Точки над i, или Гадание по коту
Недовольство губернатора городской властью может вызвать кадровые перемены Визит в Тамбов президента группы «ОНЭКСИМ», известного российского миллиардера Михаила Прохорова расставил точки над i в вопросе, кто же все-таки виноват в затянувшемся ремонте теплотрассы по ул. К. Маркса.
Губернатор Олег Бетин четко и недвусмысленно назначил крайними за ситуацию с тепломагистралью городские власти, а олигарх порадовался хорошей погоде и подарил области два школьных автобуса.
	Черная метка
	То, что власть в городе скоро поменяется, уже не оставляет сомнений. Конечно, до столичных страстей нам далеко – дома пониже, асфальт пожиже, и со скандальными разоблачениями никто выступать не спешит. Да и зачем – с тех самых пор, как в Тамбове упразднили пост избираемого горожанами мэра и ввели институт назначаемого городской Думой сити-менеджера, надобность в общественном мнении отпала. Теперь кадровые вопросы решаются в коридорах власти без лишней огласки.  Однако недовольство городскими властями со стороны областного руководства нет-нет да и прорывается в речах чиновников самого высокого уровня.
	Так, глава администрации Тамбовской области Олег Бетин, высказывавший ранее критику в адрес энергетиков, занятых реконструкцией тепломагистрали, теперь назвал новых виновников. На еженедельной планерке 20 сентября он обвинил администрацию областного центра в безответственности, приведшей к фактическому срыву финансирования проекта. По мнению главы администрации области, ситуация «вышла из-под контроля» городских властей: администрация Тамбова не смогла организовать выполнение договоренности об авансовой оплате услуг ЖКХ со стороны муниципальных структур. Аналогичная договоренность была достигнута и с рядом федеральных и региональных учреждений. Собранные средства должны были пойти на своевременную оплату ремонтных работ. «Безобразие, – возмутился губернатор, – удивительная безответственность. Это неумение организовать работу, несогласованность и неслаженность.
	Если принять во внимание традиционную нелюбовь нашего руководства к вынесению сора из чиновничьей избы, то жесткие заявления можно считать «черной меткой» на современный лад.
	Кредит доверия…
	Продолжая тему, уже на встрече с президентом группы «ОНЭКСИМ» Михаилом Прохоровым и председателем Совета директоров ОАО «Квадра» Юлией Басовой губернатор поблагодарил руководство Восточного филиала «Квадры» и компаний-подрядчиков, которым парой недель ранее доставалось от него же за несоблюдение сроков. «Реконструкция теплотрассы – проект сложный, но хорошо реализованный. Энергетики в положенные сроки завершили основной фронт работ, успешно провели технологические испытания на прочность, в домах своевременно возобновлено горячее водоснабжение. Следующий этап по восстановлению дорожного полотна – за городскими службами. Мы спорим, обсуждаем, ищем и находим взаимоприемлемые решения на благо региона и развития бизнеса в нем», – добавил он.
	В свою очередь, Михаил Прохоров также поблагодарил губернатора за содействие в реализации проектов ОАО «Квадра» в регионе.
	…и черный кот
	В ходе визита Михаил Прохоров и Юлия Басова в рамках оказания благотворительной помощи регионам, пострадавшим от лесных пожаров, подарили Тамбовской области два школьных автобуса. Каждый автобус рассчитан на 22 посадочных места.
	«Мы не могли остаться в стороне от беды людей, пострадавших этим летом от пожаров, – отметила председатель Совета директоров ОАО «Квадра» Юлия Басова.
	Миллиардер же говорил о более приятном и возвышенном: «Лучше сказать, что уже сделано. А вообще – погода хорошая, люди приветливые. Мы здесь работаем довольно долго уже. При этом не ограничиваемся только бизнес-задачами, решаем и культурные. Вы знаете, что мой фонд участвует в организации театральных фестивалей, мы сейчас реализуем большую культурную программу. Для нас это не менее важно, чем бизнес».
	Кстати сказать, когда гости вместе с хозяевами города и области проходили мимо здания областного Драматического театра, дорогу столь представительной делегации перебежал черный кот из местной кафешки. Кто первым пересек путь кота и о чем говорит сие стечение обстоятельств, гадать не будем, хотя рискнем предположить, что это тоже – к переменам.
	Пусть нас лишили возможности выбирать мэра, но угадывать будущего сити-менеджера никто не запрещал? Попробуем сделать выводы: если сложить в одну мозаику губернаторскую критику, визит Прохорова, демарш черного кота и назначение первым замом главы городской администрации Андрея Козодерова, некогда работавшего в компании «Квадра», да учесть, что нынешний глава Тамбова Алексей Ильин решил уйти на покой… Судя по этим признакам, рокировки в коридорах городской власти не избежать.
Михаил Прохоров: интервью газете «Ведомости»
Интервью очень-очень объемное — целиком в посте оно не помещается. Я убрала несколько вопросов, в которых обсуждаются совсем «умно-экономические» вопросы. Ссылка на полную версию интервью есть в конце поста.
В качестве фото-сопровождения я выбрала фотосессию для New York Times.
_________________________________________________________________________
Полная веселуха. Так описал итоги года Михаил Прохоров. Так же и мы можем описать впечатления от четырехчасовой беседы с предпринимателем. На вопрос, есть ли у него хоть одна неудачная история, он ответил: «Я сам», а одной забавной байкой отделался от вопроса, где и с кем будет встречать Новый год. История такова: «В советские времена один человек решил устроиться во Внешнеторговое объединение. У него была хорошая характеристика, был партийцем, на собрании все хорошо рассказал по уставу, один ветеран партии его спрашивает: а вы с кем живете? Он говорит: да есть тут одна.
Как живется миллиардеру в России?
Нормально. Но надо понимать, что быть богатым в бедной стране — это бремя. Мое глубокое убеждение, что в России богатый человек не может быть пассивным, сама среда это отвергает. Если у тебя есть активы, нужно быть адекватным и полезным этой среде, и не важно, нравится она тебе или нет. И даже если ты хочешь что-то изменить, надо убедить в этом среду, а потом уже делать. Знаю это по работе в «Норильском никеле». Сознание эволюционирует — 15 лет назад у меня было меньше опыта, были другие взгляды на жизнь, было меньше времени заниматься философией.
А взяточничество и привилегии чиновников — это тоже часть среды?
А откуда взялась эта коррупция? Из Советского Союза. Тогда без конфет или без трешки ничего нельзя было сделать. Все тотально было коррумпировано — от магазина до врача и до ЖЭКа. Когда пришла рыночная экономика, коррупция уменьшилась. Хотя бы в магазине не надо мяснику платить, как в те времена… И то, что сейчас общество начинает открыто обсуждать проблемы коррупции, правоохранительных органов, оздоравливает этот процесс.
Вы верите, что победить коррупцию в России возможно?
На все нужно время, нужны правильный выбор и договоренность элит. Вот говорят — в части инноваций мы безнадежно отстали. Когда Гагарин полетел в космос, в Арабских Эмиратах все ездили на верблюдах. И насколько сейчас Эмираты обогнали многие страны! Другой пример — Грузия. Мне не все нравится, что там происходит, но еще несколько лет назад это была самая коррумпированная страна бывшего СССР, и они это побороли! Сейчас рейтинг доверия к правоохранительным органам там — 70%.
 Как велико влияние наших правоохранительных органов на бизнес? И считаете ли вы правильным изменение в законодательстве, по которому экономические преступления караются крупным штрафом, а не заключением?
Считаю правильным. Проблемы накопились, вся система требует модернизации: правоохранительные органы, спецслужбы, суды.
Во время кризиса вы предлагали собственную программу действий. Насколько сделанное властями совпало с вашими предложениями?
 Очевидно, что стабилизация в стране наступила: банковская система, заводы, фабрики работают. Не важно, как это было сделано, но работают. Вопрос в другом: мы из кризиса вышли усилившимися или ослабленными? На мой взгляд, к сожалению, мы вышли ослабленными. В кризис слились три негативные тенденции: уменьшение населения, падение заработков, снижение производительности труда..jpg?v1636448301)
Наши политики говорят: для нас важна и модернизация, и социальная стабильность. Видите ли вы возможность увеличить производительность труда, не усугубляя при этом проблему безработицы и занятости?
 У нас в стране огромное количество фетишей. Например, большая безработица. У нас безработица около 6%, она не высокая — нормальная. Плюс, не забывайте, у нас 12 млн трудоспособного населения работает в серой зоне — т.

Почему вам не удалось убедить президента, премьер-министра в полезности предложения о 60-часовой рабочей неделе?
Во-первых, тут дело не в 60 часах, а в целом комплексе поправок, подготовленных в рамках нашей комиссии в РСПП. 60 часов — это лишь одна техническая поправка, далеко не самая важная в ряду предложенных. Во-вторых, поправки еще не выносились на уровень правительства и тем более президента, так что говорить, что поправки отвергнуты, нельзя. Мы их внесем до конца года в трехстороннюю комиссию с участием представителей государства, работодателей и работников.
В чем смысл увеличения рабочего дня, почему вы считаете это важным для бизнеса?
Сейчас работник имеет право на своем рабочем месте отработать 40 часов в неделю и еще на полставки 20 часов в неделю в другой организации.
Какие у вас сейчас отношения с Владимиром Потаниным?
Нейтральные.
 Вы приходили на празднование 20-летия «Интерроса», поздоровались с Потаниным, обнялись. Там на стенах было много фотографий разных лет, на большинстве из них был Потанин, а вас почти не было. Вас это не задело?
 Нет. 16 лет моей жизни связаны с «Интерросом», поэтому пришел, повидался с людьми, с которыми долго работал вместе.
Насколько это разные ощущения — когда есть равноправный партнер и когда вы самостоятельный бизнесмен? Как вам кажется легче, комфортнее, эффективнее работать?
Ощущения одинаковые. Когда мы были с Потаниным, один плюс один давало больше, чем два. У нас с ним не пересекались сферы ответственности. Я работал в «Норникеле», делал то, что я считал нужным, создавал «Полюс». Конечно, мы с ним обсуждали какие-то идеи, но у меня был полный карт-бланш.
Может, у вас появился другой партнер, который взял на себя ту роль, которую раньше брал Потанин, — не с точки зрения владения капиталом, а с точки зрения разделения сфер ответственности?
Я, как мне кажется, умею не только приглашать квалифицированных людей, но и выращивать их. За три с небольшим года генеральный директор группы «Онэксим» Дмитрий Разумов стал менеджером высочайшего уровня, мегазвездой. На мой взгляд, в этой позиции он сегодня самый лучший на рынке. Соответственно, по каждому из направлений у меня есть младшие партнеры, которые занимаются управлением. Максим Финский — в «Интергео», Юлия Басова — в энергетике. У нас есть стратегия. Если происходят события, которые требуют как-то изменить эту стратегию, мы совместно это обсуждаем.
После того как вы продали UC Rusal ваш пакет акций «Норникеля», началась ожесточенная борьба между акционерами этой компании. Почему?
Бизнесмены тоже живые люди — у них разные характеры, привычки. И иногда, как у всех нормальных людей, иррациональные решения оказываются выше рациональных. А люди они все неординарные.
Один из ваших новых проектов — воссоздание банка МФК. Каковы цели? Заявлялось, что банк будет заниматься реструктуризацией долгов проблемных заемщиков. Что уже удалось сделать?
Например, МФК открыл красноярский филиал, который окупился за девять месяцев и имеет портфель больше, чем головной офис на первоклассных заемщиках.
А в чем интерес МФК к фактически разграбленному банку?
 Может быть, в яичном наваре? (Смеется.) Знаете анекдот еще советских времен? Стоит мужчина на рынке и продает вареные яйца по рубль десять. Его другой спрашивает: «А в чем смысл? Ты покупаешь их по рубль десять и продаешь за рубль десять?» «Во-первых, у меня остается яичный навар, и сам при деле».
Почему вы решили привлечь в качестве акционеров МФК олигархов, которые хорошо знают корпоративный сектор, но не банковский?
Это репутационная вещь. Мы объединили свои усилия на не самом приоритетном для каждого из нас направлении. Но важно, что мы сделали клуб, где мы обсуждаем много вопросов помимо самого банка. В МФК такое общение — самое главное. Люди тратят свое личное время на встречи, мы обсуждаем банковские дела, а потом много всего интересного, что происходит вокруг. Во время таких встреч возникает много новых интересных идей для бизнеса. Стараюсь либо совместно с партнерами по МФК, либо индивидуально их реализовывать.
Новые партнеры в МФК могут появиться?
В следующем году клуб должен расшириться — все акционеры считают, что это необходимо.
Вы владеете медиагруппой «Живи!», у вас есть журнал «Сноб». В этом году стали владельцем РБК. Чем вызван интерес к СМИ? Как планируете развивать медийные активы?
Мировой кризис традиционных СМИ очевиден: жизнь очень ускорилась за счет развития интернета, а глубина [освещения событий] пропала. Традиционные СМИ не успевают реагировать. Профессия журналиста становится немножко другой. Станет, наверное, более сложной. Журналист будущего — это тот, кто будет посредником между носителем контента и аудиторией и одновременно будет продавать контент по всему медийному ряду — от ТВ, интернета до газеты, журнала — максимально широко. Для этого нужны изменение квалификации журналистской профессии и другая структура бизнеса. В этом смысле проект группы «Живи!», ядром которой является журнал «Сноб», инновационный. Мы хотим попробовать сделать площадку, которая будет доминировать не сейчас, а через 5-7 лет.
Когда проекты стартовали, вы заявили, что готовы вложить в них до $150 млн.
 С точки зрения достижения задачи удалось сэкономить. А если появится продукт, который усилит это направление, я готов инвестировать еще.
 В кризис вам достался медиахолдинг РБК. У вас к нему был спекулятивный интерес или там тоже возможен взрывной рост?
Не спекулятивный, хотя РБК вырос в цене в 2,5 раза с момента покупки.
Говорят, «Газпром-медиа» стучится к вам с предложением купить традиционные СМИ холдинга РБК.
Оферты не было пока.
Но вы готовы продать газету, журнал? Они же убыточные.
Даже убыточный элемент в цепочке имеет важный кумулятивный эффект. Журнал РБК дает в России большее влияние, имеет значение в итоговой капитализации. Газета создает дополнительный поток контента в интернет. Мультимедийная площадка дает возможность предлагать клиенту грамотный демпинг — пакетные продажи.
 Вы не сменили в РБК ни одного человека. Вас устраивает менеджмент компании? Они создавали ее, но не без их участия компания оказалась в бедственном положении.
Надо разделять две вещи. Первое: группа партнеров из РБК на средства компании решила поспекулировать на акциях; попали на кризис, и деньги исчезли. Второе: с точки зрения самого развития бизнеса они действовали успешно. Может быть разная критика, но оставим это в стороне. Управленческая команда профессиональная. У меня с Германом [Каплуном, основателем РБК] очень хороший контакт, мы с ним разработали стратегию.
Эти менеджеры остаются моими партнерами, они одни из сильнейших на рынке. Просто мы теперь не допускаем непрофильных вложений: если кто-то хочет играть на бирже, иди покупай [акции] на свои [деньги].
А ваши инновационные проекты насколько важная часть группы?
 Важная. В некотором смысле это проверка нашей способности выйти на новый уровень. В нашей предыдущей жизни мы показали довольно эффективное умение превращать советские предприятия в современные. Дальнейшее развитие капитализма в России привело к тому, что нужно создавать нечто новое. За инновационные проекты мы беремся, только если они носят системообразующий характер и могут конкурировать с себе подобными в России и в мире.
Ваш проект «Оптоган» такой?
 Да. «Оптоган» затрагивает системное развитие страны, власть поддержала логику, что нужно переходить на энергоэффективность.
Говорят, светодиоды вредны для здоровья.
 Вредны китайские, плохого качества. А самую ужасную критику я услышал на одной из лекций, еще когда мы выпускать светодиоды даже не начали. Встал студент и говорит: под ваши светодиоды очень плохо заниматься сексом. Как вы думаете, какой я дал совет?
Выключайте свет?
Лучше выбирайте партнера.
Самый ваш инновационный, амбициозный, одиозный проект — Ё-мобиль. Выпуская на дороги абсолютно новую машину, которую придумали люди, не спроектировавшие ни одного серийного автомобиля, вы берете на себя ответственность за жизни людей, которые будут в них ездить. Вы к этому готовы?
Конечно. Пройдены стендовые испытания. Для безопасности надо пройти сертификацию. Если сертификацию не пройдем, вопросов нет, выпускать не будем. Вы что, правда думаете, что наши российские менеджеры могут запустить серийное производство? Конечно, нет. Мы возьмем иностранных ребят, которые имеют опыт запуска серийного производства в России. Мы создали мощную интернациональную команду, которая занимается изучением и развитием, а строить планы завода и саму систему конвейерной сборки будут люди, которые делают это лучше. Мы знаем, кого возьмем из западных менеджеров. А придумываем мы очень хорошо, просто надо написать внятное техзадание. Эксперимент, естественно, рискованный, но он находится в продвинутой стадии, я не прошу ни у кого денег, это лично мой проект и мой риск.
Ваш проект много критикуют. Эксперты говорят, что на машине будет стоять двигатель, который был придуман чуть ли не 100 лет назад, но так и не нашел серийного применения. Вас, в частности, это не смущает?
 Нет. Что касается движка — приехал парень из Сибири, привез роторно-лопастный двигатель и показал, как можно сделать так, чтобы цилиндры не касались поршня. Это значит, что масло можно заливать один раз. Мы тихо обалдели. Теперь он наш партнер, все у него хорошо в жизни — он будет иметь процент от продаж. А если получится сделать керамический поршень, то масло вообще не нужно будет. Это важная история, но звучит сказочно.
А если человек из Хабаровска купил ваш автомобиль, а у него по какой-то причине авария или дерево на него упало? Как и где ему ремонтировать машину?
Знаете, с каким количеством запчастей от традиционных машин работают сервисы? 1500. А у нас машина состоит из 400 блоков. Традиционные вещи будут делать частные сервисы. Обычный сервис может вообще сборкой Ё-мобиля заниматься — сборка даже 500 машин будет рентабельной. Франшизу будем продавать. Полно дилеров уже сейчас пишут: дайте нам, мы хотим чинить Ё-мобиль.
А как графически будет изображаться логотип Ё на автомобилях, которые будут продаваться в других странах?
 Так и будет — Ё.
Зачем вы купили New Jersey Nets? И почему у нее дела не очень ладятся?
С чего вы взяли? У нас уже четыре драфт-пика. Не заметили?
Есть команда, строится арена, набран профессиональный менеджмент, есть опцион участия в еще одном крупном проекте — строительстве офисного центра. Для меня в целом это взрывной по стоимости проект. Капитализация команды после переезда в Бруклин будет $700 млн. Она будет зарабатывать миллионов 30. И арена будет стоить под $1 млрд. Планируем в течение пяти лет стать чемпионам NBA. Бруклин — это столица эмиграции, там только 450 000 бывших наших живет, а больших команд, за кого можно болеть, у них нет.
 Каковы результаты группы «Онэксим» этому году?
 Скажу позже. У меня вообще задача — резко опуститься в списке Forbes, во второй десяточке оказаться.
 И внимания?
Да. Есть цикл публичности — 3-4 года, он пройден. Теперь опять хочется быть скромным.
 Какая у вас зарплата?
 В этом году выросла. Как президент «Онэксима» получаю один МРОТ в месяц. Недавно возглавил «Полюс золото» на пол-МРОТа в месяц.
А вы знаете, сколько сейчас МРОТ?
 Он меняется постоянно, так что у меня в процентном отношении самый большой ежегодный рост заработной платы.
 Вас послушать, так у вас везде взрывной рост. А хоть одна неудачная история есть?
Конечно. Я сам.
Судя по всему, вы тоже результат взрывного роста.
Да, хотя ничего этого не предвещало: отец был 1,74 м, мама — 1,73 м. А сам — 2,04 м.
 Какие испытываете ощущения, глядя на баскетболистов снизу вверх?
 Дикий дискомфорт, чувствую себя не в своей тарелке. Страшные ощущения, когда человек на голову тебя выше.
А как вы с маленькими чиновниками общаетесь?
Сидя.
 У вас есть сейчас друзья среди бизнесменов и политиков?
 Есть. Хлопонин Александр Геннадиевич.
Всё?
 У меня есть друзья. Но не хочу их называть — может быть, я считаю их своими друзьями, а они думают как-то иначе.
Насколько верна информация, что вы финансируете фестиваль «Казантип» и чуть ли не являетесь его совладельцем?
Не являюсь. Я туда езжу, там драйвово, и помог один раз финансировать спортивный павильон, так как я не могу находиться три дня и не заниматься спортом.
Вы там бываете без охраны?
 Без охраны. Я и в Москве часто хожу без охраны. И мобильного телефона у меня нет.
Сами пешком ходите?
 По Тверскому бульвару часто хожу. Так быстрее из-за пробок добраться из офиса куда нужно.
 Самолет свой у вас есть? На чем летаете?
 Golfstream 550.
А в одежде у вас какие предпочтения — тоже все самое дорогое?
 Я очень консервативен в одежде.
 А почему сейчас в костюме и при галстуке?
 Я же на работе был. После института пошел работать в банк, с тех пор костюм — моя униформа. Правда, повезло: 15 лет назад мне сделали костюм (трогает свой костюм), в котором я чувствую себя свободно, как в тренировочном костюме.
А какими своими личными достижениями за год вы гордитесь?
 Я много занимаюсь спортом, акробатикой, в этом году научился сложному трюку. Представляете, как ходит ящерица? Вот из этого положения нужно сделать сальто.
 После 40 это опасно.
После 40 все опасно. Я люблю заниматься тем, чем люди после 40 не занимаются. Ё-мобилем, например. Все время ставлю над собой эксперименты.
Вы можете устроить гонки на Ё-мобилях с Сулейманом Керимовым?
Нет, не собираюсь. Я 15 лет не сидел за рулем. Боюсь.
Не собираетесь устроить товарищеские матчи — ваша команда New Jersey Nets против Chelseа Абрамовича? Сначала в баскетбол, потом — в футбол.

Добавить комментарий