Eng Ru
Отправить письмо

Сланцевые газ и нефть — в чём принципиальная разница? Что дороже нефть или газ


Какое топливо лучше?, О нефти и газе доступным языком

Эволюция человека через призму топлива 

Наверное, сколько в мире наук, столько и взглядов на развитие человека. Одни оценивают, за сколько миллионов лет амеба превратилась в Homo sapiens. Другие – как быстро от примитивных орудий труда человек перешел с самой современной технике. Мы же попробуем оценить, насколько людям удалость эволюционировать в плане топлива.

Дрова

Пещера, костер и люди в звериных шкурах вокруг – знакомая со школьных лет картинка. Так ли это было, оставим на совести ученых. Но вот то, что на протяжении многих веков дрова здорово выручали человека – это аксиома. 

Ими отапливали дома, готовили пищу. Тусклые лучинки блекло освещали незамысловатые избушки бедняков, а в каменных дворцах вельмож мастера печных дел возводили массивные камины. То есть, дрова повсеместно выступали основным видом топлива, и альтернативы им не было.

Такая зависимость приводила к достаточно плачевным последствиям, результатом которых являлись «блуждающие» города. Один из наиболее ярких исторических примеров - Аддис-Абеба (столица Эфиопии). Его координаты постоянно менялись в зависимости от степени вырубки лесов. А массивы этих самых лесов катастрофически уменьшались…

Первой тревожной ласточкой стал топливный кризис в Англии (XIX век), по тем временам в разы опережавшей другие страны в развитии промышленности. Дровам нужна была замена, и она достаточно быстро нашлась.

Уголь

Этот материал не был открытием. То, что уголь горит, люди знали давно. Но его добычей всерьез никто не занимался. Да и использование угля доставляло определенные неудобства. Он не разгорался от спички, а для того, чтобы отапливать ним дома, требовались определенные навыки. 

Но достаточно быстро люди научились пользоваться углем. И уже к 1910 году, в соответствии с мировой статистикой, топливный баланс уверенно пошатнулся в пользу угля.  По сравнению с другими видами топлива, его доля составляла 65% (для сравнения, доля нефти – 3%, газа – 0%).  

Но все же полностью уголь дрова заменить не смог. В местах, где лесов было вдоволь, люди продолжали, наряду с углем, пользоваться дровами. 

Газ

Если бы человеку середины XIX века рассказали, что женщины будут готовить еду на газовой плите, а ночные города – освещаться яркими неоновыми огнями, он, в лучшем случае, счел бы рассказчика фантазером. 

Но, тем не менее, газ уверенно шествовал по планете, стремительно охватывая самые большие города: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Берлин, Петербург. Первые осветительные рожки работали благодаря выделяемому из угля газу. Но уже к середине XX столетия его все больше начал заменять природный газ, стремительно захватывая как области промышленности, так и сферу быта.

Нефть

Эта черная маслянистая жидкость вышла на арену практически одновременно с углем, и поначалу ее применение было поистине скудным. Но к 70-ым годам прошлого века добыча нефти настолько возросла, что оставила позади все остальные виды топлива. 

Так, статистические данные этого периода говорили, что на первом месте топливного баланса была нефть (35% от общей добычи топлива), на втором – уголь (30%), затем газ (20%) и дрова – (10%). На долю других топливных носителей (электростанции и атомная энергия) оставалось всего лишь 5% от общего баланса.

В наши дни динамика добычи газа и нефти продолжает неуклонно расти, постепенно вытесняя все остальные виды топлива. И дело даже не в том, что дрова или уголь хуже горят. Просто современный человек чрезвычайно ценит комфорт. И, эволюционируя, он неохотно береться за лопату, чтобы забрасывать в топку уголь.

Куда как удобней поставлять топливо в дома или на предприятия посредством насосов и трубопроводов, а готовить еду не в печи, а тем более, не на костре, а на современной газовой плите. А стремительное развитие транспорта, похоже, еще надолго сохранит эту тенденцию. 

В пользу этого говорят и замеры параметров теплоотдачи. Так, при сгорании топлива выделяется:

  • нефть - 46 тыс кДж
  • 1м3 газа - 38 тыс. кДж
  • 1 кг угля - 29 тыс. кДж.

Как видим, наиболее целесообразными в плане использования являются газ и нефть. А эволюция человека через призму топлива достигла очередной, очень значимой ступеньки, которая ставит добычу и использование нефти на лидирующие позиции.

www.standart-neft.ru

Что перспективнее нефть, уголь или газ? почему? ...

_О том, что прекрасно могут гореть уголь и нефть, люди знали издавна. Правда, одно дело знать, а другое – использовать эти знания на практике. Ведь уголь и нефть надо искать, добывать. Да и топить ими тоже надо уметь. Скажем, уголь просто от спички как хворост не загорится. А обычные печи для нефти так и вообще не годятся. 

Но нужда всему научит. В той же Англии, а затем и в других странах мира со временем научились топить углем еще лучше, чем дровами. Конечно, это вовсе не значило, что о дровах тотчас забыли. Они ведь нужны даже для того, что бы разжечь уголь. А в тех местах, где лесов было в достатке, дрова по-прежнему широко использовались. Так, в России начала 20 века дрова давали более половины всей энергии, одну четвертую часть уголь, шестую - нефть. 

«Один сумасшедший предлагает освещать Лондон – чем бы вы думали? Представьте себе – дымом!... » - так писал Вальтер Скотт в письме одному из своих друзей, не подозревая, что освещение дымом, а точнее газом, вполне возможно, и вслед за Лондоном рожки появятся вскоре в Париже, Нью-Йорке, Берлине, Петербурге и Москве. 

В те времена светильный газ получали переработкой каменного угля. Но уже в начале 20 века поняли, что тот газ, который выходит из недр Земли, горит не чуть не хуже. Лишнее тому доказательство – газовые плиты, стоящие во многих домах и по сей день. 

В 1910 году, как свидетельствует статистика, большую часть топлива в мире составлял уже уголь – 65%. За ним шли дрова и на последнем месте стояла нефть. Ее доля в мировом топливном балансе составляла всего 3%, а природный газ вообще не использовался. 

Еще через четверть века доля каменного угля снизилась до половины, в то время как доля нефти в топливном балансе возросла до 15%. Во многих странах мира начали использовать и природный газ. 

Еще более разительные перемены произошли в России. Уже в годы первых пятилеток страна начала стремительно наращивать темпы угледобычи. «Хлебом промышленности» назвал уголь В. И. Ленин, и страна не хотела держать на голодном пайке свою развивающуюся индустрию. Ежегодно угольная промышленность давала прирост более 100%. С 1930 по 1940 год добыча угля возросла в три раза: с 70 до 220 миллионов тонн в год. Подобные темпы сохранились и в первые послевоенные годы. За пятилетку с 1950 по 1955 годы был достигнут прирост в 170 миллионов тонн. 

И все же, невзирая на столь бурный рост угольной промышленности, она постепенно теряла лидирующее положение. 

В 70-е годы первое место в топливном балансе уверенно заняла нефть – около 35%. Доля каменного угля снизилась до 30%. На третьем месте оказался природный газ – около 20%. Затем шли дрова – 10%. Прочие источники энергии, в том числе электростанции на воде и на атомной энергии, давали всего 5% энергии. 

В наши дни первые места занимают нефть и газ – они обеспечивают более две трети топливного баланса. Почему так получилось? Ведь угля и сегодня предостаточно: его разведанные запасы составляют 1075 миллиардов тонн – 87,5% всех топливных запасов планеты. А все дело в том, что нефть и газ более удобны в эксплуатации. Вот только один пример: уголь в топку бросали лопатами чумазые кочегары; жидкое же и газообразное топлива легко подавать при помощи насосов по трубам, а жечь – форсунками и горелками. 

Эти удобства особенно видны на транспорте. На сегодняшний день практически вся потребность в топливе судов и тепловозов, самолетов и автомобилей, тракторов и мотоциклов обеспечивается за счет нефти и газа. 

И такая тенденция, по всей вероятности, сохранится еще долго. Потому что нефть с газом горят лучше любого другого топлива. Так при сгорании 1 кг нефти выделяется 46 тыс кДж, при сгорании 1м3 газа – около 38 тыс. кДж, в то время как 1 кг угля дает в лучшем случае только 29 тыс. кДж. Говоря другими словами, теплота сгорания нефти примерно в 1,5 раза выше, чем у угля.

Оцени ответ

nebotan.com

Сланцевые газ и нефть — в чём принципиальная разница?: zyrianin

Сзади — качают нефть. Впереди — горит газ.

Занимаясь написанием очередного аналитического текста о нефти и о газе, много раз ловил себя на мысли: «ну ёлы-палы, ну уже ведь сто раз объяснял вот этот конкретный технический и научный момент...». Но потом вспоминал, что у обывателя часто путается в голове не просто эпитеты «сланцевый» или «труднопроницаемый», но иногда и присутствует вообще смутное представление о «сланцевой революции», как таковой.

Типа, «где-то в США добрые и умные дяди сделали что-то чудестное, что русским лапотникам и ватникам никогда не повторить». Вроде как речь идёт не о такой же геологии и экономике, а о каких-то марсианских понятиях, где на богоспасаемом американском континенте и ускорение свободного падение составляет половину российского g, и прямой угол равен, как минимум 100° (ну или — вода кипит при 90°, как в старом армейском анекдоте).

В то время, как никаких «чудес» и «революций» в сланцевой нефте и газодобыче нет, а есть лишь удачное стечение весьма редких обстоятельств, характерных для современных нам США и для части их недр — и масса пиар-усилий по раскрутке этих весьма ограниченных в пространстве и во времени частных случаев.

О чём я говорю?Я говорю о том, о чём я говорил уже массу раз: так называемая «сланцевая революция» имеет весьма ограниченные рамки. Так, наример, низкая себестоимость американского сланцевого газа определяется в первую очередь условиями его залегания: масса геологических процессов последних сотен миллионов лет расположила его основные залежи на глубине всего лишь в 3-4 километра, в то время, как, например, на Украине или Польше газовые коллекторы расположены гораздо глубже — на глубине в 5-6 километров и ниже.

В результате ещё в 2010-м году немецкая консалтинговая компания KPMG посчитала себестоимость добычи природного газа из труднопроницаемых пород в Польше и на Украине и сообщила всем желающим, что стоить такой газ будет минимум 200 долларов за 1000 м3, что было весьма дорого даже во времена недешёвой нефти по 80-100 долларов за баррель.Теперь же проекты по разведке и добыче природного газа из труднопроницаемых пород в Европе и тем более мало кого интересуют: итоговая цена газпромовского газа, даже с учётом доставки, растаможки и прибыли всех участников производственной цепочки составляет в Европе (и на Украине) около 180 долларов за за 1000 м3. И где тот сланец?

В Славянске со сланцевым газом всё закончилось отнюдь не из-за Игоря Гиркина, а по банальным экономическим причинам.

Однако, бог с ней, с Украиной, Польшей или даже всей Европой. Не получился сланец, ну и ладно.В конце концов, «от перемены мест слагаемых сумма не меняется», как учили меня в советской ещё школе. Радость по поводу «отказа Украины от закупок проклятого, тоталитарного российского газа» у умных людей рассеивается сразу, когда они видят, что поставки природного газа на экспорт «Газпромом» удивительно стабильны, в то время, как некая страна Германия внезапно стала в 2016-м году экспортёром природного газа, экспортировав оного (о, ужас!) больше, нежели такие крупные добывающие страны, как Алжир или Великобритания:

Така перемога, что видночас и зрада! Але — боротьба тривае! СУГС!

Однако, сегодня у меня не украинский день в ЖЖ.Нашёл я один показательный сайт для вас, что показывает очень наглядно разницу между сланцевой нефтью (а точнее, нефтью из труднопроницаемых коллекторов) и сланцевым газом (тут тоже надо делать такую же подстановку).Вот он.

Скажу сразу, визуализации на этом сайте не просто много, а очень много, и, более того, вся она интерактивная.Поиграться с её результатами можно и самому, я же просто покажу вам две показательные картинки:

Это — график дебита нефтяных скважин в Северной Дакоте, разбитый по годам их запуска.

А это — такой же график для газовых скважин.

Как видите, в отличии от сланцевого газа, для которого скважины и через шесть лет выдают чуть ли не 50% начального дебита, для сланцевой нефти ситуация гораздо печальнее: даже новые скважины 2014-2015 годов демонстрируют быстрое падение выдачи, что и приводит к тому, что сюжет drill baby, drill («бури, детка, бури») никуда не делся с небосклона сланцевой нефти, по-прежнему диктуя успехи (или неуспехи) сланцевой отрасли.

Поэтому, когда я хочу понять, что будет с добычей нефти в США — я могу просто в очередной раз посмотреть на отчёты по использованию буровых установок.

Как видите, никакой «революции». За последнюю неделю августа в США вообще нет роста по буровым, а с минимума середины мая весь рост составил всего лишь 90 буровых (с 316 до 406 штук), что по-прежнему меньше на 269 буровых, нежели в августе 2015 года.

С пиком в 1600 буровых, работавших на сланце в 2014-м году, даже и сравнивать смешно: не те цифры.В итоге кумулятивное падение добычи нефти в США уже составило 860 тысяч баррелей от пика общей добычи нефти, газового конденсата и NGL в 13,24 млн. баррелей в день, который был отмечен в апреле 2015 года.За последний год (август 2015-август 2016) производство нефти в США потеряло 520 тысяч баррелей и текущий уровень в 400 буровых, как вы видите из графиков с shaleprofile.com, лишь задаёт продолжение этой тенденции.

Случилась бы такая анти-революция в России, когда производство нефти в стране потеряло бы разом чуть ли не миллион баррелей в день, думаю, все бы писаки уже говорили о «просраных полимерах». Тут же живут ватники и лапотники, куда нам до американского Града на Холме, где есть тотем сланцевой нефти...

Впрочем, опять-таки, подчёркиваю, с газом тенденция отнюдь не столь катастрофична. Его можно добывать и из старых скважин, до практически  полного истощения пласта.Проблема в другом: даже перевод транспорта на газ уже достаточно неудобен для экономики, что уже много раз обсуждалось и что наглядно видно на вот этой диаграмме:

usrigslineaug16.png

Электрические батареи скромно скопились в районе нуля обеих осей. О них я уже писал, поэтому, как говорится, «о драконах — ни слова»Переход на сжиженный метан или сжиженный пропан съест около 40% топливной эффективности, если мерять всё по объёмным показателям (МДж/л), хотя и сохранит весовую отдачу.Однако, скорее всего, упадёт и она, так как сжиженному метану надо теплоизолированный бак, а пропану — хоть и небольшой, но баллон под давлением.Наглядно видны и проблемы метанола или водорода. У первого проблемы как с объёмными, так и с весовыми показателями, а вот у водорода, при удивительной весовой отдаче — просто таки жуткий объёмный показатель, даже в жидком состоянии, не говоря уже о газообразном водороде.Короче, здравствуй новый, дивный мир.

zyrianin.livejournal.com

Почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти

Занятная получается ситуация, “чёрное золото” дешевеет, а бензин время от времени дорожает. Как такое вообще могло произойти? Действительно, всё это очень интересно. Особенно учитывая тот факт, что Российская Федерация – углеводородное государство, в бюджет за счёт одних лишь нефти и газа поступает n-ное количество средств. Именно поэтому мы решили рассказать Вам о том, почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти. Чтобы понять, по каким причинам всё это происходит, придётся вдаться в определённые подробности. А их немало. И в ходе данной статьи мы разложили всю необходимую информацию по полочкам.

Почему бензин в России стоит дорого даже когда нефть дешевеет

Эксперты говорят, что явление напрямую связано с произволом – цена никак государством не контролируется, а потому бензин дорожает при дешевеющем сырье. Всё дело в монополистах, буквально захвативших весь топливный рынок – они манипулируют сложившейся ситуацией так, как посчитают нужным и возможностей хорошо заработать не упускают вовсе. Нет, это далеко не общественный сговор. Здесь всё делается в сугубо личных интересах. Владельцы заправок ориентируются друг на друга, стараясь удерживать цены примерно на одном уровне. А потому мы не можем говорить о какой-то честности, когда стоимость “чёрного золота” падает день ото дня и уже равна сорока с лишним долларам, а топливо по-прежнему продолжает дорожать. Странная тенденция, разве не так?!

Антимонопольный комитет по неизвестным нам причинам бездействует, а потому владельцы заправок с радостью поднимают цены на бензин и дизельное топливо ради своей выгодны – ради ещё большего притока капитала. Как считаете Вы, почему в Правительстве никто не предпримет кардинальных мер? Почему не запретят столь “ядрёные” накрутки? Не знаете? И никто этого не знает. Возможно, всё дело в желании обойти конфликт стороной, не ввязываясь ни в какие рыночные распри. Конечно же, кто-то может подумать, что чиновники имеют неплохую материальную выгоду со всего этого и смысл так думать есть. Однако, доказательств никаких по-прежнему нет.

Теория: что нужно сделать, чтобы ситуация кардинально поменялась?

На этот вопрос можно ответить, обратившись к другим странам, антимонопольные комитеты которых не бездействуют.

На сегодняшний день вопрос о том, почему в России дорогой бензин, когда нефть дешевеет, актуален как никогда ранее. Также люди обеспокоены тем, что власти бездействуют. Они словно не замечают проблемы. Но кто сказал, что всё потеряно? Напротив, изменить ситуацию можно всегда, достаточно дать правильные указания антимонопольной службе и тогда всё нормализуется. Проводимые работы должны быть предельно прозрачными со всех точек зрения, чтобы не было подозрений на монополизацию рынка. Хорошим примером для нас может стать Германия, где цены возвращают на прежнее место, как только замечают подозрительные их скачки. Так почему бы не последовать примеру этой страны? После того, как стоимость топлива возвращена на место, начинается расследование. Притом торговцу приходится реализовывать товар по старому ценнику, потому что он боится уголовной ответственности. Данный подход со слов самой антимонопольной службы Германии обуславливается тем, что если на время разбирательств цена останется повышенной, это может ударить по экономике государства и нанести ей неслабый ущерб.

Свои методы борьбы с монополизацией рынка есть и у итальянцев. Причём правило довольно уникально и в какой-то мере интересно: крупные супермаркеты могут быть возведены лишь там, где обычные магазины открыть невозможно. Притом они обязаны поддерживать местного производителя, продавая часть товара исключительно местного производства. Такая система ведения бизнеса может быть легко внедрена не только на государственном уровне, но и на региональном.

Почему цены на бензин в разных странах отличаются друг от друга?

А ведь действительно, почему в одном государстве одна цена на бензин, а в другом – совершенно другая? Нефть-то везде стоит одинаково. Так почему же бензин дорожает фактически у нас одних?

Правительство буквально заставляет людей переживать и гадать: а подорожает ли бензин в ближайшем будущем или нет. Мы – нефтяное государство, у нас огромные запасы “чёрного золота”, так откуда такие цены? К слову, стоимость бензина у нас фактически сравнялась с Америкой, а в некоторых регионах успешно обогнала Западного брата. Обычному человеку, далёкому от экономики, довольно сложно понять, что конкретно влияет на ценообразование. Давайте разберёмся, почему же нам приходится за литр собственного топлива платить больше, чем Америке, закупающей это добро у нас в Российской Федерации. Притом хотелось бы отметить, что ситуация остаётся неизменной вот уже n-ное количество лет. Более того, соотечественники потихоньку свыкаются с этой мыслью и всё меньшее количество людей задаётся вопросом: почему в России дорогое топливо при дешёвом нефтяном сырье? Однако, настало время новой волны волнений, которую породили скачки в цене на целых двадцать процентов. Равнодушным к сложившейся ситуации не остался никто.

Что говорят политики по поводу повышения стоимости бензина

Чиновники из года в год выступают с фактически идентичными заявлениями. Они говорят, что пытаются всевозможными способами сдерживать увеличение стоимости “чёрного золота”, но это у них никак не выходит. Топливо крайне быстро дорожает и с этим фактом приходится мириться – другого выхода на данный момент никто не видит.

К слову, Вы не обращали внимания на тот факт, что если нефть начинает ещё сильнее дешеветь, цена на бензин даже не колеблется – она остаётся неизменной. Как объяснить это? Всё правильно, есть работа для антимонопольного комитета, который по каким-то причинам продолжает успешно бездействовать.

Мнение экспертов по этому поводу

Не смогли обойти стороной этот вопрос эксперты и аналитики. Притом высказаться решили не только наши соотечественники, но и понимающие люди из множества других стран.

Возможно, именно они смогут дать нам внятный ответ на то, почему в Российской Федерации дорогой бензин при дешёвой нефти.

Аналитики связывают это не только с бездействием комитета, но и с непомерно большим уровнем инфляции. К примеру, в пятнадцатом году он достиг отметки в семнадцать процентов вместо предполагаемых двенадцати. Существенная разница, да?

Хотелось бы отметить, что уже на этом этапе цены выросли значительно выше установленной прошлыми прогнозами планки. Иными словами, если экономический кризис продолжится или наберёт ещё большую силу, рост стоимости топлива остановить не удастся даже в том случае, если стоимость нефти в очередной раз упадёт ниже сорока долларов за бочку. С другой стороны, в России действует интересный закон: пока люди платят за топливо, оно будет дорожать.

А теперь немного статистики, гласящей, что процент иномарок ежегодно возрастает. То есть, у людей есть денежные средства на это. Наклёвывается простое заключение: люди приобретают дорогие автомобили (и ежегодно их количество растёт), а значит, у них есть денежные средства и стоимость бензина смело можно поднимать.

По мнению Правительства, ситуация некритична. Более того, некоторые чиновники и вовсе дивятся, почему же жителей России так волнует вопрос удорожания бензина при падающей стоимости нефти. Действительно, с чего бы это?!

Влияние стоимости топлива на ценообразование в РФ

Краткосрочный прогноз таков: топливо в ближайшее время продолжит дорожать. Это касается и бензина, и ДТ.

Зато есть неплохой задел на будущее – уже в семнадцатом году тенденция может смениться обратной. Однако, настораживает лишь один момент – не продолжат ли монополисты удерживать цену на прежнем уровне? Такой исход нам видится также вполне реальным. Если антимонопольный комитет продолжит бездействовать, это действительно случится и никакого видимого результата мы с вами не увидим.

Но у медали всегда две стороны, и вторая — не самая лучшая. Есть и обратные прогнозы, твердящие, что в ближайшее время посещение автозаправки станет небывалой ранее роскошью. Однако, и это далеко не всё, что может настораживать экспертов, аналитиков и граждан России. Ведь от стоимости бензина зависит многое.

Таким образом, подорожать могут все товары, окружающие нас сплошь и рядом. Почему? Ведь в стоимость каждого из них уже включена цена на бензин. И чем дороже обходится заправка автомобиля доставки, тем большая накрутка будет у магазина – никто не желает отдавать свои кровно заработанные деньги для удержания цены на прежнем уровне. Именно поэтому стоимостью бензина интересуются и те, у кого нет автомобилей и никогда не было.

К слову, это далеко не одна лишь доставка готового продукта в магазин. Сырьё-то для изготовления продукции тоже кто-то доставляет. Поэтому себестоимость товаров растёт не только из-за инфляции, но и из-за стоимости топлива. Под раздачу попадают кошельки бизнесменов, владельцев машин, пенсионеров и всех остальных категорий граждан нашего государства.

Сколько стоит бензин в других странах

Как уже было отмечено выше, не во всех странах падающие цены на нефть сказываются на удорожании бензина. В некоторых странах комитет работает как нужно и следит за ценообразованием. На формирование стоимости влияют следующие факторы:

  • Цена горючего в закупе;
  • Наценка самого производителя;
  • Размера налога;
  • Накрутка определённого процента оптовыми и розничными точками продаж – не более десяти процентов.

Больше всего на стоимость влияют первый и третий факторы. Налогообложение у каждого государства своё. Самый большой налог на топливо в Европе, точнее в Германии, Голландии, Португалии и Норвегии. Скажем больше, в России он ничуть не меньше. У Соединённых Штатов он значительно ниже – порядка двадцати процентов от розничной стоимости ДТ и бензина. Тогда как у некоторых государств налога нет вовсе, к таким относятся – Саудовская Аравия, Кувейт и другие.

Таким образом, на сегодняшний день в разных странах топливо стоит по-разному:

  • Венесуэла — 1,2 рубль за литр;
  • Иран — 3,5;
  • США — 23,8;

Ну а за Россию и говорить не будем, Вы и так сами всё прекрасно знаете.

Что будет с бензином в дальнейшем?

Сложно сказать. Даже у экспертов нет единого мнения по этому поводу. Ясно одно, что в ближайшей перспективе углеводороды должны начать дорожать. Это всенепременно отразится и на стоимости топлива.

Теперь Вы знаете, почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти. Велика вероятность того, что после подъёма стоимости “чёрного золота” топливо продолжит дорожать – спекулянты своё дело знают и они обязательно воспользуются сложившейся ситуацией.

bankiclub.ru

С ГАЗОМ И БЕЗ ГАЗА. Почему Америка наступает

С ГАЗОМ И БЕЗ ГАЗА

В этом отношении наша страна — уникум. Если верить данным о запасах, то когда весь мир, кроме Персидского залива, лишится топлива — у нас еще останется газ. Но тоже ненадолго — опять-таки несколько десятков лет, в лучшем случае. То есть не газовая эра, а именно газовая пауза. Перед чем пауза? Вот это зависит от нас.

За время паузы надо сменить тип цивилизации — и технический, и социальный. Сначала о технологии. Надо мобилизовать источники энергии, которые могли бы дать еще некоторую отсрочку — поскольку социальные перемены еще сложнее и могут потребовать времени в несколько поколений. К сожалению эти источники в основном невозобновляемые.

Есть ли что-то в природе, что могло бы восполнить дефицит газа и нефти?

Конкретно в нашей стране есть уникальные месторождения — это твердые растворы газа в мерзлых породах, газогидраты; плотные газонасыщенные породы; растворенный метан. С ними есть проблема — непонятно, как их добывать, технология пока не отработана. Может быть, это и невозможно.

Удивительно много в мире метана. Такое впечатление, что он есть везде. Много горя он приносит шахтерским семьям. Он находится в угольных пластах под очень большим давлением и иногда находит выход — и тогда пропитанный газом уголь вдруг взрывается, разрушая горные выработки. Выбросы метана — едва ли не самая опасная причина катастроф на шахтах. Да и просто, сравнительно мирным путем (без выброса) попавший в штреки метан в смеси с воздухом может и загореться, и взорваться.

Почему нельзя дегазировать угольные пласты, прошить их перед разработкой хотя бы скважинами и стравить газ — вопрос не ко мне. Думаю, дорого, экономически неэффективно. Когда шахта уже работает, метан без пользы удаляется вентиляцией, отделить его от отработанного воздуха практически невозможно.

Очень много метана выделяется в процессах разложения всякой органики. Как уже говорилось, из почвы рисовых полей; но больше всего — в болотах и тундрах. Богатство неимоверное, хватило бы для отопления всего человечества… но как его собирать? Один взгляд на глобус приводит к правильному выводу. Зелен виноград!

Крупный рогатый скот выделяет много метана. Трудно собирать и этот вид топлива, хоть и хорошо бы — все же парниковый газ. А метан, выделяющийся в жижесборниках животноводческих ферм — и есть тот самый биогаз, о котором часто говорят; его можно собирать и использовать, но это, конечно, не то, что спасет человеческую цивилизацию. Чтобы было много навоза — надо много кормов. А для этого надо много удобрений. А промышленность удобрений зависит от природного газа. То есть чтобы собирать биогаз, надо иметь природный газ. Нет его — нет и биогаза. И мало его, газа этого: кубометр биогаза получается из кубометра этого… как его… сырья. А кубометр газа эквивалентен литру жидкого горючего. Чтобы привезти на садовый участок цистерну удобрений (4 кубометра), этих 4 литров топлива может автоцистерне и не хватить.

И когда говорят о «метановой эпохе», все вышесказанное надо иметь в виду.

Химия знает множество горючих газов, но видов сырья для них в природе гораздо меньше. Это биомасса — свежая или запасенная в прежние эпохи — уголь, бурый уголь, торф, другие горные породы, представляющие собой пропитанные углеводородами горные породы — битуминозные пески, сланцы.

Если добывать сырье, состоящее только из органики, выгодно, то поднимать на поверхность излишнее количество пустой породы получается дороговато. Даже просто низкокачественные угли имеют в своем составе до 50 % золы, и сжигать их получается сложно — надо постоянно убирать из топки золу, в количествах немногим меньших, чем топлива. Та же проблема с битуминозными песками. Там много запасов, но как их добывать — никто не знает.

Так что реальная перспектива на посленефтяной период — это угольная эра. Ненадолго (исторически), но дольше, чем жизнь за счет нефти.

Это самый массовый ресурс, которого хватит на более долгое время — по недавним оценкам, количество «эффективных» угольных ресурсов, то есть тех, себестоимость добычи которых не превышает 40 долларов по курсу 1975 года за тонну, составляет более 2,6 трлн. т.у.т. То есть 1,8 трлн. т.н.э., более чем в 10 раз превышая запасы нефти.

Во-первых, уголь может заменить некоторые виды нефтепродуктов, способствуя их экономии. Он может на некоторое время снять остроту проблемы с бензином, если сделать отопление и производство электроэнергии угольным. В этом случае можно сэкономить отопительный мазут, сравнительно просто перерабатываемый в бензин. Ведь мазут по сути своей — такие же цепочки углеводородов, только длиннее, чем в бензине, и их можно «настричь» в более короткие. Это умеют делать даже с такими высокомолекулярными углеводородами, которые содержатся в асфальте. У нас в стране подобные технологии уже кое-где используются, что создает проблему: неконтролируемый прием у населения лома асфальта приводит к тому, что так называемые «стамесочники» срубают покрытие не только с неиспользуемых асфальтированных площадок, но и с краев эксплуатируемых дорог (ж-л «За рулем», № 5, 2001). Пока такая технология дороже получения бензина из нефти и может применяться лишь при практически даровом сырье.

А заменить мазут можно многими способами.

Например, размолоть уголь до состояния мельчайшей пудры и размешать ее с водой до получения водоугольной эмульсии. В таком состоянии полученную смесь можно и прокачивать по трубопроводам, и сжигать в тех же котлах, которые используются для мазута, при минимальных их переделках. Кроме того, в размолотом состоянии уголь проще обогащать, отделяя пустую породу,-поскольку она по удельному весу отличается от угля. Пока, очевидно, этот процесс обходится дороже, чем закупка мазута, но с исчерпанием запасов нефти рано или поздно станет экономически выгодным.

Можно сжигать уголь в своеобразном расплаве из некоторых горных пород, например, с известняком — так получаются экологически чистые (относительно) тепло и электроэнергия.

Но когда не будет уже и мазута, то как получать жидкое топливо?

Разработано довольно много технологий, позволяющих получать заменители бензина и дизельного топлива на базе угля или его продуктов. Особенно заманчиво делать это, не поднимая уголь на поверхность. Не знаю, кому как, а мне неприятно слушать регулярные сообщения о катастрофах на угольных шахтах. И ведь от этого можно избавиться.

Впервые предложения о подземной газификации угля выдвинул, насколько я знаю, Д. И. Менделеев. Уголь — твердое вещество, а добывать без шахт можно лишь жидкости и газы; растворять уголь пытались, но пока еще не научились, а вот превращать в газ умеют.

Есть несколько методов получения горючего газа. Это газогенерация, особенно в варианте подземной газификации. Полное сгорание угля в конечном итоге должно приводить к образованию СO2 — углекислого газа. Но если сжигать его при недостатке кислорода, то уголь сгорит наполовину, образуя угарный газ (СО). Он горюч и может служить исходным сырьем для органического синтеза. Понятно, что использовать в качестве домашнего топлива угарный газ не стоит — если нынешний природный газ только взрывоопасен и дышать им нельзя, то угарный газ еще и ядовит. К тому же половина энергии остается внизу — но можно прокачивать через зону горения воду, а полученный водяной пар использовать как теплоноситель. Такая технология может быть применима в Германии и Англии, где уголь добывается в густонаселенных районах — а у нас залежи угля в основном расположены на Севере ив Сибири, и кому там нужен горячий пар — непонятно.

Но есть еще один процесс — при определенных условиях из воды и угля образуется «синтез-газ» — смесь угарного газа и водорода, которая и подается наверх из пласта. Из «синтез-газа» можно синтезировать метан — по сути, обычный природный газ, древесный спирт — метанол и другие виды топлива и химических продуктов. Тем самым мы приходим к уже знакомой нам по «газовой паузе» задаче.

У всех этих способов есть слабые места. Тут не надо корчить из себя специалиста. Достаточно прочитать сборник по проблемам энергетики. Он состоит из статей, написанных специалистами в области какого-то одного метода, о своих разработках они, естественно, пишут только правду. Но и о других вариантах такие авторы правды не скрывают: «Наш метод, в отличие от такого-то, не имеет таких-то и таких-то недостатков…». Соответственно, разработчики «такого-то и такого-то» метода объясняют его преимущества по сравнению с первым, честно указывая на его изъяны.

Но действительный недостаток у всех неиспользуемых сейчас методов только один. Они дороже, чем нынешние методы получения энергии из газа, нефти и угля. Кто хочет платить лишние деньги за тепловую энергию, полученную более экологичным методом, чем нынешний, неэкологичный? В современном-то, капиталистическом обществе? Только тот, кто не дорожит деньгами собственными или акционеров. Поэтому отдельные потребители не могут на него перейти — разорятся.

Как сделать выгодным использование газогенерации, подземной газификации, синтетического бензина и т.д.?

Способов ввести в реальную эксплуатацию эти давно известные методы всего два: нужно или ждать, пока не подорожают нефть и газ — и при естественном дефиците нефти и газа тепло, электричество и автомобильное топливо из них станут дороже, чем из угля и дров. Или начать осваивать эти технологии всем вместе. Это возможно только в рамках общечеловеческого правительства — сами понимаете, насколько это реально. Нужен налог на нефть и газ, причем такой, чтобы использование методов получения энергии из угля и других «неудобных» источников стало экономически выгодно, то есть, чтобы эта энергия получалась для покупателя дешевле. Но налог этот должен быть общемировым — там, где его не будет, возникнут местные преимущества для инвесторов, и капиталы потянутся туда.

Так что ждем конца нефти.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Бойтесь, россияне, дорогой нефти! | Экономика | ИноСМИ

Представление, будто Россия только выигрывает от удорожания энергоносителей, полностью устарело. Нынешний взлет нефтяных котировок таит для всех европейцев огромные макроэкономические риски.  «Что русскому хорошо, то немцу смерть», - гласит популярная в России пословица, некогда возникшая, видимо, под впечатлением ее морозов и питейных привычек. Однако в эпоху глобализации многие устоявшиеся веками стереотипы мышления стремительно и безнадежно устаревают. Поэтому предлагаю отныне употреблять данную пословицу в экономическом контексте только в новой редакции: «Что немцу смерть, то и русскому чума».

Что немцу смерть, то и русскому чума

Ну, например, слишком высокие цены на нефть. Унаследованное от советских времен представление, будто Россия от любого удорожания энергоносителей может только выиграть, крепко засело в головах многих россиян. И оно, безусловно, верно, если баррель стоит на мировом рынке 30, 50 или даже 70 долларов. Однако на определенном ценовом уровне такая взаимосвязь перестает действовать. Когда именно это происходит - на рубеже в 90, 100, 110 или 120 долларов, - никто точно сказать не может. Однако совершенно очевидно, что в конце февраля 2011 года российская экономика либо опасно близко подошла к этой роковой черте, либо ее уже переступила.

Вспомните, когда именно начал резко набирать обороты недавний глобальный финансово-экономический кризис, ставший самым тяжелым спадом со времен Великой депрессии и особенно больно ударивший как раз по России. Принято считать, что это произошло после банкротства Lehmann Brothers в сентябре 2008 года. Однако в еврозоне и, в частности, в Германии сокращение валового внутреннего продукта было зафиксировано уже по итогам второго квартала того года! Иными словами, основные покупатели российских энергоносителей и других сырьевых товаров впали в рецессию еще весной 2008-го - почти за полгода до нашумевшего разорения американского банка. На то имелись две основные причины: рецессия в США, разразившаяся еще в декабре 2007 года под впечатлением острейшего кризиса на рынке ипотечного кредитования, и бешеное удорожание энергоносителей.  

Опасность нового витка кризиса в зоне действия евро

Помните? Как раз в том самом втором квартале мировые цены на нефть рвались в сторону 150 долларов, а различные российские политики пребывали почти в эйфорическом состоянии по поводу якобы обретенной Россией небывалой экономической мощи. Они тогда еще не осознавали, что «смерть немца» в современном взаимосвязанном мире неминуемо оборачивается и «чумой для русского». Ну что ж, за минувшие почти три года все мы много чему научились.

Мы теперь точно знаем, что дорогая нефть ощутимо тормозит поступательное движение развитых стран, а слишком дорогая нефть весьма быстро вызывает у них экономический спад. Мы своими глазами убедились в том, что дальнейшие события происходят по следующему сценарию. Начавшаяся рецессия ведет в государствах Запада к падению спроса на полезные ископаемые, энергоносители и потребительские товары. Это бьет, с одной стороны, по странам-поставщикам сырья, а с другой стороны, по Китаю, снабжающему весь мир готовой продукцией. У Китая падает экспорт, что в свою очередь заставляет его сокращать закупки природных ресурсов на мировом рынке. В результате сырье и энергоносители еще больше дешевеют, что вдохновляет спекулянтов, до этого неистово гнавших цены вверх, еще яростнее играть на понижение.

Конечно, Германии, переживающей после недавнего кризиса на удивление мощный экономический рост, рецессия при нынешнем уровне цен на нефть не грозит. А вот для Греции и Испании, где сокращение ВВП и без того продолжается, нынешнее удорожание энергоносителей особенно опасно, равно как и для Португалии, уже стоящей на пороге рецессии, и для Италии, которая была особенно завязана на нефтегазовых поставках из погружающейся сейчас в хаос Ливии. Усиление бюджетных проблем в этих погрязших в долгах странах может положить начало новому витку кризиса еврозоны, что чревато еще одним глобальным землетрясением в банковском секторе и на финансовых рынках.

Не прогноз, а гипотетический сценарий

Вспомните: обвал мировой экономики в 2008-2009 годах оказался столь мощным именно потому, что по времени совпали два кризиса: более или менее обычный циклический и абсолютно экстраординарный финансовый, начавшийся на рынке недвижимости США. Теперь мы рискуем получить еще один двойной кризис, при котором эпицентром необычайных финансовых потрясений станет на сей раз Европа.

Прошу понять меня правильно: это вовсе не прогноз, а всего лишь гипотетический сценарий возможной цепочки событий, первоначальным толчком для которых станет нынешний взлет цен на нефть. В этот теоретический набросок непременно следует вписать и паническое бегство портфельных инвесторов с таких считающихся рискованными фондовых рынков, как российский, и замирание международных денежных потоков, что грозит серьезными неприятностями российскому банковскому сектору, и глобальным кредитным параличом, который перекроет доступ к свежим деньгам даже вполне здоровым российским компаниям. Все это мы подробно проходили в последние два с половиной года.  

Но даже если худшие варианты останутся лишь на бумаге (дай-то бог!), определенного охлаждения экономической конъюнктуры в Европе при нынешних ценах на нефть, скорее всего, не избежать. Хотя бы потому, что Европейскому центральному банку придется, видимо, раньше и решительнее, чем ему хотелось бы, поднимать процентные ставки в еврозоне, чтобы попытаться хоть как-то сдержать нарастающую инфляцию. Назревающее в Европе, да и, скорее всего, в Америке удорожание кредитных средств непременно почувствуют и в России - и на биржах, и в сфере прямых иностранных инвестиций.

Новый импульс альтернативной энергетике

Впрочем, в среднесрочной перспективе для России, пожалуй, куда опаснее другой эффект. Взлет нефтяных цен в 2008 году дал повсюду в мире и особенно в Европе мощнейший толчок всему, что так или иначе связано с энергосбережением и использованием альтернативных источников энергии. В эти дни правильность стратегического выбора в пользу максимально быстрого снижения зависимости от ископаемых источников тепла и света получает очередное подтверждение. Заверяю вас: в последние недели ярых сторонников зеленых технологий стало в Европе еще больше. А это - плохая новость для поставщиков нефти и газа.

Кстати, для российских газовиков сегодняшняя ситуация вообще крайне опасная. Как известно, цены на поступающий из Сибири в Европу трубопроводный газ привязаны к нефтяным котировкам. Поэтому происходящее сейчас удорожание нефти приведет к тому, что с некоторым временным лагом сменятся ценники и у «Газпрома». А это только усугубит и без того абсурдное положение, при котором европейские импортеры российского газа, прежде всего немцы, платят за него несоизмеримо больше, чем за тот газ, который в изобилии поступает сейчас в сжиженном виде из Африки и с Ближнего Востока.

Приближается конец привязки газовых цен к нефтяным

Крупнейший западноевропейский покупатель российского газа E.ON Ruhrgas терпит из-за этого огромные убытки, а потому все настойчивее требует от партнера в Москве изменить или хотя бы скорректировать формулу ценообразования. По мере увеличения разрыва между спотовыми и договорными ценами этот конфликт будет только нарастать. А отказ от нефтяной привязки, который западные эксперты считают уже неминуемым, потребует от «Газпрома» кардинального пересмотра своих бизнес-планов и, скорее всего, поставит крест на его наиболее амбициозных инвестиционных проектах. Ведь доходность его поставок в Европу, по меньшей мере на какое-то время, снизится, а ценовые риски возрастут.

В общем, любая аномалия, а вызванный политической нестабильностью в арабском мире взлет цен на нефть таковой и является, ничего хорошего ни «немцам», ни «русским» не сулит. Возможности России и стран ЕС как-то повлиять на ситуацию весьма ограниченны, а потому им ничего иного не остается, как осознать всю комплексность проблемы и попытаться сообща минимизировать возможный макроэкономический ущерб, действуя по все более актуальному в нашем глобализированном мире принципу: «Что хорошо для большинства европейцев, то благо и для россиян».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Что такое природный газ | Добыча нефти и газа

природный газПриродный газ — смесь углеводородов, предмет религиозного культа, спора ученых и важнейший сырьевой ресурс. Он невидим и не имеет запаха. В России его больше, чем где-либо в мире.

Из чего состоит природный газ

Основу природного газа составляет метан (Ch5) — простейший углеводород (органическое соединение, состоящее из атомов углерода и водорода). Обычно в его состав также входят более тяжелые углеводороды, гомологи метана: этан (C2H6), пропан (C3H8), бутан (C4h20) и некоторые неуглеводородные примеси.

Природный газ может существовать в виде газовых залежей, находящихся в пластах некоторых горных пород, в виде газовых шапок (над нефтью), а также в растворенном или кристаллическом виде.

Запах газа

Что интересно, ни один из названных газов не имеет ни цвета, ни запаха. Характерный неприятный запах, с которым в быту сталкивался практически каждый человек, придается газу искусственно и называется одорацией. В качестве одорантов, то есть неприятно пахнущих веществ, обычно используют серосодержащие соединения. Человек может уловить запах одного из самых распространенных одорантов — этантиола — даже если одна часть этого вещества придется на 50 миллионов частей воздуха. Именно благодаря одорации можно легко устанавливать утечки газа.

запах газа

Спор ученых

Относительно происхождения природного газа (как, впрочем, и нефти) среди ученых до сих пор не существует единого мнения. Две основные концепции — биогенная и минеральная — утверждают разные причины образования углеводородных полезных ископаемых в недрах Земли.

Минеральная теория

Образование полезных ископаемых в пластах горных пород — часть процесса дегазации Земли. Из-за внутренней динамики Земли углеводороды, находящиеся на больших глубинах, поднимаются в зону наименьшего давления, образуя в результате газовые и нефтяные залежи.

Биогенная теория

Живые организмы, погибшие и опустившиеся на дно водоемов, разлагались в безвоздушном пространстве. Опускаясь все глубже из-за геологических движений, остатки разложившейся органики превратились под воздействием термобарических факторов (температуры и давления) в углеводородные полезные ископаемые, в том числе — в природный газ.

Невидимые поры

Довольно распространено ложное представление о том, что газ находится под землей в неких пустотах, из которых легко полностью извлекается. На самом деле газ может находиться внутри горной породы, имеющей пористую структуру настолько мелкую, что человеческим глазом ее увидеть нельзя. Держа в руках кусок песчаника, извлеченного с огромной глубины, достаточно сложно представить, что внутри заключен природный газ.

Поклонение газу

Человечество знает о существовании природного газа давно. И, хотя уже в IV веке до н. э. в Китае его научились использовать для отопления и освещения, долгое время яркое пламя, не оставляющее пепла, являлось предметом мистического и религиозного культа для некоторых народов. Например, на Апшеронском полуострове (современная территория Азербайджана) в VII веке был воздвигнут храм огнепоклонников Атешгях, служения в котором проходили вплоть до XIX века.

Термоламп и первый газ в России

История российской газовой промышленности начинается в 1811 году. Тогда изобретатель Петр Соболевский создал первую установку для получения искусственного газа — термоламп. Выступив с докладом об этом на заседании Всероссийского общества любителей словесности, наук и художеств, по указу Александра I Соболевский был награжден орденом за свое изобретение. А несколькими годами позже, в 1819 году, на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге зажглись первые газовые фонари. Таким образом, история газовой промышленности в России началась почти 200 лет назад — в 2011 году у нее был юбилей.

В середине 20-х годов XX века во всем СССР было добыто 227,7 млн кубометров газа. В 2010 году Группой «Газпром» было добыто 508,6 млрд кубометров газа.

Россия занимает первое место в мире по объему запасов природного газа. Доля «Газпрома» в этих запасах составляет около 70%. Таким образом, «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа.

Русская смекалка

Однако до XX века в России природный газ являлся побочным продуктом при добыче нефти и назывался попутным газом. Не существовало даже самих понятий газового или газоконденсатного месторождений. Обнаруживались они случайно, например при бурении артезианских скважин. Однако известен случай, когда во время бурения такой скважины находчивый саратовский купец, увидев вместо воды пламя, построил на этом месте стекольный и кирпичный заводы. Промышленники постепенно начали осознавать, что природный газ может быть крайне полезен.

okzrusholding.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта