Eng Ru
Отправить письмо

Эксперты обсудили проблемы энергетического машиностроения. Медведева елена анатольевна минэнерго


Елена Медведева приняла участие в конференции «Подключенные города»

9 октября, Москва. – Заместитель директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России Елена Медведева приняла участие в конференции «Подключенные города». Организаторами мероприятия выступили Ассоциация участников рынка интернета вещей и Фонд развития интернет инициатив.

Участники конференции обсудили вопросы трансформации городской среды за счет  внедрения новых технологий, ключевые факторы при формировании концепции «умный город», задачи определения оптимальных механизмов инвестирования и масштабирования успешных проектов, а также обменялись мнениями по различным аспектам интеллектуализации городского хозяйства и необходимым  для его успешного внедрения преобразованиям.

«В основе концепции «умного города» должна лежать задача обеспечения безопасной, надежной, экономически эффективной городской инфраструктуры», - отметила Елена Медведева.

Заместитель директора Департамента заострила внимание на необходимости комплексного подхода к строительству информационных систем, обеспечивающих функционирование «умного города». «Их слаженное взаимодействие должно, в конечном итоге, дать ожидаемый положительный социально-экономический эффект», - добавила она.

Елена Медведева также ознакомила участников конференции с планами Минэнерго России по построению единой доверенной информационной среды, как основы цифровой трансформации.

«Данная задача ставит целый комплекс вопросов, начиная от требований к интерфейсам и протоколам обмена данными, заканчивая корректировкой нормативно-правового регулирования оборота технологических данных и вновь возникающих отношений между субъектами», - сказала замдиректора Департамента.

По ее словам, для проработки озвученного круга задач Министерство  энергетики РФ готовит материалы для вынесения предложения по приоритетной программе «Цифровая трансформация электроэнергетики».

«Для обеспечения в будущем слаженной работы миллионов приборов и большого количества информационных систем, которые формируют «интеллект» города, необходимо уже сейчас обеспечить согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе министерств и ведомств, - добавила Елена Медведева. - Хорошей площадкой для этого являются центры компетенции, созданные для реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Участники мероприятия поддержали позицию Минэнерго России, и отметили высокую заинтересованность Министерства  во внедрении новых цифровых технологий.  

 

 

minenergo.gov.ru

Список сотрудников Минэнерго России, ответственных за взаимодействие с соответствующими референтными группами

4.

Жученко Андрей Николаевич

Заместитель начальника отдела транспортировки нефти и нефтепродуктов

(495) 631-87-85

Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Электроэнергетика

1.

Байков Игорь Анатольевич

Заместитель директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике

495-631-95-94

Обеспечение надежного и безопасного энергоснабжения потребителей, в т. ч. мониторинг реализации ремонтных программ субъектов электроэнергетики; оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон; контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; установление нормативов запаса топлива на тепловых электростанциях и мониторинг наличия запасов топлива

2.

Медведева Елена Анатольевна

Заместитель директора – начальник отдела оперативной деятельности и регионального взаимодействия Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике

495-631-88-71

Совершенствование системы управления производственными активами; рассмотрение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и отчетов об их исполнении в части перечней инвестиционных проектов, графиков строительства объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по инвестиционным проектам; энергетическое машиностроение, импортозамещение

3.

Кухарцев Владислав Владимирович

Начальник отдела технической политики и модернизации

Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике

495-631-82-56

Разработка и рассмотрение нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики; формирование и реализации технической политики

4.

Эрдыниев Антон Александрович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-88-89

Мониторинг состояния расчетов на розничных рынках электрической энергии

5.

Скулкин Вячеслав Сергеевич

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-84-64

Реализация плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», совершенствование правового регулирования деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии, оптимизация структуры затрат и повышение экономической эффективности деятельности сетевых организаций, развитие сетевой

6.

Завизенов Константин Владимирович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495)380-13-65 доб. 1091

7.

Эрдыниев Антон Александрович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-88-89

8.

Михееев Дмитрий Дмитриевич

Заместитель директора департамента – начальник отдела перспективного развития электроэнергетики Департамента развития электроэнергетики

(495)380-13-65 доб. 1035

9.

Эрдыниев Антон Александрович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-80-47

Регулирование деятельности оптового рынка электрической энергии и мощности, подготовка к заседаниям наблюдательного совета НП «Совет рынка», мониторинг и принятие мер по укреплению платежной дисциплины в отрасли

10.

Эрдыниев Антон Александрович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495)631-88-89

Формирование и контроль реализации инвестиционных программ и планов развития отрасли, контроль освоения бюджетных средств, участие производителей в оптовом рынке электрической энергии и мощности, совершенствование нормативного регулирования деятельности по производству электрической энергии, взаимодействие с иными субъектами отрасли, развитие технологий выработки электрической энергии с применением возобновляемых источников

11.

Гринкевич Егор Борисович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-80-47

12.

Скулкин Вячеслав Сергеевич

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-84-64

13.

Завизенов Константин Владимирович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495)380-13-65 доб. 1091

14.

Гринкевич Егор Борисович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-80-47

Мониторинг и контроль ценовой ситуации, выработка предложений по совершенствованию правового регулирования статуса потребителей электрической энергии на оптовом и розничных рынках, улучшение конкурентной среды, развитие крупных энергоемких производств

15.

Скулкии Вячеслав Сергеевич

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-84-64

16.

Эрдыниев Антон Александрович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495)631-88-89

17.

Михееев Дмитрий Дмитриевич

Заместитель директора департамента – начальник отдела перспективного развития электроэнергетики Департамента развития электроэнергетики

(495)380-13-65 доб. 1035

18.

Эрдыниев Антон Александрович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-80-47

Мониторинг и принятие мер по укреплению платежной дисциплины в отрасли, в том числе состояние расчетов на розничных рынках электрической энергии, проведение конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика электрической энергии, совершенствование правового регулирования розничных рынков электрической энергии

19.

Скулкин Вячеслав Сергеевич

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-84-64

Разработка долгосрочных программ развития отрасли, анализ реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, подготовка укрупненных нормативов стоимости типовых технологических решений в электроэнергетике, вопросы технологической модернизации в электроэнергетики и внедрения инновационных решений и технологий

20.

Эрдыниев Антон Александрович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-80-47

21.

Гринкевич Егор Борисович

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-80-47

Совершенствование процедур оперативнодиспетчерского управления, участие в конкурентном отборе мощности, вопросы выбора состав включенного генерирующего оборудования, вопросы мониторинга подготовки к осенне-зимнему максимуму нагрузок

Теплоэнергетика

1.

Храпков Алексей Анатольевич

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики

(495) 631-84-70

По всем вопросам в сфере теплоэнергетики

Угольная промышленность

1.

Шумков Сергей Иванович

Заместитель директора Департамента угольной и торфяной промышленности

(495) 631-86-52

Все компетенции Департамента угольной и торфяной промышленности

2.

Верзилов Михаил Михайлович

Заместитель директора Департамента угольной и торфяной промышленности

(495) 631-86-55

Все компетенции Департамента угольной и торфяной промышленности

3.

Шарапов Геннадий Евгеньевич

Начальник отдела развития добычи и переработки угля и торфяной промышленности

(495) 631-91-88

Добыча и переработка угля, лицензирование угольных месторождений

4.

Харькова Наталья Борисовна

Начальник отдела реструктуризации, экологии и промышленной безопасности в угольной промышленности

(495) 631-93-20

Реструктуризация угольной промышленности

5.

Карасев Олег Юрьевич

Начальник отдела развития рынка угля

(495) 631-98-09

Внутренний и внешние рынки угля

6.

Батугина Любовь Николаевна

Заместитель начальника отдела реструктуризации, экологии и промышленной безопасности в угольной промышленности

(495) 631-86-36

Промышленная безопасность, охрана труда, экология

7.

Морева Ангелина Григорьевна

Заместитель начальника отдела развития рынка угля

(495) 631-97-45

Внутренний и внешние рынки угля

8.

Сапожникова Нина Вячеславовна

Главный специалист-эксперт отдела реструктуризации, экологии и промышленной безопасности в угольной промышленности

(495) 631-91-82

Реструктуризация угольной промышленности

Противодействие коррупции

1.

Уманец Олег Петрович

Заместитель директора департамента – начальник отдела по противодействия коррупции и административным вопросам Департамента административной и законопроектной работы

(495) 631-89-12

Взаимодействие с референтными группами по вопросам противодействия коррупции

Энергоэффективность

1.

Зубов Дмитрий Александрович

Заместитель директора департамента – начальник отдела энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Департамента управления делами

(495) 631-86-44

Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Взаимодействие с компаниями, их объединениями и иными общественными организациям

2.

Трибунский Алексей Леонидович

Заместитель директора Департамента управления делами

(495) 631-92-88

Региональные и муниципальные органы власти. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования и их члены

3.

Мельников Дмитрий Александрович

Советник отдела энергосбережения и повышения и повышения энергетической эффективности

Департамента управления делами

(495) 631-91-75

Продвижение энергоэффективного освещения. Энергосервис. Научные и образовательные организации (их структурные подразделения) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

4

Юдина Ольга Николаевна

Заместитель начальника отдела энергосбережения и повышения и повышения энергетической эффективности

Департамента управления делами

(495) 631-97-06

Взаимодействие с международными организациями. Популяризация и пропаганда в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Государственная энергетическая политика

Документы стратегического планирования в рамках компетенции Департамента государственной энергетической политики

1.

Романов

Сергей Михайлович

Заместитель директора Департамента государственной энергетической политики

(495) 631-95-63

Компании производители и потребители энергии, экспертное и научное сообщество

Инновационное развитие отраслей ТЭК и экология в рамках компетенции Департамента государственной энергетической политики

1.

Митрейкин

Александр Николаевич

Заместитель директора Департамента государственной энергетической политики

(495) 631-85-07

Компании производители и потребители энергии, экспертное и научное сообщество

Ключевые цели и задачи и итоговый доклад о результатах деятельности Минэнерго России

1.

Куцевляк

Иван Петрович

Референт Департамента государственной энергетической политики

(495) 631-80-96

Компании производители и потребители энергии, экспертное и научное сообщество

Международные организации

1.

Ноздрина Наталья Ивановна

Начальник отдела международных организаций Департамента международного сотрудничества

(495) 631-83-22

Взаимодействие с международными организациями

gigabaza.ru

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение - журнал для электросетевого комплекса .:

6 декабря в рамках XX юбилейной Международной специализированной выставки «Электрические сети России – 2017» при поддержке и активном участии Министерства энергетики РФ и Ростехнадзора состоялась IV Научно-практическая конференция «Контроль технического состояния оборудования объектов электроэнергетики». Организаторами Конференции выступили АО «Техническая инспекция ЕЭС», ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» Минэнерго России и журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».

В текущем году участники ставшего традиционным мероприятия сосредоточились на практических вопросах и методах технического диагностирования, а также обсудили необходимые изменения в отраслевых нормативных документах и стандартах организации с целью повышения эффективности работы.

C приветственным словом к собравшимся обратился генеральный директор АО «Техническая инспекция ЕЭС» Павел Голубев. Он пожелал участникам успехов и плодотворной работы и подчеркнул, что данная тематика чрезвычайна важна для отрасли и в условиях старения оборудования приобретает особое значение. Ведь оценка технического состояния, понимание фактического состояния оборудования – это то знание, без которого невозможно правильно организовать эксплуатацию оборудования.

В настоящее время благодаря деятельности и усилиям Министерства энергетики РФ проводится большая работа по внедрению новых методов, в том числе риск-ориентированной модели управления в электроэнергетике. На общеотраслевом уровне взят курс на постепенный переход от планово-предупредительных ремонтов к ремонтам по техническому состоянию. В этой ситуации традиционные методы контроля технического состояния становятся менее актуальными и на первый план выходят новые методы, в том числе методы удаленного и онлайн-мониторинга.

С докладом о формировании единого алгоритма определения оптимального вида, состава и стоимости технического воздействия для отдельных групп оборудования выступила заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики России Елена Медведева. Елена Анатольевна сообщила, что буквально на днях (29 ноября) были подписаны изменения в Стратегию развития электросетевого комплекса, законодательно закрепляющие переход к оценке износа оборудования по фактическому техническому состоянию. Тем же документом закрепляется план работ по переходу к данной модели и оптимизации расходов электросетевых компаний на ремонт и содержание оборудования в концепции риск-ориентированного управления.

Далее слово взял заместитель начальника отдела по надзору за электрическими сетями Ростехнадзора Российской Федерации Сергей Денисов с докладом на тему «Надзор за объектами электросетевого хозяйства». Сергей Сергеевич подчеркнул, что основная цель энергетического надзора – это безопасность эксплуатации функционирования объектов электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей, а также теплосетевых, и теплоснабжающих организаций. Свои функции Ростехнадзор реализует путем проведения плановых и внеплановых проверок предприятий и объектов энергетики. В рамках перехода к риск-ориентированной модели функционирования электроэнергетики будет меняться и порядок проведения плановых проверок. В новой модели Ростехнадзор будет концентрировать свое внимание на поднадзорных субъектах, где наиболее вероятен риск возникновения аварии или несчастного случая.

С докладами на конференции также выступили технические руководители группы компаний «Россети», АО «Техническая инспекция ЕЭС», НИУ «МЭИ», ФГАОУ ДПО «ПЭИПК», руководители организаций – разработчиков оборудования для диагностики, испытательных центров и лабораторий.

В ходе оживленных дискуссий участники обменивались опытом и мнениями о наиболее актуальных и перспективных наработках по оценке технического состояния оборудования объектов электроэнергетики, а также познакомились с опытом разработки и применения систем диагностического мониторинга высоковольтного оборудования компаний.

Подробный отчет о конференции с основными тезисами докладов участников будет опубликован в очередном номере журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» (№1 январь-февраль 2018). Чтобы иметь своевременный доступ ко всей актуальной аналитической информации, рекомендуем оформить подписку на издание.

Презентации докладов участников конференции опубликованы по ссылке:

 

О формировании единого алгоритма определения оптимального вида, состава и стоимости технического воздействия для отдельных групп оборудования Медведева Е.А., заместитель директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России pdfЧитать687.01 КБ
Надзор за объектами электросетевого хозяйства Денисов С.С., заместитель начальника Управления государственного энергетического надзора pdfЧитать1 МБ
Объем и нормы испытания электрооборудования. Новая редакция стандарта организации Пелымский В.Л., заместитель главного инженера ПАО«Россети» pdfЧитать1.2 МБ
Предложения по разработке методического обеспечения оценки технического состояния электрооборудования Назарычев А.Н., д.т.н., профессор, ректор ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» pdfЧитать1.68 МБ
Оценка технического состояния высоковольтного оборудования. Инновационные разработки АО «Техническая инспекция ЕЭС» Дарьян Л.А., д.т.н., профессор, директор по научно-техническому сопровождению АО «Техническая инспекция ЕЭС» pdfЧитать2.3 МБ
Вопросы комплексной безопасности предприятий критически важной инфраструктуры Бадалов А.Ю., вице-президент, генеральный конструктор АО «РКСС» pdfЧитать2.26 МБ
Реализация дорожной карты «EnergyNet». Организация проектных консорциумов «Надежные и гибкие распределительные сети» Скворцов Д.А., заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ООО «ПиЭлСи Технолоджи» pdfЧитать889.07 КБ
Тепловизионный контроль как метод диагностики электросетевого оборудования Рыбников Д.А., заместитель главного инженера по технологическому развитию и инновациям ПАО «МРСК Центра» pdfЧитать1.12 МБ
Нейросетевые модели прогнозирования параметров и дефектов силовых трансформаторов Щербатов И.А., к.т.н., доцент кафедры АСУТП НИУ «МЭИ» pdfЧитать929.13 КБ
Поиск новых подходов повышения эффективности ремонтов маслонаполненного оборудования Высогорец С.П., к.т.н., главный специалист ПАО «МРСК Северо-Запада» pdfЧитать982.15 КБ
Практика применения УФ-дефектоскопов для инспекции высоковольтных систем Овсянников А.Г., д.т.н., профессор, ведущий инженер ООО «ЦНИТЭ» pdfЧитать2 МБ
Оценка состояния оборудования объектов энергетики с использованием технологий машинного обучения Коробцов Ю.Л., менеджер по технологическому развитию и инновациям АО «Шнайдер Электрик» pdfЧитать2.42 МБ
Преимущества мониторинга парка трансформаторов, работающих свыше запланированного срока службы Филиппов В.А., инженер технической поддержки ООО «Камлин Рус» pdfЧитать2.17 МБ
Критерий и признаки изменений в работоспособном техническом состоянии для предотвращения инцидентов и аварий энергетического оборудования Наумов С.А., директор по развитию проекта «ПРАНА» АО «РОТЕК» pdfЧитать1.97 МБ
Опыт АББ в разработке и применении интеллектуальных трансформаторов Кузьмин О.А., руководитель отдела диагностики и мониторинга трансформаторов АББ (Германия) pdfЧитать401.6 КБ
Термосенсор — новая технология контроля температуры контактных соединений Лесив А.В., директор по развитию бизнеса ООО «ТермоЭлектрика» pdfЧитать5.56 МБ

eepir.ru

Елена Медведева приняла участие в конференции «Подключенные города»

9 октября, Москва. – Заместитель директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России Елена Медведева приняла участие в конференции «Подключенные города». Организаторами мероприятия выступили Ассоциация участников рынка интернета вещей и Фонд развития интернет инициатив.

Участники конференции обсудили вопросы трансформации городской среды за счет  внедрения новых технологий, ключевые факторы при формировании концепции «умный город», задачи определения оптимальных механизмов инвестирования и масштабирования успешных проектов, а также обменялись мнениями по различным аспектам интеллектуализации городского хозяйства и необходимым  для его успешного внедрения преобразованиям.

«В основе концепции «умного города» должна лежать задача обеспечения безопасной, надежной, экономически эффективной городской инфраструктуры», - отметила Елена Медведева.

Заместитель директора Департамента заострила внимание на необходимости комплексного подхода к строительству информационных систем, обеспечивающих функционирование «умного города». «Их слаженное взаимодействие должно, в конечном итоге, дать ожидаемый положительный социально-экономический эффект», - добавила она.

Елена Медведева также ознакомила участников конференции с планами Минэнерго России по построению единой доверенной информационной среды, как основы цифровой трансформации.

«Данная задача ставит целый комплекс вопросов, начиная от требований к интерфейсам и протоколам обмена данными, заканчивая корректировкой нормативно-правового регулирования оборота технологических данных и вновь возникающих отношений между субъектами», - сказала замдиректора Департамента.

По ее словам, для проработки озвученного круга задач Министерство  энергетики РФ готовит материалы для вынесения предложения по приоритетной программе «Цифровая трансформация электроэнергетики».

«Для обеспечения в будущем слаженной работы миллионов приборов и большого количества информационных систем, которые формируют «интеллект» города, необходимо уже сейчас обеспечить согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе министерств и ведомств, - добавила Елена Медведева. - Хорошей площадкой для этого являются центры компетенции, созданные для реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Участники мероприятия поддержали позицию Минэнерго России, и отметили высокую заинтересованность Министерства  во внедрении новых цифровых технологий.  

 

 

minenergo.gov.ru

Дмитрий Медведев в ходе отчёта Правительства о результатах работы в 2015 году рассказал об основных итогах в отраслях ТЭК

Москва, 19 апреля. – Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев в ходе отчёта Правительства о результатах работы в 2015 году в Государственной Думе рассказал об основных итогах, событиях и тенденциях в отраслях ТЭК за прошедший год.

В числе основных негативных факторов, влияющих на экономику, Дмитрий Медведев назвал низкие цены на нефть и другие сырьевые товары. «Дело не только в глубине их падения, но прежде всего в скорости падения. В 2015 году нефть подешевела вдвое практически за полгода, а это уже беспрецедентная история. К такому стремительному снижению стоимости экспорта быстро не может приспособиться ни одна экономика. И для нашей экономики это был жёсткий шок», - сказал глава Правительства России.

Тем не менее, по его словам, топливно-энергетический комплекс показал достойные результаты. «Несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, санкции против наших компаний, в России было добыто более полумиллиарда тонн нефти. Это рекордный результат за всю новейшую историю страны. Рост доходов отрасли произошёл не только из-за положительного влияния девальвации рубля на издержки компаний, но и за счёт большого налогового манёвра. Мы активно занимались строительством газотранспортной инфраструктуры, в том числе магистрального газопровода «Сила Сибири», в 2015 году построен участок 42 км. Этот газопровод позволит сформировать дополнительные рынки сбыта российского газа в Азиато-Тихоокеанском регионе. Ну и самое главное, может быть, для людей – газифицировать структуру, жизнь просто по всему маршруту. Этого люди ждут на Дальнем Востоке. Ещё одна важная часть нашей работы – это «зелёная» энергетика. Был запущен целый ряд солнечных электростанций. Мы и дальше будем развивать экологически безопасные направления», - сообщил Дмитрий Медведев.

Экстренных мер в 2015 году потребовала ситуация в Крыму, которую глава Правительства назвал «энергетическим терроризмом». «Преступники, которые перед самым началом зимы подорвали линию электропередачи, подвергли угрозе жизнь и здоровье многих людей. Без тепла и света осталось большое количество больниц, школ, детских садов. Моментально в Крым были направлены дополнительные мобильные генераторы, сформированы резервы топлива, а социально значимые объекты переведены на резервные источники питания. Чтобы защитить людей от подобных историй, мы выстраиваем энергомост через Керченский пролив. Первая очередь была уже сдана в декабре, вторая очередь по энергомосту будет завершена в ближайшее время», - сообщил Дмитрий Медведев.

Председатель Правительства РФ также заверил, что Россия продолжит финансирование крупных проектов с использованием средств Фонда национального благосостояния, но «с оглядкой на нынешние финансовые возможности с учетом имеющихся ограничений».

«Проект «Ямал СПГ» действительно относится к числу приоритетных, где мы соединяем три источника финансирования: это государственное финансирование (оно составляет только относительно небольшую часть, 10–15%), это финансирование по линии российских банков и финансирование от внешних инвесторов из разных источников. Инвестиции в «Ямал СПГ» составляют огромную сумму, это несколько десятков миллиардов долларов. Это огромный, очень сложный проект на Севере, но он даст колоссальный мультипликативный эффект, - отметил глава Правительства РФ.

minenergo.gov.ru

Эксперты обсудили проблемы энергетического машиностроения | События

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Энергетическое машиностроение в России: мониторинг изменений», в ходе которого эксперты обсудили текущее состояние отрасли производства генерирующего оборудования, проблемы и перспективы ее развития. Также специалисты рассмотрели изменения в отрасли в результате реализации мер промышленной политики в России, включая планы по импортозамещению.

«На данный момент вопросы импортозамещения в энергетическом машиностроении стоят очень остро, - сказала советник Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России Елена Медведева. - Порядка 50% основного оборудования, эксплуатируемого в отрасли, импортного производства». По словам эксперта, это большой процент, несущий угрозы энергетической и экономической безопасности страны. По паровым турбинам в эксплуатации находится 13% иностранного производства: 25% по единицам оборудования и 25% по мощности, отметила специалист. «По газовым турбинам - только 37% российского производства по количеству и 32% по мощности. И это турбины малой мощности, так как аналогов российского производства средней и большой мощности не существует», - сообщила Медведева. Сейчас заменить российскими образцами можно только 7 эксплуатируемых газовых турбин иностранного производства, уточнила эксперт. Также Медведева отметила, что Минэнерго России начал совместную работу с Минпромторгом России по реализации программы поддержки импортозамещения энергетического машиностроения.

Вице-президент по стратегическому развитию ГК ФИНВАЛ Владимир Сметана видит основную проблему отрасли в дестабилизации рубля. «Мы наблюдаем постоянное колебание рубля, а для промышленности нужна стабильность. Наши инвестиционные проекты в области машиностроения длятся 5-7 лет, поэтому в сложившейся ситуации становится невозможно планировать работу», - полагает эксперт. Специалист отметил, что существуют сложности в экспортном потенциале, внешние рынки для нас закрыты. «При этом спрос на энергетическое машиностроение внутри страны очень низок, и где его брать, непонятно», - резюмировал специалист.

Участники мероприятия отметили, что для эффективной работы отрасли необходимы стабильный рубль, инвестиционные средства под зарубежные экспортные контракты, хорошие кредитные ресурсы, при этом для экспорта нужно рассматривать специальные условия.

В работе круглого стола приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, энергетических и машиностроительных компаний, экспертных организаций и академического сообщества.

Программа

Список участников

ac.gov.ru

Выступление Министра энергетики РФ А.В. Новака на ННФ-2015 по вопросам импортозамещения

Добрый день, уважаемые коллеги!

Необходимость ускоренного импортозамещения некоторых видов оборудования для нефтегазовой отрасли связана не столько с ее современным состоянием, сколько с перспективами ее развития. Могу совершенно точно сказать, что действующие санкции Евросоюза и США практически не повлияли на текущий уровень добычи и переработки углеводородного сырья.

По оперативным данным, представленным на слайде, мы видим, что за 2 месяца этого года добыча нефти и газового конденсата в Российской Федерации выросла на 0,7 % (86,0 млн т за 2 месяца) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в 2014 г. добыча нефти тоже росла. Если за 2013 г. в России добыли 523,4 млн. т нефти и газового конденсата, то в 2014 г. - 526,7 млн. т, что на 3,3 млн. т (на 0,6%) больше. В 2015 г. объем добычи ожидается примерно на этом же уровне (526 млн. т). Также в отрасли наблюдается значительное повышение объемов бурения – рост составил 19,2 % (3 194,5 тыс. м за 2 месяца).

По добыче газа положительной динамики нет, наблюдается небольшое снижение. Но оно связано не с возможностями отрасли, а с некоторым снижением спроса из-за мягкой зимы и событий вокруг Украины. За 2014 г. добыча газа в стране снизилась на 4%, до 641 млрд. куб. м (в 2013 г. - 668,2 млрд. куб. м), а за 2 месяца этого года – еще на 7,5 % (за 2 месяца 2015 года добыто 114,8 млрд куб. м, против 124,1 млрд куб. м за тот же период 2014 года). В 2015 г. планируется небольшой рост добычи газа до 653 млрд куб. м.

Что касается нефтепереработки, то здесь мы отмечаем положительное влияние программы модернизации производственных мощностей. При небольшом снижении объемов первичной переработки нефти сохраняется объем производства светлых нефтепродуктов за счет увеличения глубины переработки. За первые 2 месяца 2015 г. объем первичной переработки нефти не изменился и составил 46,6 млн т.

Из представленного графика видно, что вектор развития добычи нефти постепенно смещается с традиционных регионов на добычу из трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) и шельфовых месторождений. В 2015 году в суммарной структуре добычи нефти доля шельфовой добычи и ТрИЗ составит около 8%. Пока это немного и объясняется начальной стадией геологоразведочных работ (ГРР) на шельфе, включая арктический. Но к 2020 году должны быть введены перспективные морские участки, которые, согласно имеющимся планам, в 2030-2031 гг. выйдут на проектную мощность добычи нефти. Поэтому доля шельфовой добычи и ТрИЗ к 2020 году должна увеличиться примерно до 12%, а к 2035 г. – до около 31%.

Такой рост является стратегической задачей отрасли.

Однако на сроки освоения шельфовых и трудноизвлекаемых запасов санкции повлиять могут. Дело в том, что санкции ЕС и США ограничивают поставку в Россию технологий и оборудования, связанного с разработкой шельфовых месторождений и «сланцевой» нефти, относящейся к категории нетрадиционных запасов. В этом сегменте доля импортных технологий составляет от 50% для разработки ТРИЗ до более 80% для разработки шельфовых месторождений. Для сравнения: доля импортных технологий для разработки традиционных месторождений обратная и составляет менее 20 %.

Особенно чувствительной является зависимость от импорта по таким позициям, как:

- Переработка – доля использования отечественного оборудования и комплектующих в пластинчатых теплообменниках 38 %.

- Сжижение природного газа – доля российского оборудования около 20 %.

- Насосно-компрессорное оборудование – отечественных технологий также только 20 %.

При этом мы понимаем, что действие антироссийских санкций может быть достаточно длительным. И это, конечно, является важным стимулом для развития импортозамещения.

Еще один стимул - укрепление иностранной валюты по отношению к рублю. Если раньше отечественное оборудование уступало по ценовым параметрам оборудованию азиатского производства, то теперь ситуация изменилась, у российских производителей появилось преимущество. Этим, конечно, российские производители должны воспользоваться и увеличить свою долю на рынке.

Какие же позиции импортозамещения являются приоритетными для нефтегазовой отрасли?

В результате анализа, проведенного Минэнерго России совместно с Минпромторгом России и нефтегазовыми компаниями,выделены направления, которые представлены на слайде.

1. Прежде всего, в краткосрочном периоде 2015-2016 гг., необходимо сделать акцент на замещении:

- Технологий гидроразрыва пласта, а также системы закачивания скважин и технологий сопровождения спуска оборудования в скважины;

- Технологий наклонно-направленного бурения.

2.В среднесрочном периоде - 2015-2018 гг.:

- Программные средства для процессов бурения, добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья

- Технологии сжижения природного газа;

- Насосно-компрессорное оборудование;

- Технологии и оборудование, используемые при разработке трудноизвлекаемых запасов;

- Технологии переработки углеводородного сырья;

- Технологии производства катализаторов для нефтеперерабатывающих производств и нефтехимии.

3. В долгосрочном периоде - 2015-2020 гг.:

- Технологии и оборудование, используемое для реализации шельфовых проектов

- Гибкие насосно-компрессорные трубы

Как я уже сказал, в первую очередь необходимо добиться импортозамещения технологий гидроразрыва пласта (ГРП) и наклонно-направленного бурения. Они используются как для добычи ТрИЗ на новых месторождениях, так и для интенсификации добычи на старых. Пока, как мы видим, доля импортного оборудования здесь составляет до 90%.

В стране широко используются флота ГРП иностранного производства, однако имеются и отечественные производители оборудования. По нашим оценкам, в период до 2020 года отрасли потребуется производство 15 новых флотов ГРП ежегодно, которые должны быть оснащены оборудованием для заканчивания скважин и необходимым программным обеспечением.

В настоящее время при проводке скважин с горизонтальным окончанием ствола, применяются импортные системы каротажа в процессе бурения с гидравлическим каналом связи. Это, по сути, «глаза» оператора бурения. По нашим оценкам, для осуществления электро-магнитного, нейтронно-плотностного и акустического каротажа отрасли необходимо около 90 единиц оборудования ежегодно.

Теперь что касается технологий производства СПГ.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует единственный завод СПГ в рамках проекта Сахалин-2. Но к 2020 году будут введены новые мощности, которые дадут выход готовой продукции в объеме 50 млн т. Поэтому необходимо уже сейчас развивать собственное производство оборудования, используемого для получения СПГ.

Наконец, большой объем работы необходимо провести для организации импортозамещения оборудования для разработки шельфовых месторождений. Данный слайд наглядно показывает низкую долю использования отечественного оборудования на платформе. На сегодняшний день, кроме внешней оснастки платформ, наши производственные мощности способны обеспечить платформы арктического класса только блоками компримирования газа.

Среднегодовая потребность в основных видах импортозамещаемого оборудования приведена на слайде. Обращаю ваше внимание, что каждая из этих позиций – это серьезные инвестиции в отечественный машиностроительный комплекс.

Теперь об алгоритме реализации программы импортозамещения.

Приказом Минпромторга России от 29.01.2015 № 126 образован Научно-технический совет (НТС) по развитию нефтегазового оборудования. В настоящее время формируется состав НТС, в который войдут представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых союзов и ассоциаций, нефтегазовых, нефтесервисных, промышленных и научных организаций. В составе Совета формируются экспертные группы по приоритетным направлениям импортозамещения. Нефтегазовыми компаниями и производителями оборудования выражена готовность принять участие в работе НТС.

Более подробно данная тема будет раскрыта в выступлении Министерства промышленности Российской Федерации, которое также участвует в нашей конференции.

Уверен, что принятые и подготовленные Правительством меры стимулирования импортозамещения дадут свой эффект. Нефтегазовая отрасль России является одной из самых развитых в мире, и, конечно, она сможет развиваться несмотря ни на какие санкции.

При этом перечень мер не является закрытым. Минэнерго внимательно рассматривает предложения нефтегазовых компаний и производителей других отраслей, желающих участвовать в программе импортозамещения. Поэтому не исключаю расширения мер поддержки и стимулирования отечественных производителей в ближайшее время.

Надеюсь, что предложения по усилению стимулирующих мер прозвучат и на нашей сегодняшней конференции. Желаю вам плодотворной работы.

Спасибо за внимание!

minenergo.gov.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта