Содержание
за и против — Россия в глобальной политике
Проблема изменения климата, еще относительно недавно волновавшая только специалистов-метеорологов, в последнее время превратилась в политический вопрос всемирного значения. После отказа Соединенных Штатов подписать Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата судьба этого документа зависит от России. Для вступления протокола в силу необходимо, чтобы его ратифицировали страны, на долю которых приходится не менее 55 % всех мировых выбросов парниковых газов. Без Москвы с ее 17 % выбросов необходимого уровня не достигнуть. В связи с этим сторонники протокола, а наиболее активную позицию занимает Европейский союз, пытаются повлиять на российское правительство, чередуя заманчивые обещания с довольно жестким давлением. В России же нет единства взглядов на тему о ратификации Киотского протокола.
Накануне Всемирной конференции по изменению климата, которая прошла в Москве в конце сентября – начале октября 2003 года, журнал «Россия в глобальной политике» и Совет по внешней и оборонной политике провели конференцию «Ратификация Киотского протокола: экономические последствия для России». В ней участвовали представители всех ведомств, организаций и исследовательских центров, имеющих отношение к данной теме. По мнению многих выступавших, проблема носит противоречивый характер, и выбор, перед которым стоит Россия, весьма непрост. Ведь, как заявил председатель правления «Центра климатических проектов совместного осуществления» Росгидромета Виктор Потапов, «не ратифицировать Киотский протокол на сегодняшний день политически невыгодно – ратифицировать его, не имея национальной системы регулирования выбросов парниковых газов, невыгодно экономически… Затягивание же сроков создания такой системы в России не выгодно ни политически, ни экономически».
Именно противоречивость проблемы ратификации Киотского протокола обусловливает необходимость ее дополнительного изучения и проведения общественной экспертизы. «Требуется широчайшая общественная дискуссия, прежде чем такое решение будет принято», – отметил заместитель председателя правления холдинга «Интеррос» Андрей Бугров. Тем более что, как подчеркнул первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин, с одной стороны, «Киотский процесс возник в связи с идеей борьбы с глобальным потеплением», а с другой – «геологи, например, утверждают, что основной парниковый газ – это водяной пар, и его концентрация практически не зависит от антропогенных воздействий». Кроме того, напоминает Дынкин, «помимо водяного пара есть и другая проблема. Выбросы в результате таяния вечной мерзлоты и тундры уже через 20 лет превысят антропогенное воздействие». Поэтому Киотский протокол – это не ответ на вопрос об изменении климата. Докладчик выступил решительно «против потребительского, упрощенного взгляда на Киотский процесс – ратифицировать, немедленно продавать, получать сотни миллиардов… Киотская стратегия в целом затратна, но она, безусловно, ориентирует бизнес на инвестиции в экологически чистые энергосберегающие технологии. Важно понять, что здесь есть шанс для наших технологий и для увеличения спроса на эти технологии».
Временный поверенный в делах Европейской Комиссии в России Винсент Пикет не сомневается: «России с экономической точки зрения выгодны международная торговля эмиссией, а также проекты совместного осуществления. Страна выиграет от передачи современных технологий и значительных инвестиций». Отказ же от ратификации «не принесет России ни единой копейки».
Как заявил председатель Росгидромета Александр Бедрицкий, Росгидромет и Федеральная служба России по метеорологии и мониторингу окружающей среды также осознают «определенное несовершенство и противоречивость некоторых положений Киотского протокола». Однако обе службы рекомендовали Правительству России ратифицировать документ «при реализации ряда подготовительных мер». Вместе с тем Киотский протокол – это только «первый шаг, который надо сделать, чтобы вместе работать над решением глобальной проблемы выбросов парниковых газов». Международный переговорный процесс будет развиваться, отметил председатель Росгидромета и подчеркнул, что Россия не должна оказаться на обочине, вне этого процесса. Однажды подобное уже произошло со вступлением в ВТО, и теперь приходится нести дополнительные издержки, чтобы войти в группу стран, которые формируют правила игры.
Сергей Рогинко, руководитель группы «Экология и развитие» Института Европы РАН, тоже считает, что именно Киотский процесс позволяет принять участие в формировании правил игры: «Реально на сегодняшний момент существует лишь один легитимный способ продажи квот. Это проекты совместного осуществления». Вместе с тем он сомневается в возможности получить выгоды от продажи квот: «Это рынок не продавца, а покупателя, на нем можно продать только ограниченное количество квот».
В отличие от Рогинко, заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов уверен, что «мы действительно можем иметь и, скорее всего, будем иметь хотя бы минимум экономических выгод от этого протокола. Во-первых, это капитализация компаний, которые имеют углекислый газ. Во-вторых, это реальная возможность торговли квотами или использование других механизмов гибкости Киотского протокола».
Однозначную выгоду в ратификации Киотского протокола видит директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. «Не торговля квотами является главным в Киотском протоколе, а механизм совместного осуществления. Даже если вообще никакой торговли квотами не будет, все равно ратификация протокола исключительно выгодна для России с экономической точки зрения». «Конечно, никакого золотого дождя на Россию не прольется, – полагает он, – но надо работать. Экономические последствия весьма благоприятны… А ждать, когда будет разработан идеальный документ, нельзя. Пока мы будем ждать, мы все умрем, и наши дети не родятся. Надо действовать». С ним согласен лидер движения «Кедр» Анатолий Панфилов: «Киотский протокол – это первый шаг, после которого Россия может выступить экологическим донором».
Между тем большинство экспертов, в том числе и сторонники ратификации, сходятся в одном: не существует убедительных доказательств того, что именно выбросы углекислого газа являются источником глобального потепления. И усилия Киотского процесса направлены не на изменение климата, а, скорее, на совершенствование технологий. По большому счету это вопрос мировой экономики. «Киотский протокол – это, конечно, не решение климатической проблемы, – считает исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. – Он и не нацелен спасти планету от глобального потепления. Он нацелен только на одно: понять и оценить наши возможности, затраты и выгоды».
Для России Киотский процесс представляет собой некую направляющую в русле мирового развития. «Киотский протокол может стать технологической планкой, с которой, может быть, мы начнем устойчивое продвижение в неком разумном направлении», – надеется, в частности, Сергей Бобылев (факультет экономики МГУ). А по мнению председателя президиума Института проблем глобализации Михаила Делягина, «это вопрос не столько экологии и даже не столько международного престижа, сколько нового позиционирования России в мире»: «Мы должны сформулировать наши требования в рамках Киотского протокола. И поскольку экономическая выгода действительно есть, но она не критична, то мы можем жестко навязывать эти требования».
«Безусловно, – утверждает президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Леонид Григорьев, – с политической точки зрения очень важно, чтобы Россию не считали причиной остановки Киотского процесса, однако отсутствует ясность в отношении конкретных экономических выгод». «Мы находимся в ловушке “великодержавности” – нам стыдно торговаться». Как полагает Григорьев, «в конечном итоге нам не удастся получить большие деньги по торговле собственно квотами, но мы должны настаивать на включении нас во все эти механизмы». При этом на уровне предприятий необходимо связать квоты с инвестициями помимо дополнительных проектов – «это было бы полезно для экономики, поскольку означает дополнительные инвестиции в модернизацию». В связи с этим возникает еще одна проблема – «проблема создания внутренних механизмов и очень серьезной координации внешней и внутренней экономической политики».
Механизмы принятия и реализации решений, связанных с Киотским протоколом, нуждаются в тщательной разработке. «Понятно желание европейцев организовать рынок для своей продукции, – констатирует вице-президент «СУАЛ-холдинга» Василий Киселев. – Но если мы это понимаем, то для нас самый главный вопрос: как встроить свою отечественную мысль, технологию и науку в этот процесс?»
А вот президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов полагает, что «у человечества есть не менее важные проблемы, для решения которых необходимы экономический рост, прогресс и развитие». «Угроза парниковых газов для климата планеты, и об этом много говорили, не доказана. Между тем миллиард людей на планете голодает; 1,6 млрд на планете не имеют доступа к электричеству, и 2,5 млрд – пользуются биомассой в качестве средства энергетики». «Позиция России сейчас абсолютно моральна: она лидирует в мире не только по выполнению, но и по перевыполнению Киотского протокола». Что же касается обещания продавать в будущем свои квоты, то оно несостоятельно. К тому же «Соединенные Штаты – основные потенциальные покупатели квот – никогда не вернутся в Киотский протокол», а ЕС – весьма несговорчивый партнер, когда дело касается России, и вряд ли он пойдет на уступки. Выполнение обязательств по протоколу наложит на Россию определенные ограничения. Ратифицировав Киотский протокол, «мы можем просто продать свой будущий экономический рост за цену, которую пока даже не знаем», резюмировал Никонов.
От принятия поспешных решений предостерег и председатель Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ Сергей Алексеев. Он не уверен, что наша промышленность сможет играть по своим правилам и в свою игру. Россия не готова подписывать Киотский протокол сегодня. «В Киотском протоколе есть очень здравые экономические механизмы, но принимать на себя сегодня обязательства в рамках протокола несколько преждевременно», отметил докладчик, согласившись с тезисом о необходимости создания национальной системы регулирования выбросов парниковых газов.
Член правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Зелинский призвал не затягивать с ратификацией протокола и обратил внимание присутствующих на последствия отказа. В этом случае, уверен он, к уже имеющимся претензиям, которые выдвигаются в Европе в адрес российских товаров в рамках антидемпинговых процедур, добавиться экологическая составляющая.
Одна из проблем, связанных с Киотским процессом, состоит в несовершенстве самого протокола. «В том виде, в каком существует сейчас Киотский протокол, он не устраивает никого. Сейчас речь идет о модернизации Киотского протокола или разработке нового соглашения, в основе которого – технологический прорыв, экономическая эффективность и глобальный охват, то есть участие всех стран с учетом их особенностей», – сообщил помощник главы Росгидромета, ответственный секретарь межведомственной Комиссии по проблемам изменения климата Евгений Уткин.
Таким образом, для решения всех проблем, связанных с Киотским процессом, и мировому сообществу в целом, и России в частности предстоит еще многое сделать. Как заметил Сергей Сибиряков, президент инновационной компании «ТЕТ-технологии 3000», «вся проблема у нас внутри. А дальше, если мы ее начнем решать, мы решим очень многие проблемы».
Совет по внешней и оборонной политике и журнал «Россия в глобальной политике» будут внимательно следить за развитием дискуссии по вопросу о ратификации Киотского протокола.
Вступил в силу Киотский протокол
Киотский протокол обязывает страны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов (Фото: Tatiana Grozetskaya, Shutterstock)
Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года. Киотский протокол подписали 159 государств.
Подписавшие Киотский протокол страны пришли к договору о необходимости сокращения выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других промышленных газов, вызывающих глобальное потепление к 2012 году на 5,2 процента по сравнению с уровнем 1990 года.
Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года после ратифицирования его странами, суммарная квота которых по выбросам парниковых газов превышает 55 процентов. Срок действия договора ограничивался 2012 годом, поэтому в 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения. В 2012 году был согласован второй период действия обязательств, так называемая Дохинская поправка к Киотскому протоколу. По состоянию на октябрь 2019 года 134 государства приняли Дохинскую поправку, тогда как для вступления поправки в силу требуется её принятие 144 государствами.
На февраль 2005 года Киотский протокол ратифицировали все страны Европейского Союза. Не ратифицировали Протокол Индия и Китай. В настоящее время насчитывается 192 участника Киотского протокола (191 государство и Европейский союз). При этом США подписали, но не ратифицировали Протокол, Канада официально вышла из него 16 декабря 2012 года.
Киотский протокол — первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами — разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества, поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.
Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 годах эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления».
Между тем, среди ученых нет единого мнения о том, что именно выбросы промышленных газов влияют на изменение климата в мире.
Стефан Дион | Биография и факты
Стефан Дион
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
-
28 сентября 1955 г. (67 лет)
Квебек
Канада
- Политическая принадлежность:
- Либеральная партия Канады
- Роль в:
- Киотский протокол
Просмотреть весь связанный контент →
Стефан Дион (родился 28 сентября 1955, Квебек, Квебек, Канада), канадский политик, лидер Либеральной партии (2007-08).
Дион был сыном одного из соучредителей факультета политологии Университета Лаваля. Он вырос в период, известный как «Тихая революция», когда франкоязычное большинство Квебека агитировало за расширение экономических возможностей и все больше выступало за политическое отделение от Канады. Хотя изначально он поддерживал движение за суверенитет, систематическое разоблачение аргументов сепаратистов его отцом-федералистом в конечном итоге заставило его пересмотреть свою позицию. Дион продолжил карьеру в академических кругах, получив степень бакалавра искусств. (1977) и степень магистра политологии (1979 г.) Лаваля и степень доктора философии. (1986) по социологии Института политических исследований в Париже. С 1984 по 1996 год он преподавал политологию и курсы государственного управления в Монреальском университете.
После незначительной победы федералистов на референдуме о суверенитете в Квебеке в 1995 году премьер-министр Жан Кретьен завербовал Диона для участия в дополнительных парламентских выборах от Либеральной партии в Монреале, чтобы укрепить контингент кабинета в Квебеке. 19 января96 Дион был назначен министром межправительственных дел. На этом посту он помог развить позицию федерального правительства о том, что одностороннее отделение Квебека было бы незаконным, если бы оно произошло без референдума по вопросу, явной поддержки большинства населения и переговоров с остальной частью Канады. Позже эта позиция была подтверждена Верховным судом Канады и включена в федеральный закон, известный как Закон о ясности. Хотя Дион стал популярен среди канадцев за пределами провинции из-за своей жесткой позиции в отношении отделения Квебека, многие квебекцы осудили его, сочтя Закон о ясности подрывающим их право на самоопределение.
Дион была исключена из первого кабинета премьер-министра Пола Мартина в декабре 2003 года. Но после всеобщих выборов 2004 года, в результате которых сформировалось правительство меньшинства, Дион вернулась в кабинет в качестве министра окружающей среды. Он возглавил успешную попытку достичь международного соглашения о возобновлении Киотского протокола после 2012 года. Когда либералы потеряли власть в начале 2006 года и Мартин ушел в отставку, Дион побежал, чтобы заменить его на посту лидера либералов на платформе, которая подчеркивала, что, по его мнению, должно быть «три столпа» канадской политики: защита окружающей среды, социальная справедливость и экономическое процветание. Хотя он значительно отставал в опросах, подход Диона произвел впечатление на других членов партии. Он получил делегатскую поддержку от других кандидатов, выбывших из бюллетеней в ходе четырех туров голосования, и 2 декабря 2007 г. он был избран главой партии. Впоследствии Дион работал над оживлением и восстановлением своей партии, которая сильно пострадала из-за спонсорского скандала в его родной провинции. Работая на платформе Green Shift, которая призывала к введению налога на выбросы парниковых газов, Дион возглавила либералов на федеральных выборах в октябре 2008 года, что привело к потере 27 мест для партии и ее худшим результатам с точки зрения популярности. голосование. Вскоре после этого Дион ушел с поста лидера партии.
Диона заменил Майкл Игнатьев. Под руководством Игнатьева партия показала исторически слабые результаты на федеральных выборах 2011 года, заняв третье место и потеряв статус официальной оппозиции. Партия и политическая карьера Дион восстановились на выборах 2015 года, когда либералы одержали убедительную победу, а Дион была назначена министром иностранных дел в правительстве большинства премьер-министра Джастина Трюдо. Однако Дион потерял этот пост после перестановок в кабинете министров в январе 2017 года. Позже в том же году он стал послом Канады в Германии.
Уильям СтосРедактор Британской энциклопедии
Парижское соглашение | Резюме и факты
Парижское соглашение
См. все СМИ
- Дата:
- 4 ноября 2016 г.
- Местонахождение:
-
Франция
Париж
- Контекст:
-
климат
изменение климата
глобальное потепление
- Ключевые люди:
- Барак Обама
См. весь связанный контент →
Парижское соглашение , полностью Франция, в которой он был принят в декабре 2015 года, направленный на сокращение выбросов газов, способствующих глобальному потеплению. Парижское соглашение призвано улучшить и заменить Киотский протокол, более ранний международный договор, направленный на сдерживание выбросов парниковых газов. Он вступил в силу 4 ноября 2016 года и был подписан 195 стран и по состоянию на январь 2021 г. ратифицированы 190 странами.
С 30 ноября по 11 декабря 2015 г. Франция принимала представителей 196 стран на конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по изменению климата, одной из самых важных и масштабных глобальных климатических встреч. когда-либо собирался. Цель заключалась не в чем ином, как в обязательном и универсальном соглашении, предназначенном для ограничения выбросов парниковых газов до уровней, которые предотвратили бы повышение глобальной температуры более чем на 2 ° C (3,6 ° F) по сравнению с температурным ориентиром, установленным до начала промышленной революции.
Встреча была частью процесса, восходящего к Саммиту Земли 1992 года в Рио-де-Жанейро, Бразилия, когда страны впервые присоединились к международному договору под названием Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Увидев необходимость усиления сокращения выбросов, в 1997 году страны приняли Киотский протокол. Этот протокол юридически обязывает развитые страны соблюдать цели по сокращению выбросов. Однако многие считали соглашение неэффективным, поскольку две страны с наибольшим объемом выбросов углекислого газа в мире, Китай и США, предпочли не участвовать в нем. Китай, развивающаяся страна, не был связан Киотским протоколом, и многие правительственные чиновники США использовали этот факт, чтобы оправдать неучастие США.
На 18-й Конференции Сторон (COP18), состоявшейся в Дохе, Катар, в 2012 г., делегаты согласились продлить действие Киотского протокола до 2020 г. в 2011 г., чтобы к 2015 г. разработать новый всеобъемлющий юридически обязывающий договор по климату, который потребует от всех стран, включая основных источников выбросов углерода, не соблюдающих Киотский протокол, ограничить и сократить свои выбросы двуокиси углерода и других парниковых газов.
В преддверии встречи в Париже ООН поручила странам представить планы с подробным описанием того, как они намерены сократить выбросы парниковых газов. Эти планы технически назывались предполагаемыми определяемыми на национальном уровне вкладами (INDC). К 10 декабря 2015 года 185 стран представили меры по ограничению или сокращению своих выбросов парниковых газов к 2025 или 2030 году. В 2014 году США объявили о своем намерении сократить свои выбросы на 26–28 процентов по сравнению с уровнем 2005 года к 2025 году. Чтобы помочь в достижении этой цели , План чистой энергии страны должен был установить ограничения на существующие и планируемые выбросы электростанций. Китай, страна с наибольшим общим объемом выбросов парниковых газов, поставил перед собой цель достичь пика выбросов углекислого газа «примерно в 2030 году и приложить все усилия для достижения пика раньше». Китайские официальные лица также стремились снизить выбросы углекислого газа на единицу валового внутреннего продукта (ВВП) на 60–65 процентов по сравнению с уровнем 2005 года.
В индийском ПОНУВ отмечены проблемы искоренения бедности при одновременном сокращении выбросов парниковых газов. Около 24 процентов населения мира, не имеющего доступа к электричеству (304 миллиона человек), проживало в Индии. Тем не менее, страна планировала «снизить интенсивность выбросов своего ВВП на 33–35 процентов к 2030 году» по сравнению с уровнем 2005 года. Страна также стремилась к 2030 году получать около 40 процентов своей электроэнергии из возобновляемых источников энергии, а не из ископаемого топлива. В INDC отмечается, что планы реализации будут недоступны из внутренних ресурсов: по оценкам, потребуется не менее 2,5 триллиона долларов. для выполнения действий по борьбе с изменением климата до 2030 года. Индия достигнет этой цели с помощью передачи технологий (перемещение навыков и оборудования из более развитых стран в менее развитые страны [НРС]) и международного финансирования, включая помощь со стороны Зеленых Климатический фонд (программа, предназначенная для помощи посредством инвестиций в технологии с низким уровнем выбросов и устойчивого к изменению климата развития населения, уязвимого к последствиям изменения климата).
Добавить комментарий