Содержание
определение, конструктивные особенности, назначение и установка
В процессе монтажа электрических цепей в распределительных устройствах и силовых блоках используют шинопровод, или электротехническую шину. Так называют конструкцию – проводник, изготовленную из металла с низким удельным сопротивлением.
Содержание
- Преимущества использования шинопроводов
- Классификация шин по форме сечения
- Металлы, используемые в производстве шин
- Маркировка электрических шин
- Нулевая шина
Преимущества использования шинопроводов
Шина электрическая более удобна в применении, чем группа проводов
Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:
- Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
- Срок службы – до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания.
- Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания.
- Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода.
- Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
- Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55.
Область применения электрических шин – подключение электрических цепей в низковольтных сетях или высоковольтных разрядных устройств, подстанций и т.д.
Классификация шин по форме сечения
Поперечное сечение шин
В зависимости от формы поперечного сечения шинопровода различают:
- трубчатые конструкции;
- прямоугольные модели;
- коробчатые проводники;
- двух- или трехполосные модели.
Преимущества проводников с прямоугольным сечением – эффективное отведение тепла и низкое сопротивление силы тока, что снижает активную и ограничивает реактивную энергию. Таким образом удается обеспечить существенную экономию дорогостоящих энергоресурсов, что имеет важное значение для крупных коммерческих и производственных объектов.
Область применения шинопровода прямоугольного сечения – монтаж сетей и распределительных устройств силой тока в диапазоне 2000-4000А. Возможно соединение нескольких плоских шин для получения двух- или трехполосных конфигураций.
Плоские и коробчатые модификации шинопровода находят применение в сетях, работающих под напряжением до 35кВ.
Оптимальной модификацией считается трубчатая электрическая шина. В числе ее основных преимуществ – эффективное теплоотведение, высокая прочность и равномерность распределения образующегося электрического поля.
Металлы, используемые в производстве шин
В зависимости от назначения и необходимых рабочих параметров для изготовления проводников могут использоваться:
- медь;
- алюминий;
- сталь;
- сталеалюминий — стальной сердечник, покрытый повивкой из алюминиевых проводов.
В числе преимуществ алюминиевых шин – антикоррозийная стойкость, отличные электропроводящие свойства, небольшой вес и приемлемая стоимость. Для их изготовления применяют низколегированные алюминиевые сплавы с незначительным содержанием кремния и магния для улучшения пластичности и прочности металла.
Медные шины с содержанием меди до 99% ни в чем не уступают алюминиевым, но имеют меньшее распространение из-за сравнительно высокой стоимости.
Маркировка электрических шин
Маркировка нулевых шин
Нанесение цветовой маркировки на электротехнические шины регламентировано действующими стандартами. Соблюдение их требований является обязательным для каждого производителя. Нанесение маркировки может осуществляться как на этапе производства, так и после его завершения. В первом случае используется цветная изоляция, во втором – цветная изоляционная лента, указывающая на разные фазы проводника.
Цветовое обозначение шин позволяет точно определить их тип и назначение:
- Заземляющий проводник отмечен желтым и зеленым цветами в виде чередующихся продольных полос.
- Нейтральный и рабочий проводник обозначен с помощью синего цвета.
- Соединение проводников подразумевает использование всех трех оттенков в разных вариантах: изоляция с продольными желтыми и зелеными полосами и синей линией на конце либо синяя изоляция с желто-зеленой полосой в местах соединений и на концах проводника.
В сетях трехфазного тока фаза А отмечена желтым цветом, фаза В – зеленым, фаза С – красным.
Согласно требованиям действующих стандартов, одновременно с цветовой маркировкой проводников для сетей переменного тока используется следующее буквенное обозначение проводников:
- в однофазной сети – L;
- в трехфазной сети – L с цифрами от 1 до 3;
- средний – М;
- нейтральный, или нулевой – N;
- заземляющий – PE;
- совмещенный рабочий и нулевой – PEN (сочетание обозначений каждого из использованных проводников).
Модели для сетей постоянного тока маркируются литерой L со знаком + или -, соответственно – положительный или отрицательный проводник.
Нулевая шина
Шина нулевая на Дин-рейке
Подключение заземляющих и нейтральных рабочих проводников выполняется с помощью нулевой шины. Ее конструкция состоит из токопроводящей жилы и пластикового основания, которое монтируется на DIN рейку. Жила изготавливается из специальной электротехнической меди или латуни. В конструкции токопроводящего элемента имеются отверстия и зажимные болты. Их наличие позволяет выполнить аккуратную и безопасную разводку кабелей в узлах распределительных устройств. Модели нулевых шин изготавливают разной длины, что позволяет проделать в жиле требуемое количество монтажных отверстий. Основная область их применения – сети переменного или постоянного тока, рассчитанные на рабочее напряжение до 400В.
Благодаря применению нулевой шины удастся:
- повысить эффективность используемых защитных автоматических устройств;
- создать одновременно несколько точек подключения нагрузок к нулевому проводнику;
- аккуратно и безопасно разделить нулевые и рабочие проводники;
- выполнить заземление видимого типа с использованием пластикового устройства с крышкой для защиты клемм;
- смонтировать единую цепь от точки заземления до каждой нагрузки.
Важное условие при выборе нулевой шины – учет ограничений по максимально допустимой площади сечения проводов. Это обеспечит безопасность эксплуатации сети и бесперебойное электроснабжение на объекте. Кроме того, подбор оптимальной модификации проводника осуществляется с учетом предельного количества подключаемых нагрузок.
Монтаж нулевой шины выполняется непосредственно внутри электрического щитка или на металлическую рейку с помощью болтового соединения. Различают открытый и закрытый способы монтажа. Первый вариант предусмотрен для электрических шкафов с закрытой конструкцией, что исключает доступ посторонних лиц к внутреннему содержимому. Монтаж закрытым способом оптимален для сетей, к которым подключается дорогостоящее энергоемкое оборудование – станки и механизмы, электроинструмент и т.д.
Виды шин и проводов | Шины и токопроводы
- справка
- шины и провод
Шины являются жесткими неизолированными проводниками, из которых выполняются сборные шины распределительных устройств, электрическое соединение между аппаратами и присоединение их к сборным шинам.
Материал шин должен удовлетворять ряду требований: обеспечивать необходимую электрическую проводимость, механическую прочность, быть устойчивым к химическим воздействиям окружающей среды, иметь небольшую массу и стоимость. В качестве материала шин могут быть использованы медь, алюминий и сталь. Медные шины используются только в особых случаях и при соответствующем технико-экономическом обосновании. Стальные шины могут использоваться в маломощных электроустановках при рабочих токах до 200-300 А.
По соображениям экономического порядка применяют, как правило, шины из алюминия и его сплавов с различными электрическими и механическими характеристиками.
Распространенной формой поперечного сечения шин является прямоугольник, имеющий соотношение сторон в /Л = 1/5 1/12 (рис. 1, а). Такие шины называются плоскими. Они обеспечивают хороший отвод тепла в окружающую среду, так как имеют большую поверхность охлаждения. При рабочих токах более 2000А токопроводы собирают из нескольких шин (пакет шин). Пакет состоит из двух или трех полос (рис. 1, б и в). Допустимый ток при этом увеличивается соответственно до 3200 и 4100 А, т.е. не пропорционально числу полос из-за неравномерного распределения тока между полосами и ухудшения условий охлаждения. Недостатком пакета шин является также сложность монтажа и снижение механической устойчивости шин при КЗ из-за притяжения полос друг к другу, так как по ним протекают токи одного направления. Чтобы исключить смыкание полос при КЗ, между ними ставятся дистанционные прокладки с соответствующим креплением.
При больших рабочих токах применяют составные шины из двух коробчатых шин большого сечения (рис. 1, г), имеющих толщину /. Благодаря малому влиянию эффекта близости и достаточно хорошему охлаждению использование металла коробчатых шин получается значительно лучше по сравнению с пакетом прямоугольных шин того же общего сечения. Расчеты показывают, что уже трехполосовые пакеты шин выгодно заменять коробчатыми шинами.
Шины прямоугольного и коробчатого сечения применяют на напряжение до 10 кВ. В установках напряжением 35 кВ и выше необходимо учитывать явление коронного разряда, который возникает при частичном электрическом пробое воздуха у поверхности проводника. Шины прямоугольного и коробчатого сечения способствуют формированию неравномерного электрического поля и появлению короны (фиолетового свечения, хорошо видимого в темноте). Коронирование шин весьма нежелательно, так как при этом происходит ионизация воздуха, снижающая его электрическую прочность и облегчающая перекрытие изоляторов и пробой между фазами. При коронных разрядах происходит образование озона и окислов азота. Озон интенсивно окисляет металлические конструкции распределительного устройства, а окислы азота образуют с водой азотную кислоту, которая разрушает изоляцию и металлы.
Рис. 1. Формы поперечного сечения шин:
а — прямоугольник; б — пакет из двух полос; в — пакет из трех полос; г — коробчатые шины; д — трубчатые шины
Наиболее совершенной формой поперечного сечения шин является круглая кольцевая, которую имеют трубчатые шины (рис. 1, д). При правильном выборе соотношения толщины стенки t и диаметра трубы D обеспечивается хороший отвод тепла и достаточная механическая прочность. Вокруг трубчатой шины создается равномерное электрическое поле, что препятствует возникновению короны. Трубчатые шины укрепляют на опорных стержневых или штыревых изоляторах, а также крепят к опорным конструкциям гирляндами подвесных изоляторов.
Наряду с трубчатыми шинами в открытых распределительных устройствах широко применяют многопроволочные гибкие провода. Обычно применяют сталеалюминиевые провода марки АС, у которых сердечник скручен из стальных оцинкованных проволок, а алюминиевая часть из проволок одинакового диаметра укладывается рядами (повивами) вокруг стального сердечника.
Окраска шин эмалевой краской несколько повышает теплоотдачу в окружающую среду, что дает возможность увеличить допустимый ток нагрузки на шины. Для облегчения ориентировки персонала в электроустановке применяют цветную окраску шин.
В распределительных устройствах постоянного тока шины положительной полярности окрашивают в красный цвет, отрицательной — в синий.
Окраска шин при переменном трехфазном токе следующая:
фаза А — желтый цвет;
фаза В — зеленый;
фаза С — красный;
нулевая рабочая N — голубой;
нулевая защитная N — продольные полосы желтого и зеленого цветов.
Шины однофазного тока, являющиеся ответвлением от системы трехфазного тока, окрашиваются как соответствующие шины, от которых они ответвляются.
Резервные шины окрашиваются в цвет резервируемой основной. Если же резервная шина может заменить любую из основных, то она окрашивается поперечными полосами в цвета основных, которые чередуются между собой.
Многопроволочные гибкие провода не окрашивают, так как изменение провисания их при изменении температуры нагрева приводит к разрушению слоя краски.
Выбор шин и проводов распределительных устройств осуществляется по максимальным рабочим токам, при которых температура нагрева токоведущих частей не превышала бы 70°С. Для этого должно быть выполнено условие
где
Iдоп — длительно допустимый ток нагрузки токоведущей части; Iраб. макс — максимальный рабочий ток выбираемого проводника.
- Назад
- Вперед
- Вы здесь:
- Главная
- Инфо
- Шины
- Допустимые температуры нагрева оборудования и токоведущих частей
Читать также:
- Активное и внутреннее индуктивное сопротивления стальных круглых шин
- Допустимый длительный ток для переносных шланговых шнуров, тяжелых кабелей, переносных проводов с медными жилами
- Контактные соединения – классы и требования
- Допустимые температуры контактов и токоведущих частей электрооборудования
- Допустимые усилия затягивания болтов для плоских шин
Что означает BUS?
Дата публикации
Автор
Макс Херрманн
Что первое приходит на ум, когда вы думаете о слове АВТОБУС? Вероятно, большой автобус желтого цвета или местный общественный транспорт. Но в области электротехники это не имеет никакого отношения к транспортному средству. BUS является аббревиатурой от «Binary Unit System». «Система двоичных единиц» используется для передачи данных между участниками сети с помощью кабелей. В настоящее время BUS-системы являются стандартом промышленной связи, которую трудно представить без них.
С чего все началось
Промышленная связь началась с параллельного подключения. Все участники сети были напрямую подключены к уровню управления и регулирования. С ростом автоматизации это означало постоянное увеличение затрат на электромонтаж. Сегодня промышленная связь в основном основана на системах полевых шин или сетях связи на базе Ethernet.
Полевая шина
«Полевые устройства», такие как датчики и приводы, подключаются к программируемому логическому контроллеру (известному как ПЛК) посредством проводных последовательных полевых шин. Полевая шина обеспечивает быстрый обмен данными. В отличие от параллельного подключения, полевая шина обменивается данными только по одному кабелю. Это значительно снижает затраты на проводку. Полевая шина работает по принципу ведущий-ведомый. Мастер отвечает за управление процессами, а ведомый обрабатывает отложенные задачи.
Полевые шины отличаются своей топологией, протоколами передачи, максимальной длиной передачи и максимальным объемом данных в телеграмме. Топология сети описывает конкретное расположение устройств и кабелей. Здесь проводится различие между топологией дерева, звездой, кабелем или кольцевой топологией. Известными полевыми шинами являются Profibus или CANopen. Протокол BUS — это набор правил, по которым осуществляется связь.
Ethernet
Примером протоколов BUS являются протоколы Ethernet. Ethernet позволяет обмениваться данными в виде пакетов данных со всеми устройствами в сети. Общение в реальном времени происходит на трех уровнях связи. Это уровень управления и уровень датчика/привода. Для этого создаются единые стандарты. Они находятся в ведении Института электротехники и электроники (IEEE).
Сравнение Fieldbus и Ethernet
Ethernet обеспечивает передачу данных в режиме реального времени и передачу больших объемов данных. С классическими полевыми шинами это либо невозможно, либо очень сложно. Также есть большая адресная зона с практически неограниченным количеством участников.
Среда передачи Ethernet
Для передачи протоколов Ethernet возможны различные среды передачи. Это могут быть, например, радио, оптоволоконные или медные линии. Медный кабель чаще всего используется в промышленной связи. Различают 5 категорий линий. Здесь проводится различие между рабочей частотой, которая указывает частотный диапазон кабеля, и скоростью передачи, которая описывает объем данных в единицу времени.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что BUS — это система передачи данных между несколькими участниками по общему пути передачи. Существуют различные системы BUS в промышленной связи, которые также могут быть связаны с производителями.
Вам нужен шинный кабель для вашей системы BUS? У нас есть кабели, отвечающие различным требованиям, в том числе малым радиусам изгиба, длинным ходам, а также сухим или маслянистым средам. Для получения дополнительной информации посетите наш обзор продукции chainflex.
Что такое автобусные вилки и как их использовать? —
byhartenenergy
Шинные вилки
— это электрические устройства, которые используются для распределения электроэнергии, обычно используемые в коммерческих и промышленных приложениях, где расположение нагрузки может измениться. Обычно они имеют компактную конструкцию, в которой плоские медные пластины-проводники заключены в металлический корпус, называемый шинным штекером. Они устанавливаются на большом промышленном предприятии, где кабели не могут быть проложены по всей площади помещения.
Узнайте больше о нашей компании:
О НАС | НАШИ ПРОДУКТЫ | СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ
Шинные штекеры подключаются к шинопроводу для распределения питания на электронные устройства. Их можно перемещать по шинопроводу, чтобы обеспечить питание там, где это необходимо. Шинные вилки используются с автоматическим выключателем или плавким выключателем для защиты электрических систем от перегрузок по току и коротких замыканий. Шинные вилки считаются более эффективными, чем электрические кабели, из-за их многочисленных применений и преимуществ.
Шинные вилки подключаются к шине или шинопроводу для обеспечения локального распределения питания на электронные устройства, а также для защиты и подачи питания на промышленное оборудование. Busway транспортирует электричество и соединяется с электрическим оборудованием, таким как распределительные устройства, щиты и трансформаторы.
Шинопровод является отличной альтернативой кабелю и кабелепроводу в коммерческих и промышленных приложениях, поскольку он не такой сложный в настройке, менее дорогой в установке и простой в замене, особенно в тех случаях, когда расположение нагрузки может измениться.
Различные типы шинных вилок
В зависимости от шинопровода шинные вилки с предохранителями и разъединителями доступны как в втычном, так и в болтовом исполнении. Вилки с предохранителями доступны для различных уровней тока и напряжения, от 30 А до 1200 А и до 600 В. Вилки автоматических выключателей обычно имеют диапазон от 15 А до 1600 А и напряжение до 600 В.
Вилки могут использоваться с различными вариантами заземления и нейтрали, и они поставляются в различных конфигурациях для различных стилей шинопроводов:
Стандарт – имеет механические наконечники для подключения оборудования; на болтах или вставные
Розетки – обычно бывают одинарными, двойными или четырехместными. Розетка крепится к основанию вставного блока, когда он закреплен неподвижно . Крепление на шнуре относится к шнуру, который крепится к нижней части устройства с прикрепленной розеткой.
Взгляните на эту статью, если вам интересно, почему канатная дорога не используется в качестве транспортного средства?
Использование шинных вилок
Эффективное распределение тока
Основное назначение шинных вилок — простота распределения электрического тока в промышленном парке, где прокладка электрических кабелей может вызвать затруднения. Представьте себе, например, завод по производству автомобилей, который имеет множество конвейерных систем и этажей. Распределение энергии по кабельной системе было бы совершенно невозможно, потому что они стояли бы на пути движущейся конвейерной системы. Однако с шинным штекером это оказывается намного проще, поскольку его можно установить в любом месте на предприятии. Это еще не все; вы всегда можете переместить их, когда возникнет необходимость.
Они обеспечивают безопасность и безопасность
В отличие от кабельной системы, шинные разъемы гарантируют безопасность и надежность. Металлический корпус снижает вероятность укусов проводки грызунами, что может привести к отключению электроэнергии и короткому замыканию. Корпус также снижает вероятность поражения электрическим током, поскольку вы не соприкасаетесь с оголенными проводами. Это также помогает защитить кабели от повреждения погодными условиями, мусором и пылью. С другой стороны, вам приходится иметь дело со всеми этими проблемами, потому что кабели не защищены; они всегда могут быть затронуты этими элементами.
Плавкие и неплавкие шинные вилки
Плавкие шинные вилки имеют переключатель, который позволяет вручную размыкать и замыкать цепь. При использовании предохранителей UL класса H и R обеспечивается защита от перегрузки по току. Эти шинные вилки используются в жилых, коммерческих и промышленных целях для распределения питания от шинопровода.
Преимущества шинных заглушек
Простота установки
Шинные заглушки просты в установке, поскольку они не требуют больших сложностей и большого объема монтажных работ. Это связано с тем, что для установки штекера шины не требуются отверстия и вырезы для кабелей. Кроме того, для этого не требуется специального оборудования. Вам также не нужен кабельный лоток для поддержки тяжелых кабелей на потолке и стенах. Вы также поймете, что время, необходимое для установки штекера шины, значительно меньше, чем для установки кабельной системы. Чтобы смонтировать кабельную систему, вам придется забраться высоко в потолок. Волновой эффект этого будет ощущаться в более высоких затратах на установку.
Более низкое сопротивление
Благодаря компактной конструкции шинного штекера медные проводники расположены очень близко друг к другу. В результате это снижает индукционное сопротивление и, в свою очередь, уменьшает ненужные потери энергии. С другой стороны, электрические кабельные системы сопряжены с большими потерями энергии из-за повышенного сопротивления индукции из-за расстояния между источником питания и питаемой машиной. Следовательно, это означает, что машины потребляют гораздо меньше энергии по сравнению с использованием кабельной системы. Это столько сэкономленных денег.
Они обладают гибкостью
Самое лучшее в шинных штекерах то, что они более гибкие, чем кабельная система. Они легкие и их легко носить с собой. Они также устраняют проблему запутывания, характерную для кабельной системы. Им не нужна потолочная или настенная опора, а это значит, что их можно установить в любом месте комплекса. Кроме того, вы всегда можете перенести их из одного места в другое без особых хлопот. Это то, чего вам не хватало при использовании кабельной системы для распределения электроэнергии в вашем промышленном комплексе.
Они приносят эстетическую ценность
Тросовая система имеет неприглядный внешний вид: пыльный, скрученный и спутанный пучок кабелей перемещается по углам. Это не только выглядит плохо, но и свидетельствует об отсутствии серьезности и беспорядочности. Тем не менее, шинный штекер имеет компактный дизайн, который выглядит организованным, поскольку все остальное скрыто внутри корпуса.
Добавить комментарий