Муравьишка-хвастунишка. Солнышко скроется муравейник закроетсяУрок по экологическому мультику "МуравьишкаТема : мультик «Муравьишка - хвастунишка. Путешествие муравья. Как муравьишка домой спешил» Цель: раскрыть на основе мультика мир природы с ее тайнами; расширить представление детей о разнообразии насекомых в природе; с приспособлением каждого из них к окружающей среде; показать детям к чему приводит непослушание старших, ловкость и хитрость; развивать: наблюдательность, внимательность; воспитывать: взаимопомощь, послушание, чувство благодарности; высмеивать хвастовство, хитрость, неблагодарность в образе муравья. Оборудывание: мультик «Муравьишка- хвастунишка», иллюстрации к мультику Ход урока І. Организационный момент Прозвенел школьный звонок, Всех позвал он на урок. Хочет нам сегодня он Показать удивительный мультфильм. Не про фантастику, а про реальность: Про жизнь насекомых и природу нашу прекрасную. ІІ.Актуализация опорных знаний - Дети, а знаете ли вы насекомых? Назовите их. - Распределите их по группам: Плавает Летает Бегает Ползает - К какой природе их можно отнести (живой или неживой) ?.Почему?
-Кого вы видите на картинке? Расскажите. Что мы знаете о нем? ІІІ. Сообщение темы урока - Дети, сейчас мы с вами будем смотреть мультик «Муравьишка- хвастунишка» про муравьишку , которого перед самым закатом солнца унесло ветром далеко от муравейника. А муравейник на закате закрывается, вот и пришлось ему просить разных насекомых, чтобы помогли ему. Проблемный вопрос перед просмотром мультика - Что такое хвастовство? В чем оно может проявляться ? Приведите примеры из жизни. І Содержание мультика. Залез муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, — а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и думает: "Отдохну немножко — и вниз". У муравьев ведь строго: только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. Солнце уже к лесу спускалось. Муравей сидит на листке и думает: "Ничего, поспею: вниз ведь скорей". А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несется листок через лес, через реку, через деревню. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. Лежит и думает: "Пропала моя головушка! Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, — хоть землю кусай".
Смотрит Муравей: рядом Гусеница — Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки. Муравьишка говорит Землемеру: — Землемер, Землемер, снеси меня домой! Я инвалид.ножка болит. Скоро солнышко скроется муравейник закроется прийдется мне на улице ночевать. -А кусаться не будешь?— Кусаться не буду. — Ну садись, подвезу. Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. так и пошел, так и пошел землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх. — не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу! Остановился Землемер, вытянулся по земле Муравьишка слез, еле отдышался. Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук—Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова— Паук, а Паук, снеси меня домой! Я инвалид, ножка болит, скоро солнышко скроется , муравейник закроется , прийдется мне на улице ночевать. — Ну что ж, садись, подвезу. Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины. Начал Паук свои ходули переставлять, одна нога тут, другая там: все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука, да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку. Остановился Паук.— Слезай, — говорит. — Вот Жужелица бежит, она резвей меня. Слез Муравьишка. — Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! Я инвалид, ножка болит, скоро солнышко скроется , муравейник закроется прийдется мне на улице ночевать— Садись, прокачу. Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясет, будто по воздуху летит. Вмиг домчались до картофельного поля.— А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери. Пришлось слезть. Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто—то: — А ну, Муравей, полезай ко мне на спину. Поскачем. Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок—Блошачок, чуть от земли видно.— Да ты маленький! Тебе меня и не поднять.— Ты—то большой! Лезь, говорю! Кое—как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только—только ножки поставил.— Влез?— Ну влез.— А влез, так держись. Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, — а они у него — как пружинки складные, — да щелк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! — на другой. Щелк! — на третьей. Так весь огород и отщелкал до самого забора. Муравьишка спрашивает: — А через забор можешь? — Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может. — Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! Я инвалид. Ножка болит. Скоро солнышко скроется муравейник закроется придется мне на улице ночевать. Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись в него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю. — Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали. Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви — не переплывешь.
Кузнечик говорит: — Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стойка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик. Затрещал по—своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках. Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка—клоп. — Водомер, Водомер, снеси меня домой! Я инвалид. Ножка болит. Скоро солнышко скроется муравейник закроется придется мне на улице ночевать— Ладно, садись, — перевезу. Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху, А солнце уж совсем низко.— Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.— Можно и пошибче, — говорит Водомер. Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит—скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.— А по земле не можешь? — спрашивает Муравьишка.— По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и, глядика, впереди—то лес. Ищи себе другого. Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой! — Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползет. Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ — тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Все—таки послушался Водомера: Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! Я инвалид. Ножка болит. Скоро солнышко скроется муравейник закроется придется мне на улице ночевать А ты где живешь?— В муравейнике за лесом.— Далеконько… Ну что с тобой делать? Садись, довезу. Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку. — Сел, что ли?— Сел.— А куда сел?— На спину.— Эх, глупый! Полезай на голову. Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутые корыта, а из—под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних. Стал Жук пыхтеть, надуваться: "Уф, уф, уф!" Будто мотор заводит.— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей! Не отвечает Жук, только пыхтит: — Уф, уф, уф! Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали.— Жжж! Тук—тук—тук!.. — поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса. Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило. Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.— Жжж! Тук—тук—тук! — несется Жук, буравит воздух, как пуля. Мелькнул под ним лес — и пропал. А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.
А над самой вершиной березы выключил Жук мотор и — шлеп! — сел на сук.— Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз—то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю. Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал. Подумал и говорит: — А уж как тебе вниз спуститься — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь. Глянул Муравьишка вниз: а там под самой березой его дом родной. Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья. Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница—Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.— Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, — не пустят меня домой ночевать.— Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.— Все меня жалели, никто не гнал, — ты первая! Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет! С перепугу гусеница лапки поджала, да кувырк с листа — и полетела вниз. А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что—то их сверху — дерг! И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка—то на сучок была намотана. Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка все длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой все ниже, ниже, ниже опускаются. А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы—выходы закрывают Все закрыли — один, последний вход остался. Муравьишка с гусеницы кувырк — и домой! Тут и солнышко зашло. V. Первичное закрепление после просмотра -Почему муравьишку унесло ветром? - Какой закон существует у муравьев? - Какие насекомые помогаги муравьишке? В чем была их помощь? -Благодарен ли был муравьишка за помощь ? VI. Закрепление материала
- Чему учит этот мультик? -Какие качества муравьишки раскрыты в его обращении: «Я инвалид, ножка болит, скоро солнышко скроется муравейник закроется придется мне на улице ночевать. Сделайте одолжение, войдите в мое положение» -Где и в чем проявлялось его хвастовство?
Землемер перевез через реку по воде Паук – Сенокосей перевез по воздуху Жужелка перевез по земле к реке Жучок- Блошачок опустила вниз к муравейнику Кузнечик перескочил через забор Водомер скакал через картофельное поле Майский Хрущ перевез ползя по земле Гусеница шагом перевез через поле 3. Заполните таблицу- положительные и отрицательные черты характера насекомых VII Зарядка VIII. Расставь картинки по порядку и расскажи мультик.
VIII. Итог урока - Хотели ли вы быть похожи на муравьишку? Почему? -Чем понравился ( не понравился этот мультик) ? Подготовил : учитель начальных классов 1 категории ОШ № 42 г. Горловки Лысова О. В. infourok.ru «Как муравей домой спешил». Забытый советский шедеврСоветские мультфильмы были очень хорошими. Даже замечательными. Да классными они были! Мы до сих пор с удовольствием пересматриваем «Ну, погоди!», Чебурашку, «Приключения блудного попугая», «Простоквашино», нашего Винни-Пуха (которого, естественно, придумали мы, а англичане бессовестно украли!)… Хоть и знаем мультики буквально покадрово и помним все реплики наизусть.Но будем все же откровенны, прежде всего, перед самими собой. Не все отечественные мультфильмы были хорошими. Советские мультипликаторы создавали не только культовые произведения. Среди их творений был и проходняк, и даже откровенный шлак. Но мы об этом обычно не помним. Почему? Да просто слабые мультфильмы быстро выветриваются из памяти. Их не так часто показывают по телевизору, и в девяностые на них можно было натолкнуться в лучшем случае в раннем блоке мультфильмов для детей, встающих ни свет ни заря.Но порой бывает так, что в тоннах этого подзабытого мусора находится реальная годнота. И одну из них я хочу вам порекомендовать.Мультфильм называется «Как муравей домой спешил», снят по мотивам произведения Виталия Бианки. Видел я его в далеком-предалеком детстве только один раз, и он мне невероятно понравился. Но потом его по телевизору не показывали, до изобретения ютуба оставалось лет десять, до появления у меня быстрого интернета – и того дольше… Годы шли, и мультфильм мной благополучно забылся. И вот довелось нам купить детскую книжку с довольно упрощенным пересказом произведения Бианки. И у меня в мозгу будто что-то щелкнуло: я же это все помню! И поиск привел меня к этому видео. Мультфильм этот и правда классный. Во-первых, нарисован он очень реалистично. Почти все насекомые похожи сами на себя в реальном мире. Соблюдены их пропорции, манера передвигаться… Ну, некоторым разве что глаза добавлены. Юмор в мультфильме замечательный. Причем есть над чем посмеяться как детям, так и взрослым. Вроде бы шутки незатейливые, но поневоле расплываешься в улыбке, когда смотришь, как муравья мотыляет на очередной букашке, или как герой грозит букашкам: "А то укушу!", или как дико орет гусеница, собиравшаяся спать. Именно из этого мультика я взял на вооружение три реплики, которыми часто доставал всех в детстве: «Мне домой, а у меня ноги», «Я вас лублу» и «эххх, молодежь…». Этот мультфильм не ставит перед собой целью донести детям какой-то моральный посыл в духе «если ты не умеешь считать до десяти, то утонешь вместе с пароходом» (привет Козленку). Но при этом он действительно полезен для детей – всего за девять минут нам показывают богатство маленького мира и его обитателей. Тут есть и майский жук, и блоха, и водомерка, и кузнечик, и клоп, и даже муравьиный лев. И у многих были показаны важные особенности. Например, клоп вонючий, блоха далеко и высоко прыгает, а водомерка ходит по воде. Кроме того, у мультика есть не то, чтобы напряженный, но все-таки сюжет. Мы внимательно следим, как Муравьишка старается успеть до дома, пока все входы в муравейник не закрылись, и даже болеем за него. Больше всего в мультике меня удивило полное отсутствие музыки. Да, тишина делает мультик менее динамичным – возможно, поэтому он и не закрепился в памяти у детей. Нет ярких красок, нет веселой музыки, нет моралистичной песенки в стиле «если ты не успел домой, попроси друзей, и они тебе всегда помогут». Но по-моему, это пошло мультфильму только на пользу – можно в полной мере ощутить эту природную тишину. Огромное спасибо авторам за создание столь атмосферного произведения! P.S. Пишите в комментариях: смотрели ли вы мультик про муравьишку? Какие классные, но подзабытые отечественные мультфильмы помните вы? paisiypchelnik.livejournal.com
sheba.spb.ru Рассказ «Половина муравья » – читать онлайнБалкон почему-то вечно притягивает к себе мысли. Как будто сам факт нахождения тебя на тонкой бетонной плите, отделяющей от земли, есть что-то фантастическое. Конечно, я имею в виду многоэтажки. Конечно, самые верхние этажи многоэтажек. Конечно, лучше это будет не лоджия, а открытый, незастекленный балкон. Естественно, плюсом будет отсутствие в непосредственной близости других высотных строений – особенно с еще большим количеством этажей. Тогда, твоя возвышенность над этим миром намного более приближена к абсолюту, намного ярче, намного вкуснее. Ты смотришь на всех сверху, ты не то чтобы выше, нет, ты просто наверху. Ты далек от обычной суеты своего города, далек и отстранен. Тебя мало кто видит, а ты видишь всех – все эти маленькие точки, разноцветные муравьи, полные своих муравьиных мыслишек. Когда все становится такого мизерного масштаба, когда огромный самосвал становится твоей игрушкой из детства, а участковый оловянным солдатиком – именно тогда мысли и притягиваются. Не муравьиные мыслишки о том, как донести очередной прутик до своего бетонного жилища, не нарвавшись на какую-нибудь жабу, а действительно важные мысли. Важные в контексте всего – места, времени, этого или другого месяца, года, поколения. Мысли, которые чаще гонишь от себя, испугавшись их масштаба, почувствовав, что они раздавят своим весом, если не найти в себе какой-то поддерживающий механизм. Мысли, в которых нет совершенно ничего хорошего для современного человека – что ему, современному, приспособленному и стрессоустойчивому эти тяжеленые постулаты?! Зачем ему глобальные понятия в мире, которым правит сиюминутная мода, в котором сознанием миллионов управляет редактор трансляций, а мировоззрением формирующихся умов – картинки и фотографии с подписями из 140 символов?! Даже в общении с самыми близкими мы предельно конкретны – вопрос-ответ, фраза-комментарий. Кто будет обсуждать с женой философские проблемы? Кто спросит у друга, когда он последний раз задумывался о счастье? Кто позвонит матери и узнает, поменялось ли у нее к 50 годам ощущение времени? Глупость! Куча реальных вопросов и проблем, миллион мелких поступков, которые стоит обсудить. Из всего это же складывается наша жизнь! Это мы оставим нашим детям! Дом, машина, сытый ужин; показать всем, что ты лучше других понял, что надо делать для того, чтобы… Что? Дайте определение тому, чего мы все добиваемся. Это не вызов, это просьба. Может, если все вокруг понимают, ради чего они несут прутики, делают картинки с подписями, читают эти сто сорок символов, смотрят котиков, постят котиков, заводят котиков, может и мой балкон станет просто местом где я смогу смотреть на звезды, выдыхая в ночное летнее небо облако дыма. Я вернусь на кухню, заварю крепкий черный кофе и займусь чем-нибудь предельно будничным – досыплю в солонку соль, отрегулирую дверцу холодильника, может быть, просто буду гладить кота, посмеиваясь над его забавным мурчанием. Пройдет 10 минут, 15, 20… И ничего не изменится – никто не станет счастливее, никто не найдет свой смысл жизни, никто не разочаруется в своих идеалах. Что дадут эти 20 минут, кроме того, что все мы станем старше?
Окурок обжигает кожу безымянного пальца правой руки, заставляя рефлекторно разжать пальцы. Наполовину истлевший желтый фильтр отправляется в путешествие, длиной в 15 этажей. Я провожаю его взглядом, стою еще пару минут, оглядывая этот большой, ночной город. Прямо передо мной мой близнец – человек в идентичном доме стоит и смотрит на звездное небо. Я машу ему рукой, привлекая внимание. Он замечает меня. Я не вижу его лица, не вижу эмоций – он удивлен, рассержен, рад? Я продолжаю махать, пока он не отворачивается и не идет обратно в дом. Через минуту в окне его кухни гаснет свет – последнее окно дома напротив засыпает. Вот теперь я совсем один – даже мой близнец меня оставил. Я улыбаюсь и достаю еще одну сигарету, она даст еще 5 минут подумать ни о чем. Это все не важно, не нужно и нелепо. Надо просто четко ставить цели, мой маленький друг, просто четко ставить цели и идти к ним протоптанными поколениями муравьишек тропинками. У меня ноги, а мне домой… Солнышко скроется – муравейник закроется. Уверен, в свой я успею, но лучше пойти прямо сейчас. Мой внутренний мальчик-романтик, мой недоделанный поэт-философ-самоучка продолжает дергать меня за штанину. Я смотрю на него, улыбаюсь и развожу руками – мол, да, да, я тебя могу понять, мой маленький друг, но и ты уж меня пойми. Он машет на меня рукой, и неуклюже залезает на карниз. Я выдыхаю очередную порцию дыма, выкидываю окурок, разворачиваюсь и иду на кухню. На столе стоит круглое зеркальце, в нем отражается мой маленький друг. Он умудрился развернуться на этом узком балконном карнизе и смотрит мне затылок. Он не знает, что я вижу его отражение, он никогда не любил зеркала. Проходит минута, 10, 15, 20. Мы стоим неподвижно – никто из нас не стал счастливее, никто не нашел свой смысл жизни. Я смотрю на его отражение, он мне в затылок. Он – мой абсолют, мой идеал и я в нем разочарован. Он, наконец, замечает зеркало и бросает взгляд на отражение моих глаз. Даже мой маленький мальчик умеет читать в глазах разочарование, особенно искаженное зеркалом. Он расставляет руки и падает вниз. Резкий порыв ветра захлопывает дверь, прищемив штору. Зеркало падает, резко выхватывая мою голову. Трещина на нем делит мое бледное от лунного света лицо пополам. Я смотрю на располовиненную от удара поверхность и улыбаюсь. В ответ мне улыбается только одна сторона лица. yapishu.net |