Eng Ru
Отправить письмо

Урок по технологии, 10 класс, методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. Производство и окружающая среда технология 10 класс


Технология 10 класс Производство и окружающая среда Автор

Технология, 10 класс Производство и окружающая среда Автор: Верес Екатерина Владимировна Место работы, должность: ГБОУ № 569 г. Санкт Петербурга, учитель технологии

Эпиграф: Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды. . . Всё меньше – окружающей природы, Всё больше – окружающей среды. Р. Рождественский

Основные источники загрязнения окружающей среды Промышленные производства Сельское хозяйство Энергетические установки Транспорт Коммунально-бытовой сектор

Во всем мире обычные энергетические установки выбрасывают в атмосферу ежегодно более 200 млн. тонн золы и более 60 млн. тонн оксида серы.

Количество отходов потребления, или твердых бытовых отходов (ТБО), ежегодно возрастает в России на 30 млн. тонн.

Ежегодно на предприятиях России образуется около 90 млн. тонн токсичных промышленных отходов (ПО), из которых 87 млн. тонн относятся к III и IV классам опасности.

Охрана природы – задача нашего века

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 января 2002 г. № 7 -ФЗ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года q В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. q Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. q Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую с оставляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Безопасные производства Чистый воздух, вода, почва, экономия природных ресурсов, современные технологии.

Безотходные производства

Рециклинговые производства Рециклинг – это процесс переработки отходов в новые материалы

Переработка промышленных токсичных отходов в Санкт-Петербурге

Записать в тетрадь ответы на вопросы 1. Токсичные отходы – это… 2. Напишите две задачи предприятия «Полигон «Красный Бор» . 3. Напишите три этапа переработки вновь поступающих органических отходов. 4. Какие технологические стадии переработки проходят отходы, содержащие нефтепродукты? 5. Какой метод обработки применяют для переработки жидких отходов из открытых карт полигона?

Вопрос: Какой вред экологии наносит или способен нанести обычный человек в быту?

Причины увеличения количества мусора: 1. 2. 3. • рост производства товаров массового потребления одноразового использования; • увеличение количества упаковки; • повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.

Время для естественного разложения различных материалов: бумага – от 2 до 10 лет, консервная банка 90 лет, фильтр от сигареты 100 лет, полиэтиленовый пакет 200 лет, пластмасса 500 лет, стекло 1000 лет.

Три варианта обращения с ТБО: - захоронение; - сжигание; - сортировка и переработка.

Современный полигон для хранения ТБО это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпают слоями почвы

При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. Одна тонна мусора может дать 400 КВт/час.

Сортировка и переработка это самый экологичный вариант обращения с ТБО.

Выполнение изделия с применением бытовых отходов

Практическая работа «Изготовление брелка «Ловец снов» » Материалы: • • • Кольцо от крышки пластиковой бутылки Шерстяные нитки разных цветов Бусины Нитки Заготовка для крепления ключей с цепочкой и кольцом Инструменты: • Ножницы • Игла

Схема плетения

present5.com

Урок- коференция 10 класс. "Промышленность и окружающая среда"

Форма урока: конференция.

10 класс.

Эксперты – экологи.

Специалисты по электроэнергетике.

Специалисты по нефтепользованию.

Эксперты по загрязнению окружающей среды.

Специалист по лесопользованию.

Специалист по международным договорам.

Эксперт по экологии Российской Федерации.

Эксперты по загрязнению окружающей среды.

Эксперт по проблемам транспорта.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вводная часть.

До планеты сегодняшних дней, Древо жизни листвой шелестит,

До его снегов и метелей Ветвь – направо и ветвь – налево.

Бронтозавры не доползли, Человек разумный сидит

Птеродактили не долетели. На вершине этого древа.

Это личная их беда, А под ним проноситься век:

За неё никто не в ответе; Повороты, круговороты…

Заблудились, пошли не туда, Да не уж то и человек

Смерть нашли в тупиковой ветви… Тупиковая ветвь природы?!

Учитель:

Это стихотворение, несмотря на его шутливость формы, как нельзя лучше отражает положение человека в развитии планеты. Да, человечество находиться на вершине всей нашей экологической системы, мы научились создавать многие продукты заменившие природные компоненты или использовать их по максимуму, синтезировали белки, создали уникальные лекарства от многих болезней, даже клонируем животных, задавая им определенные качества, и в недалеком будущем возможно создания клонированного человека. Но мы не заметили что, создавая и усовершенствуя

свои знания, расширяя различные отрасли промышленности, мы с большой скоростью уничтожаем природу планеты.

Цели сегодняшнего урока:

* Выявить основные этапы развития человечества и его взаимодействие с природой;

* получить обобщение знаний о воздействии отдельных отраслей промышленности на окружающую среду,

*Составить картосхему экологических проблем мира.

И для осуществления всех наших целей сегодня на уроке присутствуют эксперты и специалисты различных областей, а также их оппоненты, которые попробуют оспорить некоторые моменты. По ходу урока заполнить протокол нашего заседания в тетрадях. Слово экспертам-экологам.

3. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Эксперты – экологи. Во взаимоотношении общества и природы можно выделить 3 этапа, определяемыми тремя технологиями производства.

1-ый этап. Господство ручного труда.

В этот исторический период люди воспринимали природу как нечто враждебное, обожествляли ее, поклонялись ей, но понимали, что природу надо беречь и охранять. Стратегия человека в это время была такова: не бери у природы больше, чем надо.

2-ой этап. Машинное производство.

В это время основная концепция общества гласит: человек – господин для природы. Которая должна отдать все для блага человека. В этот период появляются проблема Аральского моря, из-за большого количества использования вод рек Амударья и Сырдарья, вырублен лес Европы и наполовину уничтожены тропические, которые в отличие от северных невозможны в восстановлении, 20 млн. км2 выведены из использования (больше чем площадь России), содержание кислорода уменьшилось на 1,5 % и повысилось количество СО2, над Антарктидойпоявилась и расширяется озоновая дыра, пленки нефтепродуктов покрывают океан, и каждый день мы не досчитываемся одного из видов живых организмов, потребности человечества возрастают, как и возрастает само население. Из-за такого хищнического отношения к природе в 60-е гг. ХХ в. появляется третья, вынужденная, концепция общества, характеризующая как стратегия выживания.

3-ий этап. Дальнейшее выживание человечества.

Этап предполагает обеспечение потребностей человечества, а также сохранение при этом природы, гибель которой равносильна уничтожению жизни.

Глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, так как экологических проблемы не признают государственных границ. Поэтому и решены, они могут быть, только при широком международном сотрудничестве.

7 м и н у т.

Учитель: Человечество развивалось и, как уже говорилось выше, научилось использовать ресурсы природы, создавая огромное множество отраслей промышленности. Слово представляется специалистам в области электроэнергетики

Специалисты по электроэнергетики (2-3 минуты).

Отразить положительные стороны и отрицательные последствия электроэнергии её влияние на окружающую среду.

Специалисты по нефтепользованию (2 минуты).

Специалисты по проблемам землепользования (2-4 минуты).

Эксперт по проблемам транспорта (1 минута).

Эксперты по загрязнению окружающей среды:

Промышленные отходы (1минута).

Озоновые дыры (2 минуты).

Кислотные дожди(1 минута).

Экология Российской Федерации(2 минуты).

По ходу сообщения нанесения знаков на карту мира и заполнение протоколов.

20 м и н у т .

4.АНАЛИЗ СОСТАВЛЕННОЙ КАРТЫ. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫВОДОВ.

  • Какие районы наиболее загрязнены?

  • В чем причина наибольшего загрязнения?

  • Какие последствия ожидают эти регионы, в случае если не произойдет изменение в обстановке?

  • Если все страны прекратят производство и создадут условия для быстрого восстановления природы?

  • Что на ваш взгляд наиболее приемлемо на сегодняшний момент?

  • Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?

5 м и н у т.

5. ИТОГ УРОКА.

Если остается время. Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1 – суша. Эту часть разделим ещё на две части. Получаем кусочек. Где живут люди. Это 1/8. разделим её ещё на 3 части. 2 из них это города, дороги леса, а одна это земли которые мы используем для сельского хозяйства.

И вывод, который напрашивается вы, видите в этой композиции. (На столе чаша с водой, а в ней кораблик с разными флагами). Чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, всей мировой общественности нужно действовать сообща.

Поэтому, сейчас наиболее остро встает вопрос о создании единого договора о сохранении планеты.

СООБЩЕНИЕ О КИОТСКОМ ПРОТОКОЛЕ (2 минуты).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа конференции «Промышленность и окружающая среда».

Цели:* Выявить основные этапы развития человечества и его взаимодействие с природой;

* получить обобщение знаний о воздействии отдельных отраслей промышленности на окружающую среду

*Составить картосхему экологических проблем мира.

  1. Эксперт-эколог. Колмакова Даша. Этапы взаимоотношений человека и природы.

  2. Специалисты по электроэнергетики. Трескин Артем, Молоков Дима. Положительные и отрицательные стороны развития электроэнергетики мира. «Опасные районы мира».

  3. Специалист по нефтепользованию. Шелковников Андрей. Экологические последствия добычи и использования нефтепродуктов. Территории, где прослеживается наибольшее загрязнение нефтепродуктами.

  4. Специалисты по проблемам землепользования:

Филимонова Наташа. Проблема опустынивания и его распространение по территории суши планеты.

Демонова Наташа. Пищевая проблема человечества.

  1. Специалист по лесопользованию: Шитикова Таня. Уничтожение лесных массивов.

  2. Эксперты по загрязнению окружающей среды:

Безбородова Марина. Ибрагимова Анна. Урбанизация и утилизация промышленных и бытовых отходов.

Козюкова Таня. Разрушение озонового слоя и его последствия.

Безбородова Марина. Кислотные дожди.

  1. Эксперт по проблемам транспорта. Таркина Валя. Проблемы возникающие в результате использования транспорта.

  2. Эксперт по экологии Российской Федерации. Цыбенова Сурена. Основные проблемы России и пути их преодоления.

  3. Анализ составленной картосхемы. Формулировка основных выводов.

10. Специалист по международным договорам. Цыремпилов Андрей. Киотский договор.

Протокол конференции «Промышленность и окружающая среда».

Отрасль промышленности.

Экологические проблемы

Пути решения экологических проблем.

Вопросы, возникающие в ходе конференции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Радиоактивное загрязнение, включая захоронение радиоактивных отходов.

Нефтяное загрязнение Мирового океана.

Комплексное нарушение земель.

Негативное влияние электроэнергетики на окружающую среду.

Почвенная эрозия. Нарушение плодородия почв.

Промышленно-городское загрязнение атмосферы.

Фамилия Имя……………………………………………

infourok.ru

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

23.10.2017 10кл. Технология

Урок № Тема: Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

Цель:

Образовательные цели:

Сформировать представления о способах снижения негативного влияния производства на окружающую среду в нашей стране и за рубежом.

Выяснить последствия негативного влияния производства на

окружающую среду.

Способствовать пониманию зависимости между деятельностью человека

и природой.

Сформировать у обучающихся убеждение, что решение экологических

проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов

защиты окружающей среды, а только благодаря комплексному подходу и

усилиями всего человечества.

Развивающие цели:

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы.

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету.

Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся, их творческой активности, мышления.

Воспитательные цели:

Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, экологических, экономических и других качеств личности.

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Способствовать формированию умений работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

План урока

1. 0рганизацонный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

Эпиграфы к уроку:

«Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская сентенция)

Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды...

Всё меньше – окружающей природы,

Всё больше – окружающей среды.

Р.Рождественский

Актуализация знаний учащихся

Повторение:

Основные источники загрязнения - энергетические установки, промышленные производства, транспорт (особенно автомобильный), коммунально-бытовой сектор, сельское хозяйство. Значимость тех или других источников загрязнения воздуха различна в разных странах и городах, она меняется от уровня научно-технического прогресса, стратегии взаимодействия техники и природы, уровня благоустройства населенных мест и многих других социально-экономических факторов. К числу основных промышленных источников загрязнения относятся предприятия черной и цветной металлургии, комплексы химических, нефте - и сланцеперерабатывающих предприятий по производству строительных материалов. Определяющая роль основного градообразующего фактора, проблема загрязнения атмосферы - одна из основных проблем охраны окружающей среды.

Исходя из пройденного материала и опираясь на тему, подумайте и скажите, какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Новый материал

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасностях, грозящих окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

infourok.ru

Урок по технологии, 10 класс, методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды

Открытый урок по технологии

10 класс

На тему

«Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды»

Учитель технологии: МБОУ Садовской СОШ

Абибуллаев О.Ш

План-конспект урока технологии 10- класс.

Тема урока: Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.

Раздел «Производство и окружающая среда»Цели урока:1.Образовательная:Способствовать формированию понятий: экологический мониторинг, природоохранные технологии.2.Развивающая:Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания по теме. Расширение экологического кругозора. Развитие экологической культуры обучающихся.3. Воспитательная:

Воспитание ответственного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихсяМетод: устный опрос-   Какие виды промышленного производства находятся на территории нашего района?-   Какой вред наносит промышленное производство на экологию поселка и в целом района?- Считаете ли вы, что необходим контроль общества за развитием природоохранных технологий? III. Изучение нового материала

Конституция Российской Федерации гарантирует-  Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относится к природным богатствам.За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер! Бурный научно-технический прогресс,

безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия, которое повлекло за собой последствия катастрофического характера в виде экологических кризисов и природных катастроф.Загрязнение окружающей среды вызвано производственной деятельностью человека,связано с отравлением воды, воздуха, земли, которое может влиять на здоровье и самочувствие человека.Наиболее серьёзными проблемами нашего времени  являются:

Особое значение в современных условиях приобретает использование научно-технического прогресса для решения природоохранных задач. Требуется надежная оценка состояния окружающей среды.Определение. Экологический мониторинг – информационная система наблюдения и анализа окружающей среды загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере.Мониторинг: наблюдение, оценка состояния, прогноз состояния природной среды.Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе человеческой деятельности. Огромные территории земли загрязнены отходами человеческой жизнедеятельности. В России на санкционированных и несанкционированных свалках скопилось около 86 млрд т. твердых отходов производства, что составляет 600 т на каждого жителя страны.

«Мусорная цивилизация» В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора.Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. На каждого жителя России в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Не случайно по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”.

infourok.ru

Рабочая программа По предмету технология 10 класс

Здесь Вы можете скачать Рабочая программа По предмету технология 10 класс для предмета : Технология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №55

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

«____»_______2014 «____»_______2014 «____»_______2014

Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор МБОУ СОШ №55

______________ ________________ _________________

Ковалец А.А. Черник О.О. Ешенко Н.В.

Рабочая программа

По предмету технология

10 класс

Разработана:

Учителем технологии МБОУ СОШ №55

Ковалец А. А.

г. Хабаровск

10 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 35 часов.

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

В программу внесены следующие изменения: увеличено количество часов на раздел: «Творческая проектная деятельность». 4 часа добавлено из резервного времени примерной программы.

Наименование тем, разделов

Всего

часов

Теория

Практика

I.

Производство, труд и технологии

35

1

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры

10

1.1

Влияние технологий на общественное развитие.

1

1

1.2

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

3

1

2

1.3

Технологическая культура и культура труда

2

1

1

1.4

Производство и окружающая среда.

4

1

3

II.

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

16

1.

Проектирование в профессиональной деятельности.

4

2

2

2.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда

4

2

2

3.

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

3

1

2

4.

Введение в психологию творческой деятельности.

1

1

5.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

2

1

1

6.

Анализ результатов проектной деятельности

2

1

1

III.

Творческая, проектная деятельность

9

1

8

Итого:

35

13

22

Основное содержание 35

10 класс

Производство, труд и технологии

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (10час)

Влияние технологий на общественное развитие (1 час)

Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда

Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (3 час)

Основные теоретические сведения.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.

Возрастание роли информационных технологий.

Практические работы

Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Варианты объектов труда

Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.

Технологическая культура и культура труда (2 час)

Основные теоретические сведения.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.

Практические работы.

Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения.

Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда

Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.

Производство и окружающая среда (4 час)

Основные теоретические сведения.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

Практические работы.

Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.

Варианты объектов труда

Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.

Проектирование в профессиональной деятельности (4 час)

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 час)

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.

Практические работы

Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная

документация (3 час)

Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Учебные задачи.

Введение в психологию творческой деятельности (1 час)

Основные теоретические сведения

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда

Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (2 час)

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Анализ результатов проектной деятельности (2 час)

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Практические работы

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Творческая проектная деятельность (9 часов)

В течение отведённого времени ученики выполняют проект по уточнению своих профессиональных намерений «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.

Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.

Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.

Примерные семинары

Тема 1. Менеджмент в деятельности предприятия.

Вопросы для обсуждения.

  1. Что такое управление?

  2. Сущность, виды и задачи управления.

  3. Эффективность управления.

Тема 2. Маркетинг в деятельности предприятия.

Вопросы для обсуждения.

1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга.

2.Основные принципы маркетинговой деятельности.

3.Содержание маркетинговой работы.

Тема 3. Глобальные экологические проблемы.

Вопросы для обсуждения.

  1. Демографический взрыв.

  2. Обеспеченность человечества питьевой водой.

  3. Исчерпаемость минеральных ресурсов.

  4. Глобальное загрязнение окружающей среды.

Темы рефератов и проектов

Проекты:

1. Моя профессиональная карьера.

2. Бизнес-план ученической компании.

3. Проект «Мое собственное дело».

4. Вывеска «Моего офиса».

5. Мои жизненные планы и профессиональная карьера.

Рефераты:

  1. Реклама и общество.

  2. Влияние рекламы на личность.

  3. Профессиональное становление личности.

  4. Экологическое сознание и мораль.

Формы контроля уровня достижений и критерии оценки

1. Объективные

Задания

Критерии оценки

Тестовые задания

Задачи

Упражнения

Практическая работа

Терминологический диктант

За каждый правильный ответ - 1 балл, если задания однотипные. Более сложные задания – 2 или 3 балла.

30-50% - « 2»

51- 75% - «3»

75-95% - «4»

95-100% - «5».

2.Субъективированные

Задания

Критерии оценки

А) Логические задания

Б) Проблемные задания

В) Образные задания

Оценка выставляется по степени проявления необходимых в задании знаний, умений и навыков.

3. Итоговая оценка проектов

Критерии оценки

Самооценка

Коллективная оценка

Оценка преподавателя

1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы (0, 5, 10, 20 баллов)

2. Объем разработок и количество предлагаемых решений ( 0, 5, 10, 20 баллов )

3. Реальность и практическая ценность (0, 5, 10, 20 баллов)

4. Качество оформления (0, 5, 10, 20 баллов)

5. Оценка рецензентом

6. Качество доклада

7. Проявление глубины и широты знаний по этой теме (0, 5, 10, 20 баллов)

8. Проявление глубины и широты знаний по данному учебному предмету (0, 5, 10, 20 баллов)

9. Ответы на ответы учащихся (0, 5, 10, 20 баллов)

10. Ответы на вопросы преподавателя (0, 5, 10, 20 баллов)

11. Оценка творческих способностей докладчика (0, 5, 10, 20 баллов)

12. Субъективная оценка деловых качеств докладчика (0, 5, 10, 20 баллов)

Итого:

Средняя арифметическая величина: Оценка:

180-220 баллов – «отлично»

120 -180 баллов – «хорошо»

90-120 баллов – «удовлетворительно»

Менее 90 баллов - «неудовлетворительно»

Литература

Литература для учителей.

  1. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения.- М.: Московский рабочий, 1973.

  2. Верхан П. Х. Предприниматель: Пер. с нем. – Минск: ЭРИДАН, 1992.

  3. Веснин В. Р. Менеджмент.- М.: Проспект, 2005.

  4. Власова В. М. и др. Основы предпринимательской деятельности._ М.: Финансы и статистика, 1995.

  5. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986.

  6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.

  7. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. В.Б. Боброва – М.: Прогресс, 1992.

  8. Кудрявцев Т. В. Психология творчества. - М.: Педакогика, 1974.

  9. Леонтьев А. В. Технология предпринимательства. 9 класс поурочное планирование.- М.: дрофа, 2001.

  10. Леонтьев А. В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.

  11. Симоненко В. Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. – Брянск: Издательство БГПИ, 1994

  12. Симоненко В.Д., Матеш Н. В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.- М.: Вента- Граф, 2003.

  13. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко. – М. Вента- Граф, 2001.

  14. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко. – М. Вента- Граф, 2005.

  15. Толяко В. А. Психология решения школьниками творческих задач. – Киев: Рад. Школа, 1983.

Учебники

  1. Казаков А. П. Школьнику о рыночной Экономике. Учебное пособие для старшеклассников, - М.: Общество «Знание», 1993.

  2. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.

  3. Райзберг Б. А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. – М.: АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995.

  4. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под. ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под. ред. 28. В.Д. Симоненко. – М. Вента- Граф, 2001.

  6. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко. – М. Вента- Граф, 2005.

  7. Фрейкман Е. Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное пособие для учащихся 10-11классов. – М. начало- Пресс, 1993

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ

(базовый уровень)

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.

1. Библиотечный фонд

  1. Стандарт основного общего образования по технологии

  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень)

  3. Примерная программа основного общего образования по технологии

  4. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по технологии

  5. Рабочие программы по направлениям технологии

  6. Учебники по технологии для 10, 11 класса

  7. Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы.

  8. Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки

  9. Справочные пособия по разделам и темам программы

  10. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

  11. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских

2. Печатные пособия

Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки

Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся

Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся

Раздаточные контрольные задания

3. Информациионно-коммуникационные средства

Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии.

Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.

Интернет-ресурсы по основным разделам технологии.

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Аптечка

Раздел: Технологии ведения дома

Комплект инструментов для санитарно- технических работ

Комплект инструментов для ремонтно-отделочных работ

Комплект вспомогательного оборудования для ремонтно- отделочных работ

7. Специализированная учебная мебель

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц

Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей

Ящики для хранения таблиц и плакатов

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

Ученические верстаки универсальные

9. Натуральные объекты

Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизные изделия, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ, удобрения, средства защиты растений, пленка полиэтиленовая, бумага фильтровальная, горшочки и кубики торфяные и т.д.)

docbase.org

"Технология" (10-11 класс): 21 урок. Природоохранные технологии.

Природоохранные технологии.  

(Презентация)
 Экологический мониторинг. 
Особое значение в современных условиях приобретает использование достижений научно-технического прогресса для решения природоохранных задач. Это в первую очередь касается совершенствования экологически безвредных и ресурсосберегающих технологических процессов, создания комплексных безотходных производств, широкого применения водооборотных схем, систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, состоянием природных объектов и всей биосферы с целью ранней диагностики начавшихся изменений. Прежде всего, требуется надежная оценка состояния окружающей среды. Информационная система наблюдения и анализа состояния природной среды, в первую очередь уровней загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере, получила название мониторинг.  Мониторинг включает три основные процедуры: наблюдение, оценку состояния и прогноз возможных изменений. Важнейший элемент мониторинга — оценка состояния природной среды. Этапами этой оценки являются выбор показателей и характеристик объектов окружающей среды и их непосредственное измерение. Набор параметров должен дать достоверный ответ на вопрос, каково состояние объекта (природной среды).  Любая новая промышленная технология непременно должна проходить экологическую экспертизу, т. е. оценку по всем параметрам мониторинга. И только в том случае, если эта технология кроме технических достоинств отвечает природосберегающим требованиям, она имеет право на внедрение.

  Природосберегающие технологии

Применение экологически чистых и безотходных производств.

Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Большую проблему с точки зрения экологии представляет утилизация бытовых и промышленных отходов. В России на санкционированных и несанкционированных свалках, хранилищах, полигонах скопилось около 86 млрд. т твердых отходов производства и потребления, что составляет порядка 600 т на каждого жителя страны. (Коммунальные отходы от этого числа составляют примерно третью часть.) Из этой массы на мусоросжигательные заводы поступает приблизительно 5 %, остальное оседает на полигонах и свалках. Кроме того, на территории России накоплено 1,1 млрд т опасных отходов. К ним относятся радиоактивные отходы, пестициды, запрещенные к употреблению или пришедшие в негодность запасы химического оружия, диоксины, которые содержатся в отходах хлорного производства и целлюлозно-бумажных комбинатов. Ежегодное накопление различных видов твердых отходов в России — 10-15 т на человека, в том числе токсичных — 0,8 т. Степень утилизации отходов невелика: для инертных веществ (вскрышные породы, зола, строительный мусор) она не превышает 20-30 %, для опасных — 10-25 %. Сельскохозяйственные отходы утилизируются примерно на 70 %, а радиоактивные в основном хранятся или подвергаются захоронению. В странах Европы многие виды отходов успешно утилизируются. Так, в Германии сельскохозяйственные отходы утилизируются на 90 %, корпуса старых автомобилей — на 98 %, отработанные масла — более чем на 90 %, покрышки автомобилей — почти полностью. Вместе с тем такие виды отходов, как строительный мусор, отходы горнодобывающей промышленности, в основном складируются, как и 50 % промышленных шламов. Размещение 1 т бытового мусора на свалках обходится Германии примерно в 750 евро. Развивается нелегальный вывоз опасных отходов в страны Африки и Азии, а также размещение там предприятий по их сжиганию. Особую угрозу для экологии представляют «дикие» свалки, откуда ядовитые вещества и микроорганизмы, попадая в подземные воды, распространяются на многие километры. На таких свалках быстро размножаются крысы, являющиеся переносчиками ящура, лихорадки, сыпного тифа, чумы, гельминтов. В то же время в бытовом мусоре содержится много ценных веществ: органические соединения, годные для удобрения, бумага и картон, стекло, пластмасса, кожа, дерево, металлы. Поэтому разрабатываются проекты и строятся специальные заводы по переработке мусора. Они более безопасны для окружающей среды и одновременно более экономичны, чем мусоросжигательные установки. Сократить накопление отходов позволяет многоразовое использование стеклянных бутылок, сбор пластмассовых бутылок и полиэтиленовых пакетов для переплавки и т. д. Нет нужды доказывать, что техника все больше совершенствуется. Все больше производится сложных машин и механизмов, которые состоят из самых разнообразных материалов: черных и цветных металлов, пластмасс, дерева, резины, стекловолокна и композитов. Срок службы таких изделий определяется не их физическим износом, а моральным устареванием. Все чаще технически «здоровые» изделия и материалы оказываются на свалке. Но ведь можно их использовать как сырье для новых механизмов, т. е. рециклироватъ. Цикличность материальных потоков — перспективное направление создания промышленных производств с безотходной технологией. Безотходная технология — это такой способ производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле: сырьевые ресурсы — производство — потребление — вторичные сырьевые ресурсы. Это позволяет сделать минимальным воздействие на окружающую среду и не нарушать ее нормального функционирования. Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своих отходов. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйствования вещества: металлы, стекло, бумагу и др. Задача заключается лишь в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов. Наиболее перспективным проектом является создание таких производственных технологий, когда отходы одного процесса используются в качестве сырья для другого. В результате объем твердых, жидких и газообразных отходов, сбросов и выбросов будет минимальным. Ученые считают, что уже сейчас имеется достаточно технических знаний и оборудования, чтобы повторно использовать % образующихся отходов. Главное препятствие на пути к этому — неправильная организация производства, отсутствие у производителей экологических знаний и культуры природопользования, низкие цены на природные ресурсы и незначительные штрафы с предприятий, загрязняющих окружающую среду. Из безотходных технологий в нашей стране наиболее широко используются замкнутые системы промышленного водоснабжения. Создаются установки для получения биогаза из отходов. (В процессе анаэробного сбраживания остатков сельскохозяйственного производства, избыточной массы активного ила и других органических отходов получается горючий газ.)

tehno-uchit.blogspot.com

Учебный проект Производство и окружающая среда — Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Авторы проекта

  1. Жаворонкова Валентина
  2. Илья Шашков

Тема проекта

Производство и окружающая среда.

Предмет, класс

Технология, 10 класс

Краткая аннотация проекта

Проект «Производство и окружающая среда» проводится по предмету Технология для учеников 10 классов. В проекте рассматриваются такие вопросы как, охрана окружающей среды, последствия производства, а так же изучение мероприятий для их устранения.

Планируемые результаты обучения

Перечислите планируемые результаты, достижение которых учащимися будет оцениваться после завершения проекта, в терминах личностных, метапредметных и предметных умений учащихся. Это должны быть конкретные и проверяемые пункты. Начните заполнение этого раздела с фразы «После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения":

  • личностные
  • метапредметные
  • предметные

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как сохранить нашу планету для будущего?

Проблемные вопросы

Как влияет производство на окружающую среду?

Как устранять последствия нанесенного вреда?

Как улучшить состояние окружающей среды?

Учебные вопросы

Какие методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды могут быть?

Какие способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов могут быть?

Как деятельность человека влияет на загрязнение окружающей среды?

Как рационально размещать производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности?

Что является основными источниками загрязнения атмосферы, почвы и воды?

Визитная карточка проекта

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

стартовая презентация учителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Результаты исследования учащихся в проекте Производство и окружающая среда

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Входная анкета

Критерии оценивания работы групп в проекте

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Шаблон:Вики-статья ученика

Полезные ресурсы

Влияние человека на окружающую среду

Влияние промышленных предприятий на окружающую среду. Конференция 2012 года.

Воздействие производства на окружающую среду.

Мероприятия, которые проводятся для того, чтобы оценить влияние производства на окружающую среду.

Оценка воздействия на окружающую среду

Меры охраны природных объектов

Федеральный закон "Об охране окружающей среды"

Общие положения охраны окружающей среды.

Другие документы

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года

wiki.iteach.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта