Структура энергетической системы россии: Единая энергетическая система России | АО «Системный оператор Единой энергетической системы»

Содержание

Научно-технический совет Единой энергетической системы

Научно-технический совет Единой энергетической системы | НП «НТС ЕЭС»

Карта сайта
Календарь
[email protected]

20 декабря 2022 года ректор НИУ «МЭИ» Николай Рогалев получил из рук Премьер-министра
Михаила Мишустина премию Правительства РФ в области науки и техники.

Премия Правительства РФ 2022 года в области науки и техники присуждена коллективу ученых и НИУ «МЭИ»
под руководством Николая Рогалева. Высокой государственной награды удостоена разработка комплекса научнотехнических решений
и высокоэффективных экологически безопасных энергетических технологий для формирования низкоуглеродной энергетики.

Поздравляем Президента НП «НТС ЕЭС», ректора «МЭИ» с получением Премии Правительства в области науки и техники.


С Днём Энергетика!

Некоммерческое партнерство Научно-технический совет Единой энергетической системы сердечно
поздравляет Коллег и Партнеров с Днем Энергетика.

Мы поздравляем руководство и персонал компаний участников членов Научно-технического совета.
Коллег, которые занимаются наукой и линейный персонал, ветеранов отрасли, студентов и
преподавателей. Всех, кто имеет отношение к отрасли, с профессиональным праздником.


Желаем здоровья, счастья, трудовых и творческих успехов и бесконечной энергии!


Первый заместитель Председателя научно-технической коллегии НП «НТС ЕЭС» Молодюк В.В. и
исполнительный директор Прокофьев П.С. приняли участие в международной конференции
«Актуальные проблемы энергетики в условиях цифровизации экономики», прошедшей 24-26 ноября 2022 года
в Бухарском инженерно-технологическом институте.



2 ноября 2022 года состоялось очередное совместное заседание Научно-технической коллегии НП «НТС ЕЭС»,
секций «Активные системы распределения электроэнергии и распределённые энергетические ресурсы» и «Малая
и нетрадиционная энергетика», секций по проблемам НТП в энергетике и по проблемам надёжности и безопасности больших
систем в энергетике Научного совета РАН по системным исследования в энергетике на тему «Обзор трендов развития
и опыта использования распределённых энергетических ресурсов по состоянию на 2022»


Тема: «Стратегия развития ядерной энергетики России до 2050
года и перспективы на период до 2100 года.»

Со вступительным словом выступил д.т.н., профессор Николай Дмитриевич Рогалев — Президент НП «НТС ЕЭС», ректор НИУ «МЭИ».
Доклад представлял Владислав Игоревич Корогодин, директор по управлению ЖЦ ЯТЦ и АЭС ГК «Росатом»

Помимо основного состава участников по видео конфернец связи участвовали представители из стран СНГ


Объявления

Прошедшие

20.12.2022

Заседание секций

20 декабря 2022 года состоялось очередное совместное заседание секций Проблемы надёжности и эффективности релейной защиты и средств автоматического системного управления в ЕЭС России и Управления режимами энергосистем РЗА на тему Единый формат задания параметров настройки устройств РЗА.

15.12.2022

Заседание секций

15 декабря 2022 года состоялось очередное совместное заседание секций Активные системы распределения электроэнергии и распределённые энергетические ресурсы Малая и нетрадиционная энергетика НП НТС ЕЭС и Секции по проблемам НТП в энергетике Научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике на тему Применение и особенности интеграции систем накопления электрической энергии в электроэнергетические системы России Докладчик Нестеренко Глеб Борисович руководитель ПРГ национального исследовательского комитета С6 РНК СИГРЭ член НИК С6 РНК СИГРЭ.

13.12.2022

Заседание секции

13 декабря 2022 состялось очередное заседание секции информационных технологий Научно-технической коллегии НП НТС ЕЭС по теме СТО Организация информационного обмена с диспетчерскими центрами АО СО ЕЭС

Все заседания секций


В составе Партнерства работает 17 секций

Секция автоматизированного учета электроэнергии и управления электропотреблением
Секция активные системы распределения электроэнергии и распределенные энергетические ресурсы
Секция АСУ ТП
Секция гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений
Секция информационных технологий
Секция малой и нетрадиционной энергетики
Секция надёжности энергетических систем и энергетической безопасности
Секция проблем надежности и эффективности релейной защиты и средств автоматического системного управления в ЕЭС России
Секция развития и технического перевооружения тепловой энергетики
Секция развития, эксплуатации и технического перевооружения электрических сетей
Секция стандартизации в электроэнергетике
Секция тепловых электростанций
Секция технологий строительства и монтажа
Секция управления режимами энергосистем, РЗА
Секция экономики, управления и подготовки кадров для энергетики
Секция электротехнического оборудования
Секция энергоэффективность и экология в электроэнергетике

Организационная деятельность Партнерства построена в соответствии с выполнением ее уставной цели
– содействие членам Партнерства в формировании научно обоснованной технической и экономической политики
в Единой энергетической системе России. Членство в НП «НТС ЕЭС» предоставляет Партнерам следующие преимущества:


Нам доверяют

Преимущества

Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (протокол №273 от 29.02.2008) в связи с предстоящей ликвидацией ОАО РАО «ЕЭС России»
было принято решение о сохранении Научно-технического совета Единой энергетической системы в форме самостоятельного юридического лица
– Некоммерческое партнерство. Несмотря на ликвидацию корпоративной холдинговой структуры ОАО РАО «ЕЭС России»
единая энергетическая система России как техническая конструкция сохраняет свое единство, независимо от формы собственности ее субъектов и элементов.
При этом важнейшей проблемой становится обеспечение статической и динамической устойчивости ЕЭС в нормальном и аварийном режиме.

Вышеуказанным решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» предложено всем своим дочерним компаниям и рекомендовано независимым
энергетическим компаниям, являющихся частью ЕЭС, на своих Советах директоров принять решение об участии в Партнерстве
и оформить свое членство в НП «НТС ЕЭС», подписав с ним договор.

Больше информации


Кооперация

Возможность координации деятельности с другими субъектами единой энергетической системы

Информированность

Право доступа к результатам работ, выполненных по заказу членов Партнерства

Открытость

Согласно Уставу НП «НТС ЕЭС» Партнерство открыто для вхождения в его состав всех субъектов ЕЭС.
Учредители и вновь вступающие члены Партнерства имеют одинаковые права и обязанности.

Компетентность

В составе НП «НТС ЕЭС» действуют 18 секций,
охватывающих весь круг задач от эксплуатации до развития электроэнергетики.
В состав секций входят свыше
345 высококвалифицированных специалистов-энергетиков.

Уверенность

Защита интересов членов Партнерства в Федеральном Собрании, государственных федеральных и региональных органах исполнительной власти

Масштаб

В настоящее время членами НП «НТС ЕЭС» являются 21 юридическое лицо

Новые технологии

  • Внедрение новейших технологий науки и техники
  • Техническое перевооружение предприятий электроэнергетики

Подробнее »

Рыночные стратегии

  • Разработка стратегии в условиях рынка
  • Рациональное размещение предприятий электроэнергетики

Подробнее »

Инвестиции

  • Развитие нетрадиционных способов производства энергии
  • Комплексное использование гидроэнергетического потенциала

Подробнее »


Специалистов

Участников
организация

Секций

Под редакцией д. т.н., проф. Н.Д. Рогалева

М.: Издательство МЭИ
2022 г. – 400 с.

М.: Издательство МЭИ
2022 г. – 244 с.

М.: Издательство МЭИ
2021 г. – 272 c.

М.: Издательство МЭИ
2020 г. – 344 с.

М.: Издательство МЭИ
2019 г. – 300 с.

М.: Издательство МЭИ
2018 г. – 444 с.


15

НП НТС ЕЭС скоро отметит 15-летие

История продолжается

Некоммерческое партнерство Научно-технический совет Единой энергетической системы в существующей огранизационной форме скоро отметит свое 15-летие.
Но славная и богатая событиями история НТС ЕЭС охватывает значительно более протяженный период времени…

Подробнее

Лучшее предприятие отрасли 2021

За высокие показатели и динамику развития

Надежный партнер

НП «НТС ЕЭС» было внесено в
«Рейтинг надёжных партнёров»

Контакты

111 250, Москва, проезд Завода Серп и Молот, дом 10, офис 608

dtv@nts-ees. ru

+7 495 012 60 07

Направления

Теплоэнергетика (3)АСУ ТПГидроэнергетикаЭлектрические сети (2)Управление режимами (2)Информационные технологии (2)Распределенная энергетика (2)Экономика энергетики (1)СтандартыНадежностьЭкология

Перейти

ГлавнаяНТС ЕЭСНовостиКоллегияСекцииСобытияПубликацииПартнерыМедиатека

© 2022 Некоммерческое партнерство Научно-технический совет Единой энергетической системы

Online Electric | Общие сведения об энергетических системах

Не нашли нужный онлайн-расчет по электроэнергетике? Свяжитесь с нами!

Бот Яша подскажет как найти нужный онлайн расчет или базу данных на сайте «Онлайн Электрик».
Написать боту.

Электроснабжение
промышленных, коммунально-бытовых и других потребителей производится от
электрических станций (ЭС), вырабатывающих электроэнергию. Электрические станции
могут находиться, как вблизи электропотребителей (ЭП), так и удалены
на значительные расстояния. В обоих случаях передача и распределение электрической
энергии осуществляется по проводам линий электропередачи. С помощью современных
автоматических средств управления постоянно поддерживается равновесие между объемами
вырабатываемой и потребляемой электрической энергии.

Тепловые электростанции выгодно располагать вблизи
залежей топлива. Гидроэлектростанции также редко располагаются у крупных
центров нагрузки. Крупные электрические станции связываются с центрами нагрузок
линиями электропередачи (ЛЭП).

Передачу электроэнергии на
большие расстояния осуществляют на повышенном напряжении. Для этого между электрической
станцией и потребителями сооружаются повышающие и понижающие (преобразовательные)
подстанции (ПС). Исключение могут представлять
отдельные промышленные электрические станции небольшой мощности или теплоэлектроцентрали
(ТЭЦ). ТЭЦ могут быть и крупными, но располагаются они вблизи потребителей,
т.к. передача пара и горячей воды обычно осуществляется на относительно
небольшие расстояния.

        Совокупность электростанций, линий
электропередач, подстанций и тепловых сетей, связанных в одно целое общностью режима и непрерывностью процесса
производства и распределения электрической и тепловой энергии называется энергетической системой (энергосистемой) (рис.1).

Электроэнергетический
режим энергосистемы
– единый процесс производства,
преобразования, передачи и потребления электрической энергии в энергосистеме и
состояние объектов электроэнергетики и энергопринимающих
установок потребителей электрической энергии (включая схемы электрических
соединений объектов электроэнергетики).

Рис. 1 – Структура энергетической системы

      

 Часть энергетической системы, состоящая из
генераторов, распределительных устройств, повышающих и понижающих подстанций,
линий энергетической сети и приемников электроэнергии, называется электроэнергетической системой (рис. 2).

              Электрическими сетями называются части
электроэнергетической системы, состоящие из подстанций и линий электропередачи
постоянного и переменного тока различных напряжений. Электрическая сеть служит
для передачи и распределения электрической энергии от места ее производства к
местам потребления.

Рис. 2 – Структура электроэнергетической системы

 

          Важными
характерными свойствами электроэнергетических систем (ЭЭС) являются:
одновременность процессов производства, распределения и потребления электрической
энергии (выработка электрической энергии жестко определяется ее потреблением и
наоборот). Преобразование и передача энергии происходит с потерями энергии во
всех элементах ЭЭС. Необходимо своевременно развивать ЭЭС, ее рост должен
опережать рост потребления энергии.

       
Отдельные энергетические системы связываются между собой электрическими
сетями в объединенную энергетическую
систему
. Объединенная энергетическая система (ОЭС) — совокупность нескольких энергетических систем,
объединенных общим режимом работы, имеющая общее диспетчерское управление как
высшую ступень управления по отношению к диспетчерским управлениям входящих в
нее энергосистем [13].

Каждая объединенная
энергосистема по географическому признаку включает в себя до 20 энергосистем. На
рис. 3 изображена структура ОЭС Центра.

Рис. 3 – Структура объединенной
энергосистемы Центра

 

К
1990 г. в состав энергосистемы СССР входили 11 энергообъединений страны. Современная структура
энергосистемы Российской Федерации, изображенная на рис. 4, объединяет 7
энергосистем, образующих Единую энергосистему страны.

В соответствии
с [13], Единая энергетическая система
(ЕЭС)
– это совокупность производственных и иных имущественных объектов
электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе
производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой
энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

 

Рис. 4 – Структура Единой энергосистемы РФ

В составе Единой
энергетической системы России выделяют шесть объединенных энергосистем, седьмая
— энергосистема Востока — работает изолированно от Единой энергетической
системы.

Основной частью ЕЭС является единая национальная
энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий
электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляющая
собой один из элементов гарантии целостности государства.

Стратегия России в области водородной энергетики | Центр стратегических и международных исследований

14 октября 2021 г.

Этот комментарий является частью Energy Rewired, проекта Программы энергетической безопасности и изменения климата CSIS, изучающей промышленные стратегии крупных экономик для перехода к энергетике. В рамках проекта исследуются большие ставки стран на новые энергетические технологии и то, как они изменят энергетическую карту мира.

Ключевые моменты

  • Основная цель России — стать ведущим мировым производителем и экспортером водородной энергии. Его официальные цели — экспортировать 0,2 миллиона метрических тонн к 2024 году и 2 миллиона к 2035 году.
  • Являясь крупным производителем углеводородов, Россия стремится извлечь выгоду из своей существующей инфраструктуры и технических возможностей, чтобы справиться со значительными рисками, с которыми она сталкивается, поскольку многие из ее клиентов работают над декарбонизацией своей экономики.
  • Россия рассматривает свои ресурсы, крупную и развитую газовую промышленность, а также научно-академический опыт как подходящие сильные стороны, чтобы стать мировым лидером в области водорода.
  • Большая часть текущих стратегических документов России по сути является призывом к действию. России еще предстоит твердо установить приоритеты, осуществимость и конкретные шаги, необходимые для развития водородного сектора.

Анализ

Видение

В июне 2020 года Российская Федерация обнародовала Энергетическую стратегию до 2035 года. В этом документе излагаются всеобъемлющие среднесрочные планы России в отношении ее энергетического сектора, жизненно важного сегмента ее экономики. Стратегия включает общий обзор своего плана по водороду: экспортировать 0,2 миллиона метрических тонн водорода к 2024 году и 2 миллиона к 2035 году. Для сравнения: в 2019 году мировое производство водорода составило примерно 70 миллионов метрических тонн..

Российская водородная стратегия получила дальнейшее развитие после опубликования в октябре 2020 года Дорожной карты развития водородной энергетики до 2024 года. Россия. Самый последний и самый подробный выпуск российского правительства — «Концепция развития водородной энергетики в России» (август 2021 г.) — является первым шагом в продолжительном плане действий, изложенном в дорожной карте.

Энергетическая стратегия России формулирует две общие цели: (1) ускорение социально-экономического развития и (2) сохранение доминирующего положения в мировой энергетике. Стратегия, изложенная в документе, включает структурную диверсификацию, удвоение внутренней энергетической инфраструктуры, работающей на ископаемом топливе, в ключевых регионах, расширение присутствия России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и ни к чему не обязывающие призывы к действиям в области климата.

Российская водородная стратегия перекликается с этими целями и стратегическими аспектами, но остается неясным, как эта стратегия будет реализована. На многие ключевые вопросы — каковы будут приоритетные области, сколько денег будет направлено на развитие этого сектора, сколько кластеров будет создано, какова будет роль (роли) частного сектора и т. д. — еще предстоит ответить. .

Россия считает, что у нее есть конкурентное преимущество в области водорода благодаря своим обширным запасам ископаемого топлива в сочетании с развитой мировой нефтегазовой промышленностью. В настоящее время природный газ является основным сырьем для производства водородной энергии во всем мире; Россия остается вторым по величине производителем в мире, что является потенциальным преимуществом с точки зрения конкурентоспособности затрат. Кроме того, согласно общепринятому мнению, нефтегазовый сектор (и его рабочая сила) занимает одно из первых мест в плане передаваемых навыков для производства водородной энергии. Дорожная карта также перечисляет уже существующий опыт России в области водородного топлива — в производстве, транспортировке и хранении — как благо.

Российская водородная стратегия основывается не только на сильных сторонах страны. Во всех стратегических документах признается, что глобальный спрос меняется в связи с энергетическим переходом, и российская водородная стратегия явно является попыткой адаптироваться. Будучи крупным производителем углеводородов, Россия также сталкивается с комплексными рисками в условиях декарбонизации мировой экономики.

И концепция, и дорожная карта подчеркивают оборонительные аспекты планов России, намекая на изменение климата, глобальный энергетический переход и растущий спрос на низкоуглеродные продукты. Ряд пунктов действий/тактик, упомянутых в документах, демонстрирует признание того, что выбросы от будущего производства водородного топлива могут стать предметом более тщательного изучения со стороны иностранных покупателей. Например, в стратегии России четко очерчено создание ориентированных на экспорт предприятий по производству водорода с низким уровнем выбросов углерода в рамках Северо-Западного кластера (или «хаба») с прицелом на спрос на низкоуглеродные продукты в Европе. Хотя неясно, сколько усилий будет приложено к зеленому водороду, он неоднократно упоминается как в дорожной карте, так и в концепции в качестве вероятного приоритета.

Стратегия

В концепции прописаны три фазы развития:

  • Этап 1 (2021–2024 гг.): Достичь 0,2 млн метрических тонн экспорта за счет создания водородных кластеров и исследовательской экосистемы, разработки технологий и производства промышленной продукции для водорода, реализации пилотных проектов и создания внутреннего спроса на водород.
  • Этап 2 (2025–2035 гг.): Достижение 2 млн метрических тонн экспорта за счет запуска коммерческих проектов по производству водорода, особенно крупных, ориентированных на экспорт производств. Продолжать расширять и интегрировать водородную энергетику на внутренний рынок. Наращивать производство и экспорт водородного оборудования отечественного производства.
  • Этап 3 (2036–2050 гг.): Развитие и крупномасштабное развитие глобального рынка водородной энергетики. К 2050 году экспортировать 15–50 миллионов метрических тонн на мировой рынок.

Суть стратегии, по-видимому, заключается в развитии водородных кластеров. Стратегические документы до сих пор избегали определения этих кластеров. Помимо предполагаемых экспортных и производственных мощностей и явного упоминания об использовании университетских систем, неясно, какие другие упомянутые учреждения и объекты будут частью этих кластеров. (Подробнее о кластерах ниже.)

Помимо этих кластеров, концепция представляет собой скорее длинное меню тактики, чем последовательный набор руководящих принципов, целей или инструкций. В длинном перечне потенциальных действий почти нет чувства приоритета или даже четкой стратегии.

Дорожная карта предлагает больше структуры, включая отдельные шаги и временные рамки для различных аспектов стратегии. Восемь аспектов включают стратегическое планирование, государственную поддержку, производственные мощности, пилотные проекты, исследования и разработки, развитие нормативно-правовой базы, развитие рабочей силы и международное участие.

Тем не менее, сроки дорожной карты рассчитаны только на 2024 год, и большая часть документа, по сути, представляет собой план для составления плана. Большинство шагов просто требуют от государственных органов отчета по различным широким аспектам стратегии (например, о состоянии рабочей силы), чтобы лучше определить приоритеты, осуществимость и фактические шаги, которые необходимо предпринять.

Ответственность за выполнение этих и будущих аспектов остается неоднозначной. Дорожная карта перечисляет организации, участвующие в каждом этапе, иногда очень подробно, но не дает ощущения иерархии или назначения для конкретизации развития водородного сектора. Министерство энергетики может быть наиболее важным участником этой стратегии, поскольку на него была возложена ответственность за ежегодную отчетность о развитии сектора.

Концепция неоднократно ссылается или намекает на мобилизацию частного сектора (в значительной степени не упомянутого в дорожной карте), но без особой конкретики. Однако в июле 2021 года правительство создало рабочую группу, в которую вошли крупные компании, в том числе «Новатэк», «Сибур» и «Система». Государственные предприятия группы включают Росатом, Роснефть, Газпром и Газпромнефть, Камаз и Ростех, а также Роснано.

Россия явно намерена стать мировым геополитическим лидером в области водородной энергетики. Концепция делает упор на международное сотрудничество, включая работу с другими странами над пилотными проектами, отраслевыми стандартами и регулированием торговли. (Интересно, что российская стратегия включает продвижение «технологической нейтральности» — усилия по защите водородной энергии, получаемой из ископаемого топлива и, в частности, атомной энергии. ) В «дорожной карте» перечислены следующие потенциальные международные партнеры: Германия, Япония, Дания, Италия, Австралии, Нидерландах и Южной Корее. Помимо этих документов, российские официальные лица также выразили заинтересованность в совместных проектах с Саудовской Аравией.

Недавно Россия подписала двусторонние соглашения о сотрудничестве в области водородной энергетики с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Японией. Масштабы сотрудничества с обеими странами остаются неясными, хотя соглашение с ОАЭ включает рабочую группу по вопросам, касающимся развития водородной энергетики.

География

В соответствии с концепцией Россия планирует создать три водородных кластера, или хаба: Северо-Западный кластер, Восточный кластер и Арктический кластер. Документ также оставляет возможность для четвертого Южного кластера.

Северо-Западный и Восточный кластеры являются прямым ответом на ожидаемые центры спроса на водород. Россия намерена использовать Северо-Западный кластер для экспорта на европейские рынки — с прицелом на низкоуглеродную (и теоретически безуглеродную) продукцию — и Восточный кластер для экспорта на азиатские рынки. Арктический кластер связан с предложением; кластер, вероятно, будет соответствовать разработке новых газовых ресурсов. Этот кластер также четко вписывается в более широкие стратегические интересы России в сохранении сильного экономического (и военного) присутствия в Арктике. (Южный кластер, по-видимому, будет зависеть от роста спроса на водородное топливо, но концепция мало что предлагает для этого, географически или иным образом.)

Точное местонахождение этих кластеров еще предстоит определить. Неоднозначность определения кластеров в сочетании с отсутствием географической специфики в документе оставляет этот вопрос открытым. Однако явно подразумевается, что география этих кластеров будет отражать текущую географию газового сектора России. (Россия уже изучает возможность использования «Северного потока — 2» для получения водорода.) Исходя из текущих экономических и инфраструктурных реалий, можно сделать вывод о вероятных кандидатах на создание Северо-Западного, Восточного и Арктического кластеров: Ленинградская область, Приморский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. округа соответственно.

В концепции также упоминается создание отечественной исследовательской экосистемы и местных и региональных рынков — формирование внутреннего спроса и исследовательские центры упоминаются на протяжении всей стратегии. Но за исключением кластеров и городского транспорта на водороде, географическая картина российской исследовательской экосистемы и внутреннего спроса остается неясной.

Ян Барлоу — руководитель программы энергетической безопасности и изменения климата в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. Никос Цафос — председатель Джеймса Р. Шлезингера по энергетике и геополитике в CSIS Energy Security and Climate Программа смены.

Этот комментарий стал возможен благодаря поддержке Hewlett Foundation.

Комментарий подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частной, освобожденной от налогов организацией, занимающейся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).

© 2021 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.

Крупнейшее препятствие в России: устаревшая топливно-энергетическая система

Этот пост был представлен Менеджером представительства Climate Scorecard в России Михаилом Ощепковым на 25 % к 2025 г. и сократить выбросы автомобилей на 60 % к 2030 г.

В настоящее время автотранспорт в России работает в основном на нефтепродуктах. Только около 1,67 легковых автомобилей, 14,57% легких коммерческих автомобилей и 0,67% коммерческих автомобилей используют в качестве топлива более экологически чистый природный газ. Доля электромобилей в России по-прежнему составляет менее 0,05%. Сокращение выбросов от автотранспорта на 60% к 2030 г. требует перевода на газ всех коммерческих автомобилей и значительной части (до 50%) легковых автомобилей. Кроме того, потребуются значительные субсидии для стимулирования покупки электромобилей.

В 2020 году утверждена Стратегия развития энергетики Российской Федерации на период до 2035 года. Этот документ затрагивает и рынок природного газа.

Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 г. устанавливает следующие цели по объему потребления метана автотранспортом:
→ к 2024 г. – 2,7 млрд м3
→ к 2035 г. – 10-13 млрд м3

Рисунок 1 Прогноз развития газомоторной отрасли России

Источник: Газовозная ассоциация России (непубличные данные)

В период с 2021 по 2023 годы ожидается ускоренное развитие отрасли, в первую очередь за счет планов строительства новых АГНКС.

В соответствии с подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива», утвержденной Правительством Российской Федерации, реализуемой в рамках государственной программы «Развитие энергетики» будет 26 субъектов Российской Федерации (список представленной в Таблице 10), которая получит субсидию на строительство АГНКС. Размер субсидии в 2021 году составляет 36 млн рублей на объект (около 500 тысяч долларов, что составляет 30% от нормативной стоимости строительства одной АГНКС).

Кроме того, для стимулирования роста потребления метана Правительством утверждены субсидии на поддержку переоборудования автомобилей для использования метана в качестве топлива. Представленная субсидия может покрыть до 50% стоимости модернизации.

В 2020 году Минпромторгом РФ утверждены меры поддержки в виде субсидирования части стоимости заводских серийных установок КПГ и СПГ. Однако в 2021 году (по состоянию на 28.02.2021) эти меры не продлевались. Утверждение субсидий по данному вопросу ожидается в мае-июне 2021 года.

Следует отметить, что все меры федеральной поддержки существуют в форме межбюджетных трансфертов, а это означает, что они направляются в субъекты Федерации, где происходит окончательное распределение субсидий.

К сожалению, ни одно аналитическое агентство в России не подсчитало объем инвестиций для достижения этой цели. Также неясно, сколько транспортных единиц должно быть переведено на природный газ. Тем не менее Россия планирует значительно расширить рынок электромобилей за счет стимулирования местного производства собственных автомобилей. Так, российская компания КАМАЗ планирует начать производство бюджетного электромобиля «КАМА-1» (рисунок 1) в 2023 году стоимостью менее двух тысяч долларов. Также планируется, что государственные субсидии еще больше снизят стоимость автомобиля на 25%, сделав автомобиль самым доступным электромобилем в мире.

Рисунок 2 Прототип первого российского серийного электромобиля «КАМА-1»

Источник: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Основной причиной выбросов парниковых газов в России от автомобилей и других источников является топливно-энергетическая система. В структуре выбросов парниковых газов в России добыча. переработка и использование ископаемых видов топлива составляют 84% от общего объема выбросов (рисунок 2).

Рисунок 3 Структура выбросов парниковых газов в России, 2020 г.

Источник: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Энергетический сектор России примерно на 20% зависит от угля, который является крупнейшим источником парниковых газов. В то же время уголь не может быть вытеснен более экологически чистым топливом, так как восточный регион страны изолирован от единой энергосистемы России. Уголь является единственным источником тепла и энергии для этого региона, включающего Дальний Восток и Восточную Сибирь. Кроме того, необходимо модернизировать топливно-энергетический комплекс в западной и центральной частях страны.

Разработка новых экологически чистых энергетических технологий очень важна для страны, так как в будущем эти технологии станут основой мирового энергетического комплекса. Если Россия упустит развитие экологически чистых энергетических технологий, она потеряет свои конкурентные позиции в мировой энергетике и будет вынуждена покупать эти технологии у других стран.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *