Eng Ru
Отправить письмо

Эволюция и устойчивое развитие. Глава 2. Этапы становления человека. Эволюция и устойчивое развитие ячменев


Эволюция и устойчивое развитие

Блог Ячменева Владислава

Процесс управления для своей успешной реализации требует постановки четких и выполнимых целей и задач.

Однако, когда мы говорим о самоуправлении человечества, например в рамках концепции устойчивого развития, то сталкиваемся с отсутствием четкости. Попытки субъективной постановки таких целей предпринимались неоднократно, но особых успехов они не принесли. Возникает вопрос: а нельзя ли найти какие-либо объективные общие закономерности развития окружающего мира, которые можно было бы положить в основу нашего целеполагания?

Нахождение закономерностей предполагает выделение определенных этапов развития мира. Длительное время автор пытался использовать для этих целей теоретически наиболее разработанную теорию развития форм движения материи (физической, химической, биологической, социальной), а также теорию глобального эволюционизма (впрочем, по этапности она мало чем отличается от предшествующей), однако найденные аналогии развития оказались весьма абстрактными и недостаточно точными для того, чтобы их можно было использовать в системе реального управления крупными социальными системами (вплоть до человечества в целом).

Пришлось искать иное основание для выделения этапов развития окружающего мира. Автором был выбран формально близкий к движению (в философском массовом сознании), но реально обладающий совершенно другими качествами процесс – взаимодействие. Первая работа автора, в которой используется категория «взаимодействие», называется «Эволюция экологической культуры». Выделение этапов развития окружающего мира по формам взаимодействия материи (ФВМ) открыло настолько широкие перспективы для переосмысления многих устоявшихся представлений, что стало понятно – окончить задуманное (с учетом возраста автора) вряд ли удастся. В то же время уже написанное, по нашему мнению, может представлять определенный научный интерес и хотелось бы, чтобы проведенные автором исследования нашли свое применение.

Именно это и послужило причиной принятия решения о создании персонального сайта, на котором автор наряду с уже опубликованными работами планирует поэтапно выкладывать в виде электронного издания свой основной труд под названием «Эволюция и устойчивое развитие». На данный момент написано 2,5 главы (из пяти запланированных), однако проблема в том, что написание каждой последующей главы ведет к необходимости частичной переработки предшествующих (с учетом нового понимания процессов развития). После десятой версии стало понятно, что такая переработка будет постоянной, поэтому автором было принято решение начать частичную публикацию работы с указанием даты публикуемой версии. При сильной переработке старая версия будет заменяться новой (возможно с сохранением предшествующей версии, если по ней проводилась какая-либо осмысленная дискуссия) или дополняться пояснениями.

По мере возможности некоторые части этого труда будут публиковаться в виде отдельных научных статей и выкладываться на сайте. Помимо публикаций на сайте будут размещаться тексты некоторых выступлений автора на различных конференциях. Кроме того, принято решение создать раздел «Мысли и комментарии», в котором будут размещаться отдельные рассуждения на те или иные темы, и которые пока не вошли в основной труд автора (или изложены там недостаточно полно).

Поскольку автор не ставит перед собой цель популяризации излагаемых идей, некоторые материалы могут быть достаточно сложными для восприятия, за что автор заранее просит прощения у возможных читателей.

С уважением, В.А. Ячменев.                 

Июнь 2016 г.    

 

Новое на сайте:

 

 

 (статья в журнале)

 

 

(доклад на круглом столе)

 

(доклад на конференции)

 

(статья в журнале)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

xn----ctbblboscdzf5gp1fsas.xn--p1ai

Об авторе

Дата рождения — 1956 г.

В 1973 году окончил среднюю школу № 128 в ЗАТО «г. Пермь-76» (пгт. Звездный).

В 1979 — Пермский государственный университет, географический факультет, специальность «Гидрология суши».

С 1979 по 1985 год — работа в Пермской гидрометобсерватории (от инженера-гидролога до зам. директора).

С 1980 по 1984 год — обучение в заочной аспирантуре, защита кандидатской диссертации в 1984 году, кандидат географических наук. Тема диссертации: Расчет водного баланса речных водосборов (на примере рек бассейна верхней Камы).

С 1985 по 1992 год — начальник Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

С 1992 по 1996 год — заместитель Главы администрации Челябинской области по вопросам чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, экологии, радиационной безопасности, социальной политики, охране здоровья населения.

С 1997 по 2000 год — генеральный директор АНО «Южно-Уральский региональный экспертно-сертификационный научно-технический центр ядерной и радиационной безопасности».

С 1999 года по настоящее время – заведующий кафедрой биоэкологии в Челябинском государственном университете (ФГБОУ ВО "ЧелГУ").

Текущий статус: 

Заведующий кафедрой биоэкологии - http://www.csu.ru/Lists/List4/sotrudnik.aspx?ID=1022 .

Начальник учебного научно-исследовательского центра биотехнологий (УНИЦБТ) в Челябинском государстсвенном университете - http://cbt.csu.ru/

Главный редактор журнала «Экологический ежегодник» -  http://www.ecology-science.com/about/

Член Общественного совета по формированию экологической политики при Губернаторе Челябинской области. 

Заместитель председателя Межведомственного совета по формированию экологической культуры населения Челябинской области.

Контакты: 

служебные - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Для обсуждения материалов сайта - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

xn----ctbblboscdzf5gp1fsas.xn--p1ai

Эволюция и устойчивое развитие. Глава 1. Этапы становления окружающего мира

Введение

Версия от 10.07.2016 г.                                        Электронный вариант

Разнообразие глобальных катастроф, с которыми человечество в перспективе может столкнуться, достаточно велико [1, 2], но мы выделим всего три реальных угрозы, осуществление которых способно уничтожить человечество как вид.

Первая угроза – падение на планету крупного космического тела. Хотя данное событие и неизбежно, но вероятность его реализации в ближайшее время незначительна. В перспективе планируется предпринять определенные меры по уменьшению вероятности осуществления данной угрозы или ее последствий.

Вторая угроза – широкомасштабная ядерная война. До недавнего времени эта угроза имела весьма большую вероятность осуществления, но благодаря совместным усилиям ряда государств человечеству удалось договориться об ограничении гонки ядерных вооружений. Локальные ядерные конфликты в перспективе хотя и возможны, но не несут угрозы существованию человечества в целом.

Третья угроза – экологическая, к которой, в частности, относят загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, опустынивание и т. д. Все это имеет место, но к каждому из этих процессов человек в той или иной степени способен или адаптироваться, или предпринять технические меры по уменьшению наносимого ущерба. Поэтому общество в основном относится к некоторому ухудшению экологических условий своего существования вполне терпимо, считая это неизбежной платой за прогресс и повышенную комфортность. Суть же проблемы заключается в том, что такие достаточно оптимальные для жизни человека параметры внешней среды, как температура, содержание газов в атмосферном воздухе, например углекислого газа и кислорода, и ряд других, поддерживаются на нужном уровне биотой. То есть происходит биотическая регуляция параметров окружающей среды в пределах, приемлемых для высокоорганизованных форм жизни [3].

Человечество сегодня быстрыми темпами уменьшает регулирующую способность биосферы посредством загрязнения и ослабления природных систем и ее прямого уничтожения (вырубки лесов, опустынивания). При сохранении существующей тенденции на определенном этапе развития ряд параметров окружающей среды выйдет из-под контроля биосферы, что приведет к ее перестройке и установлению новых конечных параметров, часть из которых может оказаться непригодной для высокоорганизованных форм жизни. 

Актуальность экологической проблемы в целом признана мировым сообществом. На саммите в Рио-де-Жанейро в 1992 году за основу мирового развития была принята концепция устойчивого развития [4]. Поскольку данная концепция явилась результатом определенного компромисса между различными силами (и в этом плане она является больше политическим документом, чем научным), цели устойчивого развития (ЦУР) четко сформулировать не удалось. В концепции была заявлена только миссия – «удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» и определено множество различных задач.

На Саммите тысячелетия в 2000 году была принята Декларация тысячелетия ООН [5], в которой были обозначены 8 целей в области развития, трансформировавшихся в 2001 году в цели развития тысячелетия (ЦРТ). Хотя основная идея этих целей первоначально состояла в улучшении социальных и экономических условий (только одна цель касалась вопросов экологической безопасности) в наиболее бедных странах, постепенно они фактически подменили цели устойчивого развития, поскольку последние к этому времени так и не были сформулированы.

Итоги реализации концепции устойчивого развития за последние два десятилетия были подведены в 2012 году на Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де Жанейро. В целом было отмечено продолжение процесса ухудшения состояния окружающей природной среды, что говорит о необходимости принятия дополнительных мер по ее защите. Одной из таких мер в соответствии с принятым на Конференции документом «Будущее, которого мы хотим» являлась задача разработки до 2015 года целей устойчивого развития [6].

В сентябре 2015 года такие цели были приняты [7]. Из 17 намеченных целей 7 можно отнести к социальной сфере, 4 – к экономической, 2 – к политической и 4 – к экологической сферам. Основной крен, как и ранее, сделан на решение проблем социального развития, однако следует отметить увеличение доли экологических проблем, которые необходимо решить. В то же время слабо просматриваются системность и взаимосвязь поставленных целей, их научная обоснованность. По сути поставлена задача решения наиболее острых и злободневных текущих проблем, имеющих значительный социальный отклик, поэтому указанные выше цели имеют промежуточный характер. 

Одной из причин отсутствия четких целей устойчивого развития является сложность постановки общих для различных государств и сообществ целей не только в силу их различия, обусловленного культурными особенностями стран и народов, но и в связи с тем, что в социальном (и не только) управлении под целью подразумевают субъективный образ желаемого будущего. Коллективность процесса постановки целей устойчивого развития не отменяет факта их субъективности, к тому же находящейся под сильным политическим влиянием. Научное обоснование целей устойчивого развития возможно в том случае, если для целеполагания будет определена относительно объективная основа в процессах развития окружающего мира. Речь идет не о нахождении целей устойчивого развития в природе, а об учете существующих закономерностей развития природы при постановке таких целей. При кажущейся простоте такого решения на пути его реализации возникает целый ряд общенаучных проблем. Отметим некоторые из них. 

Во-первых, нахождение и описание закономерностей развития природы осложнено принципиальной неустранимостью многозначности терминов, выходящих за пределы точных и технических наук, что связано с фундаментальными основами познавательного процесса, вследствие чего каждый раз необходимо уточнять значение основных терминов в контексте проводимого исследования.

Вторая проблема тесно связана с первой – отсутствие общей методологии подобных исследований, роль которой должна играть философия, включающая в себя к настоящему времени десятки несвязанных или противоречащих друг другу направлений. Расширение философского дискурса в целом играет положительную роль, позволяя, в конечном итоге (на стадии нового синтеза), глубже понять окружающую действительность, однако перед лицом реальной опасности необходимо начать некоторую консолидацию достоверного методологического знания для поиска путей выхода из создавшейся ситуации.

Третья проблема – антропоморфность используемых в сфере управления терминов и отсутствие терминов-аналогов для характеристики направленности процессов развития на других уровнях реальности, что затрудняет адекватное сопряжение природных и социальных процессов.

Поиск путей решения привел в том числе к необходимости пересмотра некоторых философских оснований этапов развития окружающего мира, поскольку существующее их деление слишком грубо и скрывает многие важные тенденции эволюционного развития. В ходе проделанной работы были получены результаты, которые ввиду своей сложности и широты вышли за рамки возможности их полного описания в обозримой перспективе. В то же время эти предварительные результаты уже имеют, по мнению автора, достаточно высокий эвристический потенциал и могут быть полезны как для понимания окружающей действительности, так и формирования целей различного уровня. Поэтому автором было принято решение начать частичную публикацию наработанного материала в виде электронной версии. По мере получения новых результатов последние будут добавляться к уже опубликованным на сайте материалам. В перспективе планируется выпустить и бумажный вариант исследования. 

xn----ctbblboscdzf5gp1fsas.xn--p1ai

Эволюция свободы и устойчивое развитие

25. Ячменев В.А. Эволюция и устойчивое развитие. Глава 2.4.3. Сознание и реальность. URL: http://эволюция-человек.рф/pubs/39-evolyutsiya-i-ustojchivoe-razvitie-2.html?showall=&start=3#2-4-3- soznanie-i-realnost

26. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика – психология – прогнозирование). М.: Изд-во: «Мир», 2004. 368 с.

27. Красивые и интеллигентные мужчины без клыков появились благодаря капризным самкам, (07.07.2004). URL: http://ethology.ru/news/?id=76

28. Семейные отношения – ключ к пониманию эволюции человека, (9.10.2009). URL: http://elementy.ru/news/431161

29. Гидлевский А.В., Максименко Л.А. Альтруизм и эгоизм как базовые детерминанты бытия человека // Фундаментальные исследования. 2014. No 6-3. С. 649-653. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34219 30. Фукс Б. Молекулярная генетика альтруизма. URL: http://www.russianscientist.org/files/archive/Medicina/2010_ FUX-23.pdf

31. Лаверычева И.Г. Философские и естественнонаучные основания теории эгоизма и альтруизма: автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 2009. 24 с.

32. Правоторов Г.В. Альтруизм как врождённое свойство. URL: http://www.ethology.ru/library/?id=89

33. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. 269 с.

34.Гены управляют поведением, а поведение – генами, (12.11.2008). URL: http://elementy.ru/news/430913

35. Ячменев В.А. Эгоистический сдвиг и его возможное влияние на развитие цивилизации и биосферы // В кн: Устойчивое развитие Челябинской области: сб. ст. Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2011. С. 16–27.

36. У шимпанзе есть чувство справедливости, подобное человеческому, (26.01.2005). URL: http://www.membrana.ru/particle/8134

37. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Изд-во «Мысль», 1988. 301 с.

38. Шевелев В. Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом. URL: http://ethology.ru/library/?id=437

39. Даймонд, Дж. Коллапс: Как и почему одни общества приходят к процветанию, а другие – к гибели // пер. с англ. М.: Астрель: CORPUS, 2011. 800 с.

40. Ячменев В.А. Глобализация и суверенитет: некоторые биополитические аспекты, (25.11.2016). URL: http://эволюция-человек.рф/thoughts/63-globalizatsiya-i-suverenitet-nekotorye-biopoliticheskie-aspekty-25-11-2016.html

41. Доклад ООН: роботы заменят две трети всех работников в развивающихся странах, (01.03.2017). URL: http://mixednews.ru/archives/115709

42. Яшалова Н.Н., Рубан Д.А. Развитие экобизнеса как подход к финансированию экологизации экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. No 5. С. 219-237.

43. Ячменев В.А. Направленность в эволюции и цели устойчивого развития // Экологический ежегодник. 2015. No 8. С. 38-48.

44. Основы адаптологии. URL: http://scorcher.ru/adaptologiya/adaptologiya_basic.php

45. Солдаты первыми испытывают симбиоз мозг/компьютер, (18.11.2015). URL: http://vefnews.com/ru/news/military-technologies/soldaty-pervymi-ispytyvayut-simbioz-mozgkompyuter

46. Воронков В. Нейрокомпьютерный симбиоз: движение силой мысли. URL: https://sk.ru/news/b/press/archive/2013/03/22/neyrokompyuternyy-simbioz-dvizhenie-siloy-mysli.aspx

Скачать (PDF, 361KB)

www.ecology-science.com

Эволюция и устойчивое развитие. Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

 4.1. Целенаправленность в неживой природе

                                                                                     Глава находится в процессе редакции

В третьей главе мы рассмотрели общую структуру бытия, состоящего из трех реальностей (объективной, субъективной и субъективно-объективной), формы его организации (объект, система, иерархия, вложенная иерархия) и взаимодействия (физическая, химическая, вещественная, биологическая, генная, видовая, нейронная, биосоциальная, социотехническая формы), а также уровни циклической и системной направленностей, по которым оно развивается. Автором было отмечено наличие ряда сквозных закономерностей развития бытия для всех трех реальностей бытия (единые формы организации, единые принципы формирования новых форм взаимодействия), в то же время при формировании субъективной и субъективно-объективной реальностей появляются такие процессы, как целеполагание (относится к субъективной реальности) и управление (относится к субъективно-объективной реальности), которые могут влиять на направленности развития бытия.

Процессы целеполагания и управления часто относят только к человеческому (социотехническому) уровню развития, что в корне неверно. Являясь частью механизма эволюционного развития организмов, имеющих сознание, они, безусловно, возникли в живой природе задолго до формирования человека.

Целеполагание и управление стали возможны благодаря тому, что взаимодействия в природе осуществляются по определенным «правилам», которые могут быть выявлены организмами и учитываться ими при организации своего поведения. Эти правила характеризуют направленность процессов взаимодействия на определенный результат (целенаправленность). В зависимости от однозначности (устойчивости) результатов этих взаимодействий они могут проявляться в виде законов, закономерностей и тенденций (глава 3.1.1. Телеология, целеполагание и направленность). Результаты взаимодействий в некоторых процессах могут и не обладать направленностью, то есть быть случайными, что тоже может учитываться организмами. Ранее мы рассматривали циклические и системные направленности, имеющие особое значение для эволюционных процессов, однако для текущего целеполагания и управления организмы в основном используют знания о результатах взаимодействий, имеющих другие направленности – линейные, нелинейные, колебательные, ритмические и др., которые позволяют им оперативно прогнозировать изменения окружающей среды и последствия своих действий в ней.

Наличие сквозных направленностей в неживой и живой природе, а также появление и развитие искусственных кибернетических систем управления приводят к необходимости уточнить понятия, связанные с целеполаганием и управлением, для разных уровней эволюционного развития бытия.

Самыми элементарными целенаправленными процессами, которые выделяют некоторые исследователи, являются процессы, происходящие автоматически под влиянием внешних факторов (например, падение камня на землю). Такие процессы иногда называют телеоматическими [1]. В принятой нами терминологии такая цель (телеоматическая) означает завершение определенного этапа процесса взаимодействия объекта с внешним миром (взаимодействия межобъектные и с окружающей средой), имеющего финальную направленность. При определенных условиях в качестве такого объекта может выступать и сложная система (например, биологический организм), которая в этом случае (обычно при сильных и кратковременных воздействиях) реагирует на внешние взаимодействия как простая материальная вещь, имеющая определенную плотность и массу.

Более сложный вариант направленного процесса в неживой природе, имеющего вполне определенный финал, наблюдается на уровне относительно простых систем. Отклонение таких систем от равновесия под влиянием в основном внешних взаимодействий приводит их в колебательное движение около центра (точки) равновесия с последующим возвращением в начальное состояние, которое и является в данном случае определенным аналогом цели на этом уровне развития бытия. Указанный процесс в соответствии с принятой терминологией характеризуется системной финальной направленностью первого уровня на сохранение устойчивого состояния. Финал таких процессов иногда называют телеономической целью [1].

Но кроме финальной системной направленности есть еще два вида бесфинальной системной направленности – на развитие и деградацию. Здесь возникает вопрос о том, можно ли считать целью направленный процесс (развитие), не имеющий финала. С одной стороны, всякое целеполагание предполагает определенное развитие какого-либо явления, но с другой – такое развитие необязательно имеет фиксированный финал. Например, система может развиваться таким образом, что она «проскакивает» свое устойчивое состояние, и с определенного момента развитие системы сменяется ее деградацией (то есть рост системы и ее последующее разрушение будут осуществляться под преобладающим воздействием положительных обратных связей – это тот путь, по которому может пойти развитие человеческой популяции). Представляется, что процесс развития какого-либо явления должен все же характеризоваться той или иной бесфинальной направленностью, а не целенаправленностью, которая представляет собой частный случай направленности. При этом следует учитывать, что, несмотря на отсутствие конкретной цели в бесфинальной направленности, ее можно использовать в управлении – для организации направляемого развития [2].

Бесфинальная направленность систем на развитие приводит к их усложнению (за счет изменения внутрисистемных связей), увеличению количества составляющих элементов (за счет изменения межобъектных связей), а также к территориальному (пространственному) расширению (за счет изменения взаимодействий с окружающей средой). Бесфинальная направленность на деградацию приводит, соответственно, к упрощению систем, уменьшению количества элементов, их составляющих, и территориальному сужению. Развитие системы или ее деградация не означает, что исчезает ее целенаправленность на устойчивое состояние, просто эта направленность становится второстепенной, играя тем не менее важную роль в сохранении свойства системности.

Однако бесфинальная направленность систем на развитие или деградацию может приводить и к появлению телеоматических процессов, когда в системе превышаются значения некоторых граничных условий, в рамках которых она способна сохранять свою системность для всех составляющих ее элементов. К примеру, бесфинальная направленность на развитие или деградацию часто наблюдается у ледников, которые можно рассматривать как динамические системы неживой природы. В пульсирующих ледниках в результате выпадения осадков и накопления льда регулярно происходят резкие подвижки льда (сёрджи), которые разрушают часть ледника, получающую при этом разрушении телеоматическую цель. Обратим внимание на регулярность (цикличность) возникновения «катастрофических» последствий для данных систем, поскольку их появление обусловлено самим процессом изменения систем в ту или иную сторону. Системы (ледники) с финальной направленностью на сохранение устойчивого состояния также могут подвергаться частичному разрушению (по телеоматическому сценарию) в результате сильных внешних воздействий, например землетрясений, но, в отличие от вышерассмотренного случая, такие явления не характерны для указанных систем и носят в целом эпизодический характер.

Следующий уровень систем – открытые неравновесные динамические системы, «целью» которых также является стремление к аттрактору (центр равновесия – частный случай аттрактора), но он в данном случае может иметь различную траекторию. Специфика таких диссипативных систем заключается в том, что при поступлении энергии извне внутри них могут возникать упорядоченные структуры (типа ячеек Бенара), то есть эти системы способны на некоторую (пассивную) самоорганизацию. Другая их особенность связана с наличием точек бифуркации, что не всегда позволяет определить возможное состояние системы при изменении ее параметров. В целом же протекающие в таких системах процессы также относятся к классу телеономических, обладающих соответствующей системной направленностью финального типа (естественно, в открытых неравновесных динамических системах также могут наблюдаться и две бесфинальные направленности – на развитие и деградацию, которые не относятся к телеономическим процессам).

Цели телеономических процессов в указанных выше системах в дальнейшем будем называть равновесными целями и неравновесными целями.

Объекты, входящие в какую-либо систему (равновесную или неравновесную) в виде ее элементов, кроме собственных «целей», возникающих в результате взаимодействия с другими объектами или окружающей средой, обладают функциональными целями (целями системы, находящейся в устойчивом состоянии), или имеют функциональную направленность (в случае развития или деградации системы), возникающие в результате взаимодействия элементов системы.

Учитывая формы организации бытия, каждая одиночная система также может выступать в виде элемента иерархической системы, а значит обладать определенной функциональной целью в рамках этой иерархии (либо иметь соответствующую направленность в случае ее развития или деградации). Наличие функциональной цели должно приводить к регулярному или постоянному нарушению равновесия системы, входящей в иерархию.

Аналогичная ситуация наблюдается и при формировании вложенной иерархии (после появления жизни), когда каждая входящая в ее состав иерархическая система, как элемент вложенной иерархии, имеет свою функциональную цель или соответствующую функциональную направленность – на развитие или деградацию.

При рассмотрении в третьей главе частично замкнутых циклических процессов нами было выявлено существование ряда циклических направленностей, имеющих определенный финал. Если полностью замкнутый цикл еще можно отнести к телеоматическим процессам, то даже первый уровень направленности частично замкнутых циклических процессов уже не относятся ни к телеоматическим, ни к телеономическим процессам. Финалы процессов, характеризующихся первым (циклическая направленность), третьим (направленность по восходящей сходящейся спирали) и пятым (триадная направленность) уровнями направленности частично замкнутых циклических процессов, образуют новый класс целей, которые обозначим как телеоциклические. Такие цели характеризуют эволюционные процессы, приводящие к изменениям объектов и явлений и появлению новых. Напомним, что второй (направленность по восходящей расширяющейся спирали), четвертый (направленность полных циклов) и шестой (мегациклическая направленность) уровни циклической направленности являются бесфинальными и направлены на развитие.

Для лучшего понимания изложенного выше материала в расположенной ниже таблице приведена примерная матрица направленностей и целенаправленностей в неживой природе (без учета типа взаимодействий).

Таблица 4.1. Матрица целей (направленностей и целенаправленностей) в неживой природе

 Типы целей

(направленностей и целенаправленностей)

   
   Формы организации неживой природы
 объект  система  иерархия
 Телеоматические   +  -
 Системные    развитие  +
 устойчивое состояние (телеономическая цель)
 деградация  +
 Телеоциклические       замыкание цикла (изменение)  +
 развитие (по восходящей расширяющейся спирали)  +
 образование нового объекта (через развитие по восходящей сходящейся спирали)  +
 развитие (по полным циклам)  +
 образование интегративного объекта  +
 развитие (по мегациклической направленности)  -
 Функциональные   системы  +
 иерархии  -

Следует еще раз подчеркнуть, что существует разница между развитием различных форм организации материи, имеющим системную направленность, и развитием этих же форм, имеющим циклическую направленность. В первом случае речь идет об усложнении внутренних связей систем, увеличении количества ее элементов и пространственном расширении, во втором – об образовании новых объектов (элементов систем).

Если процессы, имеющие циклическую направленность третьего уровня, завершаются образованием нового объекта (явления), то процессы, имеющие циклическую направленность пятого уровня (триадную), – интегративного объекта. В данном случае речь идет о том, что физическая и вещественная формы взаимодействия бытия (ФВБ) порождают интегративную форму взаимодействия – вещественную. Одна из особенностей интегративной формы состоит в том, что она способна (через стандартные процессы первого, второго и третьего уровней циклической направленности) порождать иную форму (в данном случае биологическую), которая становится основой для формирования новой триады, состоящей из следующих форм: биологическая – генная – видовая. Акцентируем внимание на этом процессе еще раз. Новая триада форм (объектов) образуется не на основе интегративной формы предшествующей триады, а на основе новой формы, образованной из этой интегративной формы (триады не пересекаются).

 

xn----ctbblboscdzf5gp1fsas.xn--p1ai

Эволюция и устойчивое развитие. Оглавление

Эволюция и устойчивое развитие

Глава 1. Этапы становления окружающего мира

Введение
1.1. Мир как взаимодействие
1.2. От неживой природы к живой
1.3. Биологическая жизнь
1.4. Нервная система - новый уровень жизни
   1.4.1. Становление нейронной формы взаимодействия материи
   1.4.2. Зарождение знаковых систем
   1.4.3. Безусловный и условный рефлексы
   1.4.4. Зарождение психики и информации
   1.4.5. Уровни информационной сложности
   1.4.6. Знаки дополнительного смысла и семиотика
   1.4.7. Клеточные ансамбли Хэбба, коннектом, когнитом
   1.4.8. От нейросоциальности к биосоциальности
1.5. Человек
Литература к главе 1

Глава 2. Этапы становления человека

2.1. Культура
2.2. Физические, химические и вещественные изменения
2.3. Биологические, генные и видовые изменения
2.4. Нейронные изменения
   2.4.1. Четыре уровня сознания
   2.4.2. Кто принимает решения?
   2.4.3. Сознание и реальность
   2.4.4. Мир субъективного
   2.4.5. Дальнейшая эволюция сознания
2.5. Биосоциальные изменения
   2.5.1. Отношение видов социальности
   2.5.2. Формы и виды поведения
   2.5.3. Тенденции изменения поведения
   2.5.4. Изменение мотивации на биологическом уровне
   2.5.5. Изменение мотивации на видовом уровне
   2.5.6. Изменение мотивации на биосоциальном уровне
   2.5.7. Изменение мотивации на социотехническом уровне
2.6. Экосистемные изменения и экологическая культура
Литература к главе 2

Глава 3. О направленности процессов в неживой и живой природе

3.1. Общие представления о направленности
   3.1.1. Телеология, целеполагание и направленность
   3.1.2. Циклическая направленность
   3.1.3. Системная направленность
3.2. Уточнение структуры бытия и форм его взаимодействия
   3.2.1. Формы организации материи и их взаимосвязь с формами ее взаимодействия
   3.2.2. Формы организации и взаимодействия бытия
3.3. Направленность в эволюции бытия
3.4. Многообразие аналогий
Литература к главе 3

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.1. Целенаправленность в неживой природе
4.2. Целенаправленность в живой природе
4.3. Целеполагание в разумной природе
   4.3.1. Целенаправленность на организменном уровне сознания
   4.3.2. Свобода воли и свобода поведения
   4.3.3. Целеполагание на видовом уровне сознания
   4.3.4. Целеполагание на биосоциальном уровне сознания
4.4. Целеполагание на социотехническом уровне сознания (в работе)

 

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Наверх

xn----ctbblboscdzf5gp1fsas.xn--p1ai

Эволюция и устойчивое развитие. Глава 2. Этапы становления человека

2.1. Культура

При нестойкости органических соединений, составляющих основу любого биологического организма, одним из обязательных условий сколько-нибудь длительного существования жизни является необходимость постоянного обновления и размножения жизненных форм. Процесс простой репликации может наблюдаться на всех уровнях развития материи. Специфика репликации в живой природе – наследственная изменчивость, именно ее наличие позволило, несмотря на колебания внешних условий, сделать процесс репликации жизни исторически непрерывным.

Наследственность наряду со случайными мутациями и естественным отбором приводит к появлению все более сложных форм организмов. Это связано с тем, что у сложных систем (живых и неживых) имеется больше адаптационных возможностей при изменении внешних условий как за счет их дальнейшего усложнения (образования новых взаимосвязей), так и за счет упрощения (ликвидации лишних связей в новых, благоприятных условиях). Поскольку внешние условия существования живых организмов в целом все больше усложняются, в том числе за счет взаимодействия со все более сложными соседями по экосистеме, то естественный отбор направлен в большинстве случаев в сторону усложнения их внутренней организации. В итоге естественным путем на основе случайных процессов (изменчивости), наследственности и цикличности, о которой будет сказано подробнее в третьей главе, запускается процесс самоусложнения жизни.

Однако чисто генетические взаимодействия имеют определенные пределы усложнения, и к тому же они сильно ограничены скоростью его реализации, поскольку способны накапливать и передавать в череде поколений программу реагирования в основном на типовые условия и ситуации. С появлением нервной системы усложнение организмов за счет генетических взаимодействий получило второе дыхание, кроме того, некоторый опыт текущего взаимодействия с окружающей средой стал накапливаться организмом в течение жизни, но он, за исключением относительно эпизодических случаев эпигенетического наследования [1], почти не передавался по наследству. 

Дальнейшее развитие нервной системы привело к образованию нового механизма эволюционного развития, связанного с появлением информационного взаимодействия между биологическими особями одного вида. С формированием нейросоциальных взаимодействий внутривидовые взаимодействия стали дополняться биосоциальными. Унификация информационных сигналов позволила начать передачу части накопленного организмом онтогенетического опыта взаимодействия с окружающей средой и другими организмами через различные формы обучения последующим поколениям [2, 3, 4]. По сути, этот процесс и лежит в основе явления, которое на более высоких уровнях развития получило название «культура».

Возникает проблема обозначения совокупного процесса передачи приобретенного жизненного опыта внегенетическим путем на начальном этапе развития материального мира. Предложенная классификация этапов такого развития позволяет достаточно органично увязать название данного процесса с периодом его возникновения через термин «биосоциальная культура».

Биосоциальная культура через изменение поведения начинает влиять и на генетическое наследование. Другими словами, если до появления психики эволюционное развитие находилось в значительной степени «под патронажем» случайности, то формирование биосоциальной наследственности вводит в эволюционное развитие элемент направленности, связанный с наличием определенных закономерностей развития биосоциальных взаимодействий.

Биосоциальная культура как механизм эволюционного развития охватывает период развития от появления биосоциальности до возникновения человека (социотехнической ФВМ). Не останавливаясь на многочисленных проявлениях биосоциальной культуры в животном мире, отметим, что и начальная часть истории человечества также формировалась под ее преобладающим воздействием.

Переход на другой уровень развития материального мира стал возможен после появления языка («второй сигнальной системы»), то есть вторичных ЗДС (знаков дополнительного смысла), образующихся через обобщение первичных ЗДС (о которых говорилось ранее) и их перекодировку для целей коммуникации в знаки, воспринимаемые сенсорной системой другого человека. Начался процесс двойной объективизации знаний, выявляемых отдельным человеком в процессе получения субъективного опыта. С одной стороны, введение общих коммуникативных знаков формирует субъективный опыт в пределах общедоступных для понимания границ, с другой – обмен опытом с использованием общих знаков позволил быстрее отсеивать часть недостоверного знания и давал определенное преимущество наиболее эффективному знанию, на основании которого можно было строить более достоверные модели реальности. Первичная и вторичная системы знаков дополнительного смысла неразрывно связаны между собой и развиваются совместно, постоянно находясь в процессе взаимных изменений. Тем не менее, первичные знаки дополнительного смысла более консервативны и до конца не выразимы во вторичных знаках дополнительного смысла, к тому же значительная доля этого смысла вообще не поддается контролю сознания (в его создании и использовании участвует и неосознаваемая часть психических процессов).

Начальный язык относится к естественным вторичным ЗДС, возможности его использования ограничены опытом конкретных людей. Закрепление вторичных ЗДС на материальных носителях (наскальные рисунки, пиктограммы, культовые предметы и изделия) постепенно привело к возникновению искусственных вторичных ЗДС в виде письменности, что позволило значительно расширить круг явлений, поддающихся моделированию. Хотя в основе начальных форм искусственных вторичных знаков дополнительного смысла лежали естественные вторичные ЗДС, после своего возникновения они существенно трансформируют эти естественные знаки, внося в них новое содержание, и создают другие знаки, в том числе высокого уровня абстракции, возникновение которых без наличия письменности невозможно. 

Становление человеческой культуры (социотехнической) неразрывно связано с развитием техники. Использование техники позволило человечеству преодолеть ограничения, накладываемые факторами внешней среды абиотического и биотического происхождения на рост численности любого биологического вида. Изобретение книгопечатания, а затем и других технических носителей информации и средств ее обработки (компьютеры) позволило резко усилить процесс накопления информации и увеличить объем ее передачи внегенетическим путем. Для взаимодействия с техникой была создана еще одна система знаков – искусственных знаков протосмысла (например, определенная последовательность электроколебаний).

Процесс объективизации субъективного привел к тому, что часть полученных человеком знаний о связях воздействий, к тому же проверенных практикой, перестала быть зависимой от субъектов. Элементы такого объективизированного знания стали получать свои обозначения, к этому процессу добавилось и сознательное очищение от субъективности ряда искусственных вторичных ЗДС, что привело в итоге к созданию третичных ЗДС (цифры и другие знаки точных наук), являющихся инструментом познания свойств объективной реальности.

Внегенетическим путем могут передаваться различные объекты субъективной и объективной реальности – естественные (жесты, некоторые навыки и умения), искусственные (в том числе техника) и смешанные (естественно-искусственные). Поэтому такие признаки, как искусственность происхождения, разумность деятельности, надбиологичность поведения, не в полной мере описывают явление культуры. С другой стороны, поскольку культура передается последующим поколениям, к ней относятся не все результаты текущей деятельности человека, а только их часть (причем не всегда разумная и осознаваемая).

Культура (социотехническая) в широком ее понимании – это совокупность естественных и искусственных физических, химических, вещественных, биологических, нейросоциальных, биосоциальных и социотехнических явлений, связанных с жизнедеятельностью человека и передающихся из поколения в поколение внегенетическим путем. К ней относится все многообразие знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения человека, идей, гипотез, верований, ценностей (включая материальные) и т.д.

Таким образом, культура является одним из эволюционных механизмов развития, распространяющимся на всю человеческую популяцию. Поэтому с научной точки зрения нельзя сказать, что есть культурные и некультурные люди. Человек не может существовать вне культуры, но культура у каждого своя, и определяется она, в первую очередь, социальным окружением.

Тем не менее, при общении мы регулярно сталкиваемся с оценкой степени культуры того или иного человека. Это происходит потому, что на бытовом уровне культура часто смешивается с соблюдением тем или иным человеком социальных норм поведения. Если человек соблюдает эти нормы, которые включают и знание некоторых основ этикета, истории, искусства, науки и ряда других сфер социального бытия, то его считают культурным человеком (у маргинальных культур могут быть свои нормы), если человек не знает или знает, но не соблюдает их, его относят к некультурным людям (с низким уровнем культуры). Например, в понятие культуры входит весь накопленный научный багаж знаний, а вот в социальную норму – знание некоторых основ устройства окружающего мира и профессиональные знания в той отрасли, в которой человек специализируется. Необходимо  учитывать, что некая норма знаний влияет не только на социальный статус человека, но и способствует социальной коммуникации, без которой он также не может существовать.

В результате длительного совместного развития культуры и техники появилось такое новое явление, как искусственный мир, который достаточно принципиально отличается от породившего его естественного мира. Поскольку нет однозначных трактовок определения понятий «естественное» и «искусственное» (как, впрочем, и любых других понятий, связанных со вторичными знаками дополнительного смысла и выходящих за пределы точных и технических наук), целесообразно несколько уточнить их смысл в контексте данного исследования.

Понятие «естественный» обычно означает, что рассматриваемое явление или процесс возникает, существует и исчезает в соответствии с природными законами без постороннего (человеческого) вмешательства. Соответственно, понятие «искусственный» чаще всего относится к результатам сознательной деятельности человека или ею обусловленной. Однако следует учитывать, что не вся такая деятельность приводит к возникновению «искусственного». Человек – один из биологических видов на Земле, и некоторая часть его деятельности вполне вписывается в существующие природные отношения, то есть  является «естественной». 

Заметим, что большинство материальных проявлений искусственного мира (физического, химического, вещественного и частично биологического уровня) не характерно для естественного, природного мира, не «вписывается» в существующие круговороты вещества и энергии и неспособно существовать самостоятельно. Поэтому для его сохранения и развития требуется постоянная, все возрастающая подпитка веществом и энергией из окружающего природного мира. Возникновение «искусственного» связано с использованием человеком в своей деятельности техники, и его дальнейшее существование в подавляющем большинстве случаев без нее невозможно.

Но «искусственное» в ходе становления социотехнической формы взаимодействия материи внесло изменения не только в окружающую среду, но и в саму суть человека на всех уровнях его существования. С точки зрения развития ФВМ человек – это сложносоставное существо, в котором присутствуют все формы предшествующих эволюционных взаимосвязей. Взаимосвязь структурных уровней у этого существа сложна и многогранна тем не менее, в большинстве случаев определенные границы указанных уровней можно выявить, что позволяет получить достаточно объективные и значимые критерии по оценке целого ряда явлений и процессов, связанных как с человеком, так и его деятельностью. Оценим, в первом приближении, некоторые изменения, которые претерпели взаимодействия различных уровней в человеке в период его становления.

xn----ctbblboscdzf5gp1fsas.xn--p1ai


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта