Участия мчс россии в ликвидации последствий террористического акта: Участие МЧС России в ликвидации последствий террористического акта на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры»

Теракт в Петербургском метрополитене: год спустя… — Новости

День 3 апреля 2017 года навеки черной краской вписан в историческую летопись города на Неве. Прогремевший в петербургской «подземке» взрыв навсегда разделил его историю на «до» и «после».

На «до» и «после» разорваны теперь и жизни тех, кто стал свидетелем или непосредственным участником той трагедии. Взрыв, совершенный на перегоне между станциями метрополитена «Технологический институт» и «Сенная площадь» унес жизни шестнадцати человек (включая самого террориста-смертника) и покалечил десятки людей. По факту, количество изувеченных судеб не счесть: ведь за каждым погибшим или пострадавшим в результате теракта стоят родные, близкие, друзья…

Прогремевший тогда взрыв стал настоящей проверкой на прочность всех составляющих Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС.

В 14:39 в службу оперативного обеспечения ЦУКС поступило сообщение о происшествии в метрополитене. Незамедлительно к станциям метро «Технологический институт» и «Сенная площадь» выехали пожарно-спасательные подразделения, однако вскоре стало понятно, что машинист злополучного поезда «дотянул» состав до платформы «Технологический институт», что сыграло ключевую роль в спасении оказавшихся в эпицентре трагедии людей. Именно сюда были брошены основные силы спасателей.

В кратчайшие сроки совместно с бригадами медиков было организовано оказание помощи и эвакуация более 1200 пассажиров метрополитена на поверхность. На Технологической площади развернулся штаб по ликвидации последствий ЧС. Здесь же был организован пункт приема и сортировки пострадавших. Сюда же прибывали автомобили скорой помощи и вертолет санитарной авиации, которые без промедления доставляли всех пострадавших в лечебные учреждения города. Огромный мегаполис сузился тогда до маленькой точки на карте города – района «Техноложки», ставшей кровоточащей раной для всех жителей города на Неве.

В это же самое время стало известно о том, то на станции метрополитена «Площадь Восстания» было обезврежено еще одно взрывное устройство, замаскированное под огнетушитель.

Параллельно с работами на станции «Технологический институт» шла серьезная работа в тоннеле метрополитена – на перегоне между станциями, там, где и прогремел взрыв в третьем вагоне электропоезда, навсегда закрывшем свои двери для пятнадцати пассажиров. Спасатели искали тех, кого, возможно, взрывной волной «выкинуло» из поезда, и кому, возможно, все еще требовалась помощь…

Спустя час спасательные работы в метрополитене были завершены. Теперь к своей работе приступили следователи.

Для ликвидации последствий теракта была задействована вся петербургская подсистема РСЧС, было привлечено около тысячи человек личного состава и более двухсот пятидесяти единиц техники. Штаб по ликвидации последствий ЧС возглавил губернатор Санкт-Петербурга, медики боролись за жизни пострадавших, спасатели и силовики обеспечивали ликвидацию последствий происшествия и охраняли безопасность граждан.

Несмотря на то, что метрополитен Петербурга в связи со случившимся прекратил свою работу, в кратчайшее время были предприняты все возможные меры для организации пассажиропотока. На помощь властям здесь пришли сами горожане. Город сплотился, в очередной раз доказав всему миру, что его невозможно сломить. Для транспортного обеспечения были дополнительно пущены автобусы по пяти маршрутам, дублирующим линии метрополитена. Ряд перевозчиков такси и дирекция западного скоростного диаметра отменили плату за проезд. Простые автомобилисты предлагали свои услуги по перевозке горожан.

Уже к вечеру удалось практически полностью восстановить движение электропоездов на всех ветках Петербургского метрополитена, исключая лишь несколько станций. Поздней ночью, после завершения работы группы следователей, на станции Технологический институт спасатели приступили к уборке пострадавшего в результате взрыва электропоезда. К утру 4 апреля все работы на станции были завершены, и она начала свою работу в обычном режиме, вновь распахнув свои двери для пассажиров.

А впереди была долгая и непростая работа: следователям предстояло выяснить причины произошедшего, медикам – побороться за жизни пострадавших, психологам – восстановить душевное равновесие всех участников и непосредственных свидетелей тех страшных событий.

В те скорбные апрельские дни Петербург стал эпицентром людской боли. Как пережить это горе, как жить с этим дальше? Ответы на эти, пожалуй, главные вопросы убитым горем людям и помогали найти профессиональные психологи.

Психологи МЧС России начали свою работу наравне со спасателями в первые же минуты после взрыва, непосредственно на месте теракта. Для оказания психологической помощи родным и близким погибших и пострадавших, а также очевидцам и всем горожанам были организованы сразу три «горячие линии», на которые поступили несколько тысяч звонков. После случившегося в Санкт-Петербург из других регионов стали пребывать родственники жертв теракта и пострадавших. Главной задачей психологов было сделать так, чтобы никто не остался наедине со своим горем. Именно поэтому специалисты сопровождали людей на всех этапах развития ситуации. Самой сложной работой психологов являлось сопровождение процедуры опознания тел погибших, окончательно разделяющей привычное течение жизни их близких на пресловутые «до и после»…

Несколько дней город на Неве, а вместе с ним и весь мир, был погружен в траур по погибшим в результате теракта в Петербургском метрополитене. Людской поток желающих поклониться их памяти, и сказать выжившим простые и такие нужные слова — «Мы с вами!», не иссякал: у станции метро «Технологический институт» появился импровизированный монумент жертвам теракта. Здесь же прошла общегородская акция памяти…

В те страшные дни город на Неве вновь услышал звук ленинградского метронома. Что значат его пронзительные мерные стуки, поймут лишь жители Великого города – города, который не сломить. Именно это в очередной раз доказали жители Петербурга. Трагедия, бесчеловечный террористический акт, совершенный в самом сердце города, показал не только слаженные и умелые действия профессионалов всей Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС, но и истинное мужество, и сплоченность жителей Северной столицы.

Эта трагедия объединила всех. Пятимиллионный мегаполис стал похож на одну большую семью. Горе, год назад обрушившееся на Петербург, разделили миллионы людей по всему миру, сплотившиеся в едином порыве – показать Петербургу, что чужой беды не бывает, и сказать столь необходимые тогда слова – «Питер! Мы с тобой!»…

 ВИДЕО>>>

 

 

 

Теракты на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» 29 марта 2010 г

29 марта 2010 года с интервалом менее часа на станциях московского метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии произошло два мощных взрыва.

В 07.57 мск на станции метро «Лубянка» произошел взрыв во втором вагоне электропоезда, следовавшего по маршруту станция «Улица Подбельского» — станция «Юго-Западная».

В 08.36 мск на станции метро «Парк культуры» произошел второй взрыв в третьем вагоне электропоезда, следовавшего по маршруту станция «Юго-Западная» — станция «Улица Подбельского».

На станции «Парк культуры» в момент взрыва двери электропоезда были открыты. Перед этим машинист сообщил по «громкой связи», что поезд дальше не идет, и пассажиры начали выходить из вагонов. К моменту взрыва большая часть из них уже вышла.

На станции метро «Лубянка» взрыв произошел в именном поезде «Красная стрела».

Непосредственно в результате обоих взрывов погибли на месте 36 человек, из них 24 на станции метро «Лубянка» и 12 на станции метро «Парк культуры». В последующие дни в больницах скончались еще четыре человека.

88 раненых были госпитализированы в лечебные учреждения Москвы. Часть пострадавших была доставлена в больницы вертолетами МЧС России.

Сотрудники ГУП «Московский метрополитен» совместно с подразделениями МЧС России провели эвакуацию со станций метро более 3500 человек.

На месте, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, работали оперативные группы МЧС России, ФСБ России, МВД России. Всего к ликвидации последствий взрывов привлекались 657 человек и 187 единиц техники, от МЧС России — 342 человека и 100 единиц техники.

На местах происшествий работали 25 психологов Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

После взрывов, движение поездов на центральном участке Сокольнической линии было остановлено. Поезда следовали от станции «Комсомольская» до станции «Улица Подбельского» и от станции «Спортивная» до станции «Юго-Западная» в обоих направлениях.

Для входа и выхода пассажиров были закрыты станции «Фрунзенская», «Парк культуры», «Кропоткинская», «Библиотека им. Ленина», «Охотный ряд», «Лубянка», «Чистые пруды», «Красные ворота». Кроме того, были закрыты переходы на Сокольническую линию на станциях: «Парк Культуры» Кольцевой линии, «Боровицкая», «Александровский сад», «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Театральная», «Кузнецкий мост» и «Тургеневская».

На других линиях московского метрополитена составы двигались в нормальном режиме.

Движение по Сокольнической линии было полностью восстановлено в 16.39 мск. В 17.33 мск стало известно, что станция «Лубянка» вновь открылась для пассажиров.

В связи с взрывами в московском метро личный состав управлений внутренних дел был переведен на усиленный режим несения службы. Увеличено число патрульных милиционеров на вокзалах и в столичных аэропортах, ужесточен паспортный режим.

В Москве был введен план «Вулкан», все станции метрополитена были обследованы кинологами на предмет обнаружения взрывчатки. Московские аэропорты усилили меры безопасности.

Были приняты дополнительные меры по усилению охраны и пропускного режима на особо важных объектах железнодорожного транспорта и объектах жизнеобеспечения Московской железной дороги.

Дополнительные меры безопасности применялись и в других городах, в частности, в петербургском и екатеринбургском метро.
30 марта 2010 года в Москве был объявлен днем траура по погибшим в результате терактов.

Следственными органами Следственного комитета по факту взрывов на станциях московского метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры» было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 205 Уголовного кодекса РФ (террористический акт).

Потерпевшими по делу о теракте были признаны 168 человек.

По данным взрывотехнической экспертизы, мощность взрывного устройства, сработавшего на станции «Лубянка», составила до четырех килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции «Парк культуры» — до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрывные устройства были начинены взрывчаткой на основе гексогена. В качестве поражающих элементов использовались болты и нарубленная арматура.

13 мая 2010 года директор ФСБ РФ доложил президенту РФ, что установлены все причастные к взрывам в московском метрополитене — как исполнители, так и организаторы.

По данным силовых структур, на станции «Лубянка» подорвала себя уроженка Дагестана Мариам Шарипова, 1982 года рождения. Второй взрыв (на станции «Парк культуры») совершила также уроженка Дагестана Джанет Абдурахманова (Абдуллаева), 1992 года рождения.

Организатором взрывов на станциях московского метрополитена являлся Магомедали Вагабов — один из лидеров диверсионно-террористического подполья, действовавшего на территории Дагестана.

Следствие располагает доказательствами, что местом проведения теракта был намеренно выбран метрополитен для создания большого общественного резонанса не только на территории России, но и за рубежом. Установлено, что смертницы приводили в действие взрывные устройства именно в момент остановки поезда, когда и в вагонах, и на платформе сосредотачивалось наибольшее количество людей. Целью террористов было добиться как можно большего числа жертв.

Установленные организаторы и исполнители этих терактов были ликвидированы при оказании вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов.

6 февраля 2013 года Национальный антитеррористический комитет РФ сообщил об уничтожении в Дагестане последнего террориста, непосредственно причастного к организации и осуществлению терактов в московском метро в марте 2010 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов , или загрузить его в виде бесплатного PDF-файла.

« Предыдущая: Три «Р»: уроки, извлеченные из 11 сентября 2001 г.

Страница 69

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов.» Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10. 17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате террористических актов и Чрезвычайные ситуации

Проблемы обеспечения безопасности людей и территории являются приоритетными для органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации. Крупнейшая радиационная авария на Чернобыльской АЭС в 1986 и разрушительное Спитакское землетрясение 1988 г. продемонстрировали необходимость создания в России системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Центральным звеном в этой системе стало Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Территориальные подразделения МЧС входят в состав органов исполнительной власти различных республик и областей, входящих в состав Российской Федерации, и действуют на местах для реализации государственной политики по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Москва исторически представляла духовный центр Русской земли. Это крупнейший промышленный центр России, вносящий существенный вклад в общие экономические показатели страны. Наш город — важнейший транспортный узел страны, от которого зависит работа всей транспортной системы России. Он представляет собой важнейшую концентрацию финансовых и информационных потоков, оказывающую существенное влияние на развитие государства в целом. Москва — центр научной и культурной жизни, средоточие значительной части нашего национального достояния, уникальный историко-архитектурный центр мирового уровня. Все эти факторы определяют уровень угрозы жизненно важным интересам граждан, социальных групп и города в целом.

*   

Перевод с русского Келли Роббинс.

Страница 70

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

Наиболее типичны следующие виды угроз: криминальные, террористические, социальные, политические, инфраструктурные, природные, техногенные, экологические, информационные, психологические. Эти угрозы носят сложный и взаимосвязанный характер, причем большинство из них носит транснациональный характер. Эти обстоятельства характерны практически для всех крупных мегаполисов мира; Поэтому они призывают к тому, чтобы руководство города уделяло большое внимание проблемам обеспечения безопасности городских объектов и жителей столицы.

Здесь мы исходим из того, что обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате терроризма, природных и техногенных катастроф и других причин, является трудной и сложной задачей, и успешное ее решение возможно только при активном участие всех городских управлений, ведомств и организаций. Поэтому в 1996 году была создана Московская городская система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, функционально связавшая различные районные и ведомственные службы города. Городская политика по обеспечению безопасности населения и городской инфраструктуры реализуется через Комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые созданы в каждом учреждении и отделе администрации города и возглавляются руководителями соответствующего уровня. Этот принцип работы облегчает управление действиями городских подразделений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, а также реагированию на угрозы и реагированию на чрезвычайные ситуации после их возникновения. Это также полезно для координации действий различных служб и организации и эффективного проведения аварийно-спасательных работ.

В связи с реализацией специального закона, принятого городом Москвой, ведется общегородская работа по реализации Комплексной целевой программы по совершенствованию городской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Программа разработана по инициативе Правительства Москвы и МЧС и поддержана депутатами Московской городской Думы. Основные цели программы включают

  • реализация комплекса мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, в том числе создание эффективной системы мониторинга и прогнозирования аварий, катастроф и стихийных бедствий

  • модернизация системы управления и связи за счет широкого использования новейших информационных технологий

  • Повышение скорости и эффективности аварийно-спасательных работ за счет создания высокомобильной и технически оснащенной аварийно-спасательной службы и развития авиационных технологий для использования в аварийно-спасательных работах

  • Совершенствование общегородской системы информирования населения о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях

Однако в последние годы терроризм стал одной из главных угроз общественной безопасности. Особую опасность он представляет для крупных городов и политических, экономических и культурных центров. Террористические акты приобретают все большие масштабы и

Page 71

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

становятся все более разнообразными как по форме, так и по целям, ради которых они проводятся.

С 1998 года Москва неоднократно подвергалась террористическим актам. Мы помним взрывы жилых домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе, торгового центра на Манежной площади, подземного перехода на станции метро «Пушкинская», захват заложников во время исполнения мюзикла «9».0011 Норд-Ост , жертвами которого стали более 3000 человек, из них около 600 убиты.

Эти события показали, что террористические акты все чаще переходят из области потенциальных угроз в область реальных чрезвычайных ситуаций. На наш взгляд, именно неспособность мирового сообщества должным образом отреагировать на террористические акты, совершенные в Москве осенью 1999 года, привела к трагическим событиям 11 сентября 2001 года в США. Эти события еще раз продемонстрировали, что терроризм не имеет национальной принадлежности, а носит международный характер, и от него не застраховано ни одно государство.

Экспертные оценки подчеркивают широкий размах этого явления, и многие считают, что в настоящее время в различных странах мира насчитывается около 100 крупных террористических организаций, поддерживающих контакты между собой. Поэтому проблема выходит за рамки отдельных государств. Кроме того, в последние годы терроризм приобрел способность использовать достижения науки и техники для достижения своих преступных целей.

Мы прекрасно понимаем позицию властей Нью-Йорка, так как сами были на месте происшествия всего через несколько минут после взрывов московских жилых домов в 1999. Под руководством мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова и министра по чрезвычайным ситуациям России Сергея К. Шойгу мы организовали работу по ликвидации последствий этих взрывов. Подробные отчеты об этих инцидентах мы представили европейскому сообществу на международной конференции в Вене в 2000 году.

Антитеррористическая деятельность в Москве ведется на всех уровнях городской власти. Эта работа координируется антитеррористической комиссией, действующей под руководством мэра города, и включает в себя следующие мероприятия:

  • совершенствование законов, связанных с борьбой с терроризмом

  • повышение эффективности профилактических мероприятий

  • обеспечение безопасности производственных объектов и мест массового скопления людей

Хочу сказать, что мы проделали определенную работу по обеспечению безопасности жителей и столицы в целом, в первую очередь в части создания нормативно-правовых актов, регулирующих эти вопросы.

Недавно в городе вступил в силу Закон о защите населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также принята стратегия безопасности Москвы, изложенная в

Page 72

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

систематизировано формируют взгляды руководства города на обеспечение безопасности его жителей. В процессе разработки этой стратегии также были созданы и приняты программы «Московская радиационная безопасность» и «Московская химическая безопасность» для решения вопросов, связанных с защитой потенциально опасных объектов от терроризма. За последние несколько лет в Москве принято более 100 нормативных актов, регулирующих вопросы, связанные с безопасностью города, и мы готовы ознакомить с ними представителей международного сообщества.

Органы исполнительной власти уделяют особое внимание контролю и контролю за деятельностью всех должностных лиц, участвующих в реализации мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Только в 2002 г. Государственная инспекция по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций провела проверки более чем на 10 тыс. предприятий, организаций и учреждений. Лица, виновные в нарушении правил безопасности в городах, подвергаются административному наказанию и привлечению к ответственности через гражданскую судебную систему.

Городская политика в отношении нового строительства проводится достаточно эффективно. В Москве установлена ​​система мер, запрещающая строительство или реконструкцию любых производственных зданий, жилья и других объектов общественного назначения, не имеющих конструктивных особенностей, направленных на предотвращение возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе возможных террористических актов.

В городе создан Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, основными задачами которого являются предупреждение и раннее выявление чрезвычайных ситуаций. В состав этой системы входят стационарные и мобильные лидарные установки, использующие лазерные, инфракрасные и визуальные методы наблюдения для обнаружения возгораний и выбросов вредных веществ в атмосферу.

В связи с прохождением через Москву и другие города мира больших объемов специальных грузов (бензин, реагенты для холодильных установок и пр.), грузов, также представляющих потенциальную угрозу совершения террористических актов, нами усилен контроль на перевозку таких материалов автомобильным и железнодорожным транспортом в черте города. Правоохранительные органы города уделяют особое внимание обеспечению безопасности жителей столицы в местах массового скопления людей, таких как рынки, ярмарки, места проведения крупных культурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований.

Качество работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций зависит в первую очередь от уровня подготовленности руководства, специалистов и жителей города. Этот вопрос решается путем обучения практически всех категорий горожан в специальных учебных заведениях, на предприятиях и по месту жительства. Например, в 2002 г. около 30 тыс. человек прошли специальную подготовку в учебных центрах и более 2 млн. рабочих и служащих прошли обучение на рабочих местах.

Тренировочные игры представляют собой наиболее эффективную форму подготовки для лиц, занимающих руководящие должности. Такие игры позволяют участникам практиковаться в решении таких вопросов, как порядок оповещения и сбора высших должностных лиц, технологии применения в аварийно-спасательных работах и ​​др.

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

er неотложные мероприятия, организация помощи городским коммунальщикам в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, комплексное оказание помощи и услуг пострадавшему населению и ряд других общегородских мероприятий.

В начале года на одной из станций Московского метрополитена прошли тактико-специальные учения по координации действий городских служб по ликвидации последствий возможного террористического акта с применением опасных химических веществ. В ходе учений был разработан ряд практических мероприятий, направленных на повышение эффективности аварийно-спасательных работ в таких условиях, которые в настоящее время переданы на рассмотрение в Правительство Москвы.

Важное место в нашей работе занимает обучение молодежи. В прошлом году совместно с Комитетом по образованию Москвы мы начали подготовку студентов столичных вузов для службы в резерве спасателей. Для учащихся всех классов начальных и средних школ также был введен курс под названием «Принципы повседневной безопасности». Количество участников соревнований «Школа безопасности» постоянно растет. С каждым годом все больше школьников принимают участие в летних лагерях «Юный спасатель».

Что касается мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, то нельзя забывать, что город также должен быть готов к ликвидации их последствий. Основным элементом этой системы является Центр управления кризисными ситуациями, который предназначен для сбора и обработки информации о чрезвычайных ситуациях, информирования населения и принятия обоснованных решений по действиям в таких ситуациях.

В настоящее время планируется создание Единого контрольно-диспетчерского центра по городу Москве на базе Московского городского центра управления кризисными ситуациями и Центра управления силами Управления Государственной противопожарной службы МЧС. Этот новый центр, доступный по номеру 01, будет способствовать оперативному сбору и обработке экстренных сообщений, анализу огромного объема информации в крайне срочных условиях и координации действий всех диспетчерских служб, входящих в единую диспетчерскую службу города. система.

Текущий суммарный ежедневный объем для двух упомянутых выше центров составляет примерно 6000 вызовов. Прогнозируется, что после перехода на единый телефонный номер 01 число только звонков вырастет до 18 000 в день. Это потребует проведения большого комплекса организационных и технических изменений с учетом зарубежного опыта работы аварийно-спасательных служб по единым телефонным номерам типа 112 и 911.

Создание, обучение и развитие сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций имеет огромное значение в функционировании системы. С этой целью в столице создана Московская городская поисково-спасательная служба. Также в сотрудничестве с нами в городе работают различные спасательные формирования МЧС и ряд коммерческих структур. Если крупная чрезвычайная ситуация-

Страница 74

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

, планируется усиление спасательной службы за счет привлечения специалистов и техники из других городских организаций.

С момента создания городской поисково-спасательной службы спасатели провели около 60 000 аварийно-спасательных работ и спасли более 25 000 человек. Только в 2002 году московские пожарные ликвидировали около 7000 пожаров. Своевременные и умелые действия персонала медицинской службы города спасли жизни тысячам москвичей, попавших в чрезвычайные ситуации и аварии.

К сожалению, москвичи вынуждены на практике противостоять бесчеловечным терактам. Мы глубоко разделяем боль и страдания других стран, затронутых чрезвычайными ситуациями любого рода. Поэтому правительство Москвы уделяет большое внимание гуманитарным операциям, в том числе международного масштаба. Мы оказываем гуманитарную помощь страдающему населению различных регионов России и других стран, в том числе Косово, Афганистана, Кореи, Боливии, Балкан, Германии, Чехии и других.

В целом можно сделать вывод, что Правительство Москвы уделяет большое внимание международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом и преступностью, ликвидации последствий террористических актов, природных и техногенных катастроф. В последние годы налажены устойчивые контакты между правоохранительными и экстренными службами на муниципальном уровне в рамках комплексного сотрудничества Москвы с зарубежными городами, в том числе в Европе. Осуществляется тесное сотрудничество с городами Вена, Берлин, Мадрид, Дублин, Хельсинки и др. в форме обмена информацией, обмена и обучения специалистов, совместных учений.

В мае 2002 года по инициативе Мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова было созвано совещание сотрудников правоохранительных органов европейских стран для улучшения координации в борьбе с терроризмом. Кроме того, в июне 2003 года в Москве планируется проведение международного совещания по вопросам безопасности в крупных городах.

В заключение хотелось бы сказать, что созданная в Москве система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций готов тесно сотрудничать в XXI веке со всеми, кто дорожит идеалами гуманизма и защитой важнейшего права человека — права на жизнь.

Страница 69

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

Страница 70

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

Страница 71

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

Страница 72

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

Страница 73

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

Страница 74

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Роль МЧС России и органов исполнительной власти города Москвы в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов». Национальный исследовательский совет. 2004. Терроризм: снижение уязвимости и улучшение реагирования: материалы американо-российского семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10968.

×

Сохранить

Отменить

Далее: КИБЕРТЕРРОРИЗМ Взгляд на исследования кибербезопасности в США »

Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий

Посетите NAP. edu/10766, чтобы получить дополнительную информацию об этой книге, или загрузить его в виде бесплатного PDF-файла.

« Предыдущая: Проблемы городского терроризма в России

Страница 40

Делиться

Цитировать

Предлагаемый цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий». Национальный исследовательский совет. 2006. Противодействие городскому терроризму в России и США: Материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/11698.

×

Сохранить

Отменить

Александр Ю. Кудрин

Главное управление по городу Москве МЧС России;

Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Москва – столица государства Российского и духовный центр земли русской. Это центр научной и культурной жизни страны, на его территории сосредоточена значительная часть национального богатства. Это уникальный историко-архитектурный памятник мировой культуры. Он представляет собой наибольшую концентрацию финансовых и информационных потоков и оказывает существенное влияние на развитие государства. Это крупнейший промышленный город России, вносящий значительный вклад в общие экономические показатели страны. В Москве самые развитые в стране энергетические и коммунальные сети. Наш город — важнейший транспортный узел страны, от которого зависит функционирование всей транспортной системы России.

Кроме того, в городе строятся и сдаются в эксплуатацию уникальные высотные здания, строятся новые станции метро, ​​подземные торгово-развлекательные центры, тоннели и гаражи. В городе расположены тысячи промышленных предприятий. Нарушение их нормальной работы, а особенно террористические акты и аварии на их объектах, могут представлять значительную опасность для каждого жителя.

Несмотря на принимаемые меры, москвичи в последние годы столкнулись с бесчеловечными и антигуманными проявлениями терроризма. Поэтому мы понимаем и разделяем боль и страдания других народов, пострадавших от чрезвычайных ситуаций любого характера. Вспоминаем захват заложников во время театрализованного представления Норд-Ост, , а также взрывы в торговом центре на Манежной площади; в подземном пешеходном переходе у станции метро «Пушкинская»; возле гостиницы «Националь» и станции метро «Рижская»; во время концерта на Тушинском аэродроме; и в вагоне метро

Страница 41

Делиться

Цитировать

Предлагаемый цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий». Национальный исследовательский совет. 2006. Противодействие городскому терроризму в России и США: Материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/11698.

×

Сохранить

Отменить

Павелецкая станция, в результате которых погибло более 3000 человек, из них около 700 убитых.

Эти события показали, что террористические акты все больше переходят из области потенциальных угроз в область реальных чрезвычайных ситуаций. На наш взгляд, это отсутствие должной реакции мирового сообщества на падение 1999 террористических актов в Москве, приведших к трагическим событиям 11 сентября 2001 года в США, событиям, которые еще раз показали, что терроризм не имеет национальности, что он носит международный характер и от него не застраховано ни одно государство.

ЛИКВИДАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ

Кроме того, еще одну серьезную потенциальную опасность для города представляют аварии на объектах, использующих в своих производственных процессах опасные химические вещества. Ведь аварии на таких объектах могли привести к химическому заражению больших районов города.

Например, 26 апреля 2004 года на одном из опасных объектов города произошла авария с выбросом аммиака в атмосферу. Впоследствии, анализируя причины аварии, можно сделать вывод, что она произошла из-за грубейших нарушений правил техногенной безопасности. В интересах получения максимально возможной прибыли руководство предприятия пренебрегало выполнением регламентных работ и ремонтов систем и коммуникаций на объекте. Произошел взрыв, и производственные мощности были уничтожены. Только мудрые действия городских служб реагирования и благоприятные метеорологические условия не позволили облаку заражения распространиться на соседние предприятия и жилые кварталы.

Напротив, наибольшие усилия потребовались для ликвидации последствий взрывов жилых домов на улице Гурьянова (9 сентября 1999 г.) и Каширском шоссе (13 сентября 1999 г.) и тушении пожара на Останкинской телебашне ( 27 августа 2000 г. ).

На этих примерах хотелось бы пояснить организацию системы мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

С момента прибытия на место происшествия первых поисково-спасательных подразделений и пожарных расчетов Главный оперативный штаб по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в городе Москве перебросил свой личный состав и организовал взаимодействие с органами местного самоуправления, Комиссия города Москвы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, городские службы по чрезвычайным ситуациям, МЧС России и другие федеральные органы. Таким образом, организована и доказала свою эффективность двухуровневая система управления.

К аварийно-спасательным работам непосредственно привлечены пожарные и поисково-спасательные подразделения Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы, личный состав и средства МЧС России, городских аварийно-спасательных служб. Это создало группу, включающую

Страница 42

Делиться

Цитировать

Предлагаемый цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий». Национальный исследовательский совет. 2006. Противодействие городскому терроризму в России и США: Материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/11698.

×

Сохранить

Отменить

всего более 1000 человек и 200 единиц техники. Работы были организованы посменно.

При тушении пожара на Останкинской телебашне мы столкнулись с необходимостью применения новой тактики проведения аварийно-спасательных работ. Когда возгорание произошло на пятом этаже телевизионной секции (400 метров над землей) телебашни (общая высота которой составляет 540 метров), по предварительной информации, возгорание произошло в результате короткого замыкания в вертикальной кабельные линии в помещении с приемо-передающими фидерными устройствами. По результатам анализа, проведенного следователями, была выработана тактика и подобраны оптимальные силы и средства для проведения поисково-спасательных работ и тушения пожара в очаге данной чрезвычайной ситуации. Были поставлены следующие цели:

  • кабель для резки

  • покрытие внутренней части кабельных шахт листами влажного асбеста для предотвращения распространения огня

  • организация поиска лифта с оборванными кабелями внутри башни

  • обеспечение безопасности личного состава и выведение части его в зону на безопасное расстояние

  • с привлечением специалистов Московского городского треста геолого-геодезических и картографических работ для постоянного наблюдения за любыми отклонениями башни от вертикальной оси

СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Опыт ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций показал, что вопросам организации и комплексного проведения аварийно-спасательных работ необходимо уделять самое серьезное внимание.

При проведении этих работ задействованный персонал был обеспечен непрерывным круглосуточным питанием в двух передвижных пунктах раздачи еды и одной столовой. За время чрезвычайного положения было раздано около 30 000 горячих блюд и холодных сэндвичей.

Также налажена система заправки всего задействованного оборудования и транспортных средств. Израсходовано более 7,5 метрических тонн горюче-смазочных материалов. Аварийно-спасательная группа также была обеспечена необходимыми расходными материалами и инструментами.

Персонал, задействованный в ЧС, смог согреться в специальных надувных модулях и автобусах.

Тяжелая техника, в том числе краны, погрузчики и самосвалы для вывоза строительного мусора, была задействована с первых часов чрезвычайной ситуации. Это оборудование поступило с объектов, расположенных в окрестностях города Москвы. Накопленный опыт работ по ликвидации последствий сноса зданий показал, что

Страница 43

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий». Национальный исследовательский совет. 2006. Противодействие городскому терроризму в России и США: Материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/11698.

×

Сохранить

Отменить

о том, что в подобных крупных аварийных ситуациях наиболее целесообразно и эффективно использовать тяжелые краны грузоподъемностью 50 т и поворотной стрелой длиной 20–40 м. Краны грузоподъемностью до 300 метрических тонн впоследствии использовались для обрушения конструкций, находящихся под угрозой обрушения.

Медицинское обеспечение организовано в соответствии с планом работы Московского городского центра экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Пострадавших отправили в 13 различных лечебных учреждений города.

По периметру зоны чрезвычайной ситуации выставлены бригады скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи на месте и доставки пострадавших в городские больницы. Всего было задействовано 80 бригад скорой помощи и 3 бригады по вывозу умерших (тела были доставлены в официальные морги по распоряжению представителя городской судмедэкспертизы).

Для работы в больницах и поликлиниках организована группа психологов, открыта горячая линия для родственников пострадавших.

В связи с тем, что работы шли 24 часа в сутки, нам пришлось решать вопросы, как освещать рабочую зону в темное время суток. В первые часы (которые пришлись на ночь) район, в котором проводились спасательные работы, освещался индивидуальными осветительными приборами, принадлежащими поисково-спасательным подразделениям Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы. Освещение впоследствии было организовано специальным подразделением Московского городского правительства, которое установило мощное светотехническое оборудование. Организованные и предпринятые усилия позволили обеспечить достаточное освещение участков, где велись работы.

Опыт показывает, что успех проведения спасательных работ во многом зависит от того, как организованы работы в первые часы. Первостепенной организационной задачей в этом отношении является определение наиболее важных направлений, на которых следует сосредоточить работу, количества людей и единиц техники, необходимых на данном этапе, и их размещение на площадке. Также важно зарегистрировать персонал и оборудование по прибытии и установить график смен людей и оборудования в ходе операции.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА

Необходимо отметить, что обеспечение безопасности от чрезвычайных ситуаций и террористических актов является сложной и многогранной проблемой, и ее успешное решение может быть достигнуто только при активном участии всех городских структур, федеральных министерств и агентства.

Таким образом, с 1996 года в городе действует эффективная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее работой руководит мэр Москвы через Комиссию городского правительства по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, которая координирует деятельность всех служб. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям является оперативным подразделением комиссии.

Страница 44

Делиться

Цитировать

Предлагаемый цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий». Национальный исследовательский совет. 2006. Противодействие городскому терроризму в России и США: Материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/11698.

×

Сохранить

Отменить

С момента создания системы мы проделали определенный объем работы, направленной на обеспечение безопасности жителей и территории столицы. Эта работа включает в себя создание нормативно-правовой базы, опирающейся на международный и федеральный опыт. Ратифицированы Закон «О защите населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Концепция безопасности города Москвы. Эти документы определили систему взглядов руководства города на обеспечение безопасности его жителей. В процессе их разработки было разработано несколько программ, в том числе «Радиационная безопасность Москвы», «Химическая безопасность Москвы», «Пожарная безопасность Москвы», «Программа развития Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Программа строительства аварийно-спасательных служб». и лечебные комплексы на воде. В настоящее время более 100 нормативных правовых актов регулируют деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, городских организаций и учреждений по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Эти документы заложили основу для решения проблем, связанных со снижением риска возникновения разного рода чрезвычайных ситуаций.

При строительстве и реконструкции сооружений основное внимание уделяется внедрению современных технических средств обеспечения безопасности. На объектах, использующих опасные химические вещества, ведутся работы по оснащению их автоматизированными системами управления аварийными выбросами, способными обнаруживать возникновение аварийной ситуации на ее ранних стадиях и обеспечивать решение ситуации без участия человека.

На уровне города создана и в настоящее время функционирует и совершенствуется светотехническая автоматизированная система дистанционного контроля состояния воздушного бассейна города на основе светодальномеров. Данная система позволяет автоматически обнаруживать возникновение кризисной ситуации (пожар, взрыв с выбросом отравляющих веществ, загрязнение атмосферы автотранспортом и промышленными предприятиями и т. д.), отслеживать ее развитие в режиме реального времени и прогнозировать ее последствия. на соседних территориях.

Органы государственной власти города уделяют особое внимание обеспечению безопасности жителей в местах массового скопления людей и в подземных пространствах города, особенно в метро и тоннелях.

В связи с тем, что через Москву, как и в другие города мира, перевозится большое количество специальных грузов (бензин, реагенты для холодильных установок и пр.), мы ввели более строгий контроль за их перевозкой автомобильным и железнодорожным транспортом в черте города пределы. Кроме того, мы приступили к созданию пунктов комплексного техосмотра на въездах в город, перед которыми стоят следующие задачи:

  • проверка транспортных средств на предмет загрязнения опасными веществами

  • дезактивация транспортных средств, загрязненных опасными веществами

  • мониторинг окружающей среды

Страница 45

Делиться

Цитировать

Предлагаемый цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий». Национальный исследовательский совет. 2006. Противодействие городскому терроризму в России и США: Материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/11698.

×

Сохранить

Отменить

Однако практика показывает, что даже при наличии самых совершенных систем мониторинга невозможно полностью исключить возможность возникновения аварий и гарантировать безопасную эксплуатацию того или иного объекта. Поэтому для снижения степени риска, кроме мероприятий, направленных на предупреждение несчастных случаев, необходимо рассмотреть комплекс мероприятий по снижению риска их возникновения. Следует принимать во внимание технические и организационные меры.

Например, после трагического взрыва в подземном переходе станции метро «Пушкинская» мы обнаружили, что 80 процентов пострадавших пострадали от разлетающихся осколков зданий или осколков стекла. С учетом этого в рамках международного сотрудничества Правительство Москвы закупает уникальное защитное покрытие для стекол, препятствующее их разрушению. Это покрытие устанавливается в местах скопления большого количества людей. Важное место в работе системы занимают создание, обучение и развитие аварийного персонала. При поддержке МЧС России в городе создана современная спасательная служба, которую он содержит за счет собственных средств. Около 14 000 пожарных, спасателей и других специалистов Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям работают над обеспечением безопасности москвичей в их повседневных делах. Ежедневно на круглосуточное дежурство дежурят около 1700 человек, из них более 1500 пожарных, спасателей и специалистов поддержки.

Современный мировой опыт решения проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в крупных городах свидетельствует о том, что достижение оптимального результата невозможно без использования авиационных технологий. Поэтому в городе создана собственная авиационная структура, которая в период больших пробок на основных дорогах позволит своевременно доставить спасателей в зону ЧС и эвакуировать пострадавших в городские медицинские учреждения.

В заключение хотелось бы сказать, что при ликвидации последствий аварийных ситуаций мы получили горький, но, тем не менее, практический опыт работы в экстремальных условиях. Правительство Москвы уделяет большое внимание вопросам предотвращения чрезвычайных ситуаций и создания системы безопасности. Мы готовы поделиться этим опытом и оказать в этом необходимое содействие.

Страница 40

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий». Национальный исследовательский совет. 2006. Противодействие городскому терроризму в России и США: Материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/11698.

×

Сохранить

Отменить

Страница 41

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий». Национальный исследовательский совет. 2006. Противодействие городскому терроризму в России и США: Материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/11698.

×

Сохранить

Отменить

Страница 42

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий». Национальный исследовательский совет. 2006. Противодействие городскому терроризму в России и США: Материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/11698.

×

Сохранить

Отменить

Страница 43

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий». Национальный исследовательский совет. 2006. Противодействие городскому терроризму в России и США: Материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/11698.

×

Сохранить

Отменить

Страница 44

Делиться

Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «Террористические акты в Москве: опыт и уроки ликвидации их последствий».


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *