Один День c Оператором нефтедОбычи. Качают нефть чемКак качают нефть - Мастерок.жж.рфЧто то не могу придумать какую интересную тему вам рассказать, а для этого случая у меня всегда есть ваша помощь в виде майского стола заказов. Обратимся туда и послушаем френда skolik: «Очень хочется понять принцип действия нефтяных качалок, знаете, такие молоточки, которые туда сюда трубу в землю гоняют.» Сейчас мы узнаем подробнее как там все происходит. Станок-качалка это один из главных, основных элементов эксплуатации нефтедобывающих скважин насосом. На профессиональном языке это оборудование называется: «Индивидуальный балансирный механический привод штангового насоса». Используется станок-качалка для механического привода к нефтяным скважинным насосам, называемым штанговыми или плунжерными. Конструкция представляет собой состоящий из редуктора и сдвоенного четырехзвенного шарнирного механизма, балансирный привод штанговых насосов. На фото показан основной принцип работы такого станка:
В 1712 году Томас Ньюкомен создал аппарат для выкачивания воды из угольных шахт В 1705 году англичанин Томас Ньюкомен совместно с лудильщиком Дж. Коули построил паровой насос, опыты по совершенствованию которого продолжались около десяти лет, пока он не начал исправно работать в 1712 году. На своё изобретение Томас Ньюкомен так и не смог получить патент. Однако он создал установку внешне и по принципу действия напоминающую современные нефтяные качалки. Томас Ньюкомен был торговцем скобяными изделиями. Поставляя свою продукцию на шахты, он хорошо знал о проблемах, связанных с затоплением шахт водой, и для их решения и построил свой паровой насос.
Машина Ньюкомена, как и все ее предшественницы, работала прерывисто — между двумя рабочими ходами поршня была пауза, пишет spiraxsarco.com. Высотой она была с четырех-пятиэтажный дом и, следовательно, исключительно «прожорлива»: пятьдесят лошадей еле-еле успевали подвозить ей топливо. Обслуживающий персонал состоял из двух человек: кочегар непрерывно подбрасывал уголь в топку, а механик управлял кранами, впускающими пар и холодную воду в цилиндр. В его установке двигатель был соединён с насосом. Эта довольно эффективная для своего времени пароатмосферная машина использовалась для откачки воды в шахтах и получила широкое распространение в XVIII веке. Такую технологию, в наше время используют бетононасосы на стройках. Однако на своё изобретение Ньюкомен не смог получить патент, так как паровой водоподъёмник был запатентован ещё в 1698 году Т. Севери, с которым Ньюкомен позднее сотрудничал. Паровая машина Ньюкомена не была универсальным двигателем и могла работать только как насос. Попытки Ньюкомена использовать возвратно-поступательное движение поршня для вращения гребного колеса на судах оказались неудачными. Однако заслуга Ньюкомена в том, что он одним из первых реализовал идею использования пара для получения механической работы, информирует wikipedia. Его машина стала предшественницей универсального двигателя Дж. Уатта.
Всем приводам приводы Время фонтанирующих скважин, относящееся к периоду освоения месторождений Западной Сибири, давно закончилось. За новыми фонтанами в Восточную Сибирь и другие регионы с разведанными запасами нефти мы пока не спешим — слишком дорогое это занятие и не всегда рентабельное. Сейчас нефть практически везде добывают с помощью насосов: винтовых, поршневых, центробежных, струйных и т. д. Одновременно создаются все новые и новые технологии и оборудование для трудноизвлекаемых запасов сырья и остаточной нефти. Тем не менее ведущая роль в добыче «черного золота» по-прежнему принадлежит станкам-качалкам, которые используются на нефтепромыслах России и зарубежья вот уже более 80 лет. Эти станки в специальной литературе чаще называются приводами штанговых глубинных насосов, но аббревиатура ПШГН не особенно прижилась, и их по-прежнему именуют станками-качалками. По мнению многих нефтяников, пока по настоящему не создано другого более надежного и простого в обслуживании оборудования, чем эти приводы. После распада СССР производство станков-качалок в России были освоено 7—8 предприятиями, но стабильно они производятся тремя-четырьмя, из которых ведущие позиции занимают АО «Ижнефтемаш», АО «Мотовилихинские заводы», ФГУП «Уралтрансмаш». Немаловажно, что эти предприятия выживали в острой конкурентной борьбе и с отечественными, и с зарубежными производителями аналогичной продукции из Азербайджана, Румынии, США. Первые станки-качалки российских предприятий выпускались на основе документации Азербайджанского института нефтяного машиностроения («АзИНМаш») и единственного производителя этих станков в СССР — завода «Бакинский рабочий». В дальнейшем станки совершенствовались в соответствии с передовыми мировыми тенденциями в нефтяном машиностроении, имеют сертификаты API.
1 - рама; 2 - стойка; 3 - головка балансира; 4 — балансир; 5 - фиксатор головки балансира; 6 — траверса; 7 - шатун; 8 - редуктор; 9 - кривошип;10- противовесы; 11 - нижняя головка шатуна; 12 - подвеска сальникового штока; 13 - ограждение; 14 - кожух ременной передачи: 15 -площадка нижняя; 16 - площадка верхняя; 17 — станция управления; 29 — опора балансира; 30 - фундамент станка-качалки; 35 — площадка редукторная Для первых качалок использовали вышки для ударно-канатного бурения по завершении бурения, при этом для приведения в действие глубинного насоса применяли балансир бурильного станка. Несущие элементы этих установок делали из дерева с металлическими подшипниками и оснасткой. Приводом служили паровые машины или одноцилиндровые низкооборотные двигатели внутреннего сгорания, снабженные ременной передачей. Иногда позже добавляли привод от электромотора. В этих установках вышка оставалась над скважиной и силовая установка и главный маховик использовались для обслуживания скважины. Одно и то же оборудование применялось для бурения, добычи и обслуживания. Эти установки с некоторыми модификациями использовались примерно до 1930 г. К этому времени были пробурены более глубокие скважины, нагрузки на насосы увеличились и применение установок канатного бурения в качестве насосов изжило себя. Изображена старинная качалка, переделанная из вышки для ударно-канатного бурения.
Станок-качалка и есть один из элементов эксплуатации скважин штанговым насосом. По сути, станок-качалка является приводом штангового насоса, расположенного на дне скважины. Это устройство по принципу действия очень похоже на ручной насос велосипеда, преобразущий возвратно-поступательные движения в поток воздуха. Нефтяной насос возвратно-поступательные движения от станка-качалки преобразует в поток жидкости, которая по насосно-компрессорным трубам (НКТ) поступает на поверхность. Современный насос-качалка, в основном разработанный в 1920-х годах, изображен на рис. Появление эффективных мобильных приспособлений для обслуживания скважин устранило необходимость во встроенных талях на каждой скважине, а создание долговечных, эффективных редукторов легло в основу более высокоскоростных качалок и первичных двигателей меньшего веса. Противовес. Противовес, расположенный на плече кривошипа качалки — важный компонент системы. Он может быть также помещен на балансире для этой цели можно использовать пневмоцилиндр. Насосные установки делятся на установки с коромысловой, кривошипной и пневматической балансировкой. Назначение балансировки становится понятным, если рассмотреть движение колонны насосных штанг и качалки на примере идеализированной работы насоса, изображенного. В этом упрощенном случае нагрузка на устьевой сальниковый шток при движении вверх состоит из веса штанг плюс вес скважинных флюидов. При обратном ходе это только вес штанг. Без какой-либо балансировки нагрузка на шестеренчатый редуктор и первичный двигатель во время движения вверх направлены в одну сторону. При движении вниз нагрузка направлена в противоположную сторону. Такой тип нагрузки весьма нежелателен. Он вызывает ненужный износ, срабатывание и перерасход топлива (энергии). На практике используется противовес, равный весу колонны насосных штанг плюс примерно половина веса поднимаемой жидкости. Правильный подбор противовеса создает наименьшие возможные нагрузки на редуктор и первичный двигатель, уменьшает поломки и простои и снижает требования к топливу или энергии. По оценкам, до 25% всех качалок, находящихся в эксплуатации, не сбалансированы должным образом.
Спрос: потенциал высокий О состоянии рынка приводов штанговых глубинных насосов можно судить как по его оценкам экспертами, так и по статистическим данным. Выводы экспертов подтверждаются данными Госкомстата РФ: за 2001 год производство станков-качалок в сравнении с 2000 годом возросло в полтора раза и опередило по темпам роста другие виды нефтяного оборудования.Провозглашение государством в качестве одного из приоритетов экономической политики задачи продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки сыграло свою положительную роль. В настоящее время качественный уровень станков-качалок и традиционно низкие цены создают возможности для возвращения российской продукции в страны, ранее приобретавшие советское оборудование: Вьетнам, Индию, Ирак, Ливию, Сирию и другие, а также на рынки ближнего зарубежья. Интересно и то, что ВО «Станкоимпорт» совместно с Союзом производителей нефтегазового оборудования организовали Консорциум ведущих российских предприятий. Основная цель объединения — содействие в продвижении нефтегазового оборудования на традиционные рынки российского экспорта, в первую очередь страны Ближнего и Среднего Востока. Одной из задач Консорциума является координация внешнеэкономической деятельности, связанной с размещением заказов на основе централизованного информационного обеспечения.
Рынок: конкуренция растет Конкуренция на рынке приводов скважинных насосов существует давно. Ее можно рассматривать в различных аспектах.Во-первых, это конкуренция между отечественными и зарубежными производителями. Здесь стоит отметить, что подавляющую долю рынка в сегменте станков-качалок занимает продукция отечественных предприятий. Она в полной мере соответствует потребностям по критерию цена-качество. Во-вторых, конкуренция между самими российскими предприятиями, стремящимися занять свою нишу на рынке нефтегазового оборудования. Помимо уже упомянутых производством станков-качалок в нашей стране занимаются еще и другие предприятия. В-третьих, в качестве альтернативы балансирным станкам-качалкам на нефтепромыслы продвигаются гидравлические приводы штанговых насосов. Здесь стоит отметить, что ряд предприятий готовы к этому виду конкуренции и их заводы могут выпускать оба типа приводов. К последним можно отнести АО «Мотовилихинские заводы», которое производит и приводы, и насосные штанги, и насосы. Например, гидрофицированный привод штангового насоса МЗ-02 монтируется на верхнем фланце арматуры скважины и не требует фундамента, что очень важно для условий вечной мерзлоты. Бесступенчатое регулирование длины хода и числа двойных ходов в широком интервале позволяет выбрать оптимальный режим работы. Преимущества гидрофицированного привода заключаются также в весе и габаритах. Они составляют 1600 кг и 6650x880x800 мм соответственно. Для сравнения — балансирные станки-качалки весят примерно 12 тонн и имеют размеры (ОМ-2001) 7960x2282x6415 мм. Гидропривод рассчитан на длительную эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –50 до плюс 45°С. Однако расчетные параметры, (это касается не только температуры и не только гидропривода) в реальных условиях нефтепромыслов не всегда выдерживаются. Известно, что одной из причин этого является несовершенная система обслуживания и ремонта техники. Известно также, что эксплуатационники с опаской приобретают новое, малораспространенное оборудование. Балансирные же станки-качалки хорошо изучены, высоконадежны, способны длительное время работать под открытым небом без присутствия людей. Кроме того, новая техника требует переподготовки кадров, и кадровая проблема — далеко не из последних проблем нефтяников, которая, впрочем, заслуживает самостоятельного разговора. Однако конкуренция растет, а рынок приводов штанговых насосов развивается и сохраняет положительную динамику.
А я вам напомню про Умный лазер и Как напечатать себе печень. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=23195 masterok.livejournal.com Чем качают нефть?Существует несколько способов добычи нефти, получивших широкое распространение на данный момент. В России, применяются следующие методы (в порядке убывания доли в общей нефтедобыче):
Как видим, наиболее результативным является метод на основе центробежных электронасосов. С его помощью, добывается около пятидесяти процентов российской нефти. Чем качают нефть в данном случае? Центробежный электронасос представляют собой лопастной насос, который приводится в действие погружными электродвигателями. Насосы такого типа обеспечивают высокий напор жидкости, что и позволяет выкачивать нефть из глубоких скважин. Метод, основанный на подобной технологии, отличается простотой обслуживания, так как элементы системы не требуют постоянного ухода. Межремонтный период таких насосов может достигать 600 суток работы. При высоком уровне подачи нефти в скважине, центробежные электронасосы имеют весьма высокий КПД, выше, чем у установок на основе штанговых насосов или у газлифтного метода. Большинство россиян, при вопросе: чем качают нефть? – представляют себе станок-качалку штангового насоса. Как видно из списка в начале, это уже не самый распространенный метод добычи нефти, хотя, когда-то, он таковым был. Этот известный всем образ станка-качалки является ничем иным, как приводом штангового насоса, который расположен в шахте. По принципу своего действия, этот привод очень напоминает ручной велосипедный насос, который каждый из нас так же видел. И принцип его действия аналогичен: возвратно-поступательные движения, посредством формируемого потока воздуха, буквально высасывают жидкость из скважины. Главное преимущество штанговых насосов – отсутствие строгих требований к качеству нефти: с помощью таких насосов можно качать даже нефть с механическими примесями. Кроме того, КПД таких насосов достаточно высок. www.hugebuilding.ru Как добывают нефть? Работа нефтяного промысла: engineering_ruПосле того, как скважина пробурена и вскрыт продуктивный пласт, нефть необходимо поднять на поверхность. Как это происходит и что делать с нефтью дальше? Об этом я расскажу в очередном посте в рамках спецпроекта "Черное золото Татарстана" с ПАО Татнефть о добыче и переработке нефти.Процесс эксплуатации скважин, в целом, сводится к подъему нефти или газа на поверхность земли. Эксплуатация нефтяных скважин ведется тремя способами:Фонтанным - подъем нефти осуществляется за счет пластовой энергии. Фонтанирование может быть как естественное - за счет давления в пласте, так и искусственное - за счет закачки газа или жидкости в скважину.Газлифтным - логическим продолжением фонтанной эксплуатации является газлифтная эксплуатация, при которой недостающее количество газа для подъема жидкости закачивают в скважину с поверхности.Механизированным - с помощью глубинных насосов. Механизированная добыча применяется в тех случаях, когда давление в нефтяном коллекторе снижается настолько, что уже не может обеспечивать экономически оптимальный отбор из скважины за счет природной энергии.О третьем способе мы и поговорим сегодня. Это наиболее распространенный способ добычи нефти с помощью штанговых скважинных насосов и погружных центробежных электронасосов. Установка штангового глубинного насоса (УШГН) Самые распространенные и узнаваемые установки - это станки в народе называемые "качалки". Две трети фонда (66 %) действующих скважин стран СНГ (примерно 16,3 % всего объема добычи нефти) оборудованы именно этими станками. Они предназначены для работы на глубине от нескольких десятков метров до 3000 м, а в отдельных скважинах на 3200-3400 м.Прообразом современного станка-качалки является насос, изобретенный в 1712 году Томасом Ньюкоменом. Он создал аппарат для выкачивания воды из угольных шахт. Принцип действия был примерно такой: Современные насосы стали технологичнее - пар заменило электричество, а принцип действия стал основан на преобразовании вращательного движения в поступательное. По сути, станок-качалка представляет собой привод штангового насоса, который находится на дне скважины. Это устройство по принципу действия очень похоже на ручной насос велосипеда, преобразущий возвратно-поступательные движения в поток воздуха. Нефтяной насос возвратно-поступательные движения от станка-качалки преобразует в поток жидкости, которая по насосно-компрессорным трубам (НКТ) поступает на поверхность. Штанговый скважинный насос состоит из длинного (2 - 4 м) цилиндра. На нижнем конце цилиндра укреплен неподвижный всасывающий клапан, открывающийся при ходе вверх. В нем перемещается поршень-плунжер, выполненный в виде длинной (1 - 1,5 м) гладко обработанной трубы, имеющей нагнетательный клапан, также открывающийся вверх. Плунжер подвешивается на штангах. При движении плунжера вверх жидкость через всасывающий клапан под воздействием давления на приеме насоса заполняет внутреннюю полость цилиндра. При ходе плунжера вниз всасывающий клапан закрывается, жидкость под плунжером сжимается и открывает нагнетательный клапан. Таким образом, плунжер с открытым клапаном погружается в жидкость. При очередном ходе вверх нагнетательный клапан под давлением жидкости, находящейся над плунжером, закрывается.Накапливающаяся над плунжером жидкость достигает устья скважины и через тройник поступает в нефтесборную сеть. Станки-качалки отличаются большой надежностью - сложно представить себе более тяжелые условия эксплуатации: круглосуточная и круглогодичная работа на открытом воздухе в различных климатических условиях. Недалеко от города Лениногорск находится скважина-первооткрывательница Ромашкинского месторождения - крупнейшего месторождения России Волго-Уральской провинци (его геологические запасы нефти в нем оцениваются в 5 млрд тонн,а доказанные и извлекаемые запасы - в 3 млрд тонн).За более чем 60 лет эта скважина дала более 417 тысяч тонн нефти. После зарезки бокового ствола в 2009 году скважина и по сей день дает дебит около 8 тонн жидкости. Наряду с достоинствами, качалки имеют и ряд недостатков. Это значительная масса привода, необходимость в массивном фундаменте, невозможность работы в наклонно-направленных и горизонтальных скважинах, значительный период монтажа станка-качалки при обустройстве скважины и ее ремонте, невозможность использования в морских скважинах.Часть этих недостатков решена в установках с цепным приводом (на фото справа). Установки с цепным приводом в целом работают так же, как и качалки, преобразуя вращательное движение электромотора в поступательное движение штанги. Однако они более экономичные, требуют меньше металла и обеспечивают более плавный ход штока (это влияет на надежность).Коротко об отличиях и преимуществах можно посмотреть в видео: Установка электроцентробежного насоса (УЭЦН)УЭЦН – установка электроцентробежного насоса, в английском варианте - ESP (electric submersible pump). По количеству скважин, в которых работают такие насосы, они уступают установкам ШГН, но зато по объемам добычи нефти, которая добывается с их помощью, УЭЦН вне конкуренции. С помощью УЭЦН добывается порядка 80% всей нефти в России. Кроме того, в отличие от штанговых скважинных насосов, УЭЦН можно использовать в "кривых" скважинах, а также на шельфе.В общем и целом УЭЦН - обычный насосный агрегат, только тонкий и длинный. И умеет работать в среде отличающейся своей агрессивностью к присутствующим в ней механизмам. Состоит он из погружного насосного агрегата (электродвигатель с гидрозащитой + насос), электрокабеля, колонны насосно-компрессорных труб, оборудования устья скважины и наземного оборудования (трансформатора и станции управления).В составе подземной части УЭЦН много частей. Это: Погружной электродвигатель, который питает насос. Двигатель заполнен специальным маслом, которое, кроме того, что смазывает, еще и охлаждает двигатель,а так же компенсирует давление, оказываемое на двигатель снаружи.Непосредственно насос. Насос состоит из секций, а секции из ступеней. Чем больше ступеней – тем больше напор, который развивает насос. Чем больше сама ступень – тем больше дебит (количество жидкости прокачиваемой за единицу времени).Протектор (или гидрозащита) электродвигателя. Он отделяет полость двигателя заполненную маслом от полости насоса заполненной пластовой жидкостью, передавая при этом вращение, а также решает проблему уравнивания давления внутри двигателя и снаружи (там бываетдо 400 атмосфер, это примерно как на трети глубины Марианской впадины).Газосепаратор Измерители давления и температуры,Защитные устройства. Это обратный клапан (самый распространенный – КОШ – клапан обратный шариковый) – чтобы жидкость не сливалась из труб, когда насос остановлен (подъем столба жидкости по стандартной трубе может занимать несколько часов – жалко этого времени). А когда нужно поднять насос – этот клапан мешается – из труб постоянно что-то льется, загрязняя все вокруг. Для этих целей есть сбивной (или сливной) клапан КС – смешная штука – которую каждый раз ломают когда поднимают из скважины.Подробнее о них можно прочитать у fduchun76 тут. Также советую прочитать у victorborisov репортаж с предприятия, где изготовляются насосы ЭЦН. Если коротко, то внутри происходят два основных процесса:отделение газа от жидкости - попадание газа в насос может нарушить его работу. Для этого используются газосепараторы (или газосепаратор-диспергатор, или просто диспергатор, или сдвоенный газосепаратор, или даже сдвоенный газосепаратор-диспергатор). Кроме того, для нормальной работы насоса необходимо отфильтровывать песок и твердые примеси, которые содержатся в жидкости.подъем жидкости на поверхность - насос состоит из множества крыльчаток или рабочих колес, которые, вращаясь, придают ускорение жидкости. Как я уже писал, электроцентробежные погружные насосы могут применяться в глубоких и наклонных нефтяных скважинах (и даже в горизонтальных), в сильно обводненных скважинах, в скважинах с йодо-бромистыми водами, с высокой минерализацией пластовых вод, для подъема соляных и кислотных растворов. Кроме того, разработаны и выпускаются электроцентробежные насосы для одновременно-раздельной эксплуатации нескольких горизонтов в одной скважине. Иногда электроцентробежные насосы применяются также для закачки минерализованной пластовой воды в нефтяной пласт с целью поддержания пластового давления. В сборе УЭЦН выглядит вот так: После того, как жидкость поднята на поверхность, ее необходимо подготовить для передачи в трубопровод. Поступающая из нефтяных и газовых скважин продукция не представляет собой соответственно чистые нефть и газ. Из скважин вместе с нефтью поступают пластовая вода, попутный (нефтяной) газ, твердые частицы механических примесей (горных пород, затвердевшего цемента).Пластовая вода – это сильно минерализованная среда с содержанием солей до 300 г/л. Содержание пластовой воды в нефти может достигать 80 %. Минеральная вода вызывает повышенное коррозионное разрушение труб, резервуаров; твердые частицы, поступающие с потоком нефти из скважины, вызывают износ трубопроводов и оборудования. Попутный (нефтяной) газ используется как сырье и топливо. Технически и экономически целесообразно нефть перед подачей в магистральный нефтепровод подвергать специальной подготовке с целью ее обессоливания, обезвоживания, дегазации, удаления твердых частиц. Вначале нефть попадает на автоматизированные групповые замерные установки (АГЗУ). От каждой скважины по индивидуальному трубопроводу на АГЗУ поступает нефть вместе с газом и пластовой водой. На АГЗУ производят учет точного количества поступающей от каждой скважины нефти, а также первичную сепарацию для частичного отделения пластовой воды, нефтяного газа и механических примесей с направлением отделенного газа по газопроводу на ГПЗ (газоперерабатывающий завод). Все данные по добыче - суточный дебит, давления и прочее фиксируются операторами в культбудке. Потом эти данные анализируются и учитываются при выборе режима добычи.Кстати, читатели, кто-нибудь знает почему культбудка так называется? Далее частично отделенная от воды и примесей нефть отправляется на установку комплексной подготовки нефти (УКПН) для окончательного очищения и поставки в магистральный трубопровод. Однако, в нашем случае, нефть вначале проходит на дожимную насосную станцию (ДНС). Как правило, ДНС применяются на отдаленных месторождениях. Необходимость применения дожимных насосных станций обусловлена тем, что зачастую на таких месторождениях энергии нефтегазоносного пласта для транспортировки нефтегазовой смеси до УКПН недостаточно.Дожимные насосные станции выполняют также функции сепарации нефти от газа, очистки газа от капельной жидкости и последующей раздельной транспортировки углеводородов. Нефть при этом перекачивается центробежным насосом, а газ — под давлением сепарации. ДНС различаются по типам в зависимости от способности пропускать сквозь себя различные жидкости. Дожимная насосная станция полного цикла состоит при этом из буферной ёмкости, узла сбора и откачки утечек нефти, собственно насосного блока, а также группы свечей для аварийного сброса газа. На нефтепромыслах нефть после прохождения групповых замерных установок принимается в буферные ёмкости и после сепарации поступает в буферную ёмкость с целью обеспечить равномерное поступление нефти к перекачивающему насосу. УКПН представляет собой небольшой завод, где нефть претерпевает окончательную подготовку:
Для более эффективной подготовки нередко применяют химические, термохимические методы, а также электрообезвоживание и обессоливание. Подготовленная (товарная) нефть направляется в товарный парк, включающий резервуары различной вместимости: от 1000 м³ до 50000 м³. Далее нефть через головную насосную станцию подается в магистральный нефтепровод и отправляется на переработку. Но об этом мы поговорим в следующем посте:) В предыдущих выпусках:Как пробурить свою скважину? Основы бурения на нефть и газ за один пост - http://student-geolog.livejournal.com/94950.html [ОСТАЛЬНЫЕ МОИ ФОТОРЕПОРТАЖИ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ] engineering-ru.livejournal.com Как добывают нефть и можно ли в России делать это самостоятельно?Согласитесь, что было бы неплохо иметь свою качалку. Нет, не для того, чтобы бесплатно заниматься весь день спортом. Речь идёт немного о других качалках. О тех, с помощью которых с километровых глубин на свет божий поднимают самое ценное, что есть у человечества, и из-за чего оно ведёт бесконечные войны — нефть. Так получилось, что нефть есть не везде. А там, где она есть, её нужно суметь добыть. Кстати, в Ульяновской области тоже есть нефть. Пусть её не так много, и она не такая хорошая, как в Сибири (это даже хорошо в каком-то смысле), пусть её не так легко добыть, как в Катаре, но она есть. И её успешно добывают тут аж с 70-х годов.Хотите узнать, как это делается и можно ли поставить рядышком свою собственную качалку? (ВНИМАНИЕ! Лужа на фото — не растёкшаяся нефть, а последствия удивительно жаркого и сухого лета в Центральной России) С третьей попытки Чёрное золото в Поволжье было обнаружено еще в 18 веке, но тогда такого ажиотажа, как сейчас, оно не вызывало, поэтому про нефть успешно забыли. Спустя 200 лет, когда после Второй мировой войны стране нужно было много топлива, сюда отправили первые геологические разведки. Они-де и отчитались о Поволжье, как о районе огромных нефтяных месторождений! Но немного просчитались. Приехавшие сюда следом за геологами буровики дали куда более скромные оценки. Но скважины всё же пробурили. И опять о них забыли. Третий раз про Поволжскую нефть вспомнили уже только в 1976 году. И поспособствовали этому... деревенские пироманы! На поверхность одной из законсервированных в 50-х годах скважин за 20 лет вытекло под естественным давлением целое озеро нефти. Местные любители огонька решили "море синее зажечь" и с N-й попытки им это удалось. Нефть вспыхнула как факел, вода под ней вскипела и начала выбрасывать высоко в голубое небо горящие водонефтяные фонтаны. Поднялись клубы чёрного дыма, которые было видно даже из окон Кремля. Так и вспомнили, что на берегах Волги уже много лет пропадает народное достояние. В 1977 году в Новоспасском были запущены в эксплуатацию первые скважины "Новоспасскнефти", приносящие стране около 12000 тонн бурой жидкости в год. После распада Союза "Новоспасскнефть" превратилась в АО "Ульяновскнефть" и вместе с другими нефтедобытчиками Ульяновска и Пензы была включена в холдинг "РуссНефть". Сейчас у "Ульяновскнефти" 259 добывающих скважин на территории 33-х месторождений Ульяновской и Пензенской областей. Их силами выкачивается из земли более 700 000 тонн нефти в год. Качалка Давайте посмотрим, как устроена типичная нефтекачалка — глубинный штанговый насос. Одна из таких и установлена в Новоспасском районе Ульяновской области. Глубина её скважины — 1300 метров. Это как раз та скважина, которою пробурили еще в 50-х годах и законсервировали. Принцип работы станка-качалки очень прост. Представьте себе, что вам нужно из пузырька, не переворачивая его, вылить какую-нибудь жидкость. Как лучше всего это сделать? Правильно — взять шприц и за несколько приёмов выкачать её оттуда. Так же работает и нефтекачалка. Только вот пузырёк с жидкостью находится на глубине более километра. "Шприц" (поршневой насос) опускают на самое дно скважины, а его хвостовик соединяют с поверхностью сваренными между собой стержнями-штоками. Приводимый в движение электромотором станок совершает возвратно-поступательные движения балансиром, двигает глубинный поршень вверх-вниз, и тот поднимает столб нефти на поверхность. Там, в зависимости от объёмов запаса (дебетности) месторождения, нефть попадает либо в подземный нефтепровод, либо накапливается в хранилище, откуда её регулярно забирает нефтевоз — та самая воняющая тухлыми яйцами оранжевая автоцистерна, за которой вы плетётесь, ожидая "окно" для обгона. Однако, добытая сырая нефть мало куда годится и до товарного вида ей нужно пройти путь очистки. Дело в том, что нефть, поднимаемая с глубин, смешана с грунтовыми водами. Получается своего рода эмульсия, в которой содержится много воды. К примеру, на этой скважине доля воды в смеси — 68%. Понятно, что никто не хочет транспортировать и покупать воду, поэтому первым делом от неё избавляются. Для этого сырую нефть по трубопроводам или автоцистернами доставляют на УПСВ — установку предварительного сброса воды. Там смесь отстаивается, сепарируется и деэмульсируется. Следующий этап — центральный пункт подготовки нефти (ЦППН). Здесь нефть окончательно очищают от ненужных примесей, доводят до стандарта и заливают в систему трубопроводов "Транснефти" под маркой Urals (тяжёлая, высокосернистая нефть). Скайнет "Мегафона" У "Ульяновскнефти" более 200 качалок, разбросанных по центру и югу Ульяновской области. Как правило, стоят они в чистом поле, куда нельзя проложить даже отсыпанную гравием дорогу (земли вокруг качалок зачастую используются как пахотные). Как управлять качалками? Как отслеживать, работают они или стоят? Как охранять их от посягательств любопытных граждан?Можно было бы посадить возле каждой сторожа и оператора, но тогда вся прибыль компании уходила бы им на зарплату. Что же делать? Конечно же, сейчас на дворе 21-й век и управлять качалками можно удалённо, используя мобильную сеть. К примеру, качалки "Ульяновскнефти" обмениваются данными с центром мониторинга в Новоспасском через сеть "МегаФон". Эта технология имеет название M2M — Machine-to-machine, "машина с машиной". Вот так, машины общаются между собой и люди им совсем не нужны... Каждый станок-качалка оснащена блоком управления, в котором есть два модема, через которые в центр управления отправляется телеметрия и принимаются различные команды. К примеру, можно удалённо остановить или запустить станок, получить оперативную информацию о его состоянии и в случае поломки незамедлительно выехать на место. Информация кодируется и отправляется по GPRS в центр, где она отображается на экране оператора. Но это еще не всё. С помощью M2M "Мегафона" снимаются и передаются в пункт учёта показания счётчиков расхода электроэнергии. Эта система позволяет сэкономить уйму времени при расчёте затрат электроэнергии каждой качалки. Поставщик электроэнергии самостоятельно обращается к базе данных и на основе её данных автоматически формирует счёт на оплату. Вот этот волшебный ящик у трансформатора: С помощью чёрной антенны и передаются данные по мобильной связи. И это не всё! Симки "Мегафона" установили даже в те самые нефтевозы. Каждая машина оборудована системой "ГЛОНАСС", которая помогает отследить местоположение автоцистерны на карте. Датчики уровня топлива через мобильную связь передают данные о количестве солярки в баках и сигнализируют о его резком падении. Да, так бывает, когда за счёт компании водитель решает заправить свой трактор или "толкнуть горючку налево". Система мониторинга решает и эту проблему. Ульяновские нефтяники остановили свой выбор на "МегаФоне" из-за того, что у этого оператора большое количество базовых станций и наиболее устойчивый сигнал связи, что очень принципиально. Можно ли добывать нефть самому? Уже давно прошли те романтические времена фонтанирующей из скважины нефти. Чтобы что-то вычерпать из глубин земли, нужны технологии, машины, люди и глубокие знания. По Конституции РФ недра России принадлежат государству и народу, проживающему в нём. Это означает, что теоретически вы можете поставить свою качалку и качать, качать, качать сколько душе угодно! Но на практике всё намного сложнее. Чтобы начать добывать нефть, нужно получить лицензию на этот вид деятельности. А вот сделать это может только ограниченный круг лиц, доказавших свою состоятельность в данном вопросе. Для того, чтобы разрабатывать месторождение нужно всего-навсего:
Но, поговаривают, нефть сейчас сильно подешевела. Добывайте лучше биткоины, а нефть оставьте профессионалам. :) alexio-marziano.livejournal.com Как выкачивают нефть из скважины: victorborisovКогда заходит речь о нефтедобыче большинство людей представляют себе станки-качалки, но кроме этого существуют более компактные и незаметные электроцентробежные насосы (ЭЦН), которые работают на самом дне скважины. Электроцентробежный насос (ЭЦН) предназначен для добычи скважиной жидкости, либо её нагнетания в пласт. Принцип его работы состоит в нагнетании жидкости из колес в аппараты за счет центробежной силы, возникающей при вращении ротора с закрепленными на нем колесами. Такие насосы выпускают в городе Радужный, ХМАО, на заводк ООО «Алмаз». Это единственное в Западной Сибири предприятие полного цикла по изготовлению серийного погружного оборудования для добычи нефти.Смотрим! 2. Давным-давно, весной 2011 года, мы с russos провели экспедицию «Город на Полярном круге» на автодоме VW Multivan California (подробный отчет об экспедиции). Нашей целью был город Салехард, а попутно мы смотрели и другие интересные достопримечательности. На обратном пути мы получили приглашение в гости от руководства ООО «Алмаз» посмотреть весь цикл производства оборудования которое используется здесь же, в нефтедобывающем регионе. Так получилось, что это репортаж почему-то затерялся и я его не опубликовал в свое время. Исправляюсь. 3. Итак, мы на предприятии полного цикла, которое своими силами выпускает более 95% узлов и деталей готовой продукции. Начинается производство с цеха утилизации и переработки. Старый кабель распускается, сортируется и отправляется на переплавку. 4. После переплавки получается вот такая толстая катанка. Она проходит волочение (вытягивание) с целью получения провода требуемого сечения. 5. Катушки с проволокой отжигают в печах для того, чтобы придать меди пластичность, т.к. после волочения она становится жесткой и хрупкой. Затем токопроводящая жила покрывается изоляцией методом экструдирования. 6. После этого три силовых изолированных жилы обматываются нетканым или иглопробивным полотном и бронируются металлической лентой. 7. На выходе получается готовый бронированный кабель. Питание насосов трехфазное, по схеме «звезда» с изолированной нейтралью. Напряжение от 750 до 4500 вольт (используют повышающий трансформатор, чтобы снизить ток и не увеличивать сечение проводника для мощных насосов расположенных на большой глубине). 8. Готовый кабель проходит цикл испытаний на отсутствие повреждений и утечек. 9. Общая длина кабеля от поверхности земли до электродвигателя может достигать 4,5 километров, а рабочая температура в скважине колеблется от 120 до 230 градусов. Следующий этап — изготовление насоса и электродвигателя. 10. Некоторые детали изготавливаются методом горячего литья. 11. Другие поступают в виде проката. 12. Разрезаются и фрезеруются. 13. На выходе получаются готовые элементы насоса и электродвигателя. Диаметр двигателя и насоса составляет от 86 до 130 миллиметров, при этом мощность насоса должна быть достаточной, чтобы выкачать нефть на высоту в несколько километров. Поэтому всё оборудование имеет малый диаметр, но очень внушительную длину. Длина связки насос-двигатель может достигать 60-70 метров! 14. Это штамповочное производство, пластины для будущего ротора электродвигателя. Она насаживаются и опрессовываются на валу требуемой длины, в зависимости от мощности двигателя. 15. Насосная часть представляет собой несколько сотен небольших центробежных насоов, собранных в общий кластер. Сечения рабочих органов определяют пропускную способность насоса, а их количество — напор. 16. Вот так выглядят собранные на общем валу секции насоса. 17. В нижней части насосной секции располагается приемное отверстие, через которое в насос поступает нефть. Ниже установлена заглушка — на её место будет закреплен электродвигатель (на объект насосная часть и электродвигатель поставляются отдельными частями вследствие большой длины). 18. Транспортный контейнер для насосной секции. 19. Переходим к сборке электродвигателя. Это аппарат для обмотки кабеля диэлектрической пленкой. 20. Из такого кабеля делается обмотка электродвигателя. Работа по сборке статора электродвигателя очень трудоемкая и требует ювелирной точности, к тому же приходится работать в стесненных условиях, ведь диаметр корпуса электродвигателя не превышает 13 сантиметров, а его длина может достигать нескольких метров. 21. В самой нижней части электродвигателя закрепляется блок с датчиками температуры, давления и вибрации. Данные передаются по силовым проводам, частота обновления информации — раз в 40 секунд. 22. После сборки насос проходит испытания на опытной скважине. Производительность ЭЦН может достигать 1250 м3/сутки. 23. И отправляется на склад готовой продукции, откуда уже отгружается покупателям и устанавливается в скважину на месторождении. Сегодня в России большая часть нефти добывается именно с помощью электроцентробежных насосов, т.к. это более эффективно, чем использовать станки-качалки. victorborisov.livejournal.com Как выкачать нефть из скважины?: russosКогда начинаешь говорить про нефтедобычу, то сразу возникает картинка качающихся станков. Но помимо этого есть совсем незаметные электропогружные насосы, которые работают внутри скважины, на самом дне. А сверху — арматура устья и электрический шкаф.В середине нашей экспедиции «Город на Полярном круге» мы заехали в город Радужный по приглашению руководства ООО «Алмаз», которые и производят эти самые насосы. После недели путешествия в машине, где мы и спали, было приятно переночевать в нормальной кровати и устроить день тупки — мы осмотрели производство и просто хорошо отдохнули вечером :) Компания «Алмаз» — единственное в Западной Сибири предприятие-изготовитель полного цикла серийного погружного оборудования для добычи нефти. 1. Вся производимая продукция на 95% состоит из узлов и деталей, сделанных в Радужном. Поэтому производство нового оборудования начинается с цеха по утилизации старого. Кабель распускается, весь металл сортируется, и все идет на переплавку. 2. На выходе из печи получается такая вот толстая проволока. 3. Которая проходит волочение, после чего получается набор необходимых сечений. 4. Далее бобины с проволокой отжигают для придания меди необходимой пластичности, так как после волочения она становится жесткой и хрупкой. Потом на каждую жилу наносится изоляция (методом экструдирования). 5. Хитрая машина сначала обматывает три жилы нетканым или иглопробивным полотном (что-то вроде очень плотной ваты). 6. И бронирует в металлическую ленту. Смотреть станок лучше на видео. 7. На выходе получается готовый бронированный кабель. 8. Перед поставкой заказчику его проверяют. 9. И упаковывают. Общая длина кабеля к электродвигателю может достигать 4,5 километров и больше. Рекорд этого завода — 4,2 километра. 10. Глубина скважины бывает разной. Но счет идет на километры. И насос, соответственно, находится в самом низу. Кабель проходит по всей скважине и обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии к нему. Причем, работать приходится при температуре от 120 до 230 градусов. Теперь надо сделать сам насос и электродвигатель. 11. Некоторые металлические детали выплавляются в собственном цеху. 12. А часть поступает в виде такого проката. 13. На выходе — готовые элементы насоса и электродвигателя. 14. Диаметр двигателя и насоса колеблется от 9 до 13 см (я округляю). И при этом надо развить мощность, чтобы выкачать нефть на высоту в три километра. Поэтому все оборудование тонкое и длинное. Длина связки двигатель+насос может достигать 60-70 метров. На фотографии — рабочий, собирающий будущий ротор электродвигателя. 15. Потом эти секции насаживаются на общий вал, и получается электродвигатель необходимой мощности и длины. 16. Мехобработка вала электродвигателя. 17. Сам насос представляет собой сотни (в среднем 400-500) маленьких центробежных насосов, которые работают на одном валу. 18. Вот собранные секции такого насоса. 19. Приемное отверстие, через которое поступает нефть. Снизу закреплена временная заглушка — там будет крепиться электродвигатель. 20. Различные составные части центробежных насосов разного диаметра. 21. Транспортный контейнер для насоса. 22. Специальный цех, где делают обмоточный кабель для электродвигателей. 23. Машинка для обмотки кабеля диэлектрической пленкой. 24. Обмотка электродвигателя. Такую муторную и очень трудоемкую операцию выполняют только женщины. 25. Статор электродвигателя. Здесь только ручная работа! 26. Внизу насоса крепится блок с датчиками: температура, давление и вибрация. 27. Опытная скважина для проверки готовой продукции. 28. Боевое применение кабеля. Здесь он уже очень старый и скоро потребует замены. 29. Привычная качалка. 30. Куст скважин. Вот такой краткий обзор производства погружных электроцентробежных насосов. На самом деле, там все немного сложнее устроено, но это уже выходит за рамки данного рассказа. Дополнительную информацию вы можете получить на сайте производителя и, как это ни странно, в гугле. А еще вы можете прочитать про УЭНЦ в ЖЖ нашего экскурсовода по заводу — Алексея Петлина. Напоминаю, что у меня есть твиттер, фейсбук, вконтакт и инстаграм! russos.livejournal.com Один День c Оператором нефтедОбычи : raisЯ всегда мечтал о фотографии в духе советской хроники про "черное золото".Оказалось, что это сложно, потому что открытой нефти на качалке -совсем нет! Это считается ЧП. Но я смог достать:)Как качают из земли черную кровь нашей экономики, о рабочих, о кусте скважин, УЭЦН, и девушке в красном платье.Один июльский день 2014 года, проведенный на Арланском нефтяном месторождении, на северо-западе Башкирии. Я пытался максимально понять устройство нефтедобычи, запечатлеть и рассказать вам. Немного ИсторииПохожий на Шукшина, Шарифьян Сахапов, мастер бригады пробуривший скважину №3, которая дала первый фонтан нефти.Это случилось в 1955 году возле деревушки Арлан, в Краснокамском районе. Я подумал, наверное, многие бурили, но первая нефть пошла у Шарифьяна Сахапова. И все, ты навсегда в истории. У моего дедушки, кстати, тоже была такая шляпа.1 Вот знаменитая скважина №3, возле деревни Арлан, Краснокамского района, тремя годами позднее. Уже началась добыча нефти. Обратите внимание на прилегающую территорию. Будет с чем сравнить позднее.2 Старожилы помнят, как патриархальная жизнь местных деревень резко изменилась в 60-70 годах.НГДУ в Николо-Березовке.3 Уфа - Нефтекамск - Николо-Березовка Итак, ранним июльским утром мы выехали на северо-восток.На фото : спецодежда башкирского нефтяника и башкирской блогерши.4 НефтеГазоДобывающее Управление "Арланнефть", находится в городе Нефтекамске. Или, скорее, Нефтекамск находится в НГДУ.;) В общем-то город своим образованием и названием обязан тому, что здесь нашли нефть.Нефтекамск от слова Нефть+Кама5 Переодевшись в управление, мы едем в старинное село Николо-Березовку , здесь находится один из 17 нефтепромыслов НГДУ. Отсюда мы должны поехать на куст скважин, туда, где качают нефть.6 Александр Кунакбаев, руководитель сектора охраны труда, проинструктировав, записывает в журнал.-А как ваша профессия?-Блогер, с одной "г"-Распишитесь здесь.7 Куст Скважин О, да... Вот он, Куст Скважин, спецоснование № 104.8 Почему такое смешное название? Кустом называют группу скважин, расположенных на небольшой территории.Этот "куст" как бы растет вниз , в землю. Его "ветки" , это скважины которые сначала идут вертикально, а потом расходятся под разными углами и даже идут горизонтально. Таким образом можно работать на одном месте, а собирать нефть с большой площади, из разных пластов.9 Зарипов Айдар Мидхатович, зам главного геолога.Я кстати, спросил его мнения по краеугольному вопросу геологии о происхождение нефти. Органическая или Неорганическая (споры типа iOS или Android ) iOS Органического, в этом у нас споров нет, заверил нас Айдар Митхатович.10 Разведанных запасов нефти в Арланском месторождении более 1миллиарда тонн, а извлекаемых 503 млн. тонн Всей нефти выкачать невозможно, в принципе. Более чем за 55лет всего уже добыто 446 млн тонн, но каждый год, внедряются новые технологии, позволяющие извлечь больше, и поэтому нефти хватит еще надолго 11Мы делаем кустовое "селфи" , мои друзья-блогеры palsanovich , elina_khisamova и randy_rocks разъезжаются по своим точкам, а мы с фотографом остаемся, чтобы провести один день с оператором нефтедобычи.12 Оператор Ильфар 51 летний Ильфар Янгиров, прост, немногословен и слега смущен. Он работает НГДУ более 15 лет . Сам он из соседней Татарии, познакомился в 80-х с девушкой из Нефтекамска и переехал сюда. Сын, внучка. Еще есть дочь, работает в министерстве образования, она как раз лежала в роддоме. Наверное, когда я пишу пост, уже родила. Я хожу вместе с Ильфаром, смотрю, как он работает, а он мне рассказывает и показывает всю мощь нефтедобычи )13 Как качают нефть.Нефтяные фонтаны бывают только в исторической хронике или при авариях. Это случается при большом давлении пластов, в новых месторождениях. Как правило же нефть приходится выкачивать с глубины насосами. Штангово-Скважинной Насос(ШСН), те самые "Нефте-Качалки" Кривошипно-шатунный механизм приводит вращательное движение электрического двигателя через балансир в возвратно-поступательное движение штанги. По принципу, это схоже с велосипедным насосом, у которого длинная-длинная ручка, а сам насос с поршнем глубоко в скважине. 14 Балансир двигается туда-сюда15 Подвестка устьевого штока. Здесь постоянное трение и требуется установка резиновых сальников-прокладок)16 Вот таких резинок хватает 5 штук на месяц, если нефти смазки много, а воды мало, а если наоборот, то только на неделю.17 Второй вариант добычи, более современный, с помощью электро-центробежного насоса( УЭЦН) Такой качает на даче воду из колодца. Обычная труба в землю, к ней электрические провода . Сам насос погружен глубоко в скважину. Глубина скважины №2700 -1603 метра, насос выкачивает в сутки 79 кубометров смеси , в которой собственно нефти 15 кубометров.18 Именно насосы создают давление, которое гонит нефть до нефтесборного пункта, который может находится в десятках километрах от скважин. На манометре более 30 атмосфер, это максимум. далее оно будет непрерывно падать.Голубые ограничители -минимум и максимум, при которых насос аварийно отключается.19 Кроме нефтедобывающих, есть водные нагнетательные скважины, через них закачивают воду в пласт, создавая там давление, которое позволяет добыть больше нефти. Вот эти зеленые трубы, да. Хотел для образа привести пример про кальян и девушку, которую дует в трубку, но как-то слишком натянуто получается) 20АГЗУАвтоматизированная Групповая Замерная Установка -это такой "домик" куда сходятся потоки всех скважин с куста.Сразу туда заходить нельзя, нужно проветрить, там скаливается газ, и сейчас расскажу почему.21 Видите такую штуку с синей кнопочкой и вертикальной трубой под моим айпадом? Это ПСН - переключатель многоходовой. Он периодически переключается между трубами со скважин, направляя поток в те серые баллоны у стены, где смесь расщепляется на нефть и газ для замера количества.22 Может повелевать 14 скважинами)23 Нефть содержит серу, смолу, парафин и много других примесей, которые забивают трубы. В нефть добавляют специальный реагент - демульгатор, который разрушает эмульсию, чтобы не забивались трубы.24 С птичьего полета А теперь я порадую вас видами сверху25 А это река Кама. Все чистенько, песочек26 Вкус Нефти .Как же побывать на месторождение и не понюхать нефть?? Проблема в том, что любой выход нефти наружу строго регламентирован. Есть только один способ достать ее, взять во время проб, которые снимают для лабораторий. Под бдительным присмотром Ильфара, я наливаю нефть в бутылку. Еле заметное движение ручки и нефть со страшным шипением, как передержанный кумыс в секунду наполняет бутылку.27 Нефть из скважины, темно-бурого, коричневого цвета, состоит из множества газовых пузырьков и соленая на вкус, от минерализованной воды. Через несколько минут, газ испаряется, от полной бутылки остается четверть.28 Обходит владения свои Кроме работ на Кусте и АГЗУ, Ильфар должен пройти вдоль нефтепровода, чтобы визуально его проверить. 9-10 километровый путь нужно совершить в любое время года. Мне повезло, что летом, обойдусь без лыж.29 Нефтепровод над речушкой. Температура нефти около 21 градуса, зимой ей замерзнуть не грозит30 Как я уже говорил , башкирская нефть тяжелая, с высоким содержанием серы, быстро забивает трубопроводы.Это очистной узел, раз в месяц в трубу запускается полиуретановый шар, нефть его гонит, а он собирает впереди себя парафин. Вот в этом месте подключают подъезжает ваккумный насос и... раз! весь парафин высасывают.Меня поразило , ни в одном месте нет никакого контакта с окружающей средой. Полная герметичность.31 Нефтепровод идет слева от нас.32 Навстречу попался коллега Ильфара, обходчик с другого нефтепромысла33 34 35 36 37 Встреча Спустя 5 километров мы вышли к крайней точки нашего обхода.38 Здесь встречаются два нефтепровода, видите, за нашими спинами еще один узел, только старого образца. Далее нефть будет идти в одной трубе, потом соединится еще и так далее, до самого нефтесборного пункта "Шушнур"39 Обратите внимание, давление снизилось с более чем 30 до 23 атмосфер40 Обед Как чудесно было сесть на опушке и угостится ароматным чаем с лесными травами.41 Покушать после такой прогулке по свежему воздуху огромное удовольствие. Ильфар снял каску, говорит, настолько к ней привык, что без нее неудобно себя чувствует.Я разговорился с ним, спросил, что принципиально поменялось после прихода АФК "Система "?Говорит, что стали больше добывать нефти, чем в 90-х, и ужесточили требования по безопасности.42 показался смешной оранжевый автобус43 водитель Ильнур приехал за нами44 Как только трогается автобус, я моментально засыпаю, а фотограф Сергей делает селфи45 Сны Кама46 Наша бригады47 48 49 Учетчица черное золото Огромное спасибо Руслану black_professor Юсупову из ОАО АНК "Башнефть" и Александру Николаевичу Буланкину, директору НГДУ "Арланнефть" за приглашение на добычу нефти. rais.livejournal.com |