Содержание
Никель (Ni) – Обзор рынка металлов – Годовой отчет ПАО «ГМК «Норильский никель» за 2020 г.
Положение компании в отрасли
№ 1
по производству высокосортного никеля (%) № 2
по производству первичного никеля (%)
Основные тенденции на рынке никеля
Источник: данные Компании
В 2020 году рынок никеля перешел в состояние профицита, который составил 87 тыс. тонн, или 4% годового потребления (по сравнению с дефицитом в 28 тыс. тонн в 2019 году). Это было обусловлено рекордным увеличением производства чернового ферроникеля (ЧФН) в результате ввода новых мощностей в Индонезии при незначительном снижении потребления высокосортного никеля на фоне пандемии COVID-19.
В конце первого квартала 2020 года цена никеля снизилась до 11 тыс. долл. США / т на фоне первой волны COVID-19 (при быстром увеличении количества зараженных, введении строгих карантинных мер в ряде стран мира, установлении ограничений на передвижение и усилении глобальной неопределенности), но со второй половины апреля цена демонстрировала устойчивый рост, достигнув отметки в 17 тыс. долл. США / т к концу года. В результате средняя цена никеля в 2020 году снизилась всего на 1% по сравнению с прошлым годом. Восстановление цены произошло благодаря следующим факторам:
- принятию государственного пакета стимулирующих мер в Китае, направленных на посткоронавирусное восстановление экономики, что привело к увеличению производства нержавеющей стали 300-й серии в Китае и Индонезии;
- росту цен на никелевую руду, обусловленному увеличением внутреннего спроса в Китае, запретом на экспорт из Индонезии и сбоями в поставках руды из Филиппин вследствие введения национального карантина в связи с COVID-19;
- снижению процентных ставок, глобальному росту ликвидности и ослаблению доллара США, что благоприятно отразилось на цене сырья в целом;
- долгосрочным ожиданиям увеличения спроса на никель в секторе аккумуляторных батарей на фоне значительного роста продаж электромобилей в Европе и восстановления продаж в Китае, что было усилено публичным призывом руководителя Tesla значительно увеличить добычу никеля при обязательном соблюдении норм устойчивого развития.
Среднегодовые цены на никель (долл. США / т)
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|---|---|
11 807 | 9 609 | 10 411 | 13 122 | 13 936 | 13 789 |
Источник: Лондонская биржа металлов (cash settlement) Цена на никель на Лондонской бирже металлов (долл. США / т)
Баланс рынка
Источник: данные Компании
В 2020 году рынок никеля перешел в состояние профицита, который составил 87 тыс. тонн (по сравнению с дефицитом в 28 тыс. тонн в 2019 году). В первую очередь это было вызвано ростом выпуска ЧФН в Индонезии (на 63%, или +228 тыс. тонн) за счет введения в эксплуатацию новых производственных мощностей. При этом пандемия COVID-19 не повлияла на сроки запуска объектов. Производство ЧФН в Китае снизилось на 12%, или 72 тыс. тонн, из-за введения запрета на экспорт руды из Индонезии с 2020 года и перебоев в поставках из Филиппин при истощении запасов руды с высоким содержанием никеля. Производство металлического никеля снизилось на 3%, или 29 тыс. тонн, тогда как производство химических соединений никеля выросло на 9%, или 12 тыс. тонн, преимущественно в результате увеличения производства сульфата никеля, используемого для изготовления литиево-ионных аккумуляторов. Производство прочих форм низкосортного никеля (ферроникеля, оксида никеля) снизилось на 6%, или 26 тыс. тонн.
Потребление никеля в 2020 году осталось практически неизменным, незначительно снизившись на 2 тыс. тонн. Рост производства нержавеющей стали в Китае (+8%) и Индонезии (+16%) при увеличении потребления никеля в секторе аккумуляторных батарей (+13%) был уравновешен снижением спроса в прочих отраслях из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Так, потребление никеля в секторе нержавеющей стали в прочих странах снизилось на –15%, мировое потребление в сплавах и спецсталях — на –13%, гальванопокрытиях — на –12% и прочих отраслях — на –17%.
Совокупные запасы никеля на Лондонской бирже металлов (ЛБМ) и Шанхайской фьючерсной бирже в 2020 году увеличились на 77 тыс. тонн, до 265 тыс. тонн к концу года. Основной приток запасов был зафиксирован в течение января — февраля, когда на склады ЛБМ было поставлено более 80 тыс. тонн никеля, преимущественно из источников, накопленных в 2019 году в период значительного оттока никеля со складов ЛБМ. Начиная с марта биржевые запасы никеля практически не изменялись.
Потребление
Потребление никеля по отраслям в 2020 году (тыс. т)
Отрасль | Потребление | Доля (%) |
---|---|---|
Нержавеющая сталь | 1 779 | 73 |
Аккумуляторы | 211 | 9 |
Спецстали | 131 | 5 |
Гальванопокрытия | 127 | 5 |
Сплавы | 124 | 5 |
Прочие отрасли | 69 | 3 |
Основные области потребления
Источник: данные Компании
Основная область применения никеля — производство нержавеющих сталей (более 70% в 2020 году). Нержавеющая сталь выпускается в виде различных марок, наиболее распространенная из которых — аустенитная нержавеющая сталь (более 3/4 выпускаемой нержавеющей стали в мире), в том числе 300-й и 200-й серий.
Сталь 300-й серии имеет повышенное содержание никеля: в основном — от 8 до 12%, в отдельных марках — до 20%. Добавление никеля в такой пропорции усиливает коррозионную стойкость и прочность в широком диапазоне температурного режима эксплуатации, придает стали хорошую пластичность и устойчивость в агрессивных средах, делает ее немагнитной. Данная серия является наиболее универсальной и широко применяется в строительстве, пищевой, химической и транспортной промышленности, энергетике и других отраслях.
Сталь 200-й серии, с пониженным содержанием никеля за счет легирования марганцем, не является полноценной заменой марок стали с высоким содержанием никеля. Она подвержена поверхностной (точечной) коррозии, не обладает жаростойкостью и устойчивостью к агрессивным средам, однако благодаря меньшей стоимости широко используется в производстве потребительских товаров, например, бытовой техники. Более 90% выпуска стали 200-й серии сосредоточено в КНР и Индии.
Никель также используется в сталях аустенитно-ферритного класса (дуплексах), которые характеризуются высоким содержанием хрома (18–25%) и молибдена (1–4%), однако доля этих марок в мировой выплавке составляет всего 1–2%.
Ферритные и мартенситные марки нержавеющей стали (400-я серия) в основном не содержат никеля. По свойствам они сходны с низкоуглеродистой сталью повышенной коррозионной стойкости, но по механическим свойствам уступают аустенитной нержавеющей стали. Основные области применения: производство выхлопных систем автомобилей, каркасов контейнеров для перевозки грузов, нагревателей воды, столовых приборов и посуды, архитектурного декора интерьеров, бритвенных лезвий.
При производстве нержавеющей стали используются практически все типы никельсодержащего сырья (за исключением таких специфических форм, как порошок и химические соединения никеля). Поскольку качество используемого никеля практически не влияет на качество нержавеющей стали, свою потребность в нем сталелитейные предприятия удовлетворяют в первую очередь за счет дешевых видов сырья. Вследствие этого в последние годы снижается доля высокосортного никеля в структуре потребления никелевых единиц при производстве нержавеющей стали.
В 2020 году общая выплавка нержавеющей стали снизилась на 3%, до 52 млн тонн. Увеличение выплавки в Китае (до 31 млн тонн, или +4%) и Индонезии (до 2,7 млн тонн, или +20%) было компенсировано снижением выплавки в прочих странах и регионах вследствие пандемии COVID-19. Особенно сильное падение было зафиксировано в Европе (–10%),США (–18%),Японии (–18%),Индии (–30%)и на Тайване (–14%).
Несмотря на это, потребление первичного никеля при производстве нержавеющей стали увеличилось на 3%, до 1,78 млн тонн. Этот рост был полностью покрыт увеличением применения ЧФН (на 16%, или 156 тыс. тонн) в Китае и Индонезии, тогда как использование высокосортного никеля в производстве нержавеющей стали сократилось на 13%, или 85 тыс. тонн, до 238 тыс. тонн. Ожидается, что в ближайшие годы рост предложения ЧФН продолжится, что будет оказывать значительное давление на применение высокосортного никеля в секторе нержавеющей стали.
В аккумуляторной промышленности никель используется в качестве одного из основных компонентов при производстве прекурсоров катодного материала для батарейных ячеек. При этом динамика потребления никеля для различных типов аккумулятора различается.
Литиево-ионные аккумуляторы (Li-ion). Впервые были внедрены в эксплуатацию в 1991 году и получили повсеместное распространение благодаря высокой энергоемкости и сохранению емкости батареи после относительно большого количества перезарядок. Вначале использовался катод с литием и кобальтом для электроники, а начиная с
2000-х
годов в химический состав добавили никель и алюминий, а потом и марганец.
Никель-металлгидридные аккумуляторы (Ni-MH). Были разработаны в 1989 году (для замены никель-кадмиевых аккумуляторов, чтобы отказаться от использования кадмия). Рынок данных аккумуляторов в настоящее время растет незначительными темпами, только за счет развития гибридных автомобилей отдельных производителей, и испытывает значимую конкуренцию со стороны литиево-ионных аккумуляторов.
Никель-кадмиевые аккумуляторы (Ni-Cd). Были разработаны в 1899 году — первые аккумуляторы с применением никеля. В настоящее время их эксплуатация ограничена из-за запрета Евросоюзом использования кадмия по причине его токсичности.
Увеличение производства литиево-ионных аккумуляторов обусловлено прежде всего электрификацией автотранспорта. С 2016 по 2020 год среднегодовой рост выпуска электромобилей (подключаемых гибридов и автомобилей на аккумуляторных батареях) составил более 40%. Основными факторами роста электрификации транспорта являются государственное стимулирование, ужесточение экологических норм, улучшение технических характеристик аккумуляторов и удешевление производства батарейных ячеек.
Китай — один из основных центров роста производства электромобилей в последние годы. К 2025 году КНР планирует увеличить продажи электромобилей до 20% от общих продаж автомобилей, а к 2035 году — до 50%. Достижению цели должны способствовать инициативы по стимулированию роста электрификации автотранспорта, включая предоставление субсидий на покупку электромобилей и введение обязательных требований для крупных автопроизводителей по производству электромобилей и подключаемых гибридов. Однако во втором полугодии 2019 года произошло значительное сокращение государственных субсидий, что привело к снижению продаж на протяжении 12 месяцев подряд. В результате продажи электромобилей в первом полугодии 2020 года снизились на 44%. Во втором полугодии, вместе с быстрым восстановлением экономики страны, произошло увеличение продаж, их рост составил 5% в 2020 году, — однако это является самым низким годовым темпом прироста за последние несколько лет.
На этом фоне центр роста продаж электромобилей перемещается в Европу. В ряде стран, включая Бельгию, Германию, Великобританию, Францию, покупатели получают существенные субсидии на покупку электромобилей и налоговые стимулы. Так, в Норвегии, где в 2020 году доля электромобилей составила 54% от общего объема продаж автомобилей, покупатель освобождается от уплаты налога на регистрацию автомобиля и налога на добавленную стоимость (НДС).
Доля Европы в мировых продажах электромобилей выросла с 26% в 2019 году до 44% в 2020 году. В марте 2019 года Европейская комиссия утвердила новые требования по выбросам парниковых газов от автомобильного транспорта, которые предполагают сокращение эмиссии CO2 к 2030 году более чем в два раза по сравнению с 2018 годом. Данная инициатива стимулирует автопроизводителей к ускоренной электрификации под угрозой многомиллиардных штрафов. Также был принят Green Deal («Зеленый пакт для Европы») — план достижения нулевого суммарного выброса парниковых газов и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды путем перехода от использования ископаемых источников энергии и сырья к возобновляемым. В ожидании увеличения спроса в регионе создается цепочка производства аккумуляторов: заявленные суммарные мощности ключевых производителей (CATL, LG Chem, SK Innovation, Samsung, Northvolt и др.) уже превышают 500 ГВт • ч к 2025 году, что эквивалентно потреблению до 400 тыс. тонн никеля в год. Ожидается, что к 2030 году суммарные мощности составят более 700 ГВт • ч (порядка 600 тыс. тонн никеля в год).
Производство батарейных ячеек — одна из финальных стадий изготовления аккумуляторов, которой предшествует производство прекурсоров катодного материала (гидроксиды переходных металлов) и в дальнейшем самого катодного материала при добавлении лития и термической конверсии в оксид. Центрами производства прекурсоров катодного материала в 2020 году оставались Китай (63% мирового выпуска), Япония (28%) и Южная Корея (9%).
Различают несколько разновидностей литиево-ионных аккумуляторов в зависимости от используемых в катоде материалов: LCO (литий, оксид кобальта), LFP (литий, железо, фосфат), LMO (литий, оксид марганца), NCM (никель, кобальт, марганец), NCA (никель, кобальт, алюминий).
Основной областью применения LCO является портативная электроника. Ввиду небольшого размера рынка и высокой цены на кобальт, а также низкой мощности LCO не используются в электромобилях. Однако прочие типы катодов нашли широкое применение в данном секторе. При этом отмечается рост мировой доли никельсодержащих аккумуляторов NCM и NCA — это объясняется их более высокой гравиметрической и объемной энергоемкостью, позволяющей увеличить запас хода. Аккумуляторы LFP для легкового транспорта производятся исключительно в КНР, где доля таких аккумуляторов в 2020 году составила порядка 30%.
Рост потребления никеля в производстве литиево-ионных аккумуляторов обусловлен не только увеличением доли никельсодержащих типов, но и увеличением среднего содержания никеля в катодном материале ввиду стремления заместить дорогостоящие кобальтовые единицы и увеличить плотность энергии. Если в 2016 году основную долю производства соединений катодного материала занимал NCM 1:1:1 (массовая доля никеля к общей массе катода — 20%), то в 2020 году большую часть составили никель-интенсивные химические соединения NCM 6:2:2, NCM 5:3:2 и NCM 8:1:1. В перспективе ожидается переход на NCMA (никель, кобальт, марганец, алюминий) с повышенным содержанием никеля, а некоторые компании заявляют о планах коммерческого производства LNO (литий, оксид никеля) — катодного материала с содержанием никеля более 50%.
Растущая популярность электромобилей и гибридов, а также вектор развития технологий производства катодного материала в сторону никельсодержащих типов в долгосрочной перспективе создают предпосылки для значимого роста потребления первичного никеля в данном секторе.
Потребление никеля в прочих отраслях (сплавы, спецстали, гальванопокрытия) в 2020 году суммарно снизилось на 14%, или 71 тыс. тонн, из-за падения конечного потребительского спроса вследствие ограничений, связанных с пандемией COVID-19. В 2021 году ожидается восстановление этих секторов, но темпы роста будут ниже докоронавирусных значений.
Производство
Производимый первичный никель можно разделить на две основные группы:
- высокосортный никель (катоды, брикеты, карбонильный никель, химические соединения никеля), производимый как из сульфидного, так и из латеритного сырья. Основными производителями в 2020 году являлись «Норникель», Jinchuan, Glencore, Vale, BHP и Sumitomo Metal Mining;
- низкосортный никель (ферроникель, ЧФН и оксид никеля), производимый только из латеритного сырья. Основными производителями в 2020 году являлись предприятия, выпускающие ЧФН в КНР и Индонезии, а также производители ферроникеля: Eramet, POSCO, Anglo American, Solway, South 32 и др.
В связи с пандемией COVID-19 в первом полугодии 2020 года наблюдались сбои на многих производственных площадках, большинство из которых были впоследствии устранены, однако некоторые предприятия в Австралии и Африке до сих пор не возобновили свое производство.
Несмотря на производственные ограничения, в 2020 году выпуск первичного никеля увеличился на 5%, или 112 тыс. тонн, по сравнению с предыдущим годом, преимущественно за счет роста выпуска ЧФН в Индонезии.
ПРОИЗВОДСТВО ПЕРВИЧНОГО НИКЕЛЯ В 2019–2020 ГОДАХ(МЛН Т) Источник: данные Компании ПРОИЗВОДСТВО ЧЕРНОВОГО ФЕРРОНИКЕЛЯ В 2016–2020 ГОДАХ(ТЫС. Т)
Выпуск высокосортного никеля в 2020 году снизился на 2%, или 17 тыс. тонн. Причиной тому послужили как сбои, связанные с пандемией COVID-19, так и проблемы производственного характера. Многие производители высокосортного никеля проводили плановые и внеплановые остановки на ремонт и обслуживание. Крупнейшее снижение производства отмечалось на площадке Ambatovy на Мадагаскаре, приостановившей выпуск продукции в марте из-за ограничений, обусловленных COVID-19, и на металлургических мощностях Anglo American Platinum в ЮАР в связи c введением национального карантина, а также выходом из строя конвертера. Несмотря на общее совокупное снижение производства высокосортного никеля, выпуск на предприятиях BHP, Jinchuan и «Норникеля» показал рост.
Увеличение выпуска сульфата никеля, являющегося ключевым сырьем в производстве прекурсоров катодного материала для литиево-ионных аккумуляторов, продолжилось в 2020 году. Основным сырьем для производства сульфата в 2020 году стало растворение никелевых брикетов и порошков, а также полупродукты гидрометаллургии, в особенности смешанный гидроксидный остаток, производство которого выросло благодаря запуску новых производственных мощностей в Австралии (Ravensthorpe) и переориентации производства на площадке VNC в Новой Каледонии. Общее производство химических соединений, включая сульфат никеля (за исключением сульфата, полученного путем растворения высокосортного никеля во избежание двойного счета), в 2020 году выросло на 9%, или 12 тыс. тонн, за счет повышенного спроса на литиево-ионные аккумуляторы для электромобилей.
Производство низкосортного никеля увеличилось на 9%, или 129 тыс. тонн, вследствие существенного увеличения выпуска ЧФН, что компенсировало снижение производства других видов продукции, включая ферроникель и оксид никеля.
Наибольший рост выпуска низкосортного никеля в 2020 году пришелся на индонезийский ЧФН, производство которого составило 590 тыс. тонн, или +63%, по сравнению с предыдущим годом, благодаря вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей. Ограничения, связанные с пандемией COVID-19, не повлияли на сроки запуска проектов. Производство ЧФН в Китае снизилось до 512 тыс. тонн (–12%) в связи с запретом на экспорт никелевой руды из Индонезии, введенным в январе 2020 года, а также перебоями в поставках филиппинской руды, что привело к сокращению доступности сырья для производства ЧФН в Китае.
Производство ферроникеля в 2020 году практически не изменилось и составило 388 тыс. тонн (–3%). Рост производства ферроникеля в Доминиканской республике, Гватемале и Бразилии был нивелирован сокращением производства в Японии, Греции, Новой Каледонии и Колумбии.
Выпуск оксида никеля снизился на 21%, до 52 тыс. тонн, преимущественно из-за остановки рафинировочных мощностей на площадке VNC в Новой Каледонии с переориентацией на выпуск смешанного гидроксидного остатка и последовавшей остановкой производства на площадке Vale в Даляне.
Стоит отметить возрастающий риск закрытия некоторых ферроникелевых активов из-за угрозы потенциального замещения ферроникеля на ЧФН в секторе нержавеющей стали. Также напряженная политическая и социальная обстановка в Новой Каледонии, где продолжается эскалация конфликта по продаже актива Vale и вопросу признания независимости острова, стала причиной остановки производства на площадке VNC и перебоев в производстве на предприятии SLN Doniambo.
пока без санкций и ОПЕК
Цены на никель, как и другие металлы, во втором полугодии этого года находились под давлением «медвежьего» тренда, вызванного последствиями новой вспышки COVID-19 в Китае, ужесточением денежно-кредитной политики центральными банками и ожиданиями рецессии. Эти факторы привели к слабости в сталелитейной индустрии, которая пока является определяющей для спроса на никель. Между тем, важная роль, которую играет никель в секторе электромобилей (EV), позволяют позитивно смотреть на долгосрочные перспективы металла. Большинство участников рынка прогнозирует профицит рынка в 2022 и 2023 годах, хотя он коснется преимущественно низкосортного металла, а рынок высококачественного никеля, который используется в аккумуляторах, будет сбалансирован или испытает умеренный дефицит.
Долгосрочный прогноз развития событий на рынке никеля могут нарушить два возможных, хотя и не очевидных, обстоятельства: ограничения на экспорт никеля из России и создание «никелевого ОПЕК», о котором задумался крупнейший производитель металла Индонезия.
КОРОТКО О НИКЕЛЕ
На нержавеющую сталь, при выпуске которой невысоки требования к качеству никеля, приходится около 70% мирового спроса на этот металл. Около 13% мирового никеля потребляется в аккумуляторном секторе, где никель выступает как важный элемент для литий-ионных батарей.
Никелевая руда добывается из месторождений двух типов: латеритных и сульфидных. Согласно данным US Geological Survey, разведанные наземные ресурсы руды, содержащие в среднем 0,5% никеля, насчитывают не менее 300 млн тонн. Из них 60% приходится на латеритные месторождения, 40% — на сульфидные. Залежи сульфидов труднее разрабатывать из-за глубины залегания и сложного состава руды; латеритные месторождения более доступны и обладают стабильными содержаниями, но добыча такой руды предполагает выщелачивание кислотами при высоких температурах.
Для производства аккумуляторных катодов обычно требуется продукт класса 1, содержащий не менее 99,8% никеля. Такой продукт, как правило, производится из сульфидной руды, в отличие от никеля класса 2, задействованного в производстве стали и добываемого в основном из латеритных руд.
Крупнейшими производителями никеля являются Индонезия, Филиппины, Россия, Новая Каледония, Австралия и Канада.
Индонезия является крупнейшим мировым производителем никеля, обеспечивая 38% мировых поставок, свидетельствуют данные консалтинговой компании CRU. Страна, на которую приходится четверть мировых запасов этого металла, является основным источником роста его выпуска в ближайшие годы. Производство в Индонезии, составлявшее 345 тыс. тонн в 2017 году, возросло до 1 млн тонн к 2021 году.
Индонезия богата в первую очередь латеритными рудами и возможности страны по выпуску аккумуляторного никеля пока довольно незначительны. Большая часть индонезийской продукции представляет собой материал более низкой чистоты, используемый в нержавеющей стали, и стране необходимы дополнительные перерабатывающие мощности для превращения его в материал, подходящий для аккумуляторов.
Первый завод по переработке никеля для использования в аккумуляторах был открыт в мае 2021 года. Сейчас, по данным
Center for Strategic and International Studies (CSIS), в стадии разработки еще семь таких проектов. Эти предприятия будут применять метод кислотного выщелачивания под высоким давлением (High Pressure Acid Leaching, HPAL), с помощью которого продукт очищается до уровня класса 1.
Чтобы простимулировать развитие перерабатывающих предприятий внутри страны, Индонезия запретила экспорт никелевой руды в 2020 году, а теперь планирует ввести налог на экспорт промежуточных продуктов металлургии никеля, стремясь поддержать развитие полной цепочки поставок компонентов для электромобилей. Этому способствует близость к Китаю, который лидирует в выпуске EV. Будучи страной с самыми большими запасами никеля, Индонезия все больше ориентируется на привлечение инвестиций в производственные мощности по всей цепочке поставок электромобилей, отмечает CSIS.
Филиппины произвели 370 тыс. тонн никеля в 2021 году. По мнению S&P Global Market Intelligence, добыча никеля на Филиппинах может к 2025 году достичь примерно 500 тыс. тонн.
На Россию, которая занимает третье место по объему добычи металла, приходится 20% высокосортного никеля, используемого в аккумуляторах. Производство металла в стране сокращается. В 2018 году выпуск никеля в стране составил 272 тыс. тонн, но в 2021 году он упал до 250 тыс. тонн. Основная причина – временная приостановка добычи руды на рудниках «Октябрьский» и «Таймырский» в феврале 2021 года из-за подтопления грунтовыми водами, а также произошедшая в это же время авария на Норильской обогатительной фабрике.
При этом «Норильский никель» по-прежнему планирует инвестировать $35 млрд в модернизацию обрабатывающий и развитие добывающий мощностей, а также в экологию и энергетическую инфраструктуру, чтобы увеличить производство металлов, в частности никеля и меди на 20-30% к 2030 году. Впрочем, эти планы – как по срокам, так и по содержанию – могут быть скорректированы в связи с ограничениями западных стран на поставки в Россию комплектующих и оборудования.
БАЛАНС РЫНКА И ПРОГНОЗЫ
По оценке World Bureau of Metal Statistics (WBMS), в январе-августе этого года спрос на никель превысил производство и на рынке наблюдался дефицит в размере 75,5 тыс. тонн. Производство рафинированного никеля за 8 месяцев составило 1,85 млн тонн при спросе на уровне 1,97 млн тонн. Запасы металла на Лондонской бирже металлов (LME) к концу августа были ниже на 45,3 тыс. тонн по сравнению с уровнями конца 2021 года. Тем не менее, дефицит сократился по сравнению с данными годовой давности, так как прирост производства за 8 месяцев опережает рост спроса — 256 тыс. тонн и 76,8 тыс. тонн соответственно.
В итоге, как ожидает «Норникель», 2022 год закончится с профицитом в размере 75 тыс. тонн никеля (после дефицита 170 тыс. тонн годом ранее). В 2023 году профицит возрастет до 150 тыс. никеля. Однако профицит будет сформирован в основном за счет низкокачественного никеля, чему способствует наращивание производства чернового ферроникеля (ЧФН) в Индонезии наряду с растущим производством никелевых солей.
Спрос на первичный никель увеличится на 8% и 12% в 2022 и 2023 годах соответственно, в первую очередь за счет расширения производства нержавеющей стали в Китае и Индонезии на фоне восстановления после пандемии коронавируса, а также устойчивого роста в секторе аккумуляторных батарей, считает «Норникель».
Поставки металла возрастут на 18% и 14% в 2022 и 2023 годах соответственно, благодаря вводу в эксплуатацию ЧФН-мощностей в Индонезии и росту производства никелевых химикатов за счет конвертации ферроникеля и напрямую из латеритных руд по технологии HPAL для сектора электромобилей.
Однако, как считает «Норникель», профицит может быть и более значительным. Риски связаны с тем, что энергетические проблемы в Европе и замедление темпов роста в Китае могут поставить под угрозу восстановление спроса в основных отраслях, потребляющих никель.
The International Nickel Study Group (INGS) прогнозирует рост производства никеля в 2022 году на 16%, до 3,036 млн тонн, и до 3,387 млн тонн в 2023 году. Рост выпуска обеспечат Индонезия и Китай. Эти ожидания не учитывают возможные перебои с производством и поставками. Потребление никеля вырастет в 2022 году на 4%, до 2,892 млн тонн, а к 2023 году достигнет 3,216 млн тонн. Как следствие, профицит никеля, по оценкам INGS, в этом году составит 144 тыс. тонн, в будущем году – 171 тыс. тонн.
По оценке StoneX, рынок никеля должен показать умеренный профицит в 2022 году из-за резкого сокращения в самом крупном сегменте потребления (нержавеющая сталь), несмотря на рост спроса со стороны быстрорастущего рынка электромобилей.
Адриан Гарднер из Wood Mackenzie считает, что профицитным рынок станет либо в конце 2022 года, либо в первом квартале 2023 года. При этом он не ожидает структурного профицита, то есть превышения спроса над предложением в течение нескольких лет. Избыток продуктов 2 класса будет устранен, как только экономики Китая и других ведущих развитых стран преодолеют текущие проблемы, считает Гарднер.
S&P Global повысил оценку избытка на рынке никеля в 2022 году до 46 тыс. тонн (с 34 тыс. тонн), в связи с негативным влиянием конфликта России и Украины на спрос. Эта оценка не предполагает влияние возможного сокращения доступа к никелю из России. Российский металл будет перенаправлен в Китай из Европы и США, куда, в свою очередь, будут направлены поставки из Австралии, считает S&P Global.
Японская Sumitomo Metal, напротив, считает, что глобальный рынок никеля в 2023 году будет дефицитным, хотя недостаток металла снизится (до 63 тыс. тонн с 108 тыс. тонн в 2022 году). Спрос в будущем году вырастет на 7,1%, до 3,14 млн тонн, на фоне устойчивой потребности в аккумуляторах, оборудовании для полупроводников и нефтяных скважин. При этом значительно – с 410 тыс. тонн до 500 тыс. тонн — подрастет спрос на никель для батарей. Поставки никеля в 2023 году увеличатся на 9%, до 3,08 млн тонн, в основном за счет повышения добычи низкосортного чернового ферроникеля (nickel pig iron) в Индонезии, считает Sumitomo.
СЛАБОСТЬ В СТАЛИ, ПОТЕНЦИАЛ В АККУМУЛЯТОРАХ
The International Nickel Study Group (INGS) констатирует, что в 2022 году произойдет спад потребления никеля в секторе нержавеющей стали и рост использования металла в батареях электромобилей.
Производство нержавеющей стали в первой половине года было значительно ограничено вспышкой коронавируса в Китае и снижением конечного спроса в других регионах, пояснял «Норникель». В результате потребление первичного никеля в секторе нержавеющей стали сократилось за январь-июнь на 2%, в том числе в Китае оно упало на 5%.
По данным Wood Mackenzie, с апреля ослабление спроса со стороны сталелитейного сектора негативно повлияло на потребление первичного никеля. «Эта слабость, вероятно, сохранится и в четвертом квартале 2022 года, а также поставит под сомнение профили роста в первом квартале 2023 года», — считает Адриан Гарднер из Wood Mackenzie. Спрос в индустрии нержавеющей стали будет довольно сдержанным, согласна старший аналитик StoneX по металлам Натали Скотт-Грей.
Как отмечает Wood Mackenzie, предложение готового никеля класса 2, в частности никелевого чугуна (NPI), растет, возможно, слишком быстро, чтобы быть полностью поглощенным сталелитейной промышленностью. К концу этого года или в первом квартале 2023 года Wood Mackenzie ожидает некоторое накопление NPI, а также промежуточных продуктов, таких как никелевый штейн. По оценке Скотт-Грей из StoneX, производство установит рекорд в 2022 году благодаря увеличению мощностей NPI в Индонезии и развитию альтернативных способов получения никеля класса 1 путем выщелачивания NPI.
Никель также является ключевым элементом, используемым в аккумуляторах электромобилей, и по оценке многих экспертов, спрос в этом секторе значительно возрастет в ближайшие десятилетия. «Спрос на первичный никель со стороны аккумуляторного сектора, особенно в Китае, который контролирует от 80 до 85% спроса на никель в прекурсорах для аккумуляторов, оказался намного выше, чем ожидалось, и в четвертом квартале 2022 года, похоже, динамика будет такой же», — говорит Гарднер.
По оценке «Норникеля», за первое полугодие спрос на первичный никель увеличился на 3% г/г, в первую очередь благодаря высокому потреблению сектора аккумуляторов на фоне высоких продаж электромобилей, которые в январе-мае выросли на 78% к уровню аналогичного периода 2021 года. В других сегментах, не связанных с нержавеющей сталью, — нефтегазовой и аэрокосмической отраслях, — спрос вырос умеренно.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Никель станет долгосрочным бенефициаром сектора электромобилей, быстрая экспансия которого объясняется глобальными тенденциями декарбонизации и переходом к низкоуглеродной энергетике, активно поддерживаемыми госсубсидиями во всем мире, считает «Норникель».
Если в среднесрочной перспективе у «Норникеля» осторожный прогноз, то в долгосрочной перспективе он более позитивен. Помимо значительного повышения темпов роста рынка электромобилей, этот прогноз опирается на то, что наращивание индонезийских мощностей и других проектов по всему миру может снова оказаться ниже ожиданий.
«Норникель» прогнозирует, что к 2030 году потребление никеля в батарейной отрасли превысит 1 млн тонн, что составит 30% всего производства. «Цели по достижению углеродной нейтральности становятся все более амбициозными, в то время как меры поддержки электрификации транспорта и оптимизация себестоимости батарей могут ускорить глобальный энергопереход. Более того, батарейная отрасль будет нуждаться в низкоуглеродных никелевых единицах, которые, по нашему мнению, вероятно, будут в дефиците, учитывая ожидаемые агрессивные темпы электрификации автомобилей», — отмечает компания.
Аналогичный прогноз по расширению спроса со стороны аккумуляторной отрасли у Center for Strategic and International Studies (CSIS), который считает, что примерно треть всего никеля будет потребляться в этом секторе к 2030 году. По прогнозу CRU, спрос со стороны аккумуляторной отрасли достигнет 32% в общей структуре спроса на никель к 2040 году.
Долгосрочный прогноз S&P Global предполагает профицит никеля до 2025 года. В 2023 году избыток металла составит 57 тыс. тонн (ранее прогнозировалось 48 тыс. тонн), в 2024 году – 69 тыс. тонн и в 2025 г – 8 тыс. тонн. В 2026 году рынок впервые после 2021 года будет дефицитным (в размере 77 тыс. тонн), считает S&P Global.
НИКЕЛЕВЫЙ ОПЕК
Крупнейший игрок на рынке никеля Индонезия, помимо бурной добычи и инвестиций в разные этапы передела, стремится также контролировать цены на металл. Индонезия изучает возможность создания структуры, подобной ОПЕК, которая объединит производителей никеля и других металлов, используемых для производства аккумуляторов, сообщил
в октябре министр по инвестициям Индонезии Бахлил Лахадалия в интервью Financial Times.
Страна изучает применяемые нефтяным картелем механизмы, которые можно было бы задействовать на рынке металлов, играющих важную роль для энергоперехода, сказал он. «Я вижу преимущества создания ОПЕК для управления нефтяной торговлей и обеспечения большей предсказуемости для инвесторов и потребителей, — заявил министр. — Индонезия рассматривает возможность создания аналогичной структуры управления для рынка минералов, которые у нас есть, включая никель, кобальт и марганец».
Отвечая на вопрос о том, обсуждала ли Индонезия эту идею с другими крупными производителями никеля, Лахадалия заявил, что его министерство на данном этапе формулирует структуру, которую могло бы предложить остальным.
Помимо географически пестрого состава возможных участников картеля, который должен был бы объединить Россию и Канаду с Австралией, препятствием для него выступает и превалирующая негосударственная форма собственности. В отличие от ОПЕК, где доминируют национальные госкомпании, внутри самой Индонезии в добыче никеля основную роль играют иностранные производители, такие как китайская Tsingshan, крупнейший в мире производитель нержавеющей стали, и лидер по производству никеля бразильская Vale.
В этом году в стране начнется производство двух моделей электромобилей — южнокорейской Hyundai Motor и китайской Wuling Motors.
ПРОГНОЗЫ ПО ЦЕНАМ
После того как цены на никель достигли беспрецедентного уровня в $100 тыс. в начале марта, поднявшись более чем на 250% всего за пару дней (как считается, в результате масштабного сокращения коротких позиций китайской Tsingshan), металл в третьем квартале опустился до уровня около $21 тыс. На самой низкой отметке — $19,5 тыс. за тонну — никель был в середине июля.
«Ужесточение денежно-кредитной политики во всем мире, последствия конфликта в Украине, шаткая ситуация в секторе недвижимости в Китае и новая вспышка Covid-19 в Шэньчжэне, — все это нанесло ущерб активности», — говорится в сентябрьском отчете аналитиков FocusEconomics. Тем не менее, снижение запасов никеля на складах LME поддержало цены. По оценке «Норникеля», если в декабре 2021 года объем биржевых запасов был эквивалентен 40 дням потребления, то к июню 2022 года он упал на 40 тыс. тонн, что сравнимо с 8 днями потребления.
StoneX прогнозирует, что в этом году цены в среднем составят $25206/т, а в 2023 году снизятся в среднем до $19000 – 22000. По мнению Скотт-Грей, учитывая незначительную ликвидность, цены зависят скорее от макроэкономических новостей, которые, вероятно, не сильно поменяются до конца года. «Любой оптимизм в отношении спроса будет вызван восстановлением в Китае», — считает Скотт-Грей.
Гарднер из Wood Mackenzie ожидает сохранения узкого ценового диапазона между $21 000 и $22 000 до конца года.
Ключевым фактором риска для никеля являются возможные санкции в отношении металла российского происхождения, отмечают аналитики.
ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРЕБОИ В ПОСТАВКАХ ИЗ РОССИИ
С началом между Россией и Украиной вопрос доступа на рынок российских экспортных товаров, включая никель, усложнился. Основные объемы цветных металлов реализуются по долгосрочным контрактам, которые, как правило, перезаключаются на будущий год в октябре-ноябре. В течение года клиенты «Норникеля», с учетом значительности доли компании на рынках металлов, в целом выполняли свои обязанности по контрактам, хотя нарушение логистических цепочек привело к накоплению запасов нереализованной продукции, отмечала компания в пресс-релизе по итогам отчетности за январь-июнь этого года. Физический объем реализации рафинированного никеля, произведенного «Норникелем» в первом полугодии 2022 года, остался на уровне аналогичного периода прошлого года (83 тыс. тонн), хотя должен был вырасти на фоне восстановления производства.
Ближе к концу года ситуация стала более напряженной несмотря на то, что «Норникель» и его продукция не являются объектами санкций США и ЕС.
«Пользуясь ситуацией, некоторые наши партнеры пытаются пересматривать в свою пользу условия существующих контрактов, пытаются сокращать объем закупок на будущий период, накладывая на себя такие своеобразные самосанкции, максимально уходя от товаров российского происхождения. Получается, что такая альтернатива: либо идти на довольно серьезные уступки, либо переориентировать наши поставки на другие рынки», — говорил в середине сентября глава «Норникеля» Владимир Потанин. Компания работает над переориентацией экспорта на Восток, организуя альтернативную схему поставок через порт Танжер (Марокко), хотя предпочитает сохранить позиции на рынках ЕС и Америки, так как дружественные России страны, пользуясь ситуацией, приобретают продукцию с дисконтом.
Игорь Лейкин для Rough&Polished
Топ-10 стран-потребителей никеля
Производство никеля в Новой Каледонии. Редакционный кредит: THPStock / Shutterstock.com
Никель — это химический элемент, используемый в производстве высококачественной стали и других металлических изделий в нескольких секторах, включая производство электроэнергии, телекоммуникации, пищевое оборудование и медицинское оборудование, из-за его желательных свойств, таких как лучшая коррозионная стойкость по сравнению с другими металлами. Мировое потребление никеля варьируется от страны к стране в зависимости от уровня индустриализации, а также наличия основных секторов, где никель является важным сырьем. Крупнейшие в мире потребители никеля в некоторых случаях производят свой никель, хотя есть чистые импортеры; то есть они импортируют больше, чем производят. Это одни из основных потребителей никеля.
Топ стран-потребителей никеля
Китай
Китай является крупнейшим потребителем никеля в мире, на долю которого приходится 50,4% мирового производства. Он в основном использует металл в производстве нержавеющей стали наряду с хромом. Около 85% идет непосредственно на это из-за его способности противостоять коррозии и стабилизации стали при комнатной температуре. Хром является элементом, который делает сталь «нержавеющей». Еще одним применением никеля в Китае является гальваническое покрытие, при котором слой никеля наносится на поверхность металла для обеспечения водостойкости, коррозионной стойкости или для спасения изношенных деталей машин. Другие способы использования никеля в Китае также включают производство сплавов и аккумуляторов.
США
Соединенные Штаты являются вторым по величине потребителем в мире, хотя Китай опережает их с огромным отрывом. США используют 8,1% производимого в мире никеля в нескольких своих секторах, включая нержавеющую сталь, например, в Китае. Возможно, наиболее известное использование никеля в США — это изготовление монет в сочетании с другими металлами, такими как медь. Использование никеля также увеличилось с появлением новых технологий в области транспорта и связи, таких как гибридные автомобили, аккумуляторы для портативных компьютеров и производство электроинструментов.
Япония
Огромный спрос Китая на никель оказывает прямое влияние на Японию как на третьего по величине потребителя никеля в мире. Он использует 7,5% от общего объема мирового производства никеля. Япония использует никель в различных производственных процессах, таких как никель-гидридные батареи. Их можно перезаряжать, что делает их жизнеспособным источником энергии, и это идет рука об руку с производством ферроникеля в сочетании с железом для производства нержавеющей стали, как в Китае, и это привело к борьбе за никель между Японией и Китаем, поскольку они импортируют из те же страны, включая Филиппины.
Устойчивое и долгосрочное использование никеля
Никель
— это универсальный металл, применение которого охватывает несколько секторов. С ним легко работать, и он выдерживает неблагоприятные условия, такие как химическая промышленность и нефтеперерабатывающие заводы. Другими крупными потребителями никеля являются Южная Корея, Германия, Италия и Тайвань. В настоящее время около 23 крупных стран производят никель для крупномасштабного коммерческого использования; к ним относятся Россия, Канада, Индонезия и Южная Африка. Технологии продолжают совершенствоваться ежедневно, и это, в конечном счете, создаст больше возможностей для использования никеля, и именно здесь будут использоваться более устойчивые методы добычи, а также альтернативные металлы и сплавы, чтобы гарантировать, что глобальные запасы никеля не исчерпаются.
Место | Страна | % Доля в мировом потреблении никеля в 2014 г. |
---|---|---|
1 | Китай | 50,9% |
2 | США | 8,1% |
3 | Япония | 7,5% |
4 | Южная Корея | 4,1% |
5 | Германия | 3,7% |
6 | Италия | |
7 | Тайвань | 2,8% |
8 | Индия | 2,6% |
9 | Испания | 2,1% |
10 | Финляндия | 1,6% 900 37 |
Benjamin Elisha Sawe по экономике
Nickel Статистика и информация | Геологическая служба США
Национальным информационным центром по минералам
Статистические данные и информация о мировых поставках, спросе и потоках минерального сырья никель
Никель (Ni) представляет собой переходный элемент, который демонстрирует смесь свойств черных и цветных металлов. Он одновременно сидерофил (т. е. ассоциирует с железом) и халькофил (т. е. ассоциирует с серой). Основная часть добываемого никеля приходится на два типа рудных месторождений:
- латериты, основными рудными минералами которых являются никельсодержащий лимонит [(Fe,Ni)O(OH)] и гарниерит (водный силикат никеля), или
- месторождения магматических сульфидов, где основным рудным минералом является пентландит [(Ni,Fe) 9 S 8 ].
Ионный радиус двухвалентного никеля близок к радиусу двухвалентного железа и магния, что позволяет трем элементам замещать друг друга в кристаллических решетках некоторых силикатов и оксидов. Месторождения сульфида никеля обычно связаны с богатыми железом и магнием породами, называемыми ультрабазитами, и могут быть обнаружены как в вулканических, так и в плутонических условиях. Многие сульфидные месторождения залегают на большой глубине. Латериты образуются в результате выветривания ультраосновных пород и представляют собой приповерхностное явление. Считается, что большая часть никеля на Земле сосредоточена в ядре планеты.
Никель в основном продается для первого использования в виде рафинированного металла (катод, порошок, брикет и т. д.) или ферроникеля. Около 65% никеля, потребляемого в западном мире, используется для производства аустенитной нержавеющей стали. Еще 12% приходится на суперсплавы (например, Inconel 600) или сплавы цветных металлов (например, мельхиор). Оба семейства сплавов широко используются из-за их коррозионной стойкости. Аэрокосмическая промышленность является ведущим потребителем суперсплавов на основе никеля. Лопасти турбин, диски и другие важные детали реактивных двигателей изготавливаются из суперсплавов. Суперсплавы на основе никеля также используются в наземных турбинах внутреннего сгорания, например, на электростанциях. Остальные 23% потребления распределяются между легированной сталью, аккумуляторными батареями, катализаторами и другими химическими веществами, чеканкой монет, литейными изделиями и гальванопокрытием. Основными коммерческими химикатами являются карбонаты (NiCO 3 ), хлорид (NiCl 2 ), двухвалентный оксид (NiO) и сульфат (NiSO 4 ). В водном растворе ион двухвалентного никеля имеет изумрудно-зеленый цвет.
Подпишитесь , чтобы получать уведомления по электронной почте, когда на эту страницу добавляется новая публикация. На вкладке «Вопросы» страницы настроек подписчика выберите «Никель» и любые другие варианты, которые могут вас заинтересовать. Дополнительную информацию см. на list services странице.
Годовые публикации
Обзоры полезных ископаемых
- Никель
PDF Format:
| 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |2013 |2014 |2015 |2016 |2017 |2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | - Приложения
Ежегодник полезных ископаемых
- Никель
PDF Format:
| 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
XLSX Формат:
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | Версия 2018 г. | Версия только для таблиц 2019 г. | - Архив
| 1932-1993 | - Переработка металлов
Ежемесячные публикации
Обзоры горнодобывающей промышленности (прекращено)
- Никель
Формат PDF:
2010: | Ян | февраль | март | апр | Май | июнь | июль | авг | сен | октябрь | Ноя | дек |
2009: | октябрь | Ноя | дек |
XLS Формат:
2010: | Ян | февраль | март | апр | Май | июнь | июль | авг | сен | октябрь | Ноя | дек |
2009: | октябрь | Ноя | дек |
Специальные публикации
- Critical Minerals Review 2021
- Cr, Cu, Mn, Mo, Ni и сталь влияют на товарные цены
Отчет об открытых файлах 2007–1257 - Факторы, влияющие на цену Al, Cd, Co, Cu, Fe, Ni, Pb, редкоземельных элементов и цинка
Open-File Report 2008-1356 - Историческая статистика минеральных и сырьевых товаров в США
Серия данных 140- Никель
- Международная деятельность по разведке полезных ископаемых с 1995 по 2004 год
Серия данных 139 - Использование материалов в США — отдельные тематические исследования кадмия, кобальта, лития и никеля в перезаряжаемых батареях
Отчет о научных исследованиях 2008–5141 - Цены на металлы в США до 2010 г.
Добавить комментарий