Eng Ru
Отправить письмо

Презентация на тему: Солнечная система 5 класс. Солнечная энергия это 5 класс


Урок 4. Земля среди других планет Солнечной системы (§3) - Рабочая тетрадь 5 класс

1. Земля в Солнечной системе.

Задания по рисунку.

1) Подпиши названия планет Солнечной системы.

2) Укажи среднее расстояние Земли от Солнца.

3) Обозначь положение пояса астероидов знаком

Впиши пропущенное слово в определение.

Солнечная энергия - основной источник для процессов, происходящих на поверхности Земли.

Перечисли планеты земной группы и их черты, сделай вывод.

Планеты земной группы - Меркурий, Венера, Земля, Марс.

  1. Размеры: относительно малы.
  2. Внутреннее строение: плотное ядро, мантия, кора.
  3. Наличие атмосферы: есть.
  4. Плотность веещства: высокая. 

Вывод: у всех планет земной группы сходное внутреннее строение, имеется газовая оболочка, атмосфера, плотность вещества достаточно высокая, размеры планет небольшие.

2. Возникновение Земли.

Сделай иллюстрированную "Историю возникновения и развития Земли".

Для каждого периода истории Земли подбери соответствующий рисунок на цветной вкладке, вырежи и наклей в рамки в хронологическом порядке. При затруднении используй текст и рисунки учебника.

Сначала происходит столкновение каменных тел, которые падали на поверхность Земли и выделяли газы, которые начали образовывать воздушную оболочку планеты, 1-3 периоды - образование атмосферы, 4-6 - формирование озонового слоя.

3. Форма и размеры Земли.

Задания по рисункам на с.9.

1) Обведи на рисунках те фигуры, которые соответствовали представлениями людей о форме Земли до и после экспедиций Французской академии наук в середине XVIII в., проверявших гипотезу И. Ньютона.

2) Обозначь и подпиши значения длин соответствующих радиусов.

Школа географа-следопыта.

План работы.

1) Определи по глобусу длину экватора и длину окружности, проходящей через Северный и Южный полюсы Земли.

2) Сравни результаты измерений и сделай вывод о форме глобуса и Земли.

Результаты измерений по глобусу длины экватора  80 см 
 Результаты измерений по глобусу окружности, проходящей через полюсы  90 см

 Вывод: Так как длины экватора и окружности, проходящей через полюсы, на глобусе почти одинаковы, то глобус имеет шарообразную форму, что соответствует форме Земли.

geodz.ru

Алла Максимова, 10 класс. Энергия Солнца.

Быстрый просмотр (исключена анимация, задержки и т.д.):

Оригинал работы, оцениваемый жюри.

(1 слайд)

Доклад на тему: «Энергия солнца»

Выполнила: Ученица 10 класса Максимова Алла

(2 слайд)

Солнце

Солнце – это самый сильный источник энергии для нашей планеты. Без солнечного тепла и света любая жизнь на Земле не была бы возможна. Все наши повседневные дела включают в себя использование энергии. Она необходима для передвижения транспорта и приготовления пищи, для работы и отдыха, для обогрева и охлаждения помещений. И даже для того, чтобы произвести один вид энергии, приходится затрачивать другой.

И что самое интересное, то только благодаря тому, что у нас есть Солнце мы и имеем практически все источники энергии. Исключением можно назвать энергию приливов и отливов, за которую ответственна Луна, и радиоактивные элементы, которые используются на атомных станциях. Энергия ветра полностью зависит от Солнца и разности температур им же и создаваемой. Энергия угля, нефти и природного газа также во власти химических процессов, которые происходят в недрах Земли под действием солнечных лучей. Все бы хорошо, но есть «маленькая» проблемка. Человечество с такой скоростью тратит ископаемые источники энергии, что восстанавливаться они никак не успевают. Пора бы и задуматься о замене «ископаемой энергии».

Ученые утверждают, что того количества солнечной энергии, которая доходит от Солнца до Земли только за один день хватит, чтобы полностью обеспечить весь мир энергией на год. И при этом мы все равно используем ископаемые источники энергии – нефть, уголь, газ, нанося непоправимый вред окружающей среде.

(3 слайд)

Появление энергии

Рождение энергетики произошло несколько миллионов лет тому назад, когда люди научились использовать огонь. Огонь давал им тепло и свет, был источником вдохновения и оптимизма, оружием против врагов и диких зверей, лечебным средством, помощником в земледелии, консервантом продуктов, технологическим средством и т.д.

На протяжении многих лет огонь поддерживался путем сжигания растительных энергоносителей (древесины, кустарников, камыша, травы, сухих водорослей и т.п.), а затем была обнаружена возможность использовать для поддержания огня ископаемые вещества: каменный уголь, нефть, сланцы, торф.

Сейчас известно, что древесина - это аккумулированная с помощью фотосинтеза солнечная энергия. При сгорании каждого килограмма сухой древесины выделяется около 20 000 к Дж тепла, теплота сгорания бурого угля равна примерно 13 000 кДж/кг, антрацита 25 000 кДж/кг, нефти и нефтепродуктов 42 000 кДж/кг, а природного газа 45 000 кДж/кг. Самой высокой теплотой сгорания обладает водород 120 000 кДж/кг.

(4 слайд)

Солнечная энергетика

Солнечная энергетика — направление нетрадиционной энергетики, основанное на непосредственном использовании солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде. Солнечная энергетика использует неисчерпаемый источник энергии и является экологически чистой, то есть не производящей вредных отходов. Производство энергии с помощью солнечных электростанций хорошо согласовывается с концепцией распределённого производства энергии.

Человечеству нужна энергия, причем потребности в ней увеличиваются с каждым годом. Вместе с тем запасы традиционных природных топлив (нефти, угля, газа и др.) конечны. Конечны также и запасы ядерного топлива - урана и тория, из которого можно получить в реакторах-размножителях плутоний. Практически неисчерпаемы запасы термоядерного топлива - водорода, однако управляемые термоядерные реакции пока не освоены, и неизвестно когда они будут использованы для промышленного получения энергии в чистом виде, т.е. без участия в этом процессе реакторов деления. В связи с указанными проблемами становится все более необходимым использование нетрадиционных энергоресурсов, в первую очередь солнечной, ветровой, геотермальной энергии, наряду с внедрением энергосберегающих технологий.

Среди возобновляемых источников энергии солнечная радиация по масштабам ресурсов, экологической чистоте и повсеместной распространенности наиболее перспективна.

(5 слайд)

Солнечное электричество

Энергия солнца может использоваться для множества задач. Одна из них – это преобразование солнечной энергии в электрическую, в так называемое солнечное электричество.

Для преобразования солнечного света в электричество использую солнечные батареи. Впервые солнечные батареи применили при освоении Космоса в 1957 году. Они были установлены на спутнике и вырабатывали электрическую энергию для его работы. Основным элементом для производства батарей является кремний.

Энергия солнца может быть использована как в земных условиях, так и в космосе. Наземные солнечные электростанции следует строить в районах расположенных как можно ближе к экватору с большим количеством солнечных дней. В настоящее время солнечную энергию экономически целесообразно использовать для горячего водоснабжения сезонных потребителей типа спортивно-оздоровительных учреждений, баз отдыха, дачных поселков, а также для обогрева открытых и закрытых плавательных бассейнов. В сухом жарком климате Средней Азии рационально использовать установки для охлаждения зданий и сооружений, сельскохозяйственных объектов, птичников, хранения скоропортящихся продуктов, медицинских препаратов и т.д.

(6 слайд)

Солнечные батареи

Энергия солнечной радиации может быть преобразована в постоянный электрический ток посредством солнечных батарей - устройств, состоящих из тонких пленок кремния или других полупроводниковых материалов. Преимущество фотоэлектрических преобразователей обусловлено отсутствием подвижных частей, их высокой надежностью и стабильностью. При этом срок их службы практически не ограничен. Они имеют малую массу, отличаются простотой обслуживания, эффективным использованием как прямой, так и рассеянной солнечной радиации. Модульный тип конструкций позволяет создавать установки практически любой мощности и делает их весьма перспективными. Недостатком является высокая стоимость и низкий КПД (в настоящее время практически 10-12 %).

(7 слайд)

Солнечные электростанции

Солнечная электростанция — инженерное сооружение, служащее преобразованию солнечной радиации в электрическую энергию. Способы преобразования солнечной радиации различны и зависят от конструкции электростанции.

Солнечные электростанции (батареи) — это комплексы солнечных батарей, устройств преобразующих солнечную энергию в электрическую. Солнечные батареи — один из экологически чистых источников энергии со сравнительно высоким КПД. Солнечная батарея в среднем имеет КПД на выработку электричества 9—24%, в то время как стоимость фотоэлектрических модулей солнечных батарей относительно невысока.

(8 слайд)

Солнечные водонагревательные установки

Солнечная энергия может использоваться для горячего водоснабжения и отопления в установках различных типов и схем. Основной элемент солнечной водонагревательной установки – солнечный коллектор, в котором происходит нагрев воды или теплоносителя. Пример самой примитивной конструкции – это зачерненный бак для душа на дачах, в нем совмещены функции коллектора и бака-аккумулятора. Недостатки такой конструкции в том, что из-за относительно большого объема воды в баке она медленно нагревается. А так как поверхность бака не теплоизолирована, то много тепла теряется.

(9 слайд)

Использование солнечной энергии

В наше время использование солнечного электричества уже широко распространено. В отдаленных местах, куда дотянуть кабель от электростанций стоит очень дорого, а иногда и просто невозможно, используют солнечную энергию. Это отдаленные фермерские хозяйства, отдельно стоящие обитаемые острова, морские и космические станции. На данный момент примерно 7 миллионов домов по всему миру оборудованы солнечными батареями.

Также в странах, где электрическая энергия стоит дорого и достаточное количество солнечных дней в году, хозяева частных домов и владельцы офисов устанавливают солнечные батареи на крышах зданий и использую солнечное электричество без ущерба для собственного бюджета. Солнце заменяет 40-60% всех затрат на другие энергоносители. Иногда солнечного электричества полностью хватает на нужды дома и даже вырабатывается больше необходимого. Тогда хозяева продают его сервисным компаниям, таким образом пополняя свой семейный бюджет и окупая установку солнечных батарей. В Германии правительство покупает солнечное электричество, произведенное днем у частных лиц, а вечером продает его обратно по более низкой цене, стимулируя тем самым установку солнечных батарей.

Вторым вариантом применения солнечного света является использование его по прямому назначению. Это использование его для нагрева воды, для отопления помещений, для сушки различных материалов. Для этих целей используют тепловые коллекторы. Летом в средней полосе Европы производительность тепловых коллекторов с 1 кв. м. может достигать 50-60 литров воды в день, нагретой до температуры 60-70 градусов. В Израиле 80% воды нагревается с помощью солнечной энергии. Основными странами-потребителями солнечной энергии являются Швеция, Дания, Германия, Австрия, Израиль. Суммарная площадь тепловых электростанций составляет уже более 8 миллионов квадратных метров.

(10 слайд)

Плюсы и минусы солнечной энергии

Плюсы

  • Солнечная энергия- экологически чистый источник энергии.
  • Солнечная энергия – это практически неисчерпаемый источник энергии, который будет доступен и через миллионы лет.
  • Солнечная энергия является вездесущей для нее не нужны массивные насосные станции и буровые сетки

Минусы

  • Основной недостаток солнечной энергии является первоначальная стоимость.
  • Облачность и дождливые условия влияет на количество энергии и мощность, которая производится.
  • Солнечная энергия не будет производиться ночью

Просмотров: 3948

Автор: Я Узнаю Мир

Дата: Вторник, 17 Января 2012

ya-uznayu-mir.ru

СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ.docx - Исследовательский проект Солнечная энергия – ...

9рассеяния и поглощения части атмосферой Земли (при ясном небе, вместе сголубым рассеянным светом от неба, солнечный свет вновь даёт белоеосвещение).Солнечный свет поддерживает жизнь на Земле: попадая на растение,вызывает у него процесс фотосинтеза, определяет рост и развитие растений;попадая на почву, он превращается в тепло, нагревает её, формируетпочвенный климат, давая тем самым жизненную силу находящимся в почвесеменам растений, микроорганизмам и населяющим её живым существам,которые без этого тепла пребывали бы в состоянии анабиоза (спячки). Так жесолнечный свет определяет климат[2].Солнце состоит из водорода (73 %), гелия (25 %) и других элементов:железа, никеля, кислорода, азота, кремния, серы, магния, углерода, неона,кальция и хрома [5].Солнце — ближайшая к Земле звезда. Его средняя удалённость от Земли— 149,6 млн км. Оно находится на расстоянии около 26 000 световых лет отцентра Млечного Пути и вращается вокруг него, делая один оборот за 225—250 миллионов лет. Его орбитальная скорость равна 217 км/с — такимобразом, оно проходит один световой год за 1400 земных лет, а однуастрономическую единицу — за 8 земных суток[2].Из звёзд, принадлежащих 50 самым близким звёздным системам впределах 17 световых лет, известным в настоящее время, Солнце являетсячетвёртой по яркости звездой.В центральной части Солнца находится источник его энергии, или,говоря образным языком, та “печка”, которая нагревает его и не даёт емуостыть. Эта область называется ядром. В ядре, где температура достигает 15миллионов градусов Цельсия, происходит выделение энергии. Ядро имеетрадиус не более четверти общего радиуса Солнца. Однако в его объёмесосредоточена половина солнечной массы и выделяется практически всяэнергия, которая поддерживает свечение Солнца[1].

znanio.ru

КУлассный час 5 класс "Свет в нашей жизни"

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

"Свет в нашей жизни"

классный руководитель 5 класса Хуриев Роман Борисович

АКТУАЛЬНОСТЬ

                Предлагаемый сценарий классного часа заключается в том, что он реализует поставленную задачу обратить внимание школьников на возможность рационального использования энергетических ресурсов и на способы их энергосбережения, сделав это с необходимым учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся.

Занятие проводятся в 5 классе.

Кол-во учащихся: 9 человек.

Продолжительность занятия — 45 минут.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

  1. Приветствие

  2. Разминка

  3. Основное содержание:

Чередование видов деятельности:

  1. Рефлексия: составление синквейна.Смысловое содержание: Почему это делали? Для чего мы играли?

  Тема :  «Свет в нашей жизни».

 ЦЕЛЬ:  привлечение внимания школьников к важности света и световых технологий для качества жизни людей и устойчивого развития человечества в целом, ознакомление с возможностями и преимуществами энергосберегающих технологий, влиянием деятельности человека на экологию и формирование у школьников энергосберегающей модели поведения, ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам.

ЗАДАЧИ:

  • повышение осведомлённости обучающихся о роли света в жизни человека;

  • формирование научных представлений о световых явлениях в живой и неживой природе;

  • знакомство с новейшими световыми технологиями и многочисленными сферами их применения;

  • актуализация проблем энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов

МАТЕРИАЛ:

  1. Стулья для каждого ребёнка и для ведущего.

  2. Карточки с изображением лампочек "Зажженной" и "Выключенной" по количеству детей.

  3. Ручки.

  4. Компьютер

  5. Листы бумаги для синквейна.

ПОДГОТОВКА  К  ЗАНЯТИЮ:

Подобрать для занятия игры и упражнения.Подобрать музыку для музыкального сопровождения занятия.

Продумать систему цветового оформления занятий.

Подготовить карточки с изображением лампочек "Зажженной" и "Выключенной" по количеству детей.Подобрать загадки.

 

СХЕМА  ПРОВЕДЕНИЯ  КЛАССНОГО ЧАСА:

Классный руководитель  начинает  занятие   с игры приветствия "Ассоциации":

учащиеся сидят на стульях, классный руководитель по кругу передает лампочку (макет) у кого в руках окажется лампочка тот должен сказать ассоциацию к слову свет. Первым начинает учитель:

(Слова ассоциации к слову свет: солнце   лампа   лампочка   яркий   день   люстра  светло   тьма   фонарь   светильник   утро   светлый   белый   электричество  светит   луч    огонь    гореть   энергия   выключатель     освещать    источник )

Упражнение "Правильно - неправильно".

Я буду читать фразы. Если вы считаете, что фраза правильная поднимайте зажженную лампочку, если нет –выключенную. И поясните почему вы так считаете.

-Начнем:

1)Папа с мамой заменили все старые лампочки в доме на новые энергосберегающие. Правильный поступок? (Да)

2)Мальчик Петя сделал все уроки и побежал гулять на улицу с друзьями, забыв выключить свет в комнате? Правильно? (Нет)

3)Папа сел смотреть телевизор и уснул? Оцените поступок. (Нет)

4)Когда на улице стало светло, учитель выключил в коридорах школы свет! (Да)

5)Мама, поработав за компьютером, оставила его включенным и пошла готовить ужин. Правильный поступок? (Нет)

-Молодцы, вы справились со всеми вопросами на отлично!

БЕСЕДА О СВЕТЕ

Свет – это форма энергии, которая позволяет нам видеть. Он находится вокруг нас и является производной естественных и искусственных источников света. Источники света также производят еще один вид энергии – тепло.Солнце – это самый большой естественный источник света. Среди искусственных источников света можно назвать масляные лампы, свечи, лампы накаливания и лампы дневного света. (Источник:http://stakeblog.ru/?cat=16 Энциклопедия технологий)

Свет может путешествовать сквозь пустое пространство, даже через вакуум, где вообще нет воздуха. Невооруженному глазу кажется, что свет движется по прямой линии. Свет фонаря является хорошим тому примером. Однако на самом деле свет распространяется волнами и в одном направлении – способом, подобным распространению кругов на воде, когда гребни (пики) чередуются с впадинами (долинами).

Основными цветами света являются зеленый, синий и красный, при их смешении в определенных пропорциях можно получить любой существующий цвет и оттенок. 6.У света есть различные цвета, они зависят от длины волны света, самые длинные волны красного цвета, короткие - фиолетового. Электрический свет появился лишь в 1879 году, когда известнейший ученый Томас Эдисон изобрел первую лампочку.

Интересный факт о свете электрической лампы: только 10% энергии, затрачиваемой лампочкой уходит на освещение, остальные 90% уходят в виде тепла, что весьма неэффективно!

Увы, как ни старались ученые разогнать электрон до скорости света, у них не вышло: электрон разогнался до максимальной скорости, которая составила 99.999999995% от скорости света.

Почему небо синее? Ведь по логике оно должно быть бесцветным. Дело в том, что мы можем видеть только рассеянный свет, в случае с радугой его рассеивают капельки воды, поэтому мы видим все цвета видимого спектра света - от красного до фиолетового. В случае с небом - в воздухе содержится бесчисленное множество очень маленьких пылинок, которые сильнее всего рассеивают синие волны, поэтому мы видим небо синим.

 Упражнение  « ЗАГАДКИ ».

Давайте будем угадывать загадки о свете. Свет может быть разный. Он может быть электрический или дневной, искусственный или естественный. Источником света может быть не только лампа или солнце но и фосфор, и многое другое...

  1. Есть в лесу сверкающий летающий маячок

светит сам себе ... (светлячок)

  1. Не пловец,А плывущемуПлыть помогает,Не хитрец,А мигает, мигает, мигает ... (маяк)

  1. У полоски перехода,На обочине дороги,Зверь трёхглазый, одноногий,Неизвестной нам породы,Разноцветными глазамиРазговаривает с нами. (светофор)

  1. Дом — стеклянный пузырёк, А живёт в нём огонёк, Днём он спит, А как проснётся — Ярким пламенем зажжётся. 

  2. Без него плачемся, а как появится — от него прячемся. (солнце)

Откуда же человек берет электричество,

освещая всю нашу жизнь:

Давайте подумаем много ли в ваших домах электрических приборов? Назовите мне их, пожалуйста.

-Где еще используется электричество? (В школах, на заводах и на предприятиях, на улице для передвижения электрического транспорта: трамваи, троллейбусы, метро, электрички, электромобили)

-А как электричество приходит в дом? (по проводам) А где вырабатывается электричество? (На электростанциях)

Нефть, газ, уголь – это природные энергетические ресурсы, запасы которых в мире ограниченны, и в ближайшем будущем они могут закончиться. Поэтому люди нашли замену этим ресурсам среди возобновляемых источников энергии. Особенностью данных источников энергии является то, что постоянное их использование не приведет к их исчезновению, так как они постоянно восстанавливаются. К таким видам энергии относятся: энергия солнца, воды, ветра, земли, энергия приливов и отливов в морях и океанах, биоэнергия.

Так энергию солнца научились использовать, создав солнечные батареи – это плоские пластины, на которые падает солнечный свет. За счет специальных преобразований внутри батареи вырабатывается электрическая и тепловая энергия. В регионах, где солнце светит круглый год, все чаще люди стали устанавливать солнечные батареи на крыши своих домов, и все электроприборы в их домах работают от полученной от этих батарей электроэнергии.

-Энергию ветра используют в местах, где постоянно дуют сильные ветра, например, на морских побережьях. Там устанавливают ветряные мельницы. Ветер, проходя сквозь лопасти мельницы, заставляет их вращаться – за счет чего вырабатывается электрическая энергия.

-Энергия земли – это тепловая энергия горячей воды, поднимающейся на поверхность из глубин земли в местах сильной вулканической активности.

-А на реках с сильным течением строят гидроэлектростанции, где под воздействием движения воды вращаются большие лопасти, вырабатывая при этом электричество.

Вот это самые распространенные возобновляемые источники энергии.

В зависимости от источника энергии

Да, электричество вырабатывается на электростанциях специальными машинами-генераторами. Генератор вращается с помощью турбины, для которой используются вода, пар, газ или атомная энергия. Гидро- и атомных электростанций в мире не так много, потому что они обходятся дорого, но зато они в меньшей степени загрязняют окружающую среду, чем тепловые электростанции, которые работают на нефти, угле и газе. А мы с вами уже знаем, что их запасы в мире ограниченны.

-У каждого из вас дома, в школах, на заводах есть счетчики, которые показывают сколько тратится электроэнергии. И затем за потребленное количество электроэнергии ваши родители платят немаленькие денежки. Ведь электроэнергия, как вы уже знаете, тоже достается не легко, и в ее производстве задействовано много людей, оборудования, природных ресурсов.

-А давайте вспомним у кого дома сколько лампочек, посчитайте сейчас в уме и назовите мне цифры. (Дети называют)

-Вот видите, а ведь лампочка так же потребляет электроэнергию, и дома и в школе порой горит целый день, порой даже без нужды. Как вы думаете? Это правильно? (Нет)

-А давайте на минутку представим, что вы главные энергетики. Подумайте, как можно экономить электроэнергию дома и в школе? (Предлагают свои варианты дети).

-Молодцы, давайте еще раз их обобщим:

  1. Уходишь из дома — выключи свет

  2. Если сидишь за столом — выключи общую люстру и включи настольную лампу

  3. Выключай электроприборы, когда ими не пользуешься.

  4. В холодное время года как можно лучше утеплить квартиру, что бы не пользоваться дополнительными электрообогреватели.

Для чего нужно экономить энергию -  чтобы выиграть время для поиска и освоения новых источников энергии – возобновляемых, экологически чистых и безопасных (ветер, солнце, биогаз, биомасса, тепло земли, и т.д.). Альтернативные источники энергии неисчерпаемы. Цель поиска альтернативных источников энергии – потребность получать её из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых природных ресурсов и явлений. То есть, если наступит такой этап в развитии человечества, когда все исчерпаемые источники — нефть, газ, уголь, исчезнут, то оно сможет воспользоваться этими источниками, если запасется хотя бы необходимыми технологиями.

Итак, необходимо сознательное стремление каждого человека к экономии электрической энергии, недопущению ее расточительного расходования в быту и на производстве. Экономия энергии это не только экономия денег и создание необходимого комфорта, а так же нужно всегда помнить, что его настоящая цена определяется не рублями, заплаченными по счету за потребленную электроэнергию, а чистым воздухом, зелеными лесами и полями, климатом без бурь и наводнений на прекрасной голубой планете, где будут жить наши внуки и дети.

Подведение итогов занятия. Составление синквейна.

Перед вами лист, на котором записаны правила составления секвейна. Давайте заполнять лист вашими ассоциациями, связанными со словом СВЕТ. Этот прием называется СИНКВЕЙН.

- Запишите 3 сущ., связанных со словом свет.

-3 слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?

-3 глагола

- фразу со смыслом о данном понятии.

-смысл понятия в одном слове.

infourok.ru

Солнечная система 5 класс - Презентация

Презентация на тему: Солнечная система 5 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Солнечная система. Выполнила ученица 5 «Г» класса МБОУ Лицей №1 Козловой Валерии Описание слайда:

Солнечная система. Выполнила ученица 5 «Г» класса МБОУ Лицей №1 Козловой Валерии

№ слайда 2 Это наша галактика. С древних времен ученые хотели узнать, как она возникла? Это Описание слайда:

Это наша галактика. С древних времен ученые хотели узнать, как она возникла? Это наша галактика. С древних времен ученые хотели узнать, как она возникла?

№ слайда 3 Происхождение Солнечной системыВот уже два века проблема происхождения Солнечной Описание слайда:

Происхождение Солнечной системыВот уже два века проблема происхождения Солнечной системы волнует выдающихся мыслителей нашей планеты. Этой проблемой занимались, начиная от философа Канта и математика Лапласа, плеяда астрономов и физиков XIX и XX столетий. Вот уже два века проблема происхождения Солнечной системы волнует выдающихся мыслителей нашей планеты. Этой проблемой занимались, начиная от философа Канта и математика Лапласа, плеяда астрономов и физиков XIX и XX столетий.

№ слайда 4 Общая структура Солнечной системы была раскрыта в середине 16 в. Н. Коперником, Описание слайда:

Общая структура Солнечной системы была раскрыта в середине 16 в. Н. Коперником, который обосновал представление о движении планет вокруг Солнца. Такая модель Солнечной системы получила название гелиоцентрической. В 17 в. И. Кеплер открыл законы движения планет, а И. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Изучение физических характеристик космических тел, входящих в состав Солнечной системы, стало возможным только после изобретения Г. Галилеем в 1609 телескопа. Так, наблюдая солнечные пятна, Галилей впервые обнаружил вращение Солнца вокруг своей оси. (Иоганн Кеплер, Николай Коперник, Исаак Ньютон, Галилео Галилей) Общая структура Солнечной системы была раскрыта в середине 16 в. Н. Коперником, который обосновал представление о движении планет вокруг Солнца. Такая модель Солнечной системы получила название гелиоцентрической. В 17 в. И. Кеплер открыл законы движения планет, а И. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Изучение физических характеристик космических тел, входящих в состав Солнечной системы, стало возможным только после изобретения Г. Галилеем в 1609 телескопа. Так, наблюдая солнечные пятна, Галилей впервые обнаружил вращение Солнца вокруг своей оси. (Иоганн Кеплер, Николай Коперник, Исаак Ньютон, Галилео Галилей)

№ слайда 5 Солнечная система представляет собой большую семью, состоящую из Солнца, планет Описание слайда:

Солнечная система представляет собой большую семью, состоящую из Солнца, планет и их спутников, комет, астероидов, большого количества пыли, газа и мелких частиц. Если посмотреть на Солнечную систему как бы издалека, то можно увидеть, как около центральной звезды желтого цвета обращаются 9 планет. Солнце – звезда, она находится в центре этой системы.Солнечная система представляет собой большую семью, состоящую из Солнца, планет и их спутников, комет, астероидов, большого количества пыли, газа и мелких частиц. Если посмотреть на Солнечную систему как бы издалека, то можно увидеть, как около центральной звезды желтого цвета обращаются 9 планет. Солнце – звезда, она находится в центре этой системы.

№ слайда 6 Строение Солнечной системы Солнце – это звезда, огромный газовый шар, в центре к Описание слайда:

Строение Солнечной системы Солнце – это звезда, огромный газовый шар, в центре которого идут ядерные реакции. Основная доля массы Солнечной системы сосредоточена в Солнце – 99,8%. Именно поэтому Солнце удерживает гравитацией все объекты Солнечной системы. Для нас с вами Солнце – это источник света и тепла. Именно благодаря солнечной энергии на Земле происходит круговорот воды, дуют ветры. Даже вся энергия, которая заключена в полезных ископаемых – нефти, угле, торфе, газе, тоже когда – то была получена из солнечных лучей .

№ слайда 7 Совсем рядом с Солнцем обращаются четыре маленьких планеты – Меркурий, Венера, З Описание слайда:

Совсем рядом с Солнцем обращаются четыре маленьких планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс. Эти планеты называются планетами земной группы. Между планетами земной группы и планетами-гигантами расположен пояс астероидов. Чуть дальше расположены четыре больших планеты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все планеты за пределами внутренний солнечной системы (кроме Плутона)имеют кольца, у Сатурна они самые красивые и в основном состоят из льда метеоритов и пыли. У планет-гигантов нет твердой поверхности, зато они имеют исключительно мощную атмосферу. Все планеты-гиганты имеют большое количество спутников, а также кольца. Самой последней планетой Солнечной системы является Плутон, который по своим физическим свойствам ближе к спутникам планет-гигантов. За орбитой Плутона открыт так называемый пояс Койпера, второй пояс астероидов. Совсем рядом с Солнцем обращаются четыре маленьких планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс. Эти планеты называются планетами земной группы. Между планетами земной группы и планетами-гигантами расположен пояс астероидов. Чуть дальше расположены четыре больших планеты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все планеты за пределами внутренний солнечной системы (кроме Плутона)имеют кольца, у Сатурна они самые красивые и в основном состоят из льда метеоритов и пыли. У планет-гигантов нет твердой поверхности, зато они имеют исключительно мощную атмосферу. Все планеты-гиганты имеют большое количество спутников, а также кольца. Самой последней планетой Солнечной системы является Плутон, который по своим физическим свойствам ближе к спутникам планет-гигантов. За орбитой Плутона открыт так называемый пояс Койпера, второй пояс астероидов.

№ слайда 8  Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, и весь свой путь по орбите вокр Описание слайда:

 Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, и весь свой путь по орбите вокруг Солнца он проходит всего за 88 дней. Меркурий - самая маленькая из всех планет, не считая Плутона. Поверхность этого небольшого мирка достаточно горяча, чтобы расплавить олово и свинец. Едва ли там есть какая-нибудь атмосфера, а твердый грунт весь покрыт кратерами

№ слайда 9 Планета Венера  Вторая от Солнца большая планета Солнечной системы. Одна из Описание слайда:

Планета Венера  Вторая от Солнца большая планета Солнечной системы. Одна из планет земной группы, по своей природе подобная Земле, но меньше по размеру. Как и Земля, она окружена достаточно плотной атмосферой. Венера подходит к Земле ближе любой другой планеты и представляет собой самый яркий небесный объект

№ слайда 10 Планета ЗемляЗемля принадлежит к группе земных планет. Благодаря своим уникальны Описание слайда:

Планета ЗемляЗемля принадлежит к группе земных планет. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь. По современным космогоническим представлениям Земля образовалась примерно 4,566 миллиарда лет назад из газопылевого облака в котором зародилось Солнце.

№ слайда 11 Планета МарсМарс – первая после Земли планета Солнечной системы, к которой челов Описание слайда:

Планета МарсМарс – первая после Земли планета Солнечной системы, к которой человек проявил особый интерес с надеждой, что там есть развитая внеземная жизнь. Марс – первая после Земли планета Солнечной системы, к которой человек проявил особый интерес с надеждой, что там есть развитая внеземная жизнь.

№ слайда 12 Планета ЮпитерЮпитер господствует среди девяти планет нашей Солнечной системы, с Описание слайда:

Планета ЮпитерЮпитер господствует среди девяти планет нашей Солнечной системы, соперничая с Солнцем в своем великолепии. Самая большая планета находится далеко за основным поясом астероидов. Масса Юпитера намного превышает массу всех других планет, вместе взятых. Огромная атмосфера Юпитера создает огромное давление. Оно увеличивается при приближении к центру планеты. В таких экстремальных условиях газы в атмосфере находятся в необычных состояниях. Находящийся достаточно глубоко водород под давлением атмосферы сформировал слой в жидком металлическом состоянии.

№ слайда 13 Планета СатурнПланета известна с самых древних времен. Эта планета – один из сам Описание слайда:

Планета СатурнПланета известна с самых древних времен. Эта планета – один из самых ярких объектов на нашем звездном небе. Кольца Сатурна видимы с Земли в небольшой телескоп. Они состоят из тысяч и тысяч небольших твердых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты 

№ слайда 14 Планета УранУран едва видим Планета Уран невооруженным глазом в очень ясные ночи Описание слайда:

Планета УранУран едва видим Планета Уран невооруженным глазом в очень ясные ночи, его нетрудно обнаружить в бинокль. Небольшой астрономический телескоп покажет маленький диск

№ слайда 15 Планета НептунНептун – восьмая планета от Солнца и четвертая по размеру среди пл Описание слайда:

Планета НептунНептун – восьмая планета от Солнца и четвертая по размеру среди планет Нептун – восьмая планета от Солнца и четвертая по размеру среди планет

№ слайда 16 24 августа 2006 - Плутон лишили статуса планеты Международный астрономический со Описание слайда:

24 августа 2006 - Плутон лишили статуса планеты Международный астрономический союз (МАС) официально лишил Плутон статуса планеты. Плутон Со дня своего открытия в 1930 и до 2006 года Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. Однако в конце XX и начале XXI веков во внешней части Солнечной системы было открыто множество объектов. Среди них примечательны Квавар, Седна, и особенно Эрида, которая на 27 % массивнее Плутона. Поэтому в 2006 году Плутон был причислен к новой категории карликовых планет вместе с Эридой и Церерой. Некоторые учёные продолжают считать, что Плутон должен быть переклассифицирован обратно в планету. Споры о том считать Плутон планетой солнечной системы или нет ведутся по сей день…

№ слайда 17 Вопросы. 1. Каких знаменитых астрономов вы запомнили? 2. Назовите планеты земной Описание слайда:

Вопросы. 1. Каких знаменитых астрономов вы запомнили? 2. Назовите планеты земной группы? 3. У всех ли планет есть кольца? Если нет, то почему? 4. За сколько дней успевает облететь Меркурий Солнце? 5.Назовите планету к которой человек проявил особый интерес? 6. какого числа и года Плутона лишили статуса планеты?

№ слайда 18 Спасибо за внимание Описание слайда:

Спасибо за внимание

ppt4web.ru

Исследовательская работа для 4 класса "Влияние энергии Солнца на жизнь Земли"

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов Промышленного района г. Самара

ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГИИ СОЛНЦА НА ЖИЗНЬ ЗЕМЛИ

Выполнила:

Липатникова Наталья,

ученица 3 «Б» класса

Научный руководитель:

Фролова Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов

Самара,2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................3

I. Строение Солнца

1. Внутренние слои Солнца ..............................................................................4

2. Атмосфера Солнца ........................................................................................5

II. Влияние энергии Солнца на жизнь Земли …………….................................6-11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................12

Список литературы ...................................................................................................13

ВВЕДЕНИЕ

Солнце играет важную роль в жизни Земли. Весь мир нашей планеты обязан Солнцу своим существованием. Солнце - это источник света и тепла.

Издавна у разных народов Солнце было объектом поклонения. Его считали самым могущественным божеством. В честь Солнца воздвигали храмы, слагали гимны, приносили жертвы. Сейчас учёные исследуют природу Солнца, выясняют его влияние на Землю, работают над проблемой применения практически неиссякаемой солнечной энергии.

Солнце – это наша звезда. Изучая Солнце, мы узнаём о многих явлениях и процессах, происходящих на других звёздах.

Возраст Солнца примерно равен 4,5 миллиарда лет. Почему Солнце светит и не остывает уже столько лет? Какое «топливо» дает ему энергию? Ответы на эти вопросы ученые ищут давно[4].

Цель моей работы исследовать энергию Солнца и его свойства, что позволит узнать о Солнце много нового.

Основными задачами исследования энергии Солнца являются:

1. Рассмотреть общие сведения о Солнце;

2. Исследовать энергию Солнца;

3. Изучить строение и характеристики Солнца, провести опыты;

4. Проанализировать влияние Солнца на жизнь Земли.

I. СТРОЕНИЕ СОЛНЦА

1. Внутренние слои Солнца

В центральной части Солнца находится источник его энергии, говоря простым языком, "печка", которая нагревает его и не дает ему остыть. Эта область называется ядром. В ядре, где температура достигает 15 млн. кельвинов, происходит выделение энергии. Ядро имеет радиус не более ¼ доли общего радиуса Солнца. Однако в его объеме сосредоточена половина солнечной массы и выделяется практически вся энергия, которая поддерживает свечение Солнца.

Сразу вокруг ядра начинается зона лучистой передачи энергии, где она распространяется через поглощение и излучение веществом порций света – квантов. Плотность, температура и давление уменьшаются по мере удаления от ядра, и в этом же направлении идет поток энергии. Чтобы квантам добраться от центра Солнца до фотосферы, необходимы многие тысячи лет. Так что если бы "печка" внутри Солнца вдруг погасла, то мы узнали бы об этом только миллионы лет спустя.

На своем пути через внутренние солнечные слои поток энергии встречает такую область, где непрозрачность газа сильно возрастает. Это конвективная зона Солнца.

2. Атмосфера Солнца

Фотосфера

Атмосфера Солнца начинается на 200-300 глубже видимого края солнечного диска называют фотосферой. Поскольку их толщина составляет не более одной трехтысячной доли солнечного радиуса, фотосферу иногда условно называют поверхностью Солнца. В телескоп с большим увеличением можно наблюдать тонкие детали фотосферы: вся она кажется усыпанной мелкими яркими зернышками – гранулами, разделенными сетью узких темных дорожек.

Фотосфера постепенно переходит в более разреженные внешние слои солнечной атмосферы – хромосферу и корону.

Хромосфера

Хромосфера (греч. «сфера цвета») названа так за свою красновато-фиолетовую окраску. Она видна во время полных солнечных затмений как клочковатое яркое кольцо вокруг черного диска Луны, только что затмившего Солнце. Хромосфера весьма неоднородна и состоит в основном из продолговатых вытянутых язычков, придающих ей вид горящей травы. Общая протяженность хромосферы 10-15 тыс. километров.

Корона

В отличие от фотосферы и хромосферы самая внешняя часть атмосферы Солнца - корона - обладает огромной протяженностью: она простирается на миллионы километров, что соответствует нескольким солнечным радиусам, а ее слабое продолжение уходит еще дальше. Корону лучше всего наблюдать во время полной фазы солнечного затмения. Корона Солнца - самая внешняя часть его атмосферы, самая разреженная и самая горячая. Добавим, что она и самая близкая к нам: оказывается она простирается далеко от Солнца в виде постоянно движущегося от него потока плазмы - солнечного ветра.[2]

II. ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГИИ СОЛНЦА НА ЖИЗНЬ ЗЕМЛИ

Солнце представляет собой раскаленный шар. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Масса в несколько тысяч раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца меняется и составляет примерно около 150 000 000 км.

Наблюдения Солнца требуют большой осторожности. Нельзя смотреть на Солнце, не защитив глаза.

Если сравнить несколько последовательных фотографий Солнца, то можно заметить, как меняется его положение (см. фото 1, 2, 3). Это происходит из-за вращения Солнца. Солнце вращается в том же направлении, что и Земля.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

О солнце и его энергии написаны сотни книг. Солнце является источником жизни для всего земного. Солнце испаряет воду с океанов, морей, с земной поверхности. Это видно в проведенном опыте: ОПЫТ №1 - мы наполнили блюдце водой и поставили на солнышко, через 1 день ее не оказалось – вода испарилась (см. фото 4, 5).

Фото 4 Фото 5

Солнце превращает эту влагу в водяные капли, образуя облака и туманы, а затем заставляет её снова падать на Землю в виде дождя, снега, росы или инея, создавая, таким образом, гигантский круговорот воды в атмосфере. Солнечная энергия является источником общей циркуляции атмосферы и циркуляции воды в океанах. Она как бы создаёт гигантскую систему водяного и воздушного отопления нашей планеты, перераспределяя тепло по земной поверхности.

Солнечный свет, попадая на растения, вызывает у него процесс фотосинтеза, определяет рост и развитие растений.

ОПЫТ №2 - Исходя, из опыта мы увидели, цветок стоявший у окна на солнце: обильно цветёт, листья большие, ярко-зеленого цвета (см. фото 6),

Фото 6

а цветок стоявший в темноте начал сохнуть (см. фото 7).

Фото 7

Попадая на почву, он превращается в тепло, нагревает её, формирует почвенный климат, давая тем самым жизненную силу находящимся в почве семенам растений, микроорганизмам и населяющим её живым существам, которые без этого тепла пребывали бы в состоянии спячки.

ОПЫТ №3 – Семена растения «Вьюн» положив на солнышко, через несколько дней мы заметили, что они проросли (см. фото 8, 9).

Фото 8

Фото 9

А разве могли бы обойтись без солнца люди и животные? Конечно, нет. Они, зависят от него, поскольку не могут жить без воды и без пищи.

Солнце – это основной источник энергии на земле, создавшая большинство других энергетических ресурсов нашей планеты, таких, как запасы каменного угля, нефти, газа, энергии ветра и падающей воды, электрической энергии и т.д.

Энергия Солнца, так велика, что её трудно даже себе представить. Достаточно сказать, что на Землю поступает только 1/2 000 000 000 доля этой энергии. По сравнению с этим все остальные источники энергии, как внешние (излучение луны, звёзд, космические лучи), так и внутренние (внутренние тепло Земли, запасы каменного угля, нефти и т.д.) пренебрежительно малы.

Внутренняя часть солнца не доступна наблюдению. Она представляет собой своеобразный атомный котёл гигантских размеров. Наблюдать с Земли можно только внешнюю оболочку Солнца (фотосферу). Она-то и излучает солнечную радиацию[5].

Если смотреть на Солнце через тёмное стекло, (особенно, когда оно находится близко к горизонту), то можно увидеть огромное пятно. Это пятно, является основанием фотосферы. (см. фото 10)

Фото 10

Наблюдения показывают, что поверхность Солнца никогда не бывает спокойна. Значительное влияние усиления солнечной активности оказывает на состояние самого человека, например, головокружения, обмороки, скачки давления и т.д. Солнечное излучение, падающее на Землю очень стабильно, иначе жизнь на Земле подвергалась бы слишком большим температурным перепадам. В настоящее время спутники очень тщательно измерили энергию, излучаемую Солнцем. Изменения на солнце также влияют на земной климат. [3]

Солнце меняет состояние атмосферы Земли. Магнитные поля и потоки частиц, которые идут от солнечных пятен, достигают Земли и влияют прежде всего на мозг, сердечно-сосудистую и кровеносную системы человека, на ее физическое, нервное и психологическое состояние. Высокий уровень солнечной активности, его быстрые изменения возбуждают человека, а поэтому и коллектив, класс, общество. Поворачиваясь к Солнцу то одним, то другим своим полушарием, Земля получает энергию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении делаем вывод: Солнце играет важную роль в жизни Земли. Весь мир нашей планеты обязан Солнцу своим существованием. Это источник света и тепла. Возраст Солнца примерно равен 4.5 миллиарда лет.

Масса в несколько тысяч раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца меняется и составляет примерно около 150 000 000 км.

В центральной части Солнца находится источник его энергии, говоря простым языком, "печка", которая нагревает его и не дает ему остыть. Эта область называется ядром.

Солнце испаряет воду с океанов, морей, с земной поверхности. Оно превращает эту влагу в водяные капли, образуя облака и туманы, а затем заставляет её снова падать на Землю в виде дождя, снега, росы или инея, создавая, таким образом, круговорот воды в атмосфере. Солнечная энергия является источником общей циркуляции атмосферы и циркуляции воды в океанах. Она как бы создаёт гигантскую систему водяного и воздушного отопления нашей планеты, перераспределяя тепло по земной поверхности.

В 1893 г. ученым удалось установить температуру поверхности Солнца и составляет она 6 000ºС. Поверхность достаточно горяча, чтобы расплавить и обратить в пар все известные нам вещества. Совершенно очевидно, что это тепло должно поступать изнутри, а отсюда следует, что недра Солнца должны быть более горячими, чем его поверхность. Таким образом, можно сделать вывод – всё Солнце газообразное (шар сверхраскаленного газа).

Солнечное излучение, падающее на Землю очень стабильно, иначе жизнь на Земле подвергалась бы слишком большим температурным перепадам. В настоящее время спутники очень тщательно измерили энергию, излучаемую Солнцем, и показали, что солнечная постоянная не постоянна, а подвержена вариациям в пределах десятых долей процента. Такие изменения также могут иметь влияние на земной климат.

Список литературы:

1.Воронцов-Вельяминов Б.А. «Астрономия», учебник для 10 класса средней школы Издательство «Просвещение», 1987 г.

2.Ивановский М.И. «Солнце и его семья», Издательство «Детская Литература», Ленинград, 1957 г.

3.Левитан Е.П. «Астрономия», учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, Издательство «Просвещение», Москва, 1994 г.

4.Миттон С. «Дневная звезда. Рассказ о нашем солнце» Издательство «Мир», Москва, 1984 г.

5. Харитонов А.В. «Энергетика Солнца и Звезд», Подписная научно-популярная серия «Космонавтика, астрономия», 5/1984 Издательство «Знание», Москва, 1984 г.

doc4web.ru

Исследовательская работа на тему: «Роль Солнца в жизни Земли»5 Класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кожинская средняя общеобразовательная школа»

Рузского муниципального района Московской области

143155,Московскя. обл., Рузский р-он, д. Старониколаево, д, 195 тел.8(496)27 62-547

e-mail: [email protected]

Исследовательская работа

на тему: «Роль Солнца в жизни Земли»

Выполнил: Проскурин Андрей Геннадьевич

2001 года рождения

ученик 5 класса МБОУ «Кожинская СОШ»

Руководитель: Емельянова Татьяна Александровна

учитель географии

Руза 2013г

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………... 2

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………………………... 4

1. Современные представления о Солнце ……………………………………………………. 4

2. Роль Солнца в жизни Земли ………………………………………………………………… 6

3. Приборы наблюдения за Солнцем ……………………………………………………….. 11

Заключение ……………………………………………………………………………………. 12

Список использованной литературы и интернет ресурсов ………………………………… 13

Приложение …………………………………………………………………………………… 14

Введение

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к Солнцу бренно наше око

Могло, приблизившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

М. В. Ломоносов

Моя работа посвящена исследованию огромной небесной звезды – Солнце. Выбранная тема актуальна тем, что без Солнца невозможна жизнь на Земле. Если спросить любого человека, какое из небесных светил имеет наибольшее значение для нас на Земле, то, наверно, услышим, что Солнце. Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.

О его воздействии на Землю люди догадывались еще в глубокой древности, в результате чего рождались легенды и мифы, в которых Солнце играло главную роль. Солнце обожествлялось различными народами (Гелиос — греческий бог Солнца, Ра — у египтян, Яр или Ярило — у наших предков славян и др.). Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни.

Постоянный интерес к Солнцу проявляют астрономы, врачи, метеорологи, связисты, навигаторы и другие специалисты, профессиональная деятельность которых сильно зависит от степени активности нашего дневного светила, на котором «также бывают пятна».

Данный вопрос заинтересовал меня, и я решил самостоятельно узнать, насколько тесно связаны человек и звезда по имени Солнце.

Цель работы:

Задачи работы:

        • изучить Солнце

        • изучить роль Солнца в жизни Земли

        • развивать навыки поиска информации с помощью разных поисковых систем

        • формировать исследовательские навыки.

Объект исследования: Солнце.

Предмет исследования: роль Солнца на жизнь Земли.

Гипотеза:

Солнце – один из основных источников жизни на Земле. Без Солнца невозможна жизнь на нашей планете Земля.

Методы исследования:

Продукты работы:

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Современные представления о Солнце

Со́лнце — единственная звезда Солнечной системы, дневное светило. Это самая близкая к Земле звезда. Вокруг Солнца обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. 

Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле (свет необходим для начальных стадий фотосинтеза), определяет климат. Солнце имеет шарообразную форму и состоит из раскаленных газов. В основном оно состоит из тех же химических элементов, что и Земля из водорода (~73 % от массы и ~92 % от объёма),гелия (~25 % от массы и ~7 % от объёма), железа, никеля, кислорода, азота, кремния,серы, магния, углерода, неона, кальция и хрома, но водорода на Солнце больше, чем на Земле. На поверхности Солнца температура около 6000 градусов по Цельсию, а в центральной его части достигает 15 млн. градусов по Цельсию.

Масса Солнца в 333 тыс. раз больше массы Земли и составляет 99,866 % от суммарной массы всей Солнечной системы. Средняя плотность Солнца составляет 1,4 г/см³, отсюда следует, что плотность Солнца меньше плотности Земли. Диаметр Солнца составляет 1 млн. 392 тыс. км., что в 109 раз больше диаметра Земли.

Внутренние слои Солнца. В центральной части Солнца находится источник его энергии, говоря простым языком, "печка", которая нагревает его и не дает ему остыть. Эта область называется ядром. В ядре, где температура достигает 15 млн. градусов по Цельсию, происходит выделение энергии. Ядро имеет радиус не более ¼ доли общего радиуса Солнца. Однако в его объеме сосредоточена половина солнечной массы и выделяется практически вся энергия, которая поддерживает свечение Солнца.

Сразу вокруг ядра начинается зона лучистой передачи энергии, где она распространяется через поглощение и излучение веществом порций света – квантов. Плотность, температура и давление уменьшаются по мере удаления от ядра, и в этом же направлении идет поток энергии. Чтобы квантам добраться от центра Солнца до фотосферы, необходимы многие тысячи лет. Так что если бы "печка" внутри Солнца вдруг погасла, то мы узнали бы об этом только миллионы лет спустя.

На своем пути через внутренние солнечные слои поток энергии встречает такую область, где непрозрачность газа сильно возрастает. Это конвективная зона Солнца.

Атмосфера Солнца. Солнце окружено атмосферой. Оно состоит из следующих слоев:

1) Нижние слои - фотосфера. Их толщина - 200-300 км. Все видимое излучение Солнца исходит из этих слоев. В фотосфере наблюдают пятна и факелы. Пятна состоят из темного ядра и окружающей его полутени. Пятно может достигать в диаметре 200 тыс. км.

2) Хромосфера - это внешняя оболочка Солнца, находящаяся над фотосферой, при обычных условиях невидима. Хромосфера значительно прозрачнее фотосферы. Хромосфера Солнца видна только в моменты полных солнечных затмений. Луна полностью закрывает фотосферу, и хромосфера вспыхивает, как небольшое кольцо ярко-красного цвета, окружённое жемчужно-белой короной. Хромосфера получила своё название именно из-за этого явления (греч. «окрашенная сфера»).

3) Солнечная корона. Это наиболее разряженная часть солнечной атмосферы. Ее толщина равна нескольким радиусам Солнца. Ее можно наблюдать во время полного солнечного затмения.

Энергия, излучаемая Солнцем, огромна. На Землю попадает лишь ничтожная ее доля. Но она в десятки тысяч раз больше, чем могли бы выработать все электростанции мира. Почти всю эту энергию излучает фотосфера.

Наблюдения за поверхностью Солнца позволили установить, что оно вращается вокруг своей оси и полной оборот делает за 25,4 земных суток. Среднее расстояние от Земли до Солнца - 149,5 млн. км. Солнце вместе с Землей и всей Солнечной системой движется в мировом пространстве в направлении созвездия Лиры со скоростью 20 км/сек. Солнце и другие звезды удалены от нас на такие расстояния, которые обычно измеряются не километрами, а скоростью света (300 000 км/сек.). Свет от Солнца до Земли доходит за 8 мин. 18 сек.

2. Роль Солнца в жизни Земли.

Современная наука установила, что все движения, совершаемые на Земле, и вся земная жизнь полностью зависят от Солнца, точнее, от той энергии, которая несётся к нам в лучах Солнца. Земля окружена газообразной атмосферой. Нагревая её, Солнце вызывает в ней разнообразные движения. От этого происходит ветер. На поверхности морей и океанов Солнце вызывает испарение. Энергия его лучей поднимает массы воды в виде паров в воздух. Охладившись и сгустившись, они падают обратно в виде дождя и снега. Под действием солнечных лучей на Земле устанавливается круговорот воды. Большая часть выпавшей воды стекает обратно в океаны, моря и озёра. В реках, текущих к морям, находится громадный запас механической энергии, полученной от Солнца. В наших мощных гидроэлектростанциях мы пользуемся той энергией, которая была затрачена лучами Солнца на подъём воды в атмосферу.

Лучи Солнца поддерживают существование растительного мира. Типичным примером прямого влияния является фотосинтез. Без солнечного света он невозможен. Растения получают углерод из воздуха, поглощая углекислоту и разлагая её на кислород и углерод, расходуя для этого энергию, получаемую от лучей Солнца. В зелёных листьях растений содержатся зёрна хлорофилла, в них-то и происходит поглощение солнечных лучей, так что каждое хлорофильное зерно представляет собой маленькую фабрику, где солнечные лучи отделяют в углекислоте углерод от кислорода. Когда в наших печах углерод растений в процессе горения вновь соединяется с кислородом, освобождается та энергия, которая была затрачена Солнцем на разложение углекислоты. Поэтому каждое растение представляет собой склад солнечной энергии.

Я решил провести эксперимент с растениями (домашними), чтобы проверить влияние Солнца и его пользу для них. (Приложение 1.) Для этого я взял три комнатных растений. Одно из них я поставил на солнечное место на подоконнике, второе вынес на холод на улицу, а третий поставил в темное место (шкаф), куда не попадают свет и солнечные лучи. Этим экспериментом я хотел доказать, что Солнце играет огромную роль в жизни и развитии растений. Только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают.

Что же получилось? Второе растение замерзло за короткий промежуток времени, первое растение продолжало расти, как и раньше, а третье стало постепенно чахнуть - в горшке появилась плесень (вода не поглощалась им как раньше), растение стало желтеть.

Из этого следует вывод: Солнце оказывает на растения огромное влияние. Без Солнца растения не могут вырабатывать хлорофилл - вещество, придающее растениям зеленый цвет. От Солнца зависит благополучный рост и развитие всех растений.

Далее я свой опыт продолжил, я накрыл стеклянной баночкой два растения. И я увидел, что то, растение, которое росло на солнце, выделяет кислород, а растение в темном месте – нет. Таким образом, я сделал вывод, что для образования кислорода опять же необходимо свечения нашего Солнца.

Каменный уголь представляет собой остатки растений, покрывавших Землю в былые эпохи жизни Земли. Залежи каменного угля — это склады солнечной энергии, которые были заготовлены природой в давно прошедшие времена. Нефть также имеет органическое происхождение. Следовательно, Солнце — источник тех сил, которыми располагает промышленность.

Животные поддерживают свои силы за счет питания. Пищу им доставляют растения или другие животные, которые питаются растениями. Но в любом случае для питания используется энергия, изначально накопленная листьями растений из солнечных лучей.

Солнце излучает вокруг мощное электромагнитное излучение. Всего одна двухмиллиардная его доля попадает в верхние слои атмосферы Земли, но и она составляет огромное число калорий в минуту.

Далеко не весь энергетический поток достигает поверхности Земли. Большая его часть отбрасывается планетой в мировое пространство. Земля отражает атаку тех лучей, которые губительны для живого вещества планеты. На дальнейшем пути к Земле солнечные лучи встречают препятствие в виде наполняющих атмосферу водяного пара, молекул углекислого газа и частичек пыли, взвешенных в воздухе. Атмосфера поглощает значительную часть лучей, рассеивает их, отражает. Особенно велика отражательная способность облаков. В результате непосредственно земная поверхность получает лишь 2/3 той радиации, которая пропускается озоновым экраном, но и из этой части многое отражается в соответствии с отражательной способностью различных поверхностей.

Солнечная радиация поглощается растительностью, почвой, поверхностью морей и океанов. Она превращается в тепло, которое расходуется на прогревание слоев атмосферы, движение воздушных и водных масс, на создание всего великого разнообразия форм жизни на Земле. Благодаря этому процессу до поверхности Земли доходит лишь малая часть жёсткого ультрафиолетового излучения. Ультрафиолетовые лучи опасны для человека и животных, и поэтому образование озоновых дыр представляет серьёзную угрозу для человечества.

Однако в небольшом количестве ультрафиолет необходим человеку. Так, под действием ультрафиолета образуется жизненно необходимый витамин D. При его недостатке возникает серьёзное заболевание — рахит, которое может возникнуть по оплошности родителей, которые прячут своих детей вдали от солнечного света. Недостаток витамина D опасен и для взрослых, при недостатке данного витамина наблюдается размягчение костей не только у детей, но и у взрослых (остеомаляция). Из-за недостатка поступления ультрафиолетовых лучей может нарушиться нормальное поступление кальция, вследствие чего усиливается хрупкость мелких кровеносных сосудов, увеличивается проницаемость тканей. Недостаточность солнечного света проявляется также в бессоннице, быстрой утомляемости и др. Поэтому человеку периодически необходимо бывать на солнце.

Ультрафиолетовые лучи также в небольшом количестве (в большом количестве они могут вызвать рак кожи) усиливают работу кровеносных органов: повышается количество белых и красных кровяных телец (эритроцитов и тромбоцитов), гемоглобина, увеличивается щелочной резерв организма и повышается свёртывание крови. При этом дыхание клеток усиливается, процессы обмена веществ идут активнее. Ультрафиолетовые лучи позитивно воздействуют на организм и посредством других природных факторов — они способствуют ускорению самоочищения атмосферы от загрязнения, вызванного антропогенными факторами, способствуют устранению в атмосфере частичек пыли и дыма, устраняя смог.

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению поглощаемого Землёй количества солнечного тепла по причине увеличения количества в атмосфере Земли парниковых газов (Парниковый эффект — повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса). Парниковый эффект является необходимым условием жизни на Земле. Без него жизнь в нынешнем состоянии была бы невозможна. Однако этот эффект не должен прогрессировать, особенно высокими темпами. Это может привести к резкому потеплению.

В процессе возрастания и спада солнечной активности наблюдаются солнечные вспышки. Величина вспышки эквивалентна ядерному взрыву в один миллиард мегатонн. Возникающее электромагнитное излучение достигает орбиты Земли за 8 минут 20 секунд, а частицы высокоэнергетической плазмы - за 1-2 суток. Помимо этого в атмосферу Земли проникает солнечный ветер – это поток ионизированных частиц (в основном гелиево-водородной плазмы), истекающий из солнечной короны со скоростью 300—1200 км/с в окружающее космическое пространство.

Множество природных явлений связано с солнечным ветром, в том числе магнитные бури, полярные сияния и различные формы кометных хвостов, всегда направленных от Солнца. Магнитные бури, перепады давления в атмосфере, приводят к оживлению землетрясений и вулканизма.

Магнитные бури возникающие под действием потоков солнечного ветра, интенсивность которых зависит от состояния нашего светила. Магнитные бури могут вызывать радиационную опасность для космонавтов, выходящих в открытый космос. Они оказывают воздействие на состояние здоровья человека на Земле. Возрастает число несчастных случаев на производстве, в быту и на транспорте из-за того, что снижается внимание водителей и пешеходов. В день появления сильных магнитных бурь увеличивается число заболеваний сердечно-сосудистой системы и смертельных случаев в 3-5 раз.

Движение Земли вокруг Солнца происходит по орбите, имеющей приблизительно форму эллипса. Скорость движения Земли - около 30 км/сек. Полный оборот Земли завершается за 365,26 суток. Это время называется звездным годом. Ось Земли постоянно наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5о. При движении Земли вокруг Солнца ось не меняет своего положения. Поэтом каждая точка земной поверхности встречает солнечные лучи под углами, изменяющимися в течение года. В разные периоды года полушария Земли получают одновременно неодинаковое количество солнечного тепла и света, что служит причиной смены времен года. На экваторе солнечные лучи падают почти под одинаковым углом в течение всего года, поэтому времена года там мало отличаются друг от друга. Это объясняется шарообразностью нашей Земли. В умеренных же широтах времена года сильно отличаются друг от друга. Это объясняется не толь шарообразностью Земли, но и различным положением планеты в течение всего года, что определяется наклоном оси вращения Земли к орбите и влияет на изменения угла падения солнечного луча.

Двигаясь вокруг Солнца, Земля вращается одновременно вокруг своей оси с запада на восток с полным оборотом в течение звездных суток или за 23 часа 56 минут 4,0905 сек. С этим движением на Земле связана смена дня и ночи. Только на полюсе нет обычного деления времени на дни и ночи, т. к. около полугода Солнце там не опускается за горизонт и столько же - не выходит. Только осенью и весной в этих широтах возможно наблюдать смену дня и ночи. Продолжительность солнечного дня оказывает значительное влияние на жизнедеятельность организмов на Земле. В частности, зимой и осенью, когда Солнце в Северном полушарии стоит низко над горизонтом и продолжительность светового дня мала и мало поступление солнечного тепла, природа увядает и засыпает — деревья сбрасывают листья, многие животные впадают на длительный срок в спячку (медведи, барсуки) или же сильно снижают свою активность. Вблизи полюсов даже во время лета поступает мало солнечного тепла, из-за этого растительность там скудная — причина унылого тундрового пейзажа, и мало какие животные могут проживать в таких условиях.

 

3. Приборы наблюдения за Солнцем

Для наблюдений Солнца используются специальные инструменты, называемые солнечными телескопами. Мощность излучения, приходящего от Солнца, в сотни миллиардов раз больше, чем от самых ярких звезд, поэтому в солнечных телескопах используют объективы с диаметрами не более метра, но и в этом случае большое количество света позволяет использовать сильное увеличение и работать, таким образом, с изображениями Солнца диаметром до 1 м. Для этого телескоп должен быть длиннофокусным. У крупнейших солнечных телескопов фокусное расстояние объективов достигает сотни метров. Такие длинные инструменты невозможно монтировать на параллактических установках, и обычно их делают неподвижными. Чтобы направить лучи Солнца в неподвижно расположенный солнечный телескоп, пользуются системой двух зеркал, одно из которых неподвижно, а второе, называемое целостатом, вращается так, чтобы скомпенсировать видимое суточное перемещение Солнца по небу. Сам телескоп располагают либо вертикально (башенный солнечный телескоп), либо горизонтально (горизонтальный солнечный телескоп). Удобство неподвижного расположения телескопа заключается еще и в том, что можно использовать большие приборы для анализа солнечного излучения (спектрографы, увеличительные камеры, различного типа светофильтры).

Помимо башенных и горизонтальных телескопов для наблюдений Солнца могут быть использованы обычные небольшие телескопы с диаметром объектива не более 20-40 см. Они должны быть снабжены специальными увеличительными системами, светофильтрами и камерами с затворами, обеспечивающими короткие экспозиции.

Для наблюдения солнечной короны применяют коронограф, позволяющий выделять слабое излучение короны на фоне яркого околосолнечного ореола, вызванного рассеянием фотосферного света в земной атмосфере. По своей сути это обычный рефрактор, в котором рассеянный свет сильно ослабляется благодаря тщательному подбору высококачественных сортов стекла, высокому классу их обработки, специальной оптической схеме, устраняющей большую часть рассеянного света, и применению узкополосных светофильтров.

Для изучения солнечного спектра помимо обычных спектрографов широко используются специальные приборы — спектрогелиографы и спектрогелиоскопы, позволяющие получить монохроматическое изображение Солнца в любой длине волны.

Заключение

Солнце всегда привлекало к себе внимание человека, и не зря. Оно обожествлялось от начала времён, считалось главным чудом этого мира, и такое отношение вполне оправдано, это я выяснил в процессе выполнения своей работы, ведь именно Солнце поддерживает оптимальную температуру на Земле для существования на ней живых организмов, освещает планету и является неотъемлемой частью жизни. Человечество широко использует не только прямую солнечную энергию в виде тепла и света, но и другие виды и формы, в которые она переходит, например, энергию воды и ветра (посредством водяных турбин на гидроэлектростанциях и т. п.). Полностью на энергии солнечной радиации работают запускаемые с Земли искусственные спутники, космические корабли.

В настоящее время иногда применяются так называемые солнечные машины разных типов, т. е. аппараты, собирающие непосредственно солнечную энергию и превращающие ее в другие виды - энергию паровых и электродвигателей. В разных странах работают солнечные опреснители, водонагреватели, осушители.

Значит можно сделать вывод: все живое на земле зависит от Солнца.

Однако огромная часть солнечной энергии, падающей на Землю, остается, не использованным. Кроме того, в понимании физических причин солнечной активности и других феноменов атмосферы Солнца, к сожалению, еще далеко нет полной ясности. А воздействие Солнца на окружающий нас мир огромно.

Список использованной литературы и интернет ресурсов

1. Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы. - М., 2009.

2. Бялко А.В. Наша планета - Земля. - М., 2009.

3. Владимирский Б.М., Кисловодский Л.Д. Космические воздействия и эволюция биосферы. - М., 2007.

4. Почтарев В.И. Земля - большой магнит. - Л., 2007.

5. Филиппов Е.М. О развитии Земли и биосферы. - М., 2009.

6. Энциклопедия «Астрономия». Издательство «Аванта». 2007.

7. Энциклопедический словарь юного астронома /Сост. Н. П. Ерпылев. – М.: Педагогика, 2008.

8. http://astro.physfac.bspu.secna.ru/teacher/sun.html

9. http://www.solnce.info/

10. http://ru.wikipedia.org/wiki

11. www.encyclopedia.astrologer.ru

12. www.kosmofizika.ru

13. http://kosmokid.ru/

Приложение 1.

Эксперимент №1. Влияние Солнца на рост растений.

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Эксперимент №2. Выделение кислорода под влиянием солнечных лучей.

15

doc4web.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта