Содержание
Подлинная история Олега Кулика, который был человек-собака страшная | Публикации
Характерный вопрос – а почему Кулик голый? Он эксгибиционист? Ответ – одетая собака – это неестественно
Собакой Олег Кулик был не всегда. Перед тем, как
окончательно идентифицировать себя с псом и залаять, он делал гуманистические
этюды на тему «Животные тоже люди». То, погрузившись в воду, он читал Священное
Писание рыбам – явная отсылка к святому Франциску, который нес слово Божье
птицам.
То на Даниловском рынке в образе Христа дико мычал по
убиенному мясниками поросенку, свидетельствуя о том, что это невинное существо
– тоже дитя Божье.
То, в конце концов, основал партию животных и появлялся в
публичных местах в качестве кандидата от нее в президенты России с рогами на
голове.
Еще Кулик сделал в этом направлении акцию «Подарки от
Пятачка» в галерее «Риджина» — профессиональные забойщики скота на глазах у
публики неожиданно забили милую свинью, до этого гулявшую по галерее и
принимавшую ласки, сюсюканье и пищу из рук гостей. Потом из нее тут же сделали
шашлыки и накормили присутствующих. Оставшееся мясо раздали. Пафос этой
жестокой акции прост – вы, господа, мясо в магазине покупаете, колбасу кушаете
– посмотрите, откуда все это берется. Будьте честными. А то животных все любят
погладить. Публика, надо сказать, и шашлыки съела, и мясо унесла — время-то
какое – начало 90-х.
В общем, эта религиозно-зеленая деятельность приносила
Кулику некоторое удовлетворение, но полного счастья не было. Да и социум вместе
с профессиональным сообществом на нее реагировали несколько вяло. Зеленые и
вегетарианские проблемы в середине 90-х волновали разве что уж совсем
ненормальных энтузиастов, а религиозные могли возбудить общество исключительно
в финансово-политическом аспекте, но уж никак не в столь изысканном, как поиск
неофитов в мире челюстноротых позвоночных.
Да и размашистые акции коллег по цеху современного искусства
– Александра Бренера и Анатолия Осмоловского – безбашенно вторгавшиеся в
пространство политики и в действительно актуальных тогда проблем социума,
подтверждали, что главный нерв современного искусства находился в другом месте.
Короче, нужно было менять концепцию.
Это и произошло 25 ноября 1995 года, когда возле галереи
Гельмана на Малой Якиманке потрясенному миру была явлена акция «Бешеный пес,
или последнее табу, охраняемое одиноким Цербером» — там впервые появился
Кулик-собака.
Акция была проведена совместно с Бренером – это он держит
Кулика на цепи, как бы передавая ему эстафету. И право на безумную агрессию.
Какие бы смыслы в это действо не вкладывал сам Кулик, оно было прочитано
однозначно – озверевший от скотской жизни россиянин с дикой энергией кидается
на все, что движется – на публику, на прохожих, на машины. Это был прямо-таки
символ. Вы же помните – ну, там первоначальное накопление, приватизационные
конкурсы, алюминиевые войны, бесконечные убийства, бандиты как хозяева жизни.
Разборки, стрелки, наезды, подставы и прочие богатые по смыслам понятия, прочно
вошедшие в жизнь даже вполне интеллигентных граждан. А еще дикая непримиримость
в политике, такая холодная гражданская война, временами, как в октябре 1993,
переходящая во вполне горячее состояние. И нищета, а в магазинах-то уже все
есть.
Короче, было от чего озвереть россиянину. И этот персонаж –
голый мужик, с агрессией бойцового кобеля, мода на которых появилась как раз
тогда, бросающийся на любой раздражитель – был совершенно адекватен
времени.
Кулик потом рассказывал, что ему было страшно – все-таки
раньше он голым по проезжей части не скакал. Но исполнил он все прекрасно – в
течение получаса на улице перед галерей стояла пробка, машины дико сигналили,
водители матерились, но наружу не выходили – им было тоже страшно. И даже
привыкшей ко всему арт-публике было страшно тоже – я это помню — так перла из
Кулика эта какая-то первичная, жуткая и слепая агрессия.
Напугав собой-собакой Родину, Кулик бодро выехал за ее
рубежи, и там его приняли с пониманием. За границами, если опять же помните,
российского человека тогда тоже воспринимали не очень – и мафия российская,
вышедшая на широкую международную арену, и взбрыки нашей внешней политики вроде
поддержки родной до боли Сербии или не менее родного Ирака, конечно,
сказывались. Да простой российский турист в малиновом пиджаке с чуть
растопыренными пальцами, случайно выпивший в баре на каком-нибудь испанском
курорте и просто от тоски слегка погромивший обстановку – вот и готовый образ,
так удачно коррелирующий с куликовским.
В общем, Кулик поехал в Швейцарию, в Цюрих, и там стал
охранять вход в Кунстхалле, где шла выставка российского искусства. Т.е. по
логике любого охраняющего что-нибудь россиянина, он туда никого не пускал.
Гавкал, рычал, кусал, бросался – но не давал этим поганым иностранцам на
поругание русское искусство. Ведь иностранец – он что? Даже если просто
посмотрит, и уже ведь осквернит. Взглядом своим порочным, мнением
высказанным, желанием тут же чего купить, гадина такая.
Кончилось тем, что Кулик, мало кого разбирая, основательно
тяпнул за ногу жену культур-атташе Германии. Как он сам рассказывал, его
поразила ее реакция. Ну, опыт-то у него уже был, он много кого перекусал. Так
вот, по его наблюдениям, если кусаешь отечественную или, если уж что-то не
сошлось, южно-европейскую женщину, то она первым делом отдергивает пострадавшую
конечность и вторым делом начинает голосить в высокой октаве. Тут этого не
было. Немецкая дипломатша ни ноги не отдернула, ни голос в действие не ввела, а
напряглась и пошла дальше, бестия белокурая, как-будто ничего не случилось. Но
в полицию Кулика все равно забрали.
Переосмыслив это дело по-своему, Кулик провел в Берлине
акцию «Я люблю Европу, она не любит меня».
Дело происходило так. На поляне по кругу стояли двенадцать
полицейских – по числу тогдашних членов ЕС – с собаками в намордниках, от
греха. Меж ними ползал Кулик и агрессивно приставал со своей любовью к собакам
– не к полицейским. Собаки, мало чего понимая, на Кулика по-честному злились и
жутко гавкали, одна даже лапой его хрястнула по репе до крови. Смысл акции,
кажется, ясен и объяснений не требует.
Проведя в таком активном творческом формате несколько лет,
Кулик присмирел – в конце концов, и бойцовская собака за это время стареет. Он
стал делать медитативные постеры, но животные там тоже есть.
Из серии «Музей природы или Новый рай»
Или инсталляции, где животные, собственно, живые куры,
сидящие в клетке над фигурой Л. Н. Толстого, вовсю на него гадят, утверждая тем
самым примат природного над человеческим.
Последнее же время Кулик отпустил бороду, ударился в буддизм
и разговаривает с посторонними буддистскими коанами. Имеет право, в конце
концов, он многим заплатил за свой покой. К тому же, стало понятно, почему он
так любит животных, а то были серьезные подозрения, в зоофилии, типа.
Автор: Вадим Кругликов
Олег Кулик о «Большой матери»: «Я не делал пародии. Эта скульптура — моя исповедь»
Новости
Художник Олег Кулик на выставке «Безответственная живопись» в ГУМ-Red-Line. 2019.
Фото: ГУМ-Red-Line
Звезда русской арт-сцены, художник Олег Кулик объяснил смысл своей скульптуры, внешний вид которой заставил депутатов Госдумы обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело
The Art Newspaper Russia
21. 04.2022
Художник Олег Кулик вчера был вызван в Следственный комитет, чтобы дать разъяснения по поводу скульптуры «Большая мать», которая была показана на прошедшей в выходные ярмарке «Арт Москва» в Гостином Дворе. Ранее писатель Захар Прилепин, член СФ Алексей Пушков, депутат Госдумы Александр Хинштейн усмотрели в этом произведении пародию на скульптуру Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Господин Хинштейн отправил заявления в прокуратуру и Следственный комитет с требованием возбудить дело по статье «Осквернение символов воинской славы России, совершенное публично».
Скульптура Олега Кулика «Большая мать» на ярмарке «Арт Москва» в Гостином Дворе.
Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС
По нашей просьбе Олег Кулик объяснил, что хотел сказать своей работой:
«Пока идет следствие, открыто уголовное дело по факту об осквернении символов воинской славы (ч. 3 ст. 354.1 УК РФ). Будет заключение экспертной комиссии СК, было ли оскорбление воинской чести и славы. Личное приняли за общее. Сегодня написал следователю объяснительную. Если бы я мог предположить хотя бы десять процентов интерпретации, которую сейчас вкладывают в мою работу, я бы ее не только не показывал, но и ее даже не начинал. Скульптура „Большая мать“ была выставлена в 2018 году. Делалась она почти три года и была болезненным изживанием травмы, связанной с расставанием с любимой женой. У меня жизнь исчезла, не то что какие-то символы или вопросы окружающих людей. Я обнаружил себя в энергетическом тупике, не мог работать. Я всегда был трудоголиком и человеком без тормозов, но вдруг оказался человеком, который затормозил и надолго.
Эта скульптура — моя исповедь, попытка самоанализа и в каком-то смысле терапия. Мне казалось, это получилось, хотя сегодня у меня возникли сомнения.
Я не делал пародии. На три года ни у одной пародии не хватит энергии. Меч, вложенный в руки самой архаичной из Венер, был просто выразительным символом власти. Во время работы он претерпел не одну трансформацию: сначала была плеть, которая сложно связывала всех персонажей, потом возник изогнутый кинжал-ятаган, но он привнес неожиданные смыслы, напрямую отсылая к восточным богиням смерти. Прямой меч давал необходимую остроту и законченность композиции, но он, конечно, не отсылал конкретно ни к „Свободе на баррикадах“ Делакруа, ни к Вучетичу.
Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)». Фрагмент. 1830. Фотo: Louvre
Дэмиен Хёрст. «Истина». 2012. Фрагмент.
Фото: ТАСС
Боги Шива, Вишну и Брахма поклоняются Кали. Ок. 1740 г., школа Басоли.
Фото: Музей искусства, Лос-Анджелес
Франц фон Штук. «Амазонка». 1897-1900.
Фото: Christie’s
Фрагмент фронтона здания суда в Риме.
Фото: Jebulon/Wikimedia Commons
Мою работу можно считать политичной, только если рассматривать гендерные политики, столкновение мужского и женского начал, энергий активных и пассивных. Но и в этом смысле она максимально субъективна и сосредоточена на нашей взаимной безжалостности друг к другу и тотальном отсутствии эмпатии. Во мне самом как будто живут несколько мужчин, которые тянут в разные стороны и не дают определиться, понять в повседневной жизни, хочу я примирения или столкновения, готов уступить или нет. В жизни я знал много сильных женщин, начиная с матери, и, как все мальчики, вынужденно считал это нормой, хотя внутренне сопротивлялся. Феминизм и воинствующая „новая этика“ особенно остро поставили всех нас, мужчин и женщин, перед сложным выбором, как решать проблему взаимного недовольства, амбиций, взаимного непонимания.
Скульптура — трудный вид искусства, тяготеющий к декоративности или идеологии. Особенно она трудна для передачи сложных психологических состояний и внутренних травм.
Однако я видел общечеловеческое содержание в своей работе и был доволен конечной визуализацией собственных интимных переживаний.
Именно их интимность так долго не позволяла мне показывать работу публично. Только в 2018 году я решился показать ее на выставке в Москве, в выставочном пространстве „Рихтер“. Неожиданная интерпретация и упрощенная политизация мужской травмы выглядит непониманием задачи, которую я ставил перед собой. Хотя я вынужден согласиться, что в этом есть авторская непроработанность смыслов, некоторая формальная двусмысленность и, главное, невнимательность к текущему политическому контексту. P. S. Я действительно родился в СССР в городе Киеве, в апреле 1981 года переехал в столицу страны Москву и с тех пор живу здесь, дома, и считаю себя российским художником».
Венера Виллендорфская. 25 000 лет до н.э.
Фото: Ziko van Dijk
Люсьен Фрейд. «Спящая соцработница». 1995.
Фото: The Lucian Freud Archive
Фернандо Ботеро. «Сидящая женщина». 1997.
Фото: © Fernando Botero
Художественная традиция использования фигуры женщины-воительницы восходит к древним цивилизациям. Богиня победы Ника (в римской мифологии — Виктория) с копьем или лавровым венком, Фемида, богиня правосудия (иногда меч ее опущен, а иногда воздет), как и «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа (1830), статуя Свободы в США (1876) или скульптуры Евгения Вучетича, обращаются к одной и той же традиции.
Вторая составляющая образа — тучное женское тело как символ плодородия, еще более древний символ. Начиная с Виллендорфской Венеры (и десятков других неолитических скульптур) и до рубенсовских женщин, кустодиевских красавиц, пышных дам Фернандо Ботеро, «Спящей социальной смотрительницы» Люсьена Фрейда (1995) изображение дородной женщины воспринимается художниками как символ продолжения жизни и изобилия, а его трактовка ставит перед ними сложные и интересные для воплощения в разных материалах художественные задачи.
Подписаться на новости
Олег Кулик
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31. 10.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Памятник «Минин и Пожарский» спасен вовремя
Шедевр русского классицизма и первый памятник, поставленный в Москве, торжественно открывается после масштабной реставрации 4 ноября. К моменту начала комплексных работ скульптура была в критическом состоянии
26.10.2022
Как проявлялись в советском искусстве эпохи оттепели идеологемы сексуальной революции
Выставка «Аргонавты андеграунда» в Центре Вознесенского, посвященная новому канону женского образа 1960-х, показывает, что в СССР тоже были художники, которых особо волновало эротическое
21. 10.2022
Благословение фараонов: «Египтомания» в Эрмитаже
Почему увлечение Древним Египтом не отпускает Европу и Россию уже более двух веков, рассказывает выставка «Египтомания» в Государственном Эрмитаже, где собрано 650 произведений. Она приурочена к 200-летию дешифровки Шампольоном египетских иероглифов
28.10.2022
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Российскому художнику Олегу Кулику грозит уголовная ответственность за «реабилитацию нацизма» скульптурой, показанной в Арт-Москве
Российскому современному художнику Олегу Кулику грозит уголовное преследование по обвинению в «реабилитации нацизма» за его скульптурную инсталляцию Большая Мать , которая была показана ранее в этом месяце на ярмарке Арт Москва. Это последний признак идеологического подавления в России с тех пор, как 24 февраля президент Владимир Путин отдал приказ о вторжении в Украину.
Кулик был вызван на допрос в среду Следственным комитетом, российским аналогом ФБР, которое известно тем, что занимается идеологическими делами. Артист, родившийся в Киеве, впервые прославился в 1990-х годах своим исполнением роли бешеного пса.
Президент Владимир Путин неоднократно заявлял, что «деназификация» является целью того, что официально именуется «специальной военной операцией» России на Украине.
В течение многих лет Кремль превращал победу России над нацистской Германией в священное событие, которое отмечается во все более ритуальной форме ежегодного 9Майский праздник День Победы.
Работа Кулика подверглась критике после того, как воинствующие прокремлевские политики заявили, что она высмеивает высокий памятник «Родина-мать зовет », расположенный в комплексе в Волгограде, посвященном Сталинградской битве во время Второй мировой войны.
Александр Хинштейн, депутат Государственной Думы, нижней палаты парламента, пожаловался в прокуратуру и Следственный комитет и осудил работу в своем Telegram-канале: «Те, кто совершил этот гнусный поступок, должны быть привлечены к ответственности по всей строгости закон!»
Позже он добавил: «Я не знаю, какие счеты у этого «художника» с Родиной, но игнорировать такие выходки считаю недопустимым» и «Очень надеюсь, что г-н Кулик лишится возможности предъявить свое «искусство» на российских выставках и будет заниматься оформлением учреждений уголовно-исполнительной системы».
Скульптура Кулика изображает мясистую, обнаженную женскую фигуру с поднятой вверх рукой, держащей меч — жест, который предположительно привел к параллели с Родина-мать зовет . В четверг он рассказал нашей сестринской газете The Art Newspaper Russia , что работал над скульптурой в течение трех лет, прежде чем она была впервые выставлена в 2018 году, и никогда не предвидел таких последствий.
«Если бы я мог представить хотя бы 10% той интерпретации, которая делается сейчас по моему произведению, я бы не только не показывал, но даже не начинал бы», — сказал он. Он был вдохновлен «болезненным восстановлением после травмы, связанной с расставанием с любимой женой».
«Эта скульптура — моя исповедь, попытка самоанализа и, в некотором смысле, терапии. Мне показалось, что получилось, хотя сегодня у меня были сомнения», — добавил он.
Также на этой неделе Государственная Третьяковская галерея резко закрыла ретроспективу работ художника-нонконформиста Гриши Брускина, в которую вошла Смена сцены , инсталляция о взаимоотношениях общества и власти, показанная на Венецианской биеннале в 2017. В музее сообщили российским СМИ, что он закрылся по «техническим причинам», но онлайн-издание по искусству «Артгид» сообщило, что приказ поступил от министерства культуры. Пользователи Telegram предположили, что это могло быть связано с американским гражданством Брускина.
Депутаты заявили, что по итогам работы Кулика планируют ввести закон «о защите от надругательства над художественными образами, произведениями литературы и искусства, посвященными Великой Отечественной войне», сообщила газета «Коммерсантъ », показатель впереди еще более жесткая цензура
Российско-украинский кризис 2022Современное искусствоЦензура
Российскому художнику грозит три года тюрьмы за скульптуру, якобы «реабилитирующую нацизм»
Перейти к содержанию
Опубликовано вНовости
Но художник Олег Кулик настаивает, что это скульптура о его разлуке с женой.
по
Элейн Вели
«Родина-мать зовет» в Волгограде, Россия (фото Марко Фибера через Flickr)
Олегу Кулику, популярному современному российскому художнику, грозит трехлетний срок за скульптуру 2018 года, которую он выставил на ярмарке «Арт-Москва» в прошлом месяце. После заявлений российских официальных лиц о том, что скульптура издевается над памятником советской эпохи Второй мировой войны, в настоящее время ведется расследование, и художника обвиняют в «реабилитации нацизма». По российскому законодательству обвинения в «осквернении символов воинской славы России» и «оскорблении памяти защитников Отечества» могут предусматривать наказание в виде трех лет лишения свободы, трех лет принудительных работ, штрафа в размере 3 млн рублей. (~ 42 000 долларов США) или штраф в размере заработной платы за три года.
Скриншот твита пользователя @nexta_tv (скриншот Элен Вели/Гипераллергик)
Скульптура Кулика под названием «Большая мать», выставленная на ярмарке Московской галереей Фролова, представляет собой мясистую абстракцию обнаженной женщины, поднимающей меч, когда ее тянут вниз на меньшие цифры. Это было сочтено издевательством над «Родиной-матью», 280-футовым монументом в память о русских солдатах, сражавшихся в Сталинградской битве 1942–1943 годов. Он был открыт в 1967 году в российском городе Волгограде.
Глава комитета Госдумы по культуре призвал Генпрокуратуру начать расследование после возмущения прокремлевских деятелей.
«Это целенаправленное и намеренное оскорбление», — заявил газете «Известия» российский сенатор Алексей Пушков.
Около 24 миллионов россиян погибли во Второй мировой войне. (Для сравнения, около 420 000 американцев, 450 000 британцев, 6,6 миллиона немцев и 2,6 миллиона японцев были убиты.) Почти в каждом российском городе есть памятник с «вечным огнем» в память о войне, а в десятках есть внушительные статуи, посвященные памяти СССР. победа. Фильмы о войне — невероятно популярный жанр кино в России, сравнимый с вестернами в Северной Америке.
Кремль также имеет опыт использования Второй мировой войны в качестве политического инструмента. Чтобы оправдать свое вторжение в Украину, президент Владимир Путин неоднократно заявлял о своих планах «денацификации» страны, среди прочих необоснованных заявлений.
В 2014 году Путин подписал закон, запрещающий «распространение заведомо ложной информации о деятельности СССР в годы Второй мировой войны» — расплывчатый термин, который также запрещает говорить о российских военных преступлениях.
Пост депутата Госдумы РФ Александра Хинштейна в Telegram с обвинением художника Олега Кулика в издевательстве над советским плакатом (скриншот Valentina Di Liscia/Hyperallergic)
Кулик, однако, отрицает какие-либо политические мотивы. Он давно занимается провокационным искусством — среди прочих работ он известен перформансами, в которых ведет себя как собака и другие животные, будучи голым и на поводке. Художник заявил, что его скульптура «Большая мать» 2018 года была вдохновлена не «Родиной-матью», а его разлукой с женой. Он контекстуализировал скульптуру в рамках своих довольно сомнительных теорий современных гендерных отношений.
«Почти все работы из этой серии о мужском и женском, о конфликте между мужчиной и женщиной и их неразрывной связи», — рассказал Кулик Известия. «Современные женщины не хотят вести традиционный образ жизни и хотят равноправия с мужчинами, и из-за этого между ними такая драматичная борьба. Это вечная любовь и ненависть, и мир вращается вокруг этого».
В заявлении художника, сопровождающем произведение, Кулик объяснил, что главная фигура в произведении является отсылкой к «Венере Виллендорфской», скульптуре, возраст которой составляет почти 30 000 лет и которая долгое время ассоциировалась с женственностью, сексуальностью и плодородием.
Кремль, конечно, не возражал против устаревших взглядов Кулика на гендер, а скорее против якобы «непатриотического» посыла скульптуры.
«Очень надеюсь, что господин Кулик лишится возможности показывать свое «творчество» на российских выставках, а вместо этого займется украшением учреждений уголовно-исполнительной системы», — написал в своем Telegram-канале депутат российского парламента Александр Хинштейн. Хинштейн заявил, что он также призвал Генеральную прокуратуру провести расследование в отношении Кулика за картину, выставленную на той же ярмарке, которую он счел издевательством над советским плакатом, в соответствии с кодексом российского законодательства, запрещающим «осквернение символов воинской славы». России, совершенное публично».
В марте Путин объявил о 15-летнем тюремном заключении за распространение «ложной информации» о войне в Украине, а свобода слова в России продолжает снижаться по мере увеличения числа смертей среди гражданского населения в Украине. Эвакуация с мариупольского меткомбината «Азовсталь» продолжается, и сегодня утром российские войска нанесли удар по стратегическому мосту в Одесской области на юго-западе Украины.
Известные директора музеев, заявляющие, что они «глубоко потрясены» климатическими активистами, являются вопиющим провалом руководства.
Хаким Бишара
Заместитель мэра города Нью-Палц, штат Нью-Йорк, написала в Твиттере, что сделает татуировку с изображением 14-летнего подростка, если она выиграет конкурс наклеек «Я проголосовал» в округе Ольстер. Она действительно сделала это
от Rhea Nayyar
Art Fair 14C, которая возвращается в Джерси-Сити в свой четвертый год в эти выходные, стала местом для местных жителей, ищущих сообщества и доступности.
Добавить комментарий