Eng Ru
Отправить письмо

«Третий энергетический пакет». Ес третий энергетический пакет


«Третий энергетический пакет»

«Третий энергетический пакет» Мы часто слышим от европейцев, что Газпром, как заказчик газотранспортных услуг, должен радоваться появлению «Третьего пакета». Мол, сейчас он может получить свободный доступ к газопроводам, принадлежащим европейским монополистам, при этом доступ будет осуществляться не по высоким ценам, которые назначают монополисты, а по регулируемому тарифу, который устанавливается независимым органом. Казалось бы, это должно воплотить в жизнь давнюю мечту – выход на конечного потребителя. Однако если более детально проанализировать ситуацию, то она окажется не такой радужной. Есть два больших но.Во-первых, в ЕС применяется принцип «пользователь платит», согласно которому на заказчика газотранспортных услуг перекладываются затраты как на реформирование рынка, так и на развитие газотранспортной системы. Другими словами, именно заказчик в конечном итоге платит за создание обязательных реверсивных мощностей, за структурное реформирование предприятий и за реализацию прочих административных мер, предусмотренных «Третьим пакетом». Во-вторых, «Третий пакет» не содержит «дедушкиной оговорки», которая гарантировала бы стабильность действующих газотранспортных контрактов. Между тем такие исторические контракты иногда являются более выгодными для заказчика, чем регулируемые контракты. Их изменение «Третьим пакетом» может повлечь негативный эффект.Однако основные проблемы, вытекающие из «Третьего пакета», касаются инвестиционных проектов в Европе. Проблемы вытекают из двух категорий норм: во-первых, из норм о структурном реформировании вертикально интегрированных компаний, во-вторых, из так называемой оговорки о третьих странах. Структурные меры «Третьего пакета» принципиально отличаются для существующих и новых систем транспортировки газа.К тем системам, которые существуют по состоянию на сентябрь 2009 года, государства – члены ЕС вправе по своему выбору применять одну из трех моделей разъединения. Либо полное разъединение по собственности – это самая жесткая модель, предполагающая полную дезинтеграцию, либо назначение независимого системного оператора – это средняя по жесткости модель, которая предполагает, что вертикально интегрированное предприятие, хотя формально остается собственником газотранспортной системы, в реальности передает все функции по управлению ей независимому лицу. Третья, наиболее мягкая и самая популярная модель, – это модель независимого транспортного оператора, когда вертикально интегрированное предприятие передает право собственности и функции по управлению газотранспортной системой своему дочернему обществу, которое отделяется надежными стенами от других сегментов вертикально интегрированного предприятия.Очевидно, что применение любых структурных мер к европейским газотранспортным системам, которые принадлежат поставщикам газа, повлечет либо полную утрату, либо значительное ослабление контроля над соответствующими сетевыми активами. Все зависит от степени жесткости выбранной модели.Что касается новых систем транспортировки газа, то есть тех, которые будут введены в эксплуатацию после сентября 2009 года, то здесь «Третий пакет» не оставляет государствам-членам гибкости. К новым системам на безальтернативной основе применяется только самая жесткая модель – полное разъединение по собственности. Что это означает на практике? Это означает, что теперь поставщик газа может построить в ЕС свою газотранспортную систему лишь в одном случае: если он получит специальное освобождение от разъединения по собственности. Причем такое освобождение не может быть рамочным, оно является индивидуальным и выдается в отношении каждого конкретного проекта. Процедура получения такого освобождения достаточно длительная и сложная. Она предполагает принятие решения на двух уровнях: сначала необходимо обратиться к Национальному энергетическому регулятору государства-члена, на территории которого предполагается строительство газотранспортной системы, затем решение Национального энергетического регулятора должно быть одобрено Европейской комиссией, то есть последнее слово остается за Брюсселем. При принятии решений комиссия будет руководствоваться не в последнюю очередь своими политическими приоритетами. В их число сейчас не входят проекты по транспортировке российского газа. Напротив, комиссия делает все возможное, чтобы продвинуть альтернативные проекты «Южного коридора», открыть так называемый «четвертый» каспийский маршрут и тем самым диверсифицировать внешние источники поставки газа.Другая проблема для инвестиционной деятельности связана с применением оговорки о третьих странах. Суть этой оговорки состоит в том, что европейские операторы транспортировки газа, подконтрольные иностранцам, могут быть сертифицированы лишь в том случае, если докажут, что их сертификация не подорвет надежность поставок. То есть оператор мало того, что ставится в рамки презумпции виновности, так он еще должен принести то, не знаю что, потому что перечень доказательств, которые оператор должен представить в обоснование отсутствия рисков надежности поставок, не определен в «Третьем пакете». Эта оговорка создает дополнительный барьер для работы иностранных инвесторов на европейском рынке и свидетельствует о том, что зафиксированный в Договоре к Энергетической хартии принцип открытости энергетических рынков на деле не выполняется даже самым преданным сторонником договора – Европейским союзом.Наконец, существует общая системная проблема, связанная с «Третьим пакетом», – это дефицит предсказуемости практики его применения. Многие нормы «Третьего пакета» сформулированы нечетко, допускают различные толкования. Это может негативно повлиять на единообразие их применения на различных государствах – членах ЕС. Это обстоятельство не может не тревожить инвесторов, которым требуется юридическая определенность и предсказуемость.Какие меры можно предпринять в отношении рисков, вытекающих для поставщиков газа из «Третьего пакета»?Во-первых, следует проводить работу с институтами ЕС, государствами – членами ЕС, направленную на повышение предсказуемости практики применения «Третьего пакета» на стадии его имплементации. Действительно, «Третий пакет» – это состоявшийся факт. Он принят, но в рамках разработки имплементирующих мер на уровне государств-членов и в рамках разработки мер, развивающих «Третий пакет» на уровне ЕС, есть возможность, если российская сторона в этот процесс будет вовлечена, попытаться ликвидировать серые зоны «Третьего пакета» и предотвратить появление дополнительных новых рисков.Во-вторых, следует использовать потенциал действующих правовых соглашений, заключенных Россией как с ЕС, так и с отдельными государствами – членами ЕС. Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС 1994 года прямо предусматривает национальный режим для российских инвестиций в ЕС. Это является аргументом против применения оговорки о третьих странах к компаниям, которые подконтрольны россиянам. В свою очередь, двусторонние инвестиционные соглашения, заключенные Россией с государствами – членами ЕС, предусматривают меры защиты капиталовложений, причем эти меры снабжены механизмом международного арбитражного разрешения споров. Эти нормы могут быть использованы для защиты российских инвесторов от структурных мер, которые влекут снижение стоимости инвестиций или контроля над ними. Например, вертикально интегрированные акционеры компании «Лиетувос Дуос» на основании двусторонних инвестиционных соглашений уже сейчас выстраивают линию защиты в связи с перспективой принудительного разъединения по собственности данной компании.В-третьих, целесообразным представляется проводить с государствами – членами ЕС работу, направленную на создание для новых российских газотранспортных проектов в ЕС недискриминационных условий по сравнению с условиями проектов «Южного коридора», которые активно лоббирует комиссия. Определение инфраструктурных приоритетов ЕС зависит не столько от решений комиссии, сколько от позиций государств – членов ЕС, консолидированных в рамках Европейского совета и Совета министров энергетики ЕС. Около четверти государств-членов уже прямо или косвенно высказались в поддержку российского проекта «Южный поток», что само по себе является веским аргументом в пользу предоставления «Южному потоку» статуса не хуже, чем у проектов «Южного коридора».В-четвертых, при подготовке проектов новых соглашений России и ЕС было бы полезным предусматривать меры, направленные на защиту торговых и инвестиционных интересов российских энергетических компаний от негативного воздействия регулятивных мер, принимаемых ЕС в одностороннем порядке. Очевидно, что сейчас энергетическое законодательство ЕС не только не отражает импортную специфику зависимости от газа, но и предполагает распространение своих норм за рамки сугубо «внутриеэсовских» отношений.В-пятых, важно детально и всесторонне проанализировать вопрос о стратегической ценности участия вертикально интегрированных игроков в энергетических инфраструктурных активах ЕС в рамках нового регулятивного режима.

Оцени новость:

Также смотрите: 
  • Пакет проблем
  • Не договорились, премьер-министр с еврокомиссаром
  • energynews.su

    Третий энергетический пакет: борьба между Россией и ЕС | Белоруссия | ИноСМИ

    24 февраля 2011 г. во время своего визита в Брюссель премьер-министр России В. Путин пытался навязать руководству ЕС свою модель энергетической политики. Переговоры были трудными, и согласовать позиции не удалось. Между тем, новые европейские правила либерализации энергетического рынка 3 марта этого года уже вступили в силу.

    Главная проблема страдающей от недостатка энергоносителей Европы заключается в том, что она в данном случае зависит от недемократических стран, которые склонны использовать энергетику в качестве инструмента политического давления. Бороться с этим можно за счёт снижения потребления энергоресурсов и использования возобновляемых источников энергии. Кроме того в 2009 г. ЕС принял программу энергетической реформы, цель которой – более высокая конкуренция и эффективность в сфере поставок и распределения энергоресурсов. Один из способов это сделать – заставить поставщиков энергии ослабить контроль над трубопроводами и распределительными сетями.

    Юридически Третий энергетический пакет (ТЭП) является набором директив в сфере поставок электроэнергии и газа, регламентирующих вопросы владения и использования газопроводов и электросетей, а также предусматривающих учреждение Агентства по энергетике. В его основе лежит принцип разделения. При этом страны ЕС могут выбрать один из трех вариантов реформы распределительных сетей. Первый из них предполагает принудительное разделение собственности вертикально интегрированных холдингов: энергетические компании должны продать свои транспортные сети независимому оператору и не смогут иметь в нем контрольного пакета. Второй вариант позволяет добывающим компаниям оставаться владельцем транспортных сетей. Однако управлением сетью в этом случае должен заниматься специально созданный «независимый оператор системы». Третий вариант также предполагает сохранение вертикально интегрированных корпораций, но их деятельность будет контролировать специальный «наблюдательный орган». На внедрение этих правил европейским странам предоставляется три с половиной года.

    Россия считает, что это дискриминационные меры, направленные прежде всего против «Газпрома». Как заметил В. Путин, это по сути «конфискация имущества». Однако председатель Еврокомиссии Ж. М. Баррозу придерживается иного мнения. После встречи с главой российского правительства он признал, что некоторые страны ЕС выбрали наиболее жёсткую из трех возможных моделей реформы, которая предусматривает полное отделение добычи и транспортировки энергоресурсов, но подчеркнул:  »Мы считаем, что так называемый Третий энергетический пакет не является дискриминационным, и мы просим иностранные компании принять те же правила, по которым работают наши собственные компании».

    Литовский институт свободного рынка ещё в ноябре 2009 г. заявил о том, что ТЭП является логическим продолжением европейской энергетической политики, а затем Литва объявила о том, что намерена разделить свою компанию «Литовский газ», акционером которой является «Газпром», на компании, которые будут заниматься продажей газа и останутся под контролем государства, и компании, которые будут владеть распределительными сетями. Но «Газпром» утверждает, что литовское правительство таким образом пытается лишь оправдать национализацию его активов.

    Брюссель в свою очередь отмечает, что Литва могла бы послужить примером для всей Европы в плане того, как нужно действовать на национальном энергетическом рынке в интересах потребителей. В частности комиссар ЕС по энергетике Г. Эттингер в сентябре прошлого года высоко оценил её усилия по реформированию газового сектора страны в соответствии с требованиями ТЭП. «Мы высоко оцениваем тот факт, что вы выбрали и внедряете наиболее эффективную модель отделения собственности оператора газотранспортной системы», - заявил он в беседе с представителями Литвы.

    Литовский министр энергетики А. Сякмокас поблагодарила ЕС за поддержку и подчеркнул, что для Литвы ТЭП является прежде всего инструментом создания конкуренции на рынке газа и электроэнергии. «Литва платит за газ почти на треть больше чем некоторые другие европейские страны. Такое положение неприемлемо. Поэтому мы не только проводим реформу газовой отрасли, но и создаём вторичную газовую биржу – прозрачный и конкурентный рыночный механизм, который станет гарантом свободного доступа к сети и низких цен для потребителей», - сказал министр.

    Таким образом, Вильнюс наступил «Газпрому» на мозоль, и нет ничего удивительного в негативной реакции Росси на действия своего маленького соседа. Именно поэтому в ходе своей встречи с Ж. М. Баррозу В. Путин вел себя достаточно нагло, видимо считая, что имеет на это право. На его стороне играют и события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, вынуждающие ЕС идти на уступки Москве: они (особенно война в Ливии и санкции СБ ООН, США и ЕС против режима М. Каддафи) стимулируют рост цен на нефть и создают России благоприятную почву для того, чтобы диктовать главным потребителям её «чёрного золота» свои условия.

    Короче говоря, В. Путин рассчитывал на то, что сильная карта России как одного из крупнейших поставщиков энергоресурсов поможет ему сломить сопротивление Брюсселя по ТЭП, но не удалось – пока не удалось: все мы помним, как Европа согласилась на прокладку газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря, из-за чего когда-нибудь ещё пожалеет ...

    inosmi.ru

    | Энергореформа

    Фото: Энергореформа

    Иван Полтавец, управляющий партнер Stober, Poltavets & Associates

    Оптовые цены на электроэнергию в Европейском Союзе упали до минимальных значений за десятилетие. Это означает, что цены перестали играть роль стимула и индикатора для инвестиций. А без инвестиций достигнуть амбициозных целей в энергетическом секторе ЕС будет непросто. Для решения этих проблем ЕС начал подготовку к принятию нового энергетического пакета - Четвертого, который еще называют Зимним энергопакетом (Winter energy package). В приоритетах европейцев – создать единую архитектуру рынка электроэнергии, способствовать лучшей рыночной интеграции электроэнергии, генерируемой возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), обеспечить продолжения роста энергоэффективности европейской экономики.

    Ход Зимним энергопакетом

    Концепция Зимнего энергопакета изложена в докладе Еврокомиссии «Чистая энергия для всех европейцев» (Clean Energy for All Europeans), обнародованном 30 ноября 2016 года.

    Ожидается, что успешное внедрение нового энергопакета позволит дополнительно ежегодно привлекать 177 млрд евро государственных и частных инвестиций, начиная с 2021 года. Если пакет достигнет целей, ожидается, что ВВП стран ЕС будет ежегодно расти на 1% в период 2020 – 2030 годов. Новый энергопакет также ставит амбициозную цель - довести долю производства электроэнергии из возобновляемых источников до 50% общего объема к 2030 году.

    Презентация проектов директив Еврокомиссии запустила процесс консультаций по Зимнему пакету. Опубликованные законопроекты вызвали шквал критики со стороны экспертов и общественности. Скорее всего, до утверждения в Европарламенте и Совете ЕС многие их положения могут существенно измениться.

    На сегодня в Европарламенте по новому энергопакету уже избраны докладчики от разных политических сил. Хотя позиции отдельных стран пока еще окончательно не определены, на уровне энергетических министров государств Евросоюза, последняя встреча которых состоялась 27 февраля 2017 года, существует общее согласие и поддержка относительно главной цели Зимнего энергопакета – сделать энергию более доступной для потребителей и чище с точки зрения экологии. Полное же рассмотрение и утверждение Зимнего энергопакета, очевидно, растянется на несколько лет. 

    В случае принятия Зимнего энергопакета ситуация на энергорынке, скорее всего, изменится - вырастет доля энергокооперативов и мелких производителей. В то же время, рынок станет более гибким, стабильным и сбалансированным, поскольку в периоды пиковых нагрузок мелкие производители смогут гасить скачки потребления электроэнергии, играя на стабилизацию всей энергосистемы.

    Основной тренд энергетики будущего, каким он представлен в Зимнем энергопакете, – децентрализация генерации и потребления электроэнергии. К этому тренду следует отнестись с должным вниманием, ведь он обусловлен развитием технологий, а значит имеет глобальное влияние.

    Цели планируемых нововведений

    В целом Зимний пакет имеет три основные цели: 1) приоритетность энергоэффективности; 2) достижение глобального лидерства в сфере ВИЭ; 3) обеспечение лучших условий для потребителей.

    Зимний энергопакет несет в себе философию реформирования энергорынка в сторону большей гибкости как для производства, так и потребления электроэнергии.  Рынок должен обеспечивать правильные стимулы как для производителей и инвесторов, так и для потребителей.

    Отчасти это означает, что цена на электроэнергию для потребителей должна стать более гибкой, увеличиваться во время пикового потребления и падать в период снижения спроса. Потребитель электроэнергии с помощью новых технологий, будет мотивирован стать активным игроком рынка, получив возможность не только использовать, но и генерировать, продавать и хранить электроэнергию с ощутимой для себя выгодой. Таким образом гибкость предложения электроэнергии, особенно со стороны ВИЭ, будет дополнена и компенсирована гибкостью спроса.

    Что ждет ВИЭ?

    Согласно Зимнему энергопакету, доля выработанной из ВИЭ электроэнергии, ныне составляющая 29%, к 2030 году превысит 50%. Основными источниками энергии будут ветер и солнце. При этом выработка энергии должна стать максимально децентрализованой.

    Рынки должны будут предоставить возможность для краткосрочной торговли электричеством, чтобы отображать вариативное предложение электроэнергии, генерируемой ВИЭ. Также должна возрасти доля ВИЭ в системах отопления и охлаждения. Большую роль должна получить биоэнергетика. Прогресс будет наблюдаться и в поставках новых видов биотоплива для транспорта, а также ускорится процесс дальнейшей электрификации транспорта.

    С одной стороны ЕС достиг значительных успехов в стимулировании и развитии ВИЭ. Однако теперь, чтобы стать глобальным лидером в этой сфере, необходимо обеспечить ее эффективную интеграцию в общий рынок без искажения рыночных стимулов. Это не означает, что ЕС откажется от поддержки ВИЭ, однако предлагается, к примеру, отменить приоритетность подключения ВИЭ к электросети.

    Энергокооперативы - основа децентрализации энергорынка

    Одним из важных элементов новой энергетической политики в Европе являются энергокооперативы -  объединения граждан, предприятий и организаций, целью которых является, как правило, реализация различных локальных проектов в сфере ВИЭ. Чаще всего такие объединения направляют свои усилия на децентрализованное, экологическое и независимое от компаний и концернов производство энергии.

    Согласно Зимнего энергопакета энергокооперативы получат преимущества полноценного подключения к электросети на равных с другими участниками рынка. Они смогут более эффективно продавать выработанную электроэнергию потребителям в разных регионах на прозрачных условиях в необходимых количествах. Такая политика будет играть на руку потребителю, защищая его, и позволяя ему полностью контролировать свое потребление энергии и ее поставок.

    При этом потребители, которые производят электроэнергию из ВИЭ для собственных нужд, смогут продавать излишки электроэнергии без потери своих прав как потребителей. Частное лицо сможет поставлять до 10 МВт, а юридическое - до 500 МВт без приобретения статуса поставщика.

    Зимний энергопакет и Украина

    Украина медлит с выполнением своих обязательств, взятых на себя в рамках Третьего энергопакета, чем вызывает критику со стороны своих партеров в ЕС. На альтернативные источники в общем объеме производства энергии по-прежнему приходится доля чуть более 1% (часть ВИЭ, солнечная и ветровая генерация, были потеряны в Крыму). Тем не менее, наша страна вполне может декларировать приверженность идеям, зафиксированным в Зимнем пакете. Тем более, что в рамках предложений Зимнего энергопакета ЕС намерен усилить энергетическое сотрудничество со своими восточными соседями в сфере энергоэффективности.

    В контексте новых энергетических правил в Европе, которые могут стать реальностью через несколько лет, в Украине существенно могут укрепиться мелкие и средние производители электроэнергии из ВИЭ. Уже на данный момент в нашей стране на рынке ВИЭ работает более 200 компаний. С массовым появлением энергокооперативов (законопроект, регламентирующий их деятельность, уже готовится) и принятием прозрачных правил игры для всех участников рынка согласно Зимнему энергопакету, украинский потребитель смог бы ощутить существенное улучшение качества услуг в энергетической сфере. Кроме того, с 2016 года европейские банки все активнее выдают кредиты для создания мощностей ВИЭ в Украине. Особым фактором является украинский «зеленый тариф», один из самых высоких в Европе, который может быть снижен только в 2030 году.

    Расскажите об этом:

    reform.energy

    Третий энергетический пакет — узбекистан вики

    Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1]

    Цель

    Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.

    Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

    В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

    Законодательная база

    Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

    • Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики [2]
    • Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов [3]
    • Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу) [4]
    • Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии [5]
    • Директива (ЕС) № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа [6]

    Практическая реализация

    После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними.

    На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов.

    Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний.

    Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]

    • Оператор с разделением собственности (Ownership unbundling, OU) запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей.
    • Независимый системный оператор (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки.
    • Независимый сетевой оператор (Independent Transmission Operator, ITO) позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем.

    По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили

    собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO).

    Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС

    Часто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием «Южного Потока», но в данном случае является неверной. Фактически «Южный Поток» был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри. ФРГ, в отличие от Болгарии, обладает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой. Реально же «Южный Поток» строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования.[8]

    Реальное применение законодательства «третьего энергопакета» для ФРГ можно было наблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:[9]

    1. Третий энергопакет касается только эксплуатации газопроводов, но не их строительства, поэтому заблокировать строительство газопроводов он не может
    2. Третий энергопакет не запрещает даже «монополистам», таким, как Газпром, эксплуатировать 50 % мощности газпровода, другая 50 % должна быть зарезервирована для других компаний.
    3. Как отмечают эксперты, Россия может выполнить требования «третьего энергопакета», проведя обсуждавшуюся в 2000—2001 годах законодательную реформу в плане ограничения монополии Газпрома на внешнеторговую деятельность с газом и допустив к 50 % оставшейся мощности другие газодобывающие компании РФ, такие, как Роснефть и Новатэк. Роснефть в 2016 году добыла более 67 млрд м3 газа[10], а Новатэк — 33 млрд м3.[11] Поэтому компании смогут без особых проблем выкупать квоту в 50 % в текущих и новых газопроводах. Фактически этот газ сейчас и продает Газпром, закупая его у этих нефтегазовых компаний и затем продавая дороже потребителям.
    4. Если не имеется других поставщиков, желающих использовать газопровод, или если складывается экстренная необходимость, то ЕК разрешает использовать 100 % мощности газопровода даже «монополистам»
    5. Если Газпром продаст или передаст в управление газопровод независимой компании, то третий энергопакет автоматически прекращает свое действие, но Газпром с партнерами не хотели бы терять контроля над такими активами.

    Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводов

    Третий энергопакет регулирует только правила, касающиеся внутреннего транзита газа между странами — членами ЕС. Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства. Мнение большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские[12][13] 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключение, что в рамках текущего варианта законодательства о «Третьем энергетическом пакете» Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС.[14][15]

    Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:[16][17]

    1. Текущее законодательство ЕС применимо к газопроводам между странами-членами ЕС, но не применимо для внешних поставщиков. Alan Riley отмечает, что этот вывод юристов Совета ЕС отчасти ставит под сомнения законность действий Еврокомиссии ранее относительно «Южного Потока» и может привести к далеко идущим последствиям не только для «Северного Потока — 2», но и для других газопроводов из России в ЕС.
    2. Заключение энергетического отдела Еврокомиссии с аргументами об энергобезопасности ЕС, по мнению юристов Совета ЕС, не cодержит юридически значимых доказательств такой опасности.
    3. Юристы Совета ЕС указывают, что разрешение на экспортные трубопроводы для Еврокомиссии не упоминаются в законах ЕС, следовательно, этот вопрос вне компетенции ЕК.
    4. Юристы Совета ЕС считают недоказанными и даже «логически ошибочными» рассуждения Еврокомиссии о том, что новые маршруты газа усиливают зависимость от поставщика, в то время как логично предположить повышение надежности поставок в случае сбоев работы транзитеров. Alan Riley отмечает, что этот вывод «ошеломляющий» и подрывает прежнюю позицию ряда органов ЕС от том, что эксплуатация газопроводов стран Восточной Европы для снабжения Западной Европы защищает страны Восточной Европы от отключения их Газпромом в случае споров о транзите газа. Позиция юристов Совета ЕС фактически выразилась в том, что транзитеры газа сами представляют основной риск газоснабжению и угрозу энергетической безопасности ЕС.

    Критика

    Несмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах. Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок. Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50 % газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения.[источник не указан 242 дня]

    Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50 % газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона. Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50 % всего имущества и никаких других поставщиков газа не находилось.

    Судебная практика по "Третьему энергопакету"

    Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика. Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома. Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем.

    Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае, если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию.[18][19][20]

    Польша, в свою очередь, не соглашается с выводами юристов Совета ЕС о невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде[21]

    Примечания

    Ссылки

    uz.com.ru

    WikiZero - Третий энергетический пакет

    Open wikipedia design.

    Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1]

    Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.

    Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

    В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

    Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

    • Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики [2]
    • Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов [3]
    • Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу) [4]
    • Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии [5]
    • Директива (ЕС) № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа [6]

    После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними.

    На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов.

    Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний.

    Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]

    • Оператор с разделением собственности (Ownership unbundling, OU) запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей.
    • Независимый системный оператор (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки.
    • Независимый сетевой оператор (Independent Transmission Operator, ITO) позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем.

    По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили

    собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO).

    www.wikizero.com

    Россия – ЕС: Третий энергопакет и энергетическое партнерство

    12:3021.02.2011

    (обновлено: 15:29 21.02.2011)

    104600

    Видеомост Москва – Брюссель на тему: "Россия – ЕС: энергетическое партнерство. Как совместить несовместимое?" с участием заместителя Председателя Государственной Думы РФ, президента Российского газового общества Валерия ЯЗЕВА. Мероприятие проводится в преддверии визита в Брюссель Председателя Правительства России Владимира Путина, который запланирован на 23-24 февраля 2011 года. Первый энергетический саммит ЕС в феврале завершился принятием амбициозных планов по сокращению зависимости экономики ЕС от нефти и природного газа, а также по созданию энергетической инфраструктуры нового поколения. Евросоюз подтвердил свою приверженность строительству надежного, транспарентного и основанного на правилах энергетического партнерства с Россией. Но несмотря на это Россия и власти ЕС до сих пор не могут договориться об устранении разногласий в газовой в сфере. 3 марта 2011 г. в странах ЕС начинается применение Третьего энергопакета (Пакета нормативных правовых актов, регулирующих газовую и электроэнергетическую отрасли), который вступил в силу 3 сентября 2009 г. С какими рисками столкнется России после 3 марта? Что ждет российские энергетические компании на европейском рынке после вступления в силу Третьего энергопакета? Возможна ли утрата имущественных прав и изменение принципа ценообразования? С какими препонами на российском энергетическом рынке могут столкнуться европейские инвесторы? Каково может быть участие России в выработке энергостратегии ЕС до 2050 г.? Какой должна быть "энергетическая глава" в новом базовом соглашении между России и ЕС? Какие конкретные энергетические проекты между Россией и ЕС могут быть осуществлены в рамках программы "Партнерства для модернизации"? Зачем Европе Северный и Южный потоки? Эти и другие темы стали предметом обсуждения в ходе видеомоста.

    Видеомост Москва – Брюссель на тему: "Россия – ЕС: энергетическое партнерство. Как совместить несовместимое?" с участием заместителя Председателя Государственной Думы РФ, президента Российского газового общества Валерия ЯЗЕВА. Мероприятие проводится в преддверии визита в Брюссель Председателя Правительства России Владимира Путина, который запланирован на 23-24 февраля 2011 года. Первый энергетический саммит ЕС в феврале завершился принятием амбициозных планов по сокращению зависимости экономики ЕС от нефти и природного газа, а также по созданию энергетической инфраструктуры нового поколения. Евросоюз подтвердил свою приверженность строительству надежного, транспарентного и основанного на правилах энергетического партнерства с Россией. Но несмотря на это Россия и власти ЕС до сих пор не могут договориться об устранении разногласий в газовой в сфере. 3 марта 2011 г. в странах ЕС начинается применение Третьего энергопакета (Пакета нормативных правовых актов, регулирующих газовую и электроэнергетическую отрасли), который вступил в силу 3 сентября 2009 г. С какими рисками столкнется России после 3 марта? Что ждет российские энергетические компании на европейском рынке после вступления в силу Третьего энергопакета? Возможна ли утрата имущественных прав и изменение принципа ценообразования? С какими препонами на российском энергетическом рынке могут столкнуться европейские инвесторы? Каково может быть участие России в выработке энергостратегии ЕС до 2050 г.? Какой должна быть "энергетическая глава" в новом базовом соглашении между России и ЕС? Какие конкретные энергетические проекты между Россией и ЕС могут быть осуществлены в рамках программы "Партнерства для модернизации"? Зачем Европе Северный и Южный потоки? Эти и другие темы стали предметом обсуждения в ходе видеомоста.

    Видео из пресс-центра

    ria.ru

    VIP Studio ИНФО - Третий энергетический пакет Евросоюза. Последствия и перспективы для России

    Следуя целям своей энергетической политики повышения эффективности поставок и содействия конкуренции на внутреннем энергетическом рынке, ЕС внедряет все новые реформы по либерализации рынка. Однако, некоторые меры несут определенные трудности во взаимоотношениях с третьими странами, включая Россию.

    Третий энергетический пакет (ТЭП), предложенный Еврокомиссией в сентябре 2007 году и одобренный Европейским Парламентом и Советом в июле 2009 года – это пакет законодательных мер для внутреннего энергетического рынка Евросоюза, в основу которого положено разделение деятельности, предусматривающее разделение бизнеса компании в энергетической сфере на компании по добыче и транспортировке энергоносителей и предоставление доступа к транспортным сетям третьей стороне.

    Третий энергопакет вступил в силу 3 сентября 2009 году, на двадцатый день после официального опубликования, а формально начал действовать по истечении срока применения Газовой и Электроэнергетической директив в 2011 году [2].

    Третий энергопакет включает в себя две директивы (2009/72/EC, 2009/73/EC) и три регламента [2], целью которых является обеспечение большей эффективности в сфере поставок и более высокой конкуренции в ЕС, что, в итоге, должно привести к снижению цен для конечных потребителей. Согласно ожиданиям Евросоюза, принятие Третьего энергопакета решит структурные проблемы на внутреннем рынке, окажет стимулирующий эффект на инвестиции в энергетическую инфраструктуру, укрепит и расширит трансграничную торговлю.

    Ситуацию, когда несколько крупных компаний контролируют большую часть энергетического рынка предлагается устранить, используя три варианта реформ: разукрупнение собственности вертикально интегрированных холдингов, допуск независимых операторов магистральных сетей при сохранении сети в собственности компании, сохранение компании с введением специального наблюдательного органа. К тому же, один поставщик газа не может использовать более половины мощностей трубопровода, а собственники второй половины газопровода будут определены с помощью аукциона. Следующие реформы должны были быть закончены странами ЕС до 2014 года.

    По мнению российских представителей, данные меры нацелены прежде всего на «Газпром», цены которого, Брюссель считает недемократичными. Как заметил В. Путин, это по сути «конфискация имущества» [3]. На «Северный поток» российский холдинг потратил 4,4 млрд евро, для поставки газа в Западную Европу в обход «ненадежных партнеров» из Европы Восточной 55 млрд куб м. газа в год [4]. Теперь же этот трубопровод может быть изъят, так как правила ТЭП распространяются не только на новые проекты, но и на действующие. Кроме «Газпрома» могут пострадать также крупнейшие немецкие магистрали OPAL, соединяющие «Северный поток» с европейской газопроводной системой, и NEL (западный сухопутный отвод от «Северного потока»).

    Некоторые страны Евросоюза рассматривают вариант пересмотра соглашений с Россией по поставкам и транзиту газа в рамках Третьего энергопакета, под угрозой могут оказаться проекты России со странами, которые претендуют на вступление в ЕС.

    Со стороны прибалтийских стран наблюдается стремление к включению в европейскую систему и пересмотр соглашений с Россией. Одним из первых государств, которые стали внедрять нормы Третьего энергетического пакета, стала Литва, выбравшая самую жесткую модель по реализации ТЭПа из предложенных ЕС, в то время как Латвия и Эстония – модель независимого транспортного оператора. «Газпром» долго обсуждал с Литвой идею отложить применение ТЭПа, но правительство Литвы отказалось, потребовав «Газпром» продать ей свои 37% акций. Ранее компания «Lietuvos Dujos», занятая в закупках, транспортировке и продаже газа на территории Литвы, была поделена между немецкой «Рургаз» (45%), российским «Газпромом» (37%) и правительством страны (18,%). Российский поставщик – единственный источник газа в Литве, а система трубопроводов в трех прибалтийских странах замкнутая, что делает их в высокой степени зависимыми от «Газпрома» [5]. В то же время Литва очень расcчитывает на мобильный СПГ терминал, который должен обеспечить около четверти потребностей в газе [6], несмотря на то, что эта инициатива обойдется Литве очень дорого. Теперь же «Газпром» снизивший цену на газ в 2014 году на 20%, рассматривает ее повышение. Цена на газ, находящаяся в зависимости от цены на нефть, сильно упала. Поэтому в ценовую формулу была введена дополнительная экспонента, которая отвязывает ее от цены на нефть в том случае, если вторая снижается слишком сильно [7].

    Первый опыт имплементации жесткого варианта в рамках ТЭП, вынудил «Газпром» обратиться в ВТО, хотя все прекрасно понимали, что оспорить действия Литвы будет сложно [8].

    В апреле 2014 года Россия начала процедуру судебного разбирательства в ВТО в связи с применением Третьего энергопакета, ссылаясь на противоречие правил ТЭП принципам ВТО, в первую очередь принципу благоприятствования и недискриминации. Но ЕС уверен, что энергетическое законодательство, оспариваемое Россией, полностью соответствует всем нормам ВТО и готов ответить на него по закону [9].

    Однозначно, России нужно требовать от европейских партнеров выполнения обязательств и не стоит соглашаться на пересмотр действующих соглашений, так как ЕС в лице Еврокомиссии не упустит возможности воспользоваться случаем внести изменения в соглашения в соответствии со своим законодательством. Как вариант защиты своих интересов российской стороной был разработан проект наднационального соглашения о трансграничной энергетической инфраструктуре для выхода из под действия ТЭП [10]. К сожалению, Еврокомиссия, рассмотрев документ, внесла в него изменения, противоречащие интересам России.

    В декабре 2015 года «Газпром» был вынужден прекратить поставки в Болгарию, что, по словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, было вызвано нормами ТЭП.

    Большие опасения со стороны России вызывает будущее проекта «Северный поток – 2», реализация которого будет затруднена, если не будет соответствовать требованиям законодательства ЕС. Согласно проекту «Северный поток – 2», трубопровод должен располагаться по дну моря и не иметь надземной части, в связи с чем возлагались большие надежды на нераспространение на него норм Третьего энергопакета.  В Еврокомиссии по этому поводу нет единого мнения. Согласно заключению Директората Еврокомиссии, морская часть газопровода попадает под юрисдикцию ЕС, а именно: Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Власти ЕС в данный момент оценивают размер морской части проекта газопровода [11].

     В то же время, юридическая служба Еврокомиссии в лице председателя правления Марио Мерен, считает иначе [12]. Решение по «Северному потоку - 2» в ЕС до сих пор ждет своей очереди. Противниками этого проекта, естественно, являются страны Прибалтики. Эстония считает, что проект грозит энергобезопасности страны в силу сопряженного с ним увеличения зависимости от России. Серьезные опасения по поводу несоответствия «Северного потока – 2» нормам Третьего энергопакета высказывают Польша, Словакия и Украина, которые будучи крупными транзитерами российского газа, не заинтересованы в осуществлении проекта. Бывший премьер - министр Украины Арсений Яценюк заявил, что государство может лишиться в год $2 млрд транзитных доходов [13].

    Украина должна в скором времени завершить либерализацию внутреннего энергетического рынка и ввести нормы ТЭП. К этому всячески подталкивает её Евросоюз. В апреле этого года Верховная Рада Украины приняла «Закон о рынке природного газа», что было условием МВФ и Всемирного банка для возобновления кредитования. Вступление этого документа приблизит страну к присоединению к ТЭП [14]. В соответствии с ним Украина собирается провести реформу НАК «Нафтогаз Украины», склоняясь к промежуточной или жесткой модели ТЭК [15]. Реализация норм ТЭП является частью плана Евросоюза по вхождению страны в единое энергетическое пространство сообщества, и, согласно ЕС, сделает внутренний рынок Украины более прозрачным, конкурентоспособным и безопасным [16].

    Третий энергопакет стал камнем преткновения между ЕС и Россией в согласовании проекта «Южный поток», который по плану должен был пересекать страны ЕС. Россия подготовила всю нормативно-правовую базу проекта и подписала c некоторыми странами двусторонние межправительственные соглашения еще до вступления в силу ТЭП. Однако, Еврокомиссия потребовала от государств - членов соблюдения его норм [17]. В 2014 году строительство «Южного потока» было приостановлено по инициативе России. ЕС заявляет, что он допускает реализацию проекта, но на деле никаким образом не содействует возобновлению проекта, по-прежнему оставаясь бескомпромиссным по поводу норм ТЭП. Интересно, что Германия, выступая резко против реализации проекта «Южный поток», поддерживает «Северный поток – 2», который является для нее коммерчески выгодным, несмотря на ТЭП.

    Исходя из выше сказанного, становится очевидно, что разделение активов согласно новым нормам ЕС приводит к непониманию между Россией и государствами-членами ЕС. Несмотря на несомненную взаимную выгоду для обеих сторон, ЕС навязывает правила, которые, возможно, сделают рынок более прозрачным и конкурентноспособным, но не принесут долгожданной энерго независимости от «Газпрома» и на вряд ли снизят цены для потребителей. Главной целью, конечно же, является не выдворение «Газпрома» с рынка, а попытка обезопасить себя на случай конфликтов с Россией. Но такая политика ЕС только приводит к оттягиванию проектов и росту непонимания внутри союза, где каждая страна руководствуется собственной выгодой или политическими обидами. Последствиями этого может стать недополучение Европой газа, а для России чревато дополнительными издержками. Европейцы это хорошо понимают и продлевают долгосрочные контракты с «Газпромом», хотя власти ЕС пропагандируют отказ от контрактной схемы поставок и переход на спотовую. С другой стороны, желание во что бы то ни стало снизить влияние «Газпрома» на европейском энергетическом рынке, может быть для некоторых стран ЕС важнее прибыли. Для России энергетическая политика ЕС оборачивается большими сложностями, так как для удовлетворения спроса на газ и развития ТЭК, стране необходимы инвестиции. А если «Газпром» не сможет оказывать должное влияние на управление трубопроводной системой, нет ни каких гарантий, что затраты окупятся.

    Следуя целям своей энергетической политики повышения эффективности поставок и содействия конкуренции на внутреннем энергетическом рынке, ЕС внедряет все новые реформы по либерализации рынка. Однако, некоторые меры несут определенные трудности во взаимоотношениях с третьими странами, включая Россию.

    Третий энергетический пакет (ТЭП), предложенный Еврокомиссией в сентябре 2007 году и одобренный Европейским Парламентом и Советом в июле 2009 года – это пакет законодательных мер для внутреннего энергетического рынка Евросоюза, в основу которого положено разделение деятельности, предусматривающее разделение бизнеса компании в энергетической сфере на компании по добыче и транспортировке энергоносителей и предоставление доступа к транспортным сетям третьей стороне.

    Третий энергопакет вступил в силу 3 сентября 2009 году, на двадцатый день после официального опубликования, а формально начал действовать по истечении срока применения Газовой и Электроэнергетической директив в 2011 году [2].

    Третий энергопакет включает в себя две директивы (2009/72/EC, 2009/73/EC) и три регламента [2], целью которых является обеспечение большей эффективности в сфере поставок и более высокой конкуренции в ЕС, что, в итоге, должно привести к снижению цен для конечных потребителей. Согласно ожиданиям Евросоюза, принятие Третьего энергопакета решит структурные проблемы на внутреннем рынке, окажет стимулирующий эффект на инвестиции в энергетическую инфраструктуру, укрепит и расширит трансграничную торговлю.

    Ситуацию, когда несколько крупных компаний контролируют большую часть энергетического рынка предлагается устранить, используя три варианта реформ: разукрупнение собственности вертикально интегрированных холдингов, допуск независимых операторов магистральных сетей при сохранении сети в собственности компании, сохранение компании с введением специального наблюдательного органа. К тому же, один поставщик газа не может использовать более половины мощностей трубопровода, а собственники второй половины газопровода будут определены с помощью аукциона. Следующие реформы должны были быть закончены странами ЕС до 2014 года.

    По мнению российских представителей, данные меры нацелены прежде всего на «Газпром», цены которого, Брюссель считает недемократичными. Как заметил В. Путин, это по сути «конфискация имущества» [3]. На «Северный поток» российский холдинг потратил 4,4 млрд евро, для поставки газа в Западную Европу в обход «ненадежных партнеров» из Европы Восточной 55 млрд куб м. газа в год [4]. Теперь же этот трубопровод может быть изъят, так как правила ТЭП распространяются не только на новые проекты, но и на действующие. Кроме «Газпрома» могут пострадать также крупнейшие немецкие магистрали OPAL, соединяющие «Северный поток» с европейской газопроводной системой, и NEL (западный сухопутный отвод от «Северного потока»).

    Некоторые страны Евросоюза рассматривают вариант пересмотра соглашений с Россией по поставкам и транзиту газа в рамках Третьего энергопакета, под угрозой могут оказаться проекты России со странами, которые претендуют на вступление в ЕС.

    Со стороны прибалтийских стран наблюдается стремление к включению в европейскую систему и пересмотр соглашений с Россией. Одним из первых государств, которые стали внедрять нормы Третьего энергетического пакета, стала Литва, выбравшая самую жесткую модель по реализации ТЭПа из предложенных ЕС, в то время как Латвия и Эстония – модель независимого транспортного оператора. «Газпром» долго обсуждал с Литвой идею отложить применение ТЭПа, но правительство Литвы отказалось, потребовав «Газпром» продать ей свои 37% акций. Ранее компания «Lietuvos Dujos», занятая в закупках, транспортировке и продаже газа на территории Литвы, была поделена между немецкой «Рургаз» (45%), российским «Газпромом» (37%) и правительством страны (18,%). Российский поставщик – единственный источник газа в Литве, а система трубопроводов в трех прибалтийских странах замкнутая, что делает их в высокой степени зависимыми от «Газпрома» [5]. В то же время Литва очень расcчитывает на мобильный СПГ терминал, который должен обеспечить около четверти потребностей в газе [6], несмотря на то, что эта инициатива обойдется Литве очень дорого. Теперь же «Газпром» снизивший цену на газ в 2014 году на 20%, рассматривает ее повышение. Цена на газ, находящаяся в зависимости от цены на нефть, сильно упала. Поэтому в ценовую формулу была введена дополнительная экспонента, которая отвязывает ее от цены на нефть в том случае, если вторая снижается слишком сильно [7].

    Первый опыт имплементации жесткого варианта в рамках ТЭП, вынудил «Газпром» обратиться в ВТО, хотя все прекрасно понимали, что оспорить действия Литвы будет сложно [8].

    В апреле 2014 года Россия начала процедуру судебного разбирательства в ВТО в связи с применением Третьего энергопакета, ссылаясь на противоречие правил ТЭП принципам ВТО, в первую очередь принципу благоприятствования и недискриминации. Но ЕС уверен, что энергетическое законодательство, оспариваемое Россией, полностью соответствует всем нормам ВТО и готов ответить на него по закону [9].

    Однозначно, России нужно требовать от европейских партнеров выполнения обязательств и не стоит соглашаться на пересмотр действующих соглашений, так как ЕС в лице Еврокомиссии не упустит возможности воспользоваться случаем внести изменения в соглашения в соответствии со своим законодательством. Как вариант защиты своих интересов российской стороной был разработан проект наднационального соглашения о трансграничной энергетической инфраструктуре для выхода из под действия ТЭП [10]. К сожалению, Еврокомиссия, рассмотрев документ, внесла в него изменения, противоречащие интересам России.

    В декабре 2015 года «Газпром» был вынужден прекратить поставки в Болгарию, что, по словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, было вызвано нормами ТЭП.

    Большие опасения со стороны России вызывает будущее проекта «Северный поток – 2», реализация которого будет затруднена, если не будет соответствовать требованиям законодательства ЕС. Согласно проекту «Северный поток – 2», трубопровод должен располагаться по дну моря и не иметь надземной части, в связи с чем возлагались большие надежды на нераспространение на него норм Третьего энергопакета.  В Еврокомиссии по этому поводу нет единого мнения. Согласно заключению Директората Еврокомиссии, морская часть газопровода попадает под юрисдикцию ЕС, а именно: Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Власти ЕС в данный момент оценивают размер морской части проекта газопровода [11].

     В то же время, юридическая служба Еврокомиссии в лице председателя правления Марио Мерен, считает иначе [12]. Решение по «Северному потоку - 2» в ЕС до сих пор ждет своей очереди. Противниками этого проекта, естественно, являются страны Прибалтики. Эстония считает, что проект грозит энергобезопасности страны в силу сопряженного с ним увеличения зависимости от России. Серьезные опасения по поводу несоответствия «Северного потока – 2» нормам Третьего энергопакета высказывают Польша, Словакия и Украина, которые будучи крупными транзитерами российского газа, не заинтересованы в осуществлении проекта. Бывший премьер - министр Украины Арсений Яценюк заявил, что государство может лишиться в год $2 млрд транзитных доходов [13].

    Украина должна в скором времени завершить либерализацию внутреннего энергетического рынка и ввести нормы ТЭП. К этому всячески подталкивает её Евросоюз. В апреле этого года Верховная Рада Украины приняла «Закон о рынке природного газа», что было условием МВФ и Всемирного банка для возобновления кредитования. Вступление этого документа приблизит страну к присоединению к ТЭП [14]. В соответствии с ним Украина собирается провести реформу НАК «Нафтогаз Украины», склоняясь к промежуточной или жесткой модели ТЭК [15]. Реализация норм ТЭП является частью плана Евросоюза по вхождению страны в единое энергетическое пространство сообщества, и, согласно ЕС, сделает внутренний рынок Украины более прозрачным, конкурентоспособным и безопасным [16].

    Третий энергопакет стал камнем преткновения между ЕС и Россией в согласовании проекта «Южный поток», который по плану должен был пересекать страны ЕС. Россия подготовила всю нормативно-правовую базу проекта и подписала c некоторыми странами двусторонние межправительственные соглашения еще до вступления в силу ТЭП. Однако, Еврокомиссия потребовала от государств - членов соблюдения его норм [17]. В 2014 году строительство «Южного потока» было приостановлено по инициативе России. ЕС заявляет, что он допускает реализацию проекта, но на деле никаким образом не содействует возобновлению проекта, по-прежнему оставаясь бескомпромиссным по поводу норм ТЭП. Интересно, что Германия, выступая резко против реализации проекта «Южный поток», поддерживает «Северный поток – 2», который является для нее коммерчески выгодным, несмотря на ТЭП.

    Исходя из выше сказанного, становится очевидно, что разделение активов согласно новым нормам ЕС приводит к непониманию между Россией и государствами-членами ЕС. Несмотря на несомненную взаимную выгоду для обеих сторон, ЕС навязывает правила, которые, возможно, сделают рынок более прозрачным и конкурентноспособным, но не принесут долгожданной энерго независимости от «Газпрома» и на вряд ли снизят цены для потребителей. Главной целью, конечно же, является не выдворение «Газпрома» с рынка, а попытка обезопасить себя на случай конфликтов с Россией. Но такая политика ЕС только приводит к оттягиванию проектов и росту непонимания внутри союза, где каждая страна руководствуется собственной выгодой или политическими обидами. Последствиями этого может стать недополучение Европой газа, а для России чревато дополнительными издержками. Европейцы это хорошо понимают и продлевают долгосрочные контракты с «Газпромом», хотя власти ЕС пропагандируют отказ от контрактной схемы поставок и переход на спотовую. С другой стороны, желание во что бы то ни стало снизить влияние «Газпрома» на европейском энергетическом рынке, может быть для некоторых стран ЕС важнее прибыли. Для России энергетическая политика ЕС оборачивается большими сложностями, так как для удовлетворения спроса на газ и развития ТЭК, стране необходимы инвестиции. А если «Газпром» не сможет оказывать должное влияние на управление трубопроводной системой, нет ни каких гарантий, что затраты окупятся.

    www.vipstd.ru


    © ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
    Разработка сайта