Содержание
История – МАПГЭТ
В конце 80-х годов прошлого столетия реформаторские устремления перестройщиков добрались и до жилищно-коммунального хозяйства, в состав которого входил и городской электрический транспорт (ГЭТ). Так, в 1988 году было ликвидировано Главное управление ГЭТ Минжилкомхоза РСФСР. «Взамен» появился сектор (!) ГЭТ в Главном научно-техническом управлении министерства. А в 1990 году и само министерство было упразднено. Появились структуры: «Росжилкоммунсоюз», Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при Совете Министров РСФСР, позднее ставший Государственным комитетом РСФСР. Аналогичные изменения произошли и в союзных республиках. В 1991 году они завершились ликвидацией МЖКХ на Украине, в среднеазиатских республиках (кроме Туркмении) ГЭТ был передан в ведение Министерства автотранспорта. Городской электротранспорт переставал быть единой подотраслью. Правда, с 1 июля 1991 года предприятие бывшего ГУГЭТ «Росремэлектротранс», преобразованное в концерн, объединило эксплуатационные предприятия и заводы ГЭТ России. Тем не менее, необходимость организационного оформления привычных профессиональных связей становилась всё более очевидной.
Впервые предложение о создании «Ассоциации электротранспортников» высказали на собрании Центральной секции ГЭТ Всесоюзного научно-технического общества коммунального хозяйства и бытового обслуживания в декабре 1988 года представители УССР Г.П. Щербина и В.И. Крат. Предложение было одобрено. Ряду членов секции поручили представить свои предложения. В.И. Кутовой должен был до 1 февраля 1989 года разработать проект устава будущей ассоциации. Этот проект и был принят Учредительной конференцией Всесоюзной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта (ВАП ГЭТ), которая состоялась в Краснодаре 7 декабря 1989 года. Однако «учредительной» конференция не стала. Её действительное организационное оформление произошло лишь через полгода, в июле 1990 года на учредительном съезде в г. Ижевске. Съезд был весьма представительным, присутствовало на нём 182 участника из 111 городов 10 союзных республик, а также Чехословакии. На съезде были представлены 117 трамвайно-троллейбусных, трамвайных и троллейбусных управлений, 15 заводов и производственных объединений, 17 других организаций. Следует отметить, что единая позиция была выработана не сразу. Мнения были весьма противоречивы: от предложения передать будущей Ассоциации функции научно-технического общества (Власов, Москва) до заявлений о «ненужности технологии и рекомендаций», передаче Ассоциации обязанностей по материально-техническому снабжению и распределению подвижного состава (Исаев, Запорожье и Редьков, Ростов-на-Дону). Тем не менее, решения были приняты. Съезд (впоследствии проводились конференции) утвердил Устав ВАП ГЭТ и Положение о региональных группах, избрал президентом А.М. Ульянова (Москва) из четырёх выдвинутых кандидатов, создал региональные и профессиональные группы в составе Ассоциации. Заявили о своём вступлении в ВАП ГЭТ 138 коллективных члена. Вне Ассоциации пожелали остаться 30 предприятий, в т.ч. 20 управлений. Однако уже в июне следующего 1991 года, выступая в Минске на Всесоюзном совещании, посвящённом созданию новых Правил технической эксплуатации (оно проводилось Ассоциацией совместно с секцией НТО), А. М. Ульянов сообщил, что число членов ВАП ГЭТ достигло 157. К этому времени был сформирован аппарат Правления. Генеральным директором (эта должность вскоре была ликвидирована, но позднее восстановлена уже как исполнительный директор) был назначен В.А. Алёшин, главными специалистами О.Г. Тирбах и А.А. Пономарёв.
В сентябре того же года состоялась отчётно-выборная конференция ВАП ГЭТ в Днепропетровске. В отчётном докладе, с которым выступил вице-президент С.П. Павельев, была названа новая цифра — 172 коллективных члена. Конференция избрала нового президента. Им стал В.А. Власов, оставшийся и руководителем центральной секции НТО.
Ассоциация быстро набирала авторитет, росло количество её членов. До 1994 года она функционировала как общественная организация, активно взаимодействуя с концерном, который сохранил в определённой мере функции «вышестоящего органа» по отношению к вошедшим в него 111 эксплуатационным предприятиям и заводам. С 1994 года функции концерна, ставшего акционерным обществом, изменились. Прекратилась деятельность научно-технического общества. В Министерстве транспорта поначалу вопросами городского электротранспорта занимался единственный сотрудник, потом появился сектор и лишь в 1993 году в составе Федеральной автомобильно-дорожной службы (ФАДС) было создано управление горэлектротранспорта, которое возглавил В.В. Шаройко. В 1996 году ФАДС упразднили и управление ГЭТ (к тому времени уже Главное управление) перешло в состав Минтранса. Как бы то ни было, был период, когда Ассоциация оказалась единственной структурой, в какой-то степени объединявшей предприятия подотрасли ГЭТ. А в отношении эксплуатационных хозяйств бывших союзных республик она и сейчас остаётся таковой.
В июле 1995 года в Калининграде на II отчетной конференции Ассоциации с отчётным докладом выступил её новый президент Олег Георгиевич Тирбах. III конференция — тоже только отчётная — состоялась на этот раз через два года — в сентябре 1997-го в Волгограде, IV — отчётно-выборная — ровно через три года, в сентябре 2000 года. Она совпала по времени с 10-летием Ассоциации. Министр транспорта наградил большую группу активистов почётными знаками, значками и грамотами. Президентом МАП ГЭТ был вновь избран О.Г. Тирбах.
МАП ГЭТ — так отныне именуется наша ассоциация. В августе 1999 года Московская регистрационная палата присвоила Ассоциации работников предприятий ГЭТ статус «Международной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта». Вице-президентами стали Ю.Н. Горлин (Санкт-Петербург), В.В. Люлько (Москва) и Г.П. Щербина (Киев). В январе 2002 года на очередной конференции в Вологде президентом был избран Ю.Н. Горлин, а О.Г. Тирбах стал почётным президентом МАП ГЭТ.
Таковы основные вехи истории Международной ассоциации предприятий ГЭТ, обозначенные отчётными периодами деятельности её президента, Правления и исполнительной дирекции. Конечно же, при всей их значимости к этим протокольным вехам никак не сводилась её работа.
В систему этой работы вошло ежегодное проведение научно-технических и научно-практических конференций и семинаров. Каждая такая встреча посвящалась комплексу вопросов, объединённых одним из направлений деятельности предприятий, наиболее актуальных в то время. География проведения конференций была весьма широкой — многие областные центры России, города Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Узбекистана. Тем не менее, как правило, выбирался такой город, где лучше, чем в других, решались вопросы, соответствующие теме конференции, где было чему поучиться коллегам. А темы были весьма разнообразны. Вот несколько примеров (1996-1999 гг.): «Пути повышения надёжности работы подвижного состава» — Севастополь; «Автоматизация процессов управления на ГЭТ» — Нижний Новгород; «Проблемы развития ГЭТ» — Волгоград; «Организация производства и ремонта троллейбусов» — Минск; «Экономика ГЭТ в современных условиях» — Курск; «Эксплуатационная оценка нового семейства трамваев» — Усть-Катав; «Основные направления совершенствования конструкций, содержания и ремонта пути» — Челябинск; «Современные системы автоматики и телемеханики в энергоснабжении» — Казань. В ходе проведения конференций выявилась целесообразность их совмещения с мероприятиями, проводившимися в городах по случаю юбилеев местного трамвая или троллейбуса. Такая практика себя оправдала. Конференции и семинары не только успешно решали задачи распространения важной информации, обмена передовым опытом, выработки единой позиции по основным направлениям деятельности. Важным было и постоянное участие в таких мероприятиях руководителей регионов и городских администраций. Это позволяло привлечь их внимание к нуждам предприятий ГЭТ, поднять их престиж, решать многие конкретные вопросы. Немалое значение для самих предприятий имела и подготовка к приёму своих коллег. Как правило, уровень работы, состояние техники, отношение к делу самих электротранспортников существенно улучшались.
Большим событием явилось в 1996 году столетие Российского трамвая, которое отмечалось в Нижнем Новгороде. Программа празднования была утверждена на Правлении Ассоциации, руководители МАП ГЭТ вошли в состав Оргкомитета. К юбилейной дате организаторы приурочили проведение седьмого Всероссийского конкурса водителей трамвая и уже упоминавшейся Международной научно-технической конференции «Автоматизация процессов управления на ГЭТ». В конференции приняли участие 216 представителей из 15 стран.
К традиционным конкурсам профессионального мастерства водителей трамвая и троллейбуса присоединились конкурсы монтёров пути и кондукторов. I Всероссийский конкурс монтёров пути трамвая прошел в 1999 году в Челябинске, последующие в 2001 году в Нижнем Новгороде, в 2003 году в Барнауле, и в 2005 году в Ярославле. Конкурсы кондукторов проводились лишь в некоторых городах.
Исполнительная дирекция, которую много лет после её восстановления возглавлял И.В. Гуделайтис, приняла на свои плечи всю тяжесть организации таких встреч, естественно, получая огромную поддержку от местных организаций и предприятий ГЭТ. Аппарат дирекции и, прежде всего, в разные годы А.А. Пономарёв, А.Н. Бабакова, В.В. Розалиев, Л.М. Иванова, Э. А. Журавская, Н.И. Лясникова, В.Н. Сорокина — их повседневная работа всегда была достойна высокой оценки.
Между тем, условия, в которых приходилось работать электротранспортникам, продолжали усложняться. Правда, неразбериха 90-х годов постепенно уходила в прошлое, но подвижной состав неуклонно продолжал стареть, ещё острее становились проблемы финансирования, в т.ч. оплаты льготного проезда, в ряде городов России вновь началось наступление на трамвай. МАП ГЭТ по-прежнему продолжала свою деятельность.
В отчётном докладе Ю.Н. Горлина, который прозвучал на конференции в Екатеринбурге (2006 г.) отмечалось, что за период 2002-2005 гг. было проведено 19 конференций и семинаров в разных городах России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Молдавии. На конференции был вновь избран президентом Ю.Н. Горлин, вице-президентами стали В.Н. Водолазов, С.К. Корольков, В.В. Люлько и Н.В. Салищев. Были воссозданы региональные группы, в их числе появились Средне-Азиатская и Молдавская, однако с корпорацией «Укрэлектротранс» договориться пока не удалось.
В марте 2006 года в Екатеринбурге предприятиями городского электрического транспорта России было принято решение о создании отраслевого объединения работодателей. Это решение было поддержано Министерством транспорта Российской Федерации. Инициаторами создания Объединения выступили предприятия и организации субъектов Российской Федерации при поддержке Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения. Основная цель созданного объединения работодателей — содействие реформированию и модернизации отрасли городского электрического транспорта, повышению конкурентоспособности предприятий в условия рыночной экономики, развитие социального партнёрства, формирование и проведение согласованной политики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, представительство законных интересов и прав работодателей во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. Cоздание ОООР «ГЭТ» позволило не только решить проблему отраслевого тарифного соглашения, но и открыло возможности для более плодотворного сотрудничества предприятий ГЭТ России с органами законодательной и исполнительной власти России.
В феврале 2008 года отраслевое объединение работодателей ГЭТ было зарегистрировано как Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Городской электрический транспорт». В ОООР «ГЭТ» вошли 63 предприятия отрасли городского электрического транспорта, осуществляющих свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации. Первое собрание членов объединения состоялось 15 мая 2008 года в городе Саратове. ОООР «ГЭТ» совместно с Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечении заключило Отраслевое соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта на 2009-2011 годы, которое являлось правовым актом и было зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости в ноябре 2008 года. В 2009 году ОООР «ГЭТ» вошло в состав МАП ГЭТ.
В течение 2001-2010 гг. в члены МАП ГЭТ вступили эксплуатационные предприятия гг. Балаково, Нижнего Тагила, Ставрополя, Ташкента, Еревана, Краснодара, Улан-Удэ, а также зарубежные фирмы, деятельность которых связана с предприятиями Городского электрического транспорта: Rail One; ООО «Шальтбау Гмбх» (Германия), НТП «Информбизнес» (Молдова), ЧКД «Трейд» (Чехия) и российские предприятия: «Челябтранссервис», «Алтайэлектротранс», Торговый дом «Вагоностроитель» (г. Усть-Катав), ТС «Промышленная группа «Транссервис» (г. Екатеринбург), ОАО «Транс-Альфа Электро» (г. Вологда), «Полимеризолятор» (г. Санкт-Петербург), «НИИЭФА-Энерго» (г. Санкт-Петербург). C 2006 года восстановили своё членство в МАП ГЭТ предприятия Армении и Узбекистана. Вместе с тем, был прерван контакт с предприятиями городского электрического транспорта республики Украины. К сожалению, из-за ликвидации электрического транспорта мы потеряли эксплуатационные предприятия в гг. Тбилиси, Тюмени, Воронеже, Архангельске, Шахтах.
Ассоциация активно занималась и издательской деятельностью. После вынужденной ликвидации журнала «Вестник ГЭТ» и выпусков «Экспресс-информации» начал регулярно выходить «Информационный бюллетень» МАП ГЭТ. В 2007 году стараниями руководства и работников исполнительной дирекции Ассоциации (не только через финансирование, но и прямым непосредственным участием) вышел в свет энциклопедический справочник «Городской электрический транспорт» (под ред. Ю.М. Коссого, составитель — В. В. Розалиев). Ряд учебников и учебных пособий по экономике, путевому хозяйству, организации движения, экологии транспорта был издан при решающей финансовой поддержке исполнительной дирекции МАП ГЭТ, ЗАО «Электротранссервис», ООО «Элтрансинформ» и ряда эксплуатационных предприятий — членов МАП ГЭТ.
Заметным направлением в деятельности МАП ГЭТ явилась подготовка обращений в органы федеральной власти и управления РФ, а в некоторых случаях и других государств по наиболее актуальным проблемам развития и функционирования горэлектротранспорта. Начало было положено обращением ряда руководителей эксплуатационных предприятий, во главе с президентом Ассоциации, в Союз российских городов с предложениями о сотрудничестве (1996 год). В следующем году на расширенном заседании Правления решили обратиться к главам регионов и городских администраций и к Правительствам стран, предприятия которых входят в МАП ГЭТ, с рекомендациями о мерах выхода из критической ситуации.
Группа водителей трамвая, участников Всероссийского конкурса 2006 года обратилась к Председателю Правительства в защиту ликвидируемых в ряде городов трамвайных предприятий. В защиту тбилисского трамвая и троллейбуса было направлено письмо премьер-министру Грузии. Неоднократными были и официальные обращения к президенту и председателю Правительства Российской Федерации. В 2009 году было подготовлено обращение в Государственную Думу о необходимости неотложных мер по сохранению ГЭТ. В результате этого обращения уже в 2010 году по поручению председателя Правительства Минтранс РФ принял ряд конкретных решений.
В июле 2010 года в Иркутске состоялась очередная отчётно-выборная конференция МАП ГЭТ. Она подвела итоги последнего пятилетия (2006-2010 гг.). На тот момент в состав МАП ГЭТ входили 180 коллективных членов из 14 стран, в т.ч. 116 эксплуатационных предприятий. К этому времени было проведено 16 конференций в городах Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Германии, Финляндии, Чехии, а также 4 общероссийских конкурса профессионального мастерства. Установлены контакты с международными организациями (МСОТ и его Евразийский комитет). Активно использовались средства массовой информации, особенно в целях поддержки приоритетности электротранспорта. Конференция избрала президентом Ассоциации А.В. Мирошника (г. Екатеринбург), вице-президентами — Б.И. Ткачука (Москва), С.И. Парфёнова (Новосибирск), С.К. Королькова (Москва) и Г.В. Герц (Екатеринбург).
Несколько раньше, в мае 2010 года расширенное заседание Правления МАП ГЭТ и Совета ОООР «ГЭТ» приняло решение приурочить юбилейные мероприятия в связи с двадцатилетием Ассоциации к проведению общего собрания ОООР «ГЭТ» в ноябре 2010 года в Ижевске, городе, где и была создана Ассоциация в 1990 году. К юбилею Ассоциации был открыт официальный сайт МАП ГЭТ.
5 февраля 2015 года в Москве на базе ГУП «Мосгортранс» состоялось отчётно-выборное собрание Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта. В голосовании по всем вопросам собрания участвовало 102 делегата МАП ГЭТ (в лице своих представителей и доверенных лиц). Решением участников собрания председателем был избран Батов Андрей Александрович, генеральный директор МУП «Ижгорэлектротранс». В результате тайного голосования Президентом Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта был избран Остряков Василий Андреевич, директор СПб ГУП «Горэлектротранс», г. Санкт-Петербург.
В 24 сентября 2020 года на общем отчетно-выборном собрании МАП ГЭТ избран новый Президент ассоциации. Новым Президентом стал Минкин Денис Юрьевич, Генеральный директор СПб ГУП “Горэлектротранс”. Среди основных задач ассоциации Д.Ю. Минкин видит построение устойчивых регулярных взаимоотношений с федеральными и региональными органами власти, юридическую поддержку разработки новых законодательных и нормативных актов, расширение обмена научно-техническим опытом, в том числе с использованием онлайн инструментов, подготовку и проведение мероприятий в интересах членов ассоциации и всей отрасли ГЭТ.
Президенты Ассоциации (ВАП ГЭТ и МАП ГЭТ):
- Ульянов Александр Михайлович (07.1990 — 09.1991)
- Власов Владимир Александрович (09.1991 — 09.1993)
- Алёшин Валерий Александрович (09.1993 — 10.1994)
- Тирбах Олег Георгиевич (01.1995 — 09.2001)
- Горлин Юрий Николаевич (01.2002 — 07.2010)
- Мирошник Александр Владимирович (07. 2010 — 02.2015)
- Остряков Василий Андреевич (02.2015 – 09.2020)
- Минкин Денис Юрьевич ( 09.2020 – по настоящее время)
Исполнительные директоры Ассоциации:
- Алёшин Валерий Александрович (с 1991 )
- Гуделайтис Игорь Владимирович (01.2002 – 11.2010)
- Казакова Людмила Владимировна (11.2010 – 10.2015)
- Закиров Саид Сагитович (02.2016 – 03.2017)
- Мишин Виктор Алексеевич (04.2017 – 05.2022)
- Фёдоров Владимир Александрович (05.2022 – по настоящее время)
СПбПУ посетили представители предприятий городского электротранспорта
В сентябре в Санкт-Петербурге прошла конференция «Через историю в будущее – от музейных комнат к центрам профориентации», которая была организована Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Городской электрический транспорт» (ОООР «ГЭТ») при поддержке СПб ГУП «Горэлектротранс». Мероприятие было приурочено к 115-летию запуска постоянного трамвайного движения в Санкт-Петербурге.
Открывая конференцию, директор СПб ГУП «Горэлектротранс», президент МАП ГЭТ и ОООР «ГЭТ» Денис Минкин отметил, что петербургский трамвай – не самый старый в стране, и попросил подняться на сцену представителей Курска и Витебска. «Хотя трамвай был изобретён в Петербурге, всё-таки с запуском регулярного движения нас обогнали другие города Российской империи, в частности Курск и Витебск. Поэтому мне приятно, что сегодня в зале присутствуют наши коллеги из этих городов. Ведь на день рождения принято звать своих «старших братьев», а по сравнению с курской и витебской трамвайными системами петербургский трамвай – ещё достаточно молодой, – пояснил Денис Минкин. – Без истории нет будущего, её надо безусловно сохранять. И с этой точки зрения музейная деятельность выходит на первый план. Нам есть, что показать людям – и саму технику, и факты, как эта техника спасала людей, как она их везла. Поэтому и для популяризации истории, и в профориентационных целях музеям – быть! Например, в Москве развивается музей городского транспорта, я надеюсь, что и в Питере мы тоже сделаем новый культурный центр, соответствующая концепция продвигается».
В рамках конференции обсуждались две темы: необходимость сохранения и популяризации исторического наследия транспортных предприятий (музейных комнат и уникального подвижного состава), а также профориентационная работа с молодежью в связи с острым кадровым голодом по всем видам специальностей, который сейчас ощущается в отрасли.
Старт этой теме был дан неделю назад в Москве на Молодежном форуме, состоявшемся в рамках Российской недели общественного транспорта и 11-й международной выставки «ЭлектроТранс-2022». Молодые специалисты и студенты съехались на форум, чтобы сделать доклады и обсудить наиболее актуальные вопросы, стоящие перед отраслью. Сразу несколько докладчиков от разных предприятий затронули тему подбора персонала и подготовку квалифицированных кадров. В Санкт-Петербург обсуждать эту тему приехали уже непосредственно руководители предприятий.
28 сентября 2022 года в рамках конференции руководители, топ-менеджеры и ведущие технические специалисты предприятий городского электротранспорта побывали в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) и познакомились с работой нескольких подразделений СПбПУ. Со стороны Политеха визит был организован в соответствии с планом реализации программы Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг».
В ком сегодня нуждается городской электротранспорт? Кого необходимо готовить отрасли? На какие вопросы надо сделать упор при разработке учебных программ? Эти вопросы было решено обсудить в рамках технического визита в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Участие в семинаре приняли руководители предприятий городского электрического транспорта из Казани, Ижевска, Тольятти, Миасса, Коломны, Курска, Саратова, Ульяновска, Витебска, а также руководители и специалисты компаний, производящих запасные части, оборудование и элементы путевых конструкций из Москвы, Новокузнецка, Набережных Челнов, Челябинска и других городов.
В программу технического визита вошло знакомство с направлениями и программами Политеха, в рамках которых может быть реализовано образовательное, научно-исследовательское и проектное сотрудничество университета с предприятиями транспортной отрасли.
Мероприятие открыл Владимир Федоров, исполнительный директор Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ). «Наш технический визит проходит в одном из крупнейших университетов Петербурга. Это уникальное учебное заведение, которое готовит специалистов самых разных направлений, и несколько из них связаны с транспортом. Политех сегодня – обладатель статуса национального исследовательского университета. В прошлом году он вошел в первую группу победителей в треке «Исследовательское лидерство» Федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Сегодня это фактически город в городе, в котором обучается более 26 тысяч студентов. Ведётся большое количество научных разработок, которые находят своё практическое применение в отрасли транспорта. Одна из последних, которую летом обсуждали в рамках научно-технического совета МАП ГЭТ – это программное обеспечение для транспортного моделирования. Я надеюсь, что по итогам нашего визита завяжутся новые прямые деловые контакты как в плане программ обучения сотрудников, так и научно-исследовательской работы!», – отметил Владимир Александрович.
Далее с приветственным словом выступила Марина Болсуновская, доцент Высшей школы интеллектуальных систем и суперкомпьютерных технологий Института компьютерных наук и технологий СПбПУ, заведующий Лабораторией «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ.
Марина Владимировна рассказала о направлениях и программах Политеха, в рамках которых может быть реализовано сотрудничество с предприятиями транспортной отрасли, как с петербургским ГУП «Горэлектротранс», так и с организациями того же профиля по всей России. «В этом году Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» победила в конкурсе федерального проекта. Основная цель Программы – решение фронтирных инженерных задач для высокотехнологичной промышленности, подготовка специалистов, обладающих компетенциями мирового уровня. Совместно с наставниками от предприятий студенты смогут выполнять научно-исследовательские проекты, в том числе и выпускные работы. Эта работа направлена на то, чтобы адаптировать под требования транспортной отрасли специалистов, которых вы будете готовы принять. Мы будем вести их вместе с вами, от практики до дипломных работ – в специалитете, магистратуре и, возможно, даже при написании кандидатской диссертации», – сказала Марина Владимировна.
Далее состоялись выступления представителей различных подразделений университета. Ведущие специалисты представили свои научные направления, проекты и образовательные программы, которые могли бы быть полезны отрасли и с точки зрения улучшения технического оснащения предприятий, и в части подготовки квалифицированных кадров.
Так, инженер-исследователь лаборатории «Цифровое моделирование индустриальных систем» Центра НТИ СПбПУ Георгий Васильянов рассказал о том, как новые технологии могут помочь в регулировании дорожного трафика. Он представил кейс применения технологий имитационного моделирования, который позволяет в простой форме отработать различные алгоритмы и варианты построения дорожного движения для последующего внедрения в городской среде.
Интерактивный симулятор дорожного трафика на основе технологий виртуальной реальности «Умный перекресток» был разработан в Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ. Он предназначен для тестирования алгоритмов адаптивного регулирования фаз светофоров с целью снижения городских пробок и увеличения скорости движения машин по дорогам без автомобильных заторов.
Симулятор содержит в себе модули симуляции транспортных и пешеходных потоков, модуль симуляции перекрестка и модуль внешнего API для подключения алгоритмов задания параметров генерации транспортных и пешеходных потоков, а также исследуемых алгоритмов адаптивного регулирования, эффективность которых и оценивается в результате симуляции.
«За счет модульной системы к нему можно подключить и модуль рельсового транспорта (в симулятор можно включить и рельсовый транспорт, трамваи, и безрельсовый электрический транспорт (троллейбусы, электробусы), и любому из них прописывать как поведение по правилам, так и поведение без правил», – сообщил Георгий Сергеевич.
Далее о работе Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ рассказал ведущий инженер отдела разработки автомобилей и техники Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Игорь Шандер. Спикер представил концепцию разработки пассажирского транспорта и опыт Инжинирингового центра по созданию цифровых двойников. «Наши разработки базируются на принципе «трех У» – унификация конструкции, уникальность подхода и универсальность. Все это делается с помощью суперкомпьютерных технологий, благодаря мощностям Суперкомпьютерного центра «Политехнический». Эти мощности мы используем для виртуальных испытаний, которые мы проводим в нашей среде разработки – на Цифровой платформе разработки и применения цифровых двойников CML-Bench™, в которой мы для каждого транспортного средства имеем большое «дерево» вариантов. В самом начале его жизненного цикла мы можем проводить различные виртуальные испытания, строить так называемое «дерево решений», благодаря которому на выходе мы получаем путем многовариантных оптимизаций применения различных технологий конечный вариант в короткие сроки. Благодаря этому достигаются и большие цели по срокам и по оптимизации самого производства, в оптимизации стоимости», – отметил спикер.
Профессор Вышей инженерно-экономической школы Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Татьяна Кудрявцева выступила с докладом на тему «Экономика и транспортное планирование: образовательные и проектные возможности».
Татьяна Юрьевна рассказала о магистерской программе «Экономика и транспортное планирование», открытой в Высшей инженерно-экономической школе и нацеленной на подготовку специалистов с межотраслевыми компетенциями.
«Наличие сквозных технологий, которые мы везде применяем, предполагает наличие сквозных магистерских программ, которые позволяют нам получать специалистов с разнообразными, разносторонними, но при этом связанными компетенциями, – отметила докладчик. – Мы разработали эту программу совместно с тремя институтами Политехнического университета, чтобы обеспечить междисциплинарность, которая необходима сейчас для подготовки любого специалиста».
Татьяна Юрьевна кратко охарактеризовала направления технологии, экономики и инноваций, которые охватывает программа, и рассмотрела вопрос участия индустриального партнера в образовательном процессе. Спикер выразила уверенность в том, что привлечение индустриального партнера необходимо для того, чтобы воспитать интегрированные в компанию кадры.
Далее Татьяна Юрьевна представила содержание треков модуля профильной направленности и пригласила собравшихся экспертов отрасли поделиться своим мнением о том, что им хотелось бы видеть среди компетенций своих будущих сотрудников и чем можно было бы дополнить программу.
В завершение блока докладов выступил Дмитрий Плотников, заместитель директора Высшей школы транспорта Института машиностроения, материалов и транспорта (ИММиТ) СПбПУ с презентацией научных и образовательных компетенций института.
Докладчик представил основные научные направления исследований ИММиТ в области новых материалов, аддитивных технологий и литиевых источников тока. Особое внимание Дмитрий Георгиевич уделил исследованиям Высшей школы транспорта в сфере технологии транспортных процессов: проведению НИР по совершенствованию пассажирского транспорта общего пользования в городских агломерациях, в частности – о разработке коридоров для движения скоростного трамвая и создании цифровых двойников транспортных систем городов. Также в докладе был отмечен потенциал развития программ дополнительного профессионального образования и цифровых магистратур для быстрого формирования специалистов, востребованных в транспортной отрасли в соответствии с требованиями промышленных партнёров.
После деловой части мероприятия состоялась экскурсия для гостей по двум лабораториям Политеха. Так, в Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» (ПСПОД) Центра НТИ СПбПУ экспертам транспортной отрасли была продемонстрирована работа симулятора «Умный перекресток», а также трех обучающих систем на базе VR-технологий, созданных в рамках Программы повышения качества образования и подготовки кадров ПАО «Газпром» и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Это виртуальная компрессорная лаборатория, цифровые модели стендов для лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и виртуальный стенд гидропривода. Системы предназначены для обучения, в том числе дистанционного, студентов различных подразделений СПбПУ, но также могут использоваться как тренажер по работе с оборудованием на предприятиях. Проекты представил один из их разработчиков – программист Лаборатории ПСПОД Центра НТИ СПбПУ Никита Шерепа. Гости не только услышали детальный рассказ об этих проектах, но и смогли попробовать систему в действии и с помощью VR-комплекта выполнить простые действия с виртуальным оборудованием.
В завершение представители транспортных предприятий посетили научно-производственную лабораторию «Проектирование и сертификация передовых источников энергии» Института машиностроения, материалов и транспорта СПбПУ, где инженер лаборатории «Синтез новых материалов и конструкций» Центра НТИ СПбПУ Константин Пушница представил компетенции лаборатории в области разработки литий-ионных аккумуляторных батарей для различных применений и продемонстрировал опытные образцы изготавливаемой продукции, а также рассказал о высоком потенциале применения разрабатываемых батарей для оснащения подвижного состава городского электрического транспорта с целью обеспечения его устойчивого функционирования.
«Мне очень понравилась сегодняшняя экскурсия, – отметила по завершении визита заместитель генерального директора по правовым и общим вопросам МУПП «Саратовгорэлектротранс» Анна Кудрявец. – Особый интерес вызвали обучающие системы на основе VR-технологий. Хотелось бы такую же методику попробовать у нас в Саратове, если это будет возможно».
Атлас возможностей
Увеличить для более подробной информации
щелкните, чтобы перестать видеть это сообщение
Рассмотрите возможность использования цветовой схемы на экране , чтобы увидеть местные различия
нажмите, чтобы перестать видеть это сообщение
Атлас возможностей
видеокамера
Атлас в
Экшн
Слушайте пользователей Atlas
Основатель и генеральный директор
Roca
Chelsea, MA
За время нашего путешествия в Roca мы обнаружили, что если вы хотите разрабатывать действенные меры, вам необходимо иметь очень четкие данные о населении, на которое вы нацелены. обслуживать, и географическая область, которую вы надеетесь обслуживать, действительно является ключом к возможности продемонстрировать и доказать значимые результаты. И хотя наличие контрольных показателей для сравнения имеет решающее значение, их часто трудно найти. Часто очень сложно понять, что это за тесты, если у вас нет хороших визуальных эффектов. Атлас возможностей позволяет организациям лучше ориентироваться на данные, лучше устанавливать значимые ориентиры и принимать более обоснованные решения о том, где они могут работать или сотрудничать с другими в своей работе.
Миссия Roca — разорвать порочный круг лишения свободы и бедности, помогая молодым людям изменить свою жизнь. Организация работает с молодыми людьми с высоким риском лишения свободы, которые ранее не желали участвовать в программах вмешательства. Базирующаяся в Челси, штат Массачусетс, с 1988 года некоммерческая организация имеет пять офисов по всему штату и недавно открыла офис в Балтиморе.
Генеральный директор
Кредитный союз «Надежда»
Джексон, штат Массачусетс
Как исполнительный директор финансового учреждения по развитию сообществ с филиалами по всему Глубокому Югу, я слишком хорошо знаю пробелы, которые ограничивают возможности в бедных сообществах», — сказал Билл Байнум. Генеральный директор компании Hope Credit Union в Джексоне, штат Массачусетс: «Атлас возможностей предоставляет надежный и доступный инструмент для анализа последствий такого выбора, четко формулирует, почему необходимы инвестиции, и более эффективно ориентируется на надежные, доступные и ответственные финансовые услуги, которые укрепляют сообщества и помогает трудолюбивым людям подняться по экономической лестнице. Недавнее расширение наших усилий по устранению пробелов в акционерном капитале в Алабаме больше, чем когда-либо, напомнило мне о силе инвестиций, основанных на данных.
НАДЕЖДА — это кредитный союз, ссудный фонд (Hope Enterprise Corporation) и политический центр (Hope Policy Institute), занимающийся улучшением жизни в одном из наиболее бедных регионов страны.
Mayor
City of Providence, RI
Мэры по всей стране скажут вам, что растет озабоченность по поводу неравенства в доходах и богатстве в городах по всей Америке, но слишком долго нам не хватало инструментов для осмысленного измерения того, как наши города тариф с точки зрения мобильности. Поскольку я уделяю первостепенное внимание еще более серьезным инвестициям в инициативы, способствующие социальной и экономической мобильности здесь, в Провиденсе, Атлас повысит способность моей команды принимать обоснованные и основанные на данных стратегические решения о том, куда и как направить эти инвестиции.
Элорза был избран мэром Провиденса в 2015 году; в городе, где, по оценкам, 84 процента учащихся государственных школ считаются экономически неблагополучными, Элорза сосредоточилась на превосходном образовании, рабочих местах и экономических возможностях, а также на построении процветающего сообщества.
Президент и главный исполнительный директор
Старшие братья Старшие сестры Восточного Миссури
Сент-Луис, Миссури
Мы видим большие возможности в Атласе. Наша конечная цель состоит в том, чтобы наши младшие братья и младшие сестры были самодостаточными, жили радостной жизнью и получали прожиточный минимум. Для достижения этого видения полезно уметь предсказывать встречный ветер. Атлас укрепит нашу информационную панель результатов, поможет нам по-настоящему понять жизненный опыт наших малышей и семей и побудит нас переосмыслить наши модели обслуживания и поддержки. Бедность передается поколениям. Неравенство носит системный характер. Такого рода лонгитюдные данные бесценны, они ставят новые вопросы и новые возможности.
Big Brothers Старшие сестры из Восточного Миссури ежедневно обслуживают 1800 молодых людей в возрасте от 5 до 25 лет, обеспечивая доверительные и прочные отношения наставничества; 75 процентов этих молодых людей живут в условиях крайней нищеты.
Директор
Health Equity Works
Сент-Луис, Миссури
Потенциально Атлас является очень мощным инструментом для визуализации неравенства, используя некоторые из самых передовых исследований в области мобильности и доводя их до местного уровня в доступной форме. путь. У него есть потенциальное применение для политиков, защитников и общественных организаторов, потому что он выходит за рамки академического и оказывает влияние на реальный мир. Поскольку сообщества рассматривают возможность инвестирования в определенные места, невероятно полезно знать, где эти инвестиции могут привести к большей мобильности, особенно для детей с низким доходом. Этот инструмент добавляет некоторую объективность долгосрочному планированию, чтобы повысить экономическую жизнеспособность в сообществах, где возможности отсутствовали.
Health Equity Works — это некоммерческая организация, занимающаяся устранением расового неравенства в отношении здоровья в городе Сент-Луис.
Директор Poverty Solutions
Мичиганский университет
Анн-Арбор, штат Мичиган
Атлас — это замечательный инструмент, который поможет информировать нас о нашей работе. Инструмент, его различные фильтры и функция расширенного поиска позволят нам проанализировать области возможностей как в Детройте, так и по всей стране, а также уточнить наши представления о политике и программах, которые создают экономически мобильные районы. Даже в областях с плохими результатами специфичность этого инструмента позволяет вам увидеть области успеха, которые выделяются, поднимая больше вопросов и потенциальных решений для изучения.
Шефер курирует Партнерство по экономической мобильности между Poverty Solutions и городом Детройтом. Poverty Solutions — это инициатива Мичиганского университета, которая использует ресурсы университета для разработки и тестирования инновационных решений по сокращению бедности.
Любые мнения и выводы, выраженные в настоящем документе, принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения Бюро переписи населения США.
Карты «Атласа неравенства», где богатые и бедные смешиваются и не смешиваются — MIT Media Lab
«Атлас неравенства» показывает, где богатые и бедные смешиваются и не смешиваются — MIT Media Lab
Найдите людей, проекты и т. д.
Электронная почта:
Пароль:
через Next City
22 марта 2019 г.
Темы
-
#гражданские технологии
-
#социальная наука
Люди
-
Эстебан Моро Эгидо
Приглашенный профессор
Проекты
-
Атлас неравенства
Группы
Автор: Сандра Ларсон
Насколько много экономического разнообразия вы встречаете в соседнем кафе или кофейне рядом с работой? Как насчет музеев, розничных магазинов, парков или аэропорта вашего города?
Исследователи Медиа-лаборатории Массачусетского технологического института создали Атлас неравенства, чтобы разобраться в таких вопросах. Интерактивная карта столичного района Бостона дает представление об однородности или разнообразии доходов среди людей, посещающих тысячи мест назначения.
Неравенство доходов и сегрегация доходов часто обсуждаются с точки зрения районов, в которых живут люди. Здесь основное внимание уделяется выявлению того, где люди с разным доходом встречаются или не встречаются друг с другом, когда они перемещаются по городу, чтобы работать, есть, выполнять поручения или впитывать искусство и культуру.
«То, что вы видите на карте, на самом деле является тем, что люди делают в течение дня на уровне места. Это позволяет нам увидеть, как объединяются группы с разными доходами», — говорит Эстебан Моро, главный исследователь проекта и приглашенный профессор Массачусетского технологического института из Мадридского университета имени Карлоса III в Испании.
Читать в следующем городе
Связанный контент
Артикул
Исследования
«Атлас неравенства» отображает сегрегацию на микроуровне
Новый интерактивный «Атлас неравенства» MIT Media Lab показывает, что «сегрегация связана не только с тем, где вы живете, но и с тем, что вы делаете».
через СитиЛаб · 6 марта 2019 г.
в Human Dynamics
#гражданские технологии #экономика #социальные науки +1 еще
Артикул
Исследования
«Атлас неравенства» показывает сегрегацию доходов в Бостоне
Эстебан Моро беседует с WBUR об Атласе неравенства группы Human Dynamics.
через WBUR · 12 марта 2019 г.
в Human Dynamics
#гражданские технологии #социальные науки
Пост
Исследования
Модели мобильности влияют на то, как мы сталкиваемся с сегрегацией доходов в наших городах
Экономическая сегрегация не ограничивается районами; это часть мест, которые вы посещаете каждый день.
5 августа 2021 г.
в Human Dynamics
Артикул
Исследования
Визуализация того, где пути богатых и бедных действительно пересекаются — или не пересекаются
Эти карты показывают «неравенство мест» — или почему люди с разным уровнем дохода ходят в разные кофейни.
Добавить комментарий