Три завода построенных вблизи мест добычи нефти: Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) — Что такое Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ)?

«Ржавый пояс» Америки возрождается благодаря дешевому газу

Donna McWilliam / AP

«Сланцевая революция» позитивно сказалась на конкурентоспособности Америки. Обилие дешевого газа повысило привлекательность США в глазах производителей удобрений и химических компаний: газ используется ими и в качестве топлива, и в качестве сырья. Энергоемкие производства (например, стали, стекла и алюминия) смогли значительно сократить издержки. Машиностроительные и металлургические комбинаты радуются новым заказам на трубы для газопроводов и турбины для газовых ТЭС. Еще недавно загнивавшие города «ржавого пояса» Америки переживают ренессанс: повсюду строятся новые заводы, а старые работают по 20 часов в сутки. Южные штаты не думают отставать.

Сланцевый газ — двигатель прогресса

«Благодаря дешевой энергии США превращаются в индустриальную страну с низкими производственными издержками. Это позволит им обогнать другие развитые страны по темпам экономического роста», — считает экономист Филипп Верлегер.

Сланцевая революция охватила не только газовую отрасль, но и нефтяную. По сравнению с 2008 г. добыча нефти в Америке выросла на 20%. Правительство рассчитывает в течение ближайших пяти лет повысить этот показатель еще на 12,6%.

По оценке экономистов из Citigroup, увеличение добычи нефти и газа в США и соответственный рост производственной активности приведут к тому, что к 2020 г. в стране будет создано до 3,6 млн новых рабочих мест, а ВВП ежегодно будет дополнительно увеличиваться на 2-3,3%.

По мнению пессимистов, затраты на топливо в большинстве отраслей составляют лишь незначительную долю производственных издержек, а потому удешевление газа не даст ощутимого эффекта. В этом году экономисты HSBC рассчитали, что газовый бум за 10 лет прибавит лишь 1% ВВП, а этого недостаточно для борьбы с безработицей.

Для американской экономики гораздо важнее, чтобы росло производство газа, а не нефти. «Черное золото» поступает на мировой рынок, и увеличение добычи не скажется на внутренних ценах в США. Поставлять же природный газ за океан, напротив, довольно сложно: его лучше использовать на том же континенте, где он добывается. Ввиду затоваривания цены на газ в США еще долгие годы будут держаться на уровне, о котором другим развитым странам остается только мечтать, считают экономисты.

В середине 2008 г. котировки природного газа в США превышали $12 за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ). Сейчас миллион БТЕ стоит всего $3,54, причем в начале года цена опускалась ниже $2. Американское правительство уверено, что средние цены на газ с учетом инфляции в ближайшее десятилетие не поднимутся выше $5. Немецкие и французские компании вынуждены платить за газ почти втрое больше своих американских конкурентов. Японцам приходится еще хуже.

Во сколько раз цены на газ в других странах превышают цены в США

Низкие цены на внутреннем рынке заставили некоторые газовые компании задуматься об экспорте топлива за рубеж. Но такие проекты будут стоить многие миллиарды долларов, а их реализация затянется на несколько лет. Кроме того, многие американские политики выступают против экспорта газа, не желая допустить его подорожания в США.

Управление энергетической информацией США в этом году указало, что если Америка начнет экспортировать газ, то затраты американских корпораций на энергоносители к 2025 г. вырастут на 7-19%. Авторы двух других исследований пришли к выводу, что экспорт не сможет столь сильно повлиять на цены.

Возрождение «ржавого пояса»

Дешевый газ сулит возрождение «ржавому поясу» Америки – индустриальному району на Среднем Западе и Восточном побережье, который до 1970-х гг. был центром сталелитейной промышленности США и не только ее. Само слово «ржавый» отражает тот упадок, в который пришел регион в постиндустриальную эпоху. Начиная с 1970-х гг. здесь потеряли работу сотни тысяч американцев.

Большинство сталелитейных заводов, построенных вдоль реки Огайо, давно закрыты. Бивер-Каунти – «Бобровый округ» в штате Пенсильвания – уже успел забыть, что когда-то здесь кипела жизнь. Несмотря на запустение, жители округа не хотят покидать родные места. Недавно у них появилась надежда: Royal Dutch Shell решила построить рядом с рекой химический завод, вложив в него несколько миллиардов долларов. Компания собирается нанять на постоянную работу 400 человек.

«Никогда не думал, что наш регион получит второй шанс и станет одним из лидеров американской промышленности. Но мы снова вступаем в игру», — рассказывает местным жителям, пришедшим разузнать про завод, член региональной ассоциации предпринимателей Allegheny Conference on Community Development Билл Флэнеган.

Shell строит завод, который будет производить этилен (из него делают пластмассу) из этана, который будет поставляться со сланцевого месторождения Marcellus Shale, расположенного в Пенсильвании и сопредельных штатах. Если проект будет реализован, завод станет первым предприятием подобного рода, построенным в США за последнее десятилетие. Пенсильвания выиграла тендер, в котором помимо нее участвовали еще два штата. Конкуренты утверждают, что помогли ей в этом щедрые налоговые льготы.

На протяжении 1990-2000-х гг. безработица в «Бобровом округе» была выше, чем в среднем по стране, но с 2009 г. ситуация в корне изменилась благодаря сланцевому буму, и сейчас все обстоит с точностью до наоборот.

В городе Зелиенополь расположен завод семейной компании Penna Flame Industries, которая производит автомобильные муфты и шины. Газовые закалочные печи размером с грузовик горят по 20 часов в сутки, отбрасывая оранжевые сполохи. Компания ежемесячно сжигает около миллиона кубических футов пропана. В 2008 г. она платила за газ $10 000 в месяц. В последнее время счет заметно уменьшился – до $3000-4000 в месяц, а прибыль ее выросла. Penna Flame Industries больше не перекладывает «топливный сбор» на покупателей, а значит, продает товар дешевле. Спрос растет, руководство, радуясь дешевому газу и кредитам, строит планы на будущее: компания уже закупила автоматы и пригласила специалистов по робототехнике.

Компания Allegheny Technologies занимается обработкой металлов в Бивер-Каунти и ежегодно тратит на топливо $200 млн. Гендиректор Ричард Харшман отмечает, что в Америке самые низкие цены на газ для промышленных предприятий – за исключением разве что России.

Удобрения и химия

Пожалуй, в наибольшем выигрыше от снижения цен на газ оказались производители удобрений и химические компании, для которых «голубое топливо» является одновременно сырьем. На долю природного газа приходится около 70% всех издержек при производстве удобрений и около 25% – при производстве пластмасс (у металлургических комбинатов – 10-20%).

В 1998-2004 гг. производители аммиака, главного компонента азотных удобрений, закрыли более двадцати заводов в штате Огайо – добрую половину имеющихся в США мощностей. Некоторые предприятия были разобраны и проданы за границу – туда, где газ стоил дешевле. В последнее время наблюдается обратная тенденция. В сентябре египетский конгломерат Orascom Construction Industries объявил о намерении построить в Огайо завод по производству удобрений стоимостью в $1,4 млрд. По свидетельству Orascom, это будет первый крупный завод такого рода, построенный в США за последние 20 лет.

Компания CF Industries, производящая удобрения в штате Иллинойс, планирует до конца 2016 г. потратить на расширение бизнеса до $2 млрд. «Мы развернулись на 180%», — говорит гендиректор компании Стивен Уилсон. Как и многие другие руководители, Уилсон не думает, что цены на газ навсегда останутся на текущих минимумах, однако небольшое их повышение все равно не скажется на конкурентоспособности американских компаний.

Химическая промышленность в 1990-х и в начале 2000-х гг. также переживала не лучшие времена: заводы вывозились за рубеж. Однако сейчас и здесь происходит разворот на 180%: Dow Chemical и Chevron Phillips Chemical объявили, что будут строить химические комбинаты в Техасе, Луизиане и других штатах. «Мы убеждены, что это не временное явление… Оно даст Соединенным Штатам конкурентные преимущества», — считает Питер Селла, гендиректор Chevron Phillips.

Подобные проекты возымеют долгосрочный экономический эффект, который переживет газовый бум. Объемы буровых работ колеблются вместе с ценами на газ. Буровые установки редко надолго задерживаются на одном месте. Газовые компании приходят и уходят, но химические заводы остаются.

Перевела Анна Разинцева

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на сайте

Советские НПЗ во время войны — Русский Топ

Как я уже говорил, известные проблемы с жидким топливом именно в воюющем СССР были связаны не с нехваткой нефти — а с тем, что некоторые недоучки с партбилетами, окопавшиеся в правительстве СССР, построили НПЗ в Западной Украине и Краснодарском крае — то есть возле границы, и эти НПЗ в начале войны были мгновенно утрачены.

Вдобавок СССР имел гигантские логистические проблемы с перевозкой сырой нефти и продуктов ее переработки.

Это, драть, было по-настоящему «гениально» — строить НПЗ не возле мест добычи, а на границе страны, чтобы возить сырую нефть через всю страну, а потом гнать через всю страну обратно продукты переработки. Отлично загружает железную дорогу бессмысленным катанием цистерн взад-вперед, а заодно и позволяет потерять почти всю нефтеперегонку при нападении врага — и даже не потому, что враг захватит НПЗ возле границы (воевать-то собирались «на чужой территории»), а потому, что он просто разбомбит их нахрен — как наши разбомбили румынские НПЗ в Плоешти в первые же дни войны, и если бы не захват советских топливохранилищ вермахтом — «блицкриг» захлебнулся бы в первые же недели войны.

Размещение НПЗ и топливохранилищ возле границы — это такой уровень дебилизма, с которым могут посоперничать только послевоенные закидоны КПСС вроде авиазавода в Тбилиси и электронной промышленности в Прибалтике и Белоруссии. Война коммунистов не научила ничему, а вредителей научила, что надо вредить русским еще больше — иначе их не победить.

Однако вернемся к НПЗ.

Героическими усилиями в 1941 г. Туапсинский НПЗ эвакуиро­вали в Красноводск, а часть установок с Батумского НПЗ — в Орск. Однако лишь 11 октября 1942 г. ГКО принял поста­новление «О строительстве нефтеперерабатывающих заводов в Красноводске и Орске». В нем признавалось, что «по­становление ГОКО о восстановле­нии Туапсинского нефтеперерабатыва­ющего завода в Красноводске сорвано, а состояние переброски оборудования батумских нефтеперерабатывающих ус­тановок не обеспечивает их пуск в экс­плуатацию на Орском заводе в установ­ленный срок». Новый срок пуска основных устано­вок по переработке нефти в Красноводске и Орске намечался на февраль — апрель 1943 г.

Посмотрите внимательно на эти даты. Именно с ними связана пресловутая «нехватка бензина на фронте» в конце 1941 года и в 1942 году.

Однако в советской нефтепереработке существовали и более фундаментальные проблемы, чем тупость и головотяпство руководителей.

Еще в 1920-х годах выявилось серьез­ное отставание Советского Союза, не обла­давшего необходимой машиностроитель­ной и металлургической базами для строи­тельства заводов по крекингу нефти. Единствен­ным выходом в то время было приобрете­ние таких заводов за рубежом, прежде все­го — в США, располагавших самыми передовыми технологиями нефтепереработки, что и было сделано. В начале 1930-х годов в Подольске был построен за­вод, который на американском оборудова­нии выпускал уже отечественные крекинг-установки, они назывались «советский Винклер-Hex».

Во второй половине 1930-х го­дов появилась новая проблема: советские заводы не производили оборудования для переработки высокосернистой башкирской нефти, которую качали с вновь открытых месторождений. Нефть качали — а перерабатывать ее было фактически негде. И вновь было закуплено американ­ское оборудование.

Мало кто осознаёт, читая сказки советского агитпропа про «нехватку бензина на фронте», что в 1940 году Советский Союз добывал более 31 млн. тонн нефти в год (прогноз на 1941 год — 33 млн. тонн), или свыше 10 процентов ее мировой добычи. У СССР нефти было — хоть залейся. Ее было настолько дохрена, что в довоенные годы Советский Союз активно экспортировал нефть и нефтепродукты в страны Европы, причем эта статья экспорта была одной из самых успешных в бюджете страны. Некоторые страны Европы, например, Италия и Германия, сильно зависели от советской нефти. Доля импортируемой из Советского Союза нефти в общем балансе итальянского государства с 1925 по 1935 г. составляла около 50%!

И во время войны основные нефтеносные районы немецким войскам занять не получилось, более того — еще до начала войны были открыты огромные нефтеносные провинции в тыловых районах страны, та же башкирская нефть. Нехватки нефти СССР во время войны не испытывал, напротив — ее некуда было девать, потому что не хватало НПЗ для переработки. Именно с этим, да еще с проблемами логистики (нехваткой цистерн и паровозов для перевозки, нарушением в 1942 году железнодорожной связи Северного Кавказа с Центром и Поволжьем) вызвано сокращение нефтедобычи во время войны.

Кроме того, уже в самом начале войны СССР оккупировал практически половину Ирана — одного из крупнейших тогдашних производителей нефти. Выгнал шаха Пехлеви — и качал нефть невозбранно, не выплачивая персам ни копейки роялти. Советские учебники про это ничего не говорили, по понятным причинам, но это было.

Вы спросите — а зачем же СССР качал иранскую нефть, если своей было завались? Так затем, что иранская нефть лучше подходила для переработки на советских заводах.

Просчеты руководства СССР привёли к тому, что техническое состояние советских нефтеперерабатывающих заводов было крайне запущенным и неудовлетворительным. К началу войны 85% нефти перерабатывалось методом примитивнейшей прямой перегонки на кубовых и устаревших трубчатых атмосферно-вакуумных установках.

И совсем плохо было в СССР с современным высокооктановым авиационным бензином. В основном в СССР производился для военной авиации бензин с октано­вым числом 74 и совсем немного — 78, в США — с октановым числом 100. В декабре 1941 г. специалисты АН СССР в докладной записке руко­водству Госплана, предназначенной для служебного пользования, открыто признавали: «Существующая в СССР неф­тепереработка сильно отстает от тако­вой в США по своей глубине и интенсивности. Выходы высокооктано­вого топлива низки (составляют едини­цы процента), так как основная масса его производится путем прямой гонки нефти…».

Дело в том, что незадолго до начала Второй ми­ровой войны в США были раз­работаны технологические процессы, позволявшие существенно увеличить октановое число авиационного бензи­на, что резко повышало тактико-техни­ческие характеристики боевых самоле­тов. По сравнению с 73-м октановым бензином, который применялся в авиации США в середине 1930-х годов, 100-й октановый бензин позволял на 20% уменьшить пробег самолетов до отрыва от земли, почти на 30% повысить бомбовую на­грузку, на 40% ускорить подъем само­летов на милю высоты.

Руково­дитель администрации США по делам нефти г-н. Икес признал, что «с началом вой­ны и до конца 1944 г. капиталовложения в производство стооктанового бензина составили 760 млн долл. Из этой суммы частные компании вложили 550 млн долл. и государство — 210 млн долл».

К счастью для нас, у немцев с их синтетическими бензинами тоже была проблема с получением высокого октанового числа — собственно, именно поэтому у них были так популярны на самолетах приборы подачи смеси MW50 и закиси азота. Американцы же традиционно решили проблему «в лоб» — просто сделали 100-октановый бензин.

14 февраля 1943 г. ГКО принял по­становление «О строительстве импорт­ных нефтеперерабатывающих заво­дов». Заводы должны были быть построены в Красноводске и Орске, где уже велись работы, ориентированные на использование эвакуированного оборудования, а также в Куйбышеве и Гурьеве. Им были присвоены номера: завод №228 в Орске, №431 в Красно­водске, №441 в Гурьеве и №443 в Куй­бышеве. Основным поставщиком стала американская фирма «Баджер» (Е.В. Badger and Sons Co). Поставки оборудования от фирмы «Баджер» шли через Советскую закупочную комиссию в США.

Через фирму «Баджер» оборудова­ние в СССР поставляли и другие амери­канские компании: Gibbs-HLU, Ingersall-Rnd, Buffalo Lasoline Motor, General Electric и др. Основой нефтеперерабатывающих заводов в Гурьеве и Орске должны бы­ли стать установки каталитического крекинга «Гудри», а заводов в Куйбы­шеве и Красноводске — солярового крекинга «Винклер-Кох» и атмосферно-вакуумные трубчатки. Наиболее современными из них бы­ли установки «Гудри».

Разумеется, это отнюдь не были самые современные для США технологии — первая заводская установка системы «Гудри» была построена в США в 1936 г., а в 1941 г. было уже 14 таких ус­тановок.

При этом к моменту переговоров о поставке оборудования в СССР периодический процесс «Гудри» был усовершенствован в непрерыв­ный, получивший название «термофорная система». Начиная с 1942 г. и до июня 1944 г. в США было построено 10 каталитических установок термофорной системы, и находилось в процессе строительства еще шесть. Более того — в январе 1943 г. впервые была введена в эксплу­атацию установка каталитического кре­кинга системы «Флюид» (с подвижным катализатором). До июня 1943 г. в США было введено в эксплуатацию 26 уста­новок этого типа. То есть поставляемые в СССР установки были заведомо устаревшими — по сути, США избавлялись от уже ненужного им морально устаревшего оборудования.

Так что на момент начала строитель­ства советских заводов даже установки «Гудри» были технологией семи­летней, а на момент окончания строительства — деся­тилетней давности. Однако и такое оборудование для СССР было невиданным хайтеком.

Соляровый крекинг «Винклер-Кох» — это вообще технология времен WW1. Формально СССР до войны уже сам научился строить такие установки — но качество советского оборудования и, соответственно, результаты крекинга — сильно уступали усовершенствованным американским «Винклер-Кох» начала 40-х годов.

До 20 октября 1943 г. во Владивосток поступило 28 044 тонны оборудования для завода №441 в Гурьеве, 19 476 тонн для завода №228 в Орске, а также меньшее по весу оборудование для за­водов в Куйбышеве и Красноводске. Всего же в 1943 г. из США на Даль­ний Восток поступило 95 тыс. тонн оборудования для заводов Наркомата неф­тяной промышленности, которое было отгружено по назначению в 4858 же­лезнодорожных вагонах; в 1944 г. с Дальнего Востока было отправлено еще 2515 вагонов с американским оборудо­ванием для нефтезаводов.

Первоначально планировалось пус­тить в эксплуатацию завод №443 в Куй­бышеве к 1 декабря 1944 г. К январю 1945 г. следовало по­строить и ввести в действие завод №228 в Орске. Уложиться в эти сроки не удалось, не помогли даже репрессии. На заводе не хватало ра­бочих, и Куйбышевский обком просил вышестоящие органы выделить допол­нительно до 1,6 тыс. заключенных к тем, что уже работали на заводе.

Разумеется, традиционный уровень советского руководства и организации производства сказывался во всём. Например, на Саратовском заводе имени Киро­ва в начале января 1942 г. неоднократ­но останавливалось дорогое американ­ское оборудование для крекинга. Оказалось, что американские инструк­ции по эксплуатации насоса высокого давления не только грубо нарушались, но и вообще не были переведены. В ре­зультате некоторые детали были быст­ро изношены, а для ремонта требова­лось много времени. Не соблюдались требования по эксплуатации и другого оборудования.

И это не было единичными примерами.

В ноябре 1943 — феврале 1944 гг. состоялось несколько встреч советских нефтяников с американскими специали­стами фирмы «Баджер», на них были заданы сотни вопросов об американ­ском оборудовании для нефтеперера­батывающих заводов, строительство которых должно было начаться в СССР. Почти на все вопросы были по­лучены исчерпывающие ответы. В начале 1944 г. в Гурьеве постоянно работали четыре американских спе­циалиста (Формель, Фуллер, Фостер и Кросби), в Куйбышеве — 7 человек, как отмечалось в отчете фирмы «Баджер», «это больше, чем требует­ся». Советские специалисты направля­лись в США для обучения.

Но руководство из недоучек с партбилетами, привыкшее заменять отсутствующие знания выкрикиванием лозунгов с трибуны и вылизыванием начальствующих задов — никуда не делось, и потому результаты были такие, какие были. Часть матери­алов якобы не была вовремя получена из США, некоторые другие — советской стороной «ошибочно направлены не на те заводы, для которых они предна­значались» (на самом деле — тупо украдены).

Пришлось принимать совершенно экстраординарные меры, подключив к строительству НПЗ непосредственно репрессивные органы. В 1944 г. на строительстве завода № 441 (где монтаж велся полностью силами НКВД) был впер­вые осуществлен монтаж импортного сферического оборудования (что было для СССР новинкой). Вскоре наркомом отрасли было принято решение издать брошюру «Опыт монтажа сферических резервуаров», освещаю­щую опыт монтажа импортных нефте­перегонных заводов — оказалось, что офицеры НКВД при помощи заключенных разобрались с технологией гораздо лучше, чем это смогли сделать советские академики.

Поставки из США продолжались и ле­том 1945 г. 18 июня 1945 г. фирма «Баджер» сообщает зам. наркома нефтя­ной промышленности Чекрыжеву, что воздушные фильтры для турбокомпрес­соров «Гудри», а также масло для фильтров были отправлены двумя па­роходами и «Отдел Снабжения Амери­канской Военной Миссии сообщил им, что грузы с парохода «Жорж Вимс» уже приняты, а пароход «Ф.Т. Фре-лингхьюсен» прибыл в Мурманск».

Первый бензин из установки катали­тического крекинга «Гудри» был получен в Куйбышеве на заводе №443 8 сентября 1945 г. Позже было завер­шено строительство заводов в Орске, Гурьеве и Красноводске.

В октябре 1945 г. завод №228 всё ещё получал американское оборудова­ние, в том числе от фирм «Джонсон» и «Хенди».

Однако затем отношения между СССР с США ста­ли быстро ухудшаться — поэтому попытки СССР закупить комплекты оборудования для второй очереди крекинговых НПЗ оказались безуспешными. В апреле 1947 г. поставки американских НПЗ в СССР были полностью запрещены решением Конгресса США.

Подводя итоги, можно сказать, что поставки высокооктанового авиабензина и компонентов для его производства во время WW2 имели для СССР большое значение; всеми другими нефтепродуктами (за исключе­нием некоторых видов смазок) Совет­ский Союз обеспечивал себя сам почти пол­ностью. Это цитата из статьи авторитетного специалиста А.Д.Иголкина в журнале «Бурение и нефть»:

burneft.ru/docs/archived_docs/articles_tek/40

Это, собственно, всё, что вам нужно знать про мифическую «нехватку бензина» в СССР, которой некоторые горе-историки пытаются оправдать всякие технические глупости, делавшиеся в СССР перед войной, да и после нее — включая пресловутые «автомобили на дровах» и дизелизацию бронетехники вместо дизелизации грузового автотранспорта.

Следите за руками: дизельный грузовик Заурер 5BLD (вот такой, на фото выше) имел расход дизельного топлива 32 л/100км или, в просчете на бензиновый эквивалент, 36 л/100км, а перевозил он по хорошей дороге 6 тонн и мог ещё буксировать прицеп до 4-5 тонн. Ну, примем груз 10 тонн — получается 3.6 литра на тонну на 100 км.

Популярный советский грузовик ГАЗ-АА имел расход топлива 19 л/100км и перевозил 1,5 тонны по хорошей дороге — то есть удельный расход почти 13 литров на тонну на 100 км.

ЗИС-5 имел расход топлива 33 л/100км и перевозил 3 тонны по хорошей дороге — то есть удельный расход почти 11 литров на тонну на 100 км.

Вы понимаете, что делали в СССР? Массово производились чудовищно неэффективные бензиновые грузовики, да еще и фермерские полуторатонки, которые в условиях централизации СССР были почти бесполезны. Они бесполезным образом сжирали огромное количество топлива.

Даже если Заурер 5BLD имел бы стоимость как три грузовика ЗИС-5, то он всё равно был бы эффективнее — он тупо возит в три с лишним раза больше груза, причем втрое меньшим числом водителей и потребляет при этом почти втрое меньше топлива на тонну груза (то есть еще и НПЗ и нефтедобычи надо будет втрое меньше).

Давайте посмотрим производство жидкого топлива в СССР на 1940 год:

Бензин 4. 435.000 тонн
Дизтопливо (солярка) 629.000 тонн
Керосин тракторный (лигроин) 4.611.000 тонн

Тогдашние советские дизеля работали совсем не на дизтопливе, а на тракторном керосине. Нормального дизтоплива в СССР производили мало.

Тракторный керосин как топливо интересен тем, что его можно использовать как в дизельном моторе, так и в обычном карбюраторном ДВС невысокой степени сжатия — что в США активно делали вплоть до 70-х годов. Такой ДВС, конечно, менее экономичен, чем дизель — но зато он технически проще не только дизеля, но и нормального бензинового мотора, из-за меньшей степени сжатия и меньшей нагруженности конструкции.

Так вот — при взгляде на предвоенную структуру производства топлива сразу видно, что СССР надо не дизелизацией танков было заниматься, а дизелизацией грузового транспорта, причем строить в дизельном виде прежде всего грузовики большой грузоподъемности, вроде 6-тонного Заурера с прицепом. Тяжелые грузовики на дизельном топливе эффективно решают логистические проблемы меньшим числом машин, шоферов и в разы меньшим потреблением топлива.

Бензин же следовало оставить для военной техники, легковых автомобилей и самых легких грузовичков.

Строя бензиновые грузовики ГАЗ-АА (аналог нынешней Газели) — СССР просто переводил на дерьмо материалы, оборудование, топливо и человеческий потенциал. А потом, не в силах осознать суть проблемы — носился с закупками еще большего количества НПЗ, добывал еще больше нефти, плавил больше чугуна и готовил еще больше шоферов и автослесарей для поддержания на ходу всего этого автохлама.

Это позволяло лихо отчитываться на съездах о росте парка автомобилей и добычи всего — но сколько с этого было толку, все увидели с началом войны. И пока РККА не перевела логистику на 6-тонные Студебеккеры — она так и кувыркалась без снарядов и горючего для бронетехники. Вы сами можете в этом убедиться, посмотрев кинохронику конца войны — там в кадре даже ЗИС-5 практически не встречаются, не говоря уже о фактически бесполезных ГАЗ-АА.

Это сейчас, в ситуации частного предпринимательства, ГАЗели востребованы (как и Ford-AA в начале века американскими фермерами). Но массовую логистику обеспечивают не они, а вот такие вот машины:

Видите — физику не нахлобучишь лозунгами партсъездов. Как только за логистику взялись специалисты, умеющие считать — моментально в ход пошли тяжелые дизельные грузовики с прицепами.

6-тонный капотный грузовик «Заурер 5BLD» интересен тем, что он появился в апреле 1929 года, имел прекрасную конструкцию (и в том числе отличный 6-цилиндровый рядный вихрекамерный дизель с камерами сгорания в днище поршней, системой предпускового подогрева и электростартером). И именно о покупке лицензии на эту машину СССР вел переговоры с швейцарской фирмой «Заурер и сын». Качественные, экономичные и надежные грузовики и дизеля фирмы «Заурер» были известны по всей Европе.

Представители СССР желали получить 6-тонный грузовик «Заурер 5BLD» с мотором в 100 л.с., тяжелый 8-тонный трёхосный грузовик «6BLD» с мотором в 130 л.с. и наконец трёхосное шасси «12BLD» грузоподъемностью 12-14 тонн с двигателем в 160 л.с. В этом они ориентировались на американские военные требования к тяжелым грузовикам GMC. Кроме этого, представители СССР хотели иметь лицензию на компактные V-образные дизельные двигатели фирмы «Заурер» мощностью 200 и 300 л.с. Вы наверняка догадались — для чего понадобились эти двигатели.

Разумеется — всё было успешно прохлёбано военно-морским методом имени Совнаркома СССР. После чего советским историкам только и оставалось, что рассказывать про нехватку бензина в СССР для объяснения последующих глупостей.

ЗЫ. Отдельно интересный вопрос — что мешало, например, унифицировать двигатель и трансмиссию Т-26 и грузовиков ЯГАЗа? Ну кроме опасений, что советские люди начнут воровать из армии запчасти. Но нет — разработки и производство тракторных, танковых, авиационых и автомобильных двигателей и агрегатов велись крайне распылёно, врозь — и в результате было потрачено много лишних сил, а нужной отдачи не получили.

Откуда поступает наша нефть

Соединенные Штаты являются одним из крупнейших производителей сырой нефти

Соединенные Штаты стали крупнейшим производителем сырой нефти в мире в 2018 году и сохраняли лидирующие позиции до 2021 года. Нефтеперерабатывающие заводы США получают сырую нефть, произведенную в США и в других странах. Различные типы компаний поставляют сырую нефть на мировой рынок.

Место добычи сырой нефти в США

Сырая нефть добывается в 32 штатах США и в прибрежных водах США. В 2021 году около 71% всей добычи сырой нефти в США приходилось на пять штатов.

В 2021 году около 15,2% сырой нефти в США было добыто из скважин, расположенных на шельфе в водах Мексиканского залива, находящихся под федеральным управлением.

Нажмите, чтобы увеличить

Хотя общая добыча сырой нефти в США в целом снижалась в период с 1985 по 2008 год, годовая добыча увеличивалась почти каждый год с 2009 по 2019 год, достигнув самого высокого уровня за всю историю наблюдений в 2019 году. Более рентабельная технология бурения помогла увеличить добычу , особенно в Техасе, Северной Дакоте, Оклахоме, Нью-Мексико и Колорадо. Добыча сырой нефти в США снизилась в 2020 и 2021 годах в основном из-за последствий COVID-19. пандемия на экономику.

Многие страны производят сырую нефть

Около 100 стран производят сырую нефть. Однако в 2021 году на пять стран приходилось около 51% всей мировой добычи сырой нефти.

Нажмите, чтобы увеличить

Различные типы нефтяных компаний поставляют сырую нефть

Мировой рынок нефти сложен. Правительства и частные компании играют различные роли в перемещении сырой нефти от производителей к потребителям.

В Соединенных Штатах компании добывают сырую нефть на частных и государственных землях и в прибрежных водах. Большинство из этих компаний независимых производителей , и они обычно работают только в Соединенных Штатах. Другие компании, часто называемые крупными нефтяными компаниями , могут иметь сотни или тысячи сотрудников и работать во многих странах. Примерами крупных нефтяных компаний США являются Chevron и ExxonMobil.

Три типа компаний поставляют сырую нефть на мировой нефтяной рынок. Каждый тип компании имеет различные операционные стратегии и цели, связанные с производством.

Международные нефтяные компании

Международные нефтяные компании (МНК), в том числе ExxonMobil, BP и Royal Dutch Shell, полностью принадлежат инвесторам и в первую очередь заинтересованы в увеличении стоимости для своих акционеров. В результате МНК склонны принимать инвестиционные решения на основе экономических факторов. Международные нефтяные компании обычно быстро приступают к разработке и добыче имеющихся у них нефтяных ресурсов и продаже своей продукции на мировом рынке. Хотя эти производители должны соблюдать законы стран, в которых они добывают нефть, все их решения в конечном итоге принимаются в интересах компании и ее акционеров, а не в интересах правительства.

Национальные нефтяные компании

Национальные нефтяные компании (ННК) действуют как филиалы правительства или государственного агентства, и в их число входят такие компании, как Saudi Aramco (Саудовская Аравия), Pemex (Мексика), Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) и Petroleos de Venezuela S. A. (PdVSA). ННК финансово поддерживают государственные программы и иногда оказывают стратегическую поддержку. ННК часто поставляют топливо своим внутренним потребителям по более низкой цене, чем топливо, которое они поставляют на международный рынок. У них не всегда есть стимул, средства или намерение разрабатывать свои запасы такими же темпами, как международные нефтяные компании, принадлежащие инвесторам. Из-за разнообразных целей, которые они поддерживают правительствам, ННК преследуют цели, которые не обязательно ориентированы на рынок. Цели NOC часто включают трудоустройство граждан, продвижение внутренней или внешней политики правительства, получение долгосрочных доходов для оплаты государственных программ и поставку недорогой внутренней энергии. В эту категорию попадают все ННК, принадлежащие членам Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

ННК со стратегической и оперативной автономией

ННК этой категории функционируют как юридические лица, а не как филиалы правительств своих стран. В эту категорию входят компании Petrobras (Бразилия) и Statoil (Норвегия). Эти компании часто уравновешивают интересы, ориентированные на получение прибыли, и цели своих стран с развитием своих корпоративных стратегий. Хотя этими компаниями движут коммерческие интересы, они также могут принимать во внимание цели своих стран при принятии инвестиционных или других стратегических решений.

Члены ОПЕК и страны Персидского залива владеют значительной долей мировых запасов нефти

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) — это группа, в которую входят некоторые из самых богатых нефтью стран мира. В совокупности члены ОПЕК в начале 2020 года владели около 71% всех мировых доказанных запасов сырой нефти, а на членов ОПЕК в 2021 году приходилось около 37% всей мировой добычи сырой нефти. В каждой стране ОПЕК есть как минимум один ННК, но большинство из них также позволяют МНК работать в пределах своих границ. В 2021 г. семь стран Персидского залива производили около 30% мировых запасов сырой нефти, и на начало 2020 г. они располагали примерно 48% мировых доказанных запасов сырой нефти9.0005

знаете ли вы

?

Страны ОПЕК и Персидского залива не одно и то же.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была организована в 1960 году с целью ведения переговоров с нефтяными компаниями по вопросам производства нефти, цен и будущих концессионных прав. Из 13 стран-членов ОПЕК на конец 2021 года только 5 из них были странами Персидского залива. Члены ОПЕК, выделенные жирным шрифтом в таблице ниже, также находятся в Персидском заливе.

Члены ОПЕК Страны Персидского залива
Алжир Бахрейн
Ангола Иран
Конго Ирак
Экваториальная Гвинея Кувейт
Габон Катар
Иран Саудовская Аравия
Ирак Объединенные Арабские Эмираты
Кувейт
Ливия
Нигерия
Саудовская Аравия
Объединенные Арабские Эмираты
Венесуэла

Последнее обновление: 16 сентября 2022 г. , самые последние данные доступны на момент обновления.

Места хранения SPR | Министерство энергетики

Офис
Кибербезопасность, энергетическая безопасность и аварийное реагирование

Хранилища SPR

Аварийная сырая нефть хранится в Стратегическом нефтяном резерве (SPR) в подземных соляных кавернах на четырех крупных нефтехранилищах в регионе побережья Мексиканского залива в США, два объекта в Техасе (Брайан-Маунд и Большой Hill) и два участка в Луизиане (West Hackberry и Bayou Choctaw). Созданные глубоко в массивных соляных отложениях, лежащих под большей частью береговой линии Техаса и Луизианы, пещеры обеспечивают наилучшую безопасность и являются наиболее доступным способом хранения, их стоимость в 10 раз меньше, чем в наземных резервуарах, и в 20 раз меньше, чем в скальных шахтах. .

Объем каверн Стратегического нефтяного резерва варьируется от 6 до 37 миллионов баррелей; типичная пещера вмещает 10 миллионов бочек и имеет цилиндрическую форму, диаметр 200 футов и высоту 2500 футов. Одна пещера для хранения достаточно велика, чтобы поместиться в чикагской Уиллис-тауэр, и еще останется место. В заповеднике 60 этих огромных подземных пещер. Суммарная разрешенная емкость этих четырех хранилищ составляет 714 миллионов баррелей.

Хранилища вдоль побережья Мексиканского залива были выбраны потому, что они обеспечивают наиболее гибкие средства подключения к национальной коммерческой сети транспортировки нефти. Нефтехранилища SPR сгруппированы в три географические системы трубопроводов на побережье Мексиканского залива: Seaway, Texoma и Capline. Каждая из этих систем трубопроводов имеет доступ к одному или нескольким крупным центрам переработки, межгосударственным нефтепроводам и морским терминалам для распределения сырой нефти.

  • Хранилища SPR в Луизиане:  Байу Чокто и Уэст-Хакберри      
  • Хранилища SPR в Техасе:  Big Hill и Bryan Mound    

Как создавались хранилища SPR

Соляные пещеры вдоль побережья Мексиканского залива в течение многих лет использовались нефтехимической промышленностью для хранения. Когда в середине 1970-х правительство США решило создать Стратегический нефтяной резерв, оно приобрело ранее созданные соляные пещеры для хранения первых 250 миллионов баррелей сырой нефти. Это был самый быстрый способ начать обеспечивать экстренные поставки сырой нефти после нефтяных кризисов 19-го века.70-е годы. Чтобы накопить нефть сверх первых 250 миллионов баррелей, Министерство энергетики создало дополнительные каверны.

Соляные пещеры вырезаются из подземных соляных куполов с помощью процесса, называемого «добыча растворов». По сути, процесс включает в себя бурение скважины в соляной формации, а затем закачку большого количества пресной воды. Вода растворяет соль. При создании каверн SPR растворенная соль удалялась в виде рассола и либо повторно закачивалась в колодцы для захоронения, либо, что чаще, отводилась по трубопроводу на несколько миль от берега в Мексиканский залив. Тщательно контролируя процесс закачки пресной воды, можно создать соляные каверны очень точных размеров. Для хранения каждого барреля сырой нефти в кавернах SPR требуется примерно семь баррелей сырой воды для создания места для хранения.

Помимо того, что это самый дешевый способ хранения нефти в течение длительного периода времени, использование глубоких соляных каверн также является одним из самых безопасных для окружающей среды. Каменная соль демонстрирует чрезвычайно низкую пористость и проницаемость, характеристики пластической деформации и характеристики самовосстановления на подповерхностных глубинах, где расположены каверны. Именно эти свойства самовосстановления практически мгновенно закроют любые микротрещины, если они появятся в стенах соляных пещер.

Тот факт, что нефть плавает на воде, является основным механизмом, используемым для перемещения нефти в каверны SPR и из них. Для забора сырой нефти на дно каверны закачивается пресная вода. Вода вытесняет сырую нефть на поверхность. После того, как нефть удалена из каверн SPR, трубопроводы отправляют ее на различные терминалы и нефтеперерабатывающие заводы по всей стране.

Расположение площадок SPR

Общая разрешенная емкость этих четырех площадок составляет 714 миллионов баррелей.

(инвентаризация на 6 апреля 2022 г.)

Bayou Choctaw

Складское помещение Bayou Choctaw расположено в округе Ибервиль, штат Луизиана, примерно в 12 милях к юго-западу от Батон-Руж, штат Луизиана. Участок был приобретен в апреле 1977 года и введен в эксплуатацию в 1987 году. В настоящее время Bayou Choctaw имеет шесть каверн для хранения, утвержденная емкость хранилища 76,0 миллионов баррелей и запас каверн в 55,1 миллиона баррелей.

Большой холм

Большой холм 9Склад 0101 расположен в округе Джефферсон, штат Техас, примерно в 26 милях к юго-западу от Бомонта, штат Техас. Участок был приобретен в ноябре 1982 г. и июле 1983 г. и начал функционировать в 1991 г. В настоящее время в Биг-Хилле имеется 14 каверн для хранения, утвержденная емкость хранилища составляет 170,0 млн баррелей, а запасы каверн составляют 122,7 млн ​​баррелей.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *