Eng Ru
Отправить письмо

Проект "РЗА". Лзш защита


Терминалы с дешунтированием | Проект "РЗА"

Терминалы с дешунтированиемИдея использовать энергию ТТ для отключения выключателя сегодня переживает ренессанс. Большинство производителей релейной защиты уже выпустило или выпустит в ближайшее время терминалы РЗА, работающие на переменном оперативном токе и имеющие в составе мощные реле (полупроводниковые или контактные), способные коммутировать токи в 150А и выше. И подобные терминалы пользуются большим спросом.

Сегодня поговорим почему так происходит и что вообще такое — схема дешунтирования катушек отключения?

Немного теории

Принцип ДШ прост — при срабатывании защиты, устройство РЗА, при помощи мощных контактов, вводит во вторичную цепь ТТ специальные электромагниты отключения, которые срабатывая, отключают выключатель.

Принцип дешунтирования

Принцип дешунтирования на эл./мех. реле

Проще только схема с реле прямого действия, где измерительные катушки встроены в сам привод. Но в ней катушки отключения всегда «висят» на ТТ, увеличивая их погрешность, а при ДШ подключаются только после срабатывания защиты, когда решение на отключение уже принято. И если реле идет с самоподхватом выходного контакта отключения, как например, РП-361, то вам уже все равно какая там погрешность ТТ. Это большой плюс.

Вам также надо позаботиться о том, чтобы контакты были способны коммутировать наибольшие вторичные токи ТТ (для таких схем до 150А) и делали это без разрыва цепи потому, что иначе «все пропало».

Вот и все. Есть ток КЗ — реле срабатывает и этот ток отключает выключатель. Нет тока КЗ — значит и защите работать не нужно.

«А помнишь как все начиналось?..»

Если эту статью читают матерые релейщики, то они наверняка подумают: «нет, блин, даже я не помню, когда все началось, а тебя тогда еще и в проекте не было!») И будут правы. Потому, что старше ДШ наверное только плавкие вставки. Но они вообще ровесники электротехники.

Реле РТ-85

Реле максимального тока РТ-85 (корпус снят)

Самые популярные электромеханические реле способные дешунтировать катушки отключения были и есть РТ-85/95 и РП-341/361. Первые являются «вещью в себе», которая и измеряют и выполняют основную работу. Вторые просто исполнители, для работы им в связке нужны обычные измерительные реле, например, РТ-40.

Несмотря на то, что РТ-85 реализует принцип «одного окна» у него есть недостаток — малый коэффициент возврата для возможности удерживаться в сработанном состоянии, при уменьшении вторичного тока после дешунтирования. А это означает низкую чувствительность.

РП-341/361 лишены таких недостатков потому, что работают с подхватом.

Реле РП-341

Реле промежуточное РП-341

После электромеханики появились электронные реле со схемой дешунтирования. Например, реле РСТ-40/42. Здесь все тоже самое, что и РТ-85/95, только элементная база другая. Вроде как работать должно точнее, «кушать» по токовым цепям меньше и ДШ делается не при помощи контактов, а полупроводниковым бесконтактным реле.

Реле РСТ-40 пр-ва ООО "Реон-Техно"

Реле РСТ-40 (ООО «Реон-Техно»)

Дальше пошли микропроцессорные терминалы с функцией дешунтирования и, как не странно, именно их сейчас по типам больше, чем первых двух поколений. Почему так?

Ну во-первых, у нас в стране много производителей МП РЗА. Надо же им чем-то заниматься) Во-вторых, накладывает отпечаток система реконструкции и замены устаревшего оборудования, проводимая многими компаниями. «Получил в год денег на замену релейки на одной секции 6 кВ — крутись как хочешь. И вместо того, чтобы снести старую РПшку бульдозером, ты ее начинаешь «наряжать». Какой уж тут СОПТ, какие новые выключатели?.. Все должно быть дешево и сердито».

Менять старую электромеханику на новую — так себе вариант, хотя кто-то это делает. А вот поменять электромеханику на МП РЗА,  да еще «баш на баш», без доп. расходов — это дело. «Инновации»,  «повышение наблюдаемости» объекта и все такое. Под это денег можно выбить побольше, так как уже не ремонт, а реконструкция.

Есть спрос — будет и предложение. Вот и стали появляться терминалы с ДШ, как грибы после дождя. Так какие плюсы и минусы есть у схем с МП РЗА в контексте дешунтирования? Приведу здесь свои соображения.

 

Микропроцессор v.s. Новая электромеханика

  1. Надежность

У всех производителей по-разному, но, думаю, в целом электромеханика все же надежнее. Хотя бы потому, что ломаться там практически нечему. Ну и потому, что в большинстве терминалов последним звеном является также электромеханическое реле (пусть и более современное), а внутри корпуса еще много чего есть. Да еще и программная часть присутствует. Мда.. Прости терминал, но истина дороже)

Счет: 0:1

  1. Точность измерения

Сюда я бы отнес сопротивление аналоговых каналов  так, как они влияют на погрешность ТТ и точность в целом, и дискретность задания уставок. Ну здесь, несомненно, МП РЗА в разы лучше.

Счет: 1:1

  1. Быстродействие

По идее электомеханика срабатывает быстрее,  особенно при первом включении на КЗ, когда терминалу РЗА нужно еще «проснуться», зарядить внутренние источники и только потом отключать выключатель.

Однако, если принять во внимание бОльшие ступени селективности для электромеханики (0,7-0,8с против 0,25-0,3с у МП РЗА) и большую погрешность работы старых реле, то я отдаю победу терминалу. К тому же учтите, что «просыпается» современный терминал за время около 0,2-0,25 с и при первом включении действует ускорение МТЗ, чего в старых схемах я встречал не часто.

Счет: 2:1

Орион-РТЗ

Орион-РТЗ (ООО «Радиус-Автоматика») — один из первых терминалов с функцией дешунтирования

  1. Простота настройки

Проще конечно настроить реле, чем терминал. Это факт. Не забывайте только, что и сама настройка реле будет не такой точной.

Счет: 2:2

  1. Зависимость от оперативного тока

Ну, тут возможности равны. Оба «участника» получают питание от токовых цепей.

Надо отметить, что терминалы могут работать от тока нагрузки (3-4 А суммарно на фазах А и С), а следовательно, находятся в работе даже в нормальном режиме. К тому же в терминалах есть отдельный вход питания от ЩСН-0,4, что повышает живучесть системы РЗА в целом (ШУ у вас в ячейке есть всегда, для схемы управления). Пол балла за новые решения!

Счет: 2,5:2

  1. Наблюдаемость за объектом

Терминалы имеют возможность встраиваться по цифровым каналам связи в системы АСУ и в них есть релейные выходы для Телемеханики.

Не спешите фыркать, мол, на фига на старой РПшке АСУ? Это ж сколько стоит и куда это ставить? Есть небольшие бюджетные шкафчики, которые вешаются на стенку в РУ и подключаются к GSM-модему. Осциллограммы вы, конечно, так вряд ли скачаете, но отправить дежурному SMS’ку с номером фидера и причиной отключения вполне можно. Тем более, что сотовая связь сейчас есть практически везде, где есть подстанции.

В общем у терминалов такая возможность есть, а у электромеханики нет. Поэтому плюсуем.

Счет: 3,5:2

  1. Дополнительные алгоритмы и потенциал развития

Прежде всего это дуговая защита, ЛЗШ и УРОВ. Все это гораздо легче сделать на терминалах, чем на реле.

Дуговую сейчас требуется по ПУЭ при новом строительстве и реконструкции. ЛЗШ резко уменьшит время отключения КЗ на шинах, а УРОВ может быть полезен при отказе выключателя фидера, что на старых подстанциях не редкость. Особенно это полезно при отсутствии дальнего резервирования вводом, КЗ, например, на стороне 0,4 кВ трансформатора. А иначе гореть этому трансу жарко и весело

Также есть вероятность установки в будущем нового выключателя в старую ячейку (еще один вид ретрофита), для которого нужно делать нормальную АУВ. Терминал РЗА сделает это с легкостью потому, что в нем есть входы/выходы и заложены соответствующие алгоритмы. А вот электромеханику вам нужно будет снова менять.

Не следует, однако, забывать о том, что для работы дискретных входов требуется стабилизированное напряжение, а следовательно, дополнительные блоки питания. Были попытки сделать терминалы с внутренним питанием входов, но широкого применения эта идея не нашла. А жаль.

Счет: 4,5:2

ТОР-120

ТОР-120 (ООО «Релематика») — минимальный ток надёжной работы по одной фазе 2,5 А

  1. Допустимость применения и технический уровень объекта

В некоторых компания нормативно запрещено применять при новом строительстве электромеханику или же согласовать такое решение будет сложно.

Если посмотреть на то, как и кем принимается решение на реконструкцию объекта, то становится понятно, что легче обосновать выделение средств на что-то новое, чем на ремонт старого. Особенно если разница в деньгах не большая, а на выходе получаются реальные преимущества.

Это не относится напрямую к технике, скорее к программам инвестиций и отчетам о работе начальников своим еще большим начальникам, но не учитывать этот факт нельзя. Здесь все новое имеет преимущество перед всем старым. Прогресс, как известно, не остановить)

Счет: 5,5:2

  1. Габариты

Конечно терминалы занимают меньше места, чем комплект электромеханических реле. Однако, если рассматривать именно ретрофит старой подстанции, то это не играет особой роли. Ведь ячейки уже есть, и их габариты позволяют установить и реле и терминалы.

Правда, есть новые объекты, где устанавливают привода с ДШ потому, что СОПТ там ставить дорого. Вот здесь меньшие размеры терминалов играют решающую роль. Полбалла за компактность.

Счет: 6:2

  1. Стоимость

Ну, что сказать…)

Итоговый счет: 6:3

В общем, получается, что терминал лучше новой электромеханики, если смотреть именно эти параметры и принять, что их важность одинакова. Абсолютно объективный хит-парад)

Ну, а с другой стороны, есть возможность вытащить старый комплект из электромеханических реле, поставить внутрь небольшую современную коробочку, подключить ее на те же цепи, выставить в ней те же уставки и, вуа-ля. У вас в хозяйстве уже микропроцессорные защиты. И не говорите, мне, что вы об этом не мечтали)

БМРЗ-50

БМРЗ-50 (ООО НТЦ «Механотроника») — время старта, при включении на КЗ менее 0,2 с

Принцип дешунтирования — один из самых надежных способов обеспечить гарантированное отключение поврежденного присоединения и с приходом в этом сегмент современной цифровой техники, эта идея получила новую жизнь.

Ну, как то так…

Понравилась статья? Поделитесь ей в соц. сетях, нажав на одну из кнопок ниже.

 

pro-rza.ru

Логическая защита шин | Проект "РЗА"

Все о защите и автоматике электрических сетей

Проект "РЗА"

Главное меню

Навигация по изображениям

← Предыдущее Следующее → Замыкание вне зоны ЛЗШ

Токовые цепи комплекта РЗА. Введение.

Замыкание вне зоны ЛЗШ

×

Часть 1 — Определение трансформаторов тока и их вторичных обмоток

Замыкание вне зоны ЛЗШ

×

pro-rza.ru

ЛЗШ на SPAC810

Пожалуйста активируйте JavaScript в настройках браузера.

Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики. Обмену опытом эксплуатации РЗА. Общению релейщиков ЕЭС России.
ЛЗШ на SPAC810
Автор
Сообщения
Megawatt +19  Сообщения: 363Регистрация: 06.12.2007Откуда: Оттуда
Мне в личку пришло сообщение от одного форумчанина.Т.к. он писал в личку имя сообщать не буду. Хотя мне показалось, что он просто пока не понял как писать сообщения в нашем форуме.

"Добрый день.

Не могли бы Вы мне помочь разобраться с логической зашитой шин. У меня есть проект довольно сырой, там все помаленьку перепутано. В частности у меня все сдлеано на SPAC810. Дуговая сделана на фотоэлементах (финская) она дейтсвует на отключение ввода, секционика, фидеров, распологаеться фотоэлементы на шинах и в отсеке выключателя. С контролем по току и еще есть на клапанах распологаються в кабельных отсеках и отсеках выключателя действует не посредственно на отключение фидера, секционика или ввода. ЛЗШ блокируеться от пусков МТЗ. Меня смушает что в ЛЗШ не задейтсованы цепи напряжения и происходит еще ее блокировка от ячейки ТН. Другое мне не понятно зачем производят сумирование токовых цепей вводного выключателя и секционика.Вообще может я чего не понял, т.к. я вообще не понимаю какой алгоритм работы ЛЗШ, единтсвенное что я понял что она должна блокироваться от пусков защит фидеров. Только опять не понятно как это будет происходить если у меня в ячейках нет цепей напряжения, кроме U0?"

Извиняюсь перед автором. Вопросы вобщем-то несложные. Информации по ним много. Боюсь, что просто не хватит времени ответить подробно. Надеюсь на помощь форумчан.

Дуговая:Все фотоэлементы на шинах должны действовать на отключение вводов с контролем по току.Фотоэлементы и клапана в отсеке выключателя отходящих линий должны действовать на отключение ввода и СВ с контролем по току.Фотоэлементы в отсеке секционного выключателя, а так же клапана дуг.защиты должны действовать на отключение вводов с контролем по току.Фотоэлементы в отсеке вводного выключателя, а так же клапана дуг.защиты должны действовать на отключение выключателя, который находится выше.Клапана, расположенные в кабельных отсеках отходящих линий действует не посредственно на отключение фидера. Можно с контролем по току.

ЛЗШ:Для нормальной работы ЛЗШ не нужны цепи напряжения. В двух словах: При КЗ на фидере пускается токовая защита фидера и токовая защита ввода. Но при наличии ЛЗШ токовая защита фидера посылает сигнал блокировки во ввод. Защита фидера отключает выключатель, а ввод остаётся работать. При КЗ на шинах ток.защита фидера не пускается и не посылает сигнал блокировки во ввод. А ток.защита ввода пускается и отключает вводной выключатель. Таким образом мы можем выставить на токовых защитах фидера и ввода одну уставку времени(теоретически), а значит ускорить работу токовой защиты ввода, обеспечив при этом селективность.Это вкратце. В жизни всё сложнее. Появляется СВ. Команда ЛЗШ может передаваться несколькими способами, от которых зависит выдержка времени ЛЗШ.

Всё написанное мною есть исключительно моё личное мнение, которое я имею право иметь, точно так же как вы имеете право с ним не согласиться.
Цитировать
Модераторы форумовgrsl +101  Сообщения: 4577Регистрация: 04.03.2008Откуда: http://rzia.ru/
Ну дак, мы же не кусаемся...Мегават все описал кратко и достаточно. Для более полного ответа: для начала однолинейка нужна. А потом помощь тех, кто тонкости реле знает. При использовании ЛЗШ надо знать будет УРОВ или нет, какие скорости у выключателей.Сколько шин, есть ли СВ, нужно ли ЛЗШ только по МТЗ или по нулевой также.

Ув Инкогнито, дальше как хотите, или через Мегавата или напрямую. Тут все коллеги и рады всем.

Новый Форум "Советы Бывалого Релейщика"http://rzia.ru/
Цитировать
Megawatt +19  Сообщения: 363Регистрация: 06.12.2007Откуда: Оттуда
Всё оказалось намного проще. Человек зарегистрировался, а вопрос сможет задать на форуме лишь через три дня. А вопросы решать надо, как обычно, вчера.Неполная диф.защита шин:По поводу сумируемых токов ВВ и СВ и заведённых в терминал ВВ. Насколько я понял, речь идёт о неполной диф.защите шин.ПУЭ п.3.2.124. Для секционированных шин 6-10 кВ электростанций должна быть предусмотрена двухступенчатая неполная дифференциальная защита, первая ступень которой выполнена в виде токовой отсечки по току и напряжению или дистанционной защиты, а вторая - в виде максимальной токовой защиты. Защита должна действовать на отключение питающих элементов и трансформатора собственных нужд.Как написано применяется на электростанциях, т.е при наличии нескольких источников питания на секции. Но встречается и в обычных распред.устройствах.Например на Айхальском ГОКе(Якутия) применяют. Кажется у нас кто-то был из Мирного.В МОЭСКе (Москва) так же применяют, но называют суммарной защитой, ставят как раз на ВВ и СВ. Токовые цепи СВ и ВВ собирают на сумму или разность токов. Дальше возможны варианты. Например: собрали токи на разность. ВВ одной секции и СВ включен. ВВ другой секции отключен. При КЗ на другой секции по токовым цепям ВВ и СВ потечёт ток, в ВВ ток СВ вычтется из тока ВВ защита ВВ не сработает. При КЗ на своей секции через СВ ток бежать не будет. Защита ВВ сработает. Есть смысл ставить маленькую уставку времениВкратце всё, но есть проблемы с расчётом уставок. В той же Москве защита есть , ау ставки такие, что защита на 110кВ быстрее сработает.
Всё написанное мною есть исключительно моё личное мнение, которое я имею право иметь, точно так же как вы имеете право с ним не согласиться.
Цитировать
Megawatt +19  Сообщения: 363Регистрация: 06.12.2007Откуда: Оттуда
Пользователь MYSha от имени которого я введу эту тему пишет:

Т.к. я еще не могу писать, вот мой ответ в форум.Что Вам нужно показать? Однолинейную схему? В кратце в ЗРУ 4 секции Секции соеденены попарно. Питаються от трансформаторов расщепленой обмоткой. Так же от двух секций происходит питание двух секций СН подстанции. УРОВ есть. В принципе картина начила уже проесняться. Еще Megawat обещал что прислать мне на e-mail по spac, ЛЗШ. Буду блогадарин все за помащь.

Пришлю, но из дома. На работе почта контролируется. Ждите. Хотя странно: обычно, когда приходит РУ со Спаками этой документации по одной штуке на терминал. Да и в инете этого добра предостаточно.А вообще представленнная однолинейная схема, да ещё с суммарной токовой защитой на вводе. Попахивает Москвой. Можете написать мне в личку название проектного института. А я вам скажу что от них ждать.

Всё написанное мною есть исключительно моё личное мнение, которое я имею право иметь, точно так же как вы имеете право с ним не согласиться.
Цитировать
Модераторы форумовgrsl +101  Сообщения: 4577Регистрация: 04.03.2008Откуда: http://rzia.ru/
Извините, не понял совсем такой схемы. А нафига токи соединять. Простое частичное ЛЗШ, т.е блокировки только между ВВ и секциониками+ три ступени МТЗ ( инверcная, с блокировкой, обычой селективностью).
Новый Форум "Советы Бывалого Релейщика"http://rzia.ru/
Цитировать
Megawatt +19  Сообщения: 363Регистрация: 06.12.2007Откуда: Оттуда
Идите попробуйте москвичам это объясните. Они до сих пор 801-е Спаки ставят. АББшники только в Москву их и продают. Из-за них производство этих Спаков не прекращают.Хотя, если нет ЛЗШ, схема довольно интересная. Имея только токовые цепи, не завися от других терминалов, можем собрать защиту на ВВ с минимальной уставкой(меньше, чем у ЛЗШ), которая будет иметь абсолютную селективность.
Всё написанное мною есть исключительно моё личное мнение, которое я имею право иметь, точно так же как вы имеете право с ним не согласиться.
Цитировать
Модераторы форумовgrsl +101  Сообщения: 4577Регистрация: 04.03.2008Откуда: http://rzia.ru/
Megawatt>Хотя, если нет ЛЗШ, схема довольно интересная. Имея только токовые цепи, не завися от других терминалов, можем собрать защиту на ВВ с минимальной уставкой(меньше, чем у ЛЗШ), которая будет иметь абсолютную селективность.

Согласен что в таком случае такая дифф защита даст преимущество в одну ступень селективности, но посмотрим дальше: ( принимаем в расчёт МП защиту и быстрые выключатели с 0.05сек временем срабатывания)Обычная селективность с 0.25сек ступенью.отходящая т1=0, секционник т2=0.25, ввод т3=0.5при использовании неполной дифф защиты т1=0, т2 и т3=0.25.тоже и при использовании частичной ЛЗШ.Посмотрим что может быть при т1 не равном нулю, т2 и т3 всегда будет равно т1(максимальное на отходящей)+0.25сек.Теперь что получим при использовании полной ЛЗШ.т1 не имеет значения для нас больше, а т2 и т3 можно спокойно ставить 0.1 сек и при 0.15 сек УРОВ объект защищён от всего.Кроме того закладываем и обычную селективность для случаев двойного КЗ или залипания контакта блокировки.

Само собой, потребуется использовании дополнительных двух контактов для блокировки и УРОВ, отдельных входов на ВВ от секционика, чтобы не перекрестилось с блокировками и УРОВ от отходящих линий. Дополнительный монтаж и проверки. Но надёжность возрастает в несколько раз.В случае если 810 не имеет такого количества входов для УРОВ и блокировок, для одного из проектов сделали диодные развязки.

Ну и конечно требуется питание постоянного тока.

Новый Форум "Советы Бывалого Релейщика"http://rzia.ru/
Цитировать
Модераторы форумовgrsl +101  Сообщения: 4577Регистрация: 04.03.2008Откуда: http://rzia.ru/
В догонку к предыдушему посту.достоинство ЛЗШ.1. В случае добавки выключателей между секциями разных трансов ( у нас такие называют станционый секционник).2. В случае добавки генераторов на шины.
Новый Форум "Советы Бывалого Релейщика"http://rzia.ru/
Цитировать
MYSha +1  Сообщения: 16Регистрация: 26.08.2008
Теперь я могу писать в форуме. Может кто не будь мне объеснит как надо соеденять токовые цепи и от чего отсраивается хитрая защита, которая применяеться в Москве. Т.е. Сумма токов ВВ и СВ заводят в каждый из вводов. Что должно остаться в СВ? У меня в проекте вообще нарисовано что ввод соединен паралельно секционику по токовым цепям. И еще проект считаем общим концом токовых цепей, скажем для первого токового 5А входа в Spac клемму 1, а завод изготовитель 2. ТТ заземлены все в сторону линии, в случии CВ в сторону секционного разъеденителя. Вопрос токовые цепи собраны тогда правильно в SAPC или их надо вывернуть?
Цитировать
Megawatt +19  Сообщения: 363Регистрация: 06.12.2007Откуда: Оттуда
Для начала скачай, например: Чернобров Релейная защита. Ну хотя бы отсюда http://freebooks.su/kniga-view-1268.htmlПочитай - Защита сборных шин - Неполная диф.защита шин. Там всё хорошо написано.Очень тяжело без схемы на форуме объяснять "У меня в проекте вообще нарисовано что ввод соединен паралельно секционику по токовым цепям". Это нормально. Ведт именно так могут сложиться вектора токов СВ и ВВ. Ну вобщем, почитай книгу - источник знаний. Если вопросы останутся, спрашивай на примере рисунка из книги или нарисуй сам.
Всё написанное мною есть исключительно моё личное мнение, которое я имею право иметь, точно так же как вы имеете право с ним не согласиться.
Цитировать
   

arhiv.rzia.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта