Eng Ru
Отправить письмо

1.3 Сущность энергосбережения. Основные понятия в энергосбережении. Энергосбережение и природа


Охрана окружающей среды и энергосбережение

Наиболее простой способ уменьшить степень загрязнения окружающей среды – энергосбережение, т.е. более разумное расходование энергии. В данной статье пойдет речь об энергосбережении как методе охраны окружающей среды. Используя как можно меньше ископаемого топлива в целях получения энергии, мы можем сократить объем выбросов вредных веществ в атмосферу.

Охрана окружающей среды и энергосбережение

Энергосбережение – научная, организационная, информационная, практическая деятельность юридических, государственных и физических лиц, направленная на сокращение расхода и потерь топливных и энергетических ресурсов.

Энергию, которую удалось сэкономить, можно применять взамен вновь производимой, таким образом, снижая загрязнение окружающей среды. Энергосбережение очень выгодно и с экономической стороны. Мероприятия по снижению расходования энергоресурсов обходятся в 2,5-3 раза дешевле производства и доставки такого же количества полученной вновь энергии потребителям.

На Земле расходуется слишком большое количество энергии. Источники, которые сегодня в основном используются – уголь, нефть, газ – они очень сильно загрязняют окружающую среду. Необходимо внести изменения в данное положение вещей, и наилучшим способом для этого является сокращение потребления энергии. Используя меньшее количество энергии, мы снижаем степень загрязнения окружающей среды. Энергосбережение – самая важная мера по спасению окружающей природной среды. Населению нашей планеты следует меньше использовать невозобновляемых источников энергии, больше возобновляемых.

Каждый человек может участвовать в сбережении энергии, для этого достаточно всегда выключать свет, когда выходите из комнаты. Можно установить регуляторы на батареях центрального отопления для поддержания постоянной температуры в помещении около +20 °С. При этом мы не замерзнем, когда в комнате +14°С, не потребуется включать электрические нагреватели и тратить энергию для обогрева. Нам не станет жарко, если в помещении +25°С и не придется открывать во время отопительного сезона окна, а в результате обогревать окружающую среду.

Вместо автомобиля можно пойти пешком в ближайший магазин или поехать на велосипеде и т.д. Но возобновляемые источники энергии не смогут сразу заменить все невозобновляемые источники энергии, которые используются сегодня. Поэтому очень важно использовать такое количество энергии, которое необходимо, и не больше того. Таким образом, при помощи энергосбережения мы сможем сократить количество выбросов, которые приводят к загрязнению окружающей среды, атмосферы и природы.

Принципы энергосбережения

Стремясь улучшить условия жизни и снизить воздействие на окружающую среду, необходимы методы и технологии, позволяющие:

1. Использовать энергию эффективно.

Необходимо максимально полностью использовать энергию на полезную работу. Потребности людей в использовании энергии в полезных целях должны удовлетворяться при наименьших бесполезных затратах. Примеры: устранение утечек теплого воздуха из квартир, применение энергосберегающих лампочек и снижение расходования горячей воды.

2. Выбирать источники энергии оптимального качества.

Не нужно понапрасну использовать энергию высокого качества. В случаях, когда можно воспользоваться энергией низкого качества (тепло), не стоит тратить энергию высокого качества (электрическую энергию).

Даже если многие люди следуют данным принципам, основанным на законах природы, требуются дополнительные усилия по организации всего общества и жизни устойчивым образом. В процесс охраны окружающей среды с помощью энергосбережения должны быть вовлечены и политика, и общественные науки, и общество.

3. Организовывать нашу жизнь и общество устойчивым образом.

Образ жизни современного общества должен развиваться согласно вышеизложенным правилам. Организация общества, в том числе экономические рычаги и законы, должна способствовать повышению энергоэффективности, развитию системы общественного транспорта, вторичной переработке материалов, а также другим составляющим устойчивого образа жизни.

4. Получать больше с минимальными затратами.

Изучая разные возможности энергосбережения, мы сможем обнаружить огромные возможности в данном направлении. Энергосбережение возможно во всем и при помощи множества разных мер. Некоторые усилия по сбережению энергии и охране окружающей среды может предпринять прямо сейчас каждый человек. Это меры, зависящие от личной осведомленности и участия. Большая их часть не требует никаких инвестиций и зависит только от нашего поведения.

Некоторые из мероприятий требуют небольших вложений для усовершенствования и отладки используемых технологий. Например, семье нужен новый холодильник. Энергопотребление двух одинаковых моделей внешне с аналогичными функциональными возможностями может значительно различаться. Выбирая более эффективный, вы сможете сберегать ежегодно определенное количество энергии на протяжении всего времени, пока этот холодильник будет служить вам.

Получение высшего образования позволит вам занимать на производстве руководящие должности. Управление персоналом организации потребует от Вас наличия системных знаний в области ресурсо- и энергосбережения, наличия «экологической культуры». Вы будете отвечать за жизнь и здоровье подчиненных, рациональное расходование воды, электроэнергии, топливно-энергетических ресурсов. Пропаганда охраны окружающей среды станет для вас жизненной потребностью.

Энергетический кризис – отсутствие необходимого запаса топливно-энергетических ресурсов для покрытия потребностей в них страны.

Энергетический кризис может стать следствием нерациональной структуры топливно-энергетической базы экономики, экономического и политического кризиса в определенной стране.

Выделяется шесть направлений энергосбережения:

1. Создание нормативно-правовой базы;

2. Формирование механизмов в экономике;

3. Устройство работы финансовых механизмов;

4. Организация и проведение политики ценообразования, отражающей реальные затраты на энергетические ресурсы, выпускаемую продукцию, услуги и определяющей уровень жизни населения страны;

5. Формирование системы управления энергосбережением;

6. Создание информационной системы пропаганды сбережения энергии, подготовки и обучения кадров для области энергосбережения, изменения психологии населения.

Направления государственной политики в области энергосбережения и охраны окружающей среды:

- Максимально эффективное производство, распределение и передача энергии;

- Сокращение энергоемкости в производстве продукции, оказании услуг;

- Использование энергоэффективного оборудования, систем освещения, отопления;

- Развитие малой гидроэнергетики;

- Применение возобновляемых энергетических источников, биомассы, местных видов топлива;

- Комплексная переработка отходов;

- Организация эколого-энергетического аудита и экспертизы проектов предприятий;

- Территориальное природоохранное планирование и прогнозирование;

- Реконструкция и строительство очистных сооружений и природоохранных объектов;

- Разработка экологических стандартов и паспортов предприятий.

zeleneet.com

1.3 Сущность энергосбережения. Основные понятия в энергосбережении

Энергетика - это топливно-энергетический комплекс страны, охватыва-ющий получение, передачу, преобразование и использование различных видов энергии и энергетических ресурсов. Она является точкой пересечения энергетической, экономической и социальной составляющих общественного развития и регулирующим фактором в эколого-экономическом пространстве. Причем состояние отрасли и отдельных предприятий отражает, с одной стороны, состояние окружающей среды, с другой - уровень экономического развития и качества человеческого мышления.

Со второй половины XX века, в условиях научно-технической революции, потребности человеческого общества в различных видах энергии, главным образом электрической, быстро возрастают. Для получения ее во все более возрастающих масштабах используются не только уголь, нефть, природный газ, ядерное горючее. В последнее время все большее распространение получают такие нетрадиционные виды получения энергии, как ветровые электростанции, гидроэлектростанции на малых реках (ГЭС), солнечная энергия, биогазовые установки и др.

Энергосистемапредставляет собой совокупность энергетических ресурсов всех видов, методов их получения (добычи), преобразования, распре-деления и использования, а также технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих снабжение потребителей всеми видами энергии.

Энергосбережение - это организационная научная, практическая, инфор-мационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.

Топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) - совокупность всех природ-ных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике.

Вторичные энергетические ресурсы - энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом процессе. Например, пар, который получается в технологических процессах после теплообменников, может быть использован для обогрева помещений.

Эффективное использование ТЭР - использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства.

Показатель эффективности - научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления ТЭР (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работы, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами.

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии - источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, Солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твердых бытовых отходов.

Пользователи ТЭР - субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие ТЭР.

Производители ТЭР - субъекты хозяйствования, независимо от формы собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц, для которых любой из видов ТЭР, используемых в республике, является товарной продукцией.

Интенсификация энергосбережения является одним из узловых вопросов развития экономики, и суть её заключается в использовании всего комплекса эффективных мероприятий, направленных на снижение удельных энергозатрат на производство продукции, повышение производительности труда.

Основные направления и мероприятия по экономии энергоресурсов:

- переход на энергосберегающие технологии производства, повышение уровня организации производства, сокращение материалоемкости выпускаемой продукции;

- совершенствование структуры энергетического оборудования, демон-таж и реконструкция устаревшего оборудования;

- разработка и внедрение более эффективных энергопотребителей (электроприводов и другого энергопотребляющего оборудования), совершен-ствование управления их режимами;

- сокращение потерь и повышение использования вторичных топливно-энергетических ресурсов;

- применение комбинированных энерготехнологических процессов.

Перечисленные мероприятия немыслимы без соответствующих (в ряде случаев весьма значительных) капиталовложений. Учитывая трудности с инвестициями в народное хозяйство, необходимо прежде всего использовать меры, не связанные с большими капиталовложениями, т. е. в первую очередь необходимо снижать потери электро- и тепловой энергии.

ЛЕКЦИЯ 2 (2 часа)

studfiles.net

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение»

Влияние деятельности человека на среду своего обитания имеет негативный характер, что может угрожать существованию всего живого. Поэтому задачи экологии и энергосбережения в настоящее время стоят в одном ряду с первостепенными задачами человечества.

Понятие экологии

В переводе с греческого слово «экология » означает «наука о доме», то есть о среде обитания. Современное представление об экологии включает в себя знания о взаимодействии живых организмов между собой и со средой, в которой они находятся. Предвидя последствия от воздействия на среду обитания технического прогресса, эта наука может дать рекомендации о том, как избежать негативных результатов, как сделать так, чтобы Земля - общий дом людей, становился только краше, а потомки были бы благодарны за это настоящему поколению.

Вода и жизнь

Что изучает экология

Предметом изучения экологии являются экосистемы, состоящие из биологических сообществ и той среды, в которой они находятся. Экосистемами, например, являются следующие системы: лес, тайга, тундра, пустыня, океан. В то же время и пенек, и лужа – это тоже экосистемы. Сумма всех экосистем создает экосистему Земли, которая называется биосферой.

Изучение экосистем состоит из следующих разделов:

  • Изучение среды обитания биологического сообщества, то есть ее климат и природные ресурсы.
  • Выяснение существования равновесия между особями в экосистеме, например, между травоядными и хищниками.
  • Изучение изменения условий существования всех особей в экосистеме под влиянием деятельности человека.

Факторы влияния на экосистему, возникающие при воздействии человека, называются антропогенными факторами. Человек пашет землю, строит плотины, занимается вырубкой леса и возводит заводы. Понятно, что при этом воздействии условия существования в системе изменяются. Изучением этих изменений и занимается экология, представляющая общественности результаты своих исследований. Все они утверждают, что антропогенные факторы отрицательно воздействуют на все живые особи и загрязняют среду их обитания. Это касается и существования человека.

Экология и энергосбережение

Сохранение природных ресурсов, их разумное и экономное использование – одна из задач экологии, которая должна решаться всем человечеством. Для привлечения к этой задаче молодого поколения в России был проведен Всероссийский урок «Экология и энергосбережение». На нем были рассмотрены следующие вопросы:

  • Использование углеводородов и загрязнение ими окружающей среды.
  • Альтернативные источники энергии. Виды энергии будущего.
  • Лес – легкие планеты.
  • Вода и жизнь.
  • Красная книга.
  • Экология человека.

Использование углеводородов и виды энергии будущего

Углеводороды добываются из нефти, газа и каменного угля. После разделения на фракции из нефти получаются бензин, керосин, дизельное топливо и мазут. Из мазута в дальнейшем получают моторное масло и гудрон.

Человечество использует углеводороды, чаще всего, подвергая их горению, перегонке и другим химическим реакциям. В результате этого образуются продукты сгорания, выбрасываемые в атмосферу. Эти вещества являются высокотоксичными для человека, а также для флоры и фауны. Наибольшую опасность для всего живого представляют вызывающие онкологические заболевания канцерогенные вещества, которые обнаруживаются в дыму и выхлопных газах автомобилей.

Продукты горения

С развитием всех отраслей народного хозяйства, в особенности транспорта и энергетики, растет и использование углеводородов. Тогда повышается и количество продуктов сгорания, а, следовательно, повышается и загрязнение окружающей среды. И это одна из глобальных экологических проблем настоящего времени.

На Всероссийском уроке «Экология и энергосбережение» нужно привлечь учащихся к обсуждению этого вопроса, рассказав им предварительно о том, какие в мире существуют предложения по получению энергии в будущем. Здесь нужно упомянуть и энергию приливов, и солнечные станции, и биотопливо, а также рассказать о двигателе, который работает на чистом водороде и почти не создает отходов. После этого можно попросить учеников самим пофантазировать на эту тему, и попробовать теоретически создать двигатель будущего.

Лес – легкие планеты

Лес – это среда обитания для многих животных, растений и грибов, большая часть из которых не может существовать вне леса. Для сохранения этого многообразия видов нужно, чтобы отсутствовало вмешательство человека в эту экосистему.

Лес - легкие планеты

Лес задерживает снег весной и бережет почву от эрозии. Он поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, являясь легкими планеты. Если бы исчезли леса на Земле, то через несколько лет исчез бы и кислород, а значит, жизнь на Земле стала бы невозможна.

Древесина используется в легкой промышленности для производства мебели и бумаги. Например, для выпуска 15 учебников нужна древесина одного дерева.

Проводя в школе урок о пользе леса, можно предложить учащимся тематическую викторину. Экология и энергосбережение должны быть основной темой в этом случае. Вопросы для викторины могут быть такими:

  • Сколько килограммов макулатуры нужно сдать, чтобы из нее получить 10 учебников?
  • Сколько деревьев нужно для получения 10 учебников?
  • Сколько деревьев можно сберечь, сдав 30 кг макулатуры?
  • Какие поделки можно сделать из мусорной корзины?

Вода и жизнь

Организм человека на 70 % состоит из воды. Чем чище будет вода, которую пьет человек, тем здоровее он будет. Чистая вода нужна всем живым организмам на Земле. Исключений нет.

Вода из рек и озер очищается и затем поступает в водопроводы. Но если реки очень загрязнены, то использовать эту воду для питья нельзя. На состояние воды в реках влияют такие действия человека, как:

  • сброс сточных вод;
  • вырубка лесов;
  • сплав леса;
  • осушение болот.

Чистую воду можно визуально отличить от грязной по произрастающим в ней растениям. На то, что вода чистая, указывают белые кувшинки, водяной орех, а также, конечно, рыба и раки.

Для учащихся можно предложить следующее мероприятие по экологии и энергосбережению – поход на ближайший пруд, где по наличию на нем растительности им нужно будет определить степень загрязнения или чистоты воды.

Красная книга

Существование биосферы связано с наличием разнообразных видов диких животных. Эта связь сложилась за миллиарды лет их совместного существования.

В биологии есть понятие пищевой цепи, которое объясняет, как происходит получение энергии каждым организмом. Например, растения умеют преобразовывать солнечную энергию, а некоторые животные поедают эти растения. Но есть животные, которые питаются только животными.

Редкое животное

Эти связи существуют миллиарды лет. При исчезновении же какого-либо вида пищевая цепь нарушается, что может повлечь за собой исчезновение других ее составляющих, то есть других видов.

При изучении вопросов экологии и энергосбережения в школе необходимо указать на эти связи, подчеркивая важность охраны редких животных и растений.

Очень важно рассмотрение в школе самой Красной книги. На классном часе об экологии и энергосбережению можно изучить разновидности редких видов животных, а также охраняемые государством территории – национальные парки и заповедники.

Экология человека

На здоровье человека отрицательно воздействуют различные виды излучений, шумы и вибрации. На классном часе об экологии и энергосбережении необходимо рассматривать и эти факторы, а также изучать их нормы, превышение которых опасно для жизни.

экология человека

Необходимо также объяснять школьникам значение здорового образа жизни. В процессе рассмотрения экологии и энергосбережения нужно изучать и экологию человека, которая включает нахождение человека в экологически чистой среде и соблюдение им здорового образа жизни.

Настоящие школьники в будущем станут активными созидателями общества. Если они будут уметь бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам и к своему собственному здоровью, то они смогут построить здоровое и благополучное общество.

fb.ru

8 способов повысить энергосбережение дома

Экология потребления.Усадьба:Уверены ли вы, что тратите на обогрев, освещение и водоснабжение своего дома ровно столько, сколько необходимо? Современные технологии позволяют тратить гораздо меньше обычного! Убедитесь, что знаете об этом достаточно.

Экономичное расходование природных ресурсов – вопрос не только этики, но также и экономический вопрос. Не только забота об окружающей среде и её сохранение для потомков заставляет нас задумываться о ресурсосбережении, но и простая хозяйская бережливость. Даже сегодня, анализируя тенденции развития технологий в этом направлении, можно смело утверждать, что в скором времени нас ждут удивительные изобретения, которые позволят создавать частные дома, практически полностью независимые в плане ресурсов от внешнего мира. Конечно, пока это кажется далекой мечтой, но уже доступные технологии энергосбережения дома могут в значительной степени сократить стоимость содержания частного дома.

Как уменьшить счета за электричество?

Новые лампочки

Если вы до сих пор используете для освещения своего дома морально устаревшие лампочки Ильича — вы расточитель собственного бюджета. Существование люминесцентных, галогенных и светодиодных ламп мало кого удивит, но почему же не все торопятся вкрутить их в свои патроны, выкинув лампы накаливания на свалку истории? Как правило, не делается это по трём причинам:

  • многочисленные слухи о вреде таких ламп для здоровья и зрения
  • недоверие к заявленным в технических характеристиках новых ламп данным
  • высокая цена новых ламп в сравнении со старыми

Все эти страхи, как показывает практика, не имеют под собой должного основания. Голубые лампы, потенциально опасные для здоровья и зрения, и так уже запрещены, а остальные безопасны. Технические характеристики достоверны, никакая реклама тут не замешана, эти лампы действительно хорошо экономят: на каждую потраченную гривну, вложенную  в покупку современной лампы, вы сэкономите (в среднем) около семи. Замена всех ламп накаливания на современные за год даст ощутимую экономию.

Энергосберегающие электроприборы

Кроме лампочек, есть также и энергосберегающие бытовые приборы. Производители уже давно конкурируют на этом рынке, стараясь выпускать любой прибор, от блендера до стиральной машинки, как можно более экономичным. Если прибор имеет классификацию A+ или даже A++ (вместо простой А), то это означает, что он будет не только выполнять свои функции у вас в доме, но и охранять, в какой-то степени, семейный бюджет.

Производите сами

Всё большую популярность набирают маленькие домашние электростанции, перерабатывающие энергию солнца, воды или ветра. Они не могут пока полностью обеспечить средний частный дом электричеством полностью, но позволяют покупать меньше электричества у энергокомпаний. Правда, вопрос целесообразности покупки такой домашней станции должен рассчитываться отдельно в каждом конкретном случае: часто бывает, что купленный ветряк не окупает потраченных на него денег на протяжении всего срока своей эксплуатации. Убедитесь, что конкретный способ самостоятельной добычи энергии будет для вас актуальным методом экономии, а не пустой тратой денег на забавную игрушку, которой можно только похвастаться перед гостями.

 

 

 

Как расходовать меньше воды?

Если вы решили экономить воду, то в первую очередь нужно убедиться в исправности вашей сантехники. Больше всего нецелевых расходов воды в частном доме – это, как правило, потери из-за неисправных бачков унитазов, капающих кранов и подтекающих душевых. Прежде чем браться за серьёзную экономию, нужно будет устранить очевидные дыры, высасывающие даром и воду, и деньги.

Смесители и душевые насадки

Практически любой современный смеситель расходует воду экономнее, чем простой кран с двумя вентилями горячей и холодной воды. Оснащённый специальным перлатором, смешивающим воду с воздухом, он экономит гарантированно и эффективно. Ещё лучше – смеситель с двумя режимами подачи воды: экономным и стандартным. В экономном режиме вы можете мыть руки, продукты (если смеситель кухонный), а когда нужно набрать воды на суп в кастрюлю – включаете полный режим. Лидер среди таких смесителей, вне всяких сомнений, бесконтактный. Он дорогой, зато подаёт воду лишь тогда, когда вы подносите к нему руки (используется инфракрасный датчик), и тут же прекращает подачу воды, когда она вам не нужна.

Обратите внимание также на вашу душевую кабинку: ответственно ли расходует воду ваш рассеиватель воды? Существует множество прекрасных насадок, которые дают более качественный напор воды, прекрасно массажирующих кожу и очищающих тело, при этом ещё и расходующих меньше воды: грешно не воспользоваться.

Не стоит забывать и об унитазе: экономичный бачок должен уметь работать, как и смеситель, в двух режимах: малого и полного слива.

 

Посудомоечные и стиральные машинки

Мало кто стирает сегодня руками, но посудомоечные машинки пока ещё не так уверенно вошли в привычный обиход. Между тем, они не только освобождают вас от ненужного ручного труда, но и ничуть не хуже стиральных экономят воду. Потратившись на такую машинку один раз, вы будете тратить гораздо меньше воды на мытьё посуды каждый день. Экономия достигается в первую очередь за счёт высокой температуры воды, используемой в посудомоечной машинке. В качестве бонуса, такая машинка экономит ещё и моющие средства.

 

Системы полива огорода и сада

Если вы любитель свежих овощей и фруктов, выращенных самостоятельно, или просто выращиваете в саду цветы, то пусть их поливает автоматическая система. Робот сделает это в разы эффективнее, потратив меньше воды, регулярно и равномерно увлажняя землю в достаточных количествах, при этом освобождая вас от каждодневного таскания тяжёлых вёдер по огороду.

Как эффективнее обогревать частный дом?

Ещё одна солидная строка расходов в бюджете: отопление. Наши суровые зимы не дают в этом плане спуску, требуя серьёзных трат на обогрев жилища. Особенно актуален этот вопрос для одноэтажного дома, стоящего в одиночестве, и не подогреваемого через стенку отоплением от соседей. Можно ли как-то сократить расходы на отопление для частного дома?

Утепление дома

Ключевым моментом в вопросах экономии на отоплении частного дома является его утепление. Качественное утепление, выполненное в соответствии со всеми стандартами и требованиями для конкретно вашего дома, позволит сократить расходы не на один десяток процентов, не говоря уже о том, что попросту сделает дом гораздо более тёплым и уютным местом в зимнюю пору.

Утеплено должно быть всё: потолок и крыша, стены и фундамент. Не забывайте и об окнах, современные пластиковые или деревянные стеклопакеты прекрасно справляются с задачей сохранения тепла. Поскупившись на утепление, вы заплатите дважды: тепло и деньги будут просачиваться в буквальном смысле сквозь стены и крышу вашего дома, и улетать в атмосферу.

 

Грамотный расход газа

Чаще всего используемому для отопления дома, газу находятся и другие применения. Если вы готовите на нём, то подумайте о дисциплинированном расходовании голубого огня. Избавьтесь от привычки всегда готовить на максимально выкрученной конфорке, это вредит и вкусу блюд, и кошельку. Для приготовления малогабаритных блюд часто куда более рациональным будет использование микроволновки, а не духовки. На батареи неплохо бы установить термостатические регуляторы (термоголовки), а газовый котёл установить на автоматический режим с датчиком температуры. Уже упомянутые смесители и рассеиватели для душа помогут экономить не только воду, но и газ, если вы нагреваете воду котлом.

 

В целом, возможностей для экономии предостаточно, и с каждым днём их становится только больше. Будьте уверены: умный подход к планированию будущего дома несомненно окупится в процессе его эксплуатации. опубликовано econet.ru 

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Конспект лекций по дисциплине «Охрана окружающей среды и энергосбережение»

Введение ( 2 часа )

Предмет, цели и задачи дисциплины

Домашнее задание (1) с.5 – 16; ( 9) с.5 – 15; (4) с.6 -14

Охрана окружающей среды – система мероприятий, направленных на поддержание оптимального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой, предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье людей, возобновление природных ресурсов.

Рациональное природопользование – система хозяйственной деятельности, признанная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий, эффективный режим их воспроизводства, сохранение здоровья людей.

Энергосбережение – организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода и потерь топливно – энергетических ресурсов ( ТЭР).

Эволюция понятий

  1. Охрана природы (до середины 70 – х годов)

  2. Охрана окружающей среды (начало 80 – х годов)

  3. Энергосбережение (то же)

  4. Рациональное природопользование ----энергосбережение + охрана окружающей среды.

Слово « Охрана» подразумевает не использование чего – либо, сохранение его в неизменном состоянии. Население Земли постоянно пользуется её природными ресурсами, направляя обратно в природу отходы жизнедеятельности и использованные ресурсы. Охрана природы – это её охрана от нас самих.

Один житель города за 80 лет жизни способен направить обратно в природу до 1200 тонн твердых бытовых отходов и 10000 м3 сточных вод в канализацию. Получается, что самое « грандиозное», что может создать человек за свою жизнь – это небольшая гора отходов (высотой до 9 метров и диаметром до 18 м) и озеро глубиной 1м и 110 м диаметром). Теперь умножьте эту «гору» и «озеро» на число жителей Земли и, даже учитывая меньшее число отходов у жителей сельской местности, мы получим не очень приятно пахнущую картину ландшафта. Наше «общество потребления» открывает перед нашим разумом все более увлекательные картины хорошей жизни, заставляя жителей отсталых стран жить по стандартам передовых, более развитых стран. Это требует не только увеличение расхода природных ресурсов, но и энергоресурсов, что приводит к истощению запасов нефти, газа, угля и увеличивает загрязнение окружающей среды пылью, золой, углекислым газом, радионуклидами. В вопросах энергосбережения и рационального природопользования много моментов, связанных с психологией человека. Почему именно «я» должен себя ограничивать? Жизнь моя должна пройти ярко, с максимальным использованием всего, что можно от нее взять. Пусть об «охране природы» заботится государство, я согласен платить налоги, а пусть государство оберегает мое здоровье от вредного действия окружающей среды. Эгоизм одного человека, умноженный на число жителей планеты, приведет в ближайшее время к глобальным изменениям климата, истощению природных ресурсов и войнам за ресурсы. Здесь уже будет не до хорошей жизни. Поэтому человечество уже осознало перспективу этих ужасных последствий и приступило к процессам, направленным на изменение сознания человека, его отношения к окружающей среде, экономию природных ресурсов. Отказавшись от не очень необходимой поездки на личном автомобиле, закрыв кран с бесполезно вытекающей водой, выключив ненужное в данный момент освещение, убрав за собой мусор, Вы внесете свой маленький вклад в сохранение жизни на Земле. Это некоторые моменты Вашего природоохранного и ресурсосберегающего поведения в быту.

Получение среднего специального образования даст вам возможность занимать определенные руководящие должности на производстве. Управление персоналом потребует наличия у Вас системных занятий в сфере ресурсо – и энергосбережения, экологической безопасности, наличие « экологической культуры». Вы будете нести ответственность за состояние здоровья подчиненных, рациональное использование электроэнергии, воды и других природных топливно – энергетических ресурсов. Пропаганда охраны окружающей среды должна стать Вашей жизненной потребностью.

Изучение курса «Охрана окружающей среды и энергосбережение» основывается на межпредметных связях с биологией, химией, физикой, географией, математикой.

В настоящее время РБ постоянно вынуждена балансировать на грани топливно – энергетического кризиса, так как на 85 % зависит от внешних поставщиков природного газа и нефти.

Энергетический кризис – отсутствие достаточного количества топливно – энергетических ресурсов для покрытия потребностей страны.

Энергетический кризис является следствием нерациональной структуры топливно – энергетической базы экономики, политического и экономического кризиса в данной стране.

Выделяем шесть основных направлений энергосбережения:

  1. Создание нормативно – правовой базы.

  2. Создание экономических механизмов.

  3. Создание финансовых механизмов.

  4. Проведение политики ценообразования, которая реально отражает затраты на энергоресурсы, производимую продукцию, услуги и определяет уровень жизни населения.

  5. Создание системы управления энергосбережением.

  6. Создание информационной системы пропаганды энергосбережения, обучения и подготовки кадров для сферы энергосбережения, изменение психологии населения.

Цель курса – сформировать у учащихся экологическое мировоззрение, связать теоретические знания по энергосбережению и их практическим применением, ознакомить учащихся с положением основных законов РБ об охране окружающей среды и энергосбережении.

Задачи курса – изучение экологических, экономических и правовых проблем в области охраны окружающей среды и энергосбережения в РБ и путей их решения,

воспитание сознательного и активного участия в охране окружающей среды.

Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте понятие «Охрана окружающей среды» и «Рациональное природопользование».

  2. Сформулируйте понятие « Энергосбережение» и «Энергетический кризис».

  3. Раскройте роль физики, математики, химии в изучении курса «Охрана окружающей среды и энергосбережение».

  4. Изложите основные принципы энергосбережения.

Тема 1

Экологические основы охраны окружающей среды.

studfiles.net

Урок-беседа по экологии "Энергосбережение для всех и каждого"

Разделы: Экология

Цель:

Развить экологическое мышление учащихся, вовлечь их в реальную деятельность по изучению окружающей среды и её охране, привлечь внимание к использованию энергии, экономии энергии и энергоресурсов, привить навыки экологически безопасного стиля жизни. 

Задачи:

Помочь школьникам осознать важность экологии, как науки, научить бережно обращаться с ресурсами Земли, воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде, научить принимать верные решения по вопросам окружающей среды и принимать осмысленные действия.

Оборудование:

Плакаты иллюстрирующие этапы исторического использования энергии.

 План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Обсуждение темы.
  3. Заключительная часть в форме вопросов.
  4. Итог урока

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! В недалеком прошлом маломощные электростанции работающие на угле и нефти с трудом обеспечивали потребности человека. Но и потребности были очень скромные. Естественно и речи не было, что Земля может исчерпать свои ресурсы. Но численность жителей Земли растет в геометрической прогрессии и тем самым увеличивается потребность в энергии. Ученные пытаются решить эту проблему. Международные конференции, научные книги, исследования посвящены поиску дешевых, доступных, экологически безопасных решений. Вот и сегодня на уроке мы поговорим на эту тему. Как мы понимаем эту проблему, что можем сделать для сохранения богатств нашей планеты?

2. Обсуждение темы.

 Учитель: Что такое энергетика? ( учащиеся отвечают.)

Да, Энергетика- это отрасль хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы , выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии.

А как давно человек начал использовать энергию? ( учащиеся отвечают.)

Учитель: Около 500 тыс. лет назад, человек впервые освоил энергию огня- тепловую энергию от сгорания древесины.

10 тыс. лет назад с возникновением земледелия, потребность в энергетических ресурсах возросла, и человек стал строить мельницы, работающие на энергии воды и ветра.

Но с ростом промышленного производства и увеличения численности населения Земли ,человек строит теплоэлектростанции работающие на основе каменного угля, нефти и природного газа. Широко осваивается энергия рек- гидроэлектростанции. В конце 20 века освоена атомная энергия, но и это уже не удовлетворяет потребности человека. Но есть и нетрадиционные источники энергии- ветроэлектростанции (используется ветер, заставляющий вращаться турбины и таким образом производит электричество), гелиолектростанции- энергия солнца, геотермальные( пар от воды, нагретый глубоко в Земле, используется для того чтобы повернуть турбины, подключенные к электрическим генераторам.) Человек пытается использовать энергию приливов и отливов, морских течений, жидкого водорода, синтетического топлива.

Но как обстоят экологические проблемы при использовании тех или иных источников для получения энергии? (учащиеся отвечают)

Учитель: Использование тепловой энергии приоритетна. Но! Еще Д.И. Менделеев говорил, что использование нефти Это все равно что сжигать деньги в печи, хотя нефть в чистом виде не используется, а только мазут- продукт её переработки. И ещё при сжигании любого топлива расходуется большое количество кислорода и выделяется углекислый газ в таком количестве ,что приводит к экологической проблеме- создаётся “ парниковый эффект”. Это приводит к потеплению климата и как последствия наводнения ( нам хорошо знакомы стихийные бедствия в Европе. ) При сгорании топлива загрязняется окружающая среда, это приносит вред животным ( они либо покидают свои места, либо гибнут, либо происходит мутации в развитии) , изменяется качество питьевой воды, чрезмерное цветение и зарастание водоемов. Это приводит к экологическим катастрофам. Продолжаться так , конечно, до бесконечности не может. Нужна альтернатива, и мы с вами знаем, что тепловые ресурсы небесконечны.

Назовите исчерпаемые и неисчерпаемые источники энергии.

( ребята отвечают.)

Учитель: исчерпаемые источники энергии - это нефть, газ, уголь, уран. То что они могут иссякнуть это одна проблема, но отходы этих станций смертельно опасны для человека.

Неисчерпаемые источники энергии - это энергия биомассы, ветра, солнца, морских волн и течений, тепло земли. Последствия использования этих источников не так опасны для человека и практически неиссякаемы.

К каким последствиям может привести авария на АЭС? ( ученики отвечают).

Учитель: Даже без аварии вокруг реактора наблюдается радиоактивный фон, что приводит к генным мутациям и онкологическим заболеваниям.

Но так ли безвредно использование ветра, солнца и воды?

( ребята отвечают)

Учитель: При очень многих плюсов есть минусы. Зависимость ветроэлектростанций от погоды и создается шумовое загрязнение. Уходят животные, что нарушает экологический баланс в данной местности.

Человек чувствует угнетенное состояние. И при всем этом мощность таких станций невелика. В Германии созданы ветровые парки на южном побережья Ютландского полуострова, и в близи посёлка Куликово Калининградской области.

Геотермальная энергия- используется в Исландии, на Камчатке.. Но горячая вода обратно никуда не закачивается, это приведет к загрязнению почв и экологическим нарушениям.

Солнечных электростанций пока очень мало. Это солнечные установки , которые улавливают и преобразуют энергию солнца. Но это зависимость от климатических условий и очень дорого. Такой вид энергии используется в Бразилии, Калифорнии на крышах многоэтажек.

Можно ли как то изменить ситуацию? ( ребята отвечают)

Учитель: Самое главное научится экономить энергию. Элементарно экономить электричество в наших квартирах, проводить теплоизоляцию окон для большего сохранения тепла. Эффективное использование энергетических ресурсов., соблюдения требований к охране природы чтобы не нарушался экологический баланс в природе, сократить расходование ресурсов. Установить средства регулирование потребление энергоресурсов ( включатели и выключатели.)

3. Заключительная часть.

  1. Как сохранить тепло в домах? ( провести теплоизоляцию окон.)
  2. Существует ли вечный источник энергии? ( да, в местах постоянного активного Солнца- пустыня Сахара.)
  3. Что такое энергетика? ( топливно -энергетический комплекс, который охватывает передачу, преобразование и использование разных видов энергии и энергетических ресурсов)
  4. Что такое энергосбережение? ( экономия энергии.)
  5. Основные способы энергосбережения в квартирах? сократить расход энергии в пустую.)
  6. Исчерпаемые и неисчерпаемые источники энергии. ( нефть, газ, уголь -исчерпаемы, неисчерпаемые -ветер, солнце)

4. Итог урока.

Учитель: Сформулируйте итог нашей беседы. ( дети отвечают)

Беречь энергию, сохранять окружающую среду и как будущие поколение искать альтернативные пути решения проблемы.

Список используемой литературы.

  1. Владышевский Д.В. “ Экология и мы.” Красноярск 1994 г.
  2. Дорс Л. “ До того, как умрёт природа.” М. 1968 г.
  3. Дотто Л. “ Планета Земля в опасности.” М. 1968 г.
  4. Лосев К.С. “ Климат: вчера, сегодня…. Завтра?” Л. 1985 г.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Энергосбережение – путь сохранения природы

titleАвторы:

Анатолий Александрович Рузавин, Валентина Константиновна Туркина.

Возрастной диапазон:

10-й класс.

Изучаемые элементы содержания образования:

  • экологические проблемы энергопотребления;
  • энергопотребление и его последствия;
  • альтернативные виды энергии;
  • рациональное использование энергии и энергоресурсов;
  • возможные пути энергосбережения, топливно-энергетический баланс.

Для проведения урока необходимы:

планшеты, цифровая лаборатория по экологии.

Место проведения урока:

образовательная организация.

Памятные даты:

Час Земли – последняя суббота марта.

Форма проведения урока:

урок-практикум.

Галерея изображений:

Свободное описание урока

Учащиеся ознакомятся с видами энергии и различными её источниками. Им предстоит рассчитать суммарное потребление электроэнергии бытовыми приборами в помещении, а также определить массу израсходованного для её выработки топлива и объём выделившегося при этом углекислого газа, выяснить, как влияет рост потребляемой человечеством энергии на климат нашей планеты.

Школьники смогут разработать проекты по сокращению потребления электроэнергии в быту. Результатом урока-практикума может стать энергетический паспорт помещения (учебного кабинета, квартиры, дома, школы и т. д.) или буклет с разработанными учащимися проектами по оптимизации потребления электроэнергии в помещении (в учебном кабинете, квартире и т. д.).

Приложения:

  • Коллекция элементов
  • Текстовые материалы учителя
  • Текстовые материалы для учеников
  • Технологическая карта
  • Кейсы
  • Задание
  • Ссылки
  • Список литературы

mosmetod.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта