Eng Ru
Отправить письмо

Инновационное развитие электросетевого комплекса: ФСК ЕЭС — 15 лет. Электросетевой комплекс


Электросетевой комплекс. Подходы к развитию и инвестированию // Энергетика // Наука и технологии

Стратегия развития электросетевого комплекса РФ одной из ключевых задач государственной политики в сфере электросетевого хозяйства предполагает создание экономических методов стимулирования эффективности сетевых компаний, обеспечение условий для стабилизации тарифов, а также привлечение частного капитала в электросетевой комплекс в объеме, достаточном для модернизации и реконструкции электросетей для обеспечения надежности электроснабжения.

Что же необходимо сделать сетевым компаниям для достижения целей и задач Стратегии?

Во-первых, реализовать требования государства и потребителей для повышения эффективности и надежности электрических сетей и энергосистемы в целом;

Во-вторых, обеспечить наращивание ценности инфраструктуры для пользователей и бизнеса с целью привлечения инвестиций;

В-третьих, сформировать условия для развития нового техно-промышленного уклада;

В-четвертых, обеспечить участие в новых глобальных рынках технологий оборудования, программного обеспечения для интеллектуальной энергетики.

Решить эти задачи в одиночку крайне сложно, а, зачастую, невозможно, поэтому сетевые компании должны взаимодействовать с региональными властями и потребителем, в т.ч. представителями бизнес-сообщества. В связи с тем, что электросетевые компании МРСК являются основными поставщиками электроэнергии в регионах (степень локализации в различных регионах присутствия МРСК Центра 80-100%), развитие электросетевой инфраструктуры должно синхронизироваться с развитием регионов. Это должно быть сделано для сбалансированного достижения двух основных целей: обеспечения надежности и качества электроснабжения потребителей электрической энергии и развития бизнеса на территории региона присутствия.

Направления взаимодействия с электросетевыми компаниями для бизнес-сообщества видятся следующие:

инвестиции в реновацию электрических сетей;

инвестиции при технологических присоединениях;

реализация дополнительных сервисов совместно с электросетевыми компаниями;

инвестирование в инновации;

инвестирование в развитие территориальной инфраструктуры, совместно с электросетевыми компаниями.

Однако развитие регионального бизнеса и обеспечение надежности и качества электроэнергии нивелируются нерешенными проблемами, только часть из которых находится в сфере решений электросетевых компаний.

Проблемы электросетевых компаний, снижающие инвестиционную привлекательность:

неравномерное непрогнозируемое территориальное развитие;

затраты сетевых компаний на технологическое присоединение, не покрываемое платой;

отсутствие ответственности потребителя за взятые обязательства по потреблению в рамках заявленных параметров мощности;

высокий износ сети;

небольшое количество реальных инновационных предложений, существенно улучшающих основные параметры деятельности энергокомпаний.

Взаимодействие при территориальном планировании позволит решить задачи ускорения процесса технологического присоединения и повысить эффективность использования инвестиций при строительстве и реконструкции объектов. Достичь низких сроков технологического присоединения одним сетевым компаниям достаточно сложно без взаимной ответственности с потребителем и качественного территориального планирования.

Низкое качество территориального планирования приводит:

к проблемам при выборе земельных участков для прохождения трасс линий электропередачи и размещении электросетевых объектов;

к завышенным затратам на строительство и реконструкцию энергообъектов;

к проблемам инвестиционного планирования, т.к. очень сложно определить первоначальные затраты на строительство/реконструкцию энергообъектов;

к завышенным срокам ввода энергообъектов;

к необходимости выкупа земельных участков для прохождения трасс ЛЭП.

Эффективное территориальное планирование позволит снизить затраты на технологическое присоединение потребителей, обеспечить ликвидацию дефицита мощности в крупных узлах нагрузки, и позволит комплексно решать задачи развития региона.

Отсутствие ответственности потребителя за заявляемые параметры нагрузки в настоящее время приводит к нарастающим проблемам разрыва между юридической мощностью по договорам технологического присоединения и максимальной мощностью центров питания по результатам замеров. Отсутствие у потребителя стимулов к дифференцированию заявляемой нагрузки приводит к увеличению разрыва графиков нагрузки день/ночь. Выравнивание нагрузки несет огромный экономический эффект для электросетевых компаний, особенно при технологических присоединениях. Ведь не секрет, что если при расчете электрических сетей для электроснабжения потребителей с заявками до 15 кВт применяются коэффициенты одновременности, то для крупных моно-потребителей расчет ведется исходя из заявленной мощности. Фактически, чем больше заявленная мощность, тем больше затраты сетевых компаний на строительство и реконструкцию электросетевых активов. В связи с чем, при эффективном планировании режимов потребления электроэнергии можно значительно сэкономить затраты на сетевое строительство и реконструкцию.

Взаимодействие на стадии предпроектных обследований значительно повышает эффективность реализации инвестиционных проектов присоединения к электрическим сетям как заявителей, так и сетевых компаний. Так разработка схем выдачи мощности на стадии начала проекта присоединения к электрическим сетям объектов крупной генерации, которая является обязательной при присоединении крупных генерирующих объектов, дает возможность четко сформировать сроки и бюджет, рассчитать правильно эффективность и на ее основании применить технические решения, в т.ч. инновационные.

Большие резервы в повышении эффективности работы электросетевого комплекса в развитии малой генерации, в т.ч. применении возобновляемых источников электроэнергии. В настоящее время развитие малой генерации в большинстве случаев не спланировано, иногда малая генерация создается в профицитных узлах нагрузки, зачастую объекты малой генерации не рассчитаны на работу с изолированной от электрических сетей нагрузкой. В связи с чем, в некоторых случаях малая генерация разгружает и так ненагруженные сети. Несмотря на открытость на всех сайтах электросетевых компаний данных о распределении нагрузки по территории присутствия, планирование развития малой генерации фактически отсутствует. И здесь решение проблемы видится в предоставлении прав электросетевым компаниям полноценно участвовать в планировании размещения малой генерации, а также самой устанавливать слаботочные генерирующие установки для заявителей, строительство электросетевых объектов к которым крайне убыточно.

Развитие малой генерации также требует эффективной системы управления выдачей мощности, управления нагрузкой с учетом загрузки центров питания электросетевых компаний, разработки правовых механизмов участия генерирующих компаний на рынке, иначе может получиться эффект, когда электрические сети будут незагруженным резервом для генерирующих станций. При этом обслуживание резерва будет оплачено потребителями электроэнергии.

Повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение развития электросетевого комплекса автору видятся в следующем:

1. Введение механизма гарантий, в том числе финансового, со стороны потребителей и администраций регионов за заявленную мощность.

2. Создание законодательного механизма одностороннего расторжения договорных отношений при длительном неисполнении заявителем своих обязательств по заявленной мощности.

3. Введение стимулов для потребителя в части заявления поэтапного ввода нагрузки.

4. Дифференциация платы за ТП по критерию энергодефицитных и энергопрофицитных районов регионов. Стимулирование строительства заявителями объектов, расположенных в зонах профицита мощности сетевых организаций.

5. Предоставление заявителям на технологическое присоединение услуги энергетического обследования и, при необходимости, энергосервисных услуг для определения оптимальной величины заявляемой мощности и графика нагрузки.

Электросетевые компании со своей стороны предлагают свое участие в реализации проектов присоединения к электрическим сетям, готовность дать практические рекомендации по оптимальному построению сетей заявителя, применению инновационных решений.

Дмитрий Рыбников

neftegaz.ru

Что значит Электросетевые комплексы? Электросетевые комплексы

Конституционное право России → Юридический словарь → Слова на букву «Э» юридического словаря → Что означает термин Электросетевые комплексы в юридическом словаре?

Электросетевые комплексы (далее - ЭСК) являются частью имущественного комплекса и означают сложную вещь, состоящую из зданий, сооружений и устройств (разнородных вещей), функционально и технологически связанных, образующих единое целое и предназначенных одновременно для приема, преобразования, распределения и передачи электрической энергии

Источник: ПРИКАЗ ГУП МО "МОБТИ" от 05.09.2001 № 12-п

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ ПАСПОРТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО"

Самые просматриваемые слова

  1. Стратегическое предприятие (организация)

  2. Аварийная ситуация на воздушном судне

  3. Легитимность документа

  4. Выпуск продукции в обращение

  5. Автомобильные дороги общего пользования

  6. Сети инженерно-технического обеспечения

  7. Дорожное хозяйство

  8. Информационные машины и оборудование

  9. Суммарная поэтажная площадь

  10. Мобилизационное задание

  11. Промышленный объект

  12. Извещение о вводе налоговой декларации (расчета) в электронном виде

  13. Запрос межведомственный

  14. Криптосредство

  15. Адресная справка

  16. Производственный инвентарь

  17. Спуск руководящий ж/д пути

  18. Производственная деятельность

  19. Военнослужащие

  20. Постижерные работы

Ссылки на определение понятия «Электросетевые комплексы»:

HTML-код ссылки на слово для сайтов и блогов Значение слова Электросетевые комплексы
BB-код ссылки на слово для форумов [url=http://constitutum.ru/dictionary/30402/]Определение понятия «Электросетевые комплексы»[/url]
Прямая ссылка на слово для социальных сетей и электронной почты http://constitutum.ru/dictionary/30402/

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Электросетевые комплексы». Полученная информация поможет вам понять, что такое Электросетевые комплексы. Если по вашему мнению определение термина «Электросетевые комплексы» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Электросетевые комплексы», но и по ошибочному запросу «». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

Описание страницы: На данной странице представлено определение понятия «Электросетевые комплексы»

Ключевые слова страницы: Электросетевые комплексы, это, определение, понятие, термин, дефиниция, что значит, что означает, слово, значение

www.constitutum.ru

Задачи при модернизации распределительного электросетевого комплекса.

 

Распределительный электросетевой комплекс России включает множество электросетевых объектов различных классов напряжения, который, благодаря усилиям коллективов энергетиков, обеспечивает население страны, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты социальной сферы и других потребителей электрической энергией. От надежности функционирования сетевых объектов и организации их обслуживания зависит качество жизни и технический уровень общества. А для выполнения этого надо решить три основные задачи.

Основные фонды распределительного комплекса составляют около 200 млрд. руб. Однако в настоящее время практически учитывается не более 50% основных фондов. Действуют условия для заниженной оценки активов и сужения налогооблагаемой базы. Картину также искажает инфляция. Знание же стоимости «энергетического богатства» позволяет эффективно организовать его управление и проводить разумную энергетическую политику.

Основные фонды распределительного электросетевого комплекса находятся на балансе региональных электросетевых компаний (РСК). Основные производственные фонды - это линии электропередачи напряжением 0,4-110 кВ протяженностью более 3,2 млн. км, трансформаторные подстанции (ПС) и трансформаторные пункты (ТП) с установленной мощностью трансформаторов около 720 млн. кВ А, а также другие электросетевые объекты. В сельской местности используются в основном воздушные линии 0,4-110 кВ протяженностью 2,4 млн. км, в том числе 0,9 млн. км линий напряжением 0,4 кВ; 1,2 млн. км - напряжением 6-10 кВ; 0,3 млн. км -напряжением 35 и 110 кВ.

Около 45 % основных фондов распределительных электрических сетей находятся в эксплуатации более установленных нормативных сроков, а степень их износа находится в критической зоне. Доля полностью изношенного основного оборудования (находящегося в эксплуатации больше нормативного срока в 1,4-2 раза) увеличивается и составляет:

■ 20 % для линий 110-35 кВ;

■ 35 % для линий 6-0,4 кВ.

Автоматизация электросетевых объектов напряжением 0,4-110 кВ находится на весьма низком уровне. Лишь около 38 % линий сетей сельских территорий оснащены телесигнализацией и менее 16% имеют телеуправление. Телемеханизация сетевых объектов - пунктов секционирования АВР, распределительных пунктов, потребительских ТП осуществляется лишь в отдельных регионах.

В этих условиях общая концепция развития электросетевого комплекса требует четкой организации управления и четкого разграничения функций хозяйствующих структур на различных уровнях управления основными фондами электрических сетей в условиях реформирования экономики страны.

Поэтому в электросетевом комплексе (как части электроэнергетики всей страны) была инициирована реформа управления электросетевыми объектами. В настоящий момент этот этап реформирования подходит к своему логическому завершению.

Вторая задача заключалась в наведении «технического порядка» в сложившемся электросетевом комплексе, где царила «техническая вакханалия» в использовании схем построения, электрооборудования и материалов, в проектировании новых и реконструкции (техническом Перевооружении) сетевых объектов. В этой связи менеджмент ОАО 3АО «ЕЭС России» принял радикальное решение определить основные параметры распределительных электрических сетей при их развитии на ближайший период до 2015 года.

В многообразии возможных вариантов реконструкции и технического перевооружения необходимо было сформулировать концептуальные положения, которые ограничивают технические и технологические решения и «индивидуализм мнений» технического менеджмента сетевых компаний.

Положение о технической политике (по своей сути Свод общих правил и требований) позволило:

■ отсеять значительное количество индивидуальных решений, предлагаемых проектными частными фирмами и конторами;

■ навести условный технический и технологический порядок в проектировании новых сетевых объектов, а также проектировании реконструкции и технического перевооружения действующих сетевых объектов;

■ внести ясность в основные направления технического развития электросетевого комплекса;

■ принять решение на уровне РСК о необходимости разработки Схем перспективного развития, проведения. Технического аудита и разработки Программ развития распределительных электрических сетей.

В ряде РСК объем инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение электросетевых объектов сопоставим или превышает остаточную стоимость электросетевых объектов. Фактические затраты на развитие (новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение) на порядок меньше расчетных значений. В результате недостаточного финансирования распределительный электросетевой комплекс становится одним из основных ограничивающих факторов (наряду с генерированием) в процессах электрификации страны.

В то же время распределительный электросетевой комплекс является весьма привлекательным объектом для вложения инвестиций, в том числе частных. Расчеты показывают, что инвестиции в развитие распределительных электрических сетей окупаются за относительно короткий срок - 5-7 лет.

Однако поступательное развитие электросетевого комплекса невозможно без формирования инвестиционной (финансовой) политики. Государственная политика в развитии электрических сетей должна заключаться не только в участии своими инвестициями (их при любых вариантах развития будет недостаточно), но и в их регулировании.

В этой связи в настоящий момент необходимо решить третью задачу распределительного электросетевого комплекса - сформулировать инвестиционную политику развития распределительного электросетевого комплекса. Таким образом, необходимо разработать Положение об инвестиционной политике в электросетевом комплексе на период до 2015 года. Это положение должно включать:

■ методы оценки остаточной стоимости электросетевых объектов;

■ создание количественных критериев оценки инвестиционной привлекательности распределительных электрических сетей;

■ методы бизес-планирования, развития РСК посредством электросбережения;

■ повышение качества проектирования на основе применения программ и систем автоматизированного проектирования электросетевых объектов;

■ методы оценки эффективности инвестиций в распределительный электросетевой комплекс.

 



infopedia.su

ФСК ЕЭС — 15 лет — Бизнес России

Электроэнергетика играет особую роль в экономическом и социальном развитии государства. Непростая задача по обеспечению потребителей надежным и экономичным электроснабжением лежит на компаниях Единой энергетической системы (ЕЭС), охватывающей практически всю обжитую территорию России и являющейся одним из крупнейших в мире энергообъединений. Гарантией энергетической безопасности российского государства выступает «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», празднующая в этом году знаменательную дату — 15 лет с момента образования.

Будучи естественной монополией, ПАО «ФСК ЕЭС» является организацией по управлению Единой национальной электрической сетью. Компания призвана не только сохранить ЕНЭС как общенациональное достояние, но и обеспечить максимально эффективное развитие системы.

ФСК ЕЭС сегодня представляет собой уникальную организацию, в зоне ответственности которой находятся 139 тысяч километров высоковольтных магистральных линий электропередачи и 924 подстанции общей мощностью более 332 тысяч МВА. В структуру компании входят 8 магистральных электрических сетей (МЭС), 41 предприятие МЭС, специализированная производственная база «Белый Раст» и Центр технического надзора, обеспечивающие надежное энергоснабжение потребителей в 77 регионах России.

Единая энергетическая система

История возникновения единой системы берет свое начало с появления в Царском Селе первой воздушной электрической сети в 1887 году. В результате стремительного развития технического прогресса в 1920-е годы был воплощен в жизнь план «электрификации всей страны», реализация которого давала основу для хозяйственного строительства молодой Советской республики и предусматривала крупные изменения в технической политике развития энергетики.

Масштабное строительство линий электропередачи, появление новых технологий и оборудования позволило сформировать в европейской части СССР Единую энергетическую систему. Объединение энергосистем Центра и Северо-Запада сделало возможным передачу избыточных мощностей Северо-Запада в дефицитные районы Центра, Средней Волги и Урала.Централизация всей российской электроэнергетики была завершена образованием в 1992 году РАО «ЕЭС России». В 1997 году в составе компании появились территориально обособленные подразделения — Межсистемные электрические сети. Возросший спрос на электроэнергию в 2000-е годы породил необходимость реформирования энергетической отрасли, поэтому компания «ЕЭС России» была реструктурирована. В ходе реформы произошло разделение отрасли на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, а на смену холдингу пришли новые самостоятельные участники рынка электроэнергетики.

ФСК

Для управления, сохранения и развития ЕНЭС в 2002 году была образована «Федеральная сетевая компания ЕЭС». В 2008 году к ФСК ЕЭС были присоединены РАО «ЕЭС России» и 56 магистральных сетевых компаний, созданных на базе реорганизованных АО-Энерго. На сегодняшний день компания является одной из системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение для страны. При этом 80,13% акций ФСК принадлежит крупнейшему энергетическому холдингу — ПАО «Россети». 

Стратегическое значение компании

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, приоритетными направлениями деятельности электросетевого комплекса являются развитие инфраструктуры и обеспечение энергетической целостности государства. При этом ключевыми задачами государственной политики в данной сфере определены стимулирование эффективности сетевых организаций, обеспечение условий для стабилизации тарифов, а также привлечение нового капитала в электросетевой комплекс.

Реализация Энергетической стратегии требует средств, в связи с чем в декабре 2015 года Министерством энергетики РФ была утверждена инвестиционная программа ФСК ЕЭС на 2016–2020 годы. В рамках программы компания планирует ввести в работу 44,3 тысячи МВА трансформаторной мощности и 11,8 тысячи километра линий электропередачи, при этом общий объем инвестиций составит 471,12 миллиарда рублей.

Столь существенное финансирование демонстрирует значимость проектов, реализуемых компанией. ФСК ЕЭС ведет активную деятельность по развитию электросетевой инфраструктуры на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также по обеспечению внешнего электроснабжения БАМа и Транссиба, нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). В планах также обозначено укрепление электрических связей ОЭС Центра — ОЭС Северо-Запада, технологическое присоединение крупнейших потребителей на территории страны и строительство объектов выдачи мощности генерации.

ФСК ЕЭС как организация электросетевого комплекса России также играет важную роль в решении одной из важнейших государственных задач — интеграции в глобальный мировой энергетический рынок. В целях реализации данной задачи предполагается разработка проектов по развитию крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России, реализуемых с использованием новых энергетических технологий.

Инновационные технологии

Сегодня одной из основных тенденций развития энергетической отрасли является умеренный рост спроса на электроэнергию вследствие постепенного повышения энергоэффективности. Это обуславливает необходимость внедрения в России современных технологий, в частности «умных» электрических сетей, использующих информационные и коммуникационные системы для сбора информации об энергопроизводстве и энергопотреблении и позволяющих автоматически повышать эффективность, надежность, экономическую выгоду, а также устойчивость производства и распределения электроэнергии.

ФСК

Ключевым инструментом развития инноваций в ФСК ЕЭС является программа инновационного развития на 2016–2020 годы, в рамках которой компания взаимодействует с институтами развития, НИИ, вузами, представителями малого и среднего бизнеса, фондами и зарубежными партнерами по таким приоритетным направлениям, как создание цифровой подстанции, повышение энергоэффективности и снижение потерь, применение цифрового проектирования, улучшение качества электроэнергии, исследования композитных материалов и сверхпроводимости, а также удаленное управление и безопасность.

Результатом непрерывной инновационной деятельности стало совершение настоящего прорыва в области технологий высокотемпературной сверхпроводимости. Так, была разработана уникальная система криообеспечения и криостатирования, а также был изготовлен кабель переменного тока 20 кВ. Совместно с «НТЦ электроэнергетики» компания успешно завершила испытания первой в России высокотемпературной сверхпроводящей (ВТСП) кабельной линии длиной 200 метров напряжением 20 кВ.

В текущий момент продолжается работа над созданием экспериментальной цифровой подстанции, являющейся частью опытного полигона на базе «НТЦ ФСК ЕЭС». Создание интеллектуальной электроэнергетической системы с активно-адаптивной сетью позволит повысить надежность электроснабжения и снизить расход электроэнергии на ее транспортировку и распределение. Отслеживать объемы переданной электроэнергии и контролировать потери энергии в сетях позволит система АИИС КУЭ, представляющая собой совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку данных об энергетических потоках в электросетях.

Программа импортозамещения

Одним из стимулов инновационного развития отрасли и формирования отечественной производственной базы технологического оборудования стало принятие ФСК ЕЭС на 2015–2019 годы программы импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем.

Результатом плодотворной работы в этой области стал рост числа российских разработок мирового класса и перспективных направлений в сферах силовой электроники и цифровых технологий. Создание в России современных высокотехнологичных предприятий по производству электротехнического оборудования способствует реализации энергетической стратегии, согласно которой к 2030 году доля отечественного оборудования в закупах ФСК ЕЭС должна составить 95%.

Охрана окружающей среды

Одним из условий успешного развития электроэнергетики является обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования. Для снижения негативного влияния деятельности прозводственных объектов электросетевого комплекса на окружающую среду ПАО «ФСК ЕЭС» проводит активную деятельность по соблюдению требований природоохранного законодательства, усилению производственного экологического контроля, а также по внедрению экологически эффективных технологий.

Одним из примеров современных инженерных решений в данной области является установка на ВЛ 220 кВ «Калуга — Спутник» опор с повышенной высотой подвеса, позволяющих сократить объемы вырубки лесных массивов и эксплуатационных затрат на расчистку просек. Кроме того, специалистами компании была создана инновационная система пожаротушения масляных трансформаторов.

glavportal.com

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение - журнал для электросетевого комплекса .:

9 ноября 2017 года в Москве состоялось заседание «круглого стола» Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Текущее состояние и перспективы развития электросетевого комплекса России. Основные проблемы и пути их преодоления», направленное на законодательное обеспечение деятельности электросетевого комплекса и на развитие нормотворчества в этом направлении.

В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы, Генеральной Прокуратуры РФ, органов власти субъектов Российской Федерации, ПАО «Россети», АО «СО ЕЭС», ПАО «ФСК ЕЭС», Ассоциации «НП ТСО», Ассоциации ГП и ЭСК, представители экспертного сообщества и деловых кругов.

Проведение «круглого стола» было обусловлено необходимостью обсуждения и оценки существующего состояния электросетевого комплекса, актуализации его роли в электроэнергетической отрасли России, а также выявления проблем, препятствующих его эффективному функционированию и развитию. В ходе дискуссии участниками «круглого стола» также обсуждались предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего эти вопросы.

Открывая заседание «круглого стола», председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил основную задачу, стоящую перед электросетевым комплексом страны — создание прозрачной системы управления затратами для последующего их снижения, общее повышение эффективности.

Павел Завальный, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике В качестве наиболее сложной проблемы Павел Николаевич выделил нерешенность вопросов последней мили и перекрестного субсидирования.

Следующая серьезная задача — упорядочить работу и численность ТСО. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны и необходимо продолжать работу в рамках принятой стратегии. Необходимо определить дальнейшие направления совершенствования критериев присвоения компаниям статуса ТСО, понять, какова будет оптимальная степень их объединения, которая позволит упорядочить систему.

Еще одной важной проблемой, по мнению Павла Завального, является безответственное отношение со стороны потребителей к заявкам на технологическое присоединение. Особенно при подключении мощностей в «льготной» группе, которая теперь расширена до 150 кВт.

Фактически сегодня построенные для таких потребителей электросетевые мощности используются не более, чем на 20–25%.

Еще один проблемный вопрос — это бесхозяйные сети. На сегодня выявлено 8988 присоединений от бесхозяйных сетей, к которым, в свою очередь, подключены бизнес и социально значимые объекты, такие как больницы и школы. Уровень потерь электрической энергии в этих сетях достигает 60%. Кроме того, в таких сетях повышена потенциальная угроза жизни и здоровью граждан.

Не менее важным вопросом, по мнению Павла Завального, является развитие систем интеллектуального учета электрической энергии. Текущее состояние учета электроэнергии в Российской Федерации, несмотря на высокую оснащенность потребителей приборами учета электроэнергии (более 97%), не позволяет достоверно определять объемы взаимных обязательств между участниками рынков электроэнергии, между ними возникают многомиллиардные разногласия. Приборы учета принадлежат десяткам миллионов собственников, которые используют более 300 видов счетчиков различных поколений и производителей, и лишь 9% приборов отвечают современным требованиям к интеллектуальному учету электроэнергии.

Вячеслав Кравченко, заместитель Министра энергетики РФ Поднятую Павлом Завальным тему продолжил заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко.

Помимо ранее озвученных председателем Комитета Государственной Думы по энергетике проблем, Вячеслав Михайлович отметил еще несколько, до сих пор не нашедших своего окончательного решения, несмотря на определенные шаги, предпринятые на законодательном, нормотворческом и управленческом уровнях.

В первую очередь, это проблемы, связанные с совершенствованием тарифного регулирования сетевого комплекса. Первопричиной этих проблем является низкая упорядоченность системы стратегического планирования и ее несовершенство на региональном уровне формирования инвестиционных программ.

Второй важный аспект, по мнению заместителя Министра энергетики, — необходимость более сбалансированного регулирования электросетевой деятельности. На сегодняшний день установление существенных льгот для отдельных категорий потребителей в части оплаты услуг по передаче электроэнергии или технологическому присоединению примерно в 20 регионах свели инвестиционные программы практически к нулю. Такое положение вещей в конечном итоге самым негативным образом скажется на надежности работы электросетевого комплекса.

Однако, признавая наличие ряда крупных проблем в электросетевом комплексе, Вячеслав Кравченко отметил и определенные позитивные сдвиги по их устранению. В качестве базового этапа, ориентированного на преодоление негативных явлений, была упомянута большая работа по утверждению стратегии развития электросетевого комплекса. Установленные стратегией целевые ориентиры являются достижимыми, что демонстрируется, в частности, выполнением электросетевыми компаниями показателей по снижению потерь в электрических сетях и снижением стоимости инвестиционных программ.

Алексей Воронин, заместитель начальника Управления регулирования в электроэнергетике ФАС РФ Заместитель начальника Управления регулирования в электроэнергетике ФАС РФ Алексей Воронин отметил, что несмотря на имеющиеся в электросетевом комплексе страны проблемы, удалось достичь кардинальных изменений в части обеспечения доступности подключения к энергетической инфраструктуре. Пять лет назад по рейтингу Всемирного банка DoingBusiness Россия занимала практически самое последнее 184 место по данному показателю. В настоящее время мы входим в топ-10 лучших стран мира. Таких результатов удалось достичь благодаря проделанной многолетней работе как федеральных органов исполнительной власти, так и законодателей.

Генеральный директор ПАО «Россети» Павел Ливинский поддержал мнение предыдущих докладчиков по вопросу существующих в электросетевом комплексе проблем.

Павел Ливинский, Генеральный директор ПАО «Россети» Для их решения и обеспечения дальнейшего устойчивого и инновационного развития электросетевого комплекса, по мнению Павла Анатольевича, многие инициативы необходимо рассматривать совместно, так как зависимость процессов в этой области очень велика. Возможности электросетевого комплекса и эффективность тех или иных мер по снижению издержек напрямую связаны с наличием четко определенных стратегических целей. Безусловно, электросетевой комплекс необходимо рассматривать в общей структуре экономики страны.

Затрагивая вопросы технологического присоединения к электрическим сетям, Павел Ливинский обратил внимание участников «круглого стола» на имеющие место злоупотребления заявителями льготной категории предоставленным им правом. В результате наблюдается рост затрат на проектирование и строительство электросетевых объектов, а также эксплуатацию недозагруженных электросетей, что ведет к росту тарифов для других потребителей, необоснованный рост прогноза на строительство генерирующих мощностей, которые также при эксплуатации с неполной загрузкой не обеспечивают экономической эффективности вложений. Все это приводит к искажению при планировании и прогнозировании развития экономики и территорий.

Говоря о надежности и качестве работы электросетевого комплекса, Павел Ливинский сделал акцент на категории потребителей, проживающих в удаленных населенных пунктах. Как правило, данные населенные пункты имеют низкое потребление и находятся на концах протяженных, изношенных ЛЭП с высокими потерями электроэнергии. Строительство или реконструкция таких ЛЭП является высокозатратным и экономически неэффективным проектом для сетевых компаний. Альтернативным решением является развитие распределенной малой генерации для удаленных энергорайонов. В зависимости от местных условий это может быть как генерация на возобновляемых источниках энергии, так и на углеводородных источниках.

Для реализации таких проектов в удаленных населенных пунктах необходимо снять нормативные запреты на деятельность электросетевых организаций по созданию малой генерации в вышеуказанных случаях. По оценкам, такие решения смогут снизить объем капитальных вложений в строительство протяженных и экономически неэффективных линий более чем в 2 раза.

Еще одним условием для обеспечения надежности функционирования электросетевого комплекса является введение единых правил и стандартов для электросетевых организаций. Стратегией развития электросетевого комплекса предусмотрено повышение требований к территориальным сетевым организациям. В 2017 году введены соответствующие критерии, которые позволили лишить статуса ТСО компании, которые не могут обеспечить необходимый уровень обслуживания принадлежащей им сетевой инфраструктуры, предоставить потребителю качественные услуги. Это был большой шаг вперед. Для повышения надежности электросетей ПАО «Россети» предложено ввести дополнительно следующие требования к сетевым организациям:

-              наличие в штате ТСО квалифицированного, аттестованного персонала и круглосуточной диспетчерской службы;

-              наличие укомплектованного склада аварийного резервного оборудования;

-              наличие утвержденной в установленном порядке ремонтной и инвестиционной программы.

Для исполнения ТСО установленных критериев необходимо обеспечить соответствующий контроль органами власти субъектов РФ.

По мнению Павла Ливинского, при правильно выстроенной стратегии развития в ближайшие 3–5 лет в электросетевом комплексе существует потенциал: на 20% уменьшить стоимость эксплуатации и содержания сетей.

Антонио Буондонно, Директор Департамента по развитию бизнеса по региону Восточная Европа, Ближний Восток, Африка, дивизион «Глобальные инфраструктура и сети» ПАО «Энел Россия»О европейском опыте построения эффективной электросетевой инфраструктуры рассказал собравшимся Директор Департамента по развитию бизнеса по региону Восточная Европа, Ближний Восток, Африка, дивизион «Глобальные инфраструктура и сети» ПАО «Энел Россия» Антонио Буондонно.

По итогам заседания был сформулирован и предложен к рассмотрению экспертам электроэнергетики проект предложений в адрес Правительства Российской Федерации, содержащий следующие рекомендации:

1. Рассмотреть возможность совершенствования Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.20.15 № 184, в том числе целесообразность лицензирования деятельности ТСО.

2. Рассмотреть вопрос о подготовке законопроекта, направленного на совершенствование механизма вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйного имущества, используемого в процессе передачи и распределения электрической энергии.

3. Рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона, регулирующего отношения, связанные с собственностью на земельные участки, на которых расположены объекты электросетевого хозяйства, правил их эксплуатации и содержания, а также содержащего механизмы снижения стоимости оформления и регистрации электросетевых объектов, правил установления охранных зон таких объектов либо изменения сроков для их оформления.

4. Проработать возможность совершенствования механизма предоставления льготного технологического подключения, предусматривающего:

   - усиление ответственности заявителей за несвоевременное исполнение мероприятий по техприсоединению за счет возможности одностороннего отказа (расторжения во внесудебном порядке) от исполнения договора на технологическое присоединение со стороны сетевой организации;

   - предоставление права сетевой организации приостанавливать исполнение мероприятий по технологическому присоединению и переносить его нормативные сроки при отсутствии готовности к присоединению объектов заявителя;

   - введение ограничения на получение льготы по технологическому присоединению мощностью до 150 кВт по расстоянию до электросетевых объектов и по категории надежности электроснабжения (3 категория).

5. Рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство, предусматривающие создания конкурентной среды и наполнение розничных рынков электроэнергией, выработанной распределенной генерацией с учетом зарубежного опыта создания «умных» распределительных сетей.

6. Ускорить разработку проекта федерального закона, устанавливающего действенные механизмы привлечения к уголовной и административной ответственности за самовольное присоединение к электросетям и хищение электроэнергии с учетом того, что данные правонарушения совершаются общественно опасным способом и могут повлечь прекращение функционирования энергосистем.

7. Рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов, направленных на совершенствование Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.12 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» с учетом состоявшегося обсуждения.

8. Рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона, направленного на решение проблемы перекрестного субсидирования.

9. Рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов, вводящих в электросетевом комплексе механизмы тарифного регулирования на основе метода «эталонных» затрат в рамках регулирования операционных затрат сетевых компаний в пересчете на условную единицу. Результатом внедрения указанных принципов должен стать единый подход к регулированию разных компаний, отказ от тарифной терминологии «необходимой валовой выручки» и переход к понятию «цена (тариф)», применяемому к оценке условной единицы реально оказанных услуг по передаче электрической энергии.

10. Рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов в части правил установления долгосрочных тарифов, обеспечивающих приемлемые условия для развития государственно-частного партнерства в энергетике, и в части снятия запрета на совмещение видов деятельности для сетевых компаний для энергоснабжения объектов, расположенных на концах протяженных «тупиковых» линий электропередачи.

Подробнее о выступлениях и предложениях, прозвучавших на Круглом столе Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Текущее состояние и перспективы развития электросетевого комплекса России. Основные проблемы и пути их преодоления», читайте в ближайшем выпуске журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» (№6(45), ноябрь-декабрь 2017).
Продолжение обсуждения передовых и перспективных направлений технологической трансформации электросетевого комплекса в соответствии с задачами, поставленными Президентом и Правительством РФ, состоится5 декабря 2017 года в г. Москве в рамках XX юбилейной Международной специализированной выставки «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ РОССИИ - 2017», на Конференции «Развитие электросетевого комплекса: вызовы и перспективы». Вход свободный. Подробности:http://eepir.ru/news/item/4663-konferenciya2017prog.html

eepir.ru

Состояние электросетевого комплекса

В качестве основных классов напряжений используются сети напряжением 0,4; 6–10; 35; 110, 220, 330 и 500 кВ, которые за весь период развития практически не изменялись.

Общая протяжённость ВЛ напряжением 110 кВ и выше на начало 2010 г. в одноцепном исчислении составила по стране 461,7 тыс. км, а установленная мощность трансформаторов подстанций – 691,4 млн кВА, в том числе на отраслевых ПС, обеспечивающих электроснабжение тяговых ПС электрифицированных участков железных дорог, насосных и компрессорных станций нефте- и газопроводов, металлургических заводов и других потребителей электроэнергии, установлено около 100 млн кВА трансформаторной мощности.

 

 

На балансе находится:

- 32 подстанции 500 кВ;

- около 17 тыс. подстанций напряжением 35–220 кВ и более 500 тыс. подстанций 6–35/0,4 кВ с установленной электрической мощностью трансформаторов около 423 млн. кВА;

- около 2,35 млн. км ВЛ и КЛ 0,38–220 кВ, в том числе, 840 тыс. км линий напряжением 0,38 кВ; 1,1 млн. км – напряжением 6 – 10 кВ; 180 тыс. км – напряжением 35 кВ и 220 тыс. км – напряжением 110–220 кВ.

На ВЛ 0,38–10 кВ использованы, в основном, алюминиевые провода малых сечений, деревянные и железобетонные опоры.

Сети проектировались по критерию минимума затрат на расчётные нагрузки 5–10 лет. Исходя из конструктивного исполнения и срока службы ВЛ практически отработали свой ресурс 52 тыс. км ВЛ 35–110 кВ, 560 тыс. км ВЛ 6–10 кВ и 510 тыс. км ВЛ 0,38 кВ.

Кабельные сети построеныв основномпо петлевой схеме или в виде 2-х лучевых схем с 1–2-трансформаторными подстанциями. В качестве силового кабеля использовался в основном кабель с бумажной пропитанной маслом изоляцией с алюминиевыми жилами.

Основная часть (~70%) подстанций 35–220 кВ выполнена 2-транс-форматорными с 2-сторонним питанием. На подстанциях 35 кВ установлены трансформаторы с устройствами ПБВ; на подстанциях 110 кВ, как правило, – с РПН, но только примерно 10% из них успешно работают в автоматическом режиме. Парк силовых трансформаторов морально и технически устарел. Доля новых трансформаторов не превышает 7%. Основное количество (67%) подстанций было введено в эксплуатацию до 1990 года.

Отсутствие автоматического регулирования напряжения в центрах питания приводит к отклонению напряжения у потребителей выше предельно допустимых значений (± 10%).

Трансформаторные подстанции 6–10/0,4 кВ подключены к сетям, как правило, по тупиковой схеме в 1-трансформаторном исполнении. Примерно 15% подстанций находятся в неудовлетворительном состоянии.

Продолжается эксплуатация воздушных и масляных выключателей устаревших конструкций, более 40% выключателей отработали нормативные сроки.

Автоматизация сетей 35 кВ и 6–10 кВ находится на относительно низком уровне – около 38% центров питания оснащены телесигнализацией и менее 16% телеуправлением.

Предприятия электрических сетей и 78 % РЭС имеют диспетчерские пункты, из которых около 60 % оснащены диспетчерскими щитами и порядка 15 % – устройствами телемеханизации. Находящиеся в эксплуатации устройства телемеханики работают 10 и более лет. В качестве каналов связи применяются системы высокочастотной связи по линиям электропередачи и радиосигналы (УКВ связь).

Релейная защита и автоматика выполнена с использованием электромеханических реле (~ 95 %), которые имеют большие габариты и значительное электропотребление, разброс характеристик срабатывания по току и времени, невысокую чувствительность.

Около 50 % всех комплектов релейной защиты находятся в эксплуатации более 25 лет и морально устарели.

В 1990-е годыиз-за недостатка финансирования сократились темпы реконструкции, технического перевооружения и нового строительства сетей. Износ сетевых объектов увеличился до 40 %.

Более 40 % воздушных и кабельных линий, 30 % подстанций находятся в эксплуатации более расчётного срока службы. Процесс старения сетевых объектов продолжается.

Наряду с физическим износом происходит моральное старение оборудования. Средний технический уровень установленного подстанционного оборудования в по многим позициям соответствует оборудованию, эксплуатируемому в зарубежных странах 30 лет назад.

В результате, показатели надёжности электроснабжения в последние годы практически не изменяются, оставаясь невысокими в сравнении с аналогичными показателями зарубежных стран:

- в сетях 6–10 кВ происходит, в среднем, 26 отключений в год в расчете на 100 км воздушных или кабельных линий,

- в сетях 0,4 кВ – до 100 отключений.

- в результате происходит до 5–6 отключений потребителя в год (в зарубежных странах до 1–2).

Основными причинами повреждений на ВЛ 6–10 кВ являются:

- старение конструкций и материалов при эксплуатации (18%),

- климатические воздействия (ветер, гололед и их сочетание) выше расчетных значений (19 %),

- грозовые перенапряжения (13 %),

- недостатки эксплуатации (6 %),

- посторонние воздействия (16 %),

- невыясненные причины повреждений (28 %).

 

Кабельные линии всех классов напряжения повреждаются из-за:

- дефектов прокладки (до 20 %),

- старения изоляции (31 %),

- механических повреждений (30 %),

- заводских дефектов (10 %),

- коррозии (9 %).

Увеличивается количество повреждений трансформаторов 35–220 кВ. Более 50 % отказов вызваны старением и увлажнением изоляции, повреждениями комплектующих узлов – переключатели ответвлений, устройства регулирования напряжения и вводы.

Причинами повреждений трансформаторов, устройств регулирования напряжения и вводов являются:

- дефекты конструкций,

- дефекты изготовления, монтажа и ремонта,

- несоблюдение правил и норм эксплуатации,

- токи короткого замыкания,

- перенапряжения при однофазных замыканиях на землю,

- ударные токи и перегрузки.

Похожие статьи:

poznayka.org

электросетевой комплекс, Управление - Курсовая работа

Пример готовой курсовой работы по предмету: Управление

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6

1.1 Понятие и особенности электросетевого комплекса РФ 6

1.2 Проблемы развития электросетевого комплекса страны 13

ГЛАВА

2. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА РФ ПРИ ПОМОЩИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 21

2.1 Решение проблем электросетевого комплекса при помощи инновационных технологий 21

2.2 Перспективы развития электросетевого комплекса с учетом технологии Smart Grid 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Содержание

Выдержка из текста

На каждой высоковольтной подстанции установлено охранно-технологическое видеонаблюдение.

Этот проект служит доказательством того, что технология Smart Grid необходима России. Перспективы ее развития колоссальны.

Стоит упомянуть и пермский проект по внедрению системы «умных» счетчиков. Он был запущен, поскольку необходимо «отработать процессы внедрения и функционирования новых технологий с последующей передачей» данного опыта по всей стране. Отметим, что на пилотной площадке было установлено порядка 50 тысяч приборов учета, осуществлена наладка информационно-вычислительного комплекса верхнего уровня системы учета электроэнергии. Кроме того, была проведена полная интеграция программного обеспечения с приборами учета пяти разных компаний.

Согласно мнению экспертов, данный проект может окупиться за 4,5 года.

Ученые выяснили, что оптимальным вариантом установки счетчиков будет установка их сетевой организацией. Это обеспечит унификацию и гарантированную возможность объединить все приборы в сеть. На данный момент в ФЗ №

26. «Об энергосбережении…» указано, что обязанность устанавливать современные приборы учета — это дело исключительно потребителя.

Важно установить приборы контроля состояния сети и оборудования подстанций, чтобы предупреждать развитие аварийных ситуаций. Новые счетчики, позволяющие вести расчеты с потребителями более точно и предотвращающие хищение энергии, успешно выполняют свои функции во всем мире. Значит, целесообразно их установить и по всей России.

Бесспорно, наличие автоматизированной системы освещения в двух регионах при отсутствии таковой в остальных субъектах Российской Федерации вызывает сожаление.

Главными условиями успешной реализации проекта Smart Grid является поддержка и контроль государства инвестиций в эту область, формирование новой нормативно-правовой базы, «активное донесение до конечного потребителя его прав и возможностей».

Инновационное развитие на базе данной технологии существенно «повлияет на организационную модель и принципы управления в электроэнергетике», оно потребует изменения роли и сочетания развития крупных централизованных и малых распределенных генерирующих источников, изменит способ взаимодействия потребителей с централизованной энергосистемой, а также предъявит абсолютно новые требования к правилам функционирования рынков электрической энергии и мощности, что сделает работу рынков более эффективной.

Подводя итог, можно сказать, что разработанные более века назад традиционные энергосистемы тормозят развитие отечественного технического прогресса. Весь прогрессивный мир движется в направлении внедрения эволюционной технологии энергоснабжения Smart Grid, которая принципиально отличается от существующей — в области взаимоотношений между поставщиком и потребителем электроэнергии. Инфраструктура Smart Grid поможет решить все актуальные проблемы, с которыми сталкиваются энергоснабжающие компании: сокращением невозобновляемых энергетических ресурсов; увеличением потребительского спроса; ростом издержек бизнеса. Ключевое отличие интеллектуальных электросетей заключается в применении счетчиков нового поколения, способных обмениваться информацией о потреблении энергии в режиме реального времени. Такое нововведение позволит существенно экономить электроэнергию, благодаря управлению ее потоками и эффективному распределению нагрузок, а также позволит аккумулировать невостребованное электричество в сети до момента увеличения потребности в нем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время энергетика играет ключевую роль в ресурсном обеспечении экономического развития и повышении конкурентоспособности экономики любого государства.

Весьма сложно переоценить значение энергетики как базовой отрасли экономики для народного хозяйства. Пройдя трудный период 90-х годов, которому были присущи серьезное падение производства, периодические неплатежи, всеобщее распространение бартера и прочие проблемы, российская энергетика сегодня стремится выйти на новый уровень своего развития.

Электроэнергетика — сложный технологический комплекс, где цена ошибки чрезвычайно велика. Электроэнергия в современном мире — не просто товар повседневного спроса, она формирует образ жизни людей. Помимо всего прочего, без данной отрасли невозможна работа промышленности и транспорта.

Значение электроэнергетики велико, поскольку она является базовой отраслью экономики России, благодаря ее существенному вкладу в социальную стабильность общества и конкурентоспособность промышленности, включая энергоемкие отрасли.

Одним из важнейших компонентов электроэнергетики РФ является ЭСК, который включает в себя магистральную и распределительную составляющие, представленные ОАО «Федеральная сетевая компания» (ОАО «ФСК»), а также

1. межрегиональными распределительными сетевыми организациями и примерно 3000 территориальными сетевыми организациями. Большая часть из последних организаций входит в состав ОАО «Российские сети», которое контролирует более 70% распределительных и

90. магистральных сетей в РФ.

На сегодняшний день реализуется Стратегия развития электросетевого комплекса РФ на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 511-р), в рамках которой планируется стабилизация установившейся доли затрат электросетевого комплекса (в размере 40%) в цене на электроэнергию, включая повышение безопасности, качества и надежности электроснабжения потребителей.

При этом наблюдается общий износ распределительных электрических сетей в РФ, который составляет 70%, а магистральных — около 50%, что на 27−44% выше аналогичных показателей других индустриально-развитых стран. Для решения проблемы высокого износа оборудования предполагается изменение модели тарифообразования.

Кроме того, достижение целевых ориентиров, заявленных в Стратегии развития ЭСК РФ, невозможно без масштабного внедрения инноваций при: создании новых и модернизации существующих воздушных и кабельных линий электропередач, распределительных пунктов, трансформаторных и иные видов подстанций и измерительных комплексов; совершенствовании систем телемеханики, технологической связи, систем релейной защиты и автоматики; организации диспетчеризации и системы резервирования; создании автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого и технического учета электроэнергии.

Все вышесказанное предполагает необходимость внедрения инновационных элементов, которые заключаются во внедрении активно-адаптивных сетей, реализуемых на основе концепции Smart Grid.

Автор, анализируя концепцию «умных» сетей, пришел к выводу, что в России в условиях высокого морального и физического износа мощностей внедрение инновационных решений Smart Grid должно осуществляться параллельно с комплексным техническим перевооружением электросетевого комплекса. Безусловно, это позволит повысить надежность и качество электроснабжения, а также снизить технические и коммерческие потери энергетических ресурсов, включая затраты на техническое обслуживание и модернизацию оборудования.

Однако, не смотря на то, что создание высокоинтегрированных интеллектуальных электрических сетей является одним приоритетов развития российской энергетической системы, в России элементы Smart Grid внедряются достаточно медленно. Анализ показывает, что основными составляющими технологического базиса концепции SmartGrid в России должны стать: энергосберегающие технологии, оборудование и материалы, энергетическая эффективность процессов производства, передачи и потребления электроэнергии; надежность электроэнергетики и энергетическая безопасность.

Внедрение элементов Smart Grid предоставляет возможность их дальнейшего использования для повышения эффективности инновационных процессов в электросетевом комплексе за счет рациональной организации процедур выявления потребности в инновациях (например, для снижения уровня потерь), мониторинге реализации инновационных проектов, оценке эффективности инвестиций в инновации по модернизации оборудования электрических сетей. Значит, внедрять такие инновации не только важно, но и нужно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. -

2. декабря.

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об электроэнергетике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. — 2003. — 1 апр.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. — 2209. -

2. ноября.

Указ Президента РФ от

2. ноября 2012 г. № 1567 «Об открытом акционерном обществе «Российские сети» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 48. — Ст. 6666.

Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р (ред. от 18.07.2015) «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 14. — Ст. 1738.

Научная и учебная литература

Балакин, А.П. Инструменты повышения экономической эффективности инноваций в электросетевом комплексе на основе применения активно-адаптивных элементов сетей: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.П. Балакин. — М., 2015. — 167 с.

Боева, Е.Ю., Куникеев, Б.А., Щеголев, Н.Л. Перспективы и проблемы внедрения технологии Smart grid в России // Инженерный вестник. — 2015. — № 9. — С. 543−551.

Бурцев, С.А., Самойлов, М.Ю., Симаков, М.В. Анализ экологических аспектов применения перспективных схем силовых установок ближне- и среднемагистральных самолетов // Безопасность в техносфере. — 2015. — Т.4. — № 2. — С. 67−72.

Вишнякова, А.С. Административно-правовое регулирование оптового рынка электрической энергии и мощности: автореф. дисс… канд. юрид. наук / А. С. Вишнякова. — М., 2012. — 28 с.

Галяев, А.Н. Повышение энергоэффективности в электросетевом комплексе: организационно-экономические аспекты: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Н. Галяев. — Краснодар, 2011. — 169 с.

Гибадуллин, А.А. Государственное регулирование отрасли электроэнергетики // Международный научный журнал. — 2010. — С. 43−45.

Гуревич. В.И. Интеллектуальные сети: новые перспективы или новые проблемы? Ч. 2. // Электротехнический рынок. — 2011. — № 1−2 (37−38).

Демин, В.А. Проблемы модернизации электроэнергетического комплекса России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2013. — № 27. — С.71−77.

Егоров, В., Кужеков, С. Интеллектуальные технологии в распределительном электросетевом комплексе // ЭнергоРынок. — 2010. — № 6. —  С. 26−28.

Куфтов, А.Ф., Кузьмина, Ю.С. Перспективы применения твердых топлив из биомассы // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. — 2011. — № 8. — С. 6.

Кушнеров, А.В. Повышение эффективности использования консалтинговых услуг в процессе развития электросетевого комплекса: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.В. Кушнеров. — СПб., 2013.- 18 с.

Липатов, Ю.А. Электроэнергетический комплекс России: задачи и перспективы // Государственное регулирование и управление в сфере ТЭК. — 2011. — № 7. — С. 211−213.

Пищало, А.А. Управление региональным электроэнергетическим рынком: проблемы и перспективы: магистерская диссертация: 81 100. 68. 000 / А.А. Пищало. — Екатеринбург, 2015. — 143 с.

Семенов, В. Технология Smartgrid и будущее мировой электроэнергетики // Электрик. Международный электротехнический журнал. — 2013. — № 12. — С. 16−20.

Ход реформы энергетики // Энергетика. — 2013. — № 5 (113).

 — С. 1.

Черненко, Е.Ф. Энергетическая политика России. Геоэкономическая интерпретация. Монография / Е.Ф. Черненко. — М.: LAP, 2013. — 108 с.

Швец, Н.Н., Валькова, Д.Л. Перспективы привлечения иностранного капитала в российский электросетевой комплекс // Вестник МГИМО. — 2015. — № 1 (40).

Справочные материалы и Интернет-ресурсы

Алешиков, П.А. Перспективное развитие и повышение энергоэффективности электросетевого комплекса [Электронный ресурс]

/ Научный электронный портал. — Режим доступа: science.kuzstu.ru›wp…pages/Articles…Aleshikov.pdf .

Аналитика [Электронный ресурс]

/ Портал Реформа ЖКХв России. — Режим доступа: jkhrus.ru/analitics/826/.

Инновации для развития электросетевого комплекса [Электронный ресурс]

/ Международный электроэнергетический форум UPGrid 2012. — Режим доступа: www.ruscable.ru/news/2012/09/25/Innovatsii_dlya_razvitiya_elektrosetevogo_kompleks/.

Кулиныч, С.А. Внедрение Smart Grid в России [Электронный ресурс]

/ Международный форум Xperience Efficiency 2014. — Режим доступа: xee. schneider-electric.ru›static… 18jun… Кулиныч. pdf .

Министерство энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]

/ Официальный сайт. — Режим доступа: minenergo.gov.ru/activity/powerindustry.

Олег Бударгин в Китае или российские перспективы по внедрению технологии Smart Grid [Электронный ресурс]

/ Последние новости России и мира сегодня. — Режим доступа: бударгин.рф/олег-бударгин-в-китае-или-российские-п/.

Положение ОАО «Россети» о единой технической политике в электросетевом комплексе [Электронный ресурс]

/ ЗАО «Кодекс». — Режим доступа: docs.cntd.ru/document/1 200 106 979.

Приоритеты развития электросетевого комплекса в текущих экономических условиях [Электронный ресурс]

/ Интернет-журнал Электроэнергия. — Режим доступа: eepir.ru/news/item/569-приоритеты-развития-электросетевого-комплекса-в-текущих-экономических-условиях.html .

РАО «Единые сети России» [Электронный ресурс]

/ Портал Энерготрейдера. — Режим доступа: energotrade.ru/reviews/2014/9/рао-единые-сети-россии.aspx.

ФСК создаст в Сколково Smart Grid до 2016 г. [Электронный ресурс]

/ Информационное агентство «Big Electric Power News». — Режим доступа: www.bigpowernews.ru/news/document 47 288.phtml.

Вишнякова, А.С. Административно-правовое регулирование оптового рынка электрической энергии и мощности: автореф. дисс… канд. юрид. Наук / А. С. Вишнякова. — М., 2012. — 3 с.

Гибадуллин, А.А. Государственное регулирование отрасли электроэнергетики // Международный научный журнал. — 2010. — С. 43.

Гибадуллин, А.А. Государственное регулирование отрасли электроэнергетики // Международный научный журнал. — 2010. — С.44.

Министерство энергетики Российской Федерации: [Электронный ресурс].

URL: minenergo.gov.ru/activity/powerindustry (дата обращения 03.01.2016).

Кушнеров, А.В. Повышение эффективности использования консалтинговых услуг в процессе развития электросетевого комплекса: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.В. Кушнеров. — СПб., 2013.- 3 с.

Ход реформы энергетики // Энергетика. — 2013. — № 5 (113).

 — С. 1.

Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р (ред. от 18.07.2015) «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 14. — Ст. 1738.

Там же.

Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р (ред. от 18.07.2015) «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 14. — Ст. 1738.

Там же.

Положение ОАО «Россети» о единой технической политике в электросетевом комплексе [Электронный ресурс]

2015. URL: docs.cntd.ru/document/1 200 106 979 (дата обращения 03.01.2016).

Положение ОАО «Россети» о единой технической политике в электросетевом комплексе [Электронный ресурс]

2015. URL: docs.cntd.ru/document/1 200 106 979 (дата обращения 03.01.2016).

Швец, Н.Н., Валькова, Д.Л. Перспективы привлечения иностранного капитала в российский электросетевой комплекс // Вестник МГИМО. — 2015. — № 1 (40).

Там же.

Там же.

Липатов, Ю.А. Электроэнергетический комплекс России: задачи и перспективы // Государственное регулирование и управление в сфере ТЭК. — 2011. — № 7. — С. 211.

Липатов, Ю.А. Электроэнергетический комплекс России: задачи и перспективы // Государственное регулирование и управление в сфере ТЭК. — 2011. — № 7. — С. 212.

Там же.

Аналитика [Электронный ресурс]

2014. URL: jkhrus.ru/analitics/826/ (дата обращения 03.01.2016).

Там же.

Аналитика [Электронный ресурс]

2014. URL: jkhrus.ru/analitics/826/ (дата обращения 03.01.2016).

Там же.

Там же.

Аналитика [Электронный ресурс]

2014. URL: jkhrus.ru/analitics/826/ (дата обращения 03.01.2016).

Там же.

Демин, В.А. Проблемы модернизации электроэнергетического комплекса России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2013. — № 27. — С.72.

Там же.

Демин, В.А. Проблемы модернизации электроэнергетического комплекса России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2013. — № 27. — С.73.

Там же. С. 73.

РАО «Единые сети России» [Электронный ресурс]2015. URL: energotrade.ru/reviews/2014/9/рао-единые-сети-россии.aspx (дата обращения 03.01.2016).

Там же.

Там же.

Алешиков, П.А. Перспективное развитие и повышение энергоэффективности электросетевого комплекса [Электронный ресурс]

2014. URL: science.kuzstu.ru›wp…pages/Articles…Aleshikov.pdf (дата обращения 03.01.2016).

Там же.

Алешиков, П.А. Перспективное развитие и повышение энергоэффективности электросетевого комплекса [Электронный ресурс]

2014. URL: science.kuzstu.ru›wp…pages/Articles…Aleshikov.pdf (дата обращения 03.01.2016).

Кулиныч, С.А. Внедрение Smart Grid в России [Электронный ресурс]

2014. URL: xee. schneider-electric.ru›static… 18jun… Кулиныч. pdf (дата обращения 03.01.2016).

Там же.

Балакин, А.П. Инструменты повышения экономической эффективности инноваций в электросетевом комплексе на основе применения активно-адаптивных элементов сетей: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.П. Балакин. — М., 2015. — 59 с.

Алешиков, П.А. Перспективное развитие и повышение энергоэффективности электросетевого комплекса [Электронный ресурс]

2014. URL: science.kuzstu.ru›wp…pages/Articles…Aleshikov.pdf (дата обращения 03.01.2016).

Алешиков, П.А. Перспективное развитие и повышение энергоэффективности электросетевого комплекса [Электронный ресурс]

2014. URL: science.kuzstu.ru›wp…pages/Articles…Aleshikov.pdf (дата обращения 03.01.2016).

Там же.

Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р (ред. от 18.07.2015) «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 14. — Ст. 1738.

Алешиков, П.А. Перспективное развитие и повышение энергоэффективности электросетевого комплекса [Электронный ресурс]

2014. URL: science.kuzstu.ru›wp…pages/Articles…Aleshikov.pdf (дата обращения 03.01.2016).

Алешиков, П.А. Перспективное развитие и повышение энергоэффективности электросетевого комплекса [Электронный ресурс]

2014. URL: science.kuzstu.ru›wp…pages/Articles…Aleshikov.pdf (дата обращения 03.01.2016).

Балакин, А.П. Инструменты повышения экономической эффективности инноваций в электросетевом комплексе на основе применения активно-адаптивных элементов сетей: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.П. Балакин. — М., 2015. — 63 с.

Балакин, А.П. Инструменты повышения экономической эффективности инноваций в электросетевом комплексе на основе применения активно-адаптивных элементов сетей: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.П. Балакин. — М., 2015. — 63 с.

Там же. С. 65.

Боева, Е.Ю., Куникеев, Б.А., Щеголев, Н.Л. Перспективы и проблемы внедрения технологии Smart grid в России // Инженерный вестник. — 2015. — № 9. — С. 543.

Куфтов, А.Ф., Кузьмина, Ю.С. Перспективы применения твердых топлив из биомассы // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. — 2011. — № 8. — С. 6.

Там же.

Боева, Е.Ю., Куникеев, Б.А., Щеголев, Н.Л. Перспективы и проблемы внедрения технологии Smart grid в России // Инженерный вестник. — 2015. — № 9. — С. 544.

Боева, Е.Ю., Куникеев, Б.А., Щеголев, Н.Л. Перспективы и проблемы внедрения технологии Smart grid в России // Инженерный вестник. — 2015. — № 9. — С. 544.

Там же.

ФСК создаст в Сколково Smart Grid до 2016 г. [Электронный ресурс]

2013. URL: www.bigpowernews.ru/news/document 47 288. phtml (дата обращения 03.01.2016).

Там же.

ФСК создаст в Сколково Smart Grid до 2016 г. [Электронный ресурс]

2013. URL: www.bigpowernews.ru/news/document 47 288. phtml (дата обращения 03.01.2016).

Боева, Е.Ю., Куникеев, Б.А., Щеголев, Н.Л. Перспективы и проблемы внедрения технологии Smart grid в России // Инженерный вестник. — 2015. — № 9. — С. 547.

Боева, Е.Ю., Куникеев, Б.А., Щеголев, Н.Л. Перспективы и проблемы внедрения технологии Smart grid в России // Инженерный вестник. — 2015. — № 9. — С.548.

Там же.

Боева, Е.Ю., Куникеев, Б.А., Щеголев, Н.Л. Перспективы и проблемы внедрения технологии Smart grid в России // Инженерный вестник. — 2015. — № 9. — С. 548.

Пищало, А.А. Управление региональным электроэнергетическим рынком: проблемы и перспективы: магистерская диссертация: 81 100. 68. 000 / А.А. Пищало. — Екатеринбург, 2015. — 68 с.

Пищало, А.А. Управление региональным электроэнергетическим рынком: проблемы и перспективы: магистерская диссертация: 81 100. 68. 000 / А.А. Пищало. — Екатеринбург, 2015. — 68 с.

40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. -

2. декабря.

2. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об электроэнергетике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. — 2003. — 1 апр.

3. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. — 2209. -

2. ноября.

4. Указ Президента РФ от

2. ноября 2012 г. № 1567 «Об открытом акционерном обществе «Российские сети» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 48. — Ст. 6666.

5. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р (ред. от 18.07.2015) «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 14. — Ст. 1738.

Научная и учебная литература

6. Балакин, А.П. Инструменты повышения экономической эффективности инноваций в электросетевом комплексе на основе применения активно-адаптивных элементов сетей: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.П. Балакин. — М., 2015. — 167 с.

7. Боева, Е.Ю., Куникеев, Б.А., Щеголев, Н.Л. Перспективы и проблемы внедрения технологии Smart grid в России // Инженерный вестник. — 2015. — № 9. — С. 543−551.

8. Бурцев, С.А., Самойлов, М.Ю., Симаков, М.В. Анализ экологических аспектов применения перспективных схем силовых установок ближне- и среднемагистральных самолетов // Безопасность в техносфере. — 2015. — Т.4. — № 2. — С. 67−72.

9. Вишнякова, А.С. Административно-правовое регулирование оптового рынка электрической энергии и мощности: автореф. дисс… канд. юрид. наук / А. С. Вишнякова. — М., 2012. — 28 с.

10. Галяев, А.Н. Повышение энергоэффективности в электросетевом комплексе: организационно-экономические аспекты: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Н. Галяев. — Краснодар, 2011. — 169 с.

11. Гибадуллин, А.А. Государственное регулирование отрасли электроэнергетики // Международный научный журнал. — 2010. — С. 43−45.

12. Гуревич. В.И. Интеллектуальные сети: новые перспективы или новые проблемы? Ч. 2. // Электротехнический рынок. — 2011. — № 1−2 (37−38).

13. Демин, В.А. Проблемы модернизации электроэнергетического комплекса России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2013. — № 27. — С.71−77.

14. Егоров, В., Кужеков, С. Интеллектуальные технологии в распределительном электросетевом комплексе // ЭнергоРынок. — 2010. — № 6. —  С. 26−28.

15. Куфтов, А.Ф., Кузьмина, Ю.С. Перспективы применения твердых топлив из биомассы // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. — 2011. — № 8. — С. 6.

16. Кушнеров, А.В. Повышение эффективности использования консалтинговых услуг в процессе развития электросетевого комплекса: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.В. Кушнеров. — СПб., 2013.- 18 с.

17. Липатов, Ю.А. Электроэнергетический комплекс России: задачи и перспективы // Государственное регулирование и управление в сфере ТЭК. — 2011. — № 7. — С. 211−213.

18. Пищало, А.А. Управление региональным электроэнергетическим рынком: проблемы и перспективы: магистерская диссертация: 81 100. 68. 000 / А.А. Пищало. — Екатеринбург, 2015. — 143 с.

19. Семенов, В. Технология Smartgrid и будущее мировой электроэнергетики // Электрик. Международный электротехнический журнал. — 2013. — № 12. — С. 16−20.

20. Ход реформы энергетики // Энергетика. — 2013. — № 5 (113).

 — С. 1.

21. Черненко, Е.Ф. Энергетическая политика России. Геоэкономическая интерпретация. Монография / Е.Ф. Черненко. — М.: LAP, 2013. — 108 с.

22. Швец, Н.Н., Валькова, Д.Л. Перспективы привлечения иностранного капитала в российский электросетевой комплекс // Вестник МГИМО. — 2015. — № 1 (40).

Справочные материалы и Интернет-ресурсы

23. Алешиков, П.А. Перспективное развитие и повышение энергоэффективности электросетевого комплекса [Электронный ресурс]

/ Научный электронный портал. — Режим доступа: science.kuzstu.ru›wp…pages/Articles…Aleshikov.pdf .

24. Аналитика [Электронный ресурс]

/ Портал Реформа ЖКХв России. — Режим доступа: jkhrus.ru/analitics/826/.

25. Инновации для развития электросетевого комплекса [Электронный ресурс]

/ Международный электроэнергетический форум UPGrid 2012. — Режим доступа: www.ruscable.ru/news/2012/09/25/Innovatsii_dlya_razvitiya_elektrosetevogo_kompleks/.

26. Кулиныч, С.А. Внедрение Smart Grid в России [Электронный ресурс]

/ Международный форум Xperience Efficiency 2014. — Режим доступа: xee. schneider-electric.ru›static… 18jun… Кулиныч. pdf .

27. Министерство энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]

/ Официальный сайт. — Режим доступа: minenergo.gov.ru/activity/powerindustry.

28. Олег Бударгин в Китае или российские перспективы по внедрению технологии Smart Grid [Электронный ресурс]

/ Последние новости России и мира сегодня. — Режим доступа: бударгин.рф/олег-бударгин-в-китае-или-российские-п/.

29. Положение ОАО «Россети» о единой технической политике в электросетевом комплексе [Электронный ресурс]

/ ЗАО «Кодекс». — Режим доступа: docs.cntd.ru/document/1 200 106 979.

30. Приоритеты развития электросетевого комплекса в текущих экономических условиях [Электронный ресурс]

/ Интернет-журнал Электроэнергия. — Режим доступа: eepir.ru/news/item/569-приоритеты-развития-электросетевого-комплекса-в-текущих-экономических-условиях.html .

31. РАО «Единые сети России» [Электронный ресурс]

/ Портал Энерготрейдера. — Режим доступа: energotrade.ru/reviews/2014/9/рао-единые-сети-россии.aspx.

32. ФСК создаст в Сколково Smart Grid до 2016 г. [Электронный ресурс]

/ Информационное агентство «Big Electric Power News». — Режим доступа: www.bigpowernews.ru/news/document 47 288.phtml.

список литературы

referatbooks.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта