Содержание
Третий энергопакет ЕС и отношение к нему России
https://ria.ru/20130530/933499962.html
Третий энергопакет ЕС и отношение к нему России
Третий энергопакет ЕС и отношение к нему России — РИА Новости, 01.03.2020
Третий энергопакет ЕС и отношение к нему России
«Газпром» рассчитывает в этом году получить доступ к мощностям газопровода OPAL для поставок газа по контрактам, заключенным до вступления в силу третьего энергопакета, заявил журналистам замглавы «Газпрома» Александр Медведев в кулуарах VIII международной конференции «Энергетический диалог: Россия-ЕС. Газовый аспект».
2013-05-30T16:30
2013-05-30T16:30
2020-03-01T10:27
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/76934/04/769340457_0:0:2853:1605_1920x0_80_0_0_95d39098571cd22161efe5b8adf593a3.jpg
москва
европа
весь мир
россия
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/76934/04/769340457_186:0:2853:2000_1920x0_80_0_0_9f50a54e82990ea5f4e0b562ca22f92f.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, москва, европа, владимир путин, дмитрий медведев, алексей миллер, евросоюз, еврокомиссия, газпром, южный поток, северный поток, россия
Справки, Москва, Европа, Весь мир, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Алексей Миллер, Евросоюз, Еврокомиссия, Газпром, Южный поток, Северный поток, Россия
Третий энергопакет реформ в области газа и электроэнергии, утвержденный в Евросоюзе в 2009 году, направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа.
Он включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Таким образом Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению ЕК, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию.
Кроме того, третий энергопакет, по замыслу авторов, призван объединить довольно разобщенный энергетический рынок ЕС. Нововведения должны уничтожить национальные барьеры в торговле электроэнергией и природным газом путем повышения безопасности поставок и развития конкуренции на уровне Евросоюза, что даст потребителю более широкий выбор и повысит качество оказываемых услуг.
Наиболее дискуссионные аспекты третьего энергопакета — выделение электроэнергетических и газотранспортных сетей, а также расширение прав и возможностей национальных энергетических регуляторов и свободы выбора потребителей — отражены в двух директивах ЕС: Electricity Directive 2009/72/EC и Gas Directive 2009/73/EC.
Первоначальный жесткий запрет компаниям, занятым в добыче, генерации и импорте энергоресурсов, контролировать или владеть преобладающим пакетом акций распределительных сетей (Ownership unbundling, OU), означавший, по сути, не что иное, как экспроприацию корпоративных сетей, позднее был дополнен двумя более мягкими вариантами.
Вариант «Независимый оператор системы» (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, предписывая, однако, передать активы в управление независимому системному оператору.
Третий вид разделения «Независимый оператор газотранспортной или энергетической сети» (Independent Transmission Operator, ITO) оставляет крупным компаниям право сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, при этом требуя следовать ряду правил, чтобы отделить управление сетями от прочей деятельности.
Россия выступает против этих новаций, полагая, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить ОАО «Газпром» перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. «Газпром» также считает, что эти нововведения направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу.
Требования, изложенные в третьем энергопакете, обязывают «Газпром» обеспечить доступ к своей «трубе» третьим лицам, то есть другим поставщикам, которые изъявят желание снабжать газом Европу. Если таковых нет, часть газотранспортных мощностей все равно должна оставаться в резерве. Россию подобное предложение не устраивает, поскольку и в том, и в другом случае рентабельность проектов снижается. Именно поэтому Москва пытается добиться для них исключений из третьего энергопакета.
Президент РФ Владимир Путин в июне 2012 года по итогам саммита Россия‑ЕС заявлял, что нормы третьего энергопакета не должны распространяться задним числом на контракты, которые уже были заключены до того, как было принято решение по этому пакету.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил, что требования третьего энергопакета лишают «Газпром» возможности использования половины мощностей сухопутных газопроводов‑отводов от морских газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». По его словам, «Газпром», подавая к границам ЕС необходимые рынку объемы природного газа, теперь не может рассчитывать на использование адекватных транспортных мощностей для доставки этих объемов к пунктам сдачи, туда, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть. Проблема в том, что соответствующие регулирующие органы предоставляют «Газпрому» лишь половину принимающих мощностей, к строительству которых компания имела непосредственное отношение.
По словам Миллера, для «Северного потока» это становится реальностью: по нему уже поступает «голубое топливо» европейским потребителям, но фактически дискриминационная мера препятствует эффективному функционированию газопроводов OPAL и NEL, которые являются составной частью «Северного потока». Аналогичная проблема надвигается и на «Южный поток». Миллер отмечал, что европейские и национальные органы не позволяют «Газпрому» использовать все принимающие мощности, даже когда на них нет других претендентов.
Россия предлагает считать эти сухопутные участки магистралей продолжением экспортных газопроводов, проложенных по дну Балтийского и Черного морей. Миллер обратил внимание на то, что подписание соглашения между Россией и ЕС о трансграничных инфраструктурных проектах необходимо для обеих сторон, оно сможет гарантировать инвестиции поставщиков энергоресурсов в строительство инфраструктуры.
21 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин по результатам прошедшего в Брюсселе саммита Россия — ЕС, заявил о том, что Россия рассчитывает на достижение компромисса с Евросоюзом по поводу применения норм третьего энергопакета к российским проектам. В этот же день Россия представила на рассмотрение Евросоюза новый проект соглашения по трансграничным газопроводам, выводящий проекты «Северный поток» и «Южный поток» из‑под действия третьего энергопакета.
В марте 2013 года прошла международная конференция «Россия — Европейский союз: возможности партнерства», на которой вновь была затронута тема третьего энергопакета. Премьер‑министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на конференции, подчеркнул, что Евросоюз не должен навязывать односторонние подходы своим партнерам и обязан слышать аргументы другой стороны при рассмотрении вопросов, связанных реформами в области газа и электроэнергии.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Третий энергетический пакет против второго северного потока – аналитический портал ПОЛИТ.
РУ
Сегодня в Брюсселе члены Евросоюза обсуждают изменение газовой директивы Принятие поправок — вероятно, последний шанс значительно осложнить и даже целиком заблокировать реализацию «Северного потока-2» — крупнейшего трубопроводного проекта «Газпрома». По мнению ряда государств, он имеет политическое значение и угрожает безопасности европейских стран. Накануне Франция неожиданно заявила о смене позиции по данному вопросу, что может иметь решающее значение при голосовании.
Напомним, проект «Северный поток — 2» включает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м газа в год от России к Германии по дну Балтийского моря. Предполагается, что труба ляжет в исключительных экономических зонах и территориальных водах пяти государств — России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, обойдя Украину, Белоруссию, Польшу и ряд других стран Восточной Европы.
Укладка трубопровода «Северный поток 2» / nord-stream2.com
Оператором проекта выступает компания Nord Stream 2 AG, единственным акционером которой является «Газпром». Стоимость реализации задумки оценивается в €9,5 млрд, половину финансирования берут на себя партнеры — немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV, французская Engie и Royal Dutch Shell, совместное предприятие Великобритании и Нидерландов. Запуск намечен на конец этого года. И пока что у Евросоюза нет юридических оснований его запретить.
Против проекта активно выступают Украина, которая опасается потерять доходы от транзита российского газа, и ряд европейских стран, включая Польшу, Латвию и Литву, а также США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ.
Из пяти стран, чьи территориальные воды затронет стройка, «Газпрому» осталось получить разрешение на строительство только от Дании. Австрийская нефтегазовая компания OMV надеется, что Копенгаген даст положительный ответ к середине текущего года, даже несмотря на недавнюю встречу помощника президента США по нацбезопасности Джона Болтона с министром иностранных дел Дании Андерсом Самуэльсеном, где ситуацию обсуждали.
Джон Болтон / YouTube. com
Финляндия уже дала свое согласие, в Германии все необходимые разрешения выдало не федеральное правительство, а местные регуляторы, руководствуюясь техническими, экологическими и прочими нормативами, а не политикой. Швеция отметила, что критически относится к проекту, но не имеет права препятствовать прокладке трубопроводов в своей исключительной экономической зоне. И даже если Дания так и не позволит проложить трубопровод через свои территориальные воды, «Северный поток — 2» сможет, несколько изменив маршрут, пройти вблизи датского острова Борнхольм (12-мильная зона).
От правительства ЕС никаких разрешений на запуск проекта не требовалось, поскольку этот трубопровод до сих пор не подпадал под совместное законодательство Евросоюза, регулирующее энергетические сети на территории ЕС. Его основа — так называемый Третий энергетический пакет, принятый в 2009 году после российско-украинской «газовой войны», когда ряд восточноевропейских членов ЕС две недели сидел без топлива. Документ требует четкого разделения добывающих и транспортных предприятий: компания, производящая электроэнергию или добывающая газ, не имеет права одновременно владеть линиями электропередачи или газопроводами. Но он действует только для тех труб, которые не выходят за пределы Евросоюза. В 2017 году Еврокомиссия предложила изменить Третий энергопакет и распространить его нормы на те газопроводы, что идут в Евросоюз из третьих стран. Если поправки примут, под требование разделять добывающий и транспортный бизнес подпадет и газпромовский гигант. Из-за председательства в Европарламенте близких России Болгарии и Австрии обсуждение поправок замедлилось, но с января председательство в Совете ЕС на полгода получила Румыния, и она сразу же дала делу ход.
До вчерашнего дня за изменение Третьего энергопакета готовы были голосовать не менее 12 стран (из пока еще 28 членов ЕС, если считать Великобританию). Против поправок и тем самым фактически за трубопровод выступают Германия, Нидерланды, Бельгия, Австрия, Греция, Кипр. Считалось, что позицию заинтересованной в стройке Германии поддержит и Франция. Не только из-задружбы Берлина и Парижа, но больше потому, что среди партнеров «Газпрома» есть французская компания Engie, совладельцем которой является правительство Франции.
Э. Макрон и А. Меркель / flickr.com
Но накануне Париж неожиданно заявил о смене позиции, мотивируя решение нежеланием усиливать зависимость от России и одновременно с этим причинять ущерб таким странам ЕС, как Польша и Словакия. Эти изменения могут быть решающими, ведь при принятии решений на уровне министров в Брюсселе учитывают не только голоса самих стран-членов ЕС, но и число проживающих в них жителей. Без французской поддержки шансы Германии заблокировать принятие решения о внесении поправок в Третий энергопакет ощутимо снижаются.
Сегодня поправки ещё не внесут, но процедура, представляющая собой наиболее важную и, похоже, последнюю попытку остановить газпромовский проект законодательными средствами на уровне Евросоюза, будет запущена. С настоятельным призывом воспользоваться этой возможностью к Евросоюзу обратились вчера три посла США в Европе. Если этого не случится, то единственным способом не дать «Газпрому» реализовать проект будут санкции Вашингтона против участвующих в прокладке газопровода фирм, которыми не раз грозил американский президент Дональд Трамп.
Третий энергетический пакет
Предыдущий раунд законодательства ЕС об энергетическом рынке, известный как третий энергетический пакет, направлен на улучшение функционирования внутреннего энергетического рынка и решение определенных структурных проблем.
Пакет вступил в силу в сентябре 2009 года. С тех пор Регламент об электричестве (ЕС) № 714/2009 и Регламент ACER (ЕС) № 713/2009 были пересмотрены в рамках пакета «Чистая энергия для всех европейцев» в 2019 году. , Электроэнергетическая директива (2009 г./72/EC) останется в силе до конца 2020 года, когда будет применяться последняя часть новых правил рынка электроэнергии. Для рынков природного газа по-прежнему применим третий энергетический пакет.
Пакет охватывает следующие пять областей: разделение, независимые регулирующие органы, ACER, трансграничное сотрудничество и открытые и честные розничные рынки.
Разукрупнение
Разукрупнение – это отделение производства и поставки энергии от эксплуатации передающих сетей. Если одна компания управляет сетью передачи и одновременно производит или продает энергию, у нее может быть стимул препятствовать доступу конкурентов к инфраструктуре. Это препятствует добросовестной конкуренции на рынке и может привести к повышению цен для потребителей.
Разделение должно происходить одним из трех способов, в зависимости от предпочтений отдельных стран ЕС
- разделение собственности — все интегрированные энергетические компании продают свои газовые и электрические сети. В этом случае ни одной сбытовой или производственной компании не разрешается владеть контрольным пакетом акций или вмешиваться в работу оператора системы передачи
- независимый системный оператор — энергоснабжающие компании могут по-прежнему формально владеть сетями передачи газа или электроэнергии, но должны полностью выйти из эксплуатации , обслуживание и инвестиции в сеть независимой компании
- независимый оператор системы передачи — энергоснабжающие компании могут по-прежнему владеть и управлять газовыми или электрическими сетями, но должны делать это через дочернюю компанию. Все важные решения должны приниматься независимо от материнской компании
Европейская комиссия публикует руководящие документы, объясняющие, как следует применять эти модели разделения.
Операторы, которые соблюдают правила разделения, могут подать заявку на сертификацию в свой национальный орган регулирования энергетики. Каждый оператор в Европе должен быть сертифицирован, и Комиссия предоставляет свое мнение о процедуре сертификации. Эти заключения публикуются Комиссией и регулярно обновляются.
Независимые регулирующие органы
Конкурентный внутренний энергетический рынок не может существовать без независимых регулирующих органов, обеспечивающих применение правил. Требования к национальным регулирующим органам претерпели ряд изменений, в частности,
- регулирующие органы должны быть независимыми как от интересов отрасли, так и от правительства. Они должны быть самостоятельными юридическими лицами и иметь право распоряжаться собственным бюджетом. Национальные правительства также должны предоставить им достаточные ресурсы для выполнения их операций
- регулирующие органы могут принимать обязательные для исполнения решения для компаний и налагать штрафы на тех, кто не соблюдает свои юридические обязательства
- производители электроэнергии, операторы газовых сетей и поставщики энергии обязаны предоставлять регулирующим органам точные данные
- регулирующие органы из разных стран ЕС должны сотрудничать друг с другом для развития конкуренции, открытия рынка и создания эффективной и надежной системы энергосетей
Агентство по сотрудничеству органов регулирования энергетики
Чтобы помочь различным национальным регулирующим органам сотрудничать и обеспечить бесперебойное функционирование внутреннего энергетического рынка, ЕС создал Агентство по сотрудничеству органов регулирования энергетики (ACER). Он независим от Комиссии, национальных правительств и энергетических компаний. Работа ACER включает в себя
- составление руководств по эксплуатации трансграничных газопроводов и электрических сетей
- рассмотрение реализации планов развития сетей в масштабах ЕС
- решение трансграничных вопросов, если национальные регулирующие органы не могут договориться или если они просят их вмешаться
- мониторинг функционирования внутреннего рынка, включая розничные цены, доступ к сети для электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, и права потребителей
трансграничный сотрудничество
Операторы национальных систем передачи несут ответственность за обеспечение эффективной транспортировки электроэнергии и природного газа по трубопроводам и сетям.
Из-за трансграничного характера европейского энергетического рынка они должны работать вместе, чтобы обеспечить оптимальное управление сетями ЕС. Это осуществляется через Европейскую сеть операторов системы передачи электроэнергии (ENTSO-E) и Европейскую сеть операторов системы передачи газа (ENTSOG).
Эти организации разрабатывают стандарты и проектируют сетевые нормы для регулирования потока электроэнергии и газа по различным системам передачи. Они также координируют планирование инвестиций в сеть и следят за развитием новых возможностей передачи. Это включает в себя публикацию общеевропейских 10-летних инвестиционных планов по электроэнергии и газу, чтобы помочь выявить пробелы в инвестициях.
Открытые и честные розничные рынки
Третий пакет включает правила, разработанные в интересах европейских потребителей энергии и защиты их прав. Среди них право выбирать или менять поставщиков без наценки, получать информацию об энергопотреблении, быстро и дешево разрешать споры.
Подробнее о правах потребителей энергии.
Документы
- Решения о национальных исключениях для новых инфраструктур в электроэнергетике и газе (июнь 2019 г.)
- Список полученных уведомлений о сертификации (2011-2015 гг.)
- Отчет о ходе завершения внутреннего рынка энергии COM (2014) 634
- Оценка Комиссии ACER C(2014) 242 final
- Создание внутреннего рынка электроэнергии и максимальное использование государственного вмешательства COM(2013) 7243
- Разделение собственности: оценка конфликта интересов SWD(2013) 177
- Сертификация операторов системы передачи электроэнергии и природного газа в ЕС SEC(2011) 1095
- Возможность участия соседних стран и их операторов системы передачи ACER и в ENTSOs SEC(2011)546
- Пояснительная записка о разделении директивы об электричестве и директиве о природном газе (2010)
- Пояснительная записка о доступе третьих лиц к хранилищам в Директиве об электроэнергии и Директиве о природном газе ( 2010)
- Пояснительная записка о регулирующих органах в директиве об электричестве и директиве о природном газе (2010 г. )
- Пояснительная записка о розничном рынке в директиве об электроэнергии и директиве о природном газе (2010 г.)
- Директива об электричестве (2009/72/EC)
- Директива по природному газу (2009/73/ЕС)
- Постановление о создании Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики (ЕС) № 713/2009
- Постановление об электроэнергетике (ЕС) № 714/2009
- Регламент о сетях передачи природного газа (ЕС) № 715/2009
- Условия доступа к сети для трансграничного обмена электроэнергией (SEC(2009)642)
Официальные мандаты
Пакет чистой энергии (CEP)
Пакет чистой энергии, принятый в течение 2019 года, представляет собой набор из восьми законодательных актов, а также других инициатив и мер, направленных на содействие переходу на чистую энергию. Основные направления деятельности ENTSO-E в рамках КООС следующие:
- Регулирование электроэнергетики и готовность к рискам;
- Региональные координационные центры;
- Общеевропейская оценка достаточности ресурсов;
- Новые сетевые коды.
Третий энергетический пакет
Третий энергетический пакет представляет собой набор из двух европейских директив и трех правил. Регламентом, определяющим задачи и обязанности ENTSO-E, является Регламент (ЕС) 714/2009 об условиях доступа к сети для трансграничного обмена электроэнергией. В регламенте изложены обязанности ENTSO-E по расширению сотрудничества между 41 оператором-членом ЕС по оказанию помощи в развитии общеевропейской сети электропередачи в соответствии с целями энергетической политики Европейского Союза. К ним относятся:
- обеспечение безопасной и надежной работы все более сложной сети;
- содействие развитию трансграничной сети и интеграции ВИЭ;
- содействие созданию Внутреннего рынка электроэнергии, ВЭМ.
Для достижения этих целей Регламент предоставляет ENTSO-E набор инструментов для задач и обязанностей, включая сетевые коды, планирование инфраструктуры и прогнозы адекватности.
Механизм компенсации между TSO
Регламент
(ЕС) 838/2010 о руководящих принципах, касающихся механизма компенсации между TSO, устанавливает методологию компенсации, которую TSO получают в отношении затрат, понесенных в результате размещения трансграничных потоков электроэнергии. Компенсируя ТСО эти затраты, механизм направлен на стимулирование трансграничных потоков и содействие созданию эффективно конкурентного общеевропейского рынка электроэнергии.
Руководство TEN-E
Регламент (ЕС) 347/2013 о руководящих принципах трансъевропейской энергетической инфраструктуры вступил в силу в апреле 2013 года. Регламент определяет европейские проекты, представляющие общий интерес, PCI, которые представляют собой проекты в области не менее двух государств-членов. Он также предусматривает, что десятилетний план развития сети ENTSO-E, TYNDP, будет единственной основой для выбора PCI. ENTSO-E также уполномочен разработать соответствующую методологию рентабельности для оценки проектов инфраструктуры передачи.
Регламент о прозрачности
Регламент (ЕС) 543/2013 о предоставлении и публикации данных на рынках электроэнергии, Регламент о прозрачности, вступил в силу в июне 2013 г. Он требует от ENTSO-E перепроектировать и значительно обновить существующую платформу прозрачности www.
Добавить комментарий