Содержание
грядут перемены – DW – 23.03.2009
Фото из архива. Нефтепровод «Дружба»Фото: AP
23 марта 2009 г.
Мировой финансовый кризис, последствия войны на Кавказе, политические баталии на Украине – все это влияет на привлекательность Беларуси как транзитера российских газа и нефти в Европу, утверждают эксперты.
https://p.dw.com/p/HI8C
Реклама
Через Беларусь в Европу идет около 20 процентов экспорта российского газа. Газотранспортная система ОАО «Белтрансгаз» технически позволяет осуществлять транзит российского природного газа в Украину, Польшу, Литву и Калининградскую область. Кроме того, «Белтрансгаз» выполняет операторские функции по эксплуатации 575 километров магистрального газопровода «Ямал-Европа», принадлежащего «Газпрому».
Возможности, ограниченные политически
Состояние газотранспортной системы Беларуси, как уверяют в «Белтрансгазе», а с этим соглашаются и независимые эксперты, позволяет осуществлять бесперебойную и надежную поставку газа потребителям и его транзит за рубеж. До 2010 года планируется за счет госбюджета произвести переукладку 800 километров газопроводов, реконструировать и модернизировать почти 200 газораспределительных станций.
Годовой объем транзита по магистралям «Белтрансгаза» 16 миллиардов кубометров – это примерно вдвое меньше, чем проходит по белорусскому участку «Ямал-Европа». При том что возможности «белтрансгазовской» трубы — порядка 50 миллиардов кубометров.
Фото из архиваФото: AP
Ранее Беларусь согласилась продать «Газпрому» 50 процентов акций «Белтрансгаза» за 5 миллиардов долларов. Последнюю часть акций россияне должны выкупить в 2010 году. В январе «Газпром» рассчитался за очередные 12 процентов акций и довел свою долю в белорусской компании на сегодняшний день до 37,5 процентов.
Однако наполнение системы «Белтрансгаза» эксперты увязывают с его переходом под полный контроль России.
Изначально через Беларусь планировалась протянуть не одну, а две нити газопровода «Ямал-Европа». Белорусское руководство заявляло об огромных прибылях, которые после реализации этого проекта получит страна. Но из-за политических разногласий Россия решила отказаться от «Ямал-Европа-2» в пользу проекта «Северный поток», по дну Балтийского моря.
Тем не менее, официальный Минск продолжает предлагать Москве построить вторую нитку «Ямала», обещая различные преференции и льготы.
«Это самый удобный политически выгодный транзит через Беларусь и экономически целесообразный», — поясняет эксперт, обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Татьяна Маненок, добавляя, что, тем не менее, Россия приняла политическое решение, чтобы газ шел в обход стран-транзитеров.
Политизированная нефть
В течение последних трех лет объемы транзита российской нефти через территорию Беларуси составляли 84-85 миллионов тонн в год — более 70 процентов экспорта российской нефти в Европу.
Беларусь обладает двумя ветками нефтепровода «Дружба»: северная — Новополоцкое предприятие по транспорту нефти «Дружба» и южное – Гомельское.
Как отмечает Татьяна Маненок, северная транзитная труба стоит пустой с лета 2007 года, поскольку после покупки Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода польским нефтяным концерном «Орлен», Россия остановила транзит нефти в сторону Литвы. «Сейчас все более очевидно, что по политическим соображениям, хотя это и мотивировалось техническими неисправностями», — говорит эксперт. А транзит нефти в Латвию был остановлен еще в 2003 году. Фактически, северная труба осталась не у дел.
Избавиться от посредников
Фото из архиваФото: AP
Опасность для монополии Беларусь на транзит нефти в Европу составляет проект строительства обходного нефтепровода БТС-2 (Унеча-Приморск). Как и в случае с газопроводом по дну Балтики, отмечают эксперты, сам по себе БТС-2 экономически невыгоден по сравнению с белорусским направлением. Этот проект опять же возник как ответ Москвы на так называемую «нефтяную войну» с Минском в 2007 году, в результате которой была впервые прекращена поставка нефти в Европу по нефтепроводу «Дружба».
«После падения мировых цен на нефть, здесь только политика и осталась. Я честно сказать, сомневаюсь, что БТС-2 будет реализован. Мировой кризис смыл все или почти все российские проекты, касающиеся обходных путей», — полагает аналитик Юрий Шевцов.
Эксперт Валерия Костюгова смотрит на проект с другой точки зрения: «Экономический смысл у проекта очень ясный: создать избыток транзитных мощностей для того, чтобы принудить страны-транзитеры быть более покладистыми на переговорах».
Россия со временем намерена взять под контроль белорусские нефтяные заводы и трубы, полагает обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Татьяна Маненок. Сейчас уже ведутся переговоры о создании российско-белорусского нефтяного холдинга.
Автор: Сергей Панченко
Редактор: Марина Никитич
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Близкие темы
Близкие темы
РубльПроект «Турецкий поток»»Нафтогаз Украины»Сланцевый газМинскТаможенный союзBrentГерхард ШрёдерГазопровод «Южный поток»Газопровод «Северный поток — 2″ПАО «Газпром»Фонд «Наука и политика»Российско-украинские споры о газеВосточное партнерствоWTIDeutsche WelleГродноРеспублика БеларусьNord Stream AGБеларусь и ЕСПропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Транспорт
Состав и развитие. Географическое положение Беларуси существенно повлияло на формирование сети дорог. Через территорию страны проходят два трансевропейских коридора. В структуре валового внутреннего продукта на транспорт приходится 6,6 %.
В Беларуси получили развитие все современные виды транспорта, кроме морского. Все виды транспорта взаимодействуют между собой, дополняют друг друга и образуют транспортную систему страны. Это позволяет задействовать в перемещении продукции от места ее производства к потребителю различные виды транспорта, исходя из преимуществ каждого из них.
Исторически в Беларуси сложилась густая сеть путей сообщения. Об этом свидетельствует показатель густоты железных дорог, рассчитываемый на 1 тыс. км2 территории. В Беларуси он составляет около 27 км/1000 км2. Этот показатель больше во многих странах, в том числе в Литве, Польше, Румынии, Венгрии. Транспортную сеть Беларуси образуют железнодорожные линии общего пользования, автомобильные дороги, линии городского транспорта, магистральные трубопроводы.
Железнодорожный транспорт. На его долю в последнее десятилетие приходится около 75 % грузооборота и свыше 30 % пассажирооборота. Начало железнодорожной сети Беларуси положила Петербургско-Варшавская магистраль, которая в 1862 г. прошла по участку Гродно — Поречье. (Вспомните из курса истории, чем было обусловлено быстрое развитие железнодорожного транспорта Российской империи во второй половине ХIХ в.)
Преимущественно по железной дороге осуществляются внешнеэкономические связи Беларуси с Россией, Украиной, Литвой, Латвией, Эстонией, Казахстаном, а также с Польшей, Германией, Австрией, Францией и другими европейскими странами. Наиболее высокую интенсивность грузовых и пассажирских поездов имеет магистраль, проходящая через Оршу — Минск — Барановичи — Брест и связывающая Россию со странами Европы. В широтном направлении проходит Полесская магистраль (Брест — Лунинец — Калинковичи — Гомель), которая также связывает Россию с Европой. Важными железными дорогами являются Гомель — Минск — Молодечно — Вильнюс — Калининград, Полоцк — Молодечно, Могилев — Лида — Вильнюс. Железнодорожный путь из Санкт-Петербурга в Одессу проходит через Витебск — Могилев — Жлобин — Мозырь. Вообще Беларусь имеет 24 выхода железнодорожных путей за свои пределы. С 1966 г. используется электрическая тяга. В настоящий момент 16,3 % железнодорожных путей общего пользования электрифицированы.
Наибольшее количество направлений железных дорог проходит через Оршу и Барановичи (по шесть), через Гомель и Брест (по пять). Самый крупный по пассажиро- и грузообороту — Минский железнодорожный узел [1].
Автомобильный транспорт. Этот вид транспорта возник в Беларуси в конце 20-х гг. ХХ в. Среди европейских стран по плотности дорог общего пользования Беларусь занимает 15-е место. Их общая протяженность составляет около 81,5 тыс. км, из которых 87 % имеют твердое покрытие. По протяженности преобладают дороги местного значения, на их долю приходится более 80 % общей протяженности.
Автомобильный транспорт более других видов транспорта перевозит грузы и пассажиров на короткие и средние расстояния. Значительна его роль и в международных перевозках. В настоящий момент белорусские автоперевозчики занимают 5-е место в Европе по объемам перевозки грузов. Состояние автомобильного транспорта в значительной степени зависит от протяженности, размещения и качества покрытия автомобильных дорог.
Беларусь пересекается автомобильными дорогами в самых разных направлениях, однако существует определенная упорядоченность их сети на территории. Международные автодороги идут параллельно железным дорогам. Более густой сетью дорог с твердым покрытием выделяются Минская и Могилевская области. В районах, потерпевших от аварии на Чернобыльской АЭС, все дороги местного значения имеют твердое покрытие. Основным направлением развития автодорожной сети является доведение качества покрытия до международных стандартов на всей территории.
Речной транспорт. Играет значительную роль в южной и юго-восточной части страны. Для его функционирования наиболее пригодны реки Днепр, Припять, Березина и Сож. Организовано судоходство также на Западной Двине и частично на Немане. Сегодня большая часть перевозимых грузов приходится на Припять и Днепровско-Бугский канал. Днепровско-Бугский канал осуществляет грузовые перевозки, а Августовский предназначается для туристическо-экскурсионной деятельности (рис. 127). По рекам Припять и Днепр в придунайские страны и черноморские порты перевозятся калийные удобрения, кухонная соль, сапропель. Поэтому необходимо сооружение канала между Западной Двиной и Днепром, восстановление Огинского канала и, возможно, Березинской водной системы. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется на протяжении всего 500 км, или менее 10 % от возможного. Действуют речные порты с механизированными причалами в Гомеле, Бресте, Бобруйске, Могилеве, Пинске, Мозыре, Микашевичах и Речице. Самый большой по грузообороту — Брестский речной порт.
Трубопроводный транспорт. Этот вид транспорта используется для передачи нефти и нефтепродуктов, природного газа. Современная общая протяженность магистральных трубопроводов на территории Беларуси составляет более 11 тыс. км, из которых 2/3 приходится на газопроводы. Нефтепровод «Дружба» идет из России по двум направлениям: 1) через Кричев — Оршу до Новополоцка и 2) через Мозырь в Польшу и Германию с ответвлениями в Украину, Венгрию, Словакию, Чехию. Из Западной Сибири (Сургут) нефть подается по трубопроводу в Полоцк, откуда отходят ответвления на Новополоцк, в Литву и Латвию. В Беларуси функционируют также 3 магистральные продуктопровода, на двух из них осуществляется перекачка нефтепродуктов за пределы страны.
Транзит российского природного газа осуществляется в Польшу, Литву, Калининградскую область России, Украину по системе магистральных газопроводов: Торжок (Россия) — Минск — Ивацевичи, Ивацевичи — Долина (Украина), Ивацевичи — Слоним — Гродно, Минск — Гомель, Кобрин — Брест — Варшава, Ямал (Россия) — Европа, Дашава (Украина) — Минск, Ивацевичи — Вильнюс
Воздушный транспорт. В настоящий момент в Беларуси воздушный транспорт почти полностью используется для выполнения международных перевозок. Беларусь владеет сетью аэропортов, из которых проложены авиамагистрали в 30 городов СНГ, а из международного Национального аэропорта «Минск» — в ряд городов Европы (Мюнхен, Франкфурт-наМайне, Берлин, Вена, Стокгольм, Варшава и др.), Азии (Пекин, Тегеран, Тель-Авив и др.), Америки (Нью-Йорк) (рис. 128). Постепенно увеличивается доля зарубежных авиакомпаний в освоении международных авиалиний страны.
Размещение Беларуси в центре Европы обусловливает развитие транспорта Беларуси в сторону транзита, интеграции его в мировой рынок, что ведет к росту транзитных перевозок, экспортно-импортных операций и созданию логистических систем. В перспективе будут значительно улучшены автодороги общего пользования, в грузообороте возрастет доля железной дороги и трубопроводного транспорта, стабилизируется либо снизится — автомобильного транспорта, доля же воздушного и речного транспорта несколько повысится. Формируются логистические центры (Минск, Брест, Гродно, Орша).
Экологические проблемы. Под транспортные коридоры и пути заняты значительные площади земельных ресурсов Беларуси, что усложняет их сельскохозяйственное и другое использование. Особенно много проблем в землепользовании создает строительство новых автомобильных дорог. Подсчитано, что на 1 км новых автодорог потребуется в 3 раза больше общей земельной площади, чем для той же протяженности железных дорог. Всего в расчете на одного жителя площадь, которую занимает инфраструктура автотранспорта Беларуси, составляет 120 м2. Хотя в развитых странах этот показатель еще больше: в США — 674 м2, во Франции — 357 м2.
Все виды транспорта в той или иной степени являются загрязнителями воздуха, воды, почвы, причем наибольшим воздействием на состояние окружающей среды выделяются автомобильный и воздушный транспорт.
Список литературы
1. География 10 класс/ Учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/Авторы:М. Н. Брилевский — «От авторов», «Введение», § 1—32;Г. С. Смоляков — § 33—63/Минск «Народная асвета» 2012
Свобода и санкции в стране трубопровода – Canadian Dimension
Нефтяной сектор имеет решающее значение для экономики Беларуси, но санкции США имеют непреднамеренные последствия, подталкивая режим Лукашенко к России, чьи компании стремятся экспортировать свою продукцию в Белорусский рынок. Фото Виктора Драчева.
Возмущение Запада против Беларуси вновь вспыхнуло 23 мая, когда рейс Ryanair, направлявшийся в Литву, был перенаправлен в Минск из-за предполагаемой угрозы взрыва. На борту и задержан был оппозиционный журналист и активист Роман Протасевич, ключевой координатор протестов после выборов в Беларуси в прошлом году. Ранее в ноябре страна выдала ордер на его арест.
Госсекретарь США Энтони Блинкен раскритиковал «этот шокирующий поступок» и осудил «продолжающиеся преследования и произвольные задержания журналистов в Беларуси». Он сказал, что США поддерживают белорусский народ «в его стремлении к свободному, демократическому и процветающему будущему». Премьер-министр Джастин Трюдо последовал его примеру, заявив, что Канада рассмотрит возможность введения дополнительных санкций против страны.
С западной точки зрения Беларусь – исключение. Его сосед Украина является партнером НАТО, и другие соседние государства (за исключением России) также являются членами альянса. Более того, республика, не имеющая выхода к морю, занимает стратегическое положение. Как отмечается в недавнем отчете НАТО, Беларусь «служит важным экспортным и транзитным шлюзом для российских энергоносителей».
Соединенные Штаты рассматривают российскую энергию как проблему безопасности Европы. Россия является крупнейшим в мире экспортером нефти и газа, а трубопроводы и морские пути на рынок имеют жизненно важное значение для ее экономики. Обширная система трубопроводов доставляет около миллиона баррелей в день российской нефти через Беларусь в Центральную Европу. Два дополнительных крупных трубопровода транспортируют российский газ в Польшу и другие европейские страны.
Нефтяной сектор играет ключевую роль в экономике Беларуси, принося около 1 миллиарда долларов в год в виде платы за транзит по трубопроводу. Два его государственных нефтеперерабатывающих завода перерабатывают российскую сырую нефть и экспортируют нефтепродукты, что является крупнейшим экспортным доходом страны. Беларусь также импортирует российские нефть и газ для собственного рынка.
Несколько месяцев 2020 года Беларусь импортировала сырую нефть из других стран, воспользовавшись сверхнизкими ценами во время пандемии коронавируса. Среди них были два груза из США после того, как госсекретарь Майк Помпео посетил Минск, предложив «конкурентоспособные цены». Столкнувшись с враждебным Западом после выборов в августе 2020 года, Минск возобновил импорт российской нефти по пересмотренной цене.
Для Запада переизбрание президента Александра Лукашенко стало последней каплей. Его главная соперница Светлана Тихановская отказалась уступать после широко распространенных обвинений в фальсификации результатов голосования. По словам представителей избирательной комиссии, Лукашенко набрал 80 процентов голосов, а Тихановская — почти 10 процентов. Тихановская укрылась в Литве и получила поддержку Запада в качестве временного лидера Беларуси. Министр иностранных дел России Сергей Лавров прокомментировал: «Никто не скрывает, что все дело в геополитике, в борьбе за постсоветское пространство».
Запад поддерживает белорусскую оппозицию уже давно. США, Канада и другие страны имеют давние программы помощи демократизации и правам человека внутри страны. Западные санкции восходят к президентским выборам 2006 года, после которых США, Европейский Союз и Канада ввели санкции против различных правительственных чиновников. Эти односторонние меры не были одобрены Советом Безопасности ООН.
Основные газопроводы (красный) и нефтепроводы (зеленый) в Беларуси. Нефтеперерабатывающие заводы подписаны темно-синим цветом.
США также нацелились на нефтяной и нефтехимический сектор, наложив санкции на государственное предприятие «Белнефтехим» в 2007 и 2011 годах. Это один из крупнейших промышленных комплексов Беларуси, на который приходится половина всего экспорта страны. Вашингтон временно приостановил действие санкций в 2015 году, когда Беларусь освободила шестерых политзаключенных и способствовала мирным переговорам в Украине.
После переизбрания Лукашенко в 2020 году Вашингтон ввел санкции в отношении белорусских чиновников, ответственных за разгон протестующих. Канада, Великобритания и ЕС последовали их примеру. В апреле этого года Вашингтон возобновил свои прежние санкции, в том числе в отношении «Белнефтехима».
США никогда не нападали на нефте- и газопроводы, проходящие транзитом через Беларусь, которые также проходят через верного союзника Америки Польшу. Вместо этого Вашингтон сосредоточил свой гнев на почти построенном газопроводе «Северный поток — 2» из России в Германию по дну Балтийского моря. 19 мая администрация Байдена резко изменила свою политику и объявила, что не будет вводить новые санкции в отношении европейских компаний, участвующих в «Северном потоке — 2», признав, что проект является свершившимся фактом . Впоследствии США заявили о своем желании наладить разорванные отношения с Германией.
Инцидент с Ryanair предоставил новую возможность заявить о себе в Беларуси. Лидеры ЕС 24 мая договорились о введении авиационных ограничений в отношении Беларуси. Их министры иностранных дел встретились 27 мая, чтобы обсудить распространение санкций не только на отдельных белорусов, но и на ключевые секторы экономики, такие как нефть и нефтехимия, калий и финансы. После заседания решение не оглашалось. ЕС никогда не вводил санкции в отношении белорусского нефтяного или калийного секторов, которые принадлежат государству. Беларусь является вторым по величине производителем калия в мире после Канады, а этот ресурс является вторым по величине экспортным источником страны.
Для Запада шумиха вокруг Ryanair и Протасевича удачно затушевала гораздо более серьезный инцидент четырьмя неделями ранее. В апреле власти Минска и Москвы объявили об аресте девяти белорусов по подозрению в подготовке военного переворота против Лукашенко. В то время как обеспокоенный президент утверждал, что ответственность за это несет Вашингтон, власти США отрицали свою причастность.
Действия Запада подталкивают Беларусь к ее единственному дружественному соседу, России. Двадцать лет назад две страны договорились о создании Союзного государства России и Белоруссии, но мало что было сделано для реализации договора. Сейчас обсуждается интеграция. Беларусь уже является членом Евразийского экономического союза и других организаций, созданных Россией и другими бывшими советскими государствами.
Страны, вводящие санкции, рискуют отрезать себе нос назло своему лицу. Например, после того, как Литва ввела санкции в 2020 году, Беларусь начала экспортировать нефтепродукты в Европу через российские балтийские порты вместо нефтепоезда в литовский порт Клайпеда. Порт потерял 30 и более процентов своего дохода. Пострадали и литовские нефтепоезда. Кроме того, Россия и Беларусь планируют экспорт калия и древесины через российские порты.
Выражая солидарность с США и Европой, Канада присоединилась к санкциям против Беларуси, сославшись на свою заботу о правах человека и демократии. Но санкции, наносящие ущерб экономике, вряд ли завоюют сердца и умы. Наоборот, они почти наверняка причинят страдания людям в целевой стране. Поскольку санкции неоднократно не приносили ожидаемых результатов, какой цели они на самом деле служат?
Джон Фостер — автор книги «Нефть и мировая политика: реальная история сегодняшних конфликтных зон» (Lorimer Books, 2018).
Более 75% нашего операционного бюджета поступает к нам в виде пожертвований от наших читателей. Эти пожертвования помогают оплачивать наши счета и гонорары некоторым из наших писателей, фотографов и художников-графиков. Наши сторонники являются частью всего, что мы делаем.
Пожертвовать сейчас
Включите JavaScript для просмотра комментариев, созданных Disqus.
Предупреждение белорусского лидера вызывает новую тревогу в Европе по поводу газовых потоков
МОСКВА/ЛОНДОН, 11 ноя (Рейтер) — Предупреждение президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что он может остановить потоки российского газа через свою страну в Европу в споре с европейскими Союз создал новую угрозу и без того ограниченным европейским поставкам в четверг.
Лукашенко прокомментировал ситуацию, когда ЕС готовится ввести новые санкции против Беларуси после того, как обвинил Минск в организации «гибридной атаки» на блок, поощряя мигрантов пытаться проникнуть на территорию ЕС. Беларусь отвергает обвинения. читать дальше
Выступление Лукашенко вызвало новые опасения по поводу сокращения поставок и высоких цен в Европе, которые ударили как по потребителям, так и по промышленности, поскольку трубопровод Ямал-Европа, по которому российский природный газ проходит в Германию, проходит через Беларусь.
В Европе сохраняется неопределенность в отношении намерений Москвы, а потоки российского газа по трубопроводу Ямал-Европа сократились вдвое со среды по четверг.
«Мы топим Европу, нам до сих пор угрожают, что закроют границу. А если мы перекроем там природный газ? Поэтому я бы рекомендовал руководству Польши, литовцам и прочим обезглавленным думать, прежде чем говорить», — Лукашенко сказал. читать дальше
В знак беспокойства по поводу ситуации, европейский эталонный фьючерсный контракт — контракт на месяц вперед в Нидерландах — вырос на 3,3% в какой-то момент в четверг утром.
Обратные потоки по газопроводу Ямал-Европа на прошлой неделе, когда газ шел в Польшу, а не на запад в Германию, усугубили дефицит предложения в Европе и привели к росту цен как для промышленности, так и для потребителей.
После распоряжения президента России Владимира Путина поставки возобновились поздно вечером в понедельник, достигнув максимума за неделю в среду, когда российский государственный экспортер Газпром (GAZP. MM) пополнил свои европейские хранилища. читать дальше
Потоки в Германию в пункте учета Мальнов на польской границе составили около 7,79 миллиона киловатт-часов (кВтч) в час в четверг утром, что почти вдвое меньше среднего уровня, наблюдавшегося в среду, показали предварительные данные немецкого сетевого оператора Gascade.
В какой-то момент в среду почасовые входные потоки в точке Мальнов достигли 15,2 млн кВтч. Предварительные данные показали, что исходящие потоки в Мальнове — или транспортировка газа в Польшу из Германии — были нулевыми.
Во вторник «Газпром» заявил, что начал пополнять свои европейские хранилища газа, что снизило спотовые цены в регионе. подробнее
Между тем, заявки на поставку российского газа на запад в Велке-Капушаны на словацко-украинской границе в четверг составили 92,1 млн кубометров, или 999 700 мегаватт-часов, чуть ниже максимума этого года, заявленного на среду, свидетельствуют данные сайта Словацкий оператор системы передачи Eustream показал.
Добавить комментарий