Что такое контакторы и пускатели: по назначению, конструкции, принципу действия и комплектации

по назначению, конструкции, принципу действия и комплектации

При сборке схем электроснабжения, контроля и управления может возникнуть путаница в области силовых коммутационных устройств. Сложности вызывает выбор между контакторами и магнитными пускателями. Похожее назначение, принцип действия и конструкция привели к тому, что не каждый может сказать, чем отличается контактор от пускателя. Небольшие отличия в строении и характеристиках основных узлов определяют принадлежность устройств к той или иной группе приборов.

  • Сравнение контактора и магнитного пускателя
    • Описание назначения устройств
    • Особенности конструкции аппаратов
    • Принцип действия механизмов
    • Комплектация устройств
  • Отличия пускателя от контактора

Сравнение контактора и магнитного пускателя

Удобнее всего определять различия этих устройств, рассматривая их вместе по определённым параметрам в разных категориях. Основные категории, в которых будет проводиться сравнение:

  • назначение;
  • конструкция;
  • принцип действия;
  • комплектация.

Описание назначения устройств

Контактор можно использовать для коммутации любых силовых цепей постоянного или переменного тока, при этом нет контакторов, которые были бы предназначены для переключения токов менее 100 ампер, и максимальный ток может достигать величины 4800 А. Номинальное напряжение главной цепи может составлять 2 тыс. вольт. Поэтому контакторы часто используют для подачи напряжения не к отдельным устройствам, а к группам электропотребителей.

Магнитные пускатели тоже могут работать в сетях постоянного тока, но прежде всего они предназначены для работы в сетях переменного тока. С их помощью осуществляют дистанционный пуск, остановку или реверс трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, реостатный запуск или регулирование оборотов машин с фазным ротором. В зависимости от величины устройства, ток силовой цепи находится в пределах от нуля до двухсот пятидесяти ампер при напряжении до 660 В.

Особенности конструкции аппаратов

По конструкции оба аппарата похожи друг на друга. Они состоят из следующих основных узлов:

  • электромагнитного привода;
  • главных контактов;
  • вспомогательных контактов.

Пускатель всегда имеет три силовых контакта, что связано с его назначением. Всё устройство помещено в защитный корпус из диэлектрического материала. Корпус обеспечивает защиту от случайного прикосновения к токоведущим частям, а также от неблагоприятных факторов окружающей среды. Поэтому этот аппарат можно устанавливать практически в любых помещениях, нужно только обеспечить его защиту от попадания влаги внутрь корпуса.

Отличие контактора от магнитного пускателя в том, что он может применяться в самых разнообразных электрических сетях, поэтому количество главных контактов, в зависимости от назначения, составляет от двух до четырёх штук. Для обеспечения высокой частоты переключений и гашения электрической дуги, каждый силовой контакт оснащён дугогасительной камерой, что значительно увеличивает износостойкость и коммутационную способность. Часто имеет открытое исполнение, то есть катушка управления и контакты не имеют защитного корпуса, поэтому монтируются такие устройства только в специальных щитах управления.

Оба вида устройств не являются самостоятельными элементами. Для удобства их использования в схемах управления контакторы и пускатели оснащаются вспомогательными контактами, которые переключаются одновременно с главными. Вспомогательные контакты могут быть нормально замкнутыми или нормально разомкнутыми. Их количество колеблется от одного до пяти штук.

Принцип действия механизмов

Исполнительным механизмом пускателя всегда является электромагнит, поэтому он и называется магнитным. При таком типе привода якорь (подвижная часть) электромагнита соединён с главными и вспомогательными контактами. При подаче напряжения на катушку управления, по ней начинает течь ток, возникает магнитное поле, которое притягивает якорь и приводит к переключению контактов. После отключения катушки, возврат устройства в исходное состояние происходит под действием сжатой, при срабатывании, пружины.

Работа магнитного контактора, происходит по тому же принципу, что и у пускателя. Для мощных контакторов, кроме электромагнитного, может применяться электропневматический привод. В этом случае главные и вспомогательные контакты переключаются за счёт энергии сжатого воздуха, подача которого осуществляется через электроклапан.

По напряжению питания катушек, при электромагнитном управлении, устройства не отличаются. Величина этого напряжения для сети постоянного тока может составлять от 12 до 440 вольт, а для переменного тока — от 24 до 660 вольт.

Комплектация устройств

Пускатели могут устанавливаться в достаточно сложных схемах управления электродвигателями. Например, они применяются для переключения ступеней сопротивления при реостатном пуске. Наличие большого числа цепей контроля, управления, защиты и сигнализации приводит к тому, что расположенных на устройстве вспомогательных контактов недостаточно для построения схемы. Для того чтобы не устанавливать дополнительные реле, в верхней части некоторых типов пускателей расположены специальные защёлки, с помощью них можно присоединить дополнительные контактные группы, число которых может доходить до восьми. Таким же способом, вместо контактов, могут присоединяться механические реле времени.

Для защиты электродвигателей от перегрузки используют тепловые реле, многие из которых подключаются и крепятся непосредственно к магнитному пускателю. Такое конструктивное решение повышает надёжность схемы, так как уменьшается количество соединительных проводов. Кроме того, это позволяет облегчить монтаж и сделать расположение элементов более компактным.

Возможность комплектации контакторов дополнительными устройствами не предусмотрена, поэтому их лучше применять в простых схемах.

Отличия пускателя от контактора

Проведя сравнение двух этих устройств, становится очевидным, что все отличия пускателя обусловлены его применением для запуска электродвигателей. Проще говоря, магнитный пускатель — это контактор, предназначенный для управления электродвигателями.

Из-за такого условного отличия, многие современные производители электронных устройств магнитные пускатели в своих каталогах определяют как «малогабаритные контакторы переменного тока».

На современном этапе развития постоянное усовершенствование контакторов привело к тому, что они стали универсальными и могут выполнять любые функции. Поэтому можно смело утверждать, что понятие «магнитный пускатель» становится неактуальным.

Контактор и магнитный пускатель: в чем отличия?




Статьи





Автор Фома Бахтин На чтение 2 мин. Просмотров 26k. Опубликовано
Обновлено



Этот спор во многом напоминает аналогичный о том, что появилось раньше: курица или яйцо. Так вот тема эта, как оказалось, не только вечна, но многогранна.

Казалось бы, существуют два разных электротехнических изделия, имеющие разные названия. Но функции выполняют схожие, да и малопонятны, собственно, критерии различия контактора от пускателя. Попробуем всё же разобраться.

Немалая заслуга в том, что сейчас грань между контактором и магнитным пускателем практически незаметна, лежит, прежде всего, на производителях.

Некоторые устройства в каталогах продукции и действительно бывает сложно идентифицировать. На практике магнитный пускатель 3-ей величины нередко, также называют контактором.

Характерная сила тока для пускателя, как правило, не превышает 40 А. Иначе говоря, область выше этого значения – это уже удел контакторов. Справочная литература (особенно, фундаментальная) даёт чёткую дифференциацию таких устройств.

Магнитный пускатель – это низковольтное устройство с тремя контактами для подключения к трёхфазной сети. Электромагнитный контактор, в свою очередь, предназначен для напряжения до 650 вольт и представляет собой магнитную катушку и силовую группу контактов.

Таким образом, магнитный пускатель можно считать своеобразным усовершенствованным контактором,  законченным устройством, совокупностью контактных групп и дополнительного оборудования. Как-то: тепловое реле, кнопки управления, автомат защиты. Однако, даже если мы возьмём за основу факт наличия в конструкции пускателя теплового реле и кнопок управления, то ясности точно не добавится.

Потому как сейчас некоторыми производителями выпускаются магнитные пускатели, не укомплектованные кнопками управления и тепловыми реле. Поэтому, устанавливать какую-то четкую грань, по большому счету, не имеет особого смысла.

На практике всё определяет стоимость и назначение устройства. Потребитель выбирает товар под свои нужды и потребности. А как его назвать, пускатель, контактор (иногда, даже «автомат запуска двигателя») – это уже прерогатива производителей и отличие устройств состоит лишь в их названии.

Подбор пускателей и контакторов


Схемы управления магнитным пускателем









Оцените автора







Основная разница между контактором и пускателем

Контакторы являются одним из наиболее распространенных и широко используемых устройств в области распределения электроэнергии. Контактор представляет собой переключатель с электрическим управлением. Это устройство, которое коммутирует более 15 ампер. Это специальный тип реле. Люди используют его для коммутации электрической цепи. Эта схема имеет гораздо более низкий уровень мощности.

Проводник предназначен для прямого подключения к сильноточным нагрузочным устройствам. Контактор используется для управления многими устройствами, такими как электродвигатели, освещение, отопление, батареи конденсаторов, тепловые испарители и т. д.

Особенности контактора

Вот несколько характеристик контактора:

  • Контактор состоит из электромагнитной системы, контактной системы и устройства гашения дуги.
  • В большинстве случаев контактор подходит с нормально разомкнутыми контактами, чтобы питание нагрузки отключалось при обесточивании катушки.
  • Компактный контактор легко монтируется в полевых условиях.
  • При отключении больших токов двигателя контактор контролирует и подавляет возникающую дугу.
  • Контактор не предназначен для прерывания тока короткого замыкания.
  • Контактор может иметь ток отключения от нескольких до тысяч ампер.
  • Контактор может иметь ДГ от 24 В до нескольких киловольт.
  • Контактор может быть достаточно маленьким, чтобы его можно было поднять одной рукой на метр сбоку.
  • Подрядчик может быстро отключить главные цепи переменного и постоянного тока.

Стартер

Стартер — это тип устройства или двигателя, который является электрическим. Он контролирует использование электроэнергии оборудованием. Как следует из названия, стартер «запускает» двигатели. Но он также останавливает, реверсирует, ускоряет и защищает двигатели. Это устройство используется для вращения или проворачивания двигателя внутреннего сгорания, чтобы начать его работу от собственной мощности. Но сам стартер может быть еще одним двигателем внутреннего сгорания в случае очень больших двигателей.

Двигатель внутреннего сгорания представляет собой систему с обратной связью, которая полагается на инерцию каждого цикла, чтобы инициировать следующий. В четырехтактном двигателе первые два такта приводятся в действие не самим двигателем, а стартером. Как только двигатель запускается, стартер больше не требуется, так как контур обратной связи становится самоподдерживающимся.

Характеристики стартера

Вот несколько характеристик стартера:

  • Стартер может быть электрическим, пневматическим или гидравлическим.
  • Пускатель состоит из двух строительных блоков: контакторов и устройств защиты от перегрузки.
  • Стартер крутит двигатель на определенной скорости, чтобы запустить его. Это заставляет двигатель всасывать топливо и воздух в цилиндры и сжимать их.
  • Стартер устанавливается внизу рядом с задней частью двигателя при переднемоторной компоновке.
  • Стартер пропускает сильный электрический ток по толстым проводам от аккумулятора.
  • Пусковому устройству нужен большой выключатель для работы с большим током вместо ручного выключателя.
  • Этот переключатель необходимо включать и выключать очень быстро, чтобы избежать опасного искрения.
  • Большая шестерня маховика на задней части двигателя входит в зацепление с шестернями стартера, вращая центральный коленчатый вал.
  • Стартер использует катушку зажигания для увеличения мощности перед включением.

«Это пускатель двигателя или контактор?»

Это очень часто задаваемый вопрос. И путаница тоже понятная. Поскольку контакторы и пускатели управляют электродвигателями, люди обычно используют эти два термина как синонимы. Катушка, контакты, дугогасительные камеры, использование более низкого управляющего напряжения, все эти механические элементы идентичны как в контакторе, так и в пускателе. Итак, каковы особенности, которые делают их разными?

Вот они:

  1. Контактор представляет собой переключатель с электрическим управлением, аналогичный реле. Для сравнения, стартер представляет собой контактор с дополнительным реле перегрузки.
  2. Контактор подает напряжение на катушку контактора для замыкания контактов, а также для подачи и прерывания питания в цепи. С другой стороны, в пускателе используются реле перегрузки для защиты двигателя от скачков нагрузки путем его отключения для предотвращения перегрева.
  3. Контактор не связан с перегрузкой, тогда как с пускателем у нас есть варианты для использования различных перегрузок.
  4. Контактор обычно классифицируется по допустимому напряжению, в отличие от пускателя, который обычно оценивается по допустимому току и мощности двигателя, с которым он совместим.
  5. Контактор предназначен исключительно для работы с нормально разомкнутыми контактами. Реле, с другой стороны, часто бывает нормально разомкнутым и/или нормально замкнутым, в зависимости от желаемой функции.

Публикации, которые могут вам понравиться

Основное отличие контактора от пускателя

Магнитный пускатель очень похож на магнитный контактор по конструкции и работе. Оба имеют функцию рабочих контактов, когда катушка находится под напряжением. Основное различие между контакторами и пускателями заключается в использовании в пускателе нагревательного элемента (чувствительная катушка, которая отслеживает выделение тепла чрезмерным током и изменениями температуры окружающей среды) для защиты двигателя от перегрева и обеспечения защиты нагрузки).

  • Связанная запись: Основное различие между предохранителем и автоматическим выключателем

A Пускатель двигателя представляет собой в основном контактор с дополнительным реле перегрузки, которое отключает напряжение катушки в случае перегрузки двигателя.

A Контактор представляет собой переключатель электрического управления, аналогичный реле. Он используется для переключения тока на ВКЛ и ВЫКЛ цепи. Контактор не обеспечивает защиту от перегрузки. Применяется для управления контурами отопления, электродвигателем и автоматизированным промышленным оборудованием.

  • Запись по теме: Разница между батареей и конденсатором

A Пускатель двигателя представляет собой комбинированное устройство контактора и реле перегрузки. В пускателе двигателя контактор управляет подачей электрического тока к подключенному двигателю и многократно замыкает и размыкает (прерывает) силовую цепь от основного источника питания. Блок защиты от перегрузки в пускателе защищает двигатель от чрезмерного потребления тока, перегрева и перегорания цепи.

  • Связанный пост: Разница между автоматическими выключателями MCB, MCCB, ELCB и RCB, RCD или RCCB

A Контактор является отдельной частью пускателя двигателя, который также может использоваться в качестве устройства управления мощностью. Он используется там, где требуется частое размыкание и замыкание (ВКЛ.-ВЫКЛ.) электрического оборудования, такого как двигатели, освещение, нагреватели и т. д. Согласно NEMA, основная функция контактора заключается в неоднократном установлении и прерывании электрической цепи, т.е. и разорвать цепь нагрузки от источника питания.

A Контактор зависит от информации от системы управления пускателем двигателя и включает и выключает цепь двигателя.

A Пускатель двигателя получает информацию от контактора и систем контакторов для включения и выключения двигателя.

  • Связанная запись: Разница между автоматическим выключателем и изолятором/разъединителем

A Контактор функционирует так же, как автоматический выключатель или выключатель, но принцип работы отличается. Например, если переключатель или автоматический выключатель находится в положении ВКЛ., а система управления посылает «сигнал операции размыкания», она не разомкнет цепь, пока кто-нибудь не разомкнет выключатель вручную, иначе он расплавится или сгорит. Это не относится к контактору, т.е. если что-то случится с источником питания, подключенным к цепи контактора, цепь контактора немедленно разомкнет замкнутые контакты, удерживаемые находящейся под напряжением катушкой. Таким образом, контактор защищает двигатель и рабочий процесс цепи двигателя.

  • Сообщение по теме: Разница между реле и автоматическим выключателем

Пускатель двигателя может быть одиночным автоматическим выключателем или контактором, либо системой пускателей двигателя, автотрансформатором для снижения напряжения при пуске двигателя или полупроводниковым устройством, таким как VFD (преобразователь частоты), которое управляет формой волны, подаваемой на двигатель для управления запуском двигателя.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *