Содержание
«Ядерный «Титаник». Первая в мире плавучая АЭС отправляется на Чукотку
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Lev Fedoseev/TASS
Подпись к фото,
В Мурманске прошла торжественная церемония отправки атомного плавучего энергоблока на Чукотку
Первый в мире атомный плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» в пятницу отправился из Мурманска к месту постоянной работы — на Чукотку. В западных СМИ его называют «плавучим Чернобылем» и «ядерным «Титаником», в российских событие оценивают как одно из наиболее важных в международной атомной энергетике.
Первая в мире?
«Академик Ломоносов» строился тринадцать лет. Сначала заказ должен был выполнить северодвинский «Севмаш», но потом строительство перенесли на «Балтийский завод» в Петербурге. Летом 2017 года МЧС пришлось тушить пожар на строящейся плавучей станции: произошло короткое замыкание аккумуляторных батарей, но в целом строительство проходило без происшествий.
По плану, два основных буксира и один запасной будут тянуть «Академика Ломоносова» 4700 километров — от Мурманска до чукотского порта Певек, где станет он частью плавучей атомной теплоэлектростанции, когда его подключат к энергосетям.
Плавучий энергоблок обслуживает персонал из 86 человек. Для них на 6-этажном «Ломоносове» даже предусмотрели бассейн, две бани — финскую и русскую, тренажерный зал, бар и курительную комнату.
После ввода станции в эксплуатацию она станет самой северной атомной станцией в мире. Сейчас это звание носит Билибинская АЭС на Чукотке, которую после запуска новой плавучей АЭС начнут постепенно выводить из эксплуатации. Но пока количество атомных электростанций в России увеличится с 10 до 11.
По По последним данным «Росатома», доля АЭС в электровыработке России составляет 18,7% и растет последние несколько лет. В своих официальных релизах «Росатом» часто ссылается на заявление Всемирной ядерной ассоциации, которая считает, что для решения проблемы энергодефицита нужно увеличить долю атомной энергии до 25%.
В уникальности этого проекта некоторые сомневаются.
Например, физик-ядерщик Андрей Ожаровский, противник атомной энергетики, говорит: «Некоторые поверили, что росатомовский «Академик Ломоносов» — действительно первая в мире «плавучая» АЭС. Это не так. В США подобную установку построили еще в 1960-х. Испытали и решили, что это слишком дорого. Так что «Росатом» просто подобрал отвергнутую другими идею».
Неуязвимый?
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
В международных СМИ станцию уже прозвали «Чернобылем на льду». Отправка «Академика Ломоносова», пишет Vice, заставляет многих нервничать, особенно с учетом другой недавней аварии со смертельным исходом в северных водах России.
«Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» отправится в одни из самых коварных и отдаленных вод мира — с массивными айсбергами и ледяными штормами», — пишет Vice.
«Сейчас ледовая обстановка в Арктике благоприятная, — уверяют на «России 24». — Лед сплоченностью 1-3 балла (то есть редкий лед — Би-би-си) отмечается только в проливе Вилькицкого. Но для группировки ледоколов, которые сопровождают ПАТЭС, это не проблема, поэтому в целом ледовые условия оцениваются как легкие».
«Росатом» уверяет, что ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф.
Автор фото, Lev Fedoseev/TASS
Подпись к фото,
«Ростатом» называеи плавучую станцию неуязвимой для любых прирдных катастроф
В «Гринписе» с такой оценкой не согласны. Еще в 2017 году, когда «Ломоносов» базировался в Петербурге, активисты разворачивали баннеры: «Нет плавучему Чернобылю».
С экоактивистами тогда соглашались и некоторые ликвидаторы Чернобыля, которые опасались запуска реакторов «Ломоносова» прямо на петербургском заводе. «Мы категорически против плавучей АЭС в центре города, потому что все может случиться. Хватит нам одной ЛАЭС в Сосновом Бору, кстати, аналогичной Чернобыльской», — говорил тогда Василий Найда, председатель Общероссийской общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль».
«Росатом», который планировал испытать ПАЭС на «Балтийском заводе», решил перенести погрузку топлива и испытания в Мурманск.
Правда, в «Гринписе» остались довольны лишь частично: «Перенос испытаний этого «ядерного Титаника» подальше от глаз общественности не делает его менее опасным, — говорил Ян Хаверкамп, ядерный эксперт «Гринпис» Центральной и Восточной Европы. — Плавучие атомные электростанции в основном планируют использовать вблизи береговых линий и мелководья. Атомная станция не может перемещаться сама и имеет плоскодонный корпус, поэтому, вопреки заверениям в ее безопасности, она особенно уязвима для цунами, а ведь есть и другие серьезные риски: суровые ледовые условия, опасность терроризма, ядерные отходы».
Замдиректора Физического института академии наук Владимир Балакин уверен, что поводов для беспокойства нет. «Строители думают больше всего о безопасности, поэтому извержение какого-нибудь вулкана более опасно для Земли, чем то, о чем вы говорите. Так что никакого беспокойства не должно быть», — сказал он «Евроньюз».
«Выставочный экземпляр»
«Ломоносов» на Чукотке станет демонстрационным экспонатом — так покупатели из-за рубежа могут оценить его потенциал и заинтересоваться плавучей атомной электростанцией, не скрывают в «Росатоме».
«Одной из стратегических целей «Росатома» является разработка и вывод на рынок новых продуктов, приносящих корпорации коммерческую прибыль. Мы видим возможность использования плавучих энергоблоков в труднодоступных районах не только России, но и в странах Африки и Азии», — говорил глава дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций филиала «Концерн Росэнергоатом» Виталий Трутнев.
ПАТЭС, оснащенная двумя реакторными установками, по оценкам производителей может обеспечивать электроэнергией город в 100 тысяч человек. Во всей Чукотке проживает менее 50 тысяч человек.
Основываясь на этом, руководитель проекта энергетической программы «Гринпис России» Рашид Алимов утверждает: «Появление плавучей АЭС вызвано отнюдь не реальными потребностями Чукотки».
Глава «Росатома» Алексей Лихачев уже говорил, что госкорпорация получила предложение о кооперации по созданию плавучих энергоблоков в Латинской Америке, а также ведет переговоры по проекту плавучей АЭС со странами Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
Несмотря на то, что реакторы на первой плавучей АЭС еще не запущены, «Росатом» уже работает над вторым поколением ПАТЭС, которое, как обещают, будет компактнее предыдущего.
какие преимущества имеют российские плавучие атомные электростанции — РТ на русском
В чукотском городе Певеке была запущена плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) проекта 20870 «Академик Ломоносов». Сейчас платформа питает жилые районы, а в следующем году будет обеспечивать энергией и промышленность региона. Введённая в строй электростанция благодаря двум реакторам ледокольного типа КЛТ-40С способна генерировать 70 МВт и обогревать населённый пункт численностью 100 тыс. человек. Как считают в «Росатоме», ПАТЭС станет одним из ключевых элементов инфраструктуры Северного морского пути.
На Чукотке в городе Певеке заработала первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) проекта 20870 «Академик Ломоносов», сообщается на сайте «Росатома». Генеральный директор АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Петров назвал включение генераторов станции в сеть «историческим событием». В следующем году «Ломоносов» будет питать энергией промышленность Чукотского автономного округа.
«Таким образом, сделан важнейший шаг на пути к развитию Певека как новой энергетической столицы региона, опорного пункта освоения западной Чукотки и ключевого звена Северного морского пути. Основная задача текущего года успешно выполнена, а задача на следующий, 2020 год — выполнить сдачу ПАТЭС в промышленную эксплуатацию», — заявил Петров.
В конце августа «Академик Ломоносов» отправился в Певек из Мурманска, где он находился с прошлого года. Путь протяжённостью более 4,7 тыс. км плавучая станция преодолела с помощью ледокола «Диксон» и двух буксиров. В сентябре ПАТЭС пришвартовалась к берегам Чукотки. В течение осени экипаж «Ломоносова» проводил комплекс пуско-наладочных работ, связанных с подготовкой к выдаче электрической и тепловой энергии.
«Академик Ломоносов» является самой северной АЭС России. Это 11-я атомная электростанция на территории РФ. В перспективе плавучий энергоблок должен заменить мощности Чаун-Билибинского энергоузла, в который входят Чаунская теплоэлектростанция и Билибинская АЭС.
- «Академик Ломоносов» на Чукотке
- © АО «Концерн «Росэнергоатом»
Как считают в «Росэнергоатоме», «Академик Ломоносов» создаст условия для ускоренного социально-экономического развития Чукотки и станет одним из ключевых элементов инфраструктуры Северного морского пути. В частности, эксплуатация ПАТЭС поможет реализовать крупные инфраструктурные проекты и обеспечить круглогодичную ледокольную проводку.
«На базе российских технологий»
Станция оснащена двумя водо-водяными реакторными установками ледокольного типа КЛТ-40С, которые могут вырабатывать 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии. ПАТЭС может обеспечивать электричеством и теплом населённый пункт, где проживают около 100 тыс. человек.
КЛТ-40С был разработан специалистами АО «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород) специально для «активного освоения удалённых территорий», богатых полезными ископаемыми: нефтью, газом, углём, золотом, железной рудой, редкими металлами. Также реактор может выступать источником энергии для предприятий перерабатывающей отрасли.
Также по теме
Полярный автопром: какими возможностями обладают новейшие арктические вездеходы России
В России создана линейка многофункциональных вездеходов, способных эффективно преодолевать самые сложные участки арктической местности. ..
В материалах «ОКБМ Африкантов» говорится, что в сложных природно-климатических условиях расходы на передачу энергии могут в несколько раз превышать стоимость её производства. Однако КЛТ-40С решает данную проблему благодаря низким капитальным и эксплуатационным затратам. Срок службы энергоблока составляет 40 лет. После его завершения предусмотрена утилизация.
Важным преимуществом реактора, как отмечает разработчик, является высочайший уровень безопасности. Он устойчив к авариям, отказам, пожарам, ошибкам персонала, динамическим и ударным нагрузкам. Кроме того, эксплуатация КЛТ-40С исключает токсичные выбросы и загрязнение атмосферы. Радиационное воздействие на окружающую среду ограничено долями процента от уровня естественного фона.
Проектирование «Академика Ломоносова» осуществлялось ЦКБ «Айсберг» (Санкт-Петербург). Станция была построена на АО «Балтийский завод» в Северной столице. В мае 2018 года ПАТЭС была отбуксирована в Мурманск, где состоялась загрузка ядерного топлива.
Как сообщает «Росатом», «Академик Ломоносов» выполнен «на базе российских технологий атомного судостроения» с учётом опыта эксплуатации ядерных установок на отечественных ледоколах. Водоизмещение станции составляет 21 тыс. т, длина около 140 м, ширина — 30 м, осадка — 5,6 м.
- Буксировка «Академика Ломоносова» из Мурманска
- © АО «Концерн «Росэнергоатом»
Конструктивно станция состоит из плавучей платформы, отдалённо напоминающей ледокол, гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку в акватории, и объектов береговой инфраструктуры площадью 1,5 гектара. Они необходимы для передачи энергии населённым пунктам и предприятиям.
В настоящее время специалисты «ОКБМ Африкантов» и «Айсберга» создают новое поколение ПАТЭС, который будет более компактным и мощным, чем «Ломоносов». Станция будет оснащена двумя водо-водяными реакторами типа РИТМ-200M, которые способны генерировать около 100 МВт. Водоизмещение плавучей АЭС составит 12 тыс. т, длина около 110 м, ширина — 25 м.
«Широко востребованы во всём мире»
Как считают опрошенные RT эксперты, использование ПАТЭС позволит России эффективнее осваивать огромные арктические пространства, где вопрос электрогенерации и обогрева стоит необычайно остро. Как правило, в удалённых районах Арктики используются мобильные дизельные электростанции, работоспособность которых напрямую зависит от количества топлива.
«Эксплуатация «Академика Ломоносова» имеет огромное значение для экономического освоения Заполярья и других удалённых регионов России, где фактически отсутствует инфраструктура, пригодная для комфортной хозяйственной деятельности», — заявил RT директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Также по теме
Российские учёные открыли новую арктическую исследовательскую станцию
Учёные Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) совместно с коллегами из Научного центра изучения Арктики…
По мнению эксперта, в перспективе Россия сможет экспортировать ПАТЭС. Наибольшую потребность в плавучих АЭС, помимо различных островных территорий, испытывает Африка. На Чёрном континенте интенсивно развивается добыча природных ресурсов при отсутствии развитой инфраструктуры, рассуждает Правосудов.
В беседе с RT эксперт по ядерной энергетике, президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексей Анпилогов отметил, что строительство ПАТЭС в перспективе позволит решить множество проблем, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты и население, проживающее в Арктике и других удалённых регионах.
«Энергия, которую производят плавучие атомные станции, достаточно дорогая. Но если рядом с населённым пунктом или предприятием нет газового или угольного месторождения, то другого стабильного источника энергии в Заполярье, на островах и удалённых территориях не найти. Например, в Якутии для обеспечения добычи золота используются дизель-генераторы. Естественно, что доставка и закупка этого топлива обходится также недёшево», — констатировал Анпилогов.
- Строительство «Академика Ломоносова»
- РИА Новости
- © Александр Гальперин
По мнению аналитика, ПАТЭС «однозначно выигрывает» у дизельных электростанций, которые часто используются не только в Арктике, но и в южных странах, лишённых энергоресурсов. Кроме того, утилизация плавучих АЭС не потребует больших финансовых расходов.
«Когда мы говорим про атомную энергетику, необходимо смотреть на десятилетия вперёд. Сейчас из эксплуатации выводится Билибинская АЭС. Утилизация отработанного на этой АЭС ядерного топлива потребует столько денег, что можно построить новую станцию. Поэтому в северных широтах целесообразно использовать плавучие энергоблоки. Как только они отработают своё — их отбуксируют в Мурманск, где есть необходимые для утилизации мощности», — пояснил Анпилогов.
По оценке эксперта, «Академик Ломоносов» способен решить вопрос энергоснабжения всего Чукотского автономного округа и будет способствовать экономическому развитию региона. Также Анпилогов ожидает строительства новых атомных платформ в 2020-е годы.
«ПАТЭС могут быть широко востребованы во всём мире. Я думаю, что в среднесрочной перспективе в эксплуатацию будут сданы несколько новых станций. Однако их широкому распространению объективно препятствуют низкие цены на газ. Как только они вырастут, спрос на ПАТЭС увеличится, причём не только в России», — подытожил Анпилогов.
Плавучая АЭС «
» вырабатывает электроэнергию в России: фото Плавучая АЭС «
» вырабатывает электроэнергию в России: фото
Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск».
Логотип InsiderСлово «Инсайдер».
Значок шевронаОн указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие параметры навигации.ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА
Наука
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.
Скачать приложение
Плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов» пришвартовался в порту Певек.
Александр Рюмин/ТАСС/Getty Images
- Первая в России плавучая атомная электростанция, судно «Академик Ломоносов», впервые производит электроэнергию.
- После десяти лет строительства завод в сентябре прошел 3100 миль через Северный Ледовитый океан в отдаленный район на севере России.
- Ожидается, что электроэнергией будет обеспечено около 100 000 домов.
- Экологи критикуют концепцию атомных станций в море, поскольку аварийным группам может быть трудно добраться до них, если произойдет авария.
- Посетите домашнюю страницу Business Insider, чтобы узнать больше.
LoadingЧто-то загружается.
Спасибо за регистрацию!
Доступ к вашим любимым темам в персонализированной ленте, когда вы в пути.
LoadingЧто-то загружается.
Спасибо за регистрацию!
Доступ к вашим любимым темам в персонализированной ленте, когда вы в пути.
Первая в России плавучая атомная электростанция начала вырабатывать электроэнергию на Чукотке, в отдаленном районе Дальневосточного региона страны.
14 сентября «Академик Ломоносов» пришвартовался в порту Певек, арктический город напротив Аляски, после 3100-мильного перехода через Северный Ледовитый океан. Его свежеокрашенный экстерьер был окрашен в фирменные красный, белый и синий цвета национального флага.
На корабле есть два загруженных ядерных реактора, которые в конечном итоге будут генерировать достаточно электроэнергии для примерно 100 000 домов.
Станция может подтолкнуть другие страны к приобретению собственных плавучих атомных электростанций, но экологи беспокоятся о безопасности таких объектов.
Некоторые активисты предупреждают, что при экстремальных обстоятельствах экологическая катастрофа, такая как цунами, может вызвать ядерный взрыв в море. Ядерщики из экологической некоммерческой организации «Гринпис» даже назвали плавучую электростанцию «Чернобыль на льду».86 ядерная катастрофа, которая привела к широкомасштабному заражению по всей Европе.
Посмотрите, как ожила плавучая атомная электростанция.
В четверг Россия объявила, что электростанция наконец начала вырабатывать электроэнергию.
«Академик Ломоносов» не доходит до Певека.
Александр Рюмин/ТАСС/Getty Images
«Это знаменательная веха как для российской, так и для мировой атомной энергетики», — заявил в своем заявлении Алексей Лихачев, генеральный директор российской государственной атомно-энергетической компании «Росатом». «Это также важный шаг в превращении Певека в новую энергетическую столицу региона».
По сообщению Росатома, жители Певека отметили праздник зажжением городской елки.
Россия начала строительство завода в городе Северодвинске в 2007 году, затем через год строительство переместилось на Санкт-Петербургскую судоверфь.
«Академик Ломоносов» прибывает в порт Мурманск 19 мая 2018 года.
Лев Федосеев/ТАСС/Getty Images
Балтийский завод в Санкт-Петербурге был логичным выбором для Росатома, так как ранее там производились атомоходы.
На станции два ядерных реактора. Он также оснащен бассейном, тренажерным залом и баром без алкоголя.
Академика Ломоносова отбуксировали в портовый город Мурманск на севере России 19 мая., 2018.
Александр Неменов/AFP/Getty Images
Два реактора производят пар для турбины, вырабатывающей электричество. Для завода требуется бригада из 70 человек.
В прошлом году загрузили готовый атомный завод в г. Мурманске.
Российский портовый город Мурманск 18 мая 2018 года.
Александр Неменов/AFP/Getty Images
Станцию необходимо заправлять топливом каждые три года. Поскольку у него не будет легкого доступа к хранилищу ядерных отходов, планируется, что завод будет хранить отработавшее топливо на борту до 12 лет. Реакторы рассчитаны на 40 лет.
Экологи выразили беспокойство по поводу того, что может произойти, если на корабле произойдет ядерная авария. Некоторые окрестили завод «Чернобылем на льду».
«Академика Ломоносова» буксируют с петербургской верфи.
Дмитрий Ловецкий/AP Photo
Атомные станции подверглись тщательной проверке после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, которая привела к эвакуации всего города и вызвала повсеместное загрязнение по всей Европе.
В 2018 году Ян Хаверкамп, эксперт по атомной энергетике экологической некоммерческой организации Greenpeace, опубликовал запись в блоге, в которой плавучая атомная электростанция названа «Чернобылем на льду».
«Вы не можете сравнить силу, которая вышла из Чернобыля, с тем, что могло бы выйти здесь, но то, что вы можете сравнить, — это отношение, которое было проявлено во время строительства этой плавучей атомной электростанции», — сказал он Business Insider. «Росатом сделал все возможное, чтобы сохранить независимый надзор на расстоянии вытянутой руки на протяжении всего этапа строительства. Это прямой путь к катастрофе».
В августе завод отправился в морское путешествие протяженностью 3100 миль в Певек, арктический порт к западу от Аляски.
Сотрудники в диспетчерской «Академика Ломоносова», направляющиеся в порт Певек.
Александр Рюмин/ТАСС/Getty Images
Певек, самый северный город России, отделен от Аляски Беринговым проливом. Анкоридж, Аляска, находится примерно в 1250 милях.
Завод прибыл в Певек менее чем через месяц, 14 сентября.
«Академик Ломоносов» пришвартовался в порту Певек 14 сентября 2019 года. .
Александр Рюмин/ТАСС/Getty Images
Флот буксиров доставил судно в Певек.
Активистов беспокоило, что может случиться, если по пути в Певек завод врежется в прибрежные скалы, но поездка прошла гладко.
Рабочие красят корпус плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов» на базе Атомфлота 13 июня 2019 года. .
Лев Федосеев/ТАСС/Getty Images
Больше всего Хаверкампа беспокоил плавучий завод из-за длительного перехода к Певеку, который, по его словам, был «потенциально опасным» из-за скалистой береговой линии, граничащей с Северным Ледовитым океаном.
Если бы «Академик Ломоносов» врезался в прибрежные скалы, сказал Хаверкамп, его топливо могло бы расплавиться и вызвать взрыв при попадании в воду.
Предполагается, что электростанция будет обеспечивать электричеством около 100 000 домов на Чукотке.
Люди смотрят, как «Академик Ломоносов» прибывает в Певек, 14 сентября 2019 года. .
Александр Рюмин/ТАСС/Getty Images
Плавучая электростанция заменяет угольную электростанцию и старую атомную электростанцию, которые в настоящее время обслуживают этот район.
Россия в конечном итоге надеется начать массовое производство аналогичных плавучих электростанций для других стран.
Рабочие поднимают знамя с государственным гербом на борту «Академика Ломоносова», 14 июня 2019 года.
Лев Федосеев/ТАСС/Getty Images
Китай, Индонезия, Малайзия, Алжир, Намибия, Кабо-Верде и Аргентина, как сообщается, выразили заинтересованность в приобретении собственных плавучих атомных электростанций.
Производство ядерной энергии создает меньше загрязнения воздуха и меньше выбросов углерода, чем использование ископаемого топлива.
Сотрудник входит в машинное отделение во время монтажных работ на «Академике Ломоносове» 12 апреля 2019 года. .
Лев Федосеев/ТАСС/Getty Images
В отчете за 2018 год Международное агентство по атомной энергии написало, что «многие страны намерены внедрить ядерную энергетику» или расширить свои существующие ядерные программы, чтобы решить проблему изменения климата.
Атомные станции, как правило, дешевле в эксплуатации, чем угольные или газовые.
Сотрудники в машинном отделении на борту «Академика Ломоносова», 12 апреля 2019 года.
Лев Федосеев/ТАСС/Getty Images
Атомные электростанции вырабатывают больше энергии, используя меньше топлива, поэтому затраты на топливо ниже. По оценкам Всемирной ядерной ассоциации, затраты на топливо для атомной электростанции составляют от трети до половины стоимости угольной электростанции.
Читать далее
Функции
Россия
Атомная энергия
Подробнее. ..
Новый взгляд на атомную энергетику | MIT News
Многие эксперты называют ядерную энергию важнейшим компонентом будущего низкоуглеродной энергетики. Атомные станции являются устойчивыми и надежными источниками большого количества энергии; они работают на недорогом и доступном топливе; и они не выделяют углекислый газ (CO 2 ).
Новая атомная электростанция, которая будет плавать в море на восемь и более миль, обещает быть безопаснее, дешевле и проще в развертывании, чем сегодняшние наземные станции. В концепции, разработанной исследователями Массачусетского технологического института, плавучая установка сочетает в себе две хорошо зарекомендовавшие себя технологии — ядерный реактор и глубоководную нефтяную платформу. Он построен и выведен из эксплуатации на верфи, что позволяет сэкономить время и деньги на обоих концах срока службы. После развертывания он располагается в относительно глубоком колодце вдали от прибрежного населения и связан с сушей только подводной линией электропередачи. На заданной глубине морская вода защищает завод от землетрясений и цунами и может служить бесконечным источником охлаждающей воды в случае чрезвычайной ситуации — откачка не требуется. Анализ потенциальных рынков выявил во всем мире множество площадок с физическими и экономическими условиями, подходящими для развертывания плавучей электростанции.
«В настоящее время строится более 70 новых ядерных реакторов, но этого недостаточно, чтобы сильно повлиять на выбросы CO 2 во всем мире», — говорит Якопо Буонджорно, профессор ядерной науки и техники (NSE) в Массачусетском технологическом институте. «Итак, вопрос в том, почему мы не строим больше?»
Морская плавучая атомная электростанция
Видение исследователей морской плавучей атомной электростанции (OFNP, видно на слайд-шоу выше) включает основное сооружение диаметром около 45 метров, в котором будет размещаться электростанция мощностью 300 мегаватт электроэнергии. Альтернативный проект электростанции мощностью 1100 МВт требует конструкции диаметром около 75 метров. В обоих случаях конструкции включают в себя жилые помещения и вертолетные площадки для перевозки персонала — по аналогии с морскими буровыми платформами.
Буонджорно указывает на несколько вызовов этому видению. Во-первых, несмотря на то, что топливо дешевое, строительство атомной электростанции — длительный и дорогостоящий процесс, часто сопряженный с задержками и неопределенностями. Во-вторых, размещение любой новой электростанции затруднено: земля рядом с источниками охлаждающей воды ценна, а местные возражения против строительства могут быть серьезными. И в-третьих, общественность в нескольких важных странах потеряла доверие к ядерной энергетике. Многие до сих пор хорошо помнят аварию 2011 года на ядерном комплексе Фукусима в Японии, когда землетрясение вызвало цунами, затопившее объект. Было отключено питание охлаждающих насосов, расплавилось топливо в активной зоне реактора, произошла утечка радиации, из региона было эвакуировано более 100 000 человек.
В свете этих опасений Буонджорно и его команда — Майкл Голей, профессор NSE; Нил Тодреас, профессор ядерной науки, инженерии и машиностроения KEPCO; и их студенты NSE и инженеры-механики — исследовали новую идею: установить обычный ядерный реактор на плавучую платформу, аналогичную тем, которые используются при бурении нефтяных и газовых скважин на шельфе, и пришвартовать его примерно в 10 милях от моря.
OFNP объединяет две хорошо зарекомендовавшие себя технологии с уже надежными глобальными цепочками поставок. «Есть верфи, которые строят большие цилиндрические платформы нужного нам типа, и компании, которые строят ядерные реакторы нужного нам типа», — говорит Буонджорно. «Итак, мы просто объединяем эти два. На мой взгляд, это большое преимущество». Придерживаясь известных технологий, исследователи сводят к минимуму дорогостоящие и трудоемкие задачи разработки и процедуры лицензирования. Тем не менее, они вносят изменения, которые, по их мнению, могут революционизировать ядерный вариант.
Преимущества строительства верфей, размещение на шельфе
По замыслу исследователей, ОФНП будут строиться полностью на верфях, многие из которых уже регулярно имеют дело как с нефтегазовыми платформами, так и с крупными атомоходами. Структура OFNP — платформа и все остальное — будет установлена в вертикальном положении на подвижных салазках, загружена на транспортное судно и доставлена на место. Там он будет снят с корабля, пришвартован ко дну моря и подключен к береговой электросети подводным кабелем электропередачи. По истечении срока службы его отбуксируют обратно на верфь для вывода из эксплуатации — так же, как сейчас это делают атомные подводные лодки и авианосцы.
По сравнению с развертыванием наземных атомных станций этот процесс должен обеспечивать повышенный контроль качества, стандартизацию и эффективность. Нет необходимости перевозить персонал, материалы и тяжелое оборудование на строительную площадку или проводить уборку после вывода завода из эксплуатации. План также снижает потребность в оценке и подготовке площадки, что способствует неопределенности и задержкам. Наконец, OFNP изготавливается в основном из стали, при этом практически нет необходимости заниматься конструкционным бетоном, который, по словам Буонджорно, обычно является причиной значительного перерасхода средств и задержек в строительстве, а также выбросов значительных количеств CO 9 .0125 2 . В совокупности эти факторы означают, что OFNP можно развернуть с беспрецедентной скоростью, что является важным преимуществом для проекта с высокой капиталоемкостью. «Вы не хотите, чтобы крупные инвестиции оставались там в течение восьми или 10 лет, не начав вырабатывать электроэнергию», — говорит Буонджорно.
Запланированное размещение плавучей электростанции имеет и другие преимущества. ОФНП будет располагаться на расстоянии от 8 до 12 миль от берега — в пределах территориальных вод — и на глубине не менее 100 метров. Таким образом, он будет удален от прибрежного населения (единственным его присутствием на берегу будет небольшая распределительная станция и объект управления персоналом и материалами), а глубокая вода под ним снизит угрозу землетрясений и цунами: на такой глубине вода поглощает любые движения дна океана при землетрясениях и волнах цунами невелики. Цунами становятся большими и разрушительными только тогда, когда они обрушиваются на мелководье у береговой линии — проблема атомных станций, построенных на берегу.
Наконец, открытый океан обеспечит OFNP бесконечным запасом охлаждающей воды. При возникновении аварийных ситуаций для отвода тепла от реактора может использоваться морская вода; поскольку завод находится значительно ниже ватерлинии, необходимые потоки будут происходить пассивно, без какой-либо откачки и без загрязнения морской воды. «Мы не потеряем лучший поглотитель тепла», — говорит Буонджорно. «Распадное тепло, выделяемое ядерным топливом даже после остановки реактора, можно отводить на неопределенный срок».
Таким образом, OFNP учитывает три основных вывода из Фукусимы, на которые ссылается Буонгиорно: держитесь подальше от густонаселенных районов, защищайте от землетрясений и цунами и никогда не теряйте охлаждение топлива.
Разработан для эффективной работы, повышенной безопасности
На иллюстрациях в слайд-шоу выше представлен вид на OFNP в океане, а также основные характеристики станции. Общая конструкция имеет вертикальную цилиндрическую форму и разделена на множество этажей, большинство из которых разделены на отсеки, разделенные водонепроницаемыми переборками. На верхних уровнях размещаются некритические компоненты, такие как жилые помещения и вертолетная площадка. Как и на нефтяных и газовых платформах, рабочие доставляются на лодке или вертолете на трех- или четырехнедельные смены. Продукты питания, топливо, оборудование и материалы для мелкого технического обслуживания доставляются на лодке снабжения, а тяжелые грузы поднимаются краном.
Ядерный реактор (либо блок мощностью 300 МВт, либо блок мощностью 1100 МВт) и связанные с ним системы безопасности расположены в водонепроницаемых отсеках в нижней части конструкции, чтобы повысить безопасность и безопасность, обеспечить легкий доступ к океанской воде и придать всей конструкции низкий центр тяжести для большей устойчивости. Активная зона реактора и связанные с ней критические компоненты размещаются внутри корпуса реактора под давлением (RPV), который расположен внутри компактной конструкции, называемой защитной оболочкой. Защитную оболочку окружает, но разделенная промежутком, большая камера, которая доходит до края цилиндрической конструкции и постоянно заливается морской водой, которая свободно входит и выходит через порты.
Особые конструктивные особенности позволяют реагировать на различные типы перерывов в обычных операциях охлаждения. Как правило, насосы подают холодную воду из нижних слоев океана и сбрасывают использованную, нагретую воду в теплые поверхностные слои, тем самым предотвращая «тепловое загрязнение», которое может угрожать местной экосистеме. Если этот процесс охлаждения временно прерывается, нагретая вода из реактора может естественным образом циркулировать в специальном теплообменнике внутри затопленной камеры. Если более серьезная проблема (например, прорыв трубы) угрожает активной зоне, в защитную оболочку выбрасывается дистиллированная охлаждающая вода из внутренней части корпуса реактора (постоянно оставляя активную зону погруженной), а забортная вода из внешнего отсека заполняет зазор вокруг защитной оболочки. Тепло эффективно передается через защитную стенку морской воде, которая постоянно и пассивно обновляется. Охлаждающая вода и морская вода всегда разделены, чтобы загрязняющие вещества не могли перетекать из одной в другую.
В том маловероятном случае, если, несмотря на непрерывный отвод тепла, давление внутри защитной оболочки возрастет до опасного уровня, газы из защитной оболочки могут попасть в океан. Однако газы сначала будут проходить через фильтры для улавливания цезия, йода и других радиоактивных материалов, сводя к минимуму их выброс. Текущие исследования отслеживают вероятное рассеивание и растворение таких материалов, чтобы гарантировать, что любая радиоактивность в воде остается ниже допустимых пределов даже в таких экстремальных обстоятельствах.
Многообещающая экономика, богатые потенциальные рынки
Команда Массачусетского технологического института считает, что OFNP может «потенциально изменить правила игры» в том, что касается экономики ядерной энергетики. Это обеспечивает экономическое преимущество «фабричного» производства нескольких единиц, при этом единицы могут быть достаточно большими, чтобы извлекать выгоду из эффекта масштаба. Кроме того, в отличие от любого типа наземных растений, ОФНП мобильна. «Если вы строите электростанцию на земле, она остается на месте строительства в течение 40 или 50 лет», — говорит Буонджорно. «Но с OFNP, если через десятилетие или два вам понадобится генерирующая мощность на 100 миль дальше по побережью, вы можете отвязать свою плавучую электростанцию и переместить ее на новое место».
Жизнеспособность идеи исследователей зависит, конечно, от того, есть ли места с необходимыми физическими характеристиками — глубокая вода относительно близко к берегу, но вдали от оживленных судоходных путей и частых сильных штормов — а также от экономических и других стимулов для принятия ОФНП.
Детальный анализ выявил множество потенциальных участков. Например, регионы Восточной и Юго-Восточной Азии имеют ограниченные местные ресурсы, высокий риск как землетрясений, так и цунами, а население прибрежных районов нуждается в электроэнергии. Страны Ближнего Востока могли бы использовать OFNP для удовлетворения своих внутренних потребностей, высвобождая свои ценные нефтегазовые ресурсы для продажи. Некоторые страны прибрежной Африки и Южной Америки полагаются на электроэнергию, вырабатываемую генераторами, работающими на импортном дизельном топливе, что является дорогим и сильно загрязняющим окружающую среду способом. «Введение OFNP, пришвартовывание его близко к побережью и создание небольшой системы распределения имело бы большой смысл — с минимальной потребностью в развитии инфраструктуры», — говорит Буонджорно.
Продолжающиеся исследования
Исследователи продолжают работать над различными аспектами OFNP. Например, разрабатывают оптимальные способы дозаправки, детальный проект системы швартовки, более тщательную модель гидродинамической реакции станции на штормовое волнение. Кроме того, они разрабатывают согласованный план защиты OFNP.
Конструкция станции обеспечивает значительную безопасность: реактор находится глубоко в структуре внутри нескольких корпусов; высокие верхние палубы обеспечивают беспрепятственный обзор на 360 градусов; а физическое расположение сводит к минимуму подходы злоумышленников.
Добавить комментарий