Перекрестное субсидирование что такое: Что такое перекрёстное субсидирование. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике России. Международный бенчмаркинг – Информационно-аналитическая система Росконгресс

Эксперты KPMG подготовили отчет, в котором представлены результаты исследования на базе анализа публичной статистической информации. Разработка методологии мониторинга объемов и структуры «Надбавок и сборов» в стоимости электроэнергии и мощности ОРЭМ и сетевых тарифах приведет к раскрытию информации рынком и в счетах. Внедрение процедуры оценки влияния существующих и инициируемых программ перекрестного субсидирования на «Индекс энергетической бедности» по регионам и «Индекс экспертной конкурентоспособности» стремительно формируют оценку возможных регуляторных решений. Комплексное изменение приоритетов использования и методов администрирования перекрестного субсидирования приведет к разработке сценария «Регуляторного маневра».

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Перекрестное субсидирование является формализованным инструментом энергетической и климатической политики, а также прямой тарифной поддержки энергоемких экспортеров на рынках ЕС и США. Однако оно остается «серой зоной» регулирования российского рынка.

Опыт стран ЕС и штатов США показали, что перекрестное субсидирование (ПС) — административно устанавливаемые надбавки и скидки в ценах потребителей и поставщиков — является важнейшим инструментом для достижения как целей устойчивого развития в социально-экономической сфере, так и целей климатической повестки и декарбонизации. Использование «перекрестки» обусловлено наличием эффекта «несостоятельности рынка» — неспособности либерализованного энергорынка давать правильные ценовые сигналы для решения ряда задач устойчивого развития только за счет механизмов баланса спроса и предложения. Лидером по «перекрестке» является Германия, рынки Франции и Великобритании имеют схожую, но меньшую по объему структуру перекрестного субсидирования. По расчетам BDEW, крупнейшим бенефициаром «перекрестки» стран ЕС и США является энергоемкая промышленность. При этом социальные программы в странах ЕС и регионах США являются существенной частью «перекрестки» и включают социальные тарифы, межтерриториальное перекрестное субсидирование и поддержку муниципальных бюджетов. Модели администрирования ПС в ЕС и в США принципиально отличаются от каскадной модели в России тем, что платежи перекрестного субсидирования вынесены в отдельную категорию затрат как для целей учета, так и для целей ценообразования. По уровню энергетической бедности Россия в 1,5 раза превосходит ЕС.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-chto-takoe-energetika-budushchego/search/#00:24:32.256

Технологическое отставание экономики России продолжает нарастать, поэтому необходима перенастройка «перекрестки», что может создать механизм «рывка вперед» и заставить средства рынка работать.

Ускоренный и неравномерный рост нагрузки по группам потребителей спровоцировал обострение исторических проблем и новые негативные последствия в отрасли, включая появление «отрицательной перекрестки». Прогнозируется рост вклада социальных тарифов и программ повышения балансовой надежности на фоне снижения доли технологического перевооружения. Агентами по взиманию надбавок в составе конечных цен на электроэнергию выступают гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании. Таким образом, даже в случае ликвидации «перекрестки в сетях» тарифы населения останутся ниже коммерческих. Анализ структуры «перекрестки» показывает, что существенные искажения тарифных решений в сетях являются следствием роста доли надбавок в цене ОРЭМ.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-transformatsiya-energosbytovoy-deyatelnosti-strategicheskie-orientiry-i-deystviya-v-usloviyakh-neopr/search/#00:02:16.448

Углеводородное преимущество России продолжает размываться. Без перехода к декарбонизации и изменению методов администрирования «перекрестки» инвестиционный потенциал российской энергетики будет ограничен, а конкурентоспособность экономики снижена.

Расчеты МОБ демонстрируют, что ключевым для неэффективности является фактор технологического отставания в энергетике, обрабатывающей промышленности, транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве. Потребители различаются по степени «чувствительности» в зависимости от вида энергоносителя. Основной потенциал повышения эффективности находится в секторе жилых и коммерческих зданий. Повышение тарифов является действенным методом повышения эффективности ИЖС и коммерческих зданий, но фактически не дает стимулов для роста эффективности в энергоемких отраслях, МКД, а также у малообеспеченных слоев населения. В этом контексте «запас прочности» КЭП в части роста тарифов и субсидирования остальных потребителей весьма ограничен как в мире, так и в России, а высокие тарифы становятся барьером для изменений. Низкая эффективность газовой генерации на ПСУ сводит на нет преимущества низких внутрироссийских цен на газ для экономики.

Видео: https://roscongress. org/sessions/rew-2019-globalnye-vyzovy-i-trendy-razvitiya-vie-/search/#00:48:27.135

Первым шагом трансформации может стать разработка сценария «Регуляторного маневра» по комплексному изменению приоритетов использования и методов администрирования перекрестного субсидирования в России.

Наличие двух развилок создает поле возможных векторов развития рынка, различающихся как приоритетами использования имеющихся финансовых ресурсов энергорынка, так и набором инструментов, а значит, и различной степенью адресности и эффективности использования средств перекрестного субсидирования.

В КПМГ установили, что ценовые параметры рынка при сценарии вектора «Status Quo» продолжат таргетироваться как «рост по инфляции» без адресного подхода к отдельным группам потребителей. Эффективность использования «перекрестки» для ликвидации энергетической бедности остается низкой, так как, с одной стороны, низкие цены для населения не решат проблемы низкой энергоэффективности зданий, а с другой, продолжат необоснованно предоставлять льготы гражданам с высокими доходами. При сценарии вектора «Большие планы» ключевым является разворот целеполагания электроэнергетики в сторону активной реализации климатической повестки и декарбонизации производства электроэнергии вплоть до near zero к 2050 г. при сохранении неизменных механизмов администрирования и системы ценообразования оптового и розничного рынков электроэнергии. Несмотря на изменение приоритетов использования «перекрестки» на стороне генерации, в отношении потребителей методы администрирования распределения ценовой нагрузки остаются неизменными. При сценарии вектора «Регуляторной маневр» уровень тарифной нагрузки возрастет для населения.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-transformatsiya-energosbytovoy-deyatelnosti-strategicheskie-orientiry-i-deystviya-v-usloviyakh-neopr/search/#00:01:37.280

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс — Энергетика, Институты развития и механизмы поддержки и ЖКХ, посвященными развитию энергетического межотраслевого комплекса, а также деятельности институтов развития как организаций, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры.

Источник

KPMG

Дата выхода

15.07.2020

Темы

ЖКХИнституты развития и механизмы поддержкиЭнергетика

В Якутии сокращается перекрестное субсидирование по электроэнергии

YKTIMES.RU > Новости > В Якутии сокращается перекрестное субсидирование по электроэнергии

26.10.2022

YKTIMES.RU – В ходе XXXIX (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) 25 октября 2022 года рассмотрен проект регионального закона, вносящий изменения в региональную систему льготного тарифообразования, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

Проект Закона Республики Саха (Якутия) № 489-6 «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение», разработанный по законодательной инициативе Правительства РС (Я) в первом чтении представила председатель Государственного комитета РС (Я) по ценовой политике Антонина Винокурова.

В рамках своего доклада она пояснила основные моменты, связанные с актуализацией положений Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-3 № 25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение» (информация дополняется).

С содокладом выступил председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев.

Вопросы докладчику задали первый вице-спикер парламента Якутии Александр Жирков, народные депутаты республики Вячеслав Куличкин, Владимир Богданов, Иван Данилов. В своих выступлениях парламентарии отметили необходимость проработки направлений в системе тарифообразования, важные для населения республики (информация дополняется).

Законопроектом предлагается:

– изменить наименование и актуализировать некоторые положения закона о льготных тарифах;

– скорректировать категории лиц, имеющих право на льготные тарифы;

– признать утратившим силу пункт 3 части 1 и актуализировать часть 2 статьи 3 закона о льготных тарифах;

– скорректировать основания для предоставления льготных тарифов.

В пояснительной записке законопроекта отмечено, что в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2306 в Правила определения и применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 895, с 2022 года введен запрет на финансирование перекрестного субсидирования населения в изолированной зоне электрической энергии и мощности за счет субсидии на выравнивание энерготарифов.

Таким образом, у Республики Саха (Якутия) возникает обязательство финансирования за счет средств регионального бюджета (в рамках субсидий ОКК) межтарифной разницы для населения на территориях изолированных зон энергоснабжения.

Как пояснил председатель постоянного комитета парламента Якутии по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев, рассматриваемый законопроект, прежде всего, предназначен нивелировать повышение тарифов в республике.

В частности, в проекте Закона Республики Саха (Якутия) № 489-6 «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение» в соответствии с приложением № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 определен перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

На основании вышеизложенного, необходима корректировка пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 3 статьи 4 Закона в соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией.

Основанием для корректировки пункта 4 части 1 статьи 3 и части 3.1 статьи 4 Закона является необходимость введения на период 2022-2027 годов механизма поддержки малого и среднего бизнеса, а также установления льготных тарифов для физических лиц, владеющих гаражами, в связи с существенным ростом экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию (мощность) ввиду значительного повышения цен на топливно-энергетические ресурсы и изменения методических указаний по расчету регулируемых цен в сфере теплоснабжения (далее – методика), требующих включения выпадающих доходов предыдущего года и расчетной предпринимательской прибыли.

Так, из 597 тарифов на тепловую энергию установленных на 2022 год по 154 тарифам рост сложился выше уровня 10 %, из них по 80 тарифам рост сложился выше 15 %, в том числе по 11 тарифам рост выше 35 %.

На 2023 год с учетом повышения цен на топливно-энергетические ресурсы и изменения методики по 409 из 574 установленных тарифов ожидается рост выше 10 %, в том числе по Нерюнгринскому району выше 70 %.

Изменения в пункт 2.2 части 1 статьи 3 и пункт 2.1 статьи 4 Закона вносятся в целях приведения их редакции в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Признание утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 3 Закона предлагается ввиду утраты его актуальности. Льготные тарифы для потребителей, определенных в указанном пункте в настоящее время не устанавливаются.

Распространение действия положений пунктов 2.1 и 4 части 1 статьи 3, части 3 и 3.1 статьи 4 Закона (в редакции законопроекта) на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 года, обусловлено необходимостью установления льготных тарифов на тепловую (для субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, владеющих гаражами) и экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию (для населения, проживающего в изолированной зоне энергоснабжения) с указанного срока.

При этом проектом предлагается распространить действие положений пункта 4 части 1 статьи 3 и части 3.1 статьи 4 (в редакции законопроекта) до 30 июня 2027 года.

«Если раньше федеральный закон по выравниванию тарифов в электроэнергетике действовал в основном за счет западной части страны, то сегодня эта нагрузка снимается. Сегодня все субъекты Дальневосточного федерального округа перешли на фактический тариф, разницу платит каждый регион за счет средств своего бюджета, за исключением Республики Саха (Якутия). У нас осуществлялось перекрестное субсидирование.

До текущего года Якутия получала довольно большую сумму на выравнивание энерготарифов из федерального бюджета. Сегодня возмещение уменьшается, поэтому нагрузка на бюджет республики, начиная с 2023 года увеличится. Мы должны возместить суммы из бюджета республики, в рамках субсидий ОКК (организации коммунального комплекса), чтобы тарифы остались подъемными для нашего населения и предприятий. Нам предстоит работать в этом направлении», – рассказал Юрий Николаев, комментируя законопроект.

Отметим, что перекрестное субсидирование в электроэнергетике – это метод социального, экономического и политического регулирования цен на электричество. Он подразумевает, что часть оплаты за потребленную электроэнергию с плеч населения и объектов социальной сферы перекладывается на промышленность и предприятия. Фактически происходит перераспределение тарифов под контролем государства. Эта особенность тарификации была введена в 1990-х, в период экономического кризиса. Сегодня считается, что такая мера ограничивает темпы развития самой энергетики, промышленности, экономики в целом.

По итогам рассмотрения законопроект принят в первом чтении.

Теги: перекрестное субсидирование, электроэнергия


Также вас может заинтересовать:

  • Авария на системах электроснабжения в Западной Якутии (25.10.2022)
  • Рост цен на электроэнергию для промышленности в 2023 году может составить 8,6% (24.10.2022)
  • Украину отрезали от энергии Запорожской АЭС (4.09.2022)
  • Заводы Центральной России и Урала сократили потребление электроэнергии на 4% (30. 08.2022)

Написать ответ:


ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ определение | Кембриджский словарь английского языка

Хотя вопросы, касающиеся непреднамеренного перекрестного субсидирования , безусловно, заслуживают внимания, но они выходят за рамки данной статьи.

Из Кембриджского корпуса английского языка