Информационная безопасность энергетических предприятий: проблемы и пути решения. Энергетическая безопасность предприятияЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ - PDF4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ МЕНЕДЖМЕНТ Менеджмент - это pациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, ПодробнееПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Шифр специальности: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством Формула специальности: В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис, ПодробнееМероприятия Программы
ЭКОНОМИКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИЭКОНОМИКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УДК 658.26; 664.045. ББК 65.304.25 Б 36 Киевский национальный университет пищевых технологий Бевз Виктория Владимировна e-mail: [email protected] ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПодробнееУПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ КОРПОРАЦИИУДК 366.6 Студентка 1 курс магистратуры направления Финансы и кредит магистерская программа Финансы корпораций Курский государственной универстет Россия, г. Курск Фан Боя научный руководитель доцент кафедры ПодробнееВ.А. ФРЫДЫНСКИЙ, к.э.н., доцент, НТУ «ХПИ», Харьков В.Г. ПЛОТНИКОВ, магистрант, НТУ «ХПИ», Харьков А.И. ДЕРЕВЯНКО, магистрант, НТУ «ХПИ», ХарьковУДК 336.764.1 В.А. ФРЫДЫНСКИЙ, к.э.н., доцент, НТУ «ХПИ», Харьков В.Г. ПЛОТНИКОВ, магистрант, НТУ «ХПИ», Харьков А.И. ДЕРЕВЯНКО, магистрант, НТУ «ХПИ», Харьков ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ Подробнеебольше знаешь дальше видишьбольше знаешь дальше видишь роль информационного обеспечения в предпринимательской деятельности Аннотация Отражены роль и значимость информационного обеспечения предпринимательской деятельности как важного ПодробнееМИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ , Москва, ул. Щепкина, 42, стр.1,МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ 107996, Москва, ул. Щепкина, 42, стр.1, http://minenergo.gov.ru/socialcouncil Исх. 1/24.02 От 24.02.2015 г. Председателю Комитета Государственной ПодробнееПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(4), 2016УДК 336 Аббасова Тамара Шамилевна, студентка, студентка факультета экономики и менеджмента ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России e-mail: [email protected] ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕГО ПодробнееМЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПОНациональный исследовательский университет «В ы с ш а я ш к о л а э к о н о м и к и» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ Процессы социально-экономическихУДК 316.354:353:004 КОЗАЧОК В.И., ФРОЛОВ В.А. Социологическое обеспечение управления информатизацией региональных органов государственной власти В статье обосновывается необходимость социологического обеспечения Подробнееdocplayer.ru Диссертация на тему «Организационно-экономический механизм обеспечения энергетической безопасности предприятий топливно-энергетического комплекса» автореферат по специальности ВАК 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994, № 12. С. 4-13. 2. Абалкин П.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. 1997. - Т.67, № 9. - С. 771-776. 3. Акимов В.А., Радаев Н.Н. Методический аппарат исследования природного и техногенного рисков // Безопасность жизнедеятельности. 2001. -№2. -С.34-38. 4. Акофф Р.Л. Системы, организации и междисциплинарные исследования // Исследования по общей теории систем: Сб. пер. М.: Прогресс, 1969.-С. 143-164. 5. Александров А.П. Атомная энергетика и научно-технический прогресс. М.: «Наука», 1978. - 270 с. 6. Алтаев В.Я. Общая теория систем. М., 1966. 7. Анализ сложных систем / Сб. статей под ред. Э. Квейда. М.: Сов. Радио, 1969.-445 с. 8. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. - 519 с. 9. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики,1994, №12.-С. 38-39. 10. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1990. - 310 с. 11. Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI. - 2001. - № 2. - С.38-67. 12. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и междунар. отношения. -2002. № 10. - С.30-39. 13. Байбаков Н.К., Гарушев А.Р., Антониади Д.Г., Ишханов В.Г. Термические методы добычи нефти в России и за рубежом. М.: ВНИИОЭНГ,1995.-180 с. 14. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (проблемы функционирования и развития электроэнергетики). М.: Знание, 2001 г. - 480 с. 15. Белопольский Н.Г. Основы производственно-хозяйственной энвироники. -М.: Экономика, 1990. 128 с. 16. Бендиков М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. - № 2. - С. 17-30. 17. Бернстайн JI.A. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1997. - 452 с. 18. Бернштейн Л.Б. Приливные электростанции в современной энергетике. М., 1961. - 272 с. 19. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 270 с. 20. Богданов B.JI. Качественные изменения сырьевой базы нефтедобычи // Топливно-энергетический комплекс России: Тез. докл., 2000. 21. Богданов B.J1. ОАО «Сургутнефтегаз» расчет на собственные силы // Нефтяное хозяйство. - 1997. - №9. - с.3-6. 22. Богданов B.JI. Эффективность повышения нефтеотдачи на российских месторождениях // Записки Горного института. Т. 145. С-Пб, 2000.-С. 3-15. 23. Богданов И .Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2001. - 352 с. 24. Болдырев Е. А. Применение нейронных сетей для оценки уровня энергетической безопасности. Тр. молодых ученых ИСЭМ СО РАН / Ин-т систем энергетики им. Мелентьева СО РАД 2000, вып. 30. - С. 240-245. 25. Большая советская энциклопедия (в 30 томах): Т.23. М.: Советская энциклопедия, 1976. - 640 с. 26. Боулдинг К. Общая теория систем скелет науки. - В сб.: Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. 27. Брагинский О.Б. Экономические проблемы «нефтехимического крыла» нефтегазового сектора. М.: ИНТ, 1999 - 63 с. 28. Бурков В.Н., Грацианский Е.В-., Дзюбко С.И., Щепкин А.В. Модели и механизмы управления безопасностью. Серия «Безопасность». М.: СИНТЕГ, 2001, 160 с. 29. Бурков В.Н., Дзюбко С.И. Задача формирования программы обеспечения региональной безопасности // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М.: ВИНИТИ, 1996. - № 9. 30. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазаренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики, 1994, № 12. С. 25-35. 31. Бушуев В.В. Энергетическая политика на рубеже веков: В 2 томах, том 2: Приоритеты Энергетической политики: от энергетической безопасности к энергетической дипломатии. - М.: Энергия, 2001. - 791 с. 32. В.-Б. Занг. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории: Пер. с англ. М.: Мир, 1999. - 335 с. 33. Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов. С-Пб.: Питер, 2004.-448 с. 34. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М: Наука,1988. 35. Влияние энергетического фактора на экономическую безопасность регионов Российской Федерации / Под ред. Татаркина А.И. Екатеринбург: Из-во Уральского университета, 1998. - 195 с. 36. Воронцова JI.B. Экономическая безопасность системы в процессе ее устойчивого развития: Дис. канд. экон. наук-Казань, 2001. -165 с. 37. Воропай Н.И., Клименко С.М., Криворуцкий Л.Д. Энергетическая безопасность России (введение в проблему). Иркутск: СЭИ СО РАН, 1997. -57 с. 38. Г. Хакен. Синергетика. М.: Мир, 1980. - 406 с. 39. Гардаш С.В., Корнеев А.В. Политика использованияэлектроэнергетических ресурсов в контексте регионального развития // США -государство, человек, экономика: региональные аспекты. -М.: Анкил, 2001. 40. Гаспаров В.В. Системная методология. Некоторые замечания о ее природе, структуре и применении // Системные исследования. М., 1977. 41. Гелбрейт Д. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976. 42. Герасимов В.Г. Экономическая система: генезис, структура, развитие науки. М., 1991. 43. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем: В 2 т. М., 1981. 44. Губанов В.А. и др. Введение в системный анализ: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Петросяна. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 45. Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. -М.: Сов. Радио, 1962. 46. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство (теория систем и руководство системами). М.: Сов. Радио, 1971. - 647 с. 48. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Системотехника. М.: Радио и связь,1985. 49. Ж. Йосс, Д. Джозеф. Элементарная теория устойчивости и бифуркаций. — М.: Мир, 1983. 50. Закон РФ «О безопасности» // Экономика и жизнь, 1994, № 12. 51. Илларионов А. Пять лет после дефолта // Экономика России: XXIвек.-2003.-№13. 52. Ильинский А.А. Формирование долгосрочных прогнозов освоения ресурсов в условиях рыночной экономики // Эффективность промышленного производства и радикальная экономическая реформа. С-Пб., 1992. 53. Исследования по общей теории систем / Под общ. ред. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. -М.: Прогресс, 1969. 520 с. 54. Карпов JI.H., Корнеев А.В. Энергетический фактор развития: политика, ресурсы, технологии, перспективы // Экономическое развитие России и мировые тенденции на рубеже веков. М.: Институт США и Канады РАН, 1996. 55. Карташев В.А. «Система систем». Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995. - 120 с. 56. Кириллин В. Энергетика проблемы и перспективы. - М.: «Коммунист», 1975. - 547 с. 57. Клиланд Д., Кинг. В. Системный анализ и целевое управление: Пер. с англ. / Ред. ИМ. Верещагин. М.: Сов. Радио, 1974. - 280 с. 58. Кокошин А.А. Международная энергетическая безопасность. М.: Европа, 2006. - 80 с. 59. Колчин С. Курс консолидация // Нефть России, 2000. - № 8. 60. Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. Экономическая академия при Минэкономики РФ. М.: 1994. С. 63- 85. 61. Корнеев А. В. Энергетическая стратегия США на пороге 21 века // США-Канада: Экономика, 2000. № 7. - С. 52-56. 62. Корнилов М. Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования: учебное пособие. М.: Издательство РАГС, 2006.-152 с. 63. Кудинов Ю.С. Экономические проблемы развития ТЭК Российской Федерации. -М.: Минприроды, 1996. 64. Кузелев Н.Р. О дальнейшем развитии энергетики страны в связи сприближающимся в мире дефицитом энергоносителей Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.minatom.ru/News, свободный. 65. Кузовкин А.И. Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность. М.: Институт микроэкономики, 2006 г. - 388 с. 66. Кульба В.В., Серегин А.С. Особенности управления в условиях чрезвычайных ситуаций // Сб. статей Российского социально-политехнического института. -М., 1991. 67. Л. фон Берталанфи. Общая теория систем обзор проблем и результатов. - В кн.: Системные исследования. Ежегодник. - М.: Наука, 1969. 68. Лебедев В.М. Теплоэнергетика региона. Омск: «Автограф», 1998.217 с. 69. Лидоренко Н.С. Евдокимов В.М., Стребков Д.С. Развитие фотоэлектрической энергетики. -М.: Информэлектро, 1988. 70. Лугина И. И энергию, и себя пока не бережем // Экономика и Время, 2001, № 20. 71. Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы: Пер. с англ. / Под ред. с. В. Емельянова. -М.: Мир, 1978. 72. Месарович М. Мако Д., Такахара Я. Теория иерархических многоуровневых систем. -М.: Мир, 1973. 73. Миронов Н. НЭП США: предпосылки и возможные последствия // Нефтегазовая Вертикаль, 2001. -№ 17. 74. Могилевский В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999.251 с. 75. Модели, методы и автоматизация управления в условиях чрезвычайных ситуаций. Косяченко С.А., Кузнецов Н.А., Кульба В.В., Шелков А.Б. // Автоматика и телемеханика. М., 1998. - № 6. 76. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981. 77. Некрасов В. Чтобы скважина работала. Для этого, по мнению сибирских нефтяников, должны потрудиться законодатели // Нефть России.2001, №4. 78. Немировский В. Нефтяной сектор российской экономики: к совершенствованию государственного регулирования инвестиционных процессов // Российский экономический журнал, 2002. № 4. - С. 36-46. 79. Новости Министерства природных ресурсов 23 мая 2006 г. Электронный ресурс.: Режим доступа свободный: http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=2198&pid=ll 80. Орлова Д. Проблемы безопасности экономики России и стран Содружества// Экономист, 1997, № 7. С. 73-81. 81. Основные задачи мировой энергетической стратегии // Энергетик, 2000, №11, стр. 2-6. 82. Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Министерство экономики РФ. М.: 1994. 83. Основы теории хозяйственных систем // Учеб. пособие. -Экономическая кибернетика, 4.1. Отв. ред. И.М. Сыроежин. Л., 1974. 84. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1997.-288 с. 85. Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлинк, 1992, № 3. -С. 114. 86. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. 87. Пискунов А.В. Военно-экономическая безопасность России на современном этапе // Военная мысль, 1995, № 2. С. 68-71. 88. Питерский В.М. Минеральные ресурсы и национальнаябезопасность. -М.: Научный мир, 1996. 89. Праведников Н.К., Вахитов Г.Г., Фаткуллин А.А. Текущее состояние и проблемы развития нефтедобывающей промышленности // Наука и технология углеводородов. 2000. - № 6 (13). - С. 27-34. 90. Прокопчук А.В. Сущность и угрозы экономической безопасности в России в условиях переходного периода. М., 2000. - 39 с. 91. Путин В.В. Вступительное слово на совещании по вопросам развития электроэнергетики 2 июня 2006 г. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.to-emlin.ru/text/appears/2006/06/106375.shtml, свободный. 92. Разработка и использование запасов горючих сланцев. Труды 1 Симпозиума ООН по разработке и использованию запасов горючих сланцев. -Таллинн, 1968. 93. Рогов С.М. Государство и топливно-энергетический комплекс: стратегия развития // США на рубеже веков. М.: Наука, 2000. 94. Розанов М.Н. Надежность элекроэнергетических систем. М.: Энергоатомиздат, 1984.-200 с. 95. Россия и Европа: в преддверии нового этапа Электронный ресурс.: Режим доступа: http ://www.rastrana.ru/prmt.php?nid= 14144, свободный. 96. Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики, 1994, № 12. С.14-24. 97. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики, 1995. № 1. - С. 97-106. 98. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики, 2001. №8. - С. 6479. 99. Соколов В.И., Корнеев А.В. Добывающая промышленность и энергетика // Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. Супяна В.Б. -СПб.: Питер, 2003. 100. Соколов Е. Энергетическая безопасность России // Независимая газета. 11 марта 1998. 101. Соловьев А.И. Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта // Конфидент, 2002. № 3. - С.46-50. 102. Сомов В.Е. Стратегия управления нефтеперерабатывающими предприятиями. С-Пб.: Химиздат, 1999. - 264 с. 103. Сомов В.Е. Структура и тенденции развития рынка нефти и нефтепродуктов Российской Федерации. С-Пб.: СПГТИ, 1999. - 85 с. 104. Станфорд Л. Оптнер. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Сов. Радио, 1969. - 216 с. 105. Тамбовцев В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики, 1994. № 12. - С.45-53. 106. Татаркин А.И., Куклин А.А. и др. Комплексная методика диагностирования энергетической безопасности территориальных образований Российской Федерации. Екатеринбург: Препринт, 2002. - 80 с. 107. Теория риска и технологии обеспечения безопасности. Подход с позиций нелинейной динамики. Ч. II. Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г., Махутов Н.А. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. № 1. -М., 1999. 108. Тюремнов С.Н. Торфяные месторождения. 2 изд. М., 1949. - 120 с. 109. Шафраник Ю.К. Вектор развития ТЭК и проблемы реализации // Энергетическая политика, 2006. №3. - С. 9-13. 110. Шафраник Ю.К. Нефтегазовый комплекс России инновационная модель. Сборник «Аналитические записки». - М.: РГРК «Голос России», 2003. с. 9-16. 111. Шафраник Ю.К. О факторах, определяющих перспективы развития нефтяного комплекса России // Нефтяное хозяйство, 2005. №4. 112. Шефтер Я.И. Ветроиспользование и его роль в энергетике сельского хозяйства. Сборник «Научные труды по электрификации сельского хозяйства», Т.20.-М., 1967. 113. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. -М.: ПРОСПЕКТ, 1999. 800 с. 114. Экономическая безопасность России: общий курс: Учебник / Под редакцией В.К. Сенчагова. -М.: Дело, 2005. 896 с. 115. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. С.В.Степашина. М., 2001. 4.1. - 608с. 116. Экономическая безопасность хозяйственных систем: Учебник / Под общ. ред. А.В.Колосова. М., 2001. - 445с. 117. Экономическая безопасность: Производство. Финансы. Банки. М., 1998.-621с. 118. Экономическая теория (политэкономия): Учебник для вузов / Под общ. ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. - 560 с. 119. Электронный учебник Электронный ресурс.: Режим доступа: l^p://www.inst.rubtsovsk.ru/textbook/glossary/glossm.html, свободный. 120. Энергетическая безопасность России / В.В. Бушуев, Н.И. Воропай, A.M. Мастепанов, Ю.К. Шафраник и др. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1998. - 302 с. 121. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Российская газета. 30 сентября 2003. 122. Энто Р. У истока «чистой экономической теории»: JI. Вальрас // Вопросы экономики, 1990. № 11. - С. 111-121. 123. Эффективность мер по снижению опасности при чрезвычайных ситуациях. Махутов Н.А., Костин А.И. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М., 1997. - № 10. 124. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: ИЛ, 1959. 125. Язев В.А. Энергетическая безопасность России: внутренние и международные аспекты // Безопасность Евразии, 2003, №2. С. 667-681. 126. Янг. С. Системное управление организацией. -М.: Сов. Радио, 1972. -455 с. 127. Япония 2004-2005. Ежегодник. М.: АИРО-ХХ1, 2005. - 312 с. 128. Gregory P., Stuart R. Comparative Economic Systems. 5-ed. Boston, 1995. Ch. 1, 2. www.dissercat.com Информационная безопасность в энергетике: мнения экспертовЭнергетические предприятия относятся к так называемым «объектам критически важной инфраструктуры». От их стабильной работы зависит жизнь простых граждан и нормальное функционирование крупных корпораций. По этой причине проблема информационной безопасности в энергетической отрасли в настоящее время привлекает большое внимание экспертов. Редакция SecureNews попросила специалистов в сфере информационной безопасности рассказать о специфике защиты информации на энергетических предприятиях и угрозах, которые существуют для этих объектов. Прежде всего мы попросили экспертов рассказать, что именно нуждается в защите и какие механизмы применяются на энергетических предприятиях для того, чтобы обеспечить должный уровень информационной безопасности. Владимир Назаров, руководитель отдела безопасности промышленных систем управления Positive Technologies: «При выстраивании защиты объекта ТЭК (топливно-энергетического комплекса) необходимо исключить несанкционированные воздействия на оборудование энергетики ─ команды и нарушение связи между подстанциями. Как показывает наша практика, в сфере ТЭК используются общепризнанные механизмы обеспечения ИБ. Для защиты технологических сетей, как правило, специфических инструментов не применяется. Специфика защиты промышленных объектов заключается в том, что средства защиты ни в коем случае не должны повлиять на технологический процесс. К таким средствам, например, относятся анализаторы сетевого трафика, подключенные черед дата-диод. Специалистам необходимо обратить внимание на защиту микропроцессорных интеллектуальных электронных устройств ─ терминалы РЗА (релейной защиты и автоматики), контроллеры присоединения, измерительные преобразователи, серверы SCADA, АРМы. Данное оборудование применяется для управления и контроля над процессом передачи электроэнергии, а также предотвращения повреждения высоковольтного оборудования в аварийных ситуациях. Эксплуатация уязвимостей подобного оборудования и используемых им сетевых протоколов может позволить злоумышленнику влиять на технологический процесс. Также не стоит обходить стороной защиту сетевого оборудования, в том числе на котором организована передача информации за периметр подстанции в диспетчерские центры». Павел Луцик, руководитель проектов по информационной безопасности компании КРОК: «Многие объекты энергетической отрасли являются критически важными для государства объектами. Они содержат в своем составе автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), требующие соответствующей защиты. С точки зрения обеспечения ИБ АСУ ТП есть ряд важных задач. Во-первых, современные АСУ ТП предприятия объединены в промышленные сети и в большинстве своем связаны с офисными сетями, а в некоторых случаях и с интернетом. Все это требует соответствующей защиты с точки зрения межсетевого разделения трафика. Второй важной задачей является защита рабочих мест операторов и SCADA-серверов от вредоносного ПО, запуска неразрешенных приложений и подключения неучтенных внешних накопителей и других устройств. И третьей важной задачей обеспечения должного уровня ИБ АСУ ТП является защита промышленных контроллеров от несанкционированного доступа к ним, изменения исполняемого в них кода и отправки на них некорректных команд. В настоящее время для решения первой задачи применяются так называемые однонаправленные шлюзы, а для двух других – комплексные решения по защите компонентов АСУ ТП, в том числе на базе продуктов ведущих российских разработчиков средств защиты». Также эксперты рассказали об угрозах информационной безопасности, с которыми энергетические компании и предприятия столкнулись в 2016 году. Алексей Сабанов, заместитель генерального директора, компания «Аладдин Р.Д.»: «Угрозы были связаны, в первую очередь, с сетевыми атаками и атаками на АРМы пользователей. Известными примерами являются атаки на украинские сети. По данным Лаборатории Касперского, в декабре 2016 г. около 19% промышленных IT-систем в Украине находилось под хакерскими атаками. Это была успешная атака на компанию «Прикарпатьеоблэнерго». Перебои в подаче электроэнергии в столице Украины и ряде ее пригородов в декабре 2016 г. были результатом хакерской атаки, считают эксперты, изучающие инцидент. Инцидент связывают с аналогичным взломом и отключением электроэнергии «Прикарпатьеоблэнерго» в 2015 году». Павел Луцик: «Последнее время хакерские атаки и их результаты все чаще используются для манипуляции общественным мнением. Это делает их привлекательным инструментом в борьбе с конкурентами: например, остановка конвейеров или аварии на производстве могут использоваться для подрыва доверия клиентов или снижения стоимости активов. В последние несколько лет специалистам стало очевидно, что промышленные системы защищены довольно слабо, а постоянно увеличивающееся количество хакерских атак яркое тому подтверждение. И факт того, что раньше атак было гораздо меньше, свидетельствует не о том, что системы были более защищенными. У хакеров наконец дошли руки, а у тех, кто за ними стоит, появились соответствующие цели. Слабость защиты современных АСУ ТП хорошо демонстрируют технические аудиты, которые, как правило, показывают наличие следующих брешей в защите: отсутствие корректной сегментации промышленных и офисных сетей, использование слабых или «зашитых» паролей, применение слабых парольных политик, наличие у операторов лишних прав, применение несанкционированного ПО и периферийного оборудования, а также, отсутствие ответственных за обеспечение ИБ АСУ ТП». Кроме того, специалисты по информационной безопасности рассказали о вызовах в данной сфере, с которыми могут столкнуться энергетические компании и предприятия в ближайшем будущем. Рустэм Хайретдинов, генеральный директор компании «Атак Киллер»: «Основная современная проблема защиты процессов в энергетике – это тренд к децентрализации генерации, связанный с переходом на возобновляемые источники энергии. Сегодня выработкой электроэнергии в основном занимаются централизовано, на уровне региона (ГЭС, АЭС) или города (ТЭЦ), поэтому у энергетиков есть ресурсы защищать свои процессы и данные. Но с переходом на децентрализованную генерацию, вплоть до ветрогенератора или солнечных батарей в каждом доме, ресурсов на защиту генерирующих мощностей в каждом доме будет не хватать, и это грозит кибератаками на локальные генераторы, аналогичные атакам на локальные системы видеонаблюдения и жизнеобеспечения, какие мы видим сегодня практически ежедневно. Такие же угрозы актуальны не только для генерации, но и для других процессов энергетики: транспортировки энергии от домохозяйств, её накопления и хранения на территории хозяйств (аккумуляторы, конденсаторы, кинетические накопители). Для оптимизации, оперативной балансировки нагрузки и обмена излишками энергии частные генераторы и аккумуляторы будут объединяться в конгломераты с единым управлением и личными кабинетами. В проектах энергонезависимых поселений управление такими системами планируется по открытым каналам и протоколам Интернет (в отличие от закрытых контуров управления ГЭС, АЭС и ТЭЦ), так что вскоре мы увидим во всей красе классически интернет-атаки на энергетику: взлом личных кабинетов производителей и потребителей энергии для хищения энергии и денег, DDoS-атаки на системы управления с требованиями выкупа, до актов кибертерроризма, нацеленных на нанесение ущерба как отключением энергии, так и на вывод из строя элементов энергосистем путём запуска их в нештатном режиме». Яков Гродзенский, руководитель направления информационной безопасности компании «Системный софт»: «По моему мнению, мобильные устройства – одна из наиболее уязвимых составляющих современной глобальной инфраструктуры. Очень опасны технологии реверс-инжиниринга, отсутствие внедренных MDM-решений еще во многих компаниях и большое количество вредоносных программ (в том числе бэкдоров), встроенных в полезные, на первый взгляд, приложения. Почему? Потому что, например, существуют мобильные клиенты для SCADA-систем, имеющие ряд функций мониторинга и управления. Представим на секунду, что телефон попадает под удаленное управление злоумышленника, причем владелец телефона об этом не догадывается. Возможные последствия не хочется даже представлять себе». Чаба Краснаи, менеджер по продукту Shell Control Box компании Balabit: «Мы привыкли думать, что преступления совершаются кем-то извне, а значит нужно просто плотнее закрывать бреши в системе безопасности. Но весь смысл хакерской атаки — нанести удар по самому незащищенному месту, найти ахиллесову пяту. На мой взгляд, компаниям нужно сосредоточиться на инсайдерских угрозах и обратить свое внимание на привилегированных пользователей. Последствия атак на ИТ-инфраструктуру энергетических компаний слишком непредсказуемы, и действовать необходимо максимально быстро. Отслеживая их активность и выстраивая цифровой портрет каждого сотрудника, службе безопасности будет проще выявить аномальную активность и остановить атаку, пока она не приняла ход катастрофы». securenews.ru ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВАТранскрипт1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Л.М. Хухлындина, кандидат исторических наук, доцент, начальник Главного управления учебной и научно-методической работы Белорусского государственного университета; А.М. Чиж, магистрант кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета УДК По мере того как в мире растет неопределенность относительно оставшихся на планете запасов ископаемого топлива, а также обеспокоенность возможностью использовать энергетический фактор в качестве средства политического влияния, энергетическая безопасность постепенно занимает свое место в системе национальной безопасности государств. Однако пока остается неясным, представляет энергетическая безопасность самостоятельный или составной элемент системы, например экономической безопасности. В связи с этим требуется выработка общего подхода к энергетической безопасности как к компоненту системы национальной безопасности. С повышением значимости энергетической безопасности растет и количество работ, посвященных данной проблематике. Необходимо упомянуть работу А.А. Прохожева, в которой рассматриваются общие аспекты теории национальной безопасности [2]. Американский исследователь Д. Ергин изучает многочисленные вопросы, относящиеся к сфере энергетической безопасности: от истории мировой нефтяной промышленности до влияния энергетических ресурсов на международные отношения [12]. Не последнее место в теоретическом осмыслении энергетической безопасности занимают публикации А. Хоффмана [7] и Ф. Корнелла [6] в Journal of Energy Security. Что касается белорусских ученых, то для них характерны разработки, в большей степени затрагивающие практические вопросы 90 2 обеспечения энергетической безопасности, нежели ее теоретическое переосмысление. Цель настоящей статьи определить место энергетической безопасности в системе национальной безопасности государства. Национальная безопасность состоит из компонентов, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии, иными словами, национальная безопасность это «функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз» [2, c. 24]. Как и любая система, национальная безопасность имеет собственную структуру, которая определяется в зависимости от критериев классификации. Например, таким критерием может выступать уровень, на котором обеспечивается национальная безопасность: в этом случае справедливо выделять безопасность личности, общества и государства. Однако наибольший интерес представляет выделение структурных элементов системы национальной безопасности, исходя из сфер жизнедеятельности. Это предполагает деление национальной безопасности на экономическую безопасность, социально-политическую безопасность, военную безопасность, экологическую безопасность и информационную безопасность [2, c. 40]. В настоящее время данная классификация не ограничивается приведенными примерами. Наблюдается тенденция к увеличению числа тех сфер жизнедеятельности, в пределах которых проблемы понимаются как угрозы национальной безопасности. Это явление Б. Бузан и О. Уэвер определили как секьюритизацию, т. е. «дискурсивный процесс, посредством которого интерсубьективное понимание выстраивается в политическом сообществе таким образом, чтобы воспринимать что-либо в качестве экзистенциальной угрозы и обеспечить применение срочных и исключительных мер для ее устранения» [5, p. 467]. В.Е. Морозов отмечает, что секьюритизация характерна для периода после завершения холодной войны, «поскольку после окончания межблокового противостояния исчезли основания для того, чтобы рассматривать в качестве чрезвычайных лишь угрозы, исходящие от других государств, и соответственно наделять абсолютным приоритетом военную безопасность» [1, с. 24]. В этой связи необходимо упомянуть мнение Б. Бузана и О. Уэвера, которые относят страны члены Европейского союза к так называемым государствам постмодерна, т. е. государствам, для которых военная угроза не стоит на 91 3 первом месте среди других потенциальных проблем национальной безопасности [5]. Таким образом, с течением времени структура системы национальной безопасности неуклонно усложняется, в ней появляются новые компоненты. При этом «старые», традиционные угрозы национальной безопасности перестали быть актуальными. Угрозы, которые государство выделяет в стратегии национальной безопасности, свидетельствуют о структуре системы национальной безопасности конкретной страны. Например, в Стратегии национальной безопасности Чехии указываются следующие угрозы: терроризм, распространение оружия массового поражения и средств его доставки, кибератаки, нестабильность и региональные конфликты в Евроатлантическом регионе и вблизи его границ, негативные аспекты международной миграции, организованная преступность и коррупция, угрозы функционированию жизненно важной инфраструктуры, перебои в поставках стратегического сырья или энергии, катастрофы антропогенного и природного характера и другие чрезвычайные ситуации [10]. Исходя из приведенного списка, можно выделить такие нетрадиционные виды безопасности, как кибербезопасность, энергетическая безопасность (относительно новая), миграционная безопасность, экологическая безопасность. Энергетическая и кибербезопасность упоминаются в Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки. Следует отметить, что включение того или иного аспекта деятельности правительства в стратегию национальной безопасности заостряет внимание руководства страны, граждан, иностранных государств на определенном направлении, в котором будут предприниматься шаги по укреплению национальной безопасности. При этом не всегда правомерно относить некоторые проблемы в сферу безопасности. Например, одним из направлений деятельности администрации США в Стратегии национальной безопасности обозначается «развитие науки, технологий и внедрение инноваций» [9]. Выделение в структуре системы национальной безопасности отдельного компонента, включающего вышеназванные элементы, представляется излишним. К вопросам безопасности следует относить проблемы, которые носят экзистенциальный характер, как это предлагают Б. Бузан и О. Уэвер [5]. Решение же других проблем стоит оп- 92 4 ределять в качестве важных направлений внутренней или внешней политики государства. Таким образом, национальная безопасность это сложная система взаимодействия интересов и угроз. Структура системы национальной безопасности, определяемая исходя из сфер жизнедеятельности общества, остается открытой, т. е. число ее компонентов может как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от ряда условий, которые детерминируют поведение конкретного государства. Определить место энергетической безопасности в системе национальной безопасности достаточно нелегко. Существуют различные подходы к данному вопросу. Например, американский исследователь Д. Ергин указывает на то, что энергетическая безопасность «это система, состоящая из национальной политики и международных институтов, задача которых скоординированно реагировать на перебои, нарушения и чрезвычайные ситуации, а также оказывать помощь в поддержании стабильного притока ресурсов» [12, p. 267]. В данном случае энергетическая безопасность понимается в широком смысле и не сводится к безопасности только одного государства, но выходит за рамки страны в сферу международных отношений. В свою очередь, по мнению А. Хоффмана, «изучение энергетической безопасности должно начинаться с признания, что люди ценят не энергию как таковую, а услуги, которые становятся возможными благодаря энергии» [7], к которым относятся отопление, освещение, транспортировка людей, воды и товаров и т. д. Иными словами, наличие или отсутствие энергоресурсов, электроэнергии оказывает влияние на все сферы жизни на каждом из уровней национальной безопасности. В этом смысле энергетическая безопасность становится всеобъемлющим феноменом, степень важности которого варьируется в зависимости от конкретного сектора экономики, отрасли сельского хозяйства или сферы услуг. Интерес также представляет взгляд Ф. Корнелла, рассматривающего энергетическую безопасность через призму трехуровневой модели. Первый уровень это «военная энергетическая безопасность», представляющая собой «главным образом обеспечение и проведение логистических цепей к местам проведения боевых действий, а также управление общими потерями и потребностями в энергии» [6]. 93 5 Второй уровень (или «вторичная энергетическая безопасность») это обеспечение потребностей в энергетических ресурсах и электроэнергии всех служб государства (здравоохранение, образование, транспорт, борьба с чрезвычайными ситуациями и т. п.). «Третичная энергетическая безопасность» это энергетическая безопасность, которая имеет первостепенное значение для экономической сферы. Как отмечает автор, на этом уровне «энергетическая безопасность как таковая традиционно требует, чтобы цены были приемлемыми. Ф. Корнелл также добавляет, что «третичная безопасность это первый и наиболее вероятный из трех уровней, которому угрожают перебои в поставках углеводородов» [6]. Таким образом, согласно Ф. Корнеллу, энергетическая безопасность это система со структурой из трех уровней, на каждом из которых обеспечение энергетической безопасности оказывает влияние на функционирование государственной системы в целом. При этом эксперт подчеркивает, что «гарантирование обеспечения источниками энергии органов безопасности государства, в крайнем случае, останется самой фундаментальной формой энергетической безопасности» [6]. Важность задачи обеспечения безопасности путей доставки углеводородного топлива подтверждается также упоминанием ее в Стратегической концепции НАТО, которая была одобрена на саммите в Лиссабоне в 2010 г. [11]. Учитывая, что большинство стран членов Североатлантического альянса импортируют нефть и природный газ для удовлетворения нужд своих экономик, данная проблема жизненно важна для национальной безопасности этих государств в целом. Кроме того, факт упоминания энергетической безопасности в стратегии оборонительного союза свидетельствует о том, что в будущем может возникнуть и военное измерение этого явления. Однако, по мнению Ф. Корнелла, «милитаризация энергетической политики угрожает третичной безопасности, отправляя неправильные сигналы рынку и потенциальным инвесторам в инфраструктуру, независимо от того, являются они государственными монополиями или нет» [6]. Тем не менее нельзя исключать возможности обеспечения физической безопасности энергетической инфраструктуры с помощью военных средств, которые будут защищать ее объекты, например от террористических актов. 94 6 В Стратегии национальной безопасности Венгрии, принятой в 2012 г., энергетическая безопасность в списке основных сфер безопасности государства находится не на первом месте, однако в документе отмечается, что она имеет ключевое значение для страны. Для Будапешта основные угрозы энергетической безопасности вытекают из того факта, что «страна находится в очень сильной зависимости от импорта, в то время как диверсификация источников и путей доставки полезных ископаемых намного отстает от желаемого уровня» [8]. В Стратегии национальной безопасности Чехии в качестве одного из стратегических интересов указывается «обеспечение безопасности в области энергетики, сырья и продовольствия, а также необходимого уровня стратегических запасов» [10]. Здесь энергетическая безопасность выступает в связке с другими видами безопасности, из чего можно сделать вывод о том, что она не является независимым элементом в системе. Однако далее в документе отмечается, что «растущая зависимость от доступности природных ресурсов ведет к более напряженной глобальной конкуренции за обеспечение доступа к стратегическому сырью и энергетическим ресурсам» [10]. В данном случае можно говорить о природной безопасности, понимаемой в самом широком смысле, а не только об энергетической безопасности. В то же время авторы Стратегии национальной безопасности Чехии (Стратегии безопасности Чешской Республики) упоминают в документе и политические аспекты энергетической безопасности: «стремление исключительных поставщиков сырья или транзитных государств злоупотреблять своим положением для продвижения собственных интересов в сфере политики или безопасности также оказывает влияние на обеспечение базовых потребностей Чешской Республики и может рассматриваться в качестве асимметричной угрозы стратегического характера» [10]. Тем самым повышается значимость данного компонента системы национальной безопасности, который влияет как на экономическую, так и на политическую сферу деятельности государства. Что касается политических аспектов энергетической безопасности, то представляется необходимым привести в качестве примера Российскую Федерацию одного из крупнейших экспортеров углеводородного топлива в мире. Перспективы использования Россией энергетического фактора в политических целях подтверждаются не- 95 7 которыми положениями «Энергетической стратегии России в период до 2020 г.» [4], утвержденной правительством этой страны в 2003 г. В документе отмечается, что «глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов российской дипломатии» [4]. Более того, в качестве стратегической цели развития нефтегазового комплекса среди прочего названо «обеспечение политических интересов России в мире» [4]. Однако политическая составляющая энергетической безопасности может представлять угрозу и для экспортеров энергоресурсов. Яркий тому пример введение Европейским союзом с 1 июля 2012 г. эмбарго на поставки нефти из Ирана, а также постепенное сокращение потребления иранской нефти основными ее импортерами в силу санкций, введенных Соединенными Штатами. Цель данных мер обеспечить соблюдение нераспространения ядерного оружия, в разработке которого Вашингтон и Брюссель обвиняют Тегеран. В новой редакции Стратегии национальной безопасности Украины, утвержденной указом президента 8 июня 2012 г., энергетическая безопасность отмечается в качестве самостоятельного компонента системы национальной безопасности. Среди угроз энергетической безопасности страны называются такие, как «недостаточное использование собственного энергетического потенциала; низкая эффективность использования топливно-энергетических ресурсов, относительно медленные темпы внедрения новых технологий; недостаточная реализация энерготранзитного потенциала и интеграция Украины в европейский энергетический рынок; отсутствие сводного энергетического баланса государства» [3]. Таким образом, угрозы энергетической безопасности для Украины связаны не только с внешним источниками, но и с внутренними проблемами, обусловленными неэффективной политикой в сфере энергетики и технологий. Перечень угроз в украинской Стратегии национальной безопасности свидетельствует о том, что обеспечение энергетической безопасности является в равной степени проблемой внутренней и внешней политики, которая требует от руководства государства усилий как на национальном, так и на международном уровнях. 96 8 Рассмотренные подходы к изучению энергетической безопасности, а также стратегии национальной безопасности различных стран позволяют сделать вывод о том, что энергетическая безопасность занимает одно из важнейших мест в системе национальной безопасности государства. В большинстве представленных случаев энергетическая безопасность выступает в качестве самостоятельного компонента национальной безопасности. Диапазон стратегических интересов и угроз в сфере энергетики подчеркивает важность этого элемента системы национальной безопасности государства. Тем не менее каждая страна самостоятельно определяет для себя соотношение энергетических и иных факторов в собственной политике безопасности. Можно предположить, что с углублением проблем в энергетическом секторе в глобальном масштабе (в частности, с постепенным сокращением запасов ископаемого топлива) энергетическая безопасность будет принимать все более четкие контуры и займет свое определенное место в системе национальной безопасности государства. Библиографические ссылки 1. Морозов В.Е. Безопасность как форма политического: о секьюритизации и политизации // Полис (123). С Общая теория национальной безопасности : учебник / под общ. ред. А.А. Прохожева. М. : РАГС, с. 3. О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 8 июня 2012 г. «О новой редакции Стратегии национальной безопасности Украины» : указ президента Украины 389/2012 // Официальный сайт президента Украины [Электронный ресурс] URL : documents/14823.html. Дата обращения : Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс] URL : Дата обращения : Buzan B., Waever O. Regions and Powers. The Structure of International Security. New York : Cambridge University Press, p. 6. Cornell P.E. Energy Security as National Security: Defining Problems Ahead of Solutions // Journal of Energy Security [Electronic resource] Mode of access : http: // 97 9 article&id=183:energy-security-as-national-security-defining-problems-ahead-ofsolutions1&catid=92:issuecontent&itemid=341. Date of access : Hoffman A.R. Energy Poverty and Security // Journal of Energy Security [Electronic resource] Mode of access : option=com_content&view=article&id=185:energy-poverty-andsecurity&catid=94:0409content&itemid=342. Date of access : Hungary s National Security Strategy // Kormany.hu [Electronic resource] Mode of access : National%20Security%20Strategy.pdf. Date of access : National Security Strategy of the USA // Whitehouse.gov [Electronic resource] Mode of access : rss_viewer/national_security_strategy.pdf. Date of access : Security Strategy of the Czech Republic 2011 // Army.cz [Electronic resource] Mode of access : Czech_Security_Strategy_2011.pdf. Date of access : Strategic Concept For the Defence and Security of The Members of the North Atlantic Treaty Organization // NATO [Electronic resource] Mode of access : Date of access : Yergin D. The Quest : Energy, Security, and the Remaking of the Modern World. New York : Penguin Press HC, p. Энергетическая безопасность в системе национальной безопасности государства (Людмила Хухлындина, Александр Чиж) Авторы рассматривают место энергетической безопасности в системе национальной безопасности государств, перечисляют ряд работ, посвященных данной проблематике, выделяют структурные элементы системы национальной безопасности исходя из сфер жизнедеятельности, описывают подходы ученых разных стран к этой проблеме, сравнивают некоторые национальные стратегии энергетической безопасности, что позволяет сделать вывод о важности энергетической безопасности в системах национальной безопасности государств. Energy security in the system of state national security (Ludmila Khukhlyndina, Alexander Chizh) The authors consider the place of energy security in the system of state national security, analyze the historiography of the problem, present 98 10 the structure of the state national security system, make the comparison of the national energy security strategies concluding about importance of energy security in the systems of state national security. Ключевые слова Энергетическая безопасность, национальная безопасность, структурные элементы национальной безопасности, научные подходы. Key words Energy security, national security, the structural elements of the national security, scientific perspectives. Статья поступила в редакцию в апреле 2013 г. 99 docplayer.ru Информационная безопасность энергетических предприятий: проблемы и пути решенияАвтор: Александр Алексеев, Директор Центра Компетенций Информационной Безопасности компании «РАМАКС Интернейшнл» Кибератаки на инфраструктуру энергетических компанийНи одно серьёзное предприятие никогда не станет афишировать свои проблемы, в том числе и в кибербезопасности, иначе к проблемам незащищённости прибавятся ещё и репутационные риски. Даже внутренние данные о прорывах периметра, а иногда и о попытках, обычно старательно вычищаются не только из внешней, но и из внутренней отчётности. Информация становится доступной либо в случае утечек, либо тогда, когда её уже невозможно замалчивать. По-настоящему заметных кибератак, кончено, не было, но, по нашей информации, разработки в сфере целевых атак на объекты государственной важности, коими являются и объекты энергетики, не прекращаются. Ситуация в России и по миру почти не отличается. Однако, если учесть, что кибератаки на объекты государственной важности обычно являются неофициальном актом агрессии заинтересованных государств, а разработкой вирусов такого характера, как правило, занимаются чуть ли не на промышленном уровне специальные службы, иногда с привлечением «независимых экспертов» с теневого рынка, то в зону повышенного риска попадают государства с активной политической позицией на мировой арене. Например, Россия… Самые распространенные виды кибератак, нарушающие информационную безопасность предприятий Самые распространенные виды кибератак на энергообъекты — так называемые «черви», поражающие компьютеры под управлением операционной системы Microsoft Windows. На сегодняшний день, одним из самых известных вирусов является вирус Stuxnet. Подобные атаки имеют очень серьёзную поддержку со стороны заказчика, поэтому являются целевыми и уникальными. Защита от вирусов и «червей»Антивирусы и прочие стандартные средства защиты в этом случае бесполезны, поскольку атака подпадает под категорию «нулевого дня», т.е. ранее не встречалась и не подаёт характерных (изученных) признаков поведения. Это не значит, что атаку нельзя отразить. Можно. Защита должна базироваться на связке продвинутых средств мониторинга и реагирования, а также на высококомпетентных кадрах. Первая задача решается путем создания центра мониторинга и реагирования на киберугрозы на основе наиболее продвинутых средств сбора и корреляции информации, прогнозирования событий, предупредительных действий, в том числе, с применением наработок псевдо-искусственного интеллекта. Вторая задача решается сложнее. Высококомпетентные кадры на рынке стоят дорого, и их мало. Здесь мы предлагаем «выращивать» специалистов внутри себя или с привлечением внешних ресурсов. Установить российские антивирусы на все компьютеры предлагают властиНа мой взгляд, очень хорошо зарекомендовало себя создание собственного киберполигона для тренировок и экзаменации специалистов по кибербезопасности. Обеспечение информационной безопасность энергообъектов в РоссииНесмотря на то, что в настоящее время Минэнерго РФ планирует разработать правила информбезопасности энергообъектов в России, до сих пор выбор технологий, их поставщиков для киберзащиты энергообъектов не прописан достаточно четко. Документы, приказы и рекомендации, конечно, есть. Я не считаю возможным всерьёз рассматривать подобные документы. Рынок кибербезопасности слишком динамичен, а проявление угроз крайне непредсказуемо. Скорость сбора информации, подготовка рекомендаций и их согласование по определению будут неприемлемо опаздывать. Действительно полезным мог бы оказаться документ, повышающий ответственность за неотбитые атаки как со стороны руководителей объектов атаки, так и со стороны организаций, взявших на себя ответственность по организации их защиты. По данным PwC, сейчас практические у половины российских предприятий нет политики, стратегии по информбезопасности, и это еще оптимистичные данные. Нередко документ, именуемый «стратегией» (на профессиональном языке КРИБ, концепция развития информационной безопасности), пишется в стол, «чтобы было…». Такие документы, конечно, не соблюдаются, а иногда, при ближайшем рассмотрении, и не могут быть соблюдены для внедрения систем обеспечения информационной безопасности предприятий. При том, что профессионально подготовить такой документ по обеспечению защиты от угроз может далеко не каждый интегратор, заказы на такие документы поступают редко, т.к. появление подобной стратегии должно накладывать на заказчика серьёзные обязательства по её исполнению. Информационная безопасность банков — сколько банки потратят на защиту информации?Со своей стороны мы стараемся доносить до своих партнёров важность такого рода документов, серьёзность подхода к их подготовке, организации и обязательности их исполнения. Отмечу с позиции нашего Центра информационной безопасности проявление у предприятий повышенного интереса к собственной безопасности и существенный рост обращений. promdevelop.ru |