, безусловно, является фактором, представляется вероятным, что коллективно удмурты особенно серьезно страдают от тех же социальных проблем и проблем со здоровьем, которые вызывают убыль населения России, что и целое.

ГЕНДЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

Роль женщины в удмуртском обществе несколько отличается от роли женщины в соседних русских и татарских общинах. Удмуртские кланы матрилинейны, и поэтому некоторые наблюдатели за удмуртской семейной жизнью предполагают, что это некоторым образом повышает статус женщины. В любом случае, как в сельской местности, так и в городе, на удмуртских женщинах лежит двойное бремя сельскохозяйственных или наемных работ и обязанностей по воспитанию детей и дому. В этом отношении положение удмуртских женщин равнозначно положению женщин в российском обществе в целом.

Роль женщин в удмуртском обществе наиболее резко изменилась после Второй мировой войны, когда большая часть удмуртских женщин была мобилизована в промышленную рабочую силу. В то же время удмуртские женщины стали получать более широкий доступ к возможностям получения образования.

БИБЛИОГРАФИЯ

Егорова Л.И., изд. Удмуртия: Библиографический указатель. Ижевск, 1991.

Франк, Аллен. «Традиционная религия в Волго-Уральском регионе: 1960–1987». Урало-Алтайский Ярбюхер 63 (1991): 167–84.

Христолюбова Л.С. и др., изд. Удмурты: историко-этнографические очерки . Ижевск, 1993.

Христолюбова Л. С. и Миннияхметова Т. Г., Удмуртия Башкортостан . Уфа, 1994.

Лаллукка, Сеппо. Восточно-финские меньшинства в Советском Союзе: оценка эрозионных тенденций. Helsinki, 1990.

Сануков К. Н. Проблемы истории и возрождения финно-угорских народов России. г. Йошкар-Ола, 1994.

Трофимова Е.Я. «Гостевой этикет удмуртов (к постановке проблемы)», в кн.: Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычай, поверье , Ижевск, 1989, 18–27.

Викар, Ласло и Габор Беречки.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *