Содержание
норматив по ПУЭ, расчет и замеры
Автор Electricity На чтение 3 мин. Опубликовано
Воздушные линии электропередач – это электроустановка, которая используется для передачи и распределения электрической энергии по проводам различного сечения. Последние закрепляются на изоляторах, которые прикрепляются к траверсам или к специальной арматуре на опорах. При проектировании и монтаже важно соблюдать габариты ВЛ, куда включается длина пролетов, расстояния от объектов, стрела провеса.
Содержание
- Габариты ВЛ
- Определения
- Допустимые величины по ПУЭ
- Проведение замеров габаритов
Габариты ВЛ
Основным документом, в котором прописываются требования к габаритам, является «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ). В этой нормативной документации предоставляется отдельная глава, которая посвящается рассматриваемому вопросу. Разберем основные моменты по заданному направлению.
Определения
Габариты ВЛ – это предельно допустимые расстояния от проводов до поверхности земли и различных объектов, сооружений и устройств. Соблюдение этих требований обеспечивает правильное и безопасное использование электроустановки для передачи и распределения электроэнергии. В понятие включается:
- Высота подвеса – расстояние от места крепления проводов на изоляторе до земли. Габаритом над землей называется величина от низшей точки пролета до земли.
- Стрела провеса – это разница от подвеса ЛЭП и проводов в наименьшей точке (посередине пролета) до земли. Величина зависит от температуры воздуха, пролета, марки опор.
- Существует понятие габарит при пересечении и сближении. Это величины, которые регламентируют длину по вертикали до поверхности дорог, рек, пересекаемых ВЛ, а также наименьшие величины до объектов и строений.
Длина промежуточного пролета – это величина между смежными опорами. Для ВЛ 0,4 кВ этот показатель составляет 30-50 метров в зависимости от сечения, климата, типов опор.
Допустимые величины по ПУЭ
Габариты ВЛ зависят от нескольких факторов, в том числе от напряжения линии, от проходимости в городе или на пересеченной местности, по используемым материала. Рассмотрим различные примеры далее:
- Для ВЛ 0,4 кВ согласно ПУЭ следующие – до земли не менее 6 метров. Ответвление ввода через дорогу обязано сопровождаться высотой не менее 3,5 м. От проводов на фронтоне до земли величина составляет не меньше 2,75 метра. При пересечении с железной дорогой, трамвайной или троллейбусной линией не менее 7,5 м, до других проводов не менее 1,5 м. Стрела провеса для линии до 1000 В при пролете 35-45 метров последняя не превышает 1,2 метра.
- Габариты ВЛ 10 кВ регламентируются ПУЭ. Минимальное расстояние до земли составляет не менее 7 м. При пересечении с железной дорогой, трамвайной или троллейбусной линией не менее 9,5 м, до провода не менее 3 метров. Стрела провеса ВЛ 10 киловольт не превышает 1,5 м.
Строительство ВЛ любого напряжения над зданиями не допускается. При совместной подвеске разного напряжения между фазами соблюдается расстояние не менее 1,2 метра.
Расчет габаритов основывается на «Правилах устройства электроснабжения». Этот нормативный документ лег в основу типовых проектов по каждому типу опор ВЛ 0,4-10 кВ. Расчет осуществляется с учетом климатических особенностей. В ПУЭ представлена формула, определяющая стрелу провеса провода для ВЛ от 35 киловольт и выше.
Проведение замеров габаритов
Наиболее точный, безопасный и эффективный способ определения расстояния основан на использовании оптических приборов. Этот вариант позволяет получить информацию без отключения ВЛ электропередач. Для реализации поставленной задачи подходит теодолит, высотомер или другие изделия схожего назначения. Процесс поэтапный, на первой стадии оценивается высота подвеса линии. На второй делается замер до низшей точки провисания провода, а также в местах пересечения с дорогами или объектами.
Стрела провеса провода ВЛ определяется математически. Величина меняется в зависимости от температуры наружного воздуха. Если ЛЭП не введена в эксплуатацию оценка производится с применением штанги или каната с метками. Помните, что неправильно выбранные величины становятся причиной появления несчастных случаев, «схлестов» и обрывов.
Габариты ВЛ Габариты воздушной линии ЛЭП Проведение замеров габаритов
Устройство воздушных линий электропередачи. Основные определения
Основным документом в соответствии с требованиями которого строятся вновь или реконструируются все электроустановки, — ЛЭП, подстанции, станции катодной защиты, внутренние электропроводки компрессорных и насосных станций и другие -являются «Правила устройств электроустановок» (#M12293 0 1200003114 3645986701 3867774713 77 4092901925 584910322 1540216064 77 77ПУЭ#S). Согласно #M12293 1 1200003114 3645986701 3867774713 77 4092901925 584910322 1540216064 77 77ПУЭ#S решаются общие вопросы проектирования и выполняется расчет электрической части ЛЭП. В соответствии с #M12293 2 1200003114 3645986701 3867774713 77 4092901925 584910322 1540216064 77 77ПУЭ#S [6] ниже приводятся основные понятия и термины ЛЭП.
Воздушная линия электропередачи — устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
Трасса ЛЭП — положение оси линии электропередачи на земной поверхности, а также полоса земли вдоль оси линии электропередачи, отведенная для ее строительства. Местность, по которой проходит трасса ЛЭП, в зависимости от доступности ее для людей, транспорта и сельскохозяйственных машин, согласно #M12293 3 1200003114 3645986701 3867774713 77 4092901925 584910322 1540216064 77 77ПУЭ#S делится на четыре категории.
Населенная местность — земли в пределах городской черты в границах их перспективного развития на 10 лет, пригородные и зеленые зоны, курорты, земли поселков городского типа в пределах поселковой черты и сельских населенных пунктов в пределах черты этих пунктов.
Ненаселенная местность — земли единого государственного земельного фонда, за исключением населенной и труднодоступной местности, т. е. незастроенные местности, хотя бы и часто посещаемые людьми, доступные для транспорта и сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственные угодья, огороды сады, местности с отдельными редкостоящими строениями и временными сооружениями.
Труднодоступная местность — местность, недоступная для транспорта и сельскохозяйственных машин.
Застроенная местность — территории городов, поселков и сельских населенных пунктов в границах фактической застройки, защищающие ЛЭП с обеих сторон от поперечных ветров.
При проектировании, т.е. при расчете и выборе конструкций ЛЭП, необходимо учитывать механические нагрузки на ее элементы, которые зависят от климатических условий местности прохождения ЛЭП, т.е. от силы ветра, толщины гололеда, который может образоваться на проводах линии.
Территория Советского Союза в зависимости от скорости ветра разбита на семь районов [6].
При расчетах проводов учитываются максимальные скоростные напоры ветра, исходя из их повторяемости один раз в 10 лет для ЛЭП на напряжение 6-10 кВ и один раз в 5 лет для ЛЭП на напряжение 0,4 кВ, при высоте крепления проводов до 15 м Максимальные нормативные скоростные напоры ветра приведены в табл. 2.
Таблица 2
Максимальные нормативные скоростные напоры ветра
на высоте до 15 м от Земли
Ветровые районы СССР |
Для ЛЭП на напряжение до 1000 В |
Для ЛЭП на напряжение 6-10 кВ |
||
скоростной напор ветра (в Н/м) при повторяемости один раз в 5 лет |
скорость ветра, м/с |
скоростной напор ветра (в Н/м) при повторяемости один раз в 10 лет |
скорость ветра м/с |
|
I |
270 |
21 |
400 |
25 |
II |
350 |
24 |
400 |
25 |
III |
450 |
27 |
500 |
29 |
IV |
550 |
30 |
650 |
32 |
V |
700 |
33 |
800 |
36 |
VI |
850 |
37 |
1000 |
40 |
VII |
1000 |
40 |
1250 |
45 |
Если высота подвеса проводов превышает 15 м, то нормативный скоростной напор ветра увеличивается путем введения соответствующих коэффициентов. Если же ЛЭП сооружается в застроенной местности, то максимальный нормативный скоростной напор ветра можно уменьшить на 30% (скорость ветра на 16%) при условии, что средняя высота окружающих зданий составляет не менее 2/3 высоты опоры. Такое же уменьшение скоростного напора допускается для ЛЭП, трасса которых защищена от поперечных ветров (например, в лесных массивах заповедников, в горных долинах и ущельях).
Районов по гололеду в Советском Союзе принято пять. Эти районы характеризуются толщиной стенки гололеда, приведенной к высоте 10 м от земли и к диаметру провода 10 мм при повторяемости один раз в 5 и 10 лет (табл. 3).
Таблица 3
Нормативная толщина стенки гололеда при высоте 10 м
над поверхностью Земли
Район по гололеду |
Нормативная толщина стенки гололеда (в мм) с повторяемостью |
|
один раз в 5 лет (для ЛЭП на напряжение до 1000 В) |
один раз в 10 лет (для ЛЭП на напряжение 6 — 10 кВ) |
|
I |
5 |
5 |
II |
5 |
10 |
III |
10 |
15 |
IV |
15 |
20 |
Особый |
20 |
22 |
Толщина стенки гололеда с повторяемостью один раз в 15 лет, а также с любой повторяемостью в особогололедных районах должна приниматься на основании обработки данных фактических наблюдений.
От правильного выбора толщины стенки гололеда в расчетах зависит безаварийная работа ЛЭП, в противном же случае на линиях возможны аварии, что приведет к перерывам в электроснабжении.
Воздушные линии электропередачи состоят из опор, линейной арматуры, изоляторов и проводов.
Опоры ЛЭП поддерживают провода при помощи линейной арматуры и изоляторов на заданном расстоянии друг от друга и от поверхности земли.
Пролетом или длиной пролета называют горизонтальное расстояние между осями двух соседних опор. Пролеты могут быть промежуточными, анкерными или переходными (рис. 2).
Рис. 2. Пролеты ЛЭП:
а, б, в, г — расстояния от провода ЛЭП соответственно до головки рельса, провода контактной сети,
провода линии связи и до автодороги; д — наименьшее расстояние от провода ЛЭП до земли в пролете;
е — расстояние от провода ЛЭП до провода напряжением 0,4 кВ; ж — промежуточный пролет;
з — переходный анкерный пролет; и — анкерный пролет или анкерный участок; 1 — стрела провеса:
2 — провод; 3 — анкерная опора; 4 — промежуточная опора
Промежуточный пролет — это пролет между двумя соседними промежуточными опорами или между анкерной и промежуточной опорами.
Анкерный пролет — это расстояние по горизонтали между центрами двух ближайших анкерных опор. Обычно анкерный пролет состоит из нескольких промежуточных пролетов.
Переходной пролет — это пролет, в котором линия электропередачи пересекает определенные инженерные сооружения или большие естественные препятствия (большие реки, водохранилища и т.п.).
Поскольку провода в пролете не могут быть натянуты как струна, их натягивают с определенным провесом, усилием или, как говорят, тяжением. В зависимости от климатических условий оно изменяется для одного и того же провода или пролета и может быть нормальным или ослабленным.
Габарит провода — вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролете от пересекаемых сооружений до поверхности земли или до воды (рис.3).
Рис. 3. Габарит и стрела провеса провода:
а — с одинаковой высотой точек подвеса провода; б — с разными по высоте точками подвеса провода;
— длина пролета; — стрела провеса провода; — расстояние от низшей точки провода до земли;
А, Б — точки подвеса провода; — стрела провеса провода относительно высшей точки подвеса
Стрелой провеса провода называют вертикальное расстояние между горизонтальной прямой, соединяющей точки крепления проводов на опорах, и низшей точкой провода в пролете. Если высота точек крепления провода разная, стрела провеса имеет два значения относительно высшей и низшей точек крепления.
Габаритный пролет — пролет, длина которого определяется нормированным габаритом от проводов до земли на идеально ровной поверхности. Другими словами, это такой пролет, увеличение которого приводит к уменьшению габарита провода ниже нормы. Для ЛЭП на напряжение 0,4 и 6-10 кВ нормированный габарит проводов до земли составляет 7 м в населенной местности и 6 м в ненаселенной.
Для определения нагрузок на опоры служит понятие ветрового пролета.
Ветровым пролетом называется длина участка ЛЭП, давление ветра на провода и тросы с которого воспринимаются опорой. Ветровой пролет равен полусумме смежных пролетов от опоры в обе стороны (рис. 4)
Рис. 4. Ветровой пролет:
и — длина первого и второго пролетов; — длина ветрового пролета
.
Весовым пролетом называется длина участка ЛЭП, масса проводов или тросов которого воспринимается опорой. Весовой пролет, определяющий конструкцию опоры и ее элементов, а также закрепление ее в грунте, может быть положительным и отрицательным. Положительным считается такой весовой пролет, когда его нагрузки направлены вниз, и отрицательным, когда его нагрузки направлены вверх (рис. 5).
Рис. 5. Весовой пролет:
— длина участка ЛЭП, на котором масса проводов и тросов воспринимается опорами
Величину весового пролета можно определить по формуле
,
где — длина пролета, примыкающего к опоре; — тяжение по проводу в пролете, примыкающем к опоре; — разность отметок подвеса провода на опорах (положительная, если отметка провода на рассматриваемой опоре больше, чем на смежной, и отрицательная, если отметка меньше; — вертикальная нагрузка на провод с учетом его массы), м; индексы 1 и 2 относятся к пролетам, расположенным по одну и другую стороны от рассматриваемой опоры.
В процессе монтажа ЛЭП пользуются еще одним понятием пролета.
Приведенный (или визируемый) пролет — это длина среднего промежуточного пролета анкерного участка, по которому определяется величина искомой стрелы провеса при визировании проводов.
Приведенный пролет определяется по формуле
,
где , , +, — длина промежуточных пролетов анкерного участка.
Стрела провеса в приведенном пролете
,
где — длина рассматриваемого промежуточного пролета; — длина приведенного пролета; — стрела провеса для приведенного пролета (принимается по монтажным таблицам или кривым).
В процессе монтажа и эксплуатации в зависимости от механического состояния ЛЭП может находиться в нескольких режимах работы [6].
Нормальный режим ЛЭП — состояние ЛЭП при необорванных проводах и тросах.
Аварийный режим ЛЭП — состояние ЛЭП при оборванных одном или нескольких проводах и тросах.
Монтажный режим ЛЭП — состояние ЛЭП при монтаже опор, проводов и тросов.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Изучите правила высоты над уровнем моря на линиях электропередач
К воздушным линиям электропередач предъявляются строгие требования по минимальной высоте над улицами, тротуарами, переулками, проездами и другими зонами движения. Это соображения безопасности, направленные на то, чтобы уберечь людей от опасности поражения электрическим током. Национальный электротехнический кодекс (NEC) и Национальный кодекс электробезопасности (NESC) требуют допустимых зазоров для линий электропередач, чтобы обеспечить безопасность населения и предотвратить контакт с электрическим током.
Помните, однако, что местные правила могут отличаться от национальных правил, установленных NEC и NESC. Они часто имеют более строгие правила, чем национальные правила. Там, где существуют расхождения, местные правила всегда имеют приоритет над национальными кодексами. Связаться с местным отделом строительной инспекции — лучший способ определить правила для вашего сообщества.
Предупреждение
Если вы когда-нибудь столкнетесь с оборванной или провисшей линией электропередач, которая блокирует ваш маршрут или иным образом выглядит слишком низкой, не пытайтесь ее переместить. Звоните 911 и местная энергетическая компания. Опасайтесь дугового разряда (или электрического скачка или скачка напряжения), если вы стоите рядом с оборванными линиями электропередач.
Правила соблюдения зазоров
Линии электропередач над пешеходными тротуарами и пешеходными дорожками
Для линий электропередач над зонами, используемыми только пешеходами, включая тротуары, настилы и внутренние дворики, минимальный вертикальный зазор проводов над землей обычно составляет 14,5 футов.
Эти расстояния считаются достаточными для обеспечения безопасного прохода всех пешеходов, даже если они несут инструменты или другие предметы. Конечно, следует соблюдать осторожность при переноске лестницы или другого длинного предмета.
Примечание: Если линии проходят над дорожками, которые могут использоваться всадниками верхом, минимальный зазор для воздушных проводов составляет 16 футов.
Линии электропередач над проездами без коммерческого транспорта
Для подъездных путей и других проездов, используемых транспортными средствами высотой менее 8 футов, правила минимального зазора следующие:
- Для линий с напряжением 120-240 вольт через подъезд к жилому дому: минимальный вертикальный просвет 12 футов
- Для линий с напряжением 120-240 вольт, пересекающих проезды, парковки и переулки: 16 футов
Это расстояния, используемые на большинстве жилых подъездов. Сельские домовладельцы и фермеры должны использовать коммерческие рекомендации, поскольку существует большая вероятность того, что подъездные пути будут использоваться служебными автомобилями в сельской местности.
Линии электропередач над улицами и дорогами с коммерческим движением
Для любых проездов, переулков, дорог или улиц, по которым могут проезжать транспортные средства высотой более 8 футов, рекомендуется, чтобы все линии электропередач имели сечение не менее 15,5 футов над землей измеряется в самой нижней точке.
Провода над бассейнами, джакузи и прудами
К электрическим проводам над водными объектами предъявляются уникальные требования:
- Для электрических проводов над бассейном или джакузи: минимальный вертикальный зазор 22 1/2 фута от поверхности воды или основания трамплина
- Для электрических проводов над прудом или озером: минимальный вертикальный зазор 17 футов
Линии связи (телефон, данные) Линии
Правила вертикального зазора для телефонных линий, кабельного телевидения, интернета и других линий передачи данных значительно различаются от сообщества к сообществу, но NESC устанавливает следующие правила:
- Для кабелей данных над пешеходным движением: минимальный вертикальный зазор 9 1/2 фута
- Для кабелей данных над движением транспортных средств: минимальный вертикальный зазор 15 1/2 футов
- Для кабелей данных над бассейном или гидромассажной ванной : минимальный вертикальный зазор 10 футов
Кроме того, между линиями связи и линиями электроснабжения должен быть зазор в 30 дюймов.
Советы
Помните, что минимальные вертикальные зазоры должны измеряться от самой нижней точки провисания троса. Вы также должны учесть сезонные изменения вертикального зазора, например увеличить зазор в климатических условиях, когда снежный покров может уменьшить расстояние от земли до провода в зимние месяцы.
Что касается сельскохозяйственной техники, то вокруг линий электропередач существует явная и непосредственная опасность. Каждый год много людей получают травмы или погибают, когда их оборудование вступает в контакт с линиями электропередач. На фермах и полях и вокруг них есть несколько воздушных линий электропередач, и при перемещении высокого оборудования очень важно помнить об опасностях, связанных с воздушными линиями электропередач. Шнеки на комбайнах, например, должны быть прокручены до безопасного уровня при перемещении под линиями электропередач. Прежде чем выдвигать стрелу, операторы должны осмотреть местность и оставаться на расстоянии не менее 30 футов от всех линий электропередач и опор электропередач.
Самосвалы и полуприцепы имеют аналогичные проблемы, когда кузов поднимается, чтобы выгрузить свои грузы. Водители должны следить за окружающей обстановкой при подъеме самосвальной платформы и при перемещении автомобиля с поднятой платформой.
Свод правил Калифорнии, раздел 8, раздел 2824. Воздушные линии.
Перейти к основному содержанию
Эта информация предоставляется бесплатно Департаментом производственных отношений.
со своего веб-сайта www.dir.ca.gov. Эти правила предназначены для
удобства пользователя, и не делается никаких заявлений или гарантий, что информация
является текущим или точным. Полный отказ от ответственности см. на странице https://www.dir.ca.gov/od_pub/disclaimer.html.
Подраздел 5. Приказы по электробезопасности
Группа 2. Приказы по электробезопасности высокого напряжения
Статья 19. Наружная электропроводка (ранее статья 68)
Вернуться к индексу
Новый запрос
(a) Опоры. Открытые проводники должны поддерживаться изоляторами с достаточной механической и диэлектрической прочностью для применения.
(Заголовок 24, Часть 3, Раздел 3-710-84(a).)
(b) Вертикальные зазоры. Все проводники наружной проводки должны соответствовать зазорам, указанным в Правиле 37 Общего приказа № 9.5, издание 1981 г., Правила строительства воздушных линий электропередачи Калифорнийской комиссии по коммунальным предприятиям, которые настоящим включены посредством ссылки. The following table for overhead conductors and sign clearances is extracted from Tables 1 and 2A of these rules:
Minimum Clearance |
|||
Overhead Conductors |
|||
Nature of Vertical Clearance |
20,000 volts |
20,000 volts |
|
1. Above tracks of railroads which |
|||
transport freight вагоны неэксплуатируемые |
|||
накладными |
|||
contact wires
|
28 feet |
34 feet |
|
2. Above tracks of railroads operated by |
|||
overhead contact wires
|
30 футов |
34 фута |
|
3. Над и вдоль магистралей в городских районах9 | |||
и выше проходов в сельских районах
|
25 футов |
30 футов |
|
4. Выше районы (другие переносные) |
. где можно управлять транспортными средствами
|
25 футов |
30 футов |
5. Надземные части, доступные для пешеходов |
|||
17 feet |
25 feet |
||
6. Above structures
|
12 feet |
12 feet |
|
7 |
|||
вертикальный зазор над всеми знаками
|
12 футов |
12 feet |
|
8. Vertical clearance above all signs upon |
|||
which men cannot walk
|
8 feet |
8 feet |
|
9. Вертикальный просвет под знаками
|
Запрещено |
Запрещено |
|
6 футов |
6 футов |
(заголовок 24, Часть 3, раздел 3-710-85 (а).)
(c) Очистка из построек. Открытые высоковольтные проводники должны иметь прочную опору независимо от зданий или сооружений и должны находиться на следующем расстоянии от зданий или сооружений:
(1) Они должны располагаться на расстоянии не менее 6 футов по горизонтали от зданий или других сооружений или любой их части. . Если вертикальное расстояние над землей проводников напряжением 7 500 вольт или менее превышает 35 футов, этот горизонтальный зазор от зданий должен быть менее 6 футов, но не менее 4 футов.
(2) Они должны находиться на высоте не менее 12 футов по вертикали над любой частью зданий или сооружений, над которыми они проходят.
(3) Высоковольтные проводники разрешается прикреплять к зданию только в одной точке и должны быть соответствующим образом защищены от случайного прикосновения.
Добавить комментарий