Содержание
Численность населения в Иране в 2022 году
Света Пинчук
-
Скопировать ссылку
Численность населения Ирана в 2021 г. составляет около 85,5 млн человек — по данным, опубликованным отделом народонаселения ООН.
Соотношение лиц мужского и женского пола примерно равная — 51 % населения (от общего количества проживающих на иранской территории) составляют мужчины, 49 % — женщины.
Демографический взрыв страна пережила в 40-летний период с 1950-х по 1990-е гг., когда численность жителей исламской республики с 17 млн увеличилась до 54,5 млн граждан. Ежегодный прирост составлял 2,35–4,2 %. В последние десятилетия естественный прирост жителей Ирана (по годам с 1990 по 2020-й) значительно снизился: ежегодно число иранцев увеличивается всего на 1–1,5 млн человек, это 1,1–1,5 % от общей численности.
В текущем десятилетии XXI в. статистка не меняется: в Иране численность населения в 2020 г. составляла 84,5 млн, за год родилось более 1,5 млн человек и умерло 400 тыс. Естественный прирост составил 1,1 млн. Отрицательно сказываются на количестве иранцев миграционные процессы — ежегодно страну покидает более 65 тыс. человек.
Среди всех жителей Республики Иран, количество людей в возрасте до 15 лет составляет около 24 % от общей численности, что делает страну одной из самых молодых в мире. 71 % иранцев приходится на лиц от 15 до 65–летнего возраста, пожилые люди старше 65 лет составляют всего 5 % населения. Средняя продолжительность жизни иранцев — 70 лет. Средняя продолжительность жизни иранских мужчин – 69 лет, женщин – 72 года.
Исламская республика занимает площадь около 1,65 млн км², плотность населения Ирана составляет 51,7 человека на квадратный км. Более 75 % иранцев проживают в городах.
Если судить по показателям, сколько населения в Иране в 2020 г. старше 15 лет могли читать и писать (на любом языке), процент грамотных иранцев составляет около 87 от общей численности. Наибольший уровень грамотности характерен для молодежи — лиц от 15 до 24-летнего возраста. Среди них 98 % умеют читать и писать. Безграмотными в стране остаются около 8,5 млн жителей, из них 65 % — женщины.
В исламской республике проживает более 60 народов, этнических групп и племен. Основное население Ирана по национальностям и численности составляют персы, азербайджанские тюрки и курды.
Главной этнической общностью, представителей которой насчитывается 48–50% от всех жителей численности населения Ирана, являются персы. Они проживают в центральных и южных частях страны. К ираноязычной группе относятся курды (7–9% численности), населяющие провинции Курдистан и Керманшах, гилянцы, таты, талыши и мазендеранцы (8%), проживающие на южном побережье Каспия, луры и бахтияры (2%) — на юго-западе, белуджи (2%), селящиеся на границе с Пакистаном.
Если поинтересоваться, какое население Ирана (этническая общность) занимает второе место после персов, то это азербайджанские тюрки, которые составляют 24–26 % от всех жителей страны и являются ядром тюркской группы. К тюркской группе относятся также туркмены (2% – в Мазендеране и Хоросане) и проживающие в Фарсе кашкайцы (вместе 3–4%).
Численность арабов, компактно проживающих в Хузестане и на островах Персидского залива, не превышает 3% граждан. Сохранились небольшие этнические группы евреев, армян и ассирийцев, живущих общинами, главным образом, в городах.
Иранская республика — это многонациональное, мультикультурное общество, образовавшееся в результате тысячелетий миграции и завоеваний. Примерно половина иранцев говорит на фарси и аффилированных диалектах в качестве основного языка. Остальная часть жителей исламского государства говорит на языках из индоевропейской, урало-алтайской (тюркской) или семито-хамитской языковых семей.
Важно отметить, что в Иране размещение населения происходит независимо от происхождения или основного языка этнической группы, многие представители идентифицируют себя с основными особенностями иранской культуры и цивилизации. Это также относится и ко многим народам, не являющимся иранцами, живущим в Афганистане, Центральной Азии, Северной Индии и других частях Ирака и стран Персидского залива.
Читайте также:
- Какая вера, религия и ритуалы в Доминике?
- Виза в Словению
- Кударцы — жители гор
- ТОП 5 лучших SPA отелей в Турции
- Лара с собственным пляжем
Есть что добавить?
происхождение народа, где и как живут, фото
Иранцы являются народом, имеющим богатую историю и культуру. Их страна переживает тяжелые времена, однако есть все перспективы для развития. Трудолюбие и способность стойко переносить невзгоды помогали многим народам, а значит, должны помочь и им.
История
История Ирана восходит к великой империи — Древней Персии. Ее могущество оказалось настолько велико, что страна распростерлась от Египта до Индии. Более того, древние персы были великими инженерами, которые построили множество дворцов, возводили дороги и водные каналы.
Каждый новый персидский царь строил свою столицу, стремясь превзойти предыдущего. В истории еврейского и ионийского народов персы прослыли не завоевателями, а освободителями, поскольку в большинстве своем не угоняли людей в рабство. К сожалению, многие из их архитектурных достижений были разрушены во время войны с афинянами и Александром Македонским. Последующая арабизация страны сначала привела к появлению радикальных течений, но в конце 20 века, благодаря избранию Мохаммеда Хатами, Иран взял курс на сближение с Западом. Сейчас в Иране до сих пор существует борьба политических блоков. Одни представляют демократические и либеральные свободы, другие же стремятся вернуть диктатуру. Многие иранцы давно стремятся к Западу и не мыслят свою жизнь в прежних устоях.
Численность
В Иране проживают в основном потомки персов (36-61%), а также азербайджанцы, курды, туркмены, чараймаки, белуджи, луры и бахтиары. В общей сложности, по данным на в 2016 год, в стране насчитывалось более 80 млн человек.
Особенностью демографического состава Ирана является превалирование молодежи. Примерно четверть страны — это люди, еще не достигшие 15 лет. Сейчас в Иране наблюдается сильный спад рождаемости, что вынуждает правительство пересматривать семейную политику, хотя относительно недавно оно стремилось ограничить показатель, призывая семьи рожать не более 2 детей.
Название
Название «Иран» имеет древние корни и буквально означает «Арийская страна». Во времена правления персов население называлось арьи. Сейчас основное название населения — «иранцы». Под ним понимается персоязычная часть населения, что связано с переименованием страны из «Персии» в «Иран» в 1935 году. Ранее в регион Ирана входил Афганистан и юг Средней Азии.
Культура
Культуре Ирана насчитывается примерно 2500 лет. На современную культуру страны повлиял ислам, однако во время правления Сасанидов она влияла не только на западный регион, но и на Азию, затрагивая также Индию.
В Иране всегда высоко ценились поэты. Их творчество значительно отличалось от деятельности прозаиков, причем отличия заключались в рифмах, ритме, скрытых посылах. Одним из самых знаменитых иранских поэтов является Рудаки, который считается основоположником персидской литературы в классическом исполнении. Зарождение персидской прозы началось в 10 веке при Саманидах. В ней можно отчетливо увидеть доисламские корни, выраженные в описываемых темах. Самым известным в мире поэтом-философом стал Омар Хайям.
Как японцы и китайцы, иранцы очень ценят арабское письмо. Овладение персидской каллиграфией требовало многих лет неустанного труда. Сама же каллиграфия включала множество стилей и видов почерков. Например, для официальной переписки использовали письмо куфи, появившееся в начале 9 века. Родиной его принято считать Эль-Куфу и Басру. Для переписывания книг использовали насх или тугру.
Существенное влияние на культуру современного Ирана оказывает правительство, проводя политику цензуры. Ближе к концу 20 века иранский кинематограф получил мировое признание. Например, картина «Белый шар» выиграла «Золотую камеру», а «Вкус вишни» — «Золотую пальмовую ветвь». Сейчас во многом кинематограф зависит от комитетов цензуры, действующих согласно исламским устоям.
Экспозиции в музеях тоже посвящены прославлению религии. Большое значение в этих экспозициях имеет революционный мотив. Больше всего средств в отношении культуры правительство выделяет для восстановления мечетей и мусульманских школ. Впрочем, художественные и археологические музеи, построенные до революции, тоже получают финансирование, хотя их экспозиции все больше посвящаются истории ислама.
Жизнь
Земледелие с давних времен считается главным делом жизни в Иране. В основном иранцы тяготели к территориям оазисов, где была возможность пользоваться орошением. Как и сейчас, выращивали главным образом пшеницу и рис. Особой гордостью всегда являлся сад. Сейчас в Иране жизнь постепенно приходит к урбанизации. Все больше жителей сосредотачивается в крупных городах и едет учиться в столицу.
Живут иранцы целыми семьями. Домашних животных заводят редко, так как ислам запрещает содержание зверей, которые едят мясную пищу. Далее приведем ряд фактов, наглядно демонстрирующих особенности жизненного уклада иранцев:
- Несмотря на значительное влияние ислама, молодые люди Ирана преимущественно нерелигиозны. Некоторые проникаются зороастризмом, пропагандирующим абсолютную честность по отношению к окружающим.
Как следствие, многие мечети в стране остаются полупустыми.
- Население не заостряет внимание на разнице между суннитами и шиитами, считая подобные градации пережитком радикализма.
- Проведение многих праздников происходит не так, как их привыкли видеть в Европе: люди часто устраивают сходки, во время которых играют национальные мотивы. На таких празднествах вы обязательно увидите хотя бы один черный флаг. При этом во время торжества иранцы угощают друг друга чаем и сладостями, непременно зазывая туристов.
- В Иране востребована пластическая хирургия, поэтому сюда приезжают из многих соседних стран, чтобы исправить «недостатки», подаренные природой. Например, девушки часто хотят исправить форму носа. Отсюда пошла мода на пластыри, которые могут носить чисто для вида.
- Среди женщин последние годы появилась мода на разнообразный макияж. Многие стремятся откладывать деньги на пластические операции.
- Наиболее престижным считается иметь дорогие кресла и диваны — подобную роскошь может позволить себе далеко не каждый иранец, поэтому, чтобы подтвердить статус, люди покупают дорогостоящую мебель.
- Люди редко разводятся, а однажды разведенные женщины более в брак не вступают.
- Девушка обязана выходить замуж будучи девственной, о чем должна подтверждать специальная справка.
- Обучение в школах проходит раздельно. Будущим мужчинам запрещено регулярно общаться с девушками до университета. В Иране обычное дело — встретить мужчину или женщину, которые до свадьбы практически не общались с противоположным полом.
- По всей стране действует масса ограничений на просмотр контента в глобальной сети. Население находит выход в использовании VPN.
- Многие люди стремятся к капиталистическому строю, хотят больше свобод и в целом смены режима.
Религия
Большинство населения исповедует ислам, также можно встретить христиан, иудеев и даже зороастрийцев, являющихся наследниками древней религии, названной в честь пророка Заратустры.
Традиции
Поминальные обряды
В Иране сложилось множество традиций, тем или иным образом затрагивающих жизненный уклад населения.
Покойных необходимо хоронить в день смерти. Поминки делают на 7 день, причем по всему району, где жил человек, расклеивают некролог. Богатые семьи могут позволить себе публикацию некролога в местных газетах. На процессию приходят все, кто когда-либо знал усопшего, поэтому она охватывает все близлежащие районы. На поминки принято приходить в дом родственников умершего, принося с собой большие корзины с цветами, которые ставят у входа.
Поминальным блюдом считается мягкая халва. Вместе с ней на стол могут быть поданы черные финики, посыпанные кокосовой стружкой. Вкушение сладостей является традиционным похоронным обрядом, причем в летние дни гостей угощают шербетом и фруктами. Иногда семьи устраивают небольшие пиры, готовя барана. Обязательно нужно оставить часть мяса, чтобы угостить бедняков. Иногда вместо пира родственники упокоенного отдают деньги в благотворительную организацию. Могильные плиты омывают розовой водой, перед ними принято молиться тихо, читать Коран. Традиционно могилы посыпаются семечками, чтобы привлечь птиц. Правительство не запрещает проводить погребальные обряды в соответствии со своей религией, поэтому ритуалы зороастрийцев, иудеев и христиан отличаются. Зороастрийы, например, заливают могилу бетоном, чтобы тело не соприкасалось с землей, поскольку это может ее осквернить. Иранцы не разделяют усопших по разным участкам — на одном кладбище могут покоиться представители разных национальностей.
Праздники и омовение
На Новый год дети пишут письма дяде Ноурузу. Старшие должны дарить подарки младшим, причем это в основном деньги. Интересна традиция дарения: купюры прячут между страницами Корана, чтобы ребенок во время чтения получал своеобразную награду. В качестве новогодней елки используется хафт-син, представляющий собой стол, на который ставятся 7 предметов.
Это могут быть монеты, сладости, кувшин с золотыми рыбками или просто чистой водой.
Важной традицией является помощь беднякам. Для них существуют специальные стены, которые называются «стенами доброты». Обычно на них изображены красивые птицы или маленькие домики. На такие стены местные жители развешивают ненужную одежду и ставят возле них обувь. Наконец, очень важной остается традиция омовения в хаммаме. Этот вид бани появился в Иране еще во времена Персидской империи. Уже тогда гигиена возводилась в культ, а после принятия ислама значимость ее многократно возросла. В Иране процедура омовения делится на «вуду» и «гусль». Первая считается более простой, так как требует от человека умыть лицо, руки и ноги. Полное омовение подразумевает погружение в воды, причем мыться нужно в определенной последовательности.
Еда
Поварское дело развивалось в Иране еще с древних времен. Первые рецепты датируются 6 веком до нашей эры. Иранская кухня вобрала в себя кулинарные знания других народов. Важную роль в приготовлении играет сам процесс, которой уже давно канонизирован, как и сервировка. Основными ингредиентами являются:
- мясо
- рис
- травы
- овощи
- специи
- фрукты
- хлеб
Многим европейцам покажутся удивительными такие блюда, как йогурт с чесноком или рис в ореховом соусе с добавлением мяса.
Самыми популярными блюдами у иранцев остаются пловы поло-сабзи с зеленью, кисло-сладкий поло-чирин с добавлением миндаля и апельсинов, адас-поло с добавлением фиников или изюма, и челоу-кебаб — ягненок, приготовленный вместе с рисом.
Мясу уделяется много внимания. Его подают в виде шашлыка, едят как самостоятельное блюдо или в составе салатов. Часто можно видеть мясные блюда, представляющие собой тефтели с ореховой мукой. В качестве основной специи к таким тефтелям выступают шафран и сахар.
Хлеб возведен в культ и признается божьей милостью. В зависимости от способов приготовления получают разные виды хлеба, наиболее известные — это нун и лаваш. Нун является огромной лепешкой, которая может достигать 1 метра в диаметре. На улицах Ирана можно видеть множество людей, которые несут такую лепешку, обернув ее вокруг руки.
Туристы восторгаются иранскими сладостями. Они хорошо знакомы каждому любителю восточной кухни, однако готовятся по уникальным рецептам. Та же халва представляет собой блюдо из обжаренной пшеничной муки, в которую добавляют шафран и розовую воду. Уникальную палитру вкусов создают также миндаль, сахар и фисташки.
Внешность
Одежда
В Иране царят строгие правила относительно одежды. Женщины обязаны носить хиджаб. Основными элементами хиджаба служат платок и капюшон. Первый вариант распространен среди жителей столицы и в крупных городах. Девушки стараются выделяться, выбирая разнообразные по цвету и оформлению косынки, капюшоны же распространены у жительниц маленьких городов и, как правило, все одинаковы. Из верхней одежды распространены накидки чадра и традиционные плащи, скрывающие фигуру. Под ними иранские женщины могут носить джинсы, шаровары, колготки. Главное, чтобы ноги были закрыты от посторонних глаз.
Мужчинам позволено носить менее строгие наряды. Очень часто на улицах Ирана можно увидеть мужчину в брюках, рубашке и жилетке, деловом костюме.
Жилище
Представители среднего класса живут в традиционных для арабских городов домах из жженого кирпича. Часто штукатурка отсутствует, но украшается орнаментами. В основном дома одноэтажные. Подобно предкам, иранцы стремятся устраивать во дворах сады. Состоятельные люди могут позволить себе бассейн. Комнаты разделяются на мужские и женские. Очень важную роль играют ковры, их количество напрямую указывает на статус хозяев. Если семья не является богатой, то стены в их доме будут белеными, состоятельные же люди предпочитают отделку алебастром. Среди предметов интерьера часто встречаются зеркала, вазы, лампы и канделябры. Все эти предметы имеют декоративное значение.
Основным средством обогрева является курси — небольшой стол, под которым устанавливается жаровня с углями. Вокруг такой жаровни люди спят, укрываясь одеялами.
У народа Ирана богатая история и перспективное будущее. Общественное самосознание стремится к свободе, все больше людей старается узнать о жизни в других странах. С переменным успехом правительство старается идти людям навстречу, однако жесткие устои все еще дают о себе знать. При окончательном уходе диктатуры в прошлое у иранцев есть все шансы на светлое будущее.
Иранские меньшинства 2: Этническое разнообразие
Бижан ДаБелл
Персы являются крупнейшей этнической группой Ирана, но около десятка других этнических групп составляют более трети 79-миллионного населения. Крупнейшими этническими группами, играющими важную роль в иранской политике, являются азербайджанцы, курды, арабы, белуджи и лоры. Другие включают туркмен, кашкай, мазандарани, талыш и гилаки. Они занимают десятки мест в нынешнем парламенте. Некоторые из самых громких имен революции были выходцами из этнических меньшинств:
- Мир-Хоссейн Мусави — бывший премьер-министр в 1980-х годах и кандидат в президенты от реформаторов в 2009 году — азербайджанец. Он находится под домашним арестом вскоре после того, как вспыхнули протесты «Зеленого движения» по оспариванию результатов выборов, которые, по мнению его последователей, он выиграл. Он родом из провинции Восточный Азербайджан.
- Мехди Карруби — бывший спикер парламента и еще один кандидат в президенты от реформаторов в 2009 году — является Лором.
Он родился в Алигударзе на западе Лорестан.
- Мохсен Резай — бывший глава Корпуса стражей исламской революции и кандидат в президенты в 2013 году — родился в Лорской области Хузестана.
- Али Хаменеи — нынешний верховный лидер, как сообщается, наполовину азербайджанец, хотя в его официальной биографии не упоминается какое-либо азербайджанское происхождение и говорится, что он родился в Мешхеде.
- Садек Махсули — бывший министр внутренних дел с 2008 по 2009 год и министр социального обеспечения с 2009 по 2011 год — тоже азербайджанец. Он родился в азербайджанском городе Урмия.
- Рахим Сафави — бывший командующий Корпусом стражей исламской революции с 1997 по 2007 год, этнический азербайджанец.
Тем не менее, этнические меньшинства являются деликатным политическим вопросом, что является одной из причин, по которой точные цифры в политике и вооруженных силах не всегда доступны. Исламская Республика предпочитает делать упор на религию, чтобы укреплять национальную идентичность и избегать проблем этнического разделения. Многие политики не обсуждают свою этническую принадлежность, хотя несколько азербайджанских, курдских, белуджских и арабских групп выразили недовольство Тегераном. Некоторые открыто протестовали по нескольким вопросам, в том числе:
- Отсутствие государственных расходов на развитие провинций с многочисленными этническими меньшинствами,
- Расходы доходов от нефти и природных ресурсов в своих регионах на нужды других городов и провинций,
- Большая региональная автономия,
- И ограничения на использование их традиционных языков.
Источник: CIA World Factbook (2016)
Две статьи конституции Ирана касаются статуса этнических меньшинств:
Глава 2, Статья 15: Официальным языком и письменностью Ирана, лингва-франка его народа, является персидский. Официальные документы, корреспонденция и тексты, а также учебники должны быть на этом языке и графике. Однако, помимо персидского, допускается использование региональных и племенных языков в печати и средствах массовой информации, а также для преподавания их литературы в школах.
Глава 3, Статья 19: Все жители Ирана, к какой бы этнической группе или племени они ни принадлежали, пользуются равными правами; и цвет кожи, раса, язык и тому подобное не дают никаких привилегий.
Этнические права время от времени всплывают на выборах. В своей успешной заявке на пост президента в 2013 году Хасан Рухани пообещал разрешить этническим и религиозным меньшинствам участвовать «на всех политических и административных уровнях правительства, включая членство в кабинете министров». Он также пообещал разрешить «преподавание иранских родных языков», таких как курдский, азербайджанский и арабский. И он встречался с арабскими племенными шейхами из Ахваза во время похода. Результаты выборов отразили сильные результаты в провинциях со значительным меньшинством. На приведенной ниже карте отмечены районы, где сосредоточены меньшинства.
Источник: ЦРУ (2004)
Однако в целом интеграция этнических меньшинств в персоцентричное иранское общество изменилась после революции 1979 года. По данным Государственного департамента США, активисты столкнулись с арестами, длительным задержанием и физическим насилием. Неперсидские языки были ограничены в школах. Этнические меньшинства Ирана меньше заинтересованы в отделении и больше заинтересованы в расширении своих прав как иранских граждан. Некоторые предлагали, чтобы Иран стал федерацией, позволяющей этнической автономии управлять своими делами. Ниже приводится краткое изложение пяти крупнейших меньшинств, их активности и политического влияния.
Азербайджанцы
Азербайджанцы — крупнейшее этническое меньшинство Ирана, насчитывающее не менее 12 миллионов человек. Но по некоторым оценкам, в Иране проживает до 20 миллионов человек — почти четверть населения. Большинство азербайджанцев хорошо интегрированы в иранское общество, хотя их традиционный язык ближе к турецкому, чем к персидскому. Большинство из них являются мусульманами-шиитами, и в Исламской Республике, где доминируют шииты, им предоставлено больше свобод, чем нешиитским этническим меньшинствам.
Но азербайджанцы столкнулись с политической и культурной дискриминацией. Государственный департамент США сообщил, что правительство запретило азербайджанцам говорить на их языке в школах, преследовало азербайджанских активистов и изменило названия азербайджанских городов.
Азербайджанцы имеют ту же этническую принадлежность, что и большинство населения соседнего Азербайджана. Эти группы были разделены в 1828 году Туркманчайским договором, по которому северная часть Азербайджана отдавалась России, а южная — Ирану. Участие Азербайджана в правительстве Ирана значительно сократилось с приходом к власти династии Пехлеви в 1925. Исламская Республика продолжала подавлять азербайджанское население, особенно во время жестокого подавления восстания азербайджанцев в Тебризе в 1981 году.
Однако азербайджанцы играют более важную роль в иранских вооруженных силах и политике, чем другие этнические меньшинства. Яхья Рахим Сафави (слева) был командиром Революционной гвардии — одной из самых важных военных должностей в Иране — с 1997 по 2007 год. Мир-Хоссейн Мусави, который был премьер-министром в 1980-х годах и кандидатом в президенты от реформаторов в 2009 году., азербайджанский. Садек Махсули, бывший министр внутренних дел с 2008 по 2009 год и министр социального обеспечения с 2009 по 2011 год, также является азербайджанцем.
Верховный лидер Али Хаменеи также считается этническим азербайджанцем. Его дед родился в азербайджанской деревне Хамане, но вырос в Наджафе, Ирак. На официальном сайте Хаменеи не упоминается азербайджанское наследие.
Азербайджанский национализм вырос за последние два десятилетия, хотя большинство иранских азербайджанцев открыто не выступают за отделение от Ирана. Растет число националистических публикаций, нацеленных на иранских азербайджанцев. Многие также имеют доступ к турецкому спутниковому телевидению, поэтому их знания о Турции и Азербайджане расширились. В 1996 г. Махмудали Чохраганлы — лидер азербайджанских националистов — был избран представителем Тебриза в иранском парламенте. Правительство не позволило ему занять место в парламенте и задержало его.
В мае 2006 г. в Тегеране и на северо-западе Ирана вспыхнули массовые протесты после того, как государственная газета опубликовала карикатуру, изображающую азербайджанца в виде таракана. Газету закрыли, а карикатуриста и редактора посадили в тюрьму. Верховный лидер обвинил в протестах Запад. «Азербайджанцы всегда мужественно защищали исламскую революцию и суверенитет этой страны», — сказал он.
Азербайджанцы в основном проживают на северо-западе Ирана, особенно в провинциях Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан. Сообщается, что около трети населения Тегерана также составляют азербайджанцы. Меньшее количество проживает в Хамадане, Казвине и Карадже.
Курды
Иранские курды составляют почти 8 миллионов человек, что составляет около 10 процентов населения Ирана. По сообщениям Kurdistan Tribune, курды имеют 18 членов в 290-местном парламенте Ирана.
После революции 1979 года иранские курды начали неудавшееся сепаратистское движение, чтобы отделиться от Исламской Республики. В последние годы они перешли к ненасильственной тактике, хотя периодические столкновения с иранскими силами безопасности продолжаются. По данным Центра документации по правам человека Ирана, с 2000 года усилилось преследование курдов, протестующих против политики правительства, особенно при президенте Махмуде Ахмадинежаде.
После спорного 2009 г.президентских выборах иранские силы безопасности преследовали курдских активистов. Государственный департамент США сообщил, что в 2012 году более двух десятков курдов были приговорены к смертной казни за политические преступления и преступления, связанные с безопасностью. Курдские газеты также запрещены в Иране.
Курдские группы в соседних странах Ирака, Сирии и Турции боролись со своими правительствами за установление различных уровней автономии. Но курдские группы в Иране не достигли консенсуса в отношении требования автономии. Многие курды предпочитают работать в рамках нынешней политической системы Ирана, чтобы укрепить свои гражданские права. Иранский курд, одетый в традиционную одежду, изображен выше.
Иранские курды также неоднозначно относятся к новому президенту. На выборах 2013 года Хасан Рухани пообещал улучшить статус групп меньшинств, что сделало его популярным среди некоторых курдских избирателей и активистов. Президент политической группы «Объединенные курды в Иране» призвал курдов голосовать на президентских выборах в июне 2013 года. Курдский член парламента Салар Муради также сказал: «Эти выборы — возможность получить курдские права, и, если у какого-либо кандидата есть решение курдских проблем, мы поддержим их».
Но другие курдские лидеры не были уверены в предложенных Рухани реформах, а некоторые курдские группы бойкотировали выборы. После выборов Халид Азизи, генеральный секретарь Курдской демократической партии Ирана, политической группы, заявил, что выборы ничего не изменят для иранцев. «Эти выборы не касаются прав человека или прав иранского народа», — сказал он. «Это способ для иранского режима выйти из собственного кризиса. Люди участвуют только для того, чтобы найти выход из экономического кризиса, в который их втянул режим».
Иранские власти в Тегеране недавно объявили о планах создать новые силы безопасности в западных провинциях Ирана, которые будут набирать местных курдов. Но некоторые курдские группы заявили, что новые силы были лишь частью плана по усилению контроля над курдскими регионами. Демократическая партия Курдистана Ирана поставила под сомнение намерения Тегерана, поскольку курдские группировки не участвовали в беспорядках.
Большинство иранских курдов проживает в горных районах, граничащих с Турцией и Ираком, в основном в провинциях Курдистан и Керманшах. В Западном Азербайджане, Хамадане, Иламе, Северном Хорасане и Лорестане также есть курдские общины. Большинство исповедуют суннитский ислам, хотя некоторые из них являются шиитами, суфиями или евреями.
Белуджи
Численность белуджей в Иране составляет от 1,5 до 2 миллионов человек. Они являются частью более широкой региональной популяции, насчитывающей около 10 миллионов человек, проживающих в Иране, Пакистане и Афганистане. Белуджи — в основном мусульмане-сунниты, что способствовало напряженности в отношениях с шиитским правительством Ирана. Белуджи заметно недопредставлены на государственных должностях. Тем не менее, местное правительство в провинции Белуджистан в основном состоит из персов-шиитов, и в регионе много шиитских миссионеров.
Джундаллах (Солдаты Бога) — боевая группа белуджей, созданная в 2003 году для борьбы за права белуджей-суннитов. Сообщается, что Джундалла организовывал теракты смертников и небольшие нападения. В марте 2006 года Джундаллах устроил засаду на правительственный конвой, похитил восемь солдат и казнил стража исламской революции. Он также якобы похитил иранского ученого-ядерщика в сентябре 2010 года. Джундалла является частью более крупного сепаратистского конфликта, разыгравшегося в населенных белуджами районах соседнего Пакистана.
По данным Государственного департамента США, иранское правительство также приняло жесткие меры в отношении журналистов-белуджей, а активисты-правозащитники столкнулись с произвольными арестами, физическим насилием и несправедливыми судами. Трое политических заключенных были подвергнуты пыткам и принуждены к даче признательных показаний по телевидению перед казнью в 2012 году.
Белуджистан важен для иранского правительства, поскольку этот регион граничит с Пакистаном и изобилует контрабандой наркотиков, хотя правительство изо всех сил пытается контролировать этот район. . По данным Организации Объединенных Наций, белуджи живут на засушливом юго-востоке Ирана, который является плохо развитым районом с ограниченным доступом к образованию, занятости, здравоохранению и жилью. Около десяти процентов белуджей ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Остальные живут в городах или на фермах.
Арабы
Арабы составляют два процента от общей численности населения Ирана и составляют более 1,5 миллиона человек. По данным Государственного департамента США, в последние годы они столкнулись с усилением угнетения и дискриминации. С 2005 года международные правозащитные организации сообщают об арестах протестующих за дискриминацию или призывы бойкотировать выборы. Правозащитные группы заявили, что арабы из города Ахваз в провинции Хузестан (слева) столкнулись с дискриминацией в сфере образования, занятости, политики и культуры.
Член парламента от Абадана Мохаммад Саид Ансари неоднократно жаловался на высокий уровень безработицы в провинции Хузестан, несмотря на значительные запасы нефти в регионе и его сельскохозяйственную, судостроительную, обрабатывающую и нефтехимическую отрасли. По его словам, только половина сотрудников этих компаний — местные арабы, и менее пяти процентов рабочих в Абадане на самом деле из провинции. Ансари утверждает, что расизм по отношению к арабам также лишает их возможности работать в местных органах власти.
В августе 2013 года пожилой араб из Ахваза публично обвинил президента Роухани в том, что правительство систематически игнорирует требования арабов о рабочих местах, образовании, чистой воде и правах человека. Рухани хранил молчание, и мужчину прервал помощник президента.
Бывший министр обороны Али Шамхани — единственный араб, работавший в правительстве, — раскритиковал режим за плохое обращение с арабами. Он особенно обвинил его в том, что он не смог освоить район Ахваз, сильно пострадавший во время восьмилетней войны Ирана с Ираком в 19 веке.80-е годы. Шамхани призвал правительство бороться с дискриминацией и бедностью, которые, как он предупредил, подстегивают нелояльность арабов.
Арабы проживают в основном вдоль границы с Ираком в юго-западной иранской провинции Хузестан. Большинство из них мусульмане-шииты. Меньшинство составляют сунниты, и меньшее число составляют христиане и арабоязычные евреи. Иранские арабы воевали на стороне Ирана во время ирано-иракской войны.
Лоры
Лоры — этническая группа, насчитывающая около 4,8 миллионов человек. Они представляют собой смесь персидского и арабского происхождения. Мехди Карруби, бывший спикер парламента и кандидат в президенты в 2009 г., это Лор. Он родился в Алигударзе на западе Лорестан. Мохсен Резай (слева), бывший глава Корпуса стражей исламской революции и кандидат в президенты в 2013 году, является лором из Хузестана.
Лоры меньше, чем представители других этнических меньшинств, сообщают о своем тяжелом положении. Но в августе 2013 года член парламента от Лора Мохаммад Бозоргвари, как сообщается, заявил, что, если кандидаты на пост министров от президента Хасана Роухани не уделят особого внимания его региону, он избьет их палками. Представитель Союза писателей Лорестан Али Сармян назвал замечание Бозоргвари «безответственным». Сообщается, что более дюжины лордов протестовали против комментария перед зданием парламента.
Большинство лоров – мусульмане-шииты. В основном они проживают в горах вдоль западной границы с Ираком. Большинство лоров живут в провинциях Лорестан, Бахтиари, Кохгилуйе и Бойер-Ахмед. Меньшее количество проживает в Хузестане, Фарсе, Иламе, Хамадане и Бушере. Они говорят на лори, устном языке, похожем на персидский.
Фото предоставлено:
Мир Хоссейн Мусави и Медхи Карруби через Facebook
Яхья Рахим Сафави через Sajed.ir и Wikimedia Commons
Иранские курды через информационное агентство Tasnim
Мужчина-белудж от Mostafameraji [CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)]
Арабские мужчины через веб-сайт муниципалитета Ахваза
Мохсен Резаи от Соня Севилья (собственная работа) [CC-BY-SA-3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], через Wikimedia Commons
Новостные онлайн-СМИ могут публиковать оригинальный блог сообщения с этого веб-сайта полностью, с цитатой и ссылкой на веб-сайт The Iran Primer (www. iranprimer.com) в качестве первоисточника. Любые правки должны быть разрешены автором. Разрешение на перепечатку отрывков из книги «Иранский учебник для начинающих» следует направлять по адресу [email protected] 9.0005
Иран | История, культура, люди, факты, карта и ядерная сделка
флаг Ирана
Смотреть все СМИ
- Высшая политическая/религиозная власть:
- Лидер: аятолла Сайед Али Хаменеи
- Глава государства и правительства:
- Президент: Эбрагим Раиси
- Капитал:
- Тегеран
- Население:
- (оценка 2022 г.) 86 110 000 90 233
- Курс обмена валюты:
- 1 доллар США равен 41537,737 иранских риалов
Посмотреть все факты и статистику →
Популярные вопросы
Какой официальный язык в Иране?
Персидский (фарси) является преобладающим и официальным языком Ирана. Также говорят на ряде языков и диалектов из трех языковых семей — индоевропейской, алтайской и афро-азиатской.
Какие страны граничат с Ираном?
Иран граничит на севере с Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном и Каспийским морем; на восток Пакистаном и Афганистаном; на юг Персидским заливом и Оманским заливом; и на запад Турцией и Ираком. Около одной трети его 4770-мильной (7680-километровой) границы приходится на морское побережье.
Являются ли Персия и Иран одним и тем же местом?
Регион, который сейчас известен как Иран, традиционно назывался Персией, уходящей корнями в самобытную культуру и общество, относящееся к ахеменидскому периоду, который начался в 550 г. до н.э.
Какая основная религия Ирана?
Подавляющее большинство иранцев являются мусульманами итна ашари, или двунадесятника, шиитской ветви, которая является официальной государственной религией. Курды и туркмены преимущественно мусульмане-сунниты, а иранские арабы — сунниты и шииты. Есть также небольшие общины христиан, евреев и зороастрийцев.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Иран , гористая, засушливая и этнически разнообразная страна в юго-западной Азии. В стране сохраняется богатая и самобытная культурная и социальная преемственность, восходящая к ахеменидскому периоду, который начался в 550 г. до н.э. В последние десятилетия он стал известен своим уникальным брендом исламской республики. Хотя система правления была задумана как парламентская демократия, сохраняющаяся нестабильность как внутри страны, так и за рубежом привела ее к более теократическому авторитаризму. В 2022 году стремление государства умиротворить экономические волнения с помощью репрессий спровоцировало массовые и изнурительные протесты, которые отчасти были вызваны смертью Джины Махсы Амини, когда она находилась под стражей за неподобающую одежду.
Географически большая часть Ирана состоит из центрального пустынного плато, которое со всех сторон окружено высокими горными хребтами, открывающими доступ во внутренние районы через высокие перевалы. Большая часть населения живет на окраинах этой неприступной безводной пустоши. Столица — Тегеран, беспорядочно раскинувшийся мегаполис у южного подножия Эльбурсских гор. Известный своей красивой архитектурой и зелеными садами, город несколько пришел в упадок за десятилетия после иранской революции 19-го века.78–79, хотя позже были предприняты усилия по сохранению исторических зданий и расширению сети городских парков. Как и в Тегеране, такие города, как Исфахан и Шираз, сочетают в себе современные здания с важными достопримечательностями прошлого и служат крупными центрами образования, культуры и торговли.
Сердце легендарной Персидской империи древности, Иран долгое время играл важную роль в регионе как имперская держава, а позже — благодаря своему стратегическому положению и обильным природным ресурсам, особенно нефти — как фактор в колониальном соперничестве и соперничестве между сверхдержавами. . С ахеменидского периода регион, который сейчас является Ираном, традиционно известный как Персия, находился под влиянием волн местных и иностранных завоевателей и иммигрантов, включая эллинистических Селевкидов и местных парфян и сасанидов. Завоевание Персии арабами-мусульманами в 7 веке н.э. должно было оставить наиболее продолжительное влияние, поскольку иранская культура была почти полностью подчинена культуре ее завоевателей.
Возрождение иранской культуры в конце 8-го века привело к возрождению персидской литературной культуры, хотя персидский язык теперь был сильно арабизирован и написан арабской письменностью, а местные персидские исламские династии начали появляться с возвышением Тахиридов в начале 9 век. Регион находился под властью последовательных волн персидских, турецких и монгольских завоевателей до прихода к власти Сефевидов, которые в начале 16 века ввели двунадесятный шиизм в качестве официального вероучения. В последующие столетия, с появлением поддерживаемого государством персидского шиитского духовенства, сформировался синтез между персидской культурой и шиитским исламом, который неизгладимо отметил одно оттенком другого.
С падением Сефевидов в 1736 году правление перешло в руки нескольких недолговечных династий, что привело к возвышению династии Каджаров в 1796 году. Правление Каджаров было отмечено растущим влиянием европейских держав во внутренних делах Ирана, с сопутствующими экономическими и политическими трудностями, а также с растущей властью шиитского духовенства в социальных и политических вопросах.
Трудности в стране привели к восхождению в 1925 году линии Пехлеви, чьи плохо спланированные усилия по модернизации Ирана привели к всеобщему недовольству и последующему свержению династии в результате революции 1979. Эта революция привела к власти режим, который уникальным образом сочетал элементы парламентской демократии с исламской теократией, управляемой духовенством страны. Иран, единственное в мире шиитское государство, почти сразу же оказался втянутым в длительную войну с соседним Ираком, которая привела к его экономическому и социальному истощению, а предполагаемая поддержка Исламской республикой международного терроризма сделала страну остракизмом со стороны мирового сообщества. Реформистские элементы выросли в правительстве в последнее десятилетие 20-го века, выступая как против продолжающегося правления консервативного духовенства, так и против продолжающейся политической и экономической изоляции Ирана от международного сообщества.
Добавить комментарий