Организация коммерческого учета электроэнергии в сетевой организации: Коммерческий учет электрической энергии | ООО «ВОЛГАЭНЕРГОСЕТЬ»

Содержание

Коммерческий учет электрической энергии | ООО «ВОЛГАЭНЕРГОСЕТЬ»

  1. Общая информация
  2. Нормативные документы
  3. Паспорта процессов
  4. Типовые формы документов 
  5. Порядок выполнения мероприятий, связанных с обеспечением коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии и (или) для оказания коммунальных услуг по электроснабжению

1. Общая информация

  • В соответствии Основными положениями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением от 04.05.2012 в редакции постановления Правительства РФ от 18.04.2020 № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», предусмотрено, что с 01.07.2020 приобретение, установка, замена, эксплуатация и поверка измерительных трансформаторов, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии в составе измерительных комплексов (включающих прибор учета электроэнергии, измерительные трансформаторы и вторичные цепи), осуществляется соответствующими сетевыми организациями на розничных рынках (внутри многоквартирных домов обязательства несут гарантирующие поставщики).
  • Согласно постановления Правительства РФ от 18.04.2020 № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», а также Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» сетевая компания ООО «ВОЛГАЭНЕРГОСЕТЬ» с 01.07.2020г. начала проводить внедрение  интеллектуальных приборов учета электрической энергии с целью повышения энергетической эффективности и развития систем учета электроэнергии (мощности).

  • Интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) — совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.
  • Система учета — совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.
  • Измерительный комплекс — совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены), предназначенные для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
  • Интегральный прибор учета — прибор учета, обеспечивающий учет электрической энергии суммарно по состоянию на определенный момент времени.
  • Коммерческий учет — процесс измерения объемов электрической энергии и значений электрической мощности, сбора и обработки результатов измерений, формирования расчетным путем на основании результатов измерений данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) в соответствующих группах точек поставки, а также хранения и передачи указанных данных.
  • Коммерческий учет электрической энергии и контроль его осуществления субъектами розничного рынка электроэнергии осуществляют сетевые организации.

Порядок осуществления коммерческого учета сетевыми организациями:

Сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).

Смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители (обслуживающие их организации) и производители электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства (энергетические установки) имеют непосредственное присоединение к электрическим сетям сетевой организации, представляют такой сетевой организации показания расчетных приборов учета, расположенных в границах балансовой принадлежности их электрических сетей (энергопринимающих устройств) с соблюдением формы и периодичности представления, определенных в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии. Форма представления показаний расчетных приборов учета должна соответствовать типам приборов учета, которыми в соответствии с настоящим разделом оборудуются точки поставки на розничном рынке.

Сетевые организации вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.

Смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители и производители электрической энергии также должны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей сетевой организации к приборам учета, расположенным в границах балансовой принадлежности их электрических сетей, для целей осуществления проверки состояния таких приборов учета и снятия проверочных (контрольных) показаний.

Сетевая организация осуществляет контрольные проверки приборов учета не реже 1 раза в полгода, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии не установлено иное.


2. Нормативные документы

  • Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)».

  • Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ.

  • Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 26. 06.2008 N 102-ФЗ.

  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.04.2022) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

  • Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 28.12.2021) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»).

  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

  • Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июля 2015 г. N 1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».

  • Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 28 декабря 2018 г. N 5329 «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».

  • Приказ Минпромэнерго России от 22.02.2007г. №49 «О порядке расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон в договорах об оказании услуг по передаче электрической энергии (договорах энергоснабжения)».

  • Положение Минтопэнерго РФ от 16.09.1998г. «О порядке проведения ревизии и маркирования специальными знаками визуального контроля средств учета электрической энергии».

  • Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии.

  • Приказом Минпромэнерго России от 22.02.2007г. №49 «О порядке расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон в договорах об оказании услуг по передаче электрической энергии (договорах энергоснабжения)»
  • Положение Минтопэнерго РФ от 16.09.1998г. «О порядке проведения ревизии и маркирования специальными знаками визуального контроля средств учета электрической энергии»

3. Паспорта процессов

  • Допуск в эксплуатацию
  • Снятие контрольных показаний приборов учета
  • Согласование места установки
  • Проверка приборов учета
  • Прием показаний
  • Допуск уполномоченных


4. Типовые формы документов 

Порядок замены приборов учета электроэнергии – регламентированный законом процесс. Согласно ст.13  Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» замена счетчика электроэнергии должна проводиться в присутствии представителей двух организаций – сбытовой и сетевой. В процессе замены прибора учета должны быть зафиксированы показания потребления электроэнергии, эти данные должны быть подтверждены и представителями сбытовой, и сетевой организаций. Только в этом случае замена считается корректной.

Таким образом специалисты ООО «ВОЛГАЭНЕРГОСЕТЬ» должны зафиксировать показания прибора учета до снятия пломбы, а затем после установки счетчика засвидетельствовать ее и передать информацию о замене счетчика в сбытовую компанию для приемки. В случае, если потребитель, устанавливая прибор учета при содействии сторонних организаций, не фиксирует показания счетчика в присутствии специалиста сетевой организации, данный факт рассматривается как несанкционированное вмешательство в работу прибора учета и составляется акт безучетного потребления электроэнергии для дальнейшего разбирательства.

 

  • Заявка физического лица на установку прибора(ов) учета электрической энергии
  • Заявка программирование учета электрической энергии 
  • Заявка индивидуального или юридического лица на установку прибора(ов) учета электрической энергии
  • Акт снятия показаний расчетного прибора учета с допуском
  • Акт снятия показаний расчетного прибора учета без допуска

5.  Порядок выполнения мероприятий, связанных с обеспечением коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии и (или) для оказания коммунальных услуг по электроснабжению

Прибор учета — электроизмерительный прибор, либо совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно — измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Согласно п.11 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 Цифровая трансформация энергетической инфраструктуры обозначена в качестве одного из приоритетных направлений развития электроэнергетической отрасли. Утвержден Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018г. № 16) (действует с 24.12.2008г.). Для выполнения данной задачи ООО «ВОЛГАЭНЕРГОСЕТЬ» с 01.07.2020г. проводит работы по установке интеллектуальной системы учета электрической энергии (умных приборов учета). Умные приборы предназначены для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающие информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами.

Более того государственными органами власти принят Федеральный закон № 522-ФЗ от 27.12.2018г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации, а именно статья 37 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003г. «Об электроэнергетике» дополняется пунктом 5 следующего содержания:

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии (мощности) и иные владельцы приборов учета электрической энергии не вправе препятствовать обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе использованию для этих целей данных, получаемых с использованием принадлежащих им приборов учета электрической энергии, и контролю за осуществлением коммерческого учета электрической энергии (мощности), включая проверку приборов учета электрической энергии, установленных в границах объектов, принадлежащих субъектам электроэнергетики или потребителям электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании».

Все вышеуказанные изменения вступают в силу с 01.07.2020г.

 

На основании Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2017 г. N 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей» (с изменениями и дополнениями) согласно:

  • пункта 144 «Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, — на границах земельных участков). ..»;
  • пункта 156 «Если приборы учета, соответствующие требованиям пункта 137 настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):
  1. В качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;
  2. При равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;
  3. При равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;
  4. При равенстве условий, указанных в абзацах втором – четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета».

По всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 1 января 2022 года, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

 

Согласно Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» (с изменениями и дополнениями):

  • Владельцы интеллектуальных систем учета должны предоставить пользователям интеллектуальных систем учета возможность получать информацию непосредственно (визуально) с дисплеев приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальной системе учета, выносных дисплеев (при отсутствии дисплея на приборе учета) и посредством предоставления удаленного доступа к функциям (информации) интеллектуальной системы учета.
  • Доступ для визуального получения информации с прибора учета электрической энергии осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии для случаев контрольного снятия показаний приборов учета электрической энергии.
  • Минимальный набор информации, который может получить пользователь интеллектуальной системы учета непосредственно с прибора учета электрической энергии, определяется требованиями к функциям приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета, установленными настоящими Правилами.
  • Владельцы интеллектуальных систем учета посредством удаленного доступа должны предоставить пользователям интеллектуальных систем учета возможность использования функций интеллектуальной системы учета.​
  • Предоставление пользователям интеллектуальной системы учета удаленного доступа для получения информации, содержащейся в интеллектуальной системе учета, а также использование функций интеллектуальной системы учета в объеме, предусмотренном настоящими Правилами, осуществляются на безвозмездной основе.
  • Реализация функции полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (приостановление или ограничение предоставления коммунальной услуги), а также возобновления подачи электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки, оснащенных приборами учета электрической энергии, присоединенными к интеллектуальной системе учета, имеющих техническую возможность в соответствии с настоящими Правилами, и должна обеспечивать соблюдение порядка, предусмотренного Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
  • Реализация функции установления и изменения зон суток (часов, дней недели, месяцев), по которым прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета, осуществляется суммирование объемов электрической энергии, в случаях и порядке, которые предусмотрены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и (или) Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, должна обеспечивать удаленное изменение тарифных зон в приборе учета электрической энергии, присоединенном к интеллектуальной системе учета. Дополнительно для гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) должна обеспечиваться возможность отнесения точек поставки обслуживаемых им потребителей электрической энергии, осуществивших выбор дифференцированного тарифа, к соответствующим тарифным зонам.

 

Требования к организации учета электроэнергии

Прибор учета электроэнергии — средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления (производства, передачи) электрической энергии потребителями (гарантирующим поставщиком, сетевыми организациями).

Приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу настоящего документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, с максимальной мощностью менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета класса точности 1,0 и выше — для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже и класса точности 0,5S и выше — для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 120 дней и более или включенные в систему учета.

Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. Допускается использование измерительных трансформаторов напряжения класса точности 1,0 для установки (подключения) приборов учета класса точности 2,0.

Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений

Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке — пломбу энергоснабжающей организации.

На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках — с давностью не более 2 лет

Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах, комплектных распределительных устройствах, на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.

Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.

Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 — 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

Должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1 град. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.

Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.

Схемы подключения электросчетчиков*

Схема подключения однофазного электросчетчика

Схема подключения трехфазного электросчетчика к трехфазной 3-х или 4-х проводной сети

Схема подключения трехфазного электросчетчика с помощью трех трансформаторов тока к трехфазной 3-х или 4-х проводной сети

Схема подключения трехфазного электросчетчика с помощью трех трансформаторов тока и трех трансформаторов напряжения к трехфазной 3-х или 4-х проводной сети

* — представленные выше схемы подключения электросчетчиков являются типовыми и могут отличаться в зависимости от завода-изготовителя и места установки. При установке электросчетчика необходимо руководствоваться паспортом завода-изготовителя на данное изделие.

Основные метрологические характеристики электросчетчиков**

 

Однофазные:

Номинальное напряжение – 230 В

Номинальный ток – 5(60) или 10(100) А

Трехфазные прямого включения:

Номинальное напряжение – 3х230/400 В

Номинальный ток – 5(60) или 10(100) А

Трехфазные трансформаторного включения:

Номинальное напряжение – 3х57,7/100 или 3х230/400 В

Номинальный ток – 5(7,5) или 5(10) А

 

** — приведенные выше метрологические характеристики электросчетчиков могут отличаться в зависимости от модели и завода-изготовителя.

Системы возобновляемой энергии, подключенные к сети | Министерство энергетики

Энергосбережение

При подключении домашней энергосистемы к электросети изучите и примите во внимание необходимое оборудование, а также требования и соглашения вашего поставщика электроэнергии. | Фото любезно предоставлено Solar Design Associates, Inc.

В то время как системы возобновляемой энергии способны снабжать энергией дома и малые предприятия без какого-либо подключения к электросети, многие люди предпочитают преимущества, которые дает подключение к сети.

Система, подключенная к сети, позволяет снабжать ваш дом или малый бизнес возобновляемой энергией в те периоды (ежедневно и сезонно), когда светит солнце, течет вода или дует ветер. Любая избыточная электроэнергия, которую вы производите, возвращается в сеть. Когда возобновляемые ресурсы недоступны, электроэнергия из сети обеспечивает ваши потребности, исключая расходы на устройства хранения электроэнергии, такие как батареи.

Кроме того, поставщики электроэнергии (т. е. электроэнергетические компании) в большинстве штатов разрешают чистое измерение, когда избыточная электроэнергия, вырабатываемая подключенными к сети системами возобновляемой энергии, «возвращает» ваш счетчик электроэнергии, когда он подается обратно в сеть. Если вы используете больше электроэнергии, чем ваша система подает в сеть в течение определенного месяца, вы платите своему поставщику электроэнергии только за разницу между тем, что вы использовали, и тем, что вы произвели.

Некоторые вещи, которые вам необходимо знать, когда вы думаете о подключении вашей домашней энергосистемы к электросети, включают:

  • Оборудование, необходимое для подключения вашей системы к сети
  • Требования к подключению к сети от вашего поставщика электроэнергии
  • кодексы и требования сообщества

Оборудование, необходимое для систем, подключенных к сети

Помимо основных небольших компонентов системы возобновляемой энергии, вам потребуется приобрести некоторое дополнительное оборудование (так называемое «баланс системы»), чтобы безопасно передавать электроэнергию на ваши нагрузки и соответствовать требованиям вашего поставщика электроэнергии к подключению к сети. . Вам могут понадобиться следующие предметы:

  • Оборудование для кондиционирования воздуха
  • Оборудование для обеспечения безопасности
  • Счетчики и контрольно-измерительные приборы.

Поскольку требования к подключению к сети различаются, вам или поставщику/установщику вашей системы следует связаться с поставщиком электроэнергии, чтобы узнать о его конкретных требованиях к подключению к сети, прежде чем приобретать какую-либо часть вашей системы возобновляемой энергии. См. нашу страницу о требованиях к оборудованию баланса системы для малых систем возобновляемой энергии.

Требования к подключению к сети от вашего поставщика электроэнергии

В настоящее время требования к подключению систем распределенной генерации, таких как домашние возобновляемые источники энергии или ветряные системы, к электросети сильно различаются. Но все поставщики электроэнергии сталкиваются с общим набором проблем при подключении небольших систем возобновляемой энергии к сети, поэтому правила обычно касаются безопасности и качества электроэнергии, контрактов (которые могут потребовать страхования ответственности), а также учета и тарифов.

Вам необходимо связаться с поставщиком электроэнергии напрямую, чтобы узнать о его конкретных требованиях. Если у вашего поставщика электроэнергии нет лица, назначенного для рассмотрения запросов на подключение к сети, попробуйте связаться с комиссией штата по коммунальным предприятиям, группой защиты прав потребителей коммунальных услуг штата (представляет интересы потребителей перед государственными и федеральными регулирующими органами и в судах), с представительством потребителей штата. офис или государственное энергетическое управление.

Обеспечение безопасности и качества электроэнергии при подключении к сети

Поставщики электроэнергии хотят быть уверены, что ваша система включает компоненты безопасности и качества электроэнергии. Эти компоненты включают в себя переключатели для отключения вашей системы от сети в случае скачка напряжения или сбоя питания (чтобы ремонтники не были поражены электрическим током) и оборудование для регулирования мощности, чтобы гарантировать, что ваша мощность точно соответствует напряжению и частоте электричества, протекающего через сеть. .

Пытаясь решить вопросы безопасности и качества электроэнергии, несколько организаций разрабатывают национальные руководства по производству, эксплуатации и установке оборудования (ваш поставщик/установщик, местная организация по возобновляемым источникам энергии или поставщик электроэнергии должны знать, какие стандарты применяются). для вашей ситуации и как их реализовать):

  • Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE) разработал стандарт, который касается всех подключенных к сети распределенных генераторов, включая системы возобновляемой энергии. IEEE 1547-2003 содержит технические требования и тесты для работы в сети. Дополнительную информацию см. в Координационном комитете по стандартам IEEE по топливным элементам, фотоэлектрическим элементам, рассредоточенной генерации и хранению энергии.
  • Underwriters Laboratories (UL) разработала UL 1741 для сертификации инверторов, преобразователей, контроллеров заряда и выходных контроллеров для автономных и подключенных к сети систем возобновляемой энергии. UL 1741 подтверждает, что инверторы соответствуют стандарту IEEE 1547 для приложений, подключенных к сети.
  • Национальный электротехнический кодекс (NEC), продукт Национальной ассоциации противопожарной защиты, касается безопасности электрооборудования и электропроводки.

Хотя штаты и поставщики электроэнергии не уполномочены на федеральном уровне принимать эти кодексы и стандарты, ряд комиссий и законодательных органов по коммунальным предприятиям теперь требуют, чтобы правила для систем распределенной генерации основывались на стандартах IEEE, UL и NEC.

Кроме того, некоторые штаты в настоящее время проводят «предварительную сертификацию» определенных моделей оборудования как безопасных для подключения к государственной электросети.

Контрактные вопросы для систем, подключенных к сети

При подключении вашей небольшой системы возобновляемой энергии к сети вам, вероятно, потребуется подписать соглашение о подключении с поставщиком электроэнергии. В вашем соглашении поставщики электроэнергии могут потребовать от вас выполнения следующих действий:

  • Страхование гражданской ответственности. Страхование ответственности защищает поставщика электроэнергии в случае аварий, связанных с работой вашей системы. Большинство домовладельцев несут ответственность в размере не менее 100 000 долларов США по своим страховым полисам (хотя вы должны убедиться, что ваш полис покрывает вашу систему), чего часто бывает достаточно. Имейте в виду, однако, что ваш поставщик электроэнергии может потребовать, чтобы вы несли больше. Некоторые поставщики электроэнергии могут также потребовать от вас возмещения ущерба за любой потенциальный ущерб, убытки или травмы, вызванные вашей системой, что иногда может быть непомерно дорогим.
  • Плата за сборы и другие платежи. Вас могут попросить оплатить разрешительные сборы, сборы за проектирование/инспекцию, сборы за измерения (если установлен второй счетчик) и резервные платежи (чтобы покрыть затраты поставщика электроэнергии на обслуживание вашей системы). в качестве резервного источника питания). Заранее определите эти затраты, чтобы учесть их в стоимости вашей системы, и не бойтесь подвергать сомнению те из них, которые кажутся неуместными.

В дополнение к страховке и сборам, вы можете обнаружить, что ваш поставщик электроэнергии требует большого количества документов, прежде чем вы сможете продолжить работу со своей системой. Тем не менее, поставщики электроэнергии в нескольких штатах в настоящее время стремятся оптимизировать процесс заключения договоров, упрощая соглашения, устанавливая сроки для обработки документов и назначая представителей для обработки запросов, связанных с подключением к сети.

Механизмы учета и тарифов для систем, подключенных к сети

В системе, подключенной к сети, когда ваша система возобновляемых источников энергии производит больше электроэнергии, чем вы можете использовать в данный момент, электроэнергия поступает в электрическую сеть, чтобы ваша коммунальная служба могла использовать ее в другом месте. Закон о политике регулирования коммунальных предприятий 1978 года (PURPA) требует, чтобы поставщики электроэнергии покупали избыточную мощность у подключенных к сети малых систем возобновляемой энергии по цене, равной затратам поставщика электроэнергии на производство самой энергии. Поставщики электроэнергии обычно реализуют это требование с помощью различных механизмов учета. Вот механизмы измерения, с которыми вы, вероятно, столкнетесь:

  • Чистая купля-продажа — В соответствии с этой договоренностью устанавливаются два однонаправленных счетчика: один регистрирует электроэнергию, полученную из сети, а другой регистрирует избыточную электроэнергию, произведенную и возвращенную в сеть. Вы платите по розничному тарифу за электроэнергию, которую используете, а поставщик электроэнергии покупает вашу избыточную генерацию по избегаемой стоимости (оптовый тариф). Может существовать значительная разница между розничным тарифом, который вы платите, и расходами поставщика энергии, которых удалось избежать.
  • Чистый учет — Чистый учет обеспечивает наибольшую выгоду для вас как потребителя. В соответствии с этой договоренностью один двунаправленный счетчик используется для регистрации как электроэнергии, которую вы получаете из сети, так и избыточной электроэнергии, возвращаемой вашей системой обратно в сеть. Счетчик вращается вперед, когда вы потребляете электричество, и вращается назад, когда избыток подается в сеть. Если в конце месяца вы использовали больше электроэнергии, чем произвела ваша система, вы платите за эту дополнительную электроэнергию по розничной цене. Если вы произвели больше, чем использовали, поставщик электроэнергии обычно платит вам за дополнительную электроэнергию по сниженной стоимости. Реальное преимущество чистого измерения заключается в том, что поставщик электроэнергии, по сути, платит вам по розничной цене за электроэнергию, которую вы возвращаете в сеть.

Некоторые поставщики электроэнергии теперь позволяют вам переносить остаток чистой дополнительной электроэнергии, вырабатываемой вашей системой, из месяца в месяц, что может быть преимуществом, если ресурс, который вы используете для производства электроэнергии, является сезонным. Если в конце года вы произвели больше, чем использовали, вы утратите избыточную генерацию в пользу поставщика электроэнергии.

  • Учить больше
  • Ссылки

Системы возобновляемой энергии, подключенные к сети

Снижение потребления электроэнергии и затрат
Узнать больше

Планирование домашних систем возобновляемой энергии
Узнать больше

Оборудование баланса системы, необходимое для систем возобновляемой энергии
Узнать больше

Автономные или автономные системы возобновляемой энергии
Узнать больше

Использование солнечной энергии дома
Узнать больше

Малые ветроэлектрические системы
Узнать больше

Системы микрогидроэнергетики
Узнать больше

Гибридные ветряные и солнечные электрические системы
Узнать больше

  • Федеральные налоговые льготы для малых солнечных и ветряных электростанций

Введение в чистый учет

Чистое измерение (также известное как чистое измерение энергии или NEM) — это механизм выставления счетов, который позволяет предприятиям и частным лицам, производящим собственную электроэнергию, поставлять неиспользованную энергию обратно в свою местную энергосистему и получать кредит на ее розничную цену. Хотя это простая концепция, она может привести к сложным вопросам:

  • Все ли схемы чистого измерения созданы одинаково?
  • Где разрешен чистый замер?
  • Каковы преимущества чистого измерения?

К концу этого обзора вы должны лучше понимать, как работают чистые измерения и как применяются различные концепции чистых измерений, такие как кредиты на возобновляемую солнечную энергию (REC). Для многих предприятий и домовладельцев чистые измерения являются ключевой особенностью, которая делает проект альтернативной энергии финансово осуществимым.

Как работает чистый счетчик?

Потребителям коммунальных услуг обычно выдается счетчик для измерения количества электроэнергии, поставляемой из сети. Организации, настроенные на учет солнечной энергии, используют специализированные двунаправленные счетчики, которые также отслеживают количество электроэнергии, возвращаемой в их местную энергосистему.

Итак, когда вы (буквально) сжигаете ночное топливо, двунаправленный счетчик регистрирует, сколько электроэнергии доставляется на ваш объект. И с «солнечной стороны», если ваша система солнечных панелей работает в полную силу и производит больше энергии, чем может использовать ваша операция, счетчик записывает, сколько электроэнергии получает коммунальное предприятие. Третье показание счетчика отображает разницу между доставленным и полученным количеством или «чистой» использованной энергией. (Отсюда и «нетто измерения».)

Что такое кредиты солнечной системы?

Когда ваш счетчик метафорически вращается в обратном направлении, он, по сути, регистрирует кредит против электроэнергии, использованной ночью, в пасмурные дни или в любое время, когда потребление электроэнергии вашей организацией превышает количество, поставляемое вашей системой возобновляемой солнечной энергии.

Имейте в виду, что в вашем регионе могут быть доступны или недоступны различные схемы учета электроэнергии. Традиционный чистый счетчик (или индивидуальный чистый счетчик) подключает солнечную энергосистему через один счетчик на здании или другом объекте. Виртуальный нетто-счетчик (иногда называемый агрегированным нетто-счетчиком) — это относительно новый тип нетто-счетчика, который позволяет одному потребителю компенсировать затраты на энергию в нескольких местах, используя единую систему выработки солнечной энергии.

Эти кредиты применяются к вашему ежемесячному счету за электроэнергию. Если вы производите больше солнечной энергии, чем используете за какой-либо конкретный месяц, вы получаете кредит по счету, который переносится на следующий месяц. В некоторых штатах кредитные счета могут пролонгироваться до тех пор, пока они не будут израсходованы. В других случаях существует годовая точка сброса, при которой вы получаете компенсацию за любую избыточную солнечную энергию, выработанную в течение годового периода. Вы захотите подтвердить, какие правила и стимулы существуют в вашем штате.

Если к вашей коммерческой солнечной установке не подключена система накопления энергии, электроэнергию, вырабатываемую вашей новой солнечной энергетической системой, необходимо использовать, когда она вырабатывается. Чистые счетчики и кредиты солнечной системы позволяют вам получать выгоду от всей чистой энергии, создаваемой вашими коммерческими солнечными панелями, а не только от электричества, которое вы можете использовать в момент его создания.

Как узнать, подходит ли для моей организации сетевое измерение?

Коммерческая солнечная энергетика является одним из крупнейших спонсоров чистых измерений. Политика зародилась в США еще в 1979, чтобы компенсировать сторонникам зеленой энергии инвестиции в возобновляемые источники энергии. Поскольку стоимость производства солнечной электроэнергии снизилась, в некоторых областях обострились дебаты о политике чистых измерений, в частности, о ставке, по которой оцениваются солнечные кредиты, и о специальных сборах, которые могут быть назначены производителям возобновляемой энергии. Когда вырабатывается больше возобновляемой энергии, чем используется, коммунальное предприятие возвращает излишек по полной розничной цене. Однако некоторые утверждают, что оптовая ставка была бы более справедливой, поскольку владелец солнечной электростанции не платит за содержание инфраструктуры коммунального предприятия.

Политика, уровни поддержки и доступность сильно различаются от штата к штату. В то время как в большинстве штатов разрешается чистое измерение, к политикам, касающимся ограничений мощности, подходящих технологий, затрат на подключение вашей системы к распределительной сети и владения REC, применяются разные подходы. Национальная конференция законодательных органов штатов (NCLS) предлагает подробный обзор этих различных подходов к чистым измерениям.

База данных государственных стимулов для возобновляемых источников энергии и эффективности (DSIRE) финансируется Министерством энергетики США и рекламируется как наиболее полный источник информации о стимулах и политике, поддерживающих возобновляемые источники энергии и энергоэффективность в Соединенных Штатах. Просто посетите их сайт и введите свой почтовый индекс, чтобы найти льготы и правила, доступные рядом с вами.

Есть ли другие преимущества чистого измерения?

Наиболее очевидным преимуществом чистого учета является то, что он может помочь сократить ваши ежегодные расходы на электроэнергию. Другие преимущества включают в себя:

  • Предоставление вашей организации возможности монетизировать электроэнергию, производимую вашей коммерческой солнечной системой, без необходимости установки второго счетчика или аккумуляторной системы хранения
  • Помощь в снижении нагрузки на сеть, особенно в периоды пикового потребления
  • Поощрение активного участия в производстве альтернативной энергии, что помогает защитить окружающую среду и сохранить природные энергетические ресурсы

Что делать, если у меня все еще есть вопросы по чистому измерению?

Чтобы глубже погрузиться в тему, вот несколько ресурсов, которые помогут вам начать работу. (Однако имейте в виду, что чистые измерения подвергаются повышенному контролю со стороны коммунальных служб и законодателей.)

  • У Американского совета по энергоэффективной экономике (ACEEE) есть страница, посвященная чистым измерениям и некоторым связанным с ними вопросам.
  • Аргументы в пользу чистых измерений можно найти в статье Brookings Institution 9 о солнечных батареях на крышах.

Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *