Eng Ru
Отправить письмо

Такелажные средства и приспособления: виды, особенности использования. Такелажные приспособления это


Такелажные приспособления, средства и механизмы

Любое промышленное производство в той или иной степени связано с монтажом габаритных и сложных грузов. Во многих случаях человек самостоятельно выполнить такую работу не может. Для этого используются такелажные средства, механизмы и приспособления. С их помощью перемещение, разгрузка, погрузка объектов любой конфигурации и веса становится доступной. такелажные приспособления

Такелажные работы

Они представляют собой операции, связанные с подъемом, удержанием и перемещением разных объектов – деталей, узлов, оборудования. Ключевым отличием этих работ от обычных погрузочно-разгрузочных заключается в применении специальных устройств. Зачастую такелажные средства, приспособления имеют специфическую конфигурацию. Их использование обуславливается невозможностью осуществления перемещения объектов ввиду их габаритов, веса другими способами. Сроки выполнения работ, а также их стоимость определяются сложностью операций, особенностью груза, а также наличием специализированных организаций в регионе.

Назначение

Такелажные механизмы – приспособления, используемые для перевозки крупногабаритного оборудования. Основная задача работ с применением специальной техники заключается не в исключении участия человека в них, а в повышении эффективности операций. Услугами такелажников пользуются промышленные предприятия. Такелажные приспособления позволяют в кратчайшие сроки перемещать ленточные конвейеры, станки, верстаки и другое крупногабаритное оборудование. Кроме этого, спецтехника позволяет повысить безопасность операций и обеспечить сохранность груза. Такелажные приспособления используются не только в промышленности, где транспортировка оборудования выступает одним из важнейших звеньев рабочего процесса. Часто спецтехника применяется в бытовой сфере. Например, к услугам специализированных организаций прибегают при необходимости перевезти сейфы, музыкальные инструменты, мебель и пр. такелажные механизмы приспособления

Такелажные приспособления

Предприятия, предлагающие услуги по перемещению крупногабаритного груза, применяют в своей работе различные устройства. Все они объединены термином "оснастка". На практике используются в основном следующие такелажные приспособления:

  1. Стропы.
  2. Блоки.
  3. Крюки.
  4. Канаты.
  5. Проушины.
  6. Полиспасты.
  7. Цепи.
  8. Зажимы.

Канаты

Как правило, применяются стальные, капроновые и пеньковые тросы. Последние могут быть смольными или бельными. Они отличаются по технологии производства. Пеньковые нити, пропитанные смолой, считаются более практичными. Кроме этого, они обладают высокой прочностью. Бельные канаты – более гибкие. Они имеют меньший запас прочности и не используются для механизмов, оснащенных машинным приводом. Для монтажных работ такие канаты используются редко. Стальные тросы отличаются по форме сечения и классифицируются по конструктивному признаку. Как правило, используются круглые и плоские канаты с одинарной, двойной, тройной свивкой. такелажные средства механизмы и приспособления

Стропы

Эти такелажные приспособления представлены отрезками канатов разной конфигурации. Стропы используются для надежного и быстрого закрепления транспортируемого груза. Они могут быть электронными и ручными. Стропы используются при непосредственной погрузке/разгрузке. Максимальная высота, на которую может подниматься груз, - 3 м. Предельный вес объектов, для перемещения которых используются стропы, – до 10 тонн. Для подъема на небольшую высоту используются домкраты. Они могут быть винтовыми, реечными, клиновыми, гидравлическими.

Полиспасты и блоки

Эти механизмы, как правило, входят в состав разного грузоподъемного оборудования. Полиспаст представляет собой самое простое подъемное устройство, состоящее из блоков. Последние соединяются канатом. Блоки отличаются по числу роликов (одно- и многороликовые).

Лебедка

В ее конструкцию входят блоки или полиспасты. С помощью этих элементов осуществляется непосредственное поднятие груза. Лебедки различают по типу привода. Он может быть электрическим или ручным. учет такелажных средств механизмов и приспособлений

Опорные конструкции

Зачастую такелажные работы предполагают подвешивание и удержание груза на конструкции, которая сможет выдержать его вес. В этом случае используются тали. Если работа производится в помещении, их закрепляют на перекрытиях и прочих строительных элементах. Если они отсутствуют, то устанавливается специальное оборудование – опорную конструкцию. Как правило, она представляет собой металлическую вертикальную стойку, которая удерживается специальными оттяжками. В качестве опоры в конструкции предусматривается тяжелая плита.

Безопасность

При производстве такелажных работ поднимаются и перемещаются довольно тяжелые предметы. Их вес может составлять до нескольких тонн. Специалистами были разработаны правила безопасности при использовании такелажных приспособлений. В требованиях учтены все факторы опасности при осуществлении операций. Сотрудники организации, предоставляющие такелажные услуги, проходят обязательные инструктажи и курсы по повышению квалификации. Для выполнения работ необходимо получить специальный допуск, пройти медосмотр. журнал такелажных средств механизмов и приспособлений

Требования к оборудованию

Для поддержания работоспособности регулярно осуществляется осмотр такелажных средств, механизмов, приспособлений. Проверка производится в установленные сроки. Траверсы осматриваются не реже раза в полгода, тара, клещи и прочие захваты – 1 р/мес, стропы – 1р/10 дн (кроме редко используемых).

Внеочередное полное техосвидетельствование оборудования должно осуществляться в обязательном порядке после ремонта металлических элементов с заменой расчетных деталей и узлов, реконструкции, капремонта, замены крюка и прочих аналогичных операций. Результаты процедуры заносятся в журнал такелажных средств механизмов и приспособлений.

После замены изношенных канатов, при их перепасовке выполняется проверка надежности крепления и правильности запасовки, производится обтяжка тросов рабочим грузом.

Техосвидетельствование и учет такелажных средств, механизмов и приспособлений осуществляет инженерно-технический работник, исполняющий на предприятии надзорные функции, при участии сотрудника, ответственного за исправное состояние оборудования. Последний может самостоятельно производить проверку надежности канатов и правильности запасовки, обтяжки грузом после перепасовки или замены тросов. Форма журнала учета такелажных средств и приспособлений соответствует Приложению 9 к Правилам по ОТ при работе на высоте (утв. Приказом Минтруда №155н от 28.03.2014-го г.). журнала учета такелажных средств и приспособлений

Техника безопасности

Производство такелажных работ предполагает использование строп, при помощи которых осуществляется крепление груза к подъемному механизму. Перед строповкой специалист должен узнать весь объекта. Как правило, масса груза указывается на табличке, закрепленной на станине. Если объект упакован, то вес отмечается на ящике или обшивке. Подъем и перемещение предметов осуществляются при строгом выполнении следующих правил:

  1. Строповка груза, к которому прилагается паспорт и инструкция, производится согласно указанной технологии. Стропы закрепляются в предусмотренных для них проушинах с помощью специальных крючков на оборудовании.
  2. Строповку надлежит осуществлять с учетом факторов равновесия и устойчивости груза при его подъеме и последующем перемещении. Механизмы и оборудование, смонтированные на одной раме, поднимаются после закрепления строп на общей платформе. Листовой пакетированный материал перемещается с применением специальных подхватов, которые подвешены на траверсе.
  3. Строповка швеллеров, уголков и иной профилированной металлопродукции производится с использованием универсальных приспособлений. В острых углах под стропами располагают подкладки.

Классификация объектов

Все грузы, которые перевозятся, разделяются на определенные группы в зависимости от массы:

  1. Легковесные – до 250 кг.
  2. Тяжеловесные – 250-50000 кг.
  3. Очень тяжелые – больше 50 тонн.

Существует еще одна категория – мертвые грузы. Ими называют объекты, примерзшие к земле, врытые в нее, закрепленные на фундаменте, прижатые к другим предметам. Масса таких грузов, как правило, неизвестна. Использовать для их подъема краны категорически запрещено. Объекты классифицируются также по своим размерам и бывают габаритными и негабаритными. В первых параметры не превышают норм, определенных в ПДД (автотранспорт), или соответствуют размерам подвижного состава (для железнодорожного транспорта). В негабаритных грузах эти показатели превышают установленные стандарты.  осмотр такелажных средств механизмов приспособлений

Заключение

Одним из ключевых факторов обеспечения безопасности выступает высокий профессионализм персонала предприятия, осуществляющего такелажные работы. Сотрудник должен хорошо знать оборудование, которое он использует, особенности его эксплуатации. Производство работ контролируется бригадиром. Он несет ответственность за выполнение установленных правил и норм. Для персонала разрабатываются специальные инструкции, отступление от которых чревато серьезными последствиями.

fb.ru

Такелажные средства и приспособления: виды, особенности использования

Такелажные работы осуществляются для поднятия различных грузов с целью их дальнейшей погрузки, выгрузки, транспортировки, перемещения. От обычных погрузочно-разгрузочных работ такелажные отличаются тем, что при их выполнении используются специальные средства и приспособления.

Зачастую такие работы производятся в тех случаях, когда по каким-либо причинам затруднена или невозможна ручная погрузка или выгрузка предметов, товаров, оборудования. Например, при погрузке габаритных товаров, тяжелых грузов, предметов нестандартной конфигурации.

Основное применение такелажные работы находят в области перемещения строительных грузов и перевозки различных видов производственного оборудования. Использование такелажных средств и приспособлений при поднятии оборудования значительно облегчает труд людей. Но это не единственное преимущество, которое имеет такелаж. Благодаря особой оснастке процесс погрузки частей сложного оборудования становится четко организованным. Кроме того, занимает гораздо меньше времени и гарантирует сохранность перемещаемого в процессе погрузки, выгрузки оборудования.

Подъемные механизмы для такелажа

К такелажным средствам, приспособлениям и механизмам относятся блоки, лебедки, полиспасты, тали, домкраты, тросы, карабины, канаты, цепи, крюки, веревки, стропы, траверсы, тара, футляры и другие.

  • Блоки используют с целью изменения направления каната и снижения прилагаемого при подъеме усилия.
  • Лебедка применяется для подъема груза вертикально и перемещения горизонтально. Лебедки бывают ручными и электрическими.
  • Полиспасты представляют собой систему блоков и позволяют поднимать грузы значительно большей массы, чем при использовании одного блока.
  • Тали также предназначены для подъема грузов, являются переносным устройством и объединяют в себе полиспасты и приводные механизмы (ручные тали) или электродвигатели (электрические тали).
  • Домкраты используют для подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния. Домкраты бывают реечные, винтовые и с гидравлическим приводом. Тросы, карабины, крюки, веревки используются для крепления грузов.
  • Траверса – это жесткий элемент между крюком и грузом. Груз крепится не к крюку, а к траверсе.

Похожие материалы

Некоторые грузы перевозятся, поднимаются и перемещаются в специальной таре, снабженной петлями для выполнения строповки.

Такелажная стропа для крепления груза

Стропа для крепления груза используется с целью сохранения положения груза в пространстве при подъеме, перемещении, транспортировке. Подобные приспособления с успехом используются для транспортировки пиломатериалов на самодельную пилораму, подробнее здесь. Стропа представляет собой часть каната или цепи, изготовленную в виде круга или имеющую на концах специальные приспособления для крепления, обвязки или навешивания груза. Стропа для крепления грузов может быть выполнена из различных материалов.

Для грузов с гладкой поверхностью и массой менее 1,5 т используют стропы из пеньковых или синтетических канатов. Данные стропы нельзя использовать с концевыми элементами из металла во избежание перетирания каната.

Очень прочными и долговечными являются стальные стропы для крепления груза, то есть стропы, изготовленные из стального каната. По ним легко можно определить степень износа. Но такие стропы не подходят для крепления грузов, если при этом стропу нужно перегнуть или согнуть под острым углом. При повторном использовании в таких условиях стропы из стали снова перегибаются, проволоки, из которых состоит канат, ломаются и стропа приходит в негодность.

Цепные стропы, напротив, подходят для острых углов. Кроме того, в отличие от двух предыдущих видов выдерживают высокие температуры. Однако имеют большой вес, часто не выдерживают динамических нагрузок, в них трудно обнаружить дефекты.

skladprom.com

понятие, приспособления и оборудование, техника безопасности — журнал "Рутвет"

Оглавление:

  1. Что такое такелажные работы?
  2. Категории грузов и их особенности
  3. Правила выполнения такелажных работ
  4. Такелажные приспособления и оборудование
  5. Требования безопасности при работе с такелажным оборудованием

Любая область промышленности в нашей стране, так или иначе, связана с монтажными работами небольших и габаритных грузов. Самостоятельно человек не может этого выполнить, но с помощью специального оборудования и приспособлений погрузка и разгрузка элементов любого веса и конфигураций становится доступной. Эта работа непосредственно связана с такелажными работами.

Что такое такелажные работы?

Такелажные работы – это рабочий процесс, при котором осуществляется ряд действий по подъему, удержанию на весу и перемещению различных грузов (оборудование, узлы и детали).

Основное отличие такелажных работ от стандартных погрузочно-разгрузочных операций состоит в использование специальных (часто специфической конфигурации) механизмов и оборудования. При этом важным фактором является невозможность проведения погрузки или разгрузки вручную по причине большого веса груза, а также его габаритов и конфигурации. Срок проведения такелажных работ и цена за подобные услуги напрямую зависят от их степени сложности и наличия достаточного количества специализированных фирм в регионе.

Обычно данный рабочий процесс применяется при перевозке крупногабаритного оборудования промышленного назначения. При этом основная задача такелажных работ состоит не в исключении ручного труда, а в повышении общей эффективности процесса погрузки верстаков, ленточных конвейеров, станков и прочих элементов. Использование специальной оснастки обеспечивает не только безопасность рабочих и сохранность оборудования, но и значительно сокращает сроки проведения необходимых работ. Профессиональные услуги такелажников пользуются большим спросом не только в различных отраслях промышленности, где перевозка крупногабаритных грузов является важной составляющей всего рабочего процесса, но и в бытовой сфере (перевозка сейфов, мебели, музыкальных инструментов и прочих грузов).

Крупногабаритное оборудование перемещают с места производства в промышленные цеха, используя грузовые автомобили или железнодорожный транспорт. На небольшие расстояния груз перемещают волоком, применяя стальные листы или салазки.

Категории грузов и их особенности

Все перевозимые грузы можно разделить на категории в зависимости от их массы:

  • Легковесные – вес не должен превышать 250 кг.
  • Тяжеловесные – вес от 250 до 50000 кг.
  • Весьма тяжелые – вес груза превышает 50 т.
  • Мертвые грузы – грузы, которые примерзли к земле либо в нее зарыты, закреплены на фундаменте, прижаты к другому грузу. Масса мертвого груза, как правило, не известна, и использовать для их подъема краны категорически запрещается.

Также классификация груза зависит от его габаритов:

  • Габаритный груз – размеры не превышают норм, указанных в правилах дорожного движения (автомобильный транспорт), и соответствуют габаритам подвижного состава (железнодорожный транспорт).
  • Негабаритный груз – весогабаритные параметры превышают допустимые нормы.

Правила выполнения такелажных работ

Профессиональное выполнение такелажных работ подразумевает использование строп, с помощью которых груз крепится к подъемному механизму. Стропальщик перед осуществлением строповки груза должен узнать его массу. Чаще всего масса оборудования указана на установленной на заводе табличке, которая закреплена на станине. На упакованном грузе массу указывают на обшивке либо ящике.

Подъем и перемещение грузов происходит при строгом соблюдении следующих правил:

  • Строповка оборудования, к которому прилагаются инструкции и паспорта, производится в полном соответствии с указанной технологией. Стропы закрепляют в предусмотренных проушинах либо, используя специальные крючки на оборудовании.
  • Строповка происходит с учетом факторов устойчивости и равновесия оборудования при его подъеме и дальнейшем перемещении.
  • Оборудование и механизмы, смонтированные на общей раме, поднимают, закрепив стропы за раму.
  • Пакетированный листовой металл поднимают с использованием специальных подхватов, подвешенных на траверсе.
  • Строповка уголков, швеллеров и прочей профилированной металлопродукции проводится с использованием универсальных строп, при этом в острых углах используют подкладки.

Такелажные приспособления и оборудование

Компании, предлагающие такелажные услуги, используют в процессе работы различные приспособления называемые оснасткой. В частности, это: различные цепи, полиспасты, проушины, канаты, зажимы, крюки, стропы, коуши, блоки.

В основном используют стальные канаты (тросы) и более гибкие пеньковые и капроновые.

Смольные и бельные пеньковые канаты отличаются технологией производства. Пропитанные смолой пеньковые нити, используемые для смольных канатов более практичны, а также обладают повышенной прочностью. Более гибкие бельные канаты обладают меньшим запасом прочности и редко применяются для монтажных работ. Все типы пеньковых канатов не предназначены для механизмов с машинным приводом.

Стальные канаты различаются формой сечения и подразделяются по конструктивному признаку. В основном применяют канаты плоского и круглого сечения с одинарной, двойной либо тройной свивкой.

Используемые такелажные приспособления и оборудование обладают различными характеристиками в зависимости от их назначения. Чаще всего применяют следующие виды оборудования:

  • Стропы. Представляют собой отрезки канатов различной конфигурации, используемые для быстрого и надежного закрепления груза.
  • Тали. Подразделяются на ручные и электрические и применяются для погрузо-разгрузочных работ. Максимальная высота подъема – 3 м, грузоподъемность – до 10т.
  • Домкраты. Различные виды домкратов (гидравлические, клиновые, реечные и винтовые) используют для подъема механизмов и тяжелых конструкция на небольшую высоту.
  • Блоки и полиспаты. Механизмы для подъема грузов, как правило, входящие в состав различного грузоподъемного оборудования. Блоки различаются количеством роликов (однороликовые и многороликовые). При выборе блоков необходимо учитывать диаметр роликов и глубину ручья.
  • Лебедки. Представляют собой механизм, в котором груз поднимается при помощи полиспастов или блоков. Различаются типом привода (ручной и электрический).
  • Опорные конструкции. Такелажные работы при монтаже оборудования с использованием тали подразумевают подвешивание оборудования к конструкции, которая может выдержать вес груза. Если монтаж происходит в помещении, тали закрепляются на перекрытиях и других строительных конструкциях. При их отсутствии устанавливают специальное оборудование для такелажных работ – опорную конструкцию. Обычно это монтажная мачта, представляющая собой вертикальную металлическую стойку, удерживаемую специальными оттяжками. В конструкции предусмотрена тяжелая плита, выполняющая роль опоры.

Требования безопасности при работе с такелажным оборудованием

В процессе такелажных работ осуществляется подъем и перемещение достаточно тяжелых грузов, причем их вес может достигать несколько десятков тонн. Специалисты отрасли разработали специальные требования безопасности при работе с такелажным оборудованием с учетом всех факторов опасности при погрузо-разгрузочных работах. Несоблюдение норм безопасности недопустимо.

В процессе проведения такелажных работ строго соблюдаются все правила и предписания, предусмотренные техникой безопасности. Специалисты компаний, работающих в данной сфере, в обязательном порядке проходят необходимый инструктаж, а также курсы для повышения своей квалификации. Необходимое условие – наличие допуска к такелажным работам и регулярный медосмотр сотрудников. Современные такелажные работы являются достаточно трудоемким процессом, поэтому к состоянию здоровья рабочих предъявляются повышенные требования.

Требования к спецтехнике

Все оборудование, так или иначе задействованное в такелажных работах, проходит предварительный осмотр. Проводится обязательная проверка всех механизмов на работоспособность. Также проводится плановый осмотр оборудования и соответствующая профилактика.

Требования к сотрудникам

Высокий профессионализм рабочего персонала – один из основных факторов, обеспечивающих безопасность. Работник должен досконально знать рабочее оборудование и приспособления, методы работы с ними. Для сотрудников разрабатываются специальные инструкции с четко оговоренными условиями (включая подготовку рабочего места и порядок работ). Процесс проведения такелажных работ строго контролируется бригадиром, который также несет ответственность за соблюдение всех норм безопасности.

Несоблюдение правил может привести к несчастному случаю, поэтому необходимо строго контролировать весь процесс такелажных работ, включая предварительную подготовку груза и оборудования.

А Вам приходилось иметь дело с такелажными работами? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

Такелажное оборудование - это... Что такое Такелажное оборудование?

 Такелажное оборудование комплект вспомогательного оборудования и приспособлений для производства монтажных работ при строительстве мостов, труб и других дорожных сооружений: стропы, захваты, блоки, полиспасты, траверсы, крюки, подвески (разъемные, сварные, глухие кольцевые - треугольные и овальные), карабины, лебедки, тросы и стальные канаты, коуши, сжимы и др.Источник: Справочник дорожных терминов

Строительный словарь.

  • Стяжки
  • Торкрет-пушка

Смотреть что такое "Такелажное оборудование" в других словарях:

  • Оборудование такелажное — – совокупность устройств: лебёдки, полиспасты, домкраты, тельферы, тали, применяемые как в комплекте с простейшими грузоподъёмными устройствами, так и самостоятельно. [ГОСТ 27555 87] Рубрика термина: Грузоподъемные механизмы Рубрики… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Траверса — такелажное оборудование, состоящее из несущей балки с проушиной в центре для захвата краном и серьгами по краям для стропов и крепления монтируемого элемента со строповочными петлями на нем. Источник: Справочник дорожных терминов …   Строительный словарь

  • Ракетно-артиллерийское вооружение — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Жимки — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • МТП-300Т — Классификация машина технической помощи бронированная ремонтно эвакуационная машина Боевая масса, т 16,5 Экипаж, чел. 3 История Производитель …   Википедия

  • Ил-78 — Ил 78 …   Википедия

  • такела́жный — ая, ое. мор., спец. 1. прил. к такелаж; являющийся такелажем. Такелажное оборудование. 2. Относящийся к работам по погрузке, выгрузке и перемещению грузов. Такелажные работы. Такелажный участок строительства …   Малый академический словарь

  • ПП-91 (понтонный парк) — У этого термина существуют и другие значения, см. ПП 91 (значения). ПП 91  понтонный парк. Парк создан на базе понтонного парка ППС 84, который уменьшили до батальона и вместо катеров БМК 460 ввели в состав парка моторные звенья МЗ 235 и… …   Википедия

  • ИС-1 (ИС-85) — 1943 ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации …   Военная энциклопедия

  • КВ-1 — 1939 ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации …   Военная энциклопедия

dic.academic.ru

Такелажные средства и приспособления и инструмент

Поиск Лекций

Механизмы

 

 

Таблица 2

 

  Наименование     Тип, марка     Количество, шт.     Техническая характеристика  
      Автопоезд:    
  1. Седельный тягач     ЗИЛ-130В1         Мощность двигателя 110 кВт  
  2. Опоровоз с саморазгружающим устройством   или     ОВС-70           Грузоподъемность 6 тс  
      Тракторный поезд:    
  3. Колесные трактор     К-700         Мощность двигателя 158 кВт  
  4. Опоровоз (рис.2)     ППО-18         Грузоподъемность 18 тс  
  5. Автокран     СМК-10         Грузоподъемность до 10 тс, стрела 10 м  
    или   КС-2561Д         Грузоподъемность до 6,3 то, стрела 8 м  

 

 

 

Рис.2. Платформа для перевозки стоек опор ВЛ до 10 кВ:

 

1 - рама, 2 - краны, 3 - стояка

 

 

Инструменты и приспособления

 

 

Таблица 2

 

  N пп     Наименование и тип     ГОСТ, ОСТ, ТУ     Количество, шт.     Примечание  
      Строп двухветвевой 2CК-1,0 4500     ГОСТ 25573-82        
      Лом обыкновенный строительный ЛО-24     ГОСТ 1405-83         Масса 4 кг  
      Оттяжки из капронового каната     10293-77         Каждая по 15 м  
      Каски строительные     ГОСТ 12.4.087-84        
      Подкладки деревянные     -     2 под каждую стойку     Высота 20 см  
      Прокладки деревянные     -     То же     Высота 10 см  
      Аптечка     -         комплект  
      Рулетка металлическая РЗ-20     ГОСТ 7502-98        

 

Эксплуатационные материалы

 

 

Таблица 3

 

 

    N пп     Наименование горючесмазочных материалов     Норма расхода ГСМ для механизмов, кг/час    
        К-700/CMК-10     ЗИЛ-130В1/ КС-2561Д  
        Дизельное топливо     18,5/4,4     -  
        Дизельное масло     0.6/0,28     -  
        Бензин     -     3,7/6,7  
        Автотракторное масло     -     -/0,27  

 

 

Такелажные средства и приспособления и инструмент

 

 

При транспортировке материалов и оборудования по трассе широко применяют канаты, тросы, приспособления для строповки, стрелы, шарниры, якоря, блоки, полиспасты.

 

Таблица 4

 

Характеристики тросов

 

  Диаметр проволоки, мм       Трос 6x37         Трос 1х37    
    диаметр, мм     масса, кг/км     разрывное усилие, кН     диаметр, мм     масса, кг/км     разрывное усилие, кН  
  0,5     11,5     427,0     61,05     -     -     -  
  0.6     13,5     613,5     87,71     -     -     -  
  0,7     15,5     834,5         -     -     -  
  0.8     -     -     -     5,6     154,5     26,9  
  0,9     -     -     -     6,4     201,5     34,05  
  1,0     22,5     1705,0     243,5     7,0     249,0     42,05  
  1,1     24,5     2060,0     294,5     7,8     301,0     50,9  
  1,2     27,0     2455,0         8,5     359,0     60,7  

 

Канаты и тросы. На вспомогательных работах, не связанных с большими усилиями (подъеме блоков и инструмента на опоры, расчаливании установленных опор), используют пеньковые и капроновые канаты. При подъеме и установке опор основными такелажными средствами являются стальные канаты двойной крестовой свивки - тросы (табл.4).

 

 

 

Рис.3. Стальной трос:

 

1 - пряди, 2 -проволока, 3 - пеньковый сердечник

 

 

Трос (рис.3) состоит из проволочных прядей 1, свитых вокруг пенькового сердечника 3. Проволоки 2 внутри прядей также перевиты между собой. В маркировке троса указываются количество прядей и число проволок в каждой из них. Так, трос 6х37, часто используемый для грузовых (тяговых) канатов в лебедках и полиспастах, свит из шести прядей по 37 проволок в каждой. Для изготовления стропов применяют гибкие тросы с проволоками диаметром от 0,5 до 1,2 мм, так как проволоки меньшего диаметра легко перетираются, а большего не обеспечивают необходимую гибкость. Для расчалок и оттяжек используют жесткие тросы, состоящие из 114 проволок.

 

 

Приспособления для строповки грузов. Для крепления тросов к опорам, монтажным стрелам и якорям служат инвентарные захваты: коуши, сжимы, концевые зажимы, крюки и др. При заделке троса в коуш 1 (рис.4, а) сходящие с него концы троса 3 стягиваются сжимами 2, устанавливаемыми так, чтобы затягивающие гайки были расположены со стороны рабочей ветви троса. Для оконцевания тросов используют также зажимы ТС (рис.4, б), закрепляемые на его конце опрессованием. Размеры проушин 4 зажимов ТС позволяют сцеплять их со стандартной арматурой для монтажа проводов.

 

 

 

Рис.4. Заделка троса в коуш (а) и в концевой зажим ТС (б):

 

1 - коуш, 2 - сжимы, 3 - трос. 4 - проушина зажима ТС

 

 

Для обвязки грузов и крепления их к крюкам грузоподъемных механизмов служат грузовые стропы, изготовляемые из отрезков особо мягких тросов. Концы одинарных стропов (рис.5, а) заделывают в коуши 1 и в проушины крюков 3, а универсальных кольцевых - соединяют между собой (рис.5, б). По числу канатных ветвей стропы бывают одно-, двух- и четырехветвевыми. Стандартный двухветвевой канатный строп (рис.5, в) состоит из звена 4 для навешивания стропа и двух канатных ветвей 2 с крюками 3 для захвата груза 5. При установке опор обычно применяют универсальные и двухветвевые стропы, а анкерных плит и фундаментов - четерыхветвевые.

 

 

 

Рис.5. Грузовые стропы:

 

а - одинарный с коушем и крюком, б - кольцевой универсальный УСК-1,6-2/1100, в - двухветвевой:

1 - коуш, 2 - канатная ветвь, 3 - крюк, 4 - звено для навешивания стропа, 5 - груз

 

 

Усилия в ветвях стропа зависят от массы поднимаемого груза, числа ветвей и угла между ними. Чтобы уменьшить нагрузку на ветви, этот угол должен быть по возможности минимальным и не превышать 90°. Длина ветвей стропа должна быть одинаковой. В зависимости от массы и габаритов груза применяют в соответствии со специальными типовыми таблицами и технологическими картами определенные схемы строповки.

 

После подъема опоры много времени затрачивают на снятие стропов и оттяжек, так как приходится влезать на опору и освобождать трос. Специальные стропы с различными освобождающимися устройствами позволяют выполнять эту операцию с земли (рис.6, а, б). Кольцевой строп 1 с полуавтоматическим замком 2 охватывает ствол опоры и запирается пальцем 4 под действием встроенной в скобу пружины 5. После подъема опоры строп освобождают, оттягивая палец веревкой 3.

 

 

Рис.6. Захват опоры кольцевым стропом (а) с полуавтоматическим замком (б):

 

1 - строп, 2 - замок, 3 - веревка, 4 - палец, 6 - пружина, 7 - скоба

 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

 

 

Перед употреблением троса тщательно проверяют целость его проволок. Количество оборванных проволок на длине одного шага свивки не должно превышать 10% общего их числа в тросе. При большем числе оборванных проволок трос должен быть забракован. При поверхностном износе или коррозии трос бракуют, если число оборванных проволок меньше. Трос с оборванной прядью нельзя использовать ни в каких такелажных средствах. При обрыве пряди во время работы трос должен быть немедленно заменен.

 

 

5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

При транспортировке материалов по трассе нельзя ломать кусты и деревья, повреждать поверхностный слой земли, загрязнять почву продуктами отработки машин и механизмов. Чтобы исключить оползни грунта на склонах, следует применять косогорные опоры с разной длиной стоек и оттяжек, что позволяет отказаться от выравнивания грунта в месте установки опор. Уменьшение ширины просек вблизи опор значительно сокращает вырубку деревьев. Такие просеки могут быть криволинейными или ступенчатыми. Для сохранения птиц, садящихся на провода и вьющих гнезда в местах их крепления на опорах, устраивают специально противоптичьи заградители, насесты, площадки для гнезд в безопасных местах.

 

 

1. Эксплуатация транспортных средств при доставке на трассу ВЛ 0,4 кВ конструкций и строительных материалов должна осуществляться в соответствии о "Правилами дорожного движения".

 

2. Работы по строительству ВЛ 0,4 кВ необходимо выполнять в соответствии с требованиями СНиП.

 

3. Эксплуатация подъемно-крановых машин, а также стропов, канатов, крюков и др. на строительстве ВЛ 0,4 кВ должна осуществляться в соответствии о "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов".

 

4. Работы по сооружению ВЛ 0,4 кВ необходимо выполнять в соответствии с требованиями СНиП.

 

5. Основные правила безопасного выполнения работ о применением строительных машин в охранной зоне действующей ВЛ приведены ниже.

 

5.1. Охранной зоной ВЛ является участок земли и пространства, заключенный между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов (при неотклоненном их положения) на определенном расстоянии.

 

Расстояние от крайних проводов ВЛ до границы охранной зоны - L в зависимости от напряжения ВЛ приведены в таблице 5.

 

Таблица 5

 

  Напряжение ВЛ, кВ     L, м  
  до 1      
  от 1 до 20      
       
       
  150, 220      
  330, 400, 500      
       
  800 (постоянный ток)      

 

5.2. Строительно-монтажные работы в охранной зоне действующей ВЛ следует производить под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасность производства работ, при наличия письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определявшего безопасные условия работ.

 

5.3. На места работ провода отключенной ВЛ должны быть заземлены переносными заземлениями.

 

5.4. Работа в действующих электроустановках допускается в случае, если исключено приближение людей к находящимся под напряжением токоведущим частям на расстояние L, менее указанного в таблице 6.

 

Таблица 6

 

    Напряжение воздушной линия, кВ     L, м  
    до 1     0,6  
    от 6 до 35     0,6  
    от 60 до НО     1.0  

 

5.5. При невозможности снятия напряжения о ВЛ работа строительных машин в охранной зоне допускается, если расстояние - Lот подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением, не менее указанного в таблице 7.

 

Таблица 7

 

  Напряжение воздушной линии, кВ     L, м  
  Напряжение ВЛ, кВ     1,5  
  до 1     2,0  
  от 1 до 20     4,0  
      5,0  
      6,0  
  150, 220     9,0  
  330, 400, 500     9,0  

 

5.6. Работа строительных машин под проводами ВЛ напряжением ниже 110 кВ без их отключения не допускается.

 

5.7. Допускается работа строительных машин под проводами действующих ВЛ напряжением 110 кВ и выше, при условии, что расстояние от подъемной или выдвижной частей машин, а также от перемещаемого ими груза, находящегося в любом положении, до ближайшего провода будет составлять не менее указанного в таблице 4 для соответствующего напряжения ВЛ.

 

5.8. Корпусы грузоподъемных машин, за исключением машин на гусеничном ходу, работающих в охранной зоне действующих ВЛ без их отключения, должны быть заземлены.

 

5.9. Крюки грузоподъемных машин и стропов должны быть снабжены предохранительными замками.

 

5.10. При проезде под проводами действующей ВЛ подъемные и выдвижные части механизмов и грузоподъемных машин должны находиться в транспортном положении. Передвижение машин вне дорог под проводами действующей ВЛ следует производить в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).

 

Проезд машин и механизмов под проводами действующей ВЛ без проверки возможности обеспечения безопасных расстояний до проводов находящихся под напряжением запрещается.

 

11. При случайном соприкосновении части машины с проводом ВЛ, находящимся под напряжением, или возникновении между ними влектрического разряда запрещается прикасаться к машине, стоящим на земле, подниматься на нее или сходить о нее до снятия напряжения с ВЛ или отвода соприкоснувшейся части машины на безопасное расстояние.

 

В случае возгорания машины водитель должен, не держась руками за части машины, спрыгнуть на землю сразу обеими ногами и удаляться от нее прыжками на одной ноге или двух одновременно, либо короткими шагами, не превышающими длину стопы.

 

16. Во время грозы производство работ и пребывание людей вблизи опор действующей или строящейся ВЛ запрещается.

 

При погрузочно-разгрузочных работах место производства работ по подъему и перемещению грузов должно быть освещено в соответствии с нормами. Все чалочные и захваточные приспособления должны быть испытаны и иметь клеймо или бирки с указанием срока испытания и предельной грузоподъемности.

 

Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны иметь соответствующие удостоверения. Работы, связанные с погрузкой и выгрузкой железобетонных и металлических конструкций (столбов, опор, подножников), выполняются под руководством прораба, мастера или опытного бригадира. Предварительно прораб (мастер или бригадир) обязан провести подробный инструктаж по технике безопасности.

 

 

Строповку длинномерных и тяжеловесных грузов выполняют в соответствии со схемой, выдаваемой такелажнику и крановщику. Для разворота грузов при подъеме или перемещении такелажник должен применять специальные оттяжки, а также следить за тем, чтобы при подъеме груза тяговые канаты находились в вертикальном положении, и не допускать подтаскивания груза крюком. Перед опусканием груза необходимо осмотреть место выгрузки и убедиться в невозможности падения, сползания или опрокидывания груза при установке.

 

Материал подготовил Демьянов А.А.



poisk-ru.ru

Такелажные работы (Грузоперевозки) - это... Что такое Такелажные работы (Грузоперевозки)?

 Такелажные работы (Грузоперевозки)

Такелажные работы

Такелажные работы — это комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. В отличие от обычных погрузочно-разгрузочных работ, такелажные услуги предполагают применение специальных приспособлений и механизмов. Традиционно такие работы применяются для погрузки или выгрузки крупногабаритных или тяжелых грузов, вес и конфигурация которых не дает возможности производить эти операции вручную.

Одна из основных областей применения данного вида работ — перевозка оборудования промышленного назначения. Такелаж оборудования используется не только с целью облегчения задачи грузчикам. Погрузка станков, верстаков, конвейеров и других элементов технологических линий с применением такелажной оснастки способствует четкой организации процесса, позитивно отражается на сроках выполнения работ, а также обеспечивает сохранность дорогостоящего оснащения. Сегодня профессиональный такелаж оборудования востребован практически во всех отраслях народного хозяйства — от металлургического комплекса до пищевой промышленности. Помимо этого с помощью такелажников может производиться перевозка сейфов, крупногабаритных музыкальных инструментов, торгового оборудования и других грузов.

Примеры такелажных работ можно посмотреть здесь

Такелаж

Такелаж – это набор средств, механизмов и приспособлений для крепления и перемещения грузов. Профессиональный такелаж включает в себя следующую оснастку: тросы, карабины, канаты, цепи, крюки, веревки, стропы и пр. Иногда данный термин может служить обозначением действия, направленного на погрузку или выгрузку тех или иных грузов, являясь синонимом таких словосочетаний, как «такелажные услуги» или «такелажные работы». Правда, в отличие от «такелажных работ», «такелажные услуги» подразумевают вспомогательные операции - такие как предварительная упаковка требующего перемещения оборудования, или изготовление поддонов для перевозки груза.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Тайчжун
  • Такелажные работы (морской термин)

Смотреть что такое "Такелажные работы (Грузоперевозки)" в других словарях:

  • Такелажные работы (грузоперевозки) — У этого термина существуют и другие значения, см. Такелажные работы. Такелажные работы Такелажные работы это комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. В отличие от обычных погрузочно… …   Википедия

dic.academic.ru

Такелажное приспособление - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Такелажное приспособление

Cтраница 2

Перечисленные и другие такелажные приспособления изготовляют достаточно прочными, отвечающими весу поднимаемого или перемещаемого груза. На такела кные приспособления, как и на грузоподъемное оборудование распространяются правила устройства, освидетельствования и эксплуатации кранов и подъемных приспособлений.  [16]

Рабочие, обслуживающие такелажные приспособления, должны периодически осматривать их. Не реже чем через каждые 6 месяцев следует осматривать траверсы, через 1 месяц - захваты, через каждые 10 дней - стропы.  [17]

Рабочие, обслуживающие такелажные приспособления, должны периодически осматривать пх.  [19]

Распространенным такелажным приспособлением для подъема грузов является монтажная мачта. Мачты применяют почти во всех случаях, когда невозможно применение кранов. Монтажная мачта представляет собой металлическую стойку, установленную вертикально или с некоторым наклоном и удерживаемую в устойчивом положении вантами ( расчалками), которые одним концом крепят к верху ( оголовку) мачты, другим - за якоря.  [20]

Наиболее распространенным такелажным приспособлением является блок. Во всех применяемых блоках следует проверять наличие приспособления, предотвращающего спадание троса с роликов. Диаметр блока должен соответствовать диаметру троса.  [21]

Наиболее распространенными такелажными приспособлениями при выполнении погрузочных и транспортных работ с трубами являются: стропы, накаты, устройства для закрепления труб на трубовозах, канаты, цепи, клещи, траверсы, оттяжки.  [22]

Все такелажные приспособления перед сдачей в эксплуатацию проверяют в соответствии с действующими правилами Госгортехнад-зора и регистрируют в специальном журнале. Кроме периодических осмотров стропы осматривают перед началом каждой смены; при обнаружении дефектов использовать стропы нельзя.  [24]

Все такелажные приспособления и подъемные механизмы перед их применением должны быть проверены и испытаны и иметь соответствующие бирки.  [25]

Все такелажные приспособления подвергают первичному техническому освидетельствованию на заводе-изготовителе.  [27]

Крепить такелажные приспособления и размещать детали ремонтируемого оборудования следует в соответствии с проектом, выполненным производственно-техническим отделом и утвержденным главным инженером энергопредприятия.  [28]

Все такелажные приспособления и подъемные механизмы перед их применением должны быть проверены и испытаны и иметь соответствующие бирки.  [29]

Все такелажные приспособления и подъемные механизмы перед применением должны быть проверены, испытаны и иметь соответствующие бирки.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта