Пути российской нефти: Reuters сообщил о возможном пути обхода Россией потолка цен на нефть

Reuters сообщил о возможном пути обхода Россией потолка цен на нефть

  • Бизнес

Потолок цен на российскую нефть может не затронуть до 80–90% российского экспорта, узнал Reuters. Чтобы обходить ограничения, Россия может использовать «теневой флот» и перерегистрировать суда, рассказали собеседники агентства

Россия сможет найти способ обхода ограничения цены поставок российской нефти, сообщает Reuters со ссылкой на экспертов, а также собеседников в отрасли и американском правительстве.

Закончили чтение тут

Как пишет агентство, до 80–90% российской нефти, вероятно, продолжат продаваться на уровне выше установленного потолка, если Москве удастся его обойти. Источник Reuters в Минфине США сказал, что эта оценка «не является необоснованной».

Материал по теме

По данным Reuters, в сентябре Россия экспортировала более 7 млн баррелей в сутки. После запрета введения ограничения 1–2 млн баррелей нефти и нефтепродуктов из России в сутки будут перекрыты, заявил агентству анонимный чиновник, добавив, что это лишь один из нескольких сценариев, и пока неизвестно, будет ли Россия соблюдать ограничения. Потолок цен создаст финансовые и технические трудности для России, но лишит мир 1–2% поставок нефти на фоне роста инфляции и растущих рисков рецессии, отметил чиновник.

Источник в правительстве добавил, что властям США известны случаи, когда для обхода ограничений некоторые суда меняли страны регистрации. «Теоретически существует достаточно большой теневой флот, чтобы продолжить поставки российской нефти после 5 декабря», — заявила Андреа Оливи, представитель компании Trafigura.

По оценке анонимного чиновника, России придется тратить деньги на прокладывание более сложных и длинных маршрутов, а также на обращение за услугами по страхованию к менее квалифицированным компаниям. «Многие из этих теневых судов смогут застраховать себя сами или их сможет застраховать российский P&I», — сказала Оливи, имея в виду страхование защиты и возмещения убытков. Вашингтон надеется, что со временем России все-таки придется соблюдать потолок, отметил источник агентства.

Материал по теме

По данным Reuters, в последние месяцы Индия и Китай увеличили закупки российской нефти с большими скидками, обе страны не поддержали введение потолка цен. США считают, что введение ограничения позволит Китаю и Индии покупать российскую нефть по более низким ценам. Банк JPMorgan заявил, что запрет будет «незначительным» для России, так как страна его обойдет, используя китайские, индийские или свои собственные суда. В результате российский экспорт может сократиться только на 600 000 баррелей в сутки.

Страны G7 договорились о введении потолка цен на нефть из России в начале сентября. В октябре Евросоюз утвердил, что запрет начнет действовать с 5 декабря для сырой нефти и с 5 февраля следующего года — для нефтепродуктов. Точной цены ограничения европейские власти не называли, но Bloomberg писал, что цена не будет превышать $60 за баррель. По данным агентства, Вашингтон учитывал, что эта сумма должна покрывать производственные затраты Москвы. Вице-премьер России Александр Новак говорил, что Россия прекратит поставки в страны, которые введут любой потолок цен. «Мы готовы работать с теми потребителями, которые готовы работать на рыночных условиях», — отметил он.

  • Матвей Бирюков

    Редакция Forbes

#нефть
#ЕС
#Евросоюз
#ограничения
#цены на нефть
#санкции
#санкции ЕС

Рассылка Forbes

Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

ВЗГЛЯД / Российская нефть нашла свободный от санкций маршрут :: Экономика



Россия второй раз в истории отправила свою нефть в Китай по Северному морскому пути. Нефтяное эмбарго ЕС, которое вступит в силу через месяц, делает этот маршрут более привлекательным. Он короче и быстрее, и главное – свободен от западных санкций. Сможет ли Севморпуть стать спасением для российской нефти?

Первая отгрузка нефти по Северному морскому пути состоялась в 2019 году. Но с тех про ее не было, что вполне понятно, так как основной рынок сбыта – европейский – находился рядом.

Однако санкции делают маршрут Севморпути более привлекательным для Москвы, считают аналитики Kpler. Ведь уже совсем скоро – с 5 декабря – Россия не сможет из-за европейских санкций поставлять сырую нефть в ЕС, а с начала февраля 2023 года – и нефтепродукты.

По данным Bloomberg, в конце октября танкер-накопитель, пришвартованный в Мурманске, отгрузил сырую нефть в специализированный ледокольный танкер «Василий Динков». Этот танкер идет по Севморпути, в минувшие выходные он пересек северное побережье России и прошел через Берингов пролив, отделяющий страну от Аляски. «Василий Динков» должен прибыть с российской нефтью в китайский порт Жичжао 17 ноября. Это вторая в истории России отправка нефти в Китай таким путем.

Перевозка сырой нефти в условиях санкций в Китай по Севморпути в целом может быть выгодной. Во-первых, это самый короткий маршрут между Европой и Восточной Азией. Путь до Китая из балтийских портов России вдвое короче, чем при обычном маршруте через Суэцкий канал. Из Мурманска в Китай танкер идет около двух-трех недель, тогда как через традиционный маршрут – целых восемь недель.

Во-вторых, за прохождение Севморпути не взимается плата и не требуется оформление дополнительных документов при пересечении границ других стран, отмечает Андрей Маслов, аналитик ФГ «Финам». Здесь нет очередей и пиратов, как на южном маршруте.



«Сама инфраструктура Северного морского пути готова, она поддерживается Росатомом в хорошем состоянии, и здесь не требуется вложений и времени», – говорит замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. Наконец, этот маршрут защищен от санкционного удара.

Почему же этот маршрут не стал широко востребованным? Дело в том, что при очевидных плюсах есть много проблем.

Во-первых, это самые суровые условия плавания на планете. Северный морской путь России проходит мимо айсбергов и в условиях сильнейших морозов. Отсюда вытекает вторая проблема – для перевозки грузов требуются ледоколы и специальные суда.

«В условиях полярной зимы удерживать необходимую температуру в обычных танкерах почти невозможно. Для этого нужны специальные танкеры, которые позволяют выдерживать строгий температурный режим. Особые требования и к профессионализму экипажа», – отмечает Маслов.

«У нас практически нет танкеров арктического класса arc5 и arc7, которые позволяют осуществлять зимнюю навигацию. Не только у нас таких танкеров мало, во всем мире их немного, потому что больших грузопотоков в таких суровых условиях нет.

Чтобы перевозки нефти по Севморпути были не разовые, а стали регулярными и значимыми, нам нужно создать большой флот, которого сейчас нет во всем мире. Это займет много времени.

Не обязательно эти суда должны строиться у нас, та же «Звезда» уже загружена другими заказами, в частности, по строительству газовозов. Главное, чтобы был сделан заказ на строительство таких судов уже сейчас», – отмечает Сергей Кондратьев.

Для понимания: раньше Россия фрахтовала в основном европейские танкеры обычного класса для перевозки нефти, после европейских ограничений от них придется отказаться. Но Россия не останется без флота, она может зафрахтовать суда в Иране, Индии, Арабских Эмиратах и других странах. В случае с судами арктического класса так не получится, потому что в целом в мире их очень мало.

Так, специализированный ледокольный танкер «Василий Динков», который сейчас идет в Китай, является одним из трех судов флота, построенных специально для перевозки нефти с экспортного терминала «Лукойл» на Варандее в Мурманске. У России всего восемь подобных судов.

«Севморпуть около восьми месяцев в году закован льдами, поэтому для его прохождения требуются ледоколы. Причем ледоколы бывают нужны даже летом на особо сложных участках. Действующих атомных ледоколов всего четыре и еще четыре ожидают списания с флота и утилизации. Также высокие требования к профессионализму экипажа», – отмечает Маслов.

Еще одна сложность состоит в том, что из-за постоянных коронавирусных локдаунов потребление нефти в Китае упало до самых низких уровней за последние пять лет, поэтому нарастить поставки сырой нефти сверх уже имеющихся высоких объемов может быть сложно, полагает Кондратьев. Сейчас Китай получает российскую нефть по трубопроводу ВСТО и через порт Козьмино уже по максимуму.

«Более перспективным рынком в плане наращивания экспорта нефти именно сейчас является Индия и другие страны Юго-Восточной Азии, потому что там есть спрос, и он более чувствительный к цене. А использование Северного морского пути здесь не так актуально, везти нефть из Новороссийска в эти страны намного ближе»,

– отмечает замруководителя экономического департамента ИЭФ.

Еще одна сложность – правовая. «У нас до сих пор есть ограничение для перевозки грузов по Севморпути судами под иностранными флагами. Для их прохода необходимо специальное разрешение. По СМП могут ходить только суда под российским флагом. Вероятно, надо менять законодательство», – говорит Кондратьев.

Эти проблемы явно решаются не быстро и требуют огромных инвестиций. Поэтому увеличить поставки именно нефти по Северному морскому пути в сторону Азии в ближайшие годы вряд ли получится. «Ситуация несколько изменится при запуске проекта «Восток Ойл» Роснефти, которая планирует транспортировать нефть по Севморпути фактически круглогодично, если Роснефти удастся запустить этот непростой проект в текущих условиях и подготовить под него логистику. Но это все равно будет локальная история, так как поставки будут идти не из портов Ленобласти, а из Северо-Восточной Сибири», – считает Сергей Кондратьев. Запуск этого проекта планируется в 2024 году.

По мнению эксперта ИФЭ,

запуск полноценного транзитного маршрута по Севморпути из портов Ленобласти в Восточную Азию потребует 4–5 лет, то есть он возможен не раньше 2027 года. И то, если работа будет проведена очень быстро: уже сейчас появится тот, кто будет заинтересован и ответственен за заказ судов и за надзор за их строительством.

И, конечно, необходимо найти покупателей в Азии по долгосрочным контрактам. Пока же будет актуальным традиционный маршрут поставки нефти через Суэцкий канал танкерами класса «Афрамакс».

Стоит отметить, что Россия на самом деле уже поставляет в ЕС не так много нефти, как раньше. Поэтому последствия нефтяного эмбарго вряд ли будут катастрофичными. По данным Кондратьева, сейчас Россия поставляет в ЕС 1,2–1,4 млн баррелей нефти в сутки, тогда как общий объем экспорта российской сырой нефти, включая трубопроводные поставки, составляет порядка 4,5 млн баррелей в сутки.

«На часть этого объема в 1,2–1,4 млн баррелей мы точно найдем потребителей после вступления в силу эмбарго», – уверен Кондратьев. Пессимистичный сценарий предполагает, что России к лету 2023 года придется сократить добычу нефти на 500–800 тыс. баррелей в сутки, умеренно-пессимистичный – на 300–400 тысяч. Однако наиболее вероятный, что наша добыча снизится не более чем на 300 тыс. баррелей в сутки из-за европейского эмбарго, отмечает эксперт. Пессимистичные сценарии возможны в случае, если мировая экономика окунется в новый кризис, что неминуемо приведет к падению спроса на энергоносители. 




Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

Российский трекер сырой нефти

Этот набор данных объединяет еженедельные и ежемесячные данные о российском экспорте сырой нефти с начала 2021 года (без учета нефтепродуктов). Мы отслеживаем нефть, выходящую из четырех основных портов западной части России (Приморск, Усть-Луга, Мурманск и Новороссийск), используя данные о судах в режиме реального времени, чтобы сделать вывод об объеме и пункте назначения экспорта.

Мы будем обновлять номера раз в неделю. Хотя мы в основном извлекаем данные из Bloomberg, мы получаем большую пользу от работы, выполняемой CREA.

На рис. 1 показан еженедельный экспорт российской сырой нефти за 2021 и 2022 годы. Включена вся нефть, покидающая российские порты, независимо от пункта назначения. Цифры агрегированы по дате отправления танкеров.

Чтобы лучше понять, кто покупает российскую нефть, мы отслеживаем корабли, выходящие из портов, и определяем, где они разгружают сырую нефть. На рис. 2 показаны еженедельные объемы отгрузки нефти в Европейском союзе (основные порты — Роттердам, Гавр, Вильгельмсхафен, Триест и Гданьск) или в странах, не входящих ни в ЕС, ни в G7 (в основном, в Индии и Китае). Цифры агрегированы по дате прибытия танкеров.

Наконец, мы также агрегируем ежемесячные данные, чтобы лучше показать, какие страны являются основными импортерами российской нефти. Страны ЕС выделены разными оттенками синего (в разбивке по регионам). Перевозки с судна на судно включены в категорию «другое».

 

МЕТОДОЛОГИЯ

Общий подход

Мы создали эту базу данных по сырой нефти (нефтепродукты не включены) с использованием данных о танкерах с сырой нефтью в режиме реального времени. Данные о судах взяты из Genscape и доступны через следующие агрегаторы: Bloomberg, CREA и MarineTraffic. Мы получили доступ к данным об отдельных кораблях с помощью Bloomberg и сверили их с данными CREA.

Мы ограничили наш анализ судами, которые находились в непосредственной близости (в пределах 30 км) от одного из четырех основных российских портов (Приморск и Усть-Луга в Балтийском море, Новороссийск в Черном море и Мурманск в Северном Ледовитом море) в в любое время с января 2021 года. Важно отметить, что нефть, проходящая транзитом через российские порты, не является исключительно российской. Некоторое количество сырой нефти экспортируется из Казахстана как в Новороссийск, так и в Усть-Лугу по российской трубопроводной системе «Транснефть». Таким образом, в наши цифры входит некоторое количество казахстанской нефти, которая была погружена на суда в российских портах. Мы описываем наш метод исключения этого масла ниже.

Когда корабль заходит в российский порт, мы отслеживаем его по данным, которые он сообщает несколько раз в день. Это включало дату, текущее местоположение (широту и долготу), указанный пункт назначения, идентификатор корабля и, что особенно важно, текущую осадку (насколько корабль заполнен).

Мы объединили данные о местоположении и осадках, чтобы определить потоки российской нефти. Мы определили судно как загруженное, если его осадка увеличилась более чем на 15% в непосредственной близости от российского порта. Если это случалось, это знаменовало начало путешествия.

Поездка считалась завершенной, если в наших данных наблюдалось значительное уменьшение осадки (более чем на 15%). когда это произошло, мы сопоставили место, где произошло снижение, с часто обновляемым списком портов с геолокацией, чтобы определить, в каком регионе была разгружена нефть (судно причаливает в заданном порту, если его осадка значительно уменьшается в пределах 30 км от местоположения порта) .

Мы не использовали пункт назначения, указанный кораблями, по двум основным причинам. Во-первых, судно может разгрузить нефть в другом месте по пути. Во-вторых, многие танкеры осуществляют перевалку с судна на судно, обычно в море, в районах, подходящих для постановки на якорь. Здесь указанный пункт назначения (в таких случаях часто указываются пункты назначения в Скагене в Дании или Порт-Саиде в Египте) на самом деле не отражает, куда попадает нефть. Поскольку мы не могли отследить суда, загруженные с борта на корабль, мы указали их место назначения как «Неопределенное».

Если мы не наблюдали разгрузку корабля в нашем наборе данных, мы считали, что путешествие все еще продолжается. Тем не менее, мы сохранили его пункт назначения, текущую осадку и координаты. Если гусеничный корабль значительно увеличивал свою загрузку в другом месте (не в российском порту), мы прекращали наблюдение.

Чтобы оценить объемы отгружаемой нефти, мы оценили общую загрузку нефтяных танкеров в 85% от их максимальной грузоподъемности. Другими словами, считается, что танкер с максимальной загрузкой 100 000 тонн перевозит 85 000 тонн. Корабль указан либо как полный, либо как пустой, а это означает, что мы не включили корабли, которые были заполнены наполовину.

За исключением казахстанской нефти, транзитом через черноморский порт Новороссийск

Значительная часть нефти, отгружаемой в порту Новороссийск, не российская, а казахстанская, транспортируется в Черное море по трубопроводной системе Транснефти и отгружается на танкеры со специализированного терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Также в районе города Новороссийска терминал КТК находится за пределами бухты, где расположен основной порт. Поэтому мы используем координаты судов во время их загрузки, чтобы определить, перевозят ли они российскую нефть. Действительно, если судно не заходит в бухту при загрузке в районе Новороссийска, мы считаем его перевозящим казахстанскую нефть и исключаем его из нашего набора данных. В соответствии с данными, собранными из других источников (ОПЕК, Bloomberg Tanker Tracker), мы обнаружили, что отгрузки казахстанской нефти исторически составляли около двух третей от общего объема отгрузок в Новороссийске.

ПОЛИТИКА ДАННЫХ

На этой странице представлен ряд наборов данных Брейгеля для общего пользования. Пользователи могут свободно использовать наши данные в неизмененном виде или после любого преобразования для любых целей и могут свободно распространять их при условии надлежащей ссылки на источник, но никоим образом не предполагающим, что Брейгель одобряет пользователя или использование им данных. данные. Мы будем постоянно изучать возможности для улучшения качества данных.


Приветствуются комментарии для улучшения охвата и оценок. Пожалуйста, присылайте свои комментарии и отзывы Коналлу Хойссаффу по адресу [email protected] 9.0018

Об авторах

  • Лионель Гетта-Жанрено

    Лайонел работал в Bruegel в качестве научного сотрудника до августа 2022 года. Он изучал экономику в Высшей нормальной школе Лиона во Франции. До прихода в Брейгель Лайонел работал научным сотрудником на экономическом факультете Гарвардского университета.

    В своей магистерской диссертации он исследовал влияние закрытия газет на антиправительственные настроения в Соединенных Штатах. Помимо экономики СМИ и политической экономии, его исследовательские интересы включают фискальную политику и цифровую экономику.

    Лайонел имеет двойное гражданство Франции и США.

  • Бен Маквильямс

    Бен работает на Брейгеля консультантом в области энергетики и климатической политики. Его работа включает в себя анализ данных для критики и информирования европейской государственной политики, особенно в области энергетического сектора и его декарбонизации. Недавняя работа была сосредоточена на последствиях продолжающегося энергетического кризиса и возможных ответных мерах политики. Другие темы, представляющие интерес, включают инструменты для стимулирования промышленной декарбонизации и последствия для новой экономической географии появления новых энергетических систем, особенно водородных.

    Он получил степень магистра экономической политики в Утрехтском университете, защитив диссертацию, посвященную изучению экономических последствий налогообложения выбросов углерода в Британской Колумбии. Ранее он получил степень бакалавра экономических наук в Уорикском университете, а один год проучился в Университете Монаша в Мельбурне.

    Бен имеет двойное гражданство Англии и Нидерландов.

  • Георг Захманн

    Георг Захманн — старший научный сотрудник Bruegel, где он работает с 2009 года над политикой в ​​области энергетики и климата. Его работа сосредоточена на региональных и распределительных последствиях декарбонизации, анализе и разработке рынков углерода, газа и электроэнергии, а также энергетической и климатической политике ЕС. Ранее он работал в Министерстве финансов Германии, Немецком институте экономических исследований в Берлине, энергетическом аналитическом центре LARSEN в Париже и в консалтинговой компании Berlin Economics.

Объяснитель: Когда наступит эмбарго ЕС, где Россия будет продавать сырую нефть?

  • Компании
  • НК Лукойл ПАО

  • Glencore PLC

МОСКВА, но Европа все еще нуждается в возобновлении поставок нефти после введения санкций 23 сентября (Рейтер) перенаправит более четверти своего экспорта сырой нефти из Европы — или около 1,3 млн баррелей в день — когда в декабре вступит в силу полное нефтяное эмбарго.
Россия экспортирует около 20 миллионов тонн сырой нефти в месяц — примерно пять миллионов баррелей в сутки — по нескольким маршрутам, включая трубопровод «Дружба» в Европу и другие в Азию.

В августе общий экспорт России через европейские порты и нефтепровод «Дружба» составил 12,05 млн тонн, из которых около 5,5 млн тонн (1,3 млн баррелей в сутки) было отгружено в страны, которые прекратят импорт российской нефти с 5 декабря.

Россия трейдеры должны найти новых покупателей для этой нефти, что может потребовать низких цен и специальных условий, а также более дорогостоящей логистики для доставки в более отдаленные пункты назначения.

«Российская нефть марки Urals всегда была маркой для Европы. Теперь, чтобы выйти на новые рынки, нужно отправлять груз за пределы Европы на фоне растущих опасений по поводу транспортных расходов, страховки и сроков», — сказал трейдер на российском нефтяном рынке.

Соединенные Штаты и Европейский Союз также работают над ограничением цен на российскую нефть, утверждая, что это поможет сократить доходы Москвы при сохранении низких мировых цен на энергоносители.

Москва заявила, что не будет продавать нефть странам, которые вводят ограничение, а трейдеры говорят, что не видят, что эта мера работает.

«Вряд ли Россия будет работать с ценовым потолком, это не имеет смысла для Москвы ни политически, ни экономически. Ей гораздо проще договариваться о частных сделках, чем публично соглашаться на какое-то ценовое ограничение, продиктованное Западом», — другой Об этом Reuters сообщил трейдер, участвующий в торговле российской нефтью.

Россия экспортировала в августе 8,85 млн тонн нефти сорта Юралс из своих европейских портов, из которых Индия, Китай и Турция, которые, как ожидается, не присоединятся к эмбарго, купили около половины, а остальное ушло в Европу.
Россия также поставляет в Европу около 3,2 млн тонн нефти в месяц по трубопроводу «Дружба». Маршрут технически исключен из-под эмбарго, поскольку Венгрия, Словакия и Чехия хотят продолжать закупать его.

А вот топовые покупатели Дружбы – Германия и Польша – хотят прекратить закупки с 2023 года, а значит около двух миллионов тонн в месяц нужно будет найти новых покупателей.

Перенаправление нефти с «Дружбы» будет сложной задачей, так как российские нефтяные порты имеют ограниченные экспортные возможности, и продавцам придется организовывать больше танкеров, говорят трейдеры.

Россия не может перенаправить большое количество газа Urals в свой трубопровод Восточная Сибирь-Тихоокеанский регион (ВСТО), который уже работает почти на полную мощность. Это делает поставки через Европу и Суэцкий канал единственными возможными маршрутами для нефти марки Urals в Азию.

Даже если Москва предложит более выгодные условия, Индия и Китай вряд ли смогут покупать гораздо больше российской нефти, поскольку у них есть несколько долгосрочных контрактов с конкурирующими производителями, такими как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.

«Российские компании уже предлагают скидки, стоимость доставки и страховое покрытие, варианты оплаты и другие льготы для удержания покупателей», — сказал источник в азиатской нефтетрейдинговой компании.

Российским компаниям также придется изменить способ продажи нефти.

Азиатские нефтяные рынки имеют гораздо более ранний торговый цикл, чем европейский рынок: по состоянию на середину сентября азиатские покупатели торгуют грузами с декабрьской загрузкой, в то время как Европа все еще оценивает октябрьские отгрузки.

Чтобы не полагаться исключительно на Китай, Индию и Турцию в плане продаж, Россия пыталась привлечь более мелких игроков, говорят трейдеры.
Шри-Ланка заявила, что начнет закупать нефть в России, но, согласно данным Refinitiv Eikon, в этом году она купила только около 300 000 тонн нефти марки Urals.
В этом году Куба купила 200 000 тонн нефти марки Urals.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *