Содержание
за и против — Россия в глобальной политике
Проблема изменения климата, еще относительно недавно волновавшая только специалистов-метеорологов, в последнее время превратилась в политический вопрос всемирного значения. После отказа Соединенных Штатов подписать Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата судьба этого документа зависит от России. Для вступления протокола в силу необходимо, чтобы его ратифицировали страны, на долю которых приходится не менее 55 % всех мировых выбросов парниковых газов. Без Москвы с ее 17 % выбросов необходимого уровня не достигнуть. В связи с этим сторонники протокола, а наиболее активную позицию занимает Европейский союз, пытаются повлиять на российское правительство, чередуя заманчивые обещания с довольно жестким давлением. В России же нет единства взглядов на тему о ратификации Киотского протокола.
Накануне Всемирной конференции по изменению климата, которая прошла в Москве в конце сентября – начале октября 2003 года, журнал «Россия в глобальной политике» и Совет по внешней и оборонной политике провели конференцию «Ратификация Киотского протокола: экономические последствия для России». В ней участвовали представители всех ведомств, организаций и исследовательских центров, имеющих отношение к данной теме. По мнению многих выступавших, проблема носит противоречивый характер, и выбор, перед которым стоит Россия, весьма непрост. Ведь, как заявил председатель правления «Центра климатических проектов совместного осуществления» Росгидромета Виктор Потапов, «не ратифицировать Киотский протокол на сегодняшний день политически невыгодно – ратифицировать его, не имея национальной системы регулирования выбросов парниковых газов, невыгодно экономически… Затягивание же сроков создания такой системы в России не выгодно ни политически, ни экономически».
Именно противоречивость проблемы ратификации Киотского протокола обусловливает необходимость ее дополнительного изучения и проведения общественной экспертизы. «Требуется широчайшая общественная дискуссия, прежде чем такое решение будет принято», – отметил заместитель председателя правления холдинга «Интеррос» Андрей Бугров.

Как заявил председатель Росгидромета Александр Бедрицкий, Росгидромет и Федеральная служба России по метеорологии и мониторингу окружающей среды также осознают «определенное несовершенство и противоречивость некоторых положений Киотского протокола». Однако обе службы рекомендовали Правительству России ратифицировать документ «при реализации ряда подготовительных мер». Вместе с тем Киотский протокол – это только «первый шаг, который надо сделать, чтобы вместе работать над решением глобальной проблемы выбросов парниковых газов». Международный переговорный процесс будет развиваться, отметил председатель Росгидромета и подчеркнул, что Россия не должна оказаться на обочине, вне этого процесса.
Сергей Рогинко, руководитель группы «Экология и развитие» Института Европы РАН, тоже считает, что именно Киотский процесс позволяет принять участие в формировании правил игры: «Реально на сегодняшний момент существует лишь один легитимный способ продажи квот. Это проекты совместного осуществления». Вместе с тем он сомневается в возможности получить выгоды от продажи квот: «Это рынок не продавца, а покупателя, на нем можно продать только ограниченное количество квот».
В отличие от Рогинко, заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов уверен, что «мы действительно можем иметь и, скорее всего, будем иметь хотя бы минимум экономических выгод от этого протокола. Во-первых, это капитализация компаний, которые имеют углекислый газ. Во-вторых, это реальная возможность торговли квотами или использование других механизмов гибкости Киотского протокола».
Однозначную выгоду в ратификации Киотского протокола видит директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. «Не торговля квотами является главным в Киотском протоколе, а механизм совместного осуществления. Даже если вообще никакой торговли квотами не будет, все равно ратификация протокола исключительно выгодна для России с экономической точки зрения». «Конечно, никакого золотого дождя на Россию не прольется, – полагает он, – но надо работать. Экономические последствия весьма благоприятны… А ждать, когда будет разработан идеальный документ, нельзя. Пока мы будем ждать, мы все умрем, и наши дети не родятся. Надо действовать». С ним согласен лидер движения «Кедр» Анатолий Панфилов: «Киотский протокол – это первый шаг, после которого Россия может выступить экологическим донором».
Между тем большинство экспертов, в том числе и сторонники ратификации, сходятся в одном: не существует убедительных доказательств того, что именно выбросы углекислого газа являются источником глобального потепления.
Для России Киотский процесс представляет собой некую направляющую в русле мирового развития. «Киотский протокол может стать технологической планкой, с которой, может быть, мы начнем устойчивое продвижение в неком разумном направлении», – надеется, в частности, Сергей Бобылев (факультет экономики МГУ). А по мнению председателя президиума Института проблем глобализации Михаила Делягина, «это вопрос не столько экологии и даже не столько международного престижа, сколько нового позиционирования России в мире»: «Мы должны сформулировать наши требования в рамках Киотского протокола.
«Безусловно, – утверждает президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Леонид Григорьев, – с политической точки зрения очень важно, чтобы Россию не считали причиной остановки Киотского процесса, однако отсутствует ясность в отношении конкретных экономических выгод». «Мы находимся в ловушке “великодержавности” – нам стыдно торговаться». Как полагает Григорьев, «в конечном итоге нам не удастся получить большие деньги по торговле собственно квотами, но мы должны настаивать на включении нас во все эти механизмы». При этом на уровне предприятий необходимо связать квоты с инвестициями помимо дополнительных проектов – «это было бы полезно для экономики, поскольку означает дополнительные инвестиции в модернизацию». В связи с этим возникает еще одна проблема – «проблема создания внутренних механизмов и очень серьезной координации внешней и внутренней экономической политики».
Механизмы принятия и реализации решений, связанных с Киотским протоколом, нуждаются в тщательной разработке. «Понятно желание европейцев организовать рынок для своей продукции, – констатирует вице-президент «СУАЛ-холдинга» Василий Киселев. – Но если мы это понимаем, то для нас самый главный вопрос: как встроить свою отечественную мысль, технологию и науку в этот процесс?»
А вот президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов полагает, что «у человечества есть не менее важные проблемы, для решения которых необходимы экономический рост, прогресс и развитие». «Угроза парниковых газов для климата планеты, и об этом много говорили, не доказана. Между тем миллиард людей на планете голодает; 1,6 млрд на планете не имеют доступа к электричеству, и 2,5 млрд – пользуются биомассой в качестве средства энергетики». «Позиция России сейчас абсолютно моральна: она лидирует в мире не только по выполнению, но и по перевыполнению Киотского протокола». Что же касается обещания продавать в будущем свои квоты, то оно несостоятельно.
От принятия поспешных решений предостерег и председатель Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ Сергей Алексеев. Он не уверен, что наша промышленность сможет играть по своим правилам и в свою игру. Россия не готова подписывать Киотский протокол сегодня. «В Киотском протоколе есть очень здравые экономические механизмы, но принимать на себя сегодня обязательства в рамках протокола несколько преждевременно», отметил докладчик, согласившись с тезисом о необходимости создания национальной системы регулирования выбросов парниковых газов.
Член правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Зелинский призвал не затягивать с ратификацией протокола и обратил внимание присутствующих на последствия отказа. В этом случае, уверен он, к уже имеющимся претензиям, которые выдвигаются в Европе в адрес российских товаров в рамках антидемпинговых процедур, добавиться экологическая составляющая.
Одна из проблем, связанных с Киотским процессом, состоит в несовершенстве самого протокола. «В том виде, в каком существует сейчас Киотский протокол, он не устраивает никого. Сейчас речь идет о модернизации Киотского протокола или разработке нового соглашения, в основе которого – технологический прорыв, экономическая эффективность и глобальный охват, то есть участие всех стран с учетом их особенностей», – сообщил помощник главы Росгидромета, ответственный секретарь межведомственной Комиссии по проблемам изменения климата Евгений Уткин.
Таким образом, для решения всех проблем, связанных с Киотским процессом, и мировому сообществу в целом, и России в частности предстоит еще многое сделать.
Совет по внешней и оборонной политике и журнал «Россия в глобальной политике» будут внимательно следить за развитием дискуссии по вопросу о ратификации Киотского протокола.
Вступил в силу Киотский протокол
Киотский протокол обязывает страны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов (Фото: Tatiana Grozetskaya, Shutterstock)
Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года. Киотский протокол подписали 159 государств.
Подписавшие Киотский протокол страны пришли к договору о необходимости сокращения выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других промышленных газов, вызывающих глобальное потепление к 2012 году на 5,2 процента по сравнению с уровнем 1990 года.
Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года после ратифицирования его странами, суммарная квота которых по выбросам парниковых газов превышает 55 процентов. Срок действия договора ограничивался 2012 годом, поэтому в 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения. В 2012 году был согласован второй период действия обязательств, так называемая Дохинская поправка к Киотскому протоколу. По состоянию на октябрь 2019 года 134 государства приняли Дохинскую поправку, тогда как для вступления поправки в силу требуется её принятие 144 государствами.
На февраль 2005 года Киотский протокол ратифицировали все страны Европейского Союза.
Киотский протокол — первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами — разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества, поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.
Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 годах эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов».
Между тем, среди ученых нет единого мнения о том, что именно выбросы промышленных газов влияют на изменение климата в мире.
Стефан Дион | Биография и факты
Стефан Дион
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
-
28 сентября 1955 г. (67 лет)
Квебек
Канада
- Политическая принадлежность:
- Либеральная партия Канады
- Роль в:
- Киотский протокол
Просмотреть весь связанный контент →
Стефан Дион (родился 28 сентября 1955, Квебек, Квебек, Канада), канадский политик, лидер Либеральной партии (2007-08).
Дион был сыном одного из соучредителей факультета политологии Университета Лаваля. Он вырос в период, известный как «Тихая революция», когда франкоязычное большинство Квебека агитировало за расширение экономических возможностей и все больше выступало за политическое отделение от Канады.
После незначительной победы федералистов на референдуме о суверенитете в Квебеке в 1995 году премьер-министр Жан Кретьен завербовал Диона для участия в дополнительных парламентских выборах от Либеральной партии в Монреале, чтобы укрепить контингент кабинета в Квебеке. 19 января96 Дион был назначен министром межправительственных дел. На этом посту он помог развить позицию федерального правительства о том, что одностороннее отделение Квебека было бы незаконным, если бы оно произошло без референдума по вопросу, явной поддержки большинства населения и переговоров с остальной частью Канады.
Дион была исключена из первого кабинета премьер-министра Пола Мартина в декабре 2003 года. Но после всеобщих выборов 2004 года, в результате которых сформировалось правительство меньшинства, Дион вернулась в кабинет в качестве министра окружающей среды. Он возглавил успешную попытку достичь международного соглашения о возобновлении Киотского протокола после 2012 года. Когда либералы потеряли власть в начале 2006 года и Мартин ушел в отставку, Дион побежал, чтобы заменить его на посту лидера либералов на платформе, которая подчеркивала, что, по его мнению, должно быть «три столпа» канадской политики: защита окружающей среды, социальная справедливость и экономическое процветание.
Диона заменил Майкл Игнатьев. Под руководством Игнатьева партия показала исторически слабые результаты на федеральных выборах 2011 года, заняв третье место и потеряв статус официальной оппозиции. Партия и политическая карьера Дион восстановились на выборах 2015 года, когда либералы одержали убедительную победу, а Дион была назначена министром иностранных дел в правительстве большинства премьер-министра Джастина Трюдо.
Уильям СтосРедактор Британской энциклопедии
Парижское соглашение | Резюме и факты
Парижское соглашение
См. все СМИ
- Дата:
- 4 ноября 2016 г.
- Местонахождение:
-
Франция
Париж
- Контекст:
-
климат
изменение климата
глобальное потепление
- Ключевые люди:
- Барак Обама
См. весь связанный контент →
Парижское соглашение , полностью Франция, в которой он был принят в декабре 2015 года, направленный на сокращение выбросов газов, способствующих глобальному потеплению. Парижское соглашение призвано улучшить и заменить Киотский протокол, более ранний международный договор, направленный на сдерживание выбросов парниковых газов.
С 30 ноября по 11 декабря 2015 г. Франция принимала представителей 196 стран на конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по изменению климата, одной из самых важных и масштабных глобальных климатических встреч. когда-либо собирался. Цель заключалась не в чем ином, как в обязательном и универсальном соглашении, предназначенном для ограничения выбросов парниковых газов до уровней, которые предотвратили бы повышение глобальной температуры более чем на 2 ° C (3,6 ° F) по сравнению с температурным ориентиром, установленным до начала промышленной революции.
Встреча была частью процесса, восходящего к Саммиту Земли 1992 года в Рио-де-Жанейро, Бразилия, когда страны впервые присоединились к международному договору под названием Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Увидев необходимость усиления сокращения выбросов, в 1997 году страны приняли Киотский протокол.
На 18-й Конференции Сторон (COP18), состоявшейся в Дохе, Катар, в 2012 г., делегаты согласились продлить действие Киотского протокола до 2020 г. в 2011 г., чтобы к 2015 г. разработать новый всеобъемлющий юридически обязывающий договор по климату, который потребует от всех стран, включая основных источников выбросов углерода, не соблюдающих Киотский протокол, ограничить и сократить свои выбросы двуокиси углерода и других парниковых газов.
В преддверии встречи в Париже ООН поручила странам представить планы с подробным описанием того, как они намерены сократить выбросы парниковых газов.
В индийском ПОНУВ отмечены проблемы искоренения бедности при одновременном сокращении выбросов парниковых газов.

Добавить комментарий