Содержание
Рынок
Функционирование энергосистемы Российской Федерации основано на сочетании действующей под государственным контролем технологической и коммерческой инфраструктуры, с одной стороны, и взаимодействующих между собой в конкурентной среде организаций, осуществляющих выработку и сбыт электроэнергии.
К субъектам электроэнергетики в соответствии с федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 относятся организации, осуществляющие производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
К организациям технологической инфраструктуры относятся:
— компания, управляющая единой национальной электрической сетью (ОАО «Федеральная сетевая компания»),
— организация, осуществляющая диспетчерское управление (ОАО «Системный оператор Единой энергетический системы»).
В коммерческую инфраструктуру входит ОАО «Администратор торговой системы» и его дочерняя организация ЗАО «Центр финансовых расчетов». Деятельность инфраструктурных организаций, в том числе ценообразование и условия взаимодействия с контрагентами, подлежит государственному регулированию.
Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электроэнергии на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям – участникам оптового рынка. Сбытовые организации приобретают электроэнергию на оптовом и розничных рынках и продают ее конечным потребителям. Купля и продажа электроэнергии и мощности генерирующими компаниями, сбытовыми организациями, сетевыми организациями и крупными потребителями-участниками оптового рынка электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с установленными постановлением Правительства Российской Федерации № 1172 от 27.12.2010 Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности.
В соответствии с федеральным законом № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике»» запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики.
Диспетчерское управление
Оперативно-диспетчерское управление (ОДУ) в единой энергосистеме России осуществляет Системный оператор (ОАО «СО ЕЭС»). Главная функция Системного оператора – контроль за соблюдением технологических параметров функционирования энергосистемы. Для исполнения этой функции Системный оператор может:
— отдавать обязательные к исполнению команды генерирующим и сетевым компаниям, потребителям с регулируемой нагрузкой;
— контролировать очередность вывода в ремонт генерирующих и сетевых мощностей;
— осуществлять контроль за исполнением инвестиционных программ генерирующими и сетевыми компаниями.
Системный оператор участвует в обеспечении функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности: осуществляет актуализацию расчетной модели, на основе которой Коммерческий оператор производит расчет объемов и цен торговли на оптовом рынке электроэнергии, проводит конкурентный отбор мощности (КОМ) и обеспечивает функционирование балансирующего рынка – торговли отклонениями от плановых объемов производства и потребления электроэнергии.
100% голосующих акций ОАО «СО ЕЭС» принадлежит государству.
Сетевая инфраструктура рынков электроэнергии
Сетевые организации осуществляют два основных вида деятельности — передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям. Оба эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством.
Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (цен) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании публичного договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Договор на оказание услуг по передаче должен содержать следующие существенные условия:
— величину максимальной мощности энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения;
— величину заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения;
— ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, в границах балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя;
— обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности.
Кроме того, Правилами недискриминационного доступа, утверждаемыми постановлением Правительства РФ, определяются основные обязательства сетевой организации и потребителя услуг при исполнении договора на передачу электрической энергии.
По специфике основных условий среди договоров на передачу могут быть выделены следующие группы:
— договоры «сетевая организация — конечный потребитель»;
— договоры «сетевая организация — гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация)»;
— договоры «сетевая организация — сетевая организация»
Для ОАО «ФСК ЕЭС» плательщиками по договору являются владельцы присоединенных к ней сетевых объектов, в том числе иные владельцы единой национальной электрической сети (ЕНЭС), если они самостоятельно оказывают услуги по передаче электрической энергии. То есть, территориальные сетевые организации обязаны оплачивать владельцам ЕНЭС, в том числе ОАО «ФСК ЕЭС», их долю услуг по передаче электрической энергии
Для территориальных сетевых организаций условия взаиморасчетов (направление платежа, размер платежа) по договорам «сетевая организация — сетевая организация» существенным образом зависят от принятой в субъекте РФ модели установления тарифов на услуги по передаче. С 2008 года для всех потребителей, находящихся в субъекте Российской Федерации, стало обязательным установление единых (котловых) тарифов по уровню напряжения.
Коммерческая инфраструктура рынков электроэнергии
Организация торговли и обеспечение расчетов между участниками оптового рынка электроэнергии является функцией Коммерческого оператора – ОАО «Администратор торговой системы», 100% дочерней компании Некоммерческого партнерства «Совет рынка». Дочерняя организация ОАО «АТС» и НП «Совет рынка» — ЗАО «Центр финансовых расчетов», выступает унифицированной стороной по сделкам купли-продажи электроэнергии и мощности, осуществляет расчет требований и обязательств по договорам купли-продажи электроэнергии и мощности.
Стоимость услуг Коммерческого оператора контролируется государством.
Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке \ КонсультантПлюс
Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 32
— Поставщик хочет взыскать задолженность за электроэнергию в целях компенсации ее потерь в рамках контракта энергоснабжения (поставки электроэнергии) для государственных и муниципальных нужд
— Поставщик хочет взыскать задолженность за электроэнергию в целях компенсации ее потерь в отсутствие контракта энергоснабжения (поставки электроэнергии) для государственных и муниципальных нужд
1. На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.
Наряду с указанной системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности — субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.
Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень. Покупатели электрической энергии — субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка, а также для иных лиц и организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии в целях исполнения обязательств перед покупателями мощности, принятых на себя всеми поставщиками мощности по всем договорам в совокупности на определенных правилами оптового рынка условиях.
Факт предоставления и получения мощности подтверждается организациями коммерческой и технологической инфраструктуры в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации.
Правила оптового рынка должны предусматривать обеспечение достаточного количества мощности для покрытия спроса на электрическую энергию с учетом необходимости обеспечения нормативной потребности в резерве электрической мощности, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективы, с использованием наиболее эффективных ресурсосберегающих технологий.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 11.06.2022 N 174-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Отбор мощности на конкурентной основе проводится системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка исходя из необходимости обеспечения в Единой энергетической системе России достаточного количества генерирующих мощностей для обеспечения ее надежного функционирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом требований маневренности генерирующего оборудования, требований к энергетической и экологической эффективности новых мощностей, минимизации расходов покупателей, связанных с совокупной покупкой электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При проведении отбора на конкурентной основе мощности в порядке, установленном правилами оптового рынка, учитываются планы строительства и реконструкции объектов электроэнергетики, определенные документами перспективного развития электроэнергетики.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие выдачу и передачу на дальние расстояния мощности новых объектов по производству электрической энергии, определенных по результатам отбора на конкурентной основе мощности, включаются в инвестиционные программы сетевых организаций на основании заключенных в установленном порядке договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям или соглашений о порядке взаимодействия, заключенных с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 11.06.2022 N 174-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности подлежат регистрации в порядке, установленном правилами оптового рынка.
В случае заключения субъектами оптового рынка таких договоров стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Доступ к услугам по передаче электрической энергии предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.
Заявки гарантирующих поставщиков в объеме принятых обязательств по поставкам электрической энергии и мощности удовлетворяются в обязательном порядке по ценам, определенным по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии, в результате проведения необходимых в соответствии с правилами оптового рынка процедур. Субъекты оптового рынка обязаны приобретать мощность в случае и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Субъекты оптового рынка свободны в выборе порядка реализации электрической энергии и мощности, в том числе купли-продажи электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии и (или) мощности, через систему двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности или посредством иного определенного правилами оптового рынка способа.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Субъекты оптового рынка — производители электрической энергии (мощности), к цене на мощность которых применяется надбавка, в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) осуществляют перечисление безвозмездных целевых взносов в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в размере и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, которые входят в состав Дальневосточного федерального округа и на территориях которых осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), за счет средств, полученных в виде безвозмездных целевых взносов от субъектов оптового рынка — производителей электрической энергии (мощности), указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют финансовое обеспечение (возмещение) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов в связи с доведением на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в размере, определенном в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Субъекты оптового рынка — производители электрической энергии (мощности), указанные в абзаце первом настоящего пункта, и уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в абзаце втором настоящего пункта, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, заключить соглашение (договор) о безвозмездных целевых взносах, которое должно содержать в том числе обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов и срок исполнения указанного обязательства, размер безвозмездных целевых взносов и срок их перечисления, а также другие существенные условия, установленные Правительством Российской Федерации.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.06.2017 N 129-ФЗ)
2. На оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы определения складывающихся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию и мощность:
производимое с учетом технологических и сетевых ограничений, необходимости обеспечения равенства финансовых обязательств и требований участников рынка определение коммерческим оператором оптового рынка цен покупки и продажи электрической энергии и мощности за расчетный период на основании равновесных цен на электрическую энергию и цен на мощность, определяемых по результатам отбора:
в отношении электрической энергии — ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию;
в отношении мощности — ценовых заявок поставщиков мощности в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности;
самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности.
В целях обеспечения процесса планирования производства и поставок электрической энергии поставщики электрической энергии подают заявки на объем электрической энергии, соответствующий всей располагаемой мощности, за исключением мощности, выведенной из эксплуатации и (или) в ремонт в порядке и на условиях, которые установлены статьей 44 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Поставщики электрической энергии, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не подавать заявки.
Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) участники указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении.
При заключении отдельными поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности цена электрической энергии и (или) мощности и иные условия таких договоров определяются их участниками самостоятельно.
Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии должны соблюдать правила оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли системных затрат, установленных настоящим Федеральным законом. Порядок подачи ценовых заявок, порядок их отбора и механизм определения рыночных цен оптового рынка и стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке за расчетный период устанавливаются правилами оптового рынка. Отбор ценовых заявок, расчет и объявление равновесных цен, цен покупки и продажи, стоимости электрической энергии на оптовом рынке осуществляются коммерческим оператором оптового рынка. Механизмом определения указанных цен должна предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
По результатам отбора ценовых заявок в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, формируются критерии оптимизации режима оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике для системного оператора.
Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность. Цены (тарифы) на мощность формируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставщики мощности свободны в определении цены на мощность, указываемой в ценовых заявках в отношении объектов по производству электрической энергии. В случае установления регулируемых цен (тарифов) на мощность должны выполняться требования, указанные в статье 23 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями — владельцами генерирующих мощностей в отношении:
генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность;
атомных электростанций в части обеспечения требований проекта, технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также соответствующих международных норм и правил.
Во вторую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями — владельцами генерирующих мощностей в отношении:
тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме;
гидроэлектростанций в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности;
тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, вырабатываемой с использованием в качестве основного топлива нефтяного (попутного) газа или продуктов его переработки.
(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2010 N 26-ФЗ)
В третью очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями — владельцами генерирующих мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих исполнение обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии в случаях, установленных правилами оптового рынка, и при наличии долгосрочного уведомления об отборе электрической энергии.
Указанный объем производства электрической энергии принимается на оптовом рынке в процессе планирования в установленном настоящей статьей порядке в случае подачи этими организациями ценопринимающих заявок (заявок без указания цены, по которой они готовы продать указанный в заявке объем электрической энергии) или долгосрочных уведомлений об отборе электрической энергии, которые заменяют заявки. При необходимости эти организации могут уточнять объем электрической энергии посредством подачи в соответствии с правилами оптового рынка заявок, что исключает их из третьей очереди в части уточненного объема.
Объем производства электрической энергии, указанный в долгосрочных уведомлениях об отборе электрической энергии и принятый на оптовом рынке, в том числе в первую и во вторую очереди, направляется на обеспечение исполнения обязательств, указанных в данных долгосрочных уведомлениях.
В случае, если на оптовом рынке не может быть принят совокупный объем электрической энергии (в первой, второй, третьей очередях), в отношении непринятого объема электрической энергии действует механизм ценообразования, не влекущий за собой возникновения убытков у сторон договоров, включенных в третью очередь. Такой механизм устанавливается правилами оптового рынка.
В случае, если исполнение обязательств, установленных по результатам торгов на оптовом рынке, в том числе вследствие подачи или неподачи субъектами оптового рынка ценопринимающих заявок, влечет за собой угрозу надежности функционирования Единой энергетической системы России, невозможность обеспечения теплофикационных режимов или нарушение иных технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, системный оператор осуществляет оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике режимами работы без учета результатов таких торгов.
Равновесные цены электрической энергии определяются на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии в ценовых зонах оптового рынка с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии.
(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности на оптовом рынке в расчетный период определяются коммерческим оператором оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных правилами оптового рынка процедур.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем оплаты мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности таких объектов на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности формируются организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка исходя из данных, которыми они располагают на момент формирования таких цен. При получении данных, которые относятся к предыдущим периодам и по которым цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности сформированы, но не более чем за предыдущие три года, цены покупки и продажи и стоимость электрической энергии и мощности, проданных в текущем и (или) последующих расчетных периодах, определяются для субъектов оптового рынка, участвующих в торговле в эти периоды, с учетом указанных данных в порядке, установленном правилами оптового рынка. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, проданных или купленных субъектом оптового рынка в предыдущих расчетных периодах, изменению и перерасчету не подлежат.
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 394-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Коммерческий оператор оптового рынка обязан обеспечить хранение информации о сформированных им рыночных ценах на электрическую энергию и на мощность, а также предоставление указанной информации третьим лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предоставленные советом рынка и коммерческим оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности данные о результатах торговли являются официальным источником информации о рыночных ценах, складывающихся на оптовом рынке за расчетный период. Предоставленные советом рынка данные о нерегулируемых прогнозных свободных ценах на электрическую энергию (мощность) являются официальным источником информации, используемой субъектами оптового и розничных рынков для прогнозирования объема и стоимости электрической энергии (мощности), а также официальным источником информации, используемой при государственном регулировании цен (тарифов).
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если темп изменения цен на электрическую энергию на оптовом рынке превышает ограничения, установленные правилами оптового рынка, на оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.
Порядок организации оптового рынка при введении особого режима расчета цен устанавливается правилами оптового рынка.
Субъекты оптового и розничных рынков в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, предоставляют в совет рынка информацию о величинах, влияющих на изменение цен на оптовом и розничных рынках.
(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Величина фактических потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций, являющихся субъектами оптового рынка, оплачивается этими сетевыми организациями в установленном правилами оптового рынка порядке. При этом такие сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь.
Стоимость потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций и учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, не учитывается при определении обязательств по оплате электрической энергии участников оптового рынка — покупателей электрической энергии.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Особенности режима экспорта и импорта электрической энергии определяются правилами оптового рынка с учетом положений статьи 30 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Правила оптового рынка могут предусматривать распределение на конкурентной основе для экспорта и импорта прав на использование ограниченной пропускной способности межгосударственных электрических линий среди субъектов оптового рынка. Порядок распределения указанных прав, определение их стоимости, механизмы распределения средств от продажи указанных прав, порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь, а также порядок определения организаций, осуществляющих такие действия, из числа организаций коммерческой и (или) технологической инфраструктур и другие особенности устанавливаются правилами оптового рынка.
(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
5. Предусмотренные федеральными законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью положения об условиях совершения крупных сделок и о порядке их одобрения, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не распространяются на сделки, заключение которых в соответствии с правилами оптового рынка необходимо для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
(п. 5 введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
Оптовые рынки и передача — Стратегические условия
Структура рынка
Традиционно регулируемые вертикально интегрированные коммунальные предприятия владеют и управляют генерирующей и передающей инфраструктурой, возможно, торгуя на двусторонней основе с соседними коммунальными предприятиями. Оптовые рынки (например, ISO и RTO) электроэнергии возникли, когда некоторые части страны отказались от регулирования своих электроэнергетических секторов. Роль RTO или ISO заключается в том, чтобы служить связующим звеном для торговли электроэнергией и управлять системой для облегчения этих сделок. В соответствии с требованиями FERC ими управляет персонал, не связанный с участниками рынка и результатами рынка, и, таким образом, поддерживается стимул предоставлять свободный и справедливый доступ всем участникам. Каждая ISO и RTO имеет свою структуру рынка — правила, по которым участники торгуют властью. Эти рыночные модели очень сложны и постоянно развиваются, но в целом предназначены для получения эффективных, конкурентоспособных результатов. Например, вносятся изменения, чтобы повысить эффективность рыночных результатов, остановить любые потенциальные экономические «игры» при их обнаружении и уменьшить количество нерыночных диспетчерских операций, необходимых для работы системы. Изменения в рыночные правила вносятся по указанию FERC и через процессы заинтересованных сторон.
Из-за фиксированного географического характера оптовых рынков они не конкурируют друг с другом, но действуют как независимые от прибыли организации (т. е. «некоммерческие» или «некоммерческие»), чтобы гарантировать, что участники рынка имеют доступ на конкурентный рынок своих услуг (см., например, описание PJM того, как он зарабатывает деньги, или описание бизнес-модели CAISO).
Чем больше ресурсов доступно оптовому рынку для уравновешивания спроса и предложения, тем лучше могут быть общие решения. Аналогичным образом, использование генерации в широком географическом регионе может сгладить различные модели нагрузки и предложения, особенно от прерывистых возобновляемых источников энергии. В результате возникает необходимость в том, чтобы оптовые рынки работали на более крупных балансирующих территориях. Это может произойти за счет роста ISO/RTO, создания несбалансированных рынков или других механизмов, упрощающих координацию на больших территориях (см., например, CAISO EIM). Однако более крупные региональные рынки могут затруднить для определенных штатов и географических регионов проведение предпочтительной политики, поэтому трудно предсказать, какие оптовые рынки будут стремиться к расширению, слиянию или сохранению своей балансирующей зоны в будущем.
ISO и RTO США: ISO Новой Англии (ISO-NE), ISO Нью-Йорка (ISO Нью-Йорка), Interconnection Пенсильвании – Нью-Джерси – Мэриленда (PJM), Midcontinent ISO (MISO), Southwest Power Pool (SPP), Electric Совет по надежности Техаса (ERCOT) и ISO Калифорнии (CAISO). Кроме того, в Министерстве энергетики существуют федеральные управления по сбыту электроэнергии (PMA), которые управляют плотинами гидроэлектростанций в 33 штатах и осуществляют оптовый маркетинг и операции по передаче; как правило, они не владеют генерирующими мощностями или передающим оборудованием. К PMA относятся: Управление долины Теннесси (TVA), Управление энергетики Бонневилля (BPA), Управление энергетики Юго-Востока (SEPA), Управление энергетики Юго-Запада (SWPA) и Управление энергетики Западного региона (WAPA).
Пять сил Портера
В этом разделе мы исследуем пять сил Портера, поскольку они связаны с оптовым рынком и операторами передачи; в частности, это: угроза появления новых участников, угроза постоянных конкурентов, угроза продуктов или услуг-заменителей, рыночная власть поставщиков и рыночная власть покупателей. Структура показана на Рисунке SC.1 ниже, и характеристики каждой из сил будут подробно обсуждаться впоследствии в контексте оптового рынка и операторов передачи. Мы отмечаем, что из-за характера этих ролей в цепочке создания стоимости на рынке электроэнергии (например, географическая исключительность, экономическая эффективность, позволяющая избежать дублирования инфраструктуры и т. д.), некоторые из пяти сил, вероятно, не проявляются так, как они, например, для технологии, продаваемой на конкурентном рынке.
Рисунок SC.1 Пять сил Портера
- Соперничество в отрасли
ISO/RTO не пересекаются и, таким образом, не участвуют в традиционном внутриотраслевом соперничестве. Однако для физического перемещения энергии между двумя точками частные линии передачи, не находящиеся под контролем ISTO/RTO между ресурсами, могут не использовать систему ISO/RTO. Что касается рыночного аспекта оператора передачи, участники могут выбрать двустороннюю торговлю, избегая организованного спотового рынка. В таких случаях стороны, заключившие такие договоренности, по-прежнему должны информировать оператора оптового рынка о своем предполагаемом запланированном потоке для включения в оптимизацию рынка, чтобы убедиться, что в долгосрочной перспективе груз может покинуть территорию, охватываемую оптом. рынок.
- Угроза новых участников
Благодаря эксклюзивности в пределах географического региона, оптовый рынок электроэнергии и операторы передачи не сталкиваются с угрозой появления новых участников так же, как другие сегменты цепочки создания стоимости.
- Угроза замены
Поскольку оптовый рынок неразрывно связан с электрической сетью, его экономическая жизнеспособность зависит от появления и роста технологий и систем, которые угрожают полностью отказаться от системы: самогенерация, распределенная генерация, включая микросети, системы хранения и другие технологии, которые могут позволить потребителям электроэнергии отключаться от сети. В таких сценариях операторы передачи и рынка будут лишены бизнеса, как и LSE.
- Торговая сила поставщиков
С точки зрения операций по передаче электроэнергии основными поставщиками на рынке электроэнергии являются компании, которые предоставляют программное и аппаратное обеспечение для проведения аукционов электроэнергии и диспетчеризации системы передачи в соответствии с результатами. Очевидно, что без передающих активов нечем было бы управлять, поэтому, конечно же, организации, которые фактически владеют передающими активами и инвестируют в них, также являются поставщиками.
- Торговая сила покупателей
Основными покупателями на оптовом рынке являются предприятия по обслуживанию грузов. Энергия с оптового рынка также может быть экспортирована через соединения на другие оптовые рынки, что делает другие рынки потенциальным потребителем.
Обзор географии
Оптовые рынки электроэнергии географически различны, хотя они могут торговать с соседними рынками в случае избыточного или недостаточного предложения. Северо-западный, юго-восточный и юго-западный регионы США (см. рис. SC.2) в основном обслуживаются традиционными оптовыми рынками электроэнергии с вертикально интегрированными коммунальными предприятиями, управляющими производством, передачей и распределением. Другие регионы США обслуживаются ISO или RTO: California ISO (CAISO), Midcontinent ISO (MISO), New England ISO (ISO-NE), Pennsylvania – New Jersey – Maryland Interconnection (PJM), Southwest Power Pool (SPP), Electric Совет по надежности Техаса (ERCOT).
Рисунок SC.2 ISO, RTO и другие рынки электроэнергии США
Источник: веб-сайт FERC https://www.ferc.gov/market-oversight/mkt-electric/overview.asp
Таблица . SC.1 Сводная статистика по RTO/ISO и другим регионам США (2017 г.)
Источник: веб-сайт FERC https://www.ferc.gov/market-oversight/mkt-electric/overview.asp
ИСО/РТО | Генерирующая мощность (МВт) | Пиковый спрос (МВт | Линии электропередачи (мили) | Годовой счет (млрд долларов) | обслуживаемых штатов (#) | Население (млн) |
КАИСО | 60 000 | 50 000 | 26 000 | 11 | 2 | 30 |
МИСО | 174 724 | 127 125 | 65 800 | 25,3 | 15 | |
ИСО-NE | 31 000 | 28 130 | 9000 | 5,4 | 6 | — |
НЙИСО | 38 777 | 33 956 | 11 131 | — | 1 | 20 |
ПЖМ | 165 569 | 165 492 | 82 546 | 39,05 | 13 | 65 |
СПП | 84 946 | 45 279 | 60 000 | — | 14 | 18 |
ЭРКОТ | 75 964 | 69 621 | 46 500 | 34 | 1 | 24 |
Юго-Восточный регион | 238 000 | 170 000 | 55,000 | — | 10 | 57 |
Юго-Западный регион | 50 000 | 42 000 | — | — | 6 | — |
Обзор управления
Оптовые рынки в США работают в основном под контролем Федеральной комиссии по регулированию энергетики (FERC). Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) была создана в 1920 г.; в 1977 году Закон об организации Министерства энергетики переименовал FPC в FERC. В соответствии с Законом о федеральной власти 1935 года на FPC (теперь FERC) была возложена установленная законом обязанность обеспечивать, чтобы оптовые цены были «справедливыми и разумными».
FERC в первую очередь отвечает за коммерческие и конкурентные аспекты эксплуатации системы передачи, но многие технические эксплуатационные стандарты исходят от Североамериканской корпорации по надежности электроснабжения (NERC), некоммерческой корпорации, которая имеет право обеспечивать соблюдение своих стандартов путем способ быть назначенным FERC Организацией по надежности электроснабжения (ERO).
Большая часть управления дерегулированными оптовыми рынками включает поощрение и усиление конкуренции на рынках электроэнергии. Таким образом, конкретные правила и тесты, используемые для выявления наличия рыночной власти и злоупотребления ею, особенно важны для обсуждения вопросов управления. FERC применяет тесты на долю рынка и ключевых поставщиков, чтобы установить опровержимое предположение о том, что заявитель на рыночное ценообразование не обладает значительной рыночной властью. Тест трех основных поставщиков определяет ситуацию как неконкурентную, если удаление любых трех поставщиков приведет к нарушению системного ограничения. Некоторые ISO проводят дополнительные тесты для неконкурентных рыночных структур. Например, PJM расширяет тест основного поставщика FERC, чтобы охватить двух крупнейших поставщиков на рынке в дополнение к заявителю, и включает в свою оценку рынка только экономические возможности. Кроме того, тест на рыночную власть PJM применяется к любому региону, на который распространяется обязательное ограничение передачи в любое время года. Как правило, при обнаружении рыночной власти аукционные системы ISO автоматически корректируют ставки участников рынка, чтобы свести на нет ее влияние.
Количественное измерение несовершенной конкуренции
Коэффициент концентрации четырех фирм (FFCR)
Для согласованности с данными, представленными в других сегментах цепочки создания стоимости, мы включаем коэффициент концентрации четырех фирм для общего электроэнергетического сектора, а также для передачи и управления электроэнергией ( Таблица SC. 2). Однако, как обсуждалось выше, FFCR и HHI могут неточно отражать способность фирм в этой отрасли использовать рыночную власть.
Таблица SC.2 FFCR для производства, передачи и распределения электроэнергии (NAICS 2211) и передачи электроэнергии и управления ею (NAICS 221121)
Источник: Экономическая перепись США 2007 г., Коммунальные услуги: Тематический ряд – Размер учреждения и фирмы: Сводная статистика по концентрации крупнейших фирм для США: 2007 г.
НАИКС | Фирмы | Количество заведений | Количество сотрудников | Доход (1000 долларов США) | Общий доход от крупных фирм (%) |
2211 | Все фирмы | 9 554 | 511 487 | 445 693 484 | 100,0 |
2211 | 4 крупнейших фирмы | 770 | 67 129 | 66 671 244 | 15,0 |
2211 | 8 крупнейших фирм | 1 176 | 130 510 | 119 303 717 | 26,8 |
2211 | 20 крупнейших фирм | 3 860 | 259 388 | 238 954 814 | 53,6 |
2211 | 50 крупнейших фирм | 5 784 | 384 056 | 343 709 798 | 77,1 |
221121 | Все фирмы | 74 | 6114 | 4 267 551 | 100,0 |
221121 | 4 крупнейших фирмы | 43 | 2341 | 2 312 863 | 54,2 |
221121 | 8 крупнейших фирм | 50 | 3723 | 3 403 647 | 79,8 |
221121 | 20 крупнейших фирм | 66 | 6087 | 4 265 976 | 100,0 |
221121 | 50 крупнейших фирм | 74 | 6114 | 4 267 551 | 100,0 |
Таблица экономических данных фирмы
В таблице SC. 3 перечислены доходы фирмы, количество сотрудников, а также местонахождение штаб-квартиры и производственных мощностей. Более подробную информацию о фирме можно найти в их годовом отчете или на веб-сайте компании (ссылка предоставлена).
Таблица SC.3 Суммарная сумма выставленных счетов в долларах по типам сборов (2014 г.)
Источник: отчет FERC Common Metrics Report (пересмотрен в августе 2017 г.)
ИСО-НЕ | МИСО | NYISO | ПЖМ | СПП | |
Энергетические рынки | 9.079 | 31,958 | 5,023 | 30.573 | 7,753 |
Вместимость | 1,056 | 0,145 | 3,222 | 7,735 | — |
Служба передачи | 1,819 | 2,004 | 2,172 | 8.451 | 2,671 |
Права на передачу финансовых средств | 0,032 | 4,115 | — | 0,96 | — |
Резервы | 0,207 | 0,093 | — | 0,918 | — |
Регулирование рынка | 0,029 | 0,087 | — | 0,258 | — |
Административные расходы | 0,171 | 0,247 | 0,161 | 0,274 | 0,149 |
Прочее | 0,167 | 0,033 | 0,171 | -9,712 | — |
Итого | 12,56 | 38,68 | 10. 749 | 50.03 | 10,573 |
Оптовые и розничные затраты на электроэнергию
Затраты на электроэнергию
Основным продуктом, продаваемым и покупаемым на рынках, является электроэнергия. Электростанции производят электроэнергию и продают ее на энергетическом рынке. «Нагрузочные серверы» или «поставщики» покупают электроэнергию оптом на рынке и поставляют ее розничным потребителям. Это электроэнергия, которую вы покупаете у местной коммунальной службы или независимого поставщика и используете дома или на работе. (Если вы живете в штате, в котором был реструктурирован рынок электроэнергии [MA, CT, RI, NH, ME], вы имеете право покупать электроэнергию напрямую у поставщика. Если вы не выбрали конкурентоспособного поставщика, ваша коммунальная служба покупает электроэнергию на от вашего имени.)
Энергетический рынок определяет цену на оптовую электроэнергию каждый час каждого дня в течение года в определенных местах энергосистемы Новой Англии.
Цена на оптовую электроэнергию колеблется в зависимости от времени суток, времени года и в разных местах Новой Англии из-за многих факторов. Некоторые из наиболее важных факторов, влияющих на цену:
- Колебания цен на топливо, которое электростанции используют для производства электроэнергии (например, природный газ или нефть)
- Сумма потребительского спроса на систему в данный момент времени
- Ограничения на передачу (которые ограничивают поток электроэнергии и препятствуют свободному протеканию самой дешевой электроэнергии в определенных местах)
- Потери в линии (потери электроэнергии в виде тепла от линий электропередач)
Оптовая цена на электроэнергию в любой час отражает стоимость производства электроэнергии и ее доставки по высоковольтной системе электропередачи и колеблется в зависимости от состояния системы. Самая большая часть оптовой стоимости – это цена на энергию.
Затраты на услуги по обеспечению надежности
Некоторые другие оптовые электроэнергетические продукты реализуются через оптовые рынки. Эти продукты обеспечивают надежность энергосистемы, а это означает, что свет остается включенным как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
- Мощность — это рыночная услуга, которая гарантирует, что энергосистема имеет достаточные ресурсы для удовлетворения как существующего, так и будущего спроса на электроэнергию.
- Вспомогательные услуги — это еще одна группа рынков, которые обеспечивают почасовую надежность энергосистемы, особенно в периоды повышенного спроса или системных аварийных ситуаций.
По правилам, серверы нагрузки и поставщики должны закупать эти продукты вместе с энергией.
Расходы на управление рынком
В качестве администратора этих рынков ISO New England отвечает за процесс расчетов, который включает выставление счетов и сбор платежей от оптовых покупателей электроэнергии и пересылку платежей продавцам.
ИСО является некоммерческой организацией. Для финансирования своей деятельности он взимает небольшую плату с покупателей и продавцов на оптовых рынках за каждую транзакцию, которую ИСО проводит от их имени. Эта плата определяется тарифом, регулируемым на федеральном уровне. (Просмотреть тариф ISO.)
Определение затрат на электроснабжение в счете за розничную продажу
Описанные выше затраты оптового рынка (понесенные вашим нагрузочным сервером или поставщиком) отражаются в вашем счете за электроэнергию в виде платы в центах за киловатт-час (кВтч), часто называемой «Базовая услуга» или «Сервис по умолчанию».
В этом разделе вашего счета расходы на электроэнергию и надежность оптового рынка объединяются с другими расходами вашего поставщика. Эти другие расходы могут включать стоимость контрактов на электроэнергию, приобретенную у производителей или других поставщиков, надбавки, взимаемые поставщиком за защиту вас и других от волатильности оптовых цен, административные расходы и прибыль. То, как эти расходы отображаются в вашем счете, зависит от штата и юрисдикции.
Вы также заметите, что ваш счет за электроэнергию включает плату за передачу, распределение, переход и другие платежи, утвержденные вашим штатом. Эти сборы обычно указываются в разделе «доставка» и выплачиваются вашей местной электрической компании для финансирования эксплуатации и обслуживания системы распределения (включая провода, столбы и счетчики, по которым электричество подается в ваш дом или на работу), а также другие расходы. связанные с реструктуризацией электроэнергетики на государственном уровне и инициативами государственной политики.
Взаимосвязь между оптовыми затратами и розничным счетом
Оптовые затраты на электроэнергию оплачиваются участниками рынка, которые покупают электроэнергию на оптовом рынке либо для собственного использования, либо потому, что они являются поставщиками розничным потребителям. В свою очередь, поставщики и коммунальные предприятия обеспечивают электроэнергией розничных потребителей в соответствии со структурой розничного рынка и требованиями шести штатов Новой Англии. Коммунальные предприятия взимают плату с розничных потребителей за электроэнергию посредством своих ежемесячных счетов; эти ставки утверждаются государством через их комиссии по коммунальным услугам.
Добавить комментарий