Eng Ru
Отправить письмо

Электротехника и электроника для заочников / K00K25ER. Коэффициент мощности двигателя


Коэффициент мощности двигателя

cos φ1 = I1a/ I1 (14.42)

Потребляемая двигателем мощность (Вт)

P1 = m1U1I1a(14.43)

Электрические потери статора Рэ1 определяют по (13.2), элек­тромагнитную мощность Рэм — по (13.6), электромагнитный мо­мент М — по (13.11), электрические потери в роторе Рэ2 — по (13.5), добавочные потери Рдоб — по (13.7) и (13.8).

Полезная мощность двигателя (Вт)

Р2 = Рэм – Рэ2 – Рмех – Рдоб, (14.44)

где Рмех — механические потери, Вт; их определяют из опыта хо­лостого хода (см. рис. 14.2).

Коэффициент полезного действия двигателя определяют по (13.10), частоту вращения ротора — по (10.2). Полезный момент (момент на валу) двигателя (Нм)

М2 = 9,55Р2/ n2. (14.45)

Результаты расчета сводят в таблицу (см. табл. 14.1), а затем строят рабочие характеристики двигателя (см. рис. 13.7).

Пример 14.1. Трехфазный асинхронный двигатель имеет паспортные дан­ные: Рном =3,0 кВт, Uном = 220/380 В, I1ном = 6,3 А, nном = 1430 об/мин. Активное сопротивление фазы обмотки статора при рабочей температуре r1 = 1,70 Ом. Ха­рактеристики х.х. двигателя приведены на рис. 14.2 (I0ном = 1,83 А, Рном= 300 Вт, Р/0ном= 283 Вт, Рмех = 200 Вт, соs φ0ном = 0,24, обмотка статора соединена звез­дой). Характеристики к.з. приведены на рис. 14.3 (Рк.ном = 418 Вт, Uк.ном = 59,5 В, Iк.ном = 6,3 А, cos φк.ном =0,372).

Требуется рассчитать данные и построить рабочие характеристики двигателя и определить перегрузочную его способность.

Решение. Активная и реактивная составляющие тока х.х.

I0a = I0 cos φ0ном = 1,83 • 0,24 = 0,44 А,

I0p = I0 sin φ0ном = 1,83 • 0,97 = 1,77 А.

Полное сопротивление кз. по (14.10)

zк = Uк.ном/ Iк.ном = 59,5/6,3 = 9,45 Ом,

его активная и реактивная составляющие по (14.11) и (14.12)

rк = zк соs φк.ном = 9,45 • 0,372 = 3,5 Ом,

xк = ==8,8 Ом.

Приведенное активное сопротивление ротора по (14.30)

r/2 = rк – r1 = 3,5 - 1,7 = 1,8 Ом.

Критическое скольжение по (14.31)

sкр = r/2/ xк = 1,8/ 8,8 = 0,20.

Номинальное скольжение по (14.32)

sном = (n1 - n2ном)/ n1 = (1500 - 1430)/ 1500 = 0,046.

Магнитные потери по (14.8)

Рм = Р/0 - Рмех = 283 - 200 = 83 Вт.

Задаемся следующими значениями скольжения: 0,01, 0,02, 0,03, 0,046, 0,06 и 0,20. Результаты расчета приведены в табл. 14.1. Рабочие характеристики двига­теля представлены на рис. 13.7.

Перегрузочная способность двигателя λ = Мmax/ Mном = 38,7/ 21,4 = 1,81.

Таблица 14.1

Значения параметров при скольжении s

0,01

0,02

0,03

0,046

0,06

0,20

r/2/s, Ом

180

90

60

39,1

30

10,1

rэк = r1 + r/2/ s, Ом

181,7

91,7

61,7

40,8

31,7

11,8

zэк = , Ом

182

92

62,5

42

33,2

15,5

cos φ2 = rэк/ zэк

0,998

0,996

0,987

0,971

0,955

0,760

I/2 = U1/ zэк, А

1,21

2,39

3,52

5,24

6,63

14,20

I/2a = I/2 cos φ2, А

1,21

2,38

3,47

5,09

6,33

10,7

I/2p = I/2 sin φ2, А

0,08

0,19

0,57

1,25

1,95

9,20

I1a = I0a + I/2a, А

1,65

2,82

3,91

5,54

6,77

11,10

I1p = I0p + I/2p, А

1,85

1,96

2,34

3,02

3,72

10,9

I1 = , A

2,48

3,43

4,55

6,30

7,70

15,5

cos φ1 = I1a/ I1

0,66

0,82

0,86

0,88

0,88

0,71

P1 = m1U1I1a, Вт

1089

1861

2580

3652

4468

7326

Рэ1 = m1I12r1, Вт

31,0

60,0

105

200

302

1225

Рэм = Р1 – Рэ1 – Рм,Вт

975

1718

2392

3369

4083

6080

М = Рэм/ ω1, Нм

6,2

10,9

15,3

21,4

26,0

38,7

Рэ2 = s Рэм, Вт

10

34

72

151

245

β2 =(I1/ I1ном)2

0,15

0,29

0,52

1,0

1,44

Р/доб = β2 Рдоб.ном, Вт

2,7

5,2

9,4

18

26

Р2 = Рэм – Рэ2 – —Рмех – Рдоб, Вт

762

1479

2110

3000

3612

η = Р2/ Р1

0,70

0,79

0,82

0,82

0,81

n2 = n1(1-s), об/мин

1485

1470

1455

1430

1410

М2 = 9,55Р2/ n2, Нм

4,9

9,6

13,8

20,0

24,5

Контрольные вопросы

1.Какие существуют методы получения данных для построения рабочих харак­теристик асинхронных двигателей?

2.Чем ограничивается применение метода непосредственной нагрузки?

3.Как определить величину механических и магнитных потерь двигателя по характеристикам х.х.?

studfiles.net

Коэффициент мощности двигателя

cos φ1 = I1a/ I1 (14.42)

Потребляемая двигателем мощность (Вт)

P1 = m1U1I1a(14.43)

Электрические потери статора Рэ1 определяют по (13.2), элек­тромагнитную мощность Рэм — по (13.6), электромагнитный мо­мент М — по (13.11), электрические потери в роторе Рэ2 — по (13.5), добавочные потери Рдоб — по (13.7) и (13.8).

Полезная мощность двигателя (Вт)

Р2 = Рэм – Рэ2 – Рмех – Рдоб, (14.44)

где Рмех — механические потери, Вт; их определяют из опыта хо­лостого хода (см. рис. 14.2).

Коэффициент полезного действия двигателя определяют по (13.10), частоту вращения ротора — по (10.2). Полезный момент (момент на валу) двигателя (Нм)

М2 = 9,55Р2/ n2. (14.45)

Результаты расчета сводят в таблицу (см. табл. 14.1), а затем строят рабочие характеристики двигателя (см. рис. 13.7).

Пример 14.1. Трехфазный асинхронный двигатель имеет паспортные дан­ные: Рном =3,0 кВт, Uном = 220/380 В, I1ном = 6,3 А, nном = 1430 об/мин. Активное сопротивление фазы обмотки статора при рабочей температуре r1 = 1,70 Ом. Ха­рактеристики х.х. двигателя приведены на рис. 14.2 (I0ном = 1,83 А, Рном= 300 Вт, Р/0ном= 283 Вт, Рмех = 200 Вт, соs φ0ном = 0,24, обмотка статора соединена звез­дой). Характеристики к.з. приведены на рис. 14.3 (Рк.ном = 418 Вт, Uк.ном = 59,5 В, Iк.ном = 6,3 А, cos φк.ном =0,372).

Требуется рассчитать данные и построить рабочие характеристики двигателя и определить перегрузочную его способность.

Решение. Активная и реактивная составляющие тока х.х.

I0a = I0 cos φ0ном = 1,83 • 0,24 = 0,44 А,

I0p = I0 sin φ0ном = 1,83 • 0,97 = 1,77 А.

Полное сопротивление кз. по (14.10)

zк = Uк.ном/ Iк.ном = 59,5/6,3 = 9,45 Ом,

его активная и реактивная составляющие по (14.11) и (14.12)

rк = zк соs φк.ном = 9,45 • 0,372 = 3,5 Ом,

xк = ==8,8 Ом.

Приведенное активное сопротивление ротора по (14.30)

r/2 = rк – r1 = 3,5 - 1,7 = 1,8 Ом.

Критическое скольжение по (14.31)

sкр = r/2/ xк = 1,8/ 8,8 = 0,20.

Номинальное скольжение по (14.32)

sном = (n1 - n2ном)/ n1 = (1500 - 1430)/ 1500 = 0,046.

Магнитные потери по (14.8)

Рм = Р/0 - Рмех = 283 - 200 = 83 Вт.

Задаемся следующими значениями скольжения: 0,01, 0,02, 0,03, 0,046, 0,06 и 0,20. Результаты расчета приведены в табл. 14.1. Рабочие характеристики двига­теля представлены на рис. 13.7.

Перегрузочная способность двигателя λ = Мmax/ Mном = 38,7/ 21,4 = 1,81.

Таблица 14.1

Значения параметров при скольжении s

0,01

0,02

0,03

0,046

0,06

0,20

r/2/s, Ом

180

90

60

39,1

30

10,1

rэк = r1 + r/2/ s, Ом

181,7

91,7

61,7

40,8

31,7

11,8

zэк = , Ом

182

92

62,5

42

33,2

15,5

cos φ2 = rэк/ zэк

0,998

0,996

0,987

0,971

0,955

0,760

I/2 = U1/ zэк, А

1,21

2,39

3,52

5,24

6,63

14,20

I/2a = I/2 cos φ2, А

1,21

2,38

3,47

5,09

6,33

10,7

I/2p = I/2 sin φ2, А

0,08

0,19

0,57

1,25

1,95

9,20

I1a = I0a + I/2a, А

1,65

2,82

3,91

5,54

6,77

11,10

I1p = I0p + I/2p, А

1,85

1,96

2,34

3,02

3,72

10,9

I1 = , A

2,48

3,43

4,55

6,30

7,70

15,5

cos φ1 = I1a/ I1

0,66

0,82

0,86

0,88

0,88

0,71

P1 = m1U1I1a, Вт

1089

1861

2580

3652

4468

7326

Рэ1 = m1I12r1, Вт

31,0

60,0

105

200

302

1225

Рэм = Р1 – Рэ1 – Рм,Вт

975

1718

2392

3369

4083

6080

М = Рэм/ ω1, Нм

6,2

10,9

15,3

21,4

26,0

38,7

Рэ2 = s Рэм, Вт

10

34

72

151

245

β2 =(I1/ I1ном)2

0,15

0,29

0,52

1,0

1,44

Р/доб = β2 Рдоб.ном, Вт

2,7

5,2

9,4

18

26

Р2 = Рэм – Рэ2 – —Рмех – Рдоб, Вт

762

1479

2110

3000

3612

η = Р2/ Р1

0,70

0,79

0,82

0,82

0,81

n2 = n1(1-s), об/мин

1485

1470

1455

1430

1410

М2 = 9,55Р2/ n2, Нм

4,9

9,6

13,8

20,0

24,5

Контрольные вопросы

1.Какие существуют методы получения данных для построения рабочих харак­теристик асинхронных двигателей?

2.Чем ограничивается применение метода непосредственной нагрузки?

3.Как определить величину механических и магнитных потерь двигателя по характеристикам х.х.?

studfiles.net

Электротехника и электроника для заочников / K00K25ER

Л Е К Ц И Я 25

1. Энергетическая диаграмма и коэффициент полезного действия асинхронного двигателя.

2. Коэффициент мощности асинхронного двигателя.

3. Рабочие характеристики асинхронного двигателя.

4. Пуск и регулирование скорости вращения.

1. Энергетическая диаграмма и коэффициент полезного действия

асинхронного двигателя.

Рассмотрим асинхронный двигатель, на валу которого имеется нагрузка и обмотка статора которого потребляет из сети электроэнергию мощностью .

На энергетической диаграмме представлено распределение энергии при работе асинхронного двигателя.

Часть мощности теряется в статоре на потери в проводниках обмотки и потери на гистерезис и вихревые токи в стали сердечника Pc. ставшаяся часть электрической мощности посредством вращающегося

магнитного потока передается со статора на ротор:

электромагнитная мощность

Электромагнитная мощность Рэм определяется током и ЭДС ротора. Часть мощности Рэм теряется в проводниках обмотки Рэ . Оставшаяся часть мощности преобразуется в механическую мощность Рмех, под действием которой ротор асинхронного двигателя вращается. Часть механической мощности Рмех теряется на трение в подшипниках, на вентиляцию и т.д. и являются механическими потерями Рмх. Другая часть мощности теряется из-за рассеяния магнитного поля в зубьях статора и ротора и является добавочными потерями Рдоб.

Таким образом, полезная механическая мощность на валу двигателя

Эта мощность указывается в паспортных данных асинхронного двигателя. Коэффициент полезного действия (кпд) двигателя определяется

Двигатели малой и средней мощности имеют номинальный кпд в пределах 0,7 - 0,9, двигатели большой мощности имеют кпд 0,94 - 0,96.

2. Коэффициент мощности асинхронного двигателя.

Наряду с расходом активной энергии на валу двигателя и в самой машине часть энергии, реактивной, периодически возвращается в сеть. Эта часть энергии характеризуется реактивной мощностью Q1 . Коэффициент мощности двигателя равен

Он зависит от момента нагрузки на валу двигателя. При холостом ходе коэффициент мощности

cos = 0,08 - 0,15. С возрастанием нагрузки активная мощность увеличивается, возрастает и cos до 0,75 - 0,95. С дальнейшим возрастанием нагрузки существенно увеличиваются токи статора и ротора, и возрастает реактивная мощность рассеяния. Cos постепенно уменьшается.

3. Рабочие характеристики асинхронного двигателя.

Механическая характеристика.

Зависимость скорости вращения ротора двигателя от момента, развиваемого им, называется механической характеристикой двигателя

n = f (Mэм) , = f (Mэм) ,

где Мэм - электромагнитный момент, действующий на ротор.

Механической характеристикой является также зависимость S= f(Мэм).

В установившемся режиме Mэм = М, где М - момент на валу.

Известно, что момент можно представить:

Мощность Рэ2 можно выразить через ток I2, который легко определяется из схемы замещения. После подстановки получим подобной трансформатору

Из формулы видно, что с возрастанием скольжения S момент вначале возрастает и далее уменьшается. Максимальное значение момента соответствует критическому скольжению Sкр. Приближенно, при можно считать:

где - реактивное сопротивление потока рассеяния.

Для практических целей удобно пользоваться другой формулой момента:

где Мmax - максимальное значение момента.

Из формулы видно, что с изменением изменяется ход механической характеристики. Она, например, смещается вниз с увеличением .

Зависимости n, S, M, cos и = f(P2) при U1= Uном = const, f = const ,представленные на рис. , являются рабочими характеристиками асинхронного двигателя.

К рабочим характеристикам относят также зависимость I1= f(P2). Зависимость n=f(P2) или S=f(P2) называется скоростной характеристикой. На холостом ходу, т.е. при Р2 =0, ротор вращается со скоростью. С увеличением мощности нагрузки

Рис.

скорость вращения n уменьшается, а скольжение S растет.

Зависимость M = f(P ) называется моментной характеристикой. При отсутствии нагрузки к валу двигателя приложен небольшой момент на преодоление сил трения. Поэтому при Р2 = 0 М = Мтр. С возрастанием Р кпд вначале возрастает, а в дальнейшем уменьшается, так как при больших токах статора и ротора мощность электрических потерь, пропорциональная квадрату токов, возрастает быстрее мощности P2 .

Так как при холостом ходе I1 = I0 и его основной составляющей является намагничивающая составляющая, совпадающая по фазе с магнитным потоком, cos асинхронных двигателей довольно низок - примерно 0,2. С увеличением нагрузки ток статора все в большей степени определяется активной составляющей тока ротора и cos увеличивается. При больших мощностях увеличивается мощность рассеяния.

4. Пуск и регулирование скорости вращения.

В момент пуска частота вращения n = 0, а скольжение S = 1. Поэтому имеет место бросок пускового тока, который в 5-6 раз больше номинального. Для снижения пускового тока используют пусковые реостаты в двигателях с фазным ротором или понижают на период пуска напряжение, подводимое к статору. Пуск с помощью пускового реостата осуществляют только для двигателей с фазным ротором. К обмотке каждой фазы ротора через контактные кольца подключен пусковой реостат.

Рис.35

При включении пускового реостата, имеющего максимальное сопротивление, двигатель трогается с места при Мп = Мmax (характеристика I на рис. ). После того, как ротор приходит во вращение, его момент начинает уменьшаться (точка 1' ). Сопротивление пускового реостата уменьшают, что приводит к переходу рабочей точки на новую характеристику (точка 2) Таким образом, с вводом реостата рабочая точка механической характеристики перемещается по ломаной 1 - 1' - 2 - 2' - 3 - 3' - . . . . и т. д. пока не выйдет по естественной ветви при сопротивлении реостата, равном нулю, в номинальный режим ( точка А, рис. ). Пуск при пониженном напряжении применяют для двигателей с короткозамкнутым ротором. Так как вращающий момент пропорционален квадрату напряжения, такой способ пуска применим только при отсутствии нагрузки на валу двигателя. В нормальном режиме обмотки статора двигателя соединены треугольником. При пуске обмотки соединяют звездой, что приводит к уменьшению напряжения на обмотке в раз. Во столько же раз уменьшается и фазный ток в обмотке статора. Так как при соединении звездой Iл = Iф, а при

соединении треугольником он больше фазного в раз, то при переключении обмоток двигателя на звезду линейный ток уменьшается в три раза. После разгона двигателя обмотку статора переключают на треугольник. Скорость вращения асинхронного двигателя можно регулировать следующими способами:

1 - включение добавочных сопротивлений в цепь ротора (для двигателей с фазным ротором).

С увеличением сопротивления скорость вращения ротора уменьшается.

Достоинства: возможность плавного регулирования скорости.

Недостатки: а) дополнительные потери в роторе,

б) уменьшается жесткость механической характеристики,

т.е. увеличивается ее наклон на рабочем участке.

2 - изменением числа пар полюсов (переключением статорных обмоток)

Этим добиваются изменения скорости вращения магнитного поля.

Достоинства: не вызывает дополнительных потерь, т.е. не снижает кпд двигателя.

Недостатки: а) ступенчатое изменение скорости,

б) увеличение веса и габаритов двигателя.

3 - регулирование частоты питающего напряжения.

Этим способом достигается возможность плавного регулирования скорости двигателя и в то же время не сопровождается дополнительными потерями, т.е. соединяет в себе достоинства 1-го и 2-го методов. Недостатки: применение сложного и дорогостоящего оборудования. Данный метод наиболее перспективный. Обычно используется в асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором.

studfiles.net

8. КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

8. КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

ЭП, подключаемые к сети переменного тока, потребляют из нее активную Рл и реактивную Q мощности. Активная мощность рас­ходуется на полезную работу ЭП и покрытие потерь в нем, а реак­тивная мощность, обеспечивая создание электромагнитных полей двигателя и других его элементов, непосредственно полезной рабо­ты не совершает. Отметим, что в отношении реактивной мощности точнее говорить не о потреблении ее, а об обмене (циркуляции) между сетью и двигателем.

Работа ЭП, как и любого другого потребителя активной и реак­тивной энергии, характеризуется коэффициентом мощности

где S - полная (или кажущаяся) мощность.

Уголкак известно из электротехники, определяет сдвиг фаз между напряжением сети и током ЭП: если он потребляет реактив­ную мощность, то сдвиг фазЕсли ЭП реактивную мощность не потребляет, тс

ЭП, потребляя реактивную мощность, нагружает ею систему электроснабжения, вызывая дополнительные потери напряжения и энергии в ее элементах. По этой причине всегда следует стремиться к обеспечению максимально возможного cos ф ЭП как одного из основных энергетических показателей его работы.

Если ЭП работает в каком-то цикле при различных нагрузках или скоростях в установившемся и переходном режимах, то он как потребитель реактивной энергии характеризуется средневзвешен­ным или цикловым коэффициентом мощности, который определя­ется отношением потребленной активной энергии за цикл Аа к пол­ной или кажущейся энергии Ап в соответствии с формулой

где

Коэффициентом мощности характеризуется работа ЭП с двига­телями переменного тока (АД и СД), а также системы ЭП постоян­ного тока «управляемый выпрямитель - двигатель постоянного тока».

Коэффициент мощности АД. Активная Ра и реактивная Q мощ­ности применительно к установившемуся режиму работы трехфаз­ного АД могут быть рассчитаны по следующим формулам:

формулу (8.35) можно записать в следующем виде:

Для П-образной схемы замещения АД (см. рис. 5.2) при

На рис. 8.3, а приведены зависимости номинального коэффици­ента мощности АД от различных номинальных мощностейi чисел пар полюсов р (кривая 1 при р{=\, кривая 2 при р=4). Харак­терным для них является более высокое значение cosдля двига­телей с большими номинальными мощностями и скиристями вра­щения.

Для большинства АД cos~ 0,8...0,9. Для этих значений Q = (0,5...0,75) Рр т.е. АД на каждый киловатт активной мощности потребляет из сети 0,5...0,75 кВ-А реактивной мощности и чем ниже cos ф, тем большую реактивную мощность потребляет АД из сети, загружая ее дополнительным током и вызывая дополнительные потери.

Коэффициент мощности АД существенно зависит от его нагруз­ки. При холостом ходе АД коэффициент мощности невелик, так как при этом относительно велика доля реактивной мощности по срав­нению с активной. По мере увеличения нагрузки АД возрастает и cos ф, достигая своего максимального значения примерно в облас­ти ее номинальных значений. Зависимость cos ф от кратности меха­нической нагрузкидля АД серии 4А при различных номи­нальных значения:приведена на рис. 8.3,б,

АД являются основными потребителями реактивной мощности в системе электроснабжения, поэтому повышение коэффициента их мощности представляет собой важную технико-экономическую за­дачу. В настоящее время существуют несколько способов повыше­ния cos ф АД.

Замена малозагруженных АД двигателями меньшей мощности, что иллюстируется кривыми 7...3, построенными соответственно при= 0,9; 0,8 и 0,6 (см. рис. 8.3,б). При замене АД меньшей

мощписш иудет работать в области больших нагрузок с более вы­соким cos ф. Напомним, что и КПД полностью загруженного дви-

гателя будет высоким. Замена двигателя, как любая модернизация ЭП, должна быть экономически обоснована.

Ограничение времени работы АД на холостом ходу, т.е. работы с низкимДля этого двигатель отключается от сети при его ра­боте вхолостую автоматически или оператором.

Понижение напряжения питания АД, работающих с малой или переменной нагрузкой. При этом уменьшаются потребляемый из сети ток и реактивная мощность и повышается cos ф. Реализация этого способа осуществляется с помощью регулятора напряжения (см. разд. 5.5) или, когда это возможно, переключением обмоток ста­тора со схемы треугольника на звезду, что приводит к снижению напряжения на обмотке каждой фазы в)аз.

Замена АД на СД, когда это возможно по условиям технологи­ческого процесса рабочей машины и экономически обосновано.

Коэффициент мощности системы «управляемый выпрямитель-дви­гатель постоянного тока» (УВ - ДПТ). Так как в этой системе напря­жение на якоре двигателя регулируется задержкой открытия венти­лей управляемого выпрямителя, происходит сдвиг фазы тока ЭП по отношению к напряжению сети и он начинает потреблять реактив­ную мощность из сети. Кроме того, работа системы УВ - ДПТ вызы­вает искажение синусоидальной формы напряжения системы элект­роснабжения, оказывая вредное воздействие на другие ЭП, что вы­ражается в повышенном нагреве электродвигателей, снижении их мощности и КПД, усилении вибрации и шума при работе.

Искажение синусоидальной формы напряжения приводит к по­явлению высших гармоник напряжения, которые нарушают нор­мальную работу других потребителей электроэнергии, устройств автоматики, защиты и сигнализации, создает помехи в линиях свя­зи. Несинусоидальность напряжений и токов приводит к допол­нительным погрешностям измерительных приборов, а также ока­зывает отрицательное воздействие и на батареи конденсаторов, при­меняемых для компенсации реактивной мощности, вызывая их пе­регрузку по току и напряжению.

где- коэффициент искажения; / - действующее значение

потреоляемого из сети тока; /, - действующее значение первой гар-

4

Коэффициент мощности системы УВ - ДПТ определяется двумя факторами: углом :двига основной первой гармоники потребля­емого из сети токаотносительно напряжения сети и коэффициен­том искаженияv этого же тока:

моники этого тока; - соответственно углы управления и комму­тации вентилей.

где Ed - ЭДС преобразователя; О)0 - скорость идеального холостого хода, соответствующая Ed.

Из приведенных выражений следует, что коэффициент мощнос­ти вентильного ЭП постоянного тока зависит от скорости двигате­ля, определяемой углом управления вентилей а, и его нагрузки, определяющей угол коммутации у. Снижение скорости (увеличение диапазона регулирования) или увеличение нагрузки приводит к уменьшению коэффициента мощности ЭП. Анализ зависимости cos ф вентильного ЭП от относительной скоростипри номинальной нагрузке на валу двигателя (рис. 8.4,а) показывает, что уменьшение коэффициента мощности происходит пропорцио­нально снижению скорости, т.е. увеличению диапазона регулиро­вания. Это видно также и из следующего приближенного выраже­ния для коэффициента мощности при регулировании скорости:

При регулировании скорости с одинаковым временем работы двигателя на каждой скорости при Мс = const зависимость средне­взвешенного циклового коэффициента мощности cos фсв от диапа­зона регулирования D показана на рис. 8.4, б.

Повышение коэффициента мощности и уменьшение несинусои­дальности напряжения сети при работе системы УВ - ДПТ может быть достигнуто несколькими способами:

за счет применения фильтрокомпенсирующих и фильтросиммет-рирующих устройств, обеспечивающих одновременно компенсацию реактивной мощности, фильтрацию высших гармоник и уменьше­ние отклонений напряжения по фазам. Эти устройства целесооб­разно размещать в узле подключения ЭП к электрической сети. Состоят они из управляемого компенсатора, обеспечивающего ре­гулирование реактивной мощности и выполняемого обычно на ос­нове специального тиристорного преобразователя, и энергетичес кого фильтра, который служит для фильтрации высших гармоник тока ЭП, а также компенсации реактивной мощности. Энергети­ческие фильтры представляют собой последовательные индуктив­но-емкостные резонансные цепи, настроенные на частоты высших гармоник вентильных ЭП (нагрузок). Число параллельно включен­ных резонансных цепей фильтров должно быть таким, чтобы коэф­фициент несинусоидальности напряжения был не более 5%. Для каждой высшей гармоники используется свой фильтр;

путем использования традиционных компенсирующих уст­ройств, к числу которых относятся синхронные двигатели и ком­пенсаторы, батареи конденсаторов, а также тиристорные источ­ники реактивной мощности. Синхронные двигатели являются эф­фективным и удобным средством компенсации реактивной мощ­ности в системе электроснабжения. Выполняя свою основную функцию приводного электродвигателя, СД одновременно мо­гут генерировать в сеть реактивную мощность, т.е. работать с опережающим cos ф, что обеспечивается соответствующим регу­лированием их тока возбуждения (см. разд. 6.4). Синхронные ком­пенсаторы представляют собой СД, работающие без нагрузки. Их основная функция состоит только в регулировании реактив­ной мощности в системе электроснабжения. Конденсаторы по своему действию эквивалентны перевозбужденным СД, по срав­нению с другими источниками реактивной мощности они имеют такие преимущества, как малые потери этой мощности, просто­та монтажа и эксплуатации. К их недостаткам следует отнести зависимость генерируемой мощности от напряжения, недостаточ­ную стойкость при перегрузках по току и напряжению, а также ухудшение их работы в сетях с повышенным содержанием выс­ших гармоник. Тиристорные источники реактивной мощности строятся с использованием преобразователей, имеющих искус­ственную коммутацию вентилей. Такой преобразователь имеет на стороне выпрямленного тока реактор (индуктивный накопи­тель энергии) или батарею конденсаторов (емкостный накопи­тель энергии). Сочетание преобразователя с реактивным элемен­том позволяет создать устройство для регулирования реактив­ной мощности в системе энергоснабжения;

путем использования специальных законов управления У В и спо­собов коммутации их вентилей, к числу которых относятся пооче­редное и несимметричное управление преобразователями, а также искусственная коммутация вентилей преобразователей. Сущность этих способов рассмотрена в Г121.

-

studfiles.net

таблицы формул и методы вычислений

Среди технических характеристик приобретаемых электроприборов попадается такой показатель, как коэффициент мощности. В одних случаях данным параметром можно пренебречь, а в других – пренебрежение такой характеристикой может повлечь непредусмотренные расходы и проблемы.

Коэффициент мощности

Полная мощность и ее составляющие

Довольно часто возникают вопросы, как у электриков, так и у обывателей, о том, какие должны быть характеристики электрической цепи для обеспечения нормальной работы электроприборов, какое должно быть сечение проводов с током. Таким вопросом задаются желающие установить дизельные или бензиновые генераторы, а также сами поставщики электрической энергии.

Для того чтобы разобраться с такими вопросами, необходимо иметь представление о том, нагрузка какой мощности подключена к сети, будь то промышленная сеть или сеть собственного генератора. Электрическая мощность, по сути, представляет собой израсходование электроэнергии за одну секунду и характеризует быстроту трансформации или отдачи электрической энергии. Потребляемая мощность зачастую указана на каждом электроприборе. Так называемая общая мощность нагрузки имеет два компонента: активная и реактивная мощности. Мощность, расходуемая на электрическое сопротивление конечного потребителя, является активной мощностью. Существуют также и аналогичные названия в виде резистивной или омической мощности. Непосредственно эта мощность выполняет полезную работу путем преобразования в свет механическую работу или вырабатывание тепла.

К потребителям, характеризующимся только активной компонентой мощности, относятся:

  • Электрочайник;
  • Электрический утюг;
  • Лампочка;
  • Электроплита;
  • Обогреватели и тому подобное.

Согласно ТОЭ, реактивная мощность представляет собой мощность, которая не была передана в нагрузку, а была затрачена на переходные процессы путем создания электрических и магнитных полей, проходя через реактивные компоненты. Такими компонентами являются катушки индуктивности и конденсаторы.

Реактивная мощность представляет собой не расходуемую бесследно энергию, а только временно накапливаемую в электромагнитном поле.

Циркуляция реактивной мощности

Сущностью реактивной мощности является накопление энергии электромагнитным полем реактивных элементов в первом полупериоде тока и возврат этой энергии в сеть во втором полупериоде. Поскольку питающий ток является переменным, то присутствие паразитной реактивной мощности является постоянным. Циркулируя по проводникам трансформаторов, генераторов, линий передач, дросселей, электромагнитов или двигателей, данная энергия приводит к их нагреву.

Треугольник мощностей

Согласно картинке выше, существует взаимосвязь между общей, активной и реактивной мощностью, а именно:

S=√(P2+Q2), где:

  • S – общая мощность;
  • P – активная мощность;
  • Q – реактивная мощность.

Активная мощность вычисляется по формуле:

P=I*U*cosφ, где:

  • I – значение тока;
  • U – значение напряжения;
  • φ – угол сдвига между напряжением питающей сети и током, потребляемым нагрузкой.

Проходя через катушку индуктивности, электрический ток отстает от напряжения, а проходя через конденсатор, ток опережает напряжение.

Объединив оба выражения, выходит формула:

P= S*cosφ или cosφ=P/S.

Из формулы видно, что такое коэффициент мощности, он прямо пропорционален активной мощности и обратно пропорционален общей мощности.

Коэффициент мощности

Косинус фи является тем параметром, который характеризует деформацию синусоиды тока, используемого от электрической сети переменного тока, согласно картинке ниже. Он является основным критерием, определяющим потери в проводах и на внутреннем сопротивлении сети.

Искажение тока

Косинус фи, основываясь на таблице стандартов энергопотребления, имеет такие показатели:

  1. Отличный – при значениях от 0,95 до 1;
  2. Хороший – при значениях от 0,8 до 0,95;
  3. Удовлетворительный – при значениях от 0,65 до 0,8;
  4. Неудовлетворительный – при значениях ниже 0,65.

Коэффициент мощности асинхронного двигателя и генератора

Поскольку статор и ротор асинхронного двигателя выполнены путем намотки медного провода, то, помимо активной составляющей, имеется индуктивная и емкостная составляющая сопротивления. Соответственно, каждую половину периода колебания с частотой f в сеть возвращается некоторое количество электричества. Негативными последствиями такой операции, помимо паразитного нагрева проводов, является, по сути, вырабатывание генератором электроэнергии, часть которой расходуется впустую, путем циркулирования между генератором и двигателем. Для частных случаев величина реактивных токов является малой, однако если речь идет о больших предприятиях, то величина реактивной мощности может быть настолько велика, что может повлиять на энергосистему целого региона.

Наличие заниженного коэффициента мощности влечет за собой ряд неблагоприятных проявлений:

  • Применение в линиях электропередач проводов большего сечения и использование электрических и трансформаторных станций большей мощности;
  • Снижение коэффициента полезного действия генерирующих и трансформирующих элементов цепи;
  • Снижение полезного напряжения и мощности в проводах.

Мероприятия по увеличению cosφ направлены на:

  1. Максимальное сокращение потерь электрической энергии;
  2. Применение оптимального количества цветных металлов в процессе формирования электропроводящей аппаратуры;
  3. Использование электрических двигателей, трансформаторов, генераторов и других устройств, работающих на переменном токе, с максимальной пользой и для увеличения их срока службы. Соответственно, улучшение коэффициента мощности неизбежно влечет за собой увеличение коэффициента полезного действия питающей сети.

К основным методам по увеличению коэффициента мощности относятся:

  1. Компенсация реактивного компонента путем включения в цепь элемента с обратным действием. Промышленные предприятия, имеющие в питающей сети большой индуктивный компонент, с целью его уменьшения применяют электротехнику, собранную на конденсаторах. В связи с этим циркуляция паразитных составляющих проходит между потребителями и установкой, не принося вред питающей сети;
  2. Осмысленный подход к технологическому процессу и разумное рассредоточение нагрузок с целью увеличения коэффициента мощности.

Для таких целей прибегают к таким мероприятиям:

  • Использование оптимальной нагрузки на электрические двигатели в процессе эксплуатации;
  • Исключить использование оборудования, потребляющего индуктивную мощность, без нагрузки или в режиме холостого хода;
  • Использование электрических двигателей с другими характеристиками.

Разобравшись, что такое коэффициент мощности, и осознав техпроцессы, проходящие в питающей сети, при наличии паразитных мощностей можно обоснованно подходить к вопросу выбора оборудования, отвечающего характеристикам этой сети. Второстепенный, на первый взгляд, показатель косинус фи является важным критерием, как для поставщиков электрической энергии, так и для различных ее потребителей.

Видео

Оцените статью:

elquanta.ru

Коэффициент мощности двигателя

cos φ1 = I1a/ I1 (14.42)

Потребляемая двигателем мощность (Вт)

P1 = m1U1I1a(14.43)

Электрические потери статора Рэ1 определяют по (13.2), элек­тромагнитную мощность Рэм — по (13.6), электромагнитный мо­мент М — по (13.11), электрические потери в роторе Рэ2 — по (13.5), добавочные потери Рдоб — по (13.7) и (13.8).

Полезная мощность двигателя (Вт)

Р2 = Рэм – Рэ2 – Рмех – Рдоб, (14.44)

где Рмех — механические потери, Вт; их определяют из опыта хо­лостого хода (см. рис. 14.2).

Коэффициент полезного действия двигателя определяют по (13.10), частоту вращения ротора — по (10.2). Полезный момент (момент на валу) двигателя (Нм)

М2 = 9,55Р2/ n2. (14.45)

Результаты расчета сводят в таблицу (см. табл. 14.1), а затем строят рабочие характеристики двигателя (см. рис. 13.7).

Пример 14.1. Трехфазный асинхронный двигатель имеет паспортные дан­ные: Рном =3,0 кВт, Uном = 220/380 В, I1ном = 6,3 А, nном = 1430 об/мин. Активное сопротивление фазы обмотки статора при рабочей температуре r1 = 1,70 Ом. Ха­рактеристики х.х. двигателя приведены на рис. 14.2 (I0ном = 1,83 А, Рном= 300 Вт, Р/0ном= 283 Вт, Рмех = 200 Вт, соs φ0ном = 0,24, обмотка статора соединена звез­дой). Характеристики к.з. приведены на рис. 14.3 (Рк.ном = 418 Вт, Uк.ном = 59,5 В, Iк.ном = 6,3 А, cos φк.ном =0,372).

Требуется рассчитать данные и построить рабочие характеристики двигателя и определить перегрузочную его способность.

Решение. Активная и реактивная составляющие тока х.х.

I0a = I0 cos φ0ном = 1,83 • 0,24 = 0,44 А,

I0p = I0 sin φ0ном = 1,83 • 0,97 = 1,77 А.

Полное сопротивление кз. по (14.10)

zк = Uк.ном/ Iк.ном = 59,5/6,3 = 9,45 Ом,

его активная и реактивная составляющие по (14.11) и (14.12)

rк = zк соs φк.ном = 9,45 • 0,372 = 3,5 Ом,

xк = ==8,8 Ом.

Приведенное активное сопротивление ротора по (14.30)

r/2 = rк – r1 = 3,5 - 1,7 = 1,8 Ом.

Критическое скольжение по (14.31)

sкр = r/2/ xк = 1,8/ 8,8 = 0,20.

Номинальное скольжение по (14.32)

sном = (n1 - n2ном)/ n1 = (1500 - 1430)/ 1500 = 0,046.

Магнитные потери по (14.8)

Рм = Р/0 - Рмех = 283 - 200 = 83 Вт.

Задаемся следующими значениями скольжения: 0,01, 0,02, 0,03, 0,046, 0,06 и 0,20. Результаты расчета приведены в табл. 14.1. Рабочие характеристики двига­теля представлены на рис. 13.7.

Перегрузочная способность двигателя λ = Мmax/ Mном = 38,7/ 21,4 = 1,81.

Таблица 14.1

Значения параметров при скольжении s

0,01

0,02

0,03

0,046

0,06

0,20

r/2/s, Ом

180

90

60

39,1

30

10,1

rэк = r1 + r/2/ s, Ом

181,7

91,7

61,7

40,8

31,7

11,8

zэк = , Ом

182

92

62,5

42

33,2

15,5

cos φ2 = rэк/ zэк

0,998

0,996

0,987

0,971

0,955

0,760

I/2 = U1/ zэк, А

1,21

2,39

3,52

5,24

6,63

14,20

I/2a = I/2 cos φ2, А

1,21

2,38

3,47

5,09

6,33

10,7

I/2p = I/2 sin φ2, А

0,08

0,19

0,57

1,25

1,95

9,20

I1a = I0a + I/2a, А

1,65

2,82

3,91

5,54

6,77

11,10

I1p = I0p + I/2p, А

1,85

1,96

2,34

3,02

3,72

10,9

I1 = , A

2,48

3,43

4,55

6,30

7,70

15,5

cos φ1 = I1a/ I1

0,66

0,82

0,86

0,88

0,88

0,71

P1 = m1U1I1a, Вт

1089

1861

2580

3652

4468

7326

Рэ1 = m1I12r1, Вт

31,0

60,0

105

200

302

1225

Рэм = Р1 – Рэ1 – Рм,Вт

975

1718

2392

3369

4083

6080

М = Рэм/ ω1, Нм

6,2

10,9

15,3

21,4

26,0

38,7

Рэ2 = s Рэм, Вт

10

34

72

151

245

β2 =(I1/ I1ном)2

0,15

0,29

0,52

1,0

1,44

Р/доб = β2 Рдоб.ном, Вт

2,7

5,2

9,4

18

26

Р2 = Рэм – Рэ2 – —Рмех – Рдоб, Вт

762

1479

2110

3000

3612

η = Р2/ Р1

0,70

0,79

0,82

0,82

0,81

n2 = n1(1-s), об/мин

1485

1470

1455

1430

1410

М2 = 9,55Р2/ n2, Нм

4,9

9,6

13,8

20,0

24,5

Контрольные вопросы

1.Какие существуют методы получения данных для построения рабочих харак­теристик асинхронных двигателей?

2.Чем ограничивается применение метода непосредственной нагрузки?

3.Как определить величину механических и магнитных потерь двигателя по характеристикам х.х.?

studfiles.net

Коэффициент мощности двигателя

cos φ1 = I1a/ I1 (14.42)

Потребляемая двигателем мощность (Вт)

P1 = m1U1I1a(14.43)

Электрические потери статора Рэ1 определяют по (13.2), элек­тромагнитную мощность Рэм — по (13.6), электромагнитный мо­мент М — по (13.11), электрические потери в роторе Рэ2 — по (13.5), добавочные потери Рдоб — по (13.7) и (13.8).

Полезная мощность двигателя (Вт)

Р2 = Рэм – Рэ2 – Рмех – Рдоб, (14.44)

где Рмех — механические потери, Вт; их определяют из опыта хо­лостого хода (см. рис. 14.2).

Коэффициент полезного действия двигателя определяют по (13.10), частоту вращения ротора — по (10.2). Полезный момент (момент на валу) двигателя (Нм)

М2 = 9,55Р2/ n2. (14.45)

Результаты расчета сводят в таблицу (см. табл. 14.1), а затем строят рабочие характеристики двигателя (см. рис. 13.7).

Пример 14.1. Трехфазный асинхронный двигатель имеет паспортные дан­ные: Рном =3,0 кВт, Uном = 220/380 В, I1ном = 6,3 А, nном = 1430 об/мин. Активное сопротивление фазы обмотки статора при рабочей температуре r1 = 1,70 Ом. Ха­рактеристики х.х. двигателя приведены на рис. 14.2 (I0ном = 1,83 А, Рном= 300 Вт, Р/0ном= 283 Вт, Рмех = 200 Вт, соs φ0ном = 0,24, обмотка статора соединена звез­дой). Характеристики к.з. приведены на рис. 14.3 (Рк.ном = 418 Вт, Uк.ном = 59,5 В, Iк.ном = 6,3 А, cos φк.ном =0,372).

Требуется рассчитать данные и построить рабочие характеристики двигателя и определить перегрузочную его способность.

Решение. Активная и реактивная составляющие тока х.х.

I0a = I0 cos φ0ном = 1,83 • 0,24 = 0,44 А,

I0p = I0 sin φ0ном = 1,83 • 0,97 = 1,77 А.

Полное сопротивление кз. по (14.10)

zк = Uк.ном/ Iк.ном = 59,5/6,3 = 9,45 Ом,

его активная и реактивная составляющие по (14.11) и (14.12)

rк = zк соs φк.ном = 9,45 • 0,372 = 3,5 Ом,

xк = ==8,8 Ом.

Приведенное активное сопротивление ротора по (14.30)

r/2 = rк – r1 = 3,5 - 1,7 = 1,8 Ом.

Критическое скольжение по (14.31)

sкр = r/2/ xк = 1,8/ 8,8 = 0,20.

Номинальное скольжение по (14.32)

sном = (n1 - n2ном)/ n1 = (1500 - 1430)/ 1500 = 0,046.

Магнитные потери по (14.8)

Рм = Р/0 - Рмех = 283 - 200 = 83 Вт.

Задаемся следующими значениями скольжения: 0,01, 0,02, 0,03, 0,046, 0,06 и 0,20. Результаты расчета приведены в табл. 14.1. Рабочие характеристики двига­теля представлены на рис. 13.7.

Перегрузочная способность двигателя λ = Мmax/ Mном = 38,7/ 21,4 = 1,81.

Таблица 14.1

Значения параметров при скольжении s

0,01

0,02

0,03

0,046

0,06

0,20

r/2/s, Ом

180

90

60

39,1

30

10,1

rэк = r1 + r/2/ s, Ом

181,7

91,7

61,7

40,8

31,7

11,8

zэк = , Ом

182

92

62,5

42

33,2

15,5

cos φ2 = rэк/ zэк

0,998

0,996

0,987

0,971

0,955

0,760

I/2 = U1/ zэк, А

1,21

2,39

3,52

5,24

6,63

14,20

I/2a = I/2 cos φ2, А

1,21

2,38

3,47

5,09

6,33

10,7

I/2p = I/2 sin φ2, А

0,08

0,19

0,57

1,25

1,95

9,20

I1a = I0a + I/2a, А

1,65

2,82

3,91

5,54

6,77

11,10

I1p = I0p + I/2p, А

1,85

1,96

2,34

3,02

3,72

10,9

I1 = , A

2,48

3,43

4,55

6,30

7,70

15,5

cos φ1 = I1a/ I1

0,66

0,82

0,86

0,88

0,88

0,71

P1 = m1U1I1a, Вт

1089

1861

2580

3652

4468

7326

Рэ1 = m1I12r1, Вт

31,0

60,0

105

200

302

1225

Рэм = Р1 – Рэ1 – Рм,Вт

975

1718

2392

3369

4083

6080

М = Рэм/ ω1, Нм

6,2

10,9

15,3

21,4

26,0

38,7

Рэ2 = s Рэм, Вт

10

34

72

151

245

β2 =(I1/ I1ном)2

0,15

0,29

0,52

1,0

1,44

Р/доб = β2 Рдоб.ном, Вт

2,7

5,2

9,4

18

26

Р2 = Рэм – Рэ2 – —Рмех – Рдоб, Вт

762

1479

2110

3000

3612

η = Р2/ Р1

0,70

0,79

0,82

0,82

0,81

n2 = n1(1-s), об/мин

1485

1470

1455

1430

1410

М2 = 9,55Р2/ n2, Нм

4,9

9,6

13,8

20,0

24,5

Контрольные вопросы

1.Какие существуют методы получения данных для построения рабочих харак­теристик асинхронных двигателей?

2.Чем ограничивается применение метода непосредственной нагрузки?

3.Как определить величину механических и магнитных потерь двигателя по характеристикам х.х.?

studfiles.net


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта