ГОСТ Р 57378-2016 Штанги заземляющие переносные для контактной сети железной дороги. Технические условия. Штанга заземляющая контактной сетиГОСТ Р 57378-2016 Штанги заземляющие переносные для контактной сети железной дороги. Технические условияТекст ГОСТ Р 57378-2016 Штанги заземляющие переносные для контактной сети железной дороги. Технические условияФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТР 57378- 2016 ШТАНГИ ЗАЗЕМЛЯЮЩИЕ ПЕРЕНОСНЫЕ ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИТехнические условияИздание официальное Москва Стандартииформ 2017 ГОСТ Р 57378—2016 Предисловие1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») 2 8НЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2016 г. № 2107-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не несет ответственности за патентную чистоту настоящего стандарта. Патентообладатель может заявить о своих правах и направить в Федеральное агентство ло техническому регулированию и метрологии аргументированное предложение о внесении в настоящий стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов латентного права и патентообладателе Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (ло состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». 8 случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (. ги) © Стандартинформ. 2017 Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТ Р 57378—2016 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШТАНГИ ЗАЗЕМЛЯЮЩИЕ ПЕРЕНОСНЫЕ ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Технические условия Earthing rods for railway overhead contact system. Specifications Дата введения — 2017—08—01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на заземляющие переносные штанги для контактной сети железной дороги (далее — штанги). 2 Нормативные ссылки8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 9.301—86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования ГОСТ 9.302 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля ГОСТ 15.309—98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения ГОСТ 166 Штангенциркули. Технические условия ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 1516.2—97 Электрооборудование и электроустановки переменного тока на напряжение 3 кВ и выше. Общие методы испытаний электрической прочности изоляции ГОСТ 2789 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики ГОСТ 2991 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия ГОСТ 5632 Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 9142 Ящики из гофрированного картона. Общие технические условия ГОСТ 13837 Динамометрыобщегоназначения.Техническиеусловия ГОСТ 14192 Маркировка грузов ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения ГОСТ 17516.1 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам ГОСТ 18321—73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции ГОСТ 18620 Изделия электротехнические. Маркировка Издание официальное 1 ГОСТ Р 57378—2016 ГОСТ 19300 Средства измерений шероховатости поверхности профильным методом. Профи» лографы-профилометры контактные. Типы и основные параметры ГОСТ 22483(1ЕС 60228:2004) Жилытоколроводящиедлякабелей.проводоеишнуров ГОСТ 23216 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний ГОСТ 30630.1.2 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие вибрации ГОСТ 32895 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения ГОСТ Р МЭК 60050—195 Заземление и защита от поражения электрическим током. Термины и определения ГОСТ Р 57077 Соединения контактные, разборные и разъемные, для соединения заземляющих проводников с рельсом железнодорожного пути. Технические требования и методы испытаний Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, не который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, не который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применятьбеэ учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, тололоже-ние. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504. ГОСТ 32895. ГОСТ Р МЭК 60050-195. а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 штанга заземляющая переносная для контактной сети железкой дороги: Защитное средство от поражения электрическим током людей, выполняющих работы на отключенной секции железнодорожной контактной сети при появлении рабочего или наведенного напряжения посредством замыкания между собой контактной сети или элементов ее подвески с рельсовым путем. 3.2 звено штанги: Неразборная составная часть штанги. 4 Технические требования4.1 Основные показатели 4.1.1 Конструктивные требования 4.1.1.1 Штанга должна состоять из следующих основных частей в соответствии с рисунком 1: а — рабочая часть: б — изолирующее звано: в — ограничительное кольцо, г — рукоятка, д — заглушка: 1 — усоеик. 2 — головки гигант; 3 — токопроводящее звено: 4 — заземляющий проводник по ГОСТ Р S7077.5 — контактное соединение для крепления с рельсом по ГОСТ Р 57077 Рисунок 1 — Принципиальная схема штанги 2 ГОСТ Р 57378—2016 4.1.1.2 Усовик должен быть изготовлен из меди и закреплен на токопроводящем звене длиной (200 1 50) мм. сечением от 2 до 6 мм2. 4.1.1.3 Головка штанги должна иметь упругий прижим для обеспечения нажатия на заземляемый элемент усилием не менее 30 Н. 4.1.1.4 Заземляющий проводники контактное соединение для крепления с рельсом должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ Р 57077. 4.1.1.5 Заземляющий проводник должен быть в прозрачной оболочке. 4.1.1.6 Длина штанги в сложенном положении должна быть не более 3000 мм. Длина штанги в разложенном положении, без учета заземляющего проводника, должна быть от 5300 до 5700 мм. 4.1.1.7 Длина заземляющего проводника должка быть от 8500 до 12000 мм. 4.1.1.8 Максимальный прогиб от собственного веса штанги, закрепленной горизонтально за рукоятку, не должен превышать 10 % ее длины. 4.1.1.9 Длина от начала рукоятки штанги до конца изолирующего звена должна быть не менее 1900 мм. Длина изолирующего звена должна быть не менее 1100 мм. 4.1.1.10 Штанга должна иметь на изолирующем звене у границы ее с рукояткой ограничительное кольцо или упор из электроизоляционного материала. Ограничительное кольцо должно быть жестко зафиксировано. 4.1.1.11 Наружный диаметр ограничительного кольца должен превышать наружный диаметр рукоятки не менее чем на 10 мм. 4.1.1.12 На конце рукоятки штанги должна бытьжестко зафиксированная заглушка, предотвращающая попадание внутрь пыли и влаги. 4.1.1.13 Штанга должна иметь механическую блокировку, обеспечивающую невозможность ее сборки без предварительного присоединения контактного соединения к рельсу и предотвращающую отсоединение контактного соединения от рельса без снятия штанги с провода. На контактном соединении для крепленияс рельсом должна быть предусмотрена дополнительная фиксация ключа механической блокировки. 4.1.1.14 Электрическое сопротивление контура «токопроводящее звено — контактный провод» должно быть не более 1,5 Ом. 4.1.1.15 Изолирующее звено должно выдерживать испытания в сухом состоянии напряжением промышленной частоты 82.5 кВ в течение 5 мин. 4.1.1.16 Масса штанги не должна превышать 15 кг. 4.1.2 Требования надежности 4.1.2.1 Надежность штанг должна характеризоваться следующими значениями показателей: средняя наработка до отказа.........................не менее 100000 ч; гамма-процентный срок службы.......................10 лет при у - 98 %; гамма-процентный срок сохраняемости..................6 лет при у = 98 %. 4.1.2.2 Предельным состоянием штанги считают: • изменение геометрических размеров, установленных в 4.1.1; • обрыв жил заземляющего проводника от 2 % до 5 % от общего количества: • несоответствие штанги требованиям, установленным в 4.1.4. Отказом штанги считают: • разрушение хотя бы одной из ее составных частей: • обрыв жил заземляющего проводника более 5 % общего количества: • появление трещины на любой из частей штанги; • отсутствие заглушки на рукоятке. 4.1.3 Требования стойкости к внешним воздействиям 4.1.3.1 Штанги должны соответствовать климатическому исполнению УХЛ категории размещения 1 поГОСТ 15150. 4.1.3.2 При протекании тока короткого замыкания20кАвтечение0.5сштанга должна оставаться в исправном состоянии. 4.1.3.3 При протекании тока короткого замыкания 51 кА в течение 0,05 с не должна нарушаться механическая и электрическая связь штанги с контактным проводом. 4.1.3.4 Стойкость штанг к механическим воздействиям должна соответствовать группе Мб по ГОСТ 17516.1. 4.1.4 Требования эргономики 4.1.4.1 Центр масс должен быть расположен в пределах от начала рукоятки до геометрического центра разложенной штанги. з ГОСТ Р 57378—2016 4.1.4.2 Шероховатость поверхности рукоятки штанги Rz должна быть не более 40 мкм по ГОСТ 2789. 4.1.4.3 Диаметр рукоятки штанги должен быть от 30 до 60 мм. 4.1.4.4 На штанге должны быть предусмотрены элементы для укладки заземляющего проводника. 4.2 Требования ксырью. материалам, покупным изделиям 4.2.1 Металлические детали должны быть изготовлены из коррозионно-стойких сталей и сплавов по ГОСТ 5632 или иметь защитное покрытие не менее 30 мкм по Г ОСТ 9.301 —86 (таблица 1). 4.2.2 Для заземляющих проводников следует применять токопроводящие жилы класса не ниже 3 по ГОСТ 22483. Сечение заземляющего проводника должно быть не менее 50 мм2, материал — медь. 4.3 Комплектность В комплект поставки штанги должны входить: • штанга: - паспорт; • руководство по эксплуатации; > упаковка. 4.4 Маркировка 4.4.1 На каждую штангу должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 18620. содержащая следующие данные: • наименование изделия; - товарный знак или наименование предприятия-изготовителя; - масса; - дата изготовления; - заводской номер. Маркировку наносят на токопроводящее звено штанги или рукоятку. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение срока службы штанги. 4.4.2 Транспортная маркировка грузовых мест должна содержать основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки «Беречь от влаги», выполненные в соответствии с ГОСТ 14192. 4.5 Упаковка Штанги следует упаковывать в картонные ящики по ГОСТ 9142 исполнения А—Д массой нетто не более 35 кг или в деревянные по ГОСТ 2991 массой нетто не более 50 кг. 5 Правила приемки5.1 Для проверки соответствия штанг требованиям настоящего стандарта проводят испытания: • приемо-сдаточные; • периодические. 5.2 Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждую штангу. 5.3 Виды, объем и последовательность проведения испытаний приведены в таблице 1. 5.4 Если при приемо-сдаточных испытаниях будет обнаружено несоответствие штанги хотя бы одному проверяемому требованию, она считается не выдержавшей испытания и после устранения дефектов должна быть подвергнута испытаниям на соответствие пунктам, по которым были получены отрицательные результаты испытаний. 5.5 Периодические испытания следует проводить не реже одного раза в три года. 5.6 Периодические испытания проводят на 10 образцах штанг каждого типа при объеме годового выпуска 1000 шт. и более и не менее чем на трех образцах штанг при объеме годового выпуска до 1000 шт. Образцы отбирают методом «вслепую» по ГОСТ 18321—73 (подраздел 3.4) из числа прошедших приемо-сдаточные испытания, но не отгруженных потребителю (заказчику) и находящихся на предприятии-изготовителе. 5.7 ИспытанияилриемкуштангпроводятвсоответствиисГОСТ 15.309. 5.8 Все испытания и проверки проводят при нормальных значениях климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150—69 (подраздел 3.15). 5.9 Результаты перечисленных в 5.1 видов испытаний считают положительными, если положительный результат получен при каждой из приведенных в таблице 1 проверок и при каждом виде контроля. ГОСТ Р 57378—2016 Если образцы не выдержали периодических испытаний, следует руководствоваться требованиями ГОСТ 15.309—98 (раздел 7).Повторные периодические испытания проводят на удвоенном количестве образцов по всем показателям, приведенным в таблице 1 для периодических испытаний. Таблица 1— Объем испытаний и проверок штанг
Примечание — Знак «♦* означает, что испытание (проверка) обязательны, знак «-» — испытание (проверка) необязательны. 5.10 При проведении испытаний применяют поверенные средства измерений и аттестованное испытательное оборудование. 6 Методы контроля6.1 Проверка конструкции осуществляется визуальным осмотром общей конструкции штанги (4.1.1.1),проверяют также наличие прозрачной оболочки (4.1.1.5), комплектность (4.3), упаковку (4.5), маркировку(4.4), наличие ограничительного кольца на границе рукоятки и изолирующей части (4.1.1.10). наличие заглушки (4.1.1.12). наличие элементов для укладки заземляющего проводника (4.1.4.4). S ГОСТ Р 57378—2016 Штангу считают выдержавшей испытания, если она соответствует требованиям 4.1.1.1,4.1.1.5, 4.1.1.10,4.1.1.12,4.1.4.4.4.3.4.4.4.5. 6.2 Длину штанги в сложенном положении (4.1.1.6), длину штанги в разложенном положении без учета заземляющего проводника (4.1.1.6), длину заземляющего проводника (4.1.1.7), длину от начала ручки штанги до конца изолирующей части и длину изолирующего эвена (4.1.1.9) измеряют рулеткой длиной не менее 10м класса точности не ниже 3 по ГОСТ 7502. Длину заземляющего проводника (4.1.1.7) определяют как наибольшее расстояние между точкой крепления его к токопроводящему звену и точкой крепления с контактным соединением. Диаметр рукоятки штанги (4.1.4.3) и диаметр усовика (4.1.1.2) измеряют штангенциркулем по ГОСТ 166 в их трех поперечных сечениях. Сечение усовика (4.1.1.2) вычисляют по формуле S <1> где Ov — диаметр усовика. мм. Длину усовика (4.1.1.2) измеряют линейкой длиной не менее 500 мм по ГОСТ 427. Превышение наружного диаметра ограничительного кольца над диаметром рукоятки штанги (4.1.1.11) измеряют штангенциркулем по ГОСТ 166. Штангу считают выдержавшей испытания, если измеренные значения удовлетворяют требованиям. установленным в4.1.1.2,4.1.1.6,4.1.1.7.4.1.1.9,4.1.4.3.4.1.1.11. 6.3 Массу штанги (4.1.1.16) определяют динамометром по ГОСТ 13837 или с помощью весов общего применения, обеспечивающих относительную погрешность измерения не выше 2.0 %. Штангу считают выдержавшей испытание, если ее масса не превышает установленной в 4.1.1.16. 6.4 Проверку изолирующего эвена одноминутным напряжением промышленной частоты в сухом состоянии (4.1.1.15) проводят в соответствии с ГОСТ 1516.2—97 (пункт 7.4.2). Штангу считают выдержавшей испытание, если вовремя его проведения не наблюдалось полного разряда или недопустимых повреждений по ГОСТ 1516.2—97 (пункт 7.4.2.4). 6.5 Климатические испытания на воздействие положительных и отрицательных температур (4.1.3.1) проводят в климатической камере любого типа. Штангу выдерживают при температуре плюс 40 *С в течение 2 ч. Затем на 2 ч вынимают из климатической камеры. После этого штангу выдерживают при температуре минус 60 вС в течение 2 ч. Штангу считают выдержавшей испытание, если отсутствует растрескивание декоративных, защитных изолирующих покрытий и пластмассовых деталей. 6.6 При проверке прогиба штанги (4.1.1.6) ее устанавливают горизонтально и закрепляют в двух точках: у основания рукоятки и у ограничительного кольца со стороны рукоятки. По металлической линейке отсчитывают прогиб конца штанги относительно горизонтального ее положения в соответствии с рисунком 2. 1 — длина штанги, в — прогиб в конце штанги Рисунок 2 — Схеме измерений прогибе штанги Штангу считают выдержавшей испытание, если ее прогиб а составляет менее 10 % длины штанги L. 6.7 Проверку усилия упругого прижима (4.1.1.3) головки штанги проводят динамометром по ГОСТ 13837. обеспечивающим относительную погрешность измерения не выше 2,0 %. Штангу считают выдержавшей испытание, если усилие упругого прижима головки штанги не менее установленного в 4.1.1.3. 6 ГОСТ Р 57378—2016 6.8 Сечение заземляющего проводника (4.2.2) вычисляют по формуле ■с =WnP- (2) где N — число жил проводника: DK — диаметр жилы проводника, мм. Диаметр жилы проводника измеряют штангенциркулем по ГОСТ 166 в трех поперечных сечениях всей длины проводника. Штангу считают выдержавшей испытание, если сечение заземляющего проводника не менее установленного в 4.2.2. 6.9 Проверку центра масс (4.1.4.1) осуществляют в разложенном состоянии штанги. С помощью рулетки находят геометрический центр штанги. Путем установки штанги на опору в одной точке при лежащем на земле контактном соединение для крепления с рельсом и подвешенном заземляющем проводнике находят центр масс. Штангу считают выдержавшей испытания, если центр масс находится в пределах от начала рукоятки до геометрического центра штанги. 6.10 Шероховатость рукоятки штанги (4.1.4.2) измеряют профилографом—профилометром со степенью точности не менее 2 по ГОСТ 19300 или другим способом. Штангу считают выдержавшей испытание, если шероховатость рукоятки не более установленной В4.1.4.2. 6.11 Проверку на соответствие антикоррозионным требованиям (4.2.1) следует проводить по ГОСТ 9.302. Штангу считают выдержавшей испытание, если толщина защитного покрытия не менее установленного В4.2.1. 6.12 Соответствие штанги требованиям надежности (4.1.2) определяют на этапе серийного производства путем испытаний. За гамма-процентный срок службы вероятность безотказной работы должна быть больше или равна у. вероятность безотказной работы P(f) определяют по формуле р(л — N.О) где Na — число эксплуатируемых соединений; л(0 — число поврежденных штанг за время наблюдения; t — время наблюдения. Штангу считают выдержавшей испытание, если ее показатели не менее установленных в 4.1.2.1. 6.13 Проверку на воздействие тока короткого замыкания (4.1.3.2) осуществляют путем пропускания через нее тока 20 кА в течение 0.5 с. Проверку на стойкость к динамическому воздействию тока короткого замыкания (4.1.3.3) осуществляют путем завешивания штанги на контактный проводи пропусканием через нее тока 51 кАвтечение 0,05 с. Штангу считают выдержавшей испытание, если после воздействия тока короткого замыкания 20 кА в течение 0.5 с штанга осталась в исправном состоянии, а после воздействия тока короткого замыкания 51 кА в течение 0.05 с не нарушилась механическая и электрическая связь штанги с контактным проводом. 6.14 При проверке исправности механической блокировки (4.1.1.13) штангу пробуют разложить и зафиксировать в разложенном положении, не подсоединяя контактное соединение крельсу. Далее контактное соединение подсоединяют крельсу ираскладывают штангу. При разложенном положении штанги пробуют отсоединить контактное соединение от рельса. Штангу считают выдержавшей испытание, если штанга не фиксируется в разложенном положении без подсоединения контактного соединения к рельсу и если контактное соединение не отсоединяется от рельса при разложенном зафиксированном положении штанги. 6.15 Электрическое сопротивление контура «токопроводящее звено штанги — контактный проводя (4.1.1.14) проверяют следующим способом. Штангу завешивают на контактный провод. Собирают схему согласно рисунку 3. Через цепь «контактный провод — токопроводящее звено штангияпропускают постоянный ток / величиной 100 ± 20 А (показания амперметра А). Измеряют напряжение Uвольтметром V. 7 ГОСТ Р 57378—2016 Контактный Рисунок 3— Принципиальная схема для измерения сопротивления контура «токопроводящее звено — контактный провод» Сопротивление R. Ом. контура «токопроводящее звено штанги — контактный проводи определяют по формуле I Штангу считают выдержавшей испытания, если значение сопротивления не превышает установ-леиноев4.1.1.14. 6.16 Проверку стойкости к механическим воздействиям (4.1.3.4) выполняют методом 102-4.1 по ГОСТ 30630.1.2. 7 Транспортирование и хранение7.1 Общие требования к транспортированию штанг— по ГОСТ 23216. 7.2 Штанги должны допускать возможность транспортирования воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом и водным путем. 7.3 Хранение штанг осуществляют в упакованном виде, при отсутствии воздействия кислот, щелочей, бензина и других растворителей. Группа условий хранения 2 по ГОСТ 15150. 8 Указания по эксплуатацииЭксплуатацию штанги и техническое обслуживание следует осуществлять в соответствии с руководством по эксплуатации, паспортом на штангу. Применение штанг регламентируется инструкцией по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках [1]. 9 Гарантии изготовителя9.1 Изготовитель должен гарантировать соответствие штанг требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения требований к транспортированию, хранению и эксплуатации, установленных настоящим стандартом. 9.2 Гарантийный срок—не менее двух лет со дня ввода в эксплуатацию. Гарантийный срок хранения — не менее 12 месяцев со дня изготовления. 8 ГОСТ Р 57378—2016 Библиография (1) Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках (утверждена Приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 261) 9 ГОСТ Р 57378—2016 УДК621.316.99:006.354 ОКС13.260:29.020 ОКП318533 Ключевые слова: контактная сеть, штанга заземляющая переносная, электрозащитное средство, заземление, механические свойства, электрические свойства, надежность, технические условия, требования безопасности Редактор В.А Сиволапов Технический редактор в.Ю. Фотиево Корректор U.C. Кабашооа Компьютерная верстка И.А. НапеикиноО Сдано в набор Я .01.2017. Подписано е печать 09.02.2017. Формат $0 - 64Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1.40. Уч.-изд . л. 1.26. Тираж 27 эо. Зак 342. Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 123995 Москва, Гранатный пер.. 4. wnr1v.90sbolo.ru allgosts.ru Заземляющая штанга для контактной сетиЗАЗЕМЛЯЮЩАЯ ЖАНГА ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ, содержащая корпус, на котором закреплен крюк для навешивания , связа.нный с заземляющим башмаком , и контрольный штырь, соединенный через резисторы с элементами контроля напряжения, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью по .вьииения надежности, она снабжена размещенным внутри корпуса и включенным между резистором и заземляющим башмаком соленоидом, связанной с сердечником последнего защелкой, закрепленной шарнирно в средней части на корпусе блокирующей заслонкой, одним кондом взаимодействующей с крюком для завешивания, другим связанной с возвратной пружиной и взаимодействующей с упомянутой защелкой , закрепленным на последней, связанньш с одним концом штыря и установленным с возможностью совместного со штырем вертикального перемещения в корпусе запирающим элементом, взаимодействующими с последним и укрепленными на стенке корпуса фиксаторами нижнего и верх (Л него положения запирающего элемента,, CZ смонтированными соответственно на контрольном штыре и на корпусе подвижным и неподвижным контактами, включенными, в цепь питания соленоида, СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ° а ° °,1"ОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР 06 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3444339/24-11 (22) 28.05.82 (46) 30.04.84. Бюл. М - 16 (72) А. M. Анненков и Я, А. Зельвянский (7!) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 621.332.3,621.316.9(088,8) (56 ) 1. Власов И, И. Контактная сеть. М., "Транспорт", 1958, с. 906. (54) (57) ЗАЗЕМЛЯ10ЩАЯ ШТАНГА ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ, содержащая корпус, на котором закреплен крюк для навешивания, связанный с заземляющим башмаком, и коитрольный штырь, соединенный через резисторы с элементами контроля напряжения, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена размещенным внутри корпуса и вклюÄÄSUÄÄ 1088965 A 3 11 В 60 М 1/28 ченным между резистором и заземляющим башмаком соленоидом, связанной с сердечником последнего защелкой, закрепленной шарнирно в средней части на корпусе блокирующей заслонкой, одним концом взаимодействующей с крюком для завешивания, другим связанной с возвратной пружиной и взаимодействующей с упомянутой защелкой, закрепленным на последней, связанным с одним концом штыря и установленным с возможностью совместного со штырем вертикального перемещения в корпусе запирающим элементом, взаимодействующими с последним и укрепленными на стенке корпуса фиксаторами нижнего и верхнего положения запирающего элемента,, смонтированными соответственно на контрольном штыре и на корпусе подвижным и неподвижным контактами, включенными, в цепь питания соленоида. 1 10889 Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к средствам техники безопасности электрифицированных железных дорог. 5 Известна заземляющая штанга для контактной сети, содержащая корпус, на котором закреплен крюк .для навешивания, связанный с заземляющим башмаком, и контрольный штырь, со- !0 еднненный через резисторы с элементамн контроля напряжения (1 3. Недостатком известной штанги является воэможность ошибочного за- вешивания штанГи, что снижает ее 15 надежность. Цель изобретения — повышение надежности. Поставленная цель достигается тем, что заземляющая штанга для контакт ной сети, содержащая корпус, на котором закреплен крюк для навешивания, связанный с заземляющим башмаком, и контрольный штырь, соединенный через резисторы с элементами контроля напряжения, снабжена размещенным внутри корпуса и включенным между резистором и заземляющим башмаком соленоидом, связанной с сердечником 30 последнего защелкой, закрепленной шарнирно в средней части на корпусе блокирующей заслонкой, одним концом. взаимодействующей с крюком для завешивания, а другим связанной с sosвратной пружиной и взаимодействующей 35 с упомянутой защелкой, закрепленным на последней, связанным с одним концом штыря и установленным с возможностью совместного со штырем i 40 вертикального перемещения в корпусе запирающим элементом, взаимодействующими с последним и укреппенными на стенке корпуса фиксаторами нижнего и верхнего положения запирающего элемента, смонтированными соответ45 ственно на контрольном штыре и на корпусе подвижным и неподвижным контактами, включенными в цепь питания соленоида. На чертеже схематично изображена заэемпяющая штанга для контактной сети, общий вид. Заземпяющая штанга содержит контрольный штырь I который последовательно через подвижный контакт 2, 55 неподвижный контакт 3, резистор 4, соленоид 5 соединен с гибким проводом 6 и далев с заземляющим башмаком. 65 2 Соленоид 5 имеет подвижную защелку 7, снабженную отжимной пружиной 8, Защелка 7 взаимодействует с закрепленной на оси 9 блокирующей эаслонкой 10, выполненной иэ изоляционного материала, тыльная сторона (прижатая к штанге) окрашена в яркокрасный сигнальный цвет. На одном конце блокирующей заслонки 10 укреп" лена возвратная пружина 11, связанная с корпусом 12 иэ изоляционного материала. На корпусе 12 укреплены крюк 13 для навешивания, фиксатор 14 верхнего положения и фиксатор 15 нижнего положения, взаимодействующие с запирающим элементом 16, кинематически связанным с контрольным штырем 1, на котором расположен подвижный контакт 2. Контрольный штырь 1 размещен на корпусе 12 с возможностью перемещения внутрь корпуса. Заземляющая штанга работает следующим образом. При трудовых операциях, выполняемых вблизи контактной сети, находящейся под напряжением, заземляющий башмак прикрепляют к рельсу, а штангу размещают в удобном для быстрого эавешивания месте. Контрольный штырь 1 вдвигается внутрь корпуса 12. При этом подвижный 2 и неподвижный 3 контакты размыкаются, запирающий элемент )6 перемещается в нижнее. положение, в котором фиксируется фиксатором 15 нижнего положения. Запирающий элемент !6 запирает подвижную защелку 7, исключая возможность какого-либо ее перемещения. Подвижная защелка 7 надежно фиксирует блокирующую эаспонку 10 в прижатом к корпусу !2 положении. В случае возникновения необходимости быстрого заэемпения контактной сети, находящейся под напряжением, крюк 13 навешивается на контактную сеть, последняя через гибкий провод 6 и заземляющий башмак (не показан) будет соединена с эемпей. Перед выполнением работ с отключением напряжения и эаземпением кон" тактной сети штырь 1 выдвигают из корпуса 12, подвижный контакт 2 через неподвижный контакт 3 замыкает цепь резистор 4 — соленоид 5 — гибкий провод 6 - заземляющий башмак, Запирающий элемент 16 поднимается в верхнее положение, в котором его фиксирует фиксатор 14 верхнего поло" 965 4 которая под воздействием возвратной пружины 11 повернется вокруг оси 9 и заблокирует крюк 13 (это положение блокирующей заслонки показано унктиром).. Ярко-красная окраска и такое положение блокирующей заслонки 10 служит сигналом о недопустимости эавешивания штанги. Но, если работник ошибется и попытается это сделать, то навешиванию штанги будет препятствовать блокирующая заслонка 10. А поскольку последняя сделана из изоляционного материапа, то ток, текущий через штангу, а следовательно, и потенциал эаэеиаителя, будет безопасным. Таким образом, предлагаемая заземляющая штанга повышает надежность и улучшает условия электробезопасности при обслуживании контактной сети электрифицированных железных дорог, что создает положительный социальный эффект эа счет .снижения случаев производственного электротравматиэма. 3 1088 жения. Подвижная защелка 7 освобождается от запирающего элемента 16 ° Далее работник отжимает блокирующую заслонку 10 вниз, она поворачивается вокруг оси 9, прижимается к корпусу 12 и фиксируется в таком взведенном положении подвижной защелкой 7 ° При касании штырем. отключенного участка контактной сети ток по соле- t0 ноиду 5 не течет, блокирующая заслонка 10 остается в взведенном положении, что свидетельствует об отсутствии напряжения и позволяет.saвесить штангу. 15 При касании штырем контактной сети, находящейся под напряжением, ток протекает по цепи штырь l - резистор 4 — соленоид 5 - гибкий провод20 6 - заземляющий башмак. Под действиI ем электромагнитного поля подвижная защелка 7 втягивается в соленоид, освобождая блокирующую заслонку lO ВНИИПИ Заказ 2844/! 5 Тираж 657 Подписное Филиал ППП "Патент", г. Ужгород. ул. Проектная, 4 www.findpatent.ru ГОСТ Р 57378-2016 Штанги заземляющие переносные для контактной сети железной дороги. Технические условия, ГОСТ Р от 29 декабря 2016 года №57378-2016ГОСТ Р 57378-2016 ОКС 13.260:29.020 ОКП 31 8533 Дата введения 2017-08-01 Предисловие1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ") 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт" 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2016 г. N 2107-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не несет ответственности за патентную чистоту настоящего стандарта. Патентообладатель может заявить о своих правах и направить в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии аргументированное предложение о внесении в настоящий стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателеПравила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru) 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на заземляющие переносные штанги для контактной сети железной дороги (далее - штанги). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требованияГОСТ 9.302 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроляГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения ГОСТ 166 Штангенциркули. Технические условияГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условияГОСТ 1516.2-97 Электрооборудование и электроустановки переменного тока на напряжение 3 кВ и выше. Общие методы испытаний электрической прочности изоляции ГОСТ 2789 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристикиГОСТ 2991 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условияГОСТ 5632 Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. МаркиГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 9142 Ящики из гофрированного картона. Общие технические условия ГОСТ 13837 Динамометры общего назначения. Технические условия ГОСТ 14192 Маркировка грузовГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней средыГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определенияГОСТ 17516.1 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторамГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукцииГОСТ 18620 Изделия электротехнические. МаркировкаГОСТ 19300 Средства измерений шероховатости поверхности профильным методом. Профилографы-профилометры контактные. Типы и основные параметрыГОСТ 22483 (IEC 60228:2004) Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуровГОСТ 23216 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытанийГОСТ 30630.1.2 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие вибрацииГОСТ 32895 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определенияГОСТ Р МЭК 60050-195 Заземление и защита от поражения электрическим током. Термины и определенияГОСТ Р 57077 Соединения контактные, разборные и разъемные, для соединения заземляющих проводников с рельсом железнодорожного пути. Технические требования и методы испытанийПримечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 32895, ГОСТ Р МЭК 60050-195, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 штанга заземляющая переносная для контактной сети железной дороги: Защитное средство от поражения электрическим током людей, выполняющих работы на отключенной секции железнодорожной контактной сети при появлении рабочего или наведенного напряжения посредством замыкания между собой контактной сети или элементов ее подвески с рельсовым путем. 3.2 звено штанги: Неразборная составная часть штанги. 4 Технические требования4.1 Основные показатели 4.1.1 Конструктивные требования 4.1.1.1 Штанга должна состоять из следующих основных частей в соответствии с рисунком 1: Рисунок 1 - Принципиальная схема штангиа - рабочая часть; б - изолирующее звено; В - ограничительное кольцо; Г - рукоятка; Д - заглушка; 1 - усовик; 2 - головки штанги; 3 - токопроводящее звено; 4 - заземляющий проводник по ГОСТ Р 57077; 5 - контактное соединение для крепления с рельсом по ГОСТ Р 57077 Рисунок 1 - Принципиальная схема штанги 4.1.1.2 Усовик должен быть изготовлен из меди и закреплен на токопроводящем звене длиной (200±50) мм, сечением от 2 до 6 мм. 4.1.1.3 Головка штанги должна иметь упругий прижим для обеспечения нажатия на заземляемый элемент усилием не менее 30 Н. 4.1.1.4 Заземляющий проводник и контактное соединение для крепления с рельсом должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ Р 57077. 4.1.1.5 Заземляющий проводник должен быть в прозрачной оболочке. 4.1.1.6 Длина штанги в сложенном положении должна быть не более 3000 мм.Длина штанги в разложенном положении, без учета заземляющего проводника, должна быть от 5300 до 5700 мм. 4.1.1.7 Длина заземляющего проводника должна быть от 8500 до 12000 мм. 4.1.1.8 Максимальный прогиб от собственного веса штанги, закрепленной горизонтально за рукоятку, не должен превышать 10% ее длины. 4.1.1.9 Длина от начала рукоятки штанги до конца изолирующего звена должна быть не менее 1900 мм. Длина изолирующего звена должна быть не менее 1100 мм. 4.1.1.10 Штанга должна иметь на изолирующем звене у границы ее с рукояткой ограничительное кольцо или упор из электроизоляционного материала. Ограничительное кольцо должно быть жестко зафиксировано. 4.1.1.11 Наружный диаметр ограничительного кольца должен превышать наружный диаметр рукоятки не менее чем на 10 мм. 4.1.1.12 На конце рукоятки штанги должна быть жестко зафиксированная заглушка, предотвращающая попадание внутрь пыли и влаги. 4.1.1.13 Штанга должна иметь механическую блокировку, обеспечивающую невозможность ее сборки без предварительного присоединения контактного соединения к рельсу и предотвращающую отсоединение контактного соединения от рельса без снятия штанги с провода.На контактном соединении для крепления с рельсом должна быть предусмотрена дополнительная фиксация ключа механической блокировки. 4.1.1.14 Электрическое сопротивление контура "токопроводящее звено - контактный провод" должно быть не более 1,5 Ом. 4.1.1.15 Изолирующее звено должно выдерживать испытания в сухом состоянии напряжением промышленной частоты 82,5 кВ в течение 5 мин. 4.1.1.16 Масса штанги не должна превышать 15 кг. 4.1.2 Требования надежности 4.1.2.1 Надежность штанг должна характеризоваться следующими значениями показателей:
4.1.2.2 Предельным состоянием штанги считают:- изменение геометрических размеров, установленных в 4.1.1;- обрыв жил заземляющего проводника от 2% до 5% от общего количества;- несоответствие штанги требованиям, установленным в 4.1.4.Отказом штанги считают:- разрушение хотя бы одной из ее составных частей;- обрыв жил заземляющего проводника более 5% общего количества;- появление трещины на любой из частей штанги;- отсутствие заглушки на рукоятке. 4.1.3 Требования стойкости к внешним воздействиям 4.1.3.1 Штанги должны соответствовать климатическому исполнению УХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150. 4.1.3.2 При протекании тока короткого замыкания 20 кА в течение 0,5 с штанга должна оставаться в исправном состоянии. 4.1.3.3 При протекании тока короткого замыкания 51 кА в течение 0,05 с не должна нарушаться механическая и электрическая связь штанги с контактным проводом. 4.1.3.4 Стойкость штанг к механическим воздействиям должна соответствовать группе М6 по ГОСТ 17516.1. 4.1.4 Требования эргономики 4.1.4.1 Центр масс должен быть расположен в пределах от начала рукоятки до геометрического центра разложенной штанги. 4.1.4.2 Шероховатость поверхности рукоятки штанги Rz должна быть не более 40 мкм по ГОСТ 2789. 4.1.4.3 Диаметр рукоятки штанги должен быть от 30 до 60 мм. 4.1.4.4 На штанге должны быть предусмотрены элементы для укладки заземляющего проводника. 4.2 Требования к сырью, материалам, покупным изделиям 4.2.1 Металлические детали должны быть изготовлены из коррозионно-стойких сталей и сплавов по ГОСТ 5632 или иметь защитное покрытие не менее 30 мкм по ГОСТ 9.301-86 (таблица 1). 4.2.2 Для заземляющих проводников следует применять токопроводящие жилы класса не ниже 3 по ГОСТ 22483. Сечение заземляющего проводника должно быть не менее 50 мм, материал - медь. 4.3 Комплектность В комплект поставки штанги должны входить:- штанга;- паспорт;- руководство по эксплуатации;- упаковка. 4.4 Маркировка 4.4.1 На каждую штангу должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 18620, содержащая следующие данные:- наименование изделия;- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;- масса;- дата изготовления;- заводской номер.Маркировку наносят на токопроводящее звено штанги или рукоятку. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение срока службы штанги. 4.4.2 Транспортная маркировка грузовых мест должна содержать основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки "Беречь от влаги", выполненные в соответствии с ГОСТ 14192. 4.5 УпаковкаШтанги следует упаковывать в картонные ящики по ГОСТ 9142 исполнения А-Д массой нетто не более 35 кг или в деревянные по ГОСТ 2991 массой нетто не более 50 кг. 5 Правила приемки5.1 Для проверки соответствия штанг требованиям настоящего стандарта проводят испытания:- приемо-сдаточные;- периодические. 5.2 Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждую штангу. 5.3 Виды, объем и последовательность проведения испытаний приведены в таблице 1. 5.4 Если при приемо-сдаточных испытаниях будет обнаружено несоответствие штанги хотя бы одному проверяемому требованию, она считается не выдержавшей испытания и после устранения дефектов должна быть подвергнута испытаниям на соответствие пунктам, по которым были получены отрицательные результаты испытаний. 5.5 Периодические испытания следует проводить не реже одного раза в три года. 5.6 Периодические испытания проводят на 10 образцах штанг каждого типа при объеме годового выпуска 1000 шт. и более и не менее чем на трех образцах штанг при объеме годового выпуска до 1000 шт. Образцы отбирают методом "вслепую" по ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.4) из числа прошедших приемо-сдаточные испытания, но не отгруженных потребителю (заказчику) и находящихся на предприятии-изготовителе. 5.7 Испытания и приемку штанг проводят в соответствии с ГОСТ 15.309. 5.8 Все испытания и проверки проводят при нормальных значениях климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150-69 (подраздел 3.15). 5.9 Результаты перечисленных в 5.1 видов испытаний считают положительными, если положительный результат получен при каждой из приведенных в таблице 1 проверок и при каждом виде контроля.Если образцы не выдержали периодических испытаний, следует руководствоваться требованиями ГОСТ 15.309-98 (раздел 7). Повторные периодические испытания проводят на удвоенном количестве образцов по всем показателям, приведенным в таблице 1 для периодических испытаний.Таблица 1 - Объем испытаний и проверок штанг
5.10 При проведении испытаний применяют поверенные средства измерений и аттестованное испытательное оборудование. 6 Методы контроля6.1 Проверка конструкции осуществляется визуальным осмотром общей конструкции штанги (4.1.1.1), проверяют также наличие прозрачной оболочки (4.1.1.5), комплектность (4.3), упаковку (4.5), маркировку (4.4), наличие ограничительного кольца на границе рукоятки и изолирующей части (4.1.1.10), наличие заглушки (4.1.1.12), наличие элементов для укладки заземляющего проводника (4.1.4.4).Штангу считают выдержавшей испытания, если она соответствует требованиям 4.1.1.1, 4.1.1.5, 4.1.1.10, 4.1.1.12, 4.1.4.4, 4.3, 4.4, 4.5. 6.2 Длину штанги в сложенном положении (4.1.1.6), длину штанги в разложенном положении без учета заземляющего проводника (4.1.1.6), длину заземляющего проводника (4.1.1.7), длину от начала ручки штанги до конца изолирующей части и длину изолирующего звена (4.1.1.9) измеряют рулеткой длиной не менее 10 м класса точности не ниже 3 по ГОСТ 7502.Длину заземляющего проводника (4.1.1.7) определяют как наибольшее расстояние между точкой крепления его к токопроводящему звену и точкой крепления с контактным соединением.Диаметр рукоятки штанги (4.1.4.3) и диаметр усовика (4.1.1.2) измеряют штангенциркулем по ГОСТ 166 в их трех поперечных сечениях. Сечение усовика (4.1.1.2) вычисляют по формуле , (1) где - диаметр усовика, мм.Длину усовика (4.1.1.2) измеряют линейкой длиной не менее 500 мм по ГОСТ 427.Превышение наружного диаметра ограничительного кольца над диаметром рукоятки штанги (4.1.1.11) измеряют штангенциркулем по ГОСТ 166.Штангу считают выдержавшей испытания, если измеренные значения удовлетворяют требованиям, установленным в 4.1.1.2, 4.1.1.6, 4.1.1.7, 4.1.1.9, 4.1.4.3, 4.1.1.11. 6.3 Массу штанги (4.1.1.16) определяют динамометром по ГОСТ 13837 или с помощью весов общего применения, обеспечивающих относительную погрешность измерения не выше 2,0%.Штангу считают выдержавшей испытание, если ее масса не превышает установленной в 4.1.1.16. 6.4 Проверку изолирующего звена одноминутным напряжением промышленной частоты в сухом состоянии (4.1.1.15) проводят в соответствии с ГОСТ 1516.2-97 (пункт 7.4.2).Штангу считают выдержавшей испытание, если во время его проведения не наблюдалось полного разряда или недопустимых повреждений по ГОСТ 1516.2-97 (пункт 7.4.2.4). 6.5 Климатические испытания на воздействие положительных и отрицательных температур (4.1.3.1) проводят в климатической камере любого типа. Штангу выдерживают при температуре плюс 40°С в течение 2 ч. Затем на 2 ч вынимают из климатической камеры. После этого штангу выдерживают при температуре минус 60°С в течение 2 ч.Штангу считают выдержавшей испытание, если отсутствует растрескивание декоративных, защитных изолирующих покрытий и пластмассовых деталей. 6.6 При проверке прогиба штанги (4.1.1.8) ее устанавливают горизонтально и закрепляют в двух точках: у основания рукоятки и у ограничительного кольца со стороны рукоятки. По металлической линейке отсчитывают прогиб конца штанги относительно горизонтального ее положения в соответствии с рисунком 2. Рисунок 2 - Схема измерения прогиба штангиL - длина штанги; - прогиб в конце штанги Рисунок 2 - Схема измерения прогиба штанги Штангу считают выдержавшей испытание, если ее прогиб составляет менее 10% длины штанги L. 6.7 Проверку усилия упругого прижима (4.1.1.3) головки штанги проводят динамометром по ГОСТ 13837, обеспечивающим относительную погрешность измерения не выше 2,0%.Штангу считают выдержавшей испытание, если усилие упругого прижима головки штанги не менее установленного в 4.1.1.3. 6.8 Сечение заземляющего проводника (4.2.2) вычисляют по формуле , (2) где N - число жил проводника; - диаметр жилы проводника, мм.Диаметр жилы проводника измеряют штангенциркулем по ГОСТ 166 в трех поперечных сечениях всей длины проводника.Штангу считают выдержавшей испытание, если сечение заземляющего проводника не менее установленного в 4.2.2. 6.9 Проверку центра масс (4.1.4.1) осуществляют в разложенном состоянии штанги. С помощью рулетки находят геометрический центр штанги. Путем установки штанги на опору в одной точке при лежащем на земле контактном соединение для крепления с рельсом и подвешенном заземляющем проводнике находят центр масс. Штангу считают выдержавшей испытания, если центр масс находится в пределах от начала рукоятки до геометрического центра штанги. 6.10 Шероховатость рукоятки штанги (4.1.4.2) измеряют профилографом-профилометром со степенью точности не менее 2 по ГОСТ 19300 или другим способом.Штангу считают выдержавшей испытание, если шероховатость рукоятки не более установленной в 4.1.4.2. 6.11 Проверку на соответствие антикоррозионным требованиям (4.2.1) следует проводить по ГОСТ 9.302.Штангу считают выдержавшей испытание, если толщина защитного покрытия не менее установленного в 4.2.1. 6.12 Соответствие штанги требованиям надежности (4.1.2) определяют на этапе серийного производства путем испытаний.За гамма-процентный срок службы вероятность безотказной работы должна быть больше или равна .Вероятность безотказной работы P(t) определяют по формуле , (3) где - число эксплуатируемых соединений;n(t) - число поврежденных штанг за время наблюдения;t - время наблюдения.Штангу считают выдержавшей испытание, если ее показатели не менее установленных в 4.1.2.1. 6.13 Проверку на воздействие тока короткого замыкания (4.1.3.2) осуществляют путем пропускания через нее тока 20 кА в течение 0,5 с.Проверку на стойкость к динамическому воздействию тока короткого замыкания (4.1.3.3) осуществляют путем завешивания штанги на контактный провод и пропусканием через нее тока 51 кА в течение 0,05 с.Штангу считают выдержавшей испытание, если после воздействия тока короткого замыкания 20 кА в течение 0,5 с штанга осталась в исправном состоянии, а после воздействия тока короткого замыкания 51 кА в течение 0,05 с не нарушилась механическая и электрическая связь штанги с контактным проводом. 6.14 При проверке исправности механической блокировки (4.1.1.13) штангу пробуют разложить и зафиксировать в разложенном положении, не подсоединяя контактное соединение к рельсу. Далее контактное соединение подсоединяют к рельсу и раскладывают штангу. При разложенном положении штанги пробуют отсоединить контактное соединение от рельса. Штангу считают выдержавшей испытание, если штанга не фиксируется в разложенном положении без подсоединения контактного соединения к рельсу и если контактное соединение не отсоединяется от рельса при разложенном зафиксированном положении штанги. 6.15 Электрическое сопротивление контура "токопроводящее звено штанги - контактный провод" (4.1.1.14) проверяют следующим способом.Штангу завешивают на контактный провод. Собирают схему согласно рисунку 3. Через цепь "контактный провод - токопроводящее звено штанги" пропускают постоянный ток I величиной 100±20 А (показания амперметра А). Измеряют напряжение U вольтметром V. Рисунок 3 - Принципиальная схема для измерения сопротивления контура "токопроводящее звено - контактный провод"Рисунок 3 - Принципиальная схема для измерения сопротивления контура "токопроводящее звено - контактный провод" Сопротивление R, Ом, контура "токопроводящее звено штанги - контактный провод" определяют по формуле . (4) Штангу считают выдержавшей испытания, если значение сопротивления не превышает установленное в 4.1.1.14. 6.16 Проверку стойкости к механическим воздействиям (4.1.3.4) выполняют методом 102-4.1 по ГОСТ 30630.1.2. 7 Транспортирование и хранение7.1 Общие требования к транспортированию штанг - по ГОСТ 23216. 7.2 Штанги должны допускать возможность транспортирования воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом и водным путем. 7.3 Хранение штанг осуществляют в упакованном виде, при отсутствии воздействия кислот, щелочей, бензина и других растворителей. Группа условий хранения 2 по ГОСТ 15150. 8 Указания по эксплуатацииЭксплуатацию штанги и техническое обслуживание следует осуществлять в соответствии с руководством по эксплуатации, паспортом на штангу.Применение штанг регламентируется инструкцией по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках [1]. 9 Гарантии изготовителя9.1 Изготовитель должен гарантировать соответствие штанг требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения требований к транспортированию, хранению и эксплуатации, установленных настоящим стандартом. 9.2 Гарантийный срок - не менее двух лет со дня ввода в эксплуатацию.Гарантийный срок хранения - не менее 12 месяцев со дня изготовления. Библиография
Электронный текст документаподготовлен АО "Кодекс" и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2017 docs.cntd.ru 104 Инструкцияпо безопасности для электромонтеров контактной сетижения осуществляется только указателем напряжения. При подъе0 ме на опоры для проверки отсутствия напряжения электромонтер не должен приближаться к проводам на расстояние менее 0,8 м. 8.5.7. Наложение заземлений, переносных шунтирующих штанг или перемычек выполняется в соответствии со схемами, при0 веденными в таблице 3. Заземлителем для контактной сети, ПР и ДПР является тяго0 вый рельс. Если заземление непосредственно на рельс затруднено, разре0 шается заземлять провода контактной сети, ПР и ДПР на трос груп0 пового заземления и непосредственно на металлическую опору или на видимый заземляющий спуск опоры после визуальной провер0 ки их присоединения к рельсу или ДТ и шунтирования искрового промежутка (диодного заземлителя) перемычкой сечением не ме0 нее 50 мм2. При работах на воздушных питающих линиях контактной сети в тех случаях, когда соединение их с рельсом затруднено, линию допускается заземлять на отсасывающую линию тяговой подстан0 ции, кроме стыковых тяговых подстанций и совмещенных с под0 станциями энергосистемы. Если отсасывающая линия проходит в стороне от путей, то воздушные питающие линии следует заземлять на дополнитель0 но монтируемый на время работ трос группового заземления, на0 дежно закрепленный к рельсам. Заземлителем для ВЛ являются заземляющие спуски (после проверки их целостности) на железобетонных опорах, тяговые рельсы, стационарные контуры заземления трансформаторов на опоре ВЛ, комплектной трансформаторной подстанции, кабель0 ной муфты, опоры с линейным разъединителем, разрядником или опоры ВЛ с заземлителем или специальные заземлители, погру0 женные в грунт на глубину не менее 0,5 м. Запрещено погружать заземлитель в балластную призму. После проверки отсутствия напряжения переносное заземле0 ние должно быть наложено на отключенные токоведущие части. Заземляющие штанги не допускается устанавливать непосред0 ственно у места работ во избежание нарушения контакта. studfiles.net Заземляющая штанга - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1Заземляющая штангаCтраница 1 Заземляющие штанги в начале и конце фронта работ снимаются после полного сболчивания всех стыков, подключения заземлений опор контактной сети и других сооружений и только по указанию работника дистанции контактной сети. [2] Заземляющие штанги в начале и конце фронта работ снимают после полного сболчивания всех стыков, заземления опор контактной сети и других сооружений и только по указанию работника дистанции контактной сети. [4] Кроме описанной заземляющей штанги, применяют и другие конструкции, в том числе штанги с указателем напряжения. В последнем случае к штанге присоединяют устройство со специальным штырем и неоновой лампой, свечение которой сигнализирует о наличии напряжения на проводе при касании его штырем. [6] При наложении заземляющей штанги прежде всего надежно закрепляют заземляющий башмак к тяговой нити рельсового пути, предварительно очистив рельс от грязи. Затем в диэлектрических резиновых перчатках, держась за древко, прикасаются специально для этой цели предназначенным острием штанги к трубе фиксатора не ближе 1 м от изолятора. Убедившись в отсутствии напряжения, штангу завешивают крюком на фиксатор. Каждая отдельно работающая на контактной сети группа должна быть ограждена с обеих сторон заземляющими штангами, устанавливаемыми в пределах видимости, но не далее 300 м от места работ. Если работа охватывает несколько секций контактной сети, то каждую из них заземляют самостоятельно. На пути, оставшемся открытым для движения поездов с тепловозами или паровозами, заземляющие штанги и все приспособления должны быть установлены и применяться таким образом, чтобы их части не выходили за пределы очертания габарита приближения строений. [7] После снятия заземляющей штанги с ввода трансформатора следует закрыть и заблокировать шторы ВВК и включить в коридоре кнопки управления вспомогательными машинами, в зимнее время - кнопки обогрева кранов отстойников, санузла, а при сильных морозах кнопки Обогрев ЭК. [8] На двухпутном участке заземляющие штанги устанавливают в пределах видимости по обе стороны от места работ, но не далее 200 м от его границ. Снимают дополнительные заземляющие штанги после ликвидации разрывов рельсовых нитей между ними. [10] С момента снятия заземляющей штанги вся испытательная установка, включая испытательное оборудование и соединительные провода, должна считаться находящейся под напряжением и производить какие-либо пересоединения в испытательной схеме и на испытуемом оборудовании запрещается. [11] С момента снятия заземляющей штанги вся испытательная установка, включая испытательное оборудование и соединительные провода, должна считаться под напряжением, и производить какие-либо пересоединения в испытательной схеме и на испытываемом оборудовании запрещается. [12] Заземление производят двумя заземляющими штангами, расположенными одна от другой на расстоянии не более 200 м при заземлении контактной подвески и 100 м дри заземлении других проводов, расположенных на опорах контактной сети. [14] В комплект аппарата входит заземляющая штанга, предназначенная для снятия емкостного заряда с испытуемого объекта и его глухого заземления. [15] Страницы: 1 2 3 4 5 www.ngpedia.ru ЗПМЗ-К | Заземления переносные | Средства электрозащитыЗаземление переносное ЗПМЗ-К предназначено для защиты работающих на отключённых участках контактной сети электрифицированных железных дорог от поражения электрическим током (в случае ошибочно поданного напряжения или появления на участке контактной сети наведенного напряжения) путем замыкания между собой элементов подвески контактной сети и рельсового пути (под основанием рельса). заземления ЗПМЗ-К.
Технические характеристики ЗПМЗ-К.
Конструкция заземления ЗПМЗ-К.ЗПМЗ-К состоит из раскладывающейся штанги, заземляющего проводника в прозрачной полимерной оболочке и заземляющей струбцины (”башмака”). Раскладывающаяся штанга состоит из присоединительного зажима с контактным пробником, токопроводящей секции, шарнирного соединителя, фиксирующегося в рабочем положении с помощью ключа-ручки и стопорного болта, изолирую-щей части и рукоятки. Изолирующая часть раскладывающейся штанги изготовлена из электроизоляционного стеклопластика и имеет защитно-декоративное покрытие. Заземляющая струбцина (”баш-мак”) состоит из крюка - основания и винтового прижима. В винт прижима встроен пружинный механизм, запирающий ключ-ручку, с помощью которого осуществляется установка башмака и фиксация штанги в собранном положении. Стержень пружинного механизма, выходящий из винта, обеспечивает при установке башмака усилие затяжки обеспечивающее надежный электрический контакт с рельсом. Устройство выполнено таким образом, что без закрепления башмака под рельсовым путем, невозможно вынуть из замка элемент блокировки (ключ-ручку), являющийся фиксирующим элементом шарнирного соединителя раскладывающейся штанги в собранном состоянии. Таким образом, после установки штанги на контактную сеть невозможно снять башмак из-под рельса, а без закрепления под рельсом башмака нельзя произвести установку заземления на контактную сеть. www.etk-oniks.ru Переносное заземление для контактной сети электрических железных дорог
I66940 ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ Союз Советских Социалистических Республик Зависимое от авт. свидетельства № Кл. 21с 110 20k, 90 Заявлено 2S.Н.19б2 (№ 784456124-7) с присоединением заявки № МПК Н 02h В 61m Приоритет Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР Опубликовало 12.Xll.1964, Бюллетень № 24 Дата опубликования описания 29.1.1965 Авторы изобретения К. И, Грабовецкий и Г. А. Чебатарев Заявитель ПЕРЕНОСНОЕ ЗАЗЕМЛЕНИЕ ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЗЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Подписная группа ЛФ 75 Заземление контактной сети переменного тока на железнодорожном транспорте при производстве ремонтных работ необходимо не только на случай попадания под рабочее напряжение, но и для снятия паводящихся высоких потенциалов. При пало>кении заземления во вссх случаях сначала должен быть присоединен к рельсу нижний конец заземления, и только после этого заземление может быть наложено на провода. При снятии соблюдается обратный порядок, т. е. сначала снимают заземляющую штангу, а затем отсоединяют башмак от рельса. Нарушение этого правила приводит ктравматизму. Известно много типов заземляюгцих устройств, однако, все они не гарантируют безопасности при ошибках электромонтера. Предложенное переносное заземление состоит из заземляющего башмака, охватывающего подошву рельса, заземляющего троса и разъемной штанги. Отличительная особеннссть в том, что оно содер>кит блокировочный ключ, служащий для закрепления заземляющего башмака»а подошве рельса и соедипения штанги. Блокировочный ключ может быть выполнен в ьиде муфты, механически связанной со стяжной шпилькой заземляющего башмака так, что из.ьятие ключа из башмака возможно только после закрепления последнего на подошве ходового рельса. На фиг. 1 изображено переносное заземление в разрезе; на фиг. 2 — заземляющая разьемная штанга с частичным разрезом. Башмак псреносного заземления состоит из крюка 1 с внутренней резьбой, изготовляемого, например, из круглой стали диаметром 25 мм, шпильки 2, которая с одной стороны заворачивается в крюк, а с другой — имеет разделку под треугольник. На шпильке запрессован раз>кимной конус 8. Втулка 4 свободно хОдит по шпильке и благодаря наружной резьбе ввертывается в угольник 5. На втулку завертывается стакан б. Таким образом, жесткая конструкция втулка — угольник — стакан хорошо противостоит изгибающим усилиям при сжатии башмака. Внутри стакана располо>кен пустотелый ко2о нус 7, разрезанный на две половинки и чаде тый на пружину 8 шпильки 2. Пружина, деисгвуя на разжатие, прижимает разъемный конус 7 к конусу 8. Снаружи стакан с помощью четырех болтов, закрывается фланцем 9. 25 В исходном положении блокировочный ключ 10, выполненный в виде муфты с ручкой 11, имеющей внутри треугольное отверстие, надет па шпильку 2 и зажат за шейку разрезным конусом 7. Наконечник 12 заземляющего тро30 са 18 закреплен на угольнике 5 двумя болта166940 Предмет изобретения 1„ Фиг,2 Составитель И. Кондрашова Редактор П. Вербова Техред А. A. Камышникова Корректор Ю. М. Федулова Заказ 3741/8 Тираж 1600 Формат бум. 60 X 90 5 Объем 0,21 изд. л. Цена 5 коп. ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР Москва, Центр, пр. Серова, д. 4 Типография, пр. Сапунова, 2 ми, трос к наконечнику приварен. Заземляющая разъемная штанга 14 длиной 6 я состоит из двух частей по 3 л. На концах штанги закрепляются муфты 15, имеющие с одной стороны внутреннюю резьбу. Блокировочный ключ 10 имеет такую тке резьбу, но с нару)кной стороны. Перед наложением заземления блокировочный ключ находится в башмаке и вынуть его можно, прижав башмак к подошве ходового рельса 1б. Таким образом, навесить штангу прежде, чем будет установлен башмак на ходовом РЕЛЬСЕ, НЕВОЗ IO)I IIO. При установке башмака блокировочный ключ поворачивается за ручку 11, шпилька 2 завинчивается в крюк 1, и конус 3 раздвигает конус 7, освобождая блокировочный ключ 10, после чего можно собрать шташ.у 14 и навесить ее на.провод или фиксатор. При снятии заземления пе удается отвернуть башмак прежде, чем не будет снята штанга 1-1з так I II о„lокирово II!bIÉ клю I 10 IIH Ioд и т с я в L ò ä и г е. 1. Переносное заземление для ко:пактной сети электрических железных дорл, состоящее из заземляющего башмака, охватывающе.— го подошву рельса, заземляющего троса I Т0 разъемной штанги, отлича ощееся тем, что, с целью повышения безопасности работы на контактной сети, применен блокировочный ключ, служащий для закрепления заземляющего башмака на подошве рельса и соединения 15 штанги. 2. Заземление по п. 1, отличаюцееся тем, что блокировочный ключ выполнен в виде муфты, механически связанной со стяжной шпилькой заземляющего башмака, и мо)кет 20 быть изъят из исго только после закрепления заземляющего башмака на подошве ходового рельса. www.findpatent.ru |