Ведущие отечественные и зарубежные инжиниринговые компании. Инжиниринговые компании в россииВедущие отечественные и зарубежные инжиниринговые компанииПромышленная инжиниринговая компания - не совсем новое явление на российском рынке, но она занимает сегодня действительно важное место в производственно- инновационной сфере. Недаром государственная политика в последнее время активно направила свои силы на создание и реализации программ по развитию инжинеринговых компаний. Конечно, по своей сути, фирма, которая предоставляет такие услуги, является посредником между наукой, поставщиками технологий и оборудования и непосредственно производственными предприятиями. То есть они занимают важное место в экономике страны, так как являются связующим звеном между инновациями и реальным производством. Ведущие западные фирмыНа Западе и в мире такие корпорации уже давно являются неотъемлемым звеном в модернизации промышленных объектов. Самыми крупными инжиниринговыми компаниями мира являются Hatch Group, BАTEMAN Prоject Holdings Ltd, SNC-Lavalin, The Kvaerner Group, Bechtel Corporation и др. Они представляют собой целые холдинги с множеством филиалов по всему миру. Bechtel Corporation – это торгово – инжиниринговая компания американского происхождения. Она имеет в своем распоряжении огромное количество подразделений и дочерних фирм в 66 странах мира. Они разрабатывают и обслуживают более 1000 проектов, доход от которых исчисляется в миллиардах долларов. На сегодня реализовала более 20 тысяч проектов по всему миру в разных сферах производства. Hatch Group – канадская технологическая инжиниринговая компания, представительства которой находятся в 44 странах мира. Она способна осуществлять комплексный инжиниринг во многих отраслях, имея несколько специализированных подразделений: Hatch's Process Group, Hatch Consulting, Hаtch's Systеm Grоup, Hatch's Design Group и Hаtch's Prоject & Cоnstruсtiоn Grоup. Инжиниринговые компании РоссииКрупнейшими фирмами России являются: Севeро-Запaдная кoмпания, Балтийская, Трансстрой, Техностройпроект, Московская инженерно-строительная компания и другие. Российская инжиниринговая компания подобного рода также способна оказывать полный спектр технологических услуг на высоком уровне и имеют представительства в разных странах мира. Чтобы каждая национальная инжиниринговая компания имела перспективы для развития, в стране организованы как межрегиональные, так и национальные профессиональные сообщества и ассоциации. Их участниками, как правило, являются фирмы, занимающие высокие позиции на рынке. gisp.gov.ru
www.oilcareer.ru Технологические инжиниринговые компании - РОСНАНОДепартамент реализации стратегии развития инфраструктуры и инжиниринговых компаний Фонда инфраструктурных и образовательных программ занимается формированием технологической инфраструктуры, способствующей развитию нанотехнологических компаний на различных этапах их существования. Одно из направлений деятельности Департамента — создание инновационных компаний оригинальных технологий, оборудования и (или) продуктов на основе собственной технологической базы. Список технологических инжиниринговых компанийС 2011 года по настоящее время Фонд инфраструктурных и образовательных программ провел 14 открытых конкурсов по отбору проектов создания технологических инжиниринговых компаний. Среди победителей конкурсовМосква Специализация: конструирование, производство и инжиниринг лабораторных и промышленных PLD-машин различного уровня производительности для различных технологических процессов. Ульяновск artekcom.ru Специализация: проектирование и производство изделий на основе композиционных материалов. Москва Специализация: доведение технико-экономических показателей установки ГТД-110 до уровня рыночного продукта (первая российская газовая турбина большой мощности для применения в составе энергетических и парогазовых установок). Санкт-Петербург fea.ru Специализация: инжиниринговый центр по математическому моделированию и суперкомпьютерному инжинирингу сложных изделий. Москва t8.ru Специализация: разработка и внедрение оптоволоконных систем на основе базовой технологии детектирования внешних возбуждений. Москва tech-id.ru Специализация: инжиниринг в области разработки и внедрения аппаратно-программных комплексов для автоматизации различных производственных и бытовых задач на базе технологии RFID. Воронеж 3d-made.com Специализация: инжиниринговый центр по применению аддитивных технологий с крупнейшим в РФ инфраструктурным центром аддитивных технологий (14 различных принтеров). Троицк, Московская область euvlabs.net Специализация: инжиниринг применений новых источников экстремального ультрафиолетового излучения. Перечень услуг технологических инжиниринговых компанийОсновная задача технологических инжиниринговых компаний — разработка технологических решений для конкретных заказчиков
Конкурсы по отбору проектов создания технологических инжиниринговых компанийКонкурсный отбор проходит в рамках новой редакции Концепции инфраструктурных проектов. В сентябре-октябре 2017 года проводится 1-й отбор заявок в рамках тематического лота «Создание инжинирингового центра в области разработки самонесущих фотовольтаических модулей и/или систем их установки, повторяющих поверхности сложной формы со свободной геометрией, без использования опорных конструкций» и 2-й отбор заявок в рамках тематического лота «Создание инжиниринговой компании в области разработки и производства механических и мехатронных систем». Если вы хотите принять участие в конкурентном отборе, просим Вас заполнить форму заявки. Запрос документов конкурентного отбора Основной критерий победы заявки — подтвержденная рыночная востребованность продукции проекта. Кроме того, важным преимуществом станет наличие международного инжинирингового партнера, обладающего технологическими компетенциями по тематике лота. Подробнее о процедуре конкурентного отбора заявок Итоги проведенных конкурсов по отбору проектовВ 2011-2012 годах Фонд провел 2 открытых конкурса по отбору проектов создания технологических инжиниринговых компаний. В июне-июле 2013 года состоялся 1-й отбор заявок в рамках тематического лота «Создание инжинирингового центра по разработке и прототипированию изделий из искусственно созданных композиционных материалов». Победителем стала ульяновская компания «Техноком-Инжиниринг». В августе 2013 года состоялся 2-й отбор заявок в рамках тематического лота «Создание инжинирингового центра по разработке технологий и оборудования для получения наноструктурированных сплавов цветных металлов с уникальными физико-механическими свойствами». Победитель лота — НПЦ «МГД» — отказался от совместной реализации проекта по созданию технологической инжиниринговой компании в связи с изменением своей бизнес-стратегии. В ноябре-декабре 2013 года состоялся 3-й отбор заявок в рамках тематического лота «Создание инжинирингового центра по разработке технологий и оборудования для получения объемных наноструктурных металлов и сплавов методами интенсивной пластической деформации». Победителем третьего отбора стала компания ОАО «ИНТЦ „Искра”». В ноябре-декабре 2013 года состоялся 4-й отбор заявок в рамках тематического лота «Нанесение многофункциональных наноструктурированных покрытий методами газотермического напыления». Победителем четвертого отбора стала компания «Плакарт». В июне-июле 2014 года состоялся 5-й отбор заявок в рамках тематического лота «Создание центра инжиниринговых услуг для нужд химического и нефтяного машиностроения с применением нанотехнологий». Поступившие заявки не прошли предварительный отбор из-за несоответствия требованиям конкурсной документации. В июле-августе 2014 года состоялся 6-й отбор заявок в рамках тематического лота «Создание центра инжиниринговых услуг по разработке промышленных биотехнологий получения продуктов для сельского хозяйства и химической промышленности». Результаты будут объявлены до конца 4 квартала 2014 года. В сентябре-октябре 2014 года состоялся 7-й отбор заявок в рамках тематического лота «Применение технологии RFID для различных систем учета материальных объектов» и 8-й отбор заявок в рамках тематического лота «Создание инжиниринговой компании в области биомедицинских клеточных продуктов, генной терапии и биофармацевтических препаратов». Результаты будут объявлены до конца 4 квартала 2014 года. В ноябре-декабре 2014 года состоялся 9-й отбор заявок в рамках тематического лота «Создание центра инжиниринговых услуг по внедрению аддитивных технологий в машиностроении». Результаты будут объявлены до конца 1 квартала 2015 года. В марте 2015 — январе 2016 года состоялся 10-й отбор заявок в рамках тематического лота «Создание инжиниринговой компании в области гибкой электроники». Конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием проектов, поданных в рамках проведения отбора по указанному лоту. В августе-сентябре 2015 года состоялись 11-й отбор заявок в рамках тематического лота «Инжиниринг оптоволоконных систем» и 12-й отбор в рамках тематического лота «Создание технологической инжиниринговой компании в области тонкопленочных технологий». Победителями 11-го отбора стали ООО «Лазер Солюшенс — Холдинг», проект «Создание технологической инжиниринговой компании „Файбер Оптикс Сенсор Инжиниринг” (ООО „ФОСИ”)» и ООО «Т8», проект «Создание технологической инжиниринговой компании „Т8 Сенсор”». Победителями 12-го отбора стала компания ООО «Эр Венчурс», проект «Создание технологической инжиниринговой компании „PLD Инжиниринг”». В августе-сентябре 2015 года состоялся 13-й отбор заявок в рамках тематического лота «Промышленный инжиниринг литейных технологий». Результаты будут объявлены до конца 2 квартала 2016 года. В декабре 2015 — феврале 2016 года состоялся 14-й отбор заявок в рамках тематического лота «Мембранные технологии в топливно-энергетическом комплексе». Победителями 14-го отбора стала компания АО «Грасис», проект «Создание технологической инжиниринговой компании ООО „ТИК „ГАЗОХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ”». В августе-октябре 2016 года состоялся 15-й отбор заявок в рамках тематического лота «Технологии хранения электроэнергии». www.rusnano.com В России увечилось число инжиниринговых компаний — Российская газетаВ последние годы государство традиционно уделяло большое внимание наращиванию инвестиций в российскую экономику. В современных условиях, когда на потенциального инвестора давят "негативные" прогнозы некоторых рейтинговых агентств, актуальность создания благоприятного для инвестиций климата выходит на новый уровень. Чем руководствуется иностранный предприниматель, принимая решение о выборе региона? Прежде всего, оценками независимых экспертов по эффективности вложений. Критериями этой оценки, в частности, служат региональные законодательные акты, наличие ресурсов, понятность тарифов по газу и электроэнергии, доступность инфраструктуры, кадровый потенциал. Но не в меньшей степени инвестор нуждается в надежных российских партнерах, которые могут способствовать реализации его проекта, в частности, в рамках локализации документации, необходимой для строительства производств. Здесь инвестору важно найти инжиниринговую компанию с опытом реализации крупных проектов, которая выполнила бы проектную и рабочую документацию для строительства с учетом требований российских норм и правил. Инжиниринг служит связующим звеном между наукой и промышленностью. По оценкам минпромторга, в 2012 году объем мирового рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна составил 750 млрд долл., а к 2020 году прогнозируется его увеличение до 1,4 трлн долл. Сотрудничество с отечественными проектировщиками является взаимовыгодным для всех сторон. Проектные и инжиниринговые компании получают дополнительную прибыль, регионы-производители - мультипликативный эффект от реализации крупных проектов: трудовую занятость, налоги, развитие территорий, рост квалификации кадров. Кооперация с признанными лидерами в области инжиниринга и промышленного строительства обогащает отечественный инжиниринг мировым опытом и обеспечивает доступ к передовым технологиям, что в дальнейшем может транслироваться на другие компании и регионы страны. Тематика инжиниринга в России становится ключевой для дальнейшего развития промышленности, выведения на рынок новых образцов продукции, а также интеграции в международные проекты, цепочки и рынки. Другими словами, обладание собственным инжинирингом - ключевой элемент глобальной конкурентоспособности российских производителей. В связи с резким падением объемов строительства крупных промышленных и энергетических объектов за последние двадцать в России был утерян опыт проектирования и строительства подобных объектов, не внедрялась практика комплексного инжиниринга, что, в свою очередь, закономерно привело к снижению качества строительства, увеличению сроков и стоимости реализации инвестиционных проектов. Если зарубежные игроки уже давно практикуют такой подход, как ЕРСМ-контракты (Engineering Procurement and Construction Management - инжиниринг, поставки и управление строительством), в рамках которых подрядчик полностью концентрирует у себя процессы по проектированию, консалтингу, закупкам и подрядам, то российские компании еще только начинают его осваивать. Несмотря на некоторое отставание, в России есть все предпосылки для создания мощной сети инжиниринговых центров. В стране появляется все больше инжиниринговых компаний, которые обеспечивают реализацию крупных проектов в транспорте, нефтепереработке, газопереработке. Тренд развития - современное программное обеспечение и сетевая организация труда. При этом инжиниринговая деятельность высоко стандартизирована как на этапе разработки, так и при выдаче результата (стандарт проектов, моделирования и т.д.). Так, еще в 2013 году правительство РФ одобрило "дорожную карту" в области инжиниринга и промышленного дизайна. Кроме того, комиссия по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России подготовила проект федерального закона "Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в РФ". Актуальность этого нормативного акта обусловлена формированием в России системы инжинирингового обеспечения и сопровождения всех отраслей реального сектора экономики. Этот сравнительно новый рынок необходимо оптимальным образом встроить в общую систему экономики страны, создать для его участников единые правила игры. Оценивая эту задачу с позиций стратегии, можно сказать, что она соразмерна с формированием межотраслевой политики России. Ее решение, по замыслу, должно способствовать повышению эффективности промышленной политики, росту налогооблагаемой базы, рациональному ресурсоразмещению и территориальному планированию, позитивной динамике макроэкономического развития, национального благосостояния в целом. Дальнейшие меры государственной поддержки инжиниринга могут включать в себя компенсации затрат (налоговые льготы) на оплату труда, внедрение программных технологий. Немаловажным фактором является подготовка квалифицированных инженерных кадров, которая может начинаться с кооперации инжиниринговых компаний и вузов, разработки совместных программ по стажировке, защите дипломных работ по тематике компании. Министерством промышленности и торговли совместно с минобрнауки сегодня отобрано уже 12 перспективных проектов для реализации в инжиниринговых центрах, создаваемых на базе российских технических вузов. Разработка и внедрение полимерных материалов, сталей и сплавов специального качества, высокотехнологическая сварка - это как минимум два направления, востребованные сегодня, которые нужно развивать в инжиниринговых центрах. Должна активно развиваться и совершенствоваться система аттестации инженерных кадров. Только позиция государства может способствовать привлечению в страну иностранных инвесторов, только она может служить гарантом сотрудничества этих инвесторов с российскими инжиниринговыми компаниями. По сути, речь может идти об интегрированной модернизации России по китайскому варианту. Результат, достигнутый китайской экономикой, впечатляет: от группы слаборазвитых стран в конце 70-х - начале 80-х гг. до второй по объему ВВП экономики мира со среднегодовым приростом за последние 20 лет в 10%. rg.ru Развитие инжиниринговых услуг в России: прошлое, настоящее, будущееПрообразом современных инжиниринговых компаний являются проектно-изыскательные организации, появившиеся в нашей стране сразу же после Октябрьской революции. На 50-е годы XX века пришлось резкое наращивание потенциала проектно-изыскательского комплекса — были сформированы специализированные структуры по отраслям народного хозяйства и видам проектирования. В середине 70-х гг. в нашей стране функционировало порядка 1,5 тыс. проектных и изыскательских организаций с общим количеством сотрудников более чем в 750 тыс. человек. Несомненно, именно это время считается расцветом инженерной деятельности, однако отсутствие должной конкуренции и плановость экономики не позволяло им достичь должного максимума, хотя результаты в целом были весьма впечатляющие. В дальнейшем наступил этап резкого сокращения проектно-изыскательских институтов и конструкторских бюро что было связано, как это ни банально, с тем, что они из-за передела собственности лишились зданий и исчезали как таковые. Благодаря инженерным организациям в СССР были реализованы важнейшие для развития страны проекты по строительству заводов, фабрик, портов, ГЭС, АЭС, ЛЭП и т.д. Таким образом, развитие инженерной идеи и инжиниринговых услуг в Советском Союзе шло за счет создания крупных проектных организаций, способных реализовывать масштабные государственные планы по строительству стратегических объектов в разных областях отечественной промышленности. В 90-е годы в результате упадка в инженерно-строительной сфере численность проектных организаций сократилась в разы, конструкторские бюро, работающие для промышленности, резко сократились в своем числе и количестве, началось печально известное технологическое отставание от мировых стандартов. Те конструкторские и проектные институты, что юридически оставались на плаву, фактически утратили свой некогда мощный потенциал. Лишь несколько десятков из них сохранили свои научные и изыскательские мощности. До начала 2000-х годов характерная тенденция для рынка — наличие небольших узкоспециализированных компаний при почти полном отсутствии инжиниринговых организаций, способных оказывать комплексные услуги. В начале 2000-х годов, в результате возрождения строительной отрасли, на услуги инжиниринговых компаний появился стабильный спрос, но российских компаний, способных выполнять крупные проекты с должным уровнем качества, почти не было. В стране началось засилье иностранных строителей и инжиниринговых компаний. В Москве множество объектов возводили компании HOHCTEF AG и STRABAG SE. Отечественные строительные организации, задействованные в сфере промышленного и гражданского строительства, были вынуждены довольствоваться малым, обращаться к иностранным опыту и стилю работы. Однако зарубежные инжиниринговые компании обладали и обладают большим недостатком: при формировании в общем-то стандартных и несложных решений они выставляли за свои услуги баснословно большие счета. Причем такие, что даже у себя на родине они являются весьма нестандартными. В итоге рынок начал выдвигать новые инициативы. Стартовало развитие российских инжиниринговых компаний. Часть из них сформировались на обломках прежних госструктур, а часть стали создаваться как независимые коммерческие организации, в числе таковых видное место занимает Инжиниринговая компания «2К», в числе основанных на прежних госструктурах — «Атомэнергопроект». Спрос на инжиниринговые услуги и развитие отечественного инжиниринга является толчком к развитию отечественной промышленности и строительства. Тут же обнаружились проблемы, которые российским инжиниринговым компания необходимо было преодолевать в экстренном порядке, чтобы закрепиться на рынке инжиниринговых услуг, иметь способность работать на крупные проекты. Во-первых, в крупных холдинговых структурах, занятых в сфере промышленного строительства, машиностроения, электроэнергетики, нефтепереработки, уже были сформированы свои собственные инжиниринговые подразделения, но они в большинстве своем не оправдали своего доверия, так как, не испытывая конкуренции, начали генерировать просто дорогостоящие и неэффективные решения, однако с ними все же необходимо считаться. Во-вторых, в связи с недостатком отечественных компаний, российские предприятия активно продолжают пользоваться услугами западных компаний, пришедших на российский рынок и обладающих необходимыми компетенциями. Чтобы не упустить возрождающийся рынок инжиниринга, российские инжиниринговые компании начали расширять направления своей деятельности и спектр предлагаемых услуг и перенимать опыт крупнейших западных инжиниринговых компаний, таких как: Fluor, HOCHTIEА AG, STRABAG SE, KBR, Aker Solutions, Heidenhain, Bechtel, VINCI, URS. Таблица 1.
Начиная с 2000-х годов, ведущую роль в формировании спроса на инжиниринговые услуги вновь стал играть государственный заказ и развитие государственных корпораций. Однако не стоит забывать о том, что не меньше, чем крупным государственным предприятиям, современные инжиниринговые решения нужны и крупным коммерческим организациям, и средним компаниям, которые являются локомотивом развития промышленного строительства — опоры модернизации и инновации. Постепенно отечественный бизнес, занимающиеся реализацией строительных проектов и расширением производства, стал осознавать, что инжиниринговые услуги — это не дополнительные затраты, не приносящие никакого эффекта, а главное звено в успешной реализации строительных и промышленных проектов. Ведь качественно оказанный инжиниринг позволяет получить значительную экономию средств заказчика, повысить эффективность и отдачу от инвестиционных проектов, а главное придумать изюминку проекта — подковать блоху. Это знаменитое умение наших инженеров и определило формирование рывка в развитии отечественного инжиниринга. Сейчас отечественные инжиниринговые компании предлагают заказчикам достаточно широкие пакеты услуг от проектирования до строительства: разработку инвестиционно-строительных проектов, составление проектно-сметной документации, расчет и анализ рисков, экспертизу инвестиционно-строительных проектов, контрольные функции при строительстве гражданских и промышленных объектов, промышленные и конструкторские разработки. Самое важное, безусловно, — это подготовка инженерного замысла и решения, поиск новых конструкций и технологий и определение возможностей их внедрения с учетом критерия «цена-качество». Однако компаний, которые могут предоставить комплексный пакет услуг, сопровождать проекты высокой степени сложности, по-прежнему немного. Ведь управление инжиниринговыми проектами — это не только разработка проектно-сметной документации, экспертиза и выработка рекомендаций. Управление инвестиционно-строительным проектом — это сопровождение проекта на всех стадиях его реализации или его полное управление. Полный комплекс услуг инжиниринговой компании включает следующие стадии:
Итак, российский инжиниринг постепенно становится ключевым фактором и одним из основных двигателей инновационной экономики. Если мы говорим о модернизации производств, технологическом рывке и новой индустриализации, то мы не можем обойти сектор инжиниринга. Сегодня инжиниринговые компании — это наследники проектных институтов 50-70 гг. XX века. Из наиболее динамично развивающихся инжиниринговых компаний можно выделить знаменитую Инжиниринговую компания «E4»; «Инжиниринговая компания «2К», Группу «Астерос»; ООО «Прогресстех»; ООО «ЕвроСибЭнергоинжиниринг», «Атомэнергопроект», «Гидропресс»; ИК «Атомнефтехиммаш», ОАО «НИАЭП», Инжиниринговую компанию «СПбАЭП», ИК «ЗИОМАР»; Научно-Производственное Объединение «ЭЛЕВАР» и другие. К числу малых инжиниринговых компаний относятся: Инжиниринговая компания «Серебряный Двор», Инжиниринговая компания «ТЕСИС»; Группа компаний «НАТЭК»; ООО «Инжиниринговая компания литейные инновационные технологии» Инжиниринговая компания «Магистраль». Таблица 2.
Курс на технологическую модернизацию российской экономики открывает перед российскими инжиниринговыми компаниями новые перспективы. Внедрение инновационных технологий либо заимствование и внедрение у нас передовых западных технологий требует качественно новой организации производства. Именно поэтому спрос на услуги инжиниринговых компаний будет многократно возрастать. При этом будет возрастать спрос и на качество их услуг. Поэтому нашим отечественным инжиниринговым компаниям следует уделить повышенное внимание вопросам сертификации, технического оснащения и аккредитации в международных организациях. Компании, которые проведут подобные изменения, получат существенные конкурентные преимущества. Необходимыми условиями для ускоренного развития инжиниринга в России стали следующие факторы:
Мария Ракхельгауз Москва, июнь 2011 года www.mrwolf.ru Международный инжиниринг: виды и примеры15.07.2016 Что такое международный инжинирингМеждународный инжиниринг – это сравнительно новая специализация в производственной и научно-технической сфере, охватывающая исследования, разработку инноваций, проектирование, обеспечение и монтаж оборудования, строительство и пусконаладочные работы. Сюда же входят консультации, позволяющие снизить капитальные затраты на создание и переустройство производственных мощностей и их участков. Торговля инженерно-техническими услугами предусматривает ряд коммерческих сделок по обмену технологиями. Она затрагивает большую часть прогрессивных разработок, но может ограничиваться и традиционными технологиями. Её нечасто применяют к уникальным технологиям с их лицензионным оформлением, где услуги инжиниринга могут играть роль сопутствующих. В этом случае способами передачи технологий обычно является большинство привычных видов коммерческих сделок. Само понятие «инжиниринг» (английское «engineering») – однокоренное слово к термину «инженер», который в свою очередь произошёл от латинского «ingenium» (талант, способности, изобретательность). Это вовсе не означает, что «инжиниринг» и «инженер» равносильные понятия, означает выполнение инженерных работ. Инжиниринг – это предоставление консультационных инженерных услуг на коммерческой основе. Это могут быть проектные и пред(после) проектные услуги, рекомендации по использованию оборудования, сбыту выпускаемой продукции и др. Концепция «инжиниринг» предполагает инженерно-консультационное препровождение проектов, которое может быть частичным, полным или расширенным. Отсюда следует, что инжинирингом считается предпринимательская деятельность организаций по продаже инженерно-консультационных услуг (работ), связанная с построением объектов промышленной собственности, с проектными работами и непосредственно с производством. Международный нжиниринг включает в себя полный инновационный цикл, т.е. все его этапы: Во-первых, это инженерно-консультационная помощь широкого спектра, оказываемая в самых разных областях. В установлении характера этих услуг термин «инженерный» имеет ключевое значение, указывая на их техническое содержание. Во-вторых, оказание подобных услуг не является передачей материально технических ценностей (ТМЦ). В-третьих, услуги международного инжиниринга направлены на содействие инновационным процессам, начиная со стадии разработки и заканчивая этапом коммерциализации, что очень важно. Это и отличает инжиниринг от инженерной деятельности, в нём всегда присутствует коммерческая составляющая. В-четвертых, данные услуги предлагаются предпринимателями на платной основе, т.е. рассматриваются как товар, а не технологическая фаза его создания. Понятие «инжиниринг» часто применяется за рубежом в качестве определения промышленной отрасли в целом (Франция и США) либо серии услуг по производству вышеуказанных работ (Германия, Англия и Италия). В терминологии Запада бизнес, подобный нашему инжинирингу, называется The Fabless Business Model, где «fabless» – это разработка без производства. Fables-firm – фирма-разработчик, не имеющая своих производственных мощностей. Фаблесс-фирмы широко распространены в производстве техники на полупроводниках. Особенности международного инжиниринга· Реализация одной из производственных услуг, облечённой не в вещественную форму продукта, а в полезный эффект (консультирование, проектирование, обучение и др.). · Взаимосвязь подготовки и сопровождения производственного процесса с конечной реализацией, которые рассчитаны на промежуточное и заключительное потребление реализуемых благ и услуг. · Присутствие коммерческих качеств, проявившихся в ходе купли-продажи. · Несходство с лицензиями и «ноу-хау». На инжиниринговом рынке предметом купли-продажи являются предложения по систематизации, подготовке, адаптации к использованию в определённых условиях и передаче квалифицированным специалистам производственных и научно-технических знаний и опыта. Подобные услуги воспроизводимы и могут предлагаться множеством фирм в отличие от продажи «ноу-хау», лицензий и инноваций, доступных для продажи только их авторам и настоящим владельцам. · На мировом рынке ключевыми факторами успеха считаются специализация, профессионализм и комплексность, опирающиеся на многогранное и независимое взаимодействие со множеством организаций. Сегодня лидирующие мировые позиции занимают известные международные инжиниринговые центры, способные к самостоятельному «междисциплинарному инжинирингу». Признание сотрудничества инжиниринговых компаний существенным аргументом в конкурентной борьбе вызвало быстрое развитие следующих форм кооперации труда: - основание новой компании слиянием с одной из поглощённых фирм; - образование долгосрочных совместных предприятий; - образование краткосрочных СП под реализацию конкретного проекта; - подписание договоров о сотрудничестве. Помимо этого, участилось создание консорциумов, которые ускоряют получение заказов, имея в своём составе финансовые государственные учреждения и банки. Появилась возможность создавать даже временные консорциумы. · Широчайший операционный комплекс инжиниринговых компаний можно разделить на три вида деятельности – проектно-консультативную, подрядную и управленческую. · Значительные трудности вызывает установление оптимальной цены на услуги международного инжиниринга. С этой целью проводится мониторинг конкурентной информации из разных областей мирового рынка. Применяются также методы традиционной оплаты. Так, услуги инжинирингового центра, который является генеральным поставщиком и подрядчиком в одном лице, колеблются в границах 10-20% от суммы затрат на его сооружение (с учётом масштабов объекта). Бывает, что при отсутствии шаблонов приходится использовать для расчётов оплаты почасовую ставку специалистов. В таких случаях результаты расчёта для специалистов выглядят следующим образом: - высший класс – 60-70 доллар/час, - средний класс – 30-35 доллар/час; - низший класс – 20-25 доллар/час. Компания среднего уровня имеет в штате примерно 3-4 специалистов высокой квалификации и 1-2 секретарей, количество остальных сотрудников может варьироваться при необходимости. Международный инжиниринг и его видыМеждународный инжиниринг (инженерно-технические услуги) подразделяют на три вида: · консультационный (интеллектуальные услуги) – необходим для проектирования объектов, составления планов строительства, контроля выполнения работ; · технологический – предлагает заказчикам технологии, применяемые в процессе строительства и эксплуатации определённых объектов; · строительный – подразумевает поставку (монтаж) оборудования совместно с инженерным обеспечением работ. Не так давно на рынке инженерных услуг возникло новое направление – реинжиниринг, который предлагают зарубежные инжиниринговые компании. Он предусматривает инженерно-консультативные услуги по реорганизации систем управления инвестиционными и производственно-коммерческими процессами хозяйственного объекта для усиления его конкурентоспособности и финансовой стабильности. Существует реинжиниринг двух видов – кризисный и развивающий. Кризисный нацелен на решение острых проблем компании и представляет собой комплекс мер для выхода из критической ситуации. Он применяется при неуклонном снижении финансово-коммерческой активности и угрозе банкротства компании. Реинжиниринг второго вида используется при снижении динамики развития компании, когда действующая управленческая и организационная структура достигла критической отметки в получении прибыли. Кто работает в международном инжинирингеРазвитые страны насчитывают десятки и сотни тысяч инжиниринговых компаний и небольших фирм. К примеру, в США работают более 25 000 подобных организаций различного профиля и масштаба деятельности. Часть из них узкоспециализирована и не выходит за рамки консультаций по частным вопросам (составление баланса, выбор земельного участка, архитектурное оформление и пр.). Чаще всего такая фирма имеет одного эксперта в определенной области, в обязанности которого входит только консультирование. Вместе с тем в Америке существует масса фирм-гигантов, которые занимаются строительным инжинирингом и выполняют полный цикл обязанностей по созданию крупных объектов. Мировой практике известны две категории фирм, основным видом деятельности которых является международный инжиниринг: 1) Специализированные инжиниринговые фирмы, которые с учётом вида услуг тоже подразделяются на 2 группы. · Инженерно-консультационные организации проводят технические консультации. В поле их деятельности не входит ни строительство, ни производство. Однако сфера их интересов довольно широка. Она охватывает промышленные объекты, нуждающиеся в специфических технологиях, и гражданское строительство (аэродромы, порты, транспортные магистрали, городское строительство, шахты). · Инженерно-строительные компании предлагают целый комплекс специализированных услуг (в т.ч. проектирование объектов, поставка и монтаж оборудования, наладка и ввод его в эксплуатацию). Эти структуры обычно исполняют роль генеральных подрядчиков объектов, для чего задействуют субпоставщиков в лице строительных и машиностроительных компаний. Кроме проектирования военных и гражданских объектов инженерно-строительные фирмы разрабатывают и промышленные объекты, требующие использования специализированных технологий. Инженерно-консультационные компании развитых стран специализируются по видам инжиниринговых услуг и их отраслевой ориентации. Так, в Англии, США, Японии и Италии превалируют комплексные инженерно-строительные услуги, во Франции, наоборот – инженерно-консультационные. Кроме того, за рубежом работают крупные инженерные центры с огромным спектром инжиниринговых услуг, открывающие свои филиалы за границей. Их деятельность в основном ориентирована на экспорт. К примеру, в Западной Германии доля экспортных заказов этих фирм составляет около 60%, во Франции и Америке примерно 30%. С учётом характера хозяйственных связей специализированные инжиниринговые организации подразделяются на независимые и аналогичные промышленным компаниям. Первые самостоятельны в хозяйственном плане и не связаны с промышленными структурами. Но в действительности многие из них плотно сотрудничают с солидными индустриальными компаниями (филиалами, агентами), действуя в их интересах. Родственные специализированные инжиниринговые организации – это, как правило, филиалы или дочки важных генеральных подрядчиков, основным направлением деятельности которых является международный инжиниринг. 2) Промышленные фирмы входят во вторую категорию фирм, функционирующих на ниве инжиниринга. Среди них выделяют: · компании-проектировщики, которые для сохранения секретов производства занимаются технологическим проектированием, создавая новые или расширяя существующие производства на основе своих ноу-хау и патентов. Для проведения второстепенных инженерно-консультационных работ они привлекают подрядчиков и затем отслеживают эти работы; · компании-производители оборудования, которые выполняют инжиниринговые работы для повышения продаж своей основной продукции. В основном здесь речь идет о проектировании больших установок, оборудование для которых изготавливает эта же компания. Для предоставления инженерно-технических услуг транснациональными промышленными компаниями (ТНК) создаются проектные бюро или конструкторские отделы. В некоторых случаях машиностроительные компании, проектирующие только узкопрофильные предприятия или некоторые виды технологических процессов, при проектировке комплексных предприятий объединяются с другими инженерными фирмами. Очень часто, при строительстве больших объектов, компании, предоставляющие услуги международного инжиниринга, создают долгосрочные или временные консорциумы, объединяющие национальные и зарубежные фирмы. Обычно такие консорциумы финансируются банками в тесной связи с генеральным подрядчиком, отвечающим за действие всего консорциума. Где востребован международный инжиниринг: примеры сегментов рынкаНа мировом рынке выделяются четыре сегмента межнационального инжиниринга: 1) Рынки Ближнего Востока, Восточной Европы, Индии и Северной Африки включают страны, всецело заинтересованные в российском инжиниринге. Этот расширяющийся сегмент имеет отличные перспективы своего развития, что в настоящее время характерно и для многих стран мира. Ещё одно преимущество, специфичное уже для российских компаний – это «традиционные связи», которые носят политический и экономический характер и позволяют отечественным исполнителям получать подряды в указанных странах. Тем не менее, эти рынки несут российскому бизнесу множество угроз, две из которых весьма опасны. Во-первых, это весьма высокая квалификация национальных компаний, которые вдобавок имеют поддержку своего правительства. Они предлагают более дешёвые услуги международного инжиниринга и с ними трудно конкурировать. Во-вторых, учитывая специфику запросов заказчика, особенности местного законодательства и другие условия, большинство вопросов в этих странах нужно решать с нуля. Так, чёткие контрактные схемы, разработанные для Алжира, из-за налогового права не приемлемы в Сирии. Это характерно для строительных и проектировочных стандартов, рабочих процессов и осуществления поставок. По аналогичным причинам ограничения для стран-поставщиков существуют в ряде других стран. Например, Сирия не допускает поставки из США, запрещённые, кстати, самим поставщиком. Имеет место и своеобразный «менталитет отношений», который часто недооценивают. Однако, «местная конкретика» каждой страны требует внимания ко мнению компетентных людей. 2) Проекты зарубежных заказчиков в России связаны с заинтересованностью иностранных компаний в российских инженерных ресурсах. Это вызвано не только правовыми и экономическими факторами. Инжиниринговые фирмы из-за рубежа иногда не в силах решить проблемы, возникающие у них в России как у инженеров-проектировщиков, да ещё и проблемы заказчиков. К тому же, заказчики норовят переложить свои трудности на эти организации – вот то, в чём преуспевают наши отечественные компании. В настоящее время для этого сегмента характерно уменьшение количества зарубежных проектов, заказанных в России, среди всемирного бума топливно-энергетических проектов. Конечно же, эта особенность несёт своеобразные угрозы участникам рынка. В действительности любой зарубежный проект может быть остановлен, заморожен или отобран. При таких обстоятельствах самые «лакомые куски» прокьюремента и инжиниринга западных заказчиков достаются отнюдь не нашим компаниям. Для примера возьмём Харьягу – исключительно отечественный проект на территории России. Однако, заказчиком проекта стала компания Тотаl. А не так давно подрядчиком для второй фазы становления Харьягинского месторождения был назначен Реtrofac, не имеющий ни статуса, ни навыков работы в нашей стране. Аналогичный пример – на Ковыкте управляющей компанией опять оказался Реtrofac, а на Ванкоре, наряду с российским заказчиком, управление передано фирме SNC Lavalin. По большому счёту ситуация меняется, но, к сожалению, в сторону сокращения этого сегмента. 3) Проекты, где российские заказчики по объективным причинам не могут обойтись без привлечения международных инжиниринговых ресурсов, что в определённой степени обуславливает их реализацию по международным принципам и стандартам. К примеру, строительство завода в Туапсе компанией «Роснефть». Почти все лицензиары проекта — иностранные компании. В числе управляющих инжиниринговых центров - два десятка лидеров международного инжиниринга из Европы, Америки, Японии. При одобрении такого формата реализации «Роснефтью» наш отечественный инжиниринг будет вынужден соблюдать правила зарубежных компаний. Среди перспектив этого сегмента снова его растущий объем. Серьёзных угроз в этом случае две. Одна состоит в том, что российские заказчики не сильны в играх по зарубежным правилам, которыми бесспорно пользуются крупные мировые игроки, что доказала ситуация в Туапсе. Другими словами, двадцатка крупнейших зарубежных компаний, приглашённых «Роснефтью», заявила, что у нас всё не так и нужно делать по-другому. Поэтому сейчас проект испытывает определенные сложности в своём развитии. Аналогичная ситуация сложилась и с проектом платформы, возводимой на месторождении им. П. Корчагина. Начальная стратегия контракта ЛУКОЙЛ существенно изменилась под давлением именно западных партнеров. Этого можно было не допустить и без явных потерь для всех участвующих. Другая угроза — сложная атмосфера конкуренции, в которую попадают российские компании, и особенно те из них, кто не различает особенности развития международных проектов и российских. Преимущества и недостатки работы в международном инжинирингеГоды работы на рынке международного инжиниринга доказали эффективность некоторых «опорных точек», позволяющих российским инженерным компаниям стабильно развиваться и получать конкурентные преимущества. В первую очередь, это опыт участия в иностранных проектах, который имеется у ведущих российских компаний. Второе – умение находить для проекта дополнительные ресурсы сверх доступных в регионе его непосредственной реализации. Иначе говоря, потребуются мобильные кадры и безусловная гибкость при выборе средств на воплощение проекта. Как правило, формирование проектных групп происходит на местах – там, где предстоит выполнять услуги международного инжиниринга, к примеру, в Алжире. При этом выгодно приглашать для сотрудничества иностранных специалистов из Германии и Ближнего Востока. Следует отметить ещё одно достоинство крупных инженерных компаний — возможность вовлечения инвестиций. И здесь опыт сотрудничества с зарубежными партнёрами по реализации проектов, по проведению совместных тендеров и просто в рамках общения на конференциях, безусловно, оказывается очень кстати. Но существуют и слабые стороны. Одна из них – недостаток российских специалистов, обладающих опытом участия в международных проектах. Несмотря на то, что СССР плодотворно работал за рубежом, эти проекты были в основном очень специфичными и строились по своеобразным правилам. К тому же, сам факт интенсивного развития и становления российских компаний не всегда играет на руку. В аспекте стабилизации рынка современное развитие инжиниринга связано с несколькими факторами. Сегодня в России сохранились и даже преумножились тенденции Советского Союза к тщательному документированию. Сюда же относится ценообразование, построенное на чётких нормативах. Отсюда и более строгое регламентирование со стороны государства по сравнению с мировой практикой. В иностранных державах решающая роль отводится заказчику, а не государству. Вопреки практике подавляющей части зарубежных рынков, российский поставщик оборудования назначается на этапе проектирования, что снижает роль инжиниринга в привычном отечественном снабжении (procurement). К сожалению, наши технические решения зачастую тоже фиксируются на самых ранних стадиях. В то время как за рубежом многие технические решения в ходе строительства (в частности, линейного) принимаются по усмотрению подрядчика. Какими качествами должен обладать международный инжиниринговый центрАнализируя ситуацию на мировом рынке и учитывая особенности большинства из них, можно утверждать, что конкурентоспособность международной инжиниринговой компании в первую очередь определяют 4 фактора: стратегия, организация системы управления, порядок управления проектами и ресурсы. Именно они определяют компанию как инжиниринговую. 1) Стратегия — это осмысление реальной ситуации на рынке, куда выходит компания, и организация её деятельности с учётом перечня услуг, которые она может предложить на этом фоне. 2) Система организационных единиц, формирующая производственную и финансовую структуру, вырабатывается на основе стратегии. Сообразно определяется и корпоративная стратегия, безусловно соответствующая стратегическим целям акционеров, которые рассматриваются в качестве направлений инвестирования. Для вновь созданной действующей компании главное – действовать эффективно и находиться под реальным управлением. С этой целью для её продвижения вырабатывается набор проектов, сформированных по методам проектного управления аналогично проектному портфелю в управлении. Имеются некие базовые значения, ежедневно контролируемые в виде деловых экранов, т.е. экономические и производственные показатели в двух плоскостях. Одна — по проектам, другая — по подразделениям, создающим финансовую структуру компании. Вот эта проектно-матричная структура способна повысить управляемость и эффективность организации, если ресурсы построены по проектам. К тому же, каждая проектная группа будет иметь представителей, подчинённых соответствующим профильным подразделениям проектирования, снабжения (procurement) и др. 3) Управление по показателям и управление персоналом — эти организационные системы строятся на базе уже созданной концепции управления проектным портфелем и системы финансовой структуры. Следующий уровень в пределах каждого проекта предусматривает традиционное управление, основанное на общепринятых стандартах управления проектами (РМ ВоК). 4) Ресурсы – то, на чем базируется всё вышеперечисленное, что превращает инженерную компанию в инжиниринговую плюс ноу-хау. В сфере международный инжиниринг - это кадровый потенциал, т.е. специалисты с их знаниями и опытом. Во-вторых, это методы проектирования, частично взятые с рынка, а частично разработанные компанией, и, конечно же, это техническое обеспечение. С точки зрения прокьюремента, роль ноу-хау должна выполнять информационная база сведений о поставщиках. Она создаётся на каждой стадии прокьюремента: от простых опросов с открытой информацией до самого ценного для такого рода компаний – практического опыта взаимодействия с поставщиками. База данных содержит преимущества и недостатки каждого поставщика, а также возможные риски, с ними связанные. Еще пример ноу-хау, безусловно, очень ценного для компании, занимающейся поставками. В этом случае можно использовать понятие «экспедайтинг», взятое из опыта западных компаний-поставщиков. Это программы, контролирующие обеспечение своевременных поставок в рамках проекта и их ускорение для нейтрализации рисков. Какой договор заключать на оказание международных инжиниринговых услуг1. Типовой договор ICC для реализации крупных проектов «под ключ». Этот документ – более полная версия стандартного договора ICC, заключаемого при возведении объектов «под ключ». Он содержит 110 страниц и призван создавать своеобразную схему, используемую для обсуждения грандиозных или дорогостоящих проектов в сфере строительства и услуг международного инжиниринга. Любопытно, что этот договор подробнейшим образом толкует разрешение споров путём обращения в CDB – Объединенный совет по разрешению споров. Благодаря такой детализации стороны могут быстро урегулировать многие споры самостоятельно. 2. ФИДИК (Международная федерация инженеров-консультантов) отражает интересы специалистов, работающих в сфере «международный консультационный инжиниринг». Данной организацией разработана серия типовых договоров, а также замечаний к сервисным договорам, в основу которых заложены международные технологии. 3. Оргалайм, Европейская ассоциация машиностроительной промышленности в свою очередь тоже предлагает формы договоров и общие условия на поставку механической, электротехнической продукции и электроники.
www.iccwbo.ru |