Eng Ru
Отправить письмо

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования. Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей 2018


Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования

утв. Минтрудом РФ 21 мая 2004 г.

1. Общие требования охраны труда

1.1. К работе слесарем по ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования автомобилей (далее - слесарь) допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие I группу по электробезопасности, прошедшие:

  • обучение по охране труда и безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве;
  • вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
  • стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
  • безопасных методов и приемов выполнения работ;
  • предварительные и периодические медицинские осмотры.

1.2. При передвижении по территории и производственным помещениям организации слесарю необходимо выполнять требования охраны труда, изложенные в настоящей инструкции и в инструкциях:

  • заводов-изготовителей по эксплуатации применяемых подмостей, грузоподъемных механизмов и другого оборудования;
  • по пожарной безопасности;
  • по оказанию первой помощи при несчастном случае.

1.3. Работнику после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний необходимо в течение 3-14 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) выполнять работу под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется его допуск к самостоятельной работе.

1.4. Во время нахождения на территории организации, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ и рабочих местах работникам необходимо соблюдать режим труда и отдыха, правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные руководством организации. Допуск посторонних лиц, а также употребление спиртных напитков в указанных местах запрещаются.

1.5. В процессе выполнения работ на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы, в том числе:

  • сжиженный газ;
  • загазованность помещения и рабочей зоны;
  • пожар;
  • взрыв;
  • падение человека и предметов с высоты.

Источники возникновения этих факторов:

  • неисправность газового оборудования автомобиля или неправильная его эксплуатация;
  • неисправный или не по назначению примененный инструмент, приспособление, оснастка, оборудование;
  • утечка газа.

Действие факторов:

  • попадание сжиженного газа на открытые участки тела вызывает обморожение;
  • наличие газа в воздухе уменьшает в нем содержание кислорода, что приводит к обморочному состоянию;
  • применение неисправного инструмента, приспособлений, а также несоблюдение требований безопасного производства работ может привести к травмированию работников;
  • нарушение Правил пожарной безопасности может привести к пожарам и взрывам.

1.6. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются:

  • костюм хлопчатобумажный - 1 шт. на 12 месяцев;
  • сапоги резиновые - 1 пара на 12 месяцев;
  • рукавицы комбинированные - 1 пара на 2 месяца;
  • фартук хлорвиниловый - 1 шт. на 6 месяцев;
  • нарукавники хлорвиниловые - 1 пара на 6 месяцев.

1.7. Слесарю необходимо знать устройство и принципы действия газового и другого оборудования, установленного на автомобиле.

1.8. В случае обнаружения неисправного оборудования, приспособлений, оснастки, инструмента, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами и могут создать условия для возникновения угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности, слесарю необходимо сообщить об этом руководству. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.

1.9. Курить на территории организации разрешается только в специально отведенных местах.

1.10. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми слесарь не обучен.

1.11. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал слесарь, ему следует прекратить работу, немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны, оказать пострадавшему первую помощь, вызвать врача, помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение и сообщить о случившемся руководству организации. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая слесарю необходимо сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.

1.12. Если несчастный случай произошел с самим слесарем, ему следует прекратить работу, по возможности обратиться в медицинское учреждение, сообщить о случившемся руководству организации или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

1.13. При проведении работ по техническому обслуживанию, ремонту, проверке технического состояния и заправке газовой аппаратуры, работающей на газе сжиженном нефтяном, необходимо соблюдать меры предосторожности от попадания струи газа на открытые части тела.

1.14. Работник, виновный в нарушении инструкций по охране труда, несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть и тщательно заправить спецодежду, в случае необходимости подготовить к использованию другие средства индивидуальной защиты. Запрещается производить работы в промасленной и пропитанной горюче-смазочными материалами спецодежде.

2.2. Проверить наличие и исправность рабочего инструмента, средств пожаротушения.

2.3. Допускается производить техническое обслуживание, ремонт и проверку технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе, в одном помещении с находящимися там автомобилями на нефтяном топливе (бензин, дизельное топливо).

2.4. Убедиться, что автомобиль переведен на работу на нефтяное топливо. Для перевода работы двигателя на нефтяное топливо необходимо перевести переключатель вида топлива из положения "Газ" в нейтральное положение и выработать газ из системы питания до полной остановки двигателя, после чего перекрыть расходные вентили на баллонах, включить переключатель топлива в положение "Бензин (дизельное топливо)" и завести двигатель на нефтяном топливе.

2.5. Разрешается въезд автомобиля, работающего на газовом топливе с герметичной газовой системой питания, на посты без перевода двигателя на работу на нефтяном топливе, если его работа на нефтяном топливе невозможна, а расход газа будет производиться из одного баллона при рабочем давлении газа в нем не более 5,0 МПа (50 кгс/см2). При этом вентили остальных баллонов необходимо закрыть.

2.6. Перед въездом автомобиля, работающего на газовом топливе, в помещение необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Герметичность проверяется сжатым воздухом, азотом или инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях. Въезд в помещения автомобиля с негерметичной газовой системой питания запрещается.

2.7. Включить приточно-вытяжную вентиляцию и местные отсосы.

2.8. Удалить из зоны производства работ посторонних лиц, а автомобиль освободить от горючих и легковоспламеняющихся грузов.

2.9. О замеченных нарушениях требований охраны труда на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений сообщить своему непосредственному руководителю. Не приступать к работе до устранения имеющихся неисправностей.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Выключить зажигание, подложить под автомобиль специальные упоры, поднять капот. Производить любые ремонтные работы, кроме работ по регулировке частоты вращения коленчатого вала, при работающем двигателе запрещается.

3.2. При проведении работ по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния оборудования необходимо:

  • поднять капот и проветрить моторный отсек;
  • выполнить работы по снятию, ремонту и установке газовой аппаратуры с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования;
  • снимать агрегаты газовой аппаратуры следует только в остывшем состоянии при температуре поверхности деталей не выше 60°С;
  • проверить герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях;
  • крепить шланги на штуцерах при помощи специальных хомутиков.

При этом не допускается:

  • подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;
  • выпускать (сливать) газ вне установленного места;
  • скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
  • устанавливать газопроводы кустарного производства;
  • применять дополнительные рычаги (усилители) при закрытии и открывании магистрального и расходного вентилей газовой аппаратуры;
  • использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

3.3. Регулировку и ремонт систем электрооборудования и питания газобаллонных автомобилей проводить, убедившись в отсутствии газа под капотом двигателя по запаху.

3.4. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле следует производить в отдельном, специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками или стенами.

3.5. Проверять утечку газа через соединения трубопроводов газовой аппаратуры открытым пламенем запрещается.

3.6. При любой неисправности элементов газовой системы питания необходимо перекрыть подачу газа, а неисправные элементы снять с автомобиля и направить их на проверку и ремонт в специальную мастерскую или на специализированный участок.

3.7. Сливать (выпускать) газ из баллонов автомобиля, работающего на газовом топливе, следует в специально отведенном месте, на котором будут проводиться сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием. Баллоны необходимо продуть сжатым воздухом, азотом или инертными газами.

3.8. Запрещается выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю.

3.9. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры следует выполнять только с помощью специальных (омедненных) приспособлений, инструмента и оборудования.

3.10. Необходимо предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений.

3.11. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана закрыть расходные и магистральные вентили. Неисправные узлы снять с автомобиля и направить на проверку.

3.12. Промывку редукторов высокого и низкого давления необходимо производить после их снятия с автомобиля на специально оборудованных постах.

3.13. Ремонтировать газобаллонную аппаратуру, находящуюся под давлением, категорически запрещается.

3.14. После замены или заправки газовых баллонов, а также устранения любых неисправностей газовой системы питания на газобаллонных автомобилях следует проверить ее герметичность.

3.15. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов необходимо полностью выработать (выпустить, слить), а сами баллоны продегазировать

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При внезапном отключении электроэнергии, возникновении постороннего шума при эксплуатации газового оборудования прекратить выполнение работ, остановить работу оборудования, вывесить плакат "Не включать!" и сообщить об этом непосредственному руководителю.

4.2. До полного устранения неисправностей не приступать к работе.

4.3. При возникновении утечки газа на автомобиле необходимо отбуксировать его на улицу, помещение проветрить.

4.4. В случае пожара или загорания на автомобиле закрыть магистральный и баллонный вентили, увеличить число оборотов коленчатого вала двигателя, быстро выработать газ, оставшийся в системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя, сообщить об этом руководителю и в пожарную охрану, приступить к тушению очага пожара имеющимися средствами пожаротушения.

4.5. Тушить пожар следует углекислотными огнетушителями, песком или струей распыленной воды. Баллон со сжиженным газом обильно поливать холодной водой, исключив возможность повышения в нем давления.

4.6. При загорании электродвигателей, электрических кабелей не допускается тушить пламя водой, если это оборудование находится под напряжением. Для ликвидации загорания следует обесточить поврежденную электроустановку и применять для ее тушения огнетушители.

4.7. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал слесарь, ему следует прекратить работу, немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны, оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение и сообщить о случившемся руководству организации.

4.8. Если несчастный случай произошел с самим слесарем, ему следует прекратить работу, по возможности обратиться в медицинское учреждение, сообщить о случившемся руководству организации или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

4.9. Каждому работнику необходимо уметь оказывать первую помощь пострадавшему.

  • при ушибах обеспечить полный покой, положить холод на ушибленное место;
  • при, ушибе живота не давать пить пострадавшему;
  • при кровотечении приподнять конечность, наложить давящую повязку, жгут;
  • летом жгут оставляют на 1,5 часа, зимой - на 1 час;
  • при переломе следует наложить шину;
  • при термических и электрических ожогах обожженное место закрыть стерильной повязкой;
  • во избежание заражения нельзя касаться руками обожженных участков кожи и смазывать их мазями, жирами и т.д.;
  • при попадании кислоты или щелочи на открытые участки тела следует немедленно промыть их нейтрализующим раствором, а затем холодной водой с мылом;
  • при попадании щелочи - раствором борной кислоты;
  • при попадании кислоты и щелочи в глаза немедленно промыть их нейтрализующим раствором и обратиться в здравпункт или к врачу;
  • при всех отравлениях немедленно вынести или вывести пострадавшего из отравленной зоны, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, обеспечить приток свежего воздуха, уложить его, приподнять ноги, укрыть теплым покрывалом, дать понюхать нашатырный спирт и немедленно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение;
  • при поражении электрическим током пострадавшего освободить от действия тока, при необходимости провести искусственное дыхание и (или) закрытый массаж сердца;
  • перевозить пострадавшего допускается только при удовлетворительном дыхании и устойчивом пульсе.
5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Выработать газ в системе питания автомобиля, если он остается в помещении для дальнейшего ремонта.

5.2. Ремонтный фонд газобаллонного оборудования убрать в специально отведенный для этого шкаф с вытяжной вентиляцией.

5.3. Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты и приспособления в места их хранения и обесточить оборудование.

5.4. Снять, очистить средства индивидуальной защиты.

5.5. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ.

5.6. Сообщить непосредственному руководителю об имеющихся недостатках в работе оборудования, принятых мерах по их устранению.

acu.su

Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту топливной аппаратуры автомобиля 2018

____________________________________________________ (наименование организации) ---------------------------------------- ¦Дата ¦Обозначение ¦Отметка об ¦ ¦выдачи ¦(номер) ¦ознакомлении ¦ ¦ ¦инструкции ¦ ¦ ---------+--------------+--------------- СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Наименование должности Наименование должности руководителя профсоюзного либо работодателя иного уполномоченного _________ ___________________ сотрудниками органа (подпись) (инициалы, фамилия) _________ ____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Дата утверждения Дата согласования или СОГЛАСОВАНО Реквизиты документа, выражающего мнение профсоюзного или иного уполномоченного сотрудниками органа

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ ПО РЕМОНТУ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМОБИЛЯ

Примечание. На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц.

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, правил дорожного движения, требований Ростехнадзора, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для слесарей по ремонту топливной аппаратуры автомобиля при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации с учетом условий их работы в конкретной организации - _______________________________.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К самостоятельной работе по ремонту топливной аппаратуры допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда. Для ремонта газобаллонной аппаратуры дополнительно необходимо иметь соответствующее удостоверение.

1.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

1.3. При поступлении на работу слесарь должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры. Порядок проведения медосмотров определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

1.4. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятого на предприятии.

1.5. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.6. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него в процессе выполнения работ, являются: легковоспламеняющиеся жидкости, их пары, газы; этилированный бензин; оборудование, инструмент, приспособления.

1.6.1. Легковоспламеняющиеся жидкости, пары и газы при нарушении правил пожарной безопасности в обращении с ними могут стать причиной пожара и взрыва. Кроме того, пары и газы, попадая в органы дыхания, вызывают отравление организма.

1.6.2. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.

1.6.3. Оборудование, инструмент, приспособления при неисправности и неправильном их применении могут привести к травмам.

2. Меры защиты:

2.1. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

2.2. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются:

- костюм хлопчатобумажный;

- фартук хлорвиниловый;

- сапоги резиновые;

- нарукавники хлорвиниловые;

- рукавицы комбинированные.

При работе с этилированным бензином дополнительно:

- фартук резиновый;

- перчатки резиновые.

2.3. Слесарь во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми слесарь не обучен и не проинструктирован.

2.4. Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.5. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2.6. Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работ и перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

3. Требования безопасности перед началом работы.

3.1. Перед началом работы слесарь должен:

3.1.1. Подготовить и одеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды.

3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов.

3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

3.1.5. Проверить наличие пожарного инвентаря в цехе (на участке) и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему непосредственному руководителю.

3.1.6. Включить общую приточно-вытяжную, а при наличии и в случае необходимости - местную вентиляцию.

4. Требования безопасности во время работы.

4.1. Во время работы слесарь должен:

4.1.1. При техническом обслуживании и ремонте топливной аппаратуры автомобиля принять меры, исключающие проливание топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания.

4.1.2. При ремонте топливной аппаратуры на автомобиле снять клеммы с аккумулятора или отключить его выключателем массы.

4.1.3. При ремонте газовой аппаратуры на автомобиле дополнительно закрыть расходный и магистральный вентили.

4.1.4. Перед разборкой обезвредить поверхность карбюраторов и бензонасосов, работающих на этилированном бензине, а также их детали керосином.

4.1.5. Производить мойку топливной аппаратуры только в местах, отведенных для этой цели.

4.1.6. Моечные ванны с керосином по окончании мойки закрывать крышками.

4.1.7. Производить разборку и ремонт топливной аппаратуры на специальных верстаках или стендах.

4.1.8. Пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями.

4.1.9. Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом от магистрали через шланг или насосом.

4.1.10. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя.

4.1.11. Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом отработавших газов (если посты расположены в помещении ТО).

4.1.12. Перед пуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом и есть ли специальные противооткатные упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг переключателя передач (контроллера) в нейтральное положение.

4.1.13. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву - специально установленными для этой цели лестницами.

4.1.14. При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попал в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в здравпункт или к врачу.

Если специальная одежда облита бензином, обратиться к своему непосредственному руководителю для ее замены.

4.1.15. Пролитый на пол бензин удалить с помощью опилок, ветоши и т.п., а этилированный бензин предварительно обезвредить раствором хлорной извести и удалить тем же способом.

4.2. Запрещается:

- приступать к обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры в случае обнаружения утечки газа при перекрытых кранах на газобаллонном автомобиле;

- пользоваться открытым огнем в помещении, где проводятся ремонт и регулировка топливной аппаратуры;

- засасывать бензин ртом через шланг;

- для мытья деталей пользоваться бензином;

- продувать жиклеры, трубки и т.п. ртом;

- во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю;

- применять для обезвреживания мест, облитых этилированным бензином, сухую хлорную известь.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. Требования безопасности по окончании работы.

6.1. По окончании работы слесарь обязан:

6.1.1. Выключить вентиляцию и оборудование.

6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью, обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их в отведенное для них место.

Сливать остатки керосина и других легковоспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается.

6.1.3. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

6.1.4. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно вымыть руки керосином.

6.1.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

vse-documenty.ru

Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту топливной аппаратуры автомобиля: бланк, образец 2018

____________________________________________________ (наименование организации) ---------------------------------------- ¦Дата ¦Обозначение ¦Отметка об ¦ ¦выдачи ¦(номер) ¦ознакомлении ¦ ¦ ¦инструкции ¦ ¦ ---------+--------------+--------------- СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Наименование должности Наименование должности руководителя профсоюзного либо работодателя иного уполномоченного _________ ___________________ сотрудниками органа (подпись) (инициалы, фамилия) _________ ____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Дата утверждения Дата согласования или СОГЛАСОВАНО Реквизиты документа, выражающего мнение профсоюзного или иного уполномоченного сотрудниками органа

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ ПО РЕМОНТУ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМОБИЛЯ

Примечание. На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц.

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, правил дорожного движения, требований Ростехнадзора, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для слесарей по ремонту топливной аппаратуры автомобиля при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации с учетом условий их работы в конкретной организации - _______________________________.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К самостоятельной работе по ремонту топливной аппаратуры допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда. Для ремонта газобаллонной аппаратуры дополнительно необходимо иметь соответствующее удостоверение.

1.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

1.3. При поступлении на работу слесарь должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры. Порядок проведения медосмотров определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

1.4. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятого на предприятии.

1.5. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.6. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него в процессе выполнения работ, являются: легковоспламеняющиеся жидкости, их пары, газы; этилированный бензин; оборудование, инструмент, приспособления.

1.6.1. Легковоспламеняющиеся жидкости, пары и газы при нарушении правил пожарной безопасности в обращении с ними могут стать причиной пожара и взрыва. Кроме того, пары и газы, попадая в органы дыхания, вызывают отравление организма.

1.6.2. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.

1.6.3. Оборудование, инструмент, приспособления при неисправности и неправильном их применении могут привести к травмам.

2. МЕРЫ ЗАЩИТЫ:

2.1. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

2.2. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются:

- костюм хлопчатобумажный;

- фартук хлорвиниловый;

- сапоги резиновые;

- нарукавники хлорвиниловые;

- рукавицы комбинированные.

При работе с этилированным бензином дополнительно:

- фартук резиновый;

- перчатки резиновые.

2.3. Слесарь во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми слесарь не обучен и не проинструктирован.

2.4. Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.5. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2.6. Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работ и перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

3.1. Перед началом работы слесарь должен:

3.1.1. Подготовить и одеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды. Запрещается производить работы в промасленной и пропитанной горюче-смазочными материалами спецодежде.

3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов.

3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

3.1.5. Проверить наличие пожарного инвентаря в цехе (на участке) и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему непосредственному руководителю.

3.1.6. Включить общую приточно-вытяжную, а при наличии и в случае необходимости - местную вентиляцию.

3.1.7. Удалить из зоны производства работ посторонних лиц, а автомобиль освободить от горючих и легковоспламеняющихся грузов.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. Во время работы слесарь должен:

4.1.1. При техническом обслуживании и ремонте топливной аппаратуры автомобиля принять меры, исключающие проливание топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания.

4.1.2. При ремонте топливной аппаратуры на автомобиле снять клеммы с аккумулятора или отключить его выключателем массы.

4.1.3. При ремонте газовой аппаратуры на автомобиле дополнительно закрыть расходный и магистральный вентили.

4.1.4. Перед разборкой обезвредить поверхность карбюраторов и бензонасосов, работающих на этилированном бензине, а также их детали керосином.

4.1.5. Производить мойку топливной аппаратуры только в местах, отведенных для этой цели.

4.1.6. Моечные ванны с керосином по окончании мойки закрывать крышками.

4.1.7. Производить разборку и ремонт топливной аппаратуры на специальных верстаках или стендах.

4.1.8. Пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями.

4.1.9. Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом от магистрали через шланг или насосом.

4.1.10. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя.

4.1.11. Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом отработавших газов (если посты расположены в помещении ТО).

4.1.12. Перед пуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом и есть ли специальные противооткатные упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг переключателя передач (контроллера) в нейтральное положение.

4.1.13. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву - специально установленными для этой цели лестницами.

4.1.14. При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попал в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в здравпункт или к врачу.

Если специальная одежда облита бензином, обратиться к своему непосредственному руководителю для ее замены.

4.1.15. Пролитый на пол бензин удалить с помощью опилок, ветоши и т.п., а этилированный бензин предварительно обезвредить раствором хлорной извести и удалить тем же способом.

4.2. Запрещается:

- приступать к обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры в случае обнаружения утечки газа при перекрытых кранах на газобаллонном автомобиле;

- пользоваться открытым огнем в помещении, где проводятся ремонт и регулировка топливной аппаратуры;

- засасывать бензин ртом через шланг;

- для мытья деталей пользоваться бензином;

- продувать жиклеры, трубки и т.п. ртом;

- во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю;

- применять для обезвреживания мест, облитых этилированным бензином, сухую хлорную известь.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. При внезапном отключении электроэнергии, возникновении постороннего шума при эксплуатации топливного оборудования прекратить выполнение работ, остановить работу оборудования, вывесить плакат "Не включать!" и сообщить об этом непосредственному руководителю.

5.2. До полного устранения неисправностей не приступать к работе.

5.3. При возникновении утечки топлива на автомобиле необходимо отбуксировать его на улицу, помещение проветрить.

5.4. В случае пожара или загорания на автомобиле закрыть магистральный и баллонный вентили, увеличить число оборотов коленчатого вала двигателя, быстро выработать топливо, оставшееся в системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя, сообщить об этом руководителю и в пожарную охрану, приступить к тушению очага пожара имеющимися средствами пожаротушения.

5.5. Тушить пожар следует углекислотными огнетушителями, песком или струей распыленной воды. Баллон со сжиженным газом обильно поливать холодной водой, исключив возможность повышения в нем давления.

5.6. При загорании электродвигателей, электрических кабелей не допускается тушить пламя водой, если это оборудование находится под напряжением. Для ликвидации загорания следует обесточить поврежденную электроустановку и применять для ее тушения огнетушители.

5.7. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал слесарь, ему следует прекратить работу, немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны, оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение и сообщить о случившемся руководству организации.

5.8. Если несчастный случай произошел с самим слесарем, ему следует прекратить работу, по возможности обратиться в медицинское учреждение, сообщить о случившемся руководству организации или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

5.9. Каждому работнику необходимо уметь оказывать первую помощь пострадавшему.

При ушибах обеспечить полный покой, положить холод на ушибленное место; при ушибе живота не давать пить пострадавшему.

При кровотечении приподнять конечность, наложить давящую повязку, жгут; летом жгут оставляют на 1,5 часа, зимой - на 1 час.

При переломе следует наложить шину.

При термических и электрических ожогах обожженное место закрыть стерильной повязкой; во избежание заражения нельзя касаться руками обожженных участков кожи и смазывать их мазями, жирами и т.д.

При попадании кислоты или щелочи на открытые участки тела следует немедленно промыть их нейтрализующим раствором, а затем холодной водой с мылом; при попадании щелочи - раствором борной кислоты.

При попадании кислоты и щелочи в глаза немедленно промыть их нейтрализующим раствором и обратиться в здравпункт или к врачу.

При всех отравлениях немедленно вынести или вывести пострадавшего из отравленной зоны, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, обеспечить приток свежего воздуха, уложить его, приподнять ноги, укрыть теплым покрывалом, дать понюхать нашатырный спирт и немедленно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение.

При поражении электрическим током пострадавшего освободить от действия тока, при необходимости провести искусственное дыхание и (или) закрытый массаж сердца.

Перевозить пострадавшего допускается только при удовлетворительном дыхании и устойчивом пульсе.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

6.1. По окончании работы слесарь обязан:

6.1.1. Выключить вентиляцию и оборудование.

6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью, обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их в отведенное для них место.

Сливать остатки керосина и других легковоспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается.

6.1.3. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

6.1.4. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно вымыть руки керосином.

6.1.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

blank-obrazets.ru

Типовая инструкция по охране труда

Типовая инструкция по охране труда для слесаря по ремонту топливной

аппаратуры автомобилей и тракторов ТОЙ Р-15-045-97

(утв. Департаментом лесного комплекса Минэкономики РФ 15 декабря

1997 г.)

Вводится в действие с 1 января 1998 г.

1. Общие требования безопасности

1.1. К обслуживанию топливной аппаратуры допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и годные по состоянию здоровья выполнять работы по обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры, имеющие квалификацию слесаря соответствующего разряда, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда и получившие удостоверение.

1.2. Рабочее место слесаря должно быть оборудовано достаточной, принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, ящиками для хранения обтирочного материала, первичными средствами тушения пожара, умывальником с горячей и холодной водой, моющими средствами и полотенцем.

1.3. Хранение топливной аппаратуры должно производиться на стеллажах, в шкафах и др. устройствах, не допускающих попадания пыли на прецизионные пары.

1.4. Электрооборудование помещения должно быть выполнено в соответствии с требованиями безопасности электроустановок для данной категории помещений.

1.5. Слесари по ремонту и обслуживанию топливной аппаратуры должны работать в выданной спецодежде и пользоваться средствами индивидуальной защиты.

1.6. Слесари должны знать и строго выполнять меры безопасности при работе с горючими и опасными жидкостями, не допустить использование их не по назначению, соблюдать меры пожарной безопасности, уметь оказывать помощь пострадавшим при несчастных случаях.

1.7. Слесарь обязан знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка, содержать свое рабочее место, помещение и оборудование в чистоте и порядке, не допускать нахождения в нем посторонних лиц.

1.8. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры обязан знать и соблюдать требования настоящей инструкции. Лица, нарушившие требования безопасности, несут ответственность согласно Правилам трудового внутреннего распорядка.

1.9. В случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, обращаться к непосредственному руководителю, работ.

2. Требования безопасности до начала работы

2.1. Слесарь должен прибыть на работу в установленное распорядком время. Переодеться в рабочую спецодежду.

2.2. Проверить состояние рабочего места, исправность и эффективность работы вентиляции, используемого оборудования, наличия моющих средств и др.

2.3. Выявленные недостатки устранить самостоятельно до начала работы или доложить руководителю цеха, механику о неисправностях и добиться устранения их.

2.4. Ознакомиться с предстоящими заданиями на смену и приступить к их выполнению.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При ремонте и регулировке топливной аппаратуры, снятой с машин и тракторов:

3.1.1. Топливная аппаратура (баки, трубопроводы, карбюраторы, насосы, фильтры, запорная арматура) должны быть очищены от грязи и вымыты в моющих средствах (керосине) в специальном помещении, оборудованном приспособлениями для мойки деталей.

3.1.2. Обслуживание и ремонт аппаратуры проводить в соответствии с утвержденным технологическим процессом с использованием исправного ручного инструмента, приспособлений и стационарного оборудования.

3.1.3. Особую осторожность проявлять при ремонте топливной аппаратуры, работающей на этилированном (ядовитом) бензине. Аппаратура должна быть тщательно промыта в керосине или специальных моющих жидкостях, просушена. Работу выполнять при работающей принудительной вентиляции.

3.1.4. Неисправные и выбракованные детали и использованный обтирочный материал хранить в специальных местах вне рабочего места слесаря.

3.2. Слесарю запрещается:

3.2.1. Работать с немытыми деталями и оборудованием, особенно карбюраторных двигателей.

3.2.2. Продувать с помощью рта каналы и отверстия трубки и др., пользоваться открытым огнем для прогревания и оттаивания (в зимнее время) засоренных трубопроводов.

3.2.3. Использовать для мытья деталей и рук бензин и дизельное топливо.

3.2.4. Оставлять неубранными пролитые горючие жидкости на стеллаже, верстаке или на полу.

3.2.5. Оставлять без надзора помещение и рабочее место с включенным электрооборудованием, освещением.

3.2.6. Курить в помещении для ремонта топливной аппаратуры.

3.2.7. Заводить руку (кисти рук) в зону распыла топлива при регулировке форсунок и насосов на стендах во избежание ранения выбрасываемой под высоким давлением жидкостью.

3.3. Требования безопасности при обслуживании и ремонте топливной аппаратуры непосредственно на автомобилях и тракторах.

3.3.1. Ремонт и обслуживание необходимо производить в специально отведенных местах (боксе, столике, площадке) с достаточным отоплением и освещением.

3.3.2. Топливная аппаратура должна быть очищена от пыли, грязи, после чего производится разборка (снятие) и необходимый ремонт.

3.3.3. До снятия или разборки отдельных узлов топливной аппаратуры необходимо перекрыть питающие трубопроводы и слить оставшееся топливо в специальные емкости.

3.3.4. При снятии топливной аппаратуры использовать только исправный инструмент. Нельзя применять раскручивание гаек с помощью зубила, молотка методом ударов (от искрообразования может произойти загорание или взрыв).

3.3.5. Продувку аппаратуры и топливопроводов производить с помощью сжатого воздуха (насосом, компрессором и др.). Для отогревания замерзших трубопроводов и приборов в зимнее время необходимо использовать горячую воду.

3.4. При попадании этилированного бензина на открытые участки тела необходимо удалить его с помощью ватного тампона, бинта, а затем смыть теплой водой с мылом. При попадании горючих жидкостей в плазме необходимо сразу же промыть их обильным количеством 5-процентного водного раствора борной кислоты и направить пострадавшего в медпункт.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Слесарь обязан:

4.1.1. Немедленно прекратить работу, выключить оборудование и принять меры к предотвращению гибели людей и тушению загорания.

4.1.2. Горящую электропроводку и оборудование напряжением свыше 36 В тушить с помощью углекислотных порошковых огнетушителей, песка, с использованием кошмы, брезента и других малогорючих материалов.

4.1.3. Сообщить об аварии или несчастном случае руководителю цеха, механику, и принять меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

4.1.4. При авариях и тяжелых несчастных случаях до прибытия руководителя цеха принять меры к охране места происшествия.

5. Требования безопасности по окончания работы

5.1. Слесарь обязан:

5.1.1. Прибрать инструмент, приспособления в установленные места, выключить оборудование.

5.1.2. Убрать узлы, детали ремонтируемой топливной аппаратуры в установленные места, загрязненную ветошь (обтирочный материал) сложить в специальный металлический ящик.

5.1.3. Привести рабочее место (помещение) в требуемое санитарное состояние. Вымыть руки с мылом в теплой воде, снять рабочую одежду.

5.1.4. Выключить все электроприборы, закрыть верстаки и ящики с инструментом, закрыть при необходимости помещение на замок или передать рабочее место сменщику.

Согласовано:

ЦК профсоюза работников лесных отраслей

Российской Федерации 17 декабря 1997 г.

ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ

мкр. ВНИИПО, д. 12, г. Балашиха, Московская обл., 143903 Тел. (495) 524-82-21, 521-83-70 тел./факс (495) 529-75-19 E-mail: [email protected]

Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ © ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ, 2008 Все права защищены

xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта