Дмитрий семенович стребков: Стребков Дмитрий Семенович

Стребков Дмитрий Семенович

академик РАН

Академические должности

Должность

Организационная структура

Дата активности

Должность

член отделения

Организационная структура

Отделение сельскохозяйственных наук

Должность

член секции

Организационная структура

Секция механизации, электрификации и автоматизации

Профиль

Специальность:
1. Производство, распределение и применение электрической энергии в сельском хозяйстве.
2. Математика
Основные результаты деятельности Стребкова Д.С. включают:
1) Энергетическую стратегию развития сельского хозяйства России до 2020 года.
2) Прогнозирование научно-технологического развития.
3) Новый класс полупроводниковых преобразователей солнечной энергии «Матричные солнечные элементы».
4) Компьютерное моделирование и расчет параметров глобальной сол-нечной энергосистемы с круглосуточной генерацией электрической энергии в объёме 22000 Твт•ч в год.
5) Высоковольтные солнечные модули с напряжением 1000 В.
6) Фотоэлектрические преобразователи концентрированного солнечного, теплового и лазерного излучения с КПД до 25%.
7) Солнечные фотоэлектрические модули с удвоенным сроком службы до 50 лет.
8) Голографические, призменные, зеркальные и составные оптические отклоняющие и концентрирующие системы.
9) Гибридные кровельные солнечные панели для программы «Один миллион солнечных крыш в России».
10) Бесхлорные технологии получения солнечного кремния.
11) Энергосберегающие методы получения водорода и биотоплива.
12) Резонансные методы получения, передачи и применения электрической энергии.
13) Резонансные параметрические генераторы электрической энергии.
14) Беспроводные и бесконтактные методы передачи электрической энер-гии в космическом пространстве, для воздушного, наземного и морского электротранспорта.
15) Методы предотвращения глобального потепления климата.
Число научных трудов — 1100, в том числе 28 монографий, 10 книг, 4 учебника. Имеет 500 авторских свидетельств и патентов на изобретение, включая 60 патентов США, Японии и других стран.
Научная школа академика Д.С. Стребкова включает 22 кандидата и 3 доктора технических наук.

электрификация сельскохозяйственного производства

Место работы и должность

Научный руководитель, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»
Заведующий кафедрой, Международная кафедра ЮНЕСКО «Возобновляемая энергетика и сельская электрификация»

Награды

Заслуженный деятель науки РФ

Стребков Дмитрий Семенович, академик РАСХН, директор ВНИИ электрификации сельского хозяйства |

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ                                                НАЗАД

 

Совсем другая энергетика

Евгений Крушельницкий

 

В испытательном зале ВНИИ электрификации сельского хозяйства есть уголок, который ничем не напомнит постороннему ни о науке, ни о проблемах сельского хозяйства. Скорее, он похож на детскую площадку: игрушечный поезд мчится по железной дороге, бассейн с рыбками пересекает маленький катер, а под потолком кружит самолет с электромоторчиком. Если же поинтересоваться, почему эти игрушки, а точнее – действующие модели транспортных средств – движутся, то тут и начнется серьезная наука. Во всяком случае, мало кто в мире сегодня может это объяснить.

 

Мечтать не вредно

Этот катер обходится без аккумуляторов или батареек, потому что энергию он берет прямо из воды. И рыбок, которые в ней плавают, ничуть не беспокоит, что вода под током. Собственно, и плавают-то они здесь исключительно для того, чтобы продемонстрировать экологическую безопасность нового способа передачи энергии на движущийся объект. Между тем, любой электрик легко докажет, что основания для беспокойства есть: если сунуть в ванну электропровод, то, скорее всего, это плохо кончится,  потому что в обычных цепях используют активный ток, а в однопроводных – реактивный. Кто не понимает разницы, тому от экспериментов лучше воздержаться. Да и инженеру-электрику, изучавшему традиционный курс электротехники, трудно поверить, что существует совсем другая электротехника, где не обязательно иметь замкнутую цепь из двух проводников. Ток может течь по однопроводной линии, как вода по трубе. В разных участках цепи он может иметь любые значения, но это не мешает системе исправно работать. Причем металлический провод вполне могут заменить и земля, и вода и даже лазерный луч. В общем, полный абсурд.

Для радиоинженера ситуация более понятна: ведь примерно так и работает лучевая антенна, передавая энергию на расстояние. Но поскольку у электриков и специалистов по радиосвязи разные задачи, то они редко беседуют друг с другом на профессиональные темы. А вот в этом институте как раз и произошел такой междисциплинарный контакт. И хоть газета не годится для описания технических подробностей, рассказать о том, что получилось, можно.

В этом испытательном зале отрабатывается технология бесконтактной передачи электроэнергии по однопроводной линии на транспорт — автомобили и катера, троллейбусы и электрички… И радиоуправляемый автомобиль носится здесь по треку именно потому, что под полотном дороги проложен провод, или, как тут выражаются, резонансная однопроводная система питания.

В недалеком будущем эта разработка обернется для водителей новыми возможностями. Скажем, едет автомобиль по трассе Москва – Петербург, а под дорожным полотном проложена такая питающая система. В машине же кроме двигателя внутреннего сгорания есть и электромотор с аккумулятором, который заряжается во время езды. Надо свернуть с трассы – не беда, заряда хватит на сотню километров. А если исчерпаете и этот ресурс, то достаточно щелкнуть переключателем — и езжайте себе дальше на привычном бензине.

За такое и пешеходы скажут спасибо. Представьте, что трасса проходит через зеленый город, и нет в нем ни выхлопных газов, ни  смога…

А на селе ученым  в будущем видится такая жизнь: по земле движутся роботы-автоматы, управляемые компьютерами со спутниковой навигацией. Они обрабатывают землю, ухаживают за растениями, убирают урожай. Сегодня это кажется очередным сном небезызвестной мечтательницы Веры Павловны, но в институте уверены, что именно так можно решить сразу три проблемы: энергосбережения, снижения вредных выбросов и автоматизации сельского труда.

 

Когда легче сделать, чем убедить

В институте уже  действуют макеты транспорта будущего, и это уже не мечты. Вот, например, железная дорога, где вдоль полотна проложен провод, которому не нужны опорные столбы. Да и на дешевом кабеле тоже можно серьезно сэкономить.

Ну, а при чем тут самолет, который кружит над лабораторией? Ему-то даже один провод ни к чему, тот самый, что одним концом опущен в бассейн, а другим подключен к мотору. Мне объясняют: для кордовых моделей эта идея вполне подходит. Но и с настоящим самолетом проблем не будет, на него энергию можно передавать, например, по лазерному лучу. Правда, пока это возможность чисто теоретическая, потому что лазера в институте нет.

Самолет, конечно, подождет, сейчас надо заинтересовать инвесторов хотя бы автомобилем. Те с теорией не спорят, но рассуждают так: мол, сначала запустите хотя бы маленькую модель — и мы поверим. И вот модель действует. Теперь ученых просят сделать что-нибудь побольше. Что ж, пожалуйста, вот вам четырехколесный детский электромотоцикл, который тоже берет энергию прямо из-под колес. Убедит ли?

Да что там инвесторы…

— Многие ученые коллеги не могут себе представить передачу электричества без проводов и не верят даже собственным глазам, — говорит директор института, академик РАСХН Дмитрий Семенович Стребков. — Чтобы изменить мышление, требуются поколения…

Есть в институте, однако, еще один аргумент для скептиков – не игрушечная, а вполне серьезная техника в виде мощного трансформатора, кабель от которого идет на улицу. Путь его недолог, до противоположной стены, где стоит другой трансформатор, принимающий. Рядом с ним —  гирлянды мощных электроламп, и все вместе это образует однопроводную линию передачи мощностью 20 киловатт. По мнению разработчиков, это очень удобно для труднодоступных районов: расстояние передачи неограниченно, а кабель гораздо дешевле обычного. К тому же, в такой системе не бывает коротких замыканий, потери малы, а украсть энергию очень трудно.

Впрочем, аргументы скептиков неисчерпаемы: что такое 20 киловатт? Вот когда сделаете хотя бы один мегаватт…

 

Задача для потомков

Идея беспроводной передачи энергии не нова, впервые ее предложил сербский ученый  Никола Тесла более ста лет назад. В 1901 году он получил первый патент аппарата, передающего электросигналы на расстояние. Высокочастотную однопроводниковую линию Тесла рассматривал как альтернативу эдисоновской идее использования постоянного тока. Конкуренция сторонников передачи энергии на постоянном токе с приверженцами переменного продолжается до сих пор, но все это – в рамках традиционных представлений. И вот в институте экспериментально показали, что однопроводниковая линия с высокочастотным резонансным трансформатором может передавать энергию на любой частоте, в том числе и нулевой. Это открывает возможности для создания сверхдальних кабельных линий. Так будет решена одна из важнейших проблем энергетики – надежность электроснабжения.

Тесла предвидел развитие электротехники и энергетики на много лет вперед. Он передавал электроэнергию на десятки километров, используя землю в качестве проводника. Испытывал катер, управляемый через воду, изобрел асинхронный двигатель, многофазный ток и многое другое. Он говорил: «Что касается передачи энергии через пространство – это проект, который я считаю абсолютно успешным… Эффективность передачи может быть 97 процентов  и практически нет потерь». А вот что писал американский журнал «Тайм» в 1934 году: «На прошлой неделе доктор Тесла объявил комбинацию из четырех изобретений, которые сделают войну бессмысленной. Смертоносные лучи будут поражать армию противника, сбивая самолеты на дистанции 250 миль».

Ученый умер в 1943 году в американской гостинице. Его научные работы, где были материалы о технологиях беспроводной передачи энергии, тут же пропали. Исследователи до сих пор ломают головы, как ему удавалось передавать энергию не только без проводов, но и без помощи лазеров, которых тогда не существовало…

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Тесла. Некоторые его идеи уже поняты и реализованы, другие же по-прежнему указывают направление поиска. Во всяком случае, в институте уверены, что в нынешнем веке энергетика будет совсем другой.

Евгений Крушельницкий

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ                                                НАЗАД

Модуль солнечной батареи с дисперсионным устройством — IT1146349B

Скопируйте и вставьте заданный формат цитирования или используйте одну из ссылок для импорта в программу управления документами.

BibTex

@misc
{
     Strebkov_Ryabikov_Afian_Vartanian_Martirosian_Lidorenko_1986,
     title={Solar-cell module with dispersive device},
     author={Strebkov, Dmitrij S and Ryabikov, Stanislav Vasilievich and Afian, Viktor Voskanovich and Vartanian, Albert Vartanovich and Martirosian , Рубен Гегамович и Лидоренко, Николай С},
     год={1986},
     месяц={ноябрь},
}

Копировать
@misc
{
     Strebkov_Ryabikov_Afian_Vartanian_Martirosian_Lidorenko_1986,
     title={Solar-cell module with dispersive device},
     author={Strebkov, Dmitrij S and Ryabikov, Stanislav Vasilievich and Afian, Viktor Voskanovich and Vartanian, Albert Vartanovich and Martirosian, Ruben Gegamovich and Lidorenko , Николай С},
     год={1986},
     month={Nov},
}

MLA

Стребков Дмитрий С и Рябиков, Станислав Васильевич и Афян, Виктор Восканович и Варданян, Альберт Вартанович и Мартиросян, Рубен Гегамович и Лидоренко, Николай С. Солнечная батарея модуль с рассеивающим устройством. Патент ИТ 4169681. 12 ноября 1986 г.

Копировать
Стребков, Дмитрий С и Рябиков, Станислав Васильевич и Афян, Виктор Восканович и Вартанян, Альберт Вартанович и Мартиросян, Рубен Гегамович и Лидоренко, Николай Сергеевич Солнечный модуль с дисперсионным устройством. ИТ-патент 4169681. 12 ноября 1986 г..

АПА

Стребков, Дмитрий С и Рябиков, Станислав Васильевич и Афиан, Виктор Восканович и Варданян, Альберт Вартанович и Мартиросян, Рубен Гегамович и Лидоренко, Николай С. (1986). ЭТО. Патент № 4169681

Копировать
Стребков, Дмитрий С и Рябиков, Станислав Васильевич и Афьян, Виктор Восканович и Вартанян, Альберт Вартанович и Мартиросян, Рубен Гегамович и Лидоренко, Николай Сергеевич (1986). ЭТО. Патент № 4169681

Чикаго

Стребков, Дмитрий С и Рябиков, Станислав Васильевич и Афиан, Виктор Восканович и Вартанян, Альберт Вартанович и Мартиросян, Рубен Гегамович и Лидоренко, Николай С. 1986. Модуль солнечной батареи с дисперсионным устройством. Патент IT IT1146349B, поданный 27 ноября 1981 г. и выданный 12 ноября 1986 г.

Копировать
Стребков, Дмитрий С и Рябиков, Станислав Васильевич и Афиан, Виктор Восканович и Вартанян, Альберт Вартанович и Мартиросян, Рубен Гегамович и Лидоренко, Николай С. 1986. Модуль солнечной батареи с дисперсионным устройством. Патент IT IT1146349B, поданный 27 ноября 1981 г. и выданный 12 ноября 1986 г.

Ссылка для импорта
БибТекс
EndNote

ГИБРИДНАЯ СОЛНЕЧНАЯ КРЫШНАЯ ПАНЕЛЬ — КИРСАНОВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ

Название:

ГИБРИДНАЯ СОЛНЕЧНАЯ ПАНЕЛЬ НА КРЫШЕ

Тип и номер документа:

Заявка на патент ВОИС WO/2017/168277

Код вида:

A1

Реферат:

Изобретение относится к устройству кровельных панелей со встроенными солнечными модулями для использования на кровлях зданий и сооружений. Гибридная солнечная кровельная панель монтируется на крыше здания и содержит: корпус с защитным покрытием на рабочей поверхности, выполненным в виде оптической отклоняющей системы, состоящей из набора призм, на которые воздействуют лучами солнца под углом входа β0; полупараболический цилиндрический зеркальный отражатель; приемник излучения в виде полосы, установленной между фокальной осью и вершиной полупараболического цилиндрического зеркального отражателя. Приемник излучения выполнен в виде гибридного фотоэлектрического модуля солнечной когенерации со вторым защитным покрытием, расположенным под углом ≤90° к защитному покрытию гибридной солнечной панели крыши и образующей с телом гибридной панели крыши герметичную полость, заполненную полисилоксановым гелем и содержащую приемник излучения, состоящий из концентрирующих солнечных элементов, со стороны герметичной полости наружная стенка корпуса снабжена каналами со встроенными трубами для циркуляции теплоносителя.

Изобретатели:

КИРСАНОВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ (RU)
СРЕБКОВ ДМИТРИЙ СЕМЕНОВИЧ (RU)
Panchenko vladimir anatolevich (ru)

Номер заявки:

PCT/IB2017/051470

Дата публикации:

05 октября 2017

Дата подачи

марта 14,

.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *