Как определить рабочую и рабочую обмотку: Поиск рабочей и пусковой катушки однофазного асинхронного электродвигателя | Полезные статьи

Содержание

Сопротивление рабочей и пусковой обмотки однофазного двигателя

Содержание

  • 1 Сопротивление обмоток. Начнем с основ
    • 1.1 Электросопротивление, понятие проводимости
    • 1.2 Что влияет на величину сопротивления, которое выдает проводник: коротко о материале, размерах и температуре
  • 2 Измерение сопротивления обмотки электроприводов
    • 2.1 Зачем проверять сопротивление обмоток в электроприводе
    • 2.2 Приборы, которыми измеряют сопротивление
  • 3 Работа и устройство однофазного асинхронного двигателя
    • 3.1 Как происходит запуск
    • 3.2 По какому принципу работает
    • 3.3 Механизм работы
      • 3.3.1 Проверка конденсатора мультиметром
    • 3.4 Схема для подключения
  • 4 Как определить рабочую и пусковую обмотки, измерив сопротивление их выводов
  • 5 Подведем итог

Однофазные двигатели стали популярными из-за низкой стоимости и простых правил эксплуатации. Но они все же требуют к себе немного внимания, например, периодического измерения сопротивления обмоток. К тому же, такая процедура поможет отличить пусковую обмотку от рабочей, если шильдика нет.

Рабочая и пусковая обмотки в однофазном двигателе

Прежде чем говорить о сопротивлении обмоток статора в однофазном двигателе, нужно иметь понятие о сопротивлении в общем.

Электросопротивление, понятие проводимости

Все тела, пропускающие через себя электроток, могут оказывать этому току некое сопротивление. Свойственное проводникам препятствование тому, чтобы через них проходил ток, и получил название электросопротивления.

Сопротивление металла электричеству объясняется электронной теорией. Двигаясь по проводнику, электроны постоянно встречаются с атомами и остальными электронами. Их взаимодействие между собой приводит к потере некоторого количества энергии со стороны электронов. Они буквально сопротивляются своему движению. Величина сопротивления разных проводников будет разной. Все зависит от их атомного строения.

Таким же образом можно объяснить и сопротивление электрическому току, которое оказывают жидкости и газы. Разница лишь в том, что таких материалах и веществах его оказывают не электроны, а частицы молекул, имеющие определенный заряд.

В вычислениях сопротивление принято обозначать с помощью букв R (r).

Единицей измерения электросопротивления в Международной системе единиц является Ом.

Ом – это сопротивление столба из ртути длиной 106, 3 см и сечением 1 мм2 (при условии, что температура составляет 0° С).

Допустим, сопротивление, оказываемое проводником, равна 4 Ом. Записать это нужно следующим образом: R = 4 Ом; r = 4 Ом.

Чтобы измерять большие электросопротивления, существует официальная единица мегаом. 1 мегаом = 1000 000 Ом.

Чем больше величина электросопротивления конкретного проводника, тем хуже через него проходит электроток. Это правило действует и в обратную сторону. Чем меньше проводник «сопротивляется», тем легче току через него проходить.

Измерение проводимости раствора

Из этого можно сделать логичный вывод: со стороны возможности тока проходить через материал, рассматривают две взаимосвязанные величины: электросопротивление и электропроводность.

Электропроводность говорит о способности вещества или материала к пропусканию тока через себя.

Электропроводность – это обратное значение электросопротивления. Следовательно, выразить ее можно как 1/R. Обозначают ее, как правило, с помощью буквы g.

Что влияет на величину сопротивления, которое выдает проводник: коротко о материале, размерах и температуре

Как мы уже выяснили, величина сопротивления того или иного проводника по большей части зависит от того, из какого материала он сделан. Чтобы охарактеризовать электрическое сопротивление разных веществ, ученые ввели в оборот понятие удельного сопротивления.

Удельное сопротивление – электросопротивление, оказываемое проводником, длина которого 1 м, а площадь поперечного сечения = 1 мм2. Обозначают величину с помощью греческой буквы р. Все материалы, из которых делают проводники, имеют свое удельное сопротивление.

Длина электропроводника имеет непосредственное влияние на его результат его электросопротивления. Высокое сопротивление – высокий показатель. И наоборот.

Обратную пропорциональность сопротивление имеет с площадью поперечного сечения проводника. Толстый проводник будет обладать более низким сопротивлением, чем тонкий, сделанный из того же материала.

Для лучшего понимания данной зависимости можно представить две пары сосудов, которые сообщены между собой. Только вот одна пара имеет тонкую соединяющую их трубку, а другая – толстую. Если обе системы будут заполняться водой, при каких условиях она быстрее перейдет во второй сосуд? Верно, в тех, где трубка толще. Ведь объемная трубка не так сопротивляется воде, как узкая. 

По такому же принципу электрический ток легче и быстрее проходит через толстый проводник, ведь он окажет меньшее сопротивление.

Как посчитать сопротивление конкретного проводника? Для этого вам нужно узнать его удельное сопротивление (р), его точную длину в метрах (l) и площадь поперечного сечения (S). Получим:

R = p l / S.

Если ваш проводник имеет круглую форму, площадь его поперечного сечения считают с помощью числа Пи (оно равно 3,14) и диаметра самого проводника (d):

S = Пи х d2 / 4

Длину проводника можно определить, используя площадь поперечного сечения, сопротивление и удельное сопротивление:

l = S R / p.

С помощью данной формулы можно узнать все основные характеристики любого проводника. Для этого нужно, чтобы все остальные величины из формулы были известны.

Если нужно найти площадь сечения, формула выглядит так:

S = p l / R

А вот есть неизвестным параметром является удельное сопротивление, то искать его нужно следующим образом:

р = R S / l

Последняя формула будет полезна в том случае, если вы знаете остальные ее величины: сопротивление и длину проводника, а вот материал нужно найти, ведь определить невооруженным глазом его иногда очень сложно. Полученный результат нужно найти в специальной таблице, которая содержит данные об удельном сопротивлении всех проводников.

Последнее, но не менее важное условие измерения электрического сопротивления – температура воздуха окружающей среды.

Ученые давно выяснили, что повышение температуры воздуха, при котором измеряется сопротивление проводника, связано с повышением его сопротивления. Естественно, с понижением температуры, снижается и величина сопротивления. От материала проводника это явление почти не зависит: при изменении температуры на 1°C, сопротивление изменяется на 0,4%. Значение усредненное и верное только для тех проводников, которые сделаны из чистого металла. 

Нужно отметить, что для жидкостей и угля такое правило не работает, зависимость тут обратная: увеличение сопротивления происходит с уменьшением температуры воздуха вокруг.

Электронная теория имеет объяснение и такому явлению. Звучит оно следующим образом: нагреваясь, проводник получает такую тепловую энергию, которая, в конце-концов, поступает ко всем атомам вещества. Результат этого нагревания – более интенсивное движение этих самых атомов. Возрастание движения атомов, в свою очередь, становится причиной большего сопротивления направленному движению свободных электронов. Вместе с этим растет и показатель сопротивления проводника в целом. А вот при понижении температуры условия движения свободных электронов улучшаются, а значит, падает и величина сопротивления.  

Сверхпроводимость

Этим можно объяснить еще более интересную возможность проводников – сверхпроводимость.

Сверхпроводимости материалов (т. е. сопротивление которых равно нулю) можно добиться при снижении температуры до абсолютного нуля (нуль по Кельвину) – -273° C. При такой температуре все застывает, в том числе и атомы проводников. Это значит, что препятствовать движению электротока ничего не сможет.

Электрические двигатели, производимые сегодня, отличаются своей высокой надежностью. Они могут работать десятилетиями, если их грамотно и вовремя обслуживать. В понятие обслуживания однофазного двигателя входит смазка подшипников, их своевременная замена, а также контроль за состоянием обеих обмоток статора.

Зачем проверять сопротивление обмоток в электроприводе

Измерять сопротивление обмоток необходимо, даже если двигатель долгое время стоял без дела. Любые изменения в температурном режиме или влажности помещения могут оказывать влияние на изменчивые свойства машины. Сопротивление может снизиться под влиянием влаги, так что перед подключением мотора к сети обязательно нужна проверка сопротивления обмотки.

Существуют правила технической эксплуатации электрических установок потребителей, которые требуют проведения замеров сопротивления перед включением прибора после ремонта (текущего или капитального), а еще во время плановых испытаний. Они должны проводиться каждые три года. 

Сопротивление после любого из ремонтов также помогает понять, насколько качественно была выполнена работа.

Приборы, которыми измеряют сопротивление

Для начала скажем о том, что измерение величины сопротивления всех обмоток проводят относительно корпуса и между самими обмотками. 

Механический мегаомметр

Чтобы измерить сопротивление обмоток в статоре однофазного двигателя относительно корпуса используют мегаомметр. Этот прибор позволяет получить наиболее точные результаты, он удобен и компактен. Состоит мегаомметр из собственно омметра и генератора постоянного электротока (он магнитоэлектрический).  

Чтобы проверить сопротивление между обмотками, достаточно использовать мультиметр. Вот алгоритм проверки:

  1. Сначала проверьте, нет ли замыкания на корпус. Помните, что значения на мультиметре всегда приблизительные.
  2. Переведите мультиметр в режим омметра, установите максимальные значения измерений.
  3. Один щуп присоедините к корпусу двигателя. Если контакт есть, то можно присоединять и второй. Следите за показаниями.
  4. Если не заметили сбоев, коснитесь одним из щупов вывода фаз.
  5. Если изоляция качественная, вы увидите очень высокий показатель на экране. Значение сопротивления может доходить до тысяч мегаом.

Если сопротивление обмоток измеряется в электродвигателе, номинально напряжение которого равно 3000 В (или меньше), нужно использовать мегаомметр, напряжение которого 1000 В. А если номинальное напряжение машины больше 3000 В, то понадобиться тестер, способный выдерживать напряжение 2500 В.  

Фазосдвигающий элемент однофазного асинхронного двигателя нужно обязательно отключить от обмотки перед началом их обследования.

Двигатель имеет две фазы, однако работает лишь одна из них. Поэтому его и называют однофазным. Как и любая другая подобная машина, однофазный движок состоит из двух основных частей: статора (статичен) и ротора (подвижен). Их основа – электротехническая сталь. Это асинхронная машина, в которой неподвижная основная обмотка лишь одна (работающая или главная). Она и подключена к источнику переменного тока. Важнейшее преимущество такого электродвигателя – простота строения: ротор представляет замкнутая обмотка по типу беличья клетка. Главный минус – низкое значение пускового момента и коэффициента полезного действия (КПД).

Вращающееся магнитное поле

А вот главным минусом однофазного тока является тот факт, что он не может генерировать вращающееся магнитное поле. Поэтому однофазный двигатель никогда не начнет работу самостоятельно, даже если включить его в сеть.

Для возникновения магнитного поля, которое сможет запустить ротор в работу, статор однофазного двигателя должен быть оборудован двумя обмотками. А еще она должна быть перпендикулярно смещена рабочей фазе.

Чтобы осуществить такой сдвиг важно использовать фазосдвигающие элементы. Ими могут послужить резистор или катушка индукции, но наилучшие показатели двигатель будет выдавать, если в цепь включен конденсатор.

Есть, так называемые, конденсаторные электродвигатели. В них работают обе катушки на протяжении всей работы мотора. Пусковая (вспомогательная) обмотка в них подключена через конденсатор. Их называть однофазными не совсем корректно.

Как происходит запуск

В обмотке подвижной части двигателя индукционный ток может возникать только в том случае, когда силовые линии поля пересекают витки. А для этого скорость вращения поля должна быть немного меньше скорости вращения витков.

Это и стало причиной, по которой двигатель назвали асинхронным.

С увеличением нагрузки на мотор, снижается скорость вращения и повышается его механическая мощность.

По какому принципу работает

  1. Ток порождает импульсное магнитное поле в статичной части двигателя. Магнитное поле можно рассматривать как два отдельный с одинаковыми амплитудами и частотами.
  2. Если ротор неподвижен, появляющиеся из-за действия поля моменты равных нулю, хоть и разнонаправленны.
  3. Если ротор начал движение, соответствующий момент начнет преобладать. Это не даст элементу двигаться в другую сторону.
  4. Если необходимые механизмы для запуска ротора отсутствуют, запуститься он не сможет, что приводит к возникновению нулевых моментов.

Пуск выполняет магнитное поле, сформированное благодаря присутствию в статоре двух обмоток: рабочей и пусковой. Объем пусковой меньше, чем рабочей. Дополнительная обмотка подключена к сети, как правило, через емкость. Включается она только на момент запуска двигателя. Если мотор обладает небольшой мощностью, пусковая фаза в нем наверняка замкнута накоротко.  

Пусковой нажим

Запускает мотор кнопка, которую нужно удерживать 2-3 секунды. В это время двигатель разгоняется до своей нормальной скорости. Когда клавиша отпускается, отключается пусковая обмотка. Двигатель переходит в однофазный режим работы.

Если нажать пусковую кнопку больше, чем на три секунды, изоляция обмотки может перегреться или даже загореться. Это, конечно, приведет к поломке агрегата, а пожар может нести угрозу здоровью и жизни людей. Более продолжительное время пребывания под нагрузкой может послужить причиной к перегреву, возгоранию изоляции и неисправности приспособления. 

Для увеличения надежности машины в ее корпус монтируют центробежный выключатель и тепловое реле. Первый механизм нужен для автоматического отключения пусковой обмотки, когда ротор наберет нужную скорость. Второй механизм служит для отключения перегревшихся обмоток.

Механизм работы

Чтобы устройство нормально работало, его необходимо подключить к однофазной сети с напряжением в 220В. То есть, розетки в любой квартире будет достаточно. Поэтому он и получил такое распространение. Однофазный двигатель стоит буквально во всех наших бытовых электроприборах.

Все электродвигатели такого типа можно поделить на еще два подтипа:

  1. В первом случае вспомогательная обмотка работает через пусковой конденсатор только в момент запуска привода. Когда агрегат набирает нужную скорость вращения, она выключается.
  2. Второй подвид машин содержит рабочий конденсатор, об этом упоминалось выше. В этой ситуации пусковая обмотка продолжает работу вместе с запустившимся двигателем.

Конденсатор тоже требует проверки сопротивления. Осуществить процедуру можно мультиметром.

Проверка конденсатора мультиметром

Электронный мегаомметр

Понятное дело, что при проверке сопротивления омметру нет равных. Он дает наиболее точные результаты измерения. Это позволяет оценивать целостность диэлектрика. Ведь работоспособность машины зависит от него не меньше, чем от исправности обмоток.

Если вы занимаетесь проверкой дома, точные значения вам ни к чему. Тут главное найти (или не найти) поломку. Мультиметр с этим справляется отлично.

Замеры проводят так:

  • мультиметр включают в режим омметра;
  • выставляют максимальное значение – бесконечное;
  • измеряют величину сопротивления емкости на выводах.

Работа мультиметра в режиме омметра

Возможны следующие результаты:

  1. Сопротивление меньше бесконечности. Прибор неисправен. Возможно вытек электролит или сломан диэлектрик.
  2. Сначала заметно небольшое отклонение стрелки, но она вернулась на место. Конденсатор функционирует исправно.
  3. Стрелка тестера зафиксировалась на одном из значений. Это также говорит о наличии поломки в приборе.

Любой привод можно снять с одного электромотора и подключить к другому. Как пример, двигатель с холодильника (если он исправен) будет отлично функционировать в газонокосилке.

Схема для подключения

Всего существует три схемы, по которым можно подключить однофазный асинхронный двигатель с конденсатором:

  1. Пусковая обмотка работает через конденсатор, но выключается, когда ротор набирает нормальную скорость.
  2. Вспомогательная обмотка работает вначале, но подключается через сопротивление.
  3. Вспомогательная обмотка работает через конденсатор на протяжении всей работы электродвигателя.

Чтобы измерить величину сопротивления обмоток в однофазном двигателе вам нужен мультиметр, включенный в режиме измерения Ом (омметра).

Провода, выглядывающие из электропривода (любую пару) соединяем с щупами на мультиметре, меряем значение.

Если видите на экране цифру один, повторите измерение с любым другим концом.

Запишите величину сопротивления, которое показала выбранная вами пара. Затем щупы мультиметра (все еще в режиме омметра) цепляйте к двум другим выводам, то есть ко второй паре проводов, произведите замер.

Полученные данные тоже обязательно запишите и сравните с первым результатом.

Сопротивление исправной рабочей обмотки всегда будет показывать меньшее значение, чем у вспомогательной. Допустим, вторая пара проводов, показала сопротивление больше. Тогда можно смело утверждать, что первая пара проводов говорит о принадлежности к рабочей обмотке, а вторая, соответственно, к пусковой. И наоборот.

Обозначьте обе обмотки, чтобы впоследствии, когда снова нужен будет ремонт или обычная проверка, не пришлось проделывать все это снова. 

Маркировать концы проводов (выводы) можно по современным стандартам:

  • знаками U1-U2 помечают главную обмотку;
  • знаками B1-B2 помечают вспомогательную обмотку.

Такие обозначения ставятся в тех случаях, когда из двигателя видно четыре вывода, как в вышеописанной ситуации. Однако, на вашем пути может встретиться двигатель, с тремя выводами. Что вы должны делать в такой ситуации?

Итак, замеры каждого из вывода будут приблизительно такими: 10 Ом, 25 Ом и 15 Ом. После того как завершите эти измерения найдите тот вывод, который с двумя другими выводами покажет 10 и 15 Ом. Это провод от рабочей обмотки. Вывод, показывающий сопротивление 10 Ом тоже главный, а тот, что дал результат 15 Ом – пусковой. Он должен быть соединен со вторым главным с помощью конденсатора.

Иногда первоначальные измерения могут показать 10 Ом, 10 Ом и 20 Ом. Это норма, такие обмотки тоже существуют, их тоже ставят на самые разные бытовые электроприборы. Особенность такого двигателя заключается в том, что какая конкретно обмотка будет выполнять роль вспомогательной, а какая главной абсолютно не важно. Просто одну из них (с ролью вспомогательной) подключают через конденсатор.

Сопротивление обмоток – важнейший фактор в работе с электродвигателями. Его своевременное измерение (трижды в год и сразу после ремонта), наряду с остальным техобслуживанием, помогает продолжить работу асинхронной однофазной машины. 

С помощью мультиметра, работающего в режиме измерения Ом, можно быстро определить, какая обмотка рабочая, а какая пусковая.  

Сопротивление также помогает проверить работоспособность и конденсатора, и обмоток.

Как проверить обмотку электродвигателя мультиметром

Электродвигатели сопровождают конструкции разных устройств и оборудования. Если оно дало сбой, возможно, причина именно в поломке мотора, который является сердцем всей системы. Иногда убедиться в этом можно, просто взглянув на движок. Если же явных видимых повреждений нет, скорее всего, внутри оборвана цепь или случилось короткое замыкание. Обнаружить проблему можно с помощью тестера. Мы расскажем вам, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром на исправность.

Contents

  • 1 Правила безопасности
  • 2 Общая инструкция, как проверить двигатель мультиметром
    • 2. 1 Проверяем обрыв
    • 2.2 Тестируем на замыкание между витками
    • 2.3 Проверяем на короткое замыкание
  • 3 Проверка асинхронных движков
  • 4 Проверка коллекторных движков
    • 4.1 Вопрос — ответ

Правила безопасности

Перед проверкой движка убедитесь в исправности вилки и шнура всего прибора. Если в устройство поступает электроток, контрольная лампочка будет светиться. Если с подачей тока все в порядке, приступаем к проверке мотора, который сначала нужно демонтировать из корпуса агрегата. Выполнять эту операцию можно только при его полном обесточивании!

Не лишним будет проверить исправность мультиметра. Чаще всего уменьшается заряд батареек, из-за чего показания могут быть неточными.

Общая инструкция, как проверить двигатель мультиметром

Не все движки можно протестировать мультиметром. К примеру, сложно проверять электродвижки постоянного тока, потому что их обмотка с нулевым сопротивлением. Для исследования применяется такой способ: одновременно проверяются значения с вольтметра, амперметра и вычисляются результаты по закону Ома.

Так нужно протестировать все сопротивления якорных обмоток, измеряя показания между коллекторными пластинами. Различия в значениях указывают на неисправность. Отличия между соседними коллекторными пластинами в исправном механизме составляют максимум 10%. Только если имеется уравнительная обмотка, эта цифра может подняться до 30% в норме.

Электромашины переменного тока делятся на синхронные, асинхронные (например, трехфазные) и коллекторные. Их можно протестировать обычным измерителем. Советуем прочитать статью о правильном использовании мультиметра.

Итак, узнаем, как прозванивать двигатель мультиметром.

Проверяем обрыв

Если произошел обрыв одной фазы в обмотке, которая соединена “звездочкой”, в ней не будет тока, а в иных фазах его значение завышенное. В такой ситуации мотор не функционирует. Ещё может произойти обрыв параллельной фазной ветви, из-за чего перегревается исправная ветвь.

При обрыве одной обмоточной фазы (меж двух проводников), которая соединена “треугольником”, в других проводниках будет намного меньше тока по сравнению с третьим. Обрыв роторной обмотки приводит к снижению оборотов движка, появляется вибрация, гудение.

Мультиметром важно прозвонить каждую обмотку, прозвания её и тестируя сопротивление. Несколько общих моментов, как прозвонить электродвигатель мультиметром:

  1. Если мотор функционирует от 220 В, важно прозвонить рабочую или пусковую обмотки. Показания последней должны быть больше первой в полтора раза.
  2. В движках, которые работают от 380 В, подключаемых “треугольничком” или “звездочкой”, схема разбирается и отдельно проверяются все обмотки. Омы должны быть практически равные (отличия максимум 5%). Если произошел обрыв, тестер покажет слишком большие Омы, то есть бесконечное сопротивление.

Кроме того, можно использовать режим прозвонки на мультиметре, благодаря чему проверка осуществляется быстрее, потому что при обрыве нет звука, а он указывает на исправность обмотки.

Тестируем на замыкание между витками

Такое замыкание вызывает гудение мотора, который становится менее мощным. Для его выявления лучше использовать мультиметр, дающий самую малую погрешность.

Всё, что нужно сделать для измерений, — подключить наконечники щупов тестера к кончикам различных витков и проверить, есть ли контакт при прозвонке или в режиме тестирования сопротивления. Отличие больше 10% говорит о возможности замыкания.

Проверяем на короткое замыкание

Проверка электродвигателя мультиметром осуществляется так:

  1. Выбрать на измерителе максимальный диапазон сопротивления.
  2. Соединить щупы между собой, чтобы убедиться в работоспособности тестера.
  3. Один наконечник соединить с корпусом движка.
  4. Другой наконечник по очереди присоединить к выводам всех фаз.

Работоспособный мотор показывает высокие значения на мультиметре, это могут быть сотни и тысячи МОм (мегаомы).

Ещё удобнее прозванивать корпус. Для этого нужно сделать всё то же самое, но в режиме прозвона. Если слышите звук, значит, обмоточная изоляция нарушена и произошло замыкание.

Теперь немного подробнее поговорим о том, как мультиметром прозвонить моторчики разных видов.

Проверка асинхронных движков

Именно асинхронные движки чаще всего эксплуатируются в бытовых агрегатах, которые функционируют от 220 В. После того, как вынули мотор из оборудования, нужно замерить сопротивление между моторными выводами:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон до 100 Ом.
  2. Соединить наконечники с выводами подключаемой обмотки. Между средним и крайним в норме значение 30-50 Ом, между средним и другим крайним 15-20.

Также важно проверить утечку тока:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления с диапазоном 2000 кОм.
  2. По очереди соединять каждую клемму с корпусом движка.
  3. На дисплее не должно быть значений. Если вы используете аналоговый мультиметр, стрелка не отклоняется.

Если выявляются проблемы, придется разбирать устройство, чтобы провести более тщательные исследования. Часто возникает межвитковое замыкание. Для их выявления выбирается диапазон 100 Ом, после чего прозванивается каждый контур статора. Сильное отклонение одного показания от другого говорит о замыкании обмотки.

Видео о том, как прозвонить двигатель мультиметром:

Проверка коллекторных движков

Такие моторы применяют в цепи постоянного тока. Перед тем, как прозванивать электродвигатель мультиметром, лучше всего полностью разобрать мотор.

На мультиметре выбирается функция измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Обычно статор движка данного типа имеет две независимые обмотки, их и нужно протестировать.

Какой показатель считается нормальным, написано в технической документации к двигателю, но на исправность указывает невысокое сопротивление. Если движок очень мощный, сопротивление статора будет совсем маленьким. В моторах с обычной мощностью сопротивление обмотки может быть в пределах 5-30 Ом. Для прозвонки необходимо наконечниками щупов мультиметра дотронуться до выводов обмоток. Если хотя бы в одном контуре нет сопротивления, использовать устройство не нужно.

У ротора коллекторного движка много обмоток, но тестировать якорь легко. Проверка мультиметром двигателя коллекторного типа:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон в 200 Ом.
  2. Поместить наконечники щупов на коллекторе так, чтобы они были как можно дальше друг от друга.
  3. Если на дисплее тестера показываются какие-то цифры, без снятия щупов нужно немного провернуть ротор, чтобы другая обмотка соединилась с щупами.
  4. Если показания почти равные, с якорем всё в порядке.

Также полезно проверить устройство на утечку электротока.

Подробное видео о том, как проверить мультиметром моторчик коллекторный:

Теперь вы знаете, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром и сможете тестировать разное оборудование. Даже если вы захотите узнать, как прозвонить мультиметром насос, вам будет полезна эта статья, ведь у бензонасосов тоже есть электромотор. Также вы сможете проверить движок домашней стиральной машины. Словом, умея пользоваться тестером, можно “дружить” с самым разным оборудованием.

Желаем безопасных и точных измерений!

Вопрос — ответ

Вопрос: Как прозвонить электродвигатель цифровым мультиметром?

Имя: Максим

Ответ: Перед проверкой движка убедитесь в исправности вилки и шнура всего прибора. Если с подачей тока все в порядке, мотор нужно демонтировать из корпуса агрегата. Выполнять эту операцию можно только при его полном обесточивании. Затем можно приступать к проверке асинхронного или коллекторного мотора.

 

Вопрос: Как проверить электродвигатель на обрыв мультиметром?

Имя: Алексей

Ответ: Если мотор функционирует от 220 В, важно прозвонить рабочую или пусковую обмотки. Показания последней должны быть больше первой в полтора раза. В движках 380 В, подключаемых “треугольничком” или “звездочкой”, схема разбирается и отдельно проверяются все обмотки.

 

Вопрос: Как проверить асинхронный электродвигатель на исправность мультиметром?

Имя: Даниил

Ответ: Чтобы замерить сопротивление между моторными выводами, нужно выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон до 100 Ом. Затем соединить наконечники с выводами подключаемой обмотки. Между средним и крайним в норме значение 30-50 Ом, между средним и другим крайним 15-20.

 

Вопрос: Как проверить моторчик на короткое замыкание мультиметром?

Имя: Тагир

Ответ: Выбрать на измерителе максимальный диапазон сопротивления. Один наконечник от мультиметра соединить с корпусом движка. Другой по очереди присоединить к выводам всех фаз. Ещё можно прозвонить корпус.

 

Вопрос: Как проверить коллекторный двигатель мультиметром?

Имя: Егор

Ответ: На мультиметре выбирается функция измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Обычно статор движка данного типа имеет две независимые обмотки, их и нужно протестировать. У ротора коллекторного движка много обмоток, но тестировать якорь не сложно.

 

Как тестировать трехфазные двигатели переменного тока ~ Изучение электротехники

Как проверить трехфазные двигатели переменного тока

Ниже приведены основные этапы проверки исправности трехфазного двигателя переменного тока:
(a) Общие проверки
(b) Проверка целостности и сопротивления заземления
(c) Проверка источника питания
(d) Проверка целостности обмотки двигателя переменного тока
(e) Испытание сопротивления обмотки двигателя переменного тока
(f) Испытание сопротивления изоляции
(g) Испытание при рабочем токе

Общие проверки
Для трехфазного двигателя выполните следующие действия:

(1) Проверьте внешний вид двигателя. Проверьте на предмет обгорания, повреждения корпуса или охлаждающего вентилятора или вала.
(2) Вручную проверните вал двигателя, чтобы проверить состояние подшипника. Следите за плавным и свободным вращением вала. Если вал вращается свободно и плавно, возможно, подшипник в хорошем состоянии, в противном случае рассмотрите возможность его замены, ремонта или проведения дополнительной диагностики.
(3) Как и при любом испытании и осмотре, паспортная табличка двигателя содержит ценную информацию, которая поможет установить истинное состояние двигателя. Внимательно изучите заводскую табличку и сравните значения теста рабочего тока (см. ниже) со значением 9 на заводской табличке.0021

Проверка целостности и сопротивления заземления
С помощью мультиметра измерьте сопротивление между корпусом двигателя (корпусом) и землей. Хороший двигатель должен показывать менее 0,5 Ом. Любое значение больше 0,5 Ом указывает на неисправность двигателя. Может потребоваться дальнейший поиск и устранение неисправностей

Проверка источника питания
Для трехфазных двигателей ожидаемое напряжение для системы 230/400 В составляет 230 В между фазой и нейтралью и 400 В между каждой из трехфазных линий питания. С помощью мультиметра убедитесь, что на двигатель подается правильное напряжение. Убедитесь, что клемма питания находится в хорошем состоянии. Проверьте соединительную планку на клемму (U, V и W). Для трехфазных двигателей тип соединения — звезда (Y) или треугольник 9.0021

Проверка целостности обмотки двигателя переменного тока
С помощью мультиметра проверьте непрерывность обмотки двигателя от фазы к фазе (от U к V, от V к W, от W к U). Каждая фаза должна иметь непрерывность, если обмотка в порядке. Если какая-либо конкретная фаза не проходит тест на непрерывность, ваш двигатель, вероятно, сгорел.
Пожалуйста, посмотрите, как идентифицировать трехфазные обмотки для правильной идентификации обмотки. U, V, W — европейское обозначение обмотки.

Проверка сопротивления обмотки двигателя переменного тока
Проверьте сопротивление обмотки двигателя или показания в омах с помощью мультиметра или омметра для межфазной клеммы (от U до V, от V до W, от W до U). Показания в омах для каждой обмотки должны быть одинаковыми (или почти одинаковыми). такой же). Помните, что три фазы имеют одинаковые обмотки или почти одинаковые!

Проверка сопротивления изоляции
Отсутствие сопротивления изоляции электродвигателя является одним из первых признаков того, что двигатель вот-вот выйдет из строя. Для трехфазного двигателя сопротивление изоляции обычно измеряется между каждой обмоткой или фазой двигателя и между каждой фазой двигателя и корпусом двигателя (землей) с помощью тестера изоляции или мегомметра. Установите настройку напряжения тестера сопротивления изоляции на 500 В. Проверьте от фазы к фазе (от U до V, от V до W, от W до U). Проверьте между фазой и корпусом двигателя (землей) (от U до E, от V до E, от W до E). Минимальное испытательное значение сопротивления изоляции двигателя составляет 1 МОм (1 МОм). См., как измерить сопротивление изоляции электродвигателя

Проверка рабочего тока
При работающем двигателе проверьте ток полной нагрузки (FLA) с помощью подходящего измерителя или, что предпочтительнее, клещей на измерителе и сравните с паспортной табличкой FLA. Отклонения от номинального FLA могут означать проблемы с тестируемым двигателем.

Новое сообщение
Старый пост
На главную

Как проверить, выходит ли из строя электродвигатель

Как проверить, выходит ли из строя электрический двигатель

  • Разместил: aniziol
  • Комментариев нет

На протяжении веков мы видели огромные инновации в промышленных операциях. Наши предки усердно работали, чтобы найти решения для вялых процессов, с которыми они сталкивались, что в конечном итоге привело нас к разработке двигателей и автоматизации. Сегодня бесчисленное множество компаний полагаются на электродвигатели, чтобы сделать свою работу более эффективной. Хотя двигатели, безусловно, значительно улучшили работу предприятий, компании также должны обслуживать свои двигатели, чтобы избежать простоев. Чтобы предотвратить будущие простои и неэффективность, вы должны знать, как проверить, не выходит ли из строя электродвигатель. Если вы знаете, как и что искать в двигателе, вы можете принять меры заранее и предотвратить его выход из строя и потенциальное повреждение. Если вы хотите узнать больше, вы можете прочитать наше подробное руководство ниже.

Проверьте подшипники и вал

Подшипники двигателя являются одним из наиболее часто выходящих из строя компонентов. Подшипники подвержены регулярному износу, поэтому со временем их необходимо заменять. Вы должны регулярно проверять подшипники, потому что если вы продолжите использовать двигатель с изношенными подшипниками, это может привести к повреждению механизма и снижению эффективности двигателя.

Подшипники легко проверить. Все, что вам нужно сделать, это повернуть подшипники, чтобы убедиться, что они вращаются плавно и свободно. Другой способ проверить подшипники — толкнуть и потянуть за вал, к которому прикреплены подшипники. Подшипники должны вращаться плавно, и вал также должен двигаться плавно. Тем не менее, если вы слышите скрежет или чувствуете трение, возможно, вам придется заменить подшипники. Если трение незначительное, подшипники могут просто нуждаться в смазке.

Проверка обмоток электродвигателя с помощью мультиметра

Неудивительно, что обмотки электродвигателя жизненно важны для его механики. Следует регулярно осматривать обмотки на предмет износа, но что более важно, необходимо анализировать их сопротивление. Прежде всего, вам понадобится мультиметр для проверки обмоток. Для начала установите мультиметр на чтение в омах, а затем проверьте провода и клемму двигателя. Следует проверить обмотки на «короткое замыкание на массу» в цепи и обрыв или короткое замыкание в обмотках.

Чтобы проверить двигатель на короткое замыкание на землю, вам необходимо установить мультиметр на сопротивление и отключить двигатель от источника питания. Затем осмотрите каждый провод и найдите бесконечные показания. В качестве альтернативы, если вы получите показание 0, у вас может быть проблема с кабелем. Чтобы определить, неисправен ли кабель, вы должны проверить каждый кабель по отдельности и убедиться, что ни один из проводов не соприкасается. Индивидуальное тестирование позволит вам найти кабель, вызывающий проблему. С другой стороны, если каждый кабель обеспечивает бесконечные показания, это проблема с двигателем, поэтому вам следует нанять профессиональную ремонтную службу.

Чтобы проверить наличие обрыва или короткого замыкания в обмотках, вы должны проверить Т1-Т2, Т2-Т3 и, наконец, Т1-Т3. Примечание: некоторые двигатели будут иметь другую маркировку, например, от U до V, от V до W и от W до U. Конфигурацию вашего двигателя можно найти в руководстве пользователя. В общем, вы ищете показание от 0,3 до 2 Ом. Если вы в конечном итоге получите показание 0, вам следует выполнить тест еще раз, чтобы увидеть, получите ли вы снова 0. Значение 0 означает, что у вас нехватка фаз. Недостаток означает замыкание проводов на массу, что обычно приводит к обрыву провода. Если ваши показания значительно выше 2, у вас, вероятно, открытая обмотка. Обрыв обмотки просто указывает на обрыв провода.

Проверка мощности с помощью мультиметра

Очевидно, что мощность электродвигателя зависит от его источника питания. Вы можете проверить источник питания с помощью мультиметра, который вы использовали в предыдущем пункте. Процесс и идеальные номиналы для тестирования источников питания могут различаться в зависимости от типа двигателя. Каждый двигатель будет иметь ожидаемый диапазон напряжения, и вы захотите проверить провода, чтобы убедиться, что они соответствуют этим диапазонам. Ваше руководство пользователя предоставит необходимые сведения для проверки мощности вместе с руководством. Тестирование компонентов электродвигателя быстро усложняется, и в процессе легко допустить ошибку, если у вас нет опыта.

Убедитесь, что вентилятор находится в хорошем состоянии и надежно закреплен

Слишком многие люди забывают проверять и обслуживать вентилятор своего электродвигателя. Вентилятор жизненно важен для производительности вашего двигателя, потому что он охлаждает двигатель, чтобы он мог работать в течение более длительного времени. Как вы могли подозревать, вентилятор может легко забиться пылью и мусором, что снижает поток воздуха и удерживает тепло внутри. Хотя снаружи вентилятор может выглядеть относительно чистым, в других местах могут скопиться пыль и мусор, которые могут замедлить работу вентилятора. Когда вы снимаете крышку вентилятора для очистки, вы также должны проверить вентилятор и убедиться, что он свободно вращается. Кроме того, вентилятор должен оставаться закрепленным на двигателе; в противном случае вентилятор не будет работать должным образом, а двигатель перегреется и, безусловно, в конечном итоге выйдет из строя.

Хотя некоторые из упомянутых нами профилактических мер относительно просты, вам все же необходимо знать, как проверить, не выходит ли из строя электродвигатель. Для некоторых методов проверки двигателя может потребоваться помощь профессионала, и очень важно, чтобы у вас был надежный профессионал, к которому можно обратиться, когда вам понадобится обслуживание. Тем не менее, есть много авторемонтных мастерских, и все они утверждают, что являются экспертами, но на самом деле таковыми являются лишь немногие.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *