Региональная энергетическая комиссия московской области: Технические работы на сервере

Региональная энергетическая комиссия города Москвы (РЭК Москвы)

Региональная энергетическая комиссия города Москвы (РЭК Москвы) является подведомственным Правительству Москвы органом исполнительной власти столицы. Входит в состав Комплекса экономической политики и развития города Москвы.

Московский РЭК осуществляет государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги), реализуемую субъектами регулирования потребителям, расположенным на территории города Москвы (за исключением потребителей, выведённых в установленном порядке на федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности), а также осуществление контроля за правильностью их применения.

Контактная информация

Учреждение на карте Москвы

Для корректной работы онлайн карты необходима поддержка javascript!

Вышестоящее учреждение

  • Правительство Москвы (Мэрия)

Связанные документы

Постановление Правительства Москвы № 165-ПП от 8 апреля 2015 года
Об утверждении Порядка осуществления Региональной энергетической комиссией города Москвы регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории города Москвы
Распоряжение мэра Москвы № 782-РМ от 22 сентября 2014 года
О председателе Региональной энергетической комиссии города Москвы
Распоряжение Правительства Москвы № 205-РП от 29 апреля 2014 года
О финансовом обеспечении участия Региональной энергетической комиссии города Москвы в Региональной ассоциации органов регулирования энергетики
Постановление Правительства Москвы № 188-ПП от 17 апреля 2014 года
О Межведомственной рабочей группе по рассмотрению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и организаций коммунального комплекса
Распоряжение мэра Москвы № 817-РМ от 14 октября 2013 года
О председателе Региональной энергетической комиссии города Москвы
Постановление Московской городской Думы № 169 от 19 июня 2013 года
Об отзыве на проект федерального закона N 272867-6 «О внесении изменения в статью 23. 2 Федерального закона «Об электроэнергетике»
Постановление Правительства Москвы № 124-ПП от 6 марта 2013 года
Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента)
Постановление Правительства Москвы № 31-ПП от 30 января 2013 года
О предоставлении в 2013 году субсидии из бюджета города Москвы Государственному унитарному предприятию города Москвы «Моссвет» в целях возмещения затрат на оплату электрической энергии, потребляемой установками наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки города Москвы
Распоряжение Правительства Москвы № 558-РП от 18 сентября 2012 года
О предоставлении открытому акционерному обществу «Московская теплосетевая компания» земельного участка по адресу: г. Москва, Шипиловский проезд, вл. 30А для эксплуатации здания павильона N 140 под теплоэнергетическое оборудование (Южный административный округ)
Распоряжение Правительства Москвы № 950-РП от 6 декабря 2011 года
О предоставлении открытому акционерному обществу «Московская теплосетевая компания» в аренду земельного участка по адресу: г. Москва, Шипиловский проезд, вл. 30Б для эксплуатации здания павильона N 436 под теплоэнергетическое оборудование (Южный административный округ города Москвы)

Все документы (61)

Архивы Тариф — Московский портал


  • Постановление РЭК Москвы от 17.02.2015 N 43-ю В целях актуализации правовых актов Региональной энергетической комиссии города Москвы, а также устранения допущенных технических ошибок и в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2013 г. N 124-ПП, Региональная энергетическая комиссия города Москвы постановляет: 1. Внести изменения в постановление Региональной энергетической комиссии города Москвы от 19 декабря 2014 г. N 507-тэ «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «ВПК-Сооружение» на 2015 год», заменив в названии и пункте 1 указанного постановления, а также в названии приложения к указанному постановлению слова «ООО «ВПК-Сооружение» словами «ООО «СОЦИУМ-СООРУЖЕНИЕ». 2. Внести изменение в…




    читать далее



  • Постановление РЭК Москвы от 12.02.2015 N 34-гв В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. N 1154-э (зарегистрирован Минюстом России 19 августа 2014 г., регистрационный N 33655), Региональная энергетическая комиссия города Москвы постановляет: 1. Установить тарифы на горячую воду, поставляемую ООО «ГрадИнвест» (ОГРН 5087746141522) потребителям с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Тарифы, установленные в пункте 1…




    читать далее



  • Постановление РЭК Москвы от 12. 02.2015 N 33-ээ В целях приведения правовых актов Региональной энергетической комиссии города Москвы в соответствие с приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. N 313-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (в ред. приказа Федеральной службы по тарифам от 24 декабря 2014 г. N 2389-э), согласно Положению о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента), утвержденному постановлением Правительства Москвы от 6…




    читать далее



  • Распоряжение Мособлкомцен от 04.02.2015 N 04-Р В целях приведения в соответствие с приложением N 8 к форме принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28. 03.2013 N 313-э «Об утверждении регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», Положением о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 N 1321/46: 1. Приложение к распоряжению Комитета…




    читать далее



  • Постановление РЭК Москвы от 19.01.2015 N 1-ээ В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающим порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. N 313-э (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2013 г., регистрационный N 28392), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке,…




    читать далее



  • Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Электроугли Московской области» от 30.12.2014 N 29/7 Во исполнение Федеральных законов от 29.12.2004 N 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации», от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», от 27.07.2010 N 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», распоряжения Комитета по ценам и тарифам…




    читать далее



  • Постановление РЭК Москвы от 26. 12.2014 N 566-ээ Cтр. 1 В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающим порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней,…




    читать далее



  • Постановление РЭК Москвы от 26.12.2014 N 563-тэ В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 г. N 163 (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2013 г., регистрационный N 28979), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (зарегистрирован Минюстом России 16 июля 2013 г., регистрационный N 29078), Региональная энергетическая…




    читать далее



  • Распоряжение Мособлкомцен от 26.12.2014 N 168-Р В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», приказом Федеральной службы по тарифам от 06. 08.2004 N 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 N 313-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта…




    читать далее



  • Постановление РЭК Москвы от 25.12.2014 N 541-в В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2013 г. N 124-ПП, Региональная энергетическая комиссия города Москвы постановляет: 1. Внести изменения в постановление Региональной энергетической комиссии города Москвы от 17 декабря 2014 г. N 471-в «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей ООО «ЖКХ «Водоканал+» на 2015 год», изложив приложение к указанному постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель РЭК Москвы П.В. Гребцов Приложение к постановлению РЭК Москвы от 25 декабря 2014 г.…




    читать далее


Энергетическая политика России и ее значение для Европейского Союза: IEMed

С тех пор как Владимир Путин находится у власти в Москве, нефть и газ стали неотъемлемой частью стратегии России по восстановлению влияния на мировой арене. Освоение поставок газа в Европейский союз и срыв усилий ЕС по диверсификации долгое время были ключевыми компонентами этой стратегии. С годами значение приобрели и другие элементы политики, такие как выход на Ближний Восток и Северную Африку (БВСА) и обслуживание новых клиентов, таких как Китай. Кроме того, в среднесрочной перспективе появление Соединенных Штатов в качестве основного поставщика сжиженного природного газа (СПГ) в ЕС создаст новый вызов для Москвы.

Энергетическая политика уже давно является центральной частью геополитики и влияния России в мире. В 2013 году МИД заявил, что целью России в области энергетики является «укрепление стратегического партнерства [1] с крупными производителями энергоресурсов при активном развитии диалога с потребителями и транзитными странами».

Эта общая цель воплощена в действиях по всем подкомпонентам энергетического рынка: охват как нефти, так и газа; инвестирование в производство в регионе MENA; строительство транзитных трубопроводов; освоение поставок в ЕС; увеличение поставок в Азию; и взвешивание цен. В целом Россия постоянно превращала энергетическую политику в инструмент своей внешней политики на фоне значительной доли энергоносителей в мировой торговле.

В 2018 году аналитики Jamestown Foundation [2] утверждали, что стратегия России преследует как глобальную цель власти, так и внутреннюю экономическую цель: «всеобъемлющая цель состоит в том, чтобы сохранить или расширить свои энергетические рынки в соседних странах Западной Европы и Китая, двух из крупнейших мировых потребителей нефти и газа. Поступая таким образом, Россия, похоже, полагает, что стабилизирует свою экономику, максимизирует доходы бюджета и продолжит восстанавливать свои позиции в качестве мировой державы».

В следующих разделах международная энергетическая политика России рассматривается как трехаспектная задача, состоящая из срыва стратегии диверсификации ЕС, выхода на ближневосточный нефтегазовый сектор и утверждения себя в качестве крупного поставщика энергии в Китай.

Основной движущей силой стратегии диверсификации Европейского союза стало прекращение поставок газа через Украину в январе 2006 г.: в разгар зимы Москва решила прекратить использовать Украину в качестве основных ворот для экспорта российского газа в ЕС. Отключение было направлено на то, чтобы подтолкнуть Европу к тому, чтобы заставить Украину капитулировать в споре. При таком резком развитии событий Европа почувствовала, что Россия участвует в энергетическом шантаже, вынуждая ее предпринять шаги по снижению своей зависимости от нефти и газа, как в краткосрочной, так и, что более важно, в долгосрочной перспективе. Началась работа над стратегией безопасности, включая так называемые «стресс-тесты», моделирующие два сценария перебоев с поставками энергоресурсов на срок от одного до шести месяцев (т. е. полное прекращение импорта российского газа в ЕС и импорт газа через украинский транзитный маршрут). В результате «Европейская стратегия энергетической безопасности» [3] был принят в 2014 году.

Россия постоянно делает энергетическую политику инструментом своей внешней политики

Тем не менее, несмотря на наличие сети трубопроводов из Балтийского моря и Белоруссии, Украина остается важной транзитной страной для российского газа. Кроме того, сохранение части транзита российского газа через Украину — это способ давления на киевское руководство. В оценке, проведенной Европейским парламентом в апреле 2018 года [4] , говорится, что «от транзитных государств ожидается, что они будут вести себя как клиенты Москвы, особенно если они не являются членами ЕС или НАТО. Эти государства наиболее уязвимы для энергетического шантажа […]. Эта политика использования экспорта энергоносителей для запугивания или запугивания является демонстрацией российской реальной политики и отражается на всем европейском континенте». Соответствующие операторы России и Украины — «Газпром» и «Нафтогаз» — все еще ведут судебные разбирательства по поводу поставок и транзита газа, как показано в сообщении, опубликованном «Нафтогазом 9».0005 [5] в журнале POLITICO Europe от 29 апреля.

Прямым примером такой ситуации являются острые дебаты вокруг газопровода «Северный поток — 2», который напрямую свяжет Россию с Германией в обход Украины. Россия смогла сыграть на внутренних разногласиях Запада в отношении «Северного потока — 2», поскольку его поддерживает Германия, но против него выступают США [6] и Польша, для которых трубопровод может «превратить Германию в пленницу России». В мае в Сенат США был внесен законопроект [7] с целью применения санкций к физическим и юридическим лицам, участвующим в строительстве «Северного потока — 2», а Дания [8] обратилась к «Газпрому» с просьбой изменить маршрут трубопровода из-за экологических соображений.

Вместо того, чтобы рассматривать региональных игроков исключительно как конкурентов, Москва решила проводить политику сотрудничества посредством ряда соглашений и инвестиционных решений

Аналогичным образом, с завершением первой очереди газопровода «Турецкий поток» (снабжение Турции по трубопроводу, проходящему по дну Черного моря) и активным планированием расширения второй очереди в центральную и юго-восточную Европу с европейской части ее территории, Считается, что Турция играет в российскую игру. Этот проект является яркой иллюстрацией стратегии Москвы [9] для укрепления своих позиций в поставках газа на Балканы при одновременном снижении зависимости от украинского транзитного коридора. Однако неопределенность сохраняется, поскольку «Турецкий поток» сталкивается с таким же нежеланием европейцев, как и законсервированный газопровод «Южный поток». С европейской точки зрения проект считается нарушением третьего энергетического пакета ЕС, направленного на усиление конкуренции на газовых рынках. Несмотря на это предупреждение, Сербия, Болгария и Венгрия приняли проект и его 30 миллиардов кубометров российского газа с распростертыми объятиями.

Помимо этих амбициозных проектов, Россия также проникает в энергетический сектор на Западных Балканах [10] , инвестируя в энергетические компании (единственная нефтегазовая компания в Сербии, Nafta Industrija Srbike, принадлежит Газпрому) и поддерживая энергетические проекты (новые хранилища в Хорватии, разведка и добыча в Румынии, АЗС под брендом «Газпром» в Болгарии).

В целом Россия преследует цель сделать расширение Южного газового коридора и реализацию предлагаемых проектов Транскаспийского трубопровода менее рентабельными. Короче говоря, цель Москвы — максимально противодействовать экспорту дополнительных объемов нероссийского природного газа в Евросоюз.

Как объяснялось в уже цитировавшейся выше статье для Carnegie Europe, стратегия России никоим образом не ограничивается продажей своего газа на европейском континенте. На сложной и часто меняющейся шахматной доске энергетической политики Россия показала высокую степень последовательности в отношении региона Ближнего Востока и Северной Африки. Вместо того, чтобы рассматривать региональных акторов исключительно как конкурентов (а они действительно таковыми являются, поскольку там расположены некоторые из основных производителей нефти и газа), Москва решила проводить политику сотрудничества посредством ряда соглашений и инвестиционных решений.

В Египте Россия купила 30-процентную долю в так называемом месторождении Зохр у итальянской энергетической группы ENI в 2016 году с согласия правительства Италии, с которым Москва давно поддерживает тесные отношения. Кроме того, Росатом управляет крупной атомной электростанцией в Эль-Даббе. Дальше всего за четыре года Росатом стал ведущим поставщиком ядерной энергии в Африке.

Точно так же обнаружение подводного газа у берегов Ливана привлекло интерес России, поскольку «НОВАТЭК» купил 20-процентную долю в предприятии, в котором французской TOTAL и итальянской ENI принадлежит по 40 процентов акций.

Россия также предприняла шаги по контролю над нефтегазовым сектором в Сирии, несмотря на восьмилетнюю гражданскую войну. Фактический эффект от этих недавних маневров будет во многом зависеть от окончательной политической договоренности, поскольку многие нефтяные и газовые месторождения Сирии расположены к северу и востоку от реки Евфрат и в настоящее время находятся вне контроля сил режима.

В Ираке Россия участвует в сделках по трубопроводам в Курдистане через ряд нефтегазовых компаний, хотя реальный экспорт должен будет осуществляться через территорию Турции или, возможно, даже через Сирию в отдаленном будущем.

В 2018 г. в ходе конференции «Российская энергетическая неделя» было поощрено дальнейшее сотрудничество с Ливией в области нефтедобычи, что привело к перезапуску энергетических проектов времен Каддафи (энергетические совместные предприятия, разведка и добыча под контролем «Роснефти»). В долгосрочной перспективе это стратегическое присутствие может превратиться в рычаг воздействия на европейских покупателей за счет контроля над частью ливийского нефтяного сектора. В нынешнем военном конфликте между двумя конкурирующими силами политическая поддержка Москвой восточного лидера Ливии генерала Хафтара совсем не удивительна, поскольку последний контролирует добычу нефти в один миллион баррелей в день на юго-востоке страны и может даже получить контроль над ливийским концом газопровода, связывающего западное побережье страны с Италией.

В Алжире «Газпром» ведет разведку углеводородов в районе Эль-Ассель, а Россия также строит электростанции в Египте.

Наблюдается лишь кажущаяся непоследовательность в политике России на сближение с ближневосточными производителями и экспортерами нефти и газа. Это правда, что Саудовская Аравия — крупнейший производитель нефти, а Катар — крупнейший конкурент России в экспорте газа. Но в глобальной перспективе энергетическая политика является ключевым компонентом действий России: поскольку энергетика является ключевым компонентом внутренней и внешней политики, Москва действительно крайне заинтересована в улучшении отношений с регионом, на долю которого приходится половина мировых запасов нефти и газа. и является его основным конкурентом на основных рынках Европы и Азии.

Далее Россия планирует продавать газ Индии и Китаю, двум потенциально прибыльным азиатским покупателям.

Будущие продажи российского газа из Сибири в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» [12] , по которому имеются договоренности и ведутся работы, обеспечат России место на быстроразвивающемся китайском рынке [ 13] и обеспечивают долгожданную диверсификацию доходов. Однако импорт СПГ [14] в Китай также будет быстро расти, отражая глобальную тенденцию в торговле газом.

ЕС расширяет свою инфраструктуру СПГ, чтобы диверсифицировать импорт газа в сотрудничестве с США, и поэтому создает терминалы СПГ вблизи крупнейших европейских рынков

Кроме того, с 2017 года Россия и ОПЕК заключили соглашение с 2018 года, чтобы помочь стабилизировать рынки нефти и регулировать добычу в зависимости от рыночного спроса. В ходе двусторонней встречи на полях саммита G20 в Осаке 29 июня 2019 года Владимир Путин и Мухаммед бин Салман договорились о продлении сокращения добычи на период с 6 до 9месяцев начиная с июля. 1 июля как раз было датой встречи ОПЕК, а 2 июля — датой встречи ОПЕК+. Вместе Россия и Саудовская Аравия являются крупнейшими производителями нефти в мире, и их соглашение в Осаке в значительной степени предвосхитило обсуждения на встрече ОПЕК. Такое развитие событий является типичным индикатором энергетической политики России и ее готовности оказывать большое влияние на мировые рынки в свою пользу.

Одним из важных факторов мировой торговли газом является быстрое развитие торговли сжиженным природным газом (СПГ) — сектора, в котором у администрации Трампа большие амбиции. Некоторые эксперты утверждают, что экспорт СПГ приведет к выходу из строя газопроводов. Другие утверждают, что развитие экспорта СПГ приведет к «уберизации» газовых рынков, а это означает, что мировые газовые рынки неизбежно станут более изменчивыми, более контролируемыми рыночными соображениями, а не энергетической политикой. В таком сценарии у Москвы будет более слабая рука.

В практическом плане между ЕС и США состоялись переговоры о планировании увеличения импорта СПГ из США в Европу. [15] Соединенные Штаты увеличивают свои мощности по сжижению и одновременно расширяют экспортные терминалы СПГ. Со своей стороны, ЕС расширяет свою инфраструктуру СПГ [16] , чтобы диверсифицировать импорт газа в сотрудничестве с США, и поэтому создает терминалы СПГ вблизи крупнейших европейских рынков. В последнее время эти разработки подверглись резкой критике со стороны гендиректора «Роснефти» [17] : «Некоторым комментаторам нравится обвинять Россию в использовании энергии в качестве политического инструмента […], но неоспоримая реальность сегодня такова, что Соединенные Штаты используют энергию в качестве политического оружия в массовом масштабе. Санкции или даже угроза их введения оказывают деструктивное воздействие на экосистему глобального энергетического рынка».

Другим важным фактором является российская экономика, которая в значительной степени базируется на нефти: как отмечает Всемирный банк, [18] экспорта нефти и газа представляли 59% от общего объема экспорта в стоимостном выражении. В 2018 г. Европейский парламент [19] утверждал, что отсутствие инноваций в энергетическом секторе стало более заметным: «Газпром» и «Роснефть» выделили соответственно 0,095% и 0,02% своего оборота на исследования и разработки в 2016 году. Таким образом, Россия зависит от западных партнеров в передаче технологий, что контрпродуктивно, поскольку из-за санкций ЕС и США пришлось отказаться от многообещающих проектов.

Абсолютный приоритет, отдаваемый энергетическому сектору по сравнению с политикой экономической диверсификации, может рассматриваться как дополнительный риск, поскольку он приводит к «одномерной экономике, основанной на том, что исходит из земли, а не на том, что исходит из голов людей, в роли Уильяма Бернса [20] недавно поставил.

Россия зависит от западных партнеров в плане передачи технологий, что контрпродуктивно, поскольку из-за санкций ЕС и США пришлось отказаться от многообещающих проектов

Диверсификация реальной экономики России вместо того, чтобы продолжать нынешнюю сильную зависимость от энергетической отрасли, конечно, повлечет за собой другие проблемы для Кремля, поскольку государственные институты, контролирующие энергетический сектор, обладают гораздо большей силой, чем средства контроля над экономикой в ​​целом. Исследование, опубликованное Московским Центром Карнеги [21] иллюстрирует этот факт: «Достижение экономической диверсификации в странах, зависящих от экспорта нефти, является серьезной задачей. […] Успех или провал стратегии диверсификации зависит, прежде всего, от проведения соответствующей экономической политики. Но большинство правительств консервативны: даже в условиях падения цен на нефть правительству, имеющему доступ к природным ресурсам, как правило, удается сохранить структуру экономики, не испытывая никаких социальных потрясений».

В более общем плане в среднесрочной перспективе российская энергетическая политика столкнется с различными вызовами: глобальный переход к СПГ как средству торговли газом во всем мире; требование модернизации российской инфраструктуры для поддержания энергетической конкурентоспособности; явная необходимость уйти от одномерной экономики; и необходимость обращения к возобновляемым источникам энергии.

«Энергетическая политика» России, скорее всего, останется важнейшим компонентом присутствия страны на мировой арене, но она должна будет продолжать развиваться в ответ на быстро меняющиеся условия.

[1] МИД России. «Концепция внешней политики Российской Федерации», 18.02.2013. www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186

[2] Мамедов Рауф. «Россия на Ближнем Востоке: энергия навсегда?», Фонд Джеймстауна , 03.08.2018. https://jamestown.org/program/russia-middle-east-energy-forever/

[3] Европейская комиссия. «Стратегия энергетической безопасности». https://ec.europa.eu/energy/en/topics/energy-strategy-and-energy-union/energy-security-strategy

[4] Кортевег, Рем. «Энергетика как инструмент внешней политики авторитарных государств, в частности России», Исследование Европейского парламента, апрель 2018 г. www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2018/603868/EXPO_STU(2018)603868_EN.pdf0003

[5] Витренко Юрий «Нафтогаз Украины против Газпрома России». https://euenergysecurity.com/?msg_pos=1&utm_source=POLITICO.EU&utm_campaign=f67bb6c46b-EMAIL_CAMPAIGN_2019_04_29_04_46&utm_medium=email&utm_term=0_10959edeb5-f67bb6c46b-1

153

[6] Новости Аль Баваба. «Пенс называет зависимость Германии от российских энергоресурсов «неприемлемой», Eurasia Review , 04.06.2019. www.eurasiareview.com/06042019-pence-says-germanys-dependence-on-russian-energy-unacceptable/

[7] Карстенсен, Джеймс. «Германия остается приверженной российскому трубопроводному проекту, несмотря на предупреждения и контрмеры США и ЕС», CSN News , 06.05.2019. www.cnsnews.com/news/article/james-carstensen/germany-remains-committed-russian-pipeline-project-despite-us-and-eu

[8] Ширяевская Анна и Хренникова Дина. «Почему мир беспокоится о российском газопроводе», Bloomberg , 13.06.2019. www.bloomberg.com/news/articles/2019-06-13/почему-мир-беспокоится-о-россии-с-природным-газопроводом-быстро

[9] Пьерини, Марк. «Газовая стратегия России получает помощь от Турции», Carnegie Europe, 12.03.2018. https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/77855

[10] Стронски, Пол и Хаймс, Энни. «Игра России на Балканах», Фонд Карнеги за Международный Мир, 02.06.2019. https://carnegieendowment.org/2019/02/06/russia-s-game-in-balkans-pub-78235

[11] Gateway House. «Россия возвращается в Африку – Анализ», Обзор Евразии , 18.06.2019. www.eurasiareview.com/18062019-russia-returns-to-africa-analysis/

[12] Газпром. «Сила Сибири». www.gazprom.ru/projects/power-of-siberia/

[13] Разломалин Илья; Сушин Илья и Ватерлендер Отто. «Дорога в Китай: возможность использовать российский газ», McKinsey & Company, ноябрь 2018 г. www.mckinsey.com/industries/oil-and-gas/our-insights/the-road-to-china-an -возможность-для-русского-газа-разыграться?перезагрузить

[14] Рейтер. «Импорт СПГ в Китай может достичь 110 млрд кубометров к 2025 году: CNPC», 04.03.2019. www.reuters.com/article/us-shanghai-lng-conference-cnpc/chinas-lng-imports-could-reach-110-bln-cubic-meters-by-2025-cnpc-idUSKCN1RF0UG

[15] Европейская комиссия. «ЕС-США. Совместное заявление: Импорт сжиженного природного газа (СПГ) из США продолжает расти на 181%», 03.08.2019. http://europa.eu/rapid/press-release_IP-19-1531_en.htm

[16] https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/eu-us_lng_trade_folder.pdf

[17] Рейтер. «Российский Сечин обвиняет США в использовании энергии в качестве политического оружия», The Moscow Times , 06.06.2019. www.themoscowtimes.com/2019/06/06/russias-sechin-accuses-us-of-using-energy-as-a-politic-weapon-a65913

[18] Всемирный банк. «Впереди скромный рост. 39 Доклад об экономике России», май 2018 г. http://pubdocs.worldbank.org/en/162681527086868170/RER-39-Eng.pdf

[19] Рассел, Мартин. «Семь экономических вызовов для России. Вырваться из стагнации?», Углубленный анализ, Исследовательская служба Европейского парламента, июль 2018 г.

[20] Фаллоуз, Джеймс. «Билл Бернс: «Хаос служит интересам Путина», The Atlantic , 03. 09.2019. www.theatlantic.com/ideas/archive/2019/03/james-fallows-bill-burns-international-relations/584383/?utm_campaign=the-atlantic&utm_term=2019-03-09T11%3A00%3A04&utm_content=edit-promo&utm_source=twitter&utm_medium=социальный

[21] Мовчан Андрей; Зотин, Александр и Григорьев, Владимир. «Управление ресурсным проклятием: стратегии нефтезависимых экономик в современную эпоху», Московский Центр Карнеги, 30.03.2017. https://carnegie.ru/2017/03/30/managing-resource-curse-strategies-of-oil-dependent-economies-in-modern-era-pub-68460

Россия — Энергетика

Россия Таблица содержания

Энергетика играет центральную роль в экономике России, поскольку она
все остальные элементы системы — промышленные, сельскохозяйственные,
коммерческого и государственного секторов. Кроме того, энергия, особенно
нефть и природный газ, является наиболее важным экспортным и источником
иностранной валюты для российской экономики. Эксперты прогнозируют, что
сектор энергетики будет продолжать занимать эту центральную позицию до тех пор, пока
Российское производство выходит на уровень, конкурентоспособный с Западом.

Эксплуатация и потребление

Самообеспеченность России топливом и электроэнергией ставит
страна в хорошем положении для будущего экономического роста и развития.
Но Россия также является одной из самых энергозависимых стран.
Международное энергетическое агентство Организации экономического
По оценке организации «Сотрудничество и развитие» (ОЭСР — см. Глоссарий), в 1993 г.
для производства 1000 долларов США потребовалось 4,46 тонны нефтяного эквивалента (т.н.э.).
ВВП России по сравнению со средним значением 0,23 т н.э. для производства 1000 долларов США.
ВВП стран-членов ОЭСР.

Чрезмерное потребление энергии в России является результатом советского
система, которая искусственно установила цены на энергию намного ниже мирового уровня.
рыночных цен и, таким образом, субсидировало его. Советская политика ценообразования на энергию
игнорирование использования ресурсов в стремлении к увеличению объемов производства
и не рекомендовал принимать меры по сохранению. советские планировщики
также перераспределяли ресурсы в пользу оборонной и тяжелой промышленности,
которые потребляют энергию более интенсивно, чем другие отрасли экономики.
До 1980-х годов народное хозяйство сумело выжить при таком
политики из-за богатых природных ресурсов Советского Союза.
Ресурсы.

Проблемы, преследовавшие российскую энергетику в последнее время
десятилетия Советского Союза обострились в переходный период
период. С 1991 года производство всех видов топлива и энергии увеличилось
снизился, отчасти из-за резкого падения спроса на энергию в течение
общего экономического спада. Но в энергетике тоже есть
страдал от внутренних структурных дефектов центральной планировки
система: плохое управление ресурсами, недостаточное инвестирование и устаревшая
технологии и оборудование.

Начали меняться структура производства энергии и топлива
резко в 1980-х годах с эксплуатацией больших запасов природного газа
депозиты. В середине 1990-х на долю природного газа приходилось более половины
Потребление энергии в России, доля которого, как ожидается, увеличится в
следующие десятилетия. Нефть составляет еще 20 процентов, пропорция, которая
ожидается, что он останется примерно постоянным. Уголь и другое твердое топливо,
гидроэнергетика и ядерная энергия составляют меньшую долю, чем эксперты
предсказать, вероятно, будет снижаться после 2000 года. Несмотря на трату топлива в
Российская экономика, России удается производить избыток энергии для
экспорт. Экспорт, особенно природного газа и нефти, составил
30 процентов российского производства энергии, и ожидается, что эта доля
держитесь устойчиво.

Стремление России стать рыночной экономикой должно помочь
некоторые проблемы энергетики. Цены на энергоносители в России
политики изменились. С января 1992 года энергия постепенно
дерегулированы, сократив разрыв между мировыми рыночными ценами и внутренними
цен и вынуждает потребителей экономить. Россия также принимает
Западные технологии и более эффективные методы управления, которые
повысить производительность в отрасли.

Масло

Россия занимает третье место в мире по добыче нефти после Саудовской Аравии
и Соединенные Штаты. Оценки размещают доказанные и потенциальные запасы нефти
от 8 до 11 млрд тонн. Пик добычи нефти в России пришелся на 1987 г., затем
начался спад, который продолжался до 1995 г. В последний год
добыча составила 741 млн баррелей, что на 13 млн баррелей меньше предыдущего
год. Добыча за первый квартал 1996 года составила 182 миллиона баррелей.

Расточительные советские методы разведки и добычи нефти исчерпаны
скважин, которые часто оказывались намного ниже их потенциальной производительности. советский
технологии не были способны исследовать и добывать так глубоко и
эффективно, как западная технология. Эти недостатки были
способствовал резкому падению добычи нефти в России в течение последних двух
десятилетия. В 1994 году количество пробуренных нефтяных скважин составляло лишь четверть
число пробурено в 1983 году. Около двух третей нефти в России добывается из
Сибири, в основном с огромных месторождений в северо-западной части региона.
Основные европейские месторождения нефти и газа расположены в Волго-Уральском бассейне.
региона, Северного Кавказа и крайнего севера Республики Коми.
(см. рис. 9).

Российские нефтяные компании являются вертикально интегрированными единицами, контролирующими
весь производственный процесс от разведки до передачи.
Крупнейшая компания — «Лукойл», которая, по некоторым данным, является
Крупнейшая нефтяная компания мира. Доминирование нескольких крупных компаний
сделал все этапы добычи и продажи нефти чрезвычайно
неэффективный. Национальная и местная политика правительства препятствовала
отдельных розничных продавцов от создания независимых хранилищ бензина
объекты и станции; следовательно, розничная продажа бензина, скорее всего, продолжится
быть очень дефицитным (всего 8,900 станций работали в России
в 1995 году). До января 1995 года государственная политика предусматривала квоты на нефть.
экспорта, а до июля 1996 г. тарифы применялись к экспорту нефти. Обе
политики в результате разрыва между регулируемыми внутренними ценами и
мировых рыночных цен, направленных на обеспечение достаточного предложения нефти для
удовлетворить внутренний спрос; оба были подняты, когда разрыв сузился.

Поиски новых нефтяных месторождений были главной силой в российской
внешней политики в отношении южных штатов. Россия заявила о своих правах
к запасам каспийской нефти, которые западные компании изучают в
совместно с азербайджанским, туркменским и казахстанским государством
компании. Наличие западных интересов и сильная роль
в лице Ирана и Турции, традиционных региональных соперников России,
усложнила эту политику, которая направлена ​​на достижение максимальной выгоды от
Позиция России на берегу Северного Каспия. Также источник
международные разногласия связаны с тем, что Россия настаивает на том, чтобы поток каспийской нефти
на север по российским трубопроводам, а не на запад по новым линиям
через Грузию и Турцию (см. Иностранные инвестиции в нефть и газ,
это гл.).

Природный газ

Россия также является одним из крупнейших в мире производителей природного газа. Его
доказанные запасы оцениваются в 49 миллиардов кубометров, или
примерно 35 процентов от общего количества в мире. Природный газ также был одним из
одной из самых успешных частей российской экономики. В начале 1980-х гг.
она заменила нефть в качестве советского «топлива роста», предлагая более дешевые
добыча и транспортировка. Хотя объем производства упал в 1990-е,
снижение не было таким серьезным, как для других источников энергии или
остальная часть экономики. Добыча природного газа достигла своего пика в 1991 году и составила 727 тонн.
млн кубометров, а затем снизился в начале 1990-х годов. Но 1995
добыча, 596 миллионов кубометров, была больше, чем предыдущий
год. После того, как европейские месторождения газа в Волго-Уральском регионе доминировали
промышленности в течение 1970-х годов производство переместилось на гигантские месторождения в
Сибирь. Уренгойское и Ямбургское месторождения в Западно-Сибирском регионе
среди самых продуктивных; первое является крупнейшим месторождением в мире.
Советские планы предусматривали быструю разработку новых запасов на Ямале.
Полуостров в Северном Ледовитом океане к северу от Уренгоя, но экологическая
проблемы и затраты на инфраструктуру замедлили развитие. Поспешное строительство
и плохое техническое обслуживание приводили к хроническим поломкам и авариям в
протяженные газопроводы российской системы газоснабжения (см.
Транспорт, это гл.).

Государственная газовая компания (Газпром) фактически монополизировала
Добыча и транспортировка газа в России. Вертикально организованный
предприятия, компания реорганизована в акционерное общество,
в котором 40 процентов акций остаются под контролем государства. Компания
сотрудники владеют еще 15 процентами, менеджеры компании владеют 10
процентов, а остальные 35 процентов были проданы на публичных торгах.
«Газпром» контролирует сеть региональных производственных объединений. Его
управление, которое когда-то возглавлял премьер-министр Виктор Черномырдин,
обвиняется в коррупции и уклонении от уплаты налогов.

Уголь

На протяжении более 150 лет уголь был доминирующим топливом, обеспечивающим
Промышленность России и многие промышленные центры располагались вблизи угольных
депозиты. В 1960-х годах нефть и природный газ обогнали уголь, когда их было много.
стали доступны запасы этого топлива, и угольные шахты
Европейский Советский Союз (расположенный в основном на территории современной Украины) был
будучи истощенным. Запасы российского угля оцениваются в 200 млрд.
тонн, количество, которое, по мнению экспертов, более чем достаточно для текущего использования
тенденции. Сибирь и Дальний Восток производят около трех четвертей
российский уголь, при этом европейские вклады в основном поступают из
Воркутинское месторождение (Печорский бассейн) в Коми, Урале, восточном Донце.
Бассейн на юго-западе и Московский бассейн. В основном неиспользованный уголь
месторождения лежат в сибирских бассейнах Тунгуски и Лены. Продуктивные поля
в Сибири расположены вдоль Транссибирской магистрали, что делает их
эксплуатация более экономичная. Крупнейшие оперативные источники в этом
области — Кузнецкое, Канско-Ачинское и Черемховское месторождения. Уголь
один из менее важных источников энергии из-за трудоемкости
добыча делает производство намного более дорогостоящим, чем другие виды топлива.
Россуголь, российская угольная компания, контролирует добычу угля через
региональные ассоциации, организованные в форме акционерных обществ.
Добыча угля в России заметно сократилась за последнее десятилетие, и
угольная промышленность пережила серию забастовок. Шахтеры,
среди самых высокооплачиваемых промышленных рабочих советского периода,
организованные забастовки, привлекшие внимание всей страны в знак протеста против
длительные задержки в выплате заработной платы в отрасли. Эксперты прогнозируют, что добыча угля
будет продолжать сокращаться по мере того, как его относительная полезность в промышленности и
бытовых приложений сокращается. В 1994 Россия произвела 249 млн.
тонн угля, а в 1995 г. общий объем вырос до 255 млн. тонн. Производство
за первый квартал 1996 года составил 71 млн тонн.

Ядерная энергия

В 1996 году двадцать девять ядерных реакторов работали на девяти
объекты: Балаково на северо-западной границе Казахстана, Белоярск на
Южный Урал, Билибино на северо-востоке Сибири (единственная станция на востоке
Урала), Кола на крайнем северо-западе, Курск у Украинской
граница, Нововоронеж на Дону, Санкт-Петербург, Смоленск западнее
Москва и Тверь к северо-западу от Москвы. Всего эти объекты
приходилось 10 процентов генерирующих мощностей России в 1994.
Заводы эксплуатируются региональными акционерными обществами, в которых
Министерство атомной энергии (Минатом) контролирует 51 процент акций.
Сектор атомной энергетики столкнулся с финансовыми проблемами из-за
сокращения государственного финансирования. Промышленность превратилась в продажу товаров
связанные с атомной энергетикой — оборудование и приборы, ядерное топливо,
медицинские изотопы и удобрения.

Финансовые проблемы отрасли, а также бедствие, которое
произошло на Чернобыльской АЭС в Украине в 1986, подняли
вопросы ядерной безопасности. Западные страны предоставили
финансовой помощи в некоторых случаях из-за их беспокойства о
Слабые стандарты обращения с ядерными материалами в России и продолжающееся
использование устаревшего оборудования. Разрозненные законы об охране окружающей среды в России
привели к беспорядочному сбросу и захоронению радиоактивных отходов, что
создают серьезные экологические проблемы. Кража ядерных
материалы стали еще одним источником опасности, исходящей от российской
ядерная энергетическая программа (см. Условия окружающей среды, гл. 3; The Crime
Волна 1990-е, гл. 10).

Тем не менее эксперты прогнозируют, что атомная энергетика, вероятно, сыграет
важную роль в экономике России, если будет достаточно инвестиций.
доступны для расширения существующих мощностей. В 1992 году Минатом объявил о планах
удвоить мощность ядерной энергетики к 2010 году, но последующее финансовое
проблемы вызвали снижение этой цели, и никакие новые возможности не
были добавлены после распада Советского Союза. Международный
Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) прогнозирует, что строительство новых мощностей
начнется только после 2005 года, даже если инвестиционный климат
благоприятный.

Традиционное производство электроэнергии

Большая часть условного топлива, производимого в России, сжигается для производства
электроэнергия. Единая электроэнергетическая система управляет
электростанций через семьдесят два районных энергораспределительных
компании. Энергосистема состоит из 600 тепловых генерирующих установок,
более 100 гидроэлектростанций и девять российских атомных электростанций. Из
общая установленная генерирующая мощность 205 гигаватт, всего около 188
гигаватт были доступны по состоянию на 1996. В 1995 году российские электростанции
выработано в общей сложности 846 миллионов киловатт-часов по сравнению с 859 миллионами киловатт-часов.
млн киловатт-часов в 1994 г. Выработка за 1 квартал 1996 г.
(обычно период пикового спроса в году) составил 268 млн.
киловатт-час.

В 1993 г. природный газ обеспечивал 42% производства электроэнергии;
гидроэлектростанции, 19 процентов; уголь, 18 процентов; атомная энергетика, 13
процент; и другие источники, такие как солнечные и геотермальные установки, 8
процент. На теплоэлектростанциях сжигают природный газ и уголь.
производят только электроэнергию, а на ТЭЦ, производящих
электричество и тепло для городских центров. Крупнейшие гидроэлектростанции
расположены на реках Волга, Кама, Обь, Енисей и Ангара, где
большие водохранилища были построены в масштабных советских энергетических проектах.
Теплоэлектростанции и гидроэлектростанции, расположенные в Сибири из-за
имеющиеся виды топлива и гидроэнергия — отправить электроэнергию в Европейскую Россию через
система высоковольтных линий электропередачи.

Потребление электроэнергии подразделяется на следующие категории:
промышленные — 61%; жилой, 11 процентов; сфера услуг, 11
процент; транспорт, 9 процентов; и сельское хозяйство, 8 процентов. Региональный
энергетические комиссии контролируют цены на электроэнергию.

Иностранные инвестиции в нефть и газ

В середине 1990-х многие аналитики считали нефтегазовую отрасль
быть лучшим объектом для иностранных инвестиций в России. Запись
иностранные инвестиции в этот период иллюстрируют как потенциал, так и
подводные камни таких предприятий. Эксперты пришли к выводу, что российский
Нефтегазовый сектор потребует больших объемов иностранного капитала для
улучшить выход. По некоторым оценкам, нефтяной сектор потребует
От 30 до 50 миллиардов долларов США новых инвестиций только для поддержания середины 19-го века.90-е
уровень производства. Чтобы вернуть производство на пиковый уровень,
потребуется от 70 до 130 миллиардов долларов США новых инвестиций, которые
явно должны были поступать из иностранных источников. Российская нефть и газ
сектор также выиграл бы от вливаний западных технологий и
экспертиза. Однако, согласно отчету Cambridge Energy за 1995 г.
Research Associates, ключевые фигуры нефтяной отрасли, большинство из которых были
воспитанные в изолированном подходе советской эпохи к коммерции,
безразличны или враждебны к западным методам управления.

К концу 1994 г. на нефтегазовый сектор приходилось около 38
процентов от общего объема прямых иностранных инвестиций в Россию, но общий
вклад составил всего около 1,4 миллиарда долларов США. Хотя западные компании
готов вложить большие суммы капитала в разведку, по состоянию на 1996 г.
большая часть иностранных инвестиций ушла на ремонт и обслуживание существующих
удобства. Некоторые аналитики считают, что иностранные инвестиции в
к 2000 году нефтегазовый сектор может достичь 70 миллиардов долларов США9.0003

Среди нескольких американских нефтяных компаний, работающих в России, Texaco
возглавляет консорциум в крупнейшем проекте по разработке нефтяных месторождений
на Тимано-Печорском участке Коми края к северу от Арктики
Круг. Проект, переговоры по которому ведутся с 1989 г., оценивается
потенциал инвестиций в размере 45 миллиардов долларов США в течение следующих пятидесяти лет.
Conoco, дочерняя компания химической фирмы DuPont de Nemours, возглавляет
консорциум американских и европейских фирм и российская фирма в
Проект «Полярное сияние» для изучения сибирских нефтяных месторождений. Два Соединенных Штатов
компании Marathon Oil и McDermott, а также японские компании
Mitsui, Mitsubishi и британская Royal Dutch Shell участвуют в
один из нескольких проектов по разведке нефти у острова Сахалин на
Тихоокеанское побережье. Последние два проекта каждый мог принести столько, сколько
10 миллиардов долларов США.

Тем не менее, в целом плохой инвестиционный климат в России и другие
такие препятствия, как специальные налоги, препятствуют дополнительным инвестициям
в газе и нефти. По состоянию на середину 1996 года налог в размере около 5 долларов США за баррель
на экспорт нефти, а налог в размере около 2,60 долл. США взимался с 1000
кубометров природного газа на экспорт.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *