Содержание
Цены на уголь демонстрируют негативную динамику при растущем спросе (18 октября 2022)
Непосредственно перед введением запрета на импорт угля из России ввоз этого вида топлива в Евросоюз резко вырос. Европейцам приходится переориентировать спрос на другие направления — в частности, Казахстан, Колумбию и ЮАР. Сейчас цены на уголь в ожидании падения спроса снижаются, однако это вряд ли превратится в устойчивую тенденцию.
Во вторник, 18 октября, декабрьский фьючерс на эталонный австралийский уголь в порту Ньюкасл (ICE Newcastle Coal LQZ22) демонстрирует негативную динамику, снижаясь на 0,5% — с 397 до 395 долл. за тонну, отмечает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. Таким образом продолжается падение цен, которое началось еще во второй половине сентября и к текущему моменту составляет 10,8%.
Между тем, согласно данным Еврокомиссии (ЕК) о ситуации на энергетическом рынке Европы во втором квартале 2022 года, страны региона во втором квартале 2022 года — до начала действия запрета на поставку угля из РФ в ЕС — импортировали 60% этого топлива для своих электростанций из России. Как сообщает ТАСС со ссылкой на опубликованный доклад, в этот период Россия заняла максимальную долю рынка по сравнению с другими поставщиками.
«Важно отметить, что Россия является третьим по величине экспортером угля на мировой рынок и исторически наиболее значимым экспортером угля в Европу. В апреле ЕС принял новый пакет санкций против РФ, запретив импорт угля, твердого ископаемого топлива и ряда промышленных товаров. В результате импорт угля из России прекратился с 10 августа», — говорится в отчете.
Как отметили в Еврокомиссии, в предыдущие месяцы поставщики занимались поиском альтернатив для замены российского угля. Цены могут вырасти еще больше в предстоящий зимний период — в результате роста спроса на уголь для производства электроэнергии. Спотовые цены на уголь во втором квартале 2022 года достигли нового пика, подскочив до 411 евро за тонну.
Ситуация на рынке на фоне событий на Украине, говорится в отчете, может стать переломным моментом в распределении импорта угля в ЕС, поскольку высокий спрос и цены способны заставить других поставщиков активизироваться на европейском направлении. Еврокомиссия регистрирует рост импорта угля из Казахстана, Колумбии, ЮАР. В то же время объемы импорта газа из США упали.
Без угля не получится
Повышение спроса на уголь в Европе ЕК объясняет слишком высокими ценами на природный газ, из-за чего многие страны начали увеличивать долю производства электричества на угольных ТЭС. Причем, даже с учетом дороговизны квот на углеродные выбросы, переход с газа на уголь все равно оказывается выгодным. В июне часть членов ЕС сообщили о решении расширить использование угольных ТЭС. В отчете отмечается, что Германия возвращает в эксплуатацию резервные угольные станции мощностью до 10 ГВт, в Нидерландах отменены ограничения на производство электричества с использованием угля.
В этой ситуации, как уже писал «Эксперт», ограничительные меры стран ЕС против России рикошетом ударили по ним самим: уголь, призванный временно заменить газ из РФ, уверенно дорожает. Российские же компании экспорт снижать не собираются — они просто находят других покупателей.
По информации Олега Белозёрова, возглавляющего РЖД, до конца 2022 года более 56 млн тонн угля, добытого в Кузбассе, будет отправлено в восточном направлении. Впрочем, это на 7 млн тонн меньше, чем планировалось ранее. Только из одной Кемеровской области, количество вывозимого угля сократилось более чем на 12%, не достигнув 30 млн тонн. И это в ситуации, когда Владимир Путин потребовал увеличить экспорт угля на 30%, ежегодно добавляя к общему объёму не менее 5 млн тонн.
По мнению экспертов, в ближайшее время не стоит ожидать серьёзного улучшения ситуации с экспортом каменного угля из России. Дело в том, что так называемый Восточный полигон нуждается в серьёзной модернизации. Сейчас он не рассчитан на отправку таких объёмов угля. Чтобы обеспечить необходимые объёмы поставок, придётся серьёзно вложиться в угольную инфраструктуру.
По словам замглавы правительства РФ Александра Новака, свои потери угольные компании смогли частично компенсировать за счёт поставок продукции на внутренний российский рынок. На этом фоне механизм экспортной пошлины на уголь вряд ли будет задействован в 2023 году, но при благоприятной конъюнктуре это возможно, заявил министр финансов Антон Силуанов на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Как отмечает Алексей Федоров, падение цен началось сразу после смягчения санкционных ограничений в отношении российского угля 22 сентября. Видимо рынок считает, что разрешение Еврокомиссии на транспортировку угля из России в третьи страны не будет ограничено формальными определениями опубликованного документа, а будет использоваться странами ЕС и для пополнения своих запасов.
На это намекают действия Германии, которая в срочном порядке пытается вернуть в строй резервные мощности угольных станций, и Нидерландов, снявших ограничения на производство электроэнергии с использованием угля. А также Польши, которой из-за демонстративного отказа от поставок из России в очередной раз приходится вводить «потолок цен» на уголь для внутренних потребителей.
С учетом резкого сокращения инфраструктурных возможностей по поставке российского газа в Европу, найти замену еще и углю из России, на который приходилось более 60% европейского импорта, в условиях сохранения напряженной ситуации на энергетическом рынке будет очень непросто, уверен Алексей Федоров.
И снова рецессия против спроса
Несмотря на начавшееся после смягчения санкций снижение биржевых цен на уголь, для российских производителей это позитивная новость, которая уже приводит к сжатию дисконта на уголь из России: с августа он подорожал почти на 20%, несмотря на общую негативную динамику.
Некоторый подскок цен на декабрьский фьючерс эталонного австралийского угля произошел на прошлой неделе, с 10 по 12 октября угольные котировки подскочили на 6,8%, с 377 до 403 долл. тонну, указывает Алексей Федоров. Это в очередной раз показывает, что отказ Европы от поставок из России несет дополнительные риски. Потоки угля из Южной Африки, на которую европейским странам пришлось переориентироваться после введения эмбарго, упали в начале октября до минимального за год значения из-за забастовок местных рабочих, требующих повышения заработной платы.
Сейчас, отмечает эксперт, сложно сказать, как долго сохранится этот поддерживающий угольные котировки фактор. Пока забастовки продолжаются цены на эталонный австралийский уголь могут удерживаться в диапазоне 385-400 долл. за тонну. Но как только они завершатся, снижение цен, начавшееся 22 сентября, под влиянием смягчения европейских санкций на российский уголь, а также усиливающихся рецессионных настроений, продолжится.
Возможно, именно негативные ожидания в отношении динамики мировой экономики в 2023 году и, как следствие, снижение цен на энергетические товары, подтолкнули министра финансов России Антона Силуанова к заявлению о том, что экспортные пошлины на уголь в 2023 году, скорее всего, не будут задействованы. Российская угольная отрасль и так серьезно пострадала в этом году.
Ближайшей локальной целью для цен на уголь, считает Федоров, выступает минимум, который был отмечен 10 октября — 377 долл. за тонну эталонного австралийского угля. И, возможно, она будет достигнута уже к концу этой недели. Далее при пробое этого уровня стоит ожидать более глубокого падения — в диапазон 320-350 долл. за тонну в ноябре.
Энергетический голод — не тетка
Так или иначе, но в эпоху мирового энергетического кризиса рынок угля получил второе дыхание, отмечает аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. Испытывая энергетический голод, потребители вспомнили о самом распространенном и доступном энергоресурсе, от использования которого отказывались в последние годы. В результате по итогам 2021 года мировое производство угля выросло на 5,6% г/г, а мировое потребление — на 6% г/г. МЭА сообщило, что вопреки усилиям по снижению выбросов в экономике и переходу на более чистые энергоносители, дефицит энергоносителей вынуждает использовать наиболее доступные.
В результате среднегодовая стоимость энергетического угля в 2021 году выросла в 2,3 раза — до 118,1 долл./тонна, в 2022 году — в 2,5 раза, до 292,2 долл./тонна, что является максимальным значением за последние годы, подсчитала аналитик. В июле 2022 года цены на энергетический уголь достигли максимума — 383,1 долл./тонна под влиянием общего роста цен на энергоносители и увеличения замещающего спроса на уголь.
В течение августа-октября наблюдается снижение цен в корреляции с падением цен на общем рынке энергоносителей (нефть, газ и проч. ). Рынок также периодически подвержен влиянию краткосрочных факторов — например, неблагоприятных погодных условий в Австралии или Европе, затрудняющих перевозку угля. Протекционистские меры тоже оказывают существенное влияние на динамику цен: Китай запретил ввоз угля из Австралии, ЕС с августа 2022 года запретил импорт угля из России. Это приводит к переориентации торговых потоков, удлинению логистики и в итоге к росту цен.
До конца 2022 года, ожидает Лукичева, цены на энергетический уголь могут оставаться под давлением, однако возврата к значениям прошлых лет пока не ожидается. Согласно ряду прогнозов, среднегодовая стоимость энергетического угля в 2022 году может находиться на уровне 334-364 долл./тонна, в 2023 году — 287-306 долл./тонна.
Российский уголь догорает в Европе – Газета Коммерсантъ № 190 (7391) от 13.10.2022
Поставки российского угля в Европу в августе, когда вступило в силу угольное эмбарго, упали на 77% в месячном выражении, до 1,3 млн тонн. Для замены российского угля европейские потребители кратно увеличили импорт топлива из ЮАР и Колумбии, который обходится дороже, чем поставки из РФ. Эксперты также отмечают, что уголь из ЮАР содержит больше серы, что негативно влияет на экологическую обстановку вблизи угольных станций.
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Россия в августе поставила в Европу 1,3 млн тонн угля, что на 77% меньше, чем в июле, и почти в три раза меньше, чем год назад, следует из последних данных Eurostat, с которыми ознакомился “Ъ”. В августе Европа закупила российского угля в денежном выражении на €374 млн, что почти в два раза меньше июльского показателя. Однако в годовом выражении за счет роста цены поставки упали всего на 23%.
Принятое весной эмбарго ЕС на покупку угля у России вступило в силу 10 августа, до этой даты российские и европейские компании могли завершать контракты, заключенные до апреля. Вместо Европы российские угольные компании нарастили поставки в Китай и Индию, следует из таможенной статистики стран. Так, импорт в Китай в августе составил 8,5 млн тонн, достигнув пятилетнего рекорда. Пекин закупил уголь на $1,4 млрд, что вдвое превышает показатель августа 2021 года. Импорт в Индию вырос в два раза в месячном выражении, до 2,6 млн тонн угля на $550 млн. В стоимостном выражении поставки выросли почти в три раза.
Уход России с европейского рынка позволил ЮАР и Колумбии нарастить поставки.
Африканская страна увеличила экспорт в Европу в 3,4 раза, до 1,6 млн тонн, а Колумбия — в два раза, до 1,4 млн тонн. При этом при сопоставимых с Россией поставках в августе стоимость южноафриканского и колумбийского импорта выше — €543 млн и €506 млн соответственно.
По итогам 2022 года добыча угля в России и его экспорт сократятся. Минэнерго ожидает снижения добычи на 1%, сообщил 12 октября ТАСС со ссылкой на главу министерства Николая Шульгинова. Эта оценка более оптимистична, чем у Минэкономики: министерство заложило в прогноз социально-экономического развития РФ падение добычи на 4,2%. Экспорт же начнет восстанавливаться с 2024 года, говорил заместитель министра энергетики Сергей Мочальников. По его словам, 2023 год уйдет на формирование новых логистических маршрутов: после европейского эмбарго и прекращения поставок на Украину примерно трети российского угольного экспорта необходимы новые рынки сбыта.
Гендиректор «Кузбассразрезугля» Елена Дробина рассказала 7 октября, что после введения эмбарго ЕС в августе количество стран, куда компания поставляет уголь, снизилось до 20 с 35 в 2021 году. Но объема продаж прошлого года можно будет достичь в 2023 году, решив ряд проблем, включая вывоз на Дальний Восток, считает она. За семь месяцев этого года падение экспорта составило 8,6%, но оно в значительной степени было компенсировано повышенным спросом на внутреннем рынке, написал в октябрьской колонке журнала «Энергетическая политика» вице-премьер РФ Александр Новак.
Уголь в Европе остается довольно дорогим даже после некоторой стабилизации цен из-за снижения газовых котировок в сентябре, говорит Сергей Гришунин из НРА.
Сейчас энергетический уголь в Северо-Западной Европе стоит около $300 за тонну, а цены в портах ЮАР на наиболее ходовые марки находятся на уровне $255 за тонну, тогда как российский уголь продается в Китае с дисконтом в 40% — за $130 за тонну. По оценкам эксперта на основе текущих цен, отказ от российского угля обойдется ЕС в $8,5 млрд в год.
Сергей Гришунин отмечает также, что содержание серы в африканском угле порой достигает 2% против 0,3–0,4% у кузбасского угля. Он подчеркивает, что увеличение образования оксидов серы при сжигании такого угля негативно отражается на экологической обстановке в районе угольных электростанций.
Евгений Зайнуллин
Цены на энергетический уголь снижаются, так как опасения по поводу зимних запасов ослабевают
Цены на основные сорта энергетического угля, доставляемого морем, снижаются на фоне признаков того, что поставок будет достаточно для удовлетворения зимнего спроса как в Европе, так и в Азии.
В некоторых случаях цены на уголь, используемый в основном на электростанциях, упали до уровней, близких к тем, которые преобладали до вторжения России в Украину 24 февраля, что вызвало резкий скачок, поскольку покупатели опасались потери экспорта из обеих стран.
Эталонный австралийский уголь 6000 килокалорий на кг (ккал/кг) в порту Ньюкасла был оценен globalCOAL в 373,75 доллара за тонну в понедельник, что на 6,43% ниже уровня закрытия 7 октября.
Марка, которая в основном используется японскими коммунальными предприятиями, подешевела примерно на 17,5% по сравнению с рекордно высокой недельной ценой в $452,75 за тонну, достигнутой за семь дней до 9 сентября. уголь, который более актуален для покупателей в таких странах, как Индия, также падает: агентство Argus, занимающееся отчетами о ценах на сырьевые товары, оценивает его в 161,11 доллара за тонну за неделю до 7 октября. тонна, достигнутая за неделю до 11 марта, и ненамного выше $155,30, которые преобладали непосредственно перед нападением России на Украину.
Индонезийский уголь с энергетическим рейтингом 4200 ккал/кг, который в основном закупается Китаем и Индией, двумя крупнейшими импортерами угля в мире, стоил 89,75 долларов за тонну за неделю до 7 октября, что на 25,7% меньше по сравнению с предыдущим периодом. максимум вторжения в 120,86 доллара, а также ненамного выше цены до вторжения в 79,54 доллара.
Что также интересно, так это то, что резкий дисконт на российский уголь, экспортируемый из тихоокеанского порта Восточный, изменился на противоположный, что свидетельствует о том, что российские производители смогли найти достаточно новых покупателей, поскольку традиционные покупатели, такие как Япония и Южная Корея, сократили импорт.
Российский уголь с энергетическим рейтингом 6700 ккал/кг, по оценке Макклоски, стоил 190 долларов за тонну за две недели до 10 октября, прибавив 19,9% по сравнению с минимумом после вторжения в 158,50 долларов, достигнутым за 14 дней до 29 августа.
Этот сорт еще не восстановился до уровня цен в 226,27 доллара за тонну, который преобладал до российского вторжения в Украину, но его недавнее восстановление показывает, что большие скидки, предлагаемые в течение нескольких месяцев после нападения, вероятно, имеют значение. прошлого.
Южноафриканский уголь из Ричардс-Бей с энергетическим рейтингом 6000 ккал/кг также размягчился, упав до 253,45 долларов за тонну за неделю до 10 октября, что на 40,6% меньше пикового уровня после вторжения в 426,9 долларов.0, но все еще выше цены до вторжения в 210,79 доллара.
Южная Африка является колеблющимся экспортером между Европой и Азией, и до вторжения основная часть грузов направлялась в Азию, а Индия была основным покупателем.
Однако потребность Европы в энергоносителях, поскольку поставки природного газа по российским трубопроводам были существенно ограничены, привела к росту южноафриканского угля и отвлечению поставок из Азии.
СПРОС В ЕВРОПЕ
Импорт энергетического угля в Европу в сентябре составил 7,85 млн тонн, согласно данным, собранным товарными аналитиками Kpler, что является третьим по величине показателем в этом году и ростом на 36,3% по сравнению с тем же месяцем в 2021 году9.0003
Крупнейшим поставщиком в Европу в сентябре была Колумбия с 2,54 миллиона тонн, за ней следует Южная Африка с 1,42 миллиона и затем Россия с 1,48 миллиона.
В сентябре прошлого года Россия была крупнейшим поставщиком с 2,49 миллиона, за ней следовала Колумбия с 2,15 миллиона, а Южная Африка поставила всего 183,093 тонны.
Поскольку Европа, как ожидается, запретит весь импорт угля из России, все еще существует вероятность того, что континенту придется отвлекать больше грузов из Азии, но также возможно, что экспортеры Атлантического бассейна, такие как Колумбия, Соединенные Штаты и Канада, может увеличить поставки.
В Азии основные импортеры демонстрируют смешанные тенденции: более богатые страны по-прежнему готовы платить более высокие цены, но менее развитые страны импортируют меньше загрязняющего топлива.
Китайский импорт энергетического угля с морского рынка в сентябре составил 22,4 млн тонн, по данным Kpler, при этом Индонезия обеспечила львиную долю в 19,32 млн. тонн.
Импорт энергетического угля в Китай в сентябре прошлого года составил 21,04 млн долларов.
Япония, третий по величине импортер угля, в сентябре получила 10,41 млн тонн энергетического угля, что примерно соответствует 10,82 млн тонн в том же месяце 2021 года9.0003
В отличие от стабильной картины, представленной Китаем и Японией, импорт энергетического угля в Индию в сентябре составил 12,1 млн тонн, что было самым низким показателем с апреля, хотя и выше 8,68 млн в сентябре прошлого года.
Источник: Reuters (под редакцией Роберта Бирселя)
- твит
-
Поделиться
Правительство РФ введет экспортную пошлину на уголь
Минфин России объявил о планах ввести экспортную пошлину на уголь с 2023 года, если цены на мировых рынках превысят установленный ориентир 170 долл. /т на коксующийся уголь и 150 долл./т для энергетического угля. Кроме того, также предусмотрено временное повышение НДПИ на уголь в I квартале 2023 года. Дополнительная фискальная нагрузка на угольную отрасль направлена на увеличение доходов государственного бюджета.
Ставки экспортной пошлины и НДПИ еще не опубликованы. Минфин также не уточнил, какие цены будут учитываться при установлении экспортных пошлин: мировые индексы или дисконтированная экспортная цена российского угля.
В течение 2022 г. мировые цены на уголь обновили свои исторические максимумы: австралийские котировки угля превысили 460 долл./т, а европейские индексы торговались выше 440 долл./т. Между тем из-за международных санкций и эмбарго ЕС на поставки российского угля поставщики из России вынуждены продавать уголь по цене в 2-3 раза ниже его рыночной стоимости. По состоянию на 06 октября 2022 г. котировки австралийского энергетического угля FOB Ньюкасл составили около 400 долл./т, при этом европейские индексы CIF ARA остались на уровне 300 долл. /т. При этом стоимость сырья High-CV в российских портах оценивается в 105-110 долларов США/т FOB порты Балтийского и Черного морей, тогда как цены FOB Восточный находятся в диапазоне 170-180 долларов США/т. Помимо скидок, российским поставщикам приходится перенаправлять грузопотоки, которые раньше шли на премиальные европейские рынки из северо-западных и южных портов, в Китай, Индию и другие азиатские страны, что приводит к многократному увеличению дальности маршрутов и, соответственно, увеличению расходы на перевозку.
Более того, санкции и повышенный спрос на крупнотоннажные суда в целом привели к скачку стоимости морских перевозок в 3-4 раза. Российские железные дороги (РЖД) летом 2022 года повысили тарифы на 11% и убрали понижающие коэффициенты на энергетический уголь и скидку на дальние перевозки, что в итоге увеличило стоимость железнодорожных перевозок примерно на 50-60%, в зависимости от направление. Угольные компании и местные органы власти в ключевых горнодобывающих регионах неоднократно выступали за возвращение понижающих коэффициентов и скидок на железнодорожные перевозки хотя бы на Северо-Западные терминалы для сохранения рентабельности отрасли.
Добавить комментарий