Open Library - открытая библиотека учебной информации. Синхронный компенсатор этоКомпенсатор синхронный - это... Что такое Компенсатор синхронный?Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Смотреть что такое "Компенсатор синхронный" в других словарях:
dic.academic.ru 6.2.8. СИНХРОННЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ. История электротехники6.2.8. СИНХРОННЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ Повышение коэффициента мощности в системах электропотребления достигается установкой конденсаторных батарей и применением синхронных двигателей в режиме генерации реактивной мощности. По мере развития энергетических систем наряду с синхронными двигателями стали применяться синхронные машины без активной нагрузки на валу, т.е. лишь для выработки реактивной мощности. Такие машины получили название синхронных компенсаторов. За счет выдачи и потребления реактивной мощности синхронные компенсаторы способствуют поддержанию напряжения в местах их подключения. Сначала синхронные компенсаторы выполнялись с воздушным охлаждением, а затем для более мощных машин был сделан переход на водородное охлаждение. Применение синхронных компенсаторов позволяет снизить потери электроэнергии в линиях электропередачи. Для этого необходимо уменьшать передаваемую через линию реактивную мощность за счет источников такой мощности на приемном конце. Такими источниками в нашей стране и за рубежом стали синхронные компенсаторы. Наибольших успехов в создании таких машин добился завод «Уралэлектротяжмаш» и его главный конструктор по синхронным компенсаторам В.З. Пекне. Установленная мощность синхронных компенсаторов достигала 20–30% мощности линий. Наиболее мощные синхронные компенсаторы в нашей стране были: 1940 г. — 30 MB?А, 1956 г. — 75 MB?А, 1963 г. — 100 MB?А и 1969 г. — 160 MB?А. Применение водородного охлаждения привело к снижению вентиляционных потерь на 25–35% с одновременным увеличением мощности в тех же габаритах. С точки зрения стоимости строительства решающее значение имел переход на наружную установку компенсаторов. Расчетно-теоретические исследования показали целесообразность использования частоты вращения 750 об/мин и применения явно-полюсной конструкции. Пуск компенсаторов осуществляется от сети через реактор. Возбуждение компенсаторов осуществлялось от генераторов постоянного тока, сочлененных с асинхронными короткозамкнутыми двигателями и маховиками. Агрегат размещался в здании подстанции и был связан с компенсатором кабелями. В 60-х годах для повышения эффективности действия синхронных компенсаторов вместо электромашинных возбудителей впервые в мире у нас в стране стали применять системы возбуждения с ртутными выпрямителями, получившие название ионных систем возбуждения. Однако радикальное упрощение системы возбуждения было достигнуто после освоения мощных кремниевых диодов и создания на их основе бесщеточных возбудителей. Такие возбудители, состоящие из обращенной синхронной машины и вращающегося выпрямителя, удалось разместить в объеме щеточно-контактно го аппарата. Разработка бесщеточных систем возбуждения была выполнена В.З. Пекне, В.Ф. Федоровым и В.К. Воробьем. В 90-е годы получили развитие статические тиристорные компенсаторы. Их преимущество состоит в меньших потерях по сравнению с электромашинными компенсаторами, а недостаток — в несинусоидальности напряжения. Пока количество статических компенсаторов мало, поэтому в эксплуатации по-прежнему остаются синхронные компенсаторы. Использование явления сверхпроводимости в электротехнике привело к разработке сверхпроводникового синхронного компенсатора. Его преимуществами являются: малые потери, синусоидальная кривая напряжения, низкое индуктивное сопротивление и возможность создания машин большой мощности. Испытание сверхпроводниковой машины в режиме синхронного компенсатора было проведено при мощности 20 MB?А на стенде ВНИИэлектромаша. Особенно перспективны такие компенсаторы в случае использования высокотемпературных сверхпроводников (на уровне температуры жидкого азота). Разработка таких компенсаторов выполнена под руководством Л.И. Чубраевой. Следует заметить, что в связи с беспазовой конструкцией статора имеется возможность выполнения обмотки статора на напряжение 110 — 220 кВ. Наши работы вызвали большой интерес в зарубежных странах, в частности в Японии и США. В Японии проблема разработки сверхпроводниковых синхронных компенсаторов входит в государственную программу создания сверхпроводниковых электрических машин, а в США в последнее время образована фирма по производству компенсаторов, основанных на применении высокотемпературных сверхпроводников. Следующая глава >
Синхронные двигатели (компенсаторы) и конденсаторные установки. Область и особенности примененияБольшая часть промышленных приемников в процессе работы потребляет из сети помимо активной, реактивную мощность. Основными потребителями реактивной мощности являются: асинхронные двигатели, трансформаторы, воздушные электрические сети, реакторы, преобразователи и другие установки. Передача значительного количества реактивной мощности по линиям и через трансформаторы системы электроснабжения невыгодна по следующим основным причинам: 1) Возникают дополнительные потери активной мощности и энергии во всех элементах системы электроснабжения, обусловленные загрузкой их реактивной мощностью. 2) Возникают дополнительные потери напряжения. 3) Уменьшается пропускная способность систем электроснабжения и трансформаторов. Поэтому целесообразно снижать потребляемую реактивную мощность. В качестве компенсирующих устройств применяются батареи конденсаторов, синхронные двигатели и синхронные компенсаторы. Синхронные двигатели, применяемые для электропривода, обычно изготовляются с номинальным коэффициентом мощности 0,9 при опережающем токе. Они являются эффективным средством компенсации реактивной мощности нагрузки. Развиваемая ими реактивная мощность определяется параметрами и режимом работы двигателей и сети. Они должны быть связаны по возможности короткой сетью. Применение синхронных двигателей в условиях промышленных предприятий может быть целесообразным в случаях когда:1) установка синхронных двигателей на приводных механизмах вместо асинхронных там, где это возможно по технологическим условиям; 2) установка синхронных двигателей большей мощности, чем требует приводной механизм. Синхронные двигатели по сравнению с асинхронными имеют следующие преимущества: а) возможность использования их в качестве компенсирующих устройств при сравнительно небольших дополнительных первоначальных затратах. б) экономичность изготовления на небольшое число оборотов, при этом отпадает необходимость в промежуточных передачах м/у двигателем и рабочей машиной в) меньшая зависимость вращающего момента от колебаний напряжения г) более высокая производительность рабочего агрегата при синхронном электроприводе, поскольку скорость двигателя не зависит от нагрузки; д) меньшие потери активной мощности, так как к. п. д. синхронных двигателей выше кпд асинхронных двигателей. Компенсирующая способность двигателя определяется нагрузкой на его валу, напряжением, подведенным к зажимам двигателя, и током возбуждения. С уменьшением тока возбуждения ниже номинального компенсирующая способность двигателя снижается. Обычно в практических условиях нагрузка синхронных двигателей на валу составляет (50—100)% от номинальной. При такой нагрузке, а также при регулировании напряжения, подводимого к электродвигателю можно использовать электроприводы с синхронными двигателями в качестве компенсаторов реактивной мощности при работе их с опережающим коэффициентом мощности. Синхронные компенсаторы. Компенсирующие устройства реактивных нагрузок. Синхронный компенсатор представляет собой синхронный двигатель облегченной конструкции, работающий в режиме холостого хода, т. е. без нагрузки на валу. При перевозбуждении синхронный компенсатор генерирует опережающую реактивную мощность, а при недовозбуждении потребляет отстающую реактивную мощность. Это свойство синхронных компенсаторов используется как для повышения коэффициента мощности, так и для регулирования напряжения в электрических сетях. Положительными свойствами синхронных компенсаторов как источников реактивной мощности являются: а) возможность плавного и автоматического регулирования величины генерируемой реактивной мощности, б) независимость генерации реактивной мощности от напряжения на его шинах, достаточная термическая и динамическая устойчивость обмоток компенсатора во время коротких замыканий, возможность восстановления поврежденного синхронного компенсатора путем проведения ремонтных работ, в) высокая надежность. Недостатками синхронных компенсаторов являются: а) высокая удельная стоимость и, следовательно, высокие относительные капитальные затраты на компенсацию; б) значительно больший удельный расход активной мощности на компенсацию по сравнению со статическими конденсаторами; в) большая занимаемая производственная площадь и шум при работе. Указанные особенности синхронных компенсаторов, а также возможность их пуска только от источников питания большой мощности ограничивают их применение на подстанциях энергетических систем. Однако компенсаторы установлены на открытом воздухе, что значительно удешевляет затраты. Конденсаторные установки (другие названия: батарея статических конденсаторов «БСК», устройство компенсации реактивной мощности «УКРМ») Электроустановка, предназначенная для компенсации реактивной мощности. Конструктивно представляет собой конденсаторы (разг. «банки»), обычно соединенные по схеме треугольник и разделенные на несколько ступеней с разной емкостью, и устройство управления ими. Устройство управления чаще всего способно автоматически поддерживать заданный коэффициент мощности на нужном уровне переключением числа включенных в сеть «банок». Дополнительно конденсаторная установка может содержать в себе фильтры высших гармоник. Для безопасного обслуживания каждый конденсатор установки снабжается разрядным контуром для снятия остаточного заряда при отключении от сети. megaobuchalka.ru Синхронный компенсаторЭлектротехника Синхронный компенсаторпросмотров - 319 Синхронный компенсатор (СК) представляет собой синхронную машину, предназначенную для генерирования реактивной мощности. Синхронный компенсатор включают в электрическую систему с целью повышения ее коэффициента мощности. Принцип происходящих при этом явлений состоит в том, что необходимую для работы некоторых потребителей реактивную мощность вырабатывает не синхронный генератор, установленный на электростанции, а синхронный компенсатор, установленный в непосредственной близости к потребителю. К числу потребителей переменного тока, требующих значительной реактивной мощности, в первую очередь относятся асинхронные двигатели. На рис. 22.7 показана система, состоящая из синхронного генератора (СГ), повышающего ТрI и понижающего ТрII трансформаторов, линии электропередачи (ЛЭП), потребителя Z и синхронного компенсатора (СК), включенного непосредственно на входе потребителя. Синхронный компенсатор, включенный в сеть, работает как синхронный двигатель без нагрузки , т. е. в режиме х. х., и при вырабатывает реактивную мощность , необходимую для работы потребителя Z, к примеру группы асинхронных двигателей. Благодаря этому реактивная мощность в СГ и ЛЭП доведена до некоторого минимального значения . Это способствует повышению технико-экономических показателей всей электрической системы. Рис. 22.7. Схема включения синхронного компенсатора (СК) в электрическую систему Рис. 22.8. Применение синхронного компенсатора для повышения коэффициента мощности сети Для пояснения явлений, связанных с подключением СК к электрической системе, рассмотрим рис. 22.8. При подключении потребителя Z к сети с напряжением (рис. 22.8, ) в сети возникает ток , отстающий по фазе от напряжения на угол , обусловленный значительной индуктивной составляющей тока . При подключении СК параллельно потребителю Z и создании в СК режима перевозбуждения (рис. 22.8, )в сети появится ток , опережающий по фазе напряжение на угол 90°. Результирующий ток в сети (22.1) Фазовый сдвиг этого тока относительно напряжения сети (угол ) намного меньше угла фазового сдвига до включения СК (угол ). Вместе с тем, ток станет меньше . В этом можно убедиться исходя из следующих соображений. Так как СК работает без нагрузки на валу, то его активная мощность не велика и определяется потерями х.х. в компенсаторе. Пренебрегая этими потерями, можно активную мощность в сети до подключения СК (22.2) приравнять к активной мощности сети после подключения СК: (22.3) Но так как , а , то . В результате синхронный генератор и линия электропередачи разгружаются, и потери мощности в них уменьшаются. В некоторых случаях СК работают с недовозбуждением. Необходимость в этом возникает, если ток в системе содержит значительную емкостную составляющую, которая не компенсируется индуктивной составляющей тока потребителей. Обычно степень возбуждения СК регулируют посредством автоматических устройств. Синхронные компенсаторы применяют также для стабилизации напряжения в сети при передаче энергии по линиям большой протяженности. При больших индуктивных нагрузках напряжение в конце линии (у потребителей) оказывается намного меньше, чем в начале; при малых нагрузках, наоборот, под влиянием емкостных сопротивлений линии напряжение в конце линии может даже повышаться по сравнению с напряжением в начале. В случае если же в конце линии (у потребителей) включить СК, работающий при больших нагрузках с перевозбуждением и при малых нагрузках с недовозбуждением, то это позволит поддерживать напряжение в конце линии практически неизменным. Условия нагревания СК при опережающем токе (при перевозбуждении) более тяжелые, чем при отстающем (при недовозбуждении), в связи с этим номинальной мощностью компенсатора считают мощность при перевозбуждении. Пример 22.1. Потребитель, включенный в сеть переменного тока напряжением = 6,3 кВ, потребляет мощность 1500 кВ·А при коэффициенте мощности = 0,7 . Определить мощность синхронного компенсатора, крайне важного для повышения коэффициента мощности в сети до = 0,95 ( = 0,31). Определить также силу тока нагрузки в сети до и после компенсации. Решение. До включения СК реактивная мощность сети кВ∙Ар, ток нагрузки в сети А; активная составляющая этого тока А. После включения СК реактивная мощность уменьшилась до кВ∙Ар. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для повышения коэффициента мощности установки от = 0,7 до = 0,95 требуется включить СК мощностью кВ∙Ар. При этом активная составляющая тока сети не изменится ( = 97 А), а реактивная составляющая этого тока станет равной А. Следовательно, ток в сети после включения СК А. Обычно коэффициент мощности увеличивают до 0,92—0,95, так как экономия, получаемая от повышения коэффициента мощности до единицы, не оправдывает увеличивающихся расходов, обусловленных возросшей мощностью синхронного компенсатора. Так, если в рассматриваемом примере потребовалось бы увеличить коэффициент мощности в сети до единицы, то пришлось бы применить синхронный компенсатор мощностью 1050 кВ∙Ар, т. е. почти в два раза больше, чем при = 0,95. Синхронные компенсаторы — это электрические машины большой мощности: от 10 до 160 тыс. кВ∙А. Выполняют их обычно с горизонтальным расположением вала на напряжение от 6,6 до 16 кВ, частотой 50 Гц. Число полюсов в СК обычно составляет = 6 и 8, что соответствует частоте вращения ротора 1000 и 750 об/мин. В синхронных компенсаторах современных серий применен асинхронный пуск, в связи с этим ротор СК снабжен пусковой клеткой. Вал компенсатора не передает вращающего момента͵ и поэтому при его расчете учитывают лишь силу тяжести ротора и силу магнитного притяжения. В итоге вал СК по сравнению с валом синхронного двигателя имеет уменьшенное сечение. Это способствует уменьшению габаритов и облегчению СК. Так как вал СК не имеет выступающего конца, то СК сравнительно легко герметизировать с целью применения в нем водородного охлаждения (см. § 19.3). Наиболее важными характеристиками СК являются U-образные характеристики, определяющие основные параметры компенсатора: значения токов в обмотке статора и в обмотке возбуждения. В принципе эти характеристики не отличаются от U-образной характеристики синхронного двигателя в режиме х.х. ( = 0). Указанные характеристики строят для разных напряжений сети. Синхронный компенсатор не несет активной нагрузки (его электромагнитная мощность ) и работает при значении угла , что обеспечивает СК большую перегрузочную способность. Контрольные вопросы. 1. Чем ограничивается область устойчивой работы синхронного двигателя? 2. Объясните процесс пуска синхронного двигателя? 3. Как регулируется коэффициент мощности синхронного двигателя? 4. Каково назначение синхронного компенсатора? 5. Каковы достоинства и недостатки синхронных двигателей по сравнению с асинхронными? Глава 23 • Синхронные машины специального назначения Читайте такжеСинхронный двигатель, работающий без нагрузки и потребляющий по отношению к Uс реактивный опережающий или отстающий ток, носит название синхронного компенсатора. Эта машина применяется для улучшения Cos&... [читать подробенее] Синхронный компенсатор представляет собой синхронный двигатель, работающий без нагрузки на валу; при этом по обмотке якоря проходит практически только реактивный ток. Синхронный компенсатор может работать в режиме улучшения cos&... [читать подробенее] Синхронный компенсатор представляет собой синхронный двигатель, работающий без нагрузки на валу; при этом по обмотке якоря проходит практически только реактивный ток. Синхронный компенсатор может работать в режиме улучшения cos&... [читать подробенее] Синхронные компенсаторы предназначены для: 1) компенсации коэффициента мощности сети или для увеличения сети; 2) для стабилизации уровня напряжения. В районах сосредоточения потребительских нагрузок синхронный компенсатор представляет собой синхронный двигатель,... [читать подробенее] Синхронный компенсатор (СК) представляет собой синхронную машину, предназначенную для генерирования реактивной мощности. Синхронный компенсатор включают в электрическую систему с целью повышения ее коэффициента мощности. Принцип происходящих при этом явлений состоит... [читать подробенее] §22.1. Принцип действия синхронного двигателя В соответствии с принципом обратимости электрических машин синхронная машина может работать не только в режиме генератора, но и в режиме двигателя, т. е. потреблять из сети электрическую энергию и преобразовывать ее в... [читать подробенее] oplib.ru Компенсатор синхронный - это... Что такое Компенсатор синхронный? Компенсатор синхронный синхронный электродвигатель, работающий без активной нагрузки, предназначенный для улучшения коэффициента мощности (cosφ) и регулирования напряжения в линиях электропередачи и в электрических сетях (см. Компенсирующие устройства). В зависимости от изменений величины и характера нагрузки (индуктивная или емкостная) электрической сети меняется напряжение у потребителя (на приемных концах линии электропередачи). Если нагрузка электрической сети велика и носит индуктивный характер, к сети подключают К. с., работающий в перевозбужденном режиме, что эквивалентно подключению емкостной нагрузки. При передаче электроэнергии по линии большой протяженности с малой нагрузкой на режим работы сети заметно влияет распределенная емкость в линии. В этом случае для компенсации емкостного тока в сети к линии подключают К. с., работающий в недовозбужденном режиме. Постоянство напряжения в линии поддерживается регулированием тока возбуждения от напряжения регулятора. Пуск К. с. осуществляется также, как и обычных синхронных двигателей; сила пускового тока К. с. составляет 30—100% его номинального значения. К. с. изготовляют мощностью до 100 ква и более; мощные К. с. имеют водородное или водяное охлаждение. Применяются главным образом на электрических подстанциях.В. К. Иванов. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Смотреть что такое "Компенсатор синхронный" в других словарях:
dal.academic.ru Компенсатор синхронный - это... Что такое Компенсатор синхронный? Компенсатор синхронный синхронный электродвигатель, работающий без активной нагрузки, предназначенный для улучшения коэффициента мощности (cosφ) и регулирования напряжения в линиях электропередачи и в электрических сетях (см. Компенсирующие устройства). В зависимости от изменений величины и характера нагрузки (индуктивная или емкостная) электрической сети меняется напряжение у потребителя (на приемных концах линии электропередачи). Если нагрузка электрической сети велика и носит индуктивный характер, к сети подключают К. с., работающий в перевозбужденном режиме, что эквивалентно подключению емкостной нагрузки. При передаче электроэнергии по линии большой протяженности с малой нагрузкой на режим работы сети заметно влияет распределенная емкость в линии. В этом случае для компенсации емкостного тока в сети к линии подключают К. с., работающий в недовозбужденном режиме. Постоянство напряжения в линии поддерживается регулированием тока возбуждения от напряжения регулятора. Пуск К. с. осуществляется также, как и обычных синхронных двигателей; сила пускового тока К. с. составляет 30—100% его номинального значения. К. с. изготовляют мощностью до 100 ква и более; мощные К. с. имеют водородное или водяное охлаждение. Применяются главным образом на электрических подстанциях.В. К. Иванов. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Смотреть что такое "Компенсатор синхронный" в других словарях:
die.academic.ru СИНХРОННЫЙ КОМПЕНСАТОР - это... Что такое СИНХРОННЫЙ КОМПЕНСАТОР? СИНХРОННЫЙ КОМПЕНСАТОРсинхронная электрическая машина, работающая в режиме двигателя без нагрузки на валу. Применяется для повышения мощности коэффициента сети и регулирования напряжения в конце или в промежуточных точках ЛЭП (путём изменения тока возбуждения). Мощность С. к. достигает сотен MB-А. Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.
Смотреть что такое "СИНХРОННЫЙ КОМПЕНСАТОР" в других словарях:
dic.academic.ru |