Содержание
2020. Производство древесной биомассы (биотоплива) в России
Позиция WWF по развитию производства древесной биомассы
(биотоплива) в России
В последние годы
наблюдается рост интереса к российскому древесному сырью со стороны крупнейших
европейских потребителей биотоплива и международных производителей пеллет. В 2009
г. Европейский Союз взял на себя обязательство увеличить долю возобновляемых
источников в производстве энергии, к которым относится и использование
биотоплива на основе древесины. К 2030 г. планируется довести эту долю минимум до
27%.
За пять лет с
2015 г. по 2019 г. экспорт российских пеллет вырос в 2 раза: с 0,93 млн т до
1,94 млн т. При этом 90% всех производимых в стране пеллет экспортируется в
европейские страны, а 5% – в азиатские. Доля внутреннего потребления остается
незначительной. Для сравнения, крупнейшая в Европе (в Великобритании)
электростанция, использующая древесину в качестве биотоплива, потребляет в год
около 7,2 млн т. В России сохраняется значительный потенциал для дальнейшего
роста объемов производства и экспорта пеллет.
WWF России допускает,
что инициативы по устойчивому производству и продвижению топливной древесной
биомассы могут способствовать более полному использованию древесины, в том
числе, решению острой проблемы утилизации отходов лесопиления, деревообработки
и целлюлозно-бумажного производства, а также порубочных остатков и низкосортной
древесины, и могут быть реализованы только при соблюдении ряда условий, которые
предотвратят возможные негативные экологические, социальные и экономические последствия:
- Приоритет
должен отдаваться использованию древесины в твердом виде, в виде древесных
плит, целлюлозы, лесохимических продуктов, при этом предполагается и повторное,
при возможности, использование продукции в ходе утилизации. Использование
древесины в качестве биотоплива должно стоять последним в этом ряду и не
допускать конкуренции с иными видами использования древесины. - Для
производства биотоплива должны использоваться только отходы лесопиления,
деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, а также порубочные остатки
и низкосортная древесина, в том числе после рубок ухода, если эта древесина не
востребована для производства иных видов продукции. Недопустима вырубка древесины
специально для производства биотоплива на землях лесного фонда. В настоящее
время WWF России считает возможным использование лесов на заброшенных
сельскохозяйственных землях [1]
для производства топливной биомассы, в том числе через создание лесных плантаций
специально под биотопливо [2]. - При использовании
лесов для получения топливной биомассы компании должны оставлять в лесных
экосистемах часть органического вещества, чтобы поддерживать содержание
питательных веществ в экосистемах и не допускать деградации лесов. Почва, пни,
корни во всех случаях должны оставляться на лесосеках (за исключением некоторых
случаев борьбы с вредителями и болезнями леса). - Компании при производстве биомассы должны учитывать
интересы местного населения и поддерживать традиционные виды использования
лесов местными жителями. Лесные участки, имеющие социальное и культурное
значение, должны быть выделены и сохранены. - Повышенный
спрос на древесину для биотоплива может привести к росту незаконных рубок. Компаниям
следует строго контролировать легальность происхождения топливной древесины (порубочные
остатки, низкосортная древесина), исключить возможность попадания в
производство древесины неизвестного происхождения и обеспечить особый контроль за
древесиной, поступающей после санитарных рубок, так как в настоящий момент этот
вид лесопользования подвержен наибольшим рискам правонарушений. - В
существующих условиях, когда риски незаконных рубок и поступления древесины из
неустойчиво управляемых лесов и лесов, имеющих высокую природоохранную и
социальную ценность, высоки, предпочтение должно отдаваться древесине,
поступающей из FSC-сертифицированных лесов, а в случае отходов лесопиления,
деревообработки и целлюлозно-бумажного производства – с FSC-сертифицированных
производств. - При
развитии производства биотоплива компании должны отдавать приоритет его использованию
для местных нужд, что также будет вносить вклад в сокращение выбросов СО2
внутри страны. Для транспортировки на большие расстояния предпочтительны пеллеты
и брикеты. При этом необходимо учитывать, что сама транспортировка требует
использования энергии и, соответственно, снижает эффективность использования
биотоплива.
[1] В связи
с последними изменениями российского законодательства стало возможным
использование для заготовки древесины лесов на землях сельскохозяйственного
назначения (Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 «Об
особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов,
расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»).
[2] По мере развития законодательства по
ведению лесного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения, WWF
России сформирует дополнительные экологические и социальные требования, которые
помогут снизить риски незаконных рубок и деградации экосистем в результате
бесконтрольного и безответственного лесопользования на этих землях, а также
позволят избежать конкуренции с использованием этих земель для ведения
сельского хозяйства.
Пандемия затормозила распространение биотоплива / / Независимая газета
Перевод автомобилей на нетрадиционные ресурсы позволит убрать излишки сельхозпродукции и обеспечит фермерам дополнительный доход
Тэги: вбр, нетрадиционные ресурсы, биотопливо, перспективы, конференция, москва, агропром, биоэтанол
В Москве прошла конференция Российской биотопливной ассоциации, посвященная перспективам использования биотоплива в мире и в России. Как известно, различают жидкое биотопливо (в частности, для двигателей внутреннего сгорания – этанол, метанол, биодизель и гидроочищенное растительное масло), твердое биотопливо (дрова, брикеты, топливные гранулы, щепа, солома, лузга) и газообразное (синтез-газ, биогаз, водород или биоводород, получаемый путем фотокаталитического разложения).
Открывая конференцию, президент ассоциации Алексей Аблаев привел некоторые цифры развития биотопливного рынка. По его словам, впервые за 20 лет мировое производство биотоплива упало (примерно на 8%) и, как следствие, снизилось и его потребление. По его мнению, это следствие пандемии. Ожидается, что в 2020 году мировое производство транспортного биотоплива составит 115 млн т, или 2,5 млн барр. в день. Это на 11,6% меньше рекордного производства 2019 года. В целом количество произведенного биотоплива составляет пока только 3–3,5% потребления топлива на транспорте. Для сравнения можно привести утверждение Александра Костенко, руководителя Бореальной лесной платформы из WWF России, что в 2010 году доля биотоплива на мировом рынке транспортного топлива составляла 2,7%. Другими словами, наблюдается медленный рост. Тем не менее, по данным Мирового энергетического агентства (МЭА), к 2026 году производство биотоплива вырастет на 25% – до 3,3 млн барр. в день. Наиболее бурными темпами производство биотоплива будет расти в Китае и в Индии (в два раза).
Разница между созданием биотоплива первого и второго поколений. |
Как известно, наиболее распространенным на сегодняшний день на рынке жидкого биотоплива или топлива из растительного или животного сырья, из продуктов жизнедеятельности организмов или органических промышленных отходов, является биоэтанол. За ним следует биодизель. Основным производителем биоэтанола сейчас являются США, он там производится из кукурузы. По данным, приведенным Аблаевым на конференции, в прошлом году 38% выращенной кукурузы в США пошло на изготовление биоэтанола. На втором месте – Бразилия, где биоэтанол производится из сахарного тростника, и на третьем – Евросоюз. Биодизель производится из более широкого ассортимента растительной продукции. В Европе и Канаде сырьем для него является рапс, в США и Аргентине – соя, в Малайзии и Индонезии – пальмовое масло. По мнению Аблаева, в мире уже наблюдается перевод нефтеперерабатывающих заводов на соответствующее сырье для производства биотоплива, в том числе и биотоплива нового поколения. Как отметил Аблаев в своем докладе, в настоящее время наблюдается рост производства гидроочищенного растительного масла, которое заменяет биодизель в силу своего более высокого октанового числа.
В принципе эксперты считают, что для производства биоэтанола сырьем могут быть различные сельскохозяйственные структуры с большим содержанием крахмала или сахара: маниок, картофель, сахарная свекла, батат, сорго, ячмень…
Биотопливо для ряда стран стало уже выгодным экспортным продуктом. Общий объем экспортного рынка биоэтанола составляет около 5 млрд долл. Ведущим экспортером (как и лидером по производству) являются США, которые вывозят биоэтанол на 2 млрд долл. в год. С точки зрения Аблаева, это хороший пример для России. В России пока же производится порядка полмиллиарда литров. Однако по вопросу рынков сбыта для российского биоэтанола среди экспертов нет единого мнения. Если посмотреть на показатели, которые Аблаев привел в своем докладе, то главным рынком сбыта американского биоэтанола является Канада (в 2019 году было вывезено биоэтанола на почти 600 млн долл.). Примерно столько же США поставили и в Бразилию, где практически весь автопарк ездит на топливе с добавками биоэтанола (до 20%) или на чистом биоэтаноле (95–96% спирта и 54% воды). Значительны также поставки в Индию – 328 млн долл.
Куда экспортировать
Аблаев в докладе приводит цифры, демонстрирующие выгоду сбыта российского биоэтанола в Северной Европе. Для сравнения: в Европу США поставляли в 2019 году биоэтанол на 178 млн долл. С точки зрения Аблаева, для российского биоэтанола может представить интерес китайский рынок. В Китае, по его словам, допущено подмешивание к бензину 10% биоэтанола и при нынешнем собственном годовом производстве около 3 млн т биоэтанола в Китае ожидается рост его производства до 10 млн т в год. При этом цены на кукурузу (сырье для биоэтанола) в Китае значительно выше, как считает Аблаев, чем в России, но тем не менее китайское правительство идет на увеличение производства биоэтанола по соображениям обеспечения занятости в сельскохозяйственном секторе страны, но главное – по соображениям охраны окружающей среды. Заслуживает внимания, что в работе «Проблемы и перспективы развития российского рынка биотоплива», опубликованной в начале 2021 года рядом авторов из Санкт-Петербургского государственного университета, именно азиатские рынки рекомендуются как рынки сбыта для российского биоэтанола.
Источник: Российская биотопливная ассоциация |
Касаясь вопроса конкуренции продовольственного рынка и рынка сырья для биоэтанола, Аблаев напомнил, что 37–38% всей производимой кукурузы в США направляется на производство биоэтанола. В этом плане докладчик усматривает в производстве биоэтанола возможность убрать с продовольственного рынка излишки сельскохозяйственной продукции и обеспечить таким образом фермерам необходимый доход и в ряде случаев предотвратить их разорение. Как он считает, именно сейчас необходимо обратить пристальное внимание на развитие рынка биотоплива, поскольку сейчас правительство начинает «грубо регулировать цены, закрывать или квотировать экспорт зерновых культур, вводить для экспорта заградительные пошлины». В результате продукция аграрного сектора оказывается на внутреннем рынке. От подобного развития выигрывают животноводы, но может выиграть и глубокая переработка зерновых, а именно производство биотоплива внутри страны.
Однако нельзя обойти вниманием в этой связи работу Группы экспертов высокого уровня по вопросам продовольственной безопасности и питания, опубликованную еще в июне 2013 года. В ней отмечалось, что острота конкуренции между производством биотоплива и продовольствия, что создает угрозу продовольственной безопасности, зависит от ряда факторов: выбор сырья, вовлекаемые природные ресурсы (особенно земля и вода), уровень выбросов парниковых газов, урожайность, себестоимость сырья, применяемые технологии переработки. Уже в этой работе отслеживалась связь между развитием цены барреля нефти и производством биоэтанола. Понятно, что вытеснение двигателя внутреннего сгорания электромобилями и водородными двигателями резко уменьшит потребность в производстве биоэтанола и биодизеля для транспортных нужд.
Регулятор аграрного производства
Напомним, что в России в конце 2018 года Госдума приняла закон о регулировании производства биоэтанола и 4 декабря президент Владимир Путин его подписал. В нем отмечается, что действие закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта не будет распространяться на производство и (или) оборот автомобильного бензина, произведенного с добавлением этилового спирта или спиртосодержащей продукции. В этом законе понятие «биоэтанол» предлагается трактовать как денатурированный этиловый спирт, подвергнутый денатурации и содержащий не более 1% воды. Под моторным биотопливом предлагается понимать спиртосодержащую продукцию, произведенную с использованием биоэтанола. Идея закона базировалась на двух факторах: во-первых, перепроизводство зерна, а также сахарной свеклы на внутреннем рынке и, во-вторых, необходимость ограничения роста цен на бензин (за счет добавок биоэтанола). Дело в том, что при отсутствии новых рынков сбыта зерна менее эффективные районы, такие как Сибирь и Поволжье, будут терять свое производство в пользу более эффективных. А это приведет к потере сотен тысяч рабочих мест. Целые регионы потеряют свое сельскохозяйственное производство, так как привозить зерно из других более производительных регионов станет дешевле. Производство биоэтанола, кроме того, могло бы приносить налоговые поступления районам, не производящим нефтяное топливо. Возможности для расширения производства сырья для изготовления биотоплива в России, как считает Аблаев, имеются даже за счет расширения площади использования пахотных земель, процент вовлечения которых в России ниже, чем в других странах. На долю сельскохозяйственных земель в России приходится 13% от общей площади России, в том числе на пашню – 8%. Согласно сельскохозяйственной переписи 2016 года, 44% сельхозугодий в России не используется. В США доля пашни по сравнению с территорией страны составляет 16,9%, в Польше – 35,7%, в Украине – 56,1% (данные Latifundist.com). По данным Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в России используется 69% пахотных земель, в то время как в мире в среднем – 80%.
Однако положительным влиянием потепления климата применительно к России является удлинение вегетационного периода, расширение зоны безрискового земледелия за счет смещения его на север. Поэтому, отмечая слабую реализацию данного закона на практике, Аблаев учитывал и слабое использование в России как имеющихся пахотных земель, так и новых возможностей для их увеличения. Как он подчеркнул в своем докладе, «России нужно биотопливо не потому, что в стране мало нефти, а потому, что в России много сельского хозяйства».
Новое поколение
Более углубленный взгляд на создание биоэтанола второго поколения продемонстрировал профессор химического факультета МГУ, доктор химических наук Аркадий Синицын.
Чтобы для непосвященного читателя объяснить, что такое биотопливо второго поколения, следует привести данные, основанные на исследованиях специалистов немецкой фирмы Choren Industres GmbH, которые считают, что биоэтанол второго поколения обладает преимуществами: его можно напрямую подавать в инфраструктуру существующих распределительных систем снабжения автотранспорта горючим. Это возобновляемое топливо. Биоэтанол второго поколения практически не содержит СО2, серы и ароматических углеводородов и в сравнении с ископаемыми энергоносителями у него на 30–50% меньше выбросов в атмосферу. В сравнении с источниками солнечной и ветровой генерации у него более высокий потенциал, так как растения всегда имеются «под рукой». Биоэтанол второго поколения пригоден для дальних перевозок и длительного хранения и может производиться прямо на месте потребления. Для него характерна высокая плотность энергии (40 МДж-литр), и по качеству он сравним с синтетическим топливом из газа. У него более высокая выработка с гектара (4046 л дизель-эквивалента, у этанола 2500 л, а у растительного масла, производимого из рапса, – 1300 л). Но основным преимуществом на современном этапе является то, что биотопливо второго поколения производится из непищевых продуктов и, следовательно, не влияет на продовольственный рынок.
Биоэтанол второго поколения производится при использовании ферментов, служащих для расщепления целлюлозы на простые сахара. Специалисты Всемирного энергетического совета пришли к заключениям, что использование биогорючего второго поколения, то есть полученного путем использования преобразования биомассы в жидкость и получения этанола из целлюлозы, позволяет снизить выбросы парниковых газов на 90%.
Общий объем возобновляемых биоресурсов (ВБР) составляет на земном шаре более 1800 млрд т. Ежегодный прирост ВБР составляет от 130 до 200 млрд т (из них примерно 40 млрд т составляет прирост древесины).
К источникам ВБР относятся также отходы сельскохозяйственных, целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих производств – всего более 3,5 млрд куб. м в год. Непосредственно отходы деревообрабатывающих производств составляют в России 200 млн т в год (во всем мире – 960 млн т), сельскохозяйственные отходы составляют в России 260 млн т (во всем мире 3,4 млрд т). 80% от основной массы сырья представляют собой отходы. Для Европы это солома, стебли кукурузы, багасса (волокнистые остатки после переработки сорго, и т.п.) и многолетние растения. Для России это в основном солома. Выход нетоварной части зерновых культур значительно варьируется от вида культуры и в среднем учитывается произведением урожая на соответствующий коэффициент. Так, для пшеницы этот вход составит 120–150%, для кукурузы – 250%, подсолнечника – 280%, жом сахарной свеклы – 80% от общей массы сырья, древесный опил или отходы лесопереработки и заготовки – 40–60% от заготавливаемой древесины.
Главным в биомассе, если ее рассматривать с точки зрения сырья для производства этанола, является лигноцеллюлоза, и состоит она из углеводных полимеров (целлюлоза и гемицеллюлоза – 25–30%), а также ароматического полимера – лигнина. Одним из препятствий для производства этанола из биомассы является то, что сахара, необходимые для ферментации, задерживаются внутри лигноцеллюлозы. Лигноцеллюлоза эволюционировала, чтобы противостоять деградации и придать гидролитическую стабильность и структурную устойчивость клеточным стенкам растений. Иначе бы, по образному выражению Синицына, всю биомассу на Земле давно бы съела, условно говоря, плесень. Отходы целлюлозно-бумажной промышленности практически не содержат лигнина, от которого при производстве биотоплива стараются избавиться, поскольку он представляет собой физический барьер, препятствующий действию ферментов на целлюлозу.
Отсюда для извлечения ферментированных сахаров требуется сначала отделить целлюлозу от лигнина, а затем использовать кислотные или ферментативные методы для гидролиза вновь освобожденных целлюлоз для расщепления их на простые моносахариды. Отсюда существование множества методов предварительной обработки биомассы, которые делятся на механические (измельчение на мельницах различного типа – единственный сухой метод), химические, физические (микроволновый, радиационный и ультразвуковой), физико-химические и биологические. И затем с помощью биоконверсии или биотрансформации уже предварительно обработанное биологическое сырье при помощи ферментов превращается в конечный продукт. На стоимости конечного продукта отражается стоимость ферментов. Отсюда, делает вывод Синицын, покупать ферменты за рубежом невыгодно. В России же имеется два ферментных завода: «Сиббиофарм» в Бердске и «Агрофермент» в Москве. Поэтому рынок ферментных препаратов в России до последнего времени практически на 90% состоял из импортной продукции. Решение вопроса импортозамещения необходимых для сельского хозяйства биологически активных веществ было решением правительства возложено на предприятия ООО «Агрофермент» лишь в июне 2008 года. А выпуск первой продукции начался только в апреле 2014 года.
«НГ-энергия» продолжит публикации материалов с конференции в следующих номерах.
Биотопливо получает второй взгляд — и некоторые трудные вопросы
Биоэтанол рекламируется как экологически чистый способ снизить зависимость от российской нефти. Но новое моделирование предполагает, что это не то климатическое решение, на которое мы надеялись.
Фото: Daniel Acker/Bloomberg/Getty Images
Границы Кукурузного пояса всегда были размыты. Растянувшееся лоскутное одеяло из кукурузных полей на Среднем Западе США является одним из самых продуктивных сельскохозяйственных регионов на Земле. Более 36 процентов мировой кукурузы поступает из США, и почти вся она выращивается в горстке штатов, расположенных между Великими равнинами на западе и Аппалачами на востоке.
Но Кукурузный пояс уже в пути. За последние пару десятилетий сельскохозяйственные угодья, предназначенные для выращивания кукурузы, постепенно перемещались на север и запад. В Северной и Южной Дакоте пастбища, которые раньше использовались для выпаса скота или отведены для сохранения, были преобразованы в кукурузные поля. В период с 2005 по 2021 год площадь убранных под кукурузу земель в США увеличилась примерно на 14 процентов.
Одной из главных движущих сил этого сдвига стал биоэтанол — транспортное топливо, обычно производимое из ферментированной кукурузы. С 2005 года принятый правительством США стандарт возобновляемого топлива (RFS) предписывает производителям бензина добавлять кукурузный этанол в свое топливо. Количество, которое требуется для смешивания с RFS, увеличивалось с каждым годом с начала действия политики, и с 2016 года производителям бензина было дано указание ежегодно смешивать 15 миллиардов галлонов кукурузного этанола с транспортным топливом. Предполагалось, что RFS уменьшит зависимость от импорта топлива и уменьшит воздействие транспортного сектора на окружающую среду, но когда он был введен, некоторые ученые предупредили, что это может привести к увеличению общих выбросов. Теперь, похоже, эти прогнозы сбылись.
В феврале 2022 года Тайлер Ларк, ученый из Университета Висконсин-Мэдисон, опубликовал исследование, анализирующее влияние RFS. Ларк и его коллеги исследовали влияние, которое эта политика оказала на цены на урожай и расширение ферм в период с 2008 по 2016 год, сравнив реальную ситуацию с контрфактической ситуацией, когда производство биотоплива поддерживалось на уровне, установленном в более ранней версии RFS.
Исследование Ларк показало, что RFS значительно повысила цены на кукурузу. Это стимулировало увеличение общей площади пахотных земель в США на 2,1 миллиона гектаров в период с 2008 по 2016 год — рост на 2,4 процента. Часто площади, недавно преобразованные в пахотные земли, представляли собой пастбища на западной окраине Кукурузного пояса. «На протяжении тысячелетий эти пастбища создавали действительно богатые углеродом почвы. И что происходит, когда вы вспахиваете это, вы обнажаете большую часть этого и делаете его уязвимым для выброса в атмосферу», — говорит Ларк.
Предполагаемое преимущество биотоплива заключается в том, что, хотя оно по-прежнему выделяет углекислый газ при сгорании, этот углерод вытягивается из атмосферы растениями, из которых состоит топливо, а не выделяется из нефти, которая когда-то находилась под землей. Но рост топлива также создает выбросы. Самая большая проблема заключается в том, что земля, которая раньше была поглотителем углерода, распахивается для выращивания сельскохозяйственных культур, но производство удобрений также является основным источником выбросов, а внесение этих удобрений в землю также приводит к выбросу парниковых газов в виде выбросов закиси азота.
Самый популярный
цикл выбросов на 20 процентов ниже, чем у бензина. Но в этих прогнозах не учитывалось резкое влияние RFS на землепользование в США. «Я не думаю, что люди ожидали, что столько земли вернется в оборот», — говорит Ларк. Его исследование показало, что RFS повысила цены на кукурузу на 30 процентов, а цены на другие культуры — на 20 процентов. В ответ фермеры, которые ранее использовали свои земли для выпаса скота или участвовали в природоохранных мероприятиях, вместо этого начали выращивать сельскохозяйственные культуры. Все эти изменения в землепользовании по существу перевешивают сокращение выбросов парниковых газов, которое происходит за счет выращивания топлива вместо его выкачивания из нефтяных скважин.
Исследование Ларк проводится в решающий момент для будущего кукурузного этанола. Позднее в этом году Агентство по охране окружающей среды примет решение о том, сколько биотоплива следует смешивать с транспортным топливом США с 2023 года. А 12 апреля Белый дом временно отменил летний запрет на E15 — топливо, изготовленное из бензина, смешанного с 10,5–15% этанола. В США E15 запрещен в летние месяцы из-за того, что он реагирует на солнечный свет, создавая смог, но лоббисты и некоторые законодатели утверждают, что снятие запрета уменьшит зависимость страны от российской нефти и снизит цены на бензин. Ранее в этом месяце Конгресс проголосовал за запрет импорта нефти, газа и угля из России.
Увеличение производства этанола из кукурузы было бы большой ошибкой, считает Джейсон Хилл, эксперт по биотопливу из Университета Миннесоты. «Наука давно указала, что это не то, к чему мы стремимся», — говорит он. «В долгосрочной перспективе этанол почти ничего не сделал для нашей энергетической независимости и оказывает большое, непропорционально негативное влияние на окружающую среду и продовольственную безопасность».
Прогнозируемое воздействие этанола из кукурузы различается в зависимости от того, как вы оцениваете эти выбросы. В начале апреля группа сенаторов США, представляющих штаты Кукурузного пояса, написала письмо в EPA, призывая его принять модель, которая показывает, что биотопливо оказывает значительно большее воздействие на окружающую среду, чем предполагает исследование Ларка. Но в марте Хилл опубликовал статью в научном журнале PNAS , призывающий к более тщательному изучению моделей, используемых регулирующими органами, такими как EPA, для оценки биотоплива. Исследование Ларка «поддерживает другие недавние опасения, что эти широко используемые модели недооценивают последствия выбросов от изменения землепользования, что, в свою очередь, приводит к переоценке преимуществ кукурузного этанола для изменения климата», — пишет Хилл.
«Модели всегда неполные. Им обычно не хватает важных данных, которые в идеале были бы у них, но которых не существует или не существует во всем мире так широко, как хотелось бы», — говорит Ричард Плевин, бывший академик, который специализируется на моделировании биотоплива, а сейчас работает в качестве консультанта. В 2006 году он был частью команды Калифорнийского университета в Беркли, которая опубликовала исследование, в котором делается вывод о том, что этанол на основе кукурузы может оказывать меньшее воздействие на окружающую среду, чем бензин.
Самый популярный
С тех пор позиция Плевина полностью изменилась. «Мой вывод в конце всего этого — это заблуждение», — говорит он. Проблема, утверждает Плевин, в том, что невозможно точно оценить общие выбросы, возникающие в результате использования биотоплива. Последствия мандатов на биотопливо могут проявляться непредсказуемым образом. Если биотопливо вытеснит бензин в одной стране, это может снизить цены на бензин в других странах мира и привести к увеличению потребления топлива людьми. Добавьте к этому войну или торговое эмбарго, и вся динамика может снова измениться. «Вы можете предположить 10 различных сценариев того, как будут развиваться события, и вы получите 10 разных ответов, и все они могут быть одинаково реалистичными. Как вы строите политику вокруг этого?»
Для Плевина это оставляет нам очевидный выбор: полностью снизить нашу зависимость от жидкого топлива. «Если бы я был королем на один день, я бы прямо сейчас приложил все усилия к электрификации», — говорит он. Хилл соглашается. «Это больше не кукурузный этанол по сравнению с бензином. У них одинаковые интересы, и они оба испытывают давление со стороны электрификации, которая является их общим врагом», — говорит он.
Существуют и другие воздействия биоэтанола. Мировые цены на продовольствие подскочили на рекордные 13 процентов в прошлом месяце. Перенаправление части американской кукурузы с производства биоэтанола на продукты питания помогло бы снизить цены и восполнить утраченный экспорт из Украины и России. «Существует вся эта конкуренция за землю», — говорит Анни Левассер, профессор L’École de Technologie Supérieure, инженерного факультета в Монреале. «Если мы хотим посмотреть на влияние увеличения производства биотоплива, нам потребуются пахотные земли, и произойдет это перемещение».
Левассер и Хилл входят в комитет, созданный Национальными академиями наук, инженерии и медицины (NASEM) для оценки существующих методов анализа воздействия низкоуглеродного транспортного топлива. Отчет комитета, который будет опубликован в третьем квартале 2022 года, «содержит информацию, которую Агентство по охране окружающей среды может принять во внимание, если решит разработать новый стандарт RFS или низкоуглеродного топлива», — говорит Камилла Яндок Эйблс, старший программный сотрудник NASEM.
По мнению Лавассёра, производство биоэтанола уже достаточно высокое и его не следует увеличивать. Вместо этого правительству США следует искать другие способы сокращения выбросов от транспорта. «Мы не можем продолжать увеличивать спрос на энергию, а затем переводить все на биотопливо», — говорит она. «Нам действительно нужно снизить спрос».
Другие замечательные истории WIRED
- 📩 Последние новости о технологиях, науке и многом другом: получайте наши информационные бюллетени!
- Гонка за восстановление коралловых рифов мира
- Существует ли оптимальная скорость движения для экономии топлива?
- Пока Россия планирует свой следующий шаг, ИИ слушает
- Как выучить язык жестов онлайн
- NFT — это кошмар конфиденциальности и безопасности
- 👁️ Исследуйте ИИ, как никогда раньше, с нашей новой базой данных инструменты, чтобы стать здоровым? Ознакомьтесь с подборкой нашей командой Gear лучших фитнес-трекеров, беговой экипировки (включая обувь и носки) и лучших наушников. До этого он был технологическим журналистом в 9 лет.0046 Журнал New Scientist . Его первая книга «Будущее еды: как накормить планету, не разрушая ее » была опубликована в 2020 году. Рейнольдс является выпускником… Подробнее
Темы Производство древесной биомассы (биотоплива) в России
Позиция WWF России по развитию древесной биомассы (биотоплива)
Производство в РоссииВ последние годы некоторые крупные европейские
потребители биотоплива и международные производители пеллет проявляют все больший интерес
в российском древесном сырье. В 2009 году Европейский Союз обязался
увеличение доли возобновляемых источников в производстве энергии, в том числе
использование древесного биотоплива. Эту долю планируется увеличить как минимум до
27% к 2030 г.За пять лет с 2015 по 2019 гг.
экспорт российских пеллет увеличился почти вдвое: с 0,9от 3 до 1,94 миллиона
тонн. При этом 90% всех производимых в стране пеллет идет на экспорт.
в Европу и 5% в Азию. Доля внутреннего потребления остается
незначительный. Крупнейшая электростанция в Европе (в Великобритании), использующая древесину в качестве
для сравнения, биотопливо потребляет около 7,2 миллиона тонн в год. Есть
по-прежнему значительный потенциал для дальнейшего роста производства биотоплива и
экспорт в Россию.WWF России признает, что
инициативы по устойчивому производству и продвижению древесного топлива может способствовать более полному
использование древесины, в том числе решение острой проблемы утилизации лесопилки,
отходы деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, а также порубочные остатки и
низкосортная древесина. Это может быть реализовано
только при соблюдении ряда условий, которые предотвратят потенциальные отрицательные
экологические, социальные и экономические последствия :- Приоритет следует отдавать использованию древесины в
твердая форма, как древесные плиты, волокно, химические продукты, а также
предполагается, что продукты будут использоваться повторно, если это возможно, во время переработки.
использование древесины в качестве биотоплива должно быть последним в этом ряду и не должно допускать
конкурируя с другими видами использования древесины. - Только лесопильное, деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производство.
отходы бумажного производства, а также порубочные остатки и низкосортная древесина, в том числе
после прореживания следует использовать для производства биомассы, если эта древесина не востребована
для производства другой продукции. Недопустимо заготавливать древесину
специально для биотоплива на лесных землях. В настоящее время WWF России считает возможным
использовать леса на заброшенных сельскохозяйственных землях [1] для производства топливной биомассы,
в том числе за счет создания лесных насаждений специально для производства биотоплива [2]. - При использовании лесов для получения топливной биомассы
компании должны обеспечить, чтобы некоторое количество органического вещества оставалось в лесных экосистемах в
для поддержания содержания питательных веществ и предотвращения деградации лесов. Почвы,
на вырубках всегда следует оставлять пни и корни (за исключением некоторых случаев
борьбы с вредителями и болезнями леса). - При производстве биомассы компании должны
учитывать интересы местных сообществ и поддерживать традиционные лесные
использует местное население. Лесные массивы социально-культурного значения должны
быть идентифицированы и защищены. - Увеличение спроса на древесное биотопливо может
привести к росту нелегальных рубок. Компании должны строго контролировать
легальность происхождения древесины (порубочные остатки, низкосортная древесина), исключить
возможность попадания в производство древесины неизвестного происхождения и обеспечить
особый контроль за древесиной, поступающей после лесозаготовки, поскольку этот вид
ведение лесного хозяйства в настоящее время подвержено наибольшему риску правонарушений. - В настоящее время, когда риски незаконного
лесозаготовки и древесина, полученная из неустойчиво управляемых лесов и лесов с высоким
экологическая и социальная ценность высока, приоритет следует отдавать древесным
из FSC-сертифицированных лесов, а также в случае лесопильного, деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного производства.
отходы бумажной фабрики получены от фабрик, сертифицированных FSC. - При развитии производства биотоплива,
компании должны отдавать приоритет его использованию для местных нужд, что также будет способствовать
к сокращению внутренних выбросов CO 2 . Пеллеты и брикеты
предпочтительнее для дальних перевозок. В то же время следует
учитывать, что транспорт сам по себе требует использования энергии и,
соответственно, снижает эффективность использования биотоплива.
[1] В связи с недавними изменениями в
Российским законодательством стало возможным использование лесов на землях сельскохозяйственного назначения
на заготовку древесины (Постановление Правительства РФ от
1509от 21 сентября 2020 г. «Об особенностях использования, защиты, охраны,
и воспроизводство лесов на землях сельскохозяйственного назначения»).[2] В соответствии с законодательством о лесном
на сельскохозяйственных угодьях развивается, WWF России сформирует дополнительные
экологические и социальные требования, которые помогут снизить риски
незаконные рубки и деградация экосистем в результате неконтролируемого и
безответственного лесопользования на таких землях и во избежание конкуренции с
использование этих земель в сельском хозяйстве. - Приоритет следует отдавать использованию древесины в
Добавить комментарий