Содержание
Кто ответит за климат? — EastRussia |
Приписываемая Марку Твену шутка о том, что «все говорят о погоде, но никто ничего не делает для нее», приобрела современное и совсем не шуточное звучание.
Многие страны демонстрируют все меньшее желание налагать на себя какие-либо международные обязательства по ограничению антропогенного воздействия на природу и климат. Исход из Киотского протокола ряда развитых стран – яркий тому пример.
Глобальные климатические вызовы
Экстенсивное развитие промышленности, приведшее к так называемой промышленной революции, сформировало индустриальное общество, характерной особенностью которого стало усиление негативного влияния деятельности человека на природную среду, прямо или косвенно вызывающее ее изменение. При этом многочисленные локальные воздействия антропогенных факторов стали настолько массовым явлением, что начали влиять не только на климат региона, но и на климат всей планеты Земля. В итоге во весь рост встала задача ограничить разрушительное влияние человека на климат, угрожающее существованию самого человечества.
Среди наиболее ярких примеров теоретического и практического глобального антропогенного воздействия на климат Земли можно указать следующие. Во-первых, последствия ядерной войны, которая пока еще возможна, пусть даже и гипотетически, ввиду накопленного рядом стран ядерного оружия. Ученые из СССР и США с помощью моделирования на ЭВМ показали возможность возникновения «ядерной зимы» в случае широкомасштабных обменов ядерными ударами. Считается, что в результате выноса в стратосферу большого количества дыма и сажи температура на планете снизится, так как существенно увеличится количество отраженных солнечных лучей, а это способно привести к новому ледниковому периоду на Земле.
Во-вторых, разрушение озонового слоя Земли. В середине 1980-х гг. озоновый слой начал интенсивно истощаться из-за попадающих в атмосферу галогенированных углеводородов, широко применяемых в промышленности. Как известно, озон стратосферы защищает поверхность Земли от прохождения ультрафиолетового излучения Солнца, губительного для всех живых организмов. Для противодействия разрушению озонового слоя был разработан Монреальский протокол. Документ, где перечислены вредные вещества, вступил в силу 1 января 1989 года. Считается, что реализация Монреальского протокола проходит довольно успешно.
В-третьих, глобальное потепление – процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана в XX и XXI веках. Полагают, что одной из причин потепления являются парниковые газы, выбрасываемые в атмосферу в том числе и вследствие промышленной деятельности человека. Для решения этой проблемы в декабре 1997 года был принят Киотский протокол, который обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
Приведенные примеры объединяет не только их глобальный характер, но и подходы к мониторингу и моделированию климата Земли. Прежние исследования влияния радиоактивных последствий ядерных взрывов внесли огромный вклад в знания о том, как двуокись углерода (CO2) повышает температуру Земли, а аэрозоли ее понижают. Климатологами оказались востребованы созданные во время холодной войны лаборатории и технологии отслеживания радиоактивности и моделирования ядерных взрывов. Так, после природно-техногенной аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года Организация договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний отслеживала радиоактивный шлейф поврежденных реакторов с помощью глобальной сети станций мониторинга, предназначенных для измерения радионуклидов в воздухе. Данная сеть является прямым потомком систем и компьютерных моделей, созданных для слежения за последствиями испытаний оружия. Математические модели, уходящие корнями в ядерную науку, нашли место в инструментарии экологов: мощные суперкомпьютеры и навыки в области управления большими наборами данных используются ныне для борьбы с угрозой катастрофического изменения климата.
Еще одной особенностью указанных примеров является то, что всегда были эксперты и их сторонники, которые не верили ни в «ядерную зиму», ни в антропогенное воздействие, способное существенным образом повлиять на климат Земли. Дискуссии на эту тему не только продолжаются в научных кругах, что вполне естественно в контексте столь сложного комплекса научно-технических проблем, но и выплескиваются в публичную сферу, подхватываются политиками, как правило, действующими уже в своих корпоративных интересах, что в итоге искажает представление о самой проблеме изменения климата и создает вокруг нее нездоровую атмосферу.
Концентрация парниковых газов растет
По данным Всемирной метеорологической организации (ВМО), количество парниковых газов в атмосфере в 2011 году достигло нового рекордно высокого значения. С 1990 по 2011 год радиационное воздействие (влияние на потепление климата) увеличилось на 30% из-за двуокиси углерода и других долгоживущих газов, удерживающих тепло. С начала индустриальной эпохи – с 1750 года – в атмосферу поступило около 375 млрд тонн углерода в виде CO2, главным образом в результате сжигания ископаемого топлива. Примерно половина этого количества CO2 остается в атмосфере, а остальная часть поглощается океанами и биосферой суши. Океан из-за этого становится все более кислым, что негативным образом отражается на подводной пищевой цепи и коралловых рифах.
Отметим, что CO2 – важнейший парниковый газ, выделяемый в результате деятельности человека. Вклад этого газа в увеличение воздействия на климат за последние 10 лет составляет 85%. ВМО сообщает, что количество СО2 в атмосфере достигло в 2011 году 390,9 части на миллион эквивалента СО2, или 140% от доиндустриального уровня, оцениваемого числом 280. Доиндустриальный уровень отражал баланс потоков СО2 между атмосферой, океанами и биосферой. Количество CO2 в атмосфере увеличивалось в среднем на две части на миллион в год в течение последних 10 лет. При этом в 1990–2011 годах температура росла в среднем на 0,16 °C за десятилетие.
По данным Института возобновляемой энергии в Германии, в 2011 году уровень выбросов в атмосферу парниковых газов увеличился на 2,5% по сравнению с предыдущим годом и достиг рекордной отметки за всю историю измерений, причем более четверти всех выбросов приходятся на Китай, где их уровень вдвое выше, чем в США. В трех странах, входящих в десятку главных загрязнителей окружающей среды, – США, России и Германии – отмечено сокращение выбросов. Глобальные же выбросы парниковых газов сейчас вдвое превышают уровень 1990 года.
Считается, что повышение средней температуры относительно доиндустриального уровня на 2 °C является допустимым. Однако Всемирный банк предупредил, что мир находится на пути к потеплению на 4 °C, а некоторые ученые утверждают, что на 6 °C. Как отмечает в докладе «Изменение климата, последствия и уязвимости в Европе 2012» Европейское агентство по окружающей среде, текущие действия по сокращению выбросов парниковых газов недостаточны, чтобы ограничить повышение температуры на 2 °C. И даже если температура не увеличится больше, чем на 2 °C, потепление все равно окажет существенное воздействие на общество, здоровье человека и экосистемы. Поэтому необходимо принимать меры по адаптации и смягчению последствий изменения климата.
Отметим, что 16 сентября 2012 года в Арктике была зарегистрирована минимальная годовая со времени начала наблюдений со спутников площадь распространения морских льдов, составившая 3,41 млн кв. км, что, например, дает возможность России и другим приарктическим странам более активно использовать Северный морской путь. В то же время таяние вечной мерзлоты может принести России огромные проблемы.
Киотский протокол против глобального потепления
Киотский протокол был принят 159 государствами в г. Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и вступил в силу 16 февраля 2005 года. Это международный документ, обязывающий государства, которые его ратифицировали, сократить либо стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу по сравнению с базовым уровнем. Часто базовым выбирают уровень 1990 года. Киотский протокол был ратифицирован 192 странами мира. США его подписали, но не ратифицировали; не участвуют в Киотском протоколе быстро развивающиеся Китай и Индия.
Ратификация Киотского протокола привела к формированию мирового углеродного рынка, функционирование которого сводится к тому, что странам-участникам выделяется определенный допустимый объем выбросов парниковых газов (квоты). В случае невыполнения страной своих обязательств по протоколу и превышения допустимого объема выбросов страна обязана приобрести условные единицы в размере превышенного лимита.
Для реализации участниками Киотского протокола своих обязательств были предусмотрены три гибких рыночных механизма: торговля квотами, механизм чистого развития и проекты совместного осуществления. В итоге у стран-участниц появилась возможность покупать квоты на выбросы парниковых газов, а также воплощать совместные проекты, направленные на снижение уровня выбросов в атмосферу. Кроме того, они получили возможность реализовывать экологические проекты в развивающихся странах, засчитывая себе сгенерированные от их эффекта углеродные единицы.
Первый (базовый) период осуществления Киотского протокола начался 1 января 2008 года и завершился 31 декабря 2012 года. Далее, как ожидается, будет разработано новое соглашение – «Киото-2» – на следующий базовый период 2013–2020 годов. Однако ситуация в последние годы стала развиваться по деструктивному сценарию: с одной стороны, объемы выбросов остаются значительными и их концентрация в атмосфере высока, а с другой стороны, ряд стран стали выходить из договора.
Канада – первая страна, которая в декабре 2011 года официально заявила о своем выходе из Киотского протокола. Министр окружающей среды Канады Питер Кент сказал журналистам, что протокол не охватывает крупнейших в мире эмитентов парниковых газов – США и Китай, и поэтому не будет эффективным. Это заявление последовало за договоренностью, достигнутой в Дурбане на 17-й Конференции ООН по изменениям климата (СОР17). Канада критически относилась к протоколу, говоря, что он не отражает настоящего положения. О выходе из Киотского протокола заявили Россия, Япония и Новая Зеландия. К настоящему времени Европейский союз остался единственным крупным загрязнителем, который поддерживает «Киото-2». Отметим, что в Европейском союзе действует критикуемый рядом стран закон, обязывающий гражданские самолеты, летающие в его зоне, платить за эмиссию парниковых газов.
26 ноября 2012 года в Катаре стартовала 18-я Конференция Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР18). Главным вопросом стало продление Киотского протокола, а также создание новой рамочной структуры, охватывающей всех крупных эмитентов, которая должна будет вступить в действие в 2020 году. Характерно, что на открытии СОР18 пять стран – США, Япония, Канада, Россия и Новая Зеландия – получили антипремию «Ископаемое дня» (Fossil of the Day). Ежедневно в ходе конференции группа из представителей порядка 700 неправительственных организаций всего мира присуждает эту антипремию странам, которые демонстрируют на переговорах нежелание решать проблемы, связанные с изменением климата. Но если США так и не присоединились к Киотскому протоколу, то Россия и Япония были заметными его участниками. Что же произошло такого, что эти страны решили отказаться от протокола? Оказывается, причины, побудившие Россию и Японию отказаться от «Киото-2», во многом различаются.
Япония столкнулась с непреодолимыми проблемами
Именно Япония и Европейский союз стали основными организаторами подписания Киотского протокола. Недаром протокол в 1997 году был подписан в древней столице Японии – Киото. Сама Япония безоговорочно приняла теорию глобального потепления, вызванного антропогенным фактором, что, однако, служило поводом для критических высказываний в ее адрес, в том числе и в России, где Киотский протокол рассматривался не столько с экологических позиций, сколько через призму внешнеполитических интересов.
Япония, будучи страной-реципиентом, то есть покупателем углеродных квот, успешно следовала своим обязательствам по Киотскому протоколу вплоть до мирового финансово-экономического кризиса 2008 года. Но основные проблемы начались позже. После прихода 30 августа 2009 года к власти Демократической партии Японии (ДПЯ) ее новый лидер и премьер-министр Японии Юкио Хатояма выступил с новым предложением по сокращению выбросов парниковых газов, которое было названо «инициатива Хатоямы». В предвыборных обещаниях ДПЯ предполагалось сократить эмиссию парниковых газов к 2020 году на 25% по сравнению с показателем 1990 года, но официально на международном уровне Хатояма провозгласил свою инициативу в декабре 2009 года в Копенгагене на 15-й Конференции ООН по изменению климата (COP15). Эта цель более амбициозная, чем заявленное правительством либерал-демократов сокращение эмиссии на 8%. Японским обществом инициатива Хатоямы была воспринята весьма положительно, поскольку японцы очень внимательно относятся к экологическим проблемам, хотя и вызвала недовольство в промышленных кругах страны.
Для реализации задачи 25%-го сокращения выбросов, помимо традиционного повышения энергоэффективности и внедрения «зеленых» технологий в энергоемких секторах экономики, Япония, в частности, решила сделать ставку на развитие атомной энергетики и электромобильного транспорта, которые обладают «нулевой» эмиссией парниковых газов. Ожидалось, например, что доля атомной энергии в энергобалансе страны с 30%, имевших место до 2011 года, к 2050 году увеличится до 60% и более.
В июне 2010 года Хатояму на посту лидера ДПЯ и премьер-министра Японии сменил Наото Кан, но Япония продолжает работу по сокращению выбросов. Так, в январе 2011 года, накануне Великого бедствия на востоке Японии, правительство страны объявило о принятии к 2012 финансовому году стандартов эффективности использования энергии для промышленных двигателей, устанавливаемых в кондиционерах, насосах и бытовых приборах. Эти стандарты должны помочь сократить выбросы парниковых газов до 5 млн тонн в год, или 0,4% полной эмиссии Японии.
Однако убийственный удар по попыткам Японии сократить выбросы парниковых газов нанесло Великое бедствие на востоке страны, вызванное 11 марта 2011 года мощным землетрясением силой 9 магнитуд и последовавшим за ним цунами. Огромная 14-метровая волна вывела из строя систему охлаждения реакторов АЭС «Фукусима-1», что привело к радиоактивному загрязнению окружающей территории. Проблемы на этой АЭС вызвали остановку всех реакторов в Японии и рост антиядерных настроений, которые проявились в многочисленных митингах и заявлениях известных деятелей Японии против «мирного атома». Лозунг “No Nukes” («Нет атому»), взятый на вооружение рядом новообразованных партий, стал частью антиядерной субкультуры и чуть ли не одним из самых популярных в современной Японии лозунгов. Согласно оценкам, без ядерной энергетики Япония вынуждена будет осуществить дополнительно 180–210 млн тонн выбросов в 2012 году по сравнению с базовым 1990 годом, когда выбросы составили 1261 млн тонн.
На 18-й Конференции Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР18) в ноябре 2012 года была заявлена следующая позиция Японии, оговоренная ранее на встрече премьер-министра Японии Есихико Ноды с министром охраны окружающей среды и другими членами кабинета. С одной стороны, Япония не собирается присоединяться к Киотскому протоколу в случае его продления, поскольку этим документом регулируется лишь 26% общего объема эмиссии в мире. Япония вряд ли достигнет сокращения эмиссий на 25% к 2020 году, как обещала, по причине изменений в энергетической политике в результате ядерной аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году, но отказываться от заявленного сокращения на 25% не будет. С другой стороны, Япония постаралась сохранить за собой роль ключевого игрока, поскольку она оказала помощь развивающимся странам на сумму $17,4 млрд, что превышает те $15 млрд, которые она обещала 3 года назад.
Россия демонстрирует непоследовательность
В отличие от Японии, которая была вынуждена отказаться от «Киото-2» из-за невозможности выполнить заявленные ранее страной цели, Россия на протяжении многих лет демонстрировала непоследовательность в своей климатической политике, граничащую с некомпетентностью.
Киотский протокол был выгоден России. Последовавшее за распадом СССР сворачивание промышленного производства привело к резкому сокращению выбросов: в 2000 году они были на 38% ниже, чем в 1990 году. Затем они стали медленно расти: по данным Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в 2010 году в нашей стране этот показатель был на 35% меньше, чем в 1990 году. Таким образом, Россия могла стать страной-донором квот, делать «деньги из воздуха», при этом модернизируя свои производства.
Россия подписала Киотский протокол в марте 1999 года, но лишь 5 ноября 2004 года глава государства Владимир Путин подписал закон о ратификации протокола, демонстрируя мировому сообществу добрую волю России решать проблему глобального потепления. Благодаря тому, что Россия присоединилась к протоколу, суммарная квота стран-участников по выбросам парниковых газов превысила 55% (по состоянию на 1990 год), и протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года. Отметим, что у нас уже тогда была оппозиция, которая уверяла, что Киотский протокол представляет угрозу экономическому развитию страны. Эти страхи оказались напрасными, зато произошло другое: о Киотском протоколе позабыли.
Лишь накануне 15-й Международной конференции ООН по изменению климата (COP15), прошедшей в Копенгагене в декабре 2009 года, Россия озаботилась вопросами климатических изменений: 27 ноября 2009 года президент Д. А. Медведев подписал указ о назначении А. И. Бедрицкого своим советником по вопросам изменения климата, а 17 декабря 2009 года своим распоряжением утвердил Климатическую доктрину РФ. Российские экологи восприняли эти решения с оптимизмом, который оказался напрасным. Да и сама копенгагенская конференция оказалась провальной.
Попытки создать в России эффективный национальный механизм по углеродным квотам привели к некоторым позитивным результатам лишь в последние два года. В 2009 году Сбербанку поручили отбирать проекты на конкурсе с лимитом в 30 млн тонн. В итоге было утверждено 108 заявок на 311,6 млн тонн, хотя предложений поступило почти на 400 млн тонн. Показательно, что 27 июня 2011 года президент Д. А. Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России констатировал: «Действие Киотского протокола на самом деле уже заканчивается, а мы ничего для себя полезного в этом плане не сделали». Фактически отечественная бюрократия провалила этот проект.
В 2012 году Киотский протокол опять стал темой обсуждения, причем сторонниками «Киото-2» были не только экологи, но и представители российского бизнеса, хотя цена на углеродные единицы рухнула с 10 евро в 2010 году до менее чем 0,9 евро за 1 тонну. Похоже, решающими факторами для выхода нашей страны из второго этапа протокола стали не вопросы экологии, климата и даже бизнеса, а совсем другое. В итоге Россия понесла имиджевые потери, перестав быть страной, которая могла бы заявлять о себе как о государстве, осознающем важность международных рамок для эмиссии парниковых газов, а также лишилась возможности использовать киотские механизмы продажи квот и вкладывать вырученные деньги в обновление и чистые технологии. Теперь Россия, освободившись от «оков» международных обязательств, будет исходить из своего законодательства, во многом ориентированного на сырьевую модель экономики и зачастую игнорирующего проблемы сохранения окружающей среды.
* * *
Уже вне Киотского протокола такие экологически ответственные страны, как, например, Япония, будут продолжать работу по сокращению антропогенных выбросов, опираясь на национальное законодательство, ориентированное на повышение экологических показателей. Однако нет уверенности в приверженности идеям глобальной безопасности, связанной с экологией и климатом, многих других стран, включая и Россию. Ни Экологическая доктрина РФ, принятая в 2002 году, ни Климатическая доктрина РФ, принятая в 2009 году, так и не стали реально действующими инструментами, встроенными в общую систему принятия управленческих решений в стране. Стоит ли удивляться тому, что против «Киото-2» выступил советник и специальный представитель президента по вопросам климата, а отечественные экологи в своей природоохранной деятельности постоянно сталкиваются с политикой и криминалом?
Эгоизм тех государств, которые отказываются брать на себя международные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов, вызывает сожаление. Разумеется, остаются надежды на то, что к 2020 году будут определены новые рамки для соответствующих мер в области решения проблемы изменения климата. Но если этого не произойдет, то за ошибки нынешних политиков придется расплачиваться будущим поколениям.
Александр Бедрицкий принял участие в работе сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Совещании сторон Киотского протокола
Выступление советника Президента, специального представителя Президента по вопросам климата Александра Бедрицкого на 17-й сессии Конференции Сторон РКИК ООН и 7-м Совещании Сторон Киотского протокола.
С 28 ноября по 9 декабря 2011 года в Южно-Африканской Республике, городе Дурбане, состоялись 17-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и 7-е Совещание сторон Киотского протокола.
На сегменте высокого уровня выступил возглавивший российскую делегацию советник Президента России, специальный представитель Президента России по вопросам климата А. Бедрицкий Бедрицкий Александр Иванович .
* * *
А.Бедрицкий: Уважаемая госпожа Председатель! Уважаемый господин Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций! Уважаемые делегаты! Дамы и господа!
В прошлом году в Канкуне был принят пакет решений, фактически завершающий процессы рассмотрения по Балийскому плану действий и Киотскому протоколу, а также одобрен ряд инициатив, решения по которым должны быть приняты в Дурбане. Сегодня, в предпоследний день конференции, Российская Федерация отмечает существенный прогресс и продвижение вперёд по разработке Дурбанского плана действий на будущее, но окончательного согласия по пакету решений пока нет. Мы приближаемся к завершению первого периода Киотского протокола, но пока так и не определились, каким будет многостороннее сотрудничество после 2012 года. Считаем, что переговорный процесс сейчас достиг точки, когда нужно принимать решение по двум переговорным трекам.
Хотел бы отметить, что именно благодаря Российской Федерации протокол вступил в силу в 2005 году, были запущены в полной мере механизмы Киотского протокола и к 2013 году мы успешно выполним свои обязательства в первом периоде.
Однако, по данным МЭА, в 2009 году 41 процент глобальных эмиссий приходится на две страны, не имеющие обязательств по Киотскому протоколу. Поэтому Киотский протокол в существующем виде (а именно без участия ключевых эмитентов) не решает проблемы глобального потепления, не обеспечивает достижение глобальной цели в два градуса, не обеспечивает экологической целостности. Исходя из этого Россия не берёт на себя количественных обязательств во втором периоде Киотского протокола.
С пониманием относимся к решению ряда стран Приложения I к РКИК принять обязательства участвовать во втором периоде Киотского протокола и полагаем, что переговорный процесс по Киотскому протоколу (СРГ-КП) должен быть завершён в Дурбане, а процесс принятия и ратификации поправок к приложениям А и Б должен соответствовать статьям 20 21 КП. Считаем важным для успеха будущего глобального соглашения обеспечить соблюдение всех юридических условий подведения результатов выполнения обязательств по первому периоду КП.
По другому треку – мы считаем, что мандат Балийского плана действий в настоящее время выполнен и нужно приступить к выполнению обязательств по снижению выбросов парниковых газов, объявленных главами государств и правительств в 2009 году в Копенгагене и подтверждённых в Канкуне.
После Дурбана нам всем необходимо сосредоточиться над разработкой нового глобального соглашения с учётом итогов работы двух переговорных групп. Для этого необходима дорожная карта с чёткими временными рамками для последовательных действий, которые должны привести к принятию всеобъемлющего климатического соглашения до 2016 года.
Российская Федерация привержена достижению всеобъемлющего, комплексного климатического урегулирования и в качестве конечной цели переговорного процесса видит единое универсальное соглашение по климату на период после 2012 года, которое охватывало бы все страны, как развитые, так и развивающиеся, прежде всего из числа основных эмитентов парниковых газов. Ключевыми элементами переговорного процесса после Дурбана должны стать пакетные решения по Канкунским обязательствам развитых и развивающихся стран, MRV, адаптации, зелёному фонду, технологиям. В дополнение к ним должны быть разработаны критически важные для нового соглашения решения по всеобъемлющему учёту роли бореальных и тропических лесов для снижения выбросов парниковых газов, а также по обновлённым механизмам гибкости, содействующим выполнению обязательств.
Вместе с тем после 2012 года мы намерены приступить к выполнению объявленных нами обязательств по снижению антропогенных выбросов на 15–25 процентов к 2020 году от уровня 1990-го параллельно с работой по заключению глобального соглашения.
Международное сотрудничество в посткиотский период должно учитывать объективные изменения в уровне развития стран. Российская Федерация предложила поправку к Конвенции по разработке механизма пересмотра списков стран, входящих в приложения I и II к Конвенции, для того чтобы способствовать наиболее адекватному и справедливому распределению обязательств по снижению парниковых газов между сторонами Конвенции для скорейшего достижения её целей наиболее эффективным образом. В целом мы удовлетворены ходом рассмотрения российского предложения здесь, в Дурбане, и далее будем настаивать на принятии решения по нашей поправке.
В ноябре 2011 года в Москве проходила Международная конференция по проблемам адаптации к изменениям климата, в которой приняло участие более 600 делегатов из 34 стран мира. Участниками конференции отмечалось, что во многих странах проблема адаптации к изменению климата всё ещё не входит в число национальных приоритетов. Имеет место недооценка значимости этой проблемы. Мы призываем страны поддерживать создание у себя элементов Глобальной рамочной основы климатического обслуживания, создаваемой под эгидой ВМО. Долгосрочное сотрудничество в области адаптации должно наиболее эффективным образом использовать функционирующие и создаваемые институциональные основы, особенно специализированные учреждения ООН.
В заключение хочу высказать позицию России в отношении места проведения Конференции сторон РКИК в 2012 году. В связи с вопиющим нарушением норм международного права властями Катара в отношении нашего посла в этой стране Российская Федерация выступает против проведения следующей Конференции сторон в Катаре и поддерживает её проведение в Республике Корея в соответствии с их предложением.
Спасибо за внимание!
Темы
- Экология
Лица
- Бедрицкий Александр Иванович
Статус материала
Опубликован в разделе: Администрация Президента
Дата публикации:
Ссылка на материал: kremlin.ru/d/13938
Текстовая версия
Текст письма Президента
Главная >
|
Для немедленного распространения
Офис пресс-секретаря
13 марта 2001 г.
Текст письма президента сенаторам Хейгелу, Хелмсу, Крейгу и Робертсу
Благодарим Вас за письмо от 6 марта 2001 г. , в котором запрашивается мнение администрации о глобальном изменении климата, в частности о Киотском протоколе и усилиях по регулированию выбросов углекислого газа в соответствии с Законом о чистом воздухе. Моя администрация очень серьезно относится к проблеме глобального изменения климата.
Как вы знаете, я выступаю против Киотского протокола, потому что он освобождает 80 процентов мира, включая крупные населенные пункты, такие как Китай и Индия, от соблюдения требований и нанесет серьезный ущерб экономике США. Голосование Сената, 95-0, показывает, что существует явный консенсус в отношении того, что Киотский протокол является несправедливым и неэффективным средством решения проблем глобального изменения климата.
Как вы знаете, я поддерживаю комплексную и сбалансированную национальную энергетическую политику, учитывающую важность улучшения качества воздуха. В соответствии с этим сбалансированным подходом, я намереваюсь работать с Конгрессом над стратегией в отношении многих загрязнителей, чтобы потребовать от электростанций сокращения выбросов двуокиси серы, оксидов азота и ртути. Любая такая стратегия будет включать в себя поэтапное сокращение выбросов в течение разумного периода времени, обеспечение определенности регулирования и предложение рыночных стимулов, чтобы помочь отрасли достичь поставленных целей. Я не считаю, однако, что правительство должно навязывать электростанциям обязательные сокращения выбросов двуокиси углерода, которая не является «загрязнителем» в соответствии с Законом о чистом воздухе.
В недавно опубликованном отчете Министерства энергетики «Анализ стратегий сокращения множественных выбросов от электростанций» делается вывод о том, что включение ограничений на выбросы двуокиси углерода в рамках стратегии множественных выбросов приведет к еще более резкому переходу от угля к природному газа для выработки электроэнергии и значительно более высокие цены на электроэнергию по сравнению со сценариями, в которых сокращались только диоксид серы и оксиды азота.
Это важная новая информация, которая требует переоценки, особенно во время роста цен на энергоносители и серьезной нехватки энергии. Уголь производит более половины электроэнергии в Америке. В то время, когда Калифорния уже испытывает нехватку энергии, а другие западные штаты обеспокоены ценой и доступностью энергии этим летом, мы должны быть очень осторожны, чтобы не предпринимать действий, которые могут навредить потребителям. Это особенно верно, учитывая неполное состояние научных знаний о причинах и решениях глобального изменения климата, а также отсутствие коммерчески доступных технологий удаления и хранения углекислого газа.
В соответствии с этими опасениями мы продолжим всесторонне изучать проблемы глобального изменения климата, включая науку, технологии, рыночные системы и инновационные варианты решения проблемы концентрации парниковых газов в атмосфере. Я очень оптимистичен в отношении того, что при должной концентрации и работе с нашими друзьями и союзниками мы сможем разработать технологии, рыночные стимулы и другие творческие способы решения проблемы глобального изменения климата.
Я с нетерпением жду совместной работы с вами и другими для решения проблем глобального изменения климата в контексте национальной энергетической политики, которая защищает нашу окружающую среду, потребителей и экономику.
С уважением,
ДЖОРДЖ БУШ
Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата
Показаны 1-4 из
21 страница в этом тексте.
PDF-версия также доступна для скачивания.
Описание
Киотский протокол — это международное соглашение, связанное с Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата. Главной особенностью Киотского протокола является то, что он устанавливает обязательные цели для 37 промышленно развитых стран и европейского сообщества по сокращению выбросов парниковых газов. Признавая, что развитые страны несут основную ответственность за нынешние высокие уровни выбросов парниковых газов в атмосферу в результате более чем 150-летней промышленной деятельности, Протокол возлагает более тяжелое бремя на развитые страны в соответствии с принципом «общей, но дифференцированной ответственности».
Физическое описание
Информация о создании
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Организация)
1998.
Контекст
Этот
текст
входит в состав сборника под названием:
Коллекция экологической политики
и
предоставлено библиотеками ЕНТ
к
Электронная библиотека ЕНТ,
цифровой репозиторий, размещенный на
Библиотеки ЕНТ.
Его просмотрели 767 раз, из них 18 за последний месяц.
Более подробную информацию об этом тексте можно посмотреть ниже.
Поиск
Открытый доступ
Кто
Люди и организации, связанные либо с созданием этого текста, либо с его содержанием.
Автор
-
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Организация)
http://unfccc. int
Издатель
-
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Организация).
Информация об издателе:
http://unfccc.int
Место публикации:
Бонн, Германия
Предоставлено
Библиотеки ЕНТ
Библиотеки ЕНТ служат университету и обществу, предоставляя доступ к физическим и онлайн-коллекциям, повышая информационную грамотность, поддерживая академические исследования и многое-многое другое.
О |
Просмотрите этого партнера
Свяжитесь с нами
Исправления и проблемы
Вопросы
Какие
Описательная информация, помогающая идентифицировать этот текст.
Перейдите по ссылкам ниже, чтобы найти похожие элементы в электронной библиотеке.
Титулы
-
Основное название:
Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата
-
Альтернативное название:
Киотский протокол
Описание
Киотский протокол — это международное соглашение, связанное с Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата. Главной особенностью Киотского протокола является то, что он устанавливает обязательные цели для 37 промышленно развитых стран и европейского сообщества по сокращению выбросов парниковых газов.
Признавая, что развитые страны несут основную ответственность за текущие высокие уровни выбросов ПГ в атмосферу в результате более чем 150-летней промышленной деятельности, Протокол возлагает более тяжелое бремя на развитые страны в соответствии с принципом «общей, но дифференцированной ответственности». .»
Физическое описание
Примечания
[собрано: 19 марта 2010 г.
Предметы
Ключевые слова
- сельское хозяйство
- секвестрация углерода
- изменение климата
- изменение климата
- выбросы
- энергия
- энергоэффективность
- глобальное потепление
- парниковые газы
- устойчивость
Язык
- Английский
Тип элемента
- Текст
Идентификатор
Уникальные идентификационные номера для этого текста в электронной библиотеке или других системах.
-
URL-адрес :
http://unfccc.int/resource/docs/convkp/kpeng.pdf
Внешняя ссылка -
Ключ архивного ресурса :
ковчег:/67531/metadc13714
Коллекции
Этот текст является частью следующего сборника связанных материалов.
Коллекция экологической политики
Коллекция экологической политики содержит отчеты, программные документы и средства массовой информации, выбранные из местных, общегосударственных, национальных и международных организаций; государственные и частные агентства; и научно-исследовательские учреждения. В сборнике также представлены тезисы и диссертации, относящиеся к экологической политике.
О |
Просмотрите эту коллекцию
Какие обязанности я несу при использовании этого текста?
Цифровые файлы
-
21
файлы изображений
доступны в нескольких размерах
-
1
файл
(. pdf)
-
API метаданных:
описательные и загружаемые метаданные, доступные в других форматах
Когда
Даты и периоды времени, связанные с этим текстом.
Дата создания
-
1998 г.
Добавлено в цифровую библиотеку ЕНТ
-
28 мая 2010 г., 13:18.
Статистика использования
Когда последний раз использовался этот текст?
Вчерашний день:
0
Последние 30 дней:
18
Всего использовано:
767
Дополнительная статистика
Взаимодействие с этим текстом
Вот несколько советов, что делать дальше.
Поиск внутри
Поиск
Начать чтение
PDF-версия также доступна для скачивания.
-
Все форматы
Цитаты, права, повторное использование
-
Ссылаясь на этот текст
-
Обязанности использования
-
Лицензирование и разрешения
-
Связывание и встраивание
-
Копии и репродукции
Международная структура взаимодействия изображений
Мы поддерживаем IIIF Презентация API
Распечатать/поделиться
Полезные ссылки в машиночитаемом формате.
Архивный ресурсный ключ (ARK)
-
ERC Запись:
/арк:/67531/metadc13714/? -
Заявление о стойкости:
/ark:/67531/metadc13714/??
Международная структура совместимости изображений (IIIF)
-
IIIF Манифест:
/арк:/67531/metadc13714/манифест/
Форматы метаданных
-
UNTL Формат:
/ark:/67531/metadc13714/metadata. untl.xml -
DC РДФ:
/ark:/67531/metadc13714/metadata.dc.rdf -
DC XML:
/ark:/67531/metadc13714/metadata.dc.xml -
OAI_DC :
/oai/?verb=GetRecord&metadataPrefix=oai_dc&identifier=info:ark/67531/metadc13714 -
МЕТС :
/ark:/67531/metadc13714/metadata. mets.xml -
Документ OpenSearch:
/ark:/67531/metadc13714/opensearch.xml
Картинки
-
Миниатюра:
/ark:/67531/metadc13714/миниатюра/ -
Маленькое изображение:
/ковчег:/67531/metadc13714/маленький/
URL-адреса
-
В тексте:
/ark:/67531/metadc13714/urls.
Добавить комментарий